Первичные условия музыкального развития дошкольников. Условия для музыкального развития ребенка консультация на тему. Диагностика музыкальных способностей


Исследователи в области психологии внесли заметный вклад в изучение возрастных изменений человеческой психики, особенно психики детей дошкольного возраста. Идеи фундаментальных исследований А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, А. А. Маркосяна, В. В. Давыдова и других ученых лежат в основе организации учебного и воспитательного процесса в школе и дошкольных учреждениях. Физиолог А.А. Маркосян, например, разработал подробную возрастную классификацию, включающую одиннадцать возрастных периодов. По мнению исследователя именно они создают лишь предпосылку для тех или иных изменений психической организации ребёнка; эти изменения находятся под влиянием социальных факторов, выявить которые уже нельзя с помощью одной только психофизиологии.

Таким образом, возраст - понятие не только физиологическое, но и социальное. Это толкование содержится и в самом наименовании некоторых возрастных периодов: «дошкольный», «школьный» и др. С каждым возрастом в обществе связываются определенные функции, за возрастными группами закрепляется тот или иной статус. Социально-психологический смысл возрастного деления нельзя упускать из виду, когда речь идет о возрастных особенностях, проявляющихся в сфере контакта человека с искусством. Поэтому, говоря о наилучшем возрасте для развития музыкальности, мы имеем в виду многие условия.

Надо назвать еще одну существенную закономерность - психические функции развиваются неравномерно. Эта мысль высказана Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, Л. И. Божович. Так, Л. С. Выготский отмечает: «...развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся в детском возрасте». Развивая эту мысль, Л. И. Божович указывает, что границы возраста могут сдвигаться в зависимости от деятельности ребенка и конкретных условий, в которых он находится.

Структура может стать практическим, руководством, если ее использовать с учетом музыкального развития детей различных возрастов и их индивидуальности.

Но для этого необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности музыкального развития детей. Знание возрастных особенностей детей дошкольного возраста дает возможность педагогу находить более эффективные способы управления психическими процессами ребенка, в том числе и его музыкальным развитием.

Понятия «возраст» и «возрастная стадия развития» трактуются по-разному. Одни рассматривают возрастную стадию только как естественный биологический процесс. Отсюда вывод о неизменности этих стадий. Другие вообще отвергают понятие «возраст» и считают, что на любом этапе развития ребенка можно научить чему угодно. Отсюда полное игнорирование учета возрастных возможностей.

Ранние и яркие успехи детей в исполнительской музыкальной деятельности каждый раз позволяют думать, что мы имеем дело с явлением редкостным, исключительным. Но есть основания предполагать, что способность к восприятию музыкального произведения также не всегда находится в прямой зависимости от возраста.

Мнение о том, что между музыкальными способностями и возрастом нет прямой причиной связи, имеет две стороны: негативную и позитивную. Негативная его сторона заключается в том, что отрицается правомерность развития музыкальных способностей по мере взросления человека. Иными словами, ребенок может расти, а его способности к музыкальной деятельности не прогрессировать (может даже напротив -- регрессировать), если не обеспечивать оптимальные возможности для ее развития. Позитивная -- заключается в том, что уже в раннем возрасте у ребенка может быть развита музыкальная восприимчивость.

Идея существования наилучшего возрастного периода для развития музыкальных способностей перекликается с положением Л. С. Выготского о ведущих видах деятельности для детей различных возрастов. Но в области музыкального восприятия такой период еще предстоит найти. Говоря «наилучший», мы имеем в виду не столько то, что он единственный (например, возраст до трех лет является единственным, когда человек может научиться речи), сколько то, что, упустив этот возраст, мы создаем дополнительные трудности в деле музыкального развития.

Следует подчеркнуть, что хотя возраст в огромной мере характеризует становление индивида, но его нервно-психическое созревание определяется в основном всем его жизненным опытом. Человек на любом этапе своего развития обладает совершенно неповторимым, единичным свойством. В этом смысле индивидуальные свойства как бы перекрывают его возрастные особенности, что делает возрастные границы восприятия крайне неустойчивыми, динамичными, переменчивыми и вместе с тем очень дифференцированными, подверженными внешним воздействиям.

Что же кладется в основу при установлении границ возрастных стадий развития детей?

Советские психологи считают, что эти границы определяют отношение ребенка к окружающему миру, его интересы, потребности к определенным видам деятельности. И в соответствии с этим можно отметить следующие возрастные этапы всего дошкольного периода:

младенчество (первый год жизни);

раннее детство (от 1 года до 3 лет);

дошкольное детство (от 3 до 7 лет).

Сроки начала музыкального развития и воспитания надо искать в предпосылках возникновения определенного отношения к музыке, появления эмоциональной и слуховой отзывчивости.

В советской психологии и педагогике получены данные о ранних сроках проявления музыкальности. По данным А. А. Люблинской, у малышей на 10--12-й день жизни возникают реакции на звуки.

В начале первых месяцев жизни (первый возрастной этап - младенчеств о) музыкальное звучание воздействует на ребенка чисто импульсивно, вызывая реакцию оживления или покоя. Так, дети, спокойно сидящие в манеже, при неожиданных звуках фортепиано поворачиваются, радуются и начинают ползти по направлению к звучащему источнику.

Это подтверждает необходимость раннего музыкального воспитания, и в первую очередь развития восприятия, так как дети еще не готовы к другим видам музыкальной деятельности. В соответствии с этим и строится программа музыкального воспитания в дошкольных учреждениях, которая намечает определенные задачи музыкального развития детей, начиная с двух месяцев жизни. Постепенно с возрастом и по мере целенаправленного воспитания дети начинают воспринимать музыку соответственно эмоционально-смысловому содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыки, и лишь позднее воспринимают выразительность образа.

Следующий возрастной этап - раннее детство (1-3 года). В этот период у ребенка наиболее ярко проявляется потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Он овладевает ориентировочными действиями с окружающими предметами. У ребенка возникает стремление к музыкальной деятельности, малыш испытывает интерес к движению под музыку, к пению. Все это выступает как предпосылка к музыкальной деятельности.

При восприятии музыки дети проявляют эмоциональную отзывчивость: радуются или спокойно слушают музыку. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание, наиболее контрастные тембры детских музыкальных инструментов. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности, что позволяет некоторым малышам точно воспроизвести несложную и короткую мелодию.

Появляются первые сознательно воспроизводимые певческие интонации. И если на втором году жизни ребенок, подпевая взрослому, повторяет окончания музыкальных фраз, то к концу третьего он может сам воспроизвести мелодию небольшой попевки (с помощью воспитателя). В этот период дети часто по собственному желанию напевают, импровизируя какие-то понравившиеся им интонации. Они охотно двигаются под музыку: хлопают, притопывают, кружатся. У ребенка заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат, и движение под музыку помогает ему выразить свое настроение.

Следующий возрастной этап - собственно дошкольное детство (3-7 лет). Ребенок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности (если для этого созданы необходимые педагогические условия). У детей появляются музыкальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению. В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах - игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество. В дошкольном периоде дети различных возрастов значительно отличаются по своему развитию. Дети 3-4 лет находятся в переходном периоде - от раннего к дошкольному. Еще сохраняются черты, характерные предыдущему возрасту. Но уже происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения и к четырем годам могут спеть маленькую песню самостоятельно или с помощью взрослого. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.

Дети среднего дошкольного возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, "не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определить, какая исполняется музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют (рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.

Голосовой аппарат ребенка среднего дошкольного возраста укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация.

Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

Дети 5-6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. Так, после прослушивания двух маршей С. С. Прокофьева и Э. Парлова детям предложили сказать, какой из маршей им нравится и почему. Большинство детей выбрали «Марш» С. С. Прокофьева. Но их мотивировки были весьма своеобразными: «Строгая музыка», «Этот марш лучше, там смелые такие солдаты», «У музыки характер есть». О марше Э. Парлова мальчик сказал: «Мне больше понравился, мы знаем его, он мягче». В этих высказываниях проявилось стремление найти жизненные прообразы, выраженные музыкальными средствами, оценить общий его характер («строгая музыка», «у музыки характер есть», «он мягче»), видна попытка сопоставить со своим опытом («мы знаем его»). В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь».

Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре-си первой октавы, хотя у некоторых детей звучат и более высокие звуки - до, ре - второй октавы.

Дети 5--6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это база для разностороннего музыкального развития детей.

Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет социальное назначение ее. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Вот некоторые ответы ребят 6-7 лет на вопрос о том, почему им нравится музыка: «Когда музыка играет, нам весело» (чувствуют эмоциональную природу музыки); «Музыка рассказывает что-то»; «Она подсказывает, как танцевать» (отмечают ее жизненно-практическую функцию); «Люблю музыку, когда ласково звучит», «Люблю вальс - плавная музыка» (чувствуют и оценивают характер музыки). Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т.д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихонемного грустно (о колыбельной).

Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особенности. Если одни дети (в том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы (типа «громко-тихо», «весело-грустно»), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Следовательно, индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности.

Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки (некоторые приходят в подготовительную группу из семьи). Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре первой октавы-до второй). Этот диапазон наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные особенности. В певческом диапазоне детей данного возраста отклонения значительны. В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор детей 6-7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно, хотя мастера-педагоги, занимаясь с детьми этого возраста, добиваются хороших успехов.

Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах (индивидуально и в ансамбле). Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.), струнных (цитры), духовых (триола, Мелодия-26); они запоминают их устройство, по тембру различают звучания.

Короткий обзор возрастных особенностей музыкального развития детей можно закончить, подчеркнув их характерные черты.

Во-первых, уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе. При этом важно выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке (к музыкальной деятельности) и уровнем развития музыкальных способностей.

Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности в соответствии с содержанием программы. (Однако музыкальная информация, получаемая ребенком дома, шире намеченного в программе.)

Главное, и это подчеркнуто в программе музыкального воспитания, дети получают опыт слушания.

Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей. Так, при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать как] возрастные, так и индивидуальные особенности детей.

В целом можно сформулировать уровень развития музыкальности, к которому должны стремиться в практике музыкального воспитания в детском саду.

Приведем примеры желательного уровня музыкального развития ребенка средней, старшей и подготовительной школе групп.

В средней группе дети должны:

эмоционально откликаться на музыку, узнавать все, знакомые произведения, отмечать любимые, узнавать мелодию, высказываться о произведениях, различать контрастный характер музыки, звуки по высоте в пределах сексты;

определять различные динамические оттенки: форте [f] -I громко, меццо-форте - умеренно громко, пиано [p] - тихое: звучание;

петь простейшие песни без сопровождения и с сопровождением;

двигаться под незнакомую музыку, передавая ее основное настроение, точно и с удовольствием выполнять плясовые движения, чисто воспринимать простой ритмический рисунок на ударных инструментах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выявление предположительно имеющихся музыкальных способностей детей дошкольного возраста возможно лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, то есть уже заметен достигнутый уровень.

§ 19. Значение диагностики в проектировании процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

Зачем нужна диагностика? Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях. К ним относятся внутренние условия (наследственность, задатки, индивидуальные возможности и способности субъекта) и внешние условия, в числе которых семья, педагог, среда и многое другое. Эффективность решения педагогом задач воспитания и развития находится в прямой зависимости от целостного знания им условий, в которых воспитывается и развивается ребенок.

В связи с этим проектирование условий воспитания и развития ребенка всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности дошкольника, характера предпочитаемой им деятельности, эффективности созданных условий в развитии детской личности.

Не является исключением и проектирование процесса музыкального воспитания и развития дошкольника. Средством получения необходимой педагогической информации становится диагностика. Именно диагностика дает возможность точного определения целей педагогического процесса.

Что такое педагогическая диагностика? Возникновение педагогической диагностики связано со становлением в педагогике в конце XIX в. экспериментального направления, согласно которому основой изучения ребенка и главным источником педагогических выводов являются эмпирические наблюдения и специально поставленный эксперимент.

Впервые попытку обоснования педагогической диагностики предпринял К. Ингенкамп в 1968 г. Он определил педагогическую диагностику как средство, способствующее выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации.

1. В современной научно-педагогической литературе выделены основополагающие характерные признаки педагогической диагностики.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Ранний и младший дошкольный возраст вкладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.

В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов разных профессий. Врачи, педагоги, ученые, психологи, музыканты - каждый в своей области исследует возможности развития маленького ребенка в первые годы его жизни.

Имеется опыт обучения плаванию детей с двух месяцев лазанью по миниатюрной шведской стенке - с четырех-пяти месяцев, чтению - на третьем году жизни путем печатания на машинке. Безусловно, каждый такой опыт должен быть рассмотрен с точки зрения его полезности и необходимости для эффективного воспитания детей этого возраста. Несомненно одно - имеющиеся данные говорят о больших потенциальных возможностях ребенка.

Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это прежде всего голос матери с убаюкивающими или оживленными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредоточивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому.

Следовательно, музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Необходимо организовать музыкальное воспитание маленьких ей так чтобы учитывались их возрастные особенности, задачи всестороннего развития и специфика музыкального искусства.

В этот период прежде всего формируется восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей младшего возраста, поскольку их исполнительская деятельность незначительна. Восприятие музыки характеризуется эмоциональной отзывчивостью на нее. Вначале эмоциональный отклик на музыку представляет собой не столько сопереживание ее содержания, сколько внешнее проявление ребенка, связанное с музыкой. Ему нравится благозвучие, и он заметно оживляется, радуется.

При организованном воздействии музыки можно отметить уже на первом году жизни ребенка некоторую динамику в его эмоциональном состоянии. Он по-разному реагирует на музыку контрастного характера (плясовую и колыбельную). Постепенно музыкальные впечатления детей становятся более разнообразными при использовании музыки разного характера. У детей можно вызвать соответствующее эмоциональное состояние: бодрое, задорное при слушании песни «Барабан» Е. Тиличеевой; ласковое, доброжелательное при слушании песни «Ой, бычок» В. Агафонникова.

Полноценным восприятие музыки будет в том случае, если воспринимается не только характер произведения, но и развитие музыкального образа, средства выразительности музыки.

Маленький ребенок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения, вступление и заключение. Дети четвертого года жизни могут различать в пьесах регистры, тембры звучания двух-трех детских музыкальных инструментов, уверенно определяют динамику (тихо и громко, узнают знакомые песни и пьесы.

Таким образом, намечается линия постепенного развития восприятия музыки детьми. Педагог должен хорошо ее себе представлять, ставить все более усложняющиеся задачи и отчетливо знать, что нового для развития восприятия может дать детям предлагаемая для слушания песня или пьеса.

Исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмические движения) у детей младшего дошкольного возраста лишь начинает свое становление, а в раннем детстве формируются ее предпосылки. Так, уже на первом году жизни теплота и задушевность пения взрослого вызывают у ребенка ответные вокализации. Вначале они связаны с речевыми интонациями появляются иные признаки первичных интонаций. Педагог стремится развить у детей певческое звучание, увеличить определенный объем доступных для этого возраста вокально-хоровых навыков. Детей постепенно можно подводить к тому, чтобы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, праздничные песни надо петь бодро, весело, подвижно, а песню «Кошечка» Ан. Александрова - нежно, ласково.

Первоначальная предпосылка музыкально-ритмических движений - ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыкии движения. Так, при условии систематических занятий дети четырех-пяти месяцев перестают двигаться с окончанием звучания музыки. Возможности движения под музыку расширяются, когда ребенок начинает сидеть, стоять, ходить. Дети передают выдвижении характер музыки (плясовой и спокойный, форму произведения (начало и окончание, смену двух частей).

На третьем году жизни дети осваивают основные движения (ходьба, бег, подпрыгивание). Это позволяет им более точно передать характер музыки: бодрый, легкий, отрывистый. Делают они это еще несовершенно, но общий характер просматривается. Поскольку малыши уверенно передвигаются по комнате, это дает возможность расширить задания на ориентировку в пространстве. В зависимости от построения пляски, музыкальной игры, упражнения дети ходят «стайкой», парами, врассыпную, друг за другом, осваивают несложные танцевальные движения.

В раннем и младшем дошкольном возрасте происходит становление основных видов музыкальной деятельности, которые возникают в тесной взаимосвязи и вначале их трудно разграничить между собой. Слушание музыки может сопровождаться движениями, движения - вокализациями и т. д. Постепенно происходит более четкое вычленение видов музыкальной деятельности, что позволяет и в первой, и во второй младших группах определить задачи и объем навыков по каждому из них.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей раннею и младшего дошкольного возраста особенно существенно формирование музыкально-сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы). Дети сравнивают музыкальные шуки по сходству и контрасту, воспроизводят их в певческих интонациях, ритмических движениях, в игре на некоторые музыкальных инструментах.

Музыкальная деятельность и различные задания на развитии музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания педагогу. На ранних этапах развития маленького ребенка подражание рассматривается как активная форма деятельности, в процессе которой малыш осваивает окружающее. Следует также отметить, что эмоциональное состояние, возникающее у детей при подражательных действиях, создает благоприятные условия для формирования данной деятельности. Вместе с тем уже в младшем дошкольном возрасте могут возникнуть самостоятельные музыкальны проявления. Дети сами повторяют знакомые, привычные движения, сопровождающие слушание песен, сюжет которых предполагает игровые действия.

В предлагаемых конспектах музыкальных занятий для детей второй группы раннего возраста, первой младших труп программа по музыкальному воспитанию распределена на вес учебный год (сентябрь-май). В основу содержания взять: задачи воспитания нравственно-эстетического отношения к ближайшему окружению ребенка; формирование у него эмоциональной отзывчивости на музыку, основных музыкальных способностей. В конспектах раскрывается последовательность развития эмоционального восприятия музыки, певческих интонаций, элементарной ритмичности движений под музыку, т. е. рассматриваются предпосылки активных проявлений детей в разных видах музыкальной деятельности, развитие у них ориентировки в музыкальных явлениях, осознанность ими действий на музыкальны) занятиях.

Представленные конспекты являются примерными, так как последовательность освоения музыкального репертуара во многом зависит от уровня общего и специального музыкального развития детей. Учитывая это и хорошо представляя направления работы по музыкальному воспитанию, педагог может внести изменения в план занятий.

Для малышей эти занятия представляют особую ценность, воплощение одного художественного образа разными видами искусств обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей (песенка, потешка, изображение помогают полнее проникнуться определенными чувствами). Кроме того, малышам необходима частая смена, чередований действий. Формирование восприятия музыки, например, предполагает обязательное привлечение немузыкальных средств

(В М. Теплов). Поэтому сочетание художественного слова и наглядных изображений значимо для маленького ребенка, так способствует наиболее полному восприятию и пониманию несложных художественных образов и освоению практических действий.

Малыш не может долго сосредоточиваться на одном виде деятельности. Смена их на занятии позволяет расширить объем Внимания, преодолеть гиподинамию.

Конспекты комплексных занятий даны для детей с разным уровнем художественного развития. В сотворчестве с педагогом дети доступными средствами создают целостную картину осеннего и зимнего пейзажа, летней лужайки, праздничной улицы, чего один ребенок на своем листе бумаги изобразить не сможет. Комплексные занятия, так же как и обычные, строятся в основном на игровых приемах, что вполне отражает возрастные особенностей.

www.maam.ru

Музыкальное воспитание

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

В. А. Сухомлинский.

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

На протяжении многих лет мы дискутируем: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: «Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду». Воспитатели в свою очередь считают: «У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки».

К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.

ГЛАВА 1. Музыкальное воспитание в первых детских садах России.

Значимость музыкального воспитания пытались обосновать еще в прошлом веке члены Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию, считавшие, что главное заключается в формировании у дошкольников музыкальности, чувства ритма и слуха. Однако организаторы общества отмечали, что выполнение этого требования - дело довольно трудное, поэтому что нет ясности в программах, недостаточен опыт руководительниц (термин того времени) , их музыкальная подготовка. Так, педагог Л. Шлегер предлагала разнообразить музыкальные занятия за счет использования упражнений на развитие музыкального воспитания, а также применения маршировки под музыку.

В 1873 году появился «Сборник статей и материалов для бесед и занятий дома и в детском саду, для чтения в гимназиях, учительских семинариях и городских училищах», где его автор, И. Белов, попытался разработать методы знакомства с играми под пение. Составитель книги «Игры и занятия для детей всех возрастов» А. Дуссек предлагал игру по музыкальным впечатлениям «Концерт», давал подробную методику показа театра теней. В музыкальном сборнике «Подвижные игры с пением» (автор Н. Филитис) были подовраны игры, популярные по сей день в музыкальной работе с детьми («Теремок», «Дождик», «Каравай», «Ладушки») .

Заслуживают внимания следующие направления в организации музыкальной деятельности в детских садах, работающих по методике А. С. Симонович, в «идеальном детском саде» К. Н. Вентцеля, в дошкольном учреждении С. Т. и В. Н. Шацких. Здесь музыкальное воспитание осуществлялось наиболее системно.

Так, А. С. Симонович считала, что музыка должна выполнять иллюстрирующую функцию к занятиям. Например, при проведении занятий по «Родиноведению» нужно исполнят песни о погоде, в физкультурных занятиях использовать игры - забавы и игры с пением.

Наиболее заметный вклад внесла А. Симонович в вопрос проведения детских праздников. Она признавала их педагогическую целесообразность при выполнении ряда требований: праздники должны оставлять глубокое впечатление, развивать чувство коллективизма, детям необходимо видеть красивое сочетание цветов, слушать прекрасную музыку, вся организация праздников призвана возбуждать в них самое доброе и хорошее. Основной принцип музыкального воспитания А. Симонович - опора на желание дошкольников.

Создатель модели «идеального детского сада» К. Н. Вентцель предложил свою систему музыкального воспитания, состоящую из разнообразных видов деятельности: пение, слушание, танцев, игры на детских музыкальных инструментах. Основное назначение музыкального воспитания, с его точки зрения, не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих сил ребенка. Поэтому, считал он, надо опираться на свободную активность детей, исходить из природы ребенка, смотреть на него как на «маленького художника». В музыкальной работе, по мнению педагога, должно быть два этапа:

Первый - воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

Второй - строится на методе «освобождения творческих сил», благодаря этому ребенок творит в музыке, импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Развитию художественно- творческих представлений детей помогает воспитатель, который создает соответствующую атмосферу, подбирает музыкальный репертуар, учитывая при этом потребности, переживания, желания детей. Весьма актуально и современно звучат мысли К. Н. Вентцеля по поводу роли взрослого в воспитании детей в детском саду («не порабощать воли и ума ребенка, заботиться о духовном общении и равноправии с ним, и тогда станет возможным развитие в детях умения наслаждаться искусством») .

Третьим направлением в развитии теории и практики музыкального воспитания можно считать работу детского сада супругов Шацких. Эстетическое воспитание было основообразующим и интегрирующим элементом педагогической концепции С. Т. Шацкого. Оно строилось на культурологическом подходе, когда происходит введение искусства в жизнь и организация жизни в искусстве, поэтому девиз С. Т. Шацкого «музыка должна быть!». По мнению автора, необходимо учитывать следующее:

Музыкальная жизнь должна быть организована в соответствии с возрастом и потребностями детей;

Опираться на личный опыт ребенка;

Должны быть созданы условия для развития музыкального слуха, музыкального языка, творческого восприятия.

Важно систематически обследовать степень музыкального развития детей, выявляя при этом их потребности и интерес к музыке, творческие способности, а также уровень музыкальных знаний. Только благодаря такому подходу можно создать необходимую музыкальную атмосферу на концертах, вечерах, специальных занятиях.

В детском саду Шацких музыкальное воспитание осуществлялось наиболее системно и последовательно, поэтому не случайно, что книга В. Н. Шацкой «Музыка в детском саду», до сих пор считается первым методическим пособием по музыкальному воспитанию дошкольников. Именно в нем впервые говорится о методике проведения музыкально групповых занятиях, определяются задачи музыкальной работы в каждой возрастной группе, обобщаются основные положения об организации слушания, пения, музыкально-ритмических движений, обосновываются квалификационные требования к подготовке педагога-музыканта в детском саду.

2. Задачи музыкального воспитания.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения) . Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкально-го воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее.

Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам.

Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б. М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни) . Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

ГЛАВА 2. Развитие музыкальных способностей.

1. Музыкальность.

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов?

Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя - писателем?

Можно нередко слышать: «должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула причины отсутствия способностей сына или дочери.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей.

Понятие «не развивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать ему все многообразие существующих вокруг звуковых красок.

Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - одно из свойств данное природой человеку.

Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность.

Поэтому и относят педагоги понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством так же к понятию «музыкальность». Итак, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальней он становится, чем более музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

2. В мире загадочных звуков.

Что такое звук? Звук-это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий

Тихий и громкий звук, конечно, никогда не спутаешь. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками («динамика» в переводе с греческого означает «силовой, относящийся к силе») . Благодаря оттенкам, наша речь становится более красочней: такой же, как и предложенный для сравнения рисунок в красках.

Динамические оттенки в музыкальной речи - это своеобразные музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать ее более выразительно.

Сила любого звука составляет одну из важных его свойств, одну из особенностей.

В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. Громкое звучание называется « Форте» (обозначается знаком F) , тихое - « Пиано» (знак P) , умеренно громко обозначается словом «Меццо - форте» (MF) , внезапно громко - «Сфорцандо» (SF) .

Кстати, от слияния двух слов: форте (громко) и пиано (тихо) - произошло название известного всем клавишного инструмента - фортепиано.

Итак, для того чтобы развить у ребенка умение различать разные по силе звуки, надо выполнить с ним несколько игровых заданий развивающих эту способность. (См. Приложение 1.)

3. Звуковысотный слух.

Звуки между собой различаются не только динамикой. Чтобы узнать еще об одной тайне звука, поиграйте с ребенком в игру диалог. Представьте себе что встретились два человека, один большой - большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском.

Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот - отвечать ему тоненько и нежно.

Где ты живешь? - прогремел великан.

В цветке ландыша, - нежно зазвенело в ответ.

С кем ты дружишь? - снова раздался громовой вопрос.

С Дюймовочкой...

Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, не забывая о том что, великан говорит громовым басом, а сказочный малютка - высоко, нежно.

Каждый музыкальный звук обладает высотой.

Именно она отличает один музыкальный звук от другого, и любой шумовой от музыкального.

Прочтите с детьми сказку про девочку Ксюшу, кошку и пианино, чтобы ребенок понял, какие звуки называются высокими, а какие низкими. (См. Приложение 2) .

4. Длительность звука и чувство ритма.

Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки.

Но любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, ее составляющие, будут одинаковы по своей продолжительности, или, как говорят педагоги, по своей длительности.

В музыке мы можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или, как принято говорить у музыкантов, ритмические рисунки.

Длительность - одна из важных особенностей звука. Чередование звуков различной длительности образует ритмический рисунок.

Елена Алексеевна Королева придумала интересную сказку, в которой рассказывается, как дружно жили и не тужили в семье разные длительности. (См. Приложение 3) .

Если малышу трудно понять и запомнить название длительностей, можно для обозначения коротких и длинных звуков использовать другие условные знаки.

Долгий звук выразить в виде длинной вертикальной полоски меньшего размера.

Для обозначения длинного звука можно использовать овал не закрашенный, а короткие звуки будут представлять собой такие же овалы, только заштрихованные.

Вместо счета некоторые педагоги предлагают использовать ритмо - слоги. Так, например, продолжительный звук обозначается слогом «та», а более короткий слогом «ти». Чтобы лучше разобраться в том, как складывается ритмический рисунок, можно представить длительности в виде равномерных шагов:

равные шагу - (четверти) ,

Музыкальное воспитание дошкольников - подобные документы

Проблемы детского музыкального образования. Стратегия и тактика российской семьи в сфере музыкального воспитания и образования ребенка. Роль модели семейного воспитания ребенка с приоритетом музыкально-образовательного направления для семей разного типа.автореферат

Музыкальное воспитание в первых детских садах России. Задачи музыкального воспитания. Развитие музыкальных способностей.

Длительность звука и чувство ритма. Тембровая окраска и тембровый звук. Развитие музыкальных способностей в пении.

Музыка и движение.курсовая работа

Общая характеристика креативности и изобретательности детей школьного возраста. Взаимосвязь музыкального развития учащихся на уроках. Особенности проведения творческого занятия и роль учителя музыки в формировании способностей младших школьников.курсовая работа

Психологические свойства музыкального восприятия. Исследование влияния информационных технологий на музыкальное воспитание подростков. Компьютерная презентация урока с использованием современных организационных систем и мультимедийных установок.аттестационная работа

Структура и виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, ее специфические средства воздействия. Музыка как один из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, ее роль и значение в структуре дошкольного образования на сегодня.контрольная работа

Психолого-педагогический аспект формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста, основные категории музыкальных способностей. Значение детских инструментов и упражнений в развитие музыкального слуха, памяти и чувства ритма у дошкольника.курсовая работа

Физическое воспитание детей дошкольного возраста, место физической культуры в общей системе воспитания. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях, цель, задачи, средства; развитие физических качеств и формирование личности дошкольника.курсовая работа

Рассмотрение роли музыкального воспитания в жизни детей. Методика организации музыкальной деятельности в детских садах - первых воспитательных учреждениях, в которые попадают дети. Влияние оказываемое на развитие способностей ребенка, его мировоззрение.контрольная работа

Особенности музыкального воспитания и значение развития творческих и музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. Экспериментальная работа по изучению влияния восприятия музыки на развитие музыкальных способности дошкольников.дипломная работа

Особенности физического, умственного, нравственного эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Причины нарушения дисциплины у детей младшего школьного возраста, виды методик и организация коррекционной работы по формированию навыков поведения.дипломная работа

Цели, задачи, характеристики обучения детей физическим упражнениям. Развитие движений у детей младшего дошкольного возраста при помощи игровых обучающих ситуаций. Формы организаций и средства физического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ.курсовая работа

Выдающиеся ученые и педагоги в области физического воспитания детей. Характеристика физического развития детей старшего дошкольного возраста. Содержание комплексных и парциальных программ для детей дошкольного возраста по разделу физического воспитания.курсовая работа

Особенности развития морфофункциональных систем организма дошкольников. Феномен эпохального сдвига. Уровень обмена веществ и энергии у дошкольников.

Типы вегетативной регуляции. Задачи и содержание физического воспитания детей дошкольного возраста.реферат

Изучение воздействия музыкального искусства на состояние проблемы активизации музыкально-нравственного воспитания младших учеников школ. Характеристика музыкального искусства как формы просвещения учащихся. Анализ многоплановости работы учителя музыки.курсовая работа

Понятие способности как психолого-педагогической категории. Анализ музыкальных способностей, их классификация. Социальная ситуация развития и возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.

Особенности музыкального воспитания в детском саду.дипломная работа

Понятие ритмики, ее использование в практике музыкального воспитания. Динамика развития музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей дошкольного возраста на примере использования физических упражнений, танца и сюжетно-образных движений.реферат

Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста. Цель, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях. Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.реферат

Роль и задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста. Морфофункциональные особенности ребенка. Обоснование важности режима дня и двигательного режима в семье.

Средства физического воспитания учащихся младшего школьного возраста в семье.курсовая работа

Разработка, теоретико-методологическое и экспериментальное обоснование новой креативной педагогической технологии дошкольного музыкального образования. Разработка авторской креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников.автореферат

Методики "Хоровое сольфеджио" Г. А. Струве и "Развитие музыкального восприятия и мышления" В. Б. Брайнина. Запечатление музыкального интонирования. Развитие мелодического слуха, навыков двухголосого пения, чувства ритма.

Вокально-интонационные упражнения.реферат

Источник allbest.ru

Музыкальное воспитание дошкольников

К третьему году своей жизни ребенок приобретает определенный набор навыков, который создает необходимую основу для последующего музыкального воспитания дошкольника. В этот момент можно начинать прививать интерес к музыке, открывать перед ребенком музыкальную культуру, разучивать с ним песни.

Погружение в музыкальный мир способствует формированию яркой индивидуальности и способности ощущать прекрасное. Кроме того, хорошая музыка – это мощный заряд позитива и бодрости.

В 4-5 лет ребенка уже можно определять в кружки, студии творчества или специализированные школы, где его научат основам музыкальной грамоты. Хотя можно и не отдавать ребенка сторонним педагогам, а проводить музыкальное воспитание дошкольника в домашних условиях. Вот несколько несложных упражнений, которые помогут вам в этом.

1. Ребенок должен уметь слышать музыку – улавливать характер, отслеживать смену интонаций и настроения. Нарисуйте на бумаге две рожицы – веселую и грустную. Затем дайте малышу послушать несколько композиций.

Попросите его указывать на определенную рожицу в зависимости от настроения музыки, которое он чувствует. Попросите его описать эмоции и образы, которые у него вызывает та или иная композиция.

Возможно, поначалу ребенку будет сложно это сделать, но со временем у него будет получаться все лучше и лучше. Не забывайте при прослушивании рассказывать о том, какие инструменты звучат в том или ином фрагменте.

2. Начинайте учить ребенка петь. ­то популярный и доступный способ приобщения детей к музыкальной культуре. Пение играет важную роль в физическом развитии ребенка - оно требует работы легких в полную силу и способствует развитию голоса и речи.

Пение – это отличная альтернатива речевой гимнастике. В разучивании песен очень хорошо помогает караоке.

3. Играйте вместе с ребенком на музыкальных инструментах. Сегодня в торговых сетях можно найти все, что пожелает ваш ребенок. Детские мини-пианино, ксилофоны, колокольчики, гармони, гитары – выбор очень широкий.

4. Важным элементом музыкального воспитания дошкольников является развитие музыкально-ритмических движений. Различные физические упражнения, сюжетно-образные движения или танцы могут использоваться как средства для более глубокого понимания и восприятия ребенком самой музыки.

В танцах дети получают отличную возможность проявить себя наиболее активно. Происходит освоение основных и выразительных движений, развивается пространственная ориентировка, регулируется моторика и мышечный тонус, воспитывается музыкально-ритмическое чувство.

Музыкальное воспитание дошкольников не проходит даром. Даже если вы не планируете определять ребенка в музыкальную школу, результат все равно будет. Не забывайте об известном высказывании В. Сухомлинского: “Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта. ­то воспитание человека ”.

Кот и Кит ОпросыОбсуждение ОпросаДерется ли ваш ребенок?Да, довольно часто.Да, но редко.

Предварительный просмотр:

«Музыкальное воспитание дошкольников с нарушением зрения»

«Музыкальное воспитание должно начинаться с момента рождения ребенка, не следует ждать, когда ребенок подрастет, ибо, чем дольше родители будут оттягивать начало музыкального воспитания и обучения, тем больший урон будет причинен развитию ребенка, и его способности все в большей мере будут затухать. Очень важно, чтобы музыкальное образование и воспитание охватывало все периоды развития ребенка, начиная с младенчества.» (Я. А. Коменский)

В. А. Сухомлинский обращал внимание на огромные возможности музыки в плане умственного развития детей. «Музыка – это могучий источник мысли, могучее средства самовоспитания. Именно она способна пробудить энергию даже у самых инертных детей, влить в клетки мыслящей материи какую-то чудодейственную силу»-считал он.

Таким образом, эти и многие другие выдающиеся педагоги прошлого считали, что музыка – это могучий стимулятор мысли, без него невозможно полноценное умственное развитие детей.

Зрение - природный дар, имеющий огромную ценность. Благодаря нашим глазам мы можем любоваться красотой окружающего мира, его красками.

Начиная с середины двадцатого века, врачи отмечают рост числа глазных заболеваний, вызванных различными факторами современной жизни - изменением рациона питания, повышением умственной нагрузки, но снижением физической, появлением компьютеров и других «благ» цивилизации. По данным современной статистики, в нашей стране почти каждый третий ребёнок дошкольного возраста уже имеет проблемы со зрением, и их количество растёт. И очень важно, чтобы для таких детей лечение сочеталось с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии.

Самые сильные впечатления и переживания ребенка с нарушенным зрением связаны со звуками, весь мир воспринимается им как наполненный звуками, музыка звучит во всем.

Для развития музыкальных способностей слуховая функция имеет наибольшее значение. Если ребенок попадает в соответствующие условия, где оптимально используются компенсаторные возможности последнего, где идет коррекция нарушения, то можно предположить, что ребенку, несмотря на нарушенное зрение, возможно, добиться определенных успехов в музыкальной деятельности. Этому способствует раннее выявление музыкальных способностей у ребенка с нарушениями зрения, т.к. к 5 годам уже появляются признаки одаренности в области музыки. В дошкольном учреждении это может происходить только при тесном контакте работающих с детьми специалистов- офтальмологов, тифлопедагогов, логопедов, воспитателей, музыкального руководителя. Такая взаимосвязь помогает следить за динамикой развития проблемного ребёнка.

Знание особенностей развития детей с нарушением зрения указывает на целесообразность проведения диагностики музыкальных способностей в дошкольном возрасте и необходимость и актуальность для них музыкального воспитания на протяжении всего дошкольного возраста. У детей с нарушением зрения невысокая двигательная активность, быстрая утомляемость, у многих - нарушение речи, неустойчивое внимание, плохая память.

Наблюдаются так же эмоциональные и поведенческие расстройства, у одних это неуверенность в себе, сильная зажатость, заторможенность, у других - наоборот -расторможенность, неуправляемость, нарушение координации движений. У тех и у других – трудности зрительно-пространственной ориентировки, а так же эти дети легко возбудимы, ранимы, часто не могут управлять своими чувствами.

Поэтому именно на музыкальном занятии, где проявляется эмоциональность, а музыка требует выражения чувств и настроения, видна необходимость коррекции эмоционально-поведенческих нарушений детей с патологией зрения. Наиважнейшей задачей музыкального руководителя в работе с такими детьми является создание на занятии эмоционально комфортных условий, важно заинтересовать детей музыкальной деятельностью, создавать интересные игровые ситуации.

Педагог должен быть артистичным, увлекать детей собственным примером,чутко реагировать на состояние детей, вовремя переключаясь с одно вида музыкальной деятельности на другой, соблюдать темп занятия относительно особенностей восприятия детей с нарушением зрения. Всё это развивает устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности- пению,музыкально-ритмическому движению, слушанию музыки, музыкальной игре- драматизации,c помощью которых удаётся развивать эмоциональную сферу, снять психологическую зажатость. Благодаря специально подобранному репертуару целенаправленному педагогическому воздействию достигается психоэмоциональная коррекция, cоздаются условия для развития музыкальных и творческих способностей детей.

Дети в коррекционных группах, как правило, имеют разный уровень подготовленности, развития, различные патологии. Для работы с детьми с нарушением зрения важна организация и подготовка их к музыкальной деятельности.

Необходимо заинтересовать детей, собрать их внимание, создать условия максимального комфорта- дать возможность удобно расположиться в зале, сконцентрировать внимание ребёнка на самом себе (снять при помощи специально подобранных упражнений напряжение рук и ног, поработать над осанкой) . Речь музыкального руководителя должна быть чёткой, выразительной, не быстрой, задания даются коротко, ясно. Важно сохранять интерес детей к занятию, чтобы дети всё время смотрели на педагога.

Чем больше органов чувств задействовано в деятельности ребёнка, тем интенсивнее идёт развитие. Для детей с нарушением зрения очень важны тактильные прикосновения к предметам, частям тела. Поэтому для активизации внимания детей в начале занятия используются различные упражнения с использованием “звучащих жестов” и песенки- распевки.Несложные тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, помогают собрать внимание (“включиться в работу”) ,снять зажатость, развивают координацию голоса и движения, поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Например:

Здравствуйте,ножки-топ-топ-топ (поют и 3 раза топают)

Здравствуйте,ладошки -хлоп-хлоп-хлоп (поют и 3 раза хлопают в ладоши)

Здравствуй,шустрый язычок-ля-ля-ля (поют)

Муз.рук.(поёт на звуках мажорной гаммы вверх) :

Здравствуйте,ребята–

Материал с сайта nsportal.ru

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия для музыкального развития ребенка

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть. В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально - образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Задачи музыкального воспитания детей в семье.

Используемый репертуар.

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

  • обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
  • развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность);
  • способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно про-чувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.

Методы обучения в семье.

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке.

Педагог должен суметь убедить родителе и, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения необходимо рассказывать об опыте ·музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома.

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться, наиболее полно использовать его возможности.


Условия и особенности для музыкального развития ребенка – важные условия для развития музыкальных способностей ребенка, формирования любви к музыке.

Условия для музыкального развития ребенка

Музыкальное развитие ребенка, прежде всего, зависит от врожденных способностей ребенка, но еще немаловажным фактором является музыкальная культура в семье, отношение родителей к музыке (какая музыка чаще звучит в доме, посещают ли родители концерты, какие музыкальные телепередачи смотрят по телевизору). Чтобы создать условия для музыкального развития ребенка, нужно обязательно учитывать возраст ребенка.

  • Для детей дошкольного возраста лучшим способом музыкального развития будут игры . Ребенок с помощью маминого пения, с помощью музыкальных игрушек , детских музыкальных сказок и музыки из мультфильмов познает музыкальные основы. Главным условием будет наличие музыкальных инструментов (начиная самых элементарных - барабана, детского пианино , дудочки и т.д.)
  • Для детей школьного возраста лучшим способом музыкального развития будет изучение музыкальных произведений известных композиторов (русская и зарубежная музыка).

Если ребенок проявляет интерес к музыке, то важным условием становится посещение различных музыкальных секций и кружков, а лучше музыкальной школы . Также родителям нужно развивать музыкальные способности ребенка с помощью посещения различных музыкальных спектаклей, концертов, галерей с картинами, в которых передана эпоха разных культур, то есть стараться расширять музыкальный кругозор ребенка. Обязательным условием для музыкального развития ребенка становится изучение шедевров классической музыки, только так ребенок начнет понимать настоящее музыкальное искусство (от классической музыки – И.С. Бах, Л. Бетховена, Ф. Шопена, П. И. Чайковского до фольклора). Еще одним важным условием является «прослушивание» ребенка, пусть ребенок рассказывает вам о музыке, о своих впечатлениях, о том, как понимает ту или иную композицию, какие чувства и эмоции музыка в нем вызывает и т.д. Главное, проявляйте терпение, у всех детей свое индивидуальное понимание музыки, вкусов и музыкальных пристрастий.

Особенности музыкального развития ребенка

Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься музыкой против его желания. Занятия нужно проводить, если у ребенка есть интерес к музыке. Выделим несколько важных моментов.

  • Обязательно прививаем любовь ребенка к чтению, пусть ребенок изначально знакомится с различной информацией о музыке, о великих музыкальных произведениях и композиторах.
  • Развивайте у ребенка чувство ритма - это поможет ему в дальнейшем развивать музыкальный слух.
  • Чаще включайте ребенку различную музыку, пытайтесь напевать песни вместе с ребенком.
  • Улучшайте у ребенка память, играми или различными методиками, с помощью этого ребенку будет проще научиться запоминать музыку и улавливать необходимое звучание нот.
  • Развивайте у ребенка общий интерес к искусству помимо музыкального развития.
  • Выделяйте ребенку определенное время для занятия музыкой и придерживайтесь этого графика ежедневно.
  • Попытайтесь в ребенке вызвать творческий интерес, чтобы он сам что-нибудь сочинял, сыграл, спел и т.д.
  • Не давите и не ругайте ребенка, если у него не получается что-то в музыке, ребенок должен чувствовать вашу поддержку. Только тогда это придаст ему уверенности двигаться дальше.

Важно знать

Музыкальное развитие ребенка во многом зависит и от эмоциональной сферы в семье. Постарайтесь развивать в ребенке духовные аспекты, прививайте чувства к красоте, чуткости, состраданию. Выделим несколько важных правил, которые необходимо знать, развивая в ребенке музыкальные способности:

  • Чем раньше ребёнка начинают прививать к музыке, тем эффективней результат будет в будущем (в музыкальном отношении).
  • Повышайте культурный уровень ребенка во всех отраслях искусства.
  • Не делайте музыку слишком громко и не давайте прослушивать в наушниках, это все пагубно влияет на слух ребенка.
  • Чаще включайте ребенку музыкальные телепередачи (но не переусердствуйте со временем за телевизором).
  • Если есть возможность, отдайте ребенка на танцы. Танец положительно влияет на музыкальное воспитание ребенка.

И главное - помните, что каждый ребенок индивидуален. Поэтому, старайтесь дома окружать ребенка любовью, заботой и поощряйте первые музыкальные успехи ребенка. Тогда ребенок добьется значительных успехов в музыкальной сфере.

Ссылки

  • Музыка для детей
  • Музыкальные способности , социальная сеть для родителей "Страна Мам"