Есенин Сергей - Серебристая дорога. Есенин Сергей - Серебристая дорога Серебристая дорога ты зовешь меня куда есенин


«Вижу сон. Дорога чёрная…» Сегрей Есенин

Вижу сон. Дорога чёрная.
Белый конь. Стопа упорная.
И на этом на коне
Едет милая ко мне.
Едет, едет милая,
Только нелюбимая.

Эх, берёза русская!
Путь-дорога узкая.
Эту милую, как сон,
Лишь для той, в кого влюблён,
Удержи ты ветками,
Как руками меткими.

Светит месяц. Синь и сонь.
Хорошо копытит конь.
Свет такой таинственный,
Словно для единственной —
Той, в которой тот же свет
И которой в мире нет.

Хулиган я, хулиган.
От стихов дурак и пьян.
Но и все ж за эту прыть,
Чтобы сердцем не остыть,
За березовую Русь
С нелюбимой помирюсь.

Анализ стихотворения Есенина «Вижу сон. Дорога чёрная…»

По воспоминаниям Софьи Толстой, последней супруги поэта, произведение появилось в июльскую ночь 1925 г. Диссонансы земной любви, служащие главной темой художественного текста, сближают его с другими творениями позднего периода. Есенинский герой порой безжалостен к своим подругам: одну обвиняет в неискренности «лукавой страсти», другую презирает, в открытую сообщая о своих чувствах. Сквозь пелену негативных эмоций пробиваются нечастые упоминания о светлой мечте. Субъект речи грезит об идеальной возлюбленной. Ее черты слабо отражены в лицах нелюбимых спутниц и напоминают «отзвук» или «тень». Красота воображаемой избранницы величава и даже холодна, но способна взволновать душу «до дна». Притягательная сила ее прелести сродни чарам волшебницы.

«Вижу сон…» представляет еще одну вариацию противоречивого любовного переживания. Участниками ситуации являются лирический герой и два женских образа: «нелюбимая» и единственная, существующая как мечта, таинственно сияющая в ночи.

Начальная строка указывает на условность художественного пространства, порожденного сном героя. Черно-белые акценты воображаемого пейзажа не типичны для обычно богатой есенинской палитры. Подобная лаконичность, даже скупость колористики приводит некоторых литературоведов к выводу об апокалипсических мотивах стихотворения: нелюбимую связывают с образом смерти, спешащей к лирическому «я».

В тексте сильно фольклорно-песенное начало, которое поддерживается традиционным «танцевальным» размером - четырехстопным хореем. Действуя по законам сказки или лирической песни, герой молит березу, призывая ее в чудесные помощницы.

Третье шестистишие изменяет стремления лирического субъекта. Мысль о переменах приходит во время наблюдения за красивым, ровным и уверенным шагом коня, пересекающего спокойное, освещенное загадочным лунным светом пространство. Еще одним фактором, стимулирующим пересмотр жизненных ориентиров, служит трагическое осознание невозможности личного счастья: идеальная возлюбленная - лишь плод воображения.

Финальный эпизод демонстрирует итоги размышлений: герой, поэт и хулиган, готов принять действительность. Он намеревается примириться с нелюбимой или с неизбежностью смерти, если принять во внимание танатологическую трактовку образа всадницы. На смену недосягаемому женскому идеалу приходит патриотический образ, благодаря которому стала возможной духовная трансформация.

С. А. Есенин. «Серебристая дорога».

Стихотворение написано в 1918 году. Тема философская – поиски смысла жизни, попытка обрести себя и сохранить душевную чистоту.

Мотив дороги и движения, звезды как судьбы.

Ключевые образы: лирический герой, дорога, звезда.

Сопутствующие образы: жёсткий снег, заря.

Верба, врата господни.

В стихотворении раскрывается движение образов чувств. Лирический герой испытывает тревогу, потому что не знает, куда зовёт его «серебристая дорога». Он не знает, какая судьба его ожидает, что пророчит ему звезда: грусть или радость. Обращаясь к звезде, он умоляет её дать ему зарю и ветку вербы, надеясь прийти к вратам господним.

Образ дороги создаётся с помощью эпитета «серебристая», риторического обращения и риторического вопроса. Образ звезды создаётся с помощью сравнения «свечкой чисточетверговой». Здесь звучит религиозный мотив: Чистый четверг – это время очищения. В тайную вечерю Иисус мыл ноги своим ученикам во имя высшей справедливости и предсказал события пятницы: предательство Иуды, свой арест и мучения, отречение Петра.

Образ лирического героя создаётся с помощью риторических вопросов во второй строфе, с помощью побудительных предложений в третьей строфе.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем со множеством пиррихиев. Рифмовка женская (дорога – четверговой), мужская (куда – звезда). Способ рифмовки – перекрёстный.

Строфа – катрен.

Поэт использует инверсию: свечкой чисточетверговой, сердцем вешним, к вратам господним. Антитеза: сердце вешнее (весеннее) и жёсткий снег.

Религиозные мотивы: верба – символ Благовещения.

Путь лирического героя – это стремление к самоочищению, самосовершенствованию.

Обратимся к стихотворению с аналогичными мотивами. Возьмём стихотворение «Отвори мне, страж заоблачный». Общим является мотив врат (дверей). Куда стремится лирический герой как к совершенству. Обращение к звезде (или к стражу заоблачному) с просьбой о помощи. В первом стихотворении лирический герой просит звезду помочь «долюбить … жёсткий снег» (не утратить доверия и любви к жизни, как бы сурова она ни была). Во втором стихотворении лирический герой просит вернуть коня, которого увёл белый ангел (конь – символ души).

В контексте национального литературного процесса это стихотворение Есенина можно сопоставить со стихотворением Блока «Я вышел в ночь – узнать, понять». Объединяет оба произведения мотив пути, стремление лирических героев раскрыть смысл жизни. Блок, как символист, использует в своём стихотворении символические образы, имеющие много значений, использует мотив намёков, недосказанности. Есенин – имажинист, главное для него создать яркий образ, у него присутствуют религиозные мотивы.

Серебристая дорога,
Ты зовёшь меня куда?
Свечкой чисточетверговой
Над тобой горит звезда.

Грусть ты или радость теплишь?
Иль к безумью правишь бег?
Помоги мне сердцем вешним
Долюбить твой жёсткий снег.

Дай ты мне зарю на дровни,
Ветку вербы на узду.
Может быть, к вратам Господним
Сам себя я приведу.

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»