Чем шаманы отличаются от других религий. Шаманизм как религия. Значение слова «шаман»


Хакасия – один из древнейших районов человеческой цивилизации. Ее история богата многими фактами и драматическими событиями.

На всем протяжении сложнейшей истории Хакасы сохранили особенности своего мировоззрения, которое пронизано шаманским мировосприятием. Уникальность шаманизма заключается в том, что «нет другой такой традиции, которая была бы настолько ориентирована на природу и экологию, как шаманизм». Главное – человек должен жить в гармонии с природой.

ШАМАНИЗМ - особая стадия в развитии религиозных верований человечества, сложившаяся во времена, когда основными средствами жизнеобеспечения были охота, рыболовство и собирательство. Слово “шаман” впервые встречается в русских документах XVII века. Задачи шамана многообразны: испрашивать у богов и духов благополучия и здоровья, обильного потомства людям и животным, удачи в промыслах, защиты от бед, исцеления сородичей от болезней. Шаману недостаточно верить в свое признание, он должен доказать окружающим, что способен выполнять свое предназначение. Очень большое значение имеют ритуальные атрибуты - костюм, бубен, колотушка.

Шаманизм на территории современной Хакасии возник в глубокой древности. Шаманская (трехчленная) модель мира в наиболее разработанной форме присутствует уже в каменных изображениях окуневской культуры (111 тысячелетие до н. э.), которая с необходимостью предполагает появление особого типа людей - шаманов, способных путешествовать(в измененном состоянии сознания) по всем трем мирам, населенным божествами и духами.

Пантеон Божеств

Согласно хакасским религиозным воззрениям вся вселенная делилась на 3 мира по вертикали:

1. Верхний мир

2. Нижний мир

3. Средний мир

Верхний мир – Великое Небо (Хан Тигир), самое почитаемое божество хакасов. Олицетворяет собою мужское начало, стихию воздуха, света, аналог чистоты, мощи, бесконечности. Небо заселено богами. Они создали землю, растительность, человека и скот. Среди них наиболее известны Ульген и богиня Умай. Ульген – создатель света, озаряющего землю, он изображается на каменных стеллах с солнечной головой. Умай – богиня плодородия, хранительница детских душ. По поверьям, богиня Умай обитала среди небесных белых облаков и простым людям не видна. Детские души хранились у нее в «храме» горы Ымай-тасхыл. Эта священная гора расположена в верховьях реки Енисей и пределах Саянского хребты. От горы Ымай-тасхыл происходит название находящегося рядом поселка Майна. В настоящее время здесь построена Саяно-Шушенская ГЭС.

Нижним миром правят 7 божеств - эрликов, главой которых выступает Эрлик-хан. Они олицетворяли злое начало, являлись создателями ползучих гадов, насекомых, непроходимых болот и ущелий, а также болезней. Обитают эрлики в доме «о сорока углах». Углы – это некая напряженность, скопление темной энергии. Потому обитателей нижнего мира поселяют в дом «о сорока углах», в противовес круглым юртам, где живут боги Верхнего мира.

Средний мир заселен людьми. Он олицетворяется богиней Земли – Чир Суу и является синтезом двух других миров Нижнего и Верхнего. На Земле уравновешиваются, вступают в контакты и конфликты все силы мира: света – тьмы, истины – лжи, добра – зла. На арене среднего мира происходит борьба между божеством доброго и злого начал. Поэтому люди подвержены как хорошим, так и плохим поступкам. Человек, родившийся в Среднем мире, телом, данным Матерью-землей, принадлежит к Нижнему миру, в силу рождения и земных потребностей. А душой он связан с небом. Точкой «встречи» так называемого верха и низа является грудь, где и зажигается его душа. В среднем мире людей окружают духи – хозяева местности и природных явлений. Глава всех горных духов называется Хубай-хан, глава речных духов – Сугдай-хан, хозяин ветра – Чилдей-хан, дух огня – Хобрай пиче.

По религиозным представлениям хакасов, духи, а также окружающая природа: деревья, горы, растения – живые существа, то есть они имеют способность дышать, расти, развиваться, вести человеческий образ жизни, совершать человеческие поступки. Поэтому хакасы относились к окружающему миру очень бережно и особенно почитали богиню огня. Культ огня занимал настолько большое и почетное место в верованиях хакасов, что их смело можно назвать огнепоклонниками Саяно-Алтая.

Мир духов

Служебные духи шаманов

Посредником между людьми и богами выступает шаман – кам.

От тюркского названия шамана “кам” происходит слово “камлание” - ритуал, совершаемый шаманом, смысл которого - переговоры с духами и божествами. Движениями, пением, речью он пояснял присутствующим, где он странствует, что с ним происходит, сопровождал камлание трюками, основанными на хорошем владении телом, ловкости рук, способности регулировать работу органов чувств. Во время камланий шаман с помощью самовнушения вводил себя в особое состояние - экстаз, был сильно возбужден, переживал галлюцинации. Беснуясь и падая в обморок, сохранял прочную связь с окружающим миром, чутко реагировал на поведение присутствующих.

Хакасские шаманы считались избранниками духов, называемых – тёси. Тёси – это невидимые вечные силы, рожденные вместе с землей, водой и небом. Они признавались существами, обитающими среди природных стихий: в горах, в лесах, в воде.

Существует легенда о горе Борус в Саянах, откуда происходит большинство Тёсей, и которая считалась местом происхождения шаманов. Как гласят предания, в далекие времена жил вещий старец Борус, который предвидел надвигающийся всемирный потоп. Он соорудил корабль, куда посадил всех зверей и птиц. Лишь мифический зверь («арлыган») и птица Гаруда отказались сесть на него, рассчитывая на свои силы. Но на 39 день птица Гаруда не выдержала, села на голову «арлыгана» , и они оба утонули. С тех пор, говорят, мифические чудовища «арлыган» вымерли. Когда вода стала убывать, Борус пристал к показавшейся суше. Это и была та самая вершина Саянского хребта, которую в честь хакасского Ноя назвали Борусом.

Тёси передаются по наследству. По народным представлениям, во время смерти или рождения нового шамана резко изменяется погода – поднимается буря, льет проливной дождь. Это проказничают собравшиеся тёси. Тёси, избрав хозяина, становятся его послушными солдатами. Шаман называет их своей царской армией, чем больше «армия духов», тем сильнее шаман.

На шаманской одежде нашиты бусинки – это глаза Тесей. Две бусины – глаза одного тёся. У шаманов на костюме насчитывалось 50 и более бусин. Если шаман умрет, то бусины нельзя хоронить вместе с ним, иначе тёси останутся слепыми.

«Динь линь» - журавлиные люди

Китайцы называют предков хакасов "динь линь" - журавлиными людьми. Еще говорят, раньше в Хакасско-Минусинской котловине обитало огромное количество птиц. Согласно поверью, потому, что одна из душ каждого человека после смерти обращается именно в птицу. Если скончавшийся был светлой личностью, в красивую - лебедя или журавля. Если над ним давлели темные силы - в черную, например в ворону. А души детей всегда превращаются в ласточек.

В отличие от славян, хакасы верят не в одну душу, а сразу в несколько, которых насчитывалось до 7 видов.

Считается, что одна из них живет в глазах. Действительно ведь, посмотрев в глаза, сразу увидишь, на месте ли у человека душа. Ночью она в образе светящейся фигуры может на время покинуть тело человека и путешествовать по селению. Поэтому запрещали закрывать голову одеялом, а тем более ложиться с грязным лицом. Душа, вернувшись после ночной прогулки, может не найти любимого лица или, еще хуже, испугается грязного вида хозяина. В таком случае человек может потерять зрение.

Другая отвечает за слух, после смерти тела она живет еще три дня, пока не состоятся похороны. Через нее шаман может вступить с человеком в контакт, что-то ему передать. Считается, что сильный шаман может покойного даже оживить - если он умер внезапно и если "контактер" успел в эти три дня до него достучаться.

Черное и белое

СУЩЕСТВУЮТ " белые" и " черные" шаманы. Считается, что " белый" шаман работает с духами верхнего мира, а " черный" шаман обращается к демоническим существам нижнего. Соответственно в народе бытует мнение, что " черные" шаманы чинят зло, наводят мор и порчу

Наследование традиций

Для того, чтобы стать настоящим камом, необходимо обладать силой слова, знать все обряды и молитвы. Существовало специальное обучение религиозной системе, проходившее в священных горных местах. В течение трех месяцев молодого человека учил старый опытный шаман, который становился для него учителем.

Обязательными инструментами шамана являлись бубен (тур) и колотушка. Бубен был символическим изображением коня, лука, лодки, смотря тому, с какими препятствиями приходилось бороться шаману при встрече со злыми духами. Колотушка изображала кнут, стрелу, весло, смотря по тому, что представлял бубен.

Шаманский дар, как правило, передавался по наследству, сопровождался "шаманской болезнью" и требовал от человека (часто в ущерб собственным интересам) посвящения себя без остатка служению народу, что требовало огромного физического и психического здоровья. Каждый шаман имел свою специализацию(лечение, ясновидение и пр.), территорию путешествий(уровни и пространства мироздания в зависимости от его силы), духов - помощников, формы камлания, особенности костюма, используемых музыкальных инструментов и пр

Камлание богине Умай совершалось в ночь на девятый день полнолуния. Для этого обряда юрта украшалась девятью шелковыми платками, ставилась разукрашенная ленточками белая березка, закалывали жертвенного белого барашка и готовили обрядовую пищу. Шаман мысленно отправлялся вместе со своими духами через дымовое отверстие юрты ввысь, летел через горные хребты. Реки и моря. Наконец, он попадал на священную гору Ымай-тасхыл. Богиня Умай встречала шамана и после долгих уговоров давала ему душу ребенка в виде коралловой бусинки (девочка) или стрелы (мальчик). Прикрепив ее к бубну, шаман возвращался назад. Затем он стряхивал душу ребенка в приготовленную чашу с молоком и давал все это выпить женщине. Душа ребенка вместе с молоком якобы попадала внутрь женщине, и она становилась беременной. Шаман предсказывал после этого внешний вид, особенности и судьбу будущего ребенка. За камление он получал денежную плату, шкуру животного и подарки.

Возрождение шаманизма

О ШАМАНАХ говорят разное: большинство людей их боится, многие считают шарлатанами, ученые пытаются измерить их энергетическое поле различными (и вполне научными) методами. Традиционная медицина, в свою очередь, заимствует приемы шаманских практик для работы в области психиатрии.

СЕГОДНЯШНИЕ шаманы живут и в городах, носят обычную одежду. Только, в отличие от нас, они не растеряли свою связь с природой

О шаманах ходят легенды, рассказывают, что они могут если не все то многое. Жители Таштыпского района, в частности, до сих пор вспоминают историю, которая произошла в 30-х годах прошлого века. Один из местных шаманов тогда был арестован, милиционеры повезли его в Абакан. А по дороге из любопытства решили проверить, на что он в самом деле способен. Сказали: сделай так, чтобы здесь появился медведь. Косолапый рядом действительно возник - и тут же исчез. Милиционеры призадумались и, дабы не тратить таинственные чары зря, попросили найти потерявшихся несколько дней назад лошадей. Шаман быстро и точно указал нужное место - и коней тут же обнаружили. А того шамана, согласно легенде, отпустили на все четыре стороны.

Других, впрочем, не щадили. И в советские времена, и раньше, в период христианизации коренного населения, шаманов преследовали, многие из них отбывали срок в тюрьмах. И все-таки извести на нет шаманизм в Хакасии, зародившийся здесь 1,5 тысячи лет назад, не удалось. Хотя внутри религии сегодня звучат и другие отголоски - язычества, манихейства или огнепоклонничества, того же христианства.

Старинные шаманские традиции, пусть трудно и медленно, все-таки возрождаются. С начала 90-х годов ХХ века в Хакасии не раз открывались организации религиозного толка - "Ах чаян"("Белые божества"), "Хан тигир". Прежде всего они занимаются изучением истории, культуры шаманизма. Культовые ритуалы, обряды совершаются не по учебнику - с участием самых настоящих шаманов.

Философия хакасского национального верования перекликается с древними религиозными учениями Китая, Тибета, Индии, Монголии. Борьба двух миров, силы света и тьмы, культ Солнца, пантеон божеств – все это говорит в пользу культурных связей предков хакасов с мировыми очагами цивилизации.

Не зря в одной из хакасских пословиц говорится: «Человеческий корень пересёк океан, а корень травы не переплыл и море».

«Взмахнув над миром синим рукавом, невидимый шаман возносит бубен,

Тьмы дух в бою осилив роковом,

Возносит солнце над долиной буден.

Он входит в лист упругий.

В роднике рождает трепетные блики,

Зажженный им играет пламя в очаге

Ресницами богини огнеликой»

Шаманизм - культура, пришедшая из древности, затрагивающая жизненное начало, сложившаяся историческим путем.

Шаманизм представляет собой явление глобального характера, которое связывают с магией, соотносят с анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Как свидетельствуют археология и этнография, ритуалы шаманизма были известны в эпоху неолита и бронзового века. Особо интенсивно практиковался шаманизм в Сибири, на Дальнем Востоке, в регионах Юго-Восточной Азии, Африке.

Сегодня можно выделить такие национальные и региональные формы шаманизма, как корейский, перуанский, алтайский, бурятский, тувинский, чукотский, якутский. Современный шаманизм выступает в виде политеистической религии, где явления природы преподносятся и рассматриваются, как божества. В мировоззрении сторонников шаманизма все вещи в мире наделены душой: и растения, и насекомые, и другие неодушевленные предметы, которые все вместе представляют единое Целое.

Магия шамана - это, прежде всего, обнаружение взаимосвязей между частями, вера в единство сознаний. Осознание собственной принадлежности ко Вселенной делает всех равными друг перед другом, уравновешивает значение каждого, избавляет от страхов и чувства несправедливости. Человек, ощущающий единство со Вселенной, способен понять широту и мощь своего внутреннего потенциала, покровительство высших сил.

Будучи частью целого и понимая свойства внутреннего естества, проявляющегося независимо от физического тела, шаман совершает путешествие в другие миры. Входя в измененное состояние сознания, шаман получает доступ к общению с духами-помощниками и возможность пополнять силу из сверхъестественных источников.

Шаман является избранником духов. Этот дар может быть дан человеку через «шаманскую болезнь», состояние, напоминающее летаргический сон. Пройдя испытание болезнью, неофит возвращается к жизни в с новыми качествами, он готов быть посредником между нашим миром и мирами, в которых он побывал.

Шаман естественно себя ощущает в каждом из миров, как в повседневном, так и в потустороннем. Он находится под защитой духа-хранителя (дух-попечитель, тотем, домовой, животное силы), который может принимать вид человека и воплощаться животное или пресмыкающееся, птицу или рыбу. Встреча с духом-опекуном ставит шамана на путь к могуществу. Шаман контактирует с духом, который наполняет его тело и защищает от болезней, а также защищает от враждебных сущностей и оказывает во всем помощь.

Для общения с духом используется камлание, то есть, шаман входит в состояние транса, которое начинается легким забытьем и доходит до глубокой комы. Камланию способствуют удары барабана и бубна, ритмическое звучание трещотки, специальные танцы и заклинания. Некоторые сообщества для перехода в трансперсональное состояние используют галлюциногены.

В состоянии транса шаман отправляется в путешествие неведомых измерений, называемое экстатическим . В высшем мире - место обитания божеств, в низшем - злых духов и умерших, средний мир - для земной жизни. Все три мира населены сверхъестественными сущностями, и с каждой из них шаман может входить в контакт для достижения поставленных целей: исцеления, пророчества, влияния на погодные условия, и прочего.

Во время совершения путешествия между мирами избранный духами может передать обитателю небесного мира приношение от своей общины, найти душу страдающего, заблудшего вне тела, похищенного демонами. Он может привести душу к ее новому месту обитания, пополнить знания посредством общения с духами.

Шаманизм - это не только способности, но и своеобразный крест. Настоящие шаманы не нуждаются во временной славе, они действуют, оставаясь незамеченными. Каждому шаману известно, что распространяясь о своих способностях и таинстве обрядов, он отворачивает духов.

Современный шаман несет функцию жреца, предсказателя, знахаря, советника, знатока истории и древних обычаев, народного творчества. Чаще всего интерес к шаманизму проявляется на почве любопытства к неизведанному, склонности владеть тайным знанием, взаимодействовать с трансцендентальным миром. Но в действительности, шаманизм, по сути, - это большие потенциальные возможности для всего общества в целом.

Многие знатоки шаманизма считают, что мы находимся в переходном веке, и жизнь не может оставаться в своей прежней форме: очень скоро для существования на земле придется стать обладателем сверхъестественных способностей, которые могут проявляться, как рождение на свет детей "индиго", и в другой форме. Шаманизм ко многому может дать свой ключ и способствовать в развитии. Народы приходят к возрождению древней религии, и многие ценности, отделенные от мистицизма и архаизма, становятся актуальными снова.


В наше время, мы всё чаще сталкиваемся с неопознанным и неизведанным миром. Нам сложно поверить в реальность вещей, которые нельзя увидеть. Особенно шаманские ритуалы практиковались у Сибирских народов, Азии и Африки, обеих Америк, Кавказа.

В разных формах он присутствовал у многих народов. Шаманизм сложился естественным образом.

Наши предки не сомневались во влиянии духов на повседневную жизнь. Люди знают о шаманизме уже очень давно. Он возникал часто: в каждой части света в разное время. Это глобальное явление имеет некоторые особенности, которые могут изменяться в зависимости от региона.

Шаманизм – термин, который определяет одну из древнейших культур, где природные явления (Луна, гром) преподносятся в образе божеств. В шаманском мире у всего есть душа (человек, насекомые). Магия шамана направлена на объединение всего живого. Знание своего места во Вселенной уравнивает всех между собой, избавляет от ощущения несправедливости. Шаман чувствует свои способности.

Шаманы в этом измерении становятся проводниками в потустороннем мире. Ради силы и знания, он входит в транс. Для шаманства человека выбирает дух. Он связан с человеком родством. Учитель является защитником. Существует несколько техник передачи силы.

В первую очередь, такие знания нельзя разглашать. Могут передаваться так:

  1. Наследственно (от предка родственнику).
  2. Выбор самой природы.
  3. По собственному желанию.

Как по наследству передается знание?

В большинстве традиций возможность быть шаманом передавалась наследственно, чаще по материнской линии. Кроме того, это случается на смертном одре. Шаман передает свои знания кому-либо из своих потомков. Но происходит это не с помощью книжек. Информация приходит во снах. Человек ощущает причастность к высшим силам. Шаман одинаково себя чувствует и, в загробном и в нашем мире.

Также получить знания можно, погружаясь в транс (отрешенность), для этого есть разные техники: голодание, приём галлюциногенов, раскачивание на качелях. Человек использует самовнушение, мобилизует психические процессы. Для этого используются – бубен, трещотка, погремушка, кости, монотонный ритм. В этом состоянии шаман путешествует по другим измерениям.

Бубен шамана – не только инструмент. Для него это еще и животное, при помощи которого он переносится в иное измерение (олень, конь). Его разрисовывали. Это была шаманская карта Вселенной. На ней изображались небесные светила, подземный и наш мир. Бубен нельзя было передавать наследственным образом. Так как душа хозяина живет в бубне.

Еще одной главной вещью для шамана является костюм. Он включает в себя плащ, сапоги, шапку, специальную повязку. Целый наряд у шамана появляется не сразу. Духи дают ему разрешение на какую-то деталь костюма. Шаманские костюмы в разных регионах почти одинаковы, в виде зверя либо птицы. На шапку надевали оленьи рога.

У некоторых народов большое значение играют ритуалы. Человек не подготовленный может испугаться, так как услышит мертвых и других духов. Как правило, человек не может контролировать духа, в которого перевоплощается и идет на контакт. Он только следует воле предков.

Проводником человека является дух-оберег (сильное животное, тотем), который может перевоплощаться в зверя либо рыбу. Он предохраняет шамана от болезней. Шаманизм зависит от индивидуального опыта человека.

Предок-шаман – становится учителем для своего ученика, делится знаниями, как вести себя с духами, заниматься целительством, прогнозировать будущее, искать пропавших людей.

Кого выбирает природа?

Существует мнение о том, что стать шаманом можно при помощи выбора природы. Никто не знает, как это делается. Избранному приходится самому искать шаманские знания.

Большую силу имеют шаманы, ушедшие из этого мира много тысяч лет тому назад. Они призывают к себе человека. Но прежде чем появится шаманская сила, человек проходит священный ритуал. Обряд очень сложный – избранный сильно заболевает, а выздоравливает после того, как впустит в себя силу.

Человек, руководимый духами, начинает постепенно получать знания, которые тянут его туда, где с ними возможна связь (одинокое дерево, необычные скалы). Эти места называют местами силы, здесь проводят различные ритуалы. Там человек приобретает сверх силу и сверхъестественные способности. Предок-шаман является покровителем.

По своему желанию

Конечно же, нельзя захотеть и сразу стать шаманом. Но по собственному желанию можно приобрести кое-какие знания. Шаман должен постоянно изучать мир.

Как правило, вначале человек получает «безопасные» знания, устанавливает контакт с духами. Взамен не требуется паломничества или каких-либо жертв. Но если человек захочет пройти посвящение в шаманы, то все изменится. И тот, кто справился с сильнейшим шаманским обрядом, больше не будет принадлежать себе. Он обретает ответственность перед духами. Он обязуется оберегать людей от бед, помогать тому, кому нужна помощь.

О роли предка

Каждого шамана сопровождает дух – защитник. Он имеет очень большое значение. Это дух, выбравший себе ученика. Знания передаются тремя способами: во время сна, при болезни, с помощью обряда.

Предок-шаман склоняет ученика к изменению своего образа жизни. Он начинает сопровождать его в пути. Предок приводит избранного к духам. Показывает, как с ними связываться. Настоящим шаманам не нужна слава.

В настоящее время функции шамана включают в себя жрецов и народных лекарей, знатоков древних традиций. Элементы шаманизма применяется в психотерапии. Большую известность приобрели книги о нём. В 2011 году даже организовали выставку, посвященную шаманизму. Для современного человека, увлечение шаманизмом – это способ проявить свою внутреннюю силу.

История шаманства

Шаманство - одно из древнейших традиций связанных с религией. Древние поверья совместно с почитанием духов умерших, духов Природы проходят своими истоками к глубочайшей древности - неолиту. Шаманизм описан в тысячах книг. Многие исследователи шаманства приходят к одному мнению, что большая часть шаманских ритуалов удивительно похожа между собой. Эти ритуалы и практики почти не изменялись за все время существования человечества и остались неизменными и на наши дни.

Исторические места древних шаманов:

Тюрко-язычное шаманство находилось в пределах племен от пустыни Гоби до Байкала. Приемниками которых на нынешний день являются бурято - монгольские шаманы, которые и по сей день славятся своими необыкновенной силы вдохновляющими песнями - заговорами. "Избранной землей" - родиной шаманства считается Центральную и Северную Азию, а сакральным местом - остров Ольхон на озере Байкал, который в силу своей удаленности в центре озера стал последним местом пребывания шаманов из Средней Азии.

На каждом континенте в древних религиях шаманы наделены магическими способностями. Слово "шаман" - происходит от эвенкского слова "саман" - вдохновленный, находящийся в исступленном состоянии человек. В 17веке было принято как общепринятый термин обозначения в мировой литературе. Открытие шаманства произошло в 17 - 18 в.в., позднее его следы были обнаружены по всей планете. Ученый М. Элиаде, долгое время изучавший аспекты шаманства, пишет в своей книге по шаманству что его состредоточие - сибирское и центрально - азиатское местоположение.

Один из основателей американских исследований шаманизма, профессор Майкл Харнер, описывает шаманов, как людей способных передвигать потоки энергии из одной реальности в другую, что люди считают чудом. Профессор работая с техникой шаманов и как показал опыт взаимодействия с этими явлениями, считает что это доступно абсолютно каждому и реально. Шаман может переходить в иное сотстояние своего сознания, где черпает силу и знания, в скрытой от людей реальности, чтобы оказывать помощь людям. Шаман обычно имеет несколько или одного духа - помощника. Шаман - связующее звено между повседневной жизнью и иной реальностью. По мнениею К. Кастанеды -" Шаманы совершают действия которые нет возможности зафиксировать какими- либо техническими приборами, да и вообще обсуждать это находясь в здравом уме. Шаманство - иной способ познания."

Мифология шаманства - возникновение практик произошло с появлением мира, первый шаман - Сын Небесного Отца, сошедший на землю в виде орла и сотворивший первого шамана. Орлиные перья являются одним из повсеместных атрибутов шамана. Нет каких - либо четких книг и писаний как должен вести себя шаман, с подробными описаниями. Наука передается устно от шамана - ученику и так далее. Нет необходимости и в храмах и иных строений для связи с другим миром, именно сам шаман и является этим проводником и главным действующим лицом. У всех шаманов есть вера во множество духов различных стихий и воплощений. Многовековые наблюдения за явлениями природы привели к ряду правил, соблюдая которые человек может жить в полной гармонии с природой, в равновесии с силами и духами. Нести вред пророде и есть основная проблема разлада человека с миром по мнению шаманов, так как у каждого объекта есть Дух и своими действиями человек сталкивается с ними навлекая на себя болезни и нарушения духовного состояния.

Степень посвященности - чтобы стать шаманом человеку необходимо иметь предка шамана и подтверждение его избранности - каких либо необыкновенных отличительных чертах, будь-то родимое пятно, странности в поведении, повышенная духовная чувствительность, лишняя кость в организме и т.д. Стать шаманом по грамоте не представляется возможным. В зависимости от местоположения и народности шаманы имеют от 3 до 9 степеней посвящения, каждое из котопых открывает путь к новым знаниям и способностям.

Шаманские практики - сходны по всему миру, и в основной массе включают применение разнообразных веществ галюциногенного характера, отправление шамана в специальный транс, с песнями, плясками и бессвязным бормотанием, применяют так же бубны и барабаны позволяющие создавать больший ритм и монотонность танца. К веществам применяемым шаманами относятся всевозможные дурманящие травы, грибы, плоды и ягоды. Заклинания духов нельзя записать и произнести с текста, поэтому их следует произносить лишь устно на языке духов. Шаманский обряд не является простой прихотью и обращаться к духам можно лишь при очень большой необходимости. Огонь являющийся уникальным очистителем от злого, тоже служит частью шаманского обряда. Шаманы младшей степени посвящения обычно используют наряды с изображниями животных или духов, но добившись более высоких ступеней, наряд не является непременной необходимостью общения с духами. "Шаманское перемещение " сознания в другую реальность и одновременное нахождение в двух мирах сопровождается сильным изменением мыслительных процессов и характеристик воприятия мира".

Шаманские сны - подчас имеют предсказательный характер, так как во время сна шаман общается с духами или к нему являются духи с какими -либо словами или видениями. Данный сон доступен в принципе каждому человеку, так как с точки зрения ученых, исследующих шаманство - это не человеческое воображение, а иная реальность еще недоступная многим людям на новый уровень мира. Воспоминания сна оказываются четче и конкретней с указанием мельчайших деталей, чего не бывает при обычном сновидении.

шаман»-исступленный): одно из направлений анимизма, совокупность представлений и действий, вызванных верой в способность особых лиц (шаманов) быть посредниками между людьми и духами. Общение с духами осуществляется шаманами в процессе камлания – особого ритуала, совершающегося в состоянии экстаза и сопровождающегося плясками, песнопениями и заклинаниями, ударами в бубен, сеансом гипноза и т. п. Дар шаманства считался наследственным и являлся достоянием мужчин. Признавалось, что шаманам присущи такие сверхъестественные свойства, как способность предвидеть и предсказывать будущее, избавлять соплеменников от болезней, обеспечивать удачу на охоте или рыбной ловле, вызывать изменения в природе, провожать умерших в подземный мир и т. п. Шаманизм и ныне существует у коренных народов Австралии, Азии, Америки и Африки, придерживающихся первобытных религиозных верований, а также у северных народностей. Следы шаманизма легко обнаруживаются практически во всех современных религиях: в обрядах, ритуалах, характере культовой деятельности духовенства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Шаманизм (шаманство)

ранняя форма религии, возникшая при первобытнообщинном строе, когда основой жизнеобеспечения были охота, рыболовство, собирательство (присваивающее хозяйство). В прошлом, видимо, существовал повсеместно. У аборигенного населения Сибири (см. Народов Сибири верования) и Европейского Севера (как и у мн. др. народов мира) Ш. сохранялся большей частью в пережиточных формах вплоть до 19–20 вв.; кое-где продолжает жить и в наши дни. Осн. концепцией Ш. принято считать веру в необходимость особых посредников между человеческим коллективом и духами и божествами, от к-рых зависит благополучие людей. Эти посредники шаманы, защищающие интересы своих соплеменников, характеризуются следующими особенностями: их избирают, «пересотворяют», наделяя сверхъестественными возможностями, и обучают сами духи; цели ре лиг. культа предполагают непосредственное общение с духами, для чего шаман (его душа) обязан посещать иные миры; ритуальные действия шамана возможны лишь при поддержке духов-помощников, с к-рыми у него отношения непростые: он совсем не полновластный хозяин своих духов. Однако объяснение Ш. не может быть сведено к фигуре шамана. Все особенности шамана как священнослужителя исходят из принципов мировоззрения, сложившегося на ранних этапах истории человечества, и именно эти идеи должны быть раскрыты в определении. Главные отличительные черты мировоззрения, составляющие идеологическую основу шаманства, таковы: 1) оживление или одухотворение: понятие «неживая природа» чуждо архаичным представлениям; все вокруг дышит, чувствует, населено духами; 2) вера во всеобщую взаимосвязь в природе, включая иные сферы вселенной; 3) человек не отделяет ссбя от окружающего мира; он не «царь природы», а одно из звеньев в цепи различных форм жизни; 4) вера в возможность для человека быть наделенным нек-рыми качествами духа и в силу этого сопричастным миру богов и духов; 5) убеждение, что таким людям, обладающим особыми сверхъестественными свойствами, близок и доступен для постоянных посещений космос, где обитают духи и божества. Это мировоззрение не знает соц. противоречий. Разумеется, перечисленные черты не исчерпывают всего богатства необычайно сложной системы взглядов на мир людей охотничьих об-в.

Для культовой практики Ш. характерны ритуалы (камлания), изображающие путешествие шамана в иные миры. Во время камланий шаманы обычно впадают в экстаз или транс (измененное состояние сознания), ибо именно в таком состоянии считается возможным их общение с духами, включая и духов-помощников. Для проведения камланий шаману необходимы ритуальные атрибуты костюм, бубен, посох, нередко и «идолы», вместилища духов. Обрядовый костюм был неодинаков у разных народов. Обычно он воспроизводил обобщенный образ зверя-птицы. В наиболее архаичных формах шаманское одеяние изображало только одного зверя (олень, медведь) или птицу, уподобляя шамана его гл. духу-помощнику, или покровителю, к-рый представлялся в виде животного или птицы. Костюм украшали многочисленные подвески, каждая из к-рых имела свое значение и указывала на силу шамана и его связь с духами.

Еще более важный культовый атрибут бубен считался живым существом духом в образе того животного, кожей к-рого был обтянут обод. С этим представлением у мн. народов Сибири был связан сложный обряд «оживления» бубна, внедрения в бубен души животного. На оживленном бубне-животном шаман совершал во время исполнения обряда свои путешествия в царство духов. Это верховное животное было одновременно и внешней душой, «вторым Я» шамана, отчего тот должен был его прятать от врагов в глухой тайге, оберегая тем самым свою жизнь. Если враг найдет и погубит это животное, он убьет и шамана. С бубном теснейшим образом связана жизнь шамана. У ряда народов Саяно-Алтайского региона жизнь шамана исчислялась кол-вом бубнов, к-рое устанавливал ему дух-покровитель. При этом определялся и срок камлания каждым бубном, в пределах от одного до двух лет. Когда кончался срок камлания последним бубном, шаман должен был умереть.

При единой для разных культур сути Ш. его формы, конкретные проявления были неодинаковыми у разных народов. Не были похожи ритуальные костюмы, бубны, обряды, представления о духах, об устройстве вселенной, а также деление шаманов на разные категории. В лит-ре распространено мнение, что главной функцией шамана было излечение от болезней. Однако функции шамана были многообразны и охватывали практически все стороны жизни коллектива. У нек-рых народов уже в 19 в. Ш. существовал в пережиточном виде, утрачивая на глазах наблюдателей свое прежнее соц. значение. Влияние христ-ва (а на юге Сибири и буддизма), разрушение устоев традиционного образа жизни привели к резкому упадку Ш. в нач. 20 в. В 1923 исследователь сибирского Ш.В. И. Подгорбунский писал: «С каждым годом исчезает шаманизм: сглаживаются в памяти народов прекрасные легенды, исчезают шаманские костюмы и бубны».

В послереволюц. время, после окончания гражданской войны, начался период гонений на шаманов. Постановление Президиума Якутского ЦИК «О мерах борьбы с шаманизмом в Якутской АССР» (1924) признало Ш. явлением особенно вредным, тормозящим культурно-национальное возрождение и политич. развитие народностей, заселяющих ЯАССР. Была разработана инструкция «О порядке привлечения к служебной ответственности шаманов за совершение преступных деяний, предусмотренных УК РСФСР» (1924). Местные власти заставляли шаманов всенародно отказываться от своей профессии, отбирали бубны, нек-рые шаманы погибли. Особый размах преследование шаманов получило в кон. 20 нач. 30-х гг. В период массовой коллективизации Ш. был объявлен «тормозом социалистического строительства», «реакционной контрреволюционной силой», «идеологией кулачества и родовой знати». На Таймыре особая активность борьбы с Ш. пришлась на годы войны; нганасанский шаман Тубяку дважды сидел в тюрьме в 40-е гг. Но в целом в годы Великой Отечественной войны деятельность нек-рых шаманов возобновилась; традиционные обряды проводились только в своей среде, тайком от посторонних людей, и чаще всего не в полном объеме. В 50 - 60-е гг. боязнь преследований ослабла, и этнографам удавалось присутствовать на камланиях и расспрашивать шаманов об их воззрениях и особенностях ритуальной практики.

В 80-е гг., в условиях «перестройки» и идеологического плюрализма, запреты на религ. деятельность уходят в прошлое. Для всех народов России становится характерным возросшее внимание к религии. У народов Сибири и Европ. Севера происходит бурный рост интереса к Ш., в к-ром теперь принято видеть важную часть самобытного культурного наследия. Мн. представители национальной интеллигенции обосновывают и распространяют взгляд на III. как на мировоззренческую основу традиц. духовной культуры. Так, из среды якутской и тувинской интеллигенции исходит мысль о тесной связи возрождения Ш. с укреплением и развитием этнического самосознания. В дискуссиях, шедших во время конференции «Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции» (Якутск, 1992), высказывалось убеждение, что не только для возрождения этнической культуры, но и для создания национальной государственности нужна своя идеология, опирающаяся на традиционное мировоззрение, в т. ч. и на концепции Ш. В Хакасии программный документ общественно-политич. партии «Тун» (1988) провозглашает: «Возродить традиционное мировоззрение хакасского народа шаманизм». В связи с возрождением хакасской государственности «Тун» провел праздник «Аде-Хоорай» (1991), посвященный памяти предков. Было совершено общественное моление с жертвоприношением и шаманским камланием. Повсеместно утратила секретность деятельность шаманов по излечению больных.

Масштабы и особенности возрождения Ш. у разных народов неодинаковы. Г оды, когда шаманы преследовались или порицались, не прошли бесследно. Преобразования, изменившие быт аборигенных народов, вытеснили из их жизни обычаи и воззрения, к-рые были питательной почвой для существования Ш. В наши дни шаманов (в сравнении с предреволюц. временем) немного, и далеко не каждый из них способен воспроизвести с должной полнотой традиции своей профессии. Ш. и прежде впитывал в себя идеи иных мировоззренческих систем буддизма, ислама, даже христва. Шаманы кон. 20 в. (в особенности из городской среды) также воспринимают нек-рые понятия и термины новых для России религ. учений, в частн. современных ответвлений или сект индуизма.

Наиболее полно традиции Ш. сохранились среди тувинцев и бурят. Летом 1993 в Туве состоялся 1-й тувинско-американский научно-практический семинар ученых шамановедов и шаманов. Практикующие шаманы в ритуальном облачении и с бубнами были заметными участниками семинара. В связи с этим событием вышло в свет постановление Правительства Республики Тыва (Тува) № 383 от 15.10.1993, подписанное Президентом Республики Тыва Ш. Ооржаком; в нем говорится о поддержке решения семинара о создании при Тувинском краеведческом музее научного центра по изучению Ш. с целью комплексного исследования «этого древнего феномена мировой, в частности тувинской, культуры, проблемы воздействия Ш. на экологию культуры человека и окружающей среды, возможности его использования в оздоровлении духовности современного человека». Постановление предусматривало выделение средств на содержание научного центра и «организацию эксперимента по совместной работе с пациентами профессиональных медиков и шаманов». Главам администрации р-нов рекомендовалось создать необходимые условия «для врачевания практикующих шаманов, зарегистрированных в обществе шаманов «Дюнгюр». Летом 1993 в Бурятии по инициативе интеллигенции было проведено общественное моление (тайлаган) на св. месте Белый камень, связанном с широко почитаемым божеством Буханойон. Тайлаган был задуман как всенародное мероприятие в целях укрепления этнического единства бурят. Моление проводили известные шаманы, поднявшиеся на гору к святилищу. Тайлаганы местного значения стали совершаться широко уже в 80-е гг.; в р-нах, где ламаизм не получил распространения, этими ритуалами обычно руководят шаманы.

Летом 1996 в Бурятии (г. Улан-Удэ, берег оз. Байкал) состоялся международный научный симпозиум «Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты». Наряду с научными работниками и здесь участниками встречи были бурятские, монгольские, тувинские шаманы в традиционном облачении, совершившие ряд культовых церемоний, в т. ч. обряд посвящения хакасской шаманки, поездку на св. о-в Ольхон.

Новые общественно-политич. условия России сделали возможным достаточно широкие контакты зарубежных исследователей с шаманами. Американская организация Фонд шаманских исследований (М. Харнер) объявила «живым сокровищем шаманизма» 83-летнюю нанайскую шаманку Линдзу (1993) и тувинского этнографа и шамана М.Б. Кенин-Лопсана (1994). Российские шаманы путешествуют в др. страны. 93-летний ульчский шаман М. Дуван летом 1996 побывал в Калифорнии, где делился знаниями с участниками семинара, организованного Фондом шаманских исследований. Летом того же года группа тувинских шаманов посетила Австрию и Швейцарию в связи с 1-м международным конгрессом психотерапии в Вене. Известная бурятская шаманка Надежда Степанова в 1996 вела семинар в Италии.

Даже шаманы с хорошей репутацией пользуются доверием лишь части окружающего населения. В одних местах эта часть невелика, в других значительна (гл. обр. в зависимости от прочности сохранения шаманских традиций). Среди людей, надеющихся на исцеление с помощью шамана, есть представители разных народов, в т. ч. русские, украинцы и др., обычно живущие в том же р-не, что и шаман. Время от времени шаманы приезжают в крупные города. Некрые из них проводят массовые сеансы. Так, весной 1996 в ряде московских кинотеатров выступал Верховный шаман Сибири Оюн-батыр. Реклама обещала, что шаман поможет «повысить умственную и физическую работоспособность, половую активность, полностью избавиться от порчи и сглаза» и т. д. Другие шаманы навещают своих сравнительно немногочисленных пациентов. Целым рядом русских и иных европ. народов России сибирские шаманы воспринимаются как экстрасенсы или народные целители, и обращение к шаману не означает интереса к Ш. как религ. мировоззрению.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Слово "шаман", которое правильно произносится как "ша-маан", употребляется сейчас многими поклонниками эзотерического знания, но истинный его смысл ясен далеко не всем. Пришло оно из эвенкского языка и имеет в нем значение "тот, кто знает". Шаманство было открыто в Сибири в XVII-XVIII вв., после чего были найдены свидетельства существования этого явления во всем мире. Первым известным литературным произведением, посвященным шаманам, стала шуточная пьеса Екатерины II "Шаман сибирский".

В наше время многие люди считают, что шаманы были кем-то вроде народных лекарей, а другие представляют их себе как людей с загадочной душой и демоническим взглядом. На самом деле шаман - это просто человек (мужчина или женщина), который по собственной воле может изменять состояние своего осознания для того, чтобы контактировать с другими измерениями бытия и/или путешествовать туда для получения знаний и силы. После того как его задача выполнена, шаман возвращается обратно в наш мир, "домой", чтобы использовать эту силу и знания, принося пользу самому себе или другим людям.

Шаманизмом антропологи называют архаический магически-религиозный феномен, в котором главным является искусство вхождения в состояние экстаза. Присущий шаманизму комплекс религиозных и экстатических элементов, а также специфическая идеология существуют на протяжении тысячелетий во многих в целом весьма отличающихся друг от друга культурах. Главной фигурой в традиции шаманизма является шаман - владеющий недоступными для остальных людей знаниями и навыками человек, который может специализироваться в каком-то определенном магическом искусстве (например, власть над огнем или магический полет).

Наиболее часто встречающейся специализацией шаманов является врачевание. Основная отличительная характеристика шаманизма состоит в его акценте на достижении состояния транса. Используя такие методы, как ритмичный барабанный бой, танец, пение, принятие психоактивных естественных препаратов или просто волевое усилие, шаман производит в своем сознании сдвиг, который позволяет его душе совершить путешествие в место, которое традиционно называется миром духов. Во многих архаичных культурах эта "потусторонняя" вселенная разделяется на три основных области: Верхний мир, Средний мир и Нижний мир. Кроме того, шаман использует духов-помощников, с которыми он или она может вступать в связь, постоянно сохраняя контроль над своим собственным сознанием. Есть примеры того, как душа шамана попадала в плен к этим духам, но это скорее исключение, чем правило.

Большинство шаманов в тех сообществах, где шаманизм всегда был частью жизни, являлись и являются мужчинами. Однако следует отметить, что и женщина может стать шаманом, и такие случаи встречались. В Монголии, до того как эта страна попала под власть Китая и в ней силой было установлено патриархальное устройство, шаманизм вообще был уделом почти исключительно женщин. В традициях шаманизма имеется несколько более или менее общих для всех культур практик, которые были изучены современными исследователями. Это явилось одной из причин появления нового направления в науке - "антропологии сознания". Признание трансперсональной психологии как "четвертой силы" в психологии позволило начать изучение природы и истории эволюции человеческого сознания методами, которые были ранее недоступны исследователям. Одновременно интерес к шаманизму выплеснулся за пределы академических кругов, и все большее количество людей начало самостоятельное изучение шаманских практик, чтобы достичь измененных состояний сознания.

Именно шаманы традиционных культур изобрели такие техники, как ясные сны (осознание человеком во сне того факта, что он спит, позволяющее превратить обычное сновидение в увлекательное магическое путешествие) и выход за пределы физического тела. В наше время эти методы исследования внутреннего пространства были изучены многими людьми. Некоторые из них были учеными, некоторые - потомками шаманов прошлого, прочие попытались придать этим знаниям более современную форму, в результате чего появился нетрадиционный, или неошаманизм. В последние годы, одновременно с возникновением рэйв-культуры, начало набирать силу новое направление, которое называется техношаманизмом. Его движущим средством являются синтезированные с помощью компьютерных технологий ритмы и мелодии, воздействующие на подсознание и помогающие погружению в состояние экстаза.

Огромную роль в любых формах шаманизма в течение тысячелетий играли практики, связанные со знакомством с собственной смертью. Пройти инициацию, т.е. обряд посвящения в шаманы мог только человек, который до этого в результате болезни, травмы или других причин стоял на грани смерти и заглянул ей в лицо. В последующем шаман также неоднократно с помощью определенных отваров или других средств сознательно доводил себя почти до смерти, что давало ему определенную свободу от привязанности к окружающему миру и позволяло увидеть другие миры. Упоминание этих методов можно найти во многих старых документах, в которых описываются шаманские обряды архаических культур, будь то в Сибири, в Америке или в других регионах нашей планеты.

Такое же глобальное распространение имели вызывающие в наше время большой интерес техники работы со сновидениями, при помощи которых человек может осознать себя спящим и оставаться бодрствующим во время сна. Однако наиболее типичными для всех форм традиционного шаманизма являются методы сознательного выхода за пределы физического тела. Эти путешествия души могут отправить шамана в нижние миры, в верхние уровни реальности, в параллельные физические миры или просто в другие места нашего мира. Например, такой феномен, как магический полет, в большинстве случаев описывается не как путешествие во внутреннем пространстве, а как реальный полет шамана, не связанного ограничениями физического тела.

Как уже упоминалось выше, побуждение стать шаманом появляется у человека как прямой результат переживаний, связанных с близостью собственной смерти. В качестве обычных примеров упоминаются такие случаи: попадание молнии, падение с высоты, серьезная, представляющая угрозу для жизни болезнь, а также непроизвольное появления сна высокой ясности, в котором человек умирает или какие-то его органы заменяются на другие, приводя таким образом к повторному рождению. Выживание после таких внутренних или внешних "прикосновений смерти" дает шаману особый опыт, который усиливает его способность эффективно воздействовать на других людей. Обладая опытом такого рода, шаман легче может понять, что необходимо сделать в конкретной ситуации.

Шаманизм дает любому человеку возможность самостоятельно вступать в контакт с силами Вселенной и получать энергию и знания без вмешательства посредников. Это опыт, приносящий смирение и силу, и настоящий шаман всегда обладает большой скромностью, понимая, что его могущество взято в долг у Вселенной, а его миссия - наилучшим образом распорядиться своим могуществом на благо природы и ее творений.

Похожие статьи:

На территории Сибири и Дальнего Востока сохранились древнейшие наскальные рисунки и предметы, обнаруженные археологами, изображающие животных, сцены ритуальной охоты, фигуры колдунов, одетых в шкуры животных и совершающих магические пляски с целью умножения плодовитости животных и людей. В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы...

Как правило, человек сам волен выбирать себе профессию. Однако на свете существует род занятий, который не выбирают. Эта профессия сама назначает тех, кто будет ею заниматься, и обратного пути у таких людей нет. Что же означает быть шаманом - получить от судьбы подарок или проклятие?...

Не только бубен, но и костюм шамана отражал представления народов Сибири о мировом пространстве. Шаманское облачение, как и бубен, было индивидуальным, принадлежащим лично шаману культовым предметом, позволявшим осуществлять обрядовые действия. ...