Бывалого человека неудержимо притягивают. Контрольные диктанты. II. Наблюдение над лексическими средствами языка


Вижу себя на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий окружает меня мир. Я как бы погружаюсь, ухожу в голубую, бездонную глубину этого счастливого, сверкающего мира.

Я лежу в зеленой траве, вдыхаю влажный запах земли и растений. Вижу, как по коленчатым стеблям высоких травинок неторопливо движутся насекомые. Белые, золотые, синие качаются над головой цветы. В высоком летнем небе повисло пушистое белое облако. Я прищуриваю глаза. И мне кажется, что плывет по небу сказочное белое чудовище на золотых распахнувшихся крыльях. Высоко-высоко в небе парит ястреб-канюк. Что видит он с небесной голубой высоты? Быть может, запавшим в зеленой меже белоголовым зайчонком видится ему маленький мальчик с выгоревшей на солнце открытою головой?

Бывалого человека, меня и теперь волнуют радостно, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце, головою.

Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире! И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб-канюк.

Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с теплой родимой земли, чтобы продолжать свой путь среди цветущего любимого мира…

Иван СОКОЛОВ-МИКИТОВ

ВОКРУГ СВЕТА №11-1965

СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ

Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. Может быть, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою».

Так писал И. С. Соколов-Микитов в давнем очерке «На теплой земле», который включен в его новую книгу «По морям и лесам» (издательство «Советский писатель», Л., 1965 г.).

Охотник и матрос, рыболов и путешественник, «насквозь просмоленный жизнью» человек был и всегда оставался прежде всего писателем. В его книге гремят штормы, огромное солнце немилосердно жжет землю, звучит гортанная речь в узких улочках заморских портов и небо на рейдах прошито крупными звездами.

Но не южной экзотике отдал писатель сердце. Самые трогательные, добрые и волнующие страницы этой книги он посвятил стране своего детства — родной Смоленщине, ее лесам, речушкам, оврагам и полям. И здесь сразу сталкиваешься с извечной трудностью: как рассказать об этом? Страницы книги хочется цитировать и цитировать без конца, настолько велико ее изобразительно-словесное очарование. Ученик Аксакова и Пришвина, Соколов-Микитов знает «великую магию слова». Он пишет неторопливо, без внешних вычуров, останавливаясь, словно давая читателю вдоволь насладиться описываемой неброской красотой, и так же неторопливо продолжает рассказ.

Его мир многоцветен. Его писательской зоркости поражались многие наши крупнейшие мастера. Уже его ранние рассказы заметили и оценили такие взыскательные художники, как Бунин и Куприн (кстати. в книге есть превосходные воспоминания о том и другом). Он умеет высветлить каждую заросшую лесную тропинку, рассказать об одинокой березе, стоящей у большака, так, что вы всем существом почувствуете ее тихую прелесть; передать аромат простых цветов леса, запах прелого осеннего листа и неповторимо волнующий запах рубленых теплых деревенских изб. Он умеет увидеть и услышать поэзию в каждой весенней почке, в каждой травинке, выглянувшей из земли, в деловом крике прилетевших с южных широт птиц.

Есть у Соколова-Микитова качество редчайшее. Собственные, родные, так хорошо знакомые с детства места он увидел как местный житель и путешественник одновременно. Может быть, именно это придало его описаниям такую физическую ощутимость.

В этой книге в коротеньких воспоминаниях о М. Пришвине есть слова: «Каждое сказанное Пришвиным слово как бы имеет свой особенный запах, цвет и вкус. Редкое качество это есть верный признак истинного таланта, только очень немногие этим великолепным качеством обладают».

Эти строчки целиком относятся и к Соколову-Микитову.

Прочтите эту книгу. Читайте ее не торопясь (а впрочем, иначе вы ее и не сможете читать, она с первых строк берет в плен и сама устанавливает нужный ритм общения), ибо это подлинная поэзия в прозе, глубокое и чистое слово любви к родному краю, природе, людям.

ВЛАДИМИР САНДЛЕР

Для обучающихся 8-х классов предлагаются тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием на весь учебный год. В диктантах учтены все основные тематические разделы учебной программы 8 класса по изучению видов простого осложнённого предложения. В грамматическом задании второй вариант содержит задания более сложные, чем первый. Этот вариант можно давать сильным обучающимся.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Анды

Анды — самые высокие горы Амери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 Они поражают меняющи-мися пейзажами. Здесь увидишь непоко-рённые вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря-ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш-ком через эвкалиптовый лес добираем-ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин-ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши-не. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го-род зачаровывает нас. (По Я. Палкевичу.)

(121 слово.)

Грамматическое задание

Анды — самые высокие горы А мери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 (1 вариант);

Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 (2 вариант).

Отъезд из замка

Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 Восседая на своем сером, Санчо был рад-радёхонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.

Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:

— Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища! (По М. де Сервантесу.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 (1 вариант);

С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 (2 вариант).

Волчица

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 4 Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не по забывшая ребячьих своих забав. 4 (1 вариант);

Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4 (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам II четверти

Зимний день

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой плёнкой первого льда.

Но речка у мельницы, отяжелевшая, тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. (По В.Г. Короленко.)

Грамматическое задание

1. Выпишите сказуемое: простое глагольное (1 вариант); составное именное (2 вариант).

2. Подчеркните в тексте обособленное обстоятельство (1 вариант); обособленное определение (2 вариант).

3. Выпишите 3 словосочетания разных типов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 4 абзаца (2 вариант).

4. Синтаксический разбор предложения: По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. (1 вариант)

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам. (2 вариант).

На деревенском дворе

Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подёрнулся чёрным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали чёрными лентами. Но зато шагнёшь со двора и окунёшься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

Этого кочета береги, - опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. - Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами. (По Н.С. Лескову.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте виды сказуемых: 1 абзац (1 вариант); все остальные (2 вариант).

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. (1 вариант)

Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!» (2 вариант)

4. Синтаксический разбор предложения: Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. (1 вариант)

А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. (2 вариант)

Превращение

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны? А теперь они исчезли. Это была весёлая, здоровая кукла! (По Ю. Олеше.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте в тексте виды сказуемых.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. (1 вариант)

Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы. (2 вариант)

3. Определите в тексте вид односоставных предложений.

4. Синтаксический разбор предложения: Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. (1 вариант)

Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. (2 вариант)

Контрольный диктант по итогам III четверти

Здравствуй, сосновый бор!

Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок, привела тропа. Пошли по ней и через полчаса оказались в сосновом лесу. Цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое жёлтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.

Ещё сегодня утром принужденные жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня ещё сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперёд и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.

Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождём. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду. (По В.А. Солоухину.)

Грамматическое задание

1 вариант - Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру.

2 вариант - Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

Морские рыбы

Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведённые в Лидзаве. Скажу только, что я никогда не пожалею о часах, что просидел с удочкой, намотанной на указательный палец.

Вот перечень пород рыб, которые ловились там (правда, названия все местные, а научных я не знаю): морской ёрш; морской карась — рыба, напоминающая по форме нашего карася, но совершенно серебряная, с фиолетовым отблеском и острыми, как бритва, выдающимися вперёд как бы лошадиными зубами, способными перекусить крючок, если он плох; зеленуха, барабулька — очень изящная рыбка с мордой, срезанной наискосок, в кровавых пятнах по туловищу, исчезающих, как скоро рыба обсохнет от воды; колючка, напоминающая по форме речного окуня, с синеватым пятном на боку; петух — самая яркая и самая красивая, самая желанная для любого рыбака рыба; собака — кусающаяся рыба леопардовой расцветки; кефаль и, наконец, ставридка, самая массовая, самая надоедливая, но, пожалуй, и самая вкусная.

Впрочем, нужно сказать, что мясо морского ерша необыкновенно. Оно плотное, белое, сочное. Говорят, что оно походит на курятину. Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде. (По В. Солоухину.)

Примечание: сказать о точке с запятой.

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац - 1 вариант; 3 абзац - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведённые в Лидзаве.

2 вариант - Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

На тёплой земле

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть. (128 слов.)

Грамматическое задание

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы.

2 вариант - Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Вечер в лесу

Весенний лес. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу по-смотреть. Это распустился цветок медуницы. На тол-стом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розового цвета, а нижние ли-ловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё тол-пятся молодые берёзки. Посредине синеет, как про-долговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.

Заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо видны каждый прошлогодний листок, каж-дая затонувшая веточка. В луже оживлённо плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здорова-ясь со мной, издают какие-то урчащие приветствен-ные звуки.

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое ог-ромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз по-ложили. Как хорошо кругом! (По Г. Скребицкому.)

(154 слова.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы - 1 вариант; 3-4 абзацы - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом.

2 вариант - Посредине синеет, как про-долговатое зеркало, весенняя лужа.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Аромат земли

Лежу в зелёной траве на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий, окружа-ет меня мир природы.

Вдыхаю влажный аромат земли и растений и вижу, как по коленчатым стебелькам высоких тра-винок неторопливо движутся насекомые. Белые, зо-лотые, синие, качаются над головой цветы. Я при-щуриваю глаза. Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

В своём воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу-бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра. Мечтаю о будущих увлекательных путеше-ствиях, мысленно пролетая над расстилавшейся подо мною, как будто гигантский глобус, землёй.

Птицы. В дни прилёта птиц с особенной силой тянуло меня странствовать. Уже став взрослым, именно весной отправ-лялся я в самые далёкие путешествия, будучи уверен-ным, что они непременно окажутся удачными. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы - 1 вариант; 3 абзац - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - В своем воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу-бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра.

2 вариант - Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант по итогам учебного года

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во-ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при-слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур-шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива-ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро-зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. 4 Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе-жавших лошадей.

Я сидел рядом с отцом, глядя на бле-стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу. 4 Смотрел на ухо-дившую, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. (153 слова.)

Грамматическое задание

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант - (сараем) зажжённым 3 ; 2 вариант - поднимавшегося 3 (дыма).

Волга

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьёт подземный ключ. Этот прудок — колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далёкий путь. Волга — красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. 4 Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Нижнем Новгороде — одно из красивейших мест верховья Волги. 4 Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули — жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их:

1 вариант - из предложений 1 абзаца; 2 вариант - из предложений 2 абзаца.

3. Выпишите из своих абзацев 3 разных вида сказуемого.

Левитан

Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега, искал места для этюдов. Но хороших мест не было. Левитан всё чаще хмурился и жаловался на усталость.

Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными сёлами, ни задумчивыми и плавными поворотами. 4 Наконец в Плёсе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых брёвен. 4 Она чернела на зелёном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. В этой церкви в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плёсе.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. В домах за прозрачными занавесками висел сушёный липовый цвет. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант - из предложений 1 абзаца; 2 вариант - из предложений 4 абзаца.

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант - (церковь) рубленную 3 ; 2 вариант - продававших 3 (баб).

Лето

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. 4 Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. 4 В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный 3 веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший 3 филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу. (По Н. Грибачеву.)

(143 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:

1 вариант - И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами.

2 вариант - Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант - (внук) окончивший 3 ; 2 вариант - обтрёпанный 3 (веник).

Он стоял передо мной, поглядывая исподлобья настороженно и отчужденно, тихо шмыгая носом, и весь дрожал.

Он молчал.

Я некоторое время разглядывал его и размышлял. Его фамилия мне ровно ничего не говорила, но, быть может, в штабе армии о нем знали? За войну я привык ничему не удивляться.

Вид у него был жалкий, измученный, однако держался он независимо, говорил же со мной уверенно и даже властно: он не просил, а требовал. Угрюмый, не по-детски сосредоточенный и настороженный, он производил весьма странное впечатление. Его утверждение, будто он с того берега, казалось мне явной ложью.

Понятно, я не собирался сообщать о нем непосредственно в штаб армии, но доложить в полк было моей обязанностью. Я подумал, что они заберут его к себе и сами уяснят, что к чему; а я еще сосну часика два и отправлюсь проверить охранение.

Я покрутил ручку телефона и, взяв трубку, вызвал штаб полка…

Богомолов В. Иван.

Землянка, увидел худенького мальчишку, лет одиннадцати, посиневшего от холода, дрожавшего, прилипшие, по щиколотку, рассматривал настороженно-сосредоточенным взглядом, необычно широко расставленных, темновато-серое от въевшейся грязи, неопределенного цвета, висели клочьями, измученного, с посиневшими губами, чувствовалось какое-то внутреннее напряжение, недоверие, неприязнь, удивленно, рубашонка, холщовые, деревенского пошива, домотканые, белорусы, поглядывая исподлобья, настороженно, отчужденно, некоторое время, ничему не удивляться, измученный, независимо, не по-детски, будто он, непосредственно, было моей обязанностью.


Практическая часть.

Вариант 1.

На нем были мокрые, прилипшие к телу рубашка и штаны.

Нем – местоимение.

Прилипшие – причастие.

Рубашка – существительное.

Вариант 2.

Маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи.

Босые – прилагательное.

Щиколотку – существительное.

Грязи – существительное.

Вариант 3.

Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи.

Скуластое – прилагательное.

Въевшейся – причастие.

Лицо – существительное.

Вариант 4.

Мокрые неопределенного цвета волосы висели клочьями.

Мокрые – прилагательное.

Висели – глагол.

Клочьями – существительное.

Вариант 5.

Он без ошибки назвал номер полевой почты штаба нашей армии.

Ошибки – существительное.

Назвал – глагол.

Нашей – местоимение.

Русский характер.

Русский характер! – для небольшого рассказа название слишком многозначительное. Что поделаешь, - мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере.

Русский характер! Поди-ка опиши его… Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни. Как он бил немцев – я рассказывать не стану, хотя он и носит золотую звездочку и половина груди в орденах. Человек он простой, тихий, обыкновенный, - колхозник из приволжского села Саратовской области. Но среди других заметен сильным и соразмерным сложением и красотой. Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, - бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнется от душевной приязни.

На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке – ядро. Разумеется, - у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем. Но приятель мой и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать и отца своего.

У него была невеста из того же села на Волге. Про невест и про жен у нас говорят много, особенно если на фронте затишье, стужа, в землянке коптит огонек, трещит печурка и люди поужинали. Тут наплетут такое – уши развесишь. Философствуют и час и другой, покуда старшина, вмешавшись, повелительным голосом не определит самую суть… Товарищ мой, должно быть стесняясь этих разговоров, только вскользь помянул мне о невесте, - очень, мол, хорошая девушка, и уже если сказала, что будет ждать, - дождется, хотя бы он вернулся на одной ноге.

Про военные подвиги он тоже не любил разглагольствовать. Нахмурится и закурит. Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев…

Толстой А. Н. Русский характер.

Слова для повторения правописания орфограмм.

Русский характер, небольшого рассказа, многозначительное, что поделаешь, поди-ка опиши, рассказывать о героических подвигах, растеряешься, предпочесть, приятель, золотая звездочка, человек обыкновенный, колхозник из приволжского села Саратовской области, заметен соразмерным сложением, заглядишься, броня, вытирает ветошью, нездоровая кожа, после солнечного ожога, покрепче, послабже, трещит печурка, развесишь, философствуют, покуда старшина, повелительным голосом, вскользь, военные подвиги, разглагольствовать.



Практическая часть.

Произвести синтаксический и морфемный разборы данных предложений и слов по вариантам.

Вариант 1.

Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни.

Выручил – глагол.

Приятель – существительное.

Небольшой – прилагательное.

Вариант 2.

Но среди других заметен сильным и соразмерным сложением и красотой.

Других – местоимение.

Соразмерным – прилагательное.

Сложением – существительное.

Вариант 3.

Но приятель мой и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать и отца своего.

Войны – существительное.

Строго – прилагательное.

Уважал – глагол.

Вариант 4.

Про военные подвиги он тоже не любил разглагольствовать.

Военные – прилагательное.

Подвиги – существительное.

Разглагольствовать – глагол.

Вариант 5.

Товарищ мой, должно быть стесняясь этих разговоров, только вскользь помянул мне о невесте.

Товарищ – существительное.

Стесняясь – деепричастие.

Помянул – глагол.

В Ленинграде Василий пересел в пригородный поезд. В отличие от всех поездов, в которых ему приходилось ехать с Дальнего Востока, в этом было непривычно пусто. И хотя стоял уже декабрь, вагон почему-то не отапливался.

Василий ехал к матери.

Вначале, как только он узнал из телеграммы, что мать тяжело больна, он сильно встревожился, но в пути тревога улеглась, и теперь ему хотелось только поскорей добраться до дому и впервые после пятнадцатидневного мотания в поездах уснуть и спать долго и спокойно, а главное – не тревожиться за чемодан.

В чемодане он вез матери подарок: меховые чулки и расшитую рисунком меховую обувь, вез еще несколько килограммов свежепросоленной семги, завернутой в олений пузырь, и свой новый костюм, в котором хотел показаться в деревне. Он надеялся, что мать к его приезду выздоровеет и ей будет приятно видеть сына хорошо одетым.

Василий живо представил себе, как набьются в избу соседки, как они будут удивляться, что вот он, тот самый Васька, который не побоялся уехать на Дальний Восток, сидит теперь солидный, в хорошем костюме и неторопливо рассказывает, как работает механиком на электростанции, живет на берегу Амура в каменном доме и что приехал он, чтобы увезти к себе мать. С матерью он не видался восемь лет. Кроме Василия, у нее никого не было. Вспоминая о том, что мать – председатель колхоза, Василий невольно улыбнулся. Он никак не мог всерьез представить ее, тихую и незаметную, в такой должности.

Подъезжая совсем поздним вечером к полустанку, Василий вышел на площадку. В разбитое дверное окно дул ветер, наметая в тамбур мелкий колючий снег, лязгали продрогшие буфера. Мелькнул знакомый лес, шлагбаум, и, не дожидаясь, пока остановится поезд, Василий спрыгнул на ходу.

Воронин С. Мать.

Слова для повторения правописания орфограмм.

Ленинград, пересел в пригородный поезд, в отличие, Дальний Восток, непривычно пусто, почему-то не отапливался, вначале, телеграмма, встревожился, поскорей добраться, впервые, после пятнадцатидневного мотания, не тревожиться за чемодан, расшитые, несколько килограммов свежепросоленной семги, олений пузырь, выздоровеет, неторопливо рассказывает, работает механиком на электростанции, в каменном доме, никого не было, председатель колхоза, невольно, никак, всерьез, незаметную, полустанок, площадка, тамбур, лязгали продрогшие буфера, шлагбаум, не дожидаясь.

Практическая часть.

Произвести синтаксический и морфемный разборы данных предложений и слов по вариантам.

Вариант 1.

В Ленинграде Василий пересел в пригородный поезд.

Пересел – глагол.

Пригородный – прилагательное.

Поезд – существительное.

Вариант 2.

И хотя стоял уже декабрь, вагон почему-то не отапливался.

Декабрь – существительное.

Вагон – существительное.

Отапливался – глагол.

Вариант 3.

С матерью он не видался восемь лет.

Матерью – существительное.

Видался – глагол.

Восемь – числительное.

Вариант 4.

Он никак не мог всерьез представить ее, тихую и незаметную, в такой должности.

Незаметную – прилагательное.

Такой – местоимение.

Должности – существительное.

Вариант 5.

Подъезжая совсем поздним вечером к полустанку, Василий вышел на площадку.

Подъезжая – деепричастие.

Вечером – существительное.

Площадку – существительное.

В доме отец умылся и сел за стол. Он вытянул ноги, закрыл глаза и почувствовал тихую радость в сердце и спокойное довольство. Война миновала. Тысячи верст исходили его ноги за эти годы, морщины усталости лежали на его лице, и глаза резала боль под закрытыми веками – они хотели теперь отдыха в сумраке или во тьме.

Пока он сидел, вся его семья хлопотала в горнице и на кухне, готовя праздничное угощение. Иванов рассматривал все предметы дома по порядку – стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русскую кухонную печь… Долго они жили здесь без него и скучали по нем. Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он дышал устоявшимся родным запахом дома – тлением дерева, теплом от тела своих детей. Этот запах был таким же, как и четыре года назад, и он не рассеялся и не изменился без него. Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ. Там пахло иным духом, в котором, однако, не было запаха родного дома. Иванов вспомнил еще запах Маши, как росли ее волосы. Но они пахли лесной листвой, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной жизнью. Что она делала сейчас и как устроилась жить по-граждански. Бог с ней…

Странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом. Жена была прежняя, - с милым, застенчивым, хотя уже сильно утомленным лицом, и дети были те самые, что родились у него, только выросшие за время войны, как оно и должно быть. Но что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем, - вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей. Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него его семья.

За столом, сидя в кругу семьи, Иванов понял свой долг. Ему надо как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей, - тогда постепенно все пойдет к лучшему…

Платонов А. Возвращение.

Слова для повторения правописания орфограмм.

Почувствовал, спокойное довольствие, исходили, хлопотала в горнице, готовя праздничное угощение, рассматривал, стенные часы, термометр, цветы на подоконниках, русскую кухонную печь, с родственником, устоявшимся, тлением дерева, рассеялся, нигде, незнакомой заросшей дорогой, по-граждански, странен, застенчивым, утомленным лицом, выросшие, что-то, вероятно, в точности, приниматься, помочь жене, правильно воспитывать, постепенно.

Практическая часть.

Произвести синтаксический и морфемный разборы данных предложений и слов по вариантам.

Вариант 1.

Он вытянул ноги, закрыл глаза и почувствовал тихую радость в сердце и спокойное довольство.

Вытянул – глагол.

Тихую – прилагательное.

Довольство – существительное.

Вариант 2.

Иванов рассматривал все предметы дома по порядку.

Рассматривал – глагол.

Предметы – существительное.

Порядку – существительное.

Вариант 3.

Он дышал устоявшимся родным запахом дома.

Дышал – глагол.

Устоявшимся – причастие.

Запахом – существительное.

Вариант 4.

Но что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем.

Мешало – глагол.

Своего – местоимение.

Возвращения – существительное.

Вариант 5.

За столом, сидя в кругу семьи, Иванов понял свой долг.

Столом – существительное.

Сидя – деепричастие.

Долг – существительное.

На теплой земле.

Вижу себя на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий окружает меня мир. Я как бы погружаюсь, ухожу в голубую, бездонную глубину этого счастливого, сверкающего мира.

Я лежу в зеленой траве, вдыхаю влажный запах земли и растений. Вижу, как по коленчатым стеблям высоких травинок неторопливо движутся насекомые. Белые, золотые, синие, качаются над головой цветы. В высоком летнем небе повисло пушистое белое облачко. Я прищуриваю глаза. И мне кажется, что плывет по небу сказочное белое чудовище на золоченых распахнувшихся крыльях. Высоко-высоко в небе парит ястреб. Что видит он с небесной голубой высоты?

Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. Быть может, поэтому я так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.

Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире! И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с теплой родимой земли, чтобы продолжать свой путь среди цветущего любимого мира…

Слова для повторения правописания орфограмм.

Над наезженной дорогой, безмерный, сверкающий, в бездонную глубину, счастливого, по коленчатым стеблям, неторопливо движутся насекомые, повисло пушистое облачко, прищуриваю, сказочное чудовище, на золоченых распахнувшихся крыльях, высоко-высоко, видит, с небесной голубой высоты, человека, радостно волнуют, неудержимо притягивают, обширные просторы родной русской природы, в давнишних морских скитаниях, в поэтических ночлегах, светловолосый мечтательный мальчик, с непокрытою головою, выгоревшей на солнце, не порывающие связь, почувствовать, вполне одинокими, по-прежнему, прекрасный солнечный мир, привольно, прилегшего отдохнуть, после утомительного похода, колышутся, отлежавшись, налюбовавшись, недвижно застывшими, чтобы.

Практическая часть.

Произвести синтаксический и морфемный разборы данных предложений и слов по вариантам.

Вариант 1.

Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой.

Солнце – существительное.

Наезженной – причастие.

Пыльной – прилагательное.

Вариант 2.

Безмерный, сверкающий, пахучий окружает меня мир.

Безмерный – прилагательное.

Сверкающий – причастие.

Меня – местоимение.


Вариант 3.

Я как бы погружаюсь, ухожу в голубую, бездонную глубину этого счастливого, сверкающего мира.

Бездонную – прилагательное.

Глубину – существительное.

Сверкающего – причастие.

Вариант 4.

Я лежу в зеленой траве, вдыхаю влажный запах земли и растений.

Вдыхаю – глагол.

Влажный – прилагательное.

Растений – существительное.

Вариант 5.

В высоком летнем небе повисло пушистое белое облачко.

Высоком – прилагательное.

Повисло – глагол.

Пушистое – прилагательное.

Как и когда родилась моя страсть к путешествиям, любовь к природе, к своей земле?

В голубые, ясные дни детства мною владела мечта о далеких скитаниях, о счастливых сказочных странах. На крыльях воображения уносился я далеко над землею. Подо мной проплывали снежные горы, голубые моря и леса, серебряные реки и озера. Птицы, их радостная свобода, манили меня. С особенным чувством смотрел я на пролетавших журавлей. Недаром весною, в дни пролета птиц, с особенной силой тянуло меня странствовать. Весною – уже взрослым – обычно отправлялся я в самые далекие и удачные путешествия.

Еще в годы раннего детства хранил я тайную уверенность увидеть и обойти мир. С величайшим увлечением отдавался чтению книг, в которых описывались похождения отважных охотников-следопытов. Воображение с необычайною силою переносило меня в далекие страны. Закрыв глаза, я предавался страстным мечтаниям. И я уже видел себя путешественником, искателем приключений. Я мог думать об открытии неведомых земель, о грудах золота и алмазов, описываемых в фантастических романах. Страсти к наживе и богатству у меня никогда не было даже в детских мечтах. Я мечтал о будущих путешествиях, беспечно и весело пролетая над расстилавшейся подо мною любимой землею…

Описанные в книгах подвиги и приключения волновали меня необычайно. Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел стальные доспехи, сверкающие шлемы, мечи. Вызванные воображением видения обступали меня. Действительность мешалась подчас со сновидениями. Во сне я видел описанных в книге рыцарей, страшных чудовищ, сражался с ними и побеждал.

Трудно представить теперь чудесную игру воображения, которая владела нами в детстве.

Немногие из нас, взрослых, сохранили эту чудесную способность преображаться. Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. В дальних скитаниях при встрече с любезными сердцу людьми переживаю я прежнее счастье, по-прежнему крепко и радостно бьется мое сердце.

Соколов-Микитов И. На теплой земле.

Слова для повторения правописания орфограмм.

Родилась, страсть к путешествиям, ясные дни детства, о счастливых, сказочных, воображения, подо мной, серебряные реки, радостная свобода, с особенным чувством, смотрел на пролетавших журавлей, недаром, с особенной силой, странствовать, раннего, уверенность увидеть, обойти, с величайшим увлечением, описывались похождения охотников-следопытов, с необычайною силою, предавался страстным мечтаниям, видел себя путешественником, приключения, неведомых земель, алмазы, описываемых в фантастических романах, никогда, беспечно, над расстилавшейся, описанные, волновали необычайно, доспехи, сверкающие шлемы, вызванные видения, действительность, подчас, со сновидениями, страшных чудовищ, немногие, чудесный, преображаться, посещающие нас, по-прежнему, бьется сердце.

Практическая часть.

Произвести синтаксический и морфемный разборы данных предложений и слов по вариантам.

Вариант 1.

В голубые, ясные дни детства мною владела мечта о далеких скитаниях, о счастливых сказочных странах.

Ясные – прилагательное.

Мною – местоимение.

Сказочных – прилагательное.

Вариант 2.

На крыльях воображения уносился я далеко над землею.

Крыльях – существительное.

Воображения – существительное.

Далеко – наречие.

Вариант 3.

Подо мной проплывали снежные горы, голубые моря и леса, серебряные реки и озера.

Проплывали – глагол.

Снежные – прилагательное.

Серебряные – прилагательное.

Вариант 4.

Еще в годы раннего детства хранил я тайную уверенность увидеть и обойти мир.

Раннего – прилагательное.

Хранил – глагол.

Уверенность – существительное.

Вариант 5.

С величайшим увлечением отдавался чтению книг, в которых описывались похождения отважных охотников-следопытов.

Величайшим – прилагательное.

Похождения – существительное.

Отважных – прилагательное.

Уж много лет не бывал я на своей родине, и каждое новое посещение наполняет мое сердце радостью и печалью. Я вижу новую, преображенную страну. Богатыми урожаями колышутся поля. С первого взгляда не узнаю берегов реки. Разрослась, одряхлела, частью вырублена, неузнаваемо изменилась знакомая роща. Только одно старое дерево стоит еще нетронуто. Я узнаю раскидистую, кудрявую его вершину. Сколько раз забирался я в тень ее листвы! Здесь, на ветвях дерева, я чувствовал себя невидимкой. И, не страшась меня, близко садились, громко распевали лесные маленькие птички…

Ступая босыми загорелыми ногами, я крался по луговым стежкам, ловил рыбу в реке. И я опять наклоняюсь над водою, отражающей высокое летнее небо. Все так же бежит, журча по камням, знакомый ручей. Стелются по дну, колышутся зеленые бороды водорослей. Маленькая рыбка – как и тогда – серебряной стрелкой скользнула по дну и пропала…

Я умываюсь в ручье, и в зеркале воды вижу седую голову, свое отразившееся лицо. Капли прозрачной воды стекают с рук. Играя цветистыми зайчиками, струится по каменистому дну ручей. И вдруг, как живой, возникает в моем воспоминании задумчивый мальчик с выгоревшей на солнце светловолосой головою. Засучив брюки, бродил он здесь по ручью. Над его головою останавливались, замирали в воздухе, трепеща крыльями, бархатно-синие стрекозы…

Видения далекого детства посещают меня. Лежа на берегу ручья, я смотрю в небо, где над колеблемыми ветром ветвями раскрывается глубокий, бескрайний простор. Белые пушистые облака плывут в небе. Такие же белые золотистые облака плыли и тогда. Так же шумела листва на деревьях, а в глубине голубого неба, распластав крылья, плыл ястреб. Быть может, на берегу ручья он и теперь видит усталого путника, прилегшего отдохнуть в зеленой тени деревьев.

Соколов-Микитов И. На теплой земле.

Слова для повторения правописания орфограмм.

Новое посещение, сердце, преображенную страну, урожаи, колышутся, разрослась, одряхлела, вырублена, неузнаваемо изменилась, нетронуто, раскидистую вершину, забирался, чувствовал себя невидимкой, не страшась, громко распевали, маленькие птички, босыми загорелыми ногами, по луговым стежкам, наклоняюсь, отражающей высокое небо, стелются, зеленые бороды водорослей, серебряной стрелкой скользнула, седая голова, свое отразившееся лицо, капли прозрачной воды, цветистыми, по каменистому, в моем воспоминании, с выгоревшей на солнце светловолосой головою, засучив, останавливались, замирали в воздухе, трепеща крыльями, бархатно-синие стрекозы, видения далекого детства, над колеблемыми ветром, бескрайний простор, золотистые облака, распластав крылья, прилегшего отдохнуть.

Практическая часть.

Произвести синтаксический и морфемный разборы данных предложений и слов по вариантам.

Вариант 1.

Разрослась, одряхлела, частью вырублена, неузнаваемо изменилась знакомая роща.

Разрослась – глагол.

Вырублена – краткое причастие.

Неузнаваемо – наречие.

Вариант 2.

И, не страшась меня, близко садились, громко распевали лесные маленькие птички…

Страшась – деепричастие.

Близко – наречие.

Распевали – глагол.

Вариант 3.

Ступая босыми загорелыми ногами, я крался по луговым стежкам, ловил рыбу в реке.

Босыми – прилагательное.

Луговым – прилагательное.

Ногами – существительное.

Вариант 4.

И я опять наклоняюсь над водою, отражающей высокое летнее небо.

Наклоняюсь – глагол.

Отражающей – причастие.

Летнее – прилагательное.

Вариант 5.

Играя цветистыми зайчиками, струится по каменистому дну ручей.

Играя – деепричастие.

Цветистыми – прилагательное.

Каменистому – прилагательное.

Каждому писателю нет-нет да и захочется написать рассказ совершенно вольно, не думая ни о каких «железных» правилах и «золотых» законах, записанных в учебниках литературы.

Законы эти, конечно, великолепны. Они заставляют подчас еще туманную мысль писателя входить в берега точного замысла и затем уже плавно несут ее к конечному выводу, к завершению книги, подобно тому как река несет свою воду к широкому устью.

Совершенно ясно, что не все законы литературы уже разнесены по параграфам. Существует много способов и приемов живописного выражения мысли, еще не получивших названия.

Лет двадцать назад в Москве показывали так называемую экспериментальную, созданную только для опыта, для пробы кинокартину о дожде. Показывали ее работникам кино, так как думали, что обыкновенный зритель на такой картине будет зевать и уйдет из кинотеатра в полном недоумении.

В картине был показан дождь во всем его разнообразии. Дождь в городе на черном асфальте, дождь в листве, дождь дневной и ночной, ливень и так называемый грибной, моросящий дождик, «слепой» дождь под солнцем, дождь на реке и на море, воздушные пузыри на лужах, мокрые поезда в полях, великое разнообразие дождевых облаков…

Всего перечислить я не могу, но воспоминание об этой картине сохранилось надолго и помогло мне ощутить с большой силой ту поэзию обыкновенного дождя, которую раньше я плохо замечал. Раньше меня, как и многих, поражал, например, нежный запах прибитой дождем пыли, но я не вслушивался в звуки дождя и не всматривался в пасмурную и мягкую расцветку дождевого воздуха.

Что может быть лучше для писателя, - а он, по существу, всегда должен быть и поэтом, - чем открытие новых областей поэзии вблизи себя и тем самым обогащение человеческого восприятия, сознания, памяти?..

Паустовский К. Во глубине России.

Слова для повторения правописания орфограмм.

Нет-нет, захочется, написать рассказ, совершенно вольно, ни о каких, записанных, великолепны, подчас, туманную, к конечному выводу, к завершению, совершенно ясно, уже разнесены по параграфам, живописного, еще не получивших названия, Москва, так называемую, экспериментальную, созданную, кинокартина, работники кино, обыкновенный зритель, зевать, кинотеатр, в полном недоумении, разнообразие дождевых облаков, на черном асфальте, ночной, моросящий дождь, под солнцем, перечислить, воспоминание, сохранилось надолго, прибитой, не вслушивался, не всматривался, в пасмурную расцветку, лучше для писателя, вблизи, обогащение человеческого восприятия, сознания.

Практическая часть.

Произвести синтаксический и морфемный разборы данных предложений и слов по вариантам.

Вариант 1.

Совершенно ясно, что не все законы литературы уже разнесены по параграфам.

Законы – существительное.

Разнесены – краткое причастие.

Параграфам – существительное.

Вариант 2.

Существует много способов и приемов живописного выражения мысли, еще не получивших названия.

Способов – существительное.

Получивших – причастие.

Названия – существительное.

Вариант 3.

В картине был показан дождь во всем его разнообразии.

Картине – существительное.

Показан – краткое причастие.

Всем – местоимение.

Вариант 4.

Всего перечислить я не могу, но воспоминание об этой картине сохранилось надолго…

Этой – местоимение.

Сохранилось – глагол.

Надолго – наречие.

Вариант 5.

Они заставляют подчас еще туманную мысль писателя входить в берега точного замысла и затем уже плавно несут ее к конечному выводу, к завершению книги…

Туманную – прилагательное.

Писателя – существительное.

Завершению – существительное.

Двойные деревья.

В лесу я нашел себе источник бесконечных открытий, и это, мне кажется, я уже сделал: я стал на путь нового изучения природы.

Есть во всех лесах огромные двойные деревья, похожие на то, будто злой дух, сброшенный с неба, упал и по самую развилку ног ушел в землю. Торчат эти ноги из огромного живота и растут, и растут все выше, выше поднимаются, чтобы там, наверху, за что-нибудь зацепиться и вытащить всего себя из земли.

Я спрашивал лесничего, отчего это бывает, и так часто всюду видишь такие деревья двойные. Бывает, выйдет из земли одно дерево, поднимется всего на какой-нибудь аршин, и сосна делается канделябром с двумя свечками, одна возле другой идут с тонким просветом.

А бывает, вспомнишь семейную жизнь, и кажется, будто это любящие муж и жена или две сестры. Вспомнишь знакомых и подумаешь, как, однако, много любящих людей на свете, и почему это любители драм столько примеров приводят со своей стороны, а мы знаем столько хороших примеров и все молчим, как будто есть какой-то запрет на хорошее.

В лесу среднего возраста там и тут сохранились гнездами сосны-великаны лет по триста. Вокруг каждого старика в лесу тесные группы деревьев всех возрастов.

Три большие березы в самом низу срослись между собой и так втроем прожили большую жизнь. Теперь одна из этих старых берез, самая близкая к опушке, отяжелела, стала клониться к земле, к полю, и упала бы, но огромным суком, как рукой, уперлась в поле и удержалась.

Пришвин М. Жизнь дерева.

Слова для повторения правописания орфограмм.

Источник бесконечных открытий, огромные деревья, сброшенный, развилка, ушел, поднимаются, чтобы, наверху, за что-нибудь, зацепиться, лесничий, видишь, на какой-нибудь аршин, сосна делается канделябром, свечками, с тонким просветом, вспомнишь семейную жизнь, подумаешь, какой-то, сохранились, сосны-великаны, группы, всех возрастов, большие березы, срослись, втроем прожили, близкая, отяжелела, клониться, огромным суком уперлась, удержалась.

Практическая часть.

Произвести синтаксический и морфемный разборы данных предложений и слов по вариантам.

Вариант 1.

В лесу я нашел себе источник бесконечных открытий.

Себе – местоимение.

Источник – существительное.

Бесконечных – прилагательное.

Вариант 2.

Я стал на путь нового изучения природы.

Нового – прилагательное.

Изучения – существительное.

Природы – существительное.

Вариант 3.

В лесу среднего возраста там и тут сохранились гнездами сосны-великаны лет по триста.

Среднего – прилагательное.

Возраста – существительное.

Сохранились – глагол.

Вариант 4.

Вокруг каждого старика в лесу тесные группы деревьев всех возрастов.

Каждого – местоимение.

Старика – существительное.

Группы – существительное.

Вариант 5.

Три большие березы в самом низу срослись между собой и так втроем прожили большую жизнь.

Большие – прилагательное.

Самом – местоимение.

Срослись – глагол.