Запели тесаные дроги. Сергей Есенин. «Запели тёсаные дроги…», анализ стихотворения Есенина О русь малиновое поле есенин


Стихотворение «Запели тёсаные дроги…» было написано Есениным в 1916 г. или на год раньше и напечатано в газете «Биржевые ведомости» за 17 апреля 1916 г. Оно не раз перепечатывалось в других изданиях, даже в «Свободной газете» в Чикаго в 1923 г. Исследователи отмечали влияние на стихотворение поэзии Блока, с которым Есенин познакомился в 1915 г., но оно вполне самобытно, хотя живущему в Москве автору всего 20 лет. В стихотворении отражены воспоминания о жизни среди просторов родной природы.

Литературное направление и жанр

Стихотворение Есенина «Запели тёсаные дроги» нельзя отнести к определённому литературному направлению, но в нём видны основные черты, которые Есенин в дальнейшем развивал в своих стихах: особая образность, давшая начало имажинизму , связь человека с природой, её оживление и одухотворение. Эти черты позволили Блоку назвать Есенина талантливым крестьянским поэтом-самородком.

Несмотря на то что описание родной природы занимает в произведении важное место, стихотворение относится к жанру гражданской лирики, так как подчинено единой цели – признаться родине в любви. При этом в нём звучат и элегические нотки, размышление о бренности всего сущего.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 5 строф. Сознание лирического героя сначала фиксирует пейзажи родной земли (первая строфа), потом собственное настроение (вторая строфа), затем обращается к родине Руси (третья и четвёртая строфа). Лирический герой переживает смешанные чувства: восхищение (третья строфа), опасение и признание в любви и верности (четвёртая строфа). В последней строфе композиция закольцовывается, возвращаясь снова к русской природе. Повторяется также мотив церкви, обозначенный в первой строфе. В конце в единое целое сливаются родина, природа и Бог.

Есенин использует традиционный для русской литературы эпический приём, объединяя все описанные в стихотворении пейзажи мотивом дороги.

Тема стихотворения – любовь к родине, выражающаяся в любви к родной природе и опасении за судьбу отчизны. Основная мысль: любовь, в том числе и к родине, – чувство иррациональное. Лирический герой одновременно наслаждается и тяготится этим чувством (возникает образ цепей).

Тропы и образы

Движение по материальному пространству описано в первых двух строфах. Тёсаные дроги (открытая повозка, которой обычно пользовались в деревнях) сопровождают лирического героя. Олицетворение «Запели тёсаные дроги» обозначает начало пути. С песней ассоциируется скрип осей в колёсах повозки.

Скорость движения Есенин передаёт тоже с помощью олицетворений: равнины и кусты бегут. Однородные подлежащие в первой строфе описывают то, что видит едущий. Вдоль дороги встречаются часовни и поминальные кресты. По традиции они устанавливаются на месте гибели, а это часто случалось на дороге. Мотив смерти, появляющийся в первой строфе, становится причиной грусти лирического героя (метафора «опять я тёплой грустью болен»). Поддержкой для лирического героя становится не столько вера или Бог (Есенин, хоть и был воспитан дедом-старообрядцем, вырос атеистом), сколько традиции родины. Поэтому рука лирического героя невольно крестится.

Современник Есенина мог уловить мотив смерти , прочитав только первую строку. Дроги в жизни деревни исполняли печальную роль: на них увозили покойников.

Извёстке колоколен (белый цвет) противопоставлена яркость красок третьей строфы. Русь (не Россия!) называется малиновым полем и упавшей в реку синью. Если второй троп – метафора неба, то первый – не поле в цветах, а общее ощущение от красочности и просторов родины.

В третьей строфе настроение лирического героя меняется и становится контрастным. Грусть, природа которой сначала неясна, оформляется в противоречивое чувство любви, сочетающее в себе радость и боль (оксюморон). Причина грусти – в объекте любви. Русь в сознании лирического героя связана с озёрной тоской (метафора).

Из пары радость-боль в четвёртой строфе остаётся только последняя, превращаясь в холодную скорбь. Такое чувство сопровождает тоску по покойнику, невозможность перестать любить того, кого нет. Эта мысль явно не выражена в стихотворении, Русь живая, но «на туманном берегу». Это метафора опасности, неизвестности, связанных с судьбой родины. В 1916 году глубокий кризис России проявился в жизни самого поэта. Он был призван на бессмысленную войну и смог избежать печальной участи только стараниями императрицы, хлопотавшей о назначении его санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд.

И всё-таки для поэта Россия остаётся Русью, о которой его боль и скорбь. Русь – это материальное воплощение духа народа, это традиции и обряды, мечты и чаяния, неразрывные с природой и крестьянским укладом.

Конец четвёртой и начало пятой строфы построены как отрицания сначала чувств (не могу научиться не любить родину и не верить ей), а потом действий, выраженных метафорами (не отдам цепи, не расстанусь с долгим сном).

Любовь к родине, какой бы тягостной она ни была – живая связь с ушедшими поколениями. Метафора долгого сна (смерти) помогает вернуться к мотиву народного её понимания как церковного отпевания и поминовения. Отсюда образ молитвословного ковыля (метафорический эпитет), которым звенят степи (метафора). Лирический герой слышит звон, подобный колокольному, потому что для него природа – часть жизни крестьянской Руси.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями (хотя классики 19 в. считали, что звук копыт лучше всего передаёт хорей). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина

вид для чтения

О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

Анализ стихотворения Сергея Есенина Запели тесаные дроги

Основная тема стихотворения — тема Родины. Произведение можно отнести к пейзажной и патриотической лирике. В первых двух строфах даны характерные детали русского пейзажа и русской жизни: «равнины и кусты», «часовни на дороге», колокольни, поминальные кресты. В третьей строфе детали сливаются в единый образ России, родной для лирического героя. Он признается в любви к ней:

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Россия не просто дорога поэту. Он осознает драматичность ее судьбы и готов разделить ее участь: Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу.

Этот же мотив терпения, готовности нести свой крест звучит и в последней строфе:

И не отдам я эти цепи

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует такие средства художественной выразительности, как: эпитет («теплой грустью», «холодной скорби»), метафору («синь, упавшая в реку»), анафору («И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном»).

В стихотворении «Запели тесаные дроги» есть типичный для Есенина прием: развитие патриотической темы через пейзажную зарисовку, обращение к родине через любование ее природой. В основе произведения лежит традиционный для русской классической поэзии путевой сюжет, где тема дороги связана с темой исторического пути России.

В стихе есть характерные для раннего творчества поэта религиозные мотивы. Часовни и колокольни — неотъемлемая часть типичного русского пейзажа, а «молитвословный» ковыль выступает средством создания возвышенного поэтического стиля. Есенин подчеркивает - христианство для русского народа даже не философия, а традиционный уклад жизни, воспринимающийся как естественный, а потому:

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

Душевные порывы («теплая грусть», «люблю до радости и боли») оттеняют другие образы в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возносится на небо, а тело уходит в землю.

В четвертой строфе стихотворения «Запели тесаные дроги» иносказательно выражена тревога о дальнейшей судьбе России:

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Читать стих «Запели тесаные дроги» Есенина полностью можно на нашем сайте. При прочтении можно почувствовать покойное покачивание телеги, тишину окрестных полей и звонкую глубину неба над головой. Живя в Москве, поэт ужасно скучал по вольным просторам родных мест, их первозданной красоте и свободе. В это время большинство его стихотворений были посвящены именно природе, воспевали красу полей, озер и лесов родной земли. Даже то, что критики не воспринимали его всерьез, именуя «сельским поэтом», не могло заставить Есенина изменить мировоззрение.

К тихой грусти и теплой радости, наполняющей стихотворение, сквозит извечная русская тоска, смешанная с горечью и безысходностью. Однако Есенин выводит на первый план истую любовь к родной земле, любовь до радости и боли. Стихотворение Сергея Есенина «Запели тесаные дроги…» наполнено преклонением перед русской землей, благодарностью за возможность родиться и вырасти здесь, впитав в себя ее красоту и грусть.

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

«Запели тесаные дроги…» Сергей Есенин

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

Анализ стихотворения Есенина «Запели тесаные дроги…»

Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине – селу Константиново. Есенину не хватало русского простора, к которому он так привык, а узкие московские улочки вызывали у него чувство досады и раздражения. Неудивительно, что в этот период он писал стихи, посвященные родной природе, по которой очень сильно скучал. Даже тот факт, что «сельского поэта» столичные критики не воспринимали всерьез, не мог изменить мировоззрения Есенина, который свое творчество неизменно связывал с воспеванием красоты лугов, лесов и озер.

Поэт неоднократно признавался, что его родные края удивительно красивы. Однако эта красота несет в себе оттенок вековой русской печали. Вспоминая о Константиново, Есенин особенно остро испытывал это чувство, к которому примешивались горечь, тоска и безысходность. Однако поэт был искренне благодарен судьбе за то, что ему довелось родиться и вырасти на Рязанщине, которая стала для него символом той старой Руси, которой слагали поэтические оды многие поколения литераторов.

В 1916 году Есенин написал стихотворение «Запели тесаные дроги…», навеянное воспоминаниями о родном крае. Миниатюрная зарисовка из жизни вчерашнего учителя, который вынужден был добираться до дома на телеге, наполнена теплотой и легкой грустью . Путь лежит через сельские кладбища с полуразрушенными часовнями, и автор, считающий себя атеистом, отмечает, что «на известку колоколен невольно крестится рука».

Однако на фоне печали, которая является верной спутницей Есенина, постепенно пробуждается еще одно сильное чувство, и поэт, обращаясь к родной земле, признается: «Люблю до радости и боли твою озерную тоску». Автор подчеркивает, что сейчас он очень далеко от любимых мест, и его жизнь течет совсем в ином русле, чем прежде. Казалось бы, в повседневной суете тоска по родине должна постепенно исчезнуть, уступив место радости от собственных успехов на литературном поприще. Однако Есенин преклоняется перед русской землей и утверждает, что «не любить тебя, не верить – я научиться не могу». Для него нет ничего дороже, чем слышать, как «звенят родные степи молитвословным ковылем», и как «малиновое поле» Руси, бескрайнее и безграничное, преображается под воздействием легкого ветерка, который поэт именует «овсяным».

Конкурс «Педагогический марафон успеха»

Лучшая методическая разработка

МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа»

Звениговского района Республики Марий Эл

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку …

Разработка внеклассного мероприятия

О РУСЬ – МАЛИНОВОЕ ПОЛЕ

Цель: Каким человеком был? Изучить биографию, выделив особенно яркие и интересные моменты его жизни и творчества.

Оформление: В классе окна затемнены. Передняя часть класса оформлена под домашний уголок «около окна». В окошке месяц блестит, видны звёзды. Рядом с окном стоят стол и стул. На столе стоит портрет С. Есенина, его сборники стихов. На стене плакаты с надписями. Парты поставлены в виде столиков, покрытые скатертью. На каждом столике букеты из осенних листьев клёна, веточек рябины и калины, подсвечники со свечами. Когда все разместятся, зажигаем свечи.

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Горька судьба поэтов всех времён,

Тяжелее всех она казнит Россию.

Когда во всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть,

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

— 3 октября у русского поэта Сергея Александровича Есенина день рождения. Мы все с вами собрались в нашу литературную гостиную, чтобы вспомнить творчество С. Есенина, его замечательные стихи и песни.

Две даты: 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая — дата рождения, вторая – смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет. Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям всё, что он узнал, увидел, понял.

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал» признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал– это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это — задушевная песнь о великом и вечном – о России.

Ученик в русском народном костюме читает «Гой ты, Русь, моя родная. »

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

— Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах», — вспоминал он в автобиографии.

Чтец. «Всё живое особой метой…».

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой…

И теперь вот, когда простыла

Этих дней кипятковая вязь,

Беспокойная, дерзкая сила

На поэмы мои пролилась.

Золотая словесная груда,

И над каждой строкой без конца

Отражается прежняя удаль

Забияки и сорванца.

Ученик в костюме : «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам».

«Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта». А. Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта…1915 года. Днём у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые…».

Чтец: «Запели тесаные дороги …»

Запели тесаные дороги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я тёплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на извёстку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить –

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

— Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово…и «роса», и «сила», и «синее что-то».

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку…

Это им сказано: «Нет поэта без Родины». «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

— Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Лес да монастырь.

Крыши их запенились

Ветер плесень сизую

В окна бьют без промаха

Как метель, черёмуха

Уж не сказ ли в прутнике

Что под вечер путнику

Песня в исполнении учителей «Вот уж вечер. Роса…» на стихи С. Есенина.

— Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, вселяет надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.

Звучат песни в исполнении учителей под гитару «Клён ты мой опавший. », «Не жалею, не зову, не плачу…»

О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. И всё-таки о жизни поэта, о его думах, переживаниях никто и никогда не расскажет так полно и глубоко, впечатляюще, как это он сделал сам. К себе он был беспощаден: «себя вынимал наиспод. Всю душу выплесну в слова».

Образ поэта в стихах живёт, движется, меняется, приобретая всё новые и новые черты. Неслучайно в заметке «О себе» пишет: «что касается остальных автобиографических сведений – они в моих стихах». «Я…наверно, навеки имею нежность грустную русской души», — сказал он однажды. Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались они самой нежностью:

…Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись,

Слушай — под эту гармонику снежную

Я расскажу про свою тебе жизнь..

Итак, мы подошли к стихам, обращённым к матери!

Сколько русских поэтов обращались к этой священной теме. Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах всю нежность сыновнего чувства к матери.

Звучит песня «Письмо матери».

— В стороне не остались и «братья наши меньшие». Поэт о них рассказывает с такой нежностью. В стихах Есенин признаётся: «Для зверей приятель я хороший». Есть у Есенина стихотворение – «Собаке Качалова». Придя в гости к великому артисту Василию Ивановичу Качалову, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. А через несколько дней поэт вручил артисту стихи, посвящённые Джиму.

Ученица читает стихотворение «Собаке Качалова» .

— Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением власти сомодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Авроры». Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, её русские деревни.

Чтец: отрывок из поэмы «Гуляй-поле»:

…Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушье пение, пёсий лай.

Уж сколько лет наш тихий быт

Утратил мирные глаголы.

Как оспой, ямами копыт

Изрыты пастбища и долы,

Немолчный топот, громкий стон,

Визжат тачанки и телеги.

Ужель я сплю и вижу сон,

Что с копями со всех сторон

Нас окружают печенеги?

— Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Сердцу приятно с тихою болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет…

«Тихая боль» с такой силой вонзилась в сердце поэта, что при чтении этих стихов он едва сдерживал слёзы.

«Начал читать «Синий туман. Снеговое раздолье…», — рассказывает Грузинов. – Вдруг остановился – никак не мог прочесть заключительные восемь строк этого вещего стихотворения … Его охватило волнение. Он не мог произнести ни слова. Его душили слёзы. Прервал чтение. Через несколько мгновений овладел собой. С трудом дочитал последние строки».

Все успокоились, все там будем,

Как в этой жизни радей не радей,-

Вот почему так тянусь я к людям,

Вот почему так люблю людей.

Вот отчего я чуть-чуть не заплакал

И, улыбаясь, душой погас,-

Эту избу на крыльце с собакой

Словно я вижу в последний раз.

Чтец: Пусть на окошках гнилая сырость,

Я не жалею и я не печален.

Мне всё равно та жизнь полюбилась,

Так полюбилась, как будто вначале.

Жить нужно легче, жить нужно проще,

Всё принимая, что есть на свете.

Вот почему, обалдев, над рощей

Свищет ветер, серебряный ветер.

Звучит песня в исполнении А. Малинина «Мне осталась одна забава».

— Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Всё это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издёрганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии, в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушёл из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство? – Нет пока точного ответа на этот вопрос.

Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей.

Выходит ученик в красной рубашке и чит. последнее стихотворение поэта.

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Выходит ученица в чёрном. Василий Князев:

В маленькой мертвецкой у окна

Золотая голова на плахе;

Полоса на шее не видна –

Только кровь чернеет на рубахе.

Вкруг, на лавках, в полутемноте,

Простынями снежными белея,-

19 неподвижных тел-

Ледяных товарищей Сергея.

Я присел на чей-то грубый гроб

И гляжу туманными глазами,

Подавляя слёзы и озноб,

Застывая и давясь слезами.

За окном пустынный белый двор.

Город спит. Но спят ли те, кого

Эта весть по сердцу полоснула,-

Что не стало более его,

Что свирель ремнём перехлестнула?

Нет, не спят… Пускай темны дома,

Пусть закрыты на задвижки двери,

Там, за нами – мечутся впотьмах

Раненные ужасом потери…

Там не знают, где бесценный труп,

Тело ненаглядное, родное;

И несчетность воспалённых губ

Хрипло шепчет имя дорогое…

В ледяной мертвецкой у окна

Золотая голова на плахе;

Полоса на шее не видна;

приколотый к рубахе.

— 31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Сергея Есенина. Несметное число людей шло за гробом поэта. Со дня похорон Некрасова в Петербурге – почти полвека – Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!

Звучит песня В. Высоцкого «Кто кончил жизнь трагически…».

Чтец читает стих Т. Смертиной:

Да кто ж так до сердца проймёт?

Да кто же плакать так заставит?

Да кто ж так Русь свою поймёт

И сгоряча бел свет оставит?

Уж водица мёрзнет в сенях.

Хоть годы – счастливы, быстры,

Это имя в сердце носим,

В помин его летят листы

Со всех берёз русоволосых!

гуси даль пронзают.

Звенит осинник в синь дождей.

Рябины по России всей!

Звучит песня «Над окошком месяц…»

Ученик под песню читает отрывок из воспоминаний В. Астафьева:

— Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и всё утешаю, утешаю его…

А где утешишь? Нету его…

Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью…

Звучит песня «Клён ты мой, опавший..»

Выходит ученица в русском сарафане и читает стих Т. Зубковой:

Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатёр,

А в поле василёк хрустально-синий

Ведёт с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Берёзы – сёстры русского рассвета –

Сбежались у околицы села.

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Им повезло – он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже –

Тепло его ладоней и души.

И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья

России всей и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечер

Пушистой шалью на плечи села.

И в ельнике горели свечи,

И в городе земля его звала…

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин – то не просто имя,-

России стихотворная душа…

Обзоры сервисов Pandia.ru

  • История Отечества — политический и социальный опыт России: содержание, функции, методология, принципы и источники изучения