Парламент Великобритании: структура, порядок формирования. История развития британского парламента Роспуск парламента влияет на состав палаты лордов


Особенности принципа разделения властей в Великобритании

Правовое регулирование институтов непосредственной демократии

В силу господства в Великобритании концепции верховенства Парламента в ней длительное время отвергался такой институт непосредственной демократии, как референдум. А поскольку закона о референдуме до сих пор нет, поэтому единственный общегосударственный референдум, проводившийся по поводу вступления в ЕС, а также, несколько региональных референдумов в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии осуществлялись на основе разовых законов, принимавшихся Парламентом. В Великобритании выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства . Округа по выборам в Парламент одномандатные, выборы признаются состоявшимися при любой явке избирателей. Активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Пассивное избирательное право предоставляется с 21 года. Регистрация избирателей в списках обязательна. Списки избирателей составляются 1 раз в год на 16 января по данным домовладельцев. Активным и пассивным избирательным правом не обладают:

·священники государственной церкви;

·гражданские служащие, назначенные короной;

·судьи (за исключением мировых);

·злостные банкроты;

·лица, осужденные за мошенничество на выборах, лишаются избирательных прав на срок от 5 до 10 лет;

·лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда.

Для выдвижения кандидата в Парламент необходимы подписи 10 избирателей или выдвижение политической партией. Регистрация кандидатов производится при уплате избирательного залога в размере 500 фунтов стерлингов. Избирательных комиссий в стране нет. В общегосударственном масштабе выборами руководит МВД, на местах – чиновники по выборам. Эти обязанности возлагаются на шерифов графств, либо на председателей муниципальных советов.

Принцип разделения властей в Великобритании действует с рядом особенностей:

·положение монарха в системе органов государственной власти, проявляющееся в том, что он является частью каждой из ее ветвей: например, Правительство Ее Величества; Судьи Ее Величества; судебный обвинительный акт от имени монарха; наконец, королевская подпись на законопроекте.

·члены Правительства являются членами Парламента, обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства.

·Палата лордов является одновременно и высшей судебной аппеляционной инстанцией страны.

·Лорд-канцлер – это одновременно и спикер Палаты лордов и член Кабинета Министров и Председатель Апелляционного Суда Великобритании.

·Тайный Совет – совещательный и исполнительный орган при монархе является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решения церковных судов и медицинских трибуналов.


По британской конституционной доктрине глава государства является составной частью Парламента, поэтому он представляет собой триединый орган: монарх, Палата лордов и Палата общин.

Палата общин состоит из 659 парламентариев, избираемых на 5 лет. Они обладают ограниченным иммунитетом и индемнитетом. Кроме работы непосредственно в палате парламентарии обязаны по выходным дням вести прием избирателей в своих округах, принимать их заявления для передачи Парламенту.

Работой Палаты общин руководит ее спикер, избираемый на срок полномочий Палаты от партийной фракции, имеющей большинство мандатов. После чего он формально назначается на эту должность монархом. Спикер имеет право назначать председателей постоянных комитетов, передавать им законопроекты, предоставлять и лишать слова парламентариев, налагать дисциплинарные санкции на депутатов, обеспечивать взаимодействие Палаты общин с Палатой лордов и монархом. В Палате общин создаются постоянные и временные комитеты, которые подразделяются на специализированные, неспециализированные и сессионные, в работе которых велика роль партийных фракций, поскольку парламентарии при обсуждении и голосовании связаны строгой партийной дисциплиной.

Кворум для заседания Палаты общин составляет всего 40 парламентариев.

Палата лордов после реформы 1999 года сокращена по численности почти в 2 раза и составляет около 600 членов. Отменено наследственное членство.

В состав палаты входят пожизненные пэры. Этот титул присваивается монархом по рекомендации Премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству. Членами палаты являются так называемые духовные лорды, т.е. архиепископы и епископы англиканской церкви, а также «судебные лорды» - это 11 пожизненно назначенных монархом судей Судебного комитета Палаты лордов, являющихся высшей судебной инстанцией по гражданским делам. В состав этого комитета входят также лица, занимавшие в прошлом высшие судебные должности в стране. За счет этого число «судебных лордов» может достигать 20 человек. Спикера палаты лордов, по предложению Премьер-министра формально утверждает монарх сроком на 5 лет. Кворум для проведения заседаний – 3 лорда. Палата лордов создает комитеты по различным вопросам ее компетенции. Среди них наиболее значимые комитет по науке и технологиям и комитет по вопросам ЕС. К функциям палаты относятся законодательные, судебные и контрольные функции. Последние проявляются в практике вопросов министрам Правительства, а также создание специальных комитетов для изучения вопросов, по итогам работы которых информируется Правительство и население.

Законодательный процесс в Парламенте состоит в рассмотрении, согласно установленной процедуре, законопроектов, которые могут быть внесены в любую палату. Финансовые законопроекты вносятся только в Палату общин. На практике законопроекты рассматриваются сначала в нижней палате. Монарх в Великобритании обладает правом законодательной инициативы, законопроекты от его имени представляют министры. Более 95% законопроектов, рассматриваемых Парламентом – это законопроекты Правительства. Все законопроекты можно подразделить на 3 группы:

·публичные билли – законопроекты, представляющие важное значение и интерес для всего общества. Инициаторами их внесения являются члены обеих палат, а также члены Правительства. Правительственные законопроекты рассматриваются в Парламенте в приоритетном порядке.

·частные билли – законопроекты, регулирующие вопросы, касающиеся определенной группы лиц или населения определенной территории. Инициаторами частных биллей являются местные органы власти или общественные объединения. Вносится такие законопроекты в Парламент в форме петиций.

·смешанные билли – законопроекты, отличающиеся большой общественной значимостью и одновременно затрагивающие интересы определенных групп населения.

Как правило, первое чтение законопроекта состоит в зачитывании его названия, тиражировании и раздаче парламентариям. Дискуссии на этой стадии редки. Через две-три недели проводится второе чтение , которое начинается с обсуждения общих положений законопроекта. Затем он передается в комитет или несколько смежных комитетов, где парламентарии и эксперты детально, постатейно изучают законопроект, вносят поправки и голосуют по нему. После обсуждения в комитетах, законопроект возвращается в палату для продолжения рассмотрения во втором чтении с рассмотрением и обсуждением поправок и голосованием по ним.

В третьем чтении спикер палаты ставит проект на голосование в целом. Дискуссии на данной стадии проводятся достаточно редко. Для принятия закона необходимо абсолютное большинство голосов общего числа членов палаты. Принятый в нижней палате законопроект направляется в Палату лордов, которая может внести в него поправки. В этом случае их должна обсудить нижняя палата. Верхняя палата может наложить вето на законопроект, которое Палата общин преодолевает простым большинством, но только на другой сессии. Если Палата лордов в течение месяца не рассмотрит законопроект, он вступает в силу без ее согласия.

Наряду с законодательной функцией британский Парламент имеет функции принятия бюджета и контроля за деятельностью Правительства.

Юридически Правительство несет коллективную ответственность перед Палатой общин. Палата общин может потребовать отставки министра. Глава Правительства решает, уйдет ли в отставку все Правительство или конкретный министр. Вопрос о вотуме доверия Правительству является только связанным. Это означает, что он ставится самим Правительством в связи с предлагаемым им законопроектом.

Как уже говорилось ранее, британский Парламент является одним из старейших представительных органов, который продолжает действовать и по сей день. Одной из его характерных особенностей является то, что на протяжении практически всего периода своего существования Парламент практически не прекращал действовать. С момента своего оформления и вплоть до начала XX века он расширял свое влияние и с каждым веком все больше набирал силу.

Для того чтобы разобраться в особенностях современного положения Парламента и понять причину его столь высокого авторитета, необходимо изучить историю его возникновения и развития. Для изучения Великобритании и для изучения ее Парламента история имеет особенное значение. Во многом это определяется особенностями правовой системы Британии, в основе которой лежат конституционные соглашения и прецеденты. И парламентское право - не исключение. Оно представляет собой обычное право, основанное на прецедентах, описанных в парламентских хрониках. Это придает нормам парламентского права гибкость и приспособляемость И. А. Дудко. Конституционно-правовой статус британского Парламента: современные реформы.:дисс. ... кан-та юр. наук.-М.: 2005. С. 59. .

Для рассмотрения исторического развития Парламента необходимо провести его разделение на периоды, так как периодизация позволит усилить эффективность процесса познания.

В своей диссертации «Конституционно-правовой статус британского Парламента: современные реформы» И. А. Дудко в качестве оснований для выделения периодов развития британского Парламента предложила совмещение периодизации на основе общепринятых крупных вех в мировом историческом развитии народов (Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время Всеобщая история государства и права/Под ред. К.И. Батыра.-М.:ООО ТК Велби, 2002) и периодизации в зависимости от появления и изменения парламентских процедур, которые для конституционного права Великобритании и в особенности для самого Парламента имеют огромное значение, так как в стране отсутствует писаная конституция.

В связи со всем вышесказанным следует периодизировать историю Парламента следующим образом, выделить следующие этапы и периоды:

  • этап парламентской предыстории , периода зарождения основных парламентских органов. Данный этап включает период с 825 (объединение древних английских государств) по 1265 гг. (Парламент Симона де Монфора);
  • первый период с конца XIII до начала XV вв. Он охватывает такие события, как зарождение Парламента, созыв «образцового Парламента», становление Парламента как представительного органа, формирование основных процедурных норм. Данный период заканчивается утверждением лидирующего положения Палаты общин к 1425 г., когда каждый билль должен был быть утвержден Палатой общин;
  • второй период, длящийся с1425 по 1603 гг . (восшествие на престол Якова I). В это время происходит возрастание роли Парламента, усиление его позиции?;
  • третий период с 1603 по 1689 гг. Ему свойственны противостояние короля и Парламента и установление, в конечном счете, парламентского правления после принятия Билля о правах (1689 г.);
  • четвертый период с 1689 г. по 1832 г . характеризуется спокойным развитием Парламента, формированием основных принципов ведения дебатов, правил, организации работы Палат, установлением контроля Палаты общин над Правительством;
  • пятый период с 1832 г. по 1911 г. известен многочисленными реформами и фактическим падением роли Палаты лордов;
  • шестой период с 1911 г. по настоящее время характеризуется радикальными конституционными реформами, а также снижением роли Парламента в государственном механизме при одновременном возвышении Правительства. В этом периоде можно выделить три подпериода:
    • 1. с 1911 по 1949 гг. когда были расширены избирательные права граждан;
    • 2. с 1949 по 1997 гг . когда был принят целый ряд статутов, касающихся положения и деятельности Палаты лордов, в частности. Акт о Парламенте 1949 года, еще более ослабивший положение верхней Палаты по сравнению с нижней;
    • 3. с 1997 по настоящее время, когда после прихода к власти лейбористского Правительства во главе с Премьер-министром Тони Блэром кардинально изменилось содержание самого понятия «Парламент» из-за изменения соотношения роли Палат внутри него См. периодизацию в диссертации И. А. Дудко. Конституционно-правовой статус британского Парламента: современные реформы.-М.: 2005. С. 61-62..

Рассмотрим историю Парламента Великобритании с учетом выделенных периодов более подробно.

Английские правовые памятники свидетельствуют о том, что уже в IX-XI веках в стране возникла тенденция передачи крупным земельным собственникам части полномочий королевской власти. Например, они имели право собирать ополчения на территориях своих земель, имели право судить зависимых от них крестьян, облагать их налогами и взыскивать с них штрафы.

В VII-IX веках формируется высший государственный орган англосаксонской эпохи-уитенагемот (собрание мудрых). В состав этого собрания входили сам король, светская знать, включающая феодалов, которых король приглашал на собрание лично, и высшее духовенство.

С участием этого совета король решал наиболее важные вопросы, к которым относились вопросы ведения войны, заключения мирных договоров, разделения и распределения земель, принятия новых законов. Наиболее важными функциями уитенагемота являлись избрание королей, так как на тот период времени династический принцип наследования еще не сложился, и осуществление высшего суда над государственными изменниками.

Уитенагемот созывался королем один раз в год, однако, он мог собираться чаще или, наоборот, не собираться в течение длительного временного промежутка, так как не существовало каких-то определенных, правил, закрепляющих регулярность созывов.

После нормандского завоевания уитенагемот сменил название на Большой королевский совет. Однако основные принципы работы собрания не претерпели особенного изменения. Хотя вместо англосаксонских приглашаемых феодалов в Большой королевский совет Вильгельма I (1066-1087) и его преемников вошли англо-нормандские бароны и рыцари, а созыв стал более регулярным, особая роль уитенагемота как общенационального аристократического представительства, ограничивающего королевскую власть, сохранилась в новом институте, а в дальнейшем дала начало английскому Парламенту. История государства и права зарубежных стран. Часть первая:Учебник/отв. ред. О. А. Жидков, Н. А. Крашенинникова-М.: Норма, 2004. С. 337.

Еще одной предпосылкой для образования сословно-представительной монархии в Англии стало углубление феодализации английского общества в результате нормандского завоевания. К концу XI века практически вся англосаксонская знать, имеющая хотя бы какое-то влияние в государстве, была уничтожена и заменена нормандскими баронами и рыцарями. Основной формой хозяйственной организации экономики и частной юрисдикции стал манор. Власть баронов на территории их маноров была практически не ограничена и с каждым годом только усиливалась, несмотря на старания королевской власти ограничить эту тенденцию.

Само оформление английского Парламента началось в начале XIII века в ходе противостояния между королевской властью и баронами.

История Парламента Великобритании начинается с 1265 года в результате конфликта 1258-1267 гг., а своеобразным прологом к ней мы можем считать некоторые статьи Великой хартии вольностей, подписанной в 1215 году.

К XIII веку в Англии развернулась острая политическая борьба между сильной королевской властью и феодальными магнатами. При Иоанне Безземельном (1199-1216) борьба феодалов приобрела общенациональный характер и получила поддержку со стороны других политических сил в лице высшего духовенства, дворянства и городской верхушки. В результате конфликта между королевской властью и феодальной знатью бароны заставили Иоанна Безземельного 15 июня 1215 года подписать Великую хартию вольностей.

Центральное место в Хартии занимали статьи, выражающие интересы баронов, возглавляющих движение. Большинство из них касалось вассально-ленных отношений короля и баронов и стремилось ограничить произвол короля в использовании его прав, связанных с земельными владениями. В куда меньшей степени в Хартии были отражены привилегии и уступки, на которые вынужден был пойти король по отношению к рыцарству и городам.

Особого же внимания заслуживают статьи 12 и 14, которые и являются прологом в истории английского парламента. Так, в статье 12 говорится об обязательстве короля согласовывать вопросы финансовой и налоговой политики с советом королевства: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого должно выдавать лишь умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона Д.М. Петрушевский. Великая Хартия Вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII века-М.:Издание М. и С. Сабашниковых, 1918. С. 114.», в то время как статья 14 определяет состав совета королевства: «А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами за нашей печатью; и кроме того повелим позвать огулом, через шерифов и бейлифов наших, всех тех, которые держат от нас непосредственно; (повелим позвать мы всех их) к определенному дню, т.е. по меньшей мере, за сорок дней до срока, и в определенное место; и во всех этих призывных письмах объясним причину приглашения; и когда будут таким образом разосланы приглашения, в назначенный день будет преступлено к делу при участии и совете тех, которые окажутся налицо, хотя бы и не все приглашенные явились Д.М. Петрушевский. Там же. С. 15.». Таким образом, совет королевства представлял собой совет всех королевских вассалов, который можно рассматривать как прототип будущей Палаты Лордов. Если бы к совету королевства были добавлены представители от городов и графств, то мы могли бы говорить об английском средневековом Парламенте. Поэтому Великую хартию вольностей можно назвать прологом в истории английского Парламента.

Своего апогея противоборство королевской власти и знати достигло в середине XIII века. Новый Король Генрих III (1216-1272), упразднил статьи Великой Хартии Вольностей, укреплявшей положение баронов, чем вызвал новый виток политической борьбы-гражданскую войну. Симон де Монфор, возглавлявший баронов, желая опять привлечь на свою сторону рыцарей и горожан, созвал в 1265 г. Парламент, который считается первым Парламентом Англии. Здесь заседали по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от горожан. Однако вскоре в результате возобновившихся военных действий Симон де Монфор был убит. Король был вынужден пойти на компромисс с баронами, рыцарями и горожанами. Результатом этой борьбы стало учреждение Парламента.

Ко времени правления Эдуарда I (1272--1307) относится созыв Парламента, получившего название «образцового» (1295), состав которого послужил моделью для последующих Парламентов Англии (помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов).

Основными функциями Парламента в XIII - начале XIV вв. являлись:

Разрешение на сбор налогов

Подача и обсуждение частных и «парламентских» петиции?.

До середины XIV века английские сословия заседали вместе. Затем, во время правления короля Эдуарда III (1327-1377), произошло их разделение на две Палаты: верхнюю (Палату лордов), которая формировалась преимущественно из крупнейших магнатов-наследственных пэров, и нижнюю (Палату общин), в которой заседали рыцари от графств (по два от каждого) и представители от городов (по два от города). Эдуард III утвердил правило, что при установлении налогов решающим голосом обладает Палата общин.

Помимо финансовой функции в компетенцию Парламента также входили участие в решении вопросов внешней политики, согласие на издание законов, судебные полномочия. При осуществлении этих дополнительных полномочии? большую роль играла верхняя Палата, так как Палата общин была менее заинтересована в вопросах внешней политики или судебных разбирательствах.

В период с XIV по XV вв. происходит становление парламентской практики, укрепился статус спикера. Основное законодательство основывалось на петициях, однако общины уже начали борьбу за то, чтобы ответы на их петиции давались в письменной форме, что закрепилось с XV в. К концу первого периода формируется принцип свободы слова в Палате общин, а также свободы от арестов в течение сессии и 40 дней после ее окончания. Складывается практика трех чтении? биллей И.А. Дудко. Там же. См. стр. 66-67..

В этот период претерпела изменения и Палата лордов, членство в которой стало постоянным и наследуемым на основе наличия особого статуса - титула пэра.

Итак, к началу XV в. Парламент сформировался как представительный орган. К его компетенции по-прежнему относилась финансовые функции (согласие Парламента на налоговые сборы), под его контроль было поставлено королевское законодательство, а с середины XIV века он получил право законодательной инициативы, исходящей от Палаты общин.

Для следующего этапа развития британского Парламента характерно усиление его роли в политической жизни общества. К середине XV века окончательно оформились обе его Палаты, а также была проведена одна из первых реформ парламентской процедуры-на смену петициям пришли билли, что окончательно закрепило законодательную функцию Палаты общин.

К середине XVI века оформились процедуры открытия Парламента, представления, прохождения и принятия биллей.

Однако уже к концу XVI века между королевской властью и Парламентом снова наметился конфликт, который привел к тому, что на протяжении третьего этапа развития Парламента короли стремились править без его участия в политической жизни. Он же, в свою очередь, стремился укрепить свое положение. В результате английской революции (English Civil War) в стране установилась новая форма правления- конституционная монархия, что свидетельствовало о победе Парламента. Важным достижением в этот период также является и установление ответственности министров перед Парламентом.

В 1689 году конституционная монархия была окончательно оформлена в Билле о правах, который утвердил принцип верховенства Парламента. Были еще более ограничены полномочия Короны в законодательной и финансовой сферах, объявлялись свободные выборы. Билль о правах фактически положил начало для еще одного конституционного принципа-принципа парламентского суверенитета.

Начавшийся «славнойреволюцией» период характеризуется относительным спокойствием в развитии Парламента. Закрепляются основные документы, утверждающие конституционную монархию в государстве.

К этим документам относится Трехгодичный Акт 1694 года, установивший, что Парламент должен созываться хотя бы раз в три года. Таким образом, право Короля созывать Парламент превратилось в обязанность.

В 1701 году быть принят Акт об устроении, который устанавливал правило «контрасигнатуры» (скрепление подписью министра правовых актов, представляемых на подпись королю), а также министерскую ответственность перед парламентом, фактически закреплял принцип «несменяемости судей».

В начале XVIII века в стране устанавливается система партийного правления, формируется Кабинет министров, изначально как орган, ответственный перед Короной, однако, в дальнейшем это перетекло в ответственность перед Парламентом. Установился принцип, по которому Правительство должно было формироваться из представителей партийного большинства в Парламенте.

Наличие двух противоборствующих партий, попеременно формирующих Правительство, стало нормой с XVIII века.

Парламентское право также продолжало развиваться. C 1707 королевская власть перестала пользоваться правом вето, что окончательно закрепило властные полномочия в сфере законодательства за Парламентом. В 1716 г. был принят Семилетний акт, продливший срок полномочии? Парламента до семи лет. Все это прочно укрепило Парламент в системе государственной власти.

Промышленный переворот в конце XVIII века оказал значительное влияние на структуру общества. Система представительства не соответствовала уровню развития страны, а система выборов, сложившаяся еще в средневековье, не отражала новой социальной структуры.

В качестве решения этих проблем был принят Акт о реформе 1832 года, который упразднил избирательные округа, так называемые «местечки» «Гнилые местечки» (англ. rotten boroughs)- Обезлюдевшие в конце XVIII-начале XIX вв. деревни и городки Великобритании, сохранившие при этом представительство в Парламенте. Голосами избирателей в этих населенных пунктах часто распоряжался лендлорд, хозяин земли. Зачастую место в Палате общин просто покупалось, что было нетрудно при нескольких десятках избирателей., с населением менее 2000 человек, в других округах с населением менее 4000 тысяч человек - представительство сократилось до одного депутата. Освободившиеся места были переданы крупным городам, не имевшим представительства в Парламенте.

Таким образом, к началу XIX века в Англии сложилась достаточно крепкая, сбалансированная и демократическая политическая система с господством Парламента.

Период с 1833 по 1911 гг. характеризуется изменениями соотношения Палат внутри самого Парламента, возвышением Палаты общин.

Но уже в 1876 г. в Великобритании начался кризис во всех отраслях промышленности. Конец XIX в. характеризуется активизацией рабочего движения и ростом численности тред-юнионов. Был принят ряд законов, облегчающих положение рабочих Хартия о детях 1833 года; Акты о шахтах 1842г. и 1850г.; Акт о десятичасовом рабочем дне 1847 и др.. В 1906 г. была образована лейбористская партия Великобритании, которая представляла интересы рабочих. В том же году лейбористы впервые завоевали 29 мест в Парламенте.

Этот период характеризуется возвышением Правительства, в том числе и над Парламентом, так как в связи с изменениями экономической ситуации в стране, которые затрагивали все остальные сферы жизни общества, возросла необходимость в принятии оперативных решений, на которые, по причине несовершенного порядка рассмотрения дел, Парламент был не способен. В этот же период были введены основные процедурные правила Парламента (была решена проблема распределения времени, был регламентирован процесс прохождения билля, принят новый порядок голосования, в 1887 г. было введено правило закрытия прении?).

Начало шестого периода характеризуется относительным затишьем в развитии Парламента. Однако уже после второй мировой войны стало ясно, что государство должно взять на себя функции по социальной опеке над гражданами, которая осуществлялась органами исполнительной власти. В целях осуществления контроля над их деятельностью в Парламенте создается специальная система комитетов, а также особая система органов-трибуналов для разрешения конфликтов с гражданами, и «омбудсманы» Омбудсман (швед.ombudsman)-должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц..

B XX веке наибольшим изменениям подверглась верхняя Палата Парламента. Началом этих изменений послужил Акт о Парламенте 1911 года, который ограничил полномочия Палаты лордов отклонять законопроекты, принятые Палатой общин. В 1949 году был принят еще один Акт о Парламенте, который дополнял Акт 1911 года и закрепил доминирующее положение Палаты общин, сократив количество сессии? с трех до двух, в течение которых билль проходил в Палате общин, а также сократив период между вторым и последним чтением в Палате общин с двух лет до одного года.

В 1958 был принят Акт о пожизненных пэрах, согласно которому, Корона, по совету Премьер-министра, имела право назначать пожизненных пэров, как мужчин, так и женщин, которые имели право заседать и голосовать в Палате лордов до конца жизни.

В 1963 г. был принят Акт о пэрах, который позволял отказаться от пожизненного звания пэра с передачей титула наследнику.

Вопрос продолжения реформирования Палаты лордов был вновь поставлен в конце 90-х годов XX века, когда лидер лейбористов Тони Блэр в своей речи заявил о необходимости продолжения реформирования Палаты лордов. В основе его идеи лежали замена наследственного принципа формирования палаты и изменение ее полномочий, среди которых осуществлена была только первая, проведенная в 1999 году: из 750 наследных пэров свои места в составе палаты сохранили только 92 человека (покинувшие палату получили право голоса на парламентских выборах) и 580 пожизненных пэров, включая епископов А.А. Громыко. Тони Блэр: десять лет во главе Британии//Современная Европа.2007. №2. -С.12.. Вторая часть реформы так и не была реализована, в связи с большим количеством разногласий по этому поводу и в Правительстве, и в самом Парламенте. Тем не менее, вопрос реформирования верхней Палаты остается актуальным по сей день. Так, в 2012 году, выступая с тронной речью на открытии новой сессии Парламента, Королева Елизавета II объявила о реформе Палаты Лордов, проект которого должен был быть представлен для всеобщего ознакомления в течение года. Однако уже через несколько месяцев проект, устанавливающий выборность верхней Палаты, который должен был быть реализован уже к 2015 году, был заморожен, опять-таки в связи с неоднозначным отношением к ней и среди парламентариев, и среди населения. Таким образом, вопрос реформирования Палаты лордов британского Парламента по-прежнему остается дискуссионным.

Итак, исторический путь британского Парламента был достаточно долог. С XIII по XX век постепенно формировались его структура, парламентские процедуры, укреплялось его положение и авторитет в системе органов государственной власти Великобритании. Особенности правовой системы и менталитета англичан способствовали формированию принципа преемственности традиций и обычаев в управлении деятельностью этого органа. Вместе с тем, в связи с эволюционированием общественных отношений, жизненного уклада, эволюционировал и сам Парламент. Так как в XXI веке возросла потребность общества в принятии оперативных решений, в повышении необходимого уровня знаний для решения определенных вопросов, в связи с некоторой громоздкостью процедуры принятия парламентских решений, возникновением у граждан потребности в дополнительной поддержке со стороны государства, начался рост влияния органов исполнительной власти, которые могли бы решить поставленные задачи, что в какой-то степени деформирует классический принцип верховенства Парламента. Вместе с тем, в какой-то мере этот принцип по-прежнему сохраняется. Несмотря на то, что в большинстве своем законопроекты вносятся в Палату общин по инициативе Правительства, несмотря на его возрастающее влияние, у Парламента по-прежнему сохраняются рычаги воздействия на органы исполнительной власти, по-прежнему он играет значительную роль в решении наиболее важных для страны вопросов. Обращаясь к многовековой истории этого политического института, мы можем с уверенностью утверждать, основываясь на былом опыте, на приверженности к традициям, свойственной англичанам, даже на том, что уже в течение более века продолжают вестись дискуссии о судьбе Верхней палаты, и до сих пор англичане не могут прийти к одному решению, что несмотря на изменения в соотношении сил высших органов исполнительной власти в британской политической системе, британский Парламент сохранит свое значение для страны и авторитет и сумеет просуществовать еще многие сотни лет.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту – триединое учреждение: оно включает главу государства, палату лордов и палату общин. Это понятие связано с тем, что закон становится таковым, если он принят двумя палатами и подписан монархом. На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении – нижняя, которая осуществляет законодательные функции. Король подписывает все законы, и на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет принадлежащего ему права вето. Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На практике палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых палатой общин, выдвигает очень редко.

Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.

Палата общин состоит из 651 члена. Это общенациональный представительный орган, избираемый на пять лет. Она избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом спикер, имеющий трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями, если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер избирается на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии, так как должен быть лицом беспристрастным. Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам.

Спикеру оказывают помощь партийные «кнуты», которые следят за соблюдением партийной дисциплины, голосованием членов своей партийной фракции.

Важным структурным элементом палаты общин служат парламентские комитеты. Они образуются, в основном, для предварительного обсуждения законопроектов. Комитеты английского парламента подразделяются на постоянные и временные. Постоянные, в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.

Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации (в последнем случае – по желанию правительства). На заседаниях комитета всей палаты председательствуют поочередно заместители спикера.

Неспециализированные комитеты палаты общин обозначаются первыми буквами латинского алфавита А, В, С, D и т.д. Обычно в палате функционирует 7-8 таких комитетов. В каждом из них работает от 15 до 50 человек. Их персональный состав формируется комитетом по отбору (а не палатой в целом) по партийному признаку, т.е. по предложениям партийных фракций пропорционально их численности.

Специализированные комитеты состоят из 9-14 человек каждый. Большинство из них (14) создаются по отраслям и сферам управления. Их основная задача – контроль за деятельностью основных министерств. Кроме того, имеются специализированные комитеты по европейскому законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности, по делам парламентского уполномоченного.

Среди временных особое значение имеют сессионные комитеты палаты общин. Они именуются так потому, что учреждаются из года в год в начале каждой сессии. Основная сфера их деятельности – обеспечение функционирования самой палаты. К сессионным относятся комитеты: по вопросам процедуры; привилегиям; петициям, направленным палате общин; обслуживанию депутатов.

Палата лордов , состав и численность которой изменяется, формируется в основном по наследственному признаку.

Около 2/3 палаты составляют пэры (мужчины и женщины, унаследовавшие дворянский титул не ниже барона), около 1/3 – пожизненные пэры (титул присваивается королем по рекомендации премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству). Кроме того, в состав палаты входят: 26 духовных лордов (архиепископы и епископы) англиканской церкви, 20 пожизненно назначаемых королем (по совету премьер-министра) “лордов по апелляции” (апелляционный комитет – по существу, высшая судебная инстанция страны по гражданским делам), несколько десятков человек, избираемых шотландскими и ирландскими лордами. Ныне большинство палаты лордов – представители финансовых кругов, крупных фирм, но бывают и лорды-бедняки, в их числе были два коммуниста, один лорд был рубщиком мяса.

В палате лордов председательствует лорд-канцлер. Кворум в палате – 3 лорда, заседания происходят на основе саморегулирования.

В Великобритании неоднократно поднимался и обсуждался в палате общин вопрос о ликвидации палаты лордов или ее реорганизации, но безуспешно.

Законодательный процесс. Хотя проект закона (билль) может быть внесен в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается палатой общин и лишь затем передается в палату лордов. В отличие от США глава государства (монарх) обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры. Подавляющее большинство законопроектов, как и в других странах, принимается по инициативе правительства (в Великобритании – 95%), для обсуждения законопроектов членов парламента выделяется лишь один день в неделю. Законопроект рассматривается в трех чтениях, но в отличие от США в первом чтении клерк палаты лишь зачитывает его заголовок, во втором чтении обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием. После возвращения из комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования. Перед этой стадией и в процессе нее проводится особенно активная работа: согласование позиций членов комитета, представляющих различные партии, подготовка экспертных заключений по важным законопроектам и т.д. Спикер использует разные приемы для сокращения прений: “гильотину” – прекращение прений в назначенный час, “кенгуру” – он выбирает и ставит на голосование лишь некоторые поправки, и др. Как и в США, спикер пользуется большими полномочиями. Третье чтение заключается в общей дискуссии по проекту с предложениями за его принятие или против, но нередко вместо такой дискуссии спикер просто ставит проект на голосование (“за” и “против”). Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов общего числа членов палаты, в связи с чем именно в такие периоды “кнуты” развивают особенно бурную деятельность, обеспечивая участие в голосовании членов своей партии.

Если проект принят, он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.

Традиционно к полномочиям палаты общин относят финансовые полномочия, исходя из того, что налогообложение невозможно без представительства народа, ибо налоги изначально платит население, а представительством народа считается нижняя палата. Закон о бюджете всегда принимается сначала нижней палатой. Его вносит только правительство, поправки депутатов возможны лишь по согласованию с соответствующим министром. Полномочия палаты в отношении закона о бюджете ограничены. Они ограничены и в отношении других финансовых и “денежных” биллей (между этими понятиями есть некоторое различие, а решение о том, каким является билль – финансовым или “денежным”, принимает спикер палаты общин). Эти законы также обсуждаются сначала в нижней палате и должны быть приняты верхней в течение месяца. После истечения этого срока закон вступает в силу без согласия палаты лордов.

Парламент Великобритании (практически палата общин) осуществляет контроль за управлением, за деятельностью правительства. Юридически правительство несет коллективную ответственность перед парламентом (только перед палатой общин). Палата общин может потребовать отставки министра, но премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр, если речь идет об упущениях определенного министра, а чаще всего о его неэтичном поведении. Вопрос о вотуме недоверия бывает только связанным, т.е. он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им законопроектом: правительство заявляет, что если билль не будет принят, то оно уйдет в отставку, оказывая тем самым давление на палату общин.

В Великобритании монарх возглавляет парламент, может его созывать и распускать, ежегодно открывает парламентскую сессию в палате лордов, одобряет законы - без королевской санкции закон не имеет юридической силы

Состав парламента Великобритании

Нижняя палата (палата общин)

Формируется на основе прямых выборов тайным голосованием сроком на 5 лет.

650 депутатов в соответствии с количеством избирательных округов:
533 от Англии
59 от Шотландии
40 от Уэльса
18 от Северной Ирландии

Функции палаты общин

Принимает законопроекты и передает их (все, кроме финансовых) на согласование в палату лордов. Принимает бюджет и рассматривает финансовые билли. Обладает исключительным правом согласовывать налогообложение, правительственные расходы.

Около 1550 человек

Партийный состав

Согласно последнему, 55 созыву (2010 год)

306 консерваторов
258 лейбористов
57 либеральных демократов
8 демократов-юнионистов
6 шотландских националистов
5 ирландских республиканцев (Шинн Фейн)
3 валлийских националиста (Плайд Кимру)
3 от партии социал-демократов и лейбористов
1 от «Альянса»
1 от партии зеленых
1 независимый депутат
1 спикер

Спикер - председатель палаты общин, руководящий заседаниями и представляющий палату в ее отношениях с королевой, палатой лордов и другими государственными органами. После отставки получает титул виконта и место в палате лордов.


Верхняя палата (палата лордов)

Формируется на невыборной основе

774 человека , имеющих право принимать участие в работе палаты

Функции палаты лордов

Рассматривает и вносит поправки в законопроекты, принятые палатой общин, за исключением финансовых биллей. Рассматривает апелляции на решения судов по гражданским и уголовным делам. Вердикт палаты лордов является окончательным.

Количество обслуживающего персонала - около 450 человек

Состав

26 духовных лордов (Lords Spiritual ) - представители духовенства англиканской церкви
87 наследственных пэров (титул получен по праву рождения: герцог, маркиз, граф, виконт или барон)
661 пожизненный пэр (титул без права наследственной передачи присвоен монархом за особые заслуги перед государством)

Старейший парламент мира - исландский альтинг - был основан в 930 году. Созданный в 979 году парламент острова Мэн - тинвальд - самый древний непрерывно работающий.

Почти 50 лет в сенате США существует традиция «конфетного стола» . В 1965-м ее ввел сенатор-сладкоежка Джордж Мерфи, который угощал коллег. За рабочим столом сменилось много последователей Мерфи, и все они кормили сенаторов, которыми в настоящее время съедается около 180 кг конфет и шоколада в год от спонсоров.

Территория, на которой стоит австралийский парламент , занимает 32 га. Здание состоит из 4500 комнат общей площадью 250 000 м 2 .

В палате общин британского парламента едят в два раза больше, чем 20 лет назад : в начале 1990-х готовилось 4000 блюд ежедневно, а в 2010-х их количество выросло до 8000.

В Сан-Марино две главы государства - капитаны-регенты, выбираемые Государственным советом (однопалатным парламентом) на 6 месяцев из конкурирующих партий.

Численность парламента

14 членов - Конгресс Федеративных штатов Микронезии (самый малочисленный парламент мира)
63 - Альтинг, Исландия
100 - Сейм, Латвия
601 - 2-е Учредительное собрание Непала
620 - Федеральное собрание РФ (170 - в Совете Федерации, 450 - в Государственной думе)
687 - Верховное народное собрание КНДР
2987 - Всекитайское собрание народных представителей (самый многочисленный парламент мира)

Зарплата парламентариев

(в долларах США и в рублях в месяц)

~ 21 000 $ (~ 750 000 руб.) - в Японии (самые высокооплачиваемые депутаты в мире)
~ 15 300 $(~ 546 500 руб.) - в Австралии
14 500 $ (~ 517 650 руб.) - в США
~ 11 765 $ (420 000 руб.) - в РФ (с 1 сентября 2014 г.)
~ 11 060 $ (~ 395 000 руб.) - в Германии
~ 9445 $ (~ 337 000 руб.) - в Великобритании
6250 $ (~ 223 100 руб.) - в Кении (в 2013 году была урезана с 10 000 $)
370 $ (~ 13 200 руб.) - в Зимбабве (одна из самых маленьких зарплат)

Количество партий, представленных в парламенте

1 - КНР (коммунистическая)
3 - Андорра
4 - Российская Федерация
5 - Замбия
13 - Австралия
13 - Бельгия
22 - Бразилия

Количество принятых законов и поправок за последнюю сессию

295 - в Госдуме РФ
187 - в парламенте США
89 - в парламенте Сингапура
25 - в парламенте Канады
11 - в парламенте Пакистана
6 - в парламенте Тринидада и Тобаго
3 - в парламенте ЮАР

Правила парламентской процедуры

В отличие от большинства западноевропейских стран в Англии нет единого писаного документа (регламента) либо закона, в котором были бы зафиксированы основные прин­ципы внутренней организации палаты общин. Это не зна­чит, что британский парламент не руководствуется в своей деятельности никакими правилами. Напротив, вопросам процедуры придается чрезвычайно большое значение в пар­ламентском производстве. Это означает лишь, что правила процедуры не кодифицированы и содержатся не в одном до­кументе, а в различных источниках (“практика” парламен­та, постоянные и сессионные правила, решения спикера, за­коны) .

Основной источник парламентской процедуры в настоя­щее время - постоянные правила. Они принимаются, изме­няются и отменяются палатой в обычном порядке. Их дей­ствие продолжается и после окончания сессии, на которой они были приняты. Действие постоянного правила может быть приостановлено палатой в любой момент в порядке обычного голосования простым большинством голосов.

Помимо постоянных палата принимает сессионные пра­вила, срок действия которых ограничен временем сессии, на которой они были приняты. Цель сессионных правил обычно состоит в том, чтобы предоставить преимущество какому-ли­бо делу, подлежащему обсуждению и решению на данной сессии. Палата может также принять правило ad hoc в связи с рассмотрением какого-либо отдельного дела.

Решения спикера образуют современную прецедентную форму установления правил парламентской процедуры. Обычно эти решения выносятся в порядке толкования спи­кером уже существующих правил. Вследствие противоречи­вости норм процедуры это право имеет огромное значение. Право спикера создавать новые правила парламентской про­цедуры является дискреционным.

Авторитетным сборником правил парламентской проце­дуры является “Трактат Эрскина Мэя о праве, производстве и обычаях парламента” (сокращенно его называют “Эрскин Мэй”). Систематическое издание правил началось в про­шлом веке, и с тех пор работа выдержала 20 изданий. Ре­дакторы сборника - клерки палаты общин.

Организация парламентских сессий и заседаний палаты общин. Созыв и роспуск парламента являются прерогативой главы государства и производятся путем издания королев­ской прокламации. Эти полномочия осуществляются короле­вой по совету премьер-министра.

Срок полномочий парламента одного созыва равен пяти годам. Парламент может быть распущен досрочно. Парла­ментские сессии созываются ежегодно.

Сессия парламента начинается осенью (обычно в конце октября или начале ноября) и продолжается почти круглый год. В течение сессии до летних каникул парламент преры­вает заседания в связи с рождеством, пасхой и троицей. В августе сессия прерывается на летние каникулы. Число дней, которое палата заседает в течение одной сессии, неодинако­во (в среднем - 160-190 дней). Заседания палаты проис­ходят ежедневно, кроме субботы и воскресенья.

Заседания палаты общин, как правило, являются откры­тыми. Однако спикер вправе отдать распоряжение о выво­де посторонних, и в этом случае заседание идет при закры­тых дверях.

Иногда заседание палаты общин принимает форму так называемого “заседания комитета всей палаты”. Палата вы­носит решение о преобразовании себя в комитет для рас­смотрения какого-либо конкретного билля. Обычно комитет всей палаты рассматривает либо самые важные, имеющие конституционный характер законопроекты, либо те из них, которые не имеют спорного характера и которые палата не считает нужным направлять в постоянные комитеты. Прави­ла процедуры в комитете не столь жесткие, как в палате. Здесь, например, не действует правило, запрещающее члену палаты общин выступать более одного раза. В конце заседа­ния комитет утверждает отчет, представляемый палате, и вновь преобразуется в палату.

Язык парламентского производства - английский, и вы­ступления на других языках не допускаются.

Стенографический отчет о заседаниях палаты публикует­ся с 1803 г. в официальных сборниках “Парламентские де­баты. Официальный отчет (Ханзард)” (имя первого издате­ля). Ныне отчеты составляются персоналом палаты, но ста­рое название “Ханзард” сохранилось и стало официальным. В стенограмме допускается лишь редакционная правка, но не исправления по существу. В “Ханзарде” публикуются не только стенограммы заседаний палат, но и постоянных ко­митетов. Отдельные отчеты публикуются для палаты общин и палаты лордов.

Деятельность парламента широко освещается прессой. Существует так называемая “галерея прессы”, в которую входят парламентские корреспонденты газет. Сложилась особая система журналистского “лобби”. В него включено около 100 журналистов (их список составляется одним из клерков палаты по поручению спикера).

Входящие в “лобби” журналисты имеют право доступа в холл для членов палаты, расположенный возле зала ее засе­даний (так называемое “лобби членов палаты”), куда обыч­ная публика не допускается. Здесь происходят неофициаль­ные встречи с членами палаты и министрами. Члены жур­налистского “лобби” систематически получают брифинги от помощников премьер-министра по связи с прессой. Они при­сутствуют на брифингах лидера палаты общин, лидера оп­позиции, получают копии подготавливаемых правительст­вом документов до их публикации и пр.

В прессе печатаются отчеты о заседаниях не только палат парламента, но и специальных комитетов, создаваемых для рассмотрения отдельных вопросов. С 1978 г. проводятся по­стоянные радиопередачи с заседаний палат и комитетов. Ве­дутся прямые телевизионные передачи (палата лордов нача­ла их в 1968 г., палата общин - в ноябре 1989 г.).

Основные категории дел и порядок их рассмотрения. Правительство контролирует распорядок работы палаты об­щин. План каждой будущей сессии разрабатывается пре­мьер-министром в сотрудничестве с кабинетом. Более де­тально он дорабатывается главным “кнутом” правительства и лидером палаты общин.

Все дела, рассматриваемые палатой, подразделены прави­лами процедуры на несколько категорий. С этой классифи­кацией связана жесткая регламентация времени, определя­ющая порядок рассмотрения дел. Каждое дело может быть внесено и рассмотрено в строго определенное время.

Каждое заседание начинается с “часа вопросов”, в тече­ние которого депутаты задают вопросы министрам. Основ­ная повестка дня состоит в обсуждении биллей и предло­жений. Билли и предложения, вносимые министрами от имени правительства, относятся к категории правительств венных дел. Билли и предложения, вносимые отдельными депутатами от своего имени, называются делами частных членов (рядовой член парламента именуется “частным чле­ном” (Private Member). Наряду с этим существуют дела оппозиции.

Время палаты подразделяется на правительственное, вре­мя частных членов и оппозиции. Обычно 12 дней в сессию отводится для рассмотрения законопроектов частных членов и 8 - для обсуждения предложений частных членов. 20 дней выделяется оппозиции (это дни, когда ей предлагается право выбирать тему для дебатов). Остальные три четверти всего времени палаты принадлежат правительству. Правительство наделено правом временно приостановить действие постоян­ных правил палаты для предоставления преимущества пра­вительственному делу.

Проблема времени в палате является очень острой не только из-за загруженности парламента, но и потому, что все законопроекты и предложения, которые парламент не успел рассмотреть во время одной сессии, считаются поте­рявшими силу. Это значит, что на новой сессии они подлежат рассмотрению в таком порядке, как будто они были вне­сены впервые.

В палате общин применяются особые приемы, предназ­наченные для свертывания дебатов, - “закрытие”, “кенгу­ру”, “гильотина”. “Закрытие” основано на том, что на лю­бой стадии обсуждения вопроса может быть внесено пред­ложениеопрекращениидебатов.Обычнотакое предложение вносится главным “кнутом” правительства, а вопрос о том, принять ли предложение, оставлен на усмот­рение спикера. Если спикер поддерживает предложение, оно ставится на голосование и считается принятым, если его поддерживают не менее 100 депутатов. Это правило применяется также в парламентских комитетах (требуется согласие 20 депутатов).

Прием “кенгуру” сводится к тому, что на стадии доклада билля спикер определяет, какие поправки из числа предло­женных к законопроекту поставить на обсуждение, а какие - нет. Вопрос решается по усмотрению спикера. Он оста­навливается на тех, которые считает нужными, перескаки­вая через другие (отсюда название приема).

Наиболее жесткий прием, который сворачивает дебаты как по времени, так и по содержанию, - “гильотина”. Пра­вительство отбирает для обсуждения в палате отдельные статьи проекта закона и выделяет для их обсуждения в раз­личных стадиях точно установленное время. По его истече­нии палата обязана прекратить обсуждение данной статьи независимо от того, закончено ее обсуждение или нет. Пра­вительство вправе комбинировать приемы: вносится предло­жение о “гильотине”, применяется “кенгуру” и предлагается “закрытие”.

Порядок рассмотрения вопросов в палате строится в соот­ветствии с делением палаты на правительственное большин­ство и оппозицию. По правительственным делам сначала вы­ступает министр, затем “переднескамеечник” оппозиции, а потом слово предоставляется депутатам большинства и мень­шинства. По делам оппозиции сначала выступает представи­тель оппозиции, затем - правительства и потом слово пол­учают другие депутаты.

Депутат может выступать в прениях только один раз. Продолжительность выступления не ограничена, но спикер может объявить, что время выступления не должно превы­шать 10 мин.

Решение палаты по предложению или законопроекту объ­является спикером. Если оно оспаривается депутатами, спи­кер распоряжается о проведении голосования.

Голосование в палате общин открытое. Депутаты, голосу­ющие за предложение или законопроект, собираются по пра­вую руку от спикера, против - по левую. Они сообщают свое имя клерку, когда проходят мимо него. Результаты го­лосования объявляются спикером.

Решения принимаются простым большинством голосов. В британском парламенте отсутствует требование квалифици­рованного большинства. Не существует также требования кворума. Если в голосовании принимает участие меньше 40 депутатов, то рассматриваемый вопрос переносится на сле­дующее заседание.

В своих выступлениях депутаты должны следовать опре­деленным правилам. Недозволено читать речь (можно поль­зоваться заметками). Существует определенная форма обра­щения депутатов друг к другу (не по имени, а в третьем лице: “Почтенный член парламента от такого-то округа”). Депутаты не вправе употреблять “непарламентские выраже­ния”. Предъявляются требования к одежде (галстуки и пид­жаки для мужчин). Запрещается курить, есть, пить, читать в палате и пр.

В палате общин не проводится регистрации депутатов. За ними не закреплены определенные места. Когда спикер пре­доставляет им слово, они выступают прямо со своих мест. Во­обще в палате имеются места только для 427 депутатов. Для остальных выделены места на галереях для прессы и публики. Часто на заседаниях присутствует не более 20 депутатов. Но отдельные дела привлекают особое внимание и тогда помеще­ние палаты бывает переполнено (ответы на вопросы премьер-министра, речь канцлера казначейства о бюджете, обсужде­ние важных биллей и политических вопросов). Но в каком бы помещении ни находились депутаты, они получают информа­цию обо всем, что происходит в палате, благодаря внутренней службе телевизионного оповещения.

Должностные лица палаты общин

Должностными лицами палаты общин являются спикер, его заместитель, именуемый также председателем комитета путей и средств (Chairman of Ways and Means) и два заместителя председателя комитета путей и средств (Deputy Chairman of Ways and Means). Они избираются палатой из числа депутатов.

Спикер- основное должностное лицо палаты общин (“Мистер спикер” - так обращаются к нему депутаты).

Он председательствует в палате, следит за соблюдением правил парламентской процедуры, представляет палату в ее внешних сношениях с королевой, палатой лордов, другими государственными органами. На его имя адресуются все письма, петиции и ходатайства, направляемые палате. Пра­ва и обязанности спикера регулируются большей частью не­писаными нормами, созданными практикой, отчасти посто­янными правилами палаты общин и редко - законодатель­ными актами.

Спикер избирается палатой общин из числа ее членов в начале срока полномочий парламента нового созыва. Он за­нимает должность вплоть до ухода в отставку или смерти (после отставки он получает место в палате лордов). Соглас­но закону, его вознаграждение должно равняться вознаграж­дению члена кабинета.

Спикер считается слугой палаты общин и не должен при­надлежать к какой-либо партии. В случае возникновения ва­кансии кандидатура нового спикера предлагается правитель­ством (после консультации с оппозицией). На должность спикера выдвигаются опытные парламентарии (некоторые из них занимали посты в правительстве). Политический дея­тель, кандидатура которого предлагается на должность спи­кера, прерывает членство в своей партии. Поскольку же спи­кер по своему статусу является депутатом, он подлежит пе­реизбранию на каждых очередных парламентских выборах. Однако в избирательном округе не выдвигаются другие кан­дидаты. Спикер должен быть вне политики и отстранен от участия в партийных спорах. В случае нарушения им прин­ципа беспристрастности любой депутат вправе внести в па­лату предложение с критикой спикера (хотя вообще критика спикера не допускается).

Спикер не принимает участия в дебатах, не может обра­щаться с вопросами к министру. Он голосует только в том случае, если голоса депутатов разделились поровну.

Основная обязанность спикера - следить за поддержани­ем порядка в палате общин. Он обладает широкими дискре­ционными полномочиями, считается судьей в вопросах про­цедуры и вправе издавать правила, представляющие собой источник парламентской процедуры. Он имеет право толко­вать процедурные правила в случае возникновения спора, касающегося процедуры. Заключения, которые он дает па­лате по поводу применения процедурных правил, являются обязательными.

Ни одно заседание палаты общин не может происходить в отсутствие спикера. От его усмотрения зависит, присту­пит ли палата к заседанию. Если спикер сочтет, что в палате отсутствует кворум, он выносит решение о переры­ве заседания. Спикер может по своему усмотрению устро­ить перерыв в заседании палаты общин на любой назна­ченный им срок, если, по его мнению, в палате нарушает­ся порядок.

Все выступления в палате общин обращены к спикеру. От него зависит предоставление слова депутату в прениях. По­скольку в палате общин не существует предварительной за­писи в прениях, депутат должен постараться обратить на се­бя внимание спикера (“поймать глаза спикера”). Он может начать свое выступление только после обращения к нему спикера.

Спикер вправе прервать выступление депутата, если считает, что оно не относится к делу или в нем содержатся повторения. В случае нарушения порядка он вправе распо­рядиться о том, чтобы депутат покинул палату на весь день. За более серьезные нарушения депутат может быть лишен права принимать участие в заседаниях на более продолжительный срок. Когда член палаты назван спике­ром за нарушение порядка по имени, а не в принятой форме обращения “Почтенный член парламента от такого-то округа” (эта процедура именуется “назвать депутата по имени” - Naming), лидер палаты вносит предложение о том, чтобы нарушитель был временно отстранен от заседа­ний. В случае первого нарушения депутат отстраняется на неделю, во второй раз - на месяц и в третий раз - на неопределенный срок.

Спикер тесно связан с должностными лицами партий. При ведении дебатов он руководствуется расписанием, со­ставленным “кнутами”, имеет перед собой список участни­ков прений, представляемый ему “кнутами” после согласо­вания, и пр.

Председатель комитета путей и средств - второе дол­жностное лицо палаты общин. Он председательствует в па­лате, когда она преобразуется в комитет всей палаты.

Председатель комитета путей и средств избирается пала­той общин в начале созыва нового парламента. Его кандида­тура выдвигается партией большинства из числа ее членов. Предложение о назначении вносится лидером палаты. Как и спикер, председатель комитета путей и средств обычно оста­ется в должности до тех пор, пока он сам не пожелает уйти в отставку.

Поскольку палата общин не может заседать без спикера, то функции заместителя спикера исполняются председате­лем комитета путей и средств. Когда председатель комитета занимает место председателя в палате, он является оконча­тельным судьей в вопросах процедуры. Его распоряжения не могут быть обжалованы спикеру.

На председателя комитета путей и средств также распро­страняется правило о беспристрастности. Он не участвует в дебатах. В голосовании он принимает участие лишь в том случае, когда голоса делятся поровну.

Заместители председателя комитета путей и средств. В случае отсутствия председателя комитета путей и средств они выполняют его функции, включая полномочия как за­местителя спикера. Они выдвигаются, как и председатель комитета путей и средств, партией большинства из числа ее сторонников и избираются палатой в начале нового созыва парламента.

Следует упомянуть еще об одном важном должностном лице палаты. Это лидер палаты общин, который выступает в палате от имени правительства. Он назначается премьер-министром из числа наиболее близких к нему политических деятелей, входящих в состав кабинета. Он отвечает за ис­полнение своих полномочий исключительно перед премьер-министром.

Лидер палаты общин обладает широкими полномочиями. Он организует работу палаты таким образом, чтобы обеспе­чить проведение через нее заранее намеченной правительством программы законодательства и иных мероприятий. Он определяет порядок и расписание работы палаты общин, а также порядок рассмотрения ею законопроектов. Он входит в состав комитета кабинета, который представляет кабинету рекомендации о том, какие именно законопроекты должны быть внесены в палату в течение сессии. В конце каждой недели он сообщает палате о повестке дня на следующую неделю. Он информирует палату обо всех делах, имеющих государственное значение.

В палате общин имеются также постоянные должност­ные лица, назначаемые из лиц, не являющихся членами палаты, - клерк палаты, два его помощника; пристав (от­вечает за вопросы безопасности в помещениях палаты).

Клерк - старшее постоянное должностное лицо палаты общин. Он является экспертом по вопросам парламентской процедуры и его основная задача - давать советы спике­ру, правительству, оппозиции и рядовым депутатам по по­воду всех вопросов, возникающих в связи с процедурными правилами. Помощь ему оказывают два помощника. Клерк занимает почетное место. Он сидит за столом палаты (Table of the House), расположенным сразу же перед спи­кером. Во время заседания он облачен в судейскую ман­тию и парик.

Клерк возглавляет отдел, который выделяет клерков для оказания помощи в работе постоянных и выборных комите­тов. Работающие в отделе клерки дают советы депутатам по всем вопросам парламентской процедуры, различных аспек­тов законодательной и контрольной работы палаты.

Организация комитетов в палате общин

В палате общин имеются постоянные, специальные, сес­сионные комитеты. Образуются также объединенные коми­теты обеих палат парламента.

Постоянные комитеты создаются в начале работы пар­ламента нового созыва на срок его полномочий. Их основное назначение - постатейное рассмотрение биллей. Не суще­ствует каких-либо ограничений числа комитетов. Обычно в палате функционирует семь-восемь таких комитетов. Назва­ние комитета - “постоянный” - может ввести в заблужде­ние, ибо эти комитеты каждый раз создаются заново для рас­смотрения конкретного билля и после выполнения своей задачи распускаются. Комитеты именуются условно - А, В, С, Д и не специализируются по каким-либо вопросам. Един­ственные комитеты, которым присуща специализация, но не отраслевая, а территориальная, - это Большой Шотланд­ский комитет, Большой Уэльсский комитет, Североирланд­ский комитет. Имеется также комитет по рассмотрению бил­лей частных членов.

Большое влияние на организацию и деятельность посто­янных комитетов оказывает спикер. Он решает вопрос, в ка­кой постоянный комитет направить законопроект. Председа­тели постоянных комитетов назначаются спикером по его ус­мотрению. Члены комитетов назначаются не палатой в целом, а комитетом по отбору (Committee of Selection).

Комитет по отбору образуется палатой общин в начале каждой сессии в составе 11 человек. Фактически члены этого комитета назначаются по соглашению между лидерами пар­тий в палате общин. При формировании комитета комитет по отбору исходит из соотношения двух партий в палате об­щин так, чтобы они были представлены в комитете пропор­ционально количеству мест в палате. В число членов коми­тета обязательно включаются по крайней мере один ми­нистр, а также руководители других партий. В его составе обязательно должен быть представлен один из “кнутов” пра­вительства и официальной оппозиции. Комитет по отбору руководствуется также квалификацией предлагаемых им кандидатов.

В составе постоянного комитета -от 15 до 50 депутатов. Во время заседаний они располагаются, как и в палате об­щин, - слева от председателя сидят члены оппозиции, спра­ва - члены правительства. “Кнуты” наблюдают за работой комитетов и следят, чтобы во время заседаний имелся кворум.

Процедура постоянного комитета та же, что и в комитете всей палаты. Члены комитетов вправе предлагать поправки к любой обсуждаемой статье. Председатель вправе по своему усмотрению отбирать для обсуждения в комитете те поправ­ки, которые он считает подходящими для этого. В необходи­мых случаях проводятся голосования. После рассмотрения поправок члены комитета вправе предлагать новые статьи к биллю. Кворум постоянного комитета - 12-15 человек, в зависимости от общего числа членов.

Министры, на обязанности которых лежит проведение за­конопроекта через постоянные комитеты, выступают в комитете от имени правительства, отвечают на замечания и по­правки. На заседаниях комитетов присутствуют также про­фессиональные гражданские служащие, которые помогают министру, но им не разрешается выступать в комитете.

Заседания постоянных комитетов открыты для публики. Содержание их заседаний публикуется в стенографических отчетах.

Специальные комитеты (Select Committees) - второй основной вид комитетов палаты, создаваемых для рассмот­рения отдельных вопросов и представления докладов пала­те. Их члены выбираются комитетом по отбору. Специаль­ные комитеты состоят из 10-15 членов палаты, представ­ляющихвсепартийныефракции.Существует14 специальных комитетов, основная задача которых - рас­следование и проверка деятельности основных министерств. Система комитетов привязана к структуре министерств. Это комитеты: по обороне; внутренним делам; иностран­ным делам; финансам и гражданской службе; энергетике; промышленности и торговли; транспорту; сельскому хозяй­ству; занятости; окружающей среде; образованию, науке и искусству; социальным делам; шотландским делам; вал­лийским делам. Кроме того, имеются специальные коми­теты по европейскому законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности, по делам парла­ментского уполномоченного. Система специальных коми­тетов, создающихся в целях контроля за деятельностью министерств, была создана в 1979 г. Реформа эта была расценена лидером палаты общин как самая важная кон­ституционная реформа века. Дело в том, что существовав­шая до этого система специальных комитетов не давала депутатам возможности тщательно исследовать правитель­ственную деятельность в отдельных сферах и областях го­сударственного управления, достаточно компетентно судить о деятельности министерств и центральных ведомств, воз­действовать на решения, принимаемые аппаратом управле­ния. Об английских парламентариях говорили, что они с завистью смотрят на американских конгрессменов, прово­дящих тщательное расследование правительственной дея­тельности. Реорганизация системы специальных комитетов в Англии проводилась с учетом американского опыта.

В отличие от постоянных, специальные комитеты, кото­рым поручено контролировать основные направления деятельности министерств, функционируют на постоянной ос­нове. Их организация и деятельность регулируется постоян­ными правилами палаты общин, и в настоящее время они составляют стержень системы специальных комитетов. Трем комитетам (по иностранным делам, внутренним делам, фи­нансам) дано право назначать подкомитеты.

Постоянно действующим специальным комитетам по проверке деятельности министерств дано право контроли­ровать “расходы, управление и политику” соответствующих министерств и подведомственных им органов. Под послед­ними имеются в виду публичные корпорации, консульта­тивные и иные органы при министерствах (насчитываются 228 таких органов). Комитет свободен в выборе конкретно­го предмета расследования. Он не должен получать для этого какого-либо одобрения со стороны правительства. Ко­митеты имеют право вызывать свидетелей и требовать представления необходимых для проведения расследования документов. Они вправе назначать экспертов, совершать поездки внутри страны и за границу, если это вызвано необходимостью.

В качестве свидетелей комитетом может быть вызвано любое лицо: представители министерств и ведомств; долж­ностные лица государства; чиновники министерств и ве­домств; представители общественных организаций, групп давления, политические деятели. Если свидетель отказыва­ется явиться, то комитет использует свое формальное право истребовать свидетелей и издать приказ о вызове свидетеля на свое заседание. Свидетель, отказавшийся явиться, вино­вен в неуважении к палате общин (формально палата наде­лена правом заключить такое лицо в тюрьму).

Комитет вправе требовать представления ему докумен­тов, необходимых для проведения расследования, за иск­лючением документов министерств. За десятилетие сущест­вования постоянно действующих выборных комитетов сло­жилось неписаное конституционное правило, согласно которому комитеты не должны проводить расследования дел, ставящих под угрозу вопросы государственной без­опасности. Правительство имеет право предоставлять коми­тету информацию лишь в том объеме, в котором оно счи­тает это возможным.

Министры не обязаны присутствовать на заседании ко­митета, поскольку они являются по статусу членами парламента, а комитет не может требовать присутствия на за­седании членов парламента и лордов. Практически прави­тельство всегда присылает министра на заседание комите­та, но этот вопрос решается не комитетом, а премьер-ми­нистром.

На заседаниях комитета могут присутствовать посторон­ние лица, если палата не примет иного решения. Заседания могут проходить при закрытых дверях, и в этом случае на них не может присутствовать никто из посторонних лиц, в том числе и депутаты, не являющиеся членами комитета. Заседания комитетов, когда они заслушивают свидетелей, открыты для публики. Но если дело касается конфиденци­альных или секретных вопросов, то комитет проводит закры­тое заседание.

После окончания работы комитет составляет доклад, ко­торый представляется палате общин.

Существование специальных комитетов по изучению де­ятельности министерств несомненно усиливает влияние представительного органа на правительство, дает ему сред­ства для проведения в действие механизма подотчетности министерств, влиять на правительственные решения еще до момента их принятия. Деятельность комитетов способствует большей открытости всего процесса государственного управ­ления, предоставляет возможность призвать к ответу чинов­ников министерств за те или иные акции.

В организации деятельности комитетов имеются и уяз­вимые места. Они касаются прежде всего характера отно­шений между комитетами и министрами и информации о деятельности органов управления. Правительство издало специальное руководство для чиновников министерств, призывающее их давать свидетельские показания, необхо­димые для комитетских слушаний. Однако случается, что министры не склонны давать комитету нужной информа­ции либо дают распоряжение подчиненным им руководите­лям ведомств не снабжать комитет соответствующей ин­формацией. Отказ правительства в предоставлении инфор­мации может серьезно затруднить осуществление контроля в весьма существенных областях.

Сессионные комитеты. Некоторое число специальных комитетов учреждается из года в год в начале каждой сессии. В связи с этим такие комитеты получили наименование “сес­сионных”. К ним принадлежат комитеты: по вопросам процедуры; привилегиям; петициям, предоставляемым палате общин; вопросам публикаций и отчетов о дебатах; обслужи­ванию депутатов. К их числу примыкает комиссия палаты общин, ведающая приемом на работу в постоянный штат па­латы. Ее председатель - спикер палаты.

Объединенные комитеты (Joint Committees) являются разновидностью специальных комитетов. Они образуются совместно обеими палатами парламента для рассмотрения дел, касающихся равным образом обеих палат. Вопросы, подлежащие обсуждению в комитете, не должны затрагивать политических спорных дел. Объединенные комитеты состоят из равного числа членов каждой палаты. Доклад объединен­ного комитета представляется обеим палатам. Существуют, в частности, объединенные комитеты по проверке актов де­легированного законодательства, по изучению биллей о кон­солидации законодательства и пр.

Правовой статус члена парламента

В Англии отсутствуют законодательные нормы, устанав­ливающие обязанности депутата по отношению к избирате­лям и его ответственность перед ними. Здесь провозглаша­ется доктрина независимости депутата от избирателей. Счи­тается, что депутат представляет всю нацию, а не отдельные группы избирателей. На выборах избиратели не дают депу­татам наказа. На депутате не лежит юридическая обязан­ность отчитываться перед избирателями. Нет и института отзыва депутатов.

Существует так называемая “теория мандата”, призван­ная обеспечить соблюдение воли избирателей, но она ско­рее относится к взаимосвязям правительства и премьер-ми­нистра с избирателями, чем непосредственно к отдельному депутату. Мандат иногда определяют как получение прави­тельством во время всеобщих выборов одобрения избирате­лей на проведение определенной политики, а иногда - как запрещение проводить политику, в отношении которой нет одобрения избирательного корпуса. Эта доктрина не закреплена юридически.

И все-таки депутат связан не только со своей партией, но и с избирательным округом, проводя в нем довольно много времени. Регулярно (раз в неделю или в две недели, как правило, в субботу или в воскресенье) депутат посещает ок­руг, встречается и беседует с избирателями, принимает их, выслушивает их жалобы. Депутат поддерживает постоянные контакты с местной организацией партии в избирательном округе. Кроме того, он принимает избирателей или делега­ции своего округа в Лондоне.

Вознаграждение члена парламента. В Англии довольно остро стоит вопрос об усилении профессионализма парла­ментариев. Долгое время здесь бытовало представление, что член парламента - это политик-любитель, основная профессиональная работа которого не связана с его парла­ментской деятельностью. Создание парламентских комите­тов, систематическое проведение парламентских слушаний и расследований деятельности правительственных ведомств в различных отраслях государственного управления предъ­являют определенные требования к депутатам. В эпоху, когда государственное управление приобретает специализи­рованный и чрезвычайно сложный характер, член парла­мента, снабженный материальными ресурсами, имеет боль­ше шансов выполнять свои задачи по контролю над прави­тельством и принятию законов, более компетентно и тем самым более непосредственно влиять на решения прави­тельства и участвовать в разработке и осуществлении госу­дарственной политики. Усилению профессионализма парла­ментариев призваны способствовать некоторые организа­ционные меры.

Член парламента получает жалованье, равное 22 548 фунтам стерлингов в год (вознаграждение выплачивается с 1911 г.). Помимо этого, он получает дополнительные выпла­ты в размере 27 140 фунтов стерлингов в год на содержание офиса, секретаря (или секретарей), помощника-исследовате­ля (как правило, это высококвалифицированные специали­сты, выпускники университетов). В 1985 г. общее число сек­ретарей и помощников-исследователей составляло 1210 че­ловек. Депутату возмещаются транспортные расходы, связанные с поездками между Лондоном, местом жительства и избирательным округом при исполнении парламентских обязанностей (сюда включаются также поездки супруги и несовершеннолетних детей). Депутату предоставлено право бесплатной телеграфной, телефонной и почтовой связи в от­ношении тех округов, которые находятся за пределами Боль­шого Лондона (до 7 тыс. фунтов стерлингов в год). Ему оп­лачивается также проживание в гостинице.

Следует сказать об обслуживании депутатов различного рода информационными службами. Отдел информации при палате общин ежедневно публикует информационные бюл­летени, издаваемые в виде отдельной брошюры. Депутаты ежедневно получают различные документы, сообщающие о повестке дня каждого заседания; содержащие информацию о поправках к биллю, которые предполагается внести в па­лате или комитете; официальные отчеты обо всем, что де­лается в палате (отчеты комитетов, данные о голосовании, резолюциях палаты); документы с уведомлениями о вопро­сах и предложениях, представленных палате, и пр.

Палата общин располагает библиотекой, на которую возложены не только библиотечное обслуживание депута­тов, но также работа по информации и научным исследо­ваниям по международным делам; экономическим делам; образованию и социальной политике; внутренней полити­ке. В библиотеке работают высококвалифицированные спе­циалисты.

При парламенте имеется также парламентская информа­ционная система (ПОЛИС), содержащая индекс “Ханзарда”. Депутаты имеют доступ к электронно-вычислительной сис­теме “ЛЕКСИС”, предоставляющую правовую информацию. В университете Уорвик создан парламентский отдел, от­крывший депутатам и выборным комитетам доступ к инфор­мации о результатах исследований по экономическому раз­витию страны.

Весьма важным для британского парламента является вопрос о “частных интересах” членов парламента. Некото­рые члены парламента оставляют свою основную работу или профессиональную деятельность, а многие сохраняют работу по совместительству. Парламентарии поддерживают тесные отношения с группами давления и лоббистскими организа­циями. Правила парламента не исключают таких связей, но предусматривают необходимость сообщать палате о работе депутата для этих организаций и об оплате за нее.

В 1975 г. палата общин установила обязательную реги­страцию “интересов” депутатов. В соответствии с этой сис­темой депутат обязан информировать палату о любом де­нежном интересе или иных материальных выгодах, кото­рые он имеет и о которых можно подумать, что они оказывают влияние на его поведение, речи, голосование в парламенте. Перечень включает информацию об оплачива­емом посте директора или ином оплачиваемом месте рабо­ты; заявление о финансовой поддержке в качестве члена парламента; заграничной поездке в качестве члена парла­мента, если она не оплачивается лично или из государст­венных средств; всех платежах и материальных выгодах, полученных от иностранных правительств, организаций и отдельных лиц; земельном владении или собственности, имеющих значительную стоимость; названии компаний, в которых депутат владеет акционерным капиталом, превы­шающим 1%. Подкуп члена парламента в отношении его работы в палате считается нарушением парламентских привилегий.

Парламентские привилегии. Палата общин претендует на то, чтобы выступать как судья в вопросах, касающихся ее привилегий, и нормы о парламентских привилегиях со­ставляют так называемое “общее право парламента”. Под парламентскими привилегиями понимаются права, которы­ми обладает палата общин в целом и каждый депутат в от­дельности. Парламентские привилегии включают свободу депутатов от ареста, свободу слова в парламенте, а также право доступа к королеве, которое принадлежит палате об­щин в целом. Право устанавливать привилегии принадлежит исключительно самим палатам.

Привилегия свободы слова получила законодательное за­крепление в Билле о правах 1689 г. Она защищает выступ­ления депутата, произнесенные в ходе парламентского дело­производства. Против члена парламента не может быть воз­буждено судебного преследования за любое слово, произнесенное в парламенте. Он может выступать, зная, что он свободен от преследования за клевету. Выступления же вне стен парламента объявляются внепарламентскими дей­ствиями, не связанными с делопроизводством, и потому не защищаемыми парламентскими привилегиями.

Парламентская привилегия свободы слова не распростра­няется на письма депутатов к внепарламентским организациям, хотя бы и написанные в связи с парламентской дея­тельностью. Привилегия свободы слова не защищает также публикацию депутатами книг. В 1701 г. палата установила, что опубликование книг, которые “бросают тень на заседа­ния палаты”, рассматриваются как нарушение ее прав и при­вилегий и неуважение к палате.

В правилах парламентской процедуры установлены нор­мы о злоупотреблении свободой слова в палате общин. Это относится к такому выступлению депутата, в котором он бросает тень на решение палаты, произносит изменни­ческие, мятежныеили оскорбительные для парламента слова. Депутат не имеет также права бросать тень на по­ведение королевы или лиц, находящихся у власти, а также пытаться своим выступлением мешать работе палаты об­щин.

Парламентарии не могут упоминать в своих выступлени­ях конкретные судебные дела с момента предъявления лицу обвинения в совершении преступления. Это сделано для то­го, чтобы предотвратить такие выступления, которые могут нанести вред любому делу, находящемуся в процессе рас­смотрения.

Палата общин имеет право налагать как уголовные, так и дисциплинарные наказания за недолжное поведение или неуважение к палате во время ее заседания. Неуважением к палате считается всякое действие, которое мешает пала­те или любому ее члену исполнять свои функции либо имеет целью вызвать прямо или косвенно такие резуль­таты. В этом случае палата имеет право заключения в тюрьму, наложения штрафа, вынесения выговора, запре­щения посещать палату. Наказание за неуважение к пала­те может относиться как к члену парламента, так и к лю­бому иному лицу, независимо от того, совершено правона­рушение в палате илинет. Что касается члена парламента, то он может быть также лишен права зани­мать место в палате в течение определенного срока либо исключен из палаты.

Депутат может быть исключен из числа членов палаты общин и по другим основаниям: участие в открытом восста­нии, лжесвидетельство, подлог, обман, коррупция при от­правлении правосудия, или при исполнении обязанностей должностного лица, или при исполнений обязанностей в качестве члена палаты общин; позорящее поведение и иные поступки, совершенные против самой палаты.

Право исключения из палаты принадлежит только палате общин, и ни один суд в стране не вправе рассматривать воп­рос о законности решения палаты. Жалобы на нарушение привилегий Должны сначала передаваться спикеру частным образом, и он решает, поднять ли вопрос в палате. Вообще такие случаи чрезвычайно редки и число жалоб ничтожно (одна - в сессии 1984/85 г.). Практически палата давно не применяет своего права заключать в тюрьму, налагать штраф, лишать депутата права занимать место в палате общин за неуважение к ней.

Привилегия свободы от ареста означает, что арест члена палаты общин не может быть произведен без разрешения са­мой палаты. Древняя привилегия свободы от ареста охраняет депутата от ареста в течение парламентской сессии и 40 дней до ее начала и после ее окончания в связи с производством по гражданскому делу. Арест члена парламента за слова, произнесенные в палате, не может быть произведен, по­скольку это было бы нарушением привилегии свободы слова. Однако член парламента не имеет привилегии от ареста в связи с уголовным производством.