Безмолвное чтение. Быстрое чтение без проговаривания При чтении без артикуляции не понимаю прочитанное


Не так давно на нашем ресурсе был опубликован очень , посвящённый скорочтению и различным его аспектам. Однако, несмотря на то, что тренинг вполне самодостаточен и продолжает пользоваться успехом у наших читателей, мы всё же решили в качестве дополнения к нему опубликовать отдельную статью, посвящённую именно теме подавления артикуляции во время чтения, ведь этот вопрос волнует огромное количество людей, любящих книги и увлекающихся чтением. Итак, приступим.

Немного о чтении и артикуляции

Благодаря исследованиям в области лингвистики советского лингвиста и психолога Николая Ивановича Жинкина было выявлено, что чтение представляет собой процесс одновременного приёма и выдачи речи. Во время чтения человек воспринимает текст, т.е. принимает и обрабатывает письменную речь, а по завершению чтения он составляет какое-то представление о том, что только что прочёл, тем самым выдавая результат обработки речи. И на этапе усвоения материала речевые процессы играют немаловажную роль. И именно от их организации зависит то, как быстро читает человек.

Изучение процесса чтения показали, что всего возможны три варианта чтения:

  • Артикуляция – чтение с проговариванием читаемого текста вслух (характеризуется малой скоростью)
  • Чтение про себя – чтение с проговариванием читаемого текста про себя, т.е. со скрытой артикуляцией (возможна высокая скорость)
  • Чтение без артикуляции – чтение молча, с максимальным подавлением скрытой артикуляции, выражающейся в восприятии ключевых слов и основных смысловых рядов (самый совершенный и быстрый способ чтения)

Очевидно, что любая артикуляция существенно замедляет процесс чтения, и если есть желание научиться читать быстрее, то от неё нужно избавляться. Однако здесь возникает вопрос: не будет ли подавление артикуляции отрицательно сказываться на восприятии и осмыслении поступающей информации? Ведь далеко не секрет, что, например, когда требуется запомнить что-либо, человек несколько раз проговаривает это про себя, иначе говоря, просто заучивает. Здесь же можно привести в пример результаты научных изысканий в области внутренней речи при чтении одного из выдающихся отечественных психологов и специалистов в сфере психологии мышления и речи Александра Николаевича Соколова. Согласно им, как уже говорилось, внутренняя речь представляет собой мысленную речь, возникающую в момент сосредоточения на чём-либо, решения какой-то задачи, а также при чтении и написании. Эта внутренняя речь отличается от внешней тем, что произношение в ней носит беззвучный и свёрнутый характер. Внутренняя речь — это так называемые кванты мысли человека, реализующиеся другим кодом. Но слова в ней могут быть эффективно заменены зрительными образами и пространственными схемами, в которых группы из нескольких слов могут быть выражены одним словом, которое обобщает смысл всей фразы.

Также было отмечено, что люди, владеющие навыками быстрого чтения, могут изначально без проговаривания текста улавливать авторский замысел, а затем уже усваивать его на уровне внутренней артикуляции. Получается, что одновременно с высокой скоростью чтения текста, происходит и его глубокое понимание и усвоение – главная идея осознана изначально, а последующий текст служит её уточнением. Короче говоря, человек способен читать быстро и практически без артикуляции, и при этом понимать читаемый материал на 100%. Чтобы такому чтению научиться, нужно реализовать два этапа: сократить артикуляцию, если она имеет место быть и оказывает заметное влияние на процесс чтения, и овладеть особыми приёмами чтения, в которых текст воспринимается как отдельные блоки информации. Но т.к. статья посвящена именно артикуляции, мы не будем касаться методик быстрого чтения, а разберём несколько основных способов подавления внутренней речи.

Подавление артикуляции

Мозг человека обрабатывает огромную часть информации, воспринимаемой посредством зрения. Из этого следует, что именно на зрение ложится очень серьёзная и ответственная функция, однако нередко она связана и другими функциями, например, с двигательной и речевой, что отчётливо прослеживается при чтении. Множество людей подвержены во время чтения непроизвольной артикуляции, которая снижает его скорость и влияет на качество восприятия прочитанного материала. А полноценно воспринять прочитанное довольно сложно, когда вместе со зрительной функцией работает речевая. Следовательно, артикуляция — это помеха чтению. И подавить её можно посредством занятия речевой функции и своего внимания другими процессами.

Первый способ подавления артикуляции

Во время чтения можно вести отсчёт от единицы. Т.е., читая текст, проговаривать не слова, а считать: один, два, три, четыре и так до бесконечности. Это кажется довольно сложным на первый взгляд, но превосходно подавляет артикуляцию, избавляет от необходимости повторять или проговаривать прочитанные слова. Причём, эта техника считается наиболее простой и результативной из всех, и применяется многими быстрочитающими людьми.

Второй способ подавления артикуляции

Этот способ основывается на произношении прочитанных слов с небольшой задержкой – каждое слово воспроизводится уже в то время, когда читается следующее. На практике это осуществляется сложнее, чем первая техника, и сделать это без тренировки под силу не каждому. В некоторых случаях овладеть этой техникой можно только при помощи специалиста.

Третий способ подавления артикуляции

Ещё один популярный и часто применяемый на практике способ. Он заключается в том, что во время чтения человек проговаривает какие-то стихи и куплеты из песен. Используя этот метод, человек программирует свою дикцию на произношение отвлечённого, но хорошо знакомого материала, что выполняется организмом гораздо проще, нежели проговаривание только что прочитанного.

Четвёртый способ подавления артикуляции

Этот способ ещё называют «методом речевых помех». Смысл его заключается в том, что во время чтения нужно выстукивать рукой особый ритм:

  • Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек

Данный ритм нужно выстукивать как можно чётче, т.к. концентрация внимания происходит не на речевой функции и проговариваемом тексте, а больше на движении и выстукивании ритма, что и позволяет читать быстрее без артикуляции.

Пятый способ подавления артикуляции

Во время чтения можно сознательно повышать и понижать его скорость, благодаря чему исчезает внутреннее проговаривание текста. Менять скорость лучше всего при помощи специально настроенного метронома, который будет задавать темп.

Шестой способ подавления артикуляции

Произведение во время чтения различных движений пальцами или руками. За эти действия отвечает большая часть мозгового двигательного центра, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполнимыми. Нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание. К примеру, читая книгу, можно время от времени отводить назад согнутую в локте левую руку или выпрямлять поочерёдно по одному пальцу правой руки.

Седьмой способ подавления артикуляции

Согласно этому способу, чтение должно происходить под специально подобранный темп, который не может быть совместим с проговариванием или же усложняет его. Нужно выбрать для себя такой темп чтения, когда слова будут успевать восприниматься только визуально и речевая функция просто не успеет быть задействована. Поиск подходящего темпа производится экспериментальным путём.

Восьмой способ подавления артикуляции

Данный способ одновременно и приятен и полезен – это прослушивание музыки при чтении. Музыка, играющая на фоне, должна быть лёгкая и не навязчивая. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии.

И ещё один способ , направленный на борьбу с артикуляцией – создание помехи. Читая текст, нужно держать у губ палец, словно вы хотите показать кому-то жест «тише». При прочтении нужно контролировать губы и легко скользить взглядом по тексту. Для начала можно выполнять это упражнение на малой скорости, постепенно повышая её. Но повышать скорость следует лишь тогда, когда вы уверены в том, что смысл текста полностью понимается на предшествующей скорости.

Таковы основные способы избавления от артикуляции при чтении. Выполняйте их — и результат не заставит себя долго ждать. Но помните, что ни один из способов не должен стать привычным и применяться на автомате. Главная задача – поставить себя в максимально неудобное для проговаривания текста положение. Поэтому, применяйте разные методы, усложняйте их и пробуйте всячески модифицировать. Со временем вы сможете добиться того, что любая артикуляция при чтении будет сведена к минимуму и для этого вам уже не будут нужны никакие техники.

Если вы не знакомы с нашим основным тренингом по скорочтению, то можете перейти по ссылке, а также можете изучить интересные и , посвящённые данной теме.

ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ


Различают внешнюю и внутреннюю артикуляцию. Исследователи, изучающие механизмы речи, разработали различные методы подавления как одного, так и другого ее вида. Внешнюю артикуляцию подавить сравнительно легко, если создавать механические преграды для работы речедвигательных органов.

Для подавления внутренней артикуляции во время чтения существует несколько подходов. Один из них - создание самим читателем для своего чтения речевых помех (вслух или про себя во время чтения произносятся какие-либо звукословосочетания типа «ла-ла-ла», «но-но-но» и т. п. или же отдельные слова). Есть и такой подход: во время чтения обучающийся произносит короткий текст или его фрагменты, поговорку, скороговорку или легко запоминающуюся стихотворную фразу; ведет счет, например от 1 до 20, подсчитывает количество слов в тексте или же определенных букв. С этой же целью можно, читая, слушать спокойную музыку и следить за развитием мелодии. Она отвлекает внимание читающего от звуковой формы слов, а следовательно, от их произношения.

Упражнение в подобном чтении во всех случаях не предполагает досконального понимания текста и его усвоения. Здесь преследуется только одна цель - читать в таком режиме, чтобы постоянно создавалось препятствие для артикулирования.

Одним из самых эффективных методов борьбы с инерционной артикуляцией признается метод аритмического постукивания рукой в ходе чтения. В его основе - торможение речедвигательных анализаторов через центральные отделы коры головного мозга. Это можно объяснить тем, что центр управления рукой и центр речи в коре головного мозга находятся рядом. И если чтение сопровождается выстукиванием рукой, то в зоне коры больших полушарий возникает эффект индуктивного торможения работы речедвигательных органов и проговаривание слов во время чтения становится невозможным.

Показательным является следующее обстоятельство. Если попробовать читать текст вслух и одновременно выстукивать ритм, даже самый элементарный, можно убедиться, что совместить два таких действия не удастся. Как только произносится вслух читаемое слово, ритм сразу же сбивается, и наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое слово невозможно. Небезынтересным в этой связи оказывается также тот факт, что артикуляция почти угасает при списывании текста - в коре головного мозга, когда пишет рука, также вызывается индуктивное торможение в зоне артикуляции.

Метод выстукивания ритма в процессе чтения с целью

подавления артикуляции разработан советским психологом Н. И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. К этому приему и прибегают при обучении БИИЧ. Суть его заключается в следующем. Читая про себя, обучаемый выстукивает кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Ритм включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта (рис. 1, 2).


Рис. 1. Нотная запись ритма.


Рис. 2. Пособие для проверки правильности выстукивания ритма. Стучать следует в среднем темпе.

Этот постоянно слышимый при чтении аритмический рисунок акустического воздействия разрушает привычный ритм естественных мелодических речедвижений русской речи и тем самым становится надежным тормозом как для внешнего, так и внутреннего проговаривания. Помехи в данном случае возникают в силу того, что слова русского языка в речевом потоке имеют разноместное, перемежное ударение. И аритмическое равномерное постукивание в ходе чтения оказывается весьма серьезным препятствием для проговаривания слов в нужном ритме, темпе и интонации.

Тот факт, что аритмическое постукивание эффективно способствует артикуляции, находит еще и следующее объяснение. Ученые установили, что движение пальцев рук в ходе развития человечества оказалось тесно связанным с речью. В результате между движением руки и произнесением слов существует прямая и естественная связь. Здесь имеет место постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информации, которое объяснено И. П. Павловым как взаимодействие первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем.

Тренировочные упражнения в чтении с одновременным выстукиванием по рекомендации Н. И. Жинкина дают гораздо больший эффект, если тренирующийся придерживается следующих правил:

1. Ритм выстукивается тупой стороной карандаша или ручки, зажатых собранными вместе пальцами правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку.

Читатель, у которого более активно работает всегда левая рука, должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находится в обоих полушариях коры головного мозга.

2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти.

3. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное- обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

4. Читать следует ежедневно с одновременным выстукиванием ритма 1-1,5 часа. Если устали - делайте перерыв. Задача полного понимания прочитанного не ставится. Главное - сочетать процесс чтения с правильным выстукиванием ритма.

6. После усвоения этого упражнения первые 2-3 месяца при режиме быстрого чтения целесообразно выстукивать ритм один раз в неделю также по полчаса, чтобы упрочить и закрепить навык чтения в коде наглядных образов, без инерционной артикуляции.

Следует помнить, что в ходе подобной тренировки по освоению чтения с одновременным выстукиванием каждый обучающийся проходит качественно разные этапы по результативности данного упражнения.

Вначале большинство тренирующихся уже с первых минут чтения с одновременным выстукиванием ритма убеждается в возможностях реализации этих двух действий.

На втором этапе обучающийся приходит к выводу, что чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, но понять прочитанное невозможно.

На третьем этапе чтение с одновременным выстукиванием ритма у обучающегося получается, он понимает прочитанное, но запомнить его не удается. Это объясняется тем, что разрушается прежний стереотип чтения и сигналы из блока оперативной памяти направляются в долговременную память по иным, непривычным путям, сформированным многолетним опытом читателя.

Дальнейшая тренировка формирует новый нагляднообразный код и новые пути обработки текста на всем ее протяжении - от поступления информации в мозг и до закрепления в блоке долговременной памяти. Наконец наступает момент, когда чтение с выстукиванием ритма идет легко и свободно. Ритм вообще не замечается, как будто он вообще не существует. Текст понимается без труда, легко вспоминается прочитанное. Более того, прочитав текст и продолжая выстукивать ритм с закрытыми глазами, свободно можно изложить содержание прочитанного.

Данный этап свидетельствует уже о том, что у читающего сформировывается и закрепляется новый способ восприятия и обработки информации текста, развивается наглядно-образное представление без внутреннего прого-варивания. Обучающемуся необходимо и далее работать в данном направлении, чтобы код наглядных образов в механизме мышления стал преобладающим, сформировалась доминанта, обеспечивающая устои нового стереотипа чтения - без артикуляции. Это очень важное условие на пути освоения БИИЧ.

Тренируясь в подавлении артикуляции, читатель должен сам контролировать уровень своих достижений. При этом следует помнить, что постепенное повышение скорости будет доказывать понижение уровня артикуляции.

Показательно, что само по себе увеличение скорости чтения также способствует подавлению артикуляции. Поэтому эффективным упражнением для торможения артикуляции может быть такое чтение, когда читающий быстро ведет указательный палец вдоль газетной колонки текста и старается в таком же ритме прочитывать текст. Задача глубокого его понимания в этом случае также не преследуется, главное - осуществлять процесс чтения со скоростью, которую задает палец.

При тренировочном чтении с выстукиванием ритма рекомендуется работать с несложными текстами газетнопублицистического, общенаучного и научно-популярного стилей речи.

Используйте альтернативы чтению

Иногда бывает, что гораздо лучше попросить совет у другого специалиста, чем вникать в суть самому. Так же можно разбить интересующий вопрос и часть информации получить из устных источников информации.

Все ли слова в тексте знакомы?

Чем больше непонятных терминов, тем ниже понимание текста. Можно пропустить одно слово, но если непонятностей довольно много, то понимание прочитанного будет на нуле.

Читайте со скоростью вашей обработки информации

При чтении задерживайтесь на трудных участках текста. То, что понятно - пробегайте взглядом.

Когда мы читаем не спеша, у нас возникает контакт с автором,с текстом,с языком.

Спешка - это забывание чего то. Что не пойдет с легкостью, не идет вообще. Велик Создатель, сотворивший все сложное ненужным, а ненужное невероятно сложным.

В неторопливом чтении отрабатываются способности. Если читаем с привычной скоростью, то усвоение идет на сто процентов.

Освоение наук - это не скольжение от слова к слову по принципу «чем быстрее обошел - тем большего узнал». Чтение - это интимность, тренировка,изучение.

Обдумывайте то, что узнали

Без записей в тетради, вы вряд ли что то уясните. Поэтому учащиеся записывают за лектором.

Прочитали кусок - мысленно повторите узнанное и проверьте как вы его уяснили.

Все следует повторить

Важную информацию читайте очень медленно.

Эффект скорочтения состоит не в том, чтобы прочитать как можно больше книг, а в том, чтобы как можно быстрее находить решения из затруднений.

Проблема артикуляции. Артикуляция - проговаривание текста, является значительным элементом чтения. Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление. Как феномен артикуляция имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы артикуляции: артикуляция позволяет нам совершенствовать нашу речь, понимать, как звучат слова. Она очень важна при чтении поэзии и художественной литературы.

Минусы артикуляции: артикуляция сильно замедляет чтение, и в меньшей степени помогает быстро понять смысл прочитанного, выделить из текста нужную информацию.

Как бы ни была полезна артикуляция, для чтения информационного материала она является помехой. В результате проговаривания про себя прочитанного текста мы тратим гораздо больше времени, чем тратили бы, если бы просто видя текст и создавая в голове визуальные образы прочитанного, осознавали его.

Полностью избавляться от артикуляции не нужно, важно просто уметь подавлять ее в нужное вам время для ускорения чтения.

Когда вы читаете без артикуляции? Есть люди, изначально способные подавлять артикуляцию при чтении, у этих людей хорошо развиты зрительные навыки и воображение. В принципе, вы, скорее всего, тоже иногда читаете с минимальной артикуляцией. Вспомните, к примеру, когда вы читали интересную книгу с захватывающим сюжетом или неповторимыми портретными описаниями, вы могли не обращать внимания на слова и их звучание. Вы читали текст и одновременно представляли себе происходящее, строили в своем воображении картины, как будто вы смотрели фильм собственного производства. Если ваше внимание на определенном этапе чтения книги было занято именно созданием образов, игрой воображения, то в этот момент, скорее всего, вы читали быстрее, чем обычно.

При таком чтении акцент смещается с аудиальных на визуальные образы , которые воспринимаются человеческим мозгом быстрее. На практике избавление от артикуляции является важнейшим шагом для ускорения чтения. Только этот прием в отдельности, без использования остальных, поможет серьезно увеличить скорость чтения. Кроме того, чтение без артикуляции лежит в основе упражнений, направленных на развитие зрительных навыков при чтении, о которых говорится в УРОКЕ 3 .

Упражнения 2.1. Альтернативный текст

Для начала попробуйте почувствовать, как вы воспринимаете текст без артикуляции. Во время чтения вместо того, чтобы проговаривать про себя читаемый текст, попытайтесь проговаривать хорошо известные вам последовательности слов.

Ерунда. Можно начать с произнесения про себя (или вслух) каких-либо звукосочетаний, которые обычно используют популярные исполнители песен: тра-та-та, ла-ла-ла и так далее. Одновременно с этим речитативом попытайтесь вникнуть в содержание текста, который читаете. Возьмите книгу попроще и тренируйтесь понимать смысл текста, мешая себе проговаривать его путем произнесения выбранной вами ерунды.

Фразы. Также неплохо помогают различные пословицы, стихи, песни, скороговорки, главное, чтобы они делали проговаривание читаемого текста максимально неудобным или даже невозможным для вас.

Упражнения 2.5. Игра «Фоточтение»

Суть тренировки состоит в максимально быстром проглядывании текстов без артикуляции. Сначала вам будет предложен простой текст, который вы должны внимательно прочитать и запомнить за очень короткое отведенное время (примерно пару секунд). За такой короткий промежуток времени вы не успеваете прочитать весь текст "про себя" и его приходится быстро "пробегать глазами". Затем вы отмечаете правильный по вашему мнению ответ на заданные по тексту вопросы.

Затем вам будет показан следующий более сложный текст. Постепенно тексты становятся все больше и насыщеннее информацией. В случае ошибки вы теряете жизнь и начинаете сбор ответов сначала, но на этом же уровне. На ваш результат влияет общее время, число ошибок, сложность и число правильных ответов.

Выполняйте упражнения до тех пор, пока не достигните поставленной цели - умения читать текст без проговаривания (артикуляции). Затем переходите к следующему уроку . Однако не старайтесь всегда читать «молча», так как у артикуляции есть и положительные стороны.

Мы тренировали глаза и мозг, добиваясь ускорения сканирования и расширения области восприятия. Я думаю, вы ощутили прогресс в этих упражнениях, поэтому будете иногда их повторять. Теперь же мы перейдём к самому сложному и эффективному: надо читать "в мозг" , а не произносить слова про себя, а потом слушать их, передавая в голову. Зачем эти два лишних этапа? При передаче информации голосом очень быстро сталкиваешься с принципиальным ограничением. В то же время, информацию с бумаги или экрана можно считывать крайне быстро.

Мне известны два способа, отключающих произнесение:
1. Окружить себя речью, которую мозг автоматически слушает (родную речь). Можно включить музыку с русскими словами или читать в шумной комнате (где много людей громко разговаривают). В таком режиме мозг от произнесения читаемого текста переключается на распознование речи, что позволяет воспринимать страницу текста "прямо в голову".
2. Проговаривать про себя какие-то слова ("ла-ла-ла", например) или выстукивать пальцем по столу сложный ритм (можно придумать любой неравномерный), читая страницу текста. Когда голова уже занята произнесением чего-то, она даже не пытается говорить текст.

Оба способа хорошо работают - надо только выбрать тот, который удобнее лично вам. Сначала может быть трудно читать текст, пользуясь такими приёмами. Поэтому я рекомендую первые разы применять их, читая "для себя", а не по работе. За неделю-полторы так можно добиться ощутимого прорыва в скорости восприятия текста. Если вам понравилась идея, но хочется почитать не опыт одного человека, а более многосторонний и теоретизированный материал, то его в сети очень много . Честно признаюсь, что я мало изучал эту тему, потому что оказалось, что хорошие результаты получаются довольно легко вполне понятными и объяснимыми упражнениями.

Заканчивая эту тему, опишу ещё один важный элемент, который мне помогает читать быстрее - это переформатирование текста в узкую полосу. С бумажными книгами такое, конечно, не получится. Но почти любой электронный текст можно поместить в узкий столбец, что позволяет читать его сверху-вниз (не двигая глаза вправо-влево). Это даёт очень сильное ускорение, если проговаривание уже удалось победить. Кроме того, стоит выбрать удобный размер букв, чтобы глазу было комфортно их считывать. Дальнейшее наращивание скорости связано именно с увеличением ширины столбца (что мы и тренировали в первых двух заметках).

Желаю удачи всем, решившим попробовать эти упражнения и приёмы. Напишите, пожалуйста, о своём опыте поднятия скорости сканирования данных - это было бы очень интересно.