Правило четвертое: читаем без артикуляции! Чтение без проговаривания про себя ложь


Как избавиться от артикуляции при чтении? Немного о чтении и артикуляции Благодаря исследованиям в области лингвистики советского лингвиста и психолога Николая Ивановича Жинкина было выявлено, что чтение представляет собой процесс одновременного приёма и выдачи речи. Во время чтения человек воспринимает текст, т.е. принимает и обрабатывает письменную речь, а по завершению чтения он составляет какое-то представление о том, что только что прочёл, тем самым выдавая результат обработки речи. И на этапе усвоения материала речевые процессы играют немаловажную роль. И именно от их организации зависит то, как быстро читает человек.

Изучение процесса чтения показали, что всего возможны три варианта чтения: o Артикуляция – чтение с проговариванием читаемого текста вслух (характеризуется малой скоростью) o Чтение про себя – чтение с проговариванием читаемого текста про себя, т.е. со скрытой артикуляцией (возможна высокая скорость) o Чтение без артикуляции – чтение молча, с максимальным подавлением скрытой артикуляции, выражающейся в восприятии ключевых слов и основных смысловых рядов (самый совершенный и быстрый способ чтения) Очевидно, что любая артикуляция существенно замедляет процесс чтения, и если есть желание научиться читать быстрее, то от неё нужно избавляться. Однако здесь возникает вопрос: не будет ли подавление артикуляции отрицательно сказываться на восприятии и осмыслении поступающей информации? Ведь далеко не секрет, что, например, когда требуется запомнить что-либо, человек несколько раз проговаривает это про себя, иначе говоря, просто заучивает. Здесь же можно привести в пример результаты научных изысканий в области внутренней речи при чтении одного из выдающихся отечественных психологов и специалистов в сфере психологии мышления и речи Александра Николаевича Соколова. Согласно им, как уже говорилось, внутренняя речь представляет собой мысленную речь, возникающую в момент сосредоточения на чём-либо, решения какой-то задачи, а также при чтении и написании. Эта внутренняя речь отличается от внешней тем, что произношение в ней носит беззвучный и свёрнутый характер. Внутренняя речь - это так называемые кванты мысли человека, реализующиеся другим кодом. Но слова в ней могут быть эффективно заменены зрительными образами и пространственными схемами, в которых группы из нескольких слов могут быть выражены одним словом, которое обобщает смысл всей фразы. Также было отмечено, что люди, владеющие навыками быстрого чтения, могут изначально без проговаривания текста улавливать авторский замысел, а затем уже усваивать его на уровне внутренней артикуляции. Получается, что одновременно с высокой скоростью чтения текста, происходит и его глубокое понимание и усвоение – главная идея осознана изначально, а последующий текст служит её уточнением. Короче говоря, человек способен читать быстро и практически без артикуляции, и при этом понимать читаемый материал на 100%. Чтобы такому чтению научиться, нужно реализовать два этапа: сократить артикуляцию, если она имеет место быть и оказывает заметное влияние на процесс чтения, и овладеть особыми приёмами чтения, в которых текст воспринимается как отдельные блоки информации. Данная статья посвящена именно артикуляции и здесь мы разберём несколько основных способов подавления внутренней речи. А если есть желание обучиться скорочтению с помощью других методик, то приглашаю вас на курс по скорочтению:

Подавление артикуляции Мозг человека обрабатывает огромную часть информации, воспринимаемой посредством зрения. Из этого следует, что именно на зрение ложится очень серьёзная и ответственная функция, однако нередко она связана и другими функциями, например, с двигательной и речевой, что отчётливо прослеживается при чтении. Множество людей подвержены во время чтения непроизвольной артикуляции, которая снижает его скорость и влияет на качество восприятия прочитанного материала. А полноценно воспринять прочитанное довольно сложно, когда вместе со зрительной функцией работает речевая. Следовательно, артикуляция - это помеха чтению. И подавить её можно посредством занятия речевой функции и своего внимания другими процессами. Первый способ подавления артикуляции Во время чтения можно вести отсчёт от единицы. Т.е., читая текст, проговаривать не слова, а считать: один, два, три, четыре и так до бесконечности. Это кажется довольно сложным на первый взгляд, но превосходно подавляет артикуляцию, избавляет от необходимости повторять или проговаривать прочитанные слова. Причём, эта техника считается наиболее простой и результативной из всех, и применяется многими быстрочитающими людьми. Второй способ подавления артикуляции Этот способ основывается на произношении прочитанных слов с небольшой задержкой – каждое слово воспроизводится уже в то время, когда читается следующее. На практике это осуществляется сложнее, чем первая техника, и сделать это без тренировки под силу не каждому. В некоторых случаях овладеть этой техникой можно только при помощи специалиста. Третий способ подавления артикуляции Ещё один популярный и часто применяемый на практике способ. Он заключается в том, что во время чтения человек проговаривает какие-то стихи и куплеты из песен. Используя этот метод, человек программирует свою дикцию на произношение отвлечённого, но хорошо знакомого материала, что выполняется организмом гораздо проще, нежели проговаривание только что прочитанного. Четвёртый способ подавления артикуляции Этот способ ещё называют «методом речевых помех». Смысл его заключается в том, что во время чтения нужно выстукивать рукой особый ритм: o Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек Данный ритм нужно выстукивать как можно чётче, т.к. концентрация внимания происходит не на речевой функции и проговариваемом тексте, а больше на движении и выстукивании ритма, что и позволяет читать быстрее без артикуляции. Пятый способ подавления артикуляции Во время чтения можно сознательно повышать и понижать его скорость, благодаря чему исчезает внутреннее проговаривание текста. Менять скорость лучше всего при помощи специально настроенного метронома, который будет задавать темп. Шестой способ подавления артикуляции Произведение во время чтения различных движений пальцами или руками. За эти действия отвечает большая часть мозгового двигательного центра, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполнимыми. Нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание. К примеру, читая книгу, можно время от времени отводить назад согнутую в локте левую руку или выпрямлять поочерёдно по одному пальцу правой руки. Седьмой способ подавления артикуляции Согласно этому способу, чтение должно происходить под специально подобранный темп, который не может быть совместим с проговариванием или же усложняет его. Нужно выбрать для себя такой темп чтения, когда слова будут успевать восприниматься только визуально и речевая функция просто не успеет быть задействована. Поиск подходящего темпа производится экспериментальным путём. Восьмой способ подавления артикуляции Данный способ одновременно и приятен и полезен – это прослушивание музыки при чтении. Музыка, играющая на фоне, должна быть лёгкая и не навязчивая. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии. И ещё один способ, направленный на борьбу с артикуляцией – создание помехи. Читая текст, нужно держать у губ палец, словно вы хотите показать кому-то жест «тише». При прочтении нужно контролировать губы и легко скользить взглядом по тексту. Для начала можно выполнять это упражнение на малой скорости, постепенно повышая её. Но повышать скорость следует лишь тогда, когда вы уверены в том, что смысл текста полностью понимается на предшествующей скорости. Таковы основные способы избавления от артикуляции при чтении. Выполняйте их - и результат не заставит себя долго ждать. Но помните, что ни один из способов не должен стать привычным и применяться на автомате. Главная задача – поставить себя в максимально неудобное для проговаривания текста положение. Поэтому, применяйте разные методы, усложняйте их и пробуйте всячески модифицировать. Со временем вы сможете добиться того, что любая артикуляция при чтении будет сведена к минимуму и для этого вам уже не будут нужны никакие техники. Кирилл Ногалес Успехов вам! Пусть в вашей жизни будет больше добра и позитива! Поделитесь с друзьями полезным контентом и присоединяйтесь к нашему сообществу, получайте новые интересные и нужные знания и применяйте их сразу в своей жизни, повышая её качество

Одним из камней преткновения в быстром чтении (я бы предпочла привычный мне термин "динамического" чтения) считается проговаривание, то есть активизация внутренней речи. Эта часть всех традиционных курсов по скорочтению дается слушателям тяжелее всего и, судя по письмам, вызывает наибольший дискомфорт и чувство неуспешности. "Борьба" с проговариванием, как правило, заканчивается победой нашего гибкого интеллекта и неотъемлемого его инструмента - свернутой внутренней речи. Человеческий мозг обучается очень быстро - простукивать, пропевать, проскальзывать глазами текст и проговаривать ключевые слова. Часто может создаваться иллюзия подавления внутренней речи, что скорее свидетельствует о высокой мотивированности обучающегося, чем о его наблюдательности. Конечно, с помощью определенных упражнений можно достичь состояния медитативного покоя и "отключения внутреннего диалога", но это состояние не будет свидетельствовать о прекращении взаимодействия нашего сознания с потоком информации. При чтении мы всегда имеем определенную цель такого взаимодействия, имеем возможность осуществлять его активно и сознательно. В этом случае внутренняя речь - не помеха, а превосходный индикатор, помогающий нам максимально полно ее реализовать. Главным критерием успешного взаимодействия с конкретной информацией является как раз соответствие наших интеллектуальных, волевых, эмоциональных действий поставленной цели.

Скорость чтения равна скорости нашего мышления, скорости восприятия и формирования обратной связи, наконец, скорости сопутствующего эмоционального процесса. Если вы читаете любимое стихотворение, если какая-либо фраза в тексте встречает ваш эмоциональный отклик, поток значимых для вас образов, если вы просто сталкиваетесь с относительно новой и значимой для вас информацией - здесь будет присутствовать и внутренняя речь, и активное осмысление (с ее помощью), и погружение в образную среду, индивидуальную для каждого читателя и каждого произведения. При активном восприятии создается единое информационное пространство. Меня часто спрашивают, можно ли после моего курса динамического обучения читать учебник по математике или "Войну и мир" с такой же скоростью, как и вечернюю газету. Можно "читать" еще быстрее. Все зависит от нашего индивидуального интеллектуального и личностного своеобразия. Учебник по математике для первого курса математического факультета я, математик по образованию, "читаю" значительно быстрее, чем стихи Мандельштама. Однако, как только я дохожу до любимых нелинейных и топологических многомерных пространств - интеллектуальные эмоции, наслаждение от соответствующего потока образов, взаимодействие с ними, поиск актуальных решений тут же "тормозят" процесс, традиционно называемый чтением. И начинается "проговаривание" :-). Внутренняя речь в сжатом виде маркирует значимую для нас информацию. Проделайте небольшой эксперимент - проскользите глазами какой-нибудь текст и обратите внимание на то, какие именно слова вами проговариваются. Чаще всего они являются ключевыми, несущими основную смысловую или эмоциональную нагрузку. Конечно, я не беру крайний вариант, когда проговариваются все слова без исключения - при активном восприятии в процессе чтения мы максимально приближаемся к характерной для нас модели мышления. Внутренняя речь - неотъемлемая ее часть. Именно она позволяет нам свертывать уже освоенную информацию и актуализировать ее в зависимости от контекста умственного действия. Л.С. Выготский говорил о том, что мысль не воплощается в слове, а совершаетсяя в слове. Внутренняя речь предоставляет нам план умственных действий, который затем развертывается во внешнюю речь, в результат этих действий.

Если внимательно проследить за внутренней речью, мы заметим, что именно уровень ее "сжатости" свидетельствует об эффективности интеллектуального процесса. "Динамичный" читатель не борется с проговариванием, а изучает, использует его, совершенствует общий процесс восприятия информации - и это энергоцелесообразная стратегия. Мы все помним, как в школе впервые столкнулись с названием "дезоксирибонуклеиновая кислота", я даже помню, как в такт шагов повторяла по слогам это слово, чтобы наконец-то можно было воспроизвести его без запинки. Что происходит сейчас, когда вы сталкиваетесь с ним в тексте при быстром чтении? Произносите ли вы его полностью или "сжимаете", не проговаривая целиком, даже не заменяя компактной аббревиатурой "ДНК"? Внутренняя речь может многое рассказать нам о нашем состоянии, об уровне подготовки в том или ином вопросе, об актуальности информации, наконец, о наших мыслительных стратегиях и особенностях восприятия. "Подавить" ее проще, чем кажется, достаточно читать невнимательно, бесцельно, но зачем? Вот я пролистываю, скользя глазами, "Войну и мир" - и вдруг глаза выхватывают фразу на заложенной странице, и тихий голос произносит ее: "Мудрость не нуждается в насилии"... А потом происходит пресловутая регрессия, глаза сами возвращаются к ней, и голос снова повторяет ее, но уже с другой интонацией и еще медленнее. Примерно то же самое происходит и с "Максимами и мыслями узника Святой Елены" Наполеона, эту книгу я купила сегодня, почти прочла. Многое я воспринимаю очень быстро, но некоторые фразы останавливают какими-то проговоренными про себя значимыми словами, я возвращаюсь к ним и произношу уже полностью. Например: "Написано более чем достаточно; я хотел бы поменьше книг и побольше здравого смысла" :-)... Можно добавить - и пристальности к нашему внутреннему миру, умного обращения с нашими мыслительными особенностями. Знакомство с добросовестными научными исследованиями также бывает полезно в оптимизации своих умственных действий. С этой точки зрения очень рекомендую главу из книги А.Р. Лурии "Язык и сознание" о происхождении и структуре внутренней речи.

Проговаривание при чтении

Как показывает мой опыт, проговаривание можно убрать при соблюдении следующих условий:

1. Следует научиться некоторое время не думать (методик полно).

2. Следует выбивать ритм всей рукой. Должны участвовать как рука, так и предплечье.

3. Ни в коем случае нельзя напрягаться.

4. Следует осознать важность упражнений.

При чтении должна быть конкретная цель. Не просто цель-- хочу быстро читать, а конкретно -- я хочу быстро читать, чтобы получить конкретную информацию в данный момент времени. После этой установки вы будете автоматически выбирать то, что вам нужно.

А нужно ли проговаривать слова

при чтении?

Возьмите какую-либо статью и просмотрите ее. НЕ ЧИТАТЬ, а смотреть!После просмотра статьи попробуйте вспомнить, о чем идет речь в статье. Просмотрите статью еще раз (смотреть, но НЕ ЧИТАТЬ). Подумайте о том, что Вы пропустили в первый раз.Так сделайте несколько раз.Попытайтесь следить за внутренними ощущениями во время поиска ключевых слов (что происходит в мозгу -- произносится слово, а может быть, оно вспыхивает или звенит?). Ваши ответы и будут ответами на Ваш вопрос ("проговаривание должно подавляться полностью или что-то остается?").

Из своего опыта могу сказать, что читаются (проговариваются) не все слова, а лишь избранные.Количество фиксаций сильно зависит от текста.

И тут я вспомнил, как недавно прочитал фразу:"Па*р... России... Владивосток". Конечно же я прочиталтак: "Партизан всей России приехал во Владивосток". Однако через несколько предложений я понял, что ошибся и еще раз перечитал:"Патриарх всея... приехал во Владивосток".

ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ


Различают внешнюю и внутреннюю артикуляцию. Исследователи, изучающие механизмы речи, разработали различные методы подавления как одного, так и другого ее вида. Внешнюю артикуляцию подавить сравнительно легко, если создавать механические преграды для работы речедвигательных органов.

Для подавления внутренней артикуляции во время чтения существует несколько подходов. Один из них - создание самим читателем для своего чтения речевых помех (вслух или про себя во время чтения произносятся какие-либо звукословосочетания типа «ла-ла-ла», «но-но-но» и т. п. или же отдельные слова). Есть и такой подход: во время чтения обучающийся произносит короткий текст или его фрагменты, поговорку, скороговорку или легко запоминающуюся стихотворную фразу; ведет счет, например от 1 до 20, подсчитывает количество слов в тексте или же определенных букв. С этой же целью можно, читая, слушать спокойную музыку и следить за развитием мелодии. Она отвлекает внимание читающего от звуковой формы слов, а следовательно, от их произношения.

Упражнение в подобном чтении во всех случаях не предполагает досконального понимания текста и его усвоения. Здесь преследуется только одна цель - читать в таком режиме, чтобы постоянно создавалось препятствие для артикулирования.

Одним из самых эффективных методов борьбы с инерционной артикуляцией признается метод аритмического постукивания рукой в ходе чтения. В его основе - торможение речедвигательных анализаторов через центральные отделы коры головного мозга. Это можно объяснить тем, что центр управления рукой и центр речи в коре головного мозга находятся рядом. И если чтение сопровождается выстукиванием рукой, то в зоне коры больших полушарий возникает эффект индуктивного торможения работы речедвигательных органов и проговаривание слов во время чтения становится невозможным.

Показательным является следующее обстоятельство. Если попробовать читать текст вслух и одновременно выстукивать ритм, даже самый элементарный, можно убедиться, что совместить два таких действия не удастся. Как только произносится вслух читаемое слово, ритм сразу же сбивается, и наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое слово невозможно. Небезынтересным в этой связи оказывается также тот факт, что артикуляция почти угасает при списывании текста - в коре головного мозга, когда пишет рука, также вызывается индуктивное торможение в зоне артикуляции.

Метод выстукивания ритма в процессе чтения с целью

подавления артикуляции разработан советским психологом Н. И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. К этому приему и прибегают при обучении БИИЧ. Суть его заключается в следующем. Читая про себя, обучаемый выстукивает кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Ритм включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта (рис. 1, 2).


Рис. 1. Нотная запись ритма.


Рис. 2. Пособие для проверки правильности выстукивания ритма. Стучать следует в среднем темпе.

Этот постоянно слышимый при чтении аритмический рисунок акустического воздействия разрушает привычный ритм естественных мелодических речедвижений русской речи и тем самым становится надежным тормозом как для внешнего, так и внутреннего проговаривания. Помехи в данном случае возникают в силу того, что слова русского языка в речевом потоке имеют разноместное, перемежное ударение. И аритмическое равномерное постукивание в ходе чтения оказывается весьма серьезным препятствием для проговаривания слов в нужном ритме, темпе и интонации.

Тот факт, что аритмическое постукивание эффективно способствует артикуляции, находит еще и следующее объяснение. Ученые установили, что движение пальцев рук в ходе развития человечества оказалось тесно связанным с речью. В результате между движением руки и произнесением слов существует прямая и естественная связь. Здесь имеет место постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информации, которое объяснено И. П. Павловым как взаимодействие первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем.

Тренировочные упражнения в чтении с одновременным выстукиванием по рекомендации Н. И. Жинкина дают гораздо больший эффект, если тренирующийся придерживается следующих правил:

1. Ритм выстукивается тупой стороной карандаша или ручки, зажатых собранными вместе пальцами правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку.

Читатель, у которого более активно работает всегда левая рука, должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находится в обоих полушариях коры головного мозга.

2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти.

3. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное- обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

4. Читать следует ежедневно с одновременным выстукиванием ритма 1-1,5 часа. Если устали - делайте перерыв. Задача полного понимания прочитанного не ставится. Главное - сочетать процесс чтения с правильным выстукиванием ритма.

6. После усвоения этого упражнения первые 2-3 месяца при режиме быстрого чтения целесообразно выстукивать ритм один раз в неделю также по полчаса, чтобы упрочить и закрепить навык чтения в коде наглядных образов, без инерционной артикуляции.

Следует помнить, что в ходе подобной тренировки по освоению чтения с одновременным выстукиванием каждый обучающийся проходит качественно разные этапы по результативности данного упражнения.

Вначале большинство тренирующихся уже с первых минут чтения с одновременным выстукиванием ритма убеждается в возможностях реализации этих двух действий.

На втором этапе обучающийся приходит к выводу, что чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, но понять прочитанное невозможно.

На третьем этапе чтение с одновременным выстукиванием ритма у обучающегося получается, он понимает прочитанное, но запомнить его не удается. Это объясняется тем, что разрушается прежний стереотип чтения и сигналы из блока оперативной памяти направляются в долговременную память по иным, непривычным путям, сформированным многолетним опытом читателя.

Дальнейшая тренировка формирует новый нагляднообразный код и новые пути обработки текста на всем ее протяжении - от поступления информации в мозг и до закрепления в блоке долговременной памяти. Наконец наступает момент, когда чтение с выстукиванием ритма идет легко и свободно. Ритм вообще не замечается, как будто он вообще не существует. Текст понимается без труда, легко вспоминается прочитанное. Более того, прочитав текст и продолжая выстукивать ритм с закрытыми глазами, свободно можно изложить содержание прочитанного.

Данный этап свидетельствует уже о том, что у читающего сформировывается и закрепляется новый способ восприятия и обработки информации текста, развивается наглядно-образное представление без внутреннего прого-варивания. Обучающемуся необходимо и далее работать в данном направлении, чтобы код наглядных образов в механизме мышления стал преобладающим, сформировалась доминанта, обеспечивающая устои нового стереотипа чтения - без артикуляции. Это очень важное условие на пути освоения БИИЧ.

Тренируясь в подавлении артикуляции, читатель должен сам контролировать уровень своих достижений. При этом следует помнить, что постепенное повышение скорости будет доказывать понижение уровня артикуляции.

Показательно, что само по себе увеличение скорости чтения также способствует подавлению артикуляции. Поэтому эффективным упражнением для торможения артикуляции может быть такое чтение, когда читающий быстро ведет указательный палец вдоль газетной колонки текста и старается в таком же ритме прочитывать текст. Задача глубокого его понимания в этом случае также не преследуется, главное - осуществлять процесс чтения со скоростью, которую задает палец.

При тренировочном чтении с выстукиванием ритма рекомендуется работать с несложными текстами газетнопублицистического, общенаучного и научно-популярного стилей речи.

Человеческое зрение воспринимает наибольшее количество информации которую обрабатывает мозг, следовательно, именно на человеческий глаз положена достаточно ответственная функция. Но, зачастую, зрительная функция человеческого глаза достаточно сильно связана с речевыми и двигательными функциями организма, что особенно проявляется при чтении. Достаточно много людей при чтении подвержены воздействию непроизвольной артикуляции, которая влияет и на скорость чтения и на качество восприятия прочитанной информации.


Сложно воспринять полноценно всю прочитанную информацию, если наряду со зрительным чтением работают и речевые функции. И из-за этого страдает скорость чтения, так как человек в голос или губами повторяет всё то, что зрительно прочитано. мешает чтению, поэтому цель многих - подавить ее. Это возможно через занятие речевых функций организма непроизвольными звуками.

Методики подавления

Да, действительно, достаточно сложно во время чтения книги заставить себя воспринимать прочитанную информацию и в это же время вести отсчёт от единицы до бесконечности. Но это следует выполнить, так как именно такое задание влияет на подавление артикуляции, предотвращает необходимость повторять прочитанное слово в голос или проговаривать при помощи губ, но без произношения.

Тем более данная техника избавления от артикуляции наиболее проста и действенна, а значит, имеет право на существование и повсеместное применение всеми, кто заинтересован в повышении скорости зрительного чтения.

К более сложному приёму для подавления артикуляции также прибегают достаточно часто, данный метод основан на произношении прочитанных слов с определённой задержкой. Осуществить такую методику по подавлению артикуляции, достаточно сложно, ведь для этого необходимо, чтобы прочитанное слово воспроизводилось губами в тот момент, когда читается следующее слово.

Так что осуществить на практике человеку без подготовки достаточно сложно, да и практически не возможно без корректной помощи специалиста. Именно поэтому большинство людей, стремящихся научиться быстро читать, зачастую прибегает к непроизвольному подсчёту, пению песни или произношению стихов во время зрительного чтения. Как видите, методика подавления артикуляции как и, например, основана на психологии.

Такая методика оправдана ввиду того что запрограммировать человеческую дикцию на произношение последовательных чисел или куплетов стихов или песен куда проще, нежели произносить прочитанное ранее.

Причём, следует отметить, что на подсознательном уровне не каждому удаётся произвести разделение речевой и зрительной функции, а это ведёт к трудностям в освоении техники быстрого чтения.

Режимы чтения

Как правило, в процессе чтения большинство слов читателем проговаривается. Есть читатели, которые произносят текст еле слышно, другие этот текст проговаривают про себя. Однако они не могут при этом не шевелить губами. Но большая часть читателей при чтении не прибегает к внешней мимике.

Обычно читателю кажется, что он вовсе не произносит внутри себя текст. Но это не так. Специальные исследования показали, что читатель все равно прибегает к артикуляции. При подобном немом чтении гортань производит такие же движения, как в случае чтения вслух

Обычно различают два режима считывания текста.

1. Режим увидел-проговорил-услышал-понял. Полученный со школьной скамьи, навык в процессе чтения проговаривать текст будет использоваться читателем на протяжении всей жизни. Читатель и в зрелом возрасте будет проговаривать весь текст незаметно для себя. Цепочка для физиолога не слишком сложная. После прохождения зрительных органов сигнал попадает в мозг, оттуда к мышцам языка и гортани. Далее слово беззвучно проговаривается, сигнал от мышц возвращается в мозг, где происходит конечное распознавание смысла.

Вместе с тем происходит параллельный процесс. Причем процесс "зрительные органы-мозг" позволяет распознать прочитанное гораздо быстрее, чем описанный выше. При таком режиме чтения максимальная скорость прочтения не превышает 1200 знаков в минуту.

Артикуляция при чтении в нас закладывается еще со школы. Для того чтобы у ребенка сформировалась правильная речь, его заставляют читать вслух. Это своеобразная .

2. Режим увидел-понял. Гораздо более эффективен этот режим чтения. В данном случае слово не озвучивается, а передается как определенный образ. Каждому из нас такой способ знаком. Именно благодаря ему нам удается воспринять зрительную информацию.

Задача стоит предельно простая - в сжатые сроки перейти от первого режима чтения ко второму. После того, как вы усвоите второй режим, вы будете оперировать понятиями и смысловыми блоками. В результате скорость чтения постепенно увеличится до 1500 знаков в минуту.