Казаки черносотенцы. Социальный состав черносотенных партий в начале XX века. Вестник Русского Собрания


Союзник».

Социальную основу этих организаций составляли разнородные элементы: помещики, представители духовенства, крупной и мелкой городской буржуазии, купцы, крестьяне, рабочие, мещане, ремесленники, казаки, полицейские чины, выступавшие за сохранение незыблемости самодержавия на основании уваровской формулы «Православие, Самодержавие, Народность» . Период особой активности черносотенцев пришёлся на -1914 годы .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Истоки идеологии черносотенства берут своё начало в славянофильском течении. Многие её положения переплетались с официальной монархической доктриной, платформой националистов , а в некоторых случаях с октябристской программой. Черносотенцы противопоставляли себя марксизму и не признавали материалистического понимания истории [ ] .

    В сфере экономики черносотенцы выступали за многоукладность . Часть черносотенных экономистов предлагала отказаться от товарного обеспечения рубля .

    Часть черносотенных идей - как программы организаций, так и обсуждаемые черносотенной прессой темы, - предполагала консервативное общественное устройство (имели место значительные споры по вопросу о допустимости парламентаризма и вообще представительных учреждений в самодержавной монархии), и некоторое обуздание «эксцессов» капитализма, а также укрепление общественной солидарности, формы прямой демократии .

    История

    Черносотенцы
    • Черносотенцы возводят своё происхождение к низовому нижегородскому ополчению Смутного времени , предводимого Кузьмой Мининым , которые «стояли за дом пресвятой Богородицы и православную христианскую веру, ополчались против разорителей земли русской ради спасения веры отцовской и отечества от погибели» (В России XIV-XVII веков «чёрными» назывались земельные наделы чёрносошных крестьян и тяглого городского населения. В исторических источниках «чёрные» земли противопоставляются «белым» землям, которые находились во владении феодалов и церкви).
    • Черносотенное движение выступило в начале XX века под лозунгами защиты Российской империи и её традиционных ценностей «православия, самодержавия, народности».

    Первой организацией черносотенного толка стало «Русское собрание », созданное в 1900 году .

    Существенным источником финансирования черносотенных союзов были частные пожертвования и сбор.

    По мнению ряда учёных, участие известных деятелей в черносотенных организациях было впоследствии существенно преувеличено. Так, доктор философских наук, профессор Сергей Лебедев считает, что

    Современные правые… любят увеличивать этот и без того длинный список за счёт тех деятелей русской культуры, которые формально не состояли в черносотенных союзах, но не скрывали свои правые взгляды. К ним относятся, в частности, великий Д. И. Менделеев , художник В. М. Васнецов , философ В. В. Розанов …

    «Чёрная Сотня» 1905-1917 годов - это несколько крупных и мелких монархических организаций: «Союз русского народа », «Союз Михаила Архангела », «Русская монархическая партия », «Союз русских людей », «Союз борьбы с крамолой», «Совет объединённого дворянства », «Русское собрание » и другие.

    Черносотенное движение в разное время публиковало газеты «Русское знамя», «Земщина», «Почаевский листок», «Колокол», «Гроза», «Вече». Черносотенные идеи проповедовались также в крупных газетах «Московские ведомости », «Киевлянин », «Гражданин», «Свет».

    Среди лидеров черносотенного движения выделялись Александр Дубровин , Владимир Пуришкевич , Николай Марков , князь М. К. Шаховской.

    Роль в погромах

    Члены «Чёрной сотни» проводили рейды (с неофициального одобрения правительства) против различных революционных групп и погромы , в том числе против евреев .

    Исследователь «чёрной сотни» историк Максим Размолодин, считает, что этот вопрос является дискуссионным и требует дальнейшего изучения .

    Черносотенные организации начали своё формирование не до , а после первой, самой сильной волны погромов. Доктор исторических наук историк черносотенного движения Сергей Степанов пишет, что в последующий период орудием черносотенного террора стали боевые дружины «Союза русского народа» и других крайне правых организаций . Максим Размолодин утверждает, что по мере разворачивания деятельности черносотенных организаций волна погромов начала спадать, на что указывали многие видные деятели данного движения и признавали политические противники .

    Черносотенные организации наиболее активно действовали в регионах со смешанным населением (на территории современных Украины, Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости »), где было сосредоточенно более половины всех членов Союза русского народа и других черносотенных организаций. После организации черносотенного движения было зафиксировано всего два крупных погрома. Оба они произошли в 1906 году на территории Польши , где русские черносотенцы не имели влияния . Лидеры черносотенного движения и уставы организаций декларировали законопослушный характер движения и осуждали погромы. В частности, председатель Союза русского народа А. И. Дубровин в специальном заявлении в 1906 году определил погромы как преступление. Хотя борьба с «еврейским засильем» была одной из основ движения, но его лидеры разъясняли, что она должна вестись не насилием, а экономическими и идеологическими методами, то есть преимущественно усилением дискриминации евреев. Размолодин утверждает, что черносотенными газетами, при общей антисемитской направленности, не было опубликовано ни одно­го прямого призыва к еврейскому погрому .

    Тем не менее, Сергей Степанов утверждает, что программные документы и реальная деятельность сильно различались между собой . Существуют факты, свидетельствующие об активной пропаганде черносотенцами антиреволюционного насилия. Дж. Д. Клиер и Шломо Ламброзо приводят слова М. Дубровина, произнесённые перед 300 членами одесской организации СРН:

    Истребление бунтовщиков - святое русское дело. Вы знаете, кто они, и где их искать… Смерть бунтовщикам и евреям! .

    Террор против «чёрной сотни»

    Радикальными социалистическими партиями была развёрнута кампания террора против «чёрной сотни». Лидер социал-демократов В. И. Ленин писал в 1905 году:

    Отряды революционной армии должны тотчас же изучить, кто, где и как составляет чёрные сотни, а затем не ограничиваться одной проповедью (это полезно, но этого одного мало), а выступать и вооружённой силой, избивая черносотенцев, убивая их, взрывая их штаб-квартиры и т. д. и т. п.

    По поручению Петербургского комитета РСДРП было осуществлено вооружённое нападение на чайную «Тверь», где собирались рабочие Невского судостроительного завода , состоявшие членами Союза русского народа . Сначала большевистскими боевиками были брошены две бомбы, а затем выбегавших из чайной расстреливали из револьверов. Большевиками были убиты двое и ранены пятнадцать человек .

    Революционные организации осуществили множество террористических актов против членов правых партий, преимущественно против председателей местных отделов Союза русского народа. Так, по сведениям департамента полиции, только в марте 1908 года в одной Черниговской губернии в городе Бахмаче была брошена бомба в дом председателя местного союза СРН, в городе Нежине был подожжён дом председателя союза, причём погибла вся семья, в селе Домьяны убит председатель отдела, в Нежине убиты два председателя отделов .

    Ослабление и конец черносотенного движения

    Несмотря на массовую поддержку среди городских мещан и сочувствие русского православного духовенства и влиятельных аристократов, русское радикальное правое движение с самого своего появления на российской общественной сцене оставалось недоразвитым по следующим причинам:

    • Черносотенное движение не сумело убедить российское общество в своей способности предложить положительную программу по тогдашним запросам к политической идеологии; объяснение всех проблем и бед общества подрывной деятельностью евреев казалось чрезмерно односторонним даже для тех, кто не симпатизировал евреям;
    • Черносотенное движение не сумело предложить действенной альтернативы либеральным и революционным, радикально-левым идеям, завоевавшим широкие круги интеллигенции в России;
    • Непрерывные расколы и внутренние распри в черносотенном движении, сопровождавшиеся многочисленными скандалами и взаимными обвинениями (в том числе, в тяжких уголовных преступлениях) подрывали общественное доверие к движению в целом; например, известнейший деятель правого движения о. Иоанн Восторгов обвинялся правыми же политическими конкурентами в отравлении правого политического деятеля П. А. Крушевана , убийстве собственной жены из желания стать архиереем, раскрадывании сумм монархических организаций;
    • Сформировалось устойчивое общественное мнение о том, что черносотенное движение тайно финансируется из секретных сумм Министерства внутренних дел, а все конфликты в движении имеют причиной борьбу за доступ отдельных лиц к этим суммам;
    • Неблагоприятное воздействие на общественное мнение о черносотенцах оказало участие последних в убийствах депутатов Думы М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса ; а также выдвинутые бывшим премьер-министром графом С. Ю. Витте обвинения в попытке его убийства путём взрыва дома;
    • Деятельность депутатов правой фракции в III Государственной думе , прежде всего В. М. Пуришкевича и Н. Е. Маркова 2-го , носила провокационный, эпатажный характер и сопровождалась многочисленными скандалами, не способствовавшими формированию уважения к данным политическим деятелям; деятельность А. Н. Хвостова в качестве министра внутренних дел закончилась громким скандалом, связанным с его предполагаемой попыткой организовать убийство Г. Е. Распутина и последующей быстрой отставкой.

    Несмотря на определённые политические успехи, после Русской революции 1905 года черносотенное движение не смогло стать монолитной политической силой и найти союзников в многоэтническом, многоукладном российском обществе. Зато черносотенцы сумели настроить против себя не только влиятельные радикальные левые и либеральные центристские круги, но и часть своих потенциальных союзников среди сторонников идей российского имперского национализма.

    Определённую конкуренцию с черносотенным движением составил Всероссийский национальный союз и связанная с ним фракция националистов в III Думе. В 1909 году произошло слияние фракции умеренно-правых с национальной фракцией. Новая русская национальная фракция (в просторечии «националисты»), в отличие от правых, сумели поставить себя таким образом, что их голоса совместно с октябристами образовывали проправительственное большинство Думы, в то время как в голосах правых правительство потребности не имело. Незначимость голосов своей фракции при голосовании правые депутаты компенсировали агрессивным, провокационным поведением, что ещё более превращало членов фракции в политических изгоев.

    Примечания

    1. Шарова В. Л. Праворадикальная идеология в России: истоки и преемственность // Политико-философский ежегодник. - М. : Институт философии РАН, 2008. - Вып. 1 . - С. 121 .
    2. С.Степанов «Чёрная сотня»
    3. Черносотенцы - статья из Большой советской энциклопедии .
    4. С. А. Степанов. «Чёрная сотня. Что они сделали для величия России?» // М.: Яуза-пресс, 2013
    5. Бизюкин С. С. Экономические воззрения правомонархического (черносотенного) движения в России в начале XX века // Взгляд из третьего тысячелетия: Сборник рефератов. Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина - Рязань, 2003.
    6. Информация об организации на сайте «Хронос»
    7. Идеология правого радикализма начала XX-го века
    8. Куликов С. В. Император Николай II в годы Первой мировой войны. СПб. 2000. С. 285
    9. Сибирская торговая газета. № 83. 12 апреля 1907 год. Тюмень
    10. Black Hundreds
    11. Black Hundreds
    12. Размолодин М. Л. Некоторые мысли по поводу т.н. «еврейских погромов» (неопр.) . Сайт «Хронос». Дата обращения 11 апреля 2012. Архивировано 15 мая 2012 года.
    13. Черносотенный террор 1905-1907 гг.
    14. Lambrozo S., Klier J.D. Pogroms: Anti-Jewish Violence in Modern Russian History . - Cambridge University Press , 1992. - P. 224. - ISBN 978-0-521-40532-4 .
    15. Ср.: The Times, October 9, 1906 ; В своей монографии Дж. Д. Клиер и Шломо Ламброзо ссылаются на номер Times за следующий день, 10 октября, в котором опубликовано окончание статьи «Russia». Имя Дубровина корреспондент лондонской «Times » вновь упоминает в статье «Русская чёрная сотня » от 8 марта 1911 года.
    16. Ленин. Задачи отрядов революционной армии
    17. Первая боевая организация большевиков. 1905-1907 гг. - М., 1934. - С. 221.
    18. Циркуляр Департамента полиции от 8 марта 1908 г. // Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX - начало XX вв.): Сборник документов. - М.: АИРО-XXI, 2001. -

    Черносотенцами назывались члены российских патриотических организаций 1905-17 г., которые придерживались позиций монархизма, антисемитизма и Эти организации применяли террор к бунтовщикам. Черносотенные партии в участвовали в разгонах митингов, демонстраций, собраний. Организации поддерживали правительство, осуществляли еврейские погромы.

    Разобраться в этом движении на первый взгляд довольно сложно. В состав черносотенных партий входили представители организаций, которые далеко не всегда действовали совместно. Однако если остановиться на самом главном, можно заметить, что у черносотенцев были общие идеи и направления развития. Вкратце представим основные черносотенные партии России и их лидеров.

    Основные организации и лидеры

    "Русское собрание", созданное в можно считать первой в нашей стране монархической организацией. Мы не будем учитывать ее предшественницу, "Русскую дружину" (эта подпольная организация просуществовала недолго). Однако главной силой движения черносотенцев стал "Союз русского народа", возникший в 1905 г.

    Его возглавлял Дубровин. Пуришкевич в 1908 г. разошелся во взглядах с ним и вышел из СРН. Он создал свою собственную организацию, "Союз Михаила Архангела". В СРН в 1912 году произошел второй раскол. Конфронтация на сей раз возникла между Марковым и Дубровиным. Из Союза теперь вышел Дубровин. Он образовал ультраправый Дубровинский "Союз русского народа". На первый план, таким образом, вышли 3 лидера монархистов: Марков (СРН), Пуришкевич (СМА) и Дубровин (ВДСРН).

    Основные черносотенные партии - это перечисленные выше. Можно также отметить "Русский монархический союз". Однако представителями этой партии были православное духовенство и дворяне, поэтому это объединение было небольшим и не представлявшим значительного интереса. К тому же через некоторое время партия раскололась. Часть организации отошла к Пуришкевичу.

    Происхождение слова "черносотенцы"

    Слово "черносотенцы" происходит от древнерусского слова означающего посадское тяглое население, делившееся на военно-административные единицы (сотни). Представители интересующего нас движения были членами русских монархических, правохристианских и антисемитских организаций. "Черная сотня" - термин, который стал широко употребляться для обозначения ультраправых антисемитов и политиков. Представители этого движения выдвигали в противовес демократическим единоличной, абсолютной власти. Они считали, что у России есть 3 врага, с которыми необходимо бороться. Это инакомыслящий, интеллигент и инородец.

    Черносотенцы и трезвенничество

    Частично черносотенные партии сформировалась из по борьбе с пьянством. Эти организации никогда не отрицали трезвенничество. При этом считалось, что потребление пива в умеренных количествах - альтернатива отравлениям водкой. Часть ячеек черносотенцев даже была оформлена в виде обществ трезвости, чтения для народа, чайных и даже пивных.

    Черносотенцы и крестьянство

    Черносотенцы - партия, программа действий которой не была должным образом разработана, за исключением призыва бить евреев, интеллигентов, либералов и революционеров. Поэтому крестьянство, практически не соприкасавшееся с этими категориями, осталось почти не затронутым этими организациями.

    Погромы интеллигенции и евреев

    Черносотенные партии делали основную ставку на разжигание этнической и национальной вражды. Результатом этого стали погромы, прокатившиеся по России. Нужно сказать, что погромы начались еще до развертывания движения черносотенцев. Интеллигенция далеко не всегда избегала удара, который был нацелен на "врагов России". Ее представителей запросто могли избивать и даже убивать на улицах, нередко наравне с евреями. Не спасало даже то, что существенная часть организаторов движения черносотенцев состояла из консервативных интеллигентов.

    Не все погромы, вопреки популярному мнению, подготовили именно черносотенные партии. В 1905-07 годах эти организации были еще довольно малочисленными. Однако черносотенцы очень активно действовали в районах, население которых было смешанным (в Белоруссии, на Украине и в 15-ти губерниях так называемой "черты еврейской оседлости"). В этих регионах находилось более половины всех представителей "Союза русского народа", а также других подобных организаций. Волна погромов по мере развития деятельности черносотенцев стала скорее спадать. Многие видные деятели этих партий указывали на это.

    Финансирование организаций, издание газет

    Важным источником финансирования союзов черносотенцев были субсидии правительства. Средства выделялись из фондов МВД для того, чтобы контролировать политику этих объединений. Черносотенные партии вместе с тем проводили также сбор пожертвований частных лиц.

    В разное время эти организации издавали газеты "Почаевский листок", "Русское знамя", "Гроза", "Колокол", "Вече". Черносотенные партии начала XX века продвигали свои идеи и в таких крупных газетах, как "Киевлянин", "Московские ведомости", "Свет", "Гражданин".

    Съезд в Москве

    Организации провели съезд в Москве в октябре 1906 года. На нем избрали Главную управу и объединили всех черносотенцев, создав "Объединенный русский народ". Однако их слияния фактически не произошло. Организация уже спустя год прекратила существование.

    Нужно сказать, что конструктивные идеи черносотенцев (как темы, обсуждаемые прессой, так и программы организаций) предполагали создание консервативного общества. По вопросу о необходимости парламентаризма и представительных учреждений вообще велись значительные споры. Черносотенцы - партия, программа которой была намечена лишь в общих чертах. Поэтому, а также по ряду других причин эти организации оказались нежизнеспособными.

    Черносотенные партии: программа

    Теория "официальной народности" была в основе программы этих организаций. Она была выдвинута С.С. Уваровым, министром просвещения, еще в 1-й половине 19 века. Эта теория опиралась на формулу "православие, самодержавие, народность". Самодержавие и православие представлялись исконно русскими началами. Последний элемент формулы, "народность", понимался как приверженность народа к первым двум. Черносотенные партии и организации придерживались неограниченного самодержавия в вопросах внутреннего устройства страны. Даже Государственную Думу, появившуюся во время революции 1905-07 гг., они считали совещательным органом при царе. Проведение в стране реформ они воспринимали как бесперспективное и невозможное начинание. Одновременно в программах этих организаций (к примеру, СРН) объявлялась свобода печати, слова, вероисповедания, союзов, собраний, неприкосновенность личности и т. д.

    Что касается аграрной программы, она была бескомпромиссной. Черносотенцы не желали идти на уступки. Их не устраивал вариант частичной конфискации земель помещиков. Они предлагали продать крестьянам принадлежащие государству пустующие земли, а также развивать системы кредита и аренды.

    Убийство кадетов

    Черносотенные партии начала XX века во время революции (1905-07 гг.) поддерживали в большинстве своем проводимую правительством политику. Они убили двух членов ЦК партии кадетов - Г.Б. Иоллоса и М.Я. Герценштейна. И тот, и другой являлись их политическими противниками: они были либералами, евреями и бывшими депутатами Госдумы. Особенный гнев черносотенцев вызывал профессор Герценштейн, который высказывался по аграрному вопросу. Его убили 18 июля 1906 г. в Териоки. Участники "Союза русского народа" были осуждены по этому делу. Это А. Половнев, Н. Юскевич-Красковский, Е. Ларичкин и С. Александров. Трех первых приговорили за соучастие и дали по 6 лет, а Александров получил 6 месяцев за то, что не донес о готовящемся преступлении. Александр Казанцев, исполнитель этого убийства, был сам убит к тому времени, поэтому не предстал перед судом.

    Черносотенцы теряют влияние

    Черносотенцы - партия, которой после революции не удалось стать единой политической силой, несмотря на некоторые успехи. Ее представители не смогли найти достаточного количества союзников в многоукладном, многоэтническом русском обществе. Зато члены этого движения настроили против себя радикальные левые партии и либеральные центристские круги, которые были влиятельными в то время. Даже часть потенциальных союзников в лице сторонников имперского национализма также восстала против них.

    Напуганные эпизодическим насилием и радикальной риторикой черносотенцев, державники, которые находились у власти, в этническом национализме усмотрели чуть ли не главную угрозу государству. Они смогли убедить Николая II, симпатизировавшего "союзникам", а также придворные круги в необходимости отвернуться от этого движения. Это еще больше ослабило черносотенцев на политической арене накануне событий 1917 года. Первая мировая война также способствовала ослаблению этого движения. На нее добровольцами отправились многие активисты и рядовые члены черносотенных организаций. Интересующее нас движение в революции 1917 года не играло значительной роли. Черносотенцы - партия, остатки которой были беспощадно уничтожены после победы большевиков, которые видели в национализме угрозу советскому строю.

    Запрет организаций и судьба их членов

    Черносотенные организации после февральской революции были запрещены. Они сохранялись лишь частично на подпольном положении. Многие видные лидеры в период Гражданской войны примкнули к движению белых. Оказавшись в эмиграции, они критиковали деятельность русских эмигрантов. Некоторые видные представители этого движения примкнули со временем к националистическим организациям.

    Черносотенцы начала ХХ века - кто они?

    Определение Большой Советской Энциклопедии гласит:

    «Черносотенцы, «Чёрная сотня», члены реакционной общественной организации в России в начале 20 в., которая, выступая за сохранение незыблемости самодержавия на базе великодержавного шовинизма, в борьбе с революционным движением, дополняли карательный аппарат царизма. Предшественниками Черносотенцы следует считать «Священную дружину» и «Русское собрание» в Петербурге, объединявшие с 1900 реакционных представителей интеллигенции, чиновничества, духовенства и помещиков. В период Революции 1905—07 в связи с обострением классовой борьбы возникли: в Петербурге «Союз русского народа» , в Москве «Союз русских людей» , «Русская монархическая партия», «Общество активной борьбы с революцией», в Одессе «Белый двуглавый орёл» и др. Социальную основу этих организаций составляли самые разнородные элементы: помещики, представители духовенства, крупной и мелкой городской буржуазии, купцы, мещане, ремесленники, несознательные рабочие, а также деклассированные элементы. Деятельность черносотенных организаций направлялась «Советом объединённого дворянства» и находила моральную и материальную поддержку самодержавия и придворной камарильи. Несмотря на некоторое различие программ черносотенных организаций, общей для их деятельности была борьба с революционным движением. Черносотенцы вели устную агитацию в церквах, на собраниях, митингах, лекциях, служили молебны, проводили массовые манифестации, направляли делегации к царю и т.д. Эта агитация способствовала разжиганию антисемитизма и монархического угара и приводила к волне погромов и террористических актов против революционеров и прогрессивных общественных деятелей. Черносотенцы издавали газеты «Русское знамя», «Почаевский листок», «Земщина», «Колокол», «Гроза», «Вече» и др.; материалы Черносотенцы печатали также правые газеты — «Московские ведомости», «Гражданин», «Киевлянин». Видными деятелями черносотенных организаций были А. И. Дубровин , В. М. Пуришкевич , Н. Е. Марков , адвокат П. Ф. Булацель, священник И. И. Восторгов, инженер А. И. Трищатый, монах Илиодор, князь М. К. Шаховской и др. С целью объединения своих сил черносотенцы провели четыре общероссийских съезда; была избрана «Главная управа» (в октябре 1906) общечерносотенной организации «Объединённый русский народ». После Революции 1905—07 общероссийская черносотенная организация распалась, черносотенное движение ослабло, численность их организации резко сократилась. В ходе Февральской революции 1917 оставшиеся черносотенные организаций были официально упразднены. После Октябрьской революции руководители и многие рядовые члены этих организаций боролись против Советской власти. Термин «черносотенец» употреблялся впоследствии по отношению к крайним реакционерам, воинствующим противникам социализма и т.д.»

    Я взяла из БСЭ всё определение целиком (не такое уж оно и большое). А вот с деталями из него надо разбираться подробнее.

    Так как определение взято из советской энциклопедии, естественно, что революционеры в нём представлены как однозначно положительные персонажи, а защитники старой власти - как реакционеры и ретрограды. Однако после отмены в нашей стране советского проекта появилась и другая точка зрения на черносотенцев. Она представлена историками Вадимом Кожиновым (например, глава «Кто такие черносотенцы» в книге «Россия век ХХ (1901-1939)»), Анатолием Степановым (целый ряд книг, автором, соавтором или составителем которых он был) и некоторыми другими. Они видят в идеологии черносотенцев только положительную сторону, доказывая её положительность участием в движении многих видных людей: химика Дмитрия Менделеева, художников Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, философа Василия Розанова и других; а также прославленных во святых: Святого праведного Иоанна Кронштадского, Святителя Патриарха Тихона и других. По утверждению этих историков, еврейские погромы хоть и были, но далеко не в таком количестве, какое приписывают черносотенцам.

    Впрочем, к этой разнице во взглядах на черносотенство я ещё вернусь. Сначала нужно разобраться, откуда «есть пошло» (с) это движение.

    Название «черносотенцы» восходит к 17 веку, к посадским «тяглым людям» : «Тяглые люди - часть населения Русского государства, обязанная выполнять натуральные повинности в пользу государства и платить ему налоги. К тягловым людям относились крестьяне и посадские люди. Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням.
    В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность — общинная. Тягло и повинности распределялись общиной. Тягло платилось с количества дворов, а не с численности людей. В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками».



    Владимир Грингмут , праворадикальный политик, один из основателей и идеологов черносотенного движения, попытался через название отождествить черносотенцев ещё и с народным ополчением Кузьмы Минина, с нижегородскими «чёрными сотнями». То есть, называя монархическую организацию «черносотенцы», лидеры стремились показать, что она является «истинно всенародной».

    Монархическое движение «истинно русских людей» появилось ещё в 1900 годы в виде разрозненных организаций. Но даже и в лучшие свои годы, во время революции 1905-1908 годов, черносотенцы были представлены более или менее масштабными различными объединениями.

    Однако предпосылки к появлению такого монархического движения возникли ещё в XIX веке. Идеологически оно является продолжением и развитием славянофильства, на позициях которого стояли Иван Киреевский, Хомяков, Тютчев, Гоголь, Юрий Самарин, Константин и Иван Аксаковы, Достоевский, Константин Леонтьев…

    Вскоре после убийства 1 марта 1881 года императора Александра II дворяне создали тайную «Священную дружину», которая занималась в первую очередь охраной императора Александра III и членов императорской семьи. В дружину входили офицеры и высшие военные чины, а также представители русских аристократических родов. Она просуществовала недолго, но, тем не менее, послужила прообразом других монархических организаций, возникших в начале века ХХ-го.

    Возникновение черной сотни явилось типичной реакцией консервативной части общества на революционные события и было предпринято если не по инициативе, то с одобрения и при поддержке правящих кругов. Черносотенцы были сторонниками неограниченной самодержавной монархии, сословного строя, единой и неделимой России.

    Первой монархической организацией можно считать «Русское собрание», организованное в 1900 году (если не учитывать недолго просуществовавшую «Русскую дружину»). Однако основой черносотенного движения становится возникшая в конце 1905 года организация «Союз русского народа» во главе с Дубровиным. В 1908 году Пуришкевич расходится во взглядах с Дубровиным и выходит из состава СРН, образовав свой «Союз Михаила Архангела». В 1912 в «Союзе Русского Народа» происходит второй раскол, на этот раз конфронтация возникает у Дубровина с Марковым. При этом из Союза выходит Дубровин, образовывая свой ультраправый Всероссийский Дубровинской «Союз русского народа».
    Таким образом, на первый план выходят три главных лидера монархистов - Дубровин (ВДСРН), Пуришкевич (СМА) и Марков (СРН).


    Но было множество и более мелких организаций со своими лидерами.

    «Русское собрание» - старейшая монархическая и националистическая организация (партия) России, создана в Санкт-Петербурге в октябре-ноябре 1900 г, продолжала существовать после Февральской революции 1917 года.
    26 января 1901 года товарищ министра внутренних дел сенатор П. Дурново утвердил устав этой первой политической организации русского народа. Партия объединяла представителей русской интеллигенции, чиновников, духовенства и помещиков столицы. Первоначально «Русское собрание» было литературно-художественным клубом, на первый план выдвигалась культурно-просветительская деятельность, политизация усилилась лишь после 1905 г. Первыми учредителями «Русского собрания» стали 120 человек.
    «Русское собрание» имело отделения в Харькове, Казани, Одессе и других городах. К политической деятельности партия перешла осенью 1904 такими акциями, как подача царю адресов, делегации к царю, пропаганда в печати. 1-й съезд Русского собрания (1906) утвердил программную платформу:
    . самодержавная и неделимая Россия;
    . господствующее положение православия в России;
    . признание законосовещательности Государственной Думы.
    Был принят лозунг - «Православие. Самодержавие. Народность».

    «Союз Михаила Архангела» (полное название - «Русский народный союз имени Михаила Архангела») - российская монархическая, черносотенная организация (партия), возникшая в начале 1908 года в результате выхода из «Союза русского народа» ряда общественных деятелей во главе с В. М. Пуришкевичем. Просуществовала до 1917 года.
    «Союз» имел свои ячейки во многих городах России, особенно крупные организации - в Москве, Одессе, Киеве.
    «Союз» выступал за сохранение исторических устоев России - православия и самодержавия, боролся за лишение избирательных прав иудеев и ограничение представительства Польши и Кавказа. Вместе с тем «Союз» поддерживал существование Государственной Думы и одобрял столыпинскую реформу, направленную на уничтожение крестьянской общины.
    «Союз» распространял газеты, книги и брошюры, проводил собрания, чтения, массовые антисемитские кампании.

    «Всероссийский Дубровинский Союз русского народа» (ВДСРН) - русская православно-монархическая патриотическая организация, существовавшая в Российской империи в 1912-1917 годах.
    Образовалась в результате раскола в «Союзе русского народа» - крупнейшей монархической организации в Российской империи.

    В августе 1912 был официально зарегистрирован устав «Всероссийского Дубровинского Союза русского народа», согласно которому целью «Союза» провозглашалось «сохранение России единой и неделимой - при господстве в ней Православия, при неограниченности Царского Самодержавия и первенстве Русского Народа». Членами Союза могли быть «только природные православные русские люди, обоего пола, всех сословий и состояний, признавшие себя осведомленными в целях Союза и преданные им. Перед вступлением они обязаны дать обещание не вступать в общение с какими-либо сообществами, преследующими цели, несогласные с задачами Союза». Кандидат должен был заручится поддержкой двух членов Союза. Инородцев можно было принимать только по решению Главного Совета. Не принимались в союз евреи, лица, хотя бы один из родителей которых был еврей, и лица, состоящие в браке с евреем. Такие же правила были прописаны в Уставе «Союза русского народа», принятом в 1906 году.

    «Русская монархическая партия» - русская монархическая, черносотенная организация, возникла весной 1905 года в Москве. С 1907 - «Русский монархический союз».
    До своей смерти в 1907 году лидером партии был В.А. Грингмут. Его сменил протоиерей Иоанн Восторгов. Вместо Грингмута он также стал председателем «Русского Монархического Собрания» - интеллектуального штаба монархистов Москвы. Членами партии были исключительно дворяне и православное духовенство, отчасти поэтому это была малочисленная организация и её влияние на политическую ситуацию в России было ограниченным.

    «Союз русских людей» - русская национально-монархическая организация, существовавшая в Москве с 1905 до фактически 1910-1911 годов, формально до 1917 года. Учредители и главные деятели - графы Павел Дмитриевич и Петр Дмитриевич Шереметевы, князья П. Н. Трубецкой и А. Г. Щербатов (1-й председатель), русские публицисты Н. А. Павлов и С. Ф. Шарапов.
    Задача «Союза» - содействовать законными средствами правильному развитию начал Русской Церковности, Русской Государственности и Русского народного хозяйства на основе Православия, Самодержавия и Русской Народности.
    Членами «Союза» могли стать русские православные (в том числе старообрядцы) люди, а также по решению общего собрания - нерусские или инославные (кроме евреев). По социальному положению среди членов «Союза» выделялись представители дворянской аристократии, затем стала повышаться доля представителей интеллигенции, учащейся молодежи и служащих.

    «Всероссийский национальный союз» - русская православно-монархическая право-консервативная партия, существовавшая в Российской империи в 1908-1917 годах. Создавалась в 1908-1910 годах как объединение ряда партий, организаций и фракций Государственной Думы - Русской партии народного центра, Партии правового порядка, Партии умеренно-правых, Тульского союза «За царя и порядок», Бессарабской партии центра, Киевского клуба русских националистов и ряда других провинциальных организаций, двух фракций III Государственной Думы - Умеренно-правую и Русскую национальную.
    Учредительный съезд ВНС прошёл 18 июня 1908. Главным идеологом партии стал русский публицист М. О. Меньшиков, председателями были С. В. Рухлов (1908-1909) и П. Н. Балашов (1909-1917).
    Идеология «Союза» опиралась на триаду «Православие, Самодержавие, Народность», в числе целей ВНС указывались «единство и нераздельность Российской империи, ограждение во всех её частях господства русской народности, укрепление сознания русского народного единства и упрочение русской государственности на началах самодержавной власти Царя в единении с законодательным народным представительством».
    По отношению к инородцам ВНС предлагал проводить следующую политику:
    . ограничение политических (избирательных) прав инородцев на общегосударственном уровне;
    . ограничение прав инородцев на участие в местной жизни;
    . ограничение некоторых гражданских прав инородцев (при поступлении на госслужбу, при занятии бизнесом и свободными профессиями);
    . ограничение притока инородцев из-за рубежа.
    Вместе с тем, декларировалось, что «при лояльном отношении инородцев к России, русский народ не может не пойти навстречу их стремлениям и желаниям».
    Членами ВНС могли стать лица, «принадлежащие к коренному русскому населению или органически слившиеся с русским народом». Под последним понималось политическое слияние, то есть руководствование инородцами интересами Российской империи.
    Крупнейшими региональными организациями ВНС были организации на национальных окраинах (в основном на западе Империи), а также в столицах.
    В ВНС состояли известные русские учёные проф. И. А. Сикорский, проф. П. Н. Ардашев, проф. П. Я. Армашевский, проф. П. Е. Казанский, проф. П. И. Ковалевский, проф. П. А. Кулаковский, проф. Н. О. Куплеваский и др. Правительство П. А. Столыпина поддерживало Союз. После 1915 года он фактически распался, окончательно прекратил существование в 1917 году.

    Совет монархических съездов — коллегиальный орган, созданный для координации монархического движения в Российской империи в ноябре 1915 года. Создание такого органа было вызвано необходимостью сплочения монархических сил перед лицом растущей оппозиции Самодержавию, революционной пропаганды, нарастания нестабильности в стране, как противовес консолидации антимонархических сил, выразившейся, в частности, в создании Прогрессивного блока в IV Государственной думе.
    Кроме того, создание такого органа призвано было сгладить противоречия и вражду между «марковским» и «дубровинским» Союзами русского народа путём включения в него представителей обеих организаций.

    Совет занимался проведением заседаний, на которых рассматривались вопросы координации монархического движения, выпускал заявления и обращения в которых, в частности, осуждал попытки проведения «альтернативных» монархических съездов, не под эгидой СМС.

    «Союз русского народа» во главе с врачом А.И.Дубровиным - это наиболее крупная организация черносотенцев, оформившаяся в своего рода партию с уставом, идеологией и программой. «Союз» возник в ноябре 1905 года, вскоре после Манифеста 17 октября 1905 года: Высочайший Манифест Об усовершенствовании государственн ого порядка (Октябрьский манифест)

    «Союз», имевший все признаки политической партии (программу, устав, руководящие органы, сеть местных организаций и т.п.), категорически отрицал свой партийный характер, выдавая себя за общенародное объединение, и в широком смысле слова отождествлял себя со всей русской нацией. При такой трактовке принадлежность к «Союзу» являлась не добровольным выбором, а священной обязанностью каждого верноподданного, членство же в любой другой политической организации приравнивалось к государственной измене.


    «Союз русского народа» делал ставку на национальный вопрос. Цели, идеология и программа «Союза» содержалась в Уставе, принятом 7 августа 1906 года. Основной целью в нём ставилось развитие национального русского самосознания и объединение всех русских людей для общей работы на благо России единой и неделимой. Это благо, по мнению авторов документа, заключалось в традиционной формуле «Православие, самодержавие, народность». Особое внимание было уделено Православию, как основополагающей религией России.

    «Союз» ставил целью сближение царя с народом путём освобождения от бюрократического засилья в правительстве и возвращения к традиционному понятию Думы как соборного органа . Для властей устав рекомендовал соблюдение свободы слова, печати, собраний, союзов и неприкосновенной личности, в установленных законом границах.

    Отмечалась уставом первенствующая роль в государстве русского народа. Под русскими подразумевались великороссы, белороссы и малороссы. По отношению к инородцам предписывались строгие начала законности, позволяющие им считать за честь и за благо свою принадлежность к Российской империи и не тяготиться своей зависимостью.

    В разделе о деятельности союза ставились задачи об участии в работе Государственной Думы, просвещении народа в политической, религиозной и патриотической сфере, путём открытия церквей, школ, больниц и прочих учреждений, проведения собраний, издания литературы. Для содействия членам «Союза», и мероприятиям, им организовываемых, предписывалось создание Всероссийского банка «Союза русского народа» с филиалами в регионах.

    Большое внимание «Союз» уделял еврейскому вопросу. Деятельность союза была направлена на защиту государствообразующего народа, в том числе от притеснений со стороны еврейства. Также обеспокоенность у «союзников» вызывала возросшая активность иудейских организаций, деятельное участие иудеев в политике и революционном движении. В целом, «Союз» выступал за более жёсткое соблюдение закона относительно еврейского населения империи, и против смягчения законодательства, имевшего место в предреволюционное время.

    Отдельные члены союза имели разные точки зрения на еврейский вопрос. Некоторые ратовали за полное лишение евреев всех прав и высказывали откровенно антисемитскую позицию. Так были настроены многие из главных идеологов «Союза», такие как Георгий Бутми и А.С.Шмаков. Издания, подконтрольные «Союзу», выпускали много литературы, обличающей евреев, среди которой попадались и провокационные материалы, вроде «Протоколов сионских мудрецов». Другие члены организации придерживались иной точки зрения, осуждая оголтелых юдофобов, и зачастую совпадая во взглядах с сионистами, в поддержке стремления евреев к обретению своего государства в Палестине.

    Черносотенные союзы, как заявляли сами крайне правые, были ориентированы прежде всего на «простой, черный, рабочий люд». Им удалось привлечь под свои знамена больше членов, чем всем политическим партиям России вместе взятым. Комплексный анализ источников позволяет установить, что в момент наивысшего расцвета черносотенства, приходящегося на 1907-1908 гг., в рядах монархических организаций состояло более 400 000 членов. Оборотной стороной массового членства была рыхлость и аморфность черносотенных организаций. Большинство членов монархических союзов числились в них только номинально.

    Социальный состав крайне правых союзов был чрезвычайно разнообразен и наряду с крестьянами, ремесленниками, заводскими рабочими в монархических союзах были представлены интеллигенция и учащаяся молодежь. Руководящие посты в монархических организациях занимали чаще всего дворяне. Большую роль в организационной и просветительской деятельности играли представители духовенства, как белого, так и чёрного; довольно многие из них впоследствии были канонизированы.

    Деклассированные элементы составляли незначительную часть членов крайне правых союзов. Однако эта картина резко меняется при взгляде на состав боевых черносотенных дружин. Уголовные элементы задавали тон в боевых дружинах. И хотя численность дружинников была несопоставима с численностью членов монархических союзов, в общественном мнении образ черносотенца ассоциировался именно с ними.

    О черносотенном терроре - в следующем посте.

    Черносотенные партии начала XX века: программа, лидеры, представители.

    Черносотенцами назывались члены российских патриотических организаций 1905-17 г., которые придерживались позиций монархизма, антисемитизма и великодержавного шовинизма. Эти организации применяли террор к бунтовщикам. Черносотенные партии в России в начале 20 века участвовали в разгонах митингов, демонстраций, собраний. Организации поддерживали правительство, осуществляли еврейские погромы. Разобраться в этом движении на первый взгляд довольно сложно. В состав черносотенных партий входили представители организаций, которые далеко не всегда действовали совместно. Однако если остановиться на самом главном, можно заметить, что у черносотенцев были общие идеи и направления развития. Вкратце представим основные черносотенные партии России и их лидеров.

    Основные организации и лидеры "Русское собрание", созданное в 1900 году, можно считать первой в нашей стране монархической организацией. Мы не будем учитывать ее предшественницу, "Русскую дружину" (эта подпольная организация просуществовала недолго). Однако главной силой движения черносотенцев стал "Союз русского народа", возникший в 1905 г.

    Его возглавлял Дубровин. Пуришкевич в 1908 г. разошелся во взглядах с ним и вышел из СРН. Он создал свою собственную организацию, "Союз Михаила Архангела". В СРН в 1912 году произошел второй раскол. Конфронтация на сей раз возникла между Марковым и Дубровиным. Из Союза теперь вышел Дубровин. Он образовал ультраправый Дубровинский "Союз русского народа". На первый план, таким образом, вышли 3 лидера монархистов: Марков (СРН), Пуришкевич (СМА) и Дубровин (ВДСРН).

    Основные черносотенные партии - это перечисленные выше. Можно также отметить "Русский монархический союз". Однако представителями этой партии были православное духовенство и дворяне, поэтому это объединение было небольшим и не представлявшим значительного интереса. К тому же через некоторое время партия раскололась. Часть организации отошла к Пуришкевичу.

    Происхождение слова "черносотенцы"

    Слово "черносотенцы" происходит от древнерусского слова "черная сотня", означающего посадское тяглое население, делившееся на военно-административные единицы (сотни). Представители интересующего нас движения были членами русских монархических, правохристианских и антисемитских организаций. "Черная сотня" – термин, который стал широко употребляться для обозначения ультраправых антисемитов и политиков. Представители этого движения выдвигали в противовес демократическим принципам принцип единоличной, абсолютной власти. Они считали, что у России есть 3 врага, с которыми необходимо бороться. Это инакомыслящий, интеллигент и инородец.

    Черносотенцы и трезвенничество

    Частично черносотенные партии сформировалась из народного движения по борьбе с пьянством. Эти организации никогда не отрицали трезвенничество. При этом считалось, что потребление пива в умеренных количествах – альтернатива отравлениям водкой. Часть ячеек черносотенцев даже была оформлена в виде обществ трезвости, чтения для народа, чайных и даже пивных.

    Черносотенцы и крестьянство

    Черносотенцы - партия, программа действий которой не была должным образом разработана, за исключением призыва бить евреев, интеллигентов, либералов и революционеров. Поэтому крестьянство, практически не соприкасавшееся с этими категориями, осталось почти не затронутым этими организациями.

    Погромы интеллигенции и евреев

    Черносотенные партии делали основную ставку на разжигание этнической и национальной вражды. Результатом этого стали погромы, прокатившиеся по России. Нужно сказать, что погромы начались еще до развертывания движения черносотенцев. Интеллигенция далеко не всегда избегала удара, который был нацелен на "врагов России". Ее представителей запросто могли избивать и даже убивать на улицах, нередко наравне с евреями. Не спасало даже то, что существенная часть организаторов движения черносотенцев состояла из консервативных интеллигентов. Не все погромы, вопреки популярному мнению, подготовили именно черносотенные партии. В 1905-07 годах эти организации были еще довольно малочисленными. Однако черносотенцы очень активно действовали в районах, население которых было смешанным (в Белоруссии, на Украине и в 15-ти губерниях так называемой "черты еврейской оседлости"). В этих регионах находилось более половины всех представителей "Союза русского народа", а также других подобных организаций. Волна погромов по мере развития деятельности черносотенцев стала скорее спадать. Многие видные деятели этих партий указывали на это.

    Финансирование организаций, издание газет

    Важным источником финансирования союзов черносотенцев были субсидии правительства. Средства выделялись из фондов МВД для того, чтобы контролировать политику этих объединений. Черносотенные партии вместе с тем проводили также сбор пожертвований частных лиц. В разное время эти организации издавали газеты "Почаевский листок", "Русское знамя", "Гроза", "Колокол", "Вече". Черносотенные партии начала XX века продвигали свои идеи и в таких крупных газетах, как "Киевлянин", "Московские ведомости", "Свет", "Гражданин".

    Съезд в Москве

    Организации провели съезд в Москве в октябре 1906 года. На нем избрали Главную управу и объединили всех черносотенцев, создав "Объединенный русский народ". Однако их слияния фактически не произошло. Организация уже спустя год прекратила существование. Нужно сказать, что конструктивные идеи черносотенцев (как темы, обсуждаемые прессой, так и программы организаций) предполагали создание консервативного общества. По вопросу о необходимости парламентаризма и представительных учреждений вообще велись значительные споры. Черносотенцы - партия, программа которой была намечена лишь в общих чертах. Поэтому, а также по ряду других причин эти организации оказались нежизнеспособными.

    Черносотенные партии: программа

    Теория "официальной народности" была в основе программы этих организаций. Она была выдвинута С.С. Уваровым, министром просвещения, еще в 1-й половине 19 века. Эта теория опиралась на формулу "православие, самодержавие, народность". Самодержавие и православие представлялись исконно русскими началами. Последний элемент формулы, "народность", понимался как приверженность народа к первым двум. Черносотенные партии и организации придерживались неограниченного самодержавия в вопросах внутреннего устройства страны. Даже Государственную Думу, появившуюся во время революции 1905-07 гг., они считали совещательным органом при царе. Проведение в стране реформ они воспринимали как бесперспективное и невозможное начинание. Одновременно в программах этих организаций (к примеру, СРН) объявлялась свобода печати, слова, вероисповедания, союзов, собраний, неприкосновенность личности и т. д. Что касается аграрной программы, она была бескомпромиссной. Черносотенцы не желали идти на уступки. Их не устраивал вариант частичной конфискации земель помещиков. Они предлагали продать крестьянам принадлежащие государству пустующие земли, а также развивать системы кредита и аренды.

    Убийство кадетов

    Черносотенные партии начала XX века во время революции (1905-07 гг.) поддерживали в большинстве своем проводимую правительством политику. Они убили двух членов ЦК партии кадетов – Г.Б. Иоллоса и М.Я. Герценштейна. И тот, и другой являлись их политическими противниками: они были либералами, евреями и бывшими депутатами Госдумы. Особенный гнев черносотенцев вызывал профессор Герценштейн, который высказывался по аграрному вопросу. Его убили 18 июля 1906 г. в Териоки. Участники "Союза русского народа" были осуждены по этому делу. Это А. Половнев, Н. Юскевич-Красковский, Е. Ларичкин и С. Александров. Трех первых приговорили за соучастие и дали по 6 лет, а Александров получил 6 месяцев за то, что не донес о готовящемся преступлении. Александр Казанцев, исполнитель этого убийства, был сам убит к тому времени, поэтому не предстал перед судом.

    Черносотенцы теряют влияние

    Черносотенцы - партия, которой после революции не удалось стать единой политической силой, несмотря на некоторые успехи. Ее представители не смогли найти достаточного количества союзников в многоукладном, многоэтническом русском обществе. Зато члены этого движения настроили против себя радикальные левые партии и либеральные центристские круги, которые были влиятельными в то время. Даже часть потенциальных союзников в лице сторонников имперского национализма также восстала против них. Напуганные эпизодическим насилием и радикальной риторикой черносотенцев, державники, которые находились у власти, в этническом национализме усмотрели чуть ли не главную угрозу государству. Они смогли убедить Николая II, симпатизировавшего "союзникам", а также придворные круги в необходимости отвернуться от этого движения. Это еще больше ослабило черносотенцев на политической арене накануне событий 1917 года. Первая мировая война также способствовала ослаблению этого движения. На нее добровольцами отправились многие активисты и рядовые члены черносотенных организаций. Интересующее нас движение в революции 1917 года не играло значительной роли. Черносотенцы - партия, остатки которой были беспощадно уничтожены после победы большевиков, которые видели в национализме угрозу советскому строю.

    Запрет организаций и судьба их членов

    Черносотенные организации после февральской революции были запрещены. Они сохранялись лишь частично на подпольном положении. Многие видные лидеры в период Гражданской войны примкнули к движению белых. Оказавшись в эмиграции, они критиковали деятельность русских эмигрантов. Некоторые видные представители этого движения примкнули со временем к националистическим организациям.

    | | | | |
    черносотенцы википедия, в. кожинов черносотенцы и революция
    Черносо́тенцы - собирательное название представителей крайне правых организаций в России в 1905–1917 гг., выступавших под лозунгами монархизма, великодержавного шовинизма и антисемитизма.

    Первоначально они называли себя «истинно русскими», «патриотами» и «монархистами», но затем (через Грингмута) быстро адаптировали это прозвище, возведя его происхождение к нижегородским «чёрным (низовым) сотням» Кузьмы Минина, которые вывели Россию из состояния Смутного времени.

    Черносотенное движение не представляло собой единого целого и было представлено различными объединениями, такими, в частности, как «Русская монархическая партия», «Чёрные Сотни», «Союз русского народа» (Дубровина), «Союз Михаила Архангела» и др.

    В 1905-1907 годах термин «чёрная сотня» вошёл в широкое употребление в значении ультраправых политиков и антисемитов. «Малом толковом словаре русского языка» П. Е. Стояна (Пг., 1915) черносотенец или черносотенник - «русский монархист, консерватор, союзник».

    Социальную основу этих организаций составляли разнородные элементы: помещики, представители духовенства, крупной и мелкой городской буржуазии, купцы, крестьяне, рабочие, мещане, ремесленники, казаки, полицейские чины, выступавшие за сохранение незыблемости самодержавия на основании уваровской формулы «Православие, Самодержавие, Народность». Период особой активности черносотенцев пришёлся на 1905-1914 годы.

    • 1 Идеология
    • 2 История
    • 3 Деятельность черносотенного движения
    • 4 Роль в погромах
    • 5 Террор против «чёрной сотни»
    • 6 Ослабление и конец черносотенного движения
    • 7 Современные черносотенцы
    • 8 Примечания
    • 9 Литература
    • 10 Ссылки
      • 10.1 Издания начала XX века
      • 10.2 Сайты современных черносотенных организаций

    Идеология

    Идеология черносотенства была пронизана духом вели­кодержавности и ксенофобии.

    В сфере экономики черносотенцы выступали за многоукладность. Часть черносотенных экономистов предлагала отказаться от товарного обеспечения рубля.

    Часть черносотенных идей - как программы организаций, так и обсуждаемые черносотенной прессой темы, - предполагала консервативное общественное устройство (имели место значительные споры по вопросу о допустимости парламентаризма и вообще представительных учреждений в самодержавной монархии), и некоторое обуздание «эксцессов» капитализма, а также укрепление общественной солидарности, формы прямой демократии.

    История

    Организации
    Русское собрание
    Союз Русского народа
    Союз Михаила Архангела
    Всероссийский Дубровинский
    Союз Русского народа
    Русская монархическая
    партия
    Союз русских людей
    Священная дружина
    Всероссийский съезд русских людей
    Царско-народное мусульманское общество
    Крупнейшие представители
    Павел Булацель
    Георгий Бутми
    Иоанн Восторгов
    Владимир Грингмут
    Александр Дубровин
    Николай Жевахов
    Иван Кацауров
    Эммануил Коновницын
    Иоанн Кронштадтский
    Павел Крушеван
    Андрей Кукарников
    Николай Марков
    Михаил Меньшиков
    Василий Орлов
    Владимир Пуришкевич
    Рафаил Ризположенский
    Александр Соловьёв
    Антоний Храповицкий
    Серафим Чичагов
    Георгий Шечков
    Алексей Шмаков
    Николай Юскевич-Красковский
    Современное время
    Константин Душенов
    Леонид Ивашов
    Вячеслав Клыков
    Михаил Назаров
    Олег Платонов
    Александр Турик
    Александр Штильмарк
    • Черносотенцы возводят своё происхождение к низовому нижегородскому ополчению Смутного времени, предводимого Кузьмой Мининым, которые «стояли за дом пресвятой Богородицы и православную христианскую веру, ополчались против разорителей земли русской ради спасения веры отцовской и отечества от погибели» (В России XIV-XVII веков «чёрными» назывались земельные наделы чёрносошных крестьян и тяглого городского населения. исторических источниках «чёрные» земли противопоставляются «белым» землям, которые находились во владении феодалов и церкви).
    • Черносотенное движение выступило в начале XX века под лозунгами защиты Российской империи и его традиционных ценностей «православия, самодержавия, народности».

    Первой организацией черносотенного толка стало «Русское собрание», созданное в 1900 году.

    Существенным источником финансирования черносотенных союзов были частные пожертвования и сбор.

    По мнению ряда учёных, участие известных деятелей в черносотенных организациях было впоследствии существенно преувеличено. Так, доктор философских наук, профессор Сергей Лебедев считает, что

    Современные правые… любят увеличивать этот и без того длинный список за счёт тех деятелей русской культуры, которые формально не состояли в черносотенных союзах, но не скрывали свои правые взгляды. К ним относятся, в частности, великий Д. И. Менделеев, художник В. М. Васнецов, философ В. В. Розанов…

    «Чёрная Сотня» 1905-1917 годов - это несколько крупных и мелких монархических организаций: «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела», «Русская монархическая партия», «Союз русских людей», «Союз борьбы с крамолой», «Совет объединённого дворянства», «Русское собрание» и другие.

    Черносотенное движение в разное время публиковало газеты «Русское знамя», «Земщина», «Почаевский листок», «Колокол», «Гроза», «Вече». Черносотенные идеи проповедовались также в крупных газетах «Московские ведомости», «Киевлянин», «Гражданин», «Свет».

    Среди лидеров черносотенного движения выделялись Александр Дубровин, Владимир Пуришкевич, Николай Марков, князь М. К. Шаховской.

    В октябре 1906 года различные черносотенные организации провели в Москве съезд, где была избрана Главная управа и провозглашено объединение под крышей организации «Объединённый русский народ». Объединения фактически не произошло, и уже через год организация прекратила своё существование.

    Небольшие по численности черносотенные организации умели, тем не менее, создавать видимость всенародной поддержки монархии. Так, незадолго до Февральской революции, когда председатель IV Государственной думы М. В. Родзянко попытался обратить внимание царя на растущее в стране недовольство, Николай II показал ему большую пачку телеграмм черносотенцев и возразил: «Это неверно. У меня ведь тоже есть своя осведомлённость. Вот выражения народных чувств, мною ежедневно получаемые: в них высказывается любовь к царю» . Особенно убедительно действовали верноподданнические телеграммы черносотенцев на императрицу Александру Федоровну.

    После Февральской революции 1917 черносотенные организации были запрещены и частично сохранялись на подпольном положении. Во время Гражданской войны многие видные лидеры черносотенцев примкнули к Белому движению, а в эмиграции громко критиковали эмигрантскую деятельность. Некоторые видные черносотенцы со временем примкнули к различным националистическим организациям.

    Деятельность черносотенного движения

    Роль в погромах

    Члены «Чёрной сотни» проводили рейды (с неофициального одобрения правительства) против различных революционных групп и погромы, в том числе против евреев.

    Исследователь «чёрной сотни» историк Максим Размолодин, считает, что этот вопрос является дискуссионным и требует дальнейшего изучения.

    Черносотенные организации начали своё формирование не до, а после первой, самой сильной волны погромов. Доктор исторических наук историк черносотенного движения Сергей Степанов пишет, что в последующий период орудием черносотенного террора стали боевые дружины «Союза русского народа» и других крайне правых организаций. Максим Размолодин утверждает, что по мере разворачивания деятельности черносотенных организаций волна погромов начала спадать, на что указывали многие видные деятели данного движения и признавали политические противники.

    Черносотенные организации наиболее активно действовали в регионах со смешанным населением - на Украине, в Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости», где было сосредоточенно более половины всех членов Союза русского народа и других черносотенных организаций. После организации черносотенного движения было зафиксировано всего два крупных погрома. Оба они произошли в 1906 году на территории Польши, где русские черносотенцы не имели влияния. Лидеры черносотенного движения и уставы организаций декларировали законопослушный характер движения и осуждали погромы. частности, председатель Союза русского народа А. И. Дубровин в специальном заявлении в 1906 году определил погромы как преступление. Хотя борьба с «еврейским засильем» была одной из основ движения, но его лидеры разъясняли, что она должна вестись не насилием, а экономическими и идеологическими методами, то есть преимущественно усилением дискриминации евреев. Размолодин утверждает, что черносотенными газетами, при общей антисемитской направленности, не было опубликовано ни одно­го прямого призыва к еврейскому погрому.

    Тем не менее, Сергей Степанов утверждает, что программные документы и реальная деятельность сильно различались между собой. Существуют факты, свидетельствующие об активной пропаганде черносотенцами антиреволюционного насилия. Дж. Д. Клиер и Шломо Ламброзо приводят слова М. Дубровина, произнесённые перед 300 членами одесской организации СРН:

    Истребление бунтовщиков - святое русское дело. Вы знаете, кто они, и где их искать… Смерть бунтовщикам и евреям!.

    Оригинальный текст (англ.)

    The Holy Russian cause is the extermination of the rebels. You know who they are and where to find them… Death to the rebels and the Jews.

    Террор против «чёрной сотни»

    Радикальными социалистическими партиями была развёрнута кампания террора против «чёрной сотни». Лидер социал-демократов В. И. Ленин писал в 1905 году:

    Отряды революционной армии должны тотчас же изучить, кто, где и как составляет чёрные сотни, а затем не ограничиваться одной проповедью (это полезно, но этого одного мало), а выступать и вооружённой силой, избивая черносотенцев, убивая их, взрывая их штаб-квартиры и т. д. и т. д.

    По поручению Петербургского комитета РСДРП было осуществлено вооружённое нападение на чайную «Тверь», где собирались рабочие Невского судостроительного завода, состоявшие членами Союза русского народа. Сначала большевистскими боевиками были брошены две бомбы, а затем выбегавших из чайной расстреливали из револьверов. Большевиками были убиты двое и ранены пятнадцать человек.

    Революционные организации осуществили множество террористических актов против членов правых партий, преимущественно против председателей местных отделов Союза русского народа. Так, по сведениям департамента полиции, только в марте 1908 года в одной Черниговской губернии в городе Бахмаче была брошена бомба в дом председателя местного союза СРН, в городе Нежине был подожжён дом председателя союза, причём погибла вся семья, в селе Домьяны убит председатель отдела, в Нежине убиты два председателя отделов.

    Ослабление и конец черносотенного движения

    Несмотря на массовую поддержку среди городских мещан и сочувствие русского православного духовенства и влиятельных аристократов, русское радикальное правое движение с самого своего появления на российской общественной сцене оставалось недоразвитым по следующим причинам:

    • Черносотенное движение не сумело убедить российское общество в своей способности предложить положительную программу по тогдашним запросам к политической идеологии; объяснение всех проблем и бед общества подрывной деятельностью евреев казалось чрезмерно односторонним даже для тех, кто не симпатизировал евреям;
    • Черносотенное движение не сумело предложить действенной альтернативы либеральным и революционным, радикально-левым идеям, завоевавшим широкие круги интеллигенции в России;
    • Непрерывные расколы и внутренние распри в черносотенном движении, сопровождавшиеся многочисленными скандалами и взаимными обвинениями (в том числе, в тяжких уголовных преступлениях) подрывали общественное доверие к движению в целом; например, известнейший деятель правого движения о. Иоанн Восторгов обвинялся правыми же политическими конкурентами в отравлении правого политического деятеля П.А. Крушевана, убийстве собственной жены из желания стать архиереем, раскрадывании сумм монархических организаций;
    • Сформировалось устойчивое общественное мнение о том, что черносотенное движение тайно финансируется из секретных сумм Министерства внутренних дел, а все конфликты в движении имеют причиной борьбу за доступ отдельных лиц к этим суммам;
    • Неблагоприятное воздействие на общественное мнение о черносотенцах оказало участие последних в убийствах депутатов Думы М.Я. Герценштейна и Г.Б. Иоллоса; а также выдвинутые бывшим премьер-министром графом С.Ю. Витте обвинения в попытке его убийства путем взрыва дома;
    • Деятельность депутатов правой фракции в III Государственной думе, прежде всего В.М. Пуришкевича и Н.Е. Маркова 2-го, носила провокационный, эпатажный характер и сопровождалась многочисленными скандалами, не способствовавшими формированию уважения к данным политическим деятелям; деятельность А.Н. Хвостова в качестве министра внутренних дел закончилась громким скандалом, связанным с его предполагаемой попыткой организовать убийство Г.Е. Распутина и последующей быстрой отставкой.

    Несмотря на определённые политические успехи, после Русской революции 1905 года черносотенное движение не смогло стать монолитной политической силой и найти союзников в многоэтническом, многоукладном российском обществе. Зато черносотенцы сумели настроить против себя не только влиятельные радикальные левые и либеральные центристские круги, но и часть своих потенциальных союзников среди сторонников идей российского имперского национализма.

    Определенную конкуренцию с черносотенным движением составил Всероссийский национальный союз и связанная с ним фракция националистов в III Думе. 1909 году произошло слияние фракции умеренно-правых с национальной фракцией. Новая русская национальная фракция (в просторечии «националисты»), в отличие от правых, сумели поставить себя таким образом, что их голоса совместно с октябристами образовывали проправительственное большинство Думы, в то время как в голосах правых правительство потребности не имело. Незначимость голосов своей фракции при голосовании правые депутаты компенсировали агрессивным, провокационным поведением, что еще более превращало членов фракции в политических изгоев.

    Выборы в IV Думу проходили в благоприятной для черносотенных движений обстановке: конкурирующие с ними националисты из-за личного конфликта лидеров фракции с премьер-министром В.Н. Коковцовым потеряли правительственную поддержку, и значительный административный ресурс на выборах был направлен на поддержку правых кандидатов. Однако, хотя численность фракции правых увеличилась до 65 депутатов (против 49-53 в III Думе), она снова не смогла занять значимую позицию в Думе. После формирования Прогрессивного блока, объединившего большинство Думы, значение правых в парламентской политике резко упало.

    Напуганные радикальной риторикой и эпизодическим насилием черносотенцев, находившиеся у власти державники увидели в русском этническом национализме угрозу Российской державе. Они сумели убедить симпатизировавшего «союзникам» царя Николая II и придворные круги отвернуться от черносотенного движения, что и способствовало ослаблению черносотенцев на русской политической сцене накануне революции 1917 года. Некоторому ослаблению движения способствовала также Первая мировая война, на которую пошли добровольцами многие рядовые и активисты черносотенных организаций.

    В Русской революции 1917 года черносотенное движение практически не играло роли; по существу произошла самоликвидация черносотенного движения. Временное правительство до такой степени не воспринимало черносотенцев как актуальных политических соперников, что не предприняло против них никаких существенных репрессий (в то время как бывшие правительственные деятели правого толка были незамедлительно арестованы). После победы большевиков, видевших в русском этническом национализме одну из главных угроз создававшегося на основе пролетарского интернационализма советского строя, остатки актива черносотенного движения были беспощадно уничтожены, независимо от степени их активного участия в послереволюционной политической жизни.

    Современные черносотенцы

    Возрождение черносотенного движения наблюдалось в конце и после перестройки. Так, в 1992 году член общества «Память» А. Р. Штильмарк начал издавать газету «Чёрная сотня», тогда же его группа «Чёрная сотня» отделилась от общества «Память». С 2003 года «Православный набат» - главное издание черносотенного движения, возглавляемого Штильмарком. К черносотенцам относится воссозданный в 2005 году «Союз русского народа», газета «Православная Русь», организации во главе с Михаилом Назаровым, основанная Константином Кинчевым среди фанатов группы АлисА «Красно-чёрная сотня», а также множество мелких организаций. Значительная часть современного русского национализма если не выводит себя напрямую из черносотенства начала XX века, то не отрицает хотя бы идейного воздействия этого движения.

    Черносотенные организации есть во многих городах России и зарубежья: Москве, Санкт-Петербурге, Тихвине, Костроме, Новосибирске, Киеве и других. городах Ефремове и Томске созданы музыкальные ансамбли под названием «Чёрная сотня».

    Примечания

    1. Шарова В. Л. Праворадикальная идеология в России: истоки и преемственность // Политико-философский ежегодник. - М.: Институт философии РАН, 2008. - В. 1. - С. 121.
    2. С.Степанов «ЧЕРНАЯ СОТНЯ»
    3. статья «Black Hundreds» в энциклопедии Британника
    4. статья «Черносотенцы» в БСЭ
    5. Сергей Степанов. «Черная сотня в России»
    6. Бизюкин С. С. Экономические воззрения правомонархического (черносотенного) движения в России в начале XX века // Взгляд из третьего тысячелетия: Сборник рефератов. Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина - Рязань, 2003.
    7. Информация об организации на сайте «Хронос»
    8. Идеология правого радикализма начала XX-го века
    9. Куликов С. В. Император Николай II в годы Первой мировой войны. СПб. 2000. С. 285
    10. Black Hundreds
    11. Pogroms: Anti-Jewish Violence in Modern Russian History
    12. Black Hundreds
    13. 1 2 3 4 Размолодин М. Л. Некоторые мысли по поводу т.н. «еврейских погромов». Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
    14. 1 2 Черносотенный террор 1905-1907 гг.
    15. Lambrozo S. Klier J.D. Pogroms: Anti-Jewish Violence in Modern Russian History. - Cambridge University Press, 1992. - P. 224. - ISBN 978-0-521-40532-4.
    16. Ср.: The Times, October 9, 1906; своей монографии Дж. Д. Клиер и Шломо Ламброзо ссылаются на номер Times за следующий день, 10 октября, в котором опубликовано окончание статьи «Russia». Имя Дубровина корреспондент лондонской «Times» вновь упоминает в статье «Русская чёрная сотня» от 8 марта 1911 года.
    17. Ленин. Задачи отрядов революционной армии
    18. Первая боевая организация большевиков. 1905-1907 гг. - М., 1934. - С. 221.
    19. Циркуляр Департамента полиции от 8 марта 1908 г. // Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX - начало XX вв.): Сборник документов. - М.: АИРО-XXI, 2001. - ISBN 5-88735-079-2

    Литература

    • Кирьянов Ю. И. Правые партии в России. 1911-1917. - М.: РОССПЭН, 2001. - 472 с. - ISBN 5-8243-0244-8.
    • Лавриков С. В. Правомонархическое движение в Тверской губернии, 1905-1915 гг.: дисс. … канд. ист. наук: 07.00.02. - Тверь, 1996. - 204 с.
    • Размолодин М. Л. Черносотенные организации губерний Верхнего Поволжья в 1905-1914 гг. (на материалах Ярославской, Костромской и Владимирской губерний. - Ярославль: изд-во Александр Рутман, 2001;
    • Размолодин М. Л. О консервативной сущности чёрной сотни / Под ред. проф. Ю. Ю. Иерусалимского. - Ярославль: Нюанс, 2010.
    • Размолодин М. Л. Русский вопрос в идеологии чёрной сотни / Под ред. проф. Ю. Ю. Иерусалимского. - Ярославль: Нюанс, 2010.
    • Стогов Д. И. Черносотенцы: Жизнь и смерть за великую Россию / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Ин-т рус. цивилизации, Алгоритм, 2012. - 672 с. - ISBN 978-5-4261-0004-6.

    Ссылки

    • Молодцова М. С. Черносотенные союзы: на защите самодержавия
    • Молодцова М. С. Черносотенцы в борьбе с революционным движением в 1905-1907 гг.. Уроки Первой русской революции".
    • Молодцова М. С. Черносотенные союзы в сетях противоречий (1907-1913 гг.)
    • Молодцова М. С. Черносотенцы: уход с политической арены
    • Омельянчук И. В. Социальный состав черносотенных партий в начале XX века
    • Алексеев И. Е. Чуваши-черносотенцы. «Постановочные» заметки о деятельности чувашских отделов русских право-монархических организаций
    • Степанов С. А. «Черносотенный террор 1905-1907 гг.»
    • Степанов С. И. РУССКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - ОПРИЧНАЯ МОНАРХИЯ
    • Ганелин Р. Царизм и черносотенство
    • Ганелин Р. От черносотенства к фашизму // Ad hominem. Памяти Николая Гиренко. СПб.: МАЭ РАН, 2005, с. 243-272
    • Лебедев С. В. Идеология правого радикализма начала XX-го века
    • Кротов Я. Г. ЧЕРНАЯ СОТНЯ передача «С христианской точки зрения» от 07.07.2005 на Радио Свобода
    • Витухновская М. Чёрная сотня под финским судом Журнал «Нева» № 10 2006
    • Langer Jacob. CORRUPTION AND THE COUNTERREVOLUTION: THE RISE AND FALL OF THE BLACK HUNDRED
    • Рецения на книгу С. А. Степанова «Чёрная сотня» в журнале «Народ Книги в мире книг»
    • Размолодин М. Л. Консервативные основы политической проблематики в идеологии чёрной сотни (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
    • Размолодин М. Л. Инородческая проблематика в идеологии чёрной сотни (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
    • Размолодин М. Л. Имперская проблематика в идеологии чёрной сотни (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
    • Размолодин М. Л. Защита христианской традиции как основная функция чёрной сотни (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
    • Размолодин М. Л. Еврейский вопрос в идеологии чёрной сотни (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
    • Размолодин М. Л. О критериях отнесения к черносотенному сегменту (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
    • Размолодин М. Л. Некоторые мысли по поводу т.н. «еврейских погромов» (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.

    Издания начала XX века

    • Грингмут В. А. Руководство черносотенца-монархиста. Изд. 2-е. М., 1911.
    • Майков А. А. Революционеры и черносотенцы. СПб., 1907.
    • Образцов В. А. Доклад черносотенца о Государственной Думе 3-го созыва. Харьков, 1908.
    • Соколовский С. А. «Революционеры» и «Чёрная сотня». Казань, 1906.
    • Список отдельных патриотических организаций России. СПб., 1906.
    • Третий Всероссийский съезд русских людей в Киеве. Киев, 1906.

    Сайты современных черносотенных организаций

    • Официальный портал общественно-патриотического движения «Чёрная Сотня»
    • Официальный региональный портал ОПД «Чёрная Сотня» в Санкт-Петербурге
    • Общество «Союз русского народа»
    • Газета «Православная Русь»
    • Издательство «Русская Идея»

    в. кожинов черносотенцы и революция, кто такие черносотенцы, черносотенцы, черносотенцы википедия

    Черносотенцы Информацию О