Макроэкономика российской федерации. Старт в науке Приоритетные задачи России


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В наше время Российская экономика вынуждена претерпевать спад, этому виной множественные внешние и внутренние факторы и причины, пагубно влияющие на все сферы общественного строя. Обвал рубля, инфляция, высокий уровень безработицы и низкий уровень поступления денежных средств в государственный бюджет - все это создает угрозу для роста и устойчивости экономики Российской Федерации.

Макроэкономика России к началу 2017 года характеризовалась развитием негативных тенденций, способных повлечь за собой кризис. Причины не только экономические, но и политико-географические. Резкий настрой ряда европейских стран, в том числе США, Украины и Турции привел к ужесточению санкций против России. Некая ограниченность к международным финансовым, земельным и денежно-кредитным ресурсам привела к негативному развитию потребительского спроса и климата в стране, что вызвало так же и отток капитала из государства, а так же увеличение инфляции. Падение цен на нефть и ухудшение внешнеэкономических и внешнеполитических отношений привели к макроэкономической нестабильности.

Макроэкономические проблемы занимают важное место в вопросе рассмотрения современного состояние экономики России. Целью политической экономики страны является улучшение уровня жизни всего населения, но в качестве препятствующих факторов выступают различные проблемы, в том числе и внутриэкономические. Характеристика этих проблем, поиск источников и способов решения, анализ множества сфер общественной жизни и устройства государства, рассмотрение теорий и государственных вопросов являются основными задачами макроэкономики как науки.

Эффективность производства как ключевая проблема

Проблема эффективности производства появляется естественно и вполне предсказуемо, поскольку каждый производитель стремится увеличить свой доход от продажи продукции при минимальном использовании ресурсов и прочих затрат. В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность не поддерживается государством и осуществляется под полной ответственностью предпринимателя, поскольку в случае неэффективности бизнеса он претерпит убыток, в этом заключается главная проблема эффективности производства. Эффективность производства выражается в достижения целей.

Способы повышения эффективности производственной и хозяйственной деятельности - это совокупность мероприятий по увеличению роста эффективности производств.

    Повышение качества продукции;

    Использование новой техники;

    Техническая реконструкция;

    Развитие нового механизма хозяйства.

Эти факторы оказывают заметное влияние на результат работы организаций, следует учитывать их при планировании, оценке, стимулировании деятельности трудовых коллективов и при экономическом анализе.

При обосновании и анализе всех показателей экономической эффективности учитываются факторы повышения эффективности производственного процесса по основным направлениям развития и совершенствования производства.

Важнейшим условием создания целостного и эффективного хозяйственного и производственного механизма, адаптации организаций и предприятий к условиям регулируемого рынка является дальнейшая разработка теоретических и методических аспектов. Поэтому возникает необходимость конкретизировать направления действий и использование основных внешневнутренних факторов повышения эффективности.

Для достижения высокой эффективности производства в условиях рыночной экономики необходимо, в первую очередь, создать правильную организацию производства, в которой должно учитываться соотношение между полученными результатами производства, затратами труда и средствами производства.

Эффективность производства напрямую зависит от того как его организовали. Правильная организация производственного процесса является залогом эффективной работы, она направлена на:

    Создание высокой производительности трудовых коллективов;

    Выпуск качественного продукта;

    Рациональное использование ограниченных ресурсов;

    Развития организационной культуры и личности в процессе работы.

Эффективность производства во многом зависит от экономических, материальных и земельных ресурсов, но Российская Федерация на протяжении длительного промежутка времени остается одной из самых ресурсо-потребляющих стран мира. Так, к примеру, Россия потребляет больше газа, чем все европейские страны вместе взятые, но уровень ВВП этих стран превосходит уровень ВВП России в десятки раз.

Сейчас в России начинает зарождаться новая ветвь приватизации государственного имущества, но концепция так и не появилась. Поэтому проводить новую ветвь правительству нужно будет на основе тщательно проверенной и обоснованной концепции и учесть результаты приватизации.

Приоритетные задачи России

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации - это документы стратегического планирования, разрабатываемые в целях планирования на федеральном уровне.

Главные задачи экономики России состоят в определении среднесрочной перспективы и приоритетов для осуществления целей правительства РФ.

Основные направления деятельности разрабатываются с перспективой на 6 лет с учетом:

    Послания Президента РФ Федеральному собранию;

    Стратегии социального и экономического развития РФ;

    Стратегии безопасности РФ;

    Прогнозам экономического развития.

Основные направления деятельности устанавливают ключевые направления, которые помогут сформировать новую модель экономики.

Ключевые приоритеты развития экономики:

    Обеспечение стабильности.

Оптимизация бюджетных расходов, построенная на формирования бюджета, исключающего секвестр производительных статей.

    Повышение конкурентоспособности.

В 2016 - 2018 гг. упор будет сделан на применение правовых итогов реализованных мероприятий и реализации новых мероприятий в соответствии с лучшими концепциями развития бизнеса.

Реализация нового налогового законодательства, включая понижение ставок налоговой нагрузки на новые предприятия и начинающих индивидуальных предпринимателей.

Новые санкции против России положили начало повышению конкурентоспособности внутри страны, поддержанию промышленного производства и импортозамещению, что привело к снижению зависимости от поступающих извне товаров.

    Повышение качества и доступности социальных услуг.

Развивается практика финансирования услуг в социальной сфере, в том числе стимулирование деятельности по выполнению государственных заказов и закупок для нужд государства, поддержка таких предприятий и юридических лиц.

    Обеспечение регионального развития.

Толчок к ускоренному развитию получили территории субъектов Российской Федерации, для которых Правительство Российской Федерации создало специальный режим, позволяющий эффективно развивать предпринимательскую деятельность.

    Повышение качества государственного управления.

В результате внедрения системы государственного стратегического управления будут определены:

    Принципы;

    Приоритеты;

    Цели развития страны;

    Соотнесены между собой приоритеты отраслевого и регионального развития;

    Осуществлена комплексная увязка развития системы расселения;

    Обоснован состав регионов России и запущен процесс подготовки их стратегий.

В настоящее время разрабатывается проект направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что хоть для современного общества уровень развития экономики в Российской Федерации на очень низком уровне, темпы его развития с каждым годом растут все стремительнее, что обещает положительные прогнозы на ближайшие несколько лет. Для развития промышленности и производственной сферы стоит делать упор на сферу образования, поскольку без квалифицированных специалистов невозможна эффективная и стабильная работа производств, а так же правильное использование высокотехнологичного оборудования.

Сфера образования, в свою очередь, имеет ряд собственных проблем и этапов их решения, но наиболее весомым вопросом в данной сфере является низкий уровень заработной платы учителей и стипендий для студентов. До тех пор, пока качество образования не повысится, и государство не будет обеспечивать для выпускников ВУЗов достаточное количество рабочих мест, Российская Федерация не сможет снизить натиск негативных факторов внешней и внутренней среды.

Стоит учитывать планирование Правительства Российской Федерации на долгосрочные периоды, и, анализируя цели и способы их достижения, предполагать, что в скором времени макроэкономическая обстановка в стране улучшится.

Список литературы:

    Полтавченко А.А., Литвинюк Т.А. «Макроэкономические проблемы Российской экономики», «Экономика и современный менеджмент: теория и практика». Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2015.

    С.С. Носова. «Современные макроэкономические проблемы России», учеб. пособие // КНОРУС, 2010.

    Угланов П.Н. «Сущность экономической эффективности производства» // Вестник Тамбовского университета. 2011. №3. С. 65-70.

    Вечканов Г.С «Экономическая теория» // Учебник для ВУЗов, 2017.

Макроэкономическими показателями, позволяющими оценивать состояние экономической конъюнктуры и перспективы экономического развития страны, признают экономические индикаторы и индексы.

Экономические индикаторы - это макроэкономические показатели, публикуемые в форме отчетов правительства или независимых организаций и отражающие состояние национальной экономики.

Они публикуются в определенное время и предоставляют рынку информацию о том, улучшилось ли или ухудшилось состояние экономики. Среди основных экономических индикаторов можно выделить следующие: показатель ВВП, уровень инфляции, размер золотовалютных резервов, ставка рефинансирования, размер государственного долга, состояние платежного баланса, уровень безработицы, а также ряд денежных индикаторов.

Помимо индикаторов в макроэкономике используются различные экономические индексы , как правило, рассчитываемые независимыми организациями и институтами. Это, например, индексы: производственной активности, настроения потребителей, уверенности бизнеса, а также всевозможные индексы экономических ожиданий и т.д.

В зависимости от последовательности проявления в ходе экономического цикла экономические индикаторы делят на опережающие, совпадающие и запаздывающие.

Сложный индекс опережающих индикаторов спроектирован так, что он охватывает все основные сферы и показатели деловой активности: занятость, производство и доходы, потребление, торговлю, инвестиции, запасы, цены, деньги и кредит. Он сформирован на идее, что главной мотивирующей силой в экономике выступает ожидание будущих прибылей. В ожидании роста прибылей компании расширяют производство товаров и услуг, инвестиции в новое оборудование; а когда предвидится спад доходов, эта активность снижается.

Сложный индекс индикаторов совпадения состоит из четырех рядов, в которых учитываются занятость, личный доход, промышленное производство и реализация продукции. Индикаторы совпадения группируются по трем категориям: занятость, производство и доход, потребление.

Сложный индекс запаздывающих индикаторов используется для подтверждения того, что пик или низшая точка экономического цикла уже пройдены. Он состоит из семи рядов; в них учитываются занятость, товарно-материальные запасы, прибыльность, состояние финансового рынка. За исключением ряда, отражающего занятость, который является антициклическим, эти индикаторы прямо следуют за экономическими тенденциями, с небольшим отставанием. Если за очевидным пиком индикаторов совпадения не следует соответствующий пик запаздывающих индикаторов, то поворотные точки цикла деловой активности не будут установлены.

В России регулярно публикуются некоторые из перечисленных индексов. Они позволяют отечественным предпринимателям и населению лучше адаптироваться к изменению экономической конъюнктуры. Росстат с учетом опыта стран ОЭСР осуществляет регулярную публикацию специальной рубрики «Опережающие индикаторы» 1 . В их состав входят 12 рядов данных, оцениваемых ежемесячно.

В качестве примера приведем табл. 2.3, где собраны ключевые макроэкономические показатели, характеризующие отечественную экономику за прошедшие шесть лет.

Таблица 23

Динамика основных макроэкономических показателей РФ

Показатель

ВВП, в текущих ценах, млрд руб.

Уровень безработицы населения, %

Темп инфляции, %

Среднедушевые доходы населения по Российской Федерации, руб/мес.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %

Величина прожиточного минимума, руб/мес.

1 Опережающие индикаторы по видам экономической деятельности. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/leading_indicators

Как видно из таблицы, наиболее неблагоприятным за этот период стал 2015 г., когда на фоне значительного падения объема реального ВВП одновременно выросла численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Макроэкономическая политика: ее цели, задачи, субъекты, объекты

2.1 Цели макроэкономической политики

Заключение

Введение

Целью данной курсовой работы является изучение основных макроэкономических целей и их реализация в экономической политике современной России. Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи, такие как: в чем заключается сущность макроэкономической политики, как реализуется данная политика в России и определить направления развития макроэкономической политики в российской экономике.

Макроэкономика - раздел экономической теории, изучающий экономику в целом, на уровне агрегированных показателей. В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а также механизм их взаимодействия на товарном рынке и рынках факторов производства в условиях различных видов конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, которая рассматривает функционирование экономики в целом. Данная ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические проблемы. Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

· Определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;

· Выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;

· Анализ природы инфляции;

· Изучение механизма и факторов экономического роста;

· Рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;

· Исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

· Теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

Как на микро-, так и на макроэкономическом уровне анализируется позитивная и нормативная экономика. В позитивном плане рассматриваются фактические связи в экономике, в нормативном - выносятся оценочные суждения о тех или иных аспектах функционирования экономики и действиях основных ее субъектов. На макроуровне в нормативном аспекте анализируется в основном экономическая политика государства. Вопрос о целях и методах осуществления макроэкономической политики является одним из наиболее дискуссионных в экономической теории. Именно по этому вопросу наиболее отчетливо просматриваются различия между разными школами макроэкономической теории. Спектр этих различий весьма широк: от почти полного отрицания необходимости государственного вмешательства в функционирование национальной экономики (классическая школа) до признания главенствующей роли государства в решении макроэкономических проблем (марксизм). Поэтому в нынешних условиях важнейшей задачей становится принципиальное изменение подходов к оценке роли государственного регулирования в макроэкономической политике. Теоретической основой неоднозначной трактовки целей и задач макроэкономической политики служит разное понимание способности рынка к саморегулированию и бескризисному экономическому развитию. Современная макроэкономическая теория представлена широким спектром школ и направлений. Представители отдельных течений экономической мысли высказывают диаметрально противоположные взгляды по одним вопросам, солидаризируются по другим, пытаются найти консенсус по третьим. Все это затрудняет научную классификацию современной экономической мысли. Несмотря на широкое различие во взглядах представителей различных школ, большинство экономистов признают, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает ориентацию макроэкономической политики государства на достижение следующих основных целей:

· Устойчивого и эффективного экономического роста;

· Полной занятости;

· Стабильности общего уровня цен;

· Социальной справедливости и экономической обеспеченности нетрудоспособных;

· Устойчивости торгового и платежного балансов страны.

Макроэкономическая политика важна для экономики тем, что она затрагивает все сферы жизни общества и из показателей макроэкономической политики видно, как и куда необходимо направить денежные средства для повышения благосостояния людей.

Все выше сказанное определило выбор темы настоящего исследования, его цели и задачи.

Глава 1. Сущность макроэкономической политики

макроэкономика национальный продукт доход

1.1 Макроэкономическая политика: цели, задачи, объекты и субъекты макроэкономического регулирования

Макроэкономическая политика - экономическая политика государства, направленная на решение основных проблем национальной экономики. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Для достижения данной цели необходимо решить определенные задачи, такие как:

· Снижение уровня безработицы и инфляции;

· Увеличение ВВП;

· Выплата по внешнему долгу и др.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие и т.п. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на государственную экономическую политику. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в международные, региональные и мировые объединения.

Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов являются политические партии, которые часто действуют под знаменем общенациональных интересов.

Проводить в жизнь программу государственной экономической политики будут субъекты государственного экономического регулирования - исполнители хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного экономического регулирования, все более независимыми становятся исполнительные органы.

Объекты государственного регулирования экономики.

Объектами государственного регулирования экономики - являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

· экономический цикл;

· условия накопления капитала;

· занятость;

· денежное обращение;

· платежный баланс;

· НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей)

· внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

1.2 Система национальных счетов - инструмент макроэкономического учета и анализа

Система национальных счетов представляет собой построенный определенным образом набор счетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельности национальной экономики за период времени, ее структуру и важнейшие взаимосвязи. Информация, которую предоставляет система национальных счетов, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений. В первые попытка создания системы показателей для характеристики и анализа макроэкономики была предпринята в СССР. В его основу была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии бывшим нашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии В. Леонтьевым.

Первые разработки СНС, выполненные в ряде развитых стран, относятся к концу 30-х годов прошлого столетия. После окончания Второй мировой войны СНС в рамках официальной статистики стала использоваться в Англии, США, Франции, Германии и ряде скандинавских стран. В 1953 году экономическими организациями ООН была разработана и предложена к внедрению первая официальная версия СНС. Систему национальных счетов ООН, аналогичную по структуре стандартной системе национальных счетов, созданной исследовательским центром по национальным счетам при Кембриджском университете, учредила Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Первая СНС содержала счета для учета производства, потребления домашних хозяйств, потребления органов общего управления, сбережений и инвестиций, внешней торговли. Второй пересмотр СНС, начатый в 1963 г., завершился изданием в 1968 г. нового варианта, разработанного с учетом опыта развития национальных счетов в капиталистических странах. Он применяется более чем в 150 странах. Во втором варианте введен ряд новых разделов и показателей, существенно расширив его аналитические и информационные возможности. В их числе следует назвать раздел, посвященный расчетом основных показателей производства и использования продукции в сопоставимых ценах, а также показателей валовой продукции и промежуточного потребления, национального богатства, движение займов, кредитов и других показателей, составляющих финансовый поток. Особо важно отметить достигнутую в СНС органическую увязку таблиц межотраслевых балансов, принципы которых наиболее четко сформулированы в работах лауреата Нобелевской премии по экономики В. В. Леонтьева. Эти счета, представляющие макроуровень национального счетоводства, составляют по секторам народного хозяйства. Структура СНС позволяет исчислять в стоимостном выражении валовой общественный продукт, национальный доход и их использование, а также другие показатели, способные отразить серьезные изменения в рыночной экономике. Признано, целесообразно взять за основу европейскую систему интегральных счетов (ЕСИС). В ней выделяют счета: товаров и услуг, производства, образования доходов, распределения доходов, использование доходов, капитальных затрат, финансов (для национальной экономики и остального мира). В совокупности счета позволяют иметь информацию о производстве, распределении и использовании национального дохода с учетом финансовых результатов от внешнеторговой деятельности и, что очень важно, обеспечить сопоставимость национальных результатов с результатами зарубежных стран.

1.3 Необходимость государственного вмешательства в макроэкономическую политику

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников. Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода. При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив. Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством. Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран. Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо. Экономические функции государства Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.

Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна. Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д. Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

Таким образом, из сущности макроэкономической политики видно, что основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Объектами государственного регулирования экономики - являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны. Государство использует множество инструментов экономической политики (денежная, фискальная, социальная и др. политики) и ни один из инструментов не действует отдельно и изолировано от других.

Глава 2. Макроэкономическая политика в России

2.1 Задачи макроэкономической политики России

Одной из основных задач современной макроэкономической политики России является удвоение ВВП. Решение задачи удвоения ВВП России за десятилетний период требует качественного изменения общего курса страны. Ускоренный рост российской экономики должен сопровождаться существенными изменениями в ее структуре. Общая задача удвоения ВВП предъявляет неодинаковые требования к секторам и отраслям экономики. Эти различия определяются, с одной стороны, изменениями макроэкономической структуры экономики, а с другой - основными тенденциями научно -технического прогресса. По производству ВВП на душу населения Россия отстает от развитых стран мира: в 5 раз от США, в 3 - Испании, в 2 - Чехии и Кореи и находится на уровне Болгарии, Латвии, Македонии, Турции. При удвоении ВВП Россия к 2010 г. выйдет по данному показателю на современный уровень Чехии и Кореи и превзойдет современный уровень таких стран, как Венгрия и Словакия. Проведенные исследования показывают, что задача удвоения ВВП предъявляет высокие требования к ускорению роста основных отраслей реального сектора экономики, в особенности таких как электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение и другие. Необходимо существенное изменение в структуре производства и внешнеэкономических связей России. Все это вряд ли возможно без принципиального повышения активной роли государства в экономике. Только целенаправленная политика государства, опираясь на новую социально-экономическую стратегию, обеспечит экономический рост и структурные сдвиги. Во внешнеэкономической политике следует обратить внимание на активизацию политики России в отношении со странами СНГ. В институциональной политике необходимы меры, обеспечивающие расширение государственного сектора экономики. Следует решить вопрос о национализации естественных монополий, национализации крупных предприятий, виноватых в неуплате налогов, задержке заработной платы, а также предприятий, владельцы которых не сумели обеспечить эффективное использование приватизированных средств производства.

Другой немаловажной задачей является снижение уровня инфляции. Индекс цен на потребительские товары и услуги в 2005году составил 112,7% против 110,9% в 2004 г. и 112% в 2003 г. нынешнюю инфляцию в России определяют:

· Опережающий рост цен производителей на базовые товары и продукцию сельского хозяйства в 2003 - 2004 гг.;

· «рост инфляционных ожиданий со стороны населения вследствие превышения целевых показателей инфляции в 2004 г., особенно по товарам первой необходимости, отчасти, подогреваемый СМИ»;

· сохранение высоких цен на нефть и ряд других товаров в 2005 г. (и в связи с этим приток валюты в страну);

· протекционистские меры по отношению к продукции сельского хозяйства (сохранение режима пошлин и квот на те товары на которые существует дефицит предложения);

· рост непроцентных расходов федерального бюджета, связанный с увеличением заработной платы работников бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих, пенсий.

Правительство и ЦБ РФ немного исказили истинную причину инфляции.

Действительно из-за резкого увеличения объемов продаж энергоносителей количество денег, поступающих в экономику, стремительно увеличивается. Но это - мировая коньюктура, которая не зависит от действий правительства. Основная причина инфляции, главный фактор ее устойчивости - это рост цен производителей - 118,2% в 2005 г. (в 2004 г. - 122,2%), в первую очередь естественных, отраслевых и локальных монополий, а не монетарные факторы. Основной вклад в увеличение инфляции внесли отрасли связанные с добычей полезных ископаемых - 156%. В топливно-энергетическом цены выросли на 57,4%, нефть подорожала на 67,8%. В то время как цены в обрабатывающей промышленности возросли всего на 7,7%. Правительство заверяет, что увеличение зарплат, пенсий, социальных выплат подстегивает инфляцию. Простое следствие - сдерживать доходы населения на прежнем уровне или сократить. По данным Росстата, темпы роста располагаемых денежных доходов снизилось с 120% в 2000 г. до 108,8% в 2005 г.при этом правительство продолжает делать радужные прогнозы. Глава Минфина еще раз подтвердил, что в планах на 3 года - довести инфляцию до 4-5%. Поскольку признаков уменьшения инфляции не наблюдается, то можно предположить что в 2006 г. она будет расти. Инфляция составляет в 2006 г. - 12%. Сегодня правительство делает многое, но реально темпы инфляции не снижаются.

Еще одной задачей развития экономики является проблема занятости.

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ. Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т.д.). в настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% экономически активного населения. Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальная и местные (городские, районные) программы. Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. В настоящее время перед разработчиками программ всех уровней остро стоит проблема увязки показателей движения рабочих мест и рабочей силы, используемых в программах с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ. Основными задачами программы по борьбе с безработицей являются:

· обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест.

· Развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах России регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы

· формирование эффективной структуры занятости населения повышение качества создаваемых рабочих мест развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы

· создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения

· предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы

· развитие системы общественных работ.

В числе наиболее уязвимых с точки зрения перспектив трудоустройства по специальности оказались лица, ранее занятые преимущественно умственным трудом, служащие среднего звена управления, инженерно-технические и научные сотрудники НИИ и КБ при ВПК, представители редких профессий и специальностей бюджетной сферы. Они составили резерв невостребованной на трудовых рынках высококвалифицированной рабочей силы. В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению. Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости. Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

2.2 Характеристика экономики России на современном этапе

Валовой внутренний продукт (ВВП) России в 2005 году составил 17, 819 трлн. руб. Россия занимает 10-е место в мире, производя около 2,25% мирового ВВП (для сравнения: доля США в мировом ВВП - 38,0%, Японии - 12,6%, германии - 8,1%, Китая - 5,8%). Несмотря на увеличение ВВП, в истекшем году в сопоставимых ценах его объем составил лишь 74,5% к уровню 1990 г., удвоение ВВП в реальности является не чем иным, как достижением уровня 1990г. Снижение темпов прироста ВВП в 2005 году до 6,2% против 7,1% в 2004 г. таким образом, даже высокие цены на нефть уже не подстегивают экономический рост, хотя и позволяют держать его на достаточно высоком уровне. Но если цены пойдут вниз, ВВП составит среднемировой уровень - около 4,3%. Согласно уточненному прогнозу социально - экономического развития РФ до 2008 г., рост валового внутреннего продукта в 2006 году составит 5,8%, но в 2007 году - 5,7%, в 2008 г. - 5,9%. При таких темпах удвоения ВВП к 2010 России не достичь, необходимы 7-8% роста. По данным Статистического комитета стран Содружества независимых государств, Россия занимает 9 место. Ее обгоняют Азербайджан (рост в 15%), Белоруссия (8,9%), Армения (8,5%), Таджикистан (7,5%). По Грузии, Казахстану и Молдавии нет данных, но судя по динамике этих стран в третьем квартале 2005 года, они вряд ли отстали от России за год и, вероятно обгонят ее.

Топливная промышленность, по-видимому, в ближайшей перспективе не сможет расти так быстро, как в последние годы. Темпы ее существенно замедлятся - с 7,4% в 2001-2003 годах до 2,6% в 2004-2010годах.добыча газа к 2010г. достигнет 650 млрд. л. (увеличение по сравнению с 2000 г. на 11%), нефти - примерно 450 млн. т (в 1,4 раза), угля - 330 - 331 млн. т (на 28%). Одним из факторов поддержания темпов топливной промышленности является рост нефтепереработки. При ожидаемых масштабах добычи топлива удовлетворить внутреннюю потребность ускоряющейся экономики можно лишь значительным ограничением динамики его экспорта.

Продукция металлургической промышленности за 10 лет, по расчетам,

Должна увеличиться в 1,6 раза. Происходит существенное ускорение развития в химической и нефтехимической промышленности. Продукция отрасли удвоилась. Производство минеральных удобрений в 2005 году составляет 17 млн. тонн, что необходимо для наращивания сельского хозяйства. Среднегодовые темпы прироста отрасли машиностроения увеличились с 5,8% в 2001 г. до 9% в 2005 - 2006 гг. Такое ускорение обусловлено, прежде всего, ростом инвестиционного спроса на машины и оборудование, который возрос не менее чем в 2,8раза.

Сельскохозяйственное производство растет достаточно быстро. В 2001 - 2002 гг. его продукция увеличилась на 4,7% в среднем за год. За 2004 - 2005 гг. продукция увеличилась на 17%. Основной рост сельскохозяйственного производства обеспечивает продукция животноводства. Производство мяса скота и птицы увеличилось с 4,4 до 8,3 млн. т. Рост сельскохозяйственного производства обеспечивается за счет крупных сельскохозяйственных предприятий путем значительного повышения их материально - технической базы и при активной поддержке государства.

Импорт товаров под воздействием повышения реального курса рубля

Условиях значительного роста доходов предприятий и населения вырос за 2005 г. на 28,9%. Как и в прошлые годы, в российском импорте упрочнились позиции потребительских изделий при одновременном снижении удельного веса инвестиционных товаров. В 2006 году импорт растет быстрыми темпами. И, в первую очередь, средств производства, продовольствия и других потребительских товаров. Увеличению импорта способствует продолжающийся рост доходов населения. Кроме того, на увеличение импорта влияют хоть и небольшое, но ускорение роста промышленности и некоторое повышение обменного курса рубля, а также недостаточная конкурентоспособность российских производителей.

Прирост инвестиций в 2005 г. остался почти на прежнем уровне - 110,5% (110,9% в 2004 г.). При этом 51,3% направляется в сектор услуг, а не в промышленный сектор. В структуре инвестиций в 2005 г. наибольший рост зафиксирован в нефтяной промышленности 17,85, а также в обрабатывающей промышленности 17,1%. В 2005 году в экономику страны поступило прямых инвестиций на 18,1% больше, чем в предыдущем году, хотя абсолютный объем их прироста остается незначительным (6,6 млрд. дол.). что касается отраслевой структуры, то в 2005 г. 41,5% (16,8 млрд. дол.) приходилось на промышленность и 22,4% (14,3млрд. дол.) - на сектор оптово - розничной торговли и смежных услуг. В остальные секторы было направлено 23,1% (15,4 млрд. дол.) иностранных инвестиций. При этом чуть больше половины (8,06 млрд. дол.) инвестированных в промышленность средств приходилось на обрабатывающие производства, а 49% (8,06 млрд. дол.) - на отрасли добычи полезных ископаемых. В свою очередь, в обрабатывающей промышленности почти 50% приходится на металлургию, 88% инвестиций в добычу полезных ископаемых направлено в топливно-энергетический комплекс.

Современная экономическая ситуация характеризуется тем, что, с одной стороны, правительство России на протяжении 2004 г. стремилось минимизировать свое участие в управлении экономикой: сокращало долю государственных расходов

2.3 Проблемы экономического роста российской экономики

Россия развивается гораздо быстрее, чем наиболее развитые страны мира, что позволяет признать достигнутый темп роста удовлетворительным с точки зрения сокращения разрыва. Для сравнения, по данным за II второй квартал 2004 г. в развитых странах были зафиксированы следующие темпы роста: в США - 2,5%, в 25 странах ЕС - 3,6%, во Франции - 3,6%, в Германии - 1,9%, в Великобритании - 2,5%. Сопоставимыми с Россией темпами росли в 2004 г. только что вступившие в ЕС страны Центральной и восточной Европы (Чехия - 4,1%, Словакия - 5,4, Венгрия - 4, Эстония - 5,9). Большинство стран СНГ по темпам роста ВВП опережают Россию, но лишь в Казахстане и Азербайджане это можно объяснить влиянием высоких цен на нефть. Некоторое снижение темпов роста в 2004 г. не опровергает гипотезу о завершении восстановлении и переходе к инвестиционному росту, об этом говорят достаточно высокая инвестиционная активность, а также увеличение производительности труда. Проблемой является не столько опасения слишком резкого усиления “вертикали власти”, сколько неопределенность и непредсказуемость действий государственных органов, непонимание того, какова конечная точка политической революции и сроки ее достижения. Другой проблемой является оценка влияния внешнеэкономической конъюнктуры на темпы экономического роста. Экономический рост в 2004 г. был обусловлен высокими ценами на нефть и другие товары российского экспорта, то есть при снижении цен на нефть темп роста российского ВВП существенно сократится или даже сменится спадом. В российской экономике велика доля сырьевого сектора и поэтому необходимо экспортировать не сырье, а готовую продукцию.

Таким образом, показатели российской экономики находятся не на том уровне на котором хотелось. Из данных приведенных выше было видно, что инвестиции главным образом направляются в добывающий сектор (ТЭК). Направления развития российской экономики мы рассмотрим в следующей главе.

Экономическое развитие России должно быть направлено, прежде всего, на повышение жизненного уровня населения, для этого необходим опережающий темп роста той части ВВП, которая используется на конечное потребление. Эта тенденция рассматривалась в последние 3 года. При росте ВВП за 2001 - 2003 гг. на 18% конечное потребление увеличилось за этот период на 22%, а его доля в ВВП - с 65,4% в 2000 г. до 68%. В разработанном прогнозе предполагалось, что к 2010 г. она поднимется до 70%. В этом случае при удвоении ВВП за 10 лет конечное потребление за данный период возрастет в 2, 14 раза, но среднегодовой темп роста конечного потребления необходимо повысить до 8,3% (против 6,9% в 2001 - 2003 гг.)

Важным направлением развития должно стать повышение инвестиционной активности. За 1990-е гг. объем инвестиций в российскую экономику сократился в 4 раза. Это существенно подорвало возможности экономического роста и привело одновременно к резкому сокращению инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Сложившийся уровень инвестиций не позволяет обеспечить даже поддержание производственного аппарата России и обуславливает его быстрое физическое и моральное старение. При таком положении ни о каком повышении конкурентоспособности хозяйства говорить не приходится.

Для обеспечения ускоренного роста экономики доля инвестиций в основной капитал в общем объеме ВВП к 2010 г., по нашим оценкам, должна быть повышена не менее чем на 20%, тогда годовой объем инвестиций в экономику в 2010 г. по сравнению с 2000 г. увеличится в 2,7 раза. Это значит, что среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал должны возрасти с 8,3% в 2001 - 2003 гг. до 11,3% в 2004 - 2010 гг. Следует учитывать, что в результате экономического спада в 1990-е гг. экономика имела существенные резервы не использованных производственных мощностей, т.е. без роста инвестиций можно было повышать производство путем более полной загрузки мощностей. Однако эти резервы в основном исчерпаны и требуют огромные инвестиции, что и было предусмотрено прогнозными расчетами. Но прогнозируемые масштабы их могут обеспечить необходимый экономический рост лишь при условии значительного повышения эффективности капиталовложений. По сравнению с 2001 - 2003 гг. прирост ВВП на 1 млн. инвестиций в основной капитал за 2004 - 2010 гг. должен быть повышен примерно в 1,2 раза. Непременным условием ускоренного роста является преодоление топливно - сырьевой ориентации промышленного производства. По расчетам, при общем росте промышленности за 2001 - 2010 гг. в 1, 75 раза опережающими темпами должны развиваться машиностроение и металлообработка (в 2,2 раза), химическая промышленность (в 1,95), промышленность стройматериалов (в 2 раза). В то же время прекратиться сложившийся в 2001 - 2003 гг. опережающий рост топливной промышленности, цветной металлургии, пищевой промышленности.

Еще дно из важнейших направлений развития - преодоление отставания в развитии электроэнергетики. С 1990 по 1998 г. выработка электроэнергии сократилось с 1082 до 827 млрд. кВт-ч, т.е. почти на четверть. После 1998 г. начался некоторый подъем. За 2001 - 2003 гг. продукция электроэнергетики выросла на 2,3% при росте всей промышленности за этот период на 17%. В 2003 г. выработка электроэнергии составила 915 млрд. кВт-ч, т.е. выла на 15% ниже, чем в 1990 г. Абсолютные размеры потребления ее в России сократилось в 2002 г. по сравнению с 1990 г. на 18%, в том числе в промышленности - на 26%, на транспорте - на 35, в сельском хозяйстве - на 38%. Это одно из проявлений технического регресса российской экономики.

По расчетам, до 2010 г. выработка электроэнергии должна возрасти в 1,4 раза, или до 1285 млрд. кВт-ч. Такой рост означает необходимость резкого повышения ее динамики. Потребление электроэнергии в расчете на единицу ВВП предполагалось сократить за 10 лет на 27%.

Другим направлением развития экономики России - являются внешнеэкономические связи. По прогнозным расчетам, к 2010 г. доля стран СНГ во внешне торговом обороте России должна возрасти не менее чем на 21%. Экспорт России в страны СНГ за 10 лет должен возрасти в 1,5 - 1,6 раза. В структуре его будет расти экспорт машин и оборудования (не менее чем в 1,5 раза) и по-прежнему значительное место будут занимать топливно - энергетические ресурсы. Более быстро, чем экспорт, будет расти импорт в Россию из стран СНГ (в 1,7 - 1,8 раза за 10 лет). По прогнозу, поставки из стран СНГ машиностроительной продукции за 10 лет увеличится в 2,3 раза, что является важным фактором роста машиностроения в странах Содружества. Опережающий рост импорта России из стран СНГ по сравнению с экспортом в эти страны позволит улучшить внешнеторговый баланс между Россией и странами Содружества. Если в 2000 г. положительное сальдо торгового баланса России со странами СНГ составляло 2 млрд. долл., а к 2002 г. - 5,4 млрд., то к 2010 г. оно прогнозируется в размере 1,1 - 1,2 млрд. долл.

Также необходимо повысить долю оплаты труда наемных работников в ВВП с 40%, существующих сегодня по крайней мере до 50%, учитывая, что ни в одной развитой стране эта доля не составляет менее половины ВВП. Это позволит увеличить средний размер минимальной зарплаты и пенсии до реального прожиточного минимума. В структуре доходов населения должна быть существенно повышена доля социальных выплат. Сегодня в России она составляет 12%, тогда как в германии 23%, Швеции - 26, во Франции - 28%. При нормальной социальной политике к 2010 г. эту долю следовало бы повысить по крайней мере до 20% .

Таким образом, для решения задачи развития российской экономики к 2010 году необходима следующая динамика основных макроэкономических показателей: рост ВВП за 2001 - 2010 гг. должен составить 199, 9%, поэтому среднегодовой прирост должен составлять 7,8%. Конечное потребление - 213,9%, среднегодовой прирост 8,3%.И инвестиций в основной капитал - 269,5%, среднегодовой прирост 11,3%. Опережающий рост конечного потребления и инвестиций в основной капитал по сравнению с общим ростом ВВП может быть достигнут лишь за счет значительного снижения в структуре использования ВВП доли чистого экспорта. Итоги всего вышесказанного мы подведем в заключении.

Заключение

Экономический рост в 2004 г. был обусловлен высокими ценами на нефть и другие товары российского экспорта, то есть при снижении цен на нефть темп роста российского ВВП существенно сократится или даже сменится спадом. В российской экономике велика доля сырьевого сектора и поэтому необходимо экспортировать не сырье, а готовую продукцию. Важным направлением структурных изменений должно стать повышение инвестиционной активности. За 1990-е объем инвестиций существенно сократился. Сложившийся уровень инвестиций не позволяет обеспечить даже поддержание производственного аппарата России и это обуславливает его быстрое физическое и моральное старение. При таком положении ни о каком повышении конкурентоспособности говорить не приходится. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Объектами государственного регулирования экономики - являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны. Государство использует множество инструментов экономической политики (денежная, фискальная, социальная и др. политики) и ни один из инструментов не действует отдельно и изолировано от других. Экономический рост России нужен не сам по себе, не любой ценой, но сопровождаемый прогрессивными структурными сдвигами, диверсификацией экономики и экспорта. Экономический рост также должен быть устойчивым, то есть продолжаться в течение достаточно длительного периода времени и должен обеспечивать сокращение разрыва с наиболее развитыми странами мира, то есть превышать их темпы роста. Главными факторами обеспечения макроэкономической стабильности в настоящее время выступают проведение сбалансированной бюджетной политики, сохранение режима плавающего валютного куса, значительные золотовалютные резервы ЦБР, а также Стабилизационный фонд. Необходимо повысить долю оплаты труда наемных работников а ВВП с 40% до 50%. Это позволит увеличить средний уровень оплаты труда, поднять размер пенсий, социальных выплат и минимальной зарплаты до прожиточного минимума. В структуре доходов населения должна быть существенно повышена доля социальных выплат. Социальная политика должна быть направлена, прежде всего, на преодоление неравномерности в распределении доходов между социальными группами и отдельными гражданами страны, которая сложилась сегодня в России. В региональной политике необходимо преодолеть нарастающую неоднородность экономического ландшафта страны, усиливающихся межрегиональных различий в уровнях экономического развития отдельных территорий и уровня жизни населения. Для этого необходимы значительное увеличение масштабов поддержки бюджетов субъектов Федерации за счет федерального бюджета, разработка и реализация программы поддержки нуждающихся регионов страны.

Список использованной литературы

1. Добрынин, А. Экономическая теория / А. Добрынин, Л. Тарасова. - СПб.: Питер, 2004. - 544 с.

2. Драчка, О. Куда идет Россия? / О. Драчка // МЭ и МО. - 2005. - №2. - с.58-62.

3. Ивантер, В. Заметки об экономической политике / В. Ивантер // Свободная мысль - XXI. - 2005. - №10. с. 36-45.

4. Клоцвог, Ф. О стратегии управляемого развития / Ф. Клоцвог. // Экономист. - 2004. - №9. - с.56-63.

5. Маевский, В. Макроэкономические проблемы развития России / В. Маевский // Экономист. - 2004. - №4. - с.15-24.

6. Мау, В. Экономический обзор / В. Мау // Вопросы экономики. - 2006. - №2. - с.4-27.

7. Мау, В. Экономический рост: дискуссии, проблемы / В. Мау // Вопросы экономики. - 2005. - №1. - с. 4-27.

8. Цветков, В. Полная неопределенность при благоприятной конъюнктуре / В. Цветков // ЭКО. - 2006. - №5. - с.3-24.

9. Чернова, Л. Экономическая политика России / Л. Чернова // Э.Ж. - 2005. - №40. - с.5-10.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность макроэкономической политики, ее цели, задачи, субъекты и объекты. Система национальных счетов как инструмент макроэкономического учета и анализа. Характеристика, цели и необходимость государственного вмешательства в макроэкономическую политику.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2010

    Величины, использующиеся при определении объема национального дохода. Расчет объема внутреннего национального продукта, потребления, валовых инвестиций, чистых инвестиций. Определение средней и предельной склонности к потреблению и к сбережениям.

    контрольная работа , добавлен 14.07.2009

    Макроэкономическая политика государства: необходимость и цели, обоснование необходимости. Виды макроэкономической политики. Цели и инструменты макроэкономического регулирования, магический многоугольник. Стратегия социально-экономического развития России.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2011

    Особенности расчета валового национального и внутреннего продукта, национального и личного дохода. "Твердый" и "гибкий" курс макроэкономической политики. Государственные расходы при реализации фискальной политики. Инфляция, вызванная избыточным спросом.

    контрольная работа , добавлен 05.01.2011

    Статистика национального богатства. Национальное богатство в системе макроэкономической статистики, система характеризующих его показателей. Методы исчисления и анализа общественного продукта, национального дохода. Системы расчета национального богатства.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2011

    Сущность национального дохода в системе макроэкономических показателей. Система национальных счетов. Чистое экономическое благосостояние населения Российской Федерации. Основные методы учета, распределение и перераспределение национального дохода.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2017

    Основная характеристика промышленной политики в Российской Федерации, история ее развития и технология разработки. Особенности новой промышленной политики в России в условиях кризиса, ее необходимость, цели, ценности, принципы, субъекты и этапы.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2011

    Сущность государственного регулирования экономики (ГРЭ), его основные цели, задачи и объекты. Границы вмешательства государства в экономику. Социальная и финансовая политика государства. Причины бюджетного дефицита. ГРЭ в Российской Федерации в наши дни.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2014

    Характеристика способов расчета валовых национального и внутреннего продукта, национального дохода как ключевых показателей макроэкономики. Проведение анализа динамики ВВП Республики Беларусь в условиях мирового кризиса на протяжении 2005-2008 годов.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2010

    Сущность рынка, условия его возникновения и развития. Понятие общей полезности. Закон убывания предельной полезности. Способы измерения инфляции. Определение типа эластичности предложения. Расчет чистого национального продукта и национального дохода.

О состоянии экономики в целом, об её макроэкономических проблемах и перспективах можно судить по различным показателям, большинство из которых публикуются органами государственной статистики. Например, об уровне инфляции свидетельствуют такие показатели как индекс потребительских цен и индекс цен производителей, о состоянии внешней торговли - масштабы экспорта и масштабы импорта товаров и услуг. Перечень макроэкономических показателей может быть очень большим.

Среди основных достаточно выделить следующие важнейшие макроэкономические показатели:

  • объём и темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП),
  • объём потребления,
  • масштабы накопления,
  • валовые инвестиции,
  • государственные расходы и доходы,
  • размеры экспорта и импорта,
  • индексы цен,
  • денежная масса (денежные агрегаты),
  • ставка процента (ставка рефинансирования),
  • курс национальной валюты
  • сальдо платёжного баланса.
Источники:

Макроэкономические показатели РФ (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015
ВВП 104,3 104,3 103,4 101,3 100,6 96,3
Индекс потребительских цен, за период, к концу предыдущего периода 108,8 106,1 106,6 106,5 111,4 112,9
Индекс промышленного производства 108,2 104,7 102,6 100,3 101,7 96,6
Индекс обрабатывающих производств 111,8 106,5 104,1 100,1 102,1 94,6
Индекс производства продукции сельского хозяйства 88,7 122,1 95,3 106,2 103,7 103,0
Инвестиции в основной капитал 106 106,2 106,7 99,7 97,5 91,6
Объемы работ по виду деятельности «Строительство» 103,5 105,1 102,4 98,5 95,5 93,0
Ввод в действие жилых домов 97,6 106,6 104,7 105,6 114,9 99,5
Реальные располагаемые денежные доходы населения 105,1 100,8 104,2 103,3 99,0 96,0
Реальная заработная плата 105,2 103,5 107,8 105,2 101,3 90,5
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата, руб. 20952 23532 26690 29940 32600 33925
Оборот розничной торговли 106,3 107,2 105,9 103,9 102,5 90,0
Объем платных услуг населению 101,5 102,9 103,5 102,1 101,3 97,9
Уровень безработицы к экономически активному населению (в среднем за период) 7,5 6,6 5,7 5,5 5,2 5,6
Экспорт товаров, млрд. долл. США 400,4 521,4 530,7 521,6 493,6 339,6
Импорт товаров, млрд. долл. США 248,7 323,3 335,4 344,3 308,0 194,0
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель 78,2 109,3 110,5 107,9 97,6 51,2

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации за 2012 год

Росстат опубликовал первую оценку ВВП за 2012 год. Объем ВВП России за 2012 г., по предварительной оценке, составил в текущих ценах 62356,9 млрд. рублей. Прирост по сравнению с 2011 годом замедлился и составил 3,4% против 4,3% в 2011 году.

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации за 2013 год

В целом в 2013 году динамика экономического роста резко замедлилась. По предварительной оценке Росстата, рост ВВП составил 1,3% против 3,4% в 2012 году. Со стороны производства это замедление, прежде всего, было связано с динамикой промышленного производства, оптовой и розничной торговли, строительства, операций с недвижимым имуществом и чистых налогов на продукты. Со стороны использования ВВП замедление роста было обеспечено динамикой потребительской активности населения и динамикой накопления основного капитала.

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации за 2014 год

Макроэкономическая ситуация в 2014 году характеризуется постепенным ослаблением динамики развития.

Потребительская модель поведения домашних хозяйств к концу года складывалась под влиянием внешнеторговых ограничений и девальвации национальной валюты. Население скупало импортные товары, создавая ажиотаж на рынке. В конце года наблюдался бум продаж на рынке товаров длительного пользования, особенно бытовой и компьютерной техники.

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации за 2015 год

ВВП страны в 2015 году оказался в области отрицательных значений, снизившись по сравнению с 2014 годом на 3,7%. Вместе с тем в декабре отмечается остановка спада с устранением сезонности. Продолжается сокращение потребительского и инвестиционного спроса.