Проект старинная вещица истории страница. Предметы народного быта в россии. Без рук, без ног, на плечи скок



1.Прялка 2.Сковорода 3 Блинная сковорода



4.Медный ковш 5. Большой ковш 6.Малый ковш



7.Медная мера 8.Медный кувшин 9.Медный чайник



10.Деревянный ковш 11.Чесалка 12.Рубель



13. Толкач макогон 14. Коромысло 15. Дубовая бочка для вина



16. Лапа 17.Капкан 18. Весы. 1910 год.



19.Деревянный совок 22.Ножницы 23.Долото



21. Топоры трех различных видов




20. Серп 24.Инструмент Бондаря 25.Короб 26.Лапти



27. Утюги угольные 28. Утюг железный



29. Утюг электрический начало ХХ века 31. Ступа 33. Корыто



30. Лезвие секиры 32. Конный плуг 34. Жернов



35. Ухват или рогач 36. Кочерга 37. Грабли



38. Садник 39. Деревянная лопата 40. Крюк



41. Цеп 42. Сковородник 43. Бочка



44. Парь эрзянский: три вида с разной декоративной резьбой.

  1. Прялка. Это популярное в прежние века орудие трудя и предмет крестьянского быта. С помощью этого устройства пряли нитки. Вспоминаем Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком».
  2. Сковорода. Старинная глубокая медная сковорода напоминает, скорее, современный таз для варенья. В ней готовили пищу на всю большую семью.
  3. Блинная сковорода . Наоборот, маленькая, неглубокая сковородка, чей звездный час наступал на масленицу. От современных аналогов отличается, прежде всего, материалом, из которого изготовлена.
  4. Медный ковш. Ковшом можно зачерпнуть воду или другую жидкость из ведра, бочки, в ковше можно сварить яйцо. В наши дни ковши обычно бывают не из меди, а алюминиевые или эмалированные.
  5. Большой ковш.
  6. Малый ковш.
  7. Медная мера. Предмет, похожий на большую кружку, на самом деле являлся мерной емкостью, в которую входило ровно четверть ведра.
  8. Медный кувшин. В кувшинах обычно носили воду от колодца или источника до дома.
  9. Медный чайник . Как и современный чайник, служил для нагрева воды.
  10. Деревянный ковш. Его выдалбливали из цельного куска дерева. С древности и до XIX века такими ковшами разливали брагу, квас, мед.
  11. Чесалка. Экзотический для современного человека инструмент с «ежиком» длинных острых деревянных иголок применялся для чесания шерсти и льна.
  12. Рубель. Далекий предок утюга, с помощью которого женщины гладили белье. Отжатое вручную белье наматывали на скалку или валик и раскатывали рубелем.
  13. Толкач, он же макогон. Практически это был пестик для ступки. Им толокли семена льна, растирали мак, творог, масло. Большими толкачами размельчали корм для свиней.
  14. Коромысло . Популярное в хозяйстве прошлых веков приспособление, позволявшее равномерно распределять тяжесть переносимого груза. Чаще всего при помощи коромысла носили воду из колодца. Коромысло укладывали на плечи, а на крючки по его краям вешали ведра с водой, а иногда и другие грузы. Вспомните русскую загадку: «Крашеное коромысло над рекою повисло» (отгадка - радуга)
  15. Дубовая бочка для вина. Вино в прежние века хранили, носили и возили в бочонках из дуба, в которых пьянящий напиток сохранялся не хуже, чем в глиняных кувшинах. При этом деревянный бочонок был несравненно прочнее, не разбивался от ударов. Заливное отверстие на боковине затыкала пробка, а на торце находился сливной краник. Как и прочие бочки и кадки, винный бочонок стягивали стальные обручи.
  16. Лапа. Сегодня кажется очень необычным это древнее приспособление, при помощи которого сапожники ремонтировали обувь.
  17. Капкан. Популярная у охотников ловушка для поимки крупных животных. Наступившему в капкан зверю зажимало лапу. В двадцатом веке капкан прославился в фильме «Берегись автомобиля», где персонаж Дима Семицветов установил его на педаль «Волги», чтобы зажало ногу угонщика.
  18. Весы. Представленному в Музее прибору для взвешивания исполнилось 100 лет - он изготовлен в 1910 году. Чугунный механизм, медные тарелки.
  19. Деревянный совок. Сего помощью набирали из мешков или других емкостей муку, гречиху и другие крупы.
  20. Серп. Орудие для срезания злаков и трав с закругленным, сужающимся стальным лезвием и короткой деревянной рукояткой. Широко использовался при сборе урожая. В старину тонкий лунный полумесяц сравнивали с серпом. В ХХ веке серп, скрещенный с молотом, превратился в один из основных символов коммунизма, олицетворяя крестьянский труд, единый с молотом, обозначающим труд рабочих.
  21. Топоры трех видов. Много веков подряд топор состоит из острого стального лезвия и деревянной рукоятки. Лесорубы валят топорами деревья и срубают ветки. Плотники с помощью топоров придают форму деревянным изделиям. Мясники топорами разделывают туши. Воинам прошлых веков топоры служили холодным оружием - ими можно бить противников, их можно и метать. Топоры и сегодня верой и правдой служат дачникам, туристам, сельским жителям.
  22. Ножницы. Здесь представлены стальные пряморежущие ножницы для раскройки металла.
  23. Долото. Ручной деревообрабатывающий инструмент. Им можно обтесывать деревянную заготовку, проделывать отверстия, гнезда, пазы и т.п.
  24. Инструмент Бондаря. Для натягивания деревянных колец на бочки.
  25. Короб. Старинная сумка из дуба, бересты, щепы. В коробах крестьяне носили с собой на жнитво и сенокос хлеб, соль, другие продукты. Короб мог служить также для упаковки и хранения чего-либо. Вспомните песню: «Ох, полным-полна коробушка...»
  26. Лапти. Характерная плетеная низкая обувь, очень популярная в российских деревнях с древности и вплоть до 20-х годов ХХ века. Их носили и мужчины и женщины. Лапти плели из лыка (неокрепшего подкорья дерева), бересты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лыком, лозой, веревкой или подшивали кожей. Лапоть подвязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого плели сами лапти.
  27. Угольный утюг. Использовался в хозяйстве с середины XVIII века. Принцип работы очень прост - в корпус закладывали раскаленные угли и закрывали крышкой. Для лучшей тяги в крышке была сделана труба. Чтобы внутрь поступал кислород, в боках и задней панели прорезаны отверстия. При глажении таким утюгом следовало размахивать, чтобы улучшить тягу угля.
  28. В России железный утюг впервые упоминается в 1636 году, хотя появился он намного раньше. Утюг изготавливался из чугуна или бронзы и весил до 10 кг. Простые утюги, были самыми распространенными в разных странах и у разных сословий до ХХ века. Они могли иметь различные дизайн и размеры. Разогревали такие утюги на печи, плите или огне.
  29. Электрический утюг. В первых электрических утюгах еще не было спирали накаливания, как в современных утюгах, а их роль исполняли два угольных электрода в обоих концах подошвы. При включении между ними появлялась электрическая дуга, которая и нагревала подошву. Электрические утюги оказались самыми удобными, их конструкция быстро развивалась, и они заменили собой все прежние типы утюгов.
  30. Лезвие секиры. Секира - старинное холодное оружие в виде топора с длинной рукоятью.
  31. Ступа . Деревянная емкость, в которой толкут - размельчают зерно или какие-либо продукты. Ступы бывают различного размера - от больших, примерно в половину роста человека, до совсем маленьких, настольных. К примеру, в больших ступах изготавливали крупы из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Зерно, когда его толкут в ступе, освобождается от оболочки и частично размельчается. Ступа присутствовала в каждом крестьянском хозяйстве.
  32. Конный плуг. Типичная картина пахоты в прошлые века: по полю неторопливо идет лошадь, запряженная плугом, а за ней, опираясь руками на рукоятки плуга, шагает земледелец. Крестьянский конный плуг имел одно лезвие, которое вспахивало борозду, подготавливая почву. Также, плуг уничтожал корневища растений-сорняков.
  33. Корыто. В прежние века корыто обычно изготавливали из дерева, используя половинку расколотого бревна, в которой выдалбливали емкость. В зависимости от породы использованного дерева, корыта назывались дубовыми, липовыми, осиновыми, ветловыми и др. Деревянное корыто в хозяйстве использовалось не только для стирки или купания. В них собирали урожаи яблок, готовили соленья, остужали пиво. Перевернутое корыто служило крышкой. Также, существовали кормовые корыта, в которые наливали корм скоту и птице.
  34. Жернов. Чтобы перемолоть в муку пшеничные, ржаные или другие зерна, применялись два каменных круга. Они вращались, между ними сыпалось зерно и они растирали зерно в муку. Материал, из которого делали жернова, не был случайным. Обычно круги изготавливали либо из мелкозернистого содержащего кремень пористого песчаника, либо из окремненного, содержащего окаменелости известняка.
  35. Ухват или рогач. Домашний печной инструмент. Приспособление, с помощью которого ставили в печь и вынимали из печи чугунки, в которых варилась еда. Ухват представлял собой длинную деревянную палку с полукруглой металлической рогатиной на конце, за что иногда его звали рогачом. Под каждый размер чугунка использовался свой ухват - побольше или поменьше.
  36. Кочерга. Незаменимый помощник для топки печей. Обычно это длинная палка или металлический стержень с загнутым под прямым углом концом. Такой инструмент позволяет перекладывать, перемешивать дрова в печи или камине, выгребать угли.
  37. Грабли. Незаменимый в саду, огороде, питомнике инструмент, у которого много назначений. Граблями разрыхляют почву, разбивают комья уже разрыхленной земли, очищают землю от выкопанных корней сорной травы, слегка разрыхляют почву между растениями. Также граблями собирают скошенную траву, переворачивают ее, убирают культивируемые растения. В старину преобладали деревянные грабли, а в наше время - металлические.
  38. Садник. Широкая плоская лопата, обычно целиком деревянная, на длинном черенке, с помощью которой вынимают из печи испеченный хлеб.
  39. Деревянная лопата. В отличие от металлической, применялась не для земляных работ, а во время просушки убранного зерна.
  40. Крюк. Сельскохозяйственное приспособление для выдергивания сена из стога.
  41. Цеп. Сельскохозяйственное орудие для молочения. Состоит из двух палок, соединенных кожаным ремешком или веревкой. Одна, та что подлиннее, служила ручкой, другая, что покороче, но потяжелее - ударной частью. Эту, вторую, бьющую часть делали из твердой породы дерева, например, из дуба и часто с утолщением на конце, чтобы удар был сильнее.
  42. Сковородник. Домашний печной инструмент. Если чугунки ставили в печь и поднимали ухватом-рогачом, то сковороды - специальным крюком на длинной ручке.
  43. Бочка.
  44. Парь эрзянский. Эта емкость, размерами и цилиндрической формой напоминающая бочонок, на самом деле не предназначалась для каких-либо жидкостей, а служила сундуком для вещей, причем не простым. Парь - это свадебный долбленый сундук- сундук-кадка. Его изготавливали из цельного ствола липы - из куска бревна выдалбливали середину, оставляя круглые стенки и днище. В средней части тулова кадки прикреплены кованое кольцо из железа, с другой стороны - железная накладка, служившая для закрепления крышки. Такой цилиндрический липовый сундук - парь в мордовской семье считался обязательным предметом утвари. Пари были различных размеров, в среднем их высота достигала 80-90 см, к ним навешивали массивные чугунные скобы для замков. В этих сундуках хранили холст, полотенца, самую ценную одежду и украшения. Парь готовил свекор в подарок невестке. Обычно его заказывали мастерам. Заказчик рассчитывался зерном или работал в хозяйстве мастера столько дней, сколько тот делал парь. Они покрывались богатой резьбой на тему семейной жизни или каких-то трудовых процессов, иногда на нем изображались женские украшения. Эти рисунки несли определенный сакральный смысл и должны были способствовать счастью и благосостоянию молодой семьи. Обряд укладки сундука являлся важным моментом мордовской свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был «обеспечить» ей счастливую семейную жизнь. Поэтому вначале парь очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на его дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». В конце обряда невеста раздавала подарки тем родственницам, которые принесли ей лепешки. А для усопших родичей она вешала на икону, которой ее благословляли родители перед венцом, полотенце. Во времена, когда выдолбленные сундуки стали заменяться дощатыми, этот обряд продолжал сохраняться. Сундуки также заказывали мастеру, который часть заработанных денег клал внутрь него, «чтобы жизнь не была пустой». У многих пожилых женщин в Мордовии и сейчас сохраняются пари и сундуки, в которых они хранят одежду, ценные вещи.

Предметы старинной домашней утвари (материалы для школьного музея)

Выполнили: Акназарова Дарья и

Денисова Валентина,

МКОУ Александровская СОШ

Боготольского района

Руководитель: ,

В нашей школе есть музей, который существует несколько лет.

Впервые сюда на экскурсию мы пришли в 2006 году, в 1 классе .

Мы увидели здесь экспозиции, посвященные истории школы, истории села, Великой Отечественной войне. Но нас больше заинтересовала экспозиция, где были собраны старинные вещи, предметы домашнего обихода.

Тогда мы просто смотрели на них, а сейчас, в 6 классе, нам стало интересно: как эти предметы назывались, как использовались, кто их изготовил, из чего, чьи руки держали эти предметы! А ведь все эти вещи когда-то принадлежали жителям нашей Александровки и тех деревень, которые уже исчезли. Деревень и жителей нет, а вещи остались. Вот о них мы и решили узнать как можно больше и рассказать всем, кто посетит наш школьный музей.

Итак. Начнём наше виртуальное путешествие…

В «Толковом словаре» записано: «Утварь - это совокупность предметов, необхо­димых человеку в его обиходе».

Что же было необходимо нашим предкам в их домашнем хозяйстве?

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме, жилище", по словам . Фактически утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей. В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная и бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи. Наполнявшая дом утварь изготавливалась, приобреталась, хранилась русскими крестьянами, естественно исходя из чисто практического ее использования. Однако в отдельные, с точки зрения крестьянина важные моменты жизни почти каждый из ее предметов превращался из вещи утилитарной в символическую. По тем предметам, которые нам удалось собрать у жителей с. Александровка, утварь была из разных материалов: дерево, глина, чугун, железо. Но преобладало дерево.

РУКОМОЙНИК (УМЫВАЛЬНИК)

Три ноги, два уха, а шестое брюхо – такую загадку придумал русский народ об этом предмете.

Рукомойник – небольшой висячий умывальник. Рукомойник – висячий сосуд для умывания с носиком, как у чайника, нагибаемый при умывании. Сами слова, рукомойник, умывальник, уже говорят о предназначении данных предметов домашнего обихода: для умывания и мытья рук.

Рядом с печью обязательно висели полотенце (рукотёрник или рушник) и умывальник (рукомойник). Рукомойником раньше был глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам, и лишь потом появился медный рукомойник с одним носиком. Под ним стояла деревянная лохань (шайка) куда стекала грязная вода. Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки – в кадке с водой, так называемой кадце. Одна из поговорок о ней гласит: «Где девки гладки, нет воды в кадке», то есть если хозяйки были ленивы, то и кадка была пуста. А по поверью она всегда должна быть полной.

Рукомойник - это небольшой сосуд, расширяющийся или сужающийся кверху. Две клепки делают несколько длиннее, чем все остальные. На их концах вырезают ушки, в которых сверлят сквозные отверстия для подвешивания рукомойника. Две другие специальные клепки вырезают из ствола дерева с отходящим от него сучком. Клепки вытесывают и строгают, а затем отфуговывают кромки. В сучках вдоль сердцевины сверлят сквозные отверстия. Полые сучки будут служить в качестве сливных носиков рукомойника. Рукомойник, как и лохань, над которой его подвешивают, украшают резьбой или выжиганием.


РУШНИКИ (РУКОТЁРНИКИ)

На стене висит, болтается,

За него всякий хватается.

Предназначался рушник прежде всего для вытирания рук во время стряпни.

Неотъемлемой частью «бабьего кута», то есть женской части деревенской избы, был рушник или рукотёрник. Доказательство этому – любовь, искусство, с которыми вышивали рушники. А столовое полотенце, которым вытирали посуду, называлось чашечник.

РУБЕЛЬ И ВАЛЁК

Скорей всего, первым «утю­гом» был плоский, очень тяжелый камень. Одежду расстилали на ка­кой-нибудь ровной поверхности, придавливали этим камнем, ос­тавляли до тех пор, пока она не разглаживалась.

Позже утюги представляли со­бой жаровни, наполненные горя­чими углями. Их придумали в Ки­тае в VIII веке, чтобы гладить шелк.

Наши предки, несмотря на тяжёлый крестьянский труд, где пот, а порой и кровь, старались быть чистыми и опрятными. Помощниками в этом сельской жительнице были рубель и валёк. Это предки нашего утюга.

Рубель – деревянная доска с вырубленными желобками для катания белья.

Сухое белье или одежду нама­тывали на ровно обструганную палку (валёк) и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. На­зывался такой «утюг» рубель. Семь потов сойдёт с той чистюли, которая хочет выглядеть аккуратной. А ведь

ткань, в основном, была льняная, она очень легко мялась и разгладить её было трудно.

Использовали вальки и рубели и при стирке. На реке таким вальком женщины, как будто выбивали грязь из мокрого белья и одежды.

Рубель использовался часто и в домашней медицине при лечении позвоночника, поясницы, то есть в качестве массажёра.

УТЮГ

Шипит недовольно, кусается больно,
Опасно его оставлять одного.
С ним надо поладить,

И можете гладить,
Но гладить не стоит.

И только в XVII веке кому-то пришло в голову нагреть на огне литые чу­гунные утюги. Их желательно бы­ло иметь два: пока одним гладили, другой нагревался.

Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горя­щие угли и начинали гладить.

Слово «утюг» считается заимствованным из тюркского языка ещё в XVIII веке.

Но есть и ещё версии происхождения этого слова: от исчезнувшего сова «утолакивать».

КРИНКА (КРЫНКА)

Плотники без топоров срубили горенку без углов.

Но нашим предкам нужно было думать не только о красоте, но и о хлебе насущном, кормить и себя, и многочисленных членов семьи. Поэтому в крестьянском хозяйстве было много предметов, помогающих в приготовлении пищи, в основном они были принадлежностью «бабьего кута». Так, одной из необходимых вещей была кринка (крынка) расширяющийся

книзу удлинённый глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол.

Слово «кринка» (кувшин) произошло от слова «кривой».

Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горло, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

ЧУГУН (ЧУГУНОК)

Книзу узок, верх широк, не кастрюля … Был на базаре, очутился на пожаре. Огня не боится, в нём каша томится. Много загадок придумано о такой необходимой вещи как чугун.

Чугу́н - крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Это слово тоже было заимствовано в XVIII веке из тюркского языка. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента - ухватa, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке.

Объем разный - от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX - начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны. В первой трети XX века начали производиться чугунки с эмалевыми покрытиями. Чугуны, производимые после Октябрьской революции, как правило, имели клеймо завода-производителя с указанием объёма в литрах

ТУЕС (ТУЕСОК)

Стоит Фока, подперев бока,

Всем квас раздаёт –

Себе ни капли не берёт!

Если чугун долго сохранял приготовленную пищу горячей, то туес был предназначен для сохранения жидкости холодной. Поэтому готовили туеса настоящие мастера. Ведь этот предмет не должен был ни капли жидкости потерять, долго её хранить.

Прямой перевод этого слова» - коробка из берёсты».

Туес – цилиндрический берестяной короб, коробок с плотно прилегающей крышкой.

Туес - бурак, бурачок, берестяная кубышка с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней. Самое простое определение: это сосуд, как правило, цилиндрической формы, изготовленный из коры берёзы (берёсты).

Туеса можно разделить по назначению для жидкости и для сыпучих предметов. Для жидкости туеса делают из сколотней, то есть берёста снимается с дерева целиком без разреза. Под сыпучие предметы туеса делают из пластовой берёсты.

Так же можно разделить туеса по форме изготовления. Тут уж как подскажет фантазия, можно сделать круглые, овальные, квадратные, треугольные ну и дальше можно добавить любое количество углов.

Можно разделить туеса по способу оформления: расписные, тисненные, прорезные, прорезные в половину слоя, скобленые и просто с природной текстурой.

Кроме того туеса можно и оплести. Существует огромное количество способов плетения из берёсты.

Туеса большие и поменьше, и совсем маленькие, высокие и пониже, у каждого из них было своё особое предназначение. В одних туесах хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, если подсохнет, - каменеет, не раздолбить. Берестяной туесок обладал удивительным свойством - предохранял ее от попадания влаги.

В туесах хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко. Масло в них не горкло, сметана долго хранилась, молоко, и творог не кисли - в берестяных туесах эти скоропортящиеся и незаменимые в каждой семье продукты были надёжно защищены от воздействия тепла.

В туеса наливали мёд, подсолнечное, конопляное, льняное масло, можно было испить из

берестяного туеса водицы. А то и квасу. В берестяном туеске и водица колодезная студёна,

и квас, будто только из погреба достали. И так научились мастера донышки туесов подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало.

С берестяными туесами ходили в лес по ягоды – за малиной, земляникой, ежевикой, брусникой , черникой. В лес по ягоды часто ходила детвора – у взрослых летом и других работ хватало. Для них и мастерили туеса – не очень большие, с удобными ручками. Всю зиму в погребе в берестяном туесе хранили без сахара ягоду – морошку.

Так было раньше, в наше время из сугубо утилитарного назначения берестяные туеса перешили в разряд сувениров, хотя и не утратили своего прежнего назначения, что можно проверить на собственном опыте.

УХВАТ

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

Из русской печи

Кашу поскорей тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил …

Мишка Попов сел на коня,

Поехал в огонь,

Ржет и хохочет,

Выскочить хочет.

Самым близким помощником чугуна был ухват. Слово образовалось бессуффиксным способом от глагола «ухватить», так как прямое назначение этого предмета – ухватить, взять. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут».

Ухват - устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Так как готовили в русской печи, где огонь был открыт, то нужно было быть осторожным, чтобы не обжечься.

КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка,

Горит голова.

Огонь помогал не только в приготовлении пищи, но и давал свет в тёмное время суток, особенно это было ценно зимой, когда светало поздно, а темнело рано. Очень рано появились свечи, но пламя свечи было открыто, что было не безопасно, да и свечу на улице мог задуть ветер. Эти проблемы решились с появлением керосина, так появились керосиновые лампы.

Керосиновое освещение стало распространяться в русской де­ревне с 1860 года, со времени вхождения в быт бакинского ке­росина. С керосиновой лампой можно было уже смело передви­гаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек.

Главным продуктом на столе был, конечно, хлеб. Поэтому много предметов домашнего обихода было в хозяйстве для выпечки хлеба.

Новая посудина - вся в дырках.

В лесу снято, в дому гнуто, посередке заплетено.

Сито – предмет утвари – обруч с натянутой на него частой мелкой сеткой для процеживания, просеивания. Это слово образовалось от глагола «сеять».

Си́то - устройство для разделения сыпучих масс по величине их составляющих (зёрен, круп, песка и т. п.). Но, в основном, сито использовали для просеивания муки перед замесом теста. Так мука насыщалась кислородом, и тесто получалось пышное.

ЛАВКА И СКАМЬЯ

Для нас, современных людей, нет разницы между скамьёй и лавкой. Но это не одно и то же. Лавка – длинная, чаще без стоек, скамья, обычно укреплённая вдоль стены. Лавка образовалось от слова «лава» - «скамья» .

Лавка неподвижно укрепля­лась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, ее пе­редвигали.

Место на лавке считалось бо­лее почетным. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали: на лавку или скамью. На лавках спа­ли, под ними хранили различные предметы - инструменты, обувь и прочее.

Безмен не попова душа, не обманет, - так в народе говорили об этом предмете.

Интересна история происхождения этого слова: безме́н – древнерусское заимствование из тюркского языка (от тюрк. batman - мера веса около 10 кг или «везне» - «весы») - простейшие рычажные весы. Тюркское слово переоформилось в «безмен» под влиянием сочетания «без мены» - «без изменения» .

БЕЗМЕ́Н – ручные весы с неравным рычагом и подвижною опорною точкой. Метки на безмене показывают сперва доли фунта (четверти, а иногда и осьмушки), потом целые фунты, до 10; затем по два фунта, до 20; по пяти фунтов, до 40; далее, где идет еще счет, десятками. Вес на безмене неточен, почему он у нас в торговле запрещен. Большой подвесной безмен, контарь. На севере у нас и в Сибири: вес в 2 1/2 фунта, при купле некоторых товаров: масла, икры, рыбы, хмелю и пр. Русский безмен - металлический стержень с постоянным грузом на одном конце и крючком или чашкой для взвешиваемого предмета на другом. Уравновешивают безмен перемещением вдоль стержня второго крючка обоймы или петли, служащих опорой стержня безмена.

ЛЮЛЬКА (ЗЫБКА, КОЛЫБЕЛЬ, БАЮКОЛКА)

Одно из почётных мест в доме занимала люлька, зыбка, колыбель, качалка, баюколка, колыска, колыбелька, зибка. Подвешивали её или к кольцу, приделанному к матице (верхнему брусу избы), или к очепу (длинной гибкой палке). Люлька – подвесная колыбель. Люлька – детская колыбель, зыбка.

Слово «люлька» произошло от слов «люли-люли», которые напевали, качая ребёнка, а зыбка от глагола «зыбать» (колебать).

А слово «колыбель» от «колыбать» - «качать». Это слово известно уже с XV века.

В крестьянских избах отдельных детских кроваток не было – спали детишки вместе, рядышком, на полатях. Так что зыбка качала маленького человечка в среднем 2-3 года.

ПРЯЛКА (САМОПРЯХА)

На осине сижу, сквозь клёну гляжу, берёзу трясу…

Пря́лка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Прялка – приспособление для ручного прядения, которое приводили в движение ножной педалью.

Первичным значением было – «вытягивать».

На донце, сделанное из осины, пряха садилась, на кленовом гребне укрепляла кудель, а на веретено из берёзы наматывала напряденные нити. Прялка - особый предмет, в ней скрестились разные стороны народной жизни: это и орудие труда, служившее женщине с детства до старости: и украшение деревенских посиделок.

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочерей учились прясть, шить, вышивать матери.

МАСЛОБОЙКА (МАСЛОБОЙНЯ)

Глядя на эти массивные деревянные предметы, которые с трудом передвигаешь, трудно представить себе, что в них сбивали воздушное душистое масло.

Маслобойка, применявшаяся в домашнем хозяйстве, была предметом особой гордости, потому что говорила о достатке в доме, о сытости. Не зря о хорошем хозяине говорили: у него борода масленая…

СТУПА И ПЕСТ

Сту́па (сту́пка) - сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи тяжёлого песта.

Пест – это короткий тяжёлый стержень с округлым концом для толчения чего-либо в ступе. Пест – закруглённая внизу палка для размельчения какого-нибудь вещества в ступе (путём толчения или растирания). Образовалось это слово от глагола «пихать».

Слово «ступа» образовано от слова «ступать». Но менее вероятна ещё одна версия – из германских языков: «то, в чём толкут».

Наши бабушки использовали ступу для измельчения мака, пшена, даже сушёную черёмуху толкли на пироги.

Надо для стирки,
Может, и купания.
Посудина старинное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Названье открыто,
Но эта посудина

Просто …

Необходимой вещью в хозяйстве было корыто. Делал его сам хозяин из цельного куска дерева, были корыта и для стирки, и для рубки капусты.

Это слово образовано от той же основы, что и кора, то есть изделие из дерева.

Работая над этимологией названий предметов домашней утвари, мы пришли к следующему выводу:

Называя предметы, необходимые в быту, наши предки думали не о благозвучии и «красивости». А думали, чтобы всем было понятно предназначение данных предметов. Хорошо бы и нам, современным людям, принять к сведению эту особенность.

А завершить нашу работу мы хотим словами нашего поэта-самородка:

Но память так и сохраняет

В душе тепло тех давних дней

И забывать не позволяет

Истории страны моей...

ЛИТЕРАТУРА:

1. Даль словарь. М, -1971.

2. Краткий этимологический словарь под редакцией М., Просвещение, 1975.

3. толковый словарь русского языка. М., 2001.

4. Ушаков словарь русского языка. В 4 т. т. - М., 1938.


Вести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но не смотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.


Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.


Рогач, кочерга, чапельник (сковородник)

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.


Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп - приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.


По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.


Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.


Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.


Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.


По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.


Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.


Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.


Сегодня весьма интересно увидеть, какой была .

ЭКСКЛЮЗИВ

Колесо человеческой истории, поворачиваясь, сметает не только города и цивилизации, но и множество повседневных мелочей. Вещи, что лет двести назад были предметами первой необходимости, сегодня даже неизвестны большинству людей. А те аксессуары, на которые тратили целые состояния, пылятся на музейных полках. Последние несколько веков внесли особенно сильные изменения в наш быт и «арсенал» женщин сегодня стал намного скуднее. Давайте посмотрим, какие вещицы дамы потеряли из своего обихода за недавнее, с точки зрения мировой истории, время.

Веер


Наиболее известный из всех старинных аксессуаров, веер всегда связывается в нашем понимании с высшим светом, балами и знатными дамами пушкинской эпохи. Однако история этой вещицы гораздо более интересна и насчитывает уже около 3 тысяч веков. В разные времена веер (или опахало), при одной и той же функциональности, нес различную смысловую нагрузку: был символом власти у ассирийцев, признаком знатности - у древних египтян, воплощением мужского и женского начал в Японии и Китае. В европейской же культуре средних веков и позднее он стал незаменимым предметом обольщения. Особый «язык веера» позволял не только поощрить или отвадить кавалера, но и назначить, например, ему свидание на определенное время в определенном месте. Кроме того, благодаря росписям и ювелирным вставкам, веера становились настоящими произведениями искусства. Стоимость отдельных была настолько велика, что их принимали в банках в качестве залога.



Портбукет


Этот футляр для живых цветов был в моде в XVIII-XIX веках. С его помощью небольшой букет можно было нести в руках, не пачкая наряд, или приколоть к лифу платья. Кроме того, с помощью раздвижных ножек-подставочек аксессуар быстро превращался в миниатюрную вазочку. В некоторые модели даже можно было наливать воду. Теперь эту вещицу можно встретить, видоизмененную, в свадебном наряде, ну, и в музеях, в виде ювелирных изысков прошлого.



Сегодня портбукет - предмет коллекционирования и музейный экспонат

Шатлен


Этот крайне рациональный аксессуар был популярен еще со средневековья и вплоть до XX века. Он представлял собой специальный зажим, к которому на цепочках крепились разнообразные полезные мелочи: кошелек, ключи, часы, карандашик, наперсток и т.п. Носилась такая конструкция на поясе. Это было спасением для дам, не имевшим тогда еще женской сумочки. Кстати, благодаря высокой функциональности данной вещицы, носила ее не только знать, но и простолюдины, причем как мужчины, так и женщины. Красота и ценность материалов шатлена была признаком принадлежности к высшему обществу.


Карне (Бальная книжка)


Балы были особыми мероприятиями. С ними обычно связывали свои чаяния и надежды юные дебютантки. А чтобы забывчивые барышни не перепутали очередность кавалеров, они делали записи в специальной книжице. Обычно это была изящная вещица в драгоценном переплете с небольшим карандашом. С помощью цепочки она крепились к запястью или платью. Появились бальные книжки в XVIII веке в Вене и использовались вплоть до второй половины XX, получив популярность как в Европе, так и в США.



Листики бальной книжки были либо бумажными, либо представляли собой пластинки из слоновой кости - в этом случае записи после бала стирались


Бальная книжка - изящный аксессуар для записи поклонников

Блохоловка



Уксусница или флакон для нюхательной соли


Еще одним фактом, известным нам о старинных временах, является то, что дамы на балах постоянно падали в обмороки. При этом им обязательно «давали нюхать соли». Это действительно так. Обычно в бутыльке находилась кристаллическая соль аммония, имеющая резкий запах. Сами же флаконы были украшены, в соответствии со вкусом и возможностями владелицы. Коробочка - уксусница служила тем же целям, в ней находилась ватка, смоченная в уксусе или нашатыре.

Флакон для нюхательной соли


Бурдалю


Данный предмет интимной гигиены дам XVII—XVIII веков был атрибутом, необходимым в поездках или на длительных мероприятиях, и представлял собой, по сути, «дневную вазу». Сейчас его можно было бы назвать «уткой», хотя он служил для отправления естественных надобностей стоя. Это было возможно благодаря специальной форме и удобной ручке. Обычно этот предмет был сделан из фаянса или фарфора и покрыт прекрасными росписями, иногда игривого содержания. Подсовывать бурдалю под юбки госпоже чаще всего помогали служанки.


Сказка о старинных вещах

Автор: Ананьева Елизавета Ивановна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок», город Темников.
Назначение: Моя сказка написана для детей среднего и старшего дошкольного возраста, педагогов.
Описание работы: я использовала предметы из мордовской избы нашего детского сада. Мне хотелось бы, чтобы у детей закрепились знания о старинных вещах и их использование в старину.
Цель.
Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы.
Задачи.
1.Познакомить детей с крестьянским бытом, культурными традициями;
2. Расширять представления о предметах русского обихода;
3. Формировать интерес, уважение к труду русского народа;
4. Воспитывать желание получать новые знания о жизни наших предков.
«Сказка о старинных вещах».
Жили-были в мордовской избе старинные вещи: горшок, люлька, прялка, утюг, лампа, кошёлка.

Загремел Горшок и говорит: « Никому я не нужен, никто мной не пользуется. А в своё время в меня наливали квас, молоко и ставили в тёмный прохладный погреб».
«Да» - затрещала Прялка. « Я пряла пряжу для холстов, из которых мордовочки шили себе красивые платья».
«Вы правы» - застучал Утюг. «Помнится, клали в меня горящие угли, и гладили с удовольствием различные вещи».
«Я тоже обижена» - застонала Люлька. «Никто не кладёт ко мне своих маленьких детишек».
«Мне тоже это всё не нравится, не загорюсь больше я ярким пламенем» - сказала Лампа.
«А мне как обидно, что не берут больше в магазин за продуктами» - пожаловалась Кошёлка.
И решили они превратиться в животных.


Горшок превратился в медведя, люлька стала лисичкой, утюг стал волком, лампа - собакой, кошёлка - кошкой.
Вышли животные из детского сада, и ушли, куда глаза глядят.
Идут по дороге, а правилам дорожного движения никто не учил их.


Зайчика чуть-чуть не задавил автобус, на медведя наехала машина.
«Пойдёмте лучше в лес, там нет транспорта» - говорит лиса.
И все животные ушли в лес.
Идут по лесу, а в лесу холодно, замерзать стали лапы.
Сели под дерево, прижались друг к другу и задумались.
«Что мы будем дальше делать?» - говорит медведь. «Нам негде жить».
«Да, говорит, лисичка, и есть хочется».
« А может, мы вернёмся назад в нашу тёплую избу?» - вымолвил зайчик. «Придут дети на экскурсию, а нас там не будет» - мяукнула тихо Кошка.
Так они и сделали. Вернулись все на свои места и стали с нетерпением ждать посетителей. Пришли дети из группы, и воспитатель рассказала им об использовании вещей людьми в старину.


А потом организовали сюжетно-ролевую игру «Семья». Принесли куклу, постелили бельё и уложили её спать в люльку.


Утюгом «нагладили» кукольное бельё, а прялкой « напряли» пряжу.



В кошёлку наложили игрушек, а лампа «загорелась» ярким пламенем. Обрадовались предметы и поняли, что без них дети не будут знать о старинных вещах, которыми пользовались в старину.
Вот и сказки конец, а кто слушал, будет больше знать!