Педагогика физической культуры и спорта учебное пособие рекомендовано учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного. Педагогические процессы в сфере физической культуры и спорта Педагогика физич
Правомерно задать вопрос об особенностях педагогики спорта и ее связях с фундаментальными знаниями о воспитании людей. Педагогика - область научных и практических знаний о том, как следует воздействовать на людей в интересах воспитания их социальной природы. Она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, определяет роль воспитания в жизни общества, развитии личности, процессах обучения и образования населения. Фундаментальные общепедагогические знания включают в себя историю педагогики, дидактику, теорию воспитания, школоведение и частные методики. Впервые педагогическое учение как составная часть философских систем появилось в Древней Греции (5-4 вв. до н. э.).
В дальнейшем возникновение прогрессивных педагогических знаний было отмечено в период становления буржуазного общества (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. А. В. Дистервег). Современный этап развития педагогики обусловлен состоянием мирового общественного прогресса. Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным спортивным дисциплинам. Включает в себя подсистемы: массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, спорт как учебный предмет, спорт как наука, спорт как зрелище, производство и бизнес.
Таким образом, педагогика спорта - одна из ветвей общей педагогики. Ее основы и источники находятся на стыке четырех групп общественных и естественных наук:
- общественные дисциплины (история, философия, логика, социология, этика, праксеология);
- психолого-педагогические дисциплины (психология, педагогика, акмеология);
- медико-биологические дисциплины (анатомия, физиология, биология, генетика);
- теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры.
Развитие общества на пороге XXI в. характеризуется тремя объективными тенденциями:
- качественно новым уровнем социального общения между государством и людьми;
- качественно новым уровнем взаимодействия человека с машиной;
- качественно новым уровнем производства и управления им.
Эти тенденции ставят общество перед необходимостью изменения требований к отечественному образованию, подготовке молодых специалистов иного качества и масштаба мышления. Перед высшей школой возникают проблемные задачи обеспечения организационного и содержательного соответствия требованиям времени. Эта закономерность определяет условия совершенствования содержания, организации и методики учебно-воспитательного процесса на кафедрах высших учебных заведений. Решение таких задач прежде всего состоит в повышении теоретического уровня и методических навыков специалистов по физической культуре.
Содержание учебных предметов кафедр спортивно-практических дисциплин, их совершенствование базируется на взглядах основоположника теории физического воспитания профессора П. Ф. Лесгафта. В своем учении Петр Францевич особое внимание уделял воспитанию морально-нравственных сторон личности путем физических упражнений. Исходя из единства физического и психического, П. Ф. Лесгафт утверждал необходимость взаимосвязи физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим развитием человека. Его педагогические воззрения на психологию движений в связи с пониманием роли кинестетических ощущений в процессе становления и развития двигательного опыта были направлены на то, чтобы научить людей «с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу...». Методологическое положение П. Ф. Лесгафта о значительной пользе для жизни обучения человека разнохарактерным движениям посредством физических упражнений является основополагающим в деле совершенствования подготовки специалистов в области физической культуры.
В системе учебно-воспитательного процесса академий физической культуры кафедры спортивно-практических дисциплин занимают важное место, выполняя присущие только им образовательные функции. Преподаватели кафедры - мастера спорта по различным спортивным дисциплинам. Они вооружены знаниями теории и практики спортивной тренировки. С использованием избранных студентами спортивных специализаций преподаватели готовят специалистов с высшим образованием, владеющих теоретическими и практическими основами спортивной подготовки, методическими навыками организации учебно-тренировочной работы и проведения соревнований по разнообразным видам спорта. Выпускникам вменяется в обязанность умение использовать спорт в интересах военно-патриотического воспитания населения.
Учебной целью физкультурного вуза является процесс развития, обучения, образования, нравственного воспитания и психологической подготовки студентов с опорой на избранный вид спорта и в интересах профессионально-педагогической подготовки высококвалифицированных специалистов в области физической культуры. Такая подготовка основывается на реализации ряда базовых педагогических категорий, к которым относятся развитие, психологическая подготовка, обучение, воспитание, образование и социализация.
Какой же смысл в эти понятия вкладывает спортивно-педагогическая наука ?
Развитие человека (интеллектуальное, физическое) с философской точки зрения понимается как закономерное изменение материи и сознания, в результате чего возникает новое качественное состояние объекта. Процесс развития может идти по восходящей линии - прогрессировать или по нисходящей линии - регрессировать. В последнем случае объект деградирует: теряет старые положительные свойства, не приобретая новых. В педагогике высшей школы принято понимать развитие как целеустремленный, планомерный и непрерывный процесс совершенствования умственной и физической деятельности студентов посредством содержания учебных дисциплин и определенного уклада жизнедеятельности в соответствии с будущей профессией и условиями работы.
Развитие студентов связано с обучением и воспитанием, что требует значительных усилий и мастерства со стороны педагога, перед которым стоит задача научить их анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, а при необходимости и уметь абстрагироваться, принимая профессиональные решения. Развитие базируется на творческом мышлении образованного и культурного человека. Гармония и красота всегда отражали стремление человека к физическому развитию, к умению мобилизовать в нужный момент физические и духовные силы. Поэтому процесс развития предполагает не только совершенствование у студентов психических качеств, но и создание новых психологических структур, необходимых для профессиональной деятельности.
В теории физической культуры принято употреблять термин «развитие» по отношению к физическим качествам (развить силу, быстроту, выносливость). Глагол же «формировать», как правило, применяется по отношению к двигательному навыку (сформировать у фехтовальщика навыки в атаках «на видение», у рукопашников - чувство дистанции, времени и т. п.). Употребление термина «формирование» (в смысле придания чему-либо определенной формы, законченности) в качестве синонима «развитие» будет оправданно и грамотно лишь в определенных случаях.
Психологическая подготовка - это целеустремленный, организованный процесс формирования у студентов средствами спорта эмоционально-положительного и стойкого отношения к профессии, внутренней готовности к преодолению трудностей и активного стремления к овладению спортивно-педагогическим мастерством.
Обучение - взаимообусловленный, целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс по передаче знаний, умений и навыков спортивных дисциплин и овладению ими. Обучение представляет собой основной путь получения специального образования по физической культуре. В ходе обучения от преподавателя требуется не только изложить систему каких-либо знаний, перечислить передовые методы, приемы и правила рациональной спортивной работы, но, главное, уметь вызвать у обучаемых интерес к познанию предмета, к творческому поиску и эвристическому открытию уже известных истин: «Самые прочные знания те, которые мы активно добываем сами». Обучения без воспитания не бывает. Обучение в той или иной мере всегда воспитывает.
Воспитание (от лат. educare - вытягивать) в буквальном смысле означает «выращивание». Русскому слову «воспитание», которое имеет своим корнем глагол «питать», соответствует синоним «кормить». Поэтому в древнерусском языке слова «воспитание» и «вскармливание» - синонимы. Слово «воспитание» употребляется в широком и узком, социальном и педагогическом смысле. Демокрит (460-370 гг. до н. э.) выразил сущность воспитания следующим образом: «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает [ему вторую ПРИРОДУ]». Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях ее подготовки к производительной общественной и культурной деятельности. Цели, содержание и организация социального воспитания определяются господствующими общественными отношениями.
В педагогическом смысле под воспитанием понимается целенаправленная, организованная система воздействий средствами физической культуры в интересах формирования у людей мировоззренческих позиций, нравственных идеалов, норм и отношений, эстетического восприятия и отношения к действительности, высоких специальных качеств и, безусловно, потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы» (Демокрит).
В узком смысле термин «воспитание» может употребляться, когда под ним понимается специальная педагогическая работа, направленная на формирование конкретных навыков, свойств, взглядов и убеждений студентов. Термин «воспитание» можно применять в значении, когда подразумевается лишь одна из каких-либо сторон воспитания: воинская, физическая, нравственная, правовая, экологическая и т. п.
Понятия «физическое воспитание» и «физическое образование» специалисты различали еще во времена П. Ф. Лесгафта. Прерогативой области воспитания были «нравственные качества человека и его волевые проявления», то есть выработка характера путем занятий физическими упражнениями и спортом.
Слово «образование» издавна понималось двояко:
- собственно процесс усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений;
- результат этого процесса, выраженный определенными уровнями теоретической и практической подготовки человека.
Задачи «физического образования» у П. Ф. Лесгафта по ширине диапазона и глубине понимания диалектично соответствуют современному пониманию воспитывающего обучения. «Умственный рост и развитие, - писал П. Ф. Лесгафт, - требуют соответствующего развития физического». Система «физического образования», предложенная П. Ф. Лесгафтом, решая попутно задачи оздоровления и гигиены, реализовывала связь физического воспитания и образования с умственным развитием, нравственным и эстетическим воспитанием, и что особенно ценно - она была целиком направлена на подготовку к производительному труду.
Между обучением, развитием, психологической подготовкой и воспитанием существуют сложные и противоречивые взаимосвязи. Идейная направленность специального образования делает его сущность монолитной. Система физкультурного образования становится привлекательной силой по мере сознательного выбора студентами будущей профессии. Если же мы подвергнем анализу уровень учебно-воспитательного процесса отдельной кафедры, то увидим, что интерес к предмету непосредственно связан с содержанием учебного материала, организацией процесса его усвоения, а также с объемом знаний, умений и навыков, подлежащих проверке на зачетах и экзаменах.
Учебно-воспитательный процесс кафедры и его организация имеют определенную логику (от греч. logos - слово, мысль, разум). Система, лежащая в его основе, направлена на решение вопросов специального образования и нравственного воспитания средствами спорта. Учебные занятия студентов организуются таким образом, чтобы сформировать специалиста, способного к работе в области физической культуры в XXI веке. Изучение истории спорта способствует развитию творческого мышления, критичности при осмысливании имеющегося опыта, стремлению к самообразованию, вырабатывает навыки оптимального решения разнообразных спортивно-педагогических задач. Учет таких факторов, как благоприятный психологический климат, добровольность и интерес обучаемых к учебно-тренировочным занятиям, повышает эффективность процесса социализации. Совмещая тяжелые физические нагрузки и умственную работу, студент создает предпосылки к овладению истоками профессионально-педагогического мастерства, что в дальнейшем обеспечивает достойное место субъекту в обществе.
Социализация в педагогике спорта понимается как целеустремленный процесс усвоения человеком общественно значимых норм, ценностей и знаний в ходе занятий спортом. Формирование полноправного члена общества при помощи занятий определенной спортивной дисциплиной - трудноуправляемый и противоречивый процесс, зависящий от социально-экономической структуры государства и подверженный влиянию многочисленных спонтанных факторов. В основе социализации лежит идея социального раскрепощения субъекта.
Идея раскрепощения уходит в глубь истории военно-педагогической мысли. Например, Ф. Энгельс, отмечая превосходство легкой французской пехоты, писал: «...в каждой казарме имеется фехтовальный и танцевальный залы. В первом обучаются фехтованию на рапирах и палашах; во втором обучаются танцам и борьбе... Каждый солдат может выбрать тот вид упражнений, которому он будет обучаться, но один из этих видов он обязан изучить... Все эти упражнения, равно как и гимнастика, в собственном смысле этого слова, изучаются не потому, что они необходимы сами по себе; обучение этим упражнениям проводится потому, что они вообще развивают физическую силу и ловкость у солдат и придают им большую уверенность в себе... Залы отнюдь не являются местом, где выполняются скучные обязанности, - напротив, они представляют собой нечто привлекательное и удерживают солдата в казармах даже в свободное от занятий время; он идет туда для развлечения; если в строю он был не более чем машиной, то здесь со шпагой в руке он независимый человек, пришедший померяться с товарищами своей ловкостью; и вся та уверенность в своей быстроте и ловкости, которые он приобретает здесь, принесет большую пользу для службы...»
Идеи о высвобождении способностей человека, о многообразии форм воспитания являются прочной основой педагогики спорта. Значимые для молодых людей и полезные для профессионального дела виды спорта наполняют досуг молодежи конкретным содержанием. Спорт из общественно-исторического явления превращается в условие формирования здорового, творчески активного поколения. Любые спортивные дисциплины или их комбинации могут быть использованы при создании эффективных спортивно-педагогических систем, обладающих мощным потенциалом воспитательного воздействия. В качестве организационно-методического принципа в данном случае выступает условие эмоционально положительного соучастия старших и младших в спортивных тренировках и соревнованиях, что способствует преемственности знаний и товарищескому сплочению. При таком подходе квинтэссенцией содержания высшего специального образования становится единство процессов развивающего обучения и патриотического воспитания. Необходима не репродуктивная передача формальных знаний с развитой у обучаемых привычкой к готовым рецептам, а конструктивный подход к обучению с задачей развивать у выпускников способность к проектированию эффективных систем физического воспитания.
Учебные цели спортивно-педагогической кафедры, составляя звено в системе подготовки специалиста, органично вписываются в единый педагогический процесс вуза. Созданный таким образом механизм спортивно-педагогического образования способствует развитию студенческого творчества. В этом случае условия учебно-воспитательной среды выступают в виде социально-психологических детерминант. Ими определяются уровни качества знаний, поведения и практической деятельности студентов-спортсменов. Чтобы обеспечить нормальные условия протекания учебно-воспитательного процесса, профессорско-преподавательский состав вуза обязан стоять на конструктивных, научно состоятельных и практически целесообразных позициях. Издержки поведения спортсменов, нарушения ими учебной дисциплины, отсутствие у них желания учиться свидетельствуют о плохо продуманной и недостаточно отлаженной системе воспитывающего обучения.
В ходе обучения различным спортивным дисциплинам, которое носит поэтапно-ступенчатый характер, у студентов происходит развитие интеллектуальной, психомоторной, эмоционально-волевой и соматической сфер, формируются положительные качества характера, повышается уровень индивидуальной психологической подготовки. Участие в организации спортивных соревнований и судействе соответствует стремлению студентов к самосовершенствованию в педагогике спорта. Например: развить силу и красоту тела, научиться переносить и терпеть большие физические нагрузки, воспитать в себе уверенность в победе в единоборстве с противником и т. п. Таким образом, в основании педагогической задачи по созданию положительно активированного отношения студентов к освоению содержания учебной программы лежат следующие принципы:
- стремление к красоте человеческого тела;
- повышение физической работоспособности, выносливости;
- формирование веры в себя, в свои интеллектуальные, психомоторные и эмоционально-волевые возможности;
- умение владеть собой на основе высокой нравственной культуры.
Фактор соучастия в спортивных тренировках, соревнованиях и судействе способствует росту взаимных коммуникаций в референтных человеческих группах. Эти взаимодействия затем могут переходить в более сложные процессы дружеских общений. В таком случае число увлеченных спортом людей возрастает по типу «снежного кома». За счет любознательности и взаимообучения ускоряется освоение сложных двигательных навыков. Процесс развивающего обучения в спорте осуществляется при помощи системы воспитательных воздействий, которая предусматривает формирование у спортсменов взглядов, основанных на нравственных, патриотических и воинских традициях Российского государства. Соблюдение вышеназванных принципов в состоянии обеспечить жизнеспособность отечественной педагогики спорта. Вместе с тем необходимо признать, что разработка «дерева целей» спортивного воспитания относится к малоизученной проблеме формирования положительных характерологических качеств личности в процессе занятий спортом, что само по себе представляет сложную теоретическую и экспериментальную задачу. Ее предстоит решать в дальнейшем, используя данные практического опыта и научных обобщений.
Педагогика спорта определяет воспитательную работу с тренерами как систему целеустремленных, взаимосвязанных, взаимодополняющих воздействий содержательного и организационного порядка, составляющую единый комплекс мероприятий с целью гармонического и непрерывного развития специалистов, повышения их общей культуры и профессионально-педагогической подготовки.
Система воспитательной работы зависит от условий жизни и менталитета общества, а также от актуального состояния высшего образования. Она составляет основу нравственного, правового и эстетического воспитания тренеров по видам спорта и спортивных коллективов. Основные направления воспитательной работы реализуются при сочетании различных направлений и форм (табл. 2).
Таблица 2
Основные направления воспитательной работы с тренерами по спорту
Основные направления работы |
Формы работы |
В области умственного воспитания |
Чтение классических произведений, эвристические беседы; интеллектуальные игры; компьютерное образование; изучение иностранных языков |
В области нравственного воспитания |
Этическое просвещение; исполнение общественно полезных дел |
В области военно-патриотического воспитания |
Знакомство с историей России; подготовка и служба в Вооруженных Силах РФ |
В области эстетического воспитания |
Развитие эстетического понимания и вкуса (театр, выставки художественных произведений, музеи) |
В области физического воспитания |
Систематические физические тренировки и закаливание |
Однако, как показывает опыт, многие тренеры, овладевая в вузах физической культуры теорией и методикой спортивной тренировки, затрудняются на практике осуществлять непрерывные воспитательные воздействия. Одной из причин этого является недостаточная разработанность вопросов теории спортивного воспитания и как следствие - упущения в воспитательной работе со спортсменами.
Сущность спортивно-педагогической деятельности тренера составляет решение ряда и спортивных, и воспитательных задач в их единстве: не умел - научился, не мог - смог, не знал - узнал, не понимал - понял, не верил - поверил и т. д.
Успешное решение задач, возникающих в спортивной практике, обусловлено:
- способностями и умениями тренера;
- спецификой спортивно-педагогического труда;
- общими и специальными требованиями к тренеру.
Деятельность тренера предполагает наличие у него определенных педагогических способностей и умений. К ним относятся:
1. Гностические способности, предполагающие непрерывное развитие интеллекта и своих познавательных возможностей, постоянное выявление причин нежелательных последствий, которые могут возникнуть в спортивно-педагогическом процессе, и умение их нейтрализовывать. Тренеру нельзя замыкаться в узком круге технологических знаний, господствующих в его виде спорта. Ему необходимо критически осмысливать передовой опыт, накопленный в других видах спорта, уметь транспонировать данные философии, истории и многих других наук, применяя их в спортивно-педагогической практике. Поэтому одной из актуальных задач педагогики спорта в физкультурных заведениях является подготовка преподавателей (тренеров), наученных учиться не репродуктивно, а на уровне исследования, умеющих «воспитывать воспитателей».
2. Конструктивные способности, которые предполагают умение преподавателя (тренера) отбирать талантливых учеников, прогнозировать их результаты, проектировать частную методику спортивной подготовки (воспитания) в соответствии с поставленными целями.
3. Коммуникативные способности, требующие от преподавателя (тренера) умения устанавливать правильные отношения со спортсменами и ближайшим окружением, корректируя их в соответствии с развитием системы взаимоотношений, формировать спортивный коллектив, имеющий прочные традиции, и направлять его воздействие на отдельную личность.
4. Организаторские способности, которые проявляются в умении создать необходимые условия для качественного и эффективного протекания спортивно-педагогического процесса. Сюда относятся материально-техническая база, медико-биологическое обеспечение, мероприятия по улучшению жилищно-бытовых условий, обеспечение психологического комфорта и жизненной перспективы спортсменов.
Специфика спортивно-педагогической деятельности тренера объективно обусловлена рядом особенностей.
Первая особенность - необходимость высоких нравственно-мировоззренческих качеств тренера.
Вторая особенность - строгая регламентация поведения на основе моральной и юридической ответственности. В то же время, как показывает практика, отчетливо вырисовывается другая сторона отношений «тренер - спортсмен», выраженная особым тактом, чуткостью, доверительностью, можно сказать, братством между воспитателем и воспитанниками. Особо это проявляется в спорте высших достижений, где высока опасность получения травмы или даже увечья.
Третья особенность - многообразие видов тренерского труда. Есть тренеры, которые успешно работают с детско-юношеским контингентом, другие - умело готовят мастеров спорта, третьи - способны доводить спортсменов (команды) до высших результатов международного класса и рекордов. К этому необходимо добавить и различные виды спорта. На сегодняшний день в России очень много спортивных дисциплин, по которым присваиваются спортивные разряды и звания. Очевидно, что спортивно-педагогический процесс в различных видах спорта, например в шахматах и боксе, качественно различен и накладывает отпечаток на специфику тренерского труда.
Четвертая особенность - добровольность занятий спортом. Она определяет характер взаимоотношений спортсмена и тренера. Отсутствие контакта, доверия и уважения к тренеру может быть одной из причин ухода перспективного спортсмена. Высокие физические нагрузки, предельные эмоционально-волевые напряжения, риск потери здоровья, отрицательное отношение семьи - факторы, сопровождающие большой спорт. Они также могут послужить причинами прекращения спортивных занятий. В этой ситуации многое зависит от тренера.
Пятая особенность - способы общения в момент соревнований. Спортивные соревнования относятся к экстремальным и сверхэкстремальным видам человеческой деятельности. На тренировках, во время спортивных сборов и в часы свободного времени тренеры не испытывают трудностей во взаимоотношениях со спортсменами. Трудности возникают в период ответственных стартов, так как нервно-психическое напряжение, состояние психологического стресса испытывают не только спортсмены, но и тренеры. От тренера требуются большая выдержка и такт по отношению как к отдельному спортсмену, так и ко всей команде. Поведение тренера в момент соревнований существенно влияет на морально-боевой дух и результаты спортсменов.
Шестая особенность - высокий уровень физической кондиции и технического мастерства. Авторитетность, внимательность, высокая коммуникабельность, доверительность при обсуждении «секретов» спортивного мастерства с воспитанниками во многом зависят от постоянной работы тренера над совершенствованием своих физических возможностей и теоретических знаний независимо от возраста. Это трудное, но совершенно необходимое условие для успешной спортивно-педагогической деятельности.
Седьмая особенность - фактор времени в работе со спортивным коллективом. Объединение людей на основе занятий каким-либо видом спорта носит непостоянный характер. Время объединения может варьироваться в широких пределах (от месяца - учебно-тренировочный сбор, до нескольких лет - сборная команда). Члены данного спортивного коллектива одновременно являются и членами других коллективов (по месту службы, учебы, работы и т. п.). Эти факторы усложняют работу тренера по созданию и руководству спортивным коллективом.
Восьмая особенность - высокий удельный вес основных компонентов тренерского труда: умственного, творческого, эмоционально-волевого, физического.
Особенности практической деятельности преподавателя (тренера) высшей квалификации определяют требования к его спортивно-педагогическому мастерству. Спортивно-педагогическое мастерство определяется как синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, спортивных навыков, умений и эмоционально-волевых качеств - все это во взаимосвязи с высокими моральными качествами личности позволяет тренеру эффективно и качественно решать учебно-воспитательные задачи.
Сложная структура педагогического мастерства тренера включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты. К ним относятся:
- высокая нравственность;
- широта кругозора, высокий общий культурный уровень, эрудиция;
- глубокое знание вопросов теории и практики спорта;
- умение планировать спортивно-педагогический процесс и управлять им;
- мастерство в передаче специальных знаний - педагогически целесообразно организованное поведение тренера; владение техникой поощрения и принуждения; воздействие на других через спортивный коллектив; владение собой (голосом, мимикой, жестом, эмоциями);
- педагогический такт, чуткость по отношению к воспитанникам, положительно окрашенная манера поведения и доверительность общения со спортсменами;
- подвижное мышление, умение схватывать сущность педагогической ситуации и быстро принимать решение о характере необходимых воздействий;
- способность выслушивать собеседника, понимать воспитуемого, намечать его жизненную перспективу;
- высокие организаторские качества и стремление к передовому;
- высокая требовательность, основанная на подлинном гуманизме.
Сочетание приемов, способов, методов и форм процесса воспитания является залогом успеха в формировании индивидуального стиля спортивно-педагогической деятельности, который может качественно совершенствоваться при ярко выраженной склонности и любви к выбранной профессии, а также путем вдумчивой и кропотливой работы спортивного педагога над выработкой у учеников потребности к самовоспитанию.
Самовоспитание - это целеустремленная, активная деятельность, направленная на формирование и развитие у себя положительных привычек, личностных качеств (с устранением отрицательных) в соответствии с осознанными общественными потребностями и личным планом самосовершенствования.
Стремление человека к самосовершенствованию объективно, так как его мышление категориально от природы и обусловлено физиологическим строением человеческого мозга. Все явления окружающей действительности человек независимо от образования может нравственно разделить на «хорошо» и «плохо». Это составляет основу побуждений и мотивов индивида к самосовершенствованию: самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию, самосозерцанию, самоуглублению.
Самовоспитание специалиста в области физической культуры - тренера высшей квалификации - отражает специфику педагогической деятельности. Тот, кто серьезно готовит себя к этой специальности, должен не только сам уметь воспитывать себя, но и владеть методикой руководства самовоспитанием, то есть уметь готовить спортсмена к самовоспитанию, прививать ему навыки и умения самостоятельной работы над собой. Методы и средства по руководству самовоспитанием спортсменов становятся эффективными, если обеспечены следующие условия:
1. Высокое качество преподавания спортивно-практических дисциплин в академии физической культуры. Студенты академии являются, как правило, мастерами спорта. За их плечами многолетний опыт выступлений в большом спорте. Если содержание учебной программы по «Теории и практике вида спорта» окажется ретроспективным, то предмет не вызовет заинтересованности в его освоении, а учеба будет носить формальный характер. В этом случае преподаватель вуза, ограниченный рамками программы, не сможет пробудить у студента личную инициативу, учебную требовательность к себе, активность поиска, самостоятельность, творчество - все то, без чего немыслима работа по самосовершенствованию. Высокое качество преподавания в то же время зависит от личности преподавателя (тренера), который должен быть принят студентами как непременный авторитет передовой теоретической мысли и практического действия. Сама личность такого преподавателя станет побудителем в стремлении студентов к самовоспитанию.
2. Осознание студенческими коллективами академии физической культуры необходимости в постоянном самосовершенствовании. Учебный студенческий коллектив - мощный инструмент вузовского воспитания (самовоспитания). При правильной постановке дела в учебной группе студент получает все необходимое для всестороннего развития. Отношения между студентом и учебной группой по вопросам теории и практики самовоспитания должны быть согласованы, взаимосвязаны. Признаком сплоченного студенческого коллектива является совпадение взглядов его членов по важным моментам самовоспитания. Например, общность ориентировки на определенный эталон поведения и деятельности тренера - идеального исполнителя данной социальной роли. Роль учебного коллектива в самовоспитании его членов повышается, если есть актив, способный к неформальному лидерству по руководству учебным процессом (планирование, контроль, коллективное обсуждение проблем, оценка результатов и корригирование недостатков). Для успешного руководства процессом самовоспитания в учебной группе также необходимо, чтобы студенты осознали (независимо от уровня спортивного мастерства и вида спорта), что профессия тренера требует качественно более глубоких знаний и иных навыков и умений, нежели те, которые были получены ими через практику спорта.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский считал, что человек по-настоящему воспитывается тогда, когда он воспитывает другого человека; чувства собственного достоинства, чести, гордости пробуждаются в человеке при том условии, когда он вкладывает частицу своих духовных сил в другого человека, стремится сделать его лучше, видит в нем, как в зеркале, себя - свои нравственные черты, творческие способности, мастерство.
Практическая тренерская работа у студентов академии физической культуры должна начинаться с первого курса. У студентов, которые ранее были в качестве спортсменов, появляется возможность на практике проверить теоретические знания, сопоставить результаты собственной практической деятельности с работой передовых тренеров. Это помогает осознать новые требования и условия, что придает работе по самовоспитанию активный и организованный характер.
В методике руководства самовоспитанием можно условно выделить три основные части работы:
- организационная;
- информационная;
- контрольно-исполнительская.
Организационная часть работы по руководству самовоспитанием предполагает создание условий для комплексного осуществления специальных мероприятий, направленных на обеспечение работы по совершенствованию своей личности. Если в академии физической культуры практическая работа студентов в качестве тренеров не является обязательной и условия ее проведения не обеспечены организационно и материально, то об эффективности процесса самовоспитания говорить не приходится.
Информационная часть работы предполагает вооружение студентов знаниями, навыками и умениями по вопросам самовоспитания. Они изучают требования к тренеру и спортивно-педагогическому процессу, учатся методам и приемам познавания личности и самооценки, работают над литературой по теории и методике самовоспитания. Все это становится побудителем к активной творческой деятельности по самовоспитанию, приобретая свойство устойчивого мотива.
Контрольно-исполнительская часть работы предполагает оценку и корригирование практики самовоспитания. С целью объективизации оценки процесса самосовершенствования информация должна поступать по трем каналам: оценка результата деятельности руководством, товарищами по учебе, самооценка. Сопоставление непосредственных и опосредованных данных позволяет правильно оценить успехи и устранить диспропорцию между результатами достижения и действительностью.
Таковы самые общие положения, отражающие состояние педагогических проблем спорта, центральной из которых является подготовка будущего тренера-преподавателя, который, по образному сравнению профессора А. В. Барабанщикова, должен быть в одном лице «и автором-сценаристом, и режиссером-постановщиком, и актером», а главное, стойким бойцом на поприще внедрения спорта в повседневный быт населения.
Педагогика физической культуры – это развивающаяся наука, содержание которой находится в состоянии поиска и становления.
Основы научного подхода к физической культуре в России заложил Петр Францевич Лесгафт, который разработал теорию физического образования. В 40-е годы 20 века в условиях развивающихся институтов физической культуры была достаточно широко обоснована теория и методика физической культуры. ТиМФК успешно решала вопросы спортивной подготовки, но не обеспечивала раскрытия всех потенциальных возможностей воспитания средствами физических упражнений и спорта. Поэтому возникла потребность одновременно с этой наукой разрабатывать вопросы воспитания через спорт с целью полноценной социализации человека в послеспортивный период его жизни, что привело к формированию отдельного научного знания – педагогики ФКиС.
Педагогика физической культуры – это наука, изучающая цели, содержание, закономерности воспитания (образования и обучения) при занятиях физическими упражнениями и спортом и управление этим процессом.
Предметом педагогикиФК является изучение содержания, закономерностей, механизмов и специфики педагогического процесса по формированию личности в условиях занятий физическими упражнениями и спортивной деятельностью.
Объектом служит сама спортивная деятельность и человек, занимающийся ею, его обучение, развитие и достижение высоких личных спортивных результатов.
Педагогика ФКиС является профессиональной ветвью общей педагогики, связь с которой детерминируется тем, что все структурные и содержательные компоненты общей педагогики должны содержаться в ней в модифицированном виде.
Задачи педагогики ФКиС как науки:
1. Выявление места и закономерных связей физической культуры и спорта с общим процессом воспитания в обществе.
2. Разработка методов научного исследования в физической культуре и спорте.
3. Изучение, разработка и внедрение данных смежных наук для разного уровня занятий физической культурой и спортом.
4. Изучение и обобщение опыта работы ведущих специалистов, учителей ФК и тренеров с целью обогащения педагогики ФК нахождением новых, более эффективных путей достижения спортивных и воспитательных результатов.
5. Разработка оптимального соотношения в развитии направленности личности спортсмена (с одной стороны, честолюбивое стремление к победе и, с другой стороны, взаимопомощь, сотрудничество и сопереживание взаимных успехов).
6. Нахождение оптимального соотношения между требованиями гармоничного развития тела спортсмена и необходимостью некоторого отступления от этого требования для достижения результата.
7. Внедрение положений педагогики ФКиС в практику учебно-воспитательного процесса в конкретных видах спорта и для каждого из заданных уровней спортивного мастерства.
8. Определение содержания и методики подготовки специалистов в вузах физической культуры.
Основными понятиями педагогики ФК являются – обучение, воспитание, развитие, образование.
Образование предполагает реализацию системы специально организованных педагогических процессов - воспитание, обучение и развитие.
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.
В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития общества. Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.
Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание - это общая и вечная категория.
Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания. Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер.
С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы. Когда хорошее воспитание становится дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.
Рассмотрев понятие «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием - передачей накопленного опыта - занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
При таком понимании воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более других ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?
Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При некоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, способным деформировать общую цель воспитания. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными педагогами.
В широком педагогическом смысле воспитание - это взаимодействие в педагогическом процессе, направленное на становление у субъекта образования (ученика) системы убеждений, нравственных норм и качеств личности,осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
В педагогике, как и других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».
Физическое воспитание – выработка у человека черт характера посредством физических упражнений (по П.Ф. Лесгафту). Физическое воспитание – специально организованный процесс (целенаправленный, планомерный и систематически осуществляемый) развития физических (двигательных) качеств, освоения двигательных умений и навыков, знаний из области физической культуры, обеспечивающих человеку возможность поддержания полноценного физического состояния на протяжении всей его жизни.
Следующая основная категория педагогики -обучение.Обучение – совместная деятельность или система действий педагога и ученика, направленная на усвоение субъектом избранных преподавателем элементов объективизированного опыта.
Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. В ходе обучения педагог должен не просто излагать содержание знаний по предмету, а суметь вызвать интерес к познанию, научить обучаемых осуществлять самостоятельный творческий поиск в избранной области. Самые прочные знания те, которые добываются самостоятельно.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично пересекаются.
Развитие – количественные и качественные изменения, происходящие в организме человека на протяжении его жизни, совершенствование его умственных и физических возможностей, новых способностей и психических структур, позволяющие осуществлять новые формы активности. Развитие личности - сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.
Специалисты, владеющие технологией этих педагогических процессов профессионально и осуществляющие образование в соответствии с критериями результативности, являются педагогами.
Образование – процесс и результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. На их основе формируется мировоззрение, нравственные качества личности, творческие способности.
Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Вовсе не каждого, окончившего школу или даже университет, можно считать образованным. Также нельзя считать необразованным того, кто не получил высшее образование.
В процессе профессионального образования специалиста физической культуры и спорта серьезную роль играет педагогическая подготовка. Для того, чтобы грамотно строить и осуществлять процессы спортивной тренировки и физического воспитания необходимо знание педагогических основ физической культуры.
Деятельность специалиста физической культуры и спорта тесно связана с обучением занимающихся технике выполнения тех или иных упражнений, передачей определенных знаний по виду спорта или физической культуре в целом. Также важное место в работе спортивного педагога занимает воспитание у занимающихся качеств личности, необходимых не только в соревновательной деятельности, в процессе тренировок или занятий физической культурой, но и в повседневной жизни.
Таким образом, основными задачами курса педагогики физической культуры и спорта являются:
Овладение системой научно-прикладных знаний и умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности;
Формирование у будущего специалиста научного мировоззрения, профессионально-педагогической направленности, содействие развитию педагогического мышления;
Привитие студентам опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного восприятия педагогической действительности в контексте будущей профессиональной деятельности, ознакомление с инновационным подходом к определению эффективности технологий обучения и воспитания в области физической культуры и спорта.
Формирование умений диагностировать уровень своей педагогической подготовленности, намечать направления к самосовершенствованию.
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Проблемы и задачи педагогики физической
Культуры и спорта
План
1. Физическая культура и спорт как многоплановое общественное явление, специфические функции физической культуры.
2. Педагогика физической культуры и спорта как самостоятельная отрасль педагогических знаний; предпосылки ее возникновения и уровень современного состояния.
3. Предмет изучения педагогики физической культуры и спорта.
4. Связь педагогики физической культуры и спорта с другими науками.
Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общей культурой человека. Физическую культуру можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двигательной деятельности и способ удовлетворения этих потребностей.
В личностном аспекте она представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она позволяет с помощью своих специфических средств и методов раскрывать потенциальные физические возможности человека.
Физическая культура выступает как обширная социальная область применения и проявления в конкретных и общих результатах содержательного творческого труда, личных дарований и как источник формирования разнообразных интересов индивидов.
Таким образом, уровень физического развития, степень разносторонности воспитания и развития определяются социальными условиями.
Деятельность в области физической культуры имеет и материальные, и духовные формы выражения. Воздействуя на биологическую сферу человека комплексом средств и методов, физическая культура неизбежно оказывает влияние на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности в силу единства и взаимной обусловленности функционирования материальных и духовных начал в человеке, ибо физическая культура и по своему генезису, и по своей социальной роли всегда была и будет одним из важнейших и совершенно обязательных средств воспитания человека.
С материальной культурой физическая культура связана процессом двигательной деятельности, который является ее главным содержанием и в результативной его части материализуется в физических качествах человека. Кроме того, она опирается на материальную базу (спортивные снаряды, инвентарь, оборудование, спортивные площадки, залы, дворцы и т. п.).
С духовной культурой физическая культура связана такими аспектами, как наука, политика, спортивная этика, эстетика и др.
Общая культура, несомненно, оказывает огромное влияние на развитие физической культуры, она вооружает физическую культуру необходимым комплексом материального и духовного обеспечения. В то же время культура получает от физической культуры специфическую информацию такого качественного направления, которую она не может получить ни из какого другого источника. Эта информация обогащает культуру, дает ей возможность на основе интеграции и переработки разноплановой информации двигаться вперед в знаниях о человеке. Это позволяет составлять опережающие программы, вносить в них коррекции, оперативно воздействовать на сам процесс развития.
Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общечеловеческой культурой, является ее живой, органической частью.
Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих занимающихся в собственном совершенствовании.
Эстетический идеал физически совершенного человека представляет собой осознанную потребность общества. Он исторически обусловлен и имеет объективное содержание, может отражать красоту реальной жизни. В сфере физической культуры и ее средствами достаточно полно решаются основные эстетические задачи; умение понимать прекрасное в природе и обществе в материальном и духовном воплощении; желание создавать прекрасное; умение передавать его в условных формах.
Физическое совершенство человека отражает новую ступень в развитии физической жизнедеятельности и физических способностей человека и может возникнуть только на сравнительно высоком уровне развития материально-технических и социально-экономических условий общества. Различные аспекты физического совершенствования человека, как необходимой стороны его гармоничного развития, выражают степень сознательного и целенаправленного воздействия общества на систему его физических потенций.
Физическая культура – часть общей культуры, поэтому ей свойственны общекультурные функции. Как самостоятельная область деятельности, она имеет и свои специфические функции, которые в более конкретной форме выражают социальное бытие физической культуры как общественного явления, ее способность удовлетворить запросы общества в области физического воспитания.
Эти функции можно отнести (по признакам общности их проявления) к следующим группам (В.М. Выдрин)
1. Общее развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие и сдерживание процессов инволюции и т. п.).
2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка).
3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использования внерабочего времени (развлечения, игры, компенсация).
4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.
Функции физической культуры можно рассматривать в плане преобразовательной деятельности. Основной аспект преобразовательной деятельности в области физической культуры – преобразование самого человека.
При помощи своих специфических средств и методов физическая культура обнаруживает, раскрывает, совершенствует природные физические задатки человека, превращая их в способности, призвание, одаренность, талант.
В то же время она формирует сложное искусство движений и действий, несвойственных человеку как биологическому существу (сложные акробатические упражнения, плавание под водой, полеты и парение в воздухе и т. п.). Наконец, она способствует восстановлению израсходованных в процессе труда, общения и познания физических и духовных сил, устранению последствий болезней, травм и т. п.
Все это осуществляется в конкретных социальных условиях и не может не нести на себе признаков социальных отношений.
«Педагогика физической культуры и спорта» существует как учебная дисциплина с 2000 года. В научной области ее аналогом (источником) следует считать «Педагогику спорта», которая получила свое развитие в течение последних десятилетий (примерно с 70-х годов прошедшего столетия).
Э. Майнберг рассматривая становление педагогики спорта за рубежом, пишет о том, что первые следы зарождения науки можно увидеть уже в трудах Платона, который «во взвешенных, тщательно продуманных и в ряде случаев исключительно близко соприкасающихся с нашей современностью формулировках доказывает необходимость «спортивного воспитания», не применяя разумеется, самих понятий «спорт» и «спортивное воспитание», нет он говорил о гимнастике и гимнастическом воспитании» [Э.Майнберг, С.8-16].
Ж.Ж. Руссо (1712-1778) впервые в контексте педагогической теории Нового времени провозгласил и обосновал идею о настоятельной необходимости физического воспитания. Согласно теории Ж.Ж. Руссо подлинно человеческое развитие было бы неполным без телесной природы людей. Выдвинутое Ж.Ж. Руссо представление о единстве тела и духа постоянно утверждалось филантропистами (Гутс-Мутс, Кампе, Зальцман и др.) и стало решающей предпосылкой воззрения, согласно которому физическое воспитание могло рассматриваться как самостоятельная и педагогически важная область воспитания. По мнению Э.Гельдбах именно филантрописты впервые сформулировали принципы теории физического воспитания.
Большой интерес к распространению педагогически обоснованного физического воспитания проявлял Ян (1778-1852), который высшими целями физического воспитания объявил развитие любви к отечеству, патриотизм, духовные и физические способности к защите страны.
Гимнастика для Яна была не только патриотически-национальным делом, но и в не меньшей степени она преследовала и общечеловеческие, сверхрегиональные цели. На данном этапе в традиционную программу школьного воспитания был введен новый предмет- гимнастика.
Разработка «программы» школьной гимнастики представлена в работах Шписа (1840), однако так как основным принципом гимнастической школы стала строжайшая дисциплина и муштра, в дальнейшем в конце XIX данная система вызывала большое недовольство. Впоследствии в эпоху реформаторской педагогики (20-е годы) существовала точка зрения, согласно которой, педагогическая ценность гимнастики заключается в том, что она способствует всестороннему развитию свободной, опирающейся на собственные силы личности. Во время второй мировой войны во многом физическое воспитание в Германии [Э.Майнберг] было возведено в ранг «политики тела». В дальнейшем данные тенденции ушли на второй план, и наука о физической культуре и спорте стала продвигаться в направлении, основной идеей которого, стала необходимость физического воспитания для всестороннего развития личности.
В России становление теории и методики преподавания учебной дисциплины, нацеленной на физическое воспитание учащихся, происходило в условиях конкурентной борьбы между сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-национальных систем физического воспитания.
Например П.Ф. Лесгафт (1837-1909 г.г.), прерогативой физического воспитания считал нравственные качества и его волевые проявления, т.е. выработку у человека характера посредством физических упражнений. Более того, он был уверен, что формирование некоторых сторон личности возможно лишь только благодаря занятиям физической культурой. За «психологизацию» и «интеллектуализацию» физического воспитания П.Ф. Лесгафта резко осуждал известный в то время педагог Л.Ф. Каптерев. Однако в 50-60-е годы в связи с интенсивным развитием в стране физической культуры и спорта высших достижений вопрос о влиянии физического воспитания на психику человека, его развитие и воспитание приобрел особо важное значение.
В настоящее время рассмотрение физической культуры личности как одной из базовых видов культуры молодого человека, являющейся одним из важнейших средств формирования общекультурного уровня занимающихся, предъявляет повышенные требования к подготовке специалистов для более грамотного осуществления процессов физического воспитания и спортивной тренировки, работе с детьми и учащей молодежью, для этого необходимо знание педагогических основ физической культуры и спорта.
Предпосылки возникновения педагогики спорта (Э. Майнберг):
1. Отказ от концепции дуалистического противопоставления тела и духа.
2. Открытие и обоснование воспитательных и образовательных возможностей физического воспитания.
3. Активное изучение вопроса о роли и месте физического воспитания в системе общего образования человека.
4. Зависимость попыток педагогического обоснования физического воспитания от политической ситуации эпохи.
5. Поиск целей и методов физического воспитания.
6. Первые шаги в создании теории физического воспитания на научной основе.
7. Начало профессионализации преподавателей физической культуры и спорта – необходимость разработки спортивно-педагогической теории.
Педагогика спорта – это частная дисциплина науки о воспитании и науки о спорте, с помощью различных исследовательских методов изучающая спортивную и игровую двигательную активность в ее официальных и неофициальных формах. В первую очередь в плане образования, воспитания, социализации и обучения.
Являясь одной из наук о человеке, педагогика спорта изучает целенаправленную деятельность человека по передаче, со стороны обучающего и освоению обучающимся ценностей физической культуры и спорта, а также развитие и формирование личности в сфере физической культуры и спорта.
Основные вопросы педагогики спорта:
1. Педагогика «тела и плоти». Взаимосвязь спортивного образования и чувства ответственности; педагогика спорта и этика и др.
2. Педагога спорта и проблема здоровья человека.
3. Педагога спорта и эстетика, эстетическое воспитание.
4. Спорт – феномен культуры.
Предметом педагогики физической культуры и спорта является исследование сущности развития и формирования личности в процессе направленного физического развития, воспитания на спортивных занятиях и закономерности их построения.
Педагогика физической культуры и спорта сформировалась и развивается на стыке общественных и естественных наук (рис.1). Однако хотелось бы отметить, что педагогика физической культуры и спорта изучает двигательную активность в отличие от теории ФК и спорта, руководствуясь критериями педагогики.
В учебнике представлены методология и методика формирования профессионального мышления в деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта на основе теории развивающего обучения В.В.Давыдова и методологии проектирования Г.П.Щедровицкого.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезен студентам педколледжей физкультурного профиля, училищ олимпийского резерва и факультетов физической культуры педвузов, преподавателям, тренерам, спортсменам, слушателям факультетов и институтов повышения квалификации в области физической культуры и спорта.
Издательство: Академия, Серия: Высшее профессиональное образование, 2010 г.
ISBN 978-5-7695-6399-7
Количество страниц: 336.
Содержание книги «Педагогика физической культуры и спорта»:
- 3 Введение
- 8
РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- 8
Глава 1. История становления общей и спортивной педагогики
- 8 1.1. Возникновение и становление педагогики как искусства воспитания и обучения детей в первобытном обществе и древних государствах
- 13 1.2. Развитие педагогической мысли в Средние века
- 16 1.3. Развитие и становление педагогической теории в России
- 23 1.4. Основные тенденции развития педагогики спорта за рубежом
- 29 1.5. Задачи педагогики спорта как отрасли педагогической науки в связи с проблемой социализации
- 33
Глава 2. Общеметодологические интегративные функции развивающей педагогики физической культуры и спорта
- 33 2.1 Педагогика спорта как метапредмет
- 39 2.2. Педагогическая технология: сущность и эволюция понятия
- 49 2.3. Система подготовки в спорте как объект проектирования и предмет исследования
- 57
Глава 3. Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности специалистов в области физической культуры и спорта
- 57 3.1. Современные концепции профессиональной компетентности специалистов в психологии и педагогике
- 62 3.2. Характеристики основных компонентов компетентности
- 66 3.3. Уровни сформированности компетентности специалистов
- 68 3.4. Профессиональная компетентность специалиста в области спорта
- 8
Глава 1. История становления общей и спортивной педагогики
- 75
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 75
Глава 4. Теоретические и методологические основания функционирования профессионального образования
- 75 4.1. Философско-методологические и исторические аспекты образования
- 83 4.2. Философско-педагогические аспекты образования
- 92 4.3. Социокультурные аспекты образования
- 97
Глава 5. Комплексный анализ теории и практики современной системы профессионального образования
- 97 5.1. Нормативно-правовые акты регулирования дополнительного профессионального образования
- 106 5.2. Профессиональное образование в современных условиях
- 121 5.3. Концепция дополнительного профессионального образования. Современные аспекты профессионального образования
- 75
Глава 4. Теоретические и методологические основания функционирования профессионального образования
- 131
РАЗДЕЛ III. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
- 131
Глава 6. Воображение, фантазия и импровизация в творческой деятельности специалиста сферы физической культуры и спорта
- 132 6.1. Понятие воображения как системообразующего компонента процесса творчества
- 138 6.2. Особенности фантазии и ее отличие от воображения
- 142 6.3. Импровизация как компонент творческой деятельности
- 153
Глава 7. Рефлексивная культура спортивного педагога
- 153 7.1. Современные полипредметные представления о категории «рефлексия»
- 159 7.2. Сущность и структура рефлексивной культуры спортивного педагога
- 180
Глава 8. Педагогическое обоснование компьютерной учебной деятельности в высших учебных заведениях физкультурного профиля
- 181 8.1 Эволюция проблемы преподавания теоретических дисциплин и ее современное состояние
- 182 8.2. Роль и значение компьютерной учебной деятельности в преподавании теоретических дисциплин
- 185 8.3. Особенности применения компьютерных методов обучения в институте физической культуры и спорта
- 192
Глава 9. Мотивационная и личностная предрасположенность к освоению больших объемов научно-учебной информации
- 192 9.1. Интеллектуальные и информационные способности человека
- 203 9.2. Развитие способностей к переработке и освоению больших объемов информации
- 204 9.3. Переработка и анализ информации в экстремальной деятельности
- 131
Глава 6. Воображение, фантазия и импровизация в творческой деятельности специалиста сферы физической культуры и спорта
- 208
РАЗДЕЛ IV. СПОРТ КАК СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
- 208
Глава 10. Спорт как специфическая среда жизнедеятельности и формирования личности
- 208
ЮЛ. Структура, содержание и развивающие возможности спорта
- 214 10.2. Психолого-педагогические принципы формирования личности в спорте
- 219 10.3. Методы, средства и формы воспитания личности в спорте
- 223 10.4. Коллектив, его воспитательные возможности. Особенности управления коллективом в детско-юношеском спорте
- 208
ЮЛ. Структура, содержание и развивающие возможности спорта
- 228
Глава 11. Учет возрастных особенностей ребенка при обучении двигательным действиям
- 229
11.1. Характеристика особенностей развития детей 1 — 3 лет
- 231 11.2.Характеристика развития детей 3 — 6 лет
- 233
11.3. Характеристика развития детей 6 — 10 лет
- 235 11.4.Характеристика развития детей 10 — 15 лет
- 237 11.5.Характеристика развития детей 15 — 18 лет
- 229
11.1. Характеристика особенностей развития детей 1 — 3 лет
- 208
Глава 10. Спорт как специфическая среда жизнедеятельности и формирования личности
- 240
РАЗДЕЛ V. ОРГАНИЗАЦИЯ, РУКОВОДСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
- 240
Глава 12. Организация, руководство и управление образовательными учреждениями в сфере физической культуры, спорта и туризма
- 240 12.1. Современные условия развития образовательных учреждений
- 241 12.2. Категория «организация», ее функции в современной теории управления педагогическими системами
- 244 12.3. Категория «руководство» в современной теории управления педагогическими системами
- 245
12.4. Категория «управление организацией» в современной теории управления социальными системами
- 247 12.5.Тенденции развития стратегического видения в современной теории управления социальными системами
- 256
Глава 13. Теоретико-методологические основы разработки стратегии образовательного учреждения в сфере физической культуры, спорта и туризма
- 256 13.1. Принципы разработки стратегии и управления образовательными учреждениями
- 263 13.2. Критерии стратегии организационной модели образовательного учреждения
- 278
Глава 14. Организационно-методические и психолого-педагогические условия управления миграционными процессами в спорте
- 278
14.1. Проблема миграции в спорте в свете национальной безопасности страны
- 285 14.2.Методология управления миграционными процессами в спорте
- 294 14.3.Реализация комплекса организационно-педагогических условий в опытно-экспериментальной работе по управлению миграционными процессами в спорте
- 278
14.1. Проблема миграции в спорте в свете национальной безопасности страны
- 240
Глава 12. Организация, руководство и управление образовательными учреждениями в сфере физической культуры, спорта и туризма
- 308 Приложения