Некоторые принципы ораторского искусства. Вопрос: Actio (раздел канона) Расположение и движение оратора в аудитории


1. Речь, которая произносится публично, должна быть подготовлена и предварительно продумана.

2. Только очень опытный оратор может позволить себе импровизированную публичную речь, которая на самом деле подготовлена опытом многочисленных выступлений.

3. Перед тем как приступить к публичной речи, вспомните и продумайте Заповеди Моисеевы: каждая из них обращена непосредственно к вам, к вашей речи и к вашей аудитории.

4. Если вы ограничены регламентом, сократите содержание вашей речи: лучше сказать мало, чем сказать плохо.

5. B каждой речи должны быть начало, середина и конец; при этом конец речи - самое важное, поэтому всегда помните о конце вашей речи.

6. Составьте план речи, в особенности, если вы ограничены регламентом. В плане содержатся основные пункты речи, информация, которая требует точности: даты, статистические данные, цитаты (которые должны быть краткими и с выходными данными источников), сложные или малознакомые слова и термины (которые, впрочем, не рекомендуется употреблять без надобности) и т.д.

7. План речи размещается на одной стороне листа бумаги; его не следует писать на нескольких листах.

8. Оратор должен продумать первую фразу и заключение речи; все остальное можно импровизировать. Если вы достаточно уверены в себе, перед выступлением можете выбросить или забыть этот план - речь получится лучше.

9. Могут читаться: лекции, доклады, официальные документы, чужие тексты; все остальные виды речей произносятся. Не следует писать тексты публичных речей, кроме указанных их видов. Написанный текст речи затрудняет ее произнесение: неопытный оратор боится упустить что-нибудь из написанного, поэтому сбивается и делает ошибки.

10. Оратор, который выступает перед публичной аудиторией, должен быть физически собранным, бодрым, оптимистичным, спокойным, уверенным в себе; он должен иметь опрятный и привлекательный вид. Поэтому перед публичным выступлением позаботьтесь о своем не только духовном, но и физическом состоянии.

11. Многие, в том числе и опытные, ораторы сильно волнуются перед публичным выступлением. Волнение естественно и полезно: если оратор не волнуется перед выступлением, значит, он не заинтересован в своей речи и безразличен к аудитории.

12. Слишком сильное волнение вредно. Чтобы избавиться от не­го, постарайтесь непосредственно перед выступлением отвлечься от его содержания, не воображайте себе аудиторию с ее реакцией, подумайте о чем-нибудь хорошем. Если это не помогает и вас не видят, согните руки в локтях, поставьте локти на высоте плеч, напрягите бицепсы и сделайте несколько сильных движений локтями назад. Если это невозможно, сделайте несколько сильных движений пальцами ног.

13. Не пейте воду непосредственно перед выступлением и во время выступления - вода дает ненужную нагрузку на сердце и сбивает голос. Не разговаривайте непосредственно перед выступлением.

14. Когда придет время выступать, соберитесь внутренне и уверенным шагом подойдите к месту, с которого предстоит говорить.

15. Стойте прямо, развернув штечи. Голову держите, немного приподняв подбородок. Ноги должны быть примерно на ширине плеч. Не прижимайте руки к животу, не заламывайте руки, не сцепляйте пальцы рук, не закладывайте руки за спину, не держите руки в карманах, не заплетайте ногу за ногу.

16. Жестикуляция оратора должна быть умеренной: держите руки свободно, не машите руками во время речи, но и не вытягивайте руки по швам. Ораторский жест соответствует темпу и содержанию речи, он должен быть плавным и уверенным, но не слишком широким.

17. Когда вы говорите, не забывайте раскрывать рот. Дышите диафрагмой. Размеряйте громкость голоса по объему помещения и по величине аудитории. Никогда не пытайтесь перекричать аудиторию.

19. Не пользуйтесь микрофоном без крайней необходимости: микрофон затрудняет непосредственный контакт с аудиторией.

20. Встав перед аудиторией, первым делом улыбнитесь и посмотрите на людей, которые вас слушают, - вы увидите, что они внимательны к вам и настроены в целом доброжелательно.

21. Сделайте небольшую начальную паузу. Если шумят, сделайте паузу больше и окиньте взглядом аудиторию.

22. Плавно вступайте в речь. Не начинайте слишком энергично, иначе вам не хватит сил завершить речь, а слушающим - вытерпеть ее до конца.

23. Произнося речь, помните, что вы обращаетесь к людям, которые согласились выслушать вас, а не к бумажке, на которой написан ваш конспект.

24. Говорите спокойно и уверенно, и вас будут слушать.

25. Говорите громко, отчетливо, сохраняя размеренный темп речи. Не пытайтесь вместить максимум информации в минимум времени. Торопливо говорящий оратор - это оратор, который боится публики и ожидает, что его сгонят с трибуны.

26. Во время речи смотрите на аудиторию, последовательно фиксируя взглядом группы находящихся перед вами людей. Не обращайтесь все время к одному и тому же лицу. Каждый из слушающих должен быть убежден, что вы обращаетесь лично к нему.

27. Помните, что в устной публичной речи один сильнее многих: оратор, который является центром внимания и источником движения мысли, сильнее аудитории, которая всегда разрозненна.

28. Не бойтесь больших аудиторий, но бойтесь малых аудиторий. Чем больше аудитория, тем легче ее убедить.

29. Не говорите лишнего. Когда публичный оратор говорит то, что он говорит, он думает то, что он думает. Поэтому ритор всегда думает, что сказать, но никогда не говорит всего, что думает.

30. Будьте человеколюбивы - говорите по возможности кратко. Публичное звучащее слово насильно воздействует на организм слушателя, и предел этому насилию должен быть положен своевременно.

31. Используйте только литературные слова и выражения. Старайтесь употреблять как можно меньше иностранных слов.

32. Не усваивайте себе дурную манеру некоторых лекторов повторять дважды одно и то же слово.

33. Произносите речь не словами, а фразами. Фразы должны быть связными. Завершайте каждую начатую фразу. Длина фраз определяется состоянием и размером аудитории и объемом помещения, в котором вы говорите. Чем больше аудитория и объем помещения, тем меньшей должна быть средняя длина вашей фразы.

34. Речь есть чередование слов и пауз. Пауза выделяет наиболее значимые слова и формулировки. Паузой вы предоставляете аудитории оценить смысл сказанного прежде и про себя ответить вам. Не делайте паузы где попало - следите, чтобы ответы аудитории оказывались именно такими, какие нужны вам. Чем значительнее фрагмент содержания речи, тем короче отрезки звучания между паузами и тем отчетливее произнесение этих отрезков.

35. Публичная речь интонирована: интонация обеспечивает смысловое членение речи, указывает на соотношение частей фразы и на отношение оратора к содержанию речи. Интонация должна быть естественной и умеренной. Никогда не подвывайте на концах фраз.

36. Во время публичной речи оратор не должен чувствовать себя соловьем: вы говорите для людей, а не для самовыражения. Поэтому все время речи работайте: контролируйте реакцию аудитории, фиксируйте группы людей согласных и несогласных с вами, внимательных и рассеянных, заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Оратор должен видеть все, что происходит в аудитории во время речи, и своевременно реагировать на поведение аудитории.

37. Если в аудитории начался шум, не повышайте, но понизьте голос, или сделайте паузу и внимательно посмотрите на аудиторию.

38. Не бойтесь реплик из зала. Реагируйте или не реагируйте на них по обстоятельствам и исходя из ваших интересов. Не давайте втянуть себя в дискуссию во время речи: вы должны сказать все, что намеревались сказать.

39. Отвечая на реплики и вопросы во время речи или после нее, помните, что ответы либо должны быть дельными, ясными и краткими, либо их не должно быть вовсе.

40. Завершение всякой речи должно быть энергичным и оптимистичным. Покажите подъемом голоса и завершающей интонацией, что вы сказали все, что нашли нужным, и не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание. Уход оратора с трибуны не должен производить впечатление бегства.

Приложение (к 25 билету)

Нижеследующие принципы являются в той же мере техническими, как и этическими, потому что нарушение их влечет за собой неясность и непоследовательность объяснения и недоверие аудитории к ритору.

· Первый принцип: неизвестные или неясные аудитории факты и понятия приводятся к известным и усвоенным ею понятиям и фактам.

· Второй принцип: позиция, с точки зрения которой толкуются факты или события, должна быть совершенно ясной, последовательной и осознанной самим толкователем.

· Третий принцип: объяснение должно быть отделено от объясняемого текста.

Как и любое другое дело, ораторское искусство имеет свои основные правила, главная цель которых сводится к правильному управлению элементами речи и применению разнообразных речевых приемов и принципов в зависимости от ситуации. Так речь становится более понятной, интересной и, как следствие, лучше воспринимается и оказывает большее влияние на сознание слушателя. Давайте коротко поговорим о главных принципах ораторского искусства.

Забудьте о себе и займитесь делом

Лишь неуверенный оратор зациклен на себе, его беспокоят негативные мысли, страх провала. Такое волнение и внимание к себе неизбежно делает его скованным, неуверенным, он часто путается в словах и запинается. Что мешает вести себя перед публикой так же, как в компании друзей? Что не дает нам раскрепоститься? Только внутренние установки. Если полностью увлечься выступлением, забыть о себе и отбросить посторонние мысли, Вас просто не останется на волнение. Именно поэтому это правило называют принципом уверенности.

Хороший оратор - хозяин положения

При выступлении некоторых ораторов создается впечатление, что они сделали что-нибудь постыдное, что их грызет совесть, они пугаются каждой посторонней фразы или вопроса, произнесенного слушателем, пытаются подробно ответить на каждый неуместный вопрос и как будто ждут указаний от своей аудитории. Выглядит жалко, поэтому нельзя забывать, что на время выступления оратор должен стать лидером аудитории, вести ее по своему усмотрению, а не искать советов в зале. Для этого вовсе не нужно хамить, проявлять диктаторский стиль в общении. Необходимо внимательно и с пониманием относиться к слушателям, но не забывать вести разговор в нужном ключе. Необходимо в полной мере владеть ситуацией и строго следовать своему плану, а у слушателей должно сложиться впечатление, что оратор знает, чего хочет.

Будоражьте аудиторию

Если этого не делать, то слушатели займутся собой. Некоторые ораторы действуют на слушателей лучше, чем снотворное. Они просто бубнят себе под нос что-то бессвязное. Аудиторию нужно увлекать, а иначе Вы просто утомите слушателей и будете испытывать их терпение. Если у Вас скучный научный доклад, старайтесь разбавлять его интересными фактами, поддерживать внимание слушателей. В противном случае Вы будете награждены громкими овациями за то, что закончили свою речь. Согласитесь, мало, кому это понравится.

Принцип спектакля.

С начала времен публика требовала хлеба и зрелищ. Именно второе Вы и должны им дать. Люди всегда были готовы платить деньги за походы в театры, кино, цирк, на представления. Подсознательно аудитория хочет увидеть некоторое шоу. Лучше всего оправдать это желание слушателей. Для этого нужно сделать свое выступление ярким и насыщенным, а не вяло читать текст по бумажке. Попробуйте превратить свое выступление в какой-нибудь занимательный спектакль.

Добавьте разнообразия

Прогремевший гром сменяет установившуюся тишину. Подсознательно человек воспринимает не столько сами звуки, краски мира, окружающие нас явления, сколько контраст. Ко многим вещам мы привыкли и уже перестаем замечать. Соответственно, чтобы сделать речь более привлекательной и разнообразной, в нее нужно вносить как можно больше разнообразия. Разнообразие должно присутствовать во всем, кроме дикции, которая должна оставаться четкой в любой ситуации. Меняйте стиль речи, тон голоса, темп, применяйте разные эмоциональные оттенки, активно используйте жесты, перемещайтесь, если есть такая возможность. Не помешают в выступлении различные паузы. Такая речь лучше привлекает внимание, заставляет слушать с удовольствием, лучше воспринимается и запоминается и, как следствие, отдача от нее становится куда больше. Совсем не то, что скучный и монотонный рассказ, вызывающий желание поспать или уйти поскорее. Старайтесь говорить как можно разнообразнее, разбавляя нудный текст шутками и интересными отступлениями.

Хотите быть интересным - заинтересуйте

А ведь действительно, чтобы речь не была забыта на следующий день, нужно заинтересовать слушателей, не говорить безучастно и монотонно. Для хорошей речи необходим энтузиазм. Постарайтесь сделать свою речь как можно более интересной, и она обязательно заинтересует слушателей. Постарайтесь включать в речь как можно меньше скучных фактов и «сухих» цифр. Это утомляет и не имеет практически никакого эффекта.

Ответственность за непонимание полностью лежит на Вас

Какое оправдание не придумывал бы говорящий, вся вина за непонимание слушателями лежит исключительно на нем. Оно не может оправдаться неповоротливыми мозгами слушателей, отвлекающейся публикой. Если оратор бросает в сторону аудитории фразы с нотами недоумения от того факта, что его не понимают, он изначально абсолютно не прав. Таким вот нехорошим образом он пытается переложить ответственность на публику. Нужно выстраивать свою речь и говорить так, чтобы Вас просто невозможно было не понять. Все фразы должны быть просты и однозначны.

Претензии к слушателям неуместны

Хоть в большинстве случаев слушатели вполне дисциплинированны и прекрасно понимают как нужно вести себя в обществе, попадаются и такие, которым такие правила не ведомы. Слушатели нередко бывают болтливыми, агрессивными, надменными или просто нетрезвыми. Естественно, они будут серьезно мешать выступлению. Хоть иногда буйного студента можно удалить из аудитории, но обычно такой подход лучше всего исключить. Как бы вызывающе не вел себя слушатель, как бы не мешал, не отвлекал, не задавал неуместные вопросы, не перебивал, не стоит предъявлять претензии. Какой бы не была аудитория, вести себя с ней нужно всегда тактично и воспринимать такой, как есть.

Исчерпывайте тему, а не терпение аудитории

Время - главная ценность в жизни, ведь оно, по сути, и есть жизнь. Наша жизнь измеряется прожитыми минутами и тем, как этим временем мы распорядились. Если воровать деньги считается преступлением, то попусту отнимать у человека время обществом не порицается. Не стоит бесполезно тратить свое время и время слушателей, не ждите, пока они захотят уйти, заканчивайте говорить раньше, не воруйте у них частичку жизни.

Принципы ораторского искусства - это лишь векторы, которые задают общее направление в словах и действиях. Во всем должна быть мера, придерживайтесь золотой середины. Данные принципы нужно применять в определенных количествах и только тогда, когда того требует ситуация, ведь аудитория и обстановка может быть разной, а правила далеко не универсальны. Приглашаем посетить наш тренинг, посвященный ораторскому искусству, в Харькове . Это настоящий концентрат полезной информации, он помог сотням людям, теперь и Ваша очередь!

Ефремов Сергей "9 главных принципов ораторского искусства"

НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

"Говори не так, как тебе удобно говорить,
а так, как слушателям удобно воспринимать"
Скилеф

В любом деле есть свои правила. И в ораторском искусстве тоже. Правила ораторского искусства сводятся к управлению элементами речи, а также к использованию различных речевых приемов и принципов , чтобы речь была понятной, интересной и, как следствие - более влиятельной. Поговорим вкратце о некоторых принципах ораторского искусства. Забудь о себе, займись делом

Это принцип уверенности. Неуверенный оратор озабочен собой. Его тревожит мысль: а вдруг обо мне плохо подумают? Его волнение прожорливо и съедает часть его внимания - именно поэтому скованный оратор запинается и путается. Ничто, кроме собственных установок, не мешает нам перед аудиторией быть такими же раскрепощенными, как у себя дома. Увлекайтесь выступлением, и вас не останется на волнение . Оратор - хозяин положения

Некоторые ораторы ведут себя так, будто они в чем-то провинились или не выучили урок - вздрагивают от каждой реплики слушателей, норовят подробно ответить на всякий неуместный вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории. Плачевное зрелище.

Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории, поэтому должен вести за собой слушателей, а не идти у них на поводу. Это не значит, что при этом нужно непременно воплощать диктаторский стиль - хамить и строжиться. Следует быть мягким к слушателям, но решительно заниматься своим делом. Оратор должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы - слушатели должны видеть, что оратор знает, что хочет . Если не будешь будоражить аудиторию, то аудитория займется тобой

Есть такой тип ораторов - "нудисты". Это те, которые не выступают, а нудят - долго бубнят себе под нос бестолковщину. Кажется, что у них только две задачи - утомить аудиторию и испытать терпение слушателей. Обычно добрые слушатели прерывают речь "нудиста" вопросом: "может тебе заплатить, чтобы ты оставил нас в покое?". Злые - бьют (поэтому "нудист" должен быть проворным - уметь уворачиваться от летящих помидоров и быстро бегать). Терпеливая же публика награждает нудную речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась. Аудиторию нужно увлекать . Принцип спектакля

Люди любят зрелища и яркие ощущения. Они готовы платить за концерты, театральные представления и аттракционы. Поэтому аудитория в глубине души ждет, когда же перед ней развернут интересное шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает слушателей и оправдывает их ожидания. Вялая же речь вызывает у них ощущение, что они даром тратят время своей жизни. Превратите выступление в интересный спектакль . Хочешь быть интересным - будь заинтересованным

Этот принцип перекликается с предыдущим. Если излагать свои мысли равнодушно и безучастным тоном, то такую речь вряд ли можно будет назвать исторической. Такая речь будет забыта вскоре после произнесения. Поэтому, чтобы речь была интересной и впечатлила слушателей, выступая, следует постараться. Добавьте в речь энтузиазма . Принцип разнообразия

Когда мы слышим гром, то это значит, что мы также слышим прервавшуюся тишину - мы воспринимаем не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а контрасты между ними. Чем больше в речи контрастов (разнообразия), тем больше она привлекает внимания. Разнообразие должно присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции - дикция всегда должна быть четкой): говорить нужно местами ярко, а местами умеренно; с различными эмоциональными оттенками; то громче, то тише; иногда активно жестикулируя и перемещаясь, а иногда стоя неподвижно; изменяя темп речи - быстрей и медленней; тон голоса - выше и ниже. Также использовать паузы различной длинны и так далее. Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, в котором есть лиловый закат и голубое небо, лес и горы, озера, холмы, перелески и т.д. Такая речь привлекает и ее хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до горизонта. Говорите разнообразно . Ответственность за непонимание целиком лежит на говорящем

По каким бы причинам не происходило непонимание слушателями смысла речи говорящего - даже, если слушатель имеет неповоротливые мозги и отвлекается - ответственность за непонимание целиком и полностью лежит на говорящем. Это аксиома. Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: "неужели непонятно?" или "какие же вы бестолковые!", то он, мягко говоря, неправ, ибо, таким образом, пытается переложить ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы вас нельзя было не понять . Претензии к слушателям неуместны

Как правило, слушатели в основной своей массе вменяемы и дисциплинированны, но иногда среди них попадаются агрессивные, болтливые и нетрезвые, которые отвлекают и мешают выступать. Конечно, иной раз какого-нибудь нерадивого студента можно и выдворить, чтобы не мешал, но чаще всего такой подход неуместен. Как бы непотребно слушатели себя не вели - ёрзали, шумели, задавали бы ненужные вопросы - не следует предъявлять им претензий: дескать, хватит меня отвлекать, или как же с вами тяжело общаться! Какой бы гиперактивной или безразличной не была аудитория, с ней нужно управиться тактично. Точно так же, как кирпич не виноват в том, что он кирпич, слушатели не виноваты в том, что они такие, какие есть. Будьте снисходительными к аудитории, как галантный кавалер к даме . Исчерпайте тему, а не терпение слушателей

Говорят, что время - деньги. На самом деле, время больше, чем деньги, ведь время содержит всё, что мы имеем - вся наша жизнь лежит во времени. Парадокс: принято считать, что воровать деньги плохо, а отнимать у человека его время, отвлекая его или заставляя ждать, не зазорно. Утомлять слушателей нудным выступлением - значит, воровать у них частичку жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем слушатели того захотят . * * *

Принципы - это векторы, задающие общее направление. Важно употреблять принципы ораторского искусства к месту и правильно их дозировать, в зависимости от того, на лекции вы выступаете, на митинге или на совещании.


Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт (в интернете - гиперссылка) и на автора

Главная > Учебное пособие

Правила слушания и говорения.

Риторика утверждает, что «речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика». Все законы риторики связаны именно с необходимостью для говорящего учитывать особенности аудитории, психологии и восприятия слушателя. Законы риторики отражают обще риторический идеал: обеспечение гармонии между основными участниками речевой ситуации – оратором и аудиторией. Законы показывают, каким образом обеспечивается эта гармония между говорящим и адресатом, к которому обращена речь.

Первый закон риторики – закон гармонизирующего диалога . Речевое общение возможно только при взаимодействии участников речевой ситуации. Термин «диалог», как и «диалогический» в современной риторике имеет иной, более общий и широкий смысл, чем это принято. Обычно этот термин означает «форму речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами», противопоставляется понятию «монолога». Говорящий и слушающий еще со времен античной риторики понимались как активные, действующие лица, соглашающиеся или возражающие, осмысливающие речь оратора и отвечающие на нее. Поэтому-то Аристотель в совей «Риторике» столь большое внимание и уделял «адресату речи», аудитории – она не пассивна, а активна и влияет на говорящего, на содержание его речи. Это влияние всегда обоюдно. Мы слышим не только то, что говорится, не просто какие-то звуки, а придаем этим звукам, словам определенный смысл, не всегда тот, который придает им говорящий. Важно поэтому общаться, находя общее поле деятельности, общие идеи, общий смысл между слушающим и говорящим в диалоге. Один из известных философов и писателей 19 века В.Ф.Одоевский отмечал: «Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателей его собственное внутреннее слово». В русской культуре высоко ценилась именно эта внутренняя, неформальная диалогичность.

Для того, чтобы диалогизировать речевое общение, необходимо использовать некоторые важные принципы. К ним относятся:

    Внимание к адресату. Готовясь к речи, необходимо заранее представить себе своего собеседника, свою аудиторию. Каковы особенности аудитории: возраст, интересы, образование, вкусы, темперамент и т.п. Можно сказать, что необходимо составить «портрет», «образ» своих слушателей или слушателя.

    Предварительно оценив аудиторию или своего собеседника, нееобходимо продумать тему выступления, какие факты, примеры, доказательства можно использовать, т.е. учитывается риторический принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата речи.

    Конкретность, которая помогает зримо воспринимать звучащее слово. Этому правилу подчиняется и отбор слов, которые позволяют наглядно представить именно этот предмет, ситуацию, обстановку, а не что-то общее. Например, это произошло у станции метро «Выхино», а не просто у какой-то станции метро. Ученые установили, что одной из важнейших характеристик текста, определяющих возможности его понимания, является степень его абстрактности, которая часто рассматривается как степень, уровень «непонимания» текста. Речь должна стремиться к конкретности и образности, так ее можно «увидеть» и легче запомнить.

    Движение. Речь, как и написанный текст, имеет линейный характер: звучащая речь развернута во времени, а письменная – в пространстве. В обоих случаях речь имеет начало и конец, а между ними лежит путь, «маршрут», по которому говорящий должен «пройти» вместе со слушающим. Отсюда мы можем перейти к следующему закону риторики.

Второй закон риторики – закон продвижения и ориентации адресата. Этот закон требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был как бы сориентирован в «пространстве речи», знал бы, каков «маршрут» продвижения от начала речи к ее концу, на каком месте в дороге мы находимся и т.п. Чем лучше адресат представляет себе «карту речи», тем лучше он воспринимает сообщаемое. Аристотель в «Риторике» проводит прекрасную аналогию, позволяющую проиллюстрировать этот закон: бегун не чувствует утомления, если видит перед собой «финиш», который он должен достигнуть; если же «цель» не видна, то бегун начинает задыхаться и может обессиливать. Не следует заставлять слушателей «задыхаться и обессиливать» – создайте ощущение движения в речи. Для этого риторика предлагает следующие средства:

    Уже во Введении Вы должны отметить основные идеи, которые будете раскрывать в своей речи. Структура речи должна быть ясной не только для самого оратора, но и для его слушателей. Во-первых, мы рассмотрим…, во-вторых…, и наконец…

    В классической риторике выработались основные принципы построения отдельной фразы, которые способствуют легкости ее восприятия. Речь идет о «периоде» – «фразе, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль, - отмечает Аристотель, - приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной…Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается».

    Все, что мешает движению вперед – медленный темп, лишние слова, фразы, повторения и т.п. – утомляет слушателя. Задаче создания ощущения движения помогают соответствующие жесты, мимика, перемещения оратора в процессе речи.

Для любого оратора важно учитывать воздействие своей речи не только на разум, но и на чувства слушателей. Об этом говорит новый закон риторики.

Третий закон риторики – закон эмоциональности речи. Этот закон требует, чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или к чему призывает. Классическая риторика разработала целую систему воздействия на чувства адресата. Об этом говорит Аристотель в своей «Риторике». Стефан Яворский в трактате «Риторическая рука» писал: «Без аффектов слово не сладостно, яко увядшо и гнило содевается. Тем же аффекты суть, аки душа слову или соль брашну». М.М.Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает: «Основание красноречия суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно... красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий.» И далее: «…оратор должен сам быть пронзен страстию, когда хочет ее родить в слушателе. «Плачь сам, ежели хочешь, чтоб я плакал» – говорит Гораций. Душа спокойная совсем иначе взирает на предметы, иначе мыслит, иначе обращается, иначе говорит, нежели душа, потрясаемая страстию…если страсть в тебе не дышит, никогда слово твое не одушевится, никогда не воспламенишь воображения твоих слушателей, и твой холодный энтузиазм изобразит более умоисступление, нежели страсть». Этот закон реализуется в риторике с помощью обилия специальных экспрессивных средств, а также с помощью особых средств выразительности – риторических фигур и тропов. Эти же средства используются и для решения следующего закона риторики.

Четвертый закон риторики – закон удовольствия. Эффективная речь возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным, иными словами – когда речь доставляет удовольствие слушателям. Это не значит, что необходимо развлекать, смешить слушателей. Приятно слушать речь, когда ее легко слушать. Аристотель говорил: « Неприятны излишние усилия и то, что делается по принуждению». Если речь неясная, скучная, невыразительная, т.е. плохая, то ее и слушать трудно и она не доставляет никакого удовольствия. Этот закон реализуется с помощью особых средств:

    Это прежде всего – т.н. «игровая установка».Мы все и всегда «играем» в различные роли: друга, учителя, слушателя, оратора и др. Слушатель тоже хочет быть вовлеченным в игру: он стремится разгадать загадку, обнаружить парадокс, понаблюдать игру слов, позабавиться каламбуром, посмеяться вместе с говорящим, найти истину и т.п.

    Облегчить трудную задачу – слушания – можно чередованием «трудных» и «легких» мест, давая адресату отдохнуть, выслушать какой-то подходящий случаю анекдот, историю, афоризм, интересную цитату и т.п.

    Важным принципом ораторской деятельности служит разнообразие речи, проявляющееся в интонации, темпе, тоне, ритме речи. Разнообразят речь и изменения позы оратора, переходы от неподвижности к движению, жесты.

Все законы риторики связаны между собой, дополняя и раскрывая особенности речевой деятельности.

Основные законы риторики дополняются различными принципами и закономерностями. Лингвисты пришли к выводу, что успешным речевое общение становится тогда, когда его участники как «заключают между собой договор о сотрудничестве», который необходимо соблюдать в ходе всего процесса речевого взаимодействия. Всем своим поведением - взглядом, мимикой, жестами, тоном и интонацией, выбором слов – участники речевого общения как бы сообщают друг другу о своем партнерстве.

Сопоставим правила эффективного речевого общения, выведенные Аристотелем в 4 веке до н.э., а затем в 70-х годах 20 века почти точно повторенные Хуго Грайсом:

Аристотель: Хуго Грайс:

1. Говори то, что важно. 1. Информативность сообщения.

2. Говори правду. 2. Истинность (не говори лжи).

3. Говори ясно. 3. Будь краток, последователен, говори ясно.

За 2500 лет основные правила эффективной речи не изменились.

Американский лингвист Робин Лакофф дополнял правила эффективного речевого общения, выражающие этичность речи, сотрудничество говорящего и слушающего следующими принципами:

    Не навязывайся. Этот принцип выражает всем известную закономерность: чем более категорично говорящий высказывает свои мысли, тем меньше с ним склонны соглашаться, воспринимая категоричность как стремление навязать свое видение проблемы.

    Выслушай собеседника. Этот принцип отражает необходимость взаимодействия между участниками диалога.

    Будь дружелюбен. Наилучший способ расположить к себе аудиторию, любого слушающего вашу речь – искреннее проявление положительных эмоций в общении.

Эти принципы можно дополнить «золотыми правилами» риторики, о которых говорит Александров Д.Н. в своей «Риторике». Он отмечает, что «среди всех многочисленных правил риторики, которые сформулированы на сегодняшний день ее теоретиками и практиками, можно выделить три, являющиеся наиболее существенными для начинающего оратора»: «первое «золотое» правило риторики требует, чтобы оратор логично, умело и красочно доказывал в аудитории свои «тезисы»»; второе правило риторики связано с формулой Цицерона, утверждавшего, что «оратор тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно». Это правило тесно связано с риторическими тропами, фигурами, с манерой и стилем оратора; третье «золотое» правило риторики требует творческого процесса подготовки оратором выступления: написания плана речи, обоснованности, доказанности каждого суждения в плане, требует от оратора уверенности в истинности каждого из высказанных им суждений.

Предполагается, что вступающие в речевое общение, соблюдают некоторые социальные аксиомы, вне которых невозможно достижение коммуникации. Прежде всего, говорящим запрещается своей речью наносить слушающему оскорбления, обиду, показывать свое пренебрежение. Требуется соблюдать вежливость и доброжелательность в процессе общения. Необходимо учитывать возраст, пол, служебное или общественное положение адресата и другие его социальные роли в процессе общения. Необходимо стараться смягчить свою речь, снимать излишнюю категоричность, быть скромным в самооценках, не навязывать свое «я» или, как говорят, проникнуться «эмпатией». Следовательно, необходимо ставить в центр внимания слушающего.учитывая его личность, осведомленность о теме, степень его заинтересованности. Говорящему надо уметь выбрать тему для разговора, в котором могли бы участвовать партнеры. Разговоры в гостях часто наполнены т.н. «пустой» болтовней, но в ней нуждаются, так как она несет социальную информацию о желательности общения, контакта. Однако в целом говорящий должен стремится к нетривиальным сообщениям. А.П. Чехов, характеризуя неинтересного в общении, скучного, нудного человека, вкладывает в его уста тривиальности, выражения типа: «Волга впадает в Каспийское море. Лошади кушают овес» и т.п. Эти самоочевидные сообщения вызывают раздражение слушателя. Говорящий должен помнить, что порог смыслового восприятия и концентрация внимания у слушателя ограничены. Исследования показывают, что наиболее благоприятная длина устного высказывания равна 5-9 словам, а время устного сообщения без паузы не более полутора минут. Рекомендуется использовать следующие средства пробуждения внимания: паузы, повторные обращения, апелляция к слушающему и т.п. Время от времени следует вводить в свой текст слова, которые в лингвистике называются метакоммуникативными, т.е. такими, которые информируют о намерениях оратора ввести новый кусок текста, о последовательности мыслей и т.д.: Мы с вами уже раньше говорили о…, Вернусь к сказанному ранее…, Теперь мы с вами рассмотрим…

Кроме того, следует помнить, что вас не только слышат, но и видят, следовательно, принимают множество сигналов невербальной коммуникации: жесты, мимику. Следует сохранять принятую в данной национальной и социальной культуре дистанцию между собой и партнером.

Прежде, чем мы рассмотрим правила для слушающего, отметим разницу в понятиях слышать и слушать. Слышать – обладать слуховой способностью, физически воспринимать звук; а слушание – это процесс осознанного познавательного действия, сосредоточения на воспринимаемом, понимание значения воспринимаемых звуков. Слышать поэтому еще не означает умения слушать то, что говорится. Умение слушать – одно из основных умений, которое важно для речевой коммуникации. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5 % времени на слушание, 21,5% - на говорение, 10% - на письмо. Ученые, кроме того, обнаружили существенный разрыв между аудиторией и оратором. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за десять минут. Даже в неофициальной беседе слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник. Что же является причиной такого разрыва?

Основные недостатки современного слушания: 1) бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности (случаем радио, занимаясь домашними делами); 2) обрывочное восприятие, когда интерпретируются только части звучавшей речи; 3) аналитическая узость восприятия, т.е. неумение критически анализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Чтобы научиться слушать эффективно, необходимо оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании речи, т.е. определить цели, в соответствии с которыми рекомендуется его слушать: получение информации; развлечение; воодушевление; анализ фактов и идей; улучшение собственной речи. Далее необходимо организовать свою работу в процессе слушания в соответствии с принципами эффективного слушания. В свою очередь эти принципы зависят от готовности и желания аудитории слушать, а это определяется следующими факторами: отношением слушателей к речи; интересом к ней; мотивацией слушателей; эмоциональным состоянием (человек слушает то, что доставляет ему удовольствие). Как можно улучшить навыки слушания? Поза, голос и движения оратора могут быть такими же значимыми для слушания, как и содержание речи. Слушатель должен работать более напряженно, чтобы понимать информацию. В качестве вспомогательных средств, улучшающих навыки слушания, можно назвать следующие: умение концентрироваться на содержании; умение анализировать содержание; умение слушать критически; умение конспектировать.

Важнейшее из них – умение концентрироваться. Оно складывается из следующих стадий:

    займите объективную позицию по отношению к говорящему;

    вспомните, что вы уже знаете о предмете речи;

    продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить;

    постарайтесь предугадать события;

    подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам;

    создайте интерес к предмету речи;

    выключите свои эмоциональные блоки.

Как вы видите, концентрация требует определенных усилий, необходимо постоянное, а не периодическое внимание к теме рассуждения. Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи, надо стараться игнорировать отвлекающие факторы (внешний шум, опоздавшие к началу выступления, неудобное положение, отсутствие интереса к теме).

Для слушания не менее важны и остальные факторы.

Навыки активного слушания можно развить, соблюдая следующие правила эффективного слушания:

    Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность;

    Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь. Правильная поза помогает сосредоточиться;

    Во время беседы не смотрите на посторонние предметы – это отвлекает, нервирует собеседника;

    Слушайте с интересом – это помогает создать атмосферу взаимной симпатии и уважения;

    Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность выскзать свою мысль до конца;

    Слушая, старайтесь выделять главные мысли говорящего и старайтесь правильно понять их;

    Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора;

    По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше;

    Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушайте все полностью, а затем оценивайте.

Правила слушания и говорения рассматриваются и в одиннадцатой лекции, где они анализируются с точки зрения речевого этикета.

Для достижения эффективного речевого общения необходимо использовать разговорность речи, как самый естественный стиль общения; зрительный контакт в процессе общения; голосовой контакт, сопутствующий зрительному контакту. Вместе с тем важно и содержание речи, как мы готовим речь. Об этом в следующей лекции.

Лекция 9. Методика подготовки речи.

    Основные фазы ораторского искусства. Определение темы и цели ораторской речи. Правила цитирования.

Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Действительно, цель любого выступления состоит в том, чтобы убедить аудиторию в правильности тех или иных положений, достичь этого можно влияя на обе сферы человеческой психики – рациональную и эмоциональную. Эти сферы неразрывно связаны.

Кроме того, каждая речь – это поступок. Всякий поступок имеет ближайшие и отдаленные последствия. К этому сводятся и два важных риторических понятия: эффективность и влиятельность речи. Эффективность означает умение выиграть речь, добиться цели, которую оратор ставит перед собой: например, информировать о чем-либо, объяснить что-либо, добиться чего-либо и т.д. Влиятельность речи состоит в завоевании доверия и авторитета оратора на будущее. В принципе эффективная речь рождает влиятельность. Влиятельным называют того оратора, сама личность которого уже склоняет аудиторию в пользу его речи. Влиятельным оратором может быть только такой, речи которого принесли аудитории пользу и аудитория об этом хорошо знает.

Однако можно выиграть в эффективности и проиграть во влиятельности. Чтобы добиться влиятельности как отдаленного результата речи, надо его предвидеть.

Изменился ли сам процесс разработки речи за прошедшие века? Нисколько! Только сложнее стало ориентироваться буквально в океане литературы, находить новое, устанавливать связи с уже имеющимися знаниями.

Древние греки считали, что для достижения успеха оратор должен научиться правильно строить речь, а для этого надо четко знать, что сказать, где сказать и как сказать. Ответ на эти три вопроса давал классический риторический канон, разработанный Аристотелем: изобретение содержания (инвенцио), расположение (диспозицио), словесное выражение (элокуцио), запоминание (мемориа), произнесение речи (акцио). Эти этапы и их последовательность обусловлены теми операциями, которые производит человек, создавая различные виды выступлений. Выступление убедительно, когда выполнены два условия: 1) Уровень культуры речи убеждающего достаточно высок; 2) Оратор хорошо подготовился к выступлению. Постоянная работа над собой – залог обретения высокой культуры и профессионализма.

Рассмотрим подробнее этапы работы над речью от формулирования темы до размышления над ошибками и недостатками после произнесения речи.

Ораторская речь – речь подготовленная, что определяет ее стилистические особенности, которые проявляются в зависимости от аспектов подготовки. Существуют три основные фазы ораторского искусства: докоммуникативная (подготовка речи); коммуникативная (произнесение речи); посткоммуникативная (оценка речи).

Докоммуникативная фаза включает выбор темы, определение цели и вида речи; подбор материалов к речи; логическая организация речи; доказательство и аргументация; работа над языком и стилем выступления.

Коммуникативная фаза состоит из: поведения на трибуне, управления аудиторией; техники произнесения речи; ведения спора и ответа на вопросы.

В посткоммуникативную фазу входят: анализ проведенного выступления; совершенствование подбора материалов к выступлению; прогнозирование вопросов аудитории.

Всякое устное выступление строится по законам мышления и законам ораторского искусства. Необходимо, прежде чем произнести речь, ответить на вопросы: о чем я буду говорить? Зачем выступаю? Чего хочу добиться?

О чем говорить – это тема речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда тему выступления задают, в этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Нередко тему выступления выбирает сам оратор. Из чего следует исходить, выбирая тему? Из своего личного опыта, знаний по выбранной теме, учитывать интерес темы для слушателей.

Выбрав тему, необходимо подумать о ее формулировке. Название должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Длинные формулировки, названия, включающие неизвестные слова, отталкивают слушателей. Название должно привлекать внимание слушателей, соответствовать основной идее и содержанию темы. Следует избегать слишком общих названий. Когда известному своими атеистическими выступлениями И.А.Крывелеву предложили прочесть лекцию на тему: «Классовая сущность христианства», он сказал: « Я против названия. Потому что, если оно останется таким, никто не придет. Пусть тема называется: «Споры о личности Христа», а говорить я буду приблизительно то же…».Уже в формулировке должна быть интрига. Тема может непосредственно выражать главную идею речи, иногда название темы дается в виде вопроса, на который следует дать ответ. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию речи.

Любое выступление, любая публичная речь произносится с определенной целью. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Цель содержит желаемый от выступления результат. Цель выступления нельзя отождествлять с темой. Результат от выступления не всегда бывает немедленно ощутимым, он может проявиться в будущем. Все в выступлении должно быть подчинено достижению цели: и композиция, и примеры, иллюстрации, и стиль, и средства выразительности.

Как говорил К.С.Станиславский, следует определить «Сверхзадачу» – центральную мысль, главную идею, основную целевую установку. Сверхзадача – это ваша точка зрения на материал темы. В короткой речи задача чаще всего представлена в самом начале. Целевая установка речи складывается как бы из двух компонентов: задачи , направленной на разъяснение, оценку тех или иных фактов, аргументов, позиций, и сверхзадачи , имеющей эмотивно-побудительный характер. Формулируя задачу речи, оратор отвечает на вопрос, зачем он выходит на трибуну. Всегда следует стремиться, чтобы задача речи была понятна слушателям уже с первых слов. Едва ли речь окажет побуждающее воздействие на человека, если его энергия уходит на то, чтобы разгадать намерения оратора. Задача как бы предъявляется слушателям, а сверхзадача скрыта от прямого воздействия и действует подспудно. Это – скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание. Представим такую ситуацию: скоро выборы, некто собирается баллотироваться в депутаты, но официально предвыборная компания не началась, и вдруг его приглашают выступить на заводе и рассказать об экономической политике правительства. Человек помнит, что перед ним его будущие избиратели и, рассказывая о политике правительства, ему необходимо продемонстрировать свою эрудицию, хорошую экономическую подготовку, способность защищать интересы народа и т.д. Значит, сверхзадачей его речи будет стремление завоевать сердца слушателей, расположить их к себе.

В зависимости от целей различают три вида речей: информационные, агитационные и развлекательные. Разумеется, часто бывает так, что мы ставим несколько целей, но каждый раз одна цель будет самой важной, а другие – вспомогательными.

Информационная речь имеет целью передачи сведений, она дает новые знания, новые представления о предмете. Такая речь должна соответствовать запросам аудитории, будит пытливость и любознательность слушателей.

Агитационная речь имеет целью повлиять на чувства, убеждения или поступки слушателей. В зависимости от конкретной цели здесь выделяются следующие типы речей: воодушевляющая речь, убеждающая и призывающая. Воодушевляющая речь наиболее близка к информационной, однако она должна не только апеллировать к любознательности, но и содержать прямой призыв к чувствам. Такая речь затрагивает личные интересы слушателей, а потому вызывает либо гнев, либо ненависть, либо любовь к ближнему, либо патриотические чувства, либо восторг, либо благодарность и т.п. Так, большинство речей на политических митингах с оценкой положения в стране, речи на юбилеях и при подписании важных документов являются воодушевляющими. Убеждающая речь имеет своей целью различными методами склонить аудиторию к тому, чтобы согласится с оратором в спорном вопросе. Она должна повлиять на образ мышления и поведения человека, но не содержит непосредственного призыва к действию. С такой речью оратор выступает в критически настроенной аудитории. Чем более критически настроена аудитория к идеям оратора, тем больше искусства требуется, чтобы переубедить ее. Призывающая речь содержит прямой призыв к совершению действия слушателями. Призыв бывает прямым либо косвенным. Фактически это одна из наиболее часто встречающихся разновидностей агитационной речи. Наиболее успешной такая речь бывает в том случае, когда аудитория еще не знакома с проблемой, не имеет собственного мнения.

Программа

Дисциплина «Отечественная культура» призвана дать целостное представление о сложном и противоречивом процессе развития отечественной культуры. В ходе изучения дисциплины студенты должны познакомиться с культурно-историческими ценностями,

  • Программа и контрольные задания по учебной дисциплине «история экономики» для студентов заочной формы обучения всех специальностей москва, 2005

    Программа

    Программа и методические указания к выполнению контрольных заданий по учебной дисциплине «История экономики». Составители: Г.П. Вощанова, Г.С. Годзина, ГУУ: М.

  • Программа и контрольные задания по учебной дисциплине «отечественная история» для студентов заочной формы обучения всех специальностей Москва 2003

    Программа

    В социально-гуманитарной составляющей подготовки специалиста с высшим образованием знание истории способствует его профессиональному становлению и гражданскому воспитанию.

  • Программа, контрольные задания и тематика курсовых проектов по учебной дисциплине «мировая экономика» для студентов заочной формы обучения всех специальностей

    Программа

    Учебная программа по дисциплине «Мировая экономика» разработана в полном соответствии с утвержденным и введенным в 2 г. Министерством образования Российской Федерации Государственным образовательным стандартом высшего профессионального

  • А «Произнесение»

    Б «Изложение»

    В «Действие»

    Г «Акция»

    2. Вопрос: Dispositio (раздел канона)

    А «Разделение»

    Б «Расположение»

    В «Произнесение»

    Г «Рассуждение»

    3. Вопрос: Eloсutio (раздел канона)

    А «Красноречие»

    Б «Произнесение»

    В «Украшение»

    Г «Написание»

    4. Вопрос: Inventio –

    А первый раздел риторического канона

    Б сочинение

    В вступление

    Г заключение

    5. Вопрос: Memoria

    А меморандум

    Б запоминание (раздел рит. канона)

    В надгробная речь

    Г памятная записка

    6. Вопрос: Антитеза –

    А спорное утверждение

    Б противопоставление одного предмета другому

    В сравнение

    Г тезис оппонента

    7. Вопрос: Аргумент –

    А высказывание, служащее для обоснования тезиса

    Б бесспорное доказательство

    В доказательство

    Г истинное мнение

    8. Вопрос: Аргументация это …

    А диатриба

    Б демонстрация связи тезиса и аргумента

    В недозволенные приёмы

    Г дискуссия

    9. Вопрос: В дискуссии после прений обычно…

    А объявляют перерыв

    Б принимают решение

    В принимают проект решения

    Г оглашают решение

    10. Вопрос: В Риме после крушения республики исчезает … красноречие

    А торжественное

    Б совещательное

    В судебное

    Г эпидейктическое

    11. Вопрос: В состав античного тривиума входят: грамматика, риторика,…

    А арифметика

    В астрономия

    Г диалектика

    12. Вопрос: В споре каждая сторона преследует три цели: оправдание своих мыслей, опровержение мыслей оппонента и …

    А самоутверждение

    Б рассуждение

    В осведомление

    13. Вопрос: В споре:

    А стороны ищут согласия

    Б рождается истина

    В выясняется истинность одного из представленных тезисов

    Г происходит обмен мнениями

    14. Вопрос: Важнейший тип контакта оратора с аудиторией – …

    А визуальный

    Б обонятельный

    В осязательный

    Г сердечный

    15. Вопрос: Великий оратор Афин, никогда не выступавший публично

    Б Исократ

    В Продик с Кеоса

    16. Вопрос: Во всяком рассуждении любое понятие должно оставаться тем же самым по своему смыслу – гласит закон …

    А исключенного третьего



    Б достаточного основания

    В тождества

    Г противоречия

    17. Вопрос: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает делать только хорошее» – софизм, основанный на...

    А синонимии

    Б амфиболии

    В антиномии

    Г омонимии

    18. Вопрос: Впечатление, повторение, …

    А напоминание

    Б подсказка

    В ассоциация

    Г записывание

    19. Вопрос: Все люди смертны. Сократ - человек. Следовательно, Сократ смертен (тип умозаключения) -

    А энтимема

    Б силлогизм

    В индукция

    20. Вопрос: Выведение общего правила на основании многих частных случаев, обобщение –

    Б редукция

    В индукция

    Г дедукция

    21. Вопрос: Вывод на основании немногих фактов –

    А ложный вывод

    Б неполная дедукция

    В неполная индукция

    Г редукция

    22. Вопрос: Вывод, сделанный на основании обобщения – …

    А дедукция

    В индукция

    Г силлогизм

    23. Вопрос: Высказывание для доказательства тезиса называется…

    А антитезисом

    Б аргументом

    В положением

    Г аргументацией

    24. Вопрос: Главная сцена произведения чаще всего находится в …

    А экспозиции

    Б завязке

    В кульминации

    Г развязке

    25. Вопрос: Главное для ораторского успеха –

    А подобрать аргументы

    Б дать представление о главной идее речи

    В поддерживать контакт со слушателями

    Г правильно говорить

    26. Вопрос: Гомилетика – наука о …

    А собирании материала

    Б христианской проповеди

    В борьбе с софистикой

    Г о споре

    27. Вопрос: Демонстрация связи тезиса с аргументом называется…

    А верификацией

    Б аргументацией

    В экспозицией

    28. Вопрос: Дискуссия заканчивается, если…

    А одна из сторон признала свою неправоту

    Б истекло отведенное время

    В достигается соглашение

    Г противоречия признаются неразрешимыми

    29. Вопрос: Кому принадлежат слова: «Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет»

    А Исократ

    Б Цицерон

    Г А.Ф. Кони

    30. Вопрос: композиция судебной речи по Цицерону состояла из … частей

    31. Вопрос: В гражданском и уголовном процессах различают доказательства

    Б косвенные

    В незначительные

    32. Вопрос: Обрамление- приём, состоящий в том, что в заключении повторяется мысль, выраженная в …

    А в главной части

    Б в середине

    В во вступлении

    Г в заключении

    33. Вопрос: Основатель судебной этики

    А Плевако Ф.Н.

    Б Цицерон М.Т.

    В Киселёв Я.С.

    Г Кони А.Ф.

    34. Вопрос: Законы формальной логики: тождества, …, исключённого третьего

    А противоречия

    Б отрицания отрицания

    В единства и борьбы противоположностей

    Г перехода количества в качество

    35. Вопрос: Зрители в споре больше всего обращают внимание на …

    А тезисы спорщиков

    Б аргументы спорщиков

    В их внешнее поведение

    Г логику рассуждения

    36. Вопрос: Исократ был …

    А старшим софистом

    Б основателем риторической школы в Риме

    В основателем риторической школы в Афинах

    Г младшим софистом

    37. Вопрос: Итог диспута определяется …

    А всеми вместе

    Б комиссией

    В самими оппонентами

    Г советниками

    38. Вопрос: К позволительным уловкам относится

    А подмена тезиса

    Б переход на личности

    В ложный довод

    Г оттягивание возражения

    39. Вопрос: Когда? Где? Кто? …? Что сделал? Зачем?

    Б Как, каким образом

    40. Вопрос: Кому принадлежат слова:« Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и писать»

    А Ломоносов М.В.

    Б Аристотель

    Г Цицерон

    41. Вопрос: Кульминация – …

    А развязка события

    Б вершина конфликта

    В главная мысль

    Г интересное место

    42. Вопрос: Кульминация в повествовании обычно находится …

    А в начале

    Б в середине

    В в конце

    Г между серединой и концом

    43. Вопрос: Логограф – наёмный …

    В писатель

    44. Вопрос: Лучше всего запоминаются в речи

    А первые слова

    Б последние слова

    В главная мысль

    Г кульминация

    45. Вопрос: Множество аргументов в подтверждение тезиса гарантирует его…

    А истинность

    Б обоснованность

    В неоспоримость

    Г правдивость

    46. Вопрос: Наёмный писатель в Древней Греции –

    А сикофант

    Б демагог

    В логограф

    47. Вопрос: « Нельзя научиться хорошо думать, не научившись хорошо говорить», – сказал…

    Б Исократ

    В Протагор

    48. Вопрос: « О всякой вещи можно сделать два взаимоисключающих утверждения, каждое из которых по отдельности верно», – сказал …

    А Протагор

    Б Аристотель

    49. Вопрос: «О софистических опровержениях» – название книги …

    А Сократа

    Б Цицерона

    В Аристотеля

    Г Исократа

    50. Вопрос: Основное положение речи называется …

    Г замысел

    51. Вопрос: Основные законы формальной логики: тождества, исключенного третьего, …

    А рассуждения

    Б исключенного четвертого

    В противоречия

    Г антиномии

    52. Вопрос: Основные ошибки в споре: в тезисе, в аргументах, …

    А в необоснованности тезиса

    Б в ложности аргумента

    В отсутствии аргумента

    Г в рассуждении

    53. Вопрос: Отступление в речи служит для …

    А отдыха оратора

    Б того, чтобы поговорить на другую тему

    В того, чтобы оправдать свою позицию

    Г признать свою ошибку

    54. Вопрос: Охватывать спор –

    А уметь быстро его завершать

    Б уметь опровергать доводы оппонента

    В уметь захватывать инициативу

    Г всё время видеть картину спора

    55. Вопрос: Оценка – процесс …

    А похвалы

    Б осуждения

    В награждения

    Г сравнения с эталоном

    56. Вопрос: Перевёрнутая пирамида - вид композиции, где материал располагается по …

    А степени убывания важности

    Б степени нарастания важности

    В хронологии

    Г размеру

    57. Вопрос: Передача эмоций оратора слушателям основана на явлении, именуемом в психологии

    А симпатией

    Б эмпатией

    В психопатией

    Г антипатией

    58. Вопрос: Переход от общего к частному, выведение новой мысли логическим путём из предшествующих:

    А верификация

    Б индукция

    В дедукция

    Г апробация

    59. Вопрос: Подмена тезиса в споре – это:

    Г завершение

    60. Вопрос: Показания свидетелей (по Аристотелю) относятся к … источникам

    А внутренним

    Б апробированным

    В надёжным

    Г внешним

    61. Вопрос: Полемика …

    А может быть дружеской

    Б это корректный спор

    В не может быть дружеской

    Г является обязательной частью дискуссии

    62. Вопрос: Последовательность описываемых событий –

    А изложение

    Б описание

    В повествование

    Г развитие действия

    63. Вопрос: Потеря тезиса – …

    В этап спора

    Г завершение спора

    64. Вопрос: Прообразом практического образования считается…

    А Академия Платона

    Б школа Исократа

    В Лицей Аристотеля

    Г средневековые университеты

    65. Вопрос: Преднамеренное нарушение логических законов в споре называется…

    А эристикой

    Б аргументированием

    В софизмом

    Г отступлением от тезиса

    66. Вопрос: Председатель – обязательная фигура в …

    А диспуте

    В дискуссии

    Г полемике

    67. Вопрос: Противопоставление предметов речи друг другу –

    А антиномия

    Б антитеза

    В Антифонт

    Г амфиболия

    68. Вопрос: Расположение (dispositio) – свод правил о …

    А словоупотреблении

    В композиции

    Г поведении оратора

    69. Вопрос: Регламент – это:

    А время для выступления

    Б ограничения в процедурах

    В управление собранием

    Г правила проведения собрания

    70. Вопрос: Речи Цицерона против Марка Антония назывались

    А филиппики

    Б антимонии

    В инвективы

    Г панегирики

    71. Вопрос: Риторика – наука о …речи

    Б письменной

    В грамотной

    72. Вопрос: Риторика – умение находить убеждения о каждом данном предмете, – сказал …

    Б Аристотель

    Г Ломоносов

    73. Вопрос: Риторический вопрос …

    А не требует ответа

    Б это вопрос к аудитории

    В лёгкий вопрос

    Г отвлекает оппонента

    74. Вопрос: Самое важное в публичном споре – …

    А иметь убедительные доказательства

    Б уметь вскрывать противоречия в словах оппонента

    В хранить спокойствие

    Г правильно рассуждать

    75. Вопрос: Самой короткой частью повествования должна быть…

    А завязка

    Б кульминация

    В развитие действия

    Г экспозиция

    76. Вопрос: Свод правил о композиции текста называется…

    А оратория

    Б поэтика

    В расположение

    Г украшение

    77. Вопрос: Серьёзные утверждения оппонента он встречал шуткой, а шутливые рассматривал серьёзно – уловка …

    А Сократа

    Б Протагора

    78. Вопрос: Сколько главных вопросов должно быть в интервью?

    79. Вопрос: Слова и стиль выбираются прежде всего в соответствии с…

    А правилами литературного языка

    Б предметом речи

    В уровнем аудитории

    Г целью речи

    80 . Вопрос: Слова или их сочетания, используемые в переносном смысле –

    А двусмысленности

    81. Вопрос: Слушатель должен быть потрясён, – ораторский принцип

    А Демосфена

    В Исократа

    Г Цицерона

    82. Вопрос: Соглашение является целевой функцией …

    Б полемики

    В дискуссии

    Г диспута

    83. Вопрос: Софизм – это:

    А мудрость

    Б учение о мудрости

    В то же, что и софистика

    Г сознательное нарушение правил доказательства

    84. Вопрос: Спор следует начинать с…

    А выявления пункта противоречия

    Б тезиса и антитезиса

    В уяснения терминологии

    Г выявления аргументов

    85. Вопрос: Стили руководства дискуссией бывают: авторитарный, …, либеральный

    А технократический

    Б демократический

    В административный

    Г командный

    86. Вопрос: Стиль бывает …, средний, высокий

    Б простой

    В бесформенный

    87. Вопрос: Тезис – …

    А мысль, требующая опровержения

    Б вид письменного текста

    В основное положение речи

    Гначало речи

    88. Вопрос: Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего рассуждения.

    А закон достаточного основания"

    Б тождества

    В исключённого третьего

    Г достаточного основания

    89. Вопрос: Три источника красноречия: дарование, …, практика

    Б обучение

    В упражнение

    Г подражание образцам

    90. Вопрос: Украшение – свод правил о …

    А словоупотреблении

    Б техническом оформлении текста

    В о композиции

    Г достойном поведении оратора

    91. Вопрос: Уловка – это …

    А запрещённый приём в споре

    Б приём, облегчающий спорщику достижение собственных целей и затрудняющий

    В нарушение регламента

    92. Вопрос: Умозаключения, в которых новая мысль выводится из некоторых посылок чисто логическим путём –

    А дедукция

    Б индукция

    В силлогизм

    Г наведение

    93. Вопрос: Употребление пословицы в речи оратора, скорее всего, является

    А апелляцией к здравому смыслу

    Б украшением речи

    94. Вопрос: Успех оратора зависит, прежде всего, от …

    А реквизита

    В контакта

    Г внешности

    95. Вопрос: Участники дискуссии имеют целью достижение …

    А соглашения

    Б выявления разногласий

    96. Вопрос: Филиппика –

    А речи Демосфена в честь царя Филиппа

    Б всякая хвалебная речь

    В обличительная речь

    Г церковная проповедь

    97. Вопрос: « Человек есть мера всех вещей», сказал:

    В апостол Павел

    Г Протагор

    98. Вопрос: Экспозиция, как правило, это – …часть драматического произведения

    Г четвёртая

    99. Вопрос: Эпидейктическая речь –

    А учебная речь

    Б оправдательная речь

    В хвалебная речь

    Г заключительная речь

    100. Вопрос: Эпидейктическое красноречие в Риме расцветает в эпоху

    А республики

    Б империи

    В гражданских войн

    Г демократии

    101. Вопрос: Эристика – наука о …

    А красноречии

    Б законах рассуждения

    В способах ведения спора

    Г научном открытии

    102. Вопрос: Первые теоретики судебного красноречия

    А Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах

    Б Аристотель, Демокрит

    В Цицерон, М.Антоний

    Г Демосфен, Сократ

    103. Вопрос: Нормой судебной речи в дореволюционной Росси был её –

    А красивый, образный язык

    Б язык штампов

    В язык клише

    Г язык судебных терминов