Изображение человека в античном искусстве. Конспект урока по ИЗО на тему "Изображение фигуры человека в истории искусств" (7 класс). Это нашло отражение в скульптуре, живописи и декоративном искусстве. Греческие мастера изучали строение человеческого тела


План - конспект урока в соответствии с ФГОС. ИЗО.

7 класс

Личностные УУД : Иметь представление об историческом характере художественного процесса, об особенностях изображения человека в истории искусства. Восприятие произведений изобразительного искусства, освоение новых видов творческой деятельности; выполнение рисунка по собственному замыслу.

Регулятивные УУД : придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция :А. С. Питерских, Г.Е. Гуров, «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под ред. Б.М. Неменского. М.: - Просвещение, 2014.

Зрительный ряд : презентация по теме урока.

Технологическая карта урока

Технология изучения

Учитель организует деятельность учащихся, предлагая тему и серию вопросов:

Какова же цель нашего урока?

Что мы будем учиться делать?

Что нам для этого потребуется?

Слушают, формулируют цели урока, планируют последующую деятельность.

Открытие нового знания

Иметь представление об историческом характере художественного процесса, об особенностях изображения человека в истории искусства. Уметь воспринимать произведения изобразительного искусства.

Сравнение способов изображения человека в истории искусства

Обучающиеся под руководством учителя анализируют зрительный ряд и задание для определения уровня сложности.

Примене-ние нового знания

Анализ полученной зрительной информации, впечатлений, выделение этапов работы над рисунком

Демонстрирует пропорциональные соотношения человека по канонам Древнего Египта.

Направляет восприятие информации учащимися.

Выполняют рисунок в карандаше. Затем самостоятельно, согласно определенным этапам работы, завершают рисунок в цвете

Релаксация

Проведение динамической паузы

Рефлексия учебной деятель-ности

Анализ и самоанализ деятельности.

Экспресс-выставка лучших работ.

Учитель создает условия для благоприятного анализа собственной деятельности учащихся на уроке для подведения итогов.

Выставляются оценки.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают работу одноклассников, собственную деятельность.

Приложение 1.

Человек – мера всех вещей. (Протагор)

Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. Представления о красоте человека менялись в истории искусства.

Произведения живописи, скульптуры и графики как уникальные документы истории в ярких образах доносят до нас представления о красоте человека в различные исторические эпохи.

Сегодня на уроке мы совершим экскурсию по страницам истории, по страницам цивилизаций и увидим, какими были представления о красоте человека.

Посмотрите внимательно на название нашей темы. Как вы думаете, с чего логичнее всего начать характеризовать способы изображения человека в истории искусства?

Итак, мы пришли к выводу, что начинать экскурсию следует с первых дней жизни древних людей.

Представьте, что мы оказались в музее изобразительного искусства. Я буду вашим экскурсоводом, ну а вы – внимательными слушателями. В конце урока у меня возникнут вопросы об услышанном, поэтому слушайте очень внимательно.

Мы входим в зал «Древнеегипетские рельефы и изображения человека».

Как вы считаете, древнеегипетский художник стремился изобразить конкретный образ или обобщенный? Что в изображении фигуры вам кажется неестественным?

Однако такое положение фигуры не умаляет ее выразительности, дает возможность рассмотреть ее с разных точек зрения.

Существовал определенный канон – свод правил и законов, которыми должен был пользоваться художник при построении рисунка.

Как вы думаете, кого древнеегипетский художник должен был изображать наиболее старательно и строго по правилам?

Идеалом красоты, верхом совершенства в Др. Египте был фараон. Его изображали строго по канонам, чтобы показать все величие и богоизбранность фараона – ведь правитель считался сыном богов и приравнивался им. Хотя в действительности фараоны были далеки от идеала.

Следующий зал – «Искусство Древней Греции».

В искусстве Др. Греции сложился образ идеального человека, доблестного воина, в котором красота атлетического тела сочетается с духовным богатством.

Греческие мастера изучали строение человеческого тела, соразмерность его пропорций, пластику в движении, особенно во время олимпийских игр. Изображением человека украшались вазы, интерьеры украшали скульптурами.

Проследуем в зал под названием «Искусство Древнего Рима». В этот период наиболее развит скульптурный портрет. Если Др. Греция – мир эстетов, то Др. Рим – мир воинов, мир завоевателей. В скульптурных портретах этого времени главное – изображение характера, духа человека.

Эпоха Возрождения, наряду со скульптурными образами, подарила миру множество живописных произведений. Перед вами две работы выдающихся мастеров того времени: Джорджоне и Леонардо да Винчи. Юдифь и Мона Лиза.

Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. И представления о его красоте, об отношении к богу, о характере и эталоне менялись в истории искусства.

Греки, думая, что в красивом теле должна быть красивая душа, изобрели идеал красоты. Древние греки первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек, и воспели красоту его тела, смелость воли и силу разума. Изучив каноны рисования египетских мастеров, греки нашли новые пути изображения фигуры человека. Им не нравилось на рисунках неестественно большие головы египтян, поворот туловища и ног. Первым изобрел пропорциональное изображение фигуры человека и систему членения человеческого тела скульптор Поликлет в 432 г. до н.э. Эта система схожа с системой передачи пропорциональности, которой мы пользуемся и по сей день. Греки утверждали – что в человеческом теле 8 голов. Знания древних греков лишились мифологической окраски и приобрели характер науки, и, соответственно, красоту они пытались объяснить как форму бытия. Пифагор считал, что красота исходит из гармонии и соотношения размеров. Он даже искал соответствующее числовое соотношение. Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). При трех разграничительные линии проходили через кончик носа и верхний надбровный край; при четырех – через край подбородка, по кайме верхней губы, по зрачкам, по верхнему краю лба и по темени.

Греческие художники стремились к реальности изображения, они старались изобразить реальный мир как можно точнее. Натура являлась источником знаний, а следовательно, в основу метода преподавания было положено рисование с натуры. Линия в рисунке играла первостепенную роль.

В Древней Греции большое значение придавалось формам человеческого тела, существовал культ тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства - скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Представление о красоте человека, прежде всего, ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности; прекрасный юноша - символом ловкости, очарования и различных других добродетелей, свойственных его возрасту. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей.

Задание: Рассмотреть основные типы греческих ваз и сюжеты росписи. Выполнить творческую работу по росписи вазы на темы "Олимпийские виды спорта" или "Древнегреческие мифы"

Конспект урока 7 класса 1-ая четверть

по программе под редакцией Б.М. Неменского

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»

Цель: Сформировать мировоззренческие позиции о роли искусства в жизни человека

Тема четверти: Изображение фигуры человека и образ человека.

Цель: Воспитание личности, способной ценить красоту человека, его духовного мира

Тема урока: «Изображение фигуры человека в истории искусства»

Цель урока: Формирование культурно-искусствоведческой компетенции в определении канонического изображения фигуры человека.

Задачи урока:

    Воспитание эстетическое отношение к человеку как венцу природы.

    Развитие способностей восприятия красоты фигуры человека в историческом аспекте.

    Формирование представления о красоте человека, выраженной в канонах древних культур.

раскрыть понятие «канон» в изображении фигуры человека;

познакомить с различиями в канонах изображения фигуры человека в культурах Др. Египта, Др. Греции и Рима;

познакомить с этапами рисования фигуры человека по канону Др. Египта

знать понятие «канон» в изображении фигуры человека;

знать различия в канонах изображения фигуры человека в культурах Др. Египта, Др. Греции и Рима;

знать этапы рисования фигуры человека по канону Др. Египта

- уметь рисовать по этапам фигуру человека по канонам Др.Египта;

Владение самоанализом рисунка фигуры человека.

Зрительный ряд: иллюстрации и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с изображением фигуры человека: «Палеологические Венеры», Рельефы и прописи Древнего Египта; Мирон «Дискобол»; Древняя Греция. Статуя первого римского императора Октавиана; Микеланжело «Давид»; Джорджоне «Юдифь»; А.А.Пластов. «Весна» и др.

Литературный ряд: стихотворение о красоте (из интернетсайтов).

Оборудование для учащихся: альбом, графические материалы (на выбор).

Оформление доски: иллюстрации и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с изображением фигуры человека.

Структурообразующие компоненты урока.

    Завязка: 5 минут

    Кульминация: 2 минуты

    Развязка: 30 минут

    Эпилог: 5 минут

    Послесловие: 3 минуты

Ход урока

Проблема в чем?- в чем заключается красота человека и как эту красоту изображали в древних культурах.

Завязка. Выход на проблем урока осуществляется путем создания ситуации вдохновения. Используются методы художественного уподобления, поэтапного открытия, актуализации имеющихся знаний учащихся.

После звонка на урок, приветствия учителя, усаживаю детей за парты и привлекаю их внимание к проблемному содержанию урока. Для этого поэтапно на доске представляю иллюстрации и репродукции произведений искусства различных жанров и периодов с изображением фигуры человека в сопровождении стихотворения о красоте.

Да, красота, – и только красота, –
Спасает нас от гибели позорной…
Она одна осталась непокорной
Тебе, житейская слепая суета!
Ни чувства мелочность, ни мысли нищета, –
Ничто не затемнит ее – нерукотворной;
Нет, ни отравой лжи, ни клеветою черной
Ее не запятнать! Она – всегда чиста.
В природе ль, в жизни ли, в идее ль вдохновенной
Творца-художника, – везде о ней мечта:
Во всем она горит огнем любви нетленной.
Под тяжким бременем своей судьбы креста –
Я перед ней стою, коленопреклоненный.
О, Красота! Святая Красота!..

-«Ребята, перед вами представлены фотографии фигур человека. Считаете ли вы их красивыми? И если да, то по каким критериям?»

Ответы детей: …

Всегда ли фигура человека изображалась таким образом?

Ответ: не всегда.

Кто может вспомнить, как изображались фигуры человека в Древности? По вашему мнению, они красивые?

Ответы детей…

А теперь скажите, в чем заключается проблема урока? В чем заключалась красота человека и как эту красоту изображали в древности?

Кульминация: выход на тему урока, используются методы: актуализации культурно-исторического опыта детей, диалог, метод поэтапных открытий, связи искусства с жизнью, метод визуального подражания.

». Поэтому тема урока звучит…..

Тема урока: Изображение фигуры человека в истории искусства.

Учитель:

Рисунок - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. В рисунке художник может выразить всё своё виденье мира: предметного, человеческого, божественного.

- Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. Представления о красоте человека, об отношении его к богу, о наиболее существенном в его облике и его действиях менялись в истории искусства.

Давайте посмотрим как!

ОБРАЩЕНИЕ К МУЛЬТИМЕДИЙНОМУ ЗРИТЕЛЬНОМУ РЯДУ.

(показ изображения фигур различных цивилизаций)

Женские изображения эпохи палеолита представляют собой определенную группу так называемых «венер», хотя их анатомия далека от эталонов стройности. Их вырезанные или изваянные изображения отличаются большими размерами груди и ягодиц, по сравнению с которым голова, руки и ноги выглядят маленькими и тонкими.

«Венера Виллендорфская» (Вена, Музей естественной истории). "Венеры- эпохи палеолита получили название «толстушек» ("брюхатых") за морфологические характеристики их ягодиц. Подчеркнутая тучность, прежде всего в области живота и груди, то есть в органах, связанных с материнством, не соответствует видимому реализму, но отражает мысль о плодовитости и символизирует репродукционную функцию женщины

«Венера Лоссельская», называемая еще Дама с рогом», барельеф на известняковой скале (размер - 42 см), хранящийся в Музее Аквитании (Бордо, Франция).

Она изображена в фронтальной плоскости и в типичной для «венер» манере: с объемным выделением тазобедренной части тела. В поднятой вверх и в сторону руке женщина держит рог. Ее голова повернута к рогу, а волосы спадают в противоположную сторону. Другая рука лежит на животе и направлена в сторону лобка. Наличие рога подтверждает мысль о том, что эта «венера» представляет собой символ плодородия. Рога, фрагментарные изображения которых свидетельствуют о присутствии животного - как гарантии обилия пищи - имеют здесь конкретное значение. Корпус тела четкое прорисован с ясным изображением больших отвисших фудей, выпуклого живота и максимально уменьшенных ног, похожих на некие неопределенные дополнения.

Несмотря на фронтальное положение тела, голова-профиль, лишенная черт лица, - признак, указывающий на отсутствие индивидуальной характеристики, - сообщает фигуре некое подобие движения.

Вы наверняка уже что-то из этого видели, а что-то для вас ново.

(возвращение к необходимому слайду).

ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ:

Искусство древнего мира строилось и держалось на определённых канонах.

Канон - свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка.

Египет - Искусству в древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между преходящим и вечным. Другими словами, произведение искусства должно стать нетером, местом встречи божественного и земного. Существует мнение, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка - высшая, невидимая часть человека, одним из аспектов которого является идеальный образ. Древнеегипетское искусство исключало одушевление и увековечивание старости, болезни, смерти и несовершенства мира, передавая лишь истинный, совершенный облик предмета, человека, вселенной. Ка, как двойник человека, живущий в невидимом мире, отвечал за него перед богами.

Египетские мастера не просто воспроизводили внешность, которую воспринимает физический глаз, а воспроизводили то, что их духовные глаза давали понять о природе человека и вселенной.

    Формы головы лучше всего видны в профиль, так они и показаны. Но глаз мы всегда мысленно видим анфас. Соответственно профиль лица дополняется изображением глаза анфас. Верхняя часть тела, плечи и грудь, наиболее полно воспринимаются с фронтальной позиции, поскольку так видны сочленения рук с корпусом. Но кисти рук и ступни хорошо обрисовываются только при виде сбоку. Все это объясняет, почему фигуры людей в египетском искусстве выглядят такими странно плоскими и словно искривленными. Кроме того, египетским художникам было затруднительно представить обе ступни так, как они видны с одной позиции. Они предпочитали четкий контур, очерчивающий большой палец и подъем стопы. Так что обе ступни изображались с одной, внутренней стороны, словно у человека, как на этом рельефе, две левых ноги. Это не значит, что египтяне думали, будто человеческие существа имеют такую наружность. Они просто следовали методу, позволявшему запечатлеть все, что в фигуре человека представлялось существенным. По-видимому, строгость формальных предписаний как-то связана с магическими функциями изображений. Иначе как бы мог человек с «укороченной» или «отрезанной» рукой принимать и приносить дары мертвым?

    В скульптуре все сидящие фигуры держат руки на коленях; мужские тела окрашивались в более темный цвет, чем женские.

Греция - В греческом мире всё для людей понятно и просто. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем. Именно поэтому в античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. Человек идеализировал себя.

Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперед он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остается спокоен и сдержан. Создается впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа.

Статуя Октавиана Августа выполнена римским скульптором в 27г.до н.э.

Тщедушный и болезненный первый римский император Октавиан изображается атлетически сложенным, «богоподобным человеком». Скульптор сумел запечатлеть своеобразный тип лица и характерную прическу императора, подчеркнуть его решительность и целеустремленность.

«Давид» Микеланджело – величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги, решимости, благородства. Он спокоен, однако чувствуется его готовность приложить все усилия борьбы со злом, для победы справедливости. Это подлинный монумент героической личности, человеку, духовно и физически совершенному. Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил в то, что из громады можно что-либо сделать. Но художник взялся за работу, тщательно продумал будущий пластический образ, и смог «извлечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ

Микеланджело «Страшный Суд». На наших глазах происходит мировая катастрофа. Люди захвачены ангельской вестью о наступлении Страшного суда в разгар своих обыденных занятий. Но Провидение неумолимо: справа лавиной низвергаются в ад грешники, их подгоняют ангелы, тащат за собой демоны. Слева возносятся в рай праведники. Мускулистый Иисус беспощаден и непреклонен в своем гневе, что скорее напоминает античного бога-громовержца, воплощающего возмездие. Одна лишь Богоматерь скорбно поникла, сочувствуя страданиям людей, но не имея права помочь им.

На камне у источника сидит святой Ворфоломей. Его глаза пылают огненной угрозой. В руке святой держит собственную кожу, которую некогда содрали с него противники христианства. На этой коже Микеланджело изобразил свое лицо, искаженное неимоверными страданиями. Художник подчеркивает, что он сам - здесь и сейчас - мучается не менее, чем грешники на Страшном суде. Красота У Микеланджело проникнута страданием и состраданием.

Джорджоне «Юдифь». Написанная в первые годы XVI столетия «Юдифь» утверждает идеал Высокого Возрождения, который нашел выражение в картине через внутреннюю раскрепощенность композиции, размеренность изобразительных форм, красоту и утонченность женского образа, певучесть линейных и красочных сочетаний.

«Она прекрасна и необычна – Юдифь Джорджоне, пишет искусствовед А.Варшавский. _ Освободить родной город от нависшей над ним грозной опасности вызвалась красавица Юдифь. С головой предводителя вражеских войск Олоферна возвращается она в отчий дом. Враги дрогнули, когда на городской стене будет выставлена голова Олоферна, и вечно будут славить подвиг юной красивой вдовы, ее самопожертвование, ее удачливую удаль сограждане, те, кого спасла она от чужеземного ига, может быть, от смерти.

Уже все позади. Уже все свершилось. И задумчиво глядит на отрубленную голову вражеского полководца Юдифь.» В этом одухотворенном образе есть все: нежность и достоинство, кротость и сожаление, внутренняя сила и обаяние.

Развязка : выход на сотворчество учеников и учителя в изобразительной деятельности, используются методы: визуального подражания, аналитического сопоставления образца и изображаемого рисунка.

Критерии оценки учебного рисунка:

    соблюдение египетского канона в рисунке (степень соответсвия);

    завершенность выполненного рисунка.

    наличие введенных элементов, присутствующих культуре Др. Египта

Мы рассмотрели с вами основные каноны изображения человека. Я предлагаю вам научиться рисовать египтянина вместе со мной (используется педагогический рисунок на доске).

Учитель на доске показывает основные этапы изображения фигуры человека по канонам Др.Египта. Во время работы учитель оказывает посильную помощь учащимся.

Эпилог: выставка и анализ детских графических работ. Используются методы: стимулирования индивидуальных высказываний, адекватной самооценки,

ВОПРОС: Глядя на ваши работы, как вы думаете, кто из вас смог приблизиться больше всех к египетскому канону.

Критерии оценки деятельности ребёнка на уроке:

    активность ребёнка в обсуждении проблемы;

    отношение к учебно-творческой деятельности;

    мастерство;

    качество детской продукции.

Обобщение и вывод по проведению и освоению тему на уроке

Послесловие: домашнее задание:

Подобрать репродукции изображений фигуры человека Др. Греции и Рима и сравнить изображение с древнегреческим.

Данная презентация подготовлена мной для урока изобразительного искусства в 7 классе на тему "Изображение фигуры человека в истории искусства". В ней дан зрительный ряд к уроку, помогающий наглядно показать, как изображали человека в древних культурах Египта, Ассирии, в искусстве Древней Греции и в эпоху Возрождения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ИЗО В 7 КЛАССЕ ВЫПОЛНЕНА УЧИТЕЛЕМ ИЗО БЕКАСОВОЙ И.А., МБОУ СОШ № 1 Г. ЧЕХОВ

“ Человек – мера всех вещей ” Протагор

Наскальная живопись Ливии (12 тыс. лет до н. э.)

Венера Виллендорфская Венера Виллендорфская - небольшая статуэтка женской фигуры, обнаруженная в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии археологом Йозефом Сомбати 7 августа 1908 года.

Изображение человека в искусстве Д ревнего Египта

Зодчий Хесира. Фрагмент деревянной панели из гробницы Хесиры в Саккаре. XXVIII в. до н. э. Рельеф Хесиры - не только лучший образец древнеегипетского рельефного портрета, не только древнейшее в мире художественное произведение на дереве, но и научное свидетельство о древнеегипетской системе архитектурного пропорционирования

Мирон. Дискобол. V в. до н.э. Римская копия с бронзовой статуи. Изображение человека в Древней Греции

« Вене́ра Мило́сская » - знаменитая древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры.

Цезарь Октавиан Август из Прима Порта (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.) Древний Рим

Древняя Греция Микеланджело. Давид

Джорджоне (1477-1510) Юдифь с головой Олоферна 1504г. Эпоха Возрождения

Леонардо да Винчи - Мона Лиза. (Джоконда) 1514 – 1515 Луврский музей. Париж, Франция

http://www.travel.ru/wow/tadrart_acacus.html http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st018.shtml http://kulturologie-twp.narod.ru/photoalbum3.html http://art-blog.uz/archives/1008 http://www.arts-museum.ru/data/fonds/ancient_world/2_1_i/0000_1000/3696_Imperator_Avgust_iz_Prima_Porta/index.php http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Skulptory/Bozhestvennyj-Mikelandzhelo-David.aspx?ID=1464 http://bjws.blogspot.ru/2011/08/judith-holofernes-1500s.html http://www.abc-people.com/data/leonardov/002pic.htm ИСТОЧНИКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

презентация к уроку в 1 классе "Изображение формы листьев"

Данная презентация поможет подготовиться и провести урок в 1 классе по форме и размерам осенних листьев. Сравнение по форме разных листьев - круглых, длинных, треугольных. Прожилки листьев похожи на в...