Фонвизин краткая биография презентация. Денис иванович фонвизин. Значение комедии «Ревизор»


Русская литература XVIII века прошла большой путь в своём развитии: от классицизма до сентиментализма, от идеала просвещённого монарха до личных переживаний человека (естественно, дворянина).

Начало XVIII века было бурным для России. Создание собственного флота, войны за выход к морским путям, развитие промышленности, расцвет торговли, строительство новых городов ­ всё это не могло не отразиться на росте национального сознания. Люди петровских времён чувствовали свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали на своих судьбах. Ушла в прошлое боярская Россия, с Петром I пришло в государство подражание европейским обычаям, а вместе с ними, и европейским идеалам. Хлынул в страну поток привлекаемых государём иностранных специалистов. Русский классицизм появился и начал своё развитие под воздействием эпохи Просвещения.

Поскольку в стране процветал культ науки, разума, просвещения, то и в литературе главным героем является просвещённый монарх или идеальный гражданин, который разделяет идеи Петра. Идеалы классицизма ­ стройный порядок и гармония, воплощённые в определённой иерархии. Воля, чувство общественного долга, патриотизм возвышались поэтами­классицистами. Они славили превосходство государственного над личным, разума ­ над чувствами, порядка ­ над хаосом, цивилизации ­ над природой. Иерархичность проявилась и в самой литературе. Классицизм резко разделил её жанры. Гражданская тема облекалась в форму торжественной оды, а описание частной жизни доставалось более "низким" жанрам.

Естественно, что каждый жанр имел свой "набор" стилистических средств. Такое разделение на жанры имело большое прогрессивное значение, поскольку позволяло литературе отражать разнообразные явления жизни. Оды писались книжной лексикой с использованием старославянизмов, элегии ­ с определённым числом церковнославянской лексики и разговорной, басни и комедии – просторечиями (согласно теории "трёх штилей" М.В.Ломоносова). Не меньшее значение для развития русского литературного языка имела и реформа отечественного стихосложения, которая позволила приблизить русский стих к русской разговорной речи.

Екатерина II Е.И. Пугачёв Но шло время. Менялись правители. Всё дальше и дальше уходили петровские времена, и к середине XVIII века многим стало ясно, что образ идеального просвещённого правителя далёк от реальной жизни. При Екатерине II русский абсолютизм достиг невиданного могущества. Дворянство получило неслыханные привилегии, Россия стала одной из первых мировых держав. Но крестьянская война 1773­1775 годов, возглавляемая Е.И.Пугачевым, показала те непримиримые противоречия, которые существовали между правящим сословием и бесправным народом. Основной принцип просветительской идеологии об абсолютизме, как единственной разумной власти, потерпел крах.

(1745-1792) Переводчик, сатирик и драматург. Происходил из дворянского рода. Предки по отцовской линии были обрусевшими немцами, которые честно служили России. Фонвизин рос в большой, дружной семье. Получив образование, служил в Коллегии иностранных дел, считал неограниченную монархию пагубной, мечтал о преобразованиях. То был писатель знаменитый, Известный русский весельчак, Насмешник, лаврами повитый, Денис, невежде бич и страх. А.С.Пушкин

Фамилия Фон­Визен (нем. von Wiesen) или, с русифицированным окончанием Фон­Визин, писалась в XVIII веке в два слова или через дефис; это же правописание сохранялось до середины XIX века. Написание «Фон­Визин» использовал автор первой крупной биографии Фонвизина. Слитное написание установлено литературоведом второй половины XIXвека Н. С. Тихонравовым. Хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русским». Денис Фонвизин происходил из рыцарского рода, представитель которого попал в русский плен во время Ливонской войны (1558-1583) и крестился в православие. Являлся сыном Ивана Андреевича Фонвизина, образ которого позже воплотил в своём любимом герое Стародуме в произведении «Недоросль».

Родился Денис Иванович Фонвизин 3 (14) апреля 1745 года в Москве. В 1755-1760 годах учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года - на философском факультете университета. В 1760 году в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург. Здесь он познакомился с Ломоносовым, с основателем русского театра Сумароковым и впервые увидел театральное представление.

Выполняя заказ одного из продавцов книг, Фонвизин в 1761 г. переложил на русский язык басни Людвига Гольберга, писавшего на немецком. Всего им было переведено более 200 басен. Окончив университет, Д.И. Фонвизин становится переводчиком в иностранной коллегии, а с 1763 г. его переводят на службу к статскому советнику дворцовой канцелярии И.П. Елагину. Этому назначению способствовало занятие литературой: его перевод вольтеровской трагедии не остался незамеченным. Работая при Елагине, Фонвизин не оставлял переводческой деятельности. Сблизившись с литературным кружком Козловского, он создал дебютную самостоятельную работу ­ «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке»; в 1764 г. появилась его первая пьеса­комедия «Корион». На протяжении 1766­1769 гг. была написана и в 1786 г. опубликована комедия «Бригадир». Она положила начало жанру комедии нравов, т.к. в подавляющем большинстве русские авторы создавали комедии характеров.

В Ливийской стороне правдивый слух промчался, И зол, и бестолков, и силой вышней власти Он только насыщал свои тирански страсти. Что Лев, звериный царь, в большом лесу скончался. Трон кроткого царя, достойна алтарей, Стекалися туда скоты со всех сторон Был сплочен из костей растерзанных зверей! Свидетелями быть огромных похорон. В его правление любимцы и вельможи Лисица­Кознодей, при мрачном сем обряде, Сдирали без чинов с зверей невинных кожи; С смиренной харею, в монашеском наряде, И словом, так была юстиция строга, Взмостясь на кафедру, с восторгом вопиет: Что кто кого смога, так тот того в рога. «О рок! лютейший рок! кого лишился свет! Благоразумный Слон из леса в степь сокрылся, Домостроитель Бобр от пошлин разорился, Кончиной кроткого владыки пораженный, И Пифик слабоум, списатель зверских лиц, Восплачь и возрыдай, зверей собор почтенным! Служивший у двора честнее всех Лисиц, Се царь, премудрейший из всех лесных царей, Который, посвятя работе дни и ночи, Достойный вечных слез, достойный алтарей, Искусной кистию прельщая зверски очи, Своим рабам отец, своим врагам ужасен, Портретов написал с царя зверей лесных Пред нами распростерт, бесчувствен и безгласен! Пятнадцать в целый рост и двадцать поясных; Чей ум постигнуть мог число его доброт? Да сверх того еще, по новому манеру, Альфреско росписал монаршую пещеру, - Пучину благости, величия, щедрот? За то, что в жизнь свою трудился сколько мог, В его правление невинность не страдала С тоски и с голоду третьего дни издох. И правда на суде бесстрашно председала; Вот мудрого царя правление похвально! Он скотолюбие в душе своей питал, Возможно ль ложь сплетать столь явно и нахально! » В нем трона своего подпору почитал; Собака молвила: «Чему дивишься ты, Был в области своей порядка насадитель, Что знатному скоту льстят подлые скоты? Художеств и наук был друг и покровитель». Когда же то тебя так сильно изумляет, Что низка тварь корысть всему предпочитает «О лесть подлейшая! - шепнул Собаке Крот. - И к счастию бредет презренными путьми, - Я знал Льва коротко: он был пресущий скот, Так, видно, никогда ты не жил меж людьми».

Первой комедией о русских нравах стала пьеса «Бригадир». На вопрос, почему в обществе появляются люди, подобные героям «Бригадира», Фонвизин ответил в комедии «Недоросль», где главной стала проблема воспитания. «Автор негодует на порок И клеймит его без пощады». П.А.Вяземский.

Комедия «Недоросль» написана в 1781 году. Впервые представлена в театре 24 сентября 1782 года. Первое издание «Недоросля» вышло в 1783 году.

1. Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне. 2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несёт ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли. 3.Выяснить причины, уродующие личность. 4.Осмеять невежество дворян и их детей: дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших - «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет (для получения образования). 5.Обострить основной конфликт времени - конфликт между невежеством и просвещением. 6.Вынести на обсуждение тему воспитания. 7.Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.

Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали достоянием истории - пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и русского театра. Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену. Через несколько месяцев Фонвизину всё­таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр), где роль Стародума исполнял сам И.А.Дмитревский. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при её первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса. Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

Г‑жа Простакова. Вот в чём дело, батюшка. За молитвы родителей наших, – нам, грешным, где б и умолить, – даровал нам господь Митрофанушку. Мы всё делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

‑ Г жа Простакова. воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка

известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой XVIII века на русской сцене последующих веков. Это первая в истории русской драматургии социально­политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Пьеса «Недоросль» является самым Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев 18 столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы­крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи – сам недоросль Митрофанушка и его мать (барыня­ крепостница XVIII века - госпожа Простакова, управляющая всем и всеми). В её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого не стесняясь она может поколотить, и воспитание сына Митрофана - на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике: осуждение традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие имена (Простаковы, Скотинины, Митрофан - «проявление матери» по­ гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья - «мудрость» по­гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из­за мастерски поставленной общественно­политической проблематики, но и из­за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные передают авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться - хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными. Недоросль - молодой дворянин, не достигший совершеннолетия.

Возраст героини: хочется назвать её старой, но Митрофану 16­й год, а, следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини происходит, вероятно, из­за того, что все её боятся и никто не любит. Выросла в невежественной семье, не получила ни воспитания, ни образования. Считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она наняла сыну учителей? Во­первых, «мы не хуже других», а во­вторых, она вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях. сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что­то человеческое. Смысл ее жизни - забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана. Беспощадна к тем, кто в ее власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для нее в жизни - личная выгода. С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им. Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только

Несмотря на его невежество, нельзя сказать, что он дурак ни в умении подластиться к матери, ни в роковой сцене похищения Софьи, ни в сцене экзамена. Он умеет схитрить и извернуться.

Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко, воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.  Просвещение возвышает одну добродетельную душу.  Невежда без души - зверь.  Великий государь есть государь премудрый.  Начинаются чины - перестает искренность.  Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.  Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.  Для прихоти одного человека всей Сибири мало.  Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.  Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.  Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван - всё болван.  Последуй природе, никогда не будешь беден.

Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями - от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы - непреходяще: «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь). «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В.Г. Белинский) (цитирование: Изучение комедии «Недоросль»). Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что­либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“, получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано»

Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность характеров главных персонажей - основное отступление от традиций классицизма. Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. Есть персонажи, которых нельзя чётко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права. Каждый персонаж - не схема, не олицетворение какого­либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ. Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжёлые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось. Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого­то язвительно обличает. Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).


 Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.  Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.

Похоронен Д.И. Фонвизин в Санкт­ Петербурге на Лазаревском кладбище Александро­Невской Лавры (Некрополь 18 века) Надгробие Д. И. Фонвизина Д. И. Фонвизин на Памятнике «1000­летие России» в Великом Новгороде

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Сатиры смелый властелин Биография Дениса Ивановича Фонвизина Выполнила учитель русского языка и литературы Сидорова Т.Ю.

2 слайд

Описание слайда:

Фонвизин Денис Иванович (род. 03.04.1744 (1745 ?) – умер 01.12.1792) – великий русский писатель, один из самых известных русских литераторов екатерининской эпохи, талантливый создатель первой русской бытовой комедии, драматург, публицист и переводчик.

3 слайд

Описание слайда:

Детство, история рода Родился писатель в богатой дворянской московской семье. Детство провёл в патриархальной обстановке в доме своего отца, Ивана Андреевича Фонвизина, который был чиновником московской ревизион-коллегии. Происхождение у него было самое благородное: его родовые исторические корни уходили в древний рыцарский род, представители которого ещё при Иване Грозном обосновались в России, выйдя из Ливонии. Этот именитый род дал России сразу несколько поколений служилых дворян. Фамилия Фон-Визен (Фон-Визин, нем. von Wiesen) употреблялась в XVIII веке либо в два отдельных слова, либо через дефис. Такое правописание сохранялось вплоть до середины XIX века, пока литературовед Н. С. Тихонравов не установил слитное написание фамилии знаменитого писателя.

4 слайд

Описание слайда:

Образование Изначально Фонвизин получил прекрасное домашнее образование, а затем уже учился в дворянской гимназии при Московском университете (1755-1760). Он играл в любительском театре М. М. Хераскова при университете. После гимназии год посещал философский факультет университета, а в 1760 году даже был отправлен в числе лучших гимназистов вместе с братом Павлом в Петербург. Именно в студенческие годы Фонвизин начинает печататься в московских журналах, и даже делает свой первый перевод "Басни нравоучительные" датского писателя Л. Хольберг

5 слайд

Описание слайда:

Петербургский период В 1762 году Денис Иванович Фонвизин переехал в Петербург и устроился переводчиком в Коллегию иностранных дел. С 1763 года по 1769 служил секретарем у кабинет-министра И. Елагина, который изначально ведал разбором челобитных на высочайшее имя, а с 1766 стал ведать делами императорских театров.

6 слайд

Описание слайда:

В конце 60-х годов Фонвизин сблизился с сомнительным кружком Козловского, организованным молодыми офицерами-вольнодумцами, и именно под их влиянием создал одно из первых своих сатирических произведений, которое быстро распространилось в списках по всей России, – это известное стихотворение "Послание к слугам моим..." (1769).

7 слайд

Описание слайда:

На театральных подмостках Фонвизина всегда привлекал театр. Если сначала он сам только переводил иностранные комедии на русский язык, то позже уже и сам стал пробовать создавать пьесы. С 1766 по 1769 год он работал над комедией "Бригадир", о которой Н. Новиков сказал, что "...сочинена она точно в наших нравах". На театральных подмостках пьеса была поставлена в 1770 году, а допущена к печати только в 1792, уже после смерти писателя.

8 слайд

Описание слайда:

В 1769 Фонвизин занял новый пост, взяв на себя обязанности секретаря руководителя Коллегии иностранных дел – Н. Панина, который на тот момент времени был воспитателем наследника престола. Оба были оппозиционно настроены к правительству Екатерины II и были убеждены, что Россия нуждается прежде всего в "фундаментальных законах".

9 слайд

Описание слайда:

Заграничные путешествия Многие литературоведы незаслуженно мало уделяют внимания заграничному путешествию Фонвизина в Германию и во Францию, которое он совершил в 1777-1778 годах. Важность этого путешествия заключалась в том, что впечатления именно от этой поездки он описал позже в своих знаменитых "Записках первого путешественника", сыгравших в дальнейшем значительную роль в становлении русской прозы. Причиной поездки стала затянувшаяся болезнь жены Фонвизина, урожденной Роговиковой.

10 слайд

Описание слайда:

После полученной в 1782 году отставки от государственной службы, Фонвизин уезжает ещё в одно заграничное путешествие, в Италию и Германию в 1784-1785 года. Именно там ему и удалось анонимно издать "Жизнь графа Никиты Ивановича Панина" на французском языке. Причиной этой поездки стало лечение уже самого Фонвизина от разбившего его паралича.

11 слайд

Описание слайда:

Творчество последних лет жизни Удивительно, как Фонвизину удалось написать такое революционное и самое своё известное произведение, как "Недоросль", в обстановке жесточайшей реакции, которая наступила после Пугачёвского восстания. В марте 1782 года был отстранён от дел Панин за свои оппозиционные взгляды. Фонвизин тоже подал в отставку, решив посвятить себя целиком только литературному творчеству. В 1782-1783 годах, следуя заветам наставника Панина, он сочинил "Рассуждение о непременных государственных законах", которое просто изобиловало резкими выпадами против самодержавия и которое впоследствии использовали в своих пропагандистских целях декабристы.

12 слайд

Описание слайда:

В 1783 году сама несравненная княгиня Е. Р. Дашкова, ведущая политическую войну с императрицей, привлекла Фонвизина к публикации целого ряда его произведений в журнале "Собеседник российского слова", который она сама и редактировала. Именно в нём и публикуются такие блистательные сатирические сочинения Фонвизина, как: - "Опыт российского сословника"; - "Повествование мнимого глухого и немого"; - "Челобитная Российской Минерве от российских писателей".

13 слайд

1 слайд

Денис Иванович Фонвизин Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» (1745 -1792) Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №30 с УИПОО «Физическая культура» Хисамутдинова Ф.Р. …

2 слайд

3 слайд

4 слайд

"Действия, произведенного во мне театром почти описать невозможно: комедию, виденную мной, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров - великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие".

5 слайд

1759 – 1762 – гимназия при Московском университете "Острые слова мои, вспоминает Фонвизин, носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкой; все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным".

6 слайд

Сатира и публицистика были его оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения крепостническим злоупотреблениям звучали в его произведениях. В этом и состояла историческая заслуга Д. И. Фонвизина

7 слайд

8 слайд

9 слайд

Особенности драмы как рода литературы основа драмы – действие речь героя – главное средство создания образа отсутствие развёрнутого повествовательно-описательного изображения важная роль декораций и художественных деталей (интерьера, костюма и т.д.) авторскую позицию помогает уяснить ремарка (указание автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, паузы и т.д.)

10 слайд

Основные правила классической комедии Изображение повседневной жизни, людских пороков Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния; каждый из них – носитель одной черты, одного порока; чёткое деление на положительных и отрицательных героев Говорящие фамилии Одна идея Единство действия (в основе комедии должен лежать один конфликт) Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток) Не допускается героическое и трагическое (комедия должна смехом казнить пороки) Установка на разговорный язык Счастливый конец

11 слайд

Теория литературы Комедия Фонвизина «Недоросль» является сатирой. Сатира – разновидность комического, гневное обличение смехом общественных явлений.

12 слайд

Какие из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин, а какие нарушил? Подумаем отступление от единства действия (в комедии «Недоросль» две сюжетные линии) отрицательные герои интересны и неоднозначны при создании характеров героев используется речевая характеристика несчастливый конец единство места (деревня Простаковых) единство времени (одни сутки) одна идея (воспитание достойного гражданина) деление героев на отрицательных и положительных «говорящие» фамилии, подчеркивающие доминантную черту характера, носителем которой является персонаж

Слайд 2

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве. Отец его, помещик, служил в Москве чиновником и отличался прямотой, честностью и неподкупностью.
В 1755 году, как только открылась гимназия при Московском университете, отец отдает Дениса и его брата Павла туда учиться.

Слайд 3

Учился Д. Фонвизин отлично, и в начале 1757 года был представлен попечителю университета Шувалову, жившему в Петербурге. Петербург произвел на мальчика сильное впечатление. Он познакомился с Ломоносовым, видными театральными деятелями и актерами того времени. Особенно поразил Д.И.Фонвизина театр. «Ничто, писал он, - в Петербурге так меня не восхищало, как театр, который я увидел первый раз отроду… Действия, произведённого во мне театром, почти описать невозможно…»

Слайд 4

В 1760 году, окончив гимназию, Фонвизин поступает в Московский университет. В студенческие годы он пишет ряд сатирических произведений: посланий, басен, эпиграмм. По выходе из университета Фонвизин поступает на службу в Коллегию иностранных дел и продолжает интересоваться литературой и театром.

Слайд 5

Перовое литературное творчество

В 1766 году (по другим данным – в 1769 году) Фонвизин написал первую комедию «Бригадир». Он читал эту комедию в писательских кругах и в домах вельмож, приковав к себе и «Бригадиру» всеобщее внимание.

Одна из основных тем комедии – тема низкопоклонства дворянства перед Западом, в частности перед всем французским.

Слайд 6

В самую мрачную пору екатерининского правления, когда шел безудержный грабеж страны, когда сотни тысяч государственных крестьян превращались в крепостных и угнетение крестьянства приняло зверские формы, Фонвизин выступил на борьбу со всем этим злом: он написал свою замечательную комедию «Недоросль». Комедия имела исключительный успех у публики.

Один из современников вспоминает: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Особенное восхищение у зрителей вызвал Стародум, идеи которого были близки передовой части общественности, обратившей внимание на политическое содержание комедии.

Слайд 7

В 1782 году Фонвизин выходит в отставку. Освободившись от службы, он всецело отдается литературной работе. В журнале «Собеседник любителей российского слова» Фонвизин напечатал свои вопросы. Екатерина, принимавшая участие в журнале» ответила на эти «Вопросы». По этим ответам видно, как Екатерина была раздражена смелостью и вольностью автора «Вопросов»…

Слайд 8

Последние годы жизни

В 1788 году Фонвизин предпринимает попытку начать издание журнала, который должен был называться «Друг честных людей, или Стародум», но разрешение на издание журнала не получил.

Фонвизин начал писать воспоминания «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», но не закончил их: смерть прервала работу. Умер Фонвизин 1 декабря 1792 года.

Слайд 9

«Недоросль»

  • Слайд 10

    Главные темы комедии «Недоросль»

    1. Тема крепостного права: Фонвизин говорит о губительном воздействии крепостного права на помещиков и на дворовых.
    2. Тема Отечества и честного служения ему. (Эта тема звучит в речах Стародума и Милона).
    3. Тема воспитания (осмеяние невежества дворян и их детей).
    4. Тема нравов придворной и столичной знати (резкое и гневное обличение развращенности придворного дворянства).

    Слайд 11

    Построение и художественный стиль комедии

    1. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев.
    2. С большой тщательностью и широтой описал Фонвизин не только главных действующих лиц, но и второстепенных.
    3. Фонвизин умело раскрывает душевную жизнь героев, их отношение к людям, их действия. Этой же цели служат в комедии и ремарки, т.е. авторские указания актерам.
    4. В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, т.е. стремление к возможно более правдивому изображению жизни.
    5. Язык комедии ярок и меток, некоторые выражения перешли из нее в жизнь на правах «крылатых выражений»: «Не хочу учиться – хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды» и др.

    Слайд 12

    Значение комедии «Ревизор»

    1. Комедия имела большое общественное значение, потому что в ней были подняты очень важные вопросы. В комедии звучал смелый голос передового писателя, который гневно обличал язвы и недостатки жизни того времени, призывал к борьбе с ними.
    2. Комедия рисовала подлинные картины жизни: показывала живых людей, хороших и дурных, призывая подражать первым и бороться с последними.
    3. Она просвещала сознание, воспитывала гражданские чувства, звала к действию.
    4. Велико значение комедии и в истории развития русской драмы. Недаром Пушкин назвал «Недоросль» «народной комедией».
    5. Комедия Фонвизина интересна и в наши дни, не сходит со сценических подмостков.

    Посмотреть все слайды


    Денис Иванович Фонвизин Родился 3(14) апреля 1745 года в Москве, в небогатой дворянской семье, на протяжении нескольких веков честно служившей России. Фамилия его немецкого происхождения и в XVIII писалась раздельно: Фон Визин. Но Пушкин недаром о нем сказал: «Он из перерусских русский».


    С 1755 г. учился в дворянской гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами. В 1962 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург. Впоследствии был дипломатом, сотрудничал с вельможами Екатерины II, с воспитателем наследника графом Н.И. Паниным. Служа при дворе, внимательно наблюдая за действиями правительства, Фонвизин вместе с Паниным вынашивал планы ограничения власти монархов, создания новых законов, поэтому был не в чести у Екатерины II.


    Портрет Д.И.Фонвизина Неизвестный художник по оригиналу Ж. Карафа гг. Вторая половина XIX в. Холст, масло.


    Фонвизин Д. Бригадир: Комедия в пяти действиях В 1769 г. Фонвизин создает первую оригинальную русскую сатирическую комедию «Бригадир», в которой высмеивает не только косность и невежество провинциального русского дворянства, но и его бездумное подражание всему французскому.


    Д.И. Фонвизин читает "Бригадира" в салоне цесаревича Павла Петровича. С гравюры П. Бореля


    Фонвизин был человеком живым, светским; образованный, смелый, он стоял выше многих предрассудков своего времени, считал, что дворянину не зазорно заниматься торговлей. Дружил с актером Иваном Дмитриевским, хотя актеры были, по понятиям того времени, чем-то вроде слуг. Общаясь с вельможами в придворном мире, женился на дочери купца, несмотря на явное неодобрение родных.


    Портрет Д. И. Фонвизина Литография из альбома "Портретная галерея русских деятелей" (Т. 2. СПб.,1869). Всей душой Фонвизин любил родину и свой народ. Девизом его жизни были слова: Ты должен посвятить Отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек.




    «Недоросль» Фонвизину было 37 лет, когда он написал эту веселую пьесу. Не сразу нашла она путь на сцену. Но когда была поставлена, в сентябре 1782 года, по словам очевидцев, успех был полный, «публика аплодировала пьесе метанием кошельков на сцену». Знаменитый князь Потемкин, говорят, сказал тогда: «Умри, Денис! Лучше не напишешь».





    Д.И. Фонвизин – крупнейший русский драматург XVIII века, создатель русской социальной комедии, образцы которой после «Недоросля» представляют «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя. С именем Фонвизина связано также формирование русской художественной прозы. Велико было воздействие самой личности Фонвизина на его современников, деятелей передовой культуры XIX века. Высоко оценил его А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин», когда, говоря о театре, сказал: Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы…