История витража в России и мире. Искусство изготовления витражей. Как устроены средневековые витражи Витраж в искусстве средних веков западной европы


В религиозных обрядах свет всегда играл особую роль, он был символом созидания и божеской милости. В самом начале Ветхого Завета записано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы». Земным воплощением божественного света стали витражи романских и готических соборов — настоящие произведения искусства Средневековья. Наглядное тому подтверждение — витражи старинного собора в Шартре и собора Парижской Богоматери, построенного в XII-XIV веках.

Особенность витражных стекол заключалась в том, что снаружи они почти не заметны, бесцветны, сливаются со стенами, видны лишь очертания креплений. Всю красоту художественного изображения можно оценить внутри собора. При хорошей погоде яркий солнечный свет, проникающий сквозь стекла-витражи, преображает их, они начинают светиться.

Первоначально основными цветами витражей были, как правило, красный и синий. Позднее научились в расплавленную стеклянную массу добавлять окислы металлов и получили зеленые, желтые и коричневые стекла. Иногда их делали рельефными, выпуклыми, что усиливало преломление света, его «игру». О мастерстве художника можно судить по подбору разноцветных стекол, создающих удивительные орнаменты или картины на религиозные темы.

Витраж, сооруженный на портале собора Парижской Богоматери перед входом,- круговой, он изготовлен в виде так называемой розетки. Снаружи он кажется темным и невыразительным, к тому же его «заслоняют» скульптуры Мадонны с младенцем на руках и два ангела.

На витражах северной стороны собора, созданных в 1250-е годы, изображены сюжеты из Евангелия, в центре их — также Мадонна с младенцем. На витражах южной стороны запечатлен образ Христа в окружении апостолов и мучеников. Изнутри эти розетки кажутся светящимися яркими звездами на темном фоне стен собора…

История витражей уходит корнями в Древний Египет. При раскопках храмов археологи нередко находили цветное стекло, которое архитекторы и строители прошлого использовали еще во втором тысячелетии до нашей эры. Затем цветные стекла появились в окнах раннехристианских базилик Рима, Равенны. Красный и синий цвет стекол позволял снизить интенсивность солнечных лучей. Цветные стекла создавали внутри храма особую таинственную атмосферу посвящения к высшим божественным силам.

Сюжетные витражи на евангельские темы появились в раннехристианских романских храмах Франции в X-XII веках. Цветные стекла осторожно вырезались, из них на плоскости составлялось изображение, потом все стекла крепились специальными свинцовыми полосками с углублениями. Чем выше поднимались потолки храмов, тем выше делались витражи, тем праздничней и нарядней становилось внутри храма.

На верующих витражи производили впечатление какого-то неземного благословения. Они завораживали, становились еще одним атрибутом святости и веры. Их рассматривали как картины художников.

Один из немногих готических соборов Франции, в котором сохранились почти неизменными витражи с XII-XIII веков, является Шартрский, строительство, которого началось еще в середине X века. В общей сложности в его высоких стрельчатых окнах установлено 146 витражей. В них изображены около 1400 сюжетов на разные темы из истории христианства. Наряду со сценами из Ветхого и Нового Завета запечатлены около 100 сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, все знатные лица, которые пожертвовали средства на содержание собора. Эти цветные стеклянные художественные «полотна» занимают площадь около 2600 квадратных метров. Со времен Средневековья они дошли до нашего времени почти нетронутыми.

Но в период Реформации витражное искусство пережило упадок, более того, появились религиозные деятели, которые утверждали, что витражные стекла искажают дневной Божий свет и их надо заменить.

В эпоху барокко и Просвещения витражи никого не интересовали, старые не реставрировались, новые не создавались. Некоторые витражные стекла разбивали, заменяя простым стеклом. Такое варварское отношение длилось почти до XIX века, когда снова возродился интерес к этому искусству. Правда, новоявленные мастера принялись заменять прежние «устаревшие» витражные картины на новые. Тем самым были загублены сотни, если не тысячи старинных витражей в храмах Франции, Германии. Многие оригинальные стекла стали добычей коллекционеров.

Современный способ изготовления витражей почти не изменился с тех давних пор. Так же подбираются цветные стекла, из них составляется либо яркая мозаика, либо картинное изображение. Стеклорезательная техника позволяет создавать не только яркие, но и полутоновые расцветки. Для крепления стекла все так же используется свинцовая проволока или пластмасса. Но есть и некоторые новшества. На прозрачное стекло нередко наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Тем самым проявляются новые фактурные возможности стекла.
























Сейчас вы, ребята, будет подбирать цвета, которые хотите использовать в своей работе. У каждого из вас есть любимый цвет. А некоторые цвета вам может быть сегодня не особенно симпатичны. Давайте же узнаем, какие из представленных цветов вам нравятся больше всего. В большом конверте вы найдете 2 маленьких конвертика и 8 цветных карточек


Инструкция по выбору цвета. Ребята! Разложите цветные карточки на столе, рассмотрите их и выберите среди них ваш самый любимый цвет. Положите его в маленький конвертик, на котором написано «мой самый любимый цвет», а его положите в большой конверт. Теперь выберите самый любимый цвет из оставшихся цветов и на обратной стороне напишите 2, после чего положите его в большой конверт. А теперь среди оставшихся цветов выберите самый любимый цвет, на обратной стороне напишите3 и сложите в большой конверт. И так продолжайте до тех пор, пока на столе не окажется последняя карточка. Ее вложите в конверт «мой самый нелюбимый цвет», а тот вложите в большой конверт. Ребята! Разложите цветные карточки на столе, рассмотрите их и выберите среди них ваш самый любимый цвет. Положите его в маленький конвертик, на котором написано «мой самый любимый цвет», а его положите в большой конверт. Теперь выберите самый любимый цвет из оставшихся цветов и на обратной стороне напишите 2, после чего положите его в большой конверт. А теперь среди оставшихся цветов выберите самый любимый цвет, на обратной стороне напишите3 и сложите в большой конверт. И так продолжайте до тех пор, пока на столе не окажется последняя карточка. Ее вложите в конверт «мой самый нелюбимый цвет», а тот вложите в большой конверт. Отложите конверт на край стола. Спасибо. Отложите конверт на край стола. Спасибо.




Введение

Витраж - особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы.

Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением красок или же без них. Витражи, состоящие из отдельных деталей, усиливаются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют. Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней.

Много различных витражей сохранилось в мире, созданных выдающимися живописцами, художниками и мастерами. Немало красивейших витражей создано руками мастеров, чьи имена остались неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах.

Тема «Искусство витража. История и технология» выбрана мной не случайно, в наше время очень популярны витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным стеклом ниш, перегородок, дверей и потолков. Очень часто в интерьере наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это все возможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра выполненные в этой технике, фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.

Целью курсовой работы является изучение искусства витража, истории и технологии изготовления витражных панно для интерьера. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Изучить особенности витражного искусства в историческом аспекте;

Рассмотреть современные направления и виды в технике витраж;

Ознакомиться с вариантами использования техники витража в современном интерьере.

Витраж как вид искусства

История витража в Европе

Предыстортия витража (до XI в.)

Исторически, благодаря уникальному механизму эстетического воздействия полупрозрачного, лучистого материала, искусство витража занимает особое место. Фрески, картины и иллюстрации к манускриптам глаз воспринимает в отраженном от их поверхности свете. С витражами все по-другому. Проходя сквозь цветное стекло, луч света, разбиваясь на спектральные оттенки, окрашивается в яркие тона. Зрителю предстают насыщенные цвета, созданные с помощью одних только проникающих свойств стекла.

История цветного стекла уходит в глубь веков. Помимо открытия бронзы, те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли способ получать совершенно новую субстанцию: стекло. Шумеры применяли стекловидную глазурь для расцвечивания конической черепицы своих огромных храмов, а ко второму тысячелетию до н.э. древние египтяне Нового царства научились изготавливать сосуды из намотанного спиралью цветного стекла. Древние греки и римляне разработали технологию не менее оригинальных изделий из цветного катанного стекла, например, ваз миллефьоре и затейливых резных цилиндрических кубиков. Примерно в I в. до н.э., предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий.

То, что в настоящее время называется витражами, появилось лишь в эпоху христианства. По некоторым литературным источникам можно предположить, что прототип витража в эпоху раннего христианства представлял набор из разноцветных кусочков стекла разной величины, куски стекла укреплялись с помощью замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы. В V-VІ вв. прототипы средневековых витражей украшали окна храмов в городах Галии, затем они появились в Германии и Англии.

Лучезарность ранних витражей соответствовала метафизическим концепциям связи света и духа, разработанным теоретиками раннего христианства. Витраж воспринимался как посредник между земными и божественными сферами. Таинственная эманация спектральных лучей легко интерпретировалась как метафорическое выражение божественной силы и любви. Практически ни одного целого экземпляра, созданного в период раннего христианства, не сохранилось (до XI века).

Романский период (XI-XII вв.)

Большой скачок витражное искусство претерпевает в XI веке. Появление новых культурных и теологических обстоятельств повлекли за собой расцвет архитектуры. Коренные изменения традиционного облика священных храмов позволило стать витражному стеклу выдающимся изобразительным средством.

С этого времени художественный витраж обретает свою классическую форму - цветные стекла, скрепленные между собой с помощью металлического профиля. Этому способствовало появление способа изготовления тонкого листового стекла, использование свинцового профиля, а также разделение на производителей стекла и мастеров-витражистов.

Техника средневекового витражного искусства была описана в 1100 году германским монахом Теофилом. Процесс начинался с компоновки шихты для выплавки стекла. В мелкий речной песок для снижения температуры плавления оксида кремния добавляли поташ, а также известь. Поташ добывался из золы сожженных буковых деревьев.

Средневековое стекло варили в сферических печах, используя глиняные горшки. Порошкообразные окиси металлов, те же, из которых приготовляются краски, добавлялись в расплавленное стекло для получения довольно узкого спектра тонов: окись кобальта для синего, марганца для пурпурного и меди или железа для зеленого. Насыщенный рубиновый цвет получали в результате процесса, известного как «отжиг», покрывая белое стекло тонким слоем, содержащим двуокись меди.

В Средние века было трудно сварить бесцветное (белое) стекло. Техническое несовершенство приводило к получению стекла с желтоватым или голубоватым оттенком. Жидкое стекло (чугун) варили сравнительно небольшими порциями. Стеклянные пластинки выдували двумя основными способами, каждый из которых начинался с выдувания из комка (наборки) определенной формы для дальнейшей обработки. При первом способе производства от стеклянного цилиндра отделяли кусочки, которые разрезали и выпрямляли в горячем виде. Вторым способом получали «кронглас», для чего сначала выдували шар, протыкали его напротив выдувного отверстия и, быстро вращая трубку, распрямляли поверхность сферы за счет центробежной силы.

Одна витражная панель тринадцатого века могла состоять из сотен отдельных, обычно маленьких стеклянных кусочков, часто с изъянами в виде затемнений, пузырьков и неровных краев. Подобные несовершенства придают ранним средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря характерной лучистости и игре света.

В Средние века весь витраж или его фрагмент сначала рисовали в натуральную величину на матовой отражающей поверхности, например, выскобленной добела доске. Затем к полученному трафарету подбирали кусочки стекла. После завершения этого этапа из полученной мозаики изымали кусочки, требовавшие индивидуальной росписи, и на них рисовали мелкие детали лиц, рук и орнаментов. Средневековые стеклоделы пользовались матовыми эмалевыми красками из окиси меди или железа, смешивая их с растертым стеклом и добавляя натуральный клей: смолу, камедь, для связки компонентов. Расписанное стекло повторно обжигалось в печи, и нанесенные тона или детали вплавлялись в его поверхность.

Готовые кусочки скреплялись и удерживались на месте узкими Н-образными свинцовыми переплетами. В романский период окна достигали в высоту шести метров. Для прочности и удобства установки такие большие окна делили на несколько панелей площадью не больше нескольких квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке. С внутренней стороны окон панели припаивали к горизонтальным перекладинам, удерживающим их от соскальзывания и прогибания. Во времена раннего средневековья размеры, качество и цветовая гамма цветных кусочков ограничивалась техническими возможностями. Но следует отдать должное ранними стеклянных дел мастерам, сотворившим шедевры, занимающие достойное место среди величайших и наиболее возвышенных художественных творений.

Самым древним из уцелевших образцов витража романского периода является поразительная и загадочная голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе. Голова нарисована на прозрачном «белом» стекле. Выразительные линии образа прорисованы непрозрачной коричневой эмалью. Для выделения теневых участков применена та же краска в более слабой концентрации. В настоящее время фрагмент, датируемый с середины до конца одиннадцатого века, окружен поздними цветными формами. О месте первоначального расположения работы ничего не известно. Она могла быть частью фигуры Христа на небесном престоле.

Другой дошедшей до нас работой является группа из четверых ветхозаветных пророков из Аугсбургского собора, созданная в конце XI - начале XII века. Хорошо сохранившиеся фигуры представляют самый ранний из известных экземпляров цветного, расписного стекла в свинцовых переплетах. В них явно чувствуется влияние иллюстраций к манускриптам, и, возможно, они были созданы в аббатстве Тегернзее у границы Швейцарии.

Романский витраж вступил в пору расцвета с изменением канонов церковной архитектуры в двенадцатом веке. Работы этого периода находятся в соборе Ле Манс на западе Франции. Живые жестикулирующие фигуры «Вознесения Христа», типичные для искусства этого региона, датируются примерно 1130 годом и резко контрастируют со статичной композицией Аугсбурских пророков. В течение одного поколения или около того романский стиль вышел за рамки жесткой формализации и начал разрабатывать более органический подход к изображению человеческого тела.

В церквях, спроектированных или возведенных, примерно, в 1130 году и после, таких как соборы в Шартре и Пуатье, тяжелая структура пронизана необычно крупными окнами. Типичный ансабль, занимающий обычно положение в западном или восточном пределе, состоит из трех окон, символизирующих Святую троицу. Западные окна Шартрского собора представляют сцены из жизни Христа, его страдания и земную родословную. В Пуатье фокусной точкой массивной апсиды является шестиметровой высоты витраж «Распятие и Воскресение» (ок. 1160), по обеим сторонам которого расположены окна, рассказывающие истории святых Петра и Павла. По сравнению с ранними публичными храмами, вышеупомянутые окна характеризуются бледными оттенками цвета в тех местах, где когда-то царила аскетичная белизна. Впервые появляются живые напоминания о жертве Христа и о путях человеческого спасения. Теологического толкование церкви, превращенной с помощью света и цвета в подобие нового Иерусалима, столь характерное для готических соборов, получило свое первое экспериментальное визуальное выражение к середине XII века.

Готический период (XII-XV вв.)

Начало перехода к готическому стилю положил аббат Сугерий, под руководством которого, в 1144 году была возведена апсида в королевской церкви аббатства Сен-Дени. Площадь окна церкви заполнена рядом вертикально расположенных витражных ронделей и медальонов. В каждом медальоне заключен один ключевой эпизод истории, исполненный в бодром живом ритме, которого недостает более статичным персонажам романского стиля. Понятная архитектоника композиций придает сценам особую объемность и монументальность. Цветовая схема сложна, а наложение фигур создает примитивное, но тем не менее ощутимое впечатление глубины пространства. Налицо новое визуальное и психологическое осмысление сюжетов. В панно были включены жизнеописания некоторых святых, Марии и Христа, их родословные и, возможно, первый крестовый поход и история Карла Великого.

Изобретение Сугерием историзированного оконного медальона оказало глубокое влияние на повествовательность сюжетов витражного искусства следующей половины века. Описание священных тем как логического продолжения современных событий знаменуют решительный поворот в манере представления религиозных образов на цветном стекле. Окна становятся эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых.

Изобретательность Сугерия в Сен-Дени оказалась заразительной. В течение одного поколения его ранняя версия «дворцового стиля» вывела романскую архитектуру и изобразительное искусство на порог стиля, названного в последствии готикой.

К концу XII века соборы приобрели вид конструкций, основанных на чередовании вертикальных шпилей, остроконечных арок и ребристых сводов. Опирающихся снаружи на изящные контрфорсы верхние этажи церквей между шпилями можно было освободить и не перегружать опорами. Впервые в западной церковной архитектуре свет стал основным элементом интерьера. Логическое понимание конструкции и соотношения между стенами и окнами совершило переворот в архитектуре Северной Европы и доминировало на протяжении последующих трех столетий. Тщательная дозировка света в готических соборах способствовала средневековому синтезу духовного и мирского. Привязанные к земле постоянным продолжением конфликта добра и зла готические церкви всеми силами рвутся ввысь, символизируя неземное великолепие.

Наиболее ранним архитектурным памятником полностью развитой готики является собор в Шартре. На его примере можно полностью оценить неограниченную силу и великолепие готических витражей в аккомпанементе окружающей архитектуры. Каждая его часть - фасад, неф, трансепты и хоры - обогатилась пылающими образами пейзажей. Разнообразие конструктивных вариантов окон в Шартре послужило примером для крупных соборов и церквей, создававшихся впоследствии по схеме «креста» или «латинского креста». Нижние окна боковых приделов в Шартре отличает удивительное разнообразие тем от «Жизни богородицы» до «Легенды Карла Великого», отражающих интересы жертвователей на их создание. Среди главных украшений Шартрского и многих других соборов выделяются «окна-розетки».

Во времена правления Людовика IX (1220-1270) утонченное изящество и великолепие отделки, присущее малым металлическим формам и иллюстрациям манускриптов, было объединено в достаточно широких рамках наружных изваяний соборов. От поощряемого монархом творческого союза родилась уникальная эстетика рафинированной изысканности. Типично французский подход к искусству как к насущной необходимости впервые выделяется в начале XIII века. В рамках французского «дворцового стиля» витражи приобрели утонченную красоту отделки и нежную цветовую гармонию. Радикальные изменения в архитектурном контексте окон были вызваны стремлением зодчих достичь предельной пропорции застекленной поверхности помещений. Это позволило максимально увеличь ширину и высоту окон. Тонкие каменные «ажурные» переплетения, обрамляющие верхний ряд окон, отличаются затейливостью орнамента. Позже была разработана новая форма остекления - гризайль. Состоящий из тонально разграниченной палитры стекол светлых цветов, гризайль использовался в темных помещениях сложной конфигурации для обеспечения лучшей освещенности.

Готический стиль быстро проник через границы Франции в Германию, в государства Центральной Европы и Северную Испанию.

Во второй половине века в Европе увеличение размеров и новые конструктивные подходы еще больше изменили «дворцовый стиль» готического витража. Крупномасштабные композиции стали разбивать на два и больше окон, чаще применялся гризайль. Характерным признаком витражей XIII века становится большая светопроницаемость и декоративность, текучесть поверхностного дизайна.

Эпоха Ренессанса (XV-XVI вв.)

Модернизировались традиционные технологии витражного дела. Был открыт новый красящий препарат, серебряная протрава, что позволило совершить переворот в техническом и эстетическом развитии жанра. Впервые появилась возможность нанесения отчетливых насыщенных тонов прямо на поверхность стекла. Наложение тонкого слоя серебряного раствора позволяло получить гамму оттенков от ярко-желтого до темно-оранжевого, что было особенно удобно для изображения предметов из золота, например, корон. Яркость и декоративность окрашенных серебряной протравой деталей усиливала отражение света - примерно так же, как тисненное сусальное золото задних планов панельных росписей того времени. Серебряному травлению была уготована выдающаяся роль в развитии витражного дизайна на многих этапа периода поздней готики и Ренессанса.

Источником вдохновения стала Италия. В Риме и Флоренции Джотто и его последователи, стараясь придать своим полотнам ощущение пространства, совершили революцию в области композиции и объемных форм. Как видно на окнах церкви францисканского монастыря в Кенигсфельдене, Швейцария, художники Северной Европы успешно внедряли эти новшества в собственные, более детализированные местные стили. В 1430-е годы в Германии Ганс Акер создал окна для часовни Бессерер в Ульм Минстере, знаменитые превосходным сочетанием декоративного цвета и формы. Художник и иллюстратор Беллелло да Павиа из северной Италии стал автором фигур пророков и других образов для нового готического собора в Милане, выполненных в таком же интимном ключе. В начале шестнадцатого века две традиции - северного реализма и южного классицизма - снова обрели мощный объединяющий стимул в универсальной привлекательности Высокого Ренессанса.

В Италии витражи считались часто несовместимыми как с солнечным климатом, так и с рациональным мышлением классических художников. Хотя жанр не был таким распространенным, как на севере, многие из созданных в Италии работ входят в число наиболее оригинальных и прекрасных окон того периода. Замыслы витражей, осуществленные художниками, чьим основным занятием являлись скульптура или живопись, часто достигали уровня совершенства, сравнимого с теми, кто специализировался исключительно на витражах. Итальянские скульптуры Гиберти и Донателло и живописцы Паоло Уччелло Андреа дель Кастаньо создали поразительные эскизы для производства тонди, панорамных окон, окаймляющих барабан величественного купола Флорентийского собора. В этих работах 1440-х годов представлены практически все наиболее современные изобразительные принципы раннего итальянского Ренессанса. Авторство полномасштабных эскизов (картонов) несомненно принадлежит вышеупомянутым художникам. Но цветовые контрасты акценты вполне могли создаваться в сообществе с мастерами-стеклоделами, непосредственно составляющими окна.

Среди наиболее очаровательных нововведений Раннего Ренессанса - медальоны серебряного травления. Редко превышающие тридцать сантиметров в диаметре, эти работы впервые появились в Англии, но быстро стали непременным атрибутом стекольного искусства в низинах Фландрии.

Первая половина XVI века стала свидетельницей последнего расцвета средневекового витражного искусства. За этот период было произведено беспрецедентное количество витражного стекла, большей частью отменного качества. Художники шестнадцатого века на протяжении одного или двух поколений пользовались почти универсальным и техническим языком. Плеяда бессмертных мастеров итальянского Высокого Ренессанса, таких как Рафаэль, да Винчи и Микеланджело, навсегда изменила концепцию визуальных искусств в Европе. Им удалось идеально совместить человеческую духовность с божественным началом. Выражение этой возвышенной связи было достигнуто путем коренной переплавки принципов классического искусства в целях материализации гуманистических устремлений.

Вместе с остальными жанрами Высокого Ренессанса витражное искусство попало под влияние идей, экспортированных из Италии. Альбрехт Дюрер и другие одаренные художники быстро усвоили итальянские уроки и совместили южные идеи с уникальным северным духом, все еще отмеченным наследием поздней готики. Совершенный классицизм высокого Ренессанса вдохновил север на совершенно новые варианты применения витражного стекла. Рациональность пропорций и монументальность форм высоко Ренессанса были обручены с реализмом, куртуазностью и декоративностью искусства северной Европы. Плодом этого союза стали образы, сочетающие царское величие, показное великолепие и изобразительную силу.

Стилистическое обновление витражного стекла в период высоко ренессанса достигалось с помощью существенных технических усовершенствований. Среди них следует отметить увеличение размеров, чистоты и прозрачности цветного и белого стекла, а также внедрение красной гематитовой протравки наряду с уже существовавшей серебряной. Примером применения серебряной протравки на больших площадях ярко окрашенного стекла может служить творчество Энграна, принца Бове. В начале шестнадцатого века он с братьями создавал своеобразные витражи, во многом определившие уровень художественного творчества региона. Часто Энгран основывал всю композицию на эффекте золочения с помощью серебряной протравки, как видно в его эффектном окне «Дерево Иессея» для собора святого Этьена в Бове. Мерцающее сверкание протравки гармонирует с обрамляющим ее густым насыщенным синим и красным стеклом.

Технологические и эстетические новшества начала шестнадцатого века повлекли за собой уменьшение количества и упорядочение переплетов в эскизах и законченных окнах. Обилие тяжелых искривленных линий ограничивало впечатление просмотра. Добиться лучшей сочетаемости визуальных эффектов удавалось с помощью травления, пескоструйной обработки и росписи непрозрачной эмалью по всей площади стекла. Тем не менее, основой технологии продолжало оставаться традиционное цветное стекло. Составление витражей начала XVI века характеризовалась беспрецедентным разнообразием технологий и материалов, используемых для реализации сложнейших визуальных эффектов. Художники того периода предпочитали гармоничность замысла и цветовые эффекты искажению форм и эмоциональной выразительности.

В Голландии и Фландрии плодотворный союз местного реализма с итальянской широтой формы привел к возникновению поистине величественных пропорций. Безграничному увеличению размеров самых знаменитых окон способствовало размещение в Брюсселе двора священной Римской империи. Фламандский живописец Бернард ван Орли спроектировал первое из двух гигантских окон, расположенных друг напротив друга в трансепте Брюссельского собора. Установленное в 1537 году окно изображает замысловатую триумфальную арку, под которой в величественной позе стоит император Карл V. Тщательность пескоструйной обработки слоистого стекла, приглушенное богатство цвета и аллегорически божественный синий фон можно по праву считать высшим достижением витражного искусства шестнадцатого века.

В Нидерландах братья Дирк и Вутер Крабеты стали родоначальниками столь же грандиозного, но менее декоративного стиля. Эти талантливые стеклоделы развивали традиции зрелого итальянского Высокого Ренессанса. Братья спроектировали и исполнили несколько окон для церкви святого Иоанна в родном городе Гоуда. В рамках этого заказа Дирк Крабет выполнил композицию «Изгнание Илиодора из храма», в которой энергично сплавляются фон и повествовательная структура двух фресок Рафаэля из Ватиканского дворца. Оригинальная работа демонстрирует полное понимание северным художником принципов итальянского Высокого Ренессанса.

Замысловатые композиции многих голландский и фламандских окон в стремлении к широте и иллюзорности заполняют все внутренние сегменты окна. В творчестве ван Орли и Дирка Крабета эта тенденция приглушена ограниченным вторжением в глубину фона. Такие же великолепные работы продолжали появляться в Нидерландах и других странах до самого конца шестнадцатого века. В ту пору фламандские художники и стеклоделы доминировали в витражном искусстве всей Европы и приглашались на работу сначала в Англию, а затем в Испанию и Милан. К примеру, создание окон для Миланского собора продолжалось почти до самого конца шестнадцатого века.

Конец XIX -- начало XX века

В конце XIX века наступил новый этап в развитии витражного искусства, которое за короткий период 1880--1910-х гг. достигло необычайного расцвета в странах Европы, Англии и Америке. Благодаря техническому прогрессу в области стеклоделия упростилось производство листового стекла, были разработаны новые технологии его окраски, обработки, декорирования.

Основные художественные принципы стиля модерн -- графичность контуров, плоскостность рисунка, локально окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе витража, набранного из кусочков цветного стекла. Стиль модерн выявил художественные достоинства техники мозаичного набора, замаскированного в эпоху эклектики эффектными росписями. Витраж-картина остался в прошлом. В конце XIX--начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение не только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.

Древняя техника витража -- мозаичный набор из фигурных кусочков стекла -- стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов -- ламп и светильников самых причудливых форм.

Само слово "витраж" переводится с латинского как "стекло". Он считается одним из самых утонченных и особенных видов искусства, богатого своей историей и техниками исполнения. Краткая история возникновения витража будет поведана читателю в статье.

Предпосылки возникновения витражей

Учителя, рассказывая историю витража для детей на уроках, начинают с первопричин его возникновения. Появление первых цивилизаций связано со множеством открытий. Именно тогда и начали добывать стекло. Со временем научились делать его цветным и использовать для украшения различных объектов. В каждой культуре были свои особенности применения такого стекла:

  • Шумеры украшали крыши своих храмов.
  • Египтяне наматывали стекло спиралью и делали из него цветные сосуды.
  • Римляне и греки были специалистами по изготовлению античных ваз и кубков с декоративной резьбой и множеством украшений.

Все эти открытия датируются началом второго тысячелетия до нашей эры. Только спустя еще тысячу лет сирийцы научились выдувать стекло, чем и дали начало истории развития витража.

Появление первых витражей

В истории появление витража не ознаменовано точной датой. Но известно, что в христианской эпохе впервые стали использовать цветное стекло для изготовления нехитрых картинок. Его с помощью замазки крепили на доски или А с появлением первых храмов свое развитие получили византийские витражи. Хвалебные стихи и описания композиций из стекла были популярны у поэтов четвертого-пятого века. В те времена витражам придавали божественное значение, а проходящий через них свет сопоставлялся со святым духом.

История развития

К сожалению, до нашей эпохи так и не дошли витражи старше десятого века в целом состоянии. О них можно судить по оставшимся осколкам и записям поэтов. Зато в дальнейшем данный вид искусства получил широкое развитие и распространился по всем странам. Рассмотрим подробнее историю происхождения витражей, перемену стилей и техники в каждой эпохе.

Романские витражи

История появления витражей рассказывает, что романские возникли в одиннадцатом веке и были актуальны еще целое столетие. Именно они стали первыми классическими витражами, в которых картинка складывалась из кусочков цветного стекла и профиля из металла.

Особенности романских витражей:

  • позволить их себе могли не все из-за высокой стоимости, так как техника плавления и выдувания стекла была очень сложной и трудоемкой;
  • появились отдельные мастера по заготовкам тонких листков стекла и специалисты по непосредственному составлению картин, что повысило качество романских витражей;
  • для изготовления одной панели уходило более сотни различных кусочков, каждый из которых имел свою форму и цвет;
  • витражам этой эпохи характерны такие дефекты, как наличие пузырьков, неровностей, потертостей, но это вовсе не портит их вид, а делает их особенными и по-своему прелестными.

Техника изготовления романских витражей:

  • для начала мастер брал деревянную поверхность и на ней намечал рисунок своего будущего шедевра;
  • затем к каждому элементу картины подбирались стеклышки (по форме и размеру);
  • на нужные осколки наносили росписи натуральной краской, после их обжигали в печи для закрепления рисунка;
  • составление мозаики в целое изображение происходило с помощью узеньких переплетов из свинца;
  • так как окна в те времена были больших размеров (около шести метров), то для большей прочности и устойчивости одну крупную композицию составляли из нескольких панелей поменьше.

Шедевры Романской эпохи:

  • голова Христа из Вейссембургского аббатства Эльзаса;
  • композиция из четырех ветхозаветных пророков в Аугсбургском соборе;
  • «Вознесение Христа» в Аугсбургском соборе;
  • «Распятие и Воскресение» на соборных окнах в Пуатье;
  • три витража Святой троицы в соборе в Шартре.

Готические витражи

История витражей (готических) берет свое начало в 1144 году. Аббат Сергий во время постройки церкви в Сен-Дени заполнил окна несколькими вертикальными медальонами. Главным отличием от романского стиля в данной композиции было то, что в каждом медальоне раскрывался важный момент истории.

Особенности готических витражей:

  • в соборах стали увеличивать количество окон для их оформления в готическом стиле;
  • такая архитектура быстро завоевала популярность и получила свое развитие в Англии и Франции;
  • витражи прошлого времени придавали храму мрачность, ассоциирующуюся со злом, и в то же время великую духовность, заключенную в большом количестве света; такое соотношение стало идеальным и несло в себе мистическое значение;
  • со временем насыщенные цвета красного и синего постепенно заменили более светлыми, чтобы внутрь проходило как можно больше лучей;
  • поменялись и типажи оконных проемов;
  • во Франции изобрели новую технику осветления - гризайль, суть которой заключался в том, что легкие, лучистые витражи помещались в темных громоздких помещениях, впуская в них освещение; со временем количество техник данного стиля стало еще больше.

Самые знаменитые витражи, выполненные в классическом готическом стиле, находятся в соборе в Шартре. Именно в нем легко отследить гармонию между величественными окнами, мрачной архитектурой и внутренней концепцией помещения. Поток большого количества лучей в темноту и мрак дает потрясающий и завораживающий эффект - в этом и есть вся прелесть готики. Также в данном соборе появилась своя особенность, которая в дальнейшем распространилась по всему миру - это окна по схеме В них представлена жизнь Богородицы. А в окнах-розетках изображены Христос и Дева Мария.

Витражи эпохи Ренессанса

Новую волну в культуре, в том числе и архитектурной, спровоцировали такие ужасные события, как война и эпидемия чумы. Уже к пятнадцатому веку люди перестали ставить церковь на первое место и перешли к светскому образу жизни. Это очень повлияло на дальнейшее развитие витражей.

Особенности витражей эпохи Ренессанса:

  • появилось множество более совершенных техник работы со стеклом;
  • было совершенно изобретение серебреной протравы, что значительно повысило уровень создаваемых картин;
  • цвета стали наносить непосредственно на стекло, это позволило получить множество необычных оттенков;
  • изображения выглядят более объемными и яркими;
  • Франция и Италия являются главными центрами по изготовлению витражей;
  • в моду вошли медальоны, не более тридцати сантиметров, они стали символами данной эпохи.

Примеры Ренессанских витражей:

  • окна Флорентийского собора, созданные итальянскими мастерами;
  • окна монастыря в Кенигсфельдене;
  • витражи в часовни Бессерер в Ульм Минстере.

Витражи Высокого Ренессанса

До шестнадцатого века мастера изготавливали витражи по классической схеме, пока не появились такие мастера, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Именно они оказали большое влияние на мировую культуру, в том числе и на историю искусства витража в России.

Особенности витражей Высокого Ренессанса:

  • так как большинство мастеров по витражам были итальянцами, то они и стали авторами новых веяний;
  • искусство данной эпохи сочетало в себе реализм, элементы европейского декорирования и громоздких форм;
  • получила развитие новая техника сделала его более прозрачным и чистым;
  • помимо серебряной, изобрели и красную протравку;
  • мастера стали отдавать предпочтение цветовому решению, а не искажению форм и чувственности изображения;
  • проемы в окнах расширились еще больше и достигали гигантских размеров.

Пример витражей эпохи Высокого Ренессанса:

  • «Дерево Иессея» в Бове;
  • огромные окна Брюссельского собора;
  • «Изгнание Илиодора из храма» в соборе в Гоуде.

Шестнадцатый век считается последним в расцвете витражей в Средневековье. Далее технологии изготовления стекол и составление картин стали очень быстро прогрессировать. Двадцатый век оказал большое влияние на методы витражного проектирования.

История возникновения витража в России

Российских витражей не существовало вплоть до девятнадцатого века. Только обеспеченные люди могли наслаждаться привезенными из-за границы шедеврами. Все дело в том, что отечественные храмы и соборы не предусматривали витражей, да и культура в целом не нуждалась в таком виде искусства. Появились они и сразу же завоевали популярность благодаря работам европейских мастеров.

История витража в России:

  • XVII век - первое появление витражей;
  • XVIII век - застой в развитии из-за нерентабельности;
  • начало XIX века - постепенное проникновения картин, сделанных из цветного стекла, в русскую культуру;
  • середина XIX века - активное использование витражей; император и другие состоятельные люди переняли европейскую моду и стали применять их для украшения своих поместий; затем витражи появились и в церквях;
  • конец XIX века - построили множество мастерских по художественному мастерству, а также классы живописи и училища;
  • первая половина XX века - витражное искусство пошло на спад из-за угасания модерна, а в дальнейшем из-за начала Второй мировой войны;
  • середина XX века - возрождение витражей советской культурой, появились уникальные произведения, отличающиеся от прежних картин своей оригинальностью и неоднозначностью.

Знаменитые русские витражи:

  • украшение витражами церкви Святого Александра Невского;
  • часовня в Царском селе;
  • Российское географическое общество в Санкт-Петербурге;
  • «Вознесение Христа» в Исаакиевском соборе.

Витраж: история и современность

Подробно рассмотрев историческую сторону развития видов витражей в разные эпохи, хотелось б обратиться к современному искусству. Витражи нашего времени существуют для того, чтобы придать помещению стиль и особый шик. Множество техник изготовления стекла, развитие дизайна и моды стали ключевыми моментами появления новых видов данного искусства.

Современные виды витражей:

  • Пескоструйный витраж - композиция стекол, выполненная в пескоструйной технике и связанная одной общей тематикой. Составляется на целой поверхности, чаще всего в одном цвете.
  • Мозаичный витраж - состоит из частичек примерно одного размера, напоминающих мозаику. Может быть фоном или основным изображением.
  • Наборный витраж - рисунок, созданный из отдельных кусочков стекла нужной формы и цвета, обычно без всяких дополнений.
  • Фьюзинг - стекла, из которых собрана композиция, спекаются между собой в задуманном положении. Еще к этому виду относят впекание отдельных инородных элементов в готовое изображение.
  • Заливной витраж - состоит из стекла с нанесенным на него контуром задуманного изображения. Каждая деталь заливается специальными красками или лаком.
  • Травленый витраж - совокупность стекол, изготовленных с помощью техники травления и связанных между собой единым смыслом.
  • Паечный витраж - составляется из цветных стекол, закрепленных в свинцовую оправу и запаянных в стыках. Самая древняя техника, дошедшая еще из Средневековья.
  • Фацетные витражи - при их сборке используют стекла, с которых предварительно сняли фацет. Еще один вариант - это применение шлифованных и отполированных стекол.
  • Комбинированные витражи - композиции, одновременно включающие в себя несколько видов витражей. Такой прием помогает добиться потрясающих результатов, составить поистине оригинальные шедевры.

Витраж Тиффани

Льюис Тиффани стал основателем собственного стиля и техники создания витражей, ставшими популярными по всему миру. Он очень долго работал над подбором материалов, а самое главное - над способами закрепления стекла, так как средневековые методы его совсем не устраивали. То, что получилось по итогу этих трудов, полностью затмило паечный витраж. Так чем же отличается данная техника от других и почему в истории витражи Тиффани считаются одними из самых престижных, рассмотрим подробнее.

Особенности стиля Тиффани:

  1. Цвет. Яркость всегда была очень важным критерием для Льюиса Тиффани при работе с витражами. Он пытался добиться как можно большей насыщенности и оригинальности в используемой цветовой гамме. Иногда мастер смешивал тона, а иногда клал одно (или даже несколько) стекло сверху другого.
  2. Материал. Качество - вот что является обязательным отличительным знаком данных витражей. Перед началом составления витражей стекла всегда проходили строгую проверку, они должны быть без малейших дефектов и одинаковой фактуры.
  3. Реалистичность. Работы мастера были настолько совершенными, сложными, полными деталей и красок, что их нередко сравнивали с живописью.
  4. Технология. Соединение стекол между собой происходило посредством медной ленты. Так как она была шире, чем само стекло, то ленту загибали по краю, под углом девяносто градусов. Готовые элементы соединяли между собой оловом и наносили патину.
  5. Высокая стоимость. Такие работы очень дорогие, и найти их можно только в частных коллекциях, английских и американских соборах и музеях.

Незадолго до смерти Льюиса (1933 год) его фирма закрылась, но до сих пор техника Тиффани считается одной из лучших, а работы - шедеврами искусства.

Витражи средних веков

Средневековые витражи играли особую роль в религиозных обрядах, символизируя божественную милость и созидание. Именно поэтому витражи повсеместно использовались для художественного оформления готических и романских соборов. Согласно мышлению того времени, свет, льющийся с неба, означал сияние, идущее от Бога. Роль земного воплощения такого божественного света играли витражи средневековых соборов. В масштабных цветных полотнах с изображениями сцен из Библии наилучшим образом отражалась торжественность, мистичность, возвышенность религиозной культуры.

Активное использование витражей в раннем Средневековье объясняется еще и тем, что по мере утверждения каркасной системы стены соборов становились более ажурными. Поэтому традиционные настенные росписи все чаще заменяли витражи. Они лучше вписывались в убранство церковных помещений, были более яркими, долговечными и соответствующими целям христианской религии. Прихожане, присутствуя при совершении обрядов, чувствовали большую причастность к происходящему, грубость и скудность быта словно уходила на второй план, давая возможность окунуться в эстетическое удовольствие созерцания прекрасных картин из стекла.

Особенность средневековых витражей заключается в том, что при взгляде снаружи здания они кажутся совершенно тусклыми и невыразительными. Их практически невозможно заметить, поскольку темные стекла почти сливаются со стенами. Но стоит только зайти вовнутрь, как перед вами открывается вся красота и духовная сила искусства цветного остекления средневековых храмов. Под лучами яркого солнечного света стекла витражей начинают светиться, наполняя пространство собора искусно подобранными красочными переливами, то есть, происходит своего рода презентация божественного света.

История развития средневековых витражей

То, что мы сегодня называем витражами, появилось на свет в эпоху христианства. Некоторые литературные источники и исторические доклады, позволяют предположить, что прототип средневековых витражей эпохи раннего христианства представлял собой набор разноцветных кусочков стекла, которые скреплялись между собой с помощью замазки в прорезях каменных или деревянных досок, вставлявшихся в оконные проемы. В 5-6 веках нашей эры такими витражами были украшены храмы в городах Галлии, а позже они появились в Англии и Германии.

Необходимо отметить, что в средневековье витраж воспринимался как элемент посредничества между божественными и земными сферами, поскольку магическая игра солнечного света на разноцветных стеклышках интерпретировалась как метафорическое выражение божественной любви и силы. То, что сейчас кажется наивным и неправдоподобным, тем не менее, имеет обоснование, поскольку современное мировоззрение существенно отличается от мистицизма, предобладавшего в социуме той эпохи. Прекрасные цветные картины являлись своеобразными прообразами райского великолепия.

В 11 веке коренным образом изменился облик священных храмов, что позволило витражному стеклу стать выдающимся изобразительным средством. В этот период знаменитые средневековые витражи приобретают свою классическую форму, и появляются сюжетные витражные картины на библейские темы.

Этому способствовало и появление способа изготовления тонкого листового стекла, разделение мастеров на тех, кто изготавливал витражи, и на стеклоделов, а также использование свинцового профиля при создании полотен.

Верующие рассматривали средневековые витражи как картины художников, чем они, в общем-то, и являлись. Цветные стеклянные картины завораживали своей красотой и необычностью, становясь еще одним атрибутом святости и веры.

Помимо сугубо религиозного значения, появление витражей именно в церковном интерьере было обусловлено их дороговизной. Только храмы, богатые горожане и вельможи могли позволить себе такую роскошь, как витражные картины. Но если в храмах эти шедевры были доступны всем, то витражами, находящимися в личном пользовании, могли любоваться исключительно их владельцы.

Эволюция витражей средневековой Европы в основном была связана с соборами, которые в 11-12 веках являлись центром повседневной общественной жизни. Если посмотреть на фото средневековых витражей, то можно увидеть, что основными цветами были красный (на основе меди) и синий (кобальт). Эти цвета позволяли существенно снизить интенсивность солнечных лучей, и создать внутри храма особую, таинственную атмосферу соприкосновения с высшими божественными силами. Позднее в стеклянную массу научились добавлять окислы различных металлов, что позволило получить стекла зеленого (на основе медных окислов), желтого (смесь железа и марганца), и коричневого цвета.

Средневековые витражи – памятники

До наших времен сохранилось не так уж и много настоящих средневековых витражей. Тем удивительнее выглядит Шартрский собор, в котором сохранились в практически первозданном виде витражи 12-13 веков. В стенах этого собора, строительство которого было начато еще в 10 веке, насчитывается 146 витражей, общей площадью 2600 квадратных метров. Отличительной особенностью является
удивительная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых утерян. Наиболее известными витражными композициями являются витражное окно «Богородица из красивого стекла» (1150 год), и композиция «Древо Иесеево».

Витражи в Шартрском соборе представляют собой около 1400 сюжетов на различные библейские темы. Кроме того на них запечатлены около 100 сюжетов из жизни тех лиц, которые пожертвовали свои средства на содержание этого собора.

Не менее прекрасен и средневековый Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), в котором проявилось вся самобытность витражного искусства. К сожалению, среди витражей этого собора очень мало подлинных, поскольку все они представляют собой позднейшие работы, которыми заменили пострадавшие за долгую историю собора витражи.

В полной неприкосновенности до нас дошло только окно-роза. Однако это 13-метровое окно, которое включает в себя около восьмидесяти разных сцен из Ветхого завета, позволяет нам представить все былое величие .

Именно витражное окно с рисунком роз описано в знаменитом романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Средневековые витражи и Россия

В средневековой России витражи практически не использовались для остекления и художественного оформления церквей и храмов, в силу особых климатических условий, и православных традиций, запрещающих писать иконы на стекле. Только немногие факты, которые удалось обнаружить ученым, позволяют предположить, что витражное искусство все-таки не обошло стороной постройки русской знати. Но, к сожалению, ни одного образца цветного декоративного остекления до наших дней не сохранилось. Первые самостоятельные попытки в этой области стеклоделия в России были предприняты только в 1820-х годах. И первые получившиеся витражи стали украшением не религиозных строений, а светских особняков и замков.

Мода на витражи пришла в Российскую империю из Западной Европы, и связано это было с определенным мировоззрением романтической эпохи. В православную культовую архитектуру витражи проникли благодаря ориентации русского храмостроения на классицистические европейские памятники.

Витраж Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге является ярким примером, ключевым памятником в истории русского витражного искусства. Его установка в главном православном храме России утвердила витражное остекление в системе оформления русских православных церквей.

Однако появились и некоторые новшества, которые позволили существенно расширить возможности использования витражей и художественные возможности витражных композиций в целом. Например, если средневековый витраж был ограничен цветовой палитрой стекла, то современные полотна поражают разнообразием не только ярких и насыщенных цветов, но и мягких, пастельных полутонов.

Коснулись новшества и материала для крепления витражей. Если искусство витража средневековья предполагало использование только свинцового профиля, то современные изделия в стиле Средневековья могут быть изготовлены с использованием латунного, медного или свинцового профиля, а также тонкой металлической фолии. Все эти новшества позволяют мастерам создавать более пластичные композиции, не ограничивая свою фантазию и талант средствами их воплощения, дают возможность открыть перед нами всю красоту и необычность витража в духе традиций Средневековья.