Влияние средств массовой информации на человека. Влияние на общество по сми Положительное влияние сми на общество


Эта статья является попыткой на конкретных примерах донести до читателя понимание того, насколько значимо воздействие СМИ на отдельного человека и на общество в целом, и продемонстрировать, что методы скрытого влияния сегодня активно используются. Дело в том, что многие люди по-прежнему не осознают даже банальную скрытую рекламу, не говоря уже о более тонких манипуляциях, считая их выдумками или преувеличением. Между тем вся современная система средств массовой информации и кинематографа в большей степени служит инструментом пропаганды, чем инструментом информирования или развлечения граждан.

Для начала о том, что такое скрытая реклама, она же продакт плейсмент (product placement). Это явление, когда в художественное произведение (чаще в фильмы) добавляют рекламу товара таким образом, что она оказывается вплетена в сюжет, что создает у зрителя впечатление естественности транслируемого посыла. Это приводит к тому, что внимание зрителя не фиксирует факт рекламы, что повышает её эффективность, ведь она проходит, минуя фильтры критического восприятия. За счет того, что внимание и сознание отвлечено сюжетом, информация о рекламируемом объекте попадает прямо в бессознательные уровни психики, в итоге получается не просто лишнее напоминание зрителю о товаре, а в его мировоззрении создается именно такой образ товара, который нужен рекламодателю.

Доказательства существования скрытой рекламы

Во-первых, стоит заметить, что об этом не любят говорить ни рекламодатели, ни режиссеры фильмов, в которых используется эта технология. Объясняется это просто: любая корпорация стремится поддерживать вид, что их товар сам по себе настолько хорош и популярен, что он естественным образом мелькает в кино, а не потому, что его искусственно «пропихивают». Признание в скрытой рекламе не даст товару никаких преимуществ, только навредит имиджу, поэтому эти факты и не афишируют. Производители фильмов или авторы книг также неохотно рассказывают о таких «закладках» в их произведениях, ведь потребителю будет неприятно осознавать, что им манипулируют и навязывают ему желания.

Во-вторых, достаточно того, что существует сам термин «скрытая реклама», введите его в поисковик и прочитайте хотя бы статью в Википедии. Там рассказано, как это работает, есть несколько примеров. Более того, существуют книги по скрытой рекламе, которые написаны занимающимися ею людьми, в них указаны примеры размещения известных брендов в фильмах и данные о том, сколько это стоило. Информация о скрытой рекламе периодически проскакивает и на различных официальных сайтах в интернете.

В-третьих, в России скрытая реклама запрещена по закону о рекламе, но невозможно объективно доказать, что конкретный товар в фильме был добавлен с целью рекламы, а не по художественному замыслу, чем активно пользуются создатели фильмов и рекламодатели. Это еще одна причина, по которой трудно найти официальные данные. На Западе ситуация схожая - там не афишируют факт скрытой рекламы, чтобы не платить с нее налоги.

Есть даже агентства, которые занимаются размещением скрытой рекламы в книгах и фильмах, точнее, такие агентства были, например, «Фабула» (подробнее о нём здесь – « »). Сейчас сайт fabula-adv.ru уже не работает, как и сайт ctc-tv.biz, который предлагал размещение скрытой рекламы в популярных сериалах на телеканале СТС.

Скриншоты с сайта ctc-tv.biz:

Пример страницы, на которой можно было заказать скрытую рекламу на телеканале СТС в популярных сериалах.

За последние несколько лет сайты этой тематики исчезли, а если с помощью поисковика вы захотите купить скрытую рекламу в каком-либо фильме, то вы также не найдете к кому обратиться. Это при том, что рынок скрытой рекламы, по мнению специалистов, продолжает активно расти. Почему же тогда в интернете не появляются, как грибы после дождя, предложения о размещении скрытой рекламы в популярных фильмах и сериалах?

Моя версия такая: реклама в фильмах стоит очень дорого, например, серия рекламных вставок в обычном сериале стоит от 100 000 долларов, такое могут позволить себе только крупные компании. У представителей таких компаний уже есть контакты нужных людей - генеральных директоров каналов, продюсеров и режиссеров фильмов, они не будут искать связи через поиск в интернете. К тому же сообщество создателей крупной кино и тв-продукции довольно тесное, там все друг друга знают. Поэтому нет смысла в интернете создавать сайт «купите скрытую рекламу у нас». Именно развитие рынка скрытой рекламы привело к тому, что отпала необходимость в таких сайтах и публичности предложения, как бы это парадоксально ни звучало.

Теперь непосредственно к доказательствам. Их можно найти, начиная с информации, опубликованной в Википедии, и заканчивая книгами по типу « » или «Product Placement по-русски», которую написала директор агентства маркетинговых коммуникаций Полина Киселёва. В этих изданиях указано, сколько было заплачено за размещение продукта, в каком фильме, сколько это принесло денег и так далее.

Признания медийных личностей

Но для большей убедительности приведём и несколько сюжетов, в которых известные люди сами признаются в скрытой рекламе. На первом видео показано, как Тимати застали врасплох вопросом о наличии алкоголя в его клипах (сам Тимати является трезвенником и не травит себя алкоголем). От неожиданности певец настолько опешил, что решил сказать правду, чтобы побыстрее закрыть этот вопрос.

Только посмотрите, как Тимати пытался уйти от вопроса: сначала сделал вид, что не расслышал, потом сказал ничего не говорящий простому человеку термин «продакт плейсмент» и отослал за определением в Гугл, вместо того, чтобы рассказать, что это такое. Ушел от вопроса «Это не стилистический момент, ты просто продаешь?» и начал рассказывать, что это нормально (почему сам не употребляет, раз это так «нормально»), чтобы создать впечатление, что в его клипах алкоголь появляется просто так, а не в качестве рекламы. Далее попытался перевести тему на стоящую бутылку.

Во втором видео Сергей Доренко рассказывает, как к нему обращалось табачное лобби, предлагая огромные деньги за то, чтобы он воздействовал на свою аудиторию и пропагандировал курение.

А здесь известная в США женщина рассказывает, как хотела издать детскую книжку с пропагандой здорового образа жизни, и ей предлагали за размещение скрытой рекламы полностью оплатить стоимость печати всего тиража.

Таких признаний в интернете не так много (на ТВ их по понятным причинам нет совсем), потому что медийные персоны не любят рассказывать о скрытой рекламе в своей продукции, а если об этом говорит малоизвестный человек, то и информация не набирает популярности.

Понятно, почему участники подобных «сделок» не хотят афишировать факт скрытой рекламы, но почему те, кто отказались, об этом не говорят? Ведь это откроет глаза людям на то, как ими манипулируют.

Вероятно, известные люди чувствуют, что разглашение подобной информации может навредить их дальнейшей карьере. Если актер расскажет о скрытой рекламе, то режиссеры не станут его приглашать в будущем на съёмки. Директор телеканала также вряд ли будет рад, если кто-то из команды его ведущих сообщит зрителю о скрытом психическом воздействии в передачах этого канала.

Как обманщик никогда не расскажет жертве о своих махинациях, так и максимально избегает информации о приемах манипуляции, которые оно активно использует.

«Мягкая поражающая сила»

Понять, насколько значимо влияние СМИ на общество, можно на конкретных примерах.

Пример 1. Показательный случай произошёл с создателями фильма «Назад в будущее». Сценаристы долго не могли понять, каким же образом изобразить «машину времени». В первой версии сценария данным устройством являлась лазерная установка в лаборатории доктора Брауна. Также был вариант с холодильником, но эту идею отвергли из-за возникших опасений, что маленькие детишки начнут проверять свои холодильники на наличие в нём похожего устройства и ненароком закроют дверцу за собой. Лишь в третьей версии сценария машина времени стала автомобилем DeLorean.

Рассмотрим, что нам говорит этот факт из истории съемок «Назад в будущее»: влияние фильмов таково, что дети будут повторять увиденное. Сценаристы не стали интегрировать в сюжет фильма что-то опасное - тогдашние американские холодильники захлопывались, и открыть их изнутри было нельзя; если ребенок захотел бы поиграть в машину времени, то это могло закончиться очень печально. Желающие рассказать, что показанное в фильмах никак не влияет на человека, и всё это неважно, пусть поспорят со сценаристами одного из шедевров мирового кинематографа.

Пример 2. Генри Форд часто критиковал международное еврейство. Как-то он заявил, что евреи развращают христиан с помощью «сифилиса, азартных игр, джаза и… Голливуда», который «призван уничтожать истинную красоту и культуру». На этот пассаж деятели Голливуда упомянутой национальности пригрозили Форду, что если он будет продолжать в том же духе, в голливудских фильмах станут разбиваться исключительно автомобили «Форд», а в каждом выпуске кинохроники появятся кадры автомобильных катастроф, происходящих с машинами той же марки. Генри Форд серьезно задумался…

Известная история, из которой можно сделать вывод, что Генри Форд считал влияние кино на людей достаточно важным. Если в голливудских фильмах ломаться будут преимущественно автомобили марки «Форд», то мнение у зрителей о качестве данных машин будет соответствующее. Из этой же истории следует еще одна интересная деталь - в есть сила, способная повлиять на то, что будет происходить в каждом фильме. Так как большинство людей думают, что невозможно произвести сговор такого уровня, то это делает их головы уязвимыми для подселения идей. «Если так показывают в каждом фильме, значит, это правда», – подумает зритель и ошибётся.

Пример 3. главный герой фильма «Человек дождя» в одном из эпизодов сказал, что полетел бы только на самолётах австралийской компании Qantas, так как они ни разу не разбивались. Это частично верно: аварии у этого перевозчика случались только до 1951 года и только на бипланах, а пассажирские лайнеры в аварии, которые повлекли бы смерть пассажиров, не попадали. Все авиакомпании, кроме Qantas, вырезали данную сцену из версии фильма для показа во время полёта.

Они вырезали эту сцену, так как это явная и прямая реклама конкурента (хоть и скрытая от зрителя) - таким образом, все авиакомпании подтвердили значительное влияние скрытого воздействия на выбор человека.

Как видно даже на примере этих нескольких случаев, крупные компании всегда осознают значимость тех образов, которые получает человек с экрана. И поэтому эти же компании готовы платить огромные суммы денег за продвижение своих товаров. Но ведь современный маркетинг уже давно вышел за рамки типичной модели «рекламирования товаров» и перешёл к системе искусственного формирования спроса, и даже моделирования нужных взглядов у аудитории. Это значит, что самые крупные игроки – транснациональные корпорации – уже используют все эти средства не только для популяризации своих брендов, но и для формирования нужного мировоззрения у людей – чаще всего это привитие бездумного и потребительского отношения к жизни. И до тех пор, пока широкая аудитория не начнёт осознавать, что в их головы вкладывают через так называемый развлекательный контент, эта схема манипулирования толпой будет и дальше активно использоваться.

Сегодня информация дает небывалый успех или беспощадно губит, а тот, кто ею владеет, тот владеет миром. Трудно поспорить с тем фактом, что влияние СМИ на современное общество кардинально отличается от прошлых веков. Газеты, журналы, радио и телевидение способно навязывать определенное мнение и даже модель поведения.

Красочным примером могут стать печатные издания прошлой советской эпохи, когда передовые статьи, публичные развенчания и разоблачения имели грандиозный успех и были губительными для тех, кто осмеяли на страницах газеты. Зато почетные участники газетных дебатов, те работники и активисты, которым удалось попасть на страницы газет в хвалебных одах, становятся звездами местного или государственного масштаба.

Роль СМИ в жизни человека

Если говорить о роли СМИ в жизни современного человека, стоит отдельно упомянуть о постоянном влиянии. Газеты, журналы и новости навязывают печальные события современности, рассказывают о пожарах, убийствах и аферах, в то же время активно предлагается более легкая бульварная пресса, глянцевые журналы или развлекательные передачи, которые постепенно заполняют эфиры радио и телевидения. Невольно современники приходят к мысли, зачем читать и слушать сложную информацию, когда есть веселые, забавные и увлекательные статьи про звезд или обычных людей.

Таким образом, общество и СМИ тесно взаимосвязаны, поскольку первое порождает второе и после не может без него обойтись. Первоначальная задача СМИ освещать актуальные события, информировать население, однако от типа и формы подачи информации, ее роль и влияние может меняться. Если негативные события в нашей стране подаются на фоне еще больших проблем в других государствах, традиционно собственные проблемы воспринимаются легче и не так губительно. Подобный принцип активно использовался в советское время.

Влияние СМИ на общество

Сможет ли общество выжить без СМИ? Вряд ли. Роль СМИ в нашей жизни настолько велика, что без газет, журналов и телевидения человек вернется на несколько лет назад и будет оставаться в полном неведении о событиях в мире. Потому стоит задуматься о влиянии СМИ на жизнь человека, а потому выбирать самые качественные средства массовой информации, на которые не влияют посторонние факторы, например, политика, экономическое влияние. К счастью, из всего массива информации всегда можно найти достойную и качественную, а из десятков газет честную и справедливую, в которой все события освещаются точно, быстро и непредвзято. Правда, искать такие СМИ придется долго, ведь многие из них находятся под непосредственным влиянием политических или экономических сил.

Вопрос влияния массовой информации интересует ведущие умы мира уже долгое время. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной идея массовой манипуляции обществом. С появлением радио и телевидения мир изменился. Информация стала не привилегией меньшинства, а бытовым содержанием широкой публики. Таким образом, стала другой политическая коммуникация, у которой появились новейшие средства и конечно цели. Нехватка исследований по медиа-воздействию особенно остро ощущается на современном этапе, в век информации. Социализация людей осуществляется в среде, в которой информация содержит всю их жизнь и настолько вездесуща, что ее просто перестают замечать.

С середины XX века большинство зарубежных ученых стало заниматься вопросом изучения влияния СМИ на общественное мнение, тем самым доказав, что они могут являться хорошим манипулятором. Как раз тогда и было введено понятие "повестка дня", определяющееся как набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными на тот или иной момент. "Установление повестки дня", т.е. внедрение данного шаблона в сознание аудитории, явилось основной задачей СМИ. Немецкая исследовательница общественного мнения Э.Ноэль-Нойман на эмпирических данных доказывала, что средства массовой информации формируют возможную "повестку дня", т.е. представления индивида о том, что могут обсуждать остальные. Также существует ряд мнений, что установление повестки дня - хаотичный процесс, а интенсивность упоминания одной темы зависит от интенсивности упоминания другой.

В условиях же современной российской действительности не существует эмпирически доказывающих фактов влияния средств массовой информации на общество. Тем не менее, российские СМИ продолжают претендовать на роль манипулятора общественного мнения.

Еще во времена Советского Союза пристальный взор к общественному мнению, его постоянный учет были одной из характерных черт политики КПСС. Начиная с заветов Ленина, который говорил: “Развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы”, советское правительство активно стремилось к тому, чтобы каждый гражданин читал газету, слушал радио и смотрел телевизор. Массовый охват средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали, действительно, доступными каждому человеку.

Когда информация является одним из наиболее значимых факторов становления общественного сознания, российская информационная среда становится традиционным полем для проявления политической ангажированности. Тем не менее реальная ситуация требует большего, нежели предубеждений по поводу регулирования общественного сознания путем "навязывания" какой-либо информации.

О психологическом воздействии СМИ начали говорить с появления первого печатного станка. Владение информацией определяет уровень развития человечества: чем выше в своем развитии поднимается человек, тем больше потребность в дальнейшем владении информацией. Именно владение информацией определяет отношение власти к СМИ. Теоретически средства массовой информации выполняют роль посредника. Посредническая роль СМИ прежде всего в том, что они представляют интересы общества перед властью, помогают обществу их формулировать и защищать, сами являются важнейшим институтом гражданского общества, не уклоняясь при этом от роли своего рода передаточного механизма импульсов, идущих от государства к обществу и обратно. Однако наполнение этой схемы реальным содержанием значительно сложнее и пронизано многими противоречиями.

Функционирование СМИ в нашей стране регулируется Федеральным законом о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 года № 2124-1. В статье 38 "Право на получение информации" декларируется, что "Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц". В 2009 г. президентом Д.А.Медведевым были внесены изменения в Закон о печати, касающиеся применения более современной терминологии.

Вместе с тем осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию. Исходя из положений статьи 2 Закона РФ "О средствах массовой информации" периодическим распространением массовой информации является распространение не реже одного раза в год совокупности сообщений и материалов, предназначенной для неограниченного круга лиц. Под средством массовой информации понимается форма периодического распространения массовой информации, в том числе периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма.

Периодическое распространение массовой информации может осуществляться через телекоммуникационные сети (информационно-телекоммуникационные сети), в том числе через сеть Интернет.

Средства массовой информации играют значительную роль в жизни современного общества, и именно это обстоятельство не в последней степени сделало их объектом пристального внимания не только широкой общественности, но и исследователей. Масс-медиа стали предметом научного анализа еще и потому, что сама индустрия СМИ, будучи развитой и весьма прибыльной отраслью экономики, заинтересована в изучении законов функционирования - и как отдельной системы, и во взаимосвязи с обществом и его многочисленными институтами.

Исследования СМИ практически повсеместно выявляют сложность природы, что приводит к большому разнообразию теоретических подходов и концептуальных обобщений. Объективно теории СМИ характеризуются междисциплинарным характером, в изучении масс-медиа это обусловило постоянный синтез смежных общественных дискурсов и появление новых направлений исследования.

Общественное мнение с большой буквы (Общественное Мнение) - это образ реальности, в соответствии с которым действуют группы людей или индивиды, действующие от имени групп, например, государственные деятели. Отсюда основная задача демократии сделать так, чтобы в современном ему обществе Общественное Мнение формировалось, влияло и учитывалось бы разумно и рационально, будь то сферы управления или политики.

Проблема влияния средств массовой информации на политическое сознание и поведение людей в период избирательных кампаний также является предметом дискуссий. Часть исследователей утверждает, что СМИ оказывают решающее влияние на мотивацию избирателей.

Появление новых технологий и распространение грамотности в XIX веке привело к возникновению новых форм коммуникации, а именно массовой коммуникации. С этого времени озабоченность последствиями медиавоздействия выражается не только представителями просвещенной элиты, но также индивидами и группами всех слоев общества: от президента до родителей, от представителей интеллигенции до студентов-первокурсников. Эти исторические примеры выражения озабоченности негативным воздействием СМИ на общество были настолько заметными, что оказывали влияние на законодательство, определяли государственную политику и привлекали внимание многочисленных исследователей.

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система. Понятно, что СМИ играют большую роль в жизни современного человека, не один, так другой вид СМИ, прямо или косвенно, формирует взгляды человека на современное общество.

Разные категории населения реагируют на эти явления по-разному. Постоянные сообщения о преступности, наркомании, терроризме, беспорядках наводят часть читателей, слушателей, телезрителей на мысль о необходимости "твердой руки", сильной личности, которая сможет положить конец анархии, обеспечить Закон и порядок. Для другой части населения в качестве компенсаторного механизма служат уход в частную жизнь или присоединение к разного рода общинам, группам, религиозным сектам и т.д..

Общественность является не однородной массой, а представляет собой совокупность различных социальных групп, слоев, прослоек, включенных в семейные, производственные и иные отношения со своими привычками, установками, ориентациями, ценностями и вкусами. Телевидение или газета - лишь один из многих элементов, связывающих отдельного индивида с обществом. Решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного кандидата определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная структура и форма политической системы, политическая культура и система ценностей, ориентации, состояние общественного мнения, а также конъюнктурные факторы, определяющие внутри- и внешнеполитические условия, состояние экономики и т.д.

Воздействие СМИ модифицируется влиянием семьи, школы, церкви и других институтов. Но нельзя не учитывать и то, что сами эти институты также испытывают на себе воздействие СМИ. Поэтому изучение данного феномена необходимо дополнить анализом межличностного общения, межличностных отношений, взятых во всем объеме и со всеми сложностями, всего комплекса институтов социализации и регулирования сознания. При таком анализе обнаруживается, что СМИ не дают и не могут дать зеркальное отражение действительности.

Взятые сами по себе СМИ не всегда и не обязательно являются инициаторами или субъектами изменений в сознании отдельных людей или социальных групп. Сами по себе они не могут быть ни инструментом разрушения, ни инструментом созидания и прогресса. Их позитивная или негативная роль определяется тем, какими именно социальными силами и с какой целью они используются. Здесь уместно напомнить высказывание известного английского историка Дж.М.Тревеляна о том, что политика - результат, а не причина социальных изменений. СМИ являются лишь одним из инструментов, дополнительным фактором, способствующим изменениям.

Таким образом, СМИ являются частью современной действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, неурядицами и в той иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации состоят из множества противоречивых, зачастую несовместимых друг с другом сообщений и материалов. Один человек или отдельная группа людей не может ни голосовать за все партии или за всех кандидатов, ни покупать все рекламируемые товары, ни соглашаться со всеми предлагаемыми мнениями. Зачастую эти сообщения и материалы нейтрализуют друг друга. Несомненно, совокупность программ и материалов СМИ оказывает влияние на формирование общественного мнения, но не штампует его. Наше исследование подтверждает, что единым общественное мнение сегодня сделать крайне трудно, поскольку доверие ко многим СМИ в обществе утрачено.

Теория о том что можно сформировать общественное мнение в необходимом направлении верна только отчасти, поскольку существует большое количество потребителей. Общеизвестно, что аудитория - это современный живой товар, за который идет довольно ожесточенная борьба и количество которого тщательно отслеживается посредством еженедельных, ежедневных и даже ежесекундных рейтингов: чем больше такого товара, тем выше ставка на рекламу и тем, соответственно, выше коммерческая прибыль. Проведенное исследование подтверждает, что респонденты интересуются политикой в минимальной степени, интересы их сосредоточены в области профессиональных знаний, новостей из светской жизни, в социальных сетях. Поэтому единообразного общественного мнения на сегодня не существует, оно менее податливо, чем раньше. В условиях российского общества аполитичность, к сожалению, не способствует быстрому формированию гражданского общества. Влияние СМИ на общественное мнение нельзя назвать прямым, во многом оно является косвенным или даже прямо противоположным, вопреки ожидаемому результату (эффект отторжения).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие средств массовой информации, формы распространения информации. Организация деятельности средств массовой информации, пути распространения. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями. Профессиональный статус журналиста.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Возникновение массовых коммуникаций. Основные виды средств массовой информации (СМИ). Интернет как особый вид средств массовой информации. Защита прав человека и гражданина в сфере СМИ и телекоммуникаций. Первичность информационно-правовых норм.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2015

    Роль средств массовой информации в обеспечении деятельности органов местного самоуправления. Опыт взаимодействия Администрации г. Нижний Тагил и средств массовой информации. Определение проблем сотрудничества. Обеспечение открытости деятельности.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    История становления и развития контрольно-надзорной деятельности государства в сфере массовой информации. Основы законодательства в сфере регулирования деятельности средств массовой информации в современной РФ. Основные задачи и полномочия Роскомнадзора.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2017

    Свобода массовой информации: понятие, конституционная конструкция, законодательство. Первооснова свободы печати. Ответственность за воспрепятствование распространению продукции средств массовой информации, приостановление и прекращение их деятельности.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2012

    Основные положения избирательного права. Обязанности и права средств массовой информации во время избирательной кампании. Формы и порядок ведения предвыборной агитации. Ответственность средств массовой информации за нарушение избирательного права.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2013

Максимов Александр

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Зареченская средняя общеобразовательная школа

Собинского района Владимирской области

Тема исследования

Выполнили:

Обучающиеся 11 класса

Максимов Александр,

Фролов Сергей

Научный руководитель

Лисова С.В.

с.Заречное 2010г.

1.Введение с. 3

2.Цель исследования с.4

3.Задачи исследования с.4

4.Гипотеза исследования. с.4

5.Обзор литературы. с.5

5.1. Средства массовой информации как инструмент психологического воздействия на людей с-5

5.2. Психологическая эффективность воздействия на человека средств массовой информации с.8

6.Методика исследования с.18

7.Результаты исследования с.18

8.Выводы и комментарии. с.20

9.Заключение. с.22

10.Список литературы. с.22

11.Приложения.

1.ВВЕДЕНИЕ

Развитие информационного общества является одной из ведущих мировых концепций на рубеже тысячелетий. Сегодня мощь каждого государства определяется не столько индустриальным, и тем более не военным потенциалом, а в первую очередь способностью органично и своевременно вписаться в глобальное информационное пространство, активно создавать и использовать информационные ресурсы и знание - главный фактор благополучия в грядущем информационном веке.

Лидерами формирования информационного общества во многих странах выступают крупнейшие города, зачастую обладающие наиболее развитой информационной инфраструктурой и богатыми информационными ресурсами, владеющие самыми современными информационными и коммуникационными технологиями. И Россия, конечно, не исключение.

Формирование информационного общества - комплексная проблема, включающая как политико-экономические, социально-культурные, правовые так и технологические аспекты. В последнее время активно развиваются технологии, направленные на психологическое воздействие, психическую обработку, “промывку мозгов”. И в таких технологиях используют самые современные достижения науки и техники, в частности телекоммуникационные и компьютерные технологии. Причиной развития подобных технологий являются самые разнообразные потребности бизнесменов, политиков, педагогов, ученых. Данные технологии задействованы в таких общественно значимых феноменах и процессах как реклама товаров, политическая реклама, выборы, различные геополитические процессы, войны, прочие конфликты и т.д.

Целью данной работы является обсуждение широкого круга вопросов связанных с исследованием психологических воздействий электронных СМИ на человека.

Мы рассмотрим механизм такого воздействия, отметим некоторые психологические теории на эту тему, проанализируем проблему безопасности и защиты личности в условиях информационного общества, в котором все активнее эксплуатируются различные электронные СМИ (радио, телевидение, компьютеры, Интернет и т.п.).

В воздействии электронных СМИ на человека можно выделить как положительные моменты, так и отрицательные. Задача человека заключается в том, чтобы максимально полно воспользоваться всем положительным и избежать негативных, часто неконтролируемых последствий использования современных средств медиа, использующих радио-, теле-, компьютерные коммуникационные технологии.

2.Цель исследования

Исследовать уровень устойчивости различных возрастных групп к психологическому давлению СМИ и рекламы

3.Задачи исследования:

  1. Выявить наиболее часто используемые источники информации;
  2. Выявить наиболее популярные программы телевидения;
  3. Определить наиболее часто встречающиеся блоки рекламы на ТВ;
  4. Определить уровень доверия респондентов к различным источникам информации.

4.Гипотеза исследования:

Различные возрастные и социальные группы могут быть в разной степени подвержены психологическому воздействию СМИ и рекламы;

5.Обзор литературы

5.1. Средства массовой информации

как инструмент психологического

воздействия на людей

Газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет — все то, что принято называть средствами массовой информации, или сокращенно СМИ, — является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы так привыкли к их существованию, что совершенно не задумываемся о том, какое огромное влияние они оказывают на нас, на наше восприятие окружающей действительности и наше отношение к происходящему. Чем же обусловлена столь высокая значимость СМИ для современного общества?

Основные функции СМИ.

СМИ — это огромная сила, воздействующая на людей всех категорий. Наибольшим эффектом воздействия на аудиторию обладает, конечно, ТВ. Его технические возможности позволяют нам почувствовать себя участниками самых разных событий, происходящих во всех уголках земного шара. Наиболее оперативным считается радио: его аудитория велика, потому что радиопередачи часто используют как своеобразный фон, не мешающий работе. Периодические издания — газеты, журналы — имеют наилучшие возможности для аргументированного разъяснения чего-либо, хотя их аудитория всегда меньше, чем аудитория ТВ или радио.

Многие считают, что основной задачей СМИ является объективное отражение и освещение происходящих событий, однако просто информированием и отражением их роль в жизни общества не ограничивается. СМИ выполняют целый ряд социально-психологических функций, таких как:

  1. информационная;
  2. формирование общественного мнения и общественного настроения;
  3. воспитательная, влияющая на эталоны поведения и отношений;
  4. утилитарная, т. е. оказание помощи в решении различных практических задач;
  5. эмоциональная разрядка, развлечение. Рассмотрим эти функции более подробно. Главной функцией СМИ является, конечно же,

информационная. Именно из газет, радио и ТВ люди узнают о политических событиях в стране и мире, о новостях культуры и спорта, о чрезвычайных происшествиях и о погоде. Особенно возрастает роль СМИ в кризисные моменты общественной жизни, когда население особенно нуждается в информации о событиях или конкретных людях, их компетентной оценке.

Можно ли сказать, что СМИ работают открыто и объективно, сообщая лишь о фактах и новостях? По-видимому, это не совсем так. На самом деле через прессу, радио и ТВ мы чаще всего получаем не объективную информацию о событиях, а интерпретацию этих событий. С чем это связано?

Прежде всего, надо иметь в виду, что СМИ обеспечивают движение информационного потока преимущественно в одном направлении — от источника информации к ее потребителю — читателю, зрителю, слушателю. Корреспонденты, телеграфные агентства, эксперты, сведущие лица непрерывно обеспечивают газету или телеканал запасом более или менее объективных сведений, которые могут быть переданы широкой общественности.

Каждое СМИ имеет свои приоритеты, свое лицо, представляя интересы достаточно большой социальной группы — государства, партии, движения, общественной организации. Задача издания — отобрать из потока информации те сведения, которые, во-первых, имеют в данный момент наибольшее общественное звучание и, во-вторых, входят в круг интересов данной социальной группы. Такая пристрастность в отборе информации, по сути ее селекция, уже является интерпретацией исходного фактического материала. Дальнейшая подготовка к публикации делает его все более и более субъективным: теперь это уже не только сообщение о событии, но и личное отношение к произошедшему автора статьи или теле- (радио-) репортажа.

Например, сообщая о произошедшей катастрофе, одни СМИ всячески сглаживают остроту ситуации, избегают жестоких и пугающих подробностей, преуменьшают вину конкретных лиц и подчеркивают стихийность происшествия. Другие — наоборот, стараются обратить внимание общества на опасность случившегося, ищут доказательства вины ответственных лиц, показывают реальность и тяжесть последствий катастрофы. Одно и то же событие может быть представлено совершенно по-разному в зависимости от целей и задач того или иного издания. Примеров этого в нашей жизни, к сожалению, немало.

Следовательно, СМИ создают далеко не однородную, а то и вовсе противоречивую информационную среду. По данным Независимого социологического агентства, в настоящее время примерно 84 % населения черпают информацию из ТВ-передач, при этом лишь около 20 % ей полностью доверяют, остальные же доверяют частично либо вообще не доверяют. С чем это связано?

ТВ действительно предоставляет самую широкую и разнообразную информацию и в то же время дает ей самую противоречивую интерпретацию. Каждый телевизионный канал имеет свои симпатии и пристрастия и дает событиям свою оценку. Одно и то же происшествие может стоять на первом месте в выпуске новостей одного канала и остаться незамеченным другим каналом. Телезритель привыкает к неоднозначной оценке событий и фактов, даваемой телевидением, и, не имея реальной возможности получить достоверную информацию, испытывает определенную долю недоверия к телевизионным сообщениям.

Еще одной функцией СМИ является формирование устойчивого общественного мнения, появляются и развенчиваются кумиры, меняются социальные установки людей.

Эта функция СМИ обеспечивается публичностью, быстротой передачи и преходящим характером информации.

Передаваемое сообщение многократно умножается за счет технических средств и становится доступным громадным аудиториям. Именно поэтому так важен содержательный отбор информации, которая не должна противоречить признаваемым обществом или социальной группой нормам, ценностям, целям.

Быстрота передачи информации оказывается важной потому, что сообщения должны достигнуть аудитории как можно быстрее — во всяком случае, раньше, чем свою версию того же события даст конкурирующее средство массовой информации. Тому, кто первым сообщил о событии, значительно легче сформировать отношение аудитории к этому событию, в то время как «опоздавшему» придется приложить значительные усилия для изменения уже созданного мнения.

Быстрая смена событий, о которых сообщают СМИ, обусловливает преходящий характер передаваемой ими информации. То, о чем вчера говорили все, сегодня заботит только некоторых, а завтра об этом не упомянет ни одно издание. Отношение к событию, возникшее во время сообщения о нем, впоследствии с трудом поддается изменению, поскольку через несколько дней острота момента сглаживается и интерес аудитории к этому событию ослабевает. В памяти людей остается то отношение к факту, которое сложилось в первый момент.

СМИ выполняют также воспитательную и культурно-просветительскую функции, существенно влияя на эталоны поведения людей, стиль общественных отношений, стереотипы поведения. Ведущая роль здесь принадлежит телевидению. Художественные фильмы, публицистические программы и популярные ток-шоу, предоставляющие свою трибуну известным и авторитетным людям, оказывают заметное влияние на общественную жизнь. Возможность не спеша поучаствовать в обсуждении той или иной общественно значимой проблемы (пусть даже заочно, в качестве телезрителя или радиослушателя), узнать мнение других людей, получить определенное эмоциональное удовольствие от передачи, фильма, статьи — все это создает условия для эффективного и глубокого воздействия СМИ на психологические установки населения.

Утилитарная функция (от лат. utilitas — польза, выгода) СМИ состоит в том, что население имеет возможность получить информацию, которая помогает разрешать различные жизненные, социальные и бытовые проблемы. Потребность в соответствующей информации побуждает читателя, радиослушателя, телезрителя с интересом относиться к прогнозам погоды, рекламным сообщениям, рубрикам типа «Советы врача», «Сделай сам», «Кулинарные рецепты», «Советы автолюбителю», «Консультация юриста» и т. п. Без специальных исследований трудно оценить практическую ценность подобной информации, но определенную поддержку и ориентацию в море житейских проблем она, безусловно, дает. Не случайно многие люди вырезают из газет и журналов различные советы и рекомендации специалистов и бережно хранят их «на всякий случай», несмотря на то, что сейчас на прилавках книжных магазинов можно найти справочную литературу практически по любым вопросам.

Важное значение в процессе массового информационного воздействия имеет функция развлечения, эмоциональной разрядки, эстетического обогащения. Она направлена в первую очередь на компенсацию эмоциональных перегрузок, снятие психологического напряжения, предоставляя социально приемлемые пути и способы преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний, вызванных усталостью, тревогой и пр. Культурно-развлекательные программы, спортивные репортажи, художественные фильмы, викторины успешно справляются с этой задачей. Каждый из нас может припомнить случаи, когда увлекательный футбольный матч, веселая юмористическая программа, интересный фильм снимали усталость и раздражение, уменьшали беспокойство и тревогу, отвлекали и успокаивали.

Таким образом, мы видим, что реализация СМИ своих функций непосредственно связана с их воздействием на различные стороны психической жизни людей, особенно в тех случаях, когда речь идет о формировании общественного мнения по важным политическим и экономическим вопросам.

5.2. Психологическая эффективность

воздействия на человека средств

массовой информации

5.2.1. «Свой» канал, «своя» аудитория

Эффективность влияния СМИ находится в прямой зависимости от того, в какой мере им удается убедить читателя, зрителя или слушателя в том, что они « с ним », а не « против него », что их точка зрения совпадает с его установкой на то или иное социальное явление или событие. Реализация этой задачи требует четкого понимания того, какие именно социальные группы составляют аудиторию данного издания или канала.

Любая аудитория, в свою очередь, очень чутко реагирует на то, в какой мере та или иная программа или газета учитывает ее социальные, политические, моральные, этические, эстетические и прочие ценности. Точность отражения интересов, вкусов, возраста, культурного уровня той аудитории, к которой обращено данное издание, прямо влияет на расширение или сужение ее численности. Сообщение, получаемое от «своего», привычного канала информации, оказывается более значимым, чем сообщение, исходящее от канала, который данная аудитория не считает «своим», привычным, заслуживающим доверия.

Например, молодежные журналы беседуют со своими читателями простым, разговорным языком, используя подростковый сленг и затрагивая по преимуществу темы эстрадной музыки, моды, любви, дружбы. «Женские» журналы более спокойные, неторопливые, содержат материалы по домоводству, уходу за детьми, поддержанию здоровья, «душещипательные» рассказы о трудностях семейной жизни, а представленные в них модели одежды и причесок не столь экстремальны, как в молодежных изданиях. Аудитория «экономических» газет и журналов не интересуется бытовой прозой, она ждет от «своей» газеты серьезных аналитических материалов по финансовым и коммерческим вопросам, которые вряд ли будут интересны и понятны людям, далеким от бизнеса. Некоторые издания объединяют людей разных социальных групп, имеющих сходные интересы: любителей спорта, автомобилистов, дачников.

5.2.2. Психологические механизмы

эффективного влияния средств массовой информации на человека

Психологической основой эффективного воздействия СМИ на аудиторию является потребность людей в получении новой информации. Эта потребность находится в тесной связи с одной из главных потребностей человека — познавательной.

Потребность в новых впечатлениях и знаниях имеет для нас огромное жизненное значение. Именно она заставляет нас узнавать об изменениях в окружающем мире, накапливать и анализировать получаемую информацию, «встраивая» ее в уже сложившееся представление об окружающей действительности. Без этих знаний человек не смог бы выжить в постоянно меняющейся среде, не сумел бы приспособиться к ней, выбрать адекватное обстоятельствам поведение.

Очень трудно при нехватке информации принять правильное решение. Человек чувствует себя напряженным, растерянным, неспособным к активным действиям; вся его психическая жизнь дезорганизуется. Такое состояние сохраняется до тех пор, пока он не освоится в новой среде, не накопит знаний и опыта жизни в ней и не убедится, что его поступки становятся все более правильными, а жизнь — более безопасной.

Очевидно, что информационная потребность тесно связана с жизнедеятельностью людей в постоянно изменяющемся мире. Новые ситуации предъявляют новые требования, ставят новые задачи, решать которые можно, только обладая необходимой информацией.

Информированность всегда повышает эффективность любой деятельности. На удовлетворение именно этой потребности и направлена деятельность СМИ. Эффективность СМИ определяется тем, в какой мере они отвечают потребности людей в получении новой информации.

В СМИ используется целая система методов психологического воздействия: убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание. Все эти методы, за исключением убеждения, являются манипулятивными, т.е. подталкивающими людей к принятию «нужных» решений, совершению «правильного» выбора.

Слово манипуляция (от лат. та-nus — рука) в буквальном смысле означает движение рук при управлении каким-либо устройством. Прежде этим словом называли действия артистов-фокусников, связанные с ловкостью рук, с умением отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто.

Отсюда пошло и его переносное значение как ловкой проделки, махинации, подтасовки. В социальной психологии, политологии словом «манипуляция» называют систему приемов и способов психо логического воздействия на массовое сознание с целью навязывания людям каких-либо идей, подталкивания их к тем или иным решениям, поступкам.

Для того чтобы убедить людей в чем-либо, автор статьи или ТВ-передачи должен найти такие слова и доводы, которым они поверили бы. Убеждение срабатывает лишь в том случае, если доводы логичны, непротиворечивы и отвечают представлениям и чувствам данной конкретной аудитории. Достаточно небольшой, но очевидной для людей неточности или ошибочности информации, чтобы доверие к сообщению резко снизилось. Попытки убедить население в правдоподобии намеренно искаженной информации приводят к обратному эффекту — люди перестают верить и тем сведениям, которые соответствуют действительности.

Однако в том случае, если информация исходит от «своего» привычного канала либо от очень авторитетного человека, люди склонны принимать сообщаемые сведения на веру, без всяких доказательств, им легко внушить «нужное» отношение к происходящему. Особенно доверчивыми оказываются люди, не имеющие представления о психологических способах воздействия на человека.

Разновидностью внушения является воздействие на людей силой примера. Беря пример с кого-то, они подражают мнению или поведению авторитетного для себя человека, причем подражают совершенно сознательно. Умелое внушение преимуществ и достоинств определенного образа жизни, стиля оформления своей внешности или квартиры (например, телепрограмма «Квартирный вопрос») способно подтолкнуть людей к поступкам, продиктованным подражанием. Не секрет, что реклама задает стандарты жизни, заметно превышающие реальные возможности большинства населения. Это делается для того, чтобы побудить граждан ко все новым и новым приобретениям. Однако для многих людей, особенно молодых, эти стандарты незаметно становятся эталоном жизни. Если же человек неосознанно подражает кому-то, сам того не замечая, то речь идет уже о психологическом заражении. Этот прием психологического воздействия СМИ на аудиторию эффективен при условии выраженной эмоциональной насыщенности передачи, поэтому чаще применяется телевидением и радио, располагающими большими возможностями для организации эмоционального воздействия на людей, нежели печать. Именно из таких программ в сознание людей входят лозунги, словосочетания, речевые обороты, штампы, вносящие существенный вклад не только в строй языка, но и в способы мышления, осмысления действительности. Например, различные националистические идеи и лозунги, бездумно повторяемые некоторыми молодыми людьми постепенно становятся основой их мировоззрения, их видения мира.

История рекламы уходит в далекое прошлое, к эпохе появления первых СМИ — газет. Именно в них впервые был опробован и получил дальнейшее распространение новый — заочный — способ привлечения клиента. Купец, расхваливающий свой товар, держит его в руках и предлагает покупателю самостоятельно убедиться в его замечательных свойствах, в то время как газетная реклама выступает в роли посредника между продавцом и покупателем. Ее задача — привлечь внимание покупателя одним лишь описанием достоинств товара, сформировать у него потребность в этом товаре с тем, чтобы к продавцу он отправился уже не за раздумьями, а за покупкой. Именно поэтому и отношение к рекламе сначала было чисто утилитарным — в ней видели только средство рассказать потребителю о новых услугах или товарах.

Однако к началу 50-х гг. XX в., когда начали зарождаться основы рекламного бизнеса, была сформулирована главная цель рекламы — эксплуатировать и контролировать общественное сознание, манипулировать им, создавая у людей состояние информационной зависимости.

Как правило, в рекламе кроме основного информационного сообщения имеется и психологический подтекст. Рекламное сообщение всегда шире простого описания товара или услуги. Покупателя привлекает не столько сама новинка, сколько эффект, который она приносит. Например, реклама косме-

тических средств обещает вечную молодость и красоту, а реклама пива или шоколадных батончиков сулит море удовольствия и счастья. Дорогой автомобиль не только удобен и надежен, но и престижен, а новое лекарство мгновенно возвращает здоровье и радость жизни.

Специалисты в области психологии рекламы подчеркивают, что современная реклама — это не столько информация, сколько психологическое программирование людей. Так и нужно относиться к рекламе, в противном случае всегда будет существовать опасность, что она станет управлять нами не только в экономической, но и в нравственной сфере. Практически все рекламные тексты содержат в себе «подкрепляющие» фразы: «Имеешь право!», «Ты этого достойна», «Все в восторге от тебя!», «Все правильно сделал», «Добавь удовольствия», «Управляй мечтой!», «Позволь себе лучшее» и т. п. Многократное повторение этих лозунгов выполняет функцию психологического внушения, препятствуя критическому осмыслению самого рекламного текста. Опасность заключается еще и в том, что эти короткие призывы, на самом деле не имеющие никакого отношения к рекламируемому товару, фиксируются сознанием телезрителей легче, чем длинный и не всегда внятный текст самого рекламного сообщения. В результате у наиболее внушаемой части аудитории (а к ней относятся в первую очередь дети) может сформироваться некритичное отношение к себе как к человеку, имеющему право на все самое лучшее просто потому, что «все в восторге от тебя ».

Кроме того, не секрет, что телевизионная реклама демонстрирует уровень жизни, преувеличенный по сравнению с реальным уровнем жизни населения. Поэтому и запросы телезрителей становятся преувеличенными и побуждают людей к новым и новым покупкам.

5.3.3. Основы психологического воздействия на человека

В середине двадцатого века началось серьезное изучение того, без чего уже трудно представить нашу жизнь - рекламы и более широко средств массовой информации (СМИ). Мы сталкиваемся с рекламой повсюду - сидя дома перед телевизором, слушая радио - везде, где бы мы ни находились.

Некоторых людей раздражают постоянные рекламные ролики, появляющиеся посреди любимой телепередачи или повторяемые 100 раз за час по радио. Однако стоит обратить внимание на то, что как бы нам не нравилось это “засилие рекламы” - мы постоянно следуем ей - выбираем “Pepsi”, читаем “ТВ-парк”, покупаем телевизоры “SONY”, пользуемся услугами Столичного Банка Сбережений - да мало ли что еще. Не приходится говорить о том, что выбираем мы исключительно “отрекламированных” президентов - никто не поставит на “темную лошадку”. Причем одна реклама действует на нас более эффективно, чем другая.

Каждый человек объясняет этот парадокс по-своему. Но существует также и научная точка зрения, основанная на многолетних исследованиях, что делает ее более предпочтительной перед ненаучными, хотя нельзя с уверенностью сказать, что она является правильной.

Реклама в США играет жизненно важную роль как стимулятор экономического роста. Ее можно считать так же развлекательной стороной американской жизни, а многие из творений специалистов по рекламе относятся к подлинным произведениям искусства.

Психологическое воздействие на потребителей.

Журнал "Бизнес уик", комментируя кажущееся часто неразумным поведение покупателей, писал: "Люди действуют как будто неблагоразумно, в действительности же целесообразно. Их поведение приобретает смысл, если рассмотреть его именно с точки зрения их потребностей, целей и побуждений. В этом, кажется, и состоит секрет понимания людей и воздействия на них".

На пути увеличения спроса на товары стояли два сильнейших препятствия: первое - как будто полная удовлетворенность населения прежними приобретениями и второе - все возраставшая стандартизация продуктов, лишавшая их индивидуальных признаков.

Именно в то время забрезжили две новые идеи, подсказанные психологами: пропагандировать среди населения чувство недовольства тем, что у него есть, и все мерно побуждать ко все новым и новым покупкам; обратиться к стимулам, хранящимся в подсознании потребителей и энергично их эксплуатировать.

Общим психологическим принципом любого рекламного воздействия является его обращенность к потребности человека сделать свою жизнь лучше, легче и приятнее. Реклама создает иллюзию, что достичь этого можно очень просто — стоит только приобрести тот или иной товар, воспользоваться предлагаемой услугой. За примерами далеко ходить не придется — рекламные ролики сопровождают всю нашу жизнь. Вспомните счастливое семейство, наслаждающееся супом из пакетика, хозяйку, танцующую вокруг стиральной машины, глуповатых супругов, скупающих упаковки китайской лапши в надежде выиграть автомобиль, веселых и умных детей, съевших «полезные» печенье, творог или пищевую добавку «Йодомарин» и превратившихся в круглых отличников — гордость семьи.

Реклама предлагает самый простой способ решения житейских проблем: зачем прилагать усилия, тратить время и нервы, работать над собой, когда достаточно купить «чудесный» товар — и счастье наступит само собой. Такую позицию еще называют «психологией простых решений».Если же вас одолели более серьезные проблемы — разлад в семье, неудачи в работе, тяжелые болезни — не отчаивайтесь, вашу беду «руками разведут» бесчисленные ясновидящие и потомственные маги всех мастей.

Бороться за счастье и благополучие нелегко, и люди охотно передоверяют свою судьбу «специалистам», обещающим в одночасье решить все проблемы. Психологическая привлекательность подобного рода рекламы обусловлена ее нацеленностью на негативное эмоциональное состояние человека, попавшего в сложную ситуацию. Человеку порой трудно признать, что причиной случившегося являются его собственные ошибки, особенности характера, некомпетентность, т. к. это наносит ущерб его самооценке, его представлению о себе. Гораздо легче и безопаснее для самолюбия считать, что виноват кто-то другой, тот, кто тебя «сглазил», «напустил порчу», «околдовал». Обращение к магу можно рассматривать как способ психологической защиты собственного «Я», попытку сохранить благоприятное представление о себе. Если ситуация вдруг налаживается, человек считает, что маг помог ему, а если все остается по-прежнему, то утешением становится статус жертвы чужого коварства.

В различных исследованиях выявлены и другие механизмы рекламного воздействия. Так, установлено, что товары, рекламируемые в солидных или дорогих журналах, воспринимаются потребителями как более качественные, чем те, реклама которых помещена в дешевых изданиях.

Реакция человека на телерекламу в значительной степени зависит от того настроения, которое создается просмотром конкретной передачи. Реклама с эмоциональным фоном, соответствующим тону всей передачи, оценивается зрителями выше, чем реклама, расходящаяся с их настроением. Например, реклама косметики, которую демонстрируют эффектные, яркие модели, будет восприниматься лучше, если ее покажут во время какого-либо шоу или кинокомедии. Показ такой рекламы посреди грустной или тяжелой передачи, посвященной борьбе человека за нормальную жизнь после несчастного случая, приведшего к увечьям, может вызвать отрицательное отношение к ролику, герои которого кажутся слишком счастливыми и благополучными. Это явление в психологии называется когнитивным диссонансом, т. е. несовпадением ожидаемого и реального содержания информации.

Имеет значение и частота повторений рекламного ролика. Обнаружено, что продолжительное повторение одних и тех же рекламных сюжетов вызывает у потребителя чувство раздражения и протеста. Такой феномен называется износом рекламы. Меньшему износу подвержена реклама новых или малоизвестных марок, а товары известных фирм не нуждаются в часто повторяемой рекламе. В то же время узнаваемость и запоминаемость рекламы еще не гарантирует роста продаж.

Важную роль играет понимание потребителем рекламного сообщения. Иногда рекламные сюжеты оказываются столь абстрактными и образными, что люди с трудом улавливают смысл сообщения. Непонимание сильно снижает убеждающую силу рекламы. В дальнейшем мы подробно проанализируем психологические условия эффективности рекламы.

Мягкая реклама умело актуализирует у человека значимую для него потребность, создает вокруг своего товара благоприятную эмоциональную атмосферу, окружая его ореолом привлекательности. В качестве примера можно привести рекламу детских товаров, трогательно и забавно показывающую веселых малышей, с аппетитом поглощающих фруктовые пюре и йогурты, без всяких огорчительных неожиданностей играющих на полу и на диване и подолгу гуляющих на морозе. Здесь может и не быть прямого призыва купить товары конкретных марок, однако счастливый вид здорового ребенка убедит любую маму, что именно они являются наилучшими средствами ухода за малышом.

Недобросовестная реклама, согласно Закону о рекламе, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других марок, вводит потребителя в заблуждение посредством имитации или прямого копирования идеи, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных и звуковых эффектов рекламы других товаров, злоупотребляет недостатком опыта и знаний у потребителей, скрывает часть существенной информации.

Сюда же относится реклама низкопробных подделок под изделия известных фирм, которая наносит миллиардный ущерб таким гигантам, как Sony, Panasonic, Parker, IBM, TDK и другим лидерам в производстве высококачественных товаров. Изготовители фальшивок уходят от ответственности за счет изменения одной буквы в написании названия фирмы-изготовителя, справедливо полагая, что покупатели в большинстве своем ненаблюдательны, невнимательны, а то и вовсе не слишком грамотны. Нам всем доводилось видеть товары с чуть измененным логотипом известных марок: «Versani» вместо «Versaci», «Kenko» вместо «Kenzo», «Soni» вместо «Sony» и т. п.

К этому же типу относится реклама лекарств, не упоминающая о наличии у них побочных эффектов. Например, реклама лекарственных средств «Колдрекс», «Фервекс» уверяет, что они мгновенно излечивают от простуды и гриппа. Герои рекламных роликов, тяжко страдающие от высокой температуры, кашля и насморка, выпивают чашку чудесного снадобья и, полные сил и здоровья, отправляются на каток. Средства эти очень сильные и действительно на время снимают симптомы заболевания, улучшая самочувствие и создавая иллюзию выздоровления. Через несколько часов, когда действие лекарства заканчивается, самочувствие вновь ухудшается, провоцируя больного на прием новой порции тяжелого для организма препарата. Главный удар такое «излечение» наносит по сердцу, почкам и печени, но люди, далекие от медицины, об этом не подозревают. Подобные средства можно принимать лишь изредка, разово, когда по каким-либо веским причинам человек действительно не может себе позволить пропустить важное мероприятие, но об этом в рекламе нет ни слова.

Почему люди верят ложной рекламе? Однозначный ответ на этот вопрос дать трудно, но можно предположить, что в основе такой доверчивости лежит все то же стремление к поиску легких решений жизненных проблем. Именно поэтому люди не дают себе труда внимательно вчитаться в текст объявления, заметить его нелепость или нелогичность. Хотя надо отдать должное мошенникам, иногда рекламный текст составлен очень умело, и даже искушенные люди порой попадают впросак.

2. Воздействие электронных СМИ на население

Какие же информационно-психологические воздействия мы имеем в виду?

Во-первых, речь идет о воздействии на индивидуальное сознание человека как гражданина, как субъекта политической жизни, обладающего правосознанием и менталитетом, духовными идеалами и ценностными установками. Гражданин - это сознательный субъект отношений с властью, строящий свое жизненное поведение в зависимости от того, насколько он этой власти доверяет.

Политическая реальность нашей жизни такова, что любые информационно-психологические воздействия, осуществляемые через каналы СМИ или межличностного общения (например, слухи), являются манипулятивыми по сути дела, а нередко инструментами провокации. И если к манипулятивной природе воздействия электронных СМИ большинство населения привыкло, признает их цивилизованными средствами политико-психологической борьбы и к ним уже выработан политический иммунитет и приемы личностной психологической защиты, то с анонимными сообщениями, запущенными по Интернету, дело обстоит сложнее. Хотя использование глобальной сети электронных коммуникаций только набирает силу, в Интернете уже вольготно расположились политические авантюристы, пропагандисты, разжигатели слухов, лишенные доступа к официальным СМИ. Очевидно, политические манипуляции через Интернет следует рассматривать как объект международно-правового регулирования, и рано или поздно придется решать вопросы электронного цензурирования на интернациональном уровне, несмотря на все провозглашенные декларации о свободе информации.

Нельзя не отметить, что современные электронные телекоммуникации способствуют приобретению средствами массовой информации такого высоко ценимого качества, как интерактивность. Интерактивные передачи и материалы вызывают повышенный интерес у слушателей, читателей и зрителей, а в качестве желанного побочного эффекта привлекают рекламодателей. Любая тематика, которая привлекает общественное внимание, служит предметом обсуждения в многочисленных телеконференциях, или ньюс-группах Интернета.

Во-вторых, речь идет об информационных воздействиях, прямо угрожающих физическому или психическому здоровью человека. Такие воздействия на протяжении многих лет формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствующих росту психических заболеваний. Сектантское проповедничество, распространение мистических и эзотерических учений и практик, магии, целительство, шаманство и т.п. по Интернету приобрели угрожающий размах. Как результат - социальная и личностная дезадаптация, а в ряде случаев - разрушение психики человека.

Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант социализации, а это значит, что в условиях информатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека.

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности.

В качестве воздействия на личность могут выступать:

Целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния людей;

Распространение недостоверной, искаженной, неполной информации;

Использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.

Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации.

Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять “зомбирование”.

За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении - компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах.

Существует два смысла понятия информационный образ жизни:

1. образ жизни людей в информационном обществе, где все стороны жизни в значительной степени пронизываются информационными отношениями, базирующимися на современных информационных технологиях;

2. информационный аспект образа жизни.

Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря.

3 . Методика исследования

  1. Социологический опрос с целью выявления наиболее популярных источников информации;
  2. Опрос с целью выявления наиболее популярных каналов;
  3. Мониторинг телевизионных программ с целью выявления наиболее часто встречающихся блоков рекламы на наиболее популярных ТВ каналах.
  4. Анкетирование для определения уровня доверия респондентов СМИ и рекламе.

(см. приложение 1)

Результаты исследования.

Результаты опроса по оценке использования различных источников информации респондентами позволили выявить следующее

  1. наиболее часто используемыми источниками информации у юношей являются: друзья и родственники (94.2%), учеба (59%), телевидение (47%)
  2. у девушек- телевидение -69%, друзья и родственники -68%, учеба-67%.
  3. у педагогов- книги-37%, газеты и журналы -37%, работа-26%, телевидение -21%.
  4. Интернет как источник информации используют 36,5 % девушек, 23,5% юношей, 15,8 % педагогов, в целом по региону этот процент составляет 7% для молодежи.
  5. Рекламу как источник информации рассматривают 5 % девушек, 12% юношей. Педагоги не используют рекламу как источник информации.

Вывод: В молодежной среде наибольшей популярностью пользуются такие источники информации, как друзья и знакомые, учеба, телевидение, в меньшей степени - Интернет и книги.

Показательно, что от 5 до 10 % молодых людей воспринимают рекламу как источник информации!.

Результаты опроса по выявлению оценки уровня достоверности различных источников информации показали следующее:

  1. наиболее достоверным источником молодежь считает друзей и родственников (100% юношей и 79% девушек),
  2. второй по достоверности источник -учеба (87% юношей и 63% девушек),
  3. Книги - 52%
  4. телевидение - 47% девушек и 17 % юношей
  5. Интернет- 42% девушек и53% юношей
  6. Педагоги наиболее достоверными источниками считают книги (47%) и работу (37%), Интернет-21%.
  7. Рекламную информацию как достоверную воспринимают 10% девушек и 5% педагогов, 0% юношей.

Вывод : Среди молодежи считается наиболее достоверной информация, полученная от друзей и родственников (видимо - и более важной!),

На втором месте -информация полученная в ходе учебы, на третьем -из книг и телевидения.

Педагоги считают книги наиболее достоверным источником информации, а вот друзьям и родственникам доверяют только 10%!

От 5 до 10 % респондентов воспринимают рекламную информацию как достоверную.

Результаты опроса по выявлению наиболее популярных ТВ -каналов позволили выявить следующее:

  1. Наиболее популярным является канал ОРТ (для всех респондентов);
  2. Второй по популярности, девушек -ТНТ, у педагогов -РТР;
  3. у юношей первый по популярности -РенТВ, девушки поставили его на 5 место, педагоги (женщины) -не смотрят совсем;
  4. Большой популярностью у девушек пользуется МузТВ, у юношей - спортивный канал;
  5. У педагогов вторым по популярности является канал РТР, молодежь его поставила на 6 место.

Вывод: Большинство ТВ-каналов рассчитаны на определенную аудиторию зрителей (молодежные каналы, «мужские», «всенародные»).

По результатам исследования структуры рекламы на различных ТВ -каналах можно сказать следующее:

  1. Частота различных видов рекламы на разных каналах ТВ отличается довольно сильно:
  2. Так, на ОРТ(«общенародный канал») чаще всего рекламируют продукты и косметику (47% от общего числа рекламных роликов),
  3. На НТВ- продукты, технику, лекарства (причем, реклама детских товаров отсутствует, т.к.канал считается «мужским»);
  4. На ТНТ (молодежный канал) наиболее популярны реклама косметики и техники (преимущественно сотовых телефонов);
  5. На ТВ3 (кино-канал) львиная доля (48%) принадлежит рекламе чистящих средств -настоящий «мыльный» канал;

Выводы и комментарии.

От 5 до 10 % респондентов воспринимают рекламную информацию как достоверную, в то же время подавляющее большинство респондентов (от 90 до 100%) считают рекламную информацию недостоверной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление информации в качестве потребительских благ ведет к качественным сдвигам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель жизнедеятельности индивидов. В условиях информационного общества важную роль начинают играть не просто материальные и духовные блага, а организационно-информационные факторы - “порядки”. Уровень и образ жизни начинают зависеть не столько от количества полученного хлеба, мяса, одежды, книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования.

Однако стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому, что значительное количество людей “потеряется” в этом море изобилия, включится в гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради развития человека. Может минимизироваться деятельностная и максимизироваться потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, приведет к деградации общества.

Список литературы

1. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,1993, с. 19-20.

3. Психология. Под ред.И.В.Дубровиной М,. «МОДЭК», 2005.с. 130-170.

4. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.1991, с.32-33.

5. Соколова И.В. Проблемы становления информатики как учебной дисциплины // Социальная информатика - 95, М., 1995, с.19-22.