Анализ произведения Бунина «Легкое дыхание. "Легкое дыхание": анализ рассказа Бунина, особенности композиции Отношение автора к героине рассказа легкое дыхание


Про рассказ "Легкое дыхание" нужно сказать, что действия происходят на кладбище. Идет апрель, погода ужасная и холодная. Оля Мещерская - главная героина рассказа. На кресте, который стоит у одной из могил, виднеется портрет девушки, по-видимому, она гимназистка. Бунин создает двойственную атмосферу, переплетает жизнь со смертью, описывает апрель, голые деревья. Это показывает, что жизнь всегда неразлучна со смертью.

Весь рассказ построен на противопоставлении, даже описание жизни главной героини, которая была недолгой, но яркой. Олечка была храброй, красивой девушкой, она пользовалась популярностью, была милой и хорошо каталась на коньках.

Но в последнюю зиму что-то изменилось, Оля вела себя странно, постоянно веселилась и вызывающе одевалась. Низко обошлась с Шеншиным, сначала клялась в любви, а потом просто "играла", что привело к его попытке убить себя.

Под ее чары попадает и Алексей Михайлович Малютин, он намного старше Оли, но это не мешает ей кокетничать с ним.

Казачий офицер, который не походил на людей ее окружения, тоже состоял в отношениях с Олей, она клялась ему в своей любви, в том, что выйдет за него после. Но на вокзале ее слова ранят офицера, она обманула его. Оля рассказывает о связи Алексеем Малютиным, поэтому офицер убивает ее из пистолета.

При прочтении рассказа возникает вопрос, почему же Оля Мещерская вела себя так? А ответ прост - она не понимала того, что делала. Не понимала и не считалась с чувствами других людей.

Олю Блок описывает способной девушкой, но беззаботной и в то же время легкомысленной. Ее сравнивают с бурей, которая может снести все на своем пути.

Но кроме этого, образу Оли противопоставляется образ дамы, которая руководила гимназией, она была не молода, ругала Ольгу за плохое поведение. Она была сестрой Малютина, поэтому старалась уберечь его от ошибки.

Не смотря ни на что, дама приходит на кладбище - и именно в этот момент читатель видит антитезу. Дама сидит рядом с могилой и вспоминает разговор Оли о книге, в которой прописывалось, что девушка должна быть яркой, с горящими глазами. Так приходит понимание того, что после Ольги ничего не осталось, только пустота.

Вариант 2

Так проникновенно, ярко и полно, как Бунин, о любви не писал никто. Он был несомненным мастером описания всех оттенков и нюансов этого чувства. Первая любовь, поглощающая страсть, страдания от неразделённых чувств, безрассудная влюблённость – его перо не знало в этом равных.

Рассказ «Лёгкое дыхание» не исключение. Он описывает короткую, но яркую историю молодой девушки, которая наперекор всем правилам и устоям общества, вела бездумную, полную удовольствий жизнь и шла за своими страстями.

Весь рассказ построен на контрастах. Он начинается с описания могилы главной героини – Ольги Мещерской. Мрачное кладбище, тусклый день, голые ветки деревьев, свежая насыпь ещё больше подчёркивают безрадостность этого места. Поэтому портрет Оленьки на кресте вызывает противоречивые чувства. На нём беззаботная девушка, с весёлыми, полными жизни глазами.

Оля Мещерская рано расцвела, уже в 14 лет она из обычной девочки превратилась в настоящую красавицу. Это не могло не вызвать интереса у противоположного пола, и - неудовольствия у начальницы и учителей гимназии, в которой обучалась Оля. Поклонников было много, девушка не противилась соблазнам. Её беззаботная ветреная жизнь становится почти беспутной, но автор не осуждает героиню за это. Ему нравится Олечкина жажда жизни, смелость с которой она бросает вызов рутине и серости обывателей. В разговоре с начальницей гимназии Оля Мещерская она не скрывает, что ведёт безнравственный образ жизни. И виноват в этом Алексей Малютин, брат начальницы. Это он соблазнил Олю и стал её первым мужчиной. А ведь директриса хотела прочесть Мещерской лекцию о скромности, но нотация не удалась.

Совсем скоро выясняется, что у Оли были любовные отношения с человеком не её круга. Казачий офицер планировал жениться на девушке, но Ольга объявила ему, что её чувства были поверхностны. А в качестве доказательства даёт прочесть страницу из дневника, где описана связь с Малютиным. Становится понятно, что это правда, оскорблённый офицер одним выстрелом убивает Ольгу.

Не только рассказ, вся Олечкина жизнь состояла из противоречий. Красивая, но испорченная. Неглупая, но легкомысленная. Искренняя, но не заботящаяся о чувствах других. Она порхала, подобно бабочке, не думая о будущем и последствиях. Но даже такая короткая жизнь, по мнению автора, привлекательнее унылой и безрадостной жизни классной дамы, которая ходит на могилу Оли. У неё нет той дерзости и жажды жизни, что была у её воспитанницы. Именно там, на могиле, классная дама вспоминает разговор Оли с подругой. В нём девочка признаётся о своём секрете. У настоящей женщины должно быть лёгкое дыхание. Это она прочла в одной из книг отцовской библиотеки. И решила, что и у неё должно быть так же.

У Олечки Мещерской лёгким было не только дыхание. Она с лёгкостью относилась к самой жизни. Очарование и хрупкость красоты, простота восприятия мира, бездумность и легкомысленность – за всё это была заплачена высокая цена. Но Бунин не ставит в рассказе глобальных проблем. Он просто заставляет задуматься, для чего и как живёт человек в этом мире.

Анализ №3

Прочитав название рассказа, сразу возникает вопрос, о чём он. Как-то не понятно. «Легкое дыхание» выражение, которое сразу ассоциируется с медициной. А у Бунина оно ассоциируется с героиней Олечкой Мещерской. Почему? Женщины во все времена были натурами таинственными и непонятными. Многие мужчины пытались постичь женскую душу. Пытался сделать это и Бунин.

Оля была богатая и счастливая девушка. Она сразу бросалась в глаза среди остальных учениц гимназии в этих унылых коричневых платьях - изящная, нарядная, ловкая, с ясным блеском в глазах.

Она старается находить в окружающих её людях и обстановке только хорошее. Вот начальница, несмотря на седину, сохранила моложавость. И кабинет содержит в чистоте и порядке, от голландской печи исходит тепло и пахнет ландышами. Ну как в таком кабинете могут ругать? В друге своего отца Малютине она замечает и вкус в одежде, и прекрасные чёрные глаза, и серебряного цвета бородку.

Такой человечек, как Оля, не способен на мерзкий поступок. Она судила других людей по своим меркам. Да, она была совсем наивным ребёнком. Окружающий мир был ей интересен, он манил её своим разнообразием. Она никак не могла предположить, что в нём живут подлецы, которые могут воспользоваться её детской наивностью и молодой красотой.

В каждом обществе существуют определённые правила поведения. И не всегда то, что делала она, совпадало с этими правилами. Она носилась наперегонки с первоклассницами, радуясь от переполнявших её эмоций, а надо было степенно и чопорно ходить по коридорам гимназии. Оля была, как лёгкое дуновение весеннего ветерка. Как лучик света, пробившийся через мутное оконное стекло.

Надо было слиться с безликой коричневой массой гимназисток и не выделяться из толпы, а она носила гребни в волосах и высокие женские причёски. И на ногах были дорогие изящные женские туфельки. Она так хотела быть взрослой женщиной. Получив первый жестокий урок взрослой жизни, эта полуженщина, полуребёнок возненавидела не только своего соблазнителя Малютина, но и саму себя.

После Олиной смерти на её могилу приходила классная дама, долго там сидела и рассматривала её фото в траурной рамке. Почему? Может быть, она мысленно сравнивала свою придуманную жизнь с Олиной. Завидовала той лёгкости, с которой она жила в жизни. Завидовала её смелости, с которой она бросила вызов обществу.

Сама так жить она не умела, а в душе, наверное, хотела. Хотела скинуть свои годы, своё положение, искренне порадоваться и снегу, и солнцу. Но её сущности хватало только на то, чтобы вязать за письменным столом, как старушка. Старушка в душе, стала старушкой снаружи. Вон и седые волоски появились.

Этого рассказа позволяет сделать вывод о том, что он относится к жанру новеллы. Автору удалось передать в короткой форме историю жизни гимназистки Оли Мещерской, но не только ее. Согласно определению жанра, новелла в уникальном, малом, конкретном событии должна воссоздать всю жизнь героя, а через нее - жизнь общества. Иван Алексеевич посредством модернизма создает уникальный образ девушки, которая еще только грезит о настоящей любви.

Об этом чувстве писал не только Бунин ("Легкое дыхание"). Анализ любви проводили, пожалуй, все великие поэты и писатели, очень разные по характеру и мировоззрению, поэтому в русской литературе представлено множество оттенков этого чувства. Открывая произведение очередного автора, мы всегда находим что-то новое. У Бунина тоже есть своя В его произведениях нередки трагические финалы, заканчивающиеся смертью одного из героев, но она скорее светла, чем глубоко трагична. С подобной концовкой мы сталкиваемся, дочитав "Легкое дыхание".

Первое впечатление

На первый взгляд события кажутся грязными. Девушка играет в любовь с некрасивым офицером, далеким от того круга, к которому принадлежала героиня. В рассказе автор использует так называемый прием "доказательства от возвратного", поскольку даже при столь пошлых внешних событиях любовь остается чем-то нетронутым и светлым, не касается будничной грязи. Придя на могилу Оли, классная руководительница спрашивает себя о том, как все это соединить с чистым взглядом на "то ужасное", что теперь ассоциируется с именем гимназистки. Вопрос этот не требует ответа, который присутствует во всем тексте произведения. Им насквозь пронизан рассказ Бунина "Легкое дыхание".

Характер главной героини

Оля Мещерская представляется воплощением юности, жаждущей любви, живой и мечтательной героиней. Ее образ, вопреки законам общественной морали, увлекает почти всех, даже младшие классы. И даже блюстительница нравов, учительница Оли, осуждавшая ее за раннее взросление, после гибели героини приходит на кладбище к ее могиле каждую неделю, постоянно думает о ней и при этом даже чувствует себя, "как все преданные мечте люди", счастливой.

Особенность характера главной героини рассказа в том, что она жаждет счастья и может найти его даже в столь уродливой действительности, в которой ей пришлось оказаться. Бунин "легкое дыхание" использует как метафору естественности, жизненной энергии. так называемой "легкости дыхания" неизменно присутствует у Оли, окружая ее особым ореолом. Люди чувствуют это и поэтому тянутся к девушке, при этом даже не умея объяснить, почему. Она всех заражает своей радостью.

Контрасты

Произведение Бунина "Легкое дыхание" построено на контрастах. С первых же строк возникает двоякое ощущение: пустынное, грустное кладбище, холодный ветер, серый апрельский день. И на этом фоне - портрет гимназистки с живыми, радостными глазами - фотография на кресте. Вся жизнь Оли также построена на контрасте. Безоблачному детству противопоставляются трагические события, произошедшие в последний год жизни героини рассказа "Легкое дыхание". Иван Бунин часто подчеркивает контраст, разрыв между реальным и кажущимся, внутренним состоянием и внешним миром.

Фабула рассказа

Фабула произведения довольно проста. Счастливая юная гимназистка Оля Мещерская сначала становится добычей друга своего отца, пожилого сластолюбца, после чего - живой мишенью для вышеупомянутого офицера. Ее гибель подвигает на "служение" ее памяти классную даму - одинокую женщину. Однако кажущуюся простоту этого сюжета нарушает яркое противопоставление: тяжелый крест и живые, радостные глаза, невольно заставляющее сжаться сердце читателя. Простота сюжета оказалась обманчивой, поскольку рассказ "Легкое дыхание" (Иван Бунин) не только о судьбе девушки, но и о несчастной доле классной дамы, которая привыкла жить чьей-то чужой жизнью. Интересны и взаимоотношения Оли с офицером.

Взаимоотношения с офицером

Уже упомянутый офицер по сюжету рассказа убивает Олю Мещерскую, введенный поневоле в заблуждение ее игрой. Он это сделал потому, что был близок с ней, верил в то, что она его любит, и не мог пережить разрушение этой иллюзии. Далеко не любой человек может вызвать в другом столь сильную страсть. Это говорит о яркой личности Оли, считает Бунин ("Легкое дыхание"). Поступок главной героини был жесток, но ведь она, как нетрудно догадаться, обладая особым характером, одурманила офицера неумышленно. Оля Мещерская в отношениях с ним искала мечту, но ей не удалось ее найти.

Виновата ли Оля?

Иван Алексеевич считал, что рождение не является началом, а следовательно, смерть - не конец существования души, символом которой и является определение, которое использовал Бунин, - "легкое дыхание". Анализ его в тексте произведения позволяет сделать вывод о том, что это понятие - души. Она не исчезает бесследно после смерти, а возвращается к источнику. Об этом, а не только о судьбе Оли, произведение "Легкое дыхание".

Иван Бунин не случайно затягивает объяснение причин смерти героини. Возникает вопрос: "Может быть, она виновата в случившемся?" Ведь она легкомысленна, кокетничает то с гимназистом Шеншиным, то, пусть неосознанно, с другом отца Алексеем Михайловичем Малютиным, соблазнившим ее, затем почему-то обещает офицеру выйти за него замуж. Для чего ей понадобилось все это? Бунин ("Легкое дыхание") анализирует мотивы поступков героини. Постепенно становится ясно, что Оля прекрасна, как стихия. И столь же вненравственна. Она стремится во всем дойти до глубины, до предела, до сокровенной сути, а мнение окружающих не интересует героиню произведения "Легкое дыхание". Иван Бунин хотел сказать нам о том, что в поступках гимназистки нет ни чувства мести, ни осмысленного порока, ни твердости решений, ни боли раскаяния. Получается, что ощущение полноты жизни способно быть губительным. Трагична (как у классной дамы) даже неосознанная тоска по ней. Поэтому каждый шаг, каждая деталь жизни Оли грозят катастрофой: шалость и любопытство могут привести к серьезным последствиям, к насилию, а легкомысленная игра с чувствами других людей - к убийству. К такой философской мысли подводит нас Бунин.

"Легкое дыхание" жизни

Сущность героини в том, что она живет, а не просто исполняет роль в спектакле. В этом же и ее вина. Быть живым, не соблюдая при этом правил игры, - значит быть обреченным. Среда, в которой существует Мещерская, полностью лишена целостного, органического чувства прекрасного. Жизнь подчинена здесь строгим правилам, нарушение которых ведет к неизбежной расплате. Поэтому трагичной оказывается судьба Оли. Ее гибель закономерна, считает Бунин. "Легкое дыхание", однако, не умерло вместе с героиней, а растворилось в воздухе, наполнив его собою. В финале звучит таким образом мысль о бессмертии души.

Меню статьи:

Рассказ «Лёгкое дыхание» – одно из самых сложных и философски наполненных произведений И.А. Бунина. Перед читателем открывается довольно простая история из жизни обычной гимназистки, но именно она заставляет задуматься о многих насущных вопросах не только современности, но и бытия.

«Лёгкое дыхание» по жанровым особенностям относится к новелле, которая ставит перед собой задачу посредством уникального и конкретного события показать не только судьбу своего героя, но и воссоздать картину жизни всего общества, включая его пороки и заблуждения.

Композиция рассказа сложная и необычная. За основу взят приём обратного повествования. В начале произведения читатель узнаёт – главная героиня Оля Мещерская мертва, а далее знакомится с ней и историей её жизни, уже понимая, что она будет трагичной.

Анализ произведения Бунина «Лёгкое дыхание»

Композиционные сдвиги и контрасты встречаются на протяжении всего рассказа. Сначала идёт повествование из настоящего (могила девушка), которое переходит к событиям прошлого (описание жизни в гимназии). Затем читатель возвращается ко времени, близкому к настоящему, – смерть Оли и следствие над офицером, совершившим убийство. После чего повествование снова перемещается в прошлое, рассказывая о пошлой связи между девушкой и Малютиным. Вот опять описывается настоящее: классная дама по пути к кладбищу, где похоронена героиня. Заканчивается произведение очередной отсылкой к прошлому – диалогу Оле Мещерской со своей подругой и её размышлениях о «лёгком дыхании» женщины.

В каждом эпизоде, рассказывающем об этапе жизни Мещерской (взросление, нравственное падение и гибель) автор обращается к различным формам: повествованию, портрету, речи действующих лиц, пейзажным зарисовкам, записям из дневника и авторским ремаркам.

Время произведения постоянно прерывается или останавливается, а читатель восстанавливает хронологию произошедшего. Повествование размыто, но благодаря этому чтение новеллы не только вызывает интерес, но и придаёт новые смыслы, даёт ответ на главный вопрос: «Почему судьба Оли настолько трагична?»

Виноваты в случившемся все. Это и классная дама, которая не смогла наладить общение со своей ученицей, подсказать ей советом и стать наставницей. Естественно, это Малютин, обольстивший и совративший Олю. Есть доля вины и на плечах родителей девушки, о которых в рассказе упоминается немного. Разве они не были обязаны оберегать свою дочь от легкомыслия и как минимум не заводить дружбу с таким человеком, как Малютин.

Трагический исход предопределило и отношение Оле Мещерской к жизни. Человек также ответственен за свою судьбу и то, что происходит с ним. И.А. Бунин говорит об этом в своём произведении предельно отчётливо.

Интерпретация «Легкого дыхания» в контексте психологии искусства

Книга о психологии искусства принадлежит выдающемуся психологу и культурологу Льву Выготскому. В частности, автор занимается также рассмотрением рассказа Ивана Бунина. По мнению Выготского, в рассказе писатель новаторски вводит две линии повествования, которые развиваются параллельно и не вписываются в традиционный хронотоп (термин Михаила Бахтина – другого, не менее именитого российского культуролога). Это сюжетные линии.

Первая линия посвящена посещению могилы Оли Мещерской. По сути, эта часть, повествующая о классной даме девушки, о директрисе пансионата, в котором училась Ольга. Женщина использует могилу Оли как площадку для воображаемой реализации собственных несбыточных надежд и мечтаний. Классная дама словно примеряет на себя жизнь Оли Мещерской. Вторая же линия – основная – это рассказ о судьбе умершей девушки. Героиня Бунина прожила короткую, но яркую жизнь, и читатель вполне может сравнить Олю с мотыльком, который живет всего один день.

Также Выготский пишет о линиях, находящихся вне самой истории Бунина. Таким образом, одна линия – это то, что «поэт взял как готовое» (имеется в виду описание природы, кладбища, быта, пансиона, повседневности, характеров и т. д.), а вторая линия – это «расположение этого материала по законам художественного построения». Первую линию Выготский называет материалом или фабулой произведения, а вторую – формой или сюжетом. В свою очередь, сюжет разветвляется еще на две хронологически несогласованных линии, о которых мы писали выше.

Характеристика главных персонажей рассказа «Лёгкое дыхание»

Оля Мещерская – главная героиня рассказа. Она дочь зажиточных родителей. Лучше всех танцует на балах и катается на коньках. Девушка отличается от своих сверстниц красотой и женственностью: рано «стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам», а «в пятнадцать она слыла уже красавицей». Оля противопоставлена другим гимназисткам своим отношением к жизни. Если другие тщательно причёсывались, были очень чистоплотны, «следили за своими сдержанными движениями», то героиня рассказа не боялась «ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос».

В её образе переплетается детская наивность, искренность, простота с небывалой женственностью и красотой. Такое губительное сочетание послужило причиной зависти, ревности, появления тысячи слухов о том, что она ветрена, не способна любить и доводит своим поведением любимого человека до самоубийства. Однако автор отчётливо даёт понять, что эти мнения людей об Ольге Мещерской беспочвенны. Её красота и неповторимость привлекает не только молодых людей, но и зло с роковым исходом.

К героине тянутся дети, которые чувствуют в ней хорошего человека. Рассказчик постоянно упоминает об Оле только в контексте прекрасных пейзажей и гармоничных мест. Когда она катается на коньках, то на улице погожий розовый вечер. Когда девушка на прогулке, то солнце блестит «через весь мокрый сад». Всё это указывает на симпатию автора к своему персонажу.

Ольга всегда тянется к прекрасному, совершенному. Её не устраивает обывательское отношение к себе и жизни. Однако именно такая позиция главной героини вместе с её неповторимостью и душевной тонкостью предопределяют трагический исход. Разве могло быть по-другому? Нет. Оля Мещерская противопоставлена всему миру, её поступки неосознанны, а поведение не зависит от современных норм и правил, принятых в обществе.

Остальные персонажи, включая классную даму, Малютина, подругу Оли и прочее окружение, введены автором лишь для того, чтобы акцентировать индивидуальность героини, её необычность и незаурядность.

Главная идея рассказа «Лёгкое дыхание»

Исследователи давно пришли к выводу, что понять замысел автора помогает не столько внешний, сколько внутренний сюжет, наполненный психологическим, поэтическим и философским смыслами.

Героиня рассказа легкомысленна, но в хорошем смысле этого слова. Неосознанно она подвергается любовной связи с Малютиным, другом отца. Но разве в этом есть вина девушки, которая поверила взрослому человеку, говорившему о чувствах к ней, проявлявшему, как оказалось, показную доброту и казавшегося настоящим кавалером?

Оля Мещерская не похожа на всех остальных персонажей, противопоставлена им и в то же время одинока. Эпизод падения и отношений с Малютиным только обострил внутренний конфликт и протест героини.

Мотивы главной героини
Ряд исследователей считают, что героиня сама искала смерти. Она специально передала лист из дневника офицеру, который узнал о порочной связи своей возлюбленной и расстроился так, что выстрелил в девушку. Тем самым Ольга вырвалась из замкнутого порочного круга.

Другие литературоведы полагают, что одна ошибка, т.е. порочная связь с Малютиным, не заставила девушку задуматься о случившемся. В результате чего, Ольга завела отношения с офицером, не имевшим «ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала», совершив вторую по счёту и уже роковую ошибку.

Рассмотрим эпизод прощания с офицером на вокзале с другого ракурса. Ольга отдала ему самое ценное и сокровенное – лист с записью из дневника. Что если она любила своего будущего убийцу и решила рассказать горькую правду о случившемся с ней. Правда, офицер воспринял это не как признание, а как насмешку, обман той, кто «поклялась быть его женой».

Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием повести , посвященной теме трагической любви.

Одна из самых известных повестей открывает читателю Россию начала ХХ века, не пытаясь приукрасить реальную жизнь людей.

При интерпретации рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание» читателю открывают не только разные смыслы, но и варианты трактовки событий. Причин случившейся трагедии в произведении много, как и попыток объяснить их.

С уверенностью можно сказать о том, что образ Ольги Мещерской противоречив, но симпатичен автору. Тогда как окружающий мир показан скудным и серым, не способным на чувства, поступки и понимание происходящего. Это подтверждают образы Малютина, начальницы гимназии, казачьего офицера. Окружение героини не просто чуждо, а враждебно красоте, своей глупостью и пошлостью губит то необыкновенное и неповторимое, что есть в человеке – «лёгкое дыхание» или желание жить, отдавшись своим чувствам и эмоциям.

"Легкое дыхание", как справедливо полагают исследователи, один из самых чарующих и загадочных рассказов Бунина. Его блистательный анализ был предложен известным психологом, занимающимся проблемами художественного творчества, Л. С. Выготским. Анализ рассказа исследователь начал с названия, которое, по его мнению, и является своеобразной доминантой повествования и "определяет собой все построение рассказа". Как отмечает исследователь, «это рассказ не об Оле Мещерской, а о легком дыхании; его основная черта — это то чувство освобождения, легкости, отрешенности и совершенной прозрачности жизни, которое никак нельзя вывести из самих событий, лежащих в его основе».

Эти мысли были высказаны Л. Выготским в 1965 году в книге "Психология искусства". Даже сейчас, спустя почти полвека, они вызывают нешуточные споры. Во-первых, исследователи во многом не соглашаются с такой однозначной трактовкой названия рассказа, справедливо полагая, что в тексте «легкое дыхание» служит обозначением одного из слагаемых женской красоты («Я... прочла, какая красота должна быть у женщины».) Безусловно, даже принятие такого кодекса красоты говорит о душевной ущербности героини. Однако в рассказе нет никакого нравственного суда над Олей Мещерской: страстное жизнелюбие главной героини очень по душе повествователю. Ему по душе также и та гармония, которая воцаряется в душе героини, когда она ощущает свое единство с миром, с природой, с собственной душой.

"Быть предельно живым — значит быть предельно обреченным, — заметил однажды современный литературовед С. Вайман. — Такова ужасающая истина бунинского мироощущения". Как видно, приведенные выше комментарии лишь развивают отдельные положения, выдвинутые Л. С. Выготским. Собственно расхождения между ним и современными исследователями начинаются тогда, когда речь заходит о причинах несостоявшейся жизни Оли Мещерской. Оппоненты Выготского склонны видеть их в бездуховности существования, в отсутствии нравственно-этических норм и приводят в доказательство разговор в кабинете начальницы, историю с казачьим офицером, а самое глазное — историю классной дамы, которая сначала хотела посвятить себя брату, «ничем не замечательному прапорщику», потом вообразила себя "идейной труженицей" и, наконец, нашла себя в исступленном служении памяти своей воспитанницы.

Особенности композиции рассказа "Легкое дыхание"

Один из исследователей справедливо заметил, что оригинальность композиции «Легкого дыхания» состоит в том, что она исключает всякий интерес к сюжету как таковому. Действительно, повествование начинается с финала жизни Оли Мещерской, с описания ее могилы и заканчивается, по существу, тем же. Автор-повествователь переносит действие рассказа из прошлого в настоящее, смешивая два плана повествования, вводя в ткань художественного текста отрывки из дневника Оли Мещерской, строя отдельные фрагменты текста по контрасту: настоящее — прошлое, веселое — грустное, живое — мертвое. Начинается рассказ как эпитафия, «эпитафия девичьей красоте», по меткому выражению К. Г. Паустовского. Перед глазами читателей мелькают, как кадры хроники, безрадостные картины убогой провинциальной жизни, появляются и исчезают немногочисленные герои, и постепенно на страницах произведения встает иной мир, мир, враждебный красоте, и возникает «рассказ совсем о другом: об обреченности красоты и молодости на гибель» (Ю. Мальцев).

Скачать:


Предварительный просмотр:

О «Легком дыхании» Бунина

Литературы высшей категории

Иванникова В.И.

МБОУ лицей №8

Г. Ставрополь

Данный материал не конспект урока, но и не статья в классическом понимании слова. Это мои видение того, что хотел сказать Бунин своим рассказом «Лёгкое дыхание», а также анализ уроков в разных 11-ых классах по этому произведению, сохранивший логику этих уроков, благодаря чему каждый учитель сможет легко восстановить их структуру и создать свой собственный урок.

В преддверии Октября Бунин пишет рассказы о потерянности и одиночестве человека, о катастрофичности его бытия, о трагедии его любви, о мимолетности и хрупкости красоты в нашей жизни. Пожалуй, наиболее полное выражение все эти темы нашли в поэтической миниатюре «Легкое дыхание», в которой рассказана печальная история гимназистки Оли Мещерской, построенная как цепь воспоминаний и раздумий о судьбе героини, вызванных созерцанием ее могилы. Нельзя не согласиться с исследователем жизни и творчества И.А. Бунина Смирновой Л.А., которая назвала рассказ «Легкое дыхание» жемчужиной бунинской прозы – «так лаконично и ярко запечатлен в нем образ героини, так трепетно передано чувство Прекрасного, несмотря на безрадостную ее судьбу».

При изучении творчества писателя в школе обойти стороной это произведение кажется невозможным: оно одинаково пленяет и учителей, и старшеклассников. Вызывая живой отклик в душах учащихся, ведь героиня – их ровесница, жизнь которой так нелепо и трагически оборвалась, рассказ тем не менее оказывается для них сложным с точки зрения понимания и осмысления основной мысли, мотивов поведения главной героини, кажущейся противоречивости ее поступков. Тем более что и в литературоведении, и в критике нет однозначной оценки этого произведения. Так, психолог Л.С. Выготский свел все содержание бунинского рассказа к любовным связям Оли с Малютиным и казачьим офицером – все это «свело ее с пути». К.Паустовский утверждал: «Это не рассказ, а озарение, сама жизнь с ее трепетом и любовью, печальное и спокойное размышление писателя – эпитафия девичьей красоте». Н. Кучеровский дал свой вывод: «Легкое дыхание» - не просто и не только «эпитафия девичьей красоте», но и – эпитафия духовному «аристократизму» бытия, которому в жизни противостоит грубая и беспощадная сила «плебейства». Л.А.Смирнова считает, что «Оля … не замечает легкомысленного своего упоения пустыми удовольствиями… Рассказ «Легкое дыхание» развивает коренную тему Бунина – опасного для человеческих отношений и для судьбы личности бессознательного состояния».

По-разному истолковывается эта миниатюра и школьными учителями. У меня как у учителя-практика, не в первый раз изучающего данное произведение со старшеклассниками, сложился свой взгляд на «Легкое дыхание», свой вариант изучения этого рассказа на уроках литературы в 11 классе.

Общеизвестен факт, что проза Бунина очень часто перекликается с его поэтическим творчеством. Рассказ «Легкое дыхание» написан в 1916 году, и по духу, настроению, общей тематике наиболее близки ему, на мой взгляд, стихотворения «Эпитафия» и «Свет незакатный» (сентябрь 1917г.), а также написанный ранее «Портрет» (1903 г.).

Эпитафия

На земле ты была точно дивная райская птица

На ветвях кипариса, среди золоченых гробниц.

И лучистые солнца сияли из черных ресниц.

Рок отметил тебя. На земле ты была не жилица.

Красота лишь в Эдеме не знает запретных границ.

19.IX.17

Свет незакатный

Там, в полях, на погосте,

В роще старых берез,

Не могилы, не кости –

Царство радостных грез.

Летний ветер мотает

Зелень длинных ветвей –

И ко мне долетает

Свет улыбки твоей.

Не плита, не распятье –

Предо мной до сих пор

Институтское платье

И сияющий взор.

Разве ты одинока?

Разве ты не со мной

В нашем прошлом, далеком,

Где и я был иной?

В мире круга земного,

Настоящего дня,

Молодого, былого

Нет давно и меня!

24.IX.17

Стихотворения «Эпитафия» и «Свет незакатный» взяты мною в качестве эпиграфа к уроку. С их обсуждения урок начинается. Непосредственный анализ произведения открывается вопросом:

Какие чувства и эмоции вызывает у вас главная героиня рассказа Оля Мещерская? Ответы учащихся показывают, что восприятие героини молодыми людьми очень разное, эмоции сложные и противоречивые. Кому-то девушка нравится своей красотой, естественностью, независимостью; многие осуждают ее за легкомысленное поведение и ветреность, кого-то Оля одновременно и притягивает и отталкивает, но у большинства старшеклассников вызывает недоумение связь героини с казачьим офицером. После подведения итогов ученического восприятия переходим к вопросу:

А как автор, на ваш взгляд, относится к своей героине? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспоминаем особенности поэтики Бунина, которые изучались на предыдущих уроках. Бунин очень лаконичен в выражении своего отношения к героям и, тем не менее, по тем словам, которые подбирает автор, и особенно по интонации, настроению, передаваемым писателем, его отношение определить можно. Учащиеся, зачастую не понимая смысла произведения, обычно очень точно чувствуют его атмосферу. Настроение легкой грусти, печали, сожаления об ушедшей из жизни героине, которым проникнуто «Легкое дыхание», безошибочно ощущается ими. А еще многие старшеклассники говорят о том, что автор, как им кажется, любуется своей героиней. По мнению учащихся, это отражается и в названии произведения (красивом, поэтичном, воздушном, как сама главная героиня, – высказывания учащихся), и в подслушанном классной дамой разговоре Оли с подругой о женской красоте, и в последних строчках рассказа. Очевидно, что чувства учащихся и автора по отношению к Оле Мещерской разные. Пытаемся понять, чем вызвано такое настроение Бунина, его любование героиней и отношение к ней, ведь поступки и поведение Оли вряд ли можно назвать нравственными. И в первую очередь обращаем внимание на то, как и сколько раз изображены в этой поэтической миниатюре глаза и взгляд Оли, ведь глаза – это зеркало души (одному или нескольким учащимся дается предварительное задание – найти и выписать все эпитеты, которые дает автор глазам героини). Вот эти эпитеты: «фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами», «ясный блеск глаз», «сияя глазами», «глядя на нее ясно и живо», «чьи глаза так бессмертно сияют», «с этим чистым взглядом». Такое пристальное внимание к глазам героини, я думаю, случайностью быть не может. Чистый, ясный, сияющий взгляд говорит о том, что так же чиста и душа Оли. Но как тогда можно объяснить связь героини с Малютиным и казачьим офицером, слухи о ее ветрености, легкомысленности и непостоянстве? Чему нам верить – чистому взгляду Оли или ее поступкам? Обращаемся к подслушанному классной дамой разговору Оли с ее подругой о женской красоте (эпизод зачитывается подготовленной ученицей или инсценируется). Из всех признаков красоты эта девочка каким-то внутренним чутьем выбирает самое важное, бессмертное - легкое дыхание. Вопрос к старшеклассникам:

Какие ассоциации рождает у вас словосочетание «легкое дыхание»? Чистота, свежесть, свобода, неуловимость, непосредственность. Эти слова чаще всего звучат в ответах учащихся. Обращаем внимание на то, что все это признаки не внешней, а внутренней красоты. И все они – и внешние, и внутренние признаки – присутствуют в Оле Мещерской. Вот чем пленяет главная героиня рассказа: в ней органически слились физическая и духовная красота, которые, только соединившись воедино, создают гармонию. Внутренняя цельность и гармоничность, дар женственности и красоты, себя не замечающих и не осознающих, талант жить полной жизнью – это именно то, что выделяет Олю среди других. Именно поэтому «она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена…».

А теперь обратимся к тому, что произошло с Олей летом и о чем мы узнаем из ее дневника. Вопрос к учащимся:

Как воспринимается произошедшее героиней? Какие строки дневника кажутся вам самыми важными? Старшеклассники отмечают поразительное спокойствие и даже какую-то отстраненность героини при описании того, что с ней случилось, в начале дневника и буквально взрыв эмоций в самом конце: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..». Именно эти строки, по мнению учащихся (и я с ними абсолютно согласна), являются самыми значимыми, так как дают возможность понять характер и поступки Оли Мещерской и все последующие события. Отвечая на вопросы: «Что произошло с Олей? Как вы понимаете слова «я никогда не думала, что я такая!»? О каком выходе, на ваш взгляд, идет речь?», учащиеся приходят к выводу о том, что героиня утратила свое «легкое дыхание», свою чистоту, невинность, свежесть, и эта потеря воспринимается ею как трагедия. Судя по всему, единственный выход, который она видит, – уйти из жизни.

Но как тогда понять поведение Оли в последнюю зиму ее жизни? Мы обращаемся к этому эпизоду, уже зная, что произошло с героиней летом. Задача учащихся – найти слова и предложения, показывающие состояние Оли. Старшеклассники выделяют следующие предложения: «В последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии …», « незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки , что она ветрена, не может жить без поклонников», «… толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой .». Акцентируем внимание учащихся на выделенных словосочетаниях: « как говорили в гимназии », « уже пошли толки», « казалась самой беззаботной, самой счастливой ». В большинстве случаев юноши и девушки способны самостоятельно сделать вывод о том, что это внешний, далекий от истинного понимания того, что на самом деле происходит в душе героини, взгляд. Оля действительно только кажется беззаботной и счастливой. И ее сумасшедшее веселье – это, на мой взгляд, лишь попытка забыться, уйти от боли, от того, что случилось летом. Попытка, как мы знаем, неудачная. Почему? Мне сложно согласиться с теми критиками и учителями, которые говорят о том, что Оля не замечает своего упоения пустыми удовольствиями, что она легко и беззаботно порхает по жизни, незаметно для себя и спокойно переступая через нравственные нормы и правила, что она «грешница», не помнящая своего падения». На мой взгляд, бунинский текст не дает нам оснований для таких выводов. Оля не может смириться с утратой «легкого дыхания», с осознанием, «что она такая!». Героиня судит себя сама, и ее нравственный максимализм не дает ей возможности оправдания. Каков же выход? Оля найдет его. Учащиеся вновь обращаются к тексту, зачитывается (мы инсценируем данный эпизод) эпизод, в котором трагически обрывается жизнь героини. Вопрос к учащимся:

Как вы считаете, убийство Оли Мещерской казачьим офицером - трагическая случайность? (задача учащихся – найти слова и выражения, помогающие понять мотивы и причину Олиных поступков). Самостоятельно или с помощью учителя старшеклассники выделяют следующие моменты: «казачий офицер, некрасивый и плебейского вида , не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская», «сказал, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой , а на вокзале… вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке – одно издевательство над ним, и дала ему прочитать ту страничку дневника, где говорилось о Малютине». Все выделенные фразы и слова, на мой взгляд, однозначно говорят нам о намеренности, сознательности, целенаправленности поступков главной героини. Совершенно очевидно, что, заводя роман с «некрасивым… плебейского вида» казачьим офицером не своего круга, Оля преследовала какую-то цель. А ее поведение на вокзале, в момент прощания, - не что иное, как провокация. Провокация, которая не могла закончиться иначе как выстрелом. И этот выстрел, трагически оборвавший жизнь Оли Мещерской, есть тот единственный выход, который был найден героиней рассказа: уйти от самой себя, смириться с потерей «легкого дыхания» не удалось, жить дальше с осознанием, что она «такая», - невозможно. Но самостоятельно уйти из жизни той, кто является, по мнению писателя, воплощением самой жизни, мужества не хватило. И Буниным показана не сцена убийства, а удавшаяся попытка самоубийства. Осознание данного факта заставляет учащихся другими глазами посмотреть на главную героиню рассказа. Утратив физическую чистоту и невинность, Оля Мещерская не утратила своей цельности и духовной чистоты – ее нравственный максимализм тому подтверждение. А своей смертью она вернула себе вновь «легкое дыхание, которое снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

Что же хотел сказать Бунин своим рассказом, в чем его сокровенный смысл? Ответить на этот вопрос нам помогает композиция рассказа. Она очень сложна и на первый взгляд хаотична, но только на первый… Именно такое построение рассказа, на мой взгляд, дает нам ключ к разгадке и пониманию сути произведения. Вместе с учащимися чертим композиционную схему рассказа: «Легкое дыхание» (в данном случае название, несомненно, является полноправным элементом композиции) – кладбище – период расцвета героини и ее последняя зима, включая разговор с начальницей гимназии (внешний взгляд на героиню) – сцена убийства – дневник – вновь кладбище – история классной дамы – подслушанный ею разговор Оли с подругой о легком дыхании – финал рассказа («Теперь это легкое дыхание…»). После составления схемы становятся очевидными и кольцевая композиция, причем двойная (кладбище – кладбище, легкое дыхание – легкое дыхание), этой лирической миниатюры, и центральное место дневника Оли, и то, что автор ведет нас от внешнего взгляда на героиню к постижению ее внутренней сути. Все это, по словам Л.А.Смирновой, «позволяет сохранить удивительное дыхание красоты, «бессмертно сияющие» «чистым взглядом» глаза» главной героини. Я не могу с ней не согласиться, тем более что композиционно кольцо «кладбище – кладбище» находится внутри кольца «легкое дыхание – легкое дыхание». Таким образом, всем строем своего рассказа, овеянного тихой грустью и лирикой, ритмичного, как дыхание главной героини, рассказа, написанного в разгар 1-ой мировой войны, И.А Бунин убеждает нас в торжестве жизни над смертью, в хрупкости и вместе с тем неуничтожимости красоты и любви.

Анализ рассказа будет неполным без обсуждения еще двух вопросов:

Какую роль в рассказе играет разговор главной героини с начальницей гимназии? Зачем в произведении о жизни и смерти Оли Мещерской дана история ее классной дамы? Эти вопросы предлагаются учащимся в качестве домашнего задания, и с их обсуждения начнется следующий урок по творчеству И.А.Бунина.

Литература:

1. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин. – М., «Просвещение», 1991. -192с.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987. – с.140-156.