План на тему сми в политической системе. Роль средств массовой информации в политической жизни


Понятие «Средства массовой информации»

Средства массовой информации в 21 веке играют особую роль. Благодаря им человек получает наиболее важную и актуальную информацию, которая интересует их. Также СМИ влияют на мировоззрение человека, восприятие им той или иной ситуации или явления. По сути, сегодня средства массовой информации – это вторая власть, которая может как возвысить человека или отдельную группу, так и уничтожить его карьеру всего лишь одной новостью.

Определение 1

С точки зрения социологической науки, средства массовой информации – это отдельный социальный институт, который направлен на сбор, обработку и представление информации в разных масштабах: начиная локальным и заканчивая международным. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это не только социальный институт, но еще и один из наиболее действенных способов для проведения политической пропаганды, а также для агитации и политической манипуляции с сознанием населения.

К основным видам средств массовой информации стоит отнести прессу (печатные издания, журналы, газетные издания), книжные издательства, агентства печати, радиовещание. С развитием технологий в качестве наиболее популярных средств мы выделим телевидение, кинозапись, видеозапись и аудиозапись, а также глобальную сеть Интернет (в особенности многочисленные социальные сети).

Социальные сети являются особым видом средств массовой информации. Сегодня наиболее популярными являются Вконтакте, Одноклассники, Инстаграм, Твиттер и Фэйсбук. Поскольку они активно развиваются, и люди проводят в них большую часть своего времени, обмениваясь информацией, знакомясь с новостями, но, с точки зрения исследователей, они выступают в качестве отдельного вида средств массовой информации.

СМИ и политическая жизнь общества

Еще в 19 веке Оноре де Бальзак выступил с предположением о том, что пресса может стать не просто источником информации, но и особой «четвертой властью», которая имеет такую же роль и влияние, как и законодательная, исполнительная и судебная власти.

Особую роль средства массовой информации играют в политической жизни, когда обращают внимание на свой пропагандистский уклон. Такой тенденции подвержены как отечественные СМИ, так и Западные. Но они по-разному используют свои возможности: некоторые средства массовой информации лишь не договаривают значимую информацию, а некоторые преднамеренно искажают ее в пользу политической системы. Каждый деятель стремится создать благоприятный образ себя и своей деятельности, и СМИ могут способствовать этому.

Особое место средства массовой информации занимают во время предвыборной гонки. Тогда мы можем наблюдать телевизионные дебаты, агитации. Телевидение демонстрирует нам трансляции с громких политических событий, где звучат лозунги и представляется предвыборная кампания каждого кандидата. Но СМИ могут также и утаивать информацию: например, о каком-то кандидате предоставлять больше информации, а о каком-то меньше. К тому же, образ кандидата также зависит от того, в каком свете его выставят средства массовой информации.

Замечание 1

Политические функции средств массовой информации не ограничены лишь освещением наиболее актуальных событий, которые происходят внутри политики: они также контролируют, комментируют события и побуждают пользователей и зрителей к определенной политической активности. Таким образом, роль средств массовой информации в политической системе заключается в формировании у человека мировоззрения, норм и идеалов.

Приемы средств массовой информации

Как и политика, так и средства массовой информации, несмотря на свою разную полярность, имеют одну единую цель: привлечь к себе внимание как можно большего числа зрителей. Для этого используются некоторые приемы, которые приемлемы и в политической системе, и в социальном институте СМИ:

  • Во-первых, это выявление приоритетности направления, его привлекательности в глазах зрителя. Если политик желает быть услышанным, то ему важно затрагивать не свои интересы, а интересы избирателя. Именно поэтому на первый план всегда выходит информация о более неблагоприятных явлениях, которые обязательно можно разрешить, если выбрать именно конкретного кандидата.
  • Во-вторых, необычность фактов, эксклюзивная информация из личной жизни. Любого гражданина волнуют не повседневные проблемы, а те, которые не касаются его, выходят за рамки понимание. По этой причине новости о катастрофах, экологических явлениях всегда выходят на первых полосах. Криминальная хроника также принимается с большим интересом.
  • В-третьих, новизна информации. Каждый человек любит получать эксклюзивную информацию, сенсационные и шокирующие факты. Все это привлекает внимание своей необычностью, но очень важно помнить, что данные факты должны иметь общественное значение. Некоторые политики используют такой прием не совсем честно, поскольку стараются при помощи таких фактов выявить не свои положительные стороны, а наоборот отрицательные черты своих соперников (факты из жизни).
  • В-четвертых, политический успех. Любые успехи политических деятелей необходимо освещать, акцентируя внимание на преимущества личности, его победах в выборах или опросах среди населения. Эта информация позволит создать более благоприятный образ политика, а информация о его семье сделает кандидата «ближе к народу» (образ отца, семьянина, заботливого сына или дочери).
  • В-пятых, высокий статус. Чем авторитетнее издание или источник информации – тем больше она ценится. Отсюда и вывод о том, что чем выше статус лица, тем чаще он будет появляться в рейтинговых телепрограммах на главных федеральных каналах. Благодаря этому приему человек сможет получить информацию о кандидате как о живом человеке, который путешествует, общается с избирателем. Также благодаря телевидению легче донести смысл своей кампании, а выступление перед большим скоплением людей позволит почувствовать человека как «одного из нас», как «такого же гражданина, как и все мы».

Министерство общего и профессионального образования

Южно-Уральский государственный университет

Факультет: Экономики и Права.

По предмету " Политология "

Тема:Роль средств массовой информации в политической жизни.

Выполнил:

Руководитель:

Челябинск 2002.

1.Сущность и основные направления деятельности средств массовой информации как составной части политической системы общества.
2.Место и роль средств массовой информации в политической жизни нашего общества.

1. Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серъёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью.
Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие?
Прежде всего в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими- либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого
"зеркала" ведёт к перерождению и вырождению. История свидетельствует о том, что все лидеры тоталитарных режимов, нежелающие всматриваться в своё истинное отражение, плохо кончали.

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды.
Следовать данному принципу далеко не просто. К нему должны привыкнуть не только журналисты, но и само общество. А это, как показывает опыт, трудный и болезненный процесс. Достаточно вспомнить столь частые нарекания власть имущих на "распоясавшуюся печать", на то, что она нагнетает, искажает, сеет вражду и т.д. Специфические свойства журналистики как деятельности и СМИ как института предопределяют необходимость особого статуса журналистики и
СМИ внутри политического процесса и его отдельных направлений. Очевидно также, что эффективность действий отдельного журналиста, редакционного коллектива в политическом процессе связано не только с творческим исполнением функции "подручного", но и с участием в качестве субъекта политической деятельности.

СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы.
Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху.

Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законадательнонаказуемо во всех странах мира. Не допускается использование
СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства.

Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым.
Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями.

СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явления жизни - только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё не отстоявшиеся, не нашедшие своего места в теоретических знаниях. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественное бытиё и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности. Оно создаётся под воздействием всех форм общественного сознания: обыденного (включая общественную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков и научно-теоретического (включая политические взгляды, искусство), а так же всех источников массовой информации. Таким образом, структура общественного мнения сложна и многообразна. Но не менее сложен и процесс его формирования. Дело в том, что идеи, проникая в сознание масс, взаимодействуют с чувствами, эмоциями, настроениями, традициями, волей людей. Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение выступает посредником между сознанием и практической деятельностью людей. Не заменяя ни одну из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощью специфических средств, путём одобрения или осуждения, восхищения или презрения, подчёркивания интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков содействует превращению тех или иных идей в конкретную деятельность.

Итак, выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается с общественным мнением. В демократическом обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия именно на общественное мнение, в чём колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их - залог успешного осуществления власти, демократических форм управления социальными процессами.

СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демокритизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении.
Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества.

Какие же основные направления деятельности СМИ?

1.удовлетворение информационных интересов общества;

2.обеспечение гласности;

3.изучение и формирование общественного мнения;

4.организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;

5.поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров;

6.воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.

На современном этапе научно-технического прогресса происходит скачок СМИ, в результате чего в мире создалась новая информационная ситуация. Благодаря развитию современных средств связи, развитию международных контактов сегодня никто не может обладать монополией на информацию. "Всеобщая декларация прав человека", другие международные соглашения гарантируют беспрепятственное распространение информации, что объективно ведёт к сближению всех народов мира.

В этих условиях коренным образом изменились взаимоотношения политики и журналистики. Взамен безоговорочному и жёсткому подчинению СМИ политике, административно-бюрократическому контролю за их деятельностью создаются новые, характерные для демократического общества условия функционирования печати, телевидения, радио, в основе которых лежат общечеловеческие ценности - честность, правдивость, уважение различных позиций, гарантия свободы слова и совести.

В результате изменения информационной ситуации сегодня мир по выражению канадского учёного М.Маклюэна, похож на большую деревню, где всё известно.
События, произошедшие в самой отдалённой точке планеты, как правило, в тот же день становятся достоянием людей во всех цивилизованных странах.
Телевидение, спутниковая связь преодолевают расстояния и границы. Активные попытки руководителей стран тоталитарных режимов скрыть информацию, помешать информационному обмену напоминает скорее донкихотовскую войну с ветряными мельницами.

Какими же данными в настоящее время характеризуется развитие СМИ в мире, какие основные тенденции этого развития? В мире издаётся свыше восьми тысят солидных ежедневных газет, общий тираж которых поднимается до полумиллиарда экземпляров, работает свыше 20 тыс. радиостанций. В 133 странах мира работает телевидение. Согласно нормам, установленным ЮНЕСКО, для цивилизованной страны минимальное количество источников информации на тысячу человек населения должно насчитывать сто экземпляров газет, сто радио- приёмников, сто телевизоров.

Этим стандартам полностью соответствует 25 стран Европы, 4 страны Северной и Южной Америки, в Азии - Япония. Отметим, что вместе с тем, в освободившихся странах Азии, Африки, Латинской Америки насыщенность СМИ чрезвычайно низка. Например, в 9 странах американского континента вообще нет своих газет, а большинство стран африканского континента не имеют национальной системы средств массовой информации.

Таким образом, СМИ являются важной составной частью политической системы современного общества. Их сущность, характер и функции в значительной степени определяются социально-политическим устройством общества. В тоталитарном обществе печать, радио, телевидение служат органической частью командно-административной системы, находятся в жёстком подчинении у правящей элиты, партийной бюрократии, в результате чего их деятельность сводится не к информированию населения о происходящем в мире, поиску истины, а к пропаганде готовых, наброшенных сверху идей, догм, установок, содействуя организации выполнения не всегда разумных планов, починов и т.д.

В демократическом, правовом государстве СМИ удовлетворяют информационные интересы общества, осуществляет невидимый контроль за деятельностью законодательных, исполнительных, судебных органов, общественных организаций и движений, политических деятелей. Формируя и выражая общественное мнение, стремления и настроения людей, их определённых групп, печать и другие СМИ являются, по образному выражению, своеобразной "четвёртой властью", властью общественного судьи, народного стража порядка и справедливости.

2. Для того, что бы понять и оценить новую роль и систему СМИ в политической жизни и политической системе нашего общества, обратимся к истории создания и развития печати и других СМИ в послеоктябрьский период.
В тоталитарном государстве, с одной стороны, СМИ становятся жертвой тоталитарного режима, утрачивая все положительные качества свободной трибуны, средства информирования населения, с другой - они средство тоталитарного режима. Интенсивное использование СМИ, по мнению многих исследователей, важнейшая особенность этого режима. Сталинская модель социализма была невозможна не только без разветвлённого репрессивного аппарата, доведённого до абсурда централизма, насилия над человеком, его правами и природой, но и без лжи. Называть чёрное - белым, рабство - высшей свободой, деспота и тирана - отцом всех времён и народов стало правилом в период сталинизма. В каком-то смысле тотальная ложь была даже страшнее тотального террора, ибо последний именно ею маскировался, создавая видимость благополучия, вводя в заблуждение даже проницательных мыслителей и писателей мира в отношении того, что происходило в нашей стране. Как известно нам из истории, в Декрете о печати, подписанном В.И.Ленином 27 октября 1917 года, отмечалось, что, поскольку новая власть только укрепляется, невозможно оставлять в руках буржуазии печать, которая в данный момент не менее опасна, чем бомбы и пулемёты. Согласно этому Декрету закрытию подлежали те органы печати, которые призывают к открытому сопротивлению новой власти, сеющие смуту путём кливетнического извращения фактов, призывающие к приступным действиям. Подчёркивалось, что это положение имеет временный характер и будет упразднено, как только наступят нормальные условия общественной жизни. В постепенном процессе закрепощения
СМИ свою роль сыграла неправильно истолкованная мысль В.И.Ленина о бесприкословном подчинении печати жёсткому партийному контролю, высказанная им в статье "Партийная организация и партийная литература", написаной ещё в
1905 году. В тех конкретных условиях, когда неокрепшая ещё партия только выходила из подполья, когда Ленин считал, что печать должна стать частью общепартийного дела.

К сожалению, жёсткая привязка и подчинение партийной журналистики, публицистики интересам общепартийного дела были истолкованы потом, как слепой подчинение и беспрекословное повиновение не только СМИ, но и всей литературы, всего искусства партийно- административному аппарату. Было гальванизировано и высказанное В.И.Лениным ещё в 1901 году определение газеты как коллективного пропагандиста, организатора. Речь шла о нелегальной газете "Искра" как об инструменте, способном в условиях подполья создать политическую партию, которая со временем могла бы захватить власть. Игнорировалось главное назначение печати - информировать обо всём, что происходит в мире. Печать рассматривалась как инструмент создания партии и взятия власти. Такой она и оставалась на протяжении более
70 лет. Её работники превратились в "подручных партии", покорных исполнителей указаний партийных вождей. Пресса не должна была информировать обо всём. Перечень запретов составлял, как мы знаем сегодня, целые тома.
Зато ей разрешалось пропагандировать, агитировать, организовывать сев, подготовку к зиме, соревнование, передовые методы плавки стали и т.д.
Результаты известны.

К концу 20-х годов в нашей стране была создана тоталитарная журналистика.
Кратковременная оттепель на переломе 50-60 годов внесла много изменений в систему СМИ. Газеты, журналы, телевидение и радиовещание стали живее, многобразнее, интерес и надежда на их работу окрепла. Но глубинное существо журналистики как части тоталитарной системы не изменилось. Она являлась порождением и продолжением самой системы, с её чрезмерной централизацией, безропотным подчинением центру, командными методами руководства, подавлением инакомыслия и инициативы, догматизмом и угодничеством.
Однопартийная система, жёсткое планирование в экономике, отсутствие материальной заинтересованности в качественном труде, канонизация единственной идеологии с её мифами и стереотипами, оторванность от реальности, поиск врага, наклеивание политических ярлыков - всё это решительным образом отразилось на работе СМИ.

Для средств массовой информации времён культа личности и последующего периода характерны политическая нетерпимость, пропаганда единомыслия, оторванность от жизни, попытки нанизать всем и вся "единственно правильное" учение, ложь и полуправда, догматизм мышления, приказной тон, отсутствие критики основ общественных пороков и вместе с тем - отсутствие настоящих дискуссий, столкновения мнений, постоянное запаздывание в информировании населения, неполнота и искажение информации, замалчивание положительных явлений, имевших место в жизни за рубежом.

Но и в этих нелёгких условиях на страницах газет и журналов, на телевидении и радио стали появляться смелые, принципиальные выступления, будоражившие общественную мысль. Литература, СМИ готовили общество к переменам.
Некоторые публицисты отстаивали новые идеи. С середины 80-х годов появилось слово "гласность".

Гласность - это право знать обо всём, что происходит в стране и в мире, это право получать правду и право говорить правду, не опасаясь за последствия.
Ее надо понимать и как право на собственное мнение, инакомыслие, как залог социального прогресса.

Правда, гласность, как и политический плюрализм долгое время, да и сегодня ещё пытаются как-то дозировать и ограничивать.

Неизбежно напрашивается вопрос: а кто является арбитром, кто определит, какие мысли идут на пользу страны, на пользу народа, а какие нет? Ведь у нас накоплен огромный опыт ограничений и запрещений, осуществляемых тем же административно-бюрократическим аппаратом, именно от имени народа ради чистоты идей и принципов. Находятся люди, готовые на практике реализовать контроль над гласностью. Некоторые консервативно мыслящие деятели считают, что либеральные иллюзии относительно абсолютной гласности беспочвенны.

Да, рамки гласности действительно должны быть, и в качестве таковых выступают: объективность, истинность, достоверность, доказательность информации, базирующиеся на честности, порядочности, ответственности перед законом журналиста, автора того или иного выступления, гарантированное право на опровержение ложной информации.

Сегодня в стране право на издание газет и журналов получили не только государственные учреждения, различные партии и общественные организации, кооперативные, религиозные, творческие организации, но и отдельные лица.

Несмотря на отсутствие должной политической культуры, должного профессионализма, СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления.
Большая заслуга принадлежит печати в национальном возрождении России, в пробуждении исторической памяти народа, ликвидации "белых пятен" в истории, осуждении жёсткой диктатуры, возвращении к духовности народа, его традициям.

Формируется принципиально новая структура СМИ, фактически легализованы так называемые неформальные, полулегальные издания самых различных политических направлений. Их издатели, редакторы имеют право официально зарегистрировать свои газеты, журналы, бюллетени.

Важнейшей особенностью состояния СМИ является их активное участие в национальном возрождении, что означает не только резкое увеличение материалов на эти темы на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, горячие споры по вопросам национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т.д., но и обретение СМИ суверенности, независимости от центра.

В ряде республик уже приняты свои Законы о средствах массовой информации.
Созданы независимые национальные союзы журналистов. В новых условиях усложняются взаимоотношения политической системы, политической жизни общества и журналистики. Если при тоталитарном режиме таковые сводились к безоговорочному подчинению журналистики политике по формуле "Журналистика - вид политической деятельности; журналисты - продолжение партийного аппарата, подручные партии" и т.п., то сегодня отношение подчинённости и субординации сочетается с деловым партнёрством, сотрудничеством постоянным взаимодействием. Однако всё ещё нередко бывает, что авторы, не стесняясь оскорбительных выражений, ищут и рисуют образ врага, а полемика переходит в открытую брань. Да, без политической борьбы демократическое общество не мыслимо, но и не допустимо запугивание народа своим политическим оппонентом, копание в его биографии, поиски столь знакомого по прошлому компромата. Обновление общества, очищение мысли от заскорузлых схем, проявление доброжелательности и человечности, честности и порядочности - процесс длительный, сложный, и роль в нём СМИ весьма значительна.
Особо следует сказать об участии СМИ в формировании и реализации государственной внешней политики. Уходит в прошлое политика конфронтации, усилились международные контакты людей. В связи с эти изменились сама сущность и тон освещения СМИ взаимоотношений между странами и народами:
1.информация стала более объективной и достоверной. Многочисленные материалы печати о "загнивающем" капитализме уступили место серьёзным публикациям, анализирующим реальное состояние жизни за рубежом; - затухание длившейся десятилетиями "холодной" войны изменило сам подход к освещению международных проблем. Конфронтация уступила место поиску точек соприкосновения;
2.в СМИ появилось множество материалов, несущих положительный опыт работы зарубежных фирм, предприятий, организаций медицинского обслуживания. СМИ буквально открыли многим глаза на мир, раньше невидимый, укрытый от нашего человека туманом проклятий и извращений. Благодаря телевидению, в частности организации телемостов, а также публикациям зарубежных авторов в нашей печати рассеяны годами создаваемые мифы о ненавистном строе, безжалостно эксплуатирующем бедных трудящихся. И, наоборот, за рубежом получили, возможность убедиться в том, что россияне не имеют ничего общего с теми монстрами,какими изображала нас их массовая пропаганда.
Таким образом, в процессе обновления нашего общества, изменения политической системы принципиально изменяются место и роль СМИ. Из безоговорочно подчиняющихся партийно-бюрократическому аппарату они превратились в активную влиятельную составную часть нашей политической системы, общественного судью, народного стража общественного порядка и справедливости, в неотъемлемый элемент формирующегося правового государства.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Урок на тему

«Роль средств массовой информации в политической жизни»

Разработал:

Учитель истории и обществознания

МОУ «Старочурилинская СОШ»

Арского муниципального района

Республики Татарстан

Гарифуллин Рамиль Харисович

Тема урока:
Роль средств массовой информации (СМИ) в политической жизни.

Урок 1 (тема изучается 2 урока)

Цели и задачи:

1) познакомить с ролью СМИ в политической деятельности, показать особенности различных видов массовой политической информации, механизм политического манипулирования и его последствия.

2) развивать умение работать с разнородными источниками социальной информации (в т.ч., неадаптированными), критически осмысливать информацию, которая содержится в СМИ.

3)формировать отношение к влиянию СМИ на умы и сердца людей.

4) воспитывать интерес к политической жизни общества, активную гражданскую позицию;

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: мультимедиа проектор, ноутбук и презентация, Всеобщей декларации прав человека, Конституция РФ, Закон РФ « О средствах массовой информации», УКРФ.

План урока:

I. Организационная часть

II.Изучение нового материала.

1.Понятие СМИ.

2.Оценки влияния СМИ на людей.

3.Функции СМИ.

4.Характер информации распространяемой СМИ

III. Закрепление нового материала.

IV.Подведение итогов урока.

Ход урока:

Вводное слово учителя:

Что происходит в стране и в мире? Как к этому относиться? Как мы должны поступать? Что правильно, а что нет? Что благотворно, а что вредно? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, институт, друзья или сослуживцы. Решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Не секрет, что СМИ играют большую роль в обществе, во многом определяя «настроение умов», общественное мнение, способствуют формированию определенной системы ценностей (особенно среди молодежи, которая является едва ли не самой большой частью аудитории СМИ) В силу возрастных особенностей, отсутствия необходимых знаний, опыта молодежь часто бездумно и некритично воспринимает информацию. А СМИ воздействуя на сознание, предлагая и тиражируя готовые образцы поведения (подчас не самые лучшие), становятся «властителями наших дум» и прежде всего будущего поколения нашей страны. Нередко СМИ называют четвертой властью в государстве, что подтверждает их все возрастающую роль в общественной жизни.

Тема сегодняшнего урока:
Роль средств массовой информации (СМИ) в политической жизни. (Тему и план урока учащиеся записывают в тетради.)

Итак, что же такое СМИ? (Выслушиваются ответы учащихся)

Работа с документом: Закон РФ «О средствах массовой информации» (извлечения)

Задание:

  1. Прочтите извлечения из документа;
  2. Выпишите в тетрадь определение понятий: средства массовой информации, цензура массовой информации.

(После работы с документом, один ученик зачитывает определение и учитель дает краткое пояснение. На экране слайд)

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
Под
сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
(абзац введен Федеральным
законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

А сейчас, прочитав два последних абзаца на странице 200, определите оценки исследователей о влиянии СМИ на людей. (После ответов учащихся на экране слайд)

Влияние СМИ на людей

От СМИ зависит отношение граждан к власти, их позиция на выборах и т.п. Политики получили возможность, используя СМИ, воздействовать на сознание людей и управлять их поведением. СМИ- «четвертая власть».

Политическая позиция людей определяется их интересами, которые зависят от социального положения тех или иных общественных групп. СМИ- зеркало, отражающее жизнь общества. Чем полнее информированы люди, тем точнее они могут определить собственную позицию.

В определении СМИ ключевым словом является информация. Массовая информация имеет ряд особенностей. (Объяснение учителя по слайду.)

Особенности массовой информации:

  1. Сбор, отработка и распространение информации в массовом масштабе для неограниченного круга потребителей и пользователей.
  2. Целенаправленный и преимущественно однонаправленный поток информации.
  3. Предназначена для численно большой, территориально рассредоточенной, непостоянной аудитории.
  4. Регулярность распространения.
  5. Содержание открыто для всех.

Роль СМИ в политике проявляется, прежде всего в их функциях. Сейчас прочитайте материал учебника (последний абзац на стр 201) и выпишите их в тетради. (Подводится итог этой работе и на экране появляется слайд)

Функции СМИ:

  1. Информационная
  2. Политической социализации.
  3. Критики и контроля.
  4. Формирования общественного мнения.
  5. Мобилизационная.

А сейчас прочитайте высказывание Ф.Д.Рузвельта и И.Иванова и раскройте их смысл.

«Свободы совести, образования, слова, собраний составляют основу демократии, и все они были бы аннулированы, если когда-нибудь была бы успешно уничтожена свобода прессы»

Ф.Д.Рузвельт, президент США (1933-1945)

«Демократия - это не только собственные права, свободы и благоприятные условия их реализации, но это еще и права и свободы других людей, а также и огромная ответственность, обязанность соизмерять степень и меру своей свободы с интересами других людей и общества в целом»

И. Иванов

После высказывания учащихся, учитель дает понятие цензуры (учащиеся выписывают его при работе с законом «О СМИ») и объясняет роль цензуры в демократических и недемократических государствах. Зачитываются извлечения из Конституции РФ (ст. 29) и УКРФ (ст 137, 354)

(Слайды)

Цензура массовой информации , то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, -
не допускается.
(Примечание.
Ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения)

«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на сво бодное выражение их; это право включает свободу беспрепятствен но придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и незави симо от государственных границ» (из Всеобщей декларации прав человека, ст. 19).

«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

  1. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие со циальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, нацио нального, религиозного или языкового превосходства.
  2. Никто не может быть принужден к выражению своих мне ний и убеждений или отказу от них.
  3. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спо собом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  4. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запре щается»

(из Конституции РФ, ст. 29).

«Нарушение неприкосновенности частной жизни

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном вы ступлении, публично демонстрирующемся произведении или сред ствах массовой информации, если эти деяния совершены из коры стной или иной личной заинтересованности и причинили вред пра вам и законным интересам граждан,

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот мини мальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста вось мидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одно го года, либо арестом на срок до четырех месяцев...

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, -наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот мини мальных размеров оплаты труда... либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массо вой информации либо лицом, занимающим государственную долж ность Российской Федерации...

наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда... либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» (из Уголовного кодекса РФ, ст. 137, 354).

Характер информации распространяемой СМИ объясняется учителем. Внимание акцентируется на:

Ее разнообразии;

Общих принципах, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач;

На особенностях радио, телевидения и прессы.

Слайд (При сообщении о политическом событии:

  1. Радио позволяет узнать что случилось.
  2. Телевидение показывает как случилось.
  3. Пресса дает наиболее полный ответ на вопрос, почему случилось)

Слайд (Если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение- «для всех»,
то газета (тем более журнал или книга) исключительно «для умных» или желающих быть таковыми.)

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.(Дается определение и объясняется учителем).

Политическое манипулирование-это процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей, для того чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используется и фальсификации - подтасовка фактов, дезинформация. (Приводятся конкретные факты. Например: события в югославском крае Косово в 1998 г, война России и Грузии 2008 года или же недавние события в нашей стране (реакция на выборы в ГД), которые в некоторых зарубежных СМИ были представлены в очень искаженной форме).

Развитие новых информационных технологий, в частности Интернета, ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ослаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипулятивной роли. В сети Интернет информация общедоступна и неподцензурна. Интернет выступает как гигантский склад информации проверенной, не очень точной, преднамеренно ложной и клеветнической.

Большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу политики. Если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную информацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, политику и роль СМИ, то попытки различных политических сил манипулировать поведением людей остались бы тщетными.

Закрепление нового материала проводится выполнением заданий.

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «средства массовой информации». Найдите в приведенном перечне два термина, относящиеся к другому понятию.

1)Газета;2)телевидение;3)телефон;4)журнал;5)радио;6)книга:7)пресса.

Ответ: _36__

2. Соотнесите функции СМИ в политической жизни и их конкретные проявления.

А)Информационная

Б)Политической социализации.

В)Критики и контроля.

Г)Формирования общественного мнения.

Д)Мобилизационная.

ОТВЕТ

1)Побуждение людей к конкретным политическим действиям.

2)Приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения.

3)Анализ и оценка деятельности органов власти.

4)Выбор, комментирование, оценка информации.

5)Представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру под которой оно указано.

1) Телевидение; 2)Интернет; 3)СМИ; 4)газета; 5) радио; 6) журнал.

Ответ: __3____

4. Верны ли следующие суждения о СМИ

А. Интернет относится к СМИ.

Б. Цензура СМИ в России законодательно запрещена.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верно и А, и Б

4)оба суждения неверны

Ответ: _3__

5. Раскрыть смысл высказывания.

  1. Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой (А. Камю)
  2. Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает (В. О. Ключевский)

Функции средств массовой информации многообразны. В любом современном обществе они в той или иной мере выполняли ряд общих политических функций: информативную, образования и социализации, критики и контроля, артикуляции и интеграции, мобилизационную и др.

Многие исследователи сходятся во мнении, что важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Вместе с тем, следует отметить, что не все распространяемые СМИ сведения носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов и оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов. Особенно велика роль средств массовой информации в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например, о других странах, политических лидерах и т.д.

Возрастающая роль массовой политической коммуникации порождает дискуссии, к каким последствиям это может привести. Мнения высказываются весьма различные, порой прямо противоположные. Часть из них (традиционалисты) считают, что СМИ объективно отражает происходящие события и не вносят элемента субъективизма, политической и идеологической пристрастности в оценку событий. С их точки зрения посредством массовой коммуникации общественное мнение становится известным органам государственной власти, учитывается ими и таким образом оказывают воздействие на проводимую политику.

Активными оппонентами традиционной точки зрения являются сторонники так называемого «критического» подхода к политической коммуникации. В логике данного подхода массовая коммуникация, общественное мнение и государство взаимодействуют следующим образом: органы государственной власти при помощи средств массовой коммуникации воздействуют на общественное мнение в нужном направлении. Таким образом, масс-медиа поддерживают существующую государственную систему.

Существует и промежуточная точка зрения согласно которой массовая политическая коммуникация (по крайней мере в развитых странах Запада), являясь в значительной мере политически и экономически ориентированной, в то же время остается в определенной степени открытой для оппозиционного дискурса.

Воздействие массовой политической коммуникации на различные стороны политической жизни значительно и многообразно. Так, например, заметный вклад вносит массовая информация в формирование общественного мнения в отношении деятельности политических лидеров и институтов. Нередко в присущей массовой политической коммуникации критической ориентации видят причины недовольства партиями и политикой. Такого рода критический настрой журналистов имеет два важных последствия. Прежде всего он способствует формированию негативного взгляда на мир, появлению ощущения того, что проблем становится все больше и больше. Кроме того, усиливается сомнение в способности политико-экономической системы справиться со своими проблемами.

Однако существует и иное объяснение падения уровня доверия к политической системе, связанное со структурными особенностями самого процесса политической коммуникации: несоответствие между сообщением и действительным положением вещей, несоответствие между заявлениями политиков и их реальными действиями, несоответствие между заявлениями одних и тех же политиков в разное время и т.п.

По вопросу о роли СМИ в падении доверия к политическим институтам существует и синтетическая позиция, объединяющая две вышеуказанные. Ее сторонники признают существование напряженных отношений между политиками и средствами массовой информации. Сообщать новости и влиять на формирование общественного мнения – основная задача средств массовой информации. И не всегда ее вина, что обнародование отдельных фактов приводит к негативным для некоторых политиков последствиям. Кроме того, в действительности средства массовой информации и политики в определенной мере зависят друг от друга: журналисты нуждаются в политиках как в источниках информации, а политикам необходимы журналисты для сообщения общественности своих намерений и решений.

Информационная деятельности СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в том, что сообщает граждан знания, позволяющие адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Разумеется, обеспечение систематического и глубокого усвоения политических знаний не является задачей СМИ (это задача школ, университетов и т.д.). И всё же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе (и это важно!) и после завершения учебы в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность восприятия.

Образовательная роль средств массовой информации тесно связана с функцией социализации. По мнению некоторых авторов, образовательная функция перерастает в функцию социализации. Однако все-таки между ними есть различия. Политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности. Политическая социализация означает интернализацию (усвоение) человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной деятельности.

В демократическом обществе важнейшая политики-социализационная задача СМИ – массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.

Информационная, образовательная и социализационая деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля . Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также прокурорский, судебный и другой контроль. Однако, критика средств массовой информации отличается широтой и даже неограниченностью своего объекта. Так, если оппозиция обычно критикует правительство и поддерживающие его партии, то объектом внимания масс-медиа могут являться и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики и сами СМИ.

Контрольная функция средств массовой информации основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции средства массовой информации опираются как на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские расследования (дело Холодова, например), после публикации которых порою создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Следует особо подчеркнуть, что контрольная функция средств массовой информации особенно необходима при слабой оппозиции и несовершенстве специальных государственных институтов контроля.

СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конструирования и интеграции политических субъектов. Это значит, что они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Артикуляция (четкое выражение) своих политических интересов осуществляется в обществе не только при помощи СМИ, но и другими институтами, и прежде всего партиями и группами интересов, обладающими не только информационными, но и другими ресурсами политического влияния. Однако без использования средств массовой информации и они обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые усилия.

В современном мире доступ к СМИ – необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имея такого доступа оппозиционные силы обречены на изоляцию и не способны получить массовую поддержку, особенно при политике их компрометации со стороны государственных радио и телевидения. Средства массовой информации – это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.

Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. Так, например, современная политическая жизнь в России показала, что активное развитие телевидения делает некоторых претендентов участвующих в избирательных кампаниях не только известными, формируя их определенный образ в глазах населения, но и прямо воздействует на итоги голосования, т.е. мобилизует людей.

Средства массовой информации обладают большими возможностями влиять на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Люди крайне уязвимы перед средствами массовой информации, потому что они не всегда могут отличить информацию от ее интерпретации, нельзя отрицать и существование трансового, гипнотического воздействия медийных средств. Средства массовой информации способны создавать некую новую реальность. Ведущие и комментаторы отбирают из новостей то, что они считают нужным, опускают то, что им кажется незначительным, расставляют акценты в соответствии со своими взглядами, выбирают негативный материал для более сильного воздействия на аудиторию. И таким образом новостной видеоряд может быть представлен убийствами, землетрясениями, пожарами. Мир завтра зависит от того, что нам покажут сегодня. Таким образом, свобода на телевидении и в печати может обернуться тотальной безответственностью представителей журналистского цеха.

Итак, сегодня средства массовой информации – это не только благо, которое принесла с собой цивилизация, но и возможность проявиться в качестве разрушительной силы.


Похожая информация.