Парламент Великобритании: структура, порядок формирования. История развития британского парламента Роспуск парламента влияет на состав палаты лордов
Особенности принципа разделения властей в Великобритании
Правовое регулирование институтов непосредственной демократии
В силу господства в Великобритании концепции верховенства Парламента в ней длительное время отвергался такой институт непосредственной демократии, как референдум. А поскольку закона о референдуме до сих пор нет, поэтому единственный общегосударственный референдум, проводившийся по поводу вступления в ЕС, а также, несколько региональных референдумов в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии осуществлялись на основе разовых законов, принимавшихся Парламентом. В Великобритании выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства . Округа по выборам в Парламент одномандатные, выборы признаются состоявшимися при любой явке избирателей. Активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Пассивное избирательное право предоставляется с 21 года. Регистрация избирателей в списках обязательна. Списки избирателей составляются 1 раз в год на 16 января по данным домовладельцев. Активным и пассивным избирательным правом не обладают:
·священники государственной церкви;
·гражданские служащие, назначенные короной;
·судьи (за исключением мировых);
·злостные банкроты;
·лица, осужденные за мошенничество на выборах, лишаются избирательных прав на срок от 5 до 10 лет;
·лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда.
Для выдвижения кандидата в Парламент необходимы подписи 10 избирателей или выдвижение политической партией. Регистрация кандидатов производится при уплате избирательного залога в размере 500 фунтов стерлингов. Избирательных комиссий в стране нет. В общегосударственном масштабе выборами руководит МВД, на местах – чиновники по выборам. Эти обязанности возлагаются на шерифов графств, либо на председателей муниципальных советов.
Принцип разделения властей в Великобритании действует с рядом особенностей:
·положение монарха в системе органов государственной власти, проявляющееся в том, что он является частью каждой из ее ветвей: например, Правительство Ее Величества; Судьи Ее Величества; судебный обвинительный акт от имени монарха; наконец, королевская подпись на законопроекте.
·члены Правительства являются членами Парламента, обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства.
·Палата лордов является одновременно и высшей судебной аппеляционной инстанцией страны.
·Лорд-канцлер – это одновременно и спикер Палаты лордов и член Кабинета Министров и Председатель Апелляционного Суда Великобритании.
·Тайный Совет – совещательный и исполнительный орган при монархе является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решения церковных судов и медицинских трибуналов.
По британской конституционной доктрине глава государства является составной частью Парламента, поэтому он представляет собой триединый орган: монарх, Палата лордов и Палата общин.
Палата общин состоит из 659 парламентариев, избираемых на 5 лет. Они обладают ограниченным иммунитетом и индемнитетом. Кроме работы непосредственно в палате парламентарии обязаны по выходным дням вести прием избирателей в своих округах, принимать их заявления для передачи Парламенту.
Работой Палаты общин руководит ее спикер, избираемый на срок полномочий Палаты от партийной фракции, имеющей большинство мандатов. После чего он формально назначается на эту должность монархом. Спикер имеет право назначать председателей постоянных комитетов, передавать им законопроекты, предоставлять и лишать слова парламентариев, налагать дисциплинарные санкции на депутатов, обеспечивать взаимодействие Палаты общин с Палатой лордов и монархом. В Палате общин создаются постоянные и временные комитеты, которые подразделяются на специализированные, неспециализированные и сессионные, в работе которых велика роль партийных фракций, поскольку парламентарии при обсуждении и голосовании связаны строгой партийной дисциплиной.
Кворум для заседания Палаты общин составляет всего 40 парламентариев.
Палата лордов после реформы 1999 года сокращена по численности почти в 2 раза и составляет около 600 членов. Отменено наследственное членство.
В состав палаты входят пожизненные пэры. Этот титул присваивается монархом по рекомендации Премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству. Членами палаты являются так называемые духовные лорды, т.е. архиепископы и епископы англиканской церкви, а также «судебные лорды» - это 11 пожизненно назначенных монархом судей Судебного комитета Палаты лордов, являющихся высшей судебной инстанцией по гражданским делам. В состав этого комитета входят также лица, занимавшие в прошлом высшие судебные должности в стране. За счет этого число «судебных лордов» может достигать 20 человек. Спикера палаты лордов, по предложению Премьер-министра формально утверждает монарх сроком на 5 лет. Кворум для проведения заседаний – 3 лорда. Палата лордов создает комитеты по различным вопросам ее компетенции. Среди них наиболее значимые комитет по науке и технологиям и комитет по вопросам ЕС. К функциям палаты относятся законодательные, судебные и контрольные функции. Последние проявляются в практике вопросов министрам Правительства, а также создание специальных комитетов для изучения вопросов, по итогам работы которых информируется Правительство и население.
Законодательный процесс в Парламенте состоит в рассмотрении, согласно установленной процедуре, законопроектов, которые могут быть внесены в любую палату. Финансовые законопроекты вносятся только в Палату общин. На практике законопроекты рассматриваются сначала в нижней палате. Монарх в Великобритании обладает правом законодательной инициативы, законопроекты от его имени представляют министры. Более 95% законопроектов, рассматриваемых Парламентом – это законопроекты Правительства. Все законопроекты можно подразделить на 3 группы:
·публичные билли – законопроекты, представляющие важное значение и интерес для всего общества. Инициаторами их внесения являются члены обеих палат, а также члены Правительства. Правительственные законопроекты рассматриваются в Парламенте в приоритетном порядке.
·частные билли – законопроекты, регулирующие вопросы, касающиеся определенной группы лиц или населения определенной территории. Инициаторами частных биллей являются местные органы власти или общественные объединения. Вносится такие законопроекты в Парламент в форме петиций.
·смешанные билли – законопроекты, отличающиеся большой общественной значимостью и одновременно затрагивающие интересы определенных групп населения.
Как правило, первое чтение законопроекта состоит в зачитывании его названия, тиражировании и раздаче парламентариям. Дискуссии на этой стадии редки. Через две-три недели проводится второе чтение , которое начинается с обсуждения общих положений законопроекта. Затем он передается в комитет или несколько смежных комитетов, где парламентарии и эксперты детально, постатейно изучают законопроект, вносят поправки и голосуют по нему. После обсуждения в комитетах, законопроект возвращается в палату для продолжения рассмотрения во втором чтении с рассмотрением и обсуждением поправок и голосованием по ним.
В третьем чтении спикер палаты ставит проект на голосование в целом. Дискуссии на данной стадии проводятся достаточно редко. Для принятия закона необходимо абсолютное большинство голосов общего числа членов палаты. Принятый в нижней палате законопроект направляется в Палату лордов, которая может внести в него поправки. В этом случае их должна обсудить нижняя палата. Верхняя палата может наложить вето на законопроект, которое Палата общин преодолевает простым большинством, но только на другой сессии. Если Палата лордов в течение месяца не рассмотрит законопроект, он вступает в силу без ее согласия.
Наряду с законодательной функцией британский Парламент имеет функции принятия бюджета и контроля за деятельностью Правительства.
Юридически Правительство несет коллективную ответственность перед Палатой общин. Палата общин может потребовать отставки министра. Глава Правительства решает, уйдет ли в отставку все Правительство или конкретный министр. Вопрос о вотуме доверия Правительству является только связанным. Это означает, что он ставится самим Правительством в связи с предлагаемым им законопроектом.
Как уже говорилось ранее, британский Парламент является одним из старейших представительных органов, который продолжает действовать и по сей день. Одной из его характерных особенностей является то, что на протяжении практически всего периода своего существования Парламент практически не прекращал действовать. С момента своего оформления и вплоть до начала XX века он расширял свое влияние и с каждым веком все больше набирал силу.
Для того чтобы разобраться в особенностях современного положения Парламента и понять причину его столь высокого авторитета, необходимо изучить историю его возникновения и развития. Для изучения Великобритании и для изучения ее Парламента история имеет особенное значение. Во многом это определяется особенностями правовой системы Британии, в основе которой лежат конституционные соглашения и прецеденты. И парламентское право - не исключение. Оно представляет собой обычное право, основанное на прецедентах, описанных в парламентских хрониках. Это придает нормам парламентского права гибкость и приспособляемость И. А. Дудко. Конституционно-правовой статус британского Парламента: современные реформы.:дисс. ... кан-та юр. наук.-М.: 2005. С. 59. .
Для рассмотрения исторического развития Парламента необходимо провести его разделение на периоды, так как периодизация позволит усилить эффективность процесса познания.
В своей диссертации «Конституционно-правовой статус британского Парламента: современные реформы» И. А. Дудко в качестве оснований для выделения периодов развития британского Парламента предложила совмещение периодизации на основе общепринятых крупных вех в мировом историческом развитии народов (Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время Всеобщая история государства и права/Под ред. К.И. Батыра.-М.:ООО ТК Велби, 2002) и периодизации в зависимости от появления и изменения парламентских процедур, которые для конституционного права Великобритании и в особенности для самого Парламента имеют огромное значение, так как в стране отсутствует писаная конституция.
В связи со всем вышесказанным следует периодизировать историю Парламента следующим образом, выделить следующие этапы и периоды:
- этап парламентской предыстории , периода зарождения основных парламентских органов. Данный этап включает период с 825 (объединение древних английских государств) по 1265 гг. (Парламент Симона де Монфора);
- первый период с конца XIII до начала XV вв. Он охватывает такие события, как зарождение Парламента, созыв «образцового Парламента», становление Парламента как представительного органа, формирование основных процедурных норм. Данный период заканчивается утверждением лидирующего положения Палаты общин к 1425 г., когда каждый билль должен был быть утвержден Палатой общин;
- второй период, длящийся с1425 по 1603 гг . (восшествие на престол Якова I). В это время происходит возрастание роли Парламента, усиление его позиции?;
- третий период с 1603 по 1689 гг. Ему свойственны противостояние короля и Парламента и установление, в конечном счете, парламентского правления после принятия Билля о правах (1689 г.);
- четвертый период с 1689 г. по 1832 г . характеризуется спокойным развитием Парламента, формированием основных принципов ведения дебатов, правил, организации работы Палат, установлением контроля Палаты общин над Правительством;
- пятый период с 1832 г. по 1911 г. известен многочисленными реформами и фактическим падением роли Палаты лордов;
- шестой период с 1911 г. по настоящее время
характеризуется радикальными конституционными реформами, а также снижением роли Парламента в государственном механизме при одновременном возвышении Правительства. В этом периоде можно выделить три подпериода:
- 1. с 1911 по 1949 гг. когда были расширены избирательные права граждан;
- 2. с 1949 по 1997 гг . когда был принят целый ряд статутов, касающихся положения и деятельности Палаты лордов, в частности. Акт о Парламенте 1949 года, еще более ослабивший положение верхней Палаты по сравнению с нижней;
- 3. с 1997 по настоящее время, когда после прихода к власти лейбористского Правительства во главе с Премьер-министром Тони Блэром кардинально изменилось содержание самого понятия «Парламент» из-за изменения соотношения роли Палат внутри него См. периодизацию в диссертации И. А. Дудко. Конституционно-правовой статус британского Парламента: современные реформы.-М.: 2005. С. 61-62..
Рассмотрим историю Парламента Великобритании с учетом выделенных периодов более подробно.
Английские правовые памятники свидетельствуют о том, что уже в IX-XI веках в стране возникла тенденция передачи крупным земельным собственникам части полномочий королевской власти. Например, они имели право собирать ополчения на территориях своих земель, имели право судить зависимых от них крестьян, облагать их налогами и взыскивать с них штрафы.
В VII-IX веках формируется высший государственный орган англосаксонской эпохи-уитенагемот (собрание мудрых). В состав этого собрания входили сам король, светская знать, включающая феодалов, которых король приглашал на собрание лично, и высшее духовенство.
С участием этого совета король решал наиболее важные вопросы, к которым относились вопросы ведения войны, заключения мирных договоров, разделения и распределения земель, принятия новых законов. Наиболее важными функциями уитенагемота являлись избрание королей, так как на тот период времени династический принцип наследования еще не сложился, и осуществление высшего суда над государственными изменниками.
Уитенагемот созывался королем один раз в год, однако, он мог собираться чаще или, наоборот, не собираться в течение длительного временного промежутка, так как не существовало каких-то определенных, правил, закрепляющих регулярность созывов.
После нормандского завоевания уитенагемот сменил название на Большой королевский совет. Однако основные принципы работы собрания не претерпели особенного изменения. Хотя вместо англосаксонских приглашаемых феодалов в Большой королевский совет Вильгельма I (1066-1087) и его преемников вошли англо-нормандские бароны и рыцари, а созыв стал более регулярным, особая роль уитенагемота как общенационального аристократического представительства, ограничивающего королевскую власть, сохранилась в новом институте, а в дальнейшем дала начало английскому Парламенту. История государства и права зарубежных стран. Часть первая:Учебник/отв. ред. О. А. Жидков, Н. А. Крашенинникова-М.: Норма, 2004. С. 337.
Еще одной предпосылкой для образования сословно-представительной монархии в Англии стало углубление феодализации английского общества в результате нормандского завоевания. К концу XI века практически вся англосаксонская знать, имеющая хотя бы какое-то влияние в государстве, была уничтожена и заменена нормандскими баронами и рыцарями. Основной формой хозяйственной организации экономики и частной юрисдикции стал манор. Власть баронов на территории их маноров была практически не ограничена и с каждым годом только усиливалась, несмотря на старания королевской власти ограничить эту тенденцию.
Само оформление английского Парламента началось в начале XIII века в ходе противостояния между королевской властью и баронами.
История Парламента Великобритании начинается с 1265 года в результате конфликта 1258-1267 гг., а своеобразным прологом к ней мы можем считать некоторые статьи Великой хартии вольностей, подписанной в 1215 году.
К XIII веку в Англии развернулась острая политическая борьба между сильной королевской властью и феодальными магнатами. При Иоанне Безземельном (1199-1216) борьба феодалов приобрела общенациональный характер и получила поддержку со стороны других политических сил в лице высшего духовенства, дворянства и городской верхушки. В результате конфликта между королевской властью и феодальной знатью бароны заставили Иоанна Безземельного 15 июня 1215 года подписать Великую хартию вольностей.
Центральное место в Хартии занимали статьи, выражающие интересы баронов, возглавляющих движение. Большинство из них касалось вассально-ленных отношений короля и баронов и стремилось ограничить произвол короля в использовании его прав, связанных с земельными владениями. В куда меньшей степени в Хартии были отражены привилегии и уступки, на которые вынужден был пойти король по отношению к рыцарству и городам.
Особого же внимания заслуживают статьи 12 и 14, которые и являются прологом в истории английского парламента. Так, в статье 12 говорится об обязательстве короля согласовывать вопросы финансовой и налоговой политики с советом королевства: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого должно выдавать лишь умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона Д.М. Петрушевский. Великая Хартия Вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII века-М.:Издание М. и С. Сабашниковых, 1918. С. 114.», в то время как статья 14 определяет состав совета королевства: «А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами за нашей печатью; и кроме того повелим позвать огулом, через шерифов и бейлифов наших, всех тех, которые держат от нас непосредственно; (повелим позвать мы всех их) к определенному дню, т.е. по меньшей мере, за сорок дней до срока, и в определенное место; и во всех этих призывных письмах объясним причину приглашения; и когда будут таким образом разосланы приглашения, в назначенный день будет преступлено к делу при участии и совете тех, которые окажутся налицо, хотя бы и не все приглашенные явились Д.М. Петрушевский. Там же. С. 15.». Таким образом, совет королевства представлял собой совет всех королевских вассалов, который можно рассматривать как прототип будущей Палаты Лордов. Если бы к совету королевства были добавлены представители от городов и графств, то мы могли бы говорить об английском средневековом Парламенте. Поэтому Великую хартию вольностей можно назвать прологом в истории английского Парламента.
Своего апогея противоборство королевской власти и знати достигло в середине XIII века. Новый Король Генрих III (1216-1272), упразднил статьи Великой Хартии Вольностей, укреплявшей положение баронов, чем вызвал новый виток политической борьбы-гражданскую войну. Симон де Монфор, возглавлявший баронов, желая опять привлечь на свою сторону рыцарей и горожан, созвал в 1265 г. Парламент, который считается первым Парламентом Англии. Здесь заседали по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от горожан. Однако вскоре в результате возобновившихся военных действий Симон де Монфор был убит. Король был вынужден пойти на компромисс с баронами, рыцарями и горожанами. Результатом этой борьбы стало учреждение Парламента.
Ко времени правления Эдуарда I (1272--1307) относится созыв Парламента, получившего название «образцового» (1295), состав которого послужил моделью для последующих Парламентов Англии (помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов).
Основными функциями Парламента в XIII - начале XIV вв. являлись:
Разрешение на сбор налогов
Подача и обсуждение частных и «парламентских» петиции?.
До середины XIV века английские сословия заседали вместе. Затем, во время правления короля Эдуарда III (1327-1377), произошло их разделение на две Палаты: верхнюю (Палату лордов), которая формировалась преимущественно из крупнейших магнатов-наследственных пэров, и нижнюю (Палату общин), в которой заседали рыцари от графств (по два от каждого) и представители от городов (по два от города). Эдуард III утвердил правило, что при установлении налогов решающим голосом обладает Палата общин.
Помимо финансовой функции в компетенцию Парламента также входили участие в решении вопросов внешней политики, согласие на издание законов, судебные полномочия. При осуществлении этих дополнительных полномочии? большую роль играла верхняя Палата, так как Палата общин была менее заинтересована в вопросах внешней политики или судебных разбирательствах.
В период с XIV по XV вв. происходит становление парламентской практики, укрепился статус спикера. Основное законодательство основывалось на петициях, однако общины уже начали борьбу за то, чтобы ответы на их петиции давались в письменной форме, что закрепилось с XV в. К концу первого периода формируется принцип свободы слова в Палате общин, а также свободы от арестов в течение сессии и 40 дней после ее окончания. Складывается практика трех чтении? биллей И.А. Дудко. Там же. См. стр. 66-67..
В этот период претерпела изменения и Палата лордов, членство в которой стало постоянным и наследуемым на основе наличия особого статуса - титула пэра.
Итак, к началу XV в. Парламент сформировался как представительный орган. К его компетенции по-прежнему относилась финансовые функции (согласие Парламента на налоговые сборы), под его контроль было поставлено королевское законодательство, а с середины XIV века он получил право законодательной инициативы, исходящей от Палаты общин.
Для следующего этапа развития британского Парламента характерно усиление его роли в политической жизни общества. К середине XV века окончательно оформились обе его Палаты, а также была проведена одна из первых реформ парламентской процедуры-на смену петициям пришли билли, что окончательно закрепило законодательную функцию Палаты общин.
К середине XVI века оформились процедуры открытия Парламента, представления, прохождения и принятия биллей.
Однако уже к концу XVI века между королевской властью и Парламентом снова наметился конфликт, который привел к тому, что на протяжении третьего этапа развития Парламента короли стремились править без его участия в политической жизни. Он же, в свою очередь, стремился укрепить свое положение. В результате английской революции (English Civil War) в стране установилась новая форма правления- конституционная монархия, что свидетельствовало о победе Парламента. Важным достижением в этот период также является и установление ответственности министров перед Парламентом.
В 1689 году конституционная монархия была окончательно оформлена в Билле о правах, который утвердил принцип верховенства Парламента. Были еще более ограничены полномочия Короны в законодательной и финансовой сферах, объявлялись свободные выборы. Билль о правах фактически положил начало для еще одного конституционного принципа-принципа парламентского суверенитета.
Начавшийся «славнойреволюцией» период характеризуется относительным спокойствием в развитии Парламента. Закрепляются основные документы, утверждающие конституционную монархию в государстве.
К этим документам относится Трехгодичный Акт 1694 года, установивший, что Парламент должен созываться хотя бы раз в три года. Таким образом, право Короля созывать Парламент превратилось в обязанность.
В 1701 году быть принят Акт об устроении, который устанавливал правило «контрасигнатуры» (скрепление подписью министра правовых актов, представляемых на подпись королю), а также министерскую ответственность перед парламентом, фактически закреплял принцип «несменяемости судей».
В начале XVIII века в стране устанавливается система партийного правления, формируется Кабинет министров, изначально как орган, ответственный перед Короной, однако, в дальнейшем это перетекло в ответственность перед Парламентом. Установился принцип, по которому Правительство должно было формироваться из представителей партийного большинства в Парламенте.
Наличие двух противоборствующих партий, попеременно формирующих Правительство, стало нормой с XVIII века.
Парламентское право также продолжало развиваться. C 1707 королевская власть перестала пользоваться правом вето, что окончательно закрепило властные полномочия в сфере законодательства за Парламентом. В 1716 г. был принят Семилетний акт, продливший срок полномочии? Парламента до семи лет. Все это прочно укрепило Парламент в системе государственной власти.
Промышленный переворот в конце XVIII века оказал значительное влияние на структуру общества. Система представительства не соответствовала уровню развития страны, а система выборов, сложившаяся еще в средневековье, не отражала новой социальной структуры.
В качестве решения этих проблем был принят Акт о реформе 1832 года, который упразднил избирательные округа, так называемые «местечки» «Гнилые местечки» (англ. rotten boroughs)- Обезлюдевшие в конце XVIII-начале XIX вв. деревни и городки Великобритании, сохранившие при этом представительство в Парламенте. Голосами избирателей в этих населенных пунктах часто распоряжался лендлорд, хозяин земли. Зачастую место в Палате общин просто покупалось, что было нетрудно при нескольких десятках избирателей., с населением менее 2000 человек, в других округах с населением менее 4000 тысяч человек - представительство сократилось до одного депутата. Освободившиеся места были переданы крупным городам, не имевшим представительства в Парламенте.
Таким образом, к началу XIX века в Англии сложилась достаточно крепкая, сбалансированная и демократическая политическая система с господством Парламента.
Период с 1833 по 1911 гг. характеризуется изменениями соотношения Палат внутри самого Парламента, возвышением Палаты общин.
Но уже в 1876 г. в Великобритании начался кризис во всех отраслях промышленности. Конец XIX в. характеризуется активизацией рабочего движения и ростом численности тред-юнионов. Был принят ряд законов, облегчающих положение рабочих Хартия о детях 1833 года; Акты о шахтах 1842г. и 1850г.; Акт о десятичасовом рабочем дне 1847 и др.. В 1906 г. была образована лейбористская партия Великобритании, которая представляла интересы рабочих. В том же году лейбористы впервые завоевали 29 мест в Парламенте.
Этот период характеризуется возвышением Правительства, в том числе и над Парламентом, так как в связи с изменениями экономической ситуации в стране, которые затрагивали все остальные сферы жизни общества, возросла необходимость в принятии оперативных решений, на которые, по причине несовершенного порядка рассмотрения дел, Парламент был не способен. В этот же период были введены основные процедурные правила Парламента (была решена проблема распределения времени, был регламентирован процесс прохождения билля, принят новый порядок голосования, в 1887 г. было введено правило закрытия прении?).
Начало шестого периода характеризуется относительным затишьем в развитии Парламента. Однако уже после второй мировой войны стало ясно, что государство должно взять на себя функции по социальной опеке над гражданами, которая осуществлялась органами исполнительной власти. В целях осуществления контроля над их деятельностью в Парламенте создается специальная система комитетов, а также особая система органов-трибуналов для разрешения конфликтов с гражданами, и «омбудсманы» Омбудсман (швед.ombudsman)-должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц..
B XX веке наибольшим изменениям подверглась верхняя Палата Парламента. Началом этих изменений послужил Акт о Парламенте 1911 года, который ограничил полномочия Палаты лордов отклонять законопроекты, принятые Палатой общин. В 1949 году был принят еще один Акт о Парламенте, который дополнял Акт 1911 года и закрепил доминирующее положение Палаты общин, сократив количество сессии? с трех до двух, в течение которых билль проходил в Палате общин, а также сократив период между вторым и последним чтением в Палате общин с двух лет до одного года.
В 1958 был принят Акт о пожизненных пэрах, согласно которому, Корона, по совету Премьер-министра, имела право назначать пожизненных пэров, как мужчин, так и женщин, которые имели право заседать и голосовать в Палате лордов до конца жизни.
В 1963 г. был принят Акт о пэрах, который позволял отказаться от пожизненного звания пэра с передачей титула наследнику.
Вопрос продолжения реформирования Палаты лордов был вновь поставлен в конце 90-х годов XX века, когда лидер лейбористов Тони Блэр в своей речи заявил о необходимости продолжения реформирования Палаты лордов. В основе его идеи лежали замена наследственного принципа формирования палаты и изменение ее полномочий, среди которых осуществлена была только первая, проведенная в 1999 году: из 750 наследных пэров свои места в составе палаты сохранили только 92 человека (покинувшие палату получили право голоса на парламентских выборах) и 580 пожизненных пэров, включая епископов А.А. Громыко. Тони Блэр: десять лет во главе Британии//Современная Европа.2007. №2. -С.12.. Вторая часть реформы так и не была реализована, в связи с большим количеством разногласий по этому поводу и в Правительстве, и в самом Парламенте. Тем не менее, вопрос реформирования верхней Палаты остается актуальным по сей день. Так, в 2012 году, выступая с тронной речью на открытии новой сессии Парламента, Королева Елизавета II объявила о реформе Палаты Лордов, проект которого должен был быть представлен для всеобщего ознакомления в течение года. Однако уже через несколько месяцев проект, устанавливающий выборность верхней Палаты, который должен был быть реализован уже к 2015 году, был заморожен, опять-таки в связи с неоднозначным отношением к ней и среди парламентариев, и среди населения. Таким образом, вопрос реформирования Палаты лордов британского Парламента по-прежнему остается дискуссионным.
Итак, исторический путь британского Парламента был достаточно долог. С XIII по XX век постепенно формировались его структура, парламентские процедуры, укреплялось его положение и авторитет в системе органов государственной власти Великобритании. Особенности правовой системы и менталитета англичан способствовали формированию принципа преемственности традиций и обычаев в управлении деятельностью этого органа. Вместе с тем, в связи с эволюционированием общественных отношений, жизненного уклада, эволюционировал и сам Парламент. Так как в XXI веке возросла потребность общества в принятии оперативных решений, в повышении необходимого уровня знаний для решения определенных вопросов, в связи с некоторой громоздкостью процедуры принятия парламентских решений, возникновением у граждан потребности в дополнительной поддержке со стороны государства, начался рост влияния органов исполнительной власти, которые могли бы решить поставленные задачи, что в какой-то степени деформирует классический принцип верховенства Парламента. Вместе с тем, в какой-то мере этот принцип по-прежнему сохраняется. Несмотря на то, что в большинстве своем законопроекты вносятся в Палату общин по инициативе Правительства, несмотря на его возрастающее влияние, у Парламента по-прежнему сохраняются рычаги воздействия на органы исполнительной власти, по-прежнему он играет значительную роль в решении наиболее важных для страны вопросов. Обращаясь к многовековой истории этого политического института, мы можем с уверенностью утверждать, основываясь на былом опыте, на приверженности к традициям, свойственной англичанам, даже на том, что уже в течение более века продолжают вестись дискуссии о судьбе Верхней палаты, и до сих пор англичане не могут прийти к одному решению, что несмотря на изменения в соотношении сил высших органов исполнительной власти в британской политической системе, британский Парламент сохранит свое значение для страны и авторитет и сумеет просуществовать еще многие сотни лет.
Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту – триединое учреждение: оно включает главу государства, палату лордов и палату общин. Это понятие связано с тем, что закон становится таковым, если он принят двумя палатами и подписан монархом. На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении – нижняя, которая осуществляет законодательные функции. Король подписывает все законы, и на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет принадлежащего ему права вето. Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На практике палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых палатой общин, выдвигает очень редко.
Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.
Палата общин состоит из 651 члена. Это общенациональный представительный орган, избираемый на пять лет. Она избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом спикер, имеющий трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями, если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер избирается на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии, так как должен быть лицом беспристрастным. Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам.
Спикеру оказывают помощь партийные «кнуты», которые следят за соблюдением партийной дисциплины, голосованием членов своей партийной фракции.
Важным структурным элементом палаты общин служат парламентские комитеты. Они образуются, в основном, для предварительного обсуждения законопроектов. Комитеты английского парламента подразделяются на постоянные и временные. Постоянные, в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.
Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации (в последнем случае – по желанию правительства). На заседаниях комитета всей палаты председательствуют поочередно заместители спикера.
Неспециализированные комитеты палаты общин обозначаются первыми буквами латинского алфавита А, В, С, D и т.д. Обычно в палате функционирует 7-8 таких комитетов. В каждом из них работает от 15 до 50 человек. Их персональный состав формируется комитетом по отбору (а не палатой в целом) по партийному признаку, т.е. по предложениям партийных фракций пропорционально их численности.
Специализированные комитеты состоят из 9-14 человек каждый. Большинство из них (14) создаются по отраслям и сферам управления. Их основная задача – контроль за деятельностью основных министерств. Кроме того, имеются специализированные комитеты по европейскому законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности, по делам парламентского уполномоченного.
Среди временных особое значение имеют сессионные комитеты палаты общин. Они именуются так потому, что учреждаются из года в год в начале каждой сессии. Основная сфера их деятельности – обеспечение функционирования самой палаты. К сессионным относятся комитеты: по вопросам процедуры; привилегиям; петициям, направленным палате общин; обслуживанию депутатов.
Палата лордов , состав и численность которой изменяется, формируется в основном по наследственному признаку.
Около 2/3 палаты составляют пэры (мужчины и женщины, унаследовавшие дворянский титул не ниже барона), около 1/3 – пожизненные пэры (титул присваивается королем по рекомендации премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству). Кроме того, в состав палаты входят: 26 духовных лордов (архиепископы и епископы) англиканской церкви, 20 пожизненно назначаемых королем (по совету премьер-министра) “лордов по апелляции” (апелляционный комитет – по существу, высшая судебная инстанция страны по гражданским делам), несколько десятков человек, избираемых шотландскими и ирландскими лордами. Ныне большинство палаты лордов – представители финансовых кругов, крупных фирм, но бывают и лорды-бедняки, в их числе были два коммуниста, один лорд был рубщиком мяса.
В палате лордов председательствует лорд-канцлер. Кворум в палате – 3 лорда, заседания происходят на основе саморегулирования.
В Великобритании неоднократно поднимался и обсуждался в палате общин вопрос о ликвидации палаты лордов или ее реорганизации, но безуспешно.
Законодательный процесс. Хотя проект закона (билль) может быть внесен в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается палатой общин и лишь затем передается в палату лордов. В отличие от США глава государства (монарх) обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры. Подавляющее большинство законопроектов, как и в других странах, принимается по инициативе правительства (в Великобритании – 95%), для обсуждения законопроектов членов парламента выделяется лишь один день в неделю. Законопроект рассматривается в трех чтениях, но в отличие от США в первом чтении клерк палаты лишь зачитывает его заголовок, во втором чтении обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием. После возвращения из комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования. Перед этой стадией и в процессе нее проводится особенно активная работа: согласование позиций членов комитета, представляющих различные партии, подготовка экспертных заключений по важным законопроектам и т.д. Спикер использует разные приемы для сокращения прений: “гильотину” – прекращение прений в назначенный час, “кенгуру” – он выбирает и ставит на голосование лишь некоторые поправки, и др. Как и в США, спикер пользуется большими полномочиями. Третье чтение заключается в общей дискуссии по проекту с предложениями за его принятие или против, но нередко вместо такой дискуссии спикер просто ставит проект на голосование (“за” и “против”). Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов общего числа членов палаты, в связи с чем именно в такие периоды “кнуты” развивают особенно бурную деятельность, обеспечивая участие в голосовании членов своей партии.
Если проект принят, он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.
Традиционно к полномочиям палаты общин относят финансовые полномочия, исходя из того, что налогообложение невозможно без представительства народа, ибо налоги изначально платит население, а представительством народа считается нижняя палата. Закон о бюджете всегда принимается сначала нижней палатой. Его вносит только правительство, поправки депутатов возможны лишь по согласованию с соответствующим министром. Полномочия палаты в отношении закона о бюджете ограничены. Они ограничены и в отношении других финансовых и “денежных” биллей (между этими понятиями есть некоторое различие, а решение о том, каким является билль – финансовым или “денежным”, принимает спикер палаты общин). Эти законы также обсуждаются сначала в нижней палате и должны быть приняты верхней в течение месяца. После истечения этого срока закон вступает в силу без согласия палаты лордов.
Парламент Великобритании (практически палата общин) осуществляет контроль за управлением, за деятельностью правительства. Юридически правительство несет коллективную ответственность перед парламентом (только перед палатой общин). Палата общин может потребовать отставки министра, но премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр, если речь идет об упущениях определенного министра, а чаще всего о его неэтичном поведении. Вопрос о вотуме недоверия бывает только связанным, т.е. он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им законопроектом: правительство заявляет, что если билль не будет принят, то оно уйдет в отставку, оказывая тем самым давление на палату общин.
В Великобритании монарх возглавляет парламент, может его созывать и распускать, ежегодно открывает парламентскую сессию в палате лордов, одобряет законы - без королевской санкции закон не имеет юридической силы
Состав парламента Великобритании
Нижняя палата (палата общин)
Формируется на основе прямых выборов тайным голосованием сроком на 5 лет.
650 депутатов
в соответствии с количеством избирательных округов:
533
от Англии
59
от Шотландии
40
от Уэльса
18
от Северной Ирландии
Функции палаты общин
Принимает законопроекты и передает их (все, кроме финансовых) на согласование в палату лордов. Принимает бюджет и рассматривает финансовые билли. Обладает исключительным правом согласовывать налогообложение, правительственные расходы.
Около 1550 человек
Партийный состав
Согласно последнему, 55 созыву (2010 год)
306
консерваторов
258
лейбористов
57
либеральных демократов
8
демократов-юнионистов
6
шотландских националистов
5
ирландских республиканцев (Шинн Фейн)
3
валлийских националиста (Плайд Кимру)
3
от партии социал-демократов и лейбористов
1
от «Альянса»
1
от партии зеленых
1
независимый депутат
1
спикер
Спикер
- председатель палаты общин, руководящий заседаниями и представляющий палату в ее отношениях с королевой, палатой лордов и другими государственными органами. После отставки получает титул виконта и место в палате лордов.
Верхняя палата (палата лордов)
Формируется на невыборной основе
774 человека , имеющих право принимать участие в работе палаты
Функции палаты лордов
Рассматривает и вносит поправки в законопроекты, принятые палатой общин, за исключением финансовых биллей. Рассматривает апелляции на решения судов по гражданским и уголовным делам. Вердикт палаты лордов является окончательным.
Количество обслуживающего персонала - около 450 человек
Состав
26 духовных лордов (Lords Spiritual
)
- представители духовенства англиканской церкви
87 наследственных пэров
(титул получен по праву рождения: герцог, маркиз, граф, виконт или барон)
661 пожизненный пэр
(титул без права наследственной передачи присвоен монархом за особые заслуги перед государством)
Старейший парламент мира - исландский альтинг - был основан в 930 году. Созданный в 979 году парламент острова Мэн - тинвальд - самый древний непрерывно работающий.
Почти 50 лет в сенате США существует традиция «конфетного стола» . В 1965-м ее ввел сенатор-сладкоежка Джордж Мерфи, который угощал коллег. За рабочим столом сменилось много последователей Мерфи, и все они кормили сенаторов, которыми в настоящее время съедается около 180 кг конфет и шоколада в год от спонсоров.
Территория, на которой стоит австралийский парламент , занимает 32 га. Здание состоит из 4500 комнат общей площадью 250 000 м 2 .
В палате общин британского парламента едят в два раза больше, чем 20 лет назад : в начале 1990-х готовилось 4000 блюд ежедневно, а в 2010-х их количество выросло до 8000.
В Сан-Марино две главы государства - капитаны-регенты, выбираемые Государственным советом (однопалатным парламентом) на 6 месяцев из конкурирующих партий.
Численность парламента
14 членов
- Конгресс Федеративных штатов Микронезии (самый малочисленный парламент мира)
63
- Альтинг, Исландия
100
- Сейм, Латвия
601
- 2-е Учредительное собрание Непала
620 -
Федеральное собрание РФ (170 - в Совете Федерации, 450 - в Государственной думе)
687
- Верховное народное собрание КНДР
2987
- Всекитайское собрание народных представителей (самый многочисленный парламент мира)
Зарплата парламентариев
(в долларах США и в рублях в месяц)
~ 21 000 $ (~ 750 000 руб.) - в Японии (самые высокооплачиваемые депутаты в мире)
~ 15 300 $(~ 546 500 руб.) - в Австралии
14 500 $ (~ 517 650 руб.) - в США
~ 11 765 $ (420 000 руб.) - в РФ (с 1 сентября 2014 г.)
~ 11 060 $ (~ 395 000 руб.) - в Германии
~ 9445 $ (~ 337 000 руб.) - в Великобритании
6250 $ (~ 223 100 руб.) - в Кении (в 2013 году была урезана с 10 000 $)
370 $ (~ 13 200 руб.) - в Зимбабве (одна из самых маленьких зарплат)
Количество партий, представленных в парламенте
1 - КНР (коммунистическая)
3 - Андорра
4 - Российская Федерация
5 - Замбия
13 - Австралия
13 - Бельгия
22 - Бразилия
Количество принятых законов и поправок за последнюю сессию
295 - в Госдуме РФ
187 - в парламенте США
89 - в парламенте Сингапура
25 - в парламенте Канады
11 - в парламенте Пакистана
6 - в парламенте Тринидада и Тобаго
3 - в парламенте ЮАР
Правила парламентской процедуры
В отличие от большинства западноевропейских стран в Англии нет единого писаного документа (регламента) либо закона, в котором были бы зафиксированы основные принципы внутренней организации палаты общин. Это не значит, что британский парламент не руководствуется в своей деятельности никакими правилами. Напротив, вопросам процедуры придается чрезвычайно большое значение в парламентском производстве. Это означает лишь, что правила процедуры не кодифицированы и содержатся не в одном документе, а в различных источниках (“практика” парламента, постоянные и сессионные правила, решения спикера, законы) .
Основной источник парламентской процедуры в настоящее время - постоянные правила. Они принимаются, изменяются и отменяются палатой в обычном порядке. Их действие продолжается и после окончания сессии, на которой они были приняты. Действие постоянного правила может быть приостановлено палатой в любой момент в порядке обычного голосования простым большинством голосов.
Помимо постоянных палата принимает сессионные правила, срок действия которых ограничен временем сессии, на которой они были приняты. Цель сессионных правил обычно состоит в том, чтобы предоставить преимущество какому-либо делу, подлежащему обсуждению и решению на данной сессии. Палата может также принять правило ad hoc в связи с рассмотрением какого-либо отдельного дела.
Решения спикера образуют современную прецедентную форму установления правил парламентской процедуры. Обычно эти решения выносятся в порядке толкования спикером уже существующих правил. Вследствие противоречивости норм процедуры это право имеет огромное значение. Право спикера создавать новые правила парламентской процедуры является дискреционным.
Авторитетным сборником правил парламентской процедуры является “Трактат Эрскина Мэя о праве, производстве и обычаях парламента” (сокращенно его называют “Эрскин Мэй”). Систематическое издание правил началось в прошлом веке, и с тех пор работа выдержала 20 изданий. Редакторы сборника - клерки палаты общин.
Организация парламентских сессий и заседаний палаты общин. Созыв и роспуск парламента являются прерогативой главы государства и производятся путем издания королевской прокламации. Эти полномочия осуществляются королевой по совету премьер-министра.
Срок полномочий парламента одного созыва равен пяти годам. Парламент может быть распущен досрочно. Парламентские сессии созываются ежегодно.
Сессия парламента начинается осенью (обычно в конце октября или начале ноября) и продолжается почти круглый год. В течение сессии до летних каникул парламент прерывает заседания в связи с рождеством, пасхой и троицей. В августе сессия прерывается на летние каникулы. Число дней, которое палата заседает в течение одной сессии, неодинаково (в среднем - 160-190 дней). Заседания палаты происходят ежедневно, кроме субботы и воскресенья.
Заседания палаты общин, как правило, являются открытыми. Однако спикер вправе отдать распоряжение о выводе посторонних, и в этом случае заседание идет при закрытых дверях.
Иногда заседание палаты общин принимает форму так называемого “заседания комитета всей палаты”. Палата выносит решение о преобразовании себя в комитет для рассмотрения какого-либо конкретного билля. Обычно комитет всей палаты рассматривает либо самые важные, имеющие конституционный характер законопроекты, либо те из них, которые не имеют спорного характера и которые палата не считает нужным направлять в постоянные комитеты. Правила процедуры в комитете не столь жесткие, как в палате. Здесь, например, не действует правило, запрещающее члену палаты общин выступать более одного раза. В конце заседания комитет утверждает отчет, представляемый палате, и вновь преобразуется в палату.
Язык парламентского производства - английский, и выступления на других языках не допускаются.
Стенографический отчет о заседаниях палаты публикуется с 1803 г. в официальных сборниках “Парламентские дебаты. Официальный отчет (Ханзард)” (имя первого издателя). Ныне отчеты составляются персоналом палаты, но старое название “Ханзард” сохранилось и стало официальным. В стенограмме допускается лишь редакционная правка, но не исправления по существу. В “Ханзарде” публикуются не только стенограммы заседаний палат, но и постоянных комитетов. Отдельные отчеты публикуются для палаты общин и палаты лордов.
Деятельность парламента широко освещается прессой. Существует так называемая “галерея прессы”, в которую входят парламентские корреспонденты газет. Сложилась особая система журналистского “лобби”. В него включено около 100 журналистов (их список составляется одним из клерков палаты по поручению спикера).
Входящие в “лобби” журналисты имеют право доступа в холл для членов палаты, расположенный возле зала ее заседаний (так называемое “лобби членов палаты”), куда обычная публика не допускается. Здесь происходят неофициальные встречи с членами палаты и министрами. Члены журналистского “лобби” систематически получают брифинги от помощников премьер-министра по связи с прессой. Они присутствуют на брифингах лидера палаты общин, лидера оппозиции, получают копии подготавливаемых правительством документов до их публикации и пр.
В прессе печатаются отчеты о заседаниях не только палат парламента, но и специальных комитетов, создаваемых для рассмотрения отдельных вопросов. С 1978 г. проводятся постоянные радиопередачи с заседаний палат и комитетов. Ведутся прямые телевизионные передачи (палата лордов начала их в 1968 г., палата общин - в ноябре 1989 г.).
Основные категории дел и порядок их рассмотрения. Правительство контролирует распорядок работы палаты общин. План каждой будущей сессии разрабатывается премьер-министром в сотрудничестве с кабинетом. Более детально он дорабатывается главным “кнутом” правительства и лидером палаты общин.
Все дела, рассматриваемые палатой, подразделены правилами процедуры на несколько категорий. С этой классификацией связана жесткая регламентация времени, определяющая порядок рассмотрения дел. Каждое дело может быть внесено и рассмотрено в строго определенное время.
Каждое заседание начинается с “часа вопросов”, в течение которого депутаты задают вопросы министрам. Основная повестка дня состоит в обсуждении биллей и предложений. Билли и предложения, вносимые министрами от имени правительства, относятся к категории правительств венных дел. Билли и предложения, вносимые отдельными депутатами от своего имени, называются делами частных членов (рядовой член парламента именуется “частным членом” (Private Member). Наряду с этим существуют дела оппозиции.
Время палаты подразделяется на правительственное, время частных членов и оппозиции. Обычно 12 дней в сессию отводится для рассмотрения законопроектов частных членов и 8 - для обсуждения предложений частных членов. 20 дней выделяется оппозиции (это дни, когда ей предлагается право выбирать тему для дебатов). Остальные три четверти всего времени палаты принадлежат правительству. Правительство наделено правом временно приостановить действие постоянных правил палаты для предоставления преимущества правительственному делу.
Проблема времени в палате является очень острой не только из-за загруженности парламента, но и потому, что все законопроекты и предложения, которые парламент не успел рассмотреть во время одной сессии, считаются потерявшими силу. Это значит, что на новой сессии они подлежат рассмотрению в таком порядке, как будто они были внесены впервые.
В палате общин применяются особые приемы, предназначенные для свертывания дебатов, - “закрытие”, “кенгуру”, “гильотина”. “Закрытие” основано на том, что на любой стадии обсуждения вопроса может быть внесено предложениеопрекращениидебатов.Обычнотакое предложение вносится главным “кнутом” правительства, а вопрос о том, принять ли предложение, оставлен на усмотрение спикера. Если спикер поддерживает предложение, оно ставится на голосование и считается принятым, если его поддерживают не менее 100 депутатов. Это правило применяется также в парламентских комитетах (требуется согласие 20 депутатов).
Прием “кенгуру” сводится к тому, что на стадии доклада билля спикер определяет, какие поправки из числа предложенных к законопроекту поставить на обсуждение, а какие - нет. Вопрос решается по усмотрению спикера. Он останавливается на тех, которые считает нужными, перескакивая через другие (отсюда название приема).
Наиболее жесткий прием, который сворачивает дебаты как по времени, так и по содержанию, - “гильотина”. Правительство отбирает для обсуждения в палате отдельные статьи проекта закона и выделяет для их обсуждения в различных стадиях точно установленное время. По его истечении палата обязана прекратить обсуждение данной статьи независимо от того, закончено ее обсуждение или нет. Правительство вправе комбинировать приемы: вносится предложение о “гильотине”, применяется “кенгуру” и предлагается “закрытие”.
Порядок рассмотрения вопросов в палате строится в соответствии с делением палаты на правительственное большинство и оппозицию. По правительственным делам сначала выступает министр, затем “переднескамеечник” оппозиции, а потом слово предоставляется депутатам большинства и меньшинства. По делам оппозиции сначала выступает представитель оппозиции, затем - правительства и потом слово получают другие депутаты.
Депутат может выступать в прениях только один раз. Продолжительность выступления не ограничена, но спикер может объявить, что время выступления не должно превышать 10 мин.
Решение палаты по предложению или законопроекту объявляется спикером. Если оно оспаривается депутатами, спикер распоряжается о проведении голосования.
Голосование в палате общин открытое. Депутаты, голосующие за предложение или законопроект, собираются по правую руку от спикера, против - по левую. Они сообщают свое имя клерку, когда проходят мимо него. Результаты голосования объявляются спикером.
Решения принимаются простым большинством голосов. В британском парламенте отсутствует требование квалифицированного большинства. Не существует также требования кворума. Если в голосовании принимает участие меньше 40 депутатов, то рассматриваемый вопрос переносится на следующее заседание.
В своих выступлениях депутаты должны следовать определенным правилам. Недозволено читать речь (можно пользоваться заметками). Существует определенная форма обращения депутатов друг к другу (не по имени, а в третьем лице: “Почтенный член парламента от такого-то округа”). Депутаты не вправе употреблять “непарламентские выражения”. Предъявляются требования к одежде (галстуки и пиджаки для мужчин). Запрещается курить, есть, пить, читать в палате и пр.
В палате общин не проводится регистрации депутатов. За ними не закреплены определенные места. Когда спикер предоставляет им слово, они выступают прямо со своих мест. Вообще в палате имеются места только для 427 депутатов. Для остальных выделены места на галереях для прессы и публики. Часто на заседаниях присутствует не более 20 депутатов. Но отдельные дела привлекают особое внимание и тогда помещение палаты бывает переполнено (ответы на вопросы премьер-министра, речь канцлера казначейства о бюджете, обсуждение важных биллей и политических вопросов). Но в каком бы помещении ни находились депутаты, они получают информацию обо всем, что происходит в палате, благодаря внутренней службе телевизионного оповещения.
Должностные лица палаты общин
Должностными лицами палаты общин являются спикер, его заместитель, именуемый также председателем комитета путей и средств (Chairman of Ways and Means) и два заместителя председателя комитета путей и средств (Deputy Chairman of Ways and Means). Они избираются палатой из числа депутатов.
Спикер- основное должностное лицо палаты общин (“Мистер спикер” - так обращаются к нему депутаты).
Он председательствует в палате, следит за соблюдением правил парламентской процедуры, представляет палату в ее внешних сношениях с королевой, палатой лордов, другими государственными органами. На его имя адресуются все письма, петиции и ходатайства, направляемые палате. Права и обязанности спикера регулируются большей частью неписаными нормами, созданными практикой, отчасти постоянными правилами палаты общин и редко - законодательными актами.
Спикер избирается палатой общин из числа ее членов в начале срока полномочий парламента нового созыва. Он занимает должность вплоть до ухода в отставку или смерти (после отставки он получает место в палате лордов). Согласно закону, его вознаграждение должно равняться вознаграждению члена кабинета.
Спикер считается слугой палаты общин и не должен принадлежать к какой-либо партии. В случае возникновения вакансии кандидатура нового спикера предлагается правительством (после консультации с оппозицией). На должность спикера выдвигаются опытные парламентарии (некоторые из них занимали посты в правительстве). Политический деятель, кандидатура которого предлагается на должность спикера, прерывает членство в своей партии. Поскольку же спикер по своему статусу является депутатом, он подлежит переизбранию на каждых очередных парламентских выборах. Однако в избирательном округе не выдвигаются другие кандидаты. Спикер должен быть вне политики и отстранен от участия в партийных спорах. В случае нарушения им принципа беспристрастности любой депутат вправе внести в палату предложение с критикой спикера (хотя вообще критика спикера не допускается).
Спикер не принимает участия в дебатах, не может обращаться с вопросами к министру. Он голосует только в том случае, если голоса депутатов разделились поровну.
Основная обязанность спикера - следить за поддержанием порядка в палате общин. Он обладает широкими дискреционными полномочиями, считается судьей в вопросах процедуры и вправе издавать правила, представляющие собой источник парламентской процедуры. Он имеет право толковать процедурные правила в случае возникновения спора, касающегося процедуры. Заключения, которые он дает палате по поводу применения процедурных правил, являются обязательными.
Ни одно заседание палаты общин не может происходить в отсутствие спикера. От его усмотрения зависит, приступит ли палата к заседанию. Если спикер сочтет, что в палате отсутствует кворум, он выносит решение о перерыве заседания. Спикер может по своему усмотрению устроить перерыв в заседании палаты общин на любой назначенный им срок, если, по его мнению, в палате нарушается порядок.
Все выступления в палате общин обращены к спикеру. От него зависит предоставление слова депутату в прениях. Поскольку в палате общин не существует предварительной записи в прениях, депутат должен постараться обратить на себя внимание спикера (“поймать глаза спикера”). Он может начать свое выступление только после обращения к нему спикера.
Спикер вправе прервать выступление депутата, если считает, что оно не относится к делу или в нем содержатся повторения. В случае нарушения порядка он вправе распорядиться о том, чтобы депутат покинул палату на весь день. За более серьезные нарушения депутат может быть лишен права принимать участие в заседаниях на более продолжительный срок. Когда член палаты назван спикером за нарушение порядка по имени, а не в принятой форме обращения “Почтенный член парламента от такого-то округа” (эта процедура именуется “назвать депутата по имени” - Naming), лидер палаты вносит предложение о том, чтобы нарушитель был временно отстранен от заседаний. В случае первого нарушения депутат отстраняется на неделю, во второй раз - на месяц и в третий раз - на неопределенный срок.
Спикер тесно связан с должностными лицами партий. При ведении дебатов он руководствуется расписанием, составленным “кнутами”, имеет перед собой список участников прений, представляемый ему “кнутами” после согласования, и пр.
Председатель комитета путей и средств - второе должностное лицо палаты общин. Он председательствует в палате, когда она преобразуется в комитет всей палаты.
Председатель комитета путей и средств избирается палатой общин в начале созыва нового парламента. Его кандидатура выдвигается партией большинства из числа ее членов. Предложение о назначении вносится лидером палаты. Как и спикер, председатель комитета путей и средств обычно остается в должности до тех пор, пока он сам не пожелает уйти в отставку.
Поскольку палата общин не может заседать без спикера, то функции заместителя спикера исполняются председателем комитета путей и средств. Когда председатель комитета занимает место председателя в палате, он является окончательным судьей в вопросах процедуры. Его распоряжения не могут быть обжалованы спикеру.
На председателя комитета путей и средств также распространяется правило о беспристрастности. Он не участвует в дебатах. В голосовании он принимает участие лишь в том случае, когда голоса делятся поровну.
Заместители председателя комитета путей и средств. В случае отсутствия председателя комитета путей и средств они выполняют его функции, включая полномочия как заместителя спикера. Они выдвигаются, как и председатель комитета путей и средств, партией большинства из числа ее сторонников и избираются палатой в начале нового созыва парламента.
Следует упомянуть еще об одном важном должностном лице палаты. Это лидер палаты общин, который выступает в палате от имени правительства. Он назначается премьер-министром из числа наиболее близких к нему политических деятелей, входящих в состав кабинета. Он отвечает за исполнение своих полномочий исключительно перед премьер-министром.
Лидер палаты общин обладает широкими полномочиями. Он организует работу палаты таким образом, чтобы обеспечить проведение через нее заранее намеченной правительством программы законодательства и иных мероприятий. Он определяет порядок и расписание работы палаты общин, а также порядок рассмотрения ею законопроектов. Он входит в состав комитета кабинета, который представляет кабинету рекомендации о том, какие именно законопроекты должны быть внесены в палату в течение сессии. В конце каждой недели он сообщает палате о повестке дня на следующую неделю. Он информирует палату обо всех делах, имеющих государственное значение.
В палате общин имеются также постоянные должностные лица, назначаемые из лиц, не являющихся членами палаты, - клерк палаты, два его помощника; пристав (отвечает за вопросы безопасности в помещениях палаты).
Клерк - старшее постоянное должностное лицо палаты общин. Он является экспертом по вопросам парламентской процедуры и его основная задача - давать советы спикеру, правительству, оппозиции и рядовым депутатам по поводу всех вопросов, возникающих в связи с процедурными правилами. Помощь ему оказывают два помощника. Клерк занимает почетное место. Он сидит за столом палаты (Table of the House), расположенным сразу же перед спикером. Во время заседания он облачен в судейскую мантию и парик.
Клерк возглавляет отдел, который выделяет клерков для оказания помощи в работе постоянных и выборных комитетов. Работающие в отделе клерки дают советы депутатам по всем вопросам парламентской процедуры, различных аспектов законодательной и контрольной работы палаты.
Организация комитетов в палате общин
В палате общин имеются постоянные, специальные, сессионные комитеты. Образуются также объединенные комитеты обеих палат парламента.
Постоянные комитеты создаются в начале работы парламента нового созыва на срок его полномочий. Их основное назначение - постатейное рассмотрение биллей. Не существует каких-либо ограничений числа комитетов. Обычно в палате функционирует семь-восемь таких комитетов. Название комитета - “постоянный” - может ввести в заблуждение, ибо эти комитеты каждый раз создаются заново для рассмотрения конкретного билля и после выполнения своей задачи распускаются. Комитеты именуются условно - А, В, С, Д и не специализируются по каким-либо вопросам. Единственные комитеты, которым присуща специализация, но не отраслевая, а территориальная, - это Большой Шотландский комитет, Большой Уэльсский комитет, Североирландский комитет. Имеется также комитет по рассмотрению биллей частных членов.
Большое влияние на организацию и деятельность постоянных комитетов оказывает спикер. Он решает вопрос, в какой постоянный комитет направить законопроект. Председатели постоянных комитетов назначаются спикером по его усмотрению. Члены комитетов назначаются не палатой в целом, а комитетом по отбору (Committee of Selection).
Комитет по отбору образуется палатой общин в начале каждой сессии в составе 11 человек. Фактически члены этого комитета назначаются по соглашению между лидерами партий в палате общин. При формировании комитета комитет по отбору исходит из соотношения двух партий в палате общин так, чтобы они были представлены в комитете пропорционально количеству мест в палате. В число членов комитета обязательно включаются по крайней мере один министр, а также руководители других партий. В его составе обязательно должен быть представлен один из “кнутов” правительства и официальной оппозиции. Комитет по отбору руководствуется также квалификацией предлагаемых им кандидатов.
В составе постоянного комитета -от 15 до 50 депутатов. Во время заседаний они располагаются, как и в палате общин, - слева от председателя сидят члены оппозиции, справа - члены правительства. “Кнуты” наблюдают за работой комитетов и следят, чтобы во время заседаний имелся кворум.
Процедура постоянного комитета та же, что и в комитете всей палаты. Члены комитетов вправе предлагать поправки к любой обсуждаемой статье. Председатель вправе по своему усмотрению отбирать для обсуждения в комитете те поправки, которые он считает подходящими для этого. В необходимых случаях проводятся голосования. После рассмотрения поправок члены комитета вправе предлагать новые статьи к биллю. Кворум постоянного комитета - 12-15 человек, в зависимости от общего числа членов.
Министры, на обязанности которых лежит проведение законопроекта через постоянные комитеты, выступают в комитете от имени правительства, отвечают на замечания и поправки. На заседаниях комитетов присутствуют также профессиональные гражданские служащие, которые помогают министру, но им не разрешается выступать в комитете.
Заседания постоянных комитетов открыты для публики. Содержание их заседаний публикуется в стенографических отчетах.
Специальные комитеты (Select Committees) - второй основной вид комитетов палаты, создаваемых для рассмотрения отдельных вопросов и представления докладов палате. Их члены выбираются комитетом по отбору. Специальные комитеты состоят из 10-15 членов палаты, представляющихвсепартийныефракции.Существует14 специальных комитетов, основная задача которых - расследование и проверка деятельности основных министерств. Система комитетов привязана к структуре министерств. Это комитеты: по обороне; внутренним делам; иностранным делам; финансам и гражданской службе; энергетике; промышленности и торговли; транспорту; сельскому хозяйству; занятости; окружающей среде; образованию, науке и искусству; социальным делам; шотландским делам; валлийским делам. Кроме того, имеются специальные комитеты по европейскому законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности, по делам парламентского уполномоченного. Система специальных комитетов, создающихся в целях контроля за деятельностью министерств, была создана в 1979 г. Реформа эта была расценена лидером палаты общин как самая важная конституционная реформа века. Дело в том, что существовавшая до этого система специальных комитетов не давала депутатам возможности тщательно исследовать правительственную деятельность в отдельных сферах и областях государственного управления, достаточно компетентно судить о деятельности министерств и центральных ведомств, воздействовать на решения, принимаемые аппаратом управления. Об английских парламентариях говорили, что они с завистью смотрят на американских конгрессменов, проводящих тщательное расследование правительственной деятельности. Реорганизация системы специальных комитетов в Англии проводилась с учетом американского опыта.
В отличие от постоянных, специальные комитеты, которым поручено контролировать основные направления деятельности министерств, функционируют на постоянной основе. Их организация и деятельность регулируется постоянными правилами палаты общин, и в настоящее время они составляют стержень системы специальных комитетов. Трем комитетам (по иностранным делам, внутренним делам, финансам) дано право назначать подкомитеты.
Постоянно действующим специальным комитетам по проверке деятельности министерств дано право контролировать “расходы, управление и политику” соответствующих министерств и подведомственных им органов. Под последними имеются в виду публичные корпорации, консультативные и иные органы при министерствах (насчитываются 228 таких органов). Комитет свободен в выборе конкретного предмета расследования. Он не должен получать для этого какого-либо одобрения со стороны правительства. Комитеты имеют право вызывать свидетелей и требовать представления необходимых для проведения расследования документов. Они вправе назначать экспертов, совершать поездки внутри страны и за границу, если это вызвано необходимостью.
В качестве свидетелей комитетом может быть вызвано любое лицо: представители министерств и ведомств; должностные лица государства; чиновники министерств и ведомств; представители общественных организаций, групп давления, политические деятели. Если свидетель отказывается явиться, то комитет использует свое формальное право истребовать свидетелей и издать приказ о вызове свидетеля на свое заседание. Свидетель, отказавшийся явиться, виновен в неуважении к палате общин (формально палата наделена правом заключить такое лицо в тюрьму).
Комитет вправе требовать представления ему документов, необходимых для проведения расследования, за исключением документов министерств. За десятилетие существования постоянно действующих выборных комитетов сложилось неписаное конституционное правило, согласно которому комитеты не должны проводить расследования дел, ставящих под угрозу вопросы государственной безопасности. Правительство имеет право предоставлять комитету информацию лишь в том объеме, в котором оно считает это возможным.
Министры не обязаны присутствовать на заседании комитета, поскольку они являются по статусу членами парламента, а комитет не может требовать присутствия на заседании членов парламента и лордов. Практически правительство всегда присылает министра на заседание комитета, но этот вопрос решается не комитетом, а премьер-министром.
На заседаниях комитета могут присутствовать посторонние лица, если палата не примет иного решения. Заседания могут проходить при закрытых дверях, и в этом случае на них не может присутствовать никто из посторонних лиц, в том числе и депутаты, не являющиеся членами комитета. Заседания комитетов, когда они заслушивают свидетелей, открыты для публики. Но если дело касается конфиденциальных или секретных вопросов, то комитет проводит закрытое заседание.
После окончания работы комитет составляет доклад, который представляется палате общин.
Существование специальных комитетов по изучению деятельности министерств несомненно усиливает влияние представительного органа на правительство, дает ему средства для проведения в действие механизма подотчетности министерств, влиять на правительственные решения еще до момента их принятия. Деятельность комитетов способствует большей открытости всего процесса государственного управления, предоставляет возможность призвать к ответу чиновников министерств за те или иные акции.
В организации деятельности комитетов имеются и уязвимые места. Они касаются прежде всего характера отношений между комитетами и министрами и информации о деятельности органов управления. Правительство издало специальное руководство для чиновников министерств, призывающее их давать свидетельские показания, необходимые для комитетских слушаний. Однако случается, что министры не склонны давать комитету нужной информации либо дают распоряжение подчиненным им руководителям ведомств не снабжать комитет соответствующей информацией. Отказ правительства в предоставлении информации может серьезно затруднить осуществление контроля в весьма существенных областях.
Сессионные комитеты. Некоторое число специальных комитетов учреждается из года в год в начале каждой сессии. В связи с этим такие комитеты получили наименование “сессионных”. К ним принадлежат комитеты: по вопросам процедуры; привилегиям; петициям, предоставляемым палате общин; вопросам публикаций и отчетов о дебатах; обслуживанию депутатов. К их числу примыкает комиссия палаты общин, ведающая приемом на работу в постоянный штат палаты. Ее председатель - спикер палаты.
Объединенные комитеты (Joint Committees) являются разновидностью специальных комитетов. Они образуются совместно обеими палатами парламента для рассмотрения дел, касающихся равным образом обеих палат. Вопросы, подлежащие обсуждению в комитете, не должны затрагивать политических спорных дел. Объединенные комитеты состоят из равного числа членов каждой палаты. Доклад объединенного комитета представляется обеим палатам. Существуют, в частности, объединенные комитеты по проверке актов делегированного законодательства, по изучению биллей о консолидации законодательства и пр.
Правовой статус члена парламента
В Англии отсутствуют законодательные нормы, устанавливающие обязанности депутата по отношению к избирателям и его ответственность перед ними. Здесь провозглашается доктрина независимости депутата от избирателей. Считается, что депутат представляет всю нацию, а не отдельные группы избирателей. На выборах избиратели не дают депутатам наказа. На депутате не лежит юридическая обязанность отчитываться перед избирателями. Нет и института отзыва депутатов.
Существует так называемая “теория мандата”, призванная обеспечить соблюдение воли избирателей, но она скорее относится к взаимосвязям правительства и премьер-министра с избирателями, чем непосредственно к отдельному депутату. Мандат иногда определяют как получение правительством во время всеобщих выборов одобрения избирателей на проведение определенной политики, а иногда - как запрещение проводить политику, в отношении которой нет одобрения избирательного корпуса. Эта доктрина не закреплена юридически.
И все-таки депутат связан не только со своей партией, но и с избирательным округом, проводя в нем довольно много времени. Регулярно (раз в неделю или в две недели, как правило, в субботу или в воскресенье) депутат посещает округ, встречается и беседует с избирателями, принимает их, выслушивает их жалобы. Депутат поддерживает постоянные контакты с местной организацией партии в избирательном округе. Кроме того, он принимает избирателей или делегации своего округа в Лондоне.
Вознаграждение члена парламента. В Англии довольно остро стоит вопрос об усилении профессионализма парламентариев. Долгое время здесь бытовало представление, что член парламента - это политик-любитель, основная профессиональная работа которого не связана с его парламентской деятельностью. Создание парламентских комитетов, систематическое проведение парламентских слушаний и расследований деятельности правительственных ведомств в различных отраслях государственного управления предъявляют определенные требования к депутатам. В эпоху, когда государственное управление приобретает специализированный и чрезвычайно сложный характер, член парламента, снабженный материальными ресурсами, имеет больше шансов выполнять свои задачи по контролю над правительством и принятию законов, более компетентно и тем самым более непосредственно влиять на решения правительства и участвовать в разработке и осуществлении государственной политики. Усилению профессионализма парламентариев призваны способствовать некоторые организационные меры.
Член парламента получает жалованье, равное 22 548 фунтам стерлингов в год (вознаграждение выплачивается с 1911 г.). Помимо этого, он получает дополнительные выплаты в размере 27 140 фунтов стерлингов в год на содержание офиса, секретаря (или секретарей), помощника-исследователя (как правило, это высококвалифицированные специалисты, выпускники университетов). В 1985 г. общее число секретарей и помощников-исследователей составляло 1210 человек. Депутату возмещаются транспортные расходы, связанные с поездками между Лондоном, местом жительства и избирательным округом при исполнении парламентских обязанностей (сюда включаются также поездки супруги и несовершеннолетних детей). Депутату предоставлено право бесплатной телеграфной, телефонной и почтовой связи в отношении тех округов, которые находятся за пределами Большого Лондона (до 7 тыс. фунтов стерлингов в год). Ему оплачивается также проживание в гостинице.
Следует сказать об обслуживании депутатов различного рода информационными службами. Отдел информации при палате общин ежедневно публикует информационные бюллетени, издаваемые в виде отдельной брошюры. Депутаты ежедневно получают различные документы, сообщающие о повестке дня каждого заседания; содержащие информацию о поправках к биллю, которые предполагается внести в палате или комитете; официальные отчеты обо всем, что делается в палате (отчеты комитетов, данные о голосовании, резолюциях палаты); документы с уведомлениями о вопросах и предложениях, представленных палате, и пр.
Палата общин располагает библиотекой, на которую возложены не только библиотечное обслуживание депутатов, но также работа по информации и научным исследованиям по международным делам; экономическим делам; образованию и социальной политике; внутренней политике. В библиотеке работают высококвалифицированные специалисты.
При парламенте имеется также парламентская информационная система (ПОЛИС), содержащая индекс “Ханзарда”. Депутаты имеют доступ к электронно-вычислительной системе “ЛЕКСИС”, предоставляющую правовую информацию. В университете Уорвик создан парламентский отдел, открывший депутатам и выборным комитетам доступ к информации о результатах исследований по экономическому развитию страны.
Весьма важным для британского парламента является вопрос о “частных интересах” членов парламента. Некоторые члены парламента оставляют свою основную работу или профессиональную деятельность, а многие сохраняют работу по совместительству. Парламентарии поддерживают тесные отношения с группами давления и лоббистскими организациями. Правила парламента не исключают таких связей, но предусматривают необходимость сообщать палате о работе депутата для этих организаций и об оплате за нее.
В 1975 г. палата общин установила обязательную регистрацию “интересов” депутатов. В соответствии с этой системой депутат обязан информировать палату о любом денежном интересе или иных материальных выгодах, которые он имеет и о которых можно подумать, что они оказывают влияние на его поведение, речи, голосование в парламенте. Перечень включает информацию об оплачиваемом посте директора или ином оплачиваемом месте работы; заявление о финансовой поддержке в качестве члена парламента; заграничной поездке в качестве члена парламента, если она не оплачивается лично или из государственных средств; всех платежах и материальных выгодах, полученных от иностранных правительств, организаций и отдельных лиц; земельном владении или собственности, имеющих значительную стоимость; названии компаний, в которых депутат владеет акционерным капиталом, превышающим 1%. Подкуп члена парламента в отношении его работы в палате считается нарушением парламентских привилегий.
Парламентские привилегии. Палата общин претендует на то, чтобы выступать как судья в вопросах, касающихся ее привилегий, и нормы о парламентских привилегиях составляют так называемое “общее право парламента”. Под парламентскими привилегиями понимаются права, которыми обладает палата общин в целом и каждый депутат в отдельности. Парламентские привилегии включают свободу депутатов от ареста, свободу слова в парламенте, а также право доступа к королеве, которое принадлежит палате общин в целом. Право устанавливать привилегии принадлежит исключительно самим палатам.
Привилегия свободы слова получила законодательное закрепление в Билле о правах 1689 г. Она защищает выступления депутата, произнесенные в ходе парламентского делопроизводства. Против члена парламента не может быть возбуждено судебного преследования за любое слово, произнесенное в парламенте. Он может выступать, зная, что он свободен от преследования за клевету. Выступления же вне стен парламента объявляются внепарламентскими действиями, не связанными с делопроизводством, и потому не защищаемыми парламентскими привилегиями.
Парламентская привилегия свободы слова не распространяется на письма депутатов к внепарламентским организациям, хотя бы и написанные в связи с парламентской деятельностью. Привилегия свободы слова не защищает также публикацию депутатами книг. В 1701 г. палата установила, что опубликование книг, которые “бросают тень на заседания палаты”, рассматриваются как нарушение ее прав и привилегий и неуважение к палате.
В правилах парламентской процедуры установлены нормы о злоупотреблении свободой слова в палате общин. Это относится к такому выступлению депутата, в котором он бросает тень на решение палаты, произносит изменнические, мятежныеили оскорбительные для парламента слова. Депутат не имеет также права бросать тень на поведение королевы или лиц, находящихся у власти, а также пытаться своим выступлением мешать работе палаты общин.
Парламентарии не могут упоминать в своих выступлениях конкретные судебные дела с момента предъявления лицу обвинения в совершении преступления. Это сделано для того, чтобы предотвратить такие выступления, которые могут нанести вред любому делу, находящемуся в процессе рассмотрения.
Палата общин имеет право налагать как уголовные, так и дисциплинарные наказания за недолжное поведение или неуважение к палате во время ее заседания. Неуважением к палате считается всякое действие, которое мешает палате или любому ее члену исполнять свои функции либо имеет целью вызвать прямо или косвенно такие результаты. В этом случае палата имеет право заключения в тюрьму, наложения штрафа, вынесения выговора, запрещения посещать палату. Наказание за неуважение к палате может относиться как к члену парламента, так и к любому иному лицу, независимо от того, совершено правонарушение в палате илинет. Что касается члена парламента, то он может быть также лишен права занимать место в палате в течение определенного срока либо исключен из палаты.
Депутат может быть исключен из числа членов палаты общин и по другим основаниям: участие в открытом восстании, лжесвидетельство, подлог, обман, коррупция при отправлении правосудия, или при исполнении обязанностей должностного лица, или при исполнений обязанностей в качестве члена палаты общин; позорящее поведение и иные поступки, совершенные против самой палаты.
Право исключения из палаты принадлежит только палате общин, и ни один суд в стране не вправе рассматривать вопрос о законности решения палаты. Жалобы на нарушение привилегий Должны сначала передаваться спикеру частным образом, и он решает, поднять ли вопрос в палате. Вообще такие случаи чрезвычайно редки и число жалоб ничтожно (одна - в сессии 1984/85 г.). Практически палата давно не применяет своего права заключать в тюрьму, налагать штраф, лишать депутата права занимать место в палате общин за неуважение к ней.
Привилегия свободы от ареста означает, что арест члена палаты общин не может быть произведен без разрешения самой палаты. Древняя привилегия свободы от ареста охраняет депутата от ареста в течение парламентской сессии и 40 дней до ее начала и после ее окончания в связи с производством по гражданскому делу. Арест члена парламента за слова, произнесенные в палате, не может быть произведен, поскольку это было бы нарушением привилегии свободы слова. Однако член парламента не имеет привилегии от ареста в связи с уголовным производством.