Вечера на хуторе близ диканьки - анализ. Вечера на хуторе близ диканьки - анализ Вечера на хуторе близ диканьки автор произведения


Человека, который не знал бы произведения Н.В. Гоголя в нашей стране (да и на просторах СНГ), отыскать будет очень сложно. Да и стоит ли это делать? Один из самых популярных шедевров писателя - «Вечера на хуторе близ Диканьки». Даже те, кто не читал книгу, наверняка видели фильмы или мюзиклы, в основу которых легли рассказы из этого издания. Мы же предлагаем вам изучить предельно сокращенный пересказ каждого произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (краткое содержание) - вашему вниманию.

Секрет успеха произведений: в чем он?

Конечно, у каждого человека свои вкусы и пристрастия. Но, как ни странно, этот сборник рассказов нравится как людям старшего поколения, так и молодежи. Почему так происходит? Скорее всего, благодаря тому, что Гоголь сумел объединить в одной книге мистические сюжеты, юмор и приключения, а еще - истории любви. Собственно, это беспроигрышный рецепт успеха! Итак, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Краткое содержание позволит понять, стоит ли настраиваться на прочтение книги целиком!

Отметим, что данная книга является сборником, состоящим из двух частей. Поэтому мы постараемся в нескольких предложениях обрисовать, о чем идет речь в каждом из рассказов.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: краткое содержание первой части

В рассказе о ярмарке в Сорочинцах читатель может от души повеселиться, наслаждаясь приключениями Черевика, его очаровательной дочери Параси, ее воздыхателя Грыцька, предприимчивого Цыгана и вздорной Хиври, супруги Черевика. Мы можем понять, что любовь способна творить чудеса, а вот неумеренные возлияния и супружеская неверность в конечном итоге оказываются достойно наказанными!

«Вечер накануне Ивана Купала» - рассказ, наполненный мистикой и какой-то мрачной романтикой. Сюжет разворачивается вокруг Петруся, влюбленного в Педорку, зажиточный отец которой не особенно стремится отдать дочь в жены бедняку. Но тут, как на грех, помогать незадачливому влюбленному берется Конечно, не за просто так. Черт требует за свою помощь цветок папоротника. Совершив убийство, юноша добывает то, что от него хотел Сатана. Но не приносит это ему счастья. Сам Петрусь гибнет, а его золото обращается в черепа…

«Майская ночь, или Утопленница» - рассказ о том, как чистая любовь, смелость и находчивость побеждают несправедливость, даже совершенную много лет назад.

Из рассказа «Пропавшая грамота» мы узнаем, что даже чертей можно победить в карточной игре. Для этого надо немного - с искренней верой перекрестить игральные карты. Правда, не факт, что после этого ваша супруга не станет ежегодно пускаться плясать, совершенно этого не желая.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: краткое содержание второй части

А еще мы узнаем, что Черта вполне можно оседлать и полетать на нем, а смелость и предприимчивость помогут покорить даже самую неприступную красавицу! Интересно, так бывает только в канун Рождества?

«Страшная месть» - рассказ, который является по-настоящему страшным! Еще бы, ведь как можно заранее догадаться о том, что отец твоей жены - колдун? Кстати, в рассказе упоминаются и вполне реальные исторические личности!

Также в сборнике есть история о том, как горячее желание немолодой родственницы (тетушки) устроить личную жизнь племянника (Ивана Федоровича Шпоньки) может существенно изменить монотонное и размеренное существование! Только в лучшую ли сторону?

«Заколдованное место». Этот рассказ повествует о том, в какие приключения можно влипнуть, даже находясь в преклонных летах. Эх, не стоит связываться с нечистой силой!

Удачного и веселого чтения!

Одним из таких шедевров стал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Данный урок посвящен повести «Ночь перед Рождеством».

Многие сказки и легенды имеют счастливый конец. Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» полностью соответствует этому правилу. Главному герою, отважному кузнецу Вакуле, приходится пройти сложное испытание, для того чтобы завоевать сердце своей возлюбленной. В результате он получает руку и сердце своей избранницы. Легенды и народные сказки призваны вселять в человека веру в свои силы, умение и находчивость. Эта повесть не является исключением…

Николай Васильевич Гоголь (рис. 1) очень трепетно относился к культуре своего народа. Он родился в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, самом сердце Малороссии, как тогда называли Украину.

Рис. 1. Отто Моллер. Портрет писателя Н.В. Гоголя ()

Окончив Нежинскую гимназию высших наук, он приехал в Петербург, мечтая «сделать жизнь свою нужною для блага государства» . Им владела пылкая мечта: принести пользу человечеству, поступить на службу, которая могла бы дать «просторный круг действий» .

Знакомство с Пушкиным и его друзьями помогло Гоголю найти свою дорогу - обратиться к занятиям литературой, написать «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Вскоре после прибытия в Петербург, зимой 1829 года, Гоголь в письмах к матери и сёстрам просил присылать ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к украинским народным обычаям, костюмам и легендам: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи малороссиян наших… В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов с поименованием, как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян… Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Ещё несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с названиями и делами…» . Он и сам тогда не знал, для чего использует полученные с родины сведения. Карьера чиновника пока не складывалась, так, может быть, хоть писательство могло бы приносить доход? Ведь помнил он с самого детства незабываемые рассказы бабушки Татьяны Семёновны, которыми она баловала его всякий раз, как он приходил в её комнаты в Васильевке: о запорожцах и славном атамане Остапе Гоголе, о страшных ведьмах, колдунах и русалках, подстерегающих путника на тёмных тропках.

Первая часть «Вечеров…» была готова летом 1831 года, когда Гоголь жил в Павловске в доме княжны Васильчиковой. Общество в то лето спасалось за городом от эпидемии холеры в Санкт-Петербурге, Пушкин снимал дачу в Царском селе, а для Гоголя выхлопотано было место домашнего учителя для сына княжны. В доме было полно приживалок, и у одной из них, старушки Александры Степановны, любили собираться её подружки, чтобы вместе повязать чулки да послушать молодого автора, читавшего отрывки из своих сочинений. Однажды в комнату заглянул племянник княжны, студент Дерптского университета В.А. Соллогуб: «Я развалился в кресле и стал его слушать; старушки опять зашевелили своими спицами. С первых слов я отделился от спинки своего кресла, очарованный и пристыженный, слушал жадно; несколько раз порывался я его остановить, сказать ему, до чего он поразил меня, но он холодно вскидывал на меня глаза и неуклонно продолжал своё чтение… И вдруг он воскликнул: «Да гопак не так танцуется!..» Приживалки же, сочтя, что чтец действительно обращается к ним, в сою очередь всполошились: «Отчего не так?» Гоголь улыбнулся и продолжил чтение монолога пьяного мужика. Признаюсь откровенно, я был поражён, уничтожен. Когда он кончил, я бросился ему на шею и заплакал» .

А книга уже печатается в Петербурге в типографии на Большой Морской улице. Вернувшись в августе в город, молодой автор спешит наведаться туда, чтобы самому удостовериться в том, что всё идёт хорошо. Наборщики типографии, завидев его, отворачиваются и прыскают в кулак - так рассмешила их книга, отданная им в работу.

Наконец, в начале сентября 1831 года книга выходит из печати и поступает в книжные магазины (рис. 2). Хвалебные отзывы, «Вечера…» идут нарасхват. А.С. Пушкин сказал об этом произведении: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности».

Рис. 2. Титульный лист сборника Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831 ()

Гоголь посылает экземпляр книги матери и тут же просит сестру Марию продолжать присылать ему записи украинских сказок и песен. Теперь, после такого успеха, можно готовить к печати и второй том. На этот раз в своих просьбах Гоголь не ограничивается одними записями и наблюдениями: «Я помню очень хорошо, что один раз в церкве нашей мы все видели одну девушку в старинном платье. Она, верно, продаст его. Если встретите где-нибудь у мужика старинную шапку или платье, отличающееся чем-то необыкновенным, хотя бы даже оно было изорванное - приобретайте!.. Всё это складывайте в один сундук или чемодан, и при случае, когда встретиться оказия, можете переслать ко мне».

Второй том выходит в марте 1832 года - автор на седьмом небе от счастья, о чём пишет сам в письме Данилевскому. Чуть раньше, в феврале 1832 года, происходит и ещё одно значительное событие - Н.В. Гоголь зван на обед, который дал издатель и книготорговец А.Ф. Смирдин, чтобы отпраздновать открытие нового магазина на Невском проспекте. Среди приглашённых А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков, Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч. Ещё год назад о подобном и мечтать было невозможно.

Пересказывать чудные гоголевские истории - дело неблагодарное. Скажем только, что весёлое в «Вечерах…» соседствует с жутким, леденящим кровь. Один колдун из «Страшной мести» чего стоит! Зло в этих историях может быть забавным, как чёрт в «Ночи перед Рождеством» или в «Сорочинской ярмарке», а может быть отвратительным и коварным, как ведьма, заставляющая влюблённого юношу убить младенца, дабы заполучить желанную невесту в «Вечере накануне Ивана Купала». Соседство это, неудивительное для народных сказок, всё же наводит на мысль о том, а так ли весел был сам автор? В «Авторской исповеди» Гоголь писал об этом так: «Причина той весёлости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся в печати, заключалась в некоторой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе всё смешное, что только мог выдумать. Выдумывал целиком смешные лица и характеры, поставлял их мысленно в самые смешные положения, вовсе не заботясь о том, зачем это, для чего и кому из этого выйдет какая польза. Молодость, во время которой не приходят на ум никакие вопросы, подталкивала».

«Вечера…», несмотря на всю свою сказочность, получились удивительно реалистичными: в дело пошли не только сведения, присланные родными, но и труды по этнографии, лингвистические статьи и даже трактаты по колдовству. Сам Гоголь признавался, что не может придумывать сюжеты из ничего, ему необходима была некая канва, которую он с удивительной точностью и мастерством разворачивал в завораживающее повествование.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь обращает свои взоры к милой его сердцу солнечной Украине. В жизни ее народа, в ее песнях и сказках видит он подлинную поэзию и воссоздает ее в своих повестях. Гоголь прекрасно знал жизнь и народное творчество Украины. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства. Отец писателя был автором комедий, в которых широко использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы украинской деревни. Видел Гоголь в детские годы и вертепы (кукольные театры) с их представлениями, полными задорного украинского юмора. Его сверстники по Нежинской гимназии рассказывали, что Гоголь в праздничные дни отправлялся в предместье Нежина, к своим знакомым крестьянам, бывал завсегдатаем на крестьянских свадьбах. Интерес будущего писателя к Украине отразился и в многочисленных записях фольклора, которые он заносил в «Книгу всякой всячины», заведенную им в гимназии.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь создал глубоко лирический, прекрасный образ Украины, проникнутый любовью к ее народу. Этот образ раскрывается писателем и в пленительных поэтических пейзажах, и в описании национального характера народа, его свободолюбия, храбрости, юмора, лихого веселья. Украина в книге Гоголя впервые предстала во всей чудесной красоте, яркости и вместе с тем нежности своей природы, с ее вольнолюбивым и мужественным народом.

По определению В. Г. Белинского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» - это «поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, - все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах Гоголя».

Фантастика народных сказок и легенд в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Повесть «Ночь перед Рождеством» Гоголь написал в 1831 г. Она завораживает читателя своими фантастическими событиями и живым теплым юмором. В повести есть все: загадки, страх перед неведомым, любовь, приключения. Именно поэтому повесть Гоголя читается с большим интересом, причем как детьми, так и взрослыми.

С раннего детства Н.В. Гоголя окружала атмосфера народных легенд, поверий, сказок и былей. Прекрасными рассказчиками интересных историй были его родители. А отец будущего писателя, Василий Львович, на основе этих рассказов даже ставил пьесы. Не меньше легенд о разных чудесах и персонажах украинского фольклора Николай Васильевич слышал на знаменитых ярмарках, на вечерницах, во время веселых народных гуляний. Здесь каждый хотел поведать свою историю. В таких рассказах сталкивались добро и зло, человек и нечистая сила. Враждебные людям персонажи - черти, ведьмы, колдуны и др. - всегда стремились им навредить. Но человек пытался одолеть и побороть злую силу. Одно из таких столкновений изображено в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Первые же строки позволяют читателю окунуться в сказочную атмосферу:

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

События в ней разворачиваются в ночь перед большим христианским праздником. Как известно из сказок и легенд, ночь перед Рождеством - это совершенно удивительное время. В эту ночь по свету разгуливает вся нечисть. Вовсе не случайно чёрт чувствует себя так свободно. Чёрт - это полностью вымышленный персонаж. Народная фантазия наделила его особым обликом. В повести портрет черта дан рассказчиком очень детально. Как всякий чужой для украинцев человек, он назван немцем. Своей узенькой мордочкой и пятачком черт похож на свинью. Но больше рассказчик сравнивает черта с людьми. То с яресковским головой, то с губернским стряпчим в мундире. В этом проявляется гоголевский юмор. С его помощью автор добродушно высмеивает недостатки людей:

Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

За чертом числилось много проделок. В начале повести мы видим его летящим по небу. Нечистый крадет месяц, чтобы отомстить Вакуле за свои мучения в картине Страшного суда. Чтобы Чуб с кумом не попали к Солохе, он устраивает сильную метель. В народе же верят, что ненастья и вьюги насылаются нечистой силой, которая хочет запутать человека. Так и Чуб с кумом сбились с пути. Метель была такой сердитой, что они не видели ни одного дома и в конце концов потеряли друг друга. А Чуб так заблудился, что даже не узнал собственной хаты. Но главная цель черта, по поверьям, - завладеть душой человека. В обмен на помощь Вакуле он требует его душу. Но кузнец «сотворил крест» и заставил черта повиноваться. Ночью Вакула летит на черте в Петербург. Это время буйства нечистой силы. Поэтому в небе кузнец видит все живым. Звезды, как дети, играют в жмурки. Духи клубятся целыми облаками. Летает метла ведьмы; сидя в горшке, несется колдун. В это же время черт оборачивается в других животных. В самом Петербурге он превращается в коня и ведет Вакулу по улицам города. А перед походом во дворец царицы он сделался таким маленьким, что поместился у кузнеца в кармане. Но все силы черта исчезают, когда наступает утро. Новый день начинается с крика петуха. Поэтому возвращается Вакула из столицы перед его пением. Вместо того чтобы посмеяться над человеком, черт сам оказался наказан. Это рогатое создание на поверку оказывается очень глупым, и после путешествия в Петербург вместо души кузнеца чёрт в награду получает хорошую взбучку (рис. 3):

И мигом очутился Вакула около своей хаты. В это время пропел петух. «Куда? - закричал он, ухватя за хвост хотевшего убежать черта. - Постой, приятель, еще не все: я еще не поблагодарил тебя».

Рис. 3. Кость Лавро. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» ()

Черт не случайно показан в повести таким жалким и глупым. Во многих сказках и легендах смелые и отважные герои легко одерживают верх над темными силами зла. Благородство, отвага и находчивость помогают им в этом. Кузнец Вакула тоже смог противостоять чёрту, в этом кузнецу помогла еще и вера в Бога. Ведь при общении с чертом кузнецу пришла в голову мысль совершить крестное знамение, а после этого черт уже не имел над ним никакой власти.

Но некоторые люди, по народным поверьям, могли вступать в союз с нечистой силой. В повести это ведьма Солоха и знахарь Пацюк.

Солоха (рис. 4) верхом на метле летает по небу, прячет в рукав звезды. Она тоже может превращаться в животных. Кто-то из жителей Диканьки видел, как Солоха «черною кошкою перебежала дорогу». К попадье она явилась в облике свиньи, «закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад» . А парубок Кизяколупенко «видел у нее сзади хвост» . Несмотря на все эти проделки, среди односельчан Солоха была обычной женщиной и доброй хозяйкой. От роду ей не больше сорока лет и была она «ни хороша, ни дурна собою». Но от других женщин отличалась особой хитростью и сметливостью. Именно эти качества помогли ей перехитрить казаков, которые пришли к ней на вечерю. Она спрятала их в мешки, и гости долго не могли выйти на свободу.

Рис. 4. Кадр из мультфильма «Ночь перед Рождеством». Союзмультфильм, 1951 ()

Вакула, отправленный Оксаною за черевичками (по сказочному принципу «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»), должен обрести волшебного помощника, ибо в одиночку ему не справиться. Добрые помощники в повестях цикла практически отсутствуют, потому кузнец прямиком направляется к Пузатому Пацюку, который тоже знается с нечистой силой («знает всех чертей и всё сделает, что захочет»). Его считали знахарем, потому что он умел заговорами лечить людей (рис. 5).

Рис. 5. Федоровский Ф.Ф. Пацюк ест галушки. Эскиз декорации к театральной постановке повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» ()

- Ты, говорят, не во гнев будь сказано... - сказал, собираясь с духом, кузнец, - я веду об этом речь не для того, чтобы тебе нанесть какую обиду, - приходишься немного сродни черту.

Пацюк без труда определил, что за спиной у Вакулы уже сидит черт:

- Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами, - произнес равнодушно Пацюк, не изменяя своего положения.

Кроме того, Пацюк не соблюдает пост и в вечер голодной кутьи ест вареники со сметаной. Увидев это, набожный кузнец выбежал из его хаты.

Красавица Оксана и кузнец Вакула - персонажи, которые имеют много общего с героями различных народных сказок. Смелый и благородный юноша влюбляется в юную, но очень надменную красавицу. Долгое время она осыпает влюбленного насмешками, но потом, наконец-то, соглашается выйти за него замуж, правда, при одном условии. Красавица Оксана желает, чтобы влюбленный в нее кузнец принес черевички, которые носит сама царица.

Путешествие оказывается для героя нелегким, но успешным. Ему удается подчинить себе черта и даже слетать на нем к царице. За время отсутствия отважного Вакулы красавица Оксана понимает, что все-таки любит его. Счастливая развязка еще больше приближает повесть к сказке.

В повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь соединяет народные сказки и легенды и украшает их собственным художественным вымыслом.

Список литературы

  1. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. - М.: Детская литература, 2006.
  2. Золотусский И.П. Гоголь/Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия. 2007.
  3. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. - М., 2013.
  1. Букинист.РУ. Творчество Гоголя. Личность. Судьба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  2. Кредо. Библиотека онлайн. Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. Николай Васильевич Гоголь. Сайт, созданный старшеклассниками московской школы № 770: Биография. Произведения (ссылки на ресурсы сетевых библиотек). Афоризмы. Галерея. Интерактивная игра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  4. Персональный сайт Бутыркиной О.А. Словарь малороссийских слов, встречающихся в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

Домашнее задание

  1. Подготовьте художественный пересказ наиболее смешного, на ваш взгляд, эпизода.
  2. Словарная работа. Выпишите из текста повести незнакомые вам слова. Найдите по словарю их лексическое значение.
    Например, ПАЛЯНИЦА - небольшой хлеб, несколько плоский.
  3. Устное словесное рисование. «Нарисуйте» устно портрет украинского парубка или девушки (на выбор). Передайте особенности костюма.
«Вечера на хуторѣ близъ Диканьки» ) - первая книга Николая Васильевича Гоголя (исключая поэму «Ганц Кюхельгартен », напечатанную под псевдонимом). Состоит из двух томов. Первый вышел в , второй - в 1832 году . Рассказы «Вечеров» Гоголь писал в -1832 годах . По сюжету же, - рассказы книги якобы собрал и издал «пасичник Рудый Панько» .

Структура произведения

Действие произведения свободно переносится из XIX века («Сорочинская ярмарка ») в XVII («Вечер накануне Ивана Купала »), а затем в XVIII («Майская ночь, или Утопленница », «Пропавшая грамота », «Ночь перед Рождеством ») и вновь в XVII («Страшная месть »), и опять в XIX («Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка »). Окольцовывают обе книги рассказы деда дьяка Фомы Григорьевича - лихого запорожца, который своей жизнью как бы соединяет прошлое и настоящее, быль и небыль. Течение времени не разрывается на страницах произведения, пребывая в некой духовной и исторической слитности.

Всю первую часть следовало бы исключить вовсе: это первоначальные ученические опыты, недостойные строго внимания читателя; но при них чувствовались первые сладкие минуты молодого вдохновения, и мне стало жалко исключать их, как жалко исторгнуть из памяти первые игры невозвратной юности.

"«Вечера на хуторе близ Диканьки», хоть и написаны по-русски, хранят мелодику украинской речи. По большому счету это главная книга украинской литературы", - отмечает Дмитрий Быков .

Экранизация

Наиболее известная советская экранизация по повести «Ночь перед Рождеством » - фильм Александра Роу 1961 года , «Вечера на хуторе близ Диканьки ».

Приехав в Москву после своей встречи с Ростовым, княжна Марья нашла там своего племянника с гувернером и письмо от князя Андрея, который предписывал им их маршрут в Воронеж, к тетушке Мальвинцевой. Заботы о переезде, беспокойство о брате, устройство жизни в новом доме, новые лица, воспитание племянника – все это заглушило в душе княжны Марьи то чувство как будто искушения, которое мучило ее во время болезни и после кончины ее отца и в особенности после встречи с Ростовым. Она была печальна. Впечатление потери отца, соединявшееся в ее душе с погибелью России, теперь, после месяца, прошедшего с тех пор в условиях покойной жизни, все сильнее и сильнее чувствовалось ей. Она была тревожна: мысль об опасностях, которым подвергался ее брат – единственный близкий человек, оставшийся у нее, мучила ее беспрестанно. Она была озабочена воспитанием племянника, для которого она чувствовала себя постоянно неспособной; но в глубине души ее было согласие с самой собою, вытекавшее из сознания того, что она задавила в себе поднявшиеся было, связанные с появлением Ростова, личные мечтания и надежды.

Цикл повестей Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» представляет сборник уникальных произведений, наполненных народными поверьями, сказочными событиями и фантастическими историями. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1829-1832 годы.

История создания – К написанию «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь был вынужден прибегнуть из-за тяжелого финансового положения. Первый том цикла был издан в 1831 году, а второй - год спустя. Произведения Гоголя сразу же приобрели большую популярность.

Тема – Искренняя вера в то, что добро всегда побеждает зло.

Композиция – Цикл состоит из двух томов, каждый из которых включает по 4 повести. В основе композиции лежит противодействие добра и зла, и все художественные средства, используемые автором, призваны максимально это подчеркнуть.

Жанр – Повесть.

Направление – Романтизм.

История создания

Во время своего пребывания в Санкт-Петербурге Гоголь служил в Департаменте государственного хозяйства. Однако денег катастрофически не хватало, и молодой человек был вынужден подрабатывать сочинительством.

Заметив повышенный интерес передовой питерской публики к народным темам, Гоголь решил написать несколько повестей об украинском селе. Со сбором необходимого материала ему помогали мать и сестры, присылавшие детальные описания обычаев, обрядов, быта и нарядов разношерстной сельской публики.

В 1831 году Николай Васильевич отдал свои первые повести в типографию на Большой Морской, и в сентябре того же года книга оказалась на прилавках питерских книжных лавок. Гоголь очень переживал из-за возможной критики в свой адрес. Однако успех молодого автора был ошеломительным - его произведения читались легко, весело, на одном дыхании, выгодно отличаясь искрометным юмором, непринужденностью и народным колоритом.

Вдохновленный первым успехом, Гоголь, не мешкая, приступил к работе над вторым томом. В феврале 1832 года Николай Васильевич был приглашен на званый обед к крупному издателю и книготорговцу, где имел счастье познакомиться с Александром Пушкиным. Великий поэт очень тепло отозвался о творчестве юного писателя, чем несказанно воодушевил его. Спустя месяц Гоголь закончил свою работу над вторым томом своих удивительных «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Тема

Центральная тема , объединяющая все повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» – неизменное торжество добра над злом.

На примере своих героев Гоголь показывает, что деньги далеко не всегда являются синонимом счастья, земные страсти делают из человека заложником темных сил, а добродетель и искренняя вера всегда спасут даже в самой сложной жизненной ситуации.

Основная мысль произведения достаточно проста и понятна - все тайное, так или иначе, становится явным, а за содеянное зло неизменно придет расплата. При этом автор не осуждает героев, чей смысл жизни заключается в потакании своим низменным страстям, поскольку все они уже наказаны по заслугам и высмеяны.

Именно юмор помогает автору в легкой и ненавязчивой форме донести до читателя прописную истину - жить нужно по совести, в любви и сострадании к ближним, и тогда никакая темная сила не причинит вреда, а чертовщина пройдет стороной.

Композиция

Проводя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» анализ произведений, следует отметить, что все повести построены на контрасте: в них самым гармоничным образом переплетены радость и безудержное веселье с трагизмом и печалью.

Повести служат своеобразной ареной для борьбы добра и зла, христианского начала и бесовского отродья. Максимальная контрастность достигается благодаря фантастическим сценками, народным легендам и преданиям, которыми так богаты гоголевские повести.

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из двух томов, каждый из которых содержит по 4 повести. Рассказчиком является выдуманный персонаж - издатель Рудый Панько, который в своеобразной манере вводит читателя в самобытный и невероятно колоритный мир украинского села.

Главные герои

Жанр

Все произведения, которые вошли в цикл «Вечеров на хуторе близ Диканьки», написаны в жанре повести и направлении романтизма. Гоголем неслучайно была выбрана поэтическая проза - благодаря ей все повести приобрели удивительную мелодичность, лиричность. Они читаются на одном дыхании, будто легкое и изящное стихотворное произведение.

Наряду с высоким поэтическим слогом и романтическими элементами, Гоголь щедро «сдобрил» все произведения цикла живой разговорной речью. Это нисколько не испортило их, напротив, придало неповторимый колорит и народный характер.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 41.

7f39f8317fbdb1988ef4c628eba02591

Сорочинская ярмарка

Действие происходит на ярмарке в местечке Сорочинец. На нее собираются жители окрестных деревень. На ярмарку приезжают Солопий Черевик с дочкой Параской. На ярмарке к ней сватается парубок, Черевик дает согласие, но его супруга выступила против такого поспешного решения. На ярмарке замечают красную свитку-символ проклятия. По легенде каждый год черт в свином обличии ищет свитку на ярмарке. Такую историю стал рассказывать Черевик своим гостям, как неожиданно в доме разбилась оконная рама и появилась рожа свиньи. Все перемешалось в доме, гости разбежались.

Вечер накануне ивана купала. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви.

Красавицу дочь козака Коржа полюбил парубок Петрусь. Но Корж прогнал его. А дочку было решено выдать за богатого ляха. Петрусь в шинке знакомится с Басаврюком. Как оказалось, он превращался в человека, чтобы с помощью молодых людей отрывать клады. Петрусь не зная, соглашается помочь ему найти цветок папоротника в ночь на Иван Купала. В итоге Петрусь сталкивается в лесу со всякой нечистью и ведьмами. После этого он начинает сходить с ума. Люди, однажды прибежавшие в дом к Петрусю, обнаруживают лишь пепел вместо него. В ней местный комиссар приказывает дать согласие на женитьбу Левка на Ганне.

Майская ночь, или утопленница

Повествование ведется о двух влюбленных – Ганне и Левке. Против женитьбы выступает его отец. Левко рассказывает девушке историю о панночке, которую не взлюбила мачеха-ведьма. Панночка бросилась в воду и стала главной над утопленницами. Левко прощается с Ганной. Через некоторое время в темноте он слышит разговор его возлюбленной с мужчиной, который ругает Левка. Незнакомцев оказывается его отец. Левко с парубками решает проучить его. В дом к голове влетает камень. Вместо зачинщика поймали по ошибке Каленика. А герой отправляется к дому панночки, поет песню и соглашается сыграть в игру. Он безошибочно отличает ведьму среди утопленниц. В награду от панночки получает записку, адресованную отцу-голове.

Ночь перед рождеством

Ночь перед рождеством традиционное время для колядок. Все молодые парни и девушки выходят на улицы. Кузнец Вакула влюблен в дочь козака Чуба, который достаточно богат. Черт, который ненавидит кузнеца, ворует луну в надежде, что тот по темноте не пойдет к Оксане. Вакула, все таки отправляется в дом к Чубу, где красавица Оксана насмехается над ним. Заявляет, что станет женой кузнеца, если тот принесет ей черевички как у царицы. Случай помогает Вакуле. Ему удается поймать черта. Он приказывает ему везти в Петербург за черевичками. Кузнецу удается добиться приема у царицы, она дарит ему заветные башмачки. Возвращению Вакулы радуется вся деревня, он играет свадьбу с Оксаной.

Страшная месть

На свадьбе сына есаула Горобца собралось много гостей. Среди них Данило Бурульбаш с женой Катериною и маленьким сыном. В разгар свадьбы Горобец вынес две иконы для благословения молодых. В этот момент в толпе показался колдун, но сразу исчез, испугавшись икон. На следующий день, когда герои вернулись домой, Катерина рассказывает мужу о своем сне, будто колдуном был ее отец.. Данило решает проверить тестя и следит за ним в его доме. Опасения подтверждаются, колдуна заковывают в цепи в подвале, а Катерина отрекается от него. Но пожалев, отпускает его. Колдуну помогают ляхи, они жгут окрестности, в битве убит Данило. Затем колдун, придя к Катерине в другом обличии, убивает ее. Колдун отправляется после этого в Карпаты, но и сам по дороге принимает смерть.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка

Иван Федорович Шпонька, служивший в пехотном полку получает известие от тетушки, что та уже не в состоянии следить за поместьем. Герой получает отставку и отправляется в Гадяч. По дороге в трактире герой знакомится с Григорием Сторченко. Тетушка, встреча с которой, оказалась очень теплой, отправляет Ивана Федоровича за дарственной в Хортынь. Там он снова встречает своего знакомого Сторченко, у которого и должен быть документ на поместье. Сторченко пытается уверить Шпоньку что никакой дарственной не было. Хлебосольный хозяин пытается увести разговор на другие темы, знакомит Ивана Федоровича с барышнями-сестрами. Вернувшись к тетушке, Шпонька рассказывает ей об изворотливом Сторченко. Родственники решают ехать к нему вместе. На этом повествование завершается.

Заколдованное место. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви

Действие происходит в деревушке. Глава семейства уехал торговать, дома остались жена, малолетние сыновья и дед. Вечером к дому подъехали чумаки, стародавние знакомые деда. Началось застолье. Дед пошел в пляс. Но вдруг, дойдя до определенного места, остановился и не смог сдвинуть ног. Стал оглядываться - не смог узнать где он, все казалось незнакомым. Дед определил в темноте тропинку, вдруг увидел огонек. Подумал что это клад, и решил оставить на этом месте заметку в виде сломанной ветки. На следующий день дед пошел искать то место, но хлынул дождь, и ему пришлось вернуться домой. На следующий день дед обнаружил то место и принялся его копать. Вдруг одолела вокруг нечистая сила, послышались голоса, над головой нависла гора. С выкопанным котлом дед бросился бежать. Но в нем кроме мусора ничего не оказалось. Дед решил, что то место заколдовано и больше туда не ходил.