Но и свободу мысли и. Конституционное право россии. Мнения и убеждения


1. Введение

2. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина

2.1. Личные (гражданские) права и свободы

2.2. Политические права и свободы

2.3. Экономические, социальные и культурные права и свободы

3. Свобода мысли и слова

4. Свобода слова.

4.1. Свобода слова и средства массовой информации

4.2. Свобода слова: философский аспект

5. Доступ к информации. Государственная и иная, охраняемая законом тайна

5.1. Формы доступа к информации. Институт аккредитации

5.2. Доступ к судебным слушаниям

5.3. Государственная тайна

Заключение

Список используемой литературы


1. Введение

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Свобода слова тесно связана с вопросами установления истины, самоуправления, обеспечения гибкости политической системы, самореализации личности, естественных прав человека и их защиты.

Исторически она возникла как инструмент для обеспечения информированности и поддержания высокого уровня компетентности государственных органов власти. Так, английский Билль о правах 1689 г. гарантировал членам Парламента полную свободу обсуждения дел королевства и чиновников, без чего его работа была бы неэффективной. Это свойство свободы слова до сих пор ценится даже некоторыми авторитарными режимами, которые оставляют небольшие и безопасные для своей стабильности «островки свободы» (например, лишённые цензуры малотиражные газеты), чтобы иметь объективное представление о том, что же реально происходит в регионе и за его пределами. Более широко, эта свобода стала считаться одним из важнейших условий для поиска и установления истины . Как писал Дж. Милль , «особое зло подавления мнений в том, что обездоливается все человечество, и те, кто против данной мысли, еще больше, чем ее сторонники. Если мысль верна, они лишены возможности заменить ложь истиной; если неверна, теряют… ясный облик и живое впечатление истины, оттененной ложью… Полная свобода выражений - необходимое условие, чтобы оправдать претензии на истину».

Другим аспектом «Билля о правах» 1689 года было то, что в нём Парламент рассматривается как высший представительный орган национального самоуправления , следовательно, что право на информацию о работе правительства исходит от народа. По мере развития демократии , последнее приобрело особую актуальность.

С точки зрения этой политической системы, наиболее важной стороной свободы слова является свобода распространения такой информации, которая может повлиять на исход выборов или на работу правительства. Здесь в большинстве современных либеральных демократий законодательные ограничения низки и вводятся только на срок избирательных кампаний: публикации в СМИ должны чётко давать понять, является ли их целью оказание воздействия на выборы и кто реально несёт за них ответственность. Для того, чтобы люди были достаточно осведомлены накануне выборов, они должны ознакомиться с различными точками зрения. Это в первую очередь относится к основным для избирателей источникам информации (на сегодняшний день это телевидение ) и обеспечивается либо доступом к широкому ряду свободных от цензуры и независимых друг от друга источников, либо политикой плюрализма на занимающих монопольное положение СМИ.

В сочетании с демократическими процедурами, обеспечивающими подотчётность правительства перед избирателями, свобода слова становится одним из важнейших инструментов защиты всех прав человека. Как отмечал Карл Поппер , она также играет ключевую роль в обеспечении стабильности либеральной демократии , поскольку делает возможным подстройку работы правительства и даже политической системы в целом под объективные потребности общества.

Либерализм раскрыл этическую сторону свободы слова, которая на эмоциональном уровне стала доминировать над изложенным выше утилитарным взглядом. Здесь на первый план выступают человеческое достоинство и объективные потребности (естественные права ), данные человеку от рождения. Эта концепция имеет христианские корни, и её ранние популяризаторы (начиная с Гуго Гроция ) часто ссылались на цитату из Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27). Однако позже она была переформулирована Кантом в терминах светской теории, что принципы человеческого общества имеют фундаментальную естественную природу. Такой подход означает, что допустимы только такие ограничения на свободу слова, которые носят вынужденный и нравственно оправданный характер.

Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.

Первые официальные упоминания о свободе слова в России связаны с принятием цензурного устава Александром I в 1804 году. В течение всей последующей истории критики государственной власти отмечали расхождение между декларируемой в законах свободой слова и печати и реальным положением дел в стране.

Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека - стала вторая половина XX в. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.


2.Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина

Действующая Конституция России закрепляет гуманистический характер конституционного строя - в системе «человек - государство» не человек существует для государства, а государство для человека.

Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей (в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя) приоритет следует отдавать правам человека. Права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:

2.1. Личные права и свободы

Личные (гражданские) права и свободы - это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, предоставляют конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т. п.) от неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации. К личным правам и свободам человека и гражданина относятся: (право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка; свободу передвижения и выбора места жительства; свободу совести и вероисповедания, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой; свободу мысли и слова; право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные гарантии и др.)

2.2. Политические права и свободы

Политические права и свободы - это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все, например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку). К политическим правам и свободам относятся: право на объединение, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все, например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку). К политическим правам и свободам относятся: право на объединение; свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций; право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), право доступа к государственной службе; право обращений («право петиции»); свобода информации и средств массовой информации и др.

Каждому человеку гарантируется свобода слова. Ст. 29 Конституции РФ закрепляет эту гарантию на высшем законодательном уровне. Рассмотрим далее содержание и особенности применения нормы.

Ст. 29 Конституции РФ: общие сведения

В норме закреплены основные положения, связанные со свободой слова. При этом установлены как запреты, так и права. В частности в части 2 ст. 29 Конституции РФ запрещены пропаганда или агитация, направленные на возбуждение национальной, расовой, религиозной ненависти и вражды. Не допускается пропаганда языкового, национального, социального, религиозного превосходства.

В ч. 3 закреплен запрет на принуждение человека к выражению своих убеждений, мнений либо отказу от них.

Согласно части 4 ст. 29 Конституции РФ , каждый человек может свободно искать, передавать, распространять, производить, искать информацию, используя законные способы. В федеральном законодательстве закрепляется перечень данных, являющихся государственной тайной.

В ст. 29 Конституции РФ закреплена свобода слова СМИ. Цензура в России запрещена.

Ст. 29 Конституции РФ с комментариями

В юридическом плане свобода мысли предполагает невмешательство государственной власти в процесс формирования у индивида его убеждений и мнений, защиту от любого другого вмешательства. Гарантии, закрепленные в ст. 29 Конституции , предполагают также недопущение всякого идеологического диктата, контроля или насилия над личностью.

Свободой слова следует считать возможность без каких-либо препятствий выражать убеждения и мнения по разным вопросам государственного, общественного или любого иного характера через устную или письменную речь, на митингах, собраниях и иными формами.

Свобода выражения мнений

Эта юридическая категория закрепляется на международно-правовом уровне. Она включает в себя свободу придерживаться возможность искать, получать, распространять идеи, сведения любыми способами без вмешательства власти и вне зависимости от госграниц.

Принцип свободы выражения мнения лег в основу и других свобод и прав. К ним, в первую очередь, следует отнести активное избирательное право, которое может реализовываться в том числе и посредством участия в референдумах; право петиции, свободу творчества, право на образование, свободу совести.

Ограничения

Принципы, закрепленные ст. 29 Конституции , чрезвычайно важны для реальной реализации свободы каждого человека. Между тем, она не может быть безграничной.

Слово является одним из ключевых средств общения. Оно может оказывать огромное влияние на поведение и сознание окружающих. Слово способно разрушать и созидать, призывать к прогрессу или к насилию, унижать достоинство или способствовать повышению культурного уровня. Все это обуславливает необходимость определения не только правовых, но и нравственных ограничений свободы слова.

Ответственность за нарушения запретов

Во 2 части ст. 29 Конституции закреплены юридические барьеры, препятствующие злоупотреблениям свободой слова. Несмотря на то что они сформулированы в общем виде, они вполне определенно задают направление поведения индивида. Нарушение запретов, установленных ст. 29 Конституции , влечет ответственность.

В частности, в 282 статье УК предусмотрено наказание за действия, направленные на разжигание вражды или ненависти, унижение достоинства отдельного человека или социальной группы по расовым, половым признакам, отношению к религии, принадлежности к какому-либо объединению, совершенные с использованием СМИ либо публично.

В преамбуле ФЗ № 1807-1 присутствует указание на недопустимость пропаганды пренебрежительного отношения или вражды к любому языку, используемому на территории России, создания препятствий или привилегий, противоречащих закону, при использовании языков, а также иного нарушения действующих норм.

Мнения и убеждения

Они отражают содержание сознания человека, его внутренний мир, определяют индивидуальность. Мнения считаются подвижным элементом сознания. Убеждения представляют собой устойчивую систему взглядов, характеризующую ценностные ориентации индивида.

Свобода слова и мысли, закрепленная в ст. 29 Конституции , означает не только право человека без каких-либо препятствий выражать свои убеждения, мнения, но и недопустимость всякого принуждения к этому или к отказу от высказывания своих мыслей. должны соблюдать все участники общественных отношений. В их числе и госорганы, структуры территориальной власти, политические объединения и пр.

Закрепляя в Конституции ограничения, законодатель обеспечивает охрану внутреннего мира человека, гарантирует развитие личности, возможность изменять свои убеждения, но не вследствие принуждения, а по своему усмотрению в ходе свободной дискуссии, изучения реальности, обсуждения идей и пр.

Проблемы судебной практики

При применении положения 29 статьи Конституции возникает вопрос о том, как добиться в том или ином конкретном случае, чтобы требования о защите доброго имени, чести индивида не противоречили интересам свободных дискуссий по политическим проблемам? Решение этого вопроса отнесено к компетенции инстанций общей юрисдикции.

При разбирательстве дел о защите достоинства и чести суд должен установить не только достоверность информации, но и характер ее распространения. Учитывая это, суд решает, причиняют ли действия субъекта вред ценностям, защищаемым Конституции, не нарушаются ли пределы свободной дискуссии.

Инстанции общей юрисдикции могут и должны обеспечивать равновесие при реализации прав на защиту достоинства и чести и свободу слова.

Доступ к информации

Производной от права на свободу слова является возможность осуществлять поиск, распространение сведений, распространять и получать их, гарантированная ст. 29 Конституции РФ (4 часть статьи). Она может реализовываться разными способами: в процессе межличностного общения, через СМИ, путем использования материальных носителей данных, в учебных заведениях, на митингах, собраниях, клубах, на сходах граждан и пр.

Основным условием реализации права, установленного в п.4 ст. 29 Конституции РФ , является законность способов. Законными действия признаются, если не нарушают предписания, закрепленные в нормативных актах. Речь, в частности, о законах, регламентирующих деятельность СМИ, организацию и проведения массовых мероприятий и пр.

Поиск и получение сведений

Права, закрепленные ч. 4 ст. 29 Конституции РФ , конкретизируются в различных федеральных законах. К примеру, в ФЗ № 2124-1 содержится ст. 38. В ней указано, что все граждане имеют право оперативно получать через СМИ достоверную информацию о работе госструктур, организаций, их должностных лиц и пр. Эти данные предоставляются по запросам редакций, на пресс-конференциях и так далее.

Физические и юрлица могут искать и получать любую информацию в любой форме из любых источников с соблюдением требований, предусмотренных в федеральных законах. Исключение установлено только для сведений с ограниченным доступом, составляющих тайну (государственную, коммерческую и пр.).

Использование информации

Конституция гарантирует свободную передачу, распространение, производство сведений законными способами. Соответственно, всякая монополия госвласти на это исключена.

Средства распространения сведений могут быть государственными, общественными или частными. Это подтверждается положениями федеральных законов. К примеру, в 7 статье ФЗ № 2124-1 предусматривается право гражданина, организации или госоргана стать учредителем СМИ, если соответствует установленным требованиям.

Не может выступать в качестве учредителя СМИ:

  • несовершеннолетний гражданин;
  • лицо, признанное недееспособным или отбывающее тюремное заключение по судебному приговору;
  • общественная организация, учреждение, объединение граждан, деятельность которых законом запрещена;
  • иностранец или лицо, не имеющее гражданства, не проживающее на территории РФ постоянно.

Обеспечение конфиденциальности

Право на распространение сведений законными способами предполагает необходимость соблюдать определенные ограничения доступа к данным, охраняемым законом. Об этом прямо говорится в ч. 4 29 статьи Конституции. В норме сказано, что перечень информации, составляющей гостайну, определяется в федеральном законе. Речь, в частности, о ФЗ № 5485-1.

В указанном нормативном акте определен перечень охраняемых сведений в сфере экономики, внешней политики, науки, техники, внешнеэкономической, контрразведывательной, оперативно-розыскной, разведывательной деятельности, в военной области. За их разглашение устанавливается ответственность, в том числе и уголовная. Здесь следует, однако, учесть один нюанс. В силу положений 4 части 29 статьи Конституции, уголовное наказание за разглашение гостайны допускается, если перечень сведений, отнесенных к ней, опубликован в официальном общедоступном источнике.

Правоприменительные решения, к числу которых относится и судебный приговор, не могут основываться на неопубликованных нормативных актах. Это положение вытекает из 3 части 15 статьи Конституции. Важным условием применения нормативных документов является их обнародование. Они должны быть доступны всем заинтересованным лицам.

Конституция РФ в ст. 29 гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, Конституция РФ также устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. По своему содержанию понятие «убеждения» шире, чем «мнения», это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную па определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения меньшинства, или инакомыслящих, уважались.1

Согласно Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается. Гарантии свободы мысли и слова содержатся также в и Законе РФ от 27декабря 1991 г. (ред. от 02 ноября 2004 г.) «О средствах массовой информации». Уголовно-правовые гарантии свободы слова и мысли не связаны с какой-то конкретной статьей УК РФ, но в целом это

1 Петрухин И.А, Личная жизнь: пределы вмешательства. М., 1989, с.47.

2 Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, №7, ст. 300.

право является объектом уголовно-правовой охраны многих уголовно-правовых норм и институтов,

Давая характеристику основных прав и свобод человека и гражданина, следует помнить положение ст. 55 Конституции РФ о том, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Однако степень их конкретизации и известности, как населению, так и специалистам относительно мала,

Более того, следует отметить, что результаты проведенного нами специального опроса более 400 респондентов свидетельствуют о явно недостаточной осведомленности граждан Российской Федерации даже о содержании и источниках основных прав и свобод. Так о существовании международно-правовых документов, в которых закреплены права и свободы человека и гражданина не были информированы около 80% опрошенных. Основное количество респондентов - 70% были осведомлены о закреплении прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ.

О существовании иных правовых актов, посвященных правам и свободам человека и гражданина, знали в той или иной степени 54% опрошенных, не были информированы - 46%.

На вопрос; «Волнует ли Вас проблема обеспечения прав и свобод человека и гражданина?», ответили: очень волнует - 97%, мало волнует -3% опрошенных. На уточняющий вопрос: «Если волнует, то что именно?», конкретный ответ дала только половина респондентов (49%). Среди названных ими вариантов ответа были следующие: -

неэффективность защиты прав через суд; -

слабая правоохранительная функция органов прокуратуры; -

проблемы социальной защищенности (пенсий, пособий, заработной платы и т.п.); -

нерешенные проблемы мигрантов (беженцев, вынужденных -

переселенцев, граждан ближнего зарубежья).

При ответе на вопрос: «Приходилось ли Вам сталкиваться с нарушением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ и других нормативных правовых актах?», респонденты высказались так: да, эпизодически - 61%, да, часто - 32%, нет - 7%.

На следующий вопрос: «Пытались ли Вы защищать свои права и насколько эффективной оказалась защита?», опрошенные ответили: да, пытались - 53%, нет, поскольку никому не нужны наши проблемы - 40%. Из пытавшихся защитить свои права только 9-10% полностью удовлетворены восстановлением нарушенных прав, 16% - удовлетворены защитой частично, 28% - так и не добились восстановления своих нарушенных прав. Отсюда следует вывод о недоверии к государственным институтам защиты прав и свобод человека и гражданина и неверие в эффективность правовых норм в этой сфере,1

Вместе с тем, теория права, внутреннее законодательство России и международно-правовые акты, как усматривается из содержания главы I, особое значение уделяют правовой охране основных прав и свобод человека и гражданина. Объект уголовно-правовой охраны в этой сфере в самом общем виде законодательно определен в ст. 2 Уголовного Кодекса Российской Федерации. В действительности таким объектом является целый комплекс прав и свобод человека и гражданина. Эффективность же уголовно-правовой охраны названного комплексного объекта зависит от постановки и реализации задач уголовной политики в данной сфере, содержания конкретных норм Общей и Особенной частей УК РФ и практики их применения правоохранительными органами.

Обобщенные результаты анкетирования даны в приложении 2.

Еще по теме Свобода мысли и слова.:

  1. § 2. Механизм реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации
  2. § 3 Закрепление охраняемого содержания прав и свобод человека и гражданина в современном международном праве
  • Конституционное право как отрасль Российского права
    • Понятие конституционного права как отрасли права
    • Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды
    • Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты и объекты
    • Конституционно-правовое принуждение
    • Система конституционного права
  • Конституционное право как наука
    • Наука конституционного права: понятие и предмет исследования
    • Источники и методология науки конституционного права
    • Развитие науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Источники конституционного права
    • Конституционные источники
    • Законодательные источники
    • Подзаконные и локальные источники
    • Судебные источники
    • Договорные источники
    • Международные источники
  • Конституция Российской Федерации
    • Конституции: понятие, сущность, функции
    • Виды конституций
    • Конституционное развитие российского государства
    • Конституция Российской Федерации: юридические особенности
    • Поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
    • Осуществление Конституции и конституционное правосознание
  • Основы конституционного строя Российской Федерации
    • Понятие основ конституционного строя
    • Основные конституционные начала публичной власти в Российской Федерации
    • Конституционные принципы федеративного устройства
    • Основные конституционные начала общественного устройства
  • Обеспечение человеческого достоинства - главная цель конституционно-правового регулирования
    • Достоинство человека в контексте современной российской истории
    • Достоинство человека в ретроспективе философско-правовой мысли
    • Достоинство человека в отечественной политико-правовой мысли
    • Неотъемлемость и юридические свойства достоинства как субъективного права человека
  • Конституционное положение человека и гражданина: понятие, конструкция, содержание
    • Правовое и конституционное положение человека и гражданина
    • Юридическая конструкция и содержание конституционного положения человека и гражданина
    • Конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина
    • Условия реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина
    • Юридические гарантии конституционных прав и свобод
    • Принципы конституционного положения человека и гражданина
  • Отношения гражданства
    • Понятие российского гражданства
    • Принципы гражданства
    • Признание гражданства
    • Приобретение гражданства
    • Прекращение гражданства
  • Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев
    • Иностранные граждане, лица без гражданства
    • Беженцы и вынужденные переселенцы
  • Право граждан на объединение
    • Право на объединение
    • Негосударственные организации
    • Некоммерческие организации
    • Общественные объединения
    • Способы учреждения, реорганизации и прекращения общественных объединений
    • Политические партии
  • Свобода совести, вероисповедания
    • Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право
    • Религиозные объединения: понятие и виды
    • Способы учреждения, реорганизации и прекращения религиозных объединений
  • Свобода мысли и слова
    • Свобода мысли и слова: понятие и содержание
    • Конституционно-правовой режим гласности
    • Правовое положение средств массовой информации
  • Право граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Общая характеристика права граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Формы осуществления права граждан на публичные мероприятия
    • Реализация права граждан на публичные мероприятия
  • Конституционно-правовое положение национальных меньшинств в Российской Федерации
    • Национальные меньшинства в России
    • Международно-правовые основы статуса национальных меньшинств
    • Защита национальных меньшинств в российском праве
  • Теория государственного устройства
    • Понятие государственного устройства
    • Унитарные государства и унитарные государства с законодательно-территориальными автономиями
    • Федерация: понятие, виды
  • Юридическая природа Российской Федерации
    • Российская Федерация - суверенное - федеративное государство
    • Становление федерации в России и ее особенности
  • Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
    • Эволюция статуса субъектов Российской Федерации
    • Признаки субъектов Российской Федерации
    • Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации
    • Классификация субъектов Российской Федерации
    • Изменение состава субъектов Российской Федерации
  • Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
    • Понятие административно-территориального устройства
    • Становление и правовое регулирование административно-территориального устройства
    • Населенные пункты. Виды административно-территориальных единиц
    • Административно-территориальные преобразования. Административно-территориальный процесс
  • Система органов государственной власти в Российской Федерации
    • Понятие органа государственной власти
    • Система органов государственной власти
    • Виды органов государственной власти
  • Президент Российской Федерации
    • Понятие института президентуры. Место Президента в системе федеральных: органов государственной власти
    • Порядок занятия должности Президента
    • Компетенция Президента
    • Акты Президента
  • Федеральное собрание Российской Федерации
    • Из истории российского парламентаризма
    • Статус Федерального Собрания. Основы его организации и состав
    • Статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
    • Внутренняя организация палат Федерального Собрания
    • Правовое регулирование роспуска Государственной Думы
  • Федеральный законодательный процесс
    • Законодательная компетенция федеральных органов государственной власти
    • Внесение законопроектов в Государственную Думу
    • Рассмотрение законопроектов Государственной Думой
    • Рассмотрение законов в Совете Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Советом Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Президентом
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство Российской Федерации - орган государственной власти
    • Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти
    • Состав Правительства, порядок его формирования и прекращения деятельности
    • Структура государственных должностей в Правительстве
    • Компетенция Правительства
    • Правовые акты Правительства
    • Организационно-правовые формы деятельности Правительства
  • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
    • Право граждан на судебную защиту
    • Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов
    • Система органов судебной власти
  • Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации
    • Место прокуратуры в системе государственных органов
    • Система органов прокуратуры
    • Принципы организации и деятельности прокуратуры, функции ее органов
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Избирательное право и избирательные системы Российской Федерации
    • Понятие и значение выборов, их виды
    • Понятие и принципы российского избирательного права
    • Избирательные системы
    • Источники российского избирательного права
    • Тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
  • Выборы Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
    • Выборы Президента Российской Федерации
    • Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • Выборы в субъектах Российской Федерации
    • Процесс становления региональных избирательных систем
    • Избирательные системы субъектов Российской Федерации
    • Основные и дополнительные гарантии избирательных прав граждан
  • Референдум как форма народовластия
    • Понятие референдума и право граждан на участие в референдуме
    • Предмет референдумов
    • Порядок организации и проведения референдума
  • Конституционно-правовые основы местного самоуправления
    • Понятие и принципы местного самоуправления
    • Законодательные основы местного самоуправления
    • Территориальные и организационные основы местного самоуправления
    • Финансово-экономические основы местного самоуправления

Свобода мысли и слова: понятие и содержание

Свобода мысли и слова закреплена в ст. 29 Конституции РФ. Конструкция данной статьи позволяет воспринимать свободу мысли и слова в качестве конкретизации принципа «разрешено все, что прямо не запрещено законом» применительно к внешнему выражению людьми устно, письменно, с помощью художественных образов или иным образом своих взглядов, суждений, оценок, мнений, сообщений, а также к восприятию перечисленных сведений.

Слово является способом закрепления и выражения мысли. Мысль - проявление внутреннего духовного мира человека, продукт его интеллектуальной работы. Слово предназначено и для внешнего общения. Поэтому в свободе мысли и слова выделяются два акцента: внутренний и внешний. Свобода мысли - это свобода внутренней духовной, интеллектуальной деятельности человека, которая в значительной мере находится вне правового регулирования.

Регулировать ведь можно только внешнее поведение. В таком случае свобода мысли выступает в качестве обязанности государства по всестороннему обеспечению полноценного внутреннего духовного мира человека. Свобода слова - возможность выражения внутреннего духовного мира человека вовне, прежде всего в общении.

Поэтому допустимо даже говорить о свободе мысли и свободе слова по отдельности. Свобода мысли и слова осуществляется людьми в сфере как личной (частной), так и общественной (публичной) жизни. Она вбирает в себя как индивидуальные, так и групповые (коллективные) права, обязанности.

Конституционная свобода мысли и слова сопоставима с правом на выражение мнений, установленным ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Под этим правом ст. 10 Конвенции понимает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны публичной власти и независимо от государственных границ. Российское законодательство также включает в свободу мысли и слова право индивидов и их объединений на получение и распространение информации.

Часть 4 ст. 29 Конституции РФ указывает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно иной точке зрения право на информацию, пересекаясь содержательно со свободой мысли и слова, представляет собой самостоятельное конституционное право.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2). Информация - строительный материал, первооснова творимых, высказываемых или воспринимаемых людьми взглядов, суждений, оценок, мнений, сообщений, которые представляют собой личностно окрашенную информацию, отражающую чьи-либо позиции и интересы.

Мысль и слово больше чем информация. Таким образом, право на информацию раскрывается как набор возможностей по работе со «строительным материалом», а свобода мысли и слова - это еще использование данного материала в деле «созидания конкретных интеллектуальных объектов» для себя и др. Право искать информацию заключается в возможности любых субъектов права осуществлять поиск интересующих его сведений самостоятельно или с "помощью иных лиц право на получение информации - возможность обретения информации в собственность или во владение, с целью её использования или дальнейшей передачи (распространения); право на производство информации - возможность по выработке каких-либо индивидуальных или массовых (предназначенных для неограниченного круга лиц) сведений; право на передачу информации - возможность предоставления информации в собственность, пользование конкретным лицам, организациям от себя или от иных субъектов; право на распространение информации - возможность, предоставления информации в собственность, пользование неограниченному кручу лиц от себя или от иных субъектов. Правомочия по поиску, получению, производству, передаче, распространению информации должны осуществляться в строгом соответствии с законодательством.

Одним из объектов свободы мысли и слова является массовая и регулярно производимая информация. Ее потребителями и производителями выступают, в частности, средства массовой информации.

Однако последние не просто потребляют и производят информацию, но формируют с ее помощью общественное мнение и общественные настроения. Исходящая от них информация отражает интересы тех или других общественных групп, является субъективной. Не случайно средства массовой информации называют «четвертой властью». Они являются полноправными участниками политического процесса.

Одним словом, средства массовой информации не только реализуют собственное право на информацию, обеспечивая одновременно осуществление чужого аналогичного права, но и реализуют, а также обеспечивают (или не обеспечивают) свободу мысли и слова. Поэтому Конституция РФ (ч. 5 ст. 29) и Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. (ст. 1) гарантируют свободу массовой информации как составную часть свободы мысли и слова. К сожалению, средства массовой информации зачастую нарушают свободное движение информации, искажают ее, подрывая свободу мысли и слов а.

Свобода мысли и слова не. является абсолютной. Часть 3 ст. 29 Конституции РФ содержит прямой запрет в пользовании данной свободой. Эта свобода не может использоваться для пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Свобода мысли и слова может ограничиваться нормами Конституции и федеральных законов, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Свобода мысли и слова может быть ограниченна в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ).

О возможности ограничений применительно к свободе мысли, праву выражения своего мнения говорит и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Государства вправе в сфере регулирования названных прав, свобод вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий (п. 1 ст. 10).

Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями, штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, порученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2 ст. 10).

Свобода мысли и слова является основой гласности. Но и гласность общественной и государственной жизни - это залог полного и действительного осуществления людьми свободы мысли и слова.

Положения Конституции о свободе мысли и слова соответствуют международным стандартам в этой сфере, установленным Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18, 19), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 18, 19), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 9, 10).

Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.

Конституция РФ устанавливает главные правовые барьеры против злоупотребления свободой слова, выражения мнения. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Хотя эти конституционные запреты и сформулированы в достаточно общем виде, но дают вполне определенный ориентир поведения при осуществлении рассматриваемой свободы. Их нарушение влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Так, статья 282 УК устанавливает уголовную ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно за пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации. В преамбуле Закона "О языках народов Российской Федерации" (ВВС РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740; СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 3804) указано на недопустимость пропаганды вражды и пренебрежения к любому языку, создания противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иных нарушений законодательства Российской Федерации о языках народов России. Такие нарушения со стороны юридических и физических лиц, как установлено в ст. 28 Закона, влекут за собой ответственность и обжалуются в установленном порядке в соответствии с законодательством.

Основанные на Конституции конкретные запреты, касающиеся злоупотреблений свободой слова, и соответствующие меры ответственности предусмотрены и в других статьях УК, в ГК, КоАП. Так, в УК установлена ответственность: за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному ее удержанию или насильственному изменению конституционного строя (ст. 280), к развязыванию агрессивной войны (ст. 354); за клевету и оскорбление (ст. 129, 130, 298), незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов или предметов (ст. 242); в КоАП - за опубликование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, при не предоставлении ему возможности обнародовать опровержение либо иное разъяснение в свою защиту (ст. 4013) и др. Статья 152 ГК предусматривает право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Следует отметить, что и в законодательстве зарубежных стран содержится немало строгих санкций за сочинение и умышленное искажение фактов, за призывы к мятежу, поношение нации, республики, конституции, конституционных учреждений, за утрату государственной тайны, распространение "непристойностей" и т.д. Разработаны и международные стандарты, направленные против злоупотреблений свободой слова, информации, выражения своего мнения. Они установлены, например, в п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и др., но наиболее развернуто сформулированы в п. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он гласит: "Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия".Аналогичное, правда более общее и краткое, положение содержится и в ч. 3 ст. 55 Конституции.

Федеральный Закон “Об информации, информатизации и защите информации” не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения3.

В Законе РФ “О СМИ” также содержится ряд ограничений, обусловленных:

соблюдением государственной тайны или иной специально охраняемой законом тайны;

охраной частной жизни;

обеспечения безопасности и целостности государства;

охраной здоровья;

уважением прав, законных интересов, чести и достоинства граждан и организаций (ст. 49 “Обязанности журналиста”);

необходимостью соблюдать принцип равноправия людей независимо от пола, возраста и т. д.

Ст. 4 Закона о СМИ говорит о недопустимости использования средств массовой информации для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Ст. 51 устанавливает, запрет на использование права журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Кроме того некоторые ограничения предусмотрены и во время чрезвычайного положения и в период выборов. Пункт “б” ст. 22 Закона “О чрезвычайном положении” допускает возможное ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры, временного ареста печатной продукции (до отмены чрезвычайного положения), а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры.

Таким образом, реализация конституционных норм о свободе слова, выражения своего мнения предполагает как беспрепятственное осуществление каждым этой свободы, создание государством необходимых для этого правовых и организационных механизмов, так и решительное пресечение злоупотреблений данной свободой.