Задания по развитию финансовой грамотности. Задачи по финансовой грамотности. Юность и ее психологические проблемы


Родительское собрание в 10 классе

Юность и ее психологические проблемы.

Цель: способствовать просвещению родителей учащихся по данной теме, помочь осознать важность и значимость этого периода в становлении личности ребенка.

Задачи: расширить представления родителей об особенностях ранней юности; оказать родителям помощь в преодолении трудностей в этом возрасте.

Форма проведения: практикум.

Участники: классный руководитель, родители учащихся

Подготовительная работа: анкетирование учащихся.

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о детях, их возрасте и психологических проблемах.

Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15 до 25 лет). это период, когда человек может пройти от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблема жизненных ценностей. Юность стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в этом возрасте человек либо обращается к цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентаций. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Значительная часть молодежи в юности начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Именно в юности человек погружается в амбивалентные состояния всепоглощающей любви и неудержимой ненависти. Юноша, обретая потенциал личности, входящий в пору своего второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц. Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально создает огромное количество проблем.

Старший школьный возраст – это только начало юности. Но к моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности к взрослой жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включится в деятельность и осуществлять ее на творческих началах. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования раннего юношеского возраста.

Все качественно новые особенности личности старшеклассника связаны не столько с формированием психических функций, сколько с кардинальными изменениями в структуре и содержании личности школьника: формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания («Я-концепция»), самоопределение (психосоциальная идентичность, поиск смысла жизни, восприятие психологического времени) и другое.

Психологические трудности юношеского возраста.

Психофизиологический уровень

Психологический уровень

Незавершенность физического развития.

Синдром дисморфофобии (физическая непривлекательность).

Неустойчивость эмоциональной сферы.

Высокий уровень личностной тревожности.

Особенности высшей нервной деятельности.

Задержка развития теоретического мышления.

Отсутствие навыков и приемов смысловой памяти, маленький объем оперативной памяти.

Нереалистичность воображения.

Несформированность волевой сферы.

На личностном и межличностном уровнях возникают следующие проблемы:

    проблема самосознания;

    проблема личностного роста;

    неадекватный уровень притязаний;

    несформированность жизненных планов;

    несформированность потребностей;

    несовпадение учебных и профессиональных интересов;

    низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и так далее.

Родителей старшеклассников легко узнать. У них на лицах написана решимость, готовность к сражениям за светлое будущее своих подросших детей. И все бывает хорошо, но иногда этот напряженный процесс вдруг нарушают те, ради кого он затеян. Дети вдруг взбрыкивают, влюбляются и вообще норовят вильнуть прочь с проложенной родителями дороги. И что прикажете делать? После периода растерянности наступает момент, когда родители решают надеть «ежовые рукавицы». Но прежде чем выходить на «тропу борьбы», нужно понять, что же на самом деле происходит. Почему человек в 15-16 лет вдруг становится таким неуправляемым? Ведь он рос разумным, хорошо учился и мечтал приобрести профессию и приносить пользу. Вместо этого старшеклассник начинает грубить, проводить время в компании и наотрез отказывается учиться.

Психологи утверждают, что именно в этом возрасте происходит завершающая стадия, так называемого переходного периода от детства к юности. И фаза протеста здесь - нормальное явление, свидетельствующее о естественном пути развития личности. В это время молодой человек постоянно сомневается в себе. Иногда он видит себя значительным, талантливым и неотразимым, в другой момент он считает, что никому не нужен и не интересен. И результат такой неуверенности - неожиданные резкие перемены в настроении, конфликты с теми, кто не понимает и не поддерживает его. Кроме того, поздний подростковый возраст характерен неприятием мира взрослых. Человек сознает, что ему придается признать устройство общества и жить в нем. Но в то же время крайне обостренно он воспринимает неискренность, недостатки взрослых, несправедливость. И малейшая искра может в этот момент разжечь костер бунтарства и отрицания всех норм

Родители в это время тоже выглядят отнюдь не идеальными. И это приводит в замешательство: ведь долгие годы детства самые близкие люди обладали «иммунитетом», были в сознании ребенка непогрешимыми. Порой родители не понимают, что 16-летний человек переживает один из самых трудных этапов своей жизни. На него обрушивается одновременно несколько лавин: гормональная, эмоциональная и интеллектуальная. С одной стороны, он потрясен теми переменами, которые происходят с его телом. Просыпается сексуальность, которая влечет за собой полную перестройку душевного мира. Общество начинает предъявлять к подростку те требования, которые предъявляет к взрослым, и это тоже меняет самосознание. А с другой стороны, родители продолжают относиться к 16-летнему, как к ребенку: не принимают во внимание его душевные переживания, не интересуются эмоциональной жизнью и вкусами. Отношения с родителями чаще сводятся к разговорам о школе, поведении, дневнике и прочих формальных сторонах жизни. Так теряется доверие, формализуется общение между разными поколениями в семье.

Взрослым кажется, что в 10-м, а тем более в 11-м классе нужно оставить в стороне все развлечения и заниматься только учебой, потому что от этого зависит вся будущая жизнь. А подростку необходимо общение с друзьями - именно сейчас он пробует найти свое место в новом для него мире. Смешно требовать от 16-летнего соответствия системе ценностей 40-летнего. Всему свой срок. Отцу кажется, что поступление в институт и профессиональное самоопределение - это самое важное. Он теперь, пройдя путь обучения, профессиональной карьеры, это понимает. А юная дочь убеждена, что есть вещи и поважнее - быть красивой, наладить отношения с мальчиком и т. д. И задача отца в этом случае не в том, чтобы отказаться от своих убеждений, а в том, чтобы принять и признать проблемы дочери важными, волнующими и заслуживающими внимания. Вообще, старшеклассники, вопреки своему поведению и заявлениям, остро нуждаются в поддержке и помощи старших. Психологический барьер, который часто появляется между родителями и подросшими детьми, мучителен. Потребность в общении именно с родителями не компенсируется сверстниками. Родители, которые понимают это, стараются дать своим детям максимум тепла, и заботы и понимания, не ставя условий послушания и подчинении. Нет ничего ужасней ссоры с 16-летними. С одной стороны, взрослые понимают, что перед ними ребенок, а потому используют силу своей власти. А с другой, этот ребенок может хладнокровно отказаться что-либо делать, нагрубить или вообще уйти из дома В этот момент родители как никогда чувствуют своюбеспомощность. Волна ссор и взаимных требований растет, проблема не решается. Психологи утверждают, что самые тяжелые конфликты происходят в семьях, в которых родители уделяют чрезмерное внимание учебе ребенка, быту, достатку, престижности образоваия и одежды. За всеми этими хлопотами пропадает интерес к внутреннему эмоциональному миру ребенка, его истинным интересам и увлечениям. Как правило, взрослые старательно контролируют поведение детей, их взгляды и суждения, оценивают друзей и подруги если в какой-то момент ребенок начинает вести себя вразрез с представлениями взрослых, конфликт может затянуться на годы.

Немаловажная проблема в этом возрасте - это выбор профессии. И вместо того чтобы подбирать профессию «получше» и «потеплее», нужно начать кропотливое изучение личности своего ребенка. Для этого подводят беседы, наблюдения, и специальные тестирования. Возможно, понадобится помощь психолога, школьного учителя, друзей. Меньше всего при выборе профессии ребенку подходит принцип: «Это была моя мечта». Именно то, что на ребенка возлагается исполнение несбывшихся надежд родителей, приводит к депрессии и полному разладу отношений между младшими и старшими. Делаем вывод.- Конечно, «ежовые рукавицы» манят родителей. Иногда так хочется плюнуть на все и воспользоваться тем, что ты старше, что ребенок материально зависим от тебя... Иногда, кажется, что ребенок нуждается в ограничениях и жесткой дисциплине потому что не в состоянии урегулировать свою жизнь. Но закон физики о том, что «действие рождает противодействие», работает и в такой сфере, как человеческие отношения. Да, возможно давление и ограничения принесут временную пользу. Ребенок выучит все то, что нужно, получит хорошие отметки и поступили в нужный институт. Но если к этому не приложится понимание и эмоциональная стабильность, то польза будет весьма ссмнительной. Тонкие связи могут бытьезвозвратно утеряны, а сам ребенок потеряет шанс научиться самоорганизации и умению делать выбор.

Януш Корчак, непререкаемый авторитет для думающих педагогов и родителей всего мира, неутомимый борец за право ребенка быть личностью, однажды написал слова горькие и отчаянные: «Облаченные в пурпурную мантию лет, как часто мы навязываем бессмысленные, некритичные, невыполнимые предписания! В изумлении останавливается подчас разумный ребенок перед агрессией язвительной седовласой глупости». Возможно, иногда эту фразу стоит вспоминать в тот момент, когда так хочется надеть злополучные «ежовые рукавицы».

Индивидуальная работа. Подумайте и напишите, пожалуйста, с какими проблемами вы сталкиваетесь в настоящее время? Листочки не подписывайте. Сдайте. Ваши дети тоже анонимно писали о своих проблемах. А сейчас давайте попробуем найти выход, пути решения озвученных вами проблем и детей. (Обсуждение)

IV. Анализ анкет старшеклассников. (С зачитыванием некоторых ответов, но без фамилий.)

I. Подведение итогов собрания

Наличие проблем неизбежно, особенно в таком возрасте. Кроме того, увидеть проблему - значит сделать шаг к ее решению. Снижение результативности деятельности старшеклассника, в свою очередь, усиливает его эмоциональное напряжение и тревожность, таким образом, возникает порочный круг. Высокий уровень тревожности может провоцировать различные функциональные нарушения невротического характера. Именно на этой стадии особенно важно принять меры первичной профилактики, направленные на предупреждение невротических расстройств у старшеклассников, и на прощание мне хочется вручить вам памятки.

Анкета

7. Какой суммой обладаешь ты?

Анкета

1. Нравится ли тебе этот возрастной период?

2. Учеба. Что это в твоей жизни?

4. В чем ты видишь смысл своей жизни?

5. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

6. Как ты думаешь, какой должна быть сумма на карманные расходы?

7. Какой суммой обладаешь ты?

8. Куда ты тратишь карманные деньги?

9. Как ты относишься к курению?

Анкета

1. Нравится ли тебе этот возрастной период?

2. Учеба. Что это в твоей жизни?

4. В чем ты видишь смысл своей жизни?

5. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

6. Как ты думаешь, какой должна быть сумма на карманные расходы?

7. Какой суммой обладаешь ты?

8. Куда ты тратишь карманные деньги?

9. Как ты относишься к курению?

Памятка родителям

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

Что нельзя говорить ребенку

Избегайте фраз, которые можно истолковать буквально. Фразу «И зачем я тебя родила?» подросток может воспринять как то, что вы хотите его смерти.

«Меня не устраивают твои поступки, но не ты сам»

Вечная детская мудрость

Анкета для родителей

«Понимаете ли вы своего ребенка? »

1. Часто ли на некоторые поступки ребенка вы реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?

2. Пользуетесь ли вы помощью или советами других людей, если не знаете как реагировать на поведение вашего ребенка?

3. Считаете ли вы лучшими помощниками в воспитании свою интуицию, опыт?

4. Доводилось ли вам доверять ребенку секрет, про который вы никому не рассказывали?

5. Вас обижают отрицательные отзывы про вашего ребенка других людей?

6. Вам приходилось просить у ребенка прощения за свое поведение?

7. Считаете ли вы, что ребенок не может иметь секретов от родителей?

8. Если вы видите отличие между своим характером и характером ребенка, это вас удивляет?

9. Сильно ли вы переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка?

10. Можете ли вы воздержаться от покупки интересной игрушки (даже если есть деньги)?

11. Считаете ли вы, что до определенного возраста лучшая форма воспитания -физическое наказание?

12. Ваш ребенок именно такой, о котором вы мечтали?

13. Вам ребенок приносит больше забот, чем радости?

14. Кажется ли вам, что ребенок воздействует на ваше поведение?

15. Бывают ли у вас конфликты с дочерью, сыном?

Ответы:

«Да» - на вопросы 2,4, 6, 8, 10, 12,14, а также
«Нет» - на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 - 10 очков.
«Не знаю» - по 5 очков.

100-150 очков - Вы хорошо понимаете своего ребенка. Если ваши ответы не расходятся с практикой, вас можно назвать образцом для других родителей. Для усовершенствования вам не хватает одного маленького шага - узнать искренние мысли про вас вашего сына или дочери. Рискните!

50-99 очков - Вы находитесь на правильном пути. Свои частичные трудности или проблемы вы сможете решить, если начнете с себя. Не старайтесь искать себе оправдание в недостатке времени или в чем-нибудь другом.

0-49 очков - Можно посочувствовать вашему ребенку, потому, что он не видит в родителях дорогих и хороших друзей. Но не все еще потеряно.

Памятка родителям

Регулярно показывайте ребенку свои чувства и, прежде всего, любовь.

Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

Умейте принять его таким, каков он есть.

Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

Поощряйте в ребенке надежду на лучшее.

Будьте для ребенка примером человека, который постоянно учится. Учитесь вместе с детьми.

Отмечайте школьные успехи ребенка, устраивая по этому поводу праздники.

Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми в классе или с детьми ваших знакомых или родственников.

Обсуждайте с ребенком его жизненные планы, ценности, мечты.

Ребенку важно видеть, что его родители помогают окружающим. Создавайте в вашем доме атмосферу доброжелательности и заботы друг о друге и об окружающих.

Показывайте пример уважительных отношений в семье. Не миритесь с унижениями, оскорблениями, грубостью.

Учите ребенка различать агрессивное поведение, пассивное поведение, поведение уверенного в себе человека.

Не исключайте ребенка из семейных дискуссий, которые касаются его лично. Давайте ему возможность высказаться. Принимая решения, учитывайте его мнение.

Обсуждайте планы всей семьей. Вместе выстраивайте приоритеты.

Во всех несчастьях вашего ребенка есть и ваша вина. Больнее всего мы раним друг друга словами. Слово, сказанное сгоряча, может стать последней соломинкой, которая сломает спину верблюду...

Что нельзя говорить ребенку

Остерегайтесь говорить подростку: «Ерунда, не стоит внимания». Подростки воспринимают окружающее гораздо острее, они еще не привыкли к мелким подлостям жизни. То, что кажется вам пустяком, для них может стать трагедией.

Подросток должен быть уверен, что его любят, несмотря на то, что он делает что-то не так. - вкладывайте этот смысл во все ваши выговоры.

Даже в порыве гнева не говорите вашему ребенку, что вы от него устали, что он вас раздражает, и самое страшное - что вы его ненавидите... Не срывайте на подростке злость. В период полового созревания его нервы постоянно на пределе. Вашу ругань он может принять как сигнал «уйти навсегда». Что будет с вами?

Прислушаемся к советам своих детей!

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха - поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же - никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.

И если все мне рассказать, я выучу урок.

Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и умным словесам.

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.

Зато пойму как ты живешь: по правде или нет. Вечная детская мудрость

Памятка родителям

Регулярно показывайте ребенку свои чувства и, прежде всего, любовь.

Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

Умейте принять его таким, каков он есть.

Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

Поощряйте в ребенке надежду на лучшее.

Будьте для ребенка примером человека, который постоянно учится. Учитесь вместе с детьми.

Отмечайте школьные успехи ребенка, устраивая по этому поводу праздники.

Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми в классе или с детьми ваших знакомых или родственников.

Обсуждайте с ребенком его жизненные планы, ценности, мечты.

Ребенку важно видеть, что его родители помогают окружающим. Создавайте в вашем доме атмосферу доброжелательности и заботы друг о друге и об окружающих.

Показывайте пример уважительных отношений в семье. Не миритесь с унижениями, оскорблениями, грубостью.

Учите ребенка различать агрессивное поведение, пассивное поведение, поведение уверенного в себе человека.

Не исключайте ребенка из семейных дискуссий, которые касаются его лично. Давайте ему возможность высказаться. Принимая решения, учитывайте его мнение.

Обсуждайте планы всей семьей. Вместе выстраивайте приоритеты.

Во всех несчастьях вашего ребенка есть и ваша вина. Больнее всего мы раним друг друга словами. Слово, сказанное сгоряча, может стать последней соломинкой, которая сломает спину верблюду...

Что нельзя говорить ребенку

Остерегайтесь говорить подростку: «Ерунда, не стоит внимания». Подростки воспринимают окружающее гораздо острее, они еще не привыкли к мелким подлостям жизни. То, что кажется вам пустяком, для них может стать трагедией.

Избегайте фраз, которые можно истолковать буквально. Фразу «И зачем я тебя родила?» подросток может воспринять как то, что без него было бы лучше.

Подросток должен быть уверен, что его любят, несмотря на то, что он делает что-то не так. «Меня не устраивают твои поступки, но не ты сам» - вкладывайте этот смысл во все ваши выговоры.

Даже в порыве гнева не говорите вашему ребенку, что вы от него устали, что он вас раздражает, и самое страшное - что вы его ненавидите... Не срывайте на подростке злость. В период полового созревания его нервы постоянно на пределе. Вашу ругань он может принять как сигнал «уйти навсегда». Что будет с вами?

Прислушаемся к советам своих детей!

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха - поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же - никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.

И если все мне рассказать, я выучу урок.

Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и умным словесам.

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.

Зато пойму как ты живешь: по правде или нет. Вечная детская мудрость

Задания Олимпиады ПолесГУ по основам финансовой грамотности (заочный тур)

Вопросы (Ответ вписать после вопроса)

(каждый правильный ответ на вопрос оценивается в 3 балла):

Задание 6 (каждый правильно вставленный термин оценивается в 1 балл): вставьте на место пропущенных в тексте слов слова и словосочетания из предложенного списка.

Банковская система Республики Беларусь – это не изолированная система, а составная часть 1)____________________ Республики Беларусь. Банковская система является 2)_________________ и включает в себя 3)_________________ и 4)________________. Взаимоотношения между участниками банковской системы определены 5)________________, в том числе 6)______________________.

Основными целями деятельности Национального банка являются: защита и обеспечение устойчивости 7)________________, в том числе 8)__________________ и 9)_________________ по отношению к иностранным валютам ; обеспечение стабильности 10) _________________; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования 11) ____________________.

Банки в соответствии с нормами Банковского кодекса Республики Беларусь являются 12)_______________, их деятельность направлена на получение 13)______________.

Специфика банковской деятельности заключается в исключительном праве банков привлекать 14)______________________ и размещать их от своего имени и за свой счет на условиях 15)_______________, 16)________________, 17)_______________, открывать и вести 18)_____________________. Банк вправе осуществлять также иные предусмотренные законодательством банковские операции и виды деятельности .

Взаимоотношения банков с клиентами строятся на основе 19)_________________ и 20)____________________. При этом банки самостоятельно определяют 21)______________________ с клиентами, в том числе 22)______________________, 23)______________________, проводят свою 24)_________________ относительно взимаемой платы (вознаграждения) за оказание банковских услуг .

Следует отметить, что в соответствии с законодательством 25)_________________ и 26)__________________ свободны в выборе обслуживающего банка. В настоящее время в Республике Беларусь на рынке банковских услуг существует высокий уровень 27)______________, что заставляет банки постоянно совершенствовать свою работу по формированию и оптимизации 28)____________________ и повышению 29)__________________ для клиентов.

Таким образом, потребитель вправе выбрать 30)_____________, спектр оказываемых услуг которых и условия по предлагаемым 31)________________ будут для него наиболее выгодными.

Б. Банковская система Республики Беларусь.

В. Банковские продукты.

Г. Банковские счета физических и юридических лиц.

Д. Банковский кодекс Республики Беларусь.

Е. Банковское законодательство Республики Беларусь.

Ё. Белорусский рубль.

Ж. Вкладчики.

З. Возвратность.

Д. Временно свободные денежные средства физических и юридических лиц.

И. Двухуровневая система.

Й. Доступность банковских услуг.

К. Заключенные договоры.

Л. Законодательство Республики Беларусь.

М. Коммерческие организации.

Н. Конкуренция.

О. Кредитополучатели.

П. Курс белорусского рубля.

Р. Национальный банк.

С. Платежная система.

Т. Платность.

У. Покупательная способность белорусского рубля.

Ф. Прибыль.

Х. Размер процентов за пользование кредитами.

Ц. Размер процентов по привлекаемым денежным средствам.

Ч. Срочность.

Ш. Стоимость банковских услуг.

Щ. Тарифная политика.

Ю. Финансово-кредитная система.

Выберите правильный вариант ответа

Выберите правильный ответ.

1. Гиперинфляция - это инфляция, при которой прирост цен составляет:

а) 40% в год;

б) 80% в год;

в) 100% и более в год.

2. Одна из функций денег:

а) распределение стоимости;

б) средство обращения;

в) образование финансовых фондов.

3.Покупательская способность денег:

а) поднимается с ростом цен;

б) может повышаться и понижаться;

в) возрасти со временем;

г) всегда остается постоянной.

4. Инфляция означает:

а) падение уровня цен;

б) повышение покупательной способности денег;

в) обесценивание бумажных денег;

г) рост безработицы.

5. На стоимость золота влияет:

а) внешний вид золота (слиток, гранулы, песок и др.)

б) место добычи;

в) количество золота в мире.

Выберите верное утверждение

  1. денежная масса - это совокупность покупательных, платежных и накопительных показывает массу наличных, средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая гражданам, хозяйствующим субъектам.
  2. денежный агрегат М2 показывает массу наличных, безналичных денег и денег на банковских депозитах и государственных краткосрочных ценных бумаг.
  3. прямой товарообмен - это ликвидность.
  4. дефляция - это обратный процесс инфляции.
  5. деньги выполняют функции: средства обращения, средства измерения стоимости, средства сохранения и накопления стоимости.
  6. денежные деньги бывают в виде банкноты, пластиковой картой, казначейского билета.
  7. деньги - это язык рынка.
  8. денежный агрегат М0 показывает массу безналичных денег.
  9. главное свойство денег - это их надежность.
  10. эмитентом денег является уполномоченный коммерческий банк.
  11. уравнение обмена называется соответствие количество денег в обращении их реальной потребности.
  12. денежный агрегат М1 показывает массу наличных денег.
  13. первым товаром-посредником было золото.
  14. деньги выполняют роль счетной единицы.
  15. прямой товарообмен-это ликвидность.
  16. денежное обращение - это движение денег при выполнении ими своих функций в наличных и безналичных формах.

Задачи

Определите количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам - 4500 млрд. руб.; сумма цен товаров работ, услуг, проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил - 42 млрд. руб.; сумма платежей по долгосрочным обязательствам, срок оплаты которых уже наступил - 172 млрд. руб.; сумма взаимопогашаемых платежей - 400 млрд. руб..

Среднее число оборотов денег за год - 1

Рассчитайте скорость оборота денег. Денежная масса наличных и безналичных денег - 400 млр.руб. ВНП-4080 млрд. руб.

Рассчитайте оборачиваемость денег, хранящихся на расчетном счете. Денежные агрегаты: М0=120 млрд. руб., М1=360 млрд. руб., М2=380 млрд. руб.

Определить количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам - 5700 млрд. руб.. Сумма цен товаров, проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил - 50 млрд. руб.. Сумма платежей, сроки которых наступили - 202 млрд. руб.. Сумма взаимопагашаемых платежей - 498 млрд. руб.. Среднее число оборотов денег в год 19.

Заемщик взял кредит 10 тыс. руб. на год. Через год уровень инфляции составил 40%. Определить покупательную способность денег через год.

Под какой процент кредитор выдает заем, если фактическая величина ссудного процента 5%, а ожидаемый темп инфляции - 40% в год?

Фактическая величина процентов на авансируемый капитал (т.е. без учета инфляции) составляла 25%. Ожидаемый темп инфляции - 175% в год. Под какой процент годовых предприниматель должен вложить капитал, чтобы получить доход?

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10–11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Финансовая грамотность: учебная программа. 10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)

Программа определяет объём, структуру и содержание учебного процесса по обучению азам финансовой грамотности. В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и ресурсов.


Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10 – 11 классы общеобразовательной организации


В пособии в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10 – 11 классы общеобразовательной организации

В пособии содержатся дополнительные материалы и рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий на всех этапах обучения азам финансовой грамотности в старших классах. Особое место занимают тематические задания, головоломки, лабиринты, сценарии обучающих игр, позволяющие мотивировать школьников к обучению финансовой грамотности и помогающие находить решения финансовых задач.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10 – 11 классы общеобразовательной организации

Материалы окажут помощь родителям в формировании у подростков навыков рационального финансового поведения. Материалы оформлены в виде ответов финансового консультанта на наиболее актуальные вопросы из повседневной финансовой жизни семей.


Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10 – 11 классы общеобразовательной организации