Насилие в семье. Презентация к родительскому собранию "жестокое обращение с ребенком в семье" Скачать презентацию на тему насилие в семье


Презентацию подготовили
студентки группы 213-л
Барсукова Алина и Замарина Вероника

Насилие в семье представляет собой серьезную медико-социальную
проблему. Лица, подвергающиеся или подвергшиеся в прошлом домашнему
насилию, часто страдают от психических расстройств. Дети и подростки,
ставшие свидетелями домашнего насилия, перенимают подходящую
гендерную модель поведения и воспроизводят ее в следующем поколении

В мировой практике существуют два
основных подхода к проблеме
предотвращения домашнего насилия:
ресторативный, направленный на
урегулирование конфликта и сохранение
семьи, включающий модерируемые
товарищеские суды и принудительные
программы медицинской и
психологической помощи, и карательный,
направленный на разрушение цикла
насилия путём расторжения отношений
между конфликтующими сторонами.
Карательный подход доминирует в
большинстве стран с развитой
законодательной базой и предусматривает
разную меру ответственности за
совершенное домашнее насилие.

В России пока нет отдельного закона о предотвращении домашнего насилия. Два
международных документа, применимых на территории РФ - Всеобщая декларация прав
человека (1948) и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин (1992), имеют декларативный характер. Уголовный кодекс РФ предусматривает
ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и поло- вой
неприкосновенности граждан. Однако эти нормативные акты скорее направлены не на
предупреждение, а на ликвидацию последствий случившегося

Под насилием в семье понимается реальное действие или угроза физического,
сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со
стороны одного лица по отношению к другому, с которым это лицо имеет или имело
интимные или иные значимые отношения. Домашнее насилие (англ. domestic
violence) - выражение для обозначения жестокого обращения в семейно-бытовой
сфере. Явление, из- вестное также под названиями: бытовое насилие, гендерное
насилие, переходит в разряд преступления в зависимости от степени причиненного
жертве ущерба.

В группе потерпевших значительно преобладают лица среднего
работоспособного возраста (25-48 лет). Другие возрастные группы лиц,
пострадавших от насилия в семье, имеют значительно меньший удельный вес:
так, дети до 10 лет являются участниками семейной драмы в 1,67%, подростки
10-17 лет страдают в 4,58%, а престарелые члены семьи (старше 71 года) - в
6,58% анализируемых случаев. От домашнего насилия женщины страдают в 3,33
раз чаще, чем мужчины.

Под насилием в семье часто подразумевают насилие над половым партнером
- как правило, женщиной или девочкой-подростком. Для женщины риск
пострадать от полового партнера примерно в 8 раз выше, чем у мужчин.

Насилие в семье имеет циклический и, в редких случаях, единичный характер. Теория о
циклическом характере домашнего насилия была представлена в 1970-е годы американской
исследовательницей Ленор Уолкер и на сегодняшний день является общепринятой.
Согласно её взглядам, домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл
действий, включающий в себя 4 стадии: нарастание напряжения в семье,насильственный
инцидент; примирение; спокойный. После «медового месяца» отношения возвращаются на
первую стадию, и цикл повторяется. С течением времени каждая фаза становится короче,
вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб.

Физическое насилие включает
прямое или косвенное воздействие на
жертву с целью причинения физического
вреда, выражается в нанесении увечий,
тяжких телесных повреждений, побоях,
пинках, шлепках, толчках, пощечинах,
бросании объектов и т.п. Телесные
повреждения, нанесенные при
физическом насилии, могут проявляться
такими тяжелыми последствиями, как
потеря слуха, зрения, лишение
способности передвигаться. Избиение
беременной женщины может привести к
выкидышу. Телесное наказание (в семье)
является одной из форм домашнего
насилия

К физическому насилию причисляется уклонение от оказания первой медицинской помощи,
депривация сна, лишение возможности отправления жизненноважных функций, привлечение к
использованию алкоголя и наркотиков против желания жертвы, подвержение риску, например, не
проявление осторожности при управлении машиной, угрозы оружием, физическое препятствие
жертве при попытке выйти из дома, закрытие жертвы в помещении, оставление жертвы в
опасных местах. Нанесение физического вреда или угроза его нанесения другим членам семьи,
друзьям, животным с целью психологического воздействия на жертву распознается как косвенная
форма физического насилия.

Сексуальное насилие включает обращение с жертвой как с сексуальным
объектом, воздержание от секса и не проявление нежных чувств, заставление
раздеваться, вступать в половые сношения против воли жертвы, вступать в
половые сношения после побоев, смотреть и/или повторять порнографические
действия, совершение половых сношений с особой жестокостью, проявление
исключительной ревности и обвинение её в любовных связях с кем-либо.
Наиболее часто встречаются следующие типы сексуального насилия в семье:
отец-дочь, отец-сын, мать- сын, дети в роли обидчиков

При изучении последствий насильственных
действий в семье судебная медицина, являясь
междисциплинарной областью знаний,
аккумулирует правовые, психологические,
психиатрические, акушерскогинекологические, андрологические,
биологические проблемы, и только
комплексный подход позволит не только
расследовать, но и предотвращать
преступления, связанные с половой
неприкосновенностью личности. Недостатки
экспертизы в случаях половых преступлений
могут быть разделены на организационнотактические и диагностические. К
организационно-тактическим ошибкам
относятся выполнение экспертиз экспертами, не
прошедшими подготовку по акушерскогинекологической экспертизе, использование не
инструментальных методов исследования,
отсутствие данных о направлении в
дерматовенерологический диспансер и
полученных результатах

Эмоциональное насилие выражается в унижении, оскорблении, контролировании поведения,
изоляции, ограничении круга общения жертвы, допросе, шантаже, угрозах причинения насилия,
постоянной критике жертвы, игнорировании её чувств, поднятии на смех её убеждений, отказ работать
и вносить свою долю в семейный бюджет, запрет жертве выходить на работу, манипуляция ею,
используя при этом ложь и несогласие, обида родственников, друзей жертвы с тем, чтобы прогнать их,
отказ выходить с жертвой на люди, препятствование жертве поддерживать отношения с
родственниками и друзьями, запрет пользования телефоном, контроль семейного бюджета и
единоличное принятие финансовых решений, унижение жертвы на публике, преследование на работе,
угроза уйти или выгнать из дома, угроза похищения детей, наказание детей или изоляция их от
жертвы.

Экономическое насилие
реализуется в контроле над
финансовыми и прочими
ресурсами семьи, выделение
жертве денег на «содержание»,
вымогательство, принуждение к
вымогательству. Сюда также
относятся запрет на получение
образования и/или
трудоустройство, намеренная
растрата финансовых средств
семьи с целью создания
напряженной обстановки.

В медицинской практике встречаются и случаи насилия в семье,
осуществляемого над мужчинами. Специалистами не разработаны вопросы
подразделения видов насилия по отношению к лицам мужского пола, но можно
предположить, что при взаимоотношениях в рамках семейной ячейки типы
насильственных действий могут быть аналогичными таковым в отношении
женщин.

Травмы у жертв насилия в семье встречаются часто, нередко наблюдаются и
их последствия. У лиц, длительно подвергающихся домашнему насилию,
выявляются расстройства преимущественно в сердечно- сосудистой системе,
нервной системе, характеризующиеся этапностью, нарастанием
продолжительности и выраженности, что позволяет выявить и связать их с
длительностью хронического стресса, а также использовать как объективные
критерии при оценке тяжести причиненного вреда здоровью. Расстройства
состоя- ния здоровья составляют легкий вред здоровью в 14,64%, средней
степени в 4,27% и тяжкий вред в 2,47% изученных случаев, повреждения не
причинившие вред здоровью составляют 78,59% случаев

Синдром тряски младенца

– разновидность надругательства над ребенком. Это
повреждение мозга, которое происходит у ребенка. Это происходит, когда кто-то трясет
ребенка, шлепает его или кидает на какие-либо предметы. Ребенка могут трясти руками,
ногами, грудной клеткой или плечами.

Синдром тряски младенца встречается,
когда ребенок не перестает плакать и
попечители трясут ребенка из-за
раздражения. Для того, чтоб предотвратить
возникновение этой проблемы, научитесь
снижать стресс и напряжение, аккуратно
подбирайте людей, которые будут смотреть
за ребенком.
Обычные игры, например, катание
ребенка на колени или подбрасывание
ребенка в воздухе, не вызывает синдром
тряски младенца.
Синдром тряски младенца чаще всего
встречается у детей младше 3 лет и среди
этой возрастной группы чаще встречается у
детей младше 1 года. Но от этого явления
могут пострадать дети вплоть до пяти лет.
Синдром тряски младенца может вызвать
серьезные долгосрочные проблемы.

Из-за чего происходит повреждение мозга?

Тряска ребенка, бросание, удары о предметы – все это вызывает неконтролируемые движения
головы вперед, назад и вокруг своей оси. Ткани мозга, кровяные сосуды и нервы – все это
разрывается. Череп ребенка может повредить мозг в результате чего ткани мозга начнут
кровоточить и опухнут.
Вероятность ранения мозга у маленьких детей намного выше, потому что у них:
1.
Большие и тяжелые головы по отношению к размеру головы.
2.
Слабые мышцы шеи, которые не поддерживают голову достаточно хорошо.
3.
Тонкие кровяные сосуды в мозгу.

Симптоматика

Симптомы варьируют у детей в
зависимости от возраста, от того как
часто над ними надругались, каким
образом и с какой силой.
При незначительных ранениях
могут симптомы могут быть едва
заметными. Ребенка может тошнить, он
может быть нервным или ворчливым,
пассивным, у ребенка может снизиться
аппетит. Более серьезные ранения могут
вызвать припадки, замедленное
сердцебиение, проблемы со слухом,
внутренне кровотечение в один или в
оба глаза.

Симптомы могут начать развиваться
очень быстро, особенно при сильном
ранении. В других случаях на проявление
симптомов опухоли мозга может уйти
несколько дней. Очень часто человек,
который тряс ребенка, кладет ребенка в
люльку, в надежде, что после отдыха
симптомы ослабнут. К тому моменту как
ребенок попадет к доктору, ему необходима
экстренная помощь. В некоторых случаях
ребенок может впасть в кому перед тем, как
кто-то обратиться за помощью.
У детей, пострадавших от тряски,
проявляются и другие результаты
надругательства, например, поломанные
кости, синяки, ожоги.

Методы лечения

Ребенка, пострадавшего от синдрома
тряски младенца, необходимо
госпитализировать, иногда в отделение
интенсивной терапии. Кислородную
терапию могут использовать для того,
чтоб помочь ребенку дышать. Врачи
могут давать ребенку медицинские
препараты для того, чтоб снизить
опухоль мозга. Иногда матрасы с
охлаждением могут помочь снизить
температуру у ребенка, а также
уменьшить опухоль мозга. Ребенок, у
которого было сильное кровоизлияние в
мозг, может понадобиться хирургическое
вмешательство.
В зависимости от симптомов доктор
может попробовать антиприпадковую
медицину, физиотерапию или другие
виды лечения.

Какие долгосрочные негативные последствия от синдрома
тряски младенца?
Примерно 1 ребенок из 4 из тех, кого сильно трясли или кидали на
предмет – умирает от нанесенных ранений. У тех кто выжил могут быть
проблемы с мозгом и со зрением на всю жизнь. К таким проблемам
относят:
2. Припадки – резкие вспышки анормальной электрической активности в
мозгу. У ребенка могут быть неприятные движения мускулов и он будет
не в состоянии говорить, видеть, или же нормально взаимодействовать.
3. Ригидность мускулов (мышечная спастичность) в результате чего
движения ребенка жесткие и неуклюжие.
4. Умственная отсталость которая может повлиять на все сферы жизни
ребенка, например, умение разговаривать или возможность смотреть за
собой в будущем.
5. Слепота или проблемы со зрением.
6. Отставание в физическом и эмоциональном развитии.
7. Проблемы с поведением и обучением – они могут проявиться только
тогода, когда ребенок пойдет в школу.
1.

Результаты исследования, опубликованного в The Journal of Pediatrics,
демонстрируют единодушие врачей по поводу правомерности
установления диагнозов, которые указывают на жестокое обращение с
ребенком. Эта работа была проведена для получения так называемого
общего согласия в отношении понятий. На его основании при
рассмотрении судебных дел, касающихся синдрома встряхнутого
ребенка и травмы головы вследствие жестокого обращения, будут
привлекаться представители судебно-медицинской экспертизы.

Исследователи анализировали данные опроса 628 врачей, которые
являются сотрудниками десяти ведущих детских больниц в США и часто
привлекаются к осмотру получивших травмы детей. Среди них
присутствовали специалисты неотложной медицинской помощи,
интенсивной терапии, детские офтальмологи, педиатры, которые занимаются
случаями жестокого обращения с детьми, детские рентгенологи и
нейрохирурги, а также специалисты судебно-медицинской экспертизы.
Восемьдесят восемь процентов респондентов признали правомочным
диагнозом синдром встряхнутого ребенка, а девяносто три процента - травму
головы вследствие жестокого обращения с ребенком.

На вопрос о предположительном диагнозе у ребенка, у которого имеются
признаки субдуральной гематомы, тяжелого кровоизлияния в сетчатку глаза, а также в
случае комы или смерти, более 80% врачей связали встряхивание с субдуральной
гематомой, 90% - с тяжелым кровоизлиянием в сетчатку глаза, и 78% - с комой или
смертью. Большинство специалистов не указали других причин (кроме столкновения
автотранспортных средств на большой скорости), которые могли бы привести к
схожим патологическим изменениям. Некоторые врачи предположили, что подобные
травмы могут наблюдаться после падения.

Имеются данные о том, что сильное встряхивание вредит мозговым тканям и
кровеносным сосудам маленьких детей сильнее, чем удар головы при падении с
небольшой высоты. Вследствие мягкости мозга и недоразвитости мышц шеи
особенно опасно встряхивать новорожденного до года, однако риск сохраняется
примерно до пятилетнего возраста

Патологоанатомические признаки

При наружном осмотре –нормальное
питание ребенка, цианоз губ и ногтевых
пластинок, наличие слизистых
кровянистых выделений из носа и рта, о
пачканный задний проход, отсутствие
признаков насильственной смерти.

При внутреннем исследовании – жидкое состояние
трупной крови, которая обычно темного цвета;
расширенный правый желудочек сердца, в то время как
левый пуст или почти пуст. Более чем в половине случаев
обнаруживаются мелкоточечные кровоизлияния в плевре и в
перикарде. Обращают на себя внимание пустые прямая
кишка и мочевой пузырь; в желудке часто присутствует
большое количество свернувшегося молока. Нет
макроскопических признаков пневмонии, тимус имеет
нормальные размеры, однако под капсулой, особенно ниже
уровня ключиц, обнаруживаются кровоизлияния. Все
лимфоидные органы и структуры нормальны или
гиперплазированы. Надпочечники по объему или
соответствуют возрастной норме, или уменьшены.

Микроскопические
признаки
непостоянны и могут
включать фокальный
фибриноидный
некроз гортани и
трахеи или
фокальное
интраэпителиальное
воспаление этих
органов

В легких обнаруживают очаговые
интерстициальные лимфоидные
инфильтраты, часто ассоциированные с
бронхами(бронхассоциированная
лимфоидная ткань), очаговые
внутриальвеолярные кровоизлияния и
очаговый острый или подострый
бронхиолит, артериолы легкихимеют
утолщенную стенку; вокруг
надпочечников персистирует бурый жир,
а в печени – очаги кроветворения. В
стволе мозга обнаруживают признаки
глиоза

Дискуссия о роли интраторакальных петехий (ИТП) между J.Beckwith и H. Krous привела к заключению,
что:
Интраторакальные петехии являются характерной находкой в большинстве случаев СВДС, и
они имеют тенденцию быть более многочисленными при этом состоянии, чем при смерти от других
причин, включая смерть от удушения (случайного или злонамеренного) и механической асфиксии
Локализация и распределение петехий предполагает, что в их происхождении играет роль
отрицательное внутригрудное давление
Ряд исследований полагает, что петехии, имеющие происхождение из легочной
микроциркуляции отличаются от петехий, происходящих из системных торакальных сосудов
Экспериментальные исследования предполагают, что в их образовании играют роль
энергичные попытки дыхательных движений, что делает респираторный паралич маловероятным
механизмом
Эти исследования поддерживают тезис, что обструкция верхних дыхательных путей является
конечным механизмом в большинстве случаев СВДС
Частая встречаемость ИТП при СВДС полагает общую этиологию терминальных явлений при
СВДС
Среди маркеров тканевой гипоксии R. Naeye описывает утолщение стенок легочных артериол
вследствие гиперплазии мышечного слоя; гипертрофию правого желудочка; персистирование бурого
жира вокруг надпочечников; гиперплазия медуллы надпочечников;патологические каротидные
тельца; персистирующий гемопоэз в печени; блиоз ствола головного мозга.
Учитывая все возрастающую популярность «сердечных» механизмов смерти при СВДС,были
предприняты попытки найти их морфологический субстрат с использованием специальных методик
исследования проводящей системы сердца. Среди находок были предложены хрящевидные
изменения, фиброз, стеноз пенетрирующего атриовентрикулярного пучка, нарушения артериального
кровоснабжения сердечных узлов, ветвление атриовентрикулярного пучка, дополнительные пути
атриовентрикулярного проведения сигнала. Вместе с тем, исследователи не смогли
продемонстрировать каких-либо специфичных находок, способных пролить свет на механизм СВДС.
И.А.Кельмансон предложил алгоритм, который может служитьвспомогательным методом
диагностики и помочь патологоанатому при анализе случаевсмерти детей, подозрительных на СВДС.
Таблица, включающая 6 клинических и12 морфологических признаков, позволяет осуществить
разграничение случаев СВДСи скоропостижной смерти от жизнеугрожающих заболеваний.

Из истории детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.


Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.


Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Насилие в семье может иметь различный вектор направленности: со стороны мужа по отношению к жене; со стороны жены по отношению к мужу; со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; со стороны старших детей по отношению к младшим; со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам; со стороны одних членов семьи по отношению к другим.




Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
















Защита детей государством Конвенция о правах ребенка; Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«; З акон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«; Группа депутатов внесла в Государственную думу законопроект, предусматривающий усиление гарантий прав детей на надлежащее духовно-нравственное воспитание, а также ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними.


Кроме того, авторы законопроекта обращают внимание на то, что в ныне действующем законодательстве предусмотрено более строгое наказание за жестокое обращение с животными - лишение свободы на срок до двух лет, чем за жестокое обращение с несовершеннолетними - лишь ограничение свободы на срок до трех лет. За жестокое обращение с несовершеннолетними предлагается ввести уголовную ответственность - лишение свободы до трех лет.


Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.







Пренебрежение Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.


Сексуальное насилие над детьми Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.


Психологическое насилие Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.


К психологическому насилию относится угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика; лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).


Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.




Дети – главный подарок для мира, С ними чудесней земная картина. Всё понимают, берутся за всё Лучшее с ними людское житьё Частенько слабы, неумелы их руки, Но некогда думать ребятам о скуке. В движеньях, заботах их время проходит, Удача к усердным с годами приходит. В детские годы мечты расцветают, Взрослые часто об этом не знают. Надо детишкам права объяснить, Многому надо их обучить. Мир станет лучше на нашей планете, Если счастливыми будут все дети! Виктор Павлов

Cлайд 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» ФАКУЛЬТЕТ «СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» Проблема насилия в отношении детей: виды, формы, последствия, оценка факторов риска Шилина Ирина Борисовна, д.и.н., профессор, декан факультета «Социальная коммуникация» МГППУ Москва, 2013

Cлайд 2

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей. Насилие – это сила слабого, в большей степени обусловленная потребностью человека в самоутверждении через подавление других.

Cлайд 3

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Насилие в семье может иметь различный вектор направленности: со стороны мужа по отношению к жене; со стороны жены по отношению к мужу; со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; со стороны старших детей по отношению младших; со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или к престарелым родственникам; со стороны одних членов семь по отношению к другим. В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

Cлайд 4

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 1. Дети чаще подвергаются насилию в социально-неблагополучных семьях. Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать в семьях с высоким уровнем образования и доходов. Социально-неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окружающим и представителям органов власти. Семьи с высоким доходом более закрыты и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социально-благополучной» семье нет никого, кто бы мог за него заступиться. Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка.

Cлайд 5

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 2. Физические наказания могут пойти ребенку на пользу. Физические наказания оставляют в детях чувство страха, унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости и фрустрации, при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становятся внутренними ценностями. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его. Родители, физически наказывающие детей, служат для них примерами агрессивности.

Cлайд 6

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 3. Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение. Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы - насильственные или ненасильственные они выбирают для выражения своего гнева. Приверженность взрослых насильственным способам закрепляет, согласно теории социального научения, незрелые формы саморегуляции и деструктивные формы поведения у детей.

Cлайд 7

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 4. Случаи сексуального насилия в отношении детей - редкость. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского органы внутренних дел России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Эти цифры не отражают реального положения дел, т.к. они регистрируют только те случаи насилия, когда преступники были арестованы и понесли заслуженное наказание. Случаев сексуального злоупотребления детьми в среднем в 3 раза больше, чем случаев избиения. Около 25% женщин в нашей стране подвергались сексуальному насилию в детстве.

Cлайд 8

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 5. Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершается незнакомцами. В 75-80% случаев насильники знакомы детям, из них 45% - это родственники, родители и лица, их заменяющие. В среднем, считается, что 9 из 10 пострадавших детей знакомы с насильниками или связаны с ними родственными отношениями. 6. Сексуальному нападению со стороны взрослых в основном подвергаются подростки. Сексуальное насилие может произойти, когда ребенок находится в еще младенческом возрасте, дети дошкольного возраста так же считаются повышенной группой риска. Наиболее часто подвергаются насилию дети от 8 до 11 лет.

Cлайд 9

1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми более 50 тысяч детей в России ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье; более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей; число беспризорных детей в России достигло 3-4 миллионов. Мифы: Факты: 7. Дети могут выступать соблазнителями в сексуальных взаимоотношениях взрослого и ребенка. Дети, как и все живые существа, могут испытывать сексуальные чувства, однако у них отсутствуют знания и опыт для того, чтобы инициировать сексуальную активность вне группы сверстников. Взрослые, обладая такими знаниями и опытом, осознают, что сексуальные действия с ребенком наносят ему физический и моральный вред н, по сути, являются его эксплуатацией.

Cлайд 10

1.2. Виды насилия в отношении детей Различают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах. 1. Физическое насилие. 2. Психологическое (эмоциональное) насилие. 3. Пренебрежение основными нуждами ребенка. 4. Сексуальное насилие.

Cлайд 11

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими. Эти повреждения могут вызвать серьезные 1.2. Виды насилия в отношении детей нарушения физического или психического здоровья ребенка, отставание в развитии или даже привести к смерти. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей. Внешний вид: множественные повреждения, имеющие специфический характер и различную степень давности; задержка физического развития, отставание в росте и весе, обезвоживание (для грудных детей); признаки плохого ухода.

Cлайд 12

Основные типы травм: - на теле: ссадины, синяки, царапины, раны, ожоги от сигарет или от прижигания другими предметами, следы от пощечин, шлепков, ударов рукой, ногой, ремнем, кровоподтеки, шрамы, следы от связывания, от сдавливания, от укусов. - на голове: участки облысения, кровоизлияние в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы во рту и на губах. - повреждение внутренних органов: переломы, разрывы печени, ушибы почек, мочевого пузыря, сотрясение головного мозга. - изменение физического состояния вследствие принуждения ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков, отравляющих веществ или медицинских препаратов. 1.2. Виды насилия в отношении детей

Cлайд 13

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие: 1.2. Виды насилия в отношении детей К прямым психологическим последствиям физического насилия в отношении ребенка относят появление характерных эмоциональных реакций - тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройство сна, аппетита, различные тики, энурезы, энкопрезы и другая неврозоподобная симптоматика. Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы или ее отсутствие, редкая улыбка в возрасте от 3 до 6 мес.

Cлайд 14

1.2. Виды насилия в отношении детей Возраст 6 месяцев -1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, испуг или подавленность при попытках со стороны взрослых взять ребенка на руки. Возраст 1,5 - 3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности. Возраст 3 года - 6 лет: наличие страхов, пассивная реакция на боль, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.

Cлайд 15

1.2. Виды насилия в отношении детей Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы. Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку: - противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка; - позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за медицинской помощью исходит от другого лица;

Cлайд 16

1.2. Виды насилия в отношении детей - обвинение в травмах самого ребенка; - неадекватность реакции родителя на тяжесть повреждения, стремление к ее преуменьшению или преувеличению; - отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; - невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в отношениях с ребенком; - рассказы о том, как их наказывали в детстве; - признаки алкоголизма, психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбудимость, неадекватность).

Cлайд 17

2. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребенка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. 1.2. Виды насилия в отношении детей Формы психологического насилия: Отвержение; Терроризирование; Изоляция; Эксплуатация/развращение; Игнорирование. Проявлений психологического насилия – это эмоциональная депривация ребенка, лишение его возможности испытать подлинное чувство привязанности к родителям, защищенности, теплоты, глубокого общения.

Cлайд 18

Особенности психического состояния и физического развития ребенка, позволяющие заподозрить психологическое насилие: задержка физического и интеллектуального развития; нервные тики; сосание пальцев; энурез; печальный вид; нарушение аппетита; нарушение сна; соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии). 1.2. Виды насилия в отношении детей

Cлайд 19

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию: беспокойство; тревожность; склонность к уединению; подавленность; агрессивность; чрезмерная уступчивость и послушание; заискивающее; угодливое поведение; побеги из дома; угрозы и попытки суицида; проблемы в общении; плохая успеваемость; низкая самооценка. 1.2. Виды насилия в отношении детей

Cлайд 20

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить психологическое насилие по отношению к ребенку: постоянное сверхкритичное отношение к ребенку; нежелание поддержать ребенка или утешить его, в тех случаях, когда он в этом нуждается; отождествление ребенка с нелюбимым родственником; перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи; подверженность стереотипам о пользе жестких мер воспитания в отношении детей. 1.2. Виды насилия в отношении детей

Cлайд 21

3. Пренебрежение основными нуждами ребенка – нежелание или неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребенка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию. 1.2. Виды насилия в отношении детей Под пренебрежение интересами и нуждами ребенка понимается: - отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения;

Cлайд 22

1.2. Виды насилия в отношении детей - оставление ребенка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям; - лишение ребенка должного внимания и заботы, в результате чего для ребенка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлеченным в употребление алкоголя или наркотиков, а так же совершение преступлений.

Cлайд 23

1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: санитарно-гигиеническая запущенность; низкая масса тела, задержка роста; общее отставание в физическом развитии; задержка речевого и моторного развития; утомленный вид; сонливость; опухшие веки; обезвоживание организма (у грудничков); педикулез; неопрятная или неподходящая по сезону одежда; хронические инфекции; многократная госпитализация; многократные повреждения от случайных травм или отравлений.

Cлайд 24

1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: испытывает постоянный голод или жажду; ворует пищу; интенсивно привлекает к себе внимание других людей; легко вступает в контакт с посторонними; не по возрасту самостоятельный,; имеет трудности в обучении; низкую успеваемость; проявляет агрессивность; пассивность; подавленность; регрессивное поведение; трудности общения; занимается мастурбацией; демонстрирует делинквентное поведение.

Cлайд 25

1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности родителей и семей, допускающих пренебрежение основными нуждами ребенка: не получили в детстве опыта полноценной эмоциональной близости с собственными родителями; имеют неразвитые родительские чувства и родительские навыки (например, сами воспитывались в сиротских учреждениях); игнорируют общепринятые нормы морали, считая ребенка своей собственностью; злоупотребляют алкоголем или наркотиками; имеют психические заболевания; являются членами деструктивных сект.

Cлайд 26

4. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в осознаваемые или неосознаваемые им, в силу функциональной незрелости, в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. 1.2. Виды насилия в отношении детей Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок: - не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого, опирающегося на авторитет или силу; - не может полностью понимать, в силу своей функциональной незрелости, на что подталкивает его взрослый и поэтому его «согласие» на сексуальные отношения носит условный характер;

Cлайд 27

1.2. Виды насилия в отношении детей - не может предвидеть все негативные последствия сексуальных действий и тот вред, который будет причинен его физическому, психологическому и социальному здоровью. Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить сенсуальное насилие: повреждение генитальной, анальной или оральной области, ссадины, потертости, повторные или хронические инфекции мочеполовых путей, наличие заболеваний, передающихся половым путем, зуд в интимных местах тела, боль при мочеиспускании или дефекации, боли в животе, кровотечения, несоблюдение личной гигиены, неловкое положение ног при ходьбе, психосоматические расстройства.

Cлайд 28

1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить сексуальное насилие: Дети дошкольного возраста: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение, нервно-психические расстройства, открытая мастурбация, неадекватные возрасту рисунки людей, на которых явно вырисованы интимные места тела, несвойственные ранее сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, имитация полового акта с куклами или игрушками, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.

Cлайд 29

1.2. Виды насилия в отношении детей Дети младшего школьного возраста: снижение успеваемости, замкнутость, стремление к уединению, боязливое реагирование на объятия и поцелуи, ухудшение отношений со сверстниками, несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости. Дети старшего школьного возраста, подростки: депрессия, расстройства восприятия, побеги из дома или институциональных учреждений, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление наркотиков или алкоголя, проституция или беспорядочные половые связи.

Cлайд 30

1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие по отношению к ребенку: демонстрация по отношению к ребенку преувеличенно заботливого и опекающего отношения; частые желания остаться с ребенком наедине; нарочитое желание сопровождать ребенка во время гигиенических процедур, купания, переодевания; желание телесного контакта с ребенком и нарушение его физических границ (усаживание на колени, целование в губы, сексуальные поглаживания, стремление спать на одной кровати и пр.); проявление ревности к ребенку, ограничение его контактов с другими детьми и взрослыми; обвинение ребенка в сексуальной провокации; наличие у взрослого проблем с алкоголем или наркотиками.

Cлайд 31

1.3. Особенности физического и личностного развития детей, повышающие риск насилия Группы детей, наиболее подверженных насилию со стороны взрослых: Дети-инвалиды с физическими или умственными недостатками; Дети с врожденными уродствами; Дети, родившиеся в результате изнасилования или от случайной половой связи; Недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес; Дети, появившиеся на свет после тяжелой беременности и родов; Дети, которые были разлучены с матерью в течение первого года жизни; 1.4. Факторы риска, увеличивающие вероятность насильственного поведения родителей Опыт насилия в детстве; Особенности личности взрослого; Особенности отношения к ребенку; Низкий уровень развития социальных навыков; Неразвитость родительских навыков и чувств; Психическое здоровье; Ситуационные факторы.

Cлайд 34

1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные Выраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребенка зависит от сочетания ряда факторов: Характеристика насилия: от кого исходило насилие; являлся ли ребенок прямым объектом насильственных действий или является свидетелем насилия в адрес значимых для него людей; вид(ы) насилия, которым он подвергался; длительность ситуации насилия; частота насильственных действий и эпизодов; степень тяжести насильственных действий; особенности раскрытия факта насилия, в частности факта сексуального злоупотребления. Cлайд 36 Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребенка: 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные задержка физического, речевого или моторного развития; физические ранения и травмы; нарушение действия и развития нервной и других жизненноважных систем организма; появление неврозоподобной симптоматики (расстройства сна, аппетита, различные тики и пр.) приобретение психосоматических заболеваний; приобретений физических травм и увечий.

Cлайд 37

Когнитивные последствия: изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и о себе: трудности концентрации внимания; ухудшение памяти; снижение успеваемости; задержка интеллектуального развития; формирование искаженных (негативных или и иррациональных) представлений о себе и об окружающем мире. 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные 39 Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка: 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные снижение успеваемости и проблемы с учебой; самодеструктивное поведение; агрессия по отношению к людям и животным; сексуализированное поведение; «жертвенное» и зависимое поведение; занятие проституцией; правонарушения; низкий социальный статус; побеги из дома. уход в наркоманию и алкоголизм; суицидальные попытки.

Cлайд 40

Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные отношения: тенденция к изоляции от социальных контактов из-за депрессии и травмированного образа себя; сложности в создании отношений из-за агрессивного поведения и импульсивности; сложности образовывать устойчивые отношения из-за недоверия и нарушенной самооценки; воспроизведение и тиражирование насильственных отношений в собственных семья и с собственными детьми. Среди отдаленных социальных последствий насилия на первый план выступают саморазрушающее поведение и воспроизведение насильственных отношений в будущем. 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные

Презентация посвящена острой социальной проблеме современного общества.

Содержит:

Факторы риска для жестокого обращения с детьми.

Типы сексуального насилия в семье.

Дети в роли обидчиков.

Психологические факторы риска ребенка.

Как защитить ребенка?

Принципы реабилитации ребенка - жертвы насилия.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Насилие в семье

Насилие в семье - это отдельная большая тема, которой посвящено множество исследований. Чаще всего насилию в семье подвергаются женщины и дети, мужчины - сильный пол, реже становятся жертвами насилия. Насилие обычно происходит в семьях с размытыми границами между членами семьи. Страдают от насилия физического, психологического, сексуального обычно самые слабые члены семьи, не способные защитить себя.

Факторы риска для жестокого обращения с детьми Психологические факторы риска для родителей Родители, избивающие своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители - тираны или хронически - агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности. В. Стил подчеркивает важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большинство родителей жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.

А. Басс указывает на 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек: частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен, частое достижение успеха агрессией, культурные и субкультурные нормы, темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью. По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев сексуальное насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения сексуального удовлетворения.

Типы сексуального насилия в семье ОТЕЦ - ДОЧЬ. Пассивно-зависимые отношения в семье: в отношениях с женой муж чувствует себя зависимым ребенком, которым пренебрегают - он обращается к дочери как к другой жене, чтобы ощутить, что он - мужчина. Агрессивно - доминантные отношения в семье: жена и дочь изолированы от социальных связей. Жена эмоционально беззащитна и беспомощна, муж полностью властвует, но не получает эмоциональной поддержки и эмоционального признания от жены. Сексуальные отношения с дочерью как осуществление права Нарцисса. Жена доминирует - муж подавляется. Отношения с дочерью как компенсация подавленной потребности к доминированию.

ОТЕЦ - СЫН Отец в детстве (подростковом возрасте) имел проблемы в отношениях с противоположным полом. Может быть, отец не был уверен в своей сексуальной ориентации. Может быть, отец был жертвой инцеста в детстве.

МАТЬ - СЫН Связь такого рода свидетельствует о наличии серьезных психических нарушений у матери, так как женщине, по сравнению с мужчинами, приходится преодолевать большее сопротивление для совершения сексуального насилия над собственным ребенком. Этому препятствуют: Социально-ролевой барьер - стереотипный сексуальный агрессор - это мужчина. Психологический барьер - материнский инстинкт глубже отцовского.

Следует подчеркнуть, что очень часто сексуальный агрессор в прошлом сам был жертвой сексуального насилия. В случаях инцеста у насильников наблюдались глубокие психо -сексуальные нарушения, садизм, фетишизм, необычные формы полового акта, эпизоды гомосексуализма и трансвестизм. Отсутствие желаемого удовлетворения от этих форм сексуальной активности толкало их на совершение инцеста.

Дети в роли обидчиков Олвеус дает характеристики семейного окружения и условий родительского воспитания обидчиков: Родители склонны проявлять негативное отношение к своей родительской роли, давая недостаточно тепла и заботы ребенку. На поведение ребенка не накладываются адекватные ограничения, не обеспечивается адекватный контроль, и проявляется терпимость к агрессивному поведению по отношению к членам семьи, сверстникам. Склонность семьи практиковать телесные наказания или яростные эмоциональные вспышки. Дети с плохим контролем внутренних импульсов и легко возбудимые скорее демонстрируют притесняющее поведение, чем дети с более устойчивым характером реагирования.

Признаки обидчика: Дразнит, высмеивает, толкает; Физически сильнее, чем сверстники; Любит, чтобы признавалось его превосходство над другими; Импульсивный, раздражительный, нетерпимый, агрессивный, принуждающий, воинственный; Проявляет слабую эмпатию по отношению к другим; Ранняя вовлеченность в антисоциальное поведение (выпивки и т. п.); Отставание от сверстников по количеству оконченных классов. Особую опасность, как источник распространения преступности имеют так называемые "группы риска". В них отчетливо проявляются особенности подросткового и юношеского возраста; выраженный групповой характер приобретает потребление спиртных напитков и наркотиков, занятия проституцией, в действиях таких групп нарастает агрессивность. Активно идет процесс подчинения молодежных "групп риска" организованной преступности.

Психологические факторы риска ребенка Согласно фактологическим данным, большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни. Чрезмерный непрекращающийся крик и раздражительность младенца часто приводят к уменьшению привязанности матери к нему. В то же время из наблюдений исследователей, младенцы, которые пассивны и отстают в развитии, могут также фрустрировать матерей и способствовать проявлению физического жестокого обращения с их стороны. Дети с физическими и психическими отклонениями также уязвимы для злоупотребления. Дети - инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психологическими заболеваниями не только обременительны для родителей, но и рассматриваются нарциссическими родителями как символ их собственного поврежденного самоотражения.

Дети - жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны. Эти дети часто имеют симбиотические связи с родителями, обладают слабыми социальным опытом и поддержкой. Итак, черты жертвы: Подвергается высмеиванию; Подвергается толчкам, пинкам; Попадает в драки, которых старается избежать; Его вещи отнимают или уничтожают; У него наблюдаются "необъяснимые" порезы и порванная одежда; Исключается из групп сверстников; Выбирается для игр последним; Держится вблизи от учителя.

Женщины, подвергающиеся насилию в семье Психологи описывают классический цикл взаимодействия партнеров, когда женщина подвергается насилию, оскорблениям, состоящий из трех фаз: Напряжение - отдельные вспышки оскорблений. Женщины обычно реагируют спокойно, стараясь разрядить обстановку или пытаются защитить свое положение в семье. Оба партнера могут оправдывать поведение мужчины его реакцией на стресс из-за работы, денег и т.д. С ростом напряжения способности женщины балансировать становятся все слабее. Именно на этой стадии для женщин наиболее необходимо и эффективно найти поддержку и помощь.

Основная профилактика насилия: В супружеских отношениях - это установление правил не допускающих агрессивных форм решения конфликтных ситуаций. Если при знакомстве вы чувствуете, что партнер может быть грубым и вспыльчивым, если в его прошлом известны случаи, что он на кого-то поднимал руку - то это сигнал опасности, говорящий о том, что и в ваших отношениях этот человек может вести себя также. Если в каком-то из аспектов своей жизни человек проявляет определенное поведение, то это же поведение будет легко переносится и в другие аспекты жизни. В таком случае, вам предстоит решить для себя, сможете ли вы связать свое будущее с таким человеком.

Как защитить ребенка? В первую очередь, ваш ребенок должен знать о том, что не стоит вступать в разговоры и следовать за чужими людьми на улице. Нельзя также позволять чужим людям смотреть или дотрагиваться до интимных мест. Если ребенок жалуется на насмешки в саду или в школе со стороны сверстников, если его регулярно кто-то обижает, то родитель должен вмешаться в эту ситуацию и решить проблему, обсуждая ее с детьми, преподавателями и родителями обидчиков ребенка.

Принципы реабилитации ребенка - жертвы насилия Необходим анализ проблем, связанных с плохим обращением, а также проблем, предшествовавших плохому обращению. Клиницист может быть вынужден вмешиваться в условия среды и окружения, чтобы предоставить ребенку всеобъемлющую и индивидуальную помощь. Ребенка никогда не следует рассматривать в изоляции от его семьи или лиц, обеспечивающих уход за ним, а также непосредственного окружения. Терапия должна ориентироваться на развитие ребенка. Лечение должно быть направлено на последствия, проявляющиеся в развитии. Злоупотребление или пренебрежение может нарушить способность ребенка справляться с этапными задачами развития и оказать значительное воздействие на достижение последующих задач развития. Следовательно, психолог или психотерапевт должен оценивать и при необходимости лечить последствия в развитии, связанные с плохим обращением.

Лечение должно соответствовать этапам развития. Стратегии лечения и терапевтического вмешательства должны соотноситься с умениями и способностями, связанными с развитием ребенка. Например, терапевтический подход, основанный, в первую очередь, на словесном общении, не будет эффективен с ребенком, у которого нарушены или не развиты навыки восприятия информации и выражения своих чувств с помощью речи. Попытка последовательного применения исключительно словесного общения породила бы сильную фрустрацию и чувство непригодности в ребенке, уже и так страдающем от слабого самоуважения. Здесь игротерапия является хорошим примером лечебного подхода с учетом развития ребенка. Главная цель терапии детей - жертв насилия - помочь им распознать и адаптивно выразить все их чувства относительно переживаний, связанных со злоупотреблением и пренебрежением.

Литература 1. Проект "Доверие" по оказанию помощи детям - жертвам насилия, интернет - ресурс: http://www.psyonline.ru/info/article/violence/84/. 2. Из брошюры "За безопасность семьи". Методические материалы из опыта работы центра социально-психологической помощи семье г. Арзамаса, Арзамас, 1999 г., интернет-ресурс: http://www.harmony.baikal.ru/center/cycle.htm. 3. А,Я. Варга "Насилия в семье. Насильники по неволе", интернет - ресурс "Психологический навигатор", http://www.psynavigator.ru/articles.php…. 4. "Насилия, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование". (ВНИИ Проблем исследования (М. 1990)) 5. "Руководство по предупреждению насилия над детьми" под редакцией Н.К. Асановой (М. 1997) 6. "Дети и психология агрессии" С.Н.Ениколопов (журнал "Школа здоровья" № 3 1995 г.) Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия Меньшикова Е.С. (Психологический журнал, том 14 № 6, 1993 г.)


1 слайд

2 слайд

Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы – перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями. Альберт Лиханов

3 слайд

Насилие – это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.

4 слайд

В отношении детей выделяют следующие виды насилия: пренебрежение основными интересами и нуждами ребёнка; 2) физическое насилие; 3) психологическое (эмоциональное) насилие; 4) сексуальное насилие и растление; 5) экономическое

5 слайд

Недостаточное обеспечение необходимой медицинской помощью, когда он болен. Недостаточное удовлетворение его потребности в еде, физической и психологической безопасности, любви, познании. - Причинение умышленного вреда ребёнку. - Отсутствие должного обеспечения опёкой и надзором. - Воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами. - Эксплуатация непосильным трудом. - Алкоголизм родителей, употребление наркотиков. Пренебрежение основными интересами и нуждами ребёнка

6 слайд

Психологическое насилие: оскорбления; шантаж, акты насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнёром; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушения предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам; эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих её действий; контроль над распорядком дня жертвы и т.п.

7 слайд

Психологическое насилие наиболее распространено, присутствует практически во всех семьях. Результатом данного вида насилия могут стать обострение хронических заболеваний, посттравматический стресс, депрессия, постоянное чувство страха, попытки самоубийства. Специалисты считают, что психологические последствия домашнего насилия гораздо серьёзнее, чем переживания по поводу агрессии со стороны, например, нападения хулигана на улице.

8 слайд

Экономическое насилие: отказ в содержании детей, утаивание доходов, трата семейных денег, самостоятельное принятие большинства финансовых решений – это может проявляться, например в том, что при покупке продуктов не учитывается потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками и т.п.

9 слайд

Сексуальное –это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Инцест – сексуальные отношения между кровными родственниками.

10 слайд

Физическое – это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей от заботы об уходе, здоровье, безопасности детей.

11 слайд

Как проявляется насилие? 1. Запугивание и угрозы – внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др. 2. Изоляция – постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др. 3. Физическое наказание – избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др. 4. Эмоциональное (психическое) насилие – не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок – самый худший, а женщина – плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.