Воображение и воля. Блаватская Е.П Вера — вершина магической пирамиды


Атлант, держа скалу, вдруг громко произнёс:
Ты знай, орёл, себя я в жертву неспроста принёс
Удел сей добровольный выбор духа моего
И сила воли – мне поддержка от него.

Быть атлантом по жизни, удерживая равновесие собственного мира, довольно непростая задача.

Но, если приобрести определённые навыки, то не такая уже и неосуществимая.

Так что же это за магическая формула, заключённая в двух словах сила + воля и в сумме действующая словно ракетный удар или, наоборот, сохраняющая полное безмолвие и спокойную выжидательную позицию? Попробуем разобраться вместе.

СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА СИЛЫ ВОЛИ

Как часто мы слышим словосочетание сила воли, и как трудно нам порой совладать с собой, чтобы сделать что-то очень важное или необходимое, если оно требует от нас некоторых усилий, идущих вразрез с нашими желаниями.

Быть сильным и волевым или уверенной и настойчивой не всегда легко. И дело здесь не только в наличии личного мужества и самоконтроля. Нужно ещё нечто стимулирующее и мотивирующее нас настолько, чтобы мы проявляли готовность, переходящую в волевое действие.

Сила воли – это свойство личности, интегрируемой и руководимой душой.

Сила – это качество личности, воля – проявление души.

Сила без воли – это ленивая дама, совершающая усилия лишь в необходимости удовлетворения и потакания собственным слабостям, даже если они в мужском теле. Конечно, так обстоит дело с той силой, которая дремлет и не используется человеком, часто именуясь бессилием.

Вместе с тем, сила – это потенциальная энергия природы. Воля – это энергия личности. Вместе с силой воля образует динамичную энергию, проявленную конкретным индивидом в действии.

Качество воли – это осознанность и сознательная направленность . При этом осознанность – это осенение + знание + ответственность. В свою очередь ответственность – качество души, которое становится достоянием личности, когда та начинает руководствоваться любовью-мудростью. Но, такая ответственность не бывает навязчивой или неосознаваемой, а есть прерогатива зрелой личности.

В противоположность ответственности выступает обязанность , как «обязательная ответственность» или точнее, обвязанная путами бессознательности ответственность, что уже само по себе есть нонсенсом ибо ответственность – качество добровольное и всегда осознанное.

Таким образом, воля всегда первична по отношению к силе, как душа к личности , при этом инициируя личность и отдавая ей все бразды управления, и вручая опыту исполнительную роль ведущей динамичной энергии. Но эта роль всегда условна, ибо личность всегда ведома вне зависимости от степени её осознания управляющей и контролирующей роли души.

Сила воли – это устойчивая связка или звено в цепи причинно-следственной связи, именуемой человеком судьбой или жизнью. Как она будет проявлять себя, в полной мере зависит от .

Чем более интегрирована личность с душой, тем устойчивее сила воли , проявляющаяся как управляемая энергия: от динамичной и активной, до практически неподвижной, сохраняя при этом определённую степень уравновешенности.

Когда человек ощущает бессилие или по какой-то причине его сила не способна что-либо преодолеть, значит, его воля либо спит и не пробуждена, либо личность игнорирует волевой потенциал.

Когда мы говорим, что сила – физическая величина, мы отсекаем самую важную её часть – духовную, которая лежит в основе любого её проявления.

Без силы воли невозможно преодолеть любые ограничения и невозможности. Однако не всегда сила духа имеет прямую взаимосвязь с физической силой и примеров тому множество.

СИЛА ВОЛИ И СВЯЗЬ С ДУШОЙ

Самое сложное в том, чтобы сила воли была проявленным действующим “агентом” человека – это уметь устанавливать устойчивый контакт с душой.

Как свидетельствует эзотерическая психология, связь с душою осуществляется через две её “нити” – “нить жизни” и “нить сознания”. “Нить жизни”, буквально, закреплена в сердце, точнее, в его эфирном аналоге через вилочковую железу. “Нить сознания” связывает душу человека со всеми его физическими проводниками через шишковидную железу.

Сила воли в своей лучшей душевно-личностной упряжке всегда осознанно-естественна. Поэтому лёгкость восприятия есть отличительной чертой наряду с пониманием необходимости производимых действий, какими бы нелицеприятными они не казались. И здесь на арену выходит воля, как сила побуждающая и созидающая.

В таком дуэте нет стенаний и сомнений, ибо, есть внутреннее разумение, видящее и прозревающее бо льший план и цель. И это уже, по сути, идеальное сочетание силы и воли, если такое вообще возможно в принципе.

Как я уже отмечал ранее, сила воли – это сознательное, а значит умственное действие. Поэтому на передний план выходит не столько сама способность мышления,а прежде всего культура мышления – culture cogitandi.

“Сила воли представляет собой культуру и умение мышления, способность управлять своим мысленным миром, контролируя движения образов”. – Ю. М. Орлов.

Иными словами, культура мышления предполагает развитый ум/интеллект с одной стороны – конвергентное мышление, а также способность к свободному, дивергентному мышлению.

СТАДИИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Для того, чтобы понять как развивать и укреплять силу воли, необходимо рассмотреть сам волевой акт и его стадии. Их всего пять:

  1. Побудительная стадия, включающая в себя:

а) цель; б) намерение; в) мотивация); г) оценка; д) размышление.

2. Принятие решения и взятие на себя ответственности.

3. Убеждённость в правильности выбора (декларирование самому себе о том, что “пусть будет так”).

4. Планирование и организация действия/деятельности, исходя из запланированной программы.

5. Осуществление программы/деятельности.

Так или иначе, одного волевого усилия и программирования недостаточно, ибо часто есть необходимость восполнить дефицит побуждения к действиям при отсутствии достаточной мотивации, а также выбор мотивов, целей и видов действия при их конфликте.

В таких случаях возможно изменить смысл действий, наполнив их более ценностным значением, что соответственно приводит, как к изменению побуждения, так и переоценку мотива, заимствование дополнительных мотивов к действию, а также предвидение и переживание последствий действия через использование воображения.

Иными словами в этом случае воля оказывается в одной упряжке с воображением. Ведь не секрет, что воля – это сознательный акт, соответственно изменяющий сознание через самосознание, а воображение имеет доступ к глубинам подсознания.

Именно воображение даёт толчок воле через громадную энергию, содержащуюся в подсознании через задействование правого, творческого полушария, месте синтеза внешнего восприятия личности с её внутренним состоянием. Так происходит гармонизация левого – логического, конкретного и рационального с иррациональным и креативным правым полушариями.

Причём во взаимодействии воли и воображения роль первой скрипки принадлежит именно воображению, даже если они противопоставляются друг другу.

К примеру, если нам предстоит по доске в длину около десяти метров и в ширину 30 см через неглубокий пруд, то мы легко справимся с этой задачей. Но если то же самое нам нужно проделать над зияющей пропастью, воображение включит механизм/инстинкт самосохранения, запуская неминуемого падения.

Данная способность к воображению и представлению неподвластна воле. Поэтому важно учитывать данный фактор при любом волевом усилии, развивая способность, как к позитивному мышлению, так и работе с воображением.

“Сила воображения движет силой притяжения. Когда наше воображение захватывает какая-либо идея, нас неуклонно тянет к ней, несмотря на то,что наша воля, быть может, предпочитает нечто противоположное” – Д-р Эмили Кюи.

Как я уже писал, добавьте к воображению и он парализует волю. Поэтому таким значимым представляется работа с подсознанием по , и других гнетущих и деструктивных эмоций.

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ВОЛИ ИЛИ ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

Отрывок из цикла “ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА” о развитии силы воли:

Ученые недавно выяснили, что сила воли - вполне измеряемый ресурс. В процессе использования она истощается. Когда ешь определенные продукты - увеличивается. А еще ее можно накачать!

Катя Чекушина

Задумывался ли ты, сколько желаний среднестатистический житель большого города испытывает в течение дня? Ученые из Вюрцбургского университета недавно ответили на этот вопрос с доскональной точ­ностью. Двести человек в течение недели носили с собой специально запрограммированные смартфоны, которые периодически издавали резкий звук, после которого участники эксперимента должны были сообщить ученым, хочется ли им чего-либо в этот момент и чего именно.

Выяснилось, что примерно три четверти времени бодрствования современный житель мегаполиса испытывает желания, причем, увы, самые примитивные. Чаще всего людям хочется что-нибудь съесть. На втором месте - поспать. На третьем - отвлечься от работы, поиграв в какую-нибудь компьютерную игрушку или проверив социальную сеть. Наконец, на непризовом четвертом месте находятся сексуальные фантазии. Нет, мы, конечно, и без немецких ученых прекрасно знаем, что до нирваны нам всем очень далеко. Да и черт с ней! Нас интересует другой любопытный факт: треть всех испытываемых желаний современный человек признает вредными и пытается им противостоять (при этом лучше всего у нас получается отказываться от сна, секса и случайных покупок, а хуже всего - от прокрастинации на работе). Получается, четверть всего нашего времени мы сопротивляемся соблазнам, используя ту самую силу воли.

Воля к победе

Что же это такое? Американский профессор Рой Баумейстер утверждает, что сила воли - основополагающее качество в судьбе современного человека. Карьера, здоровье, семья, накопления на старость и количество друзей - все это в твоей жизни определяет именно она. В принципе, звучит логично, поскольку исключительно сила воли заставляет тебя работать на износ и не грубить шефу; она же ведет тебя в спортзал; помогает трезво оценить последствия семейного скандала и простить, когда на самом деле хочется сесть в машину и уехать навсегда из этого ада; наконец, именно с ее помощью ты в дождливый вечер бросаешь ужин и свежескачанный сезон любимого сериала, чтобы поехать к менее волевому другу, который наорал на шефа, послал жену и собирается пропить все свои накопления.

Конечно, не исключено, что когда ты, весь такой положительный, богатый и семейный, соберешься на пенсию, то поймешь, что жизнь попросту прошла мимо. Однако мы сейчас не об этом. Вернемся к американским ученым, которые получают свою немалую зарплату именно потому, что не довольствуются логическими рассуждениями, а проводят всякие любопытные эксперименты. Как раз недавно были опубликованы результаты одного 30-летнего исследования, которое замеряло влияние силы воли на судьбу человека. Эксперимент начался в Стэнфордском университете, штат Калифорния, в 1972 году.

Профессор Уолтер Мишелл решил установить возраст, в котором у детей впервые проявляется сила воли. Он собрал обширную группу сладкоежек от 4 до 6 лет и каждого подопытного по очереди запустил в пустую комнату, посреди которой стоял стол, а на столе - тарелка с кусочком зефира маршмэллоу.

Ребенку было сказано, что лакомство можно съесть в любой момент, однако, если он дождется возвращения дяди-ученого, то получит вторую такую же. Многие клали зефир в рот, едва только взрослый уходил за дверь, но были и те, кто прождал долгих 15 минут, чтобы получить заслуженную награду (среди 6-летних, как и подозревал профессор Мишелл, таких оказалось больше).

На этом эксперимент должен был бы завершиться, если бы в нем участвовали случайные дети. Однако в числе подопытных оказались дочери профессора, а также их друзья, соседи и одноклассники. Дочки обсуждали с папой успехи других детей, и Мишелл заметил четкую закономерность: те, кто когда-то в эксперименте дождался награды, лучше учились в школе, у них было больше друзей, они реже попадали в неприятные истории.

Спустя 34 года профессор снова собрал своих подопытных и подтвердил эти наблюдения статистически: «волевые» были более здоровы, достигли больших успехов в жизни, реже становились одинокими родителями и попадали в тюрьму.

Итак, теорема доказана. Воля ведет нас к успеху. Однако что делать людям безвольным, например поедающим уже третью зефирину, вместо того чтобы писать нужную и полезную статью? Нам на помощь приходит ранее упомянутый доктор Баумейстер, который утверждает, что свою силу воли можно регулировать самостоятельно. И воздержание от зефира, кстати, не самый плохой способ!

Для начала узнай, насколько все плохо у тебя

Тест: Сильна ли твоя сила воли?

Тест

Сильна ли твоя сила?

1/15

Сможешь ли ты за один присест завершить нудную работу, если у тебя есть возможность безболезненно устроить себе перерыв?

Продолжить

Эксперимент доктора Баумейстера

В самом начале 2000-х годов профессор Баумейстер провел довольно простой эксперимент. Он собрал студентов-добровольцев, которым было велено не есть за несколько часов до проведения теста.

Подопытных разделили на две группы. Одну из них оставили в покое, а другую провели в комнату, где на столе стоял поднос с шоколадным печеньем и миска мытой редиски. Половине из тех, кто зашел в комнату, разрешили угощаться печеньем, а другой половине предложили редис. После этого доктор Бау­мейстер покинул комнату и с по­мощью камер наблюдал, как поедатели редиса завидуют черной завистью тем, кому досталось шоколадное лакомство. Впрочем, правила никто не нарушил. После этого все студенты, включая тех, кто даже не подозревал об искушении печеньем, были собраны в одной аудитории, где им предложили решать довольно сложные математические задачи - «столько, на сколько хватит терпения». В результате те, кто ел печенье, и те, кто вообще ничего не ел, потратили на задачи примерно одинаковое количество времени. А вот обиженные редисоеды ушли из аудитории почти в два раза раньше!

Из этого профессор Баумейстер заключил, что сила воли имеет свойство истощаться от активного использования: тем, кому пришлось отказываться от печенья, не хватило настойчивости долго мучиться с задачами.

Впоследствии этот вывод был подтвержден многочисленными похожими экспериментами. В частности, профессор обнаружил, что необходимость делать выбор истощает силу воли точно так же, как необходимость от чего-либо воздерживаться. Подопытные студенты, которым перед решением задач предлагали в течение часа отвечать на вопросы о том, какой подарок они предпочитают в конце эксперимента (футболку или ароматические свечи? Футболку какого цвета? А может быть, ежедневник?), ушли из аудитории гораздо раньше, чем контрольная группа. Возможно, это связано с тем, что мы психологически воспринимаем выбор как упущенные возможности, так что студентам, выбиравшим подарок, пришлось последовательно отказаться от целого списка хоть и маленьких, но желаний. Кстати, это объясняет психологическую усталость от шопинга, когда под конец ты абсолютно безволен и готов купить хоть шубу, хоть занавески, хоть чужого ребенка вместе с цветными мячиками из детской комнаты, лишь бы скорее убраться из этого проклятого торгового центра.

Вечер трудного дня

Шопинг в современном мире вообще является одним из основных испытаний воли. Например, есть теория доктора Дэна Спирса, экономиста из Принстона, который утверждает, что для бедных даже поход в продуктовый магазин - это время критических решений, ведь каждая покупка в их корзине съедает серьезную часть бюджета. В итоге малоимущие оказываются пойманными в замкнутый круг: каждый день они вынуждены принимать столько жизненно важных решений по поводу покупки самых примитивных вещей, что у них просто не остается силы воли, чтобы потратить ее на образование, работу, воздержание от алкоголя и другие возможности социального роста.

Доктор Спирс, может, и перегибает палку, однако совершенно очевидно, что продуктовые списки и закупки на неделю, к примеру, помогут тебе значительно сэкономить не только время, но и силу воли.

Вообще, отношение к своей силе воли (то есть к способности принимать взвешенные решения с заделом на будущее и противостоять соблазнам) как к ограниченному ресурсу заставляет совсем иначе смотреть на вещи. Например, начинаешь понимать, как важно никогда не оставлять важные решения на после того, как разберешься со всякой мелочевкой. А еще, каким бы ты ни был полуночником, лучше воздерживаться от вечерних совещаний, на которых именно тебе предстоит что-то решать. Ведь твою истощенную волю легче всего сломить именно в конце дня, четверть которого, как известно, уходит на противостояние всяким мелким желаниям. Хотя тут может случиться перекос совсем в другую сторону.

Например, стастистика израильских судок показывает, что просьбы о помиловании, рассмотренные в утренние часы, удовлетворяются в 70% случаев, а в вечерние часы - всего в 10%.

Для судьи истощение силы воли выражается в отказе от принятия решения вообще и стремлении оставить все как есть.

Во всяком случае, вечер - не время взвешенных решений. Что, впрочем, может играть и в твою пользу, если решение, к примеру, предстоит принять девушке…

Доза глюкозы

Тем временем профессор Баумейстер не остановился на достигнутом и в 2006 году задумал еще один эксперимент, который, правда, закончился провалом, однако позволил сделать совершенно неожиданные выводы. К этому времени у Баумейстера родилась «теория Марди Грас»*, которая гласила, что кратковременное погружение в бесконтрольные удовольствия способно усилить силу воли человека.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика: « Марди Грас, или Жирный вторник, - это неделя карнавалов и обжорства, которая проводится в Северной и Южной Америке перед весенним постом и, по сути, напоминает русскую Масленицу »

Проверить свою новую теорию профессор решил по старой технологии - с помощью унылых математических задач и голодных студентов, которые должны были их решать, пока хватит сил. Треть подопытных перед экспериментом получали жирный молочный коктейль со взбитыми сливками и вишенкой, еще треть - безвкусный протеиновый напиток, напоминающий прозрачную слизь, а конт­рольная группа мучилась над задачами на голодный желудок. Как мы уже сказали, эксперимент с треском провалился: те, кто пил коктейль, и те, кто употреб­лял безвкусный напиток, показали абсолютно одинаковый результат, который, впрочем, отличался от контрольной группы в лучшую сторону.

Таким образом, выяснилось, что удовлетворение желаний и погружение в удовольствие никак не увеличивают силу воли, но ее явно увеличивает сытый желудок.

Еще несколько экспериментов доктора Натана Де Уолла, когда подопытным давали лимонад с сахаром или сахарозаменителем, подтвердили: доза глюкозы, принятая перед испытанием, значительно повышает силу воли человека и помогает ему в течение более долгого времени принимать эффективные решения. Чуть позже в центре Тода Хезертона провели похожие опыты, сопровождавшиеся сканированием мозга. Оно показало, что глюкоза способствует угасанию активности в так называемых мозговых «центрах удовольствий», которые отвечают за предрасположенность человека к получению немедленной награды, и повышают активность центров, которые контролируют импульсивное поведение. То есть глюкоза помогает нам отложить получение быстрой и очевидной, но малой выгоды ради более выигрышной долгосрочной стратегии, для чего, по сути, и служит сила воли.

Если вернуться к аналогии с шопинг-усталостью, глюкоза - именно то, чего так не хватает нашему мозгу в конце долгого похода по магазинам. Производители сладостей, которые размещают свой товар у касс, поняли это без всяких экспериментов со сканированием мозга.

Итак, вот еще одно правило для принятия ответственных решений или иного проявления силы воли: убедись, что ты делаешь это не на голодный желудок. Правило, впрочем, старо как мир: всем известна агрессивность и невосприимчивость голодных начальников, которые на самом деле просто не хотят делать выбор в пользу долгосрочной, но рисковой стратегии и предпочитают, как израильские судьи, быстро и безопасно отказать, чтобы скорее удовлетворить более насущные желания.

Следить за стабильным «питанием воли» довольно просто: наш мозг, как правило, сам сигнализирует о недостатке глюкозы чувством голода или желанием съесть шоколадку. Однако тем, кто не любит сладкое или привык не замечать голод, придется заняться более глубоким самоанализом. Есть и другие признаки «усталости воли» - например, повышенная раздражительность, стремление обострить конфликты, более острое восприятие неудач, желание купить что-нибудь ненужное. Все это может свидетельствовать о том, что твоя воля находится не в лучшей форме. И об импульсивных решениях, принятых в данный момент, ты потом очень сильно пожалеешь.

Накачать волю

В конце концов доктор Баумейстер пришел к выводу, что сила воли, как и мускулы, не только подвержена усталости и требует питания, но и нуждается в тренировке. Накачивать волю помогают любые примитивные упражнения на самоконтроль. Например, опытная группа, которую попросили в течение недели постоянно следить за своей осанкой и не горбиться (классическое упражнение на силу воли, известное всем нашим мамам), по прошествии этого срока показала лучшие результаты в испытаниях на настойчивость, чем люди, прожившие эту неделю в свое удовольствие. Также известно, что канонически верующие люди, привыкшие к исполнению регулярных ритуалов вроде намаза или медитаций, в целом гораздо лучше проходят тесты на силу воли, чем неверующие. Хотя канонически верующие в нашем мире соблазнов - это вообще люди особенные. От них всего ожидать можно.

Если уж на то пошло, среди бесконечных современных гаджетов даже есть специальные тренажеры силы воли. Например, всевозможные шагомеры, счетчики калорий и программы, которые следят, сколько времени ты проводишь на непрофильных сайтах, чтобы в момент, когда ты перебрал свой лимит, выкинуть тебя из Сети. Этакие заменители совести, которые напоминают тебе регулярно применять силу воли.

Кстати, поскольку мы тебе друзья и в некотором роде заменители совести, то будем откровенны: лимит на прокрастинацию с нашим сайтом исчерпан. У тебя за это время должно было скопиться изрядное количество силы воли, и ее ждут великие свершения!

В теории Т. Рибо о волевых процессах мы находим ответ на главный исходный постулат нашей теории - всё в профессии актёра начинается в воображении. Т. Рибо считает волевую деятельность аналогичной деятельности творческой и связывает волевое действие с творческим воображением.

Рибо пишет: «Какая из форм деятельности духа наиболее аналогична творческой деятельности? Волевая деятельность, - отвечаю я без малейшего колебания. Воображение в области интеллекта эквивалентно воле в области движения.

    Волевая сила устанавливается медленно, прогрессивно, встречает препятствие. Индивидуум должен стать господином своих мускулов и при их посредстве распространить свою власть на другие предметы. Рефлексы, инстинктивные движения и движения, выражающие эмоции, являются первоисточниками преднамеренных движений... Она господствует по праву победы, а не по праву рождения, таким же образом и творческое воображение не является во всеоружии. Материалом для него служат образы, являющиеся здесь эквивалентом мускульных движений; творческое воображение тоже проходит через период попыток. Вначале... оно всегда подражательно и только постепенно достигает свойственных ему сложных форм. Это первое сближение - не самое существенное.

    Есть аналогии более глубокие: прежде всего полнейшая субъективность как воли, так и творческого воображения. Воображение субъективно, индивидуально, антропоцентрично. Оно стремится от внутреннего к внешнему, к объективированию. Знание (интеллект в полном смысле слова) обладает противоположными чертами: оно объективно, безлично, получает материал извне. Для творческого вообра-

жения регулятором служит внутренний мир, здесь внутреннее преобладает над внешним. Регулятором знания является внешний мир, внешнее преобладает над внутренним. Мир моего воображения есть мой мир, противоположный миру знания, который принадлежит всем людям. Совершенно обратное представляет воля. О ней можно было бы повторить буквально слово в слово то, что мы сказали о воображении. Это повторение бесполезно. Дело в том, что в основе воли и воображения лежит наша индивидуальная причинность, которая не зависит от нашего мнения о природе причинности и воли.

    Воля и воображение носят телеологический характер, действуют только в виду какой-нибудь цели, в то время как знание ограничивается констатированием фактов. Всякое желание направлено на что-то определенное, важное или вздорное. Изобретают всегда для чего-нибудь, будь то Наполеон, создающий план кампании, или повар, комбинирующий новое блюдо.

    В своей нормальной совершенной форме воля приводит к действию, но у людей нерешительных, подверженных абулии, колебания никогда не прекращаются или принимаемое решение остается невыполненным, не способным реализоваться, осуществиться. Напротив, творческое воображение в своей совершенной форме стремится проявиться во внешнем мире, выразиться в творении, которое существовало бы не только для творца, но и для всех. Наоборот, у простых мечтателей воображение остается внутри в виде смутного абриса, оно не воплощается в эстетическое или практическое создание. Мечтательность эквивалентна проблескам воли. Мечтатели в творчестве - то же, что подверженные абулии в сфере воли.

Бесполезно добавлять, что установленное нами сближение между волей и творческим воображением является только частичным, и цель этого сближения заключается в выяснении роли двигательных элементов».

В сценической теории и практике мы чаще используем не слова «эмоции или чувства», а слово «переживание». Как мы уже неоднократно повторяем, в психологии актёра нас прежде всего интересует, переживает ли актёр то, что переживает его герой, должен ли он переживать, чувствовать, испытывать эмоции персонажа; как добиться правды (или правдивости) актёрских переживаний и т. п. Другими словами, реальны или нет переживания актёра, или повторны, или его чувства это

сочувствия? По этому вопросу существуют и крайние точки зрения и умеренные, так сказать, серединные. Дидро отвечает на этот вопрос отрицательно, правда с одной очень многозначительной оговоркой, допуская актёрские слезы, но такие, которые «текут из мозга». А его последователи считали, что если актёр сам чувствует, переживает эмоции персонажа, это мешает ему контролировать своё поведение на сцене и реакцию зрителей. Все сторонники школы «переживания» полагают, что если актёр не чувствует, не переживает реально соответствующие эмоции своего героя, он может только представлять их, то есть формально показывать эти переживания. Отсюда требование не играть, а быть, т. е. идентифицировать себя с героем. Михаил Чехов считал, что чувства актёра - это со-чувствия, сопереживания персонажу. А может быть существует некая особая категория «чувствований», переживаний, присущих только актёрам? Почему Пушкин говорил о «правдоподобии чувствований»? Вопросов много, как много таинственного и загадочного в этой профессии. С другой стороны, в сценической практике важны и такие понятия как «эмоциональное состояние» актёра (психофизическое самочувствие), «природа чувств», «эмоциональная атмосфера», «эмоциональный настрой», «эмоциональность» актёра на репетиции и спектакле и т. п. И все эти вопросы связаны с такими понятиями как эмоции и чувства, говоря иначе, сценическими переживаниями.

Прежде чем мы перейдём к рассмотрению такой особой и специфической категории как сценические эмоции и чувства (сценические переживания), нам следует подробнее остановиться на вопросе, а что же такое эмоции и чувства человека, как их понимает психология.

Сперва мы хотели бы привести общепринятые в психологии определения.

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость,

Эмоция (от лат. Emoveo - потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних

воздействий. Простейшая форма эмоций - так называемый эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты. Эмоции относятся к внутренней регуляции поведения.

Являясь субъективной формой (Выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя её.

Высший продукт развития эмоций человека - устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью.

Эмоции могут вызывать также изменения общего эмоционального фона - так называемые настроения.

Характер и динамика ситуативных эмоций определяются как объективными событиями, так и чувствами, из которых они развиваются (например, из любви может развиться гордость любимым человеком, огорчение из-за его неудач, ревность и т. п.). Отношение к отражённым явлениям как главное свойство эмоций представлено в их качественных характеристиках (к ним относится знак - положительный, отрицательный - и модальность ~ удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и т. д.), в динамике протекания самих эмоций - длительность, интенсивность и др. - и их внешнего выражения (эмоциональной экспрессии) - в мимике, речи, пантомимике. Эмоции человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов.

Эмоции выступают и в роли регуляторов человеческого общения. Одним из средств общения являются выразительные движения, имеющие сигнальный и социальный характер.

Эмоции - это реакции на ситуацию, а не на отдельный раздражитель. ...человек оценивает ситуацию, создаваемую (этим) раздражителем, и реагирует возникновением эмоции на эту ситуацию, а не на сам раздражитель.

Эмоции - это часто заблаговременные реакции на ситуацию и её оценка. ...человек реагирует на ещё не наступивший контакт с раздражителем. ... эмоция выступает в качестве механизма предвидения значимости для животного и человека.

Эмоции - это дифференцированная оценка разных ситуаций. В от-

личие от эмоционального тона, который даёт обобщённую оценку (нравится - не нравится, приятно - неприятно), эмоции более тонко показывают значение той или иной ситуации.

Эмоции - это не только способ оценки предстоящей ситуации, но и механизм заблаговременной и адекватной подготовки к ней за счёт мобилизации психической и физической энергии.

Эмоции - это механизм закрепления положительного и отрицательного опыта. Возникая при достижении или не достижении цели, они являются положительным или отрицательным подкреплением поведения и деятельности (Е.Ильин).

Более реальный подход к пониманию сущности эмоций, а для нашей «имитационной теории» и более практичный, имеется в так называемой «Теории дифференциальных эмоций». Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы. Эта теория имеет в своей основе пять ключевых допущений:

    Девять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования.

    Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами.

    Фундаментальные эмоции, такие, как радость, печаль, гнев и стыд, ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний.

    Эмоции взаимодействуют между собой - одна эмоция может активировать, усиливать или ослаблять другую.

    Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.

Теория дифференциальных эмоций признает за эмоциями функции, детерминант поведения в широчайшем диапазоне от насилия и неумышленного убийства, с одной стороны, и самопожертвования - с другой. Эмоции рассматриваются не только как основная мотивирующая система, но и как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию.

Томкинс обнаружил, что существуют определенные врожденные ограничения эмоциональной системы и они, в свою очередь, влияют на степень детерминированности поведения человека. В то же самое время свобода присуща самой природе эмоций и эмоциональной системы:

    Эмоциональную систему по сравнению с двигательной человеку трудно контролировать. Эмоциональный контроль, возможно, успешнее достигается с помощью мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с такими когнитивными процессами, как воображение и фантазия.

    Эмоции, привязанные к влечениям и возникающие лишь благодаря им, ограничены в свободе, например, как в случае, когда радость вызывается только едой.

    Существуют ограничения эмоциональной системы благодаря синдромному характеру ее неврологической и биохимической организации. Когда возникает эмоция, вовлекаются все компоненты эмоциональной системы, причем с очень большой скоростью.

    Память о прошлом эмоциональном опыте накладывает другое ограничение на эмоциональную свободу. Яркие эмоциональные переживания прошлого, представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот, побуждать человека.

    Другое ограничение свободы эмоций может налагаться природой объекта эмоции, как, например, в случае безответной любви.

    Эмоциональное общение может быть ограничено своего рода запретом, например, смотреть в лицо, особенно в глаза, друг другу.

    Другой фактор, ограничивающий эмоциональное общение, - сложные взаимоотношения между языком и эмоциональной системой. Мы не научены точно выражать свои эмоциональные переживания.

В теории дифференциальных эмоций мимика и обратная связь от мимической активности играют чрезвычайно важную роль в эмоциональном процессе и в эмоциональной регуляции. Однако люди, описывая сильные эмоции, обращаются, скорее, к изменениям в висцерально-эндокринной системе (например, говорят «внутреннее чувство»), нежели к проприорецептивным и кожным импульсам, возникающим при мимической деятельности. На это существует ряд причин.

Больше ста лет тому назад Ч. Дарвин заложил основу исследования роли мимических комплексов в эмоциях. На основе его наблюдений можно сделать вывод о том, что выразительное поведение является либо последовательностью эмоций, либо их регулятором. Рассматривая регуляторную функцию выразительного поведения, Дарвин утверждал: «Свободное выражение эмоции с помощью внешних признаков усиливает ее. С другой стороны, подавление настолько, насколько возможно, всех внешних проявлений смягчает нашу эмоцию». Это положение Дарвина стало шагом к гипотезе о роли обрат-

ной связи в эмоциях.

Теория дифференциальных эмоций и в частности «гипотеза обратной связи» не только объясняет, но и снимает спорный вопрос в театральной практике - идти при создании образа «от внешнего к внутреннему» или от «внутреннего к внешнему», - научно объясняя правомерность обоих подходов. В то же время она даёт нам ключ к практическому применению «имитационной теории», отвечая тем самым на наше утверждение: подражая внешнему выражению эмоций (мимика, пантомимика, интонация речи) актёр может испытывать реальные чувства персонажа, но при одном необходимом условии: включения творческого воображения в начальной фазе всего процесса.

Вопросы эмоциональной экспрессии мы рассмотрим в специальной главе. И эта часть учения об эмоциях как никакая другая ближе всего подводит нас к теме сценических переживаний, движений и действий, выразительного поведения, понимания психологических механизмов в осуществлении эмоциональных реакций. Нас прежде всего интересуют мимические и пантомимические способы выражения эмоций, психомоторные, т.е. непосредственно связанные с выразительными действиями и движениями. Но прежде чем перейти к этой практической части психологии актёрского творчества, рассмотрим связи воображения и эмоций (чувства).

воля человека

центра нет, и все же она есть.

Воля – от в[ысшего] Манаса. Желание есть результат разобщенности, стремящейся удовлетворить себя в материи. Путь, открытый между в[ысшим] Эго и низшим, позволяет Эго воздействовать на личное я.

«Воля, – говорит Ван Гельмонт, – первая изо всех сил. Ибо через волю Творца все было сотворено и приведено в движение... Воля есть свойство всех духовных существ и проявляется в них тем сильнее, чем больше они освободились от материи».

И Парацельс, которого называли божественным, добавляет в том же самом духе:

«Вера должна подкреплять воображение, ибо вера создает волю... Решительная воля есть начало всех магических операций... Из-за того, что люди не умеют в совершенстве воображать и верить в совершенстве, получается, что результаты их магии сомнительны, не надежны, тогда как они могли быть вполне надежными». < ... >

Древняя философия утверждала, что все видимое и невидимое стало существовать вследствие проявления этой Воли, которую Платон назвал божественной мыслью. Так же, как та Разумная Идея, которая путем направления своей единой силы воли на центр сосредоточения сил вызвала объективные формы к существованию, – точно также может и человек, микрокосм великого Макрокосма, делать то же самое в соответствии с развитием его силы воли. Воображаемые атомы – художественный образ, использованный Демокритом и с благодарностью подхваченный материалистами – подобны работникам-автоматам, движимые изнутри приливом той великой вселенской воли, которая была направлена на них и которая проявляет себя, как сила, заставляет их действовать. План постройки, которая должна быть возведена, находится в мозгу Архитектора и отражает его волю. Абстрактная, с момента зарождения, эта воля становится конкретной благодаря этим атомам, которые верно воспроизводят каждую линию, точку и фигуру, намеченную в воображении божественного Геометра.

Как Бог творит, так и человек может творить. Если придавать некоторую напряженность воли, то сотворенные умом формы становятся субъективными. Их называют галлюцинациями, хотя для их творца они настолько же реальны, как любой видимый предмет для других людей; если придавать еще более напряженную и разумную концентрацию этой

воли, то формы становятся конкретными, видимыми объективными и теперь человек узнал тайну тайн, он – МАГ.

Что такое ВОЛЯ? Может ли «точная наука» объяснить? Каково естество того разумного, неосязаемого и могучего нечто, которое царствует и обладает верховной властью над всею инертной материею? Великая Вселенская Мысль проявила волю, и космос начал существовать. Я хочу, и мои конечности мне повинуются. Я хочу, и моя мысль пересекает пространство, которое для нее не существует, окутывает тело другого индивидуума, который не является частью меня самого, проникает через его поры, преодолевает его способности, если они слабее, и принуждает его к намеченному мною действию. Она действует, как флюид гальванической батареи действует на конечности трупа. Таинственные воздействия притяжения и отталкивания являются неосознанными агентами воли. Зачаровывание в таком виде, в каком им пользуются некоторые животные, например, змеи, зачаровывающие птиц, является сознательным действием воли и результатом мысли. Сургуч, стекло и янтарь, когда их натирают, т. е. когда пробуждают в них латентное тепло, которое существует в любом веществе, притягивает легкие тела; они бессознательно проявляют волю; ибо как неорганическая, так и органическая материя имеет в себе частицу божественной сущности, как бы ничтожно мала она ни была. И как могло бы быть иначе? Несмотря на то, что в ходе своей эволюции она могла пройти с начала до конца миллионы форм, она всегда должна была удержать зародышевую точку материи предсуществования, которая есть первое проявление и эманация самого божества. Что же тогда представляет эта необъяснимая сила притяжения, как не атомическую частицу той сущности, которую ученые и каббалисты одинаково признают как «принцип жизни» – акашу? Допускаем, что притяжение, проявляемое такими телами, может быть слепым; но по мере того, как мы все выше поднимаемся по шкале органических существ в природе, мы обнаруживаем, что этот жизненный принцип развивает атрибуты и способности, которые становятся все более определенными и заметными с каждой ступенью бесконечной лестницы. Человеку, наиболее совершенному из органических существ на земле, в котором материя и дух (т. е. воля) наиболее развиты и мощны, – только ему позволено давать сознательные импульсы тому принципу, который из него эманирует; и только он может сообщать магнитному флюиду противоположные и различные импульсы без ограничений в направлениях.

При наличии освещения знакомыми примерами возможности передачи тонкого флюида от одного индивидуума другому или напитывания этим флюидом вещества, к которому он прикоснулся, становится менее трудно понимать, что при решительной сильной концентрации воли на инертный предмет он может насыщаться или разрушительной или защитной силой в зависимости от цели, к какой она была направлена.

Несознательно возникшая магнетическая эманация непременно будет преодолена более сильной эманацией, с которой ей случится столкнуться. Но когда разумная и мощная воля будет направлять слепую силу и сконцентрирует ее на данной точке, – более слабая эманация очень часто побеждает более сильную. Точно такое же влияние имеет человеческая воля на Акашу.

Однажды, в Бенгалии, мы явились свидетелями проявления силы воли, которое проливало свет на очень интересную фазу этого предмета. Адепт магии сделал несколько пассов над куском обычного олова, внутренней стороны крышки блюда, которая оказалась поблизости, пока он внимательно устремлял свой взор на нее, он, казалось, хватал пригоршнями невесомый неуловимый флюид и бросал его на поверхность крышки. Когда олово подставили под полный свет приблизительно в течение шести секунд, блестящая поверхность покрылась как бы пленкой. Потом на этой поверхности стали появляться пятна более темного оттенка, и когда приблизительно через три минуты крышку передали обратно нам, мы обнаружили на ней отпечатанную картину или, вернее, фотографию пейзажа, который простирался перед нами; все было точно, как в самой природе, и каждая краска совершенна. Картина удержалась на этой поверхности около сорока восьми часов и затем медленно поблекнув, исчезла.

Этот феномен легко объяснить. Воля адепта сконденсировала на поверхности олова пленку акаши, которая превратила ее на время в светочувствительную фотопластинку. Остальное сделал свет.

Такое проявление могущества воли, дающее объективные физические результаты, как вышеприведенное, подготовит изучающего к пониманию эффективности лечения болезней посредством контакта больного с неодушевленным предметом, насыщенным желаемым свойством.

Только через эти космические и духовные центры могут физические центры (верхние семь отверстий и нижняя триада) извлекать пользу из своих оккультных взаимодействий, ибо эти отверстия или проходы являются каналами, проводящими в тело те влияния, которые воля человека притягивает и использует, т. е. космические силы.

Разумеется, эта воля должна действовать первоначально через духовные принципы. Чтобы пояснить это, возьмем пример. Для того, чтобы прекратить боль, скажем в правом глазу, вы должны привлечь к нему могущественный магнетизм с того космического принципа, который соответствует этому глазу и также Буддхи. Мощным усилием воли сотворите воображаемую линию сообщения между правым глазом и Буддхи, помещая последнего в качестве центра в той же самой части головы. Эта линия – хотя вы можете назвать ее «воображаемой» – если только вам удалось увидеть ее вашим ментальным глазом и придать ей форму и цвет, в сущности столь же хороша, как и реальна. Веревки в сновидении нет, и все же она есть. Кроме того, влияние будет действовать в соответствии с тем призматическим цветом, каким вы наделите вашу линию.

Высший Ум направляет Волю; низший превращает ее в эгоистическое Желание.

< ... >

Аурический Флюид есть комбинация Жизненного и Волевого принципов: в Космосе жизнь и воля одно и то же. Он эманирует из глаз и рук, когда направлен волею действующего лица.

< ... >

Эрос в человеке есть воля гения творить прекрасные картины, чудесную музыку, вещи, которые будут жить и служить расе. Это не имеет ничего общего с животным желанием творить. Воля – от Высшего Манаса. Это вселенская гармоническая тенденция, действующая посредством Высшего Манаса. Желание есть результат разделенности, стремящейся удовлетворить Себя в Материи. Путь, открытый между Высшим Эго и Низшим, дает возможность Эго воздействовать на личное я.

ВОПРОС - Какую роль играет в снах Воля?

ОТВЕТ - Во время сна воля внешнего человека, равно как и его желание, конечно, спит и бездействует. Но бездействующей дремлющей воле можно сообщить некоторое направление и вызвать определенные последствия, которые порождаются почти механически в результате взаимодействия и объединения двух или более "принципов" в один таким образом, что по пробуждении они будут действовать в совершенной гармонии, без малейшего трения и фальши. Это одна из хитростей "черной магии", но так как она может служить и благим целям, эта хитрость изучается и студентами оккультизма. Нужно быть достаточно продвинутым на Пути, чтобы иметь волю, которая может сознательно действовать во время физического сна или влиять на волю другого человека, в то время как он спит, то есть управлять его снами и через них - его действиями, когда он бодрствует.

Когда адепту удается это сделать, он становится Дживанмуктой: фактически он уже не принадлежит этой земле, отныне он - Нирвани, который может погружаться в самадхи по желанию. Адепты обычно классифицируются по количеству «принципов», которые они полностью контролируют, ибо то, что мы называем волей, помещается в высшем Эго, а последнее, когда оно освобождается от своей отягощенной грехами личности - божественно и чисто

Воображение - это часть реальности, инструмент, которым человек преобразует мир. А раз это инструмент, то его можно использовать как во зло (именно об этом и говорит Юнг), так и для благих целей.

Воображение становится реальностью потому, что одной из фундаментальных сторон человеческого бытия становится игра.

Умение нестандартно мыслить зачастую оказывается залогом успешной работы и блестящей карьеры. Прорастает оно из детских фантазий и богатого воображения, о чем мы нередко забываем, когда в ответ на очередную сочиненную сказку или выдумку кричим своему ребенку: "Так не бывает!", "Ты сочиняешь!", "Врушка!".

А ведь воображение и без наших окриков с возрастом становится беднее.

Человеку свойственно играть

Он с самого раннего детства живет в игре, прекрасно отделяя воображаемое от реальности, но, не желая возвращаться из игры в реальность.

Например, маленькая девочка, играющая с куклой, конечно же, понимает, что ее кукла - это не настоящий живой ребенок, а пластмассовая игрушка. Но для нее это не имеет принципиального значения - выведению ее из игры она будет отчаянно сопротивляться.

У взрослых это не так заметно, но заставить их выйти из воображаемого мира еще сложнее, чем ребенка. Вся политика строится на подобных играх воображения, и такой игрой охватываются гигантские массы населения...

Вот этой особенностью человека мы и воспользуемся.

Мы много раз в своей жизни могли видеть, как человек изменял мнение о чем-нибудь буквально на противоположное. То, что раньше казалось важным - начинало казаться пустяком, что отчаянно хотелось, становилось безразличным.

Представьте себе, например, молодого парня. Он знакомится, встречается с разными девушками, считает очень важным произвести на них впечатление, да и сам их оценивает - по красоте, характеру, уму, и т.д.

Но вот он находит одну-единственную, влюбляется в нее, и после этого вся его жизнь меняется. Теперь остальные девушки становятся безразличными.

Он по-прежнему видит и может оценить встреченных девушек, но это не имеет уже для него никакого значения. Он уже не согласится на встречу ни с одной другой девушкой, т.к. будет воспринимать это, как измену той, единственной.

Таким образом, надо сделать один важный вывод: если мы к чему-то привязаны, чего-то страстно желаем (сладенького, мучного, алкоголя), то это всего лишь наше текущее состояние. В принципе его можно изменить и сделать так, чтобы это желание просто исчезло само собой, естественно.

Молодой человек в нашем примере не уговаривал себя перестать обращать внимание на других девушек. Он не прикладывали никаких волевых усилий. Просто то, что раньше ему казалось желанным и важным, стало безразличным.

Примерно по такой же схеме можно попробовать поработать и со своими вредными привычками, для этого надо найти объект любви, которому бы эта вредная привычка наносила существенный вред. В этом случае дальнейшее применение этой вредной привычки начнет восприниматься, как измена своему объекту любви, и это постепенно приведет к отказу от вредной привычки.

Например, в случае постоянного употребления алкоголя наибольший вред наносится печени. Собственную печень вполне можно посчитать объектом любви. Разве кто-то может сказать, что не любит свою печень?

Для большего эффекта будет полезно ласково поговорить с печенью, мысленно ее погладить, успокоить.

Такое общение с собственной печенью - это, конечно, игра. Но это важная игра, которая имеет далеко идущие последствия. 5 минут разговора с собственной печенью субъективно сделают ее для Вас другом.

Вы начнете себя мысленно воспринимать старшим другом, а ее - младшим надежным товарищем, который беспрерывно отстаивает Ваши интересы и работает на Ваше благо. И теперь Вы сто раз подумаете прежде чем принять алкоголь, который убивает часть клеток печени, убивает Вашего надежного и верного друга.

Такой разговор постепенно переменит наше отношение к своему телу на более внимательное и более ответственное. Каждая выкуренная сигарета будет восприниматься, как измена легким; выпитая стопка водки, как измена печени; съеденная булочка - измена щитовидной железе и суставам, и т.д.

Да, это игра, но это игра не менее реальна, чем любая идеология. Мы просто принимаем другую идеологию - идеологию партии, своей личной партии, партии своего личного тела.

Помните, как часто у В.И.Ленина звучали слова "партийная философия"? Все действия и мысли надо было анализировать через призму полезности для партии, любое вредное для партии действие считалось провокацией.

Тоже самое должны научиться делать и мы. Только наша партия представлена единственным человеком - нами самими. Но это единственное отличие. А в остальном отличий нет - принцип "партийная философия" должен всегда четко расставлять наши приоритеты при любых обстоятельствах.

С помощью этой игры, этих разговоров со своим телом, мы находим себя. Перестанем себя предавать. Перестанем себе изменять.

Представьте, идете вы по густому темному лесу. Вы, взрослый и сильный, уверенный в себе человек. И вдруг, проходя мимо оврага, вы слышите слабый детский плач и всхлипывания. Что это?! Откуда в темном лесу ребенок, да еще и один? Вы бросаетесь в овраг, начинаете судорожно разгребать прошлогоднюю листву и неожиданно натыкаетесь на младенца, завернутого в старую шаль. Вы прижимаете к себе беззащитное дрожащее тельце, согреваете его своим теплом и в гневе оборачиваетесь.

Кто мог бросить ребенка посередине темного леса?!

Вы с робостью, бережно разворачиваете шаль и смотрите ребенку в лицо.

Но что это? Этого не может быть! В этом брошенном беззащитном младенце вы узнаете СЕБЯ!

Это именно ВЫ много лет назад предали себя, закрыли уши, убежали чтобы не слышать своих слабых криков, своей мольбы, вы не захотели услышать этого маленького младенца, отвернулись и ушли зарабатывать деньги, делать карьеру, изменять мир...

А он лежал в мрачном темном лесу, один, брошенный и тихо плакал, пытаясь обратить на себя ваше внимание. Все эти годы он тихо плакал и почти без надежды ждал вас.

Но вы не приходили.

Обнимите его, прижмите его к себе и поклянитесь никогда больше не предавать его, не предавать себя. И он расцветет от ваших ласковых прикосновений, от вашего голоса.

Он дождался! Вы оба дождались! Потому что вы тоже вдруг поняли, что ОН - это то единственное, что имеет для вас ценность в этом мире. Что именно этого мгновения вы ждали всю свою жизнь и именного его вам так мучительно не хватало. Вы стали целостным!

В своем воображении я свободен рисовать как художник

Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир. Когда понимаешь насколько далеко человечество продвинулось с пещерных времен, сила воображения ощущается в полном масштабе. То, что мы имеем сейчас, достигнуто с помощью воображения наших прадедов. То, что у нас будет в будущем, будет построено с помощью нашего воображения.

Силе воли для достижения цели требуется враг для преодоления. Она пытается быть твердой и, как часто бывает с крутыми характерами, превращается в сбитые сливки, когда Дела идут туго. А ведь для того, например, чтобы избавиться от плохих привычек, существует более легкий и мягкий путь прибегнуть к помощи воображения. Воображение бьет точно в цель и получает то, что хочет.

Теперь вы понимаете, почему я уделял такое внимание необходимости научиться жизнеподобию в визуализации на глубоких уровнях состояния мозга. Если вы подстегнете свое воображение с верой, желанием и ожиданием результата и натренируете его представлять вашу цель настолько ярко, что сможете видеть, слышать, чувствовать на вкус и прикасаться к ней, то обязательно получите желаемое.

Когда воля и воображение вступают в конфликт, то всегда выигрывает воображение, писал Эмиль Куэ.

Когда вы думаете, что хотите бросить дурную привычку, то вполне вероятно, что вы себя только обманываете. Если бы вы действительно хотели, то она бы угасла сама по себе. Хотеть следует не бросить привычку, а получить преимущества в результате избавления от нее. И как только вы научитесь хотеть достичь этих преимуществ, вы освободитесь от нежелательной привычки.

Обдумывание привычки и твердое решение бросить ее может еще сильнее привязать вас к ней. Это все равно, что твердое решение заснуть: оно само по себе заставит вас бодрствовать.

Силой воображения действительно можно изменять реальность

Психологи Кристофер Даволи и Ричард Абрамс из Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе (США) доказали это.

В опытах ученых была задействована группа студентов, от которых требовалось как можно быстрее отыскать среди разбросанных по экрану монитора букв предварительно выбранные экспериментатором и отметить выполнение задания нажатием кнопки.

На время прохождения теста участников просили представить себе одну из двух ситуаций: в первой из них испытуемый держит монитор обеими «воображаемыми» руками, а во второй его руки находятся за спиной.

Выяснилось, что все волонтеры тратили заметно больше времени на поиск букв в том случае, когда они - в своем воображении - опирались на экран монитора. Ученые объясняют такие результаты тем, что человек склонен более тщательно анализировать предметы, расположенные ближе к рукам (истинность этого утверждения была подтверждена в ходе предыдущего исследования, проведенного Ричардом Абрамсом и его коллегами; на рисунке справа представлен общий вид созданной специалистами экспериментальной установки). Авторам, таким образом, удалось показать, что эффективность выполнения определенного типа заданий может увеличиваться не только при физическом изменении положения тела, но и при мысленной перемене позы.

Как отмечают исследователи, подобные эффекты, вероятно, дают человеку некоторые преимущества (например, позволяют реально оценивать свои силы и определять, существует ли возможность совершить то или иное действие). «Результаты нашей работы служат подтверждением истинности той концепции, которую выдвинули спортивные психологи в соавторстве с Джоном Ленноном: силой воображения действительно можно изменять реальность», - заключают ученые.

Все необходимые «прорывы» к успеху, в которых вы так нуждаетесь, затаились в вашем воображении и ожидают, когда вы их выпустите. Наш мир воображения - это мастерская разума, которой под силу превратить его идею в благосостояние и успех . А сила воображения в его грамотном использовании.

Воображение, без преувеличения, является мастерской, где планы, создаваемые человеческим разумом, обретают определенную форму. В воображении импульс, желание обрабатываются и подготавливаются к реализации в действительности.

Известно, что человек может сотворить все, что может вообразить, и в этом сила воображения, его исключительная уникальность.

В последние 100 лет мир воображения помог человеку открыть и освоить больше законов природы, чем за всю предыдущую историю человечества. Он покорил воздушные просторы; он узнал сколько весит Солнце, которое находится на расстоянии миллионов километров, и определил при помощи воображения его составляющие элементы; он настолько увеличил скорость средств передвижения, что может двигаться быстрее звука.

Границы возможностей человека определяются развитием и степенью использования его воображения. И он ещё не достиг верхней планки в развитии своей способности, называемой воображением.

Человек лишь обнаружил, что обладает воображением, и сделал всего первые шаги к его полноценному использованию.