Что такое нравственные ценности примеры. Ценности в жизни человека. Нравственные ценности. Религия как источник духовных ценностей


Нравственные ценности человека или, как их еще называют, этические добродетели, прививаются человеку в течение всей его жизни. Они являются значимой частью мировоззрения и оказывают большое влияние на мысли и поведение каждого индивида.

Формирование нравственных ценностей

Первые нравственные ценности личности встречаются в самом раннем детстве. Уже тогда родители объясняют малышу, что такое хорошо и что такое плохо, как в определенных ситуациях поступать правильно, почему что-то нельзя делать и т.д. Проще говоря, они его воспитывают.

В это время все слова взрослых для ребенка являются неоспоримой истиной и не вызывают сомнения. Но малыш растет, попадает в ситуации морального выбора и постепенно учится делать выводы самостоятельно.

В переходном возрасте система нравственных ценностей подвергается серьезному влиянию со стороны сверстников. На фоне гормональных всплесков возможны частые перемены взглядов, сопротивление позиции, навязываемой родителями, и постоянный поиск ответов на значимые вопросы. Существенная часть нравственных убеждений приобретается именно в этом возрасте и остается с человеком на всю жизнь. В последствие, конечно, они могут меняться в сложных жизненных ситуациях и под влиянием людей, которые считают авторитетными.

Проблема истинных нравственных ценностей

Не секрет, что нравственные ценности очень часто связывают с религией. Верующие люди не подвергают сомнению слова священных писаний и живут в соответствии с изложенными там законами. В какой-то степени это существенно облегчает жизнь, ведь ответы на главные вопросы давно найдены. Да и если духовно нравственные ценности, описанные там, будут близки каждому, общество может стать чище и добрее. Это в идеале. Но жестокая реальность не раз доказывала, что во все времена находились умельцы, которые интерпретировали учение таким образом, что люди шли убивать ближнего своего в уверенности, что делают это в угоду Богу.

Сейчас мы постепенно все больше отдаляемся от религии, но ей на смену приходят своды законов, идеологии общественных движений и многое другое. Причем одному и тому же человеку одновременно могут навязываться совершенно противоположные взгляды. И крайне сложно в них разобраться и выбрать что-то действительно стоящее, достойное и правильное. Эта ситуация предполагает, что главные решения каждый принимает сам для себя, и истинные нравственные ценности индивидуальны.

Сохранение нравственных ценностей

Несмотря на то, что нравственные идеалы разных людей могут различаться значительно, все равно можно выделить достаточно много общего. Высшие нравственные ценности остаются неизменными на протяжении многих веков.

Например, свобода, которая позволяет человеку действовать и думать в соответствии со своими желаниями, ограничивает которые только совесть. Она также является важной ценностью.

Также крайне важные составляющие нравственного благополучия – здоровье физическое и душевное, уважение к себе и окружающим, гарантированные безопасность и неприкосновенность личной жизни, право на труд, признание его плодов, личностное развитие, творческое выражение своих способностей и самореализацию.

Для многих людей высшая нравственная ценность – любовь. И правда, стремление к близким, искренним отношением, созданию семьи, продолжению рода и воспитанию детей часто является одним из основных смыслов жизни. Если мы стремимся, чтобы наша жизнь не была прожита бесполезно, то разве не стоит обеспечить достойную жизнь тем, кто останется после нас?

Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

Какие бывают ценности?

  • 1. Материальные (способствуют жизни):
    • - простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления);
    • - более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).
  • 2. Духовные - ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

И материальные, и духовные ценности - результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые.

Что это и какое воздействие они оказывают?

Книги, картины, скульптуры - не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической - они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.

Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы - без овладения ими не может быть человека духовного.

Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек - это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым.

Какого человека мы называем нравственным?

Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности.

Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества?

Нравственное самовоспитание - это воспитание всех вышеперечисленных чувств и качеств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.

Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни - утверждения добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу, дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.

«Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж.Ж. Руссо).

«Хорошо и нравственно - это одно и то же» (Л. Фейербах).

«Нравственность - наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки - счастье наибольшего числа людей» (К. Гельвеций).

Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?

«Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другому - в этом суть нравственности» (Шамфер).

Что определяет норму человеческой жизни?

Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.

Что должно быть определяющим в человеческой жизни - материальное или духовное? Почему?

Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична.

Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «все дозволено!». Ни преград, ни запретов - беспредел.

Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда все совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон.

Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность.

Два мира есть у человека:

Один - который нас творил,

Другой - который мы от века,

Творим по мере наших сил (Н. Заболоцкий).

Вот несколько простых правил для человека, стремящегося идти по духовному пути. Эти правила основаны на взглядах на духовные ценности:

  • 1. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно учись любви - всеобъемлющей, самоотрекающейся, искренней, мудрой. Учись любить все живое: себя, окружающих людей, природу, свою планету, не требуя ничего взамен;
  • 2. Всегда помни, что рядом другие люди и любое твое действие или бездействие затронет их и изменит: как минимум - настроение, как максимум - жизнь. Никогда не делай другим того, чего не пожелаешь себе, и не используй человека как средство;
  • 3. Совершай любое свое действие осознанно. Ищи радость и смысл даже в простых будничных делах: ходьбе, разговоре, работе. Это подарит тебе ощущение настоящей жизни;
  • 4. Умей принимать на себя ответственность начиная от последствий мелких поступков и заканчивая своей жизнью. Судьба человека - во многом следствие его собственных действий;
  • 5. Изо дня в день трудись, чтобы изменить себя. Стремись стать чище, добрее, милосерднее. Учись жертвовать своими желаниями и амбициями ради других. Ищи возможности развивать свой ум, сердце и тело;
  • 6. Во всем ищи гармонию. Истина, как правило, находится посередине между крайностями;
  • 7. Воплощай свои мысли о духовном в поступки: помогай конкретным людям конкретными делами.

Человеческие поступки регулируются моральными правилами. Моральные ценности и нормы направляют и корректируют жизнедеятельность индивида по отношению к общественному мнению. Обычно личность ориентирована на общие нормы нравственности и сама выполняет свои этические обязанности. Причем массовые шаблоны, стереотипы и признанные образцы не влияют на ответственность людей за отказ от этих принципов. Определяется все совестью. Иногда понятия «мораль» и «нравственность» различаются в оттенках значений, но в большинстве случаев их считают синонимичными. Моральные ценности ― одно из основополагающих понятий философии.

Что входит в понятие

Под моральными ценностями понимают систему мировоззрения людей, оценивающую все существующее с точки зрения блага, объективности, пользы и иных качеств, соотносящих поступки человека с распространенным порядком общественных традиций. Отбор значимых нравственных приоритетов дает возможность людям выбрать для себя отношение к событиям и поступкам и проанализировать свое поведение, а также выбрать ценностную направленность характерного для них понимания морали. Конечная нравственная позиция выражается как в единичных конкретных действиях, так и во всем образе действий.

Моральные ценности дают возможность людям определять их нравственную ответственность перед родными, друзьями, коллегами, социумом, самим собой; формулировать свое понимание добра и зла, объективности и беспристрастности, порядочности и безнравственности. Основная функция морали ― регуляция поведения личностей в обществе и природы их отношений в зависимости от их представления об основных категориях нравственности. Дополнительную роль понятие морали играет в становлении сознания индивида, содействует возникновению и укреплению:

  • человеческих суждений о сущности жизни;
  • обязательств перед социумом;
  • потребности уважения других людей.

Нравственная сознательность оценивает поведение и поступки с позиции согласования с моралью: одобрительные, осуждающие, благосклонные, сочувственные мнения. Отличительной чертой моральных ценностей является то, что они контролируют сознание и образ действий человека в различных областях жизнедеятельности:

  1. бытовой;
  2. семейной;
  3. коммуникативной;
  4. рабочей.

Люди сталкиваются с этим повсеместно и ежедневно. Моральные представления укрепляют фундамент цивилизованных отношений, которые создаются при становлении общества.

Зачем они нужны

Направленность моральных ценностей определяется воспитанием еще с детства. Они могут сформироваться как положительными, так и отрицательными. Многие народы имеют стереотипные нравственные принципы, необходимые для построения цивилизованного общества, в котором общественное благополучие должно стать значимее персональных преимуществ, обретенных за чужой счет. Моральные принципы регулируют обдуманность высказываний и оценивание поступков заранее до их совершения. Они советуют принимать во внимание интересы и права других людей, что на самом деле выполняет далеко не каждая личность. Расхождения в моральных ценностях людей бывают настолько радикальными, что контакт может привести к конфликтной ситуации.

Обобщенными представлениями морали являются понятия добра и зла, которые дифференцируют нравственность и безнравственность. По традиции добро ассоциируется с пользой для людей. Хотя это понятие имеет относительное значение, потому что в различные промежутки времени благо расценивается по-разному. Приверженность распространенным моральным традициям и канонам, а также внутренне присущим приоритетам помогает человеку вести гармоничный и уравновешенный образ жизни в обществе. А люди, чьи правила и оценки не соответствуют общепринятым, часто вынуждены существовать обособленно, изолированно. Индивид, совершающий недоброжелательные, дерзкие, унизительные поступки, заслуживает только неодобрение и укоризну.

Моральные принципы позволяют личности:

  • комфортно существовать в окружении;
  • гордиться полезными и благородными делами, чистой совестью.

Как их выбирают

На протяжении многих столетий, начиная с древних времен, существует понятие вечных ценностей, которые не потеряли значения в наши дни. Человечество во все времена порицало:

  • низость;
  • неблагородство;
  • вероломство;
  • коварство;
  • нечестность;
  • злословие.

Нормой и правильным поведением всегда были:

  • порядочность;
  • благородство;
  • верность;
  • чистосердечие;
  • сдержанность;
  • человечность;
  • отзывчивость.

Такие качества напрямую связаны с воспитанием и самосознанием личности, ощущением важности этих черт характера. Соответствие нравственному образцу требует от личности добровольного соблюдения этических правил. Нравственные ценности и нормы проявляются моральными основами:

  • трудолюбием;
  • коллективизмом;
  • патриотизмом;
  • человеколюбием;
  • добросовестностью.

Жизнь требует от человека умения согласовывать персональные потребности с нуждами общества, способности с вниманием относиться к собратьям, строить дружеские отношения с ними на основе взаимовыручки. Любовь к отчизне проявляется в почитании традиций родной страны, понимании важности внесения лепты нашего народа во всемирную цивилизацию. Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека.

Система нравственных принципов

Значение морально-нравственных ценностей зависит от их уровня для разнообразных категорий людей. Бывают общечеловеческие, групповые и индивидуальные нормы. По типу отношений они могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими. Важнейшие ― наивысшие ценности. Это идеал. Ключевой идеей современной науки становится то, что общечеловеческие нормы главенствуют над групповыми ― обслуживающими класс буржуазии. Они входят в состав духовных, материальных и социальных ценностей и имеют всенародную значимость, определяя социальный регламент, понятие о независимости, объективности, беспристрастности, этике. В процессе изменения внешних условий они способны к внутривидовому переходу. С появлением новшеств в обществе возникают модернизированные ценности, а некоторые из прежних теряют значение.

Самосовершенствование человека предполагает следование принципам нравственности, причем психологи рекомендуют следовать им ежедневно: стараться стать более добрым, внимательным, заботливым, ответственным. Каждый индивид должен быть искренним с самим собой, честным, принципиальным; регулировать свои мысли, эмоции; исполнять обязательства, доказывать слова поступками. Выполнение этих правил поможет современному гражданину достойно войти в сегодняшнее общество.

Простейшими и исторически первыми формами нравственного отражения были нормы и их совокупность, образующая нравственный кодекс.

Моральные нормы -- это. единичные частные предписания, например, "не лги", "уважай старших", "помогай другу", "будь вежлив" и др. Простота нравственных норм делает их понятными и доступными каждому, а их социальная ценность самоочевидны и не нуждаются в дополнительном обосновании. В то же время их простота не означает легкости исполнения и требует от человека моральной собранности и волевых усилий.

Моральные ценности и нормы выражаются в моральных принципах. К ним относятся, гуманизм, коллективизм, добросовестное исполнение общественного долга, трудолюбие, патриотизм и др.

Так, принцип гуманизма (человечности) требует от личности следовать нормам доброжелательности и уважения к любому человеку, готовность придти к нему на помощь, защитить его достоинство и права.

Коллективизм требует от человека умения соотносить свои интересы и потребности с общими интересами, уважать товарищей, строить отношения с ними на основе дружелюбия и взаимопомощи.

Мораль требует от человека развития в себе способностей к выполнению ее требований. В классической этике эти способности личности назывались несколько высокопарно, но весьма точно -- добродетели, т. е. способности к деланию добра. В понятиях добродетелей (моральных качеств личности) конкретизируются ценностные представления морального сознания о хорошем и плохом, праведном и грешном в характеристиках самого человека. И хотя в каждом человеке перемешано много и хорошего, и плохого, моральное сознание стремится выделить самые ценные нравственные характеристики человека и объединить их в обобщенном Идеальном образе нравственно совершенной личности.

Так в моральном сознании складывается понятие нравственного идеала личности, воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели и выступающего образцом для подражания. По большей части свое воплощение идеал находит в мифологических, религиозных и художественных образах -- Ильи Муромца, Иисуса Христа, Дон-Кихота или князя Мышкина.

В то же время осознание зависимости нравственных характеристик человека от условий общественной жизни вызывает, в моральном сознании мечту о совершенном обществе, где будут созданы условия для воспитания нравственно совершенных людей. Поэтому вслед за личным нравственным идеалом в моральном сознаний создается понятие нравственного идеала общества. Таковы религиозные упования на грядущее "царство Божие", литературные и философские утопии ("Город Солнца" Т. Кампанеллы, "Золотая книга об острове Утопия" Т. Мора, теории социалистов-утопистов).

Социальное назначение морали заключается в чрезвычайно важной роли в процессе исторического развития общества, в том, что мораль служит средством его духовного сплочения и совершенствования посредством выработки норм и ценностей. Они позволяют человеку ориентироваться в жизни и сознательно служить обществу.

Добро и зло наиболее общие понятия морального сознания, служащие для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, хорошего и плохого. Добро -- это все, положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами и идеалами, способствующее развитию в человеке и обществе взаимопонимания, согласия и человечности.

Зло означает нарушение требования следовать добру, пренебрежение моральными ценностями и требованиями.

Первоначально представления о добре формировались вокруг идеи блага, полезности вообще, но с развитием морали и человека эти представления наполняются все более духовным содержанием. Подлинным добром моральное сознание считает то, что служит развитию в обществе и человеке гуманности, искреннему и добровольному единению и согласию между людьми, их духовной сплоченности. Это доброжелательство и милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, следование долгу и совести, честность, великодушие, вежливость и тактичность. Все это именно те духовные ценности, которые в отдельных случаях могут казаться бесполезными и нецелесообразными, но в целом составлять единственно прочный духовный фундамент для осмысленной человеческой жизни.

Соответственно злом моральное сознание считает все, что препятствует единению и согласию людей и гармонии общественных отношений, направлено против требований долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений. Это корыстолюбие и алчность, жадность и тщеславие, грубость и насилие, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества.

Понятие нравственного долга выражает превращение нравственных требований и ценностей в личную задачу человека, осознание им своих обязанностей как нравственного существа.

Требования нравственного долга, выражающие ценности морали через внутренний настрой личности, зачастую расходятся с требованиями социальной группы, коллектива, класса, государства или даже просто с личными склонностями и желаниями. Что предпочтет в таком случае человек -- уважение человеческого достоинства и необходимость утверждения гуманности, составляющие содержание долга и добра, или расчетливую выгоду, стремление быть, как все, выполнять наиболее удобные требования, -- будет характеризовать его моральную развитость и зрелость.

Мораль как внутренний регулятор поведения человека предполагает, что личность сама осознает объективное общественное содержание своего нравственного долга, ориентируясь на более общие принципы морали. И никакие ссылки на обычные и распространенные формы поведения, массовые привычки и авторитетные примеры не могут снять ответственность с личности за неправильное понимание или пренебрежение требованиями морального долга.

Здесь на первый план выступает совесть -- способность человека формулировать моральные обязательства, требовать от себя их исполнения, контролировать и оценивать свое поведение с моральной точки зрения. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, смысла жизни. Он сам задает для себя критерии моральной оценки и выносит на их основании моральные суждения, прежде всего оценивая собственное поведение. И если внешние для морали опоры поведения -- общественное мнение или требования закона -- можно при случае обойти, то обмануть самого себя оказывается невозможно. Если это и удается, то исключительно ценой отказа от собственной совести и потери человеческого достоинства.

Жизнь, по совести, стремление к такой жизни повышают и укрепляют высокую положительную самооценку личности, ее чувство собственного достоинства.

Понятия человеческого достоинства и чести выражают в морали представление о ценности человека как нравственной личности, требуют уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его прав и свобод. Наряду с совестью эти представления морали служат способом самоконтроля и самосознания личности, основой требовательного и ответственного отношения к самому себе. Они предполагают совершение человеком поступков, обеспечивающих ему общественное уважение и высокую личностную самооценку, переживание нравственного удовлетворения, которые в свою очередь не позволяют человеку поступать ниже своего достоинства.

При этом понятие чести в большей мере связывается с общественной оценкой поведения человека как представителя какой-то общности, коллектива, профессиональной группы или сословия и признаваемыми за ними заслугами. Поэтому честь ориентируется в большей мере на внешние критерии оценки, требует от человека поддерживать и оправдывать репутацию, которая распространяется на него как представителя общности. Например, честь солдата, честь ученого, честь дворянина, купца или банкира.

Достоинство имеет более широкий нравственный смысл и основывается на признании равных прав каждого человека на уважение и ценность личности как морального субъекта вообще. Первоначально достоинство личности связывалось в родовитостью, знатностью, силой, сословной принадлежностью, позднее -- с властью, могуществом, богатством, т. е. основывалось на неморальных основаниях. Такое понимание достоинства может исказить его нравственное содержание до прямо противоположного, когда достоинство личности начинает, связываться с достатком человека, наличием у него "нужных людей" и "связей", с его "умением жить", а фактически умением унижаться и заискивать перед теми, от кого он зависит.

Моральная ценность достоинства личности ориентируется не на материальное благополучие и преуспеяние, не на внешние знаки признания (это скорее можно определить как тщеславие и чванство), а на внутреннее уважение личности принципов истинной человечности, свободное добровольное следование им вопреки давлению обстоятельств и соблазнов.

Еще одним важнейшим ценностным ориентиром морального сознания является понятие справедливости. Оно выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, его правах и обязанностях. Издавна понятие справедливости связывалось с идеей равенства, однако понимание самого равенства не оставалось неизменным. От примитивно-уравнительного равенства и полного соответствия деяния и воздаяния по принципу "око за око, зуб за зуб", через принудительное уравнивание всех в зависимости и бесправии перед властью и государством к формальному равенству в правах и обязанностях перед законом и моралью в демократическом обществе -- таков путь исторического развития идеи равенства. Более точно содержание понятия справедливости можно определить как меру равенства, т. е. соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие и нарушение этой меры оценивается моральным сознанием как неприемлемая для нравственного порядка вещей несправедливость.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Нравственность – это разум сердца.
Г.Гейне


выражающийся в страстях и поступках.
Аристотель

Сл.1 Здравствуйте, уважаемые родители. Я благодарю вас за то, что, не смотря на занятость, вы всё же нашли время, и пришли поговорить на животрепещущую тему «Какие нравственные ценности нужны моему ребёнку?» - мне кажется что если такая тема интересует общественность, то наше государство может гордиться тем, что воспитало достойных родителей, которым не безразлична жизнь своего ребёнка, да и нового поколения в целом.

Сл.2 Что есть человек? (некая субстанция, наделённая качествами, поступками, действиями, потребностями, желания и т.д.).

Сл.3 А все ли качества человека положительные? Качества бывают положительные и отрицательные. Как правило, мы не всегда бываем довольны теми качествами, которыми мы обладаем. Прежде, чем мы возьмёмся за детей, необходимо разобраться в себе, ведь наши дети – это зеркальное отображение нас. Они копируют всё в точности с нас самих.

А вы могли бы определить свои недостатки или вы уникальные люди без изъяна? У вас есть тиккеры, напишите на них те качества, от которых вы хотели бы избавиться перечислите тех скелетов, которых мы долгое время носим с собой и изредка запираем в шкафу. Я помогу на время избавить вас от них. Вы готовы сними расстаться? Можно я у вас их соберу. На Востоке есть прекрасная традиция, всё от чего хочешь избавиться – предай огню. Я тут же сожгу всё то, что нам так мешает жить. Ну вот, мы чисты друг перед другом, я не знаю ваших недостатков, вы не знаете моих, мы сейчас друг для друга чистые листы.

Скажите, а есть на свете те качества, которые вы бы хотели приобрести или усилить их роль?

У вас есть сейчас замечательная возможность, выбрать те качества, которые вы хотели бы видеть в себе и в своём ребёнке. Я попрошу записать их на положить в разные сосуды, в один – то, что для себя, а в противоположной – для своего ребёнка.

Можно я озвучу эти качества? Зачитываю поочерёдно из каждого сосуда. Повторяющиеся откладываю.

Посмотрите, в большинстве случаев для себя вы выбрали рациональные качества, качества делового человека, а для ребёнка - доброту, сострадание, отзывчивость, чуткость. Почему? (ответы родителей)

Вы правы. Ответ простой – потому, что нам этого не хватает и не только нашим детям, их не хватает в обществе, они стали дефицитны. Мы все спешим, торопимся, строим карьеру и у нас нет времени оглянуться по сторонам и увидеть, как много среди нас тех, кто нуждается в нашей доброте, внимании и отзывчивости т.е одним словом …- милосердии.

Сл.4 ролик «Шарики»

В круговороте жизни мы мало времени уделяем нашим детям, а ведь они ещё так нуждаются в нас.

Сл.5 Какие из этих качеств вы бы взяли для своего ребёнка? (+ и -)

Сл.6 Нравственные и безнравственные (+ и -)

Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.
Нравственность и нравственные отношения – основа бытия и основа развития общества. Нравственное поведение человека зависит от наличия определённых положительных и отрицательных качеств и черт характера.

Положительные (нравственные) качества характера человека (доброта, милосердие, внимание к младшим, старшим, трудолюбие, терпение, честность, справедливость, мужественность и другие) позволяют человеку жить чистой жизнью по законам общества, чтобы выполнить своё духовное предназначение.

Отрицательные (безнравственные) качества характера человека определяют его нравственную неустойчивость, неуверенность в жизни. Такой человек постоянно колеблется в поведении, выборе действия, и может быть искушаем Дьяволом на всякого рода преступления.
Хитрость, жадность, обман, склонность к воровству и другие отрицательные качества, коренящиеся в Душе человека, толкают его на безнравственные поступки, нарушение законов общества и делают преступником. Такой путь может закончиться гибелью Души и тела.
Таким образом, нравственность определяет духовность, а безнравственность – бездуховность.

Сл.7 притча «Битва двух волков»

Старый мудрец учил жизни своих внуков. Он сказал им:

Во мне идет битва… это ужасная борьба двух волков. Один из них представляет страх, гнев, зависть, скорбь, сожаление, жадность, высокомерие, жалость к себе, вину, чувство обиды, негодование, ложь, неполноценность, фальшивую гордость, превосходство и эго. Другой олицетворяет радость, спокойствие, любовь, надежду, щедрость, искренность, смирение, доброту, доброжелательность, дружелюбие, сочувствие, желание делиться, истину, сострадание и веру.

Пожилой человек посмотрел на детей твердым взглядом.

Та же битва идет и внутри вас и также внутри других людей.

Дети подумали об этом минуту, а затем один из них спросил дедушку:

А какой волк победит?

Тот, которого вы кормите, - ответил старый индеец.

Сл. 8 Что есть Нравственность? У Ожегова это описано так: «Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки». Из чего состоит нравственность? Если вдуматься в этимологию слова, то в нём уже есть ответ на мой вопрос: «белолица черноброва нраву кроткого такого» - чей это портрет и из какой сказки?

Царевна из сказки "О мертвой царевне и семи богатырях".

"Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась - и расцвела».

НРАВ - норов, характер, нравится (принять душой), следовательно, НРАВСТВЕННОСТЬ – это то, что проявляет моя душа.

А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди ?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.А. Заболоцкий

Сл.9 Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек? Что является ценностью для вас?

Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках.

Cл.10 Нравственные (моральные) ценности -

  • Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость.
  • В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его.
  • В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

Сл.11 . Притча:

Человеческие ценности

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?

Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.

Какой способ убеждения используете вы?

Сл. 12 Главная цель нравственного воспитания – достижение гармонии идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе, которой лежит потребность служить людям и добру.

Сл.13 Заповеди воспитания.

Сл.14 Золотое правило нравственности «Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Л.Н.Толстой в письме Р.Роллану так писал о нравственных правилах: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».

«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни ка кую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке - низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость».
Д.С.Лихачев

Оптимизм - это сила надежды, не иссякающая там, где отчаялись другие.
Д.Бонхеффер

Веселый человек создает себе веселый мир, мрачный человек создает себе мир мрачный.
С.Смайлс

Нравственность – это разум сердца.
Г. Гейне

Нравственность – это склад души,
выражающийся в страстях и поступках.

Аристотель

«Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки.»

«Всё, что прекрасно – нравственно».
Г.Флобер

Нравственный закон: люби ближнего своего, как самого себя.

Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой.
Э.Роттердамский

Главная цель нравственного воспитания – достижение гармонии идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе, которой лежит потребность служить людям и добру.

Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть.
Цицерон

Нравственные ценности

«Доброта - язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать»

Памятка родителям

Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье

1) Атмосфера любви .
Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро.
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности.
«Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. ...»

3) Разъяснение. Воздействие словом .
Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.
Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В.А.Сухомлинский считал наказание.
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над

отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание.
Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям.

7) Очень важным методом в воспитании В.А.Сухомлинский считает
запрещение.
Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.

8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка .
Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми .
Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных
отношений.