Международный день птиц. Классный час на тему "1 апреля – международный день птиц. птицы – наши друзья"


Для проведения Дня птиц не случайно была выбрана весенняя дата. В это время пернатые возвращаются с мест зимовки, начинают обустраивать гнезда, чтобы произвести потомство. Многие из них истощены от длительного перелета и особо нуждаются в нашей помощи. И нам вполне под силу ее оказать. Перед проведением праздника на протяжении долгого времени небезразличные взрослые, учителя и представители науки читали детям лекции о необходимости природоохранных мероприятий.

Ребята делали скворечники, кормушки и размещали их на деревьях. Такие простые меры очень важны для охраны природы. Они учат детей заботиться о природе и любить ее, охранять окружающую среду, воспитывают милосердие и сострадание ко всему живому на Земле. Ежегодное празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Праздник набрал еще больший размах, в 1953 году к участию в нем было привлечено 5 миллионов школьников. Но уже к 60–70-м годам 20 века празднование Дня птиц снова сошло на нет.

Возродился праздник в 1999 году - благодаря Союзу охраны птиц России, основанному в 1993 году. В первый же год только в Москве в проведении Дня птиц приняли участие 500 человек, они развесили более 500 скворечников. В 2000 году к организации праздника подключилось правительство Москвы, принявшее День птиц как общегородское мероприятие. И сегодня он является самым известным из «птичьих» праздников в нашей стране.

Цели:

Расширить кругозор учащихся, рассказать о пользе птиц, об их охране.

Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.

Здравствуйте, ребята! Ежегодно 1 апреля празднуется Международный «День птиц». Тысячи детей готовят к этому празднику кормушки и развешивают их для привлечения птиц.

Птицы украшают землю, их веселая, звонкая песня; яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.

Польза птиц в природе огромна. И они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельхозугодий и лесного хозяйства.

Лес без птиц и зверей наполовину мертвый. Зимой он молчалив: в нем не услышать посвистов дроздов, иволги, звонкого щебетания зябликов, мухоловок, пеночек.

Лес без птиц – больной лес. Поэтому мы должны любить и охранять птиц. Необходимо создавать новые искусственные местообитания птиц (проводить посадку деревьев и кустарников). Надо изготавливать искусственные гнезда (домики, дуплянки), обеспечить охрану птиц во время гнездования, исключить фактор беспокойства...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий ко Дню птиц

Участвуют 2 команды.

Цели:

Расширить кругозор учащихся, рассказать о пользе птиц, об их охране.

Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.

Оборудование:

Ноутбук. проектор, экран, аудиозапись «голоса птиц», колонка, презентация, выставка рисунков, фотографий, детских сочинений.

Ход мероприятия:

Ведущий.

  1. Вступительное слово . (Звучат голоса птиц.)

Дети:

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело,

И в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее вечер,

Значит, к нам пришла весна!

Птичий день, птичий день,

На планете птичий день!

Это главный птичий праздник.

Сообщаем это всем!

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Ежегодно 1 апреля празднуется Международный «День птиц». Тысячи детей готовят к этому празднику кормушки и развешивают их для привлечения птиц.

Птицы украшают землю, их веселая, звонкая песня; яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.

Польза птиц в природе огромна. И они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельхозугодий и лесного хозяйства.

Лес без птиц и зверей наполовину мертвый. Зимой он молчалив: в нем не услышать посвистов дроздов, иволги, звонкого щебетания зябликов, мухоловок, пеночек.

Лес без птиц – больной лес. Поэтому мы должны любить и охранять птиц. Необходимо создавать новые искусственные местообитания птиц (проводить посадку деревьев и кустарников). Надо изготавливать искусственные гнезда (домики, дуплянки), обеспечить охрану птиц во время гнездования, исключить фактор беспокойства.

  1. Работа с презентацией «Международный День птиц».

Берегите птиц! Птицы наши верные друзья!

  1. Конкурсная программа.

Конкурс 1. «Отгадайте загадки»

Команды по очереди отгадывают загадки о птицах.

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка.)

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Стрекотунья, белобока

Наша сплетница... (сорока).

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее... (ворона).

Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца... (снегиря).

Маленький певец лесной,

Конкурс 2. «Птичьи трели»

Прекрасно поет соловей! А известно ли вам, как поют другие птицы? Детям предлагается послушать птичье пение, либо дети должны попытаться произнести незамысловатые слова песенки птиц.

Ворона: кар-кар!

Воробей: чив, чив, чив, чик-чирик!

Свиристель: свири-свир!

Синица: синь-синь-синь!

Игра.

А теперь давайте немного поиграем.

Условия игры: называются птицы, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны .

(хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Мухи и стрижи

(хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы...

(хлопают в ладоши .)

Прилетели птицы.

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гали и стрижи

Комары , кукушки.

(хлопают в ладоши .)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки –

Вот спасибо шутке! (Уходит.)

Конкурс 3. «Знатоки птиц родного края»

Каждая команда получает вопросы, которые обдумывают в течение 30 секунд, и готовят ответы.

1. Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в теплые края? (Вороны, воробьи, сороки, дятлы, клесты, совы.)

2. Какие птицы на зимовку улетают в теплые края? (Утки, лебеди, скворцы, соловьи, грачи, кукушки, трясогузки.)

3. Зачем журавлю длинные ноги?

4. Зачем клесту нужен крестообразный клюв?

5. Какую птицу зовут ледолом кой? (Оляпку.)

6. Какие птицы подкладывают свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушки.)

Конкурс 4. «Собери и объясни пословицу о птицах»

Каждая команда получает написанную на листочке бумаги пословицу, в которой перепутаны все слова. Нужно восстановить пословицу и объяснить ее смысл.

1. Всякая птица своим клювом сыта.

2. Увидел грача - весну встречай.

4. Подведение итогов.

Учитель :

Завершить сегодняшнюю встречу с птицами хотелось бы стихотворением С.Степановой

“Не пугайте резвых птичек!”

Не пугайте резвых птичек!

Пусть они вокруг порхают,

Крылья их при ярком свете,

Словно радуга сверкают

Вы послушайте их песни,

Что поют они на воле!

Пусть певуньи украшают

Нам леса, сады и поле.

И в работе очень важной

Нам полезны эти крошки:

Истребляя на растеньях

Червяков и вредных мошек,

И сады, и нивы наши

Нам они оберегают,

Не пугайте ж резвых птичек!

Пусть они вокруг летают

Пусть живут в лесах, в садах

И поют нам птицы.

Ведь они для нас друзья

Соловьи, грачи, синицы.

К тому же и пользу приносят они

Едят они гусениц разных.

Спасают они и леса, и сады

От маленьких гусениц страшных.

И надо, поэтому, птиц нам беречь,

Зимой подкормить, а весною привлечь.

Заключение.

(слово учителя.)

- Наш праздник подошел к концу. Всегда будем помнить, что птицы – это наши друзья! Спасибо за внимание! До новых встреч!

МКОУ «Ольховская СОШ»

Подписи к слайдам:

1 апреля - вся планета отмечает Международный день птиц. Он возник в США в 1894 году. Вскоре праздник, получивший популярность благодаря СМИ, начал массово проводиться во всех штатах, а затем пришел в Европу.

В настоящее время в мире существует около 9 тысяч видов птиц. В России гнездятся около 650 видов.

Интересна история развития Дня птиц в России. Добравшись до нашей страны в Х I Х веке, идея помогать пернатым попала на благодатную почву. Уже в то время в России была организована охрана птиц, к началу ХХ века этим делом занималось уже несколько десятков организаций. Участники общества подкармливали птиц и развешивали для них гнездовья.

Возродился праздник в 1999 году - благодаря Союзу охраны птиц России, основанному в 1993 году. В первый же год только в Москве в проведении Дня птиц приняли участие 500 человек, они развесили более 500 скворечников. В 2000 году к организации праздника подключилось правительство Москвы, принявшее День птиц как общегородское мероприятие.

Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.

Просмотр видеоролика «Самые красивые птицы в мире»

http://www.calend.ru/holidays/0/0/3036/ http://www.simfonia-cards.ru/img/p/467-617-large.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5822/26377016.3f/0_57e01_909a2852_-1-L https://st.free-lance.ru/users/designwindows/upload/f_4c0bd3641fbdf.jpg http://supercoolpics.com/wp-content/uploads/2012/06/danza-damore-a28153533-990x677.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/312/87312877_ray_ptica.jpg http://foto-prikol.net/uploads/posts/2010-12/1292606808_foto-prikol.net_foto-krasivyh-ptic.jpg http://страна-читалия.рф/sus4_0/image/f872d13b950e07fdbf8d45f6688747c6.jpg http://www.youtube.com/watch?v=WksYCXepcmU


Конспект интегрированного занятия «День птиц» в начальных классах.


Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Описание: данный материал может быть использован как учителями начальных классов, так и воспитателями дошкольного образования. Описание изготовления птички из полосок бумаги может пригодиться педагогам дополнительного образования. Само содержание материала направлено на детей в возрасте от 6 лет.
Назначение: работа может быть использована в качестве подарка, оформления интерьера к праздничному утреннику.
Цель: приобщение к празднику «День Птиц».
Изготовление птичек из бумаги.
Задачи:
1. Расширять представление детей о мире птиц. Познакомить учащихся с экологическим праздником День птиц.
2. Развивать любознательность, мышление, расширять кругозор.
3. Воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к птицам,
4. Воспитывать трудолюбие и усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. Развивать и воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Оборудование : звуковое сопровождение с записью голосов птиц, изображение разных видов птиц, скворечник, образец изделия, ножницы, клей.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Ведущий.

- Встаньте ровно и красиво. Скажите, какой месяц на дворе?
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)


- Мы собрались не случайно. Послушайте, красивые звуки
(звучит пение птиц в лесу).
- Что это? (ответы детей)
- Как красиво поют птицы, как их много, и какое разнообразие их голосов.
И не случайно мы слушаем их пение, ведь 1 апреля особенный день - Международный День птиц. Этому празднику уже более ста лет.
Отмечается он с 1906 года. Впервые отметили его в Америке.
Оказалось, что многие люди готовы оказывать помощь птицам и стремиться сохранить исчезающие виды. В разных городах создаются организации, которые оказывают помощь птицам. Их подкармливают и защищают гнезда от разорения. Традиция эта сохраняется уже на протяжении многих лет. А чтобы о ней не забывали, 1 апреля добровольцы и все желающие привлекают внимание к проблеме сохранения и бережного отношения к пернатым друзьям.
2. Основная часть.
Ведущий:
Кто же такие птицы? (читают по очереди дети)
1 ученик: Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь.
2 ученик: Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми цветами.
3 ученик: Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят к нам на крыльях весну.
4 ученик: Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов.
5 ученик: Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.


Ведущий.
- Птиц на нашей планете великое множество. Они живут в самых разных местах обитания, от пустыни до льдов. У всех птиц беззубый клюв и тело покрыто перьями.
- Они откладывают яйца, покрытые твёрдой оболочкой. И всё же, у каждой птицы свои особенности. Отличаются они друг от друга и размером, и окраской, и питанием. Каждая птица по-своему приспособилась к изменениям в природе. А еще они по-разному издают звуки.

Игра "Птичьи разговоры".
- Каждая птица издает звук по своему.
Галдят, шумят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Птицы разговаривают по разному. Определите как:
Сорока… стрекочет
Курица … кудахчет
Воробей… чирикает
Утка… крякает
Филин, сова… ухает
Гусь… гогочет
Ворона …. каркает
Кукушка…. кукует
Петух … кукарекает
Журавль …. курлычет
Голубь… воркует

Беседа о пользе птиц.
- Птицы не только издают красивые мелодичные звуки, но и приносят огромную пользу. Послушайте рассказы о том, как птицы защищают наши леса, поля, сады и огороды, о том, как надо беречь и привлекать наших веселых певцов.
1 ученик.
Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы всяких мошек, комаров, тлей. Например, у рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое “комариное время”, можно спокойно ловить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Ласточки-береговушки питаются ими.
2 ученик.
Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов, которые наносят большой вред нашим урожаям. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады. Теперь вам понятно, почему говорят: “Птицы – наши помощники!”
3 ученик.
Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Очень печально, что растет и число птиц в “Красной книге. Очень жаль: птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе.

Правила общения с птицами .
Ведущий.
- Ребята, как же мы должны относиться к птицам?
- Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?
- Я буду озвучивать предложения, если это нужно делать для птиц, вы хлопните в ладоши, а если нет, то будете сидеть тихо.
1. Вывешивать скворечники весной.
2. Стрелять из рогатки по птицам.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда.
5. Подкармливать птиц ранней весной.
6. Уносить домой здоровых птенцов.
7. Подходить близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц.

- Изучением птиц занимаются орнитологи . Существует целая наука оринтология, которая изучает птиц, их разнообразие, их повадки, их поведение в природе, их перелетные маршруты.


3. Физкультминутка.
- Я буду озвучивать название птиц. Если назову что-то другое, вы должны хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны
Прилетели птицы: голуби, куницы
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы - сплюшки.
Лебеди и утки – и спасибо шутке!

4. Практическая работа по изготовлению птицы из полосок бумаги.
- Изучением птиц пусть занимаются ученые. А мы будем правильно вести себя по отношению к птицам, помогать им, подкармливая зимой и сооружая скворечники весной.
-А в честь международного дня изготовим маленькую птичку -невеличку, которая будет служить символом и напоминанием о том, что 1 апреля не только день смеха, но и день наших пернатых друзей, которых нужно любить, беречь и заботиться о них.


а) Анализ образца.
- Из чего изготовлена птица? (из бумаги )
- Какие материалы и инструменты необходимы для ее изготовления?
(бумага, линейка, карандаш, ножницы, клей )
- Какой инструмент из перечисленных требует соблюдения ТБ? (ножницы )
б) ТБ с ножницами.
в) Последовательное изготовление изделия.

Детям раздаются распечатанные шаблоны прямоугольников на офисной бумаге разных цветов. Ширина прямоугольников 2см, длина 6см, 9см,11см.
1. Необходимо, аккуратно вырезать каждую деталь птицы.


2. Полученные детали разложить в следующем порядке.


3. Соединить начало и конец каждой широкой полоски.


4. Как показано на фото, соедините "колеса" между собой капелькой клея.


5. Соедините основные детали: голову, туловище и хвост.


6. Приклейте дополнительные детали - клювик и крылья.


7. Нарисуйте глазки, можно добавить хохолок и… птичка-невеличка готова.


г) уборка рабочего места
д) художественное оформление коллективной поделки.

(размещение птиц на заранее подготовленном бумажном скворечнике)

5. Итог занятия.
-Ребята, посмотрите, какая красивая работа получилась. Это благодаря вашему кропотливому труду и старанию. Думаю наш труд положительно оценят и взрослые.
- Давайте вместе придумаем название нашей поделке.
- Молодцы, сегодня на занятии вы показали свои знания о птицах, вспомнили как нужно относиться к нашим пернатым друзьям. Узнали, что изучением птиц занимаются … (орнитологи) .
- Для наших товарищей и педагогов приготовлены вот такие маленькие открытки с добрыми пожеланиями в честь этого праздника. Я их отдаю вам, для того чтобы вы вручили их своим товарищам 1 апреля.

Можно изготовить птичек из хозяйственных салфеток.

Обозначенный в календаре 1 апреля, Международный день птиц, имеет богатое прошлое. Еще в далеком 1905 году вступила в силу Международная конвенция по охране птиц. А в 1918 году Россия подписала действующий поныне Международный договор о перелетных птицах. С 1927 года в СССР официально отмечается День птиц, дети и подростки к 1 апреля готовят скворечники, чтобы вернувшимся с юга птицам было, где устроиться на жилье. Инициативные ребята ежегодно организуют акции в помощь птицам. Но постепенно праздник утратил свое значение.

И лишь в 1994 году, когда активисты-орнитологи забили тревогу и создали Союз охраны птиц России, праздник возродился. Сегодня молодое поколение вновь активно участвует в строительстве домиков для перелетных птиц, заботится о городских пернатых, которые остаются зимовать в России. Веселый щебет птиц, который раздается отовсюду, радует детвору. И каждый год 1 апреля орнитологи благодарят своих помощников за все, что те делают для пернатых.

Без птиц планет онемеет,
Накроет тишь леса, поля,
В сердца любовь не постучится
Без нежной трели соловья.

Весь мир сегодня поздравляю
С прекрасным праздником, днем птиц.
Взлетают в небо птичьи стаи,
Нет им преград и нет границ.

Пусть кружат птицы над землею,
Приносят аисты детей,
Пусть воробью, орлу, сороке
Найдется место средь людей.

Сколько птиц на белом свете,
Берегут их, даже дети,
Строят домики, кормушки,
Даже вешают игрушки,
Только б птички не страдали,
И зимой не голодали,
Чтобы пели и порхали,
И от нас не улетали.
Берегите птичек наших,
Не ленитесь дать букашек,
Ломтик хлебца иль лепешки
Протяните на ладошке...
Пусть порадуются «Пташки»
Им предложенной букашке,
Крошке хлеба иль крупе...
Помогите, им, в судьбе!

Пернатые наши друзья,
Мы с вами большая семья,
Сегодня всем людям хочу я сказать,
Что надо друзей этих оберегать.
Пусть птицы в небесах поют,
Птенцов высиживают, гнезда вьют.
С пернатыми планета наша краше,
И в этом так же счастье наше!

Без птиц опустеет планета,
Затишье повиснет вокруг,
Дарите им счастья моменты,
Кормите заботливо с рук!

Покоя их не нарушайте,
Пусть в небе свободно парят,
И в клетку вовек не сажайте.
На воле пусть нас веселят!

Давайте мы станем добрее,
Устроим пернатым сюрприз,
На всех по соседству деревьях
Кормушки развесим к Дню птиц!

С Днем птиц международным!
Пусть хором благородным
Блистательно поют
И радость вам дают!

А вы их берегите,
Скворечник смастерите,
Чтоб жили в нем скворцы,
И родились птенцы!

С Днем птиц международным
Шлю вам поздравления,
Пусть птицы возвращаются
Домой порой весеннею.

Пусть лебеди влюбленным
Крылья раскрывают,
Аисты со свертками
В дома пусть прилетают.

Журавлиный клин
Курлычет в синеве,
Пусть счастье вместе с птицами
Вернется по весне.

Мои поздравления вам
В Международный день птиц,
Парят в небесах пусть стаи
Гусей, журавлей и синиц.

Под крышей пусть ласточки гнезда
Для своих деток вьют,
В саду за окном вечерами
Пусть соловьи поют.

Пусть голубь над миром взлетает,
Пусть аист над домом кружит,
Весною домой возвращаясь,
Пусть к нам клин за клином летит.

Птица расправила крылья в полете.
Больше подобного вы не найдете.
Ей открывается солнечный мир.
Встанем все дружно, его защитив.

Пусть удивительно птицы летают.
И красоту для нас всех открывают.
Дарят понятие нам новизны.
Счастья, полета, весны, глубины!

В птиц Международный день
Я хочу вам всем напомнить,
Как важно жить для них теперь,
Сберечь их, я считаю долгом.

Кормушки нужно создавать,
И если ранены, помочь им,
Птичий покой не нарушать,
Это серьезно для них очень.

Солнце с их песнями вместе встает,
Дарят нам радость они круглый год.
Радость крылатая, вестник добра.
Любит и кормит их вся детвора.

Праздник у наших пернатых друзей.
Хлебушком их поздравляем скорей!
Прочь от них голод и холода,
Чтоб щебетать им везде и всегда.

Птиц берегите - подарок земли.
Счастье и смех они нам принесли.
Пусть этот ден будет дивно хорош.
Птицам в подарок ты что принесешь?

Всемирный, или Международный день птиц был создан в 1906 году, после подписания в Париже конвенции, направленной на охрану птиц, и проходит каждый год при поддержке ЮНЕСКО. Наша страна присоединилась к данной конвенции только 21 год спустя, в 1927 году, хотя праздник отмечать стала уже с 1918.
На самом деле, традиция весной заботиться о птицах прижилась в России гораздо раньше. Древнейшая традиция наших предков - развешивать в начале апреля на деревьях «дома» для птиц - скворечники, синичники и т.д. Прилет птиц праздновался распеванием особых песенок-закличек и выпеканием печенья в форме жаворонков.

Необходимость охраны птиц - вовсе не надумана, она имеет под собой серьезные основания. За последние четыреста лет с лица нашей планеты исчезло около ста видов пернатых, а многие другие уже близки к вымиранию или испытывают такую угрозу. И наибольшую опасность для них представляет не деятельность охотников, как можно было бы предположить, а факторы жизни человеческого общества, напрямую, казалось бы, не связанные с птицами. Например, высотные здания, автомобили и разливы нефти в водоемах смертельно опасны для перелетных птиц.

Очевидно, что вряд ли возможно остановить наступление человечества на мир птиц, но еще остается надежда замедлить его. Возможные пути для этого: введение более строгих мер наказания за нанесение вреда естественным местам обитания птиц, включая загрязнение среды, а также увеличение заповедных территорий.

Каждый год российские орнитологи, члены Союза охраны птиц, выбирают так называемую «птицу года». Кандидатами на получение такого звания становятся птицы, распространенные на всей территории России (или большей ее части), узнаваемые и при этом нуждающиеся в защите человека. Цель данной компании - обратить внимание людей но птиц нашей страны и необходимость их охраны. Участники акции «Птица года» собирают данные об избранной птичке, и показывают людям ее красоту и уязвимость.

В 2012 году этот громкий титул получила варакушка - самый близкий родственник соловья. В отличие от своего собрата, она очень ярко окрашена, хотя издали и смотрится серовато-бурой - в целях маскировки. Специалисты шутят, что варакушка - это птица расцветки флага России, т.к. у самца данного вида ярко-синяя, окаймленная красноватой полосой грудка, а на ней яркое белое или рыжее пятно. Поет варакушка громко, но не так переливчато, как соловей, а в свою песню вставляет отрывки из песен других птиц. Весной, в мае, это удивительная птичка поет почти без передышки, в том числе и ночью.
Эта птица вьет гнезда на земле, и поэтому в настоящее время серьезно страдает от весеннего выжигания травы и часто следующих за ним пожаров. Спасти эту птицу можно только прекратив пагубную традицию весенних поджогов травы, так называемых палов.

Орнитологи всерьез обеспокоены возможностью экологической катастрофы из-за истребления многих видов птиц и даже выдвигают предложения отменить день смеха, из-за празднования которого россияне недостаточно серьезно и без необходимого внимания относятся к Международному дню птиц. Участники Союза предлагают официально посвятить этот день - 1 апреля - изучению и охране пернатых.

Птицы живут неподалеку от людей и радуют нас своими звонкими, потрясающими по красоте трелями, легким полетом, красивым оперением. Они приносят неоценимую пользу природе и людям. Так давайте будем благодарны природе, создавшей их, и сделаем всё, что в наших силах, чтобы спасти эти удивительные создания от вымирания!