Презентация лекции по психологии познавательные процессы человека. Познавательные психические процессы. Каждый анализатор состоит из трех частей


Cлайд 1

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: [email protected] Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 2

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные вопросы 1. Ощущение. Виды ощущений. 2. Восприятие, свойства восприятия. 3. Внимание. Виды внимания, и его основные свойства. 4. Память, виды памяти. Закономерности памяти. 5. Мышление, виды мышления. Развитие мышления. 6. Воображение, виды воображения. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 3

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Ключевые понятия Ощущения восприятие предметность константность целостность внимание устойчивость распределение переключение память реминисценция интерференция воображение мышление мыслительные процессы и действия Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 4

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Ощущение. Виды ощущений Ощущения – отражение отдельных свойств предмета. Виды (модальности) ощущений: обоняние, вкус, осязание, слух, зрение. Систематическая классификация ощущений: интроцептивные поступают от сигналов из внут-ренней среды организма: кишеч-ника, желудка, кровеносной систе-мы. Обеспечивают регуляцию элементарных влечений. проприоцептивные поступают из глубоких мышц и суставных поверхностей. Обеспечивают информа-цию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппара-та, обеспечивают регуляцию движения. экстрацептивные Осязание, вкус, обоняние, слух, зрение. Обеспе-чивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для сознательного поведения. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 5

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Восприятие. Виды и свойства восприятия Восприятие – целостное отражение предметов в сознании человека при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В акте восприятия присутствует определенное обобщение. Ведущие свойства человеческого восприятия Целостность – образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. Предметность – воспринимается не только комплекс свойств, а оценивается этот комплекс как определенный предмет: «стол», «дом» и т. д. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 6

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Осмысленность – понимание вещи одно- временно с ее восприятием, восприятие происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь восприятия с мышлением. Константность – относительное постоянство формы, ве-личины и цвета предмета, независимо от изменений усло-вий восприятия. Избирательность – преимущественное вычленение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия (опытом, интересами, потребностями). Структурность – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отноше-ний. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 7

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Целостное восприятие лица вопреки выпадению ряда элементов его контура Несформированная целостность. Таким может быть рисунок ребенка. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 8

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Внимание, виды и основные свойства внимания Внимание – направленность и сосредоточенность человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Классификация видов внимания (основание: актив-ность личности) (Н. Ф. Добрынин). НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ внимание человека непосредственно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. свойственно только человеку, относится к высшим психическим функциям. Процесс формирования произвольного внимания описал Л. С. Выготский: указательный жест + слово = выделение предмета из остальных, фиксация. свойственно только человеку; возникает на основе устойчивого произвольного внимания и интереса к объекту, после чего внимание становится похожим на непроизвольное. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 9

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Качества внимания Объем внимания – число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраниться в центре ясного сознания, приобретая доминирующий харак-тер. Объем внимания равен 7–9 единицам. Устойчивость – длительность, с которой выделенные элементы могут сохранять свой доминантный характер. Концентрация внимания – сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом. Распределение внимания – возможность одновремен-ного выполнения нескольких видов действий. Переключаемость – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 10

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Память, виды памяти. Закономерности памяти Память – запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта. Виды памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности двигательная эмоциональная образная словесно-логическая Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 11

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * По характеру цели непроизвольная произвольная По степени участия мышления Смысловая Механическая По времени сохранения кратковременная долговременная Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 12

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 13

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Закономерности памяти 1. Средний объем механической кратковременной памяти – 5–7 элементов после первого чтения. 2. Объем памяти варьируется в зависимости от способа предъявления: люди с доминирующей слуховой памятью лучше запоминают материал озвученный и т.д. 3. Качество запоминания зависит от того, какая была поставлена цель, установка. 4. При многократном предъявлении одного и того же материала число удерживаемых элементов постепенно возрастает. 5. Чем длиннее ряд, тем меньше число удерживаемых в памяти элементов. Так, ряд из 4–5 единиц запоминается на 100 %, а ряд из 9–10 единиц на 40 %. 6. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»). Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 14

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * 7. При сохранении заученного материала может обнаружится явление ретроактивной интерференции. Оно является результатом взаимодействия таких переменных, как сходство между двумя заданиями и объем заучиваемого материала. Если активность субъекта между заучиванием и припоминанием низка, то мнемический материал сохраняется лучше. 8. При высокой активности субъекта непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание, если последнее осуществляется на базе менее активной интеллектуальной деятельности субъекта. 9. Явление реминисценции. Под ним понимают отсроченное воспроизведение мнемических ответов, которые раньше субъект не мог воспроизвести, при условии, что с момента заучивания субъект не занимался дополнительным упражнением в выполнении данного задания. 10. Эффект Зейгарник» – особенность непроизвольного запоминания, которая заключается в том, что прерванная деятельность запоминается лучше, чем законченная или монотонная, т. к. прерванное намерение сохраняет состояние напряжения нервной системы. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 15

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Рисунок Э. Боринга. Один и тот же элемент, включенный в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 16

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Мышление, виды мышления. Развитие мышления Мышление – опосредствованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Виды мышления По развитию в онтогенезе Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 17

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * По средствам действия вербальное невербальное По степени рефлексии рефлексивное интуитивное По степени новизны получаемого продукта по отношению к знаниям субъекта продуктивное репродуктивное Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 18

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * По типу решаемых задач практическое теоретическое Качества мышления самостоятельность критичность быстрота глубина гибкость Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 19

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные мыслительные процессы и действия Анализ – мыслительный процесс расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая соединять части в целое. Сравнение – установление сходства и различия между объектами. Классификация – распределение предметов (понятий) на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим одним предметам (понятиям) и отличающим их от других предметов (понятий). Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 20

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные мыслительные процессы и действия Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений дается определенный вывод. Различают индуктивное, дедуктивное суждение и суждение по аналогии. Петр Петрович всегда пьет чай с Федор Федоровичем. Федор Федорович пьет сейчас чай. Пьет ли Петр Петрович сейчас чай? Все металлы пропускают электрический ток. Железо – металл. Пропускает ли оно ток? Композитор: песня = архитектор:7 Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 21

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Словесно-логическое мышление Три характеристики понятия как логической категории: содержание понятия; объем; связи и отношения данного понятия с другими. Под содержанием понимают совокупность существенных свойств класса предметов. По содержанию понятия бывают простые и сложные. Объем понятия – это количество объектов, охватываемых данным понятием. Выделяют: единичные понятия (равные единице), общие (более 1), категории (понятия широкой степени общности, например: энергия, материя). Связи и отношения понятия с другими: различают родовые (понятия, отражающие существенные общие признаки класса предметов и включающие другие понятия меньшей степени общности) и видовые (понятия, подчиненные родовым). Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 22

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Качества мышления самостоятельность критичность быстрота глубина гибкость Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 23

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Выделяют 4 уровня усвоения понятия (Н. А. Менчинская) 1-й уровень – диффузно-рассеянный. На этом уровне у субъекта существует представление о том, что обозначает понятие, но признаки, отличающие данное понятие от других, он назвать не может. 2-й уровень – называются признаки, без дифференциации их на существенные и второстепенные. 3-й уровень – усваиваются существенные признаки, называ-ются вторичные, но все это связано с единичным образом, который служил опорой при формировании понятия, например: картинка, иллюстрация. Таким образом, понятие как будто усвоено, но признаки не обобщаются. 4-й уровень – понятие усвоено полно и точно. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные функции воображения 1. Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи. 2. Регулирование эмоциональных отношений. 3. Формирование внутреннего плана человека. 4. Планирование и программирование деятельности. 5. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 26

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Формы синтеза представлений в процессах воображения Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков. Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 27

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Вопросы для самостоятельной работы 1. Объясните следующий факт: если человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, то он без труда находит ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз. Почему? 2. Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений?» 3. Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик? 4. Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека? 5. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение ребенка. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 28

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Литература 1. Выготский Л. С. Психология воображения / Л. С. Выготский. – М., 1992. 2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выгот-ский. – М., 1960. 3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – СПб., 1997. 4. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия /Р. Л. Грегори. – М., 1979. 5. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. – М., 1987. 6. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М., 1968. 7. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 29

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Литература 8. Лурия А. Р. Внимание. Память. Материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975. 9. Петухов В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В. В. Петухов. – М., 1987. 10. Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. – М., 1964. 11. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. – М., 1990. 12. Психология ощущения и восприятия: хрестоматия: учебное пособие для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М., 2002. 13. Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 2002. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Основные вопросы

1. Ощущение. Виды ощущений.
2. Восприятие, свойства восприятия.
3. Внимание. Виды внимания, и его основные
свойства.
4. Память, виды памяти. Закономерности памяти.
5. Мышление, виды мышления. Развитие мышления.
6. Воображение, виды воображения.

2

Ключевые понятия

Ощущения
восприятие
▪ предметность
▪ константность
▪ целостность
внимание
▪ устойчивость
▪ распределение
▪ переключение
память
▪реминисценция
▪интерференция
воображение
мышление
▪мыслительные
процессы и действия
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
3

Ощущение. Виды ощущений

Ощущения – отражение отдельных свойств предмета.
Виды (модальности) ощущений: обоняние, вкус,
осязание, слух, зрение.
Систематическая классификация ощущений:
интроцептивные
проприоцептивные
поступают от сигналовпоступают
из внут- из глубоких мышц и суставных
экстрацептивные
поверхностей.
Обеспечивают информаренней среды организма: кишечцию о систеположении
тела Обеспев пространстве и о
вкус, обоняние,
слух, зрение.
ника,Осязание,
желудка, кровеносной
положении
аппарачивают получение
сигналов изопорно-двигательного
внешнего мира и
мы. Обеспечивают
регуляцию
та,сознательного
обеспечиваютповедения.
регуляцию движения.
создают основу
для
элементарных
влечений.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
4

Восприятие. Виды и свойства восприятия

Восприятие – целостное отражение предметов в
сознании человека при их непосредственном воздействии в
данный момент на органы чувств. В акте восприятия
присутствует определенное обобщение.
Ведущие свойства человеческого восприятия
Целостность – образы восприятия представляют собой
целостные, законченные, предметно оформленные
структуры.
Предметность – воспринимается не только комплекс
свойств, а оценивается этот комплекс как определенный
предмет: «стол», «дом» и т. д.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
5

Осмысленность – понимание вещи одновременно с ее восприятием, восприятие
происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь
восприятия с мышлением.
Константность – относительное постоянство формы, величины и цвета предмета, независимо от изменений условий восприятия.
Избирательность – преимущественное вычленение
одних объектов по сравнению с другими, обусловленное
особенностями субъекта восприятия (опытом, интересами,
потребностями).
Структурность – свойство, позволяющее воспринимать
предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
6

Несформированная целостность.
Таким может быть рисунок ребенка.
Целостное восприятие лица вопреки выпадению ряда элементов его контура
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
7

Внимание, виды и основные свойства внимания

Внимание – направленность и сосредоточенность
человека на определенных объектах при одновременном
отвлечении от других.
Классификация видов внимания (основание: активность личности) (Н. Ф. Добрынин).
ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
свойственно только
человеку; возникает на основе
ПРОИЗВОЛЬНОЕ
свойственно
только человеку,
относится
к высшим
устойчивого
произвольного
внимания
и интереса
психическим
Процесс
формирования
к объекту,
послефункциям.
чего внимание
становится
похожим
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
внимания описал
Л. С. Выготский:
на произвольного
непроизвольное.
внимание
человека непосредственно
привлекается
указательный
жест + слово
= выделение предмета
либо сильным,
либо новым,
либо интересным
из остальных, фиксация.
раздражителем.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
8

Качества внимания
Объем внимания – число поступающих сигналов или
протекающих ассоциаций, которые могут сохраниться в
центре ясного сознания, приобретая доминирующий характер. Объем внимания равен 7–9 единицам.
Устойчивость – длительность, с которой выделенные
элементы могут сохранять свой доминантный характер.
Концентрация внимания – сосредоточенность субъекта
на объекте, сила поглощенности его этим объектом.
Распределение внимания – возможность одновременного выполнения нескольких видов действий.
Переключаемость – способность намеренно переносить
внимание с одного объекта на другой.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
9

Память, виды памяти. Закономерности памяти

Память – запечатление (запись), сохранение и
воспроизведение следов прошлого опыта.
Виды памяти
по характеру психической активности,
преобладающей в деятельности
двигательная
эмоциональная
словесно-логическая
образная
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
10

По характеру цели
непроизвольная
произвольная
По степени участия мышления
Смысловая
Механическая
По времени сохранения
кратковременная
долговременная
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
11

По характеру цели
непроизвольная
произвольная
По степени участия мышления
Смысловая
Механическая
По времени сохранения
кратковременная
долговременная
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
12

Закономерности памяти

1. Средний объем механической кратковременной
памяти – 5–7 элементов после первого чтения.
2. Объем памяти варьируется в зависимости от способа
предъявления: люди с доминирующей слуховой памятью
лучше запоминают материал озвученный и т.д.
3. Качество запоминания зависит от того, какая была
поставлена цель, установка.
4. При многократном предъявлении одного и того же
материала число удерживаемых элементов постепенно
возрастает.
5. Чем длиннее ряд, тем меньше число удерживаемых в
памяти элементов. Так, ряд из 4–5 единиц запоминается на
100 %, а рядОбщая
из 9–10
единицCopiriht
на 40Теплова
%. Л.И.
психология.
13

7. При сохранении заученного материала может обнаружится
явление ретроактивной интерференции. Оно является результатом
взаимодействия таких переменных, как сходство между двумя
заданиями и объем заучиваемого материала. Если активность субъекта
между заучиванием и припоминанием низка, то мнемический материал
сохраняется лучше.
8. При высокой активности субъекта непроизвольное запоминание
может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание, если
последнее осуществляется на базе менее активной интеллектуальной
деятельности субъекта.
9. Явление реминисценции. Под ним понимают отсроченное
воспроизведение мнемических ответов, которые раньше субъект не мог
воспроизвести, при условии, что с момента заучивания субъект не
занимался дополнительным упражнением в выполнении данного
задания.
10. Эффект Зейгарник» – особенность непроизвольного
запоминания, которая заключается в том, что прерванная
деятельность запоминается лучше, чем законченная или монотонная,
психология.
Copiriht
Теплова Л.И.
т. к. прерванноеОбщая
намерение
сохраняет
состояние
напряжения нервной14

Рисунок
Э. Боринга.
Один и тот же элемент,
включенный в разные
целостные структуры,
воспринимается по-разному.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
15

Мышление, виды мышления. Развитие мышления

Мышление – опосредствованное и обобщенное
отражение действительности в ее существенных связях и
отношениях.
Виды мышления
По развитию в онтогенезе
Словесно-логическое
Наглядно-образное
Наглядно-действенное
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
16

По средствам действия
вербальное
невербальное
По степени рефлексии
рефлексивное
интуитивное
По степени новизны получаемого
продукта по отношению к знаниям субъекта
продуктивное
репродуктивное
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
17

По типу решаемых задач
практическое
теоретическое
Качества мышления
глубина
гибкость
самостоятельность
быстрота
критичность
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
18

Анализ – мыслительный процесс расчленения сложного
объекта на составляющие его части или характеристики.
Синтез – мыслительная операция, позволяющая соединять
части в целое.
Сравнение – установление сходства и различия между
объектами.
Классификация – распределение предметов (понятий) на
классы согласно наиболее существенным признакам, присущим
одним предметам (понятиям) и отличающим их от других
предметов (понятий).
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
19

Основные мыслительные процессы и действия

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе
нескольких суждений дается определенный вывод. Различают
индуктивное, дедуктивное суждение и суждение по аналогии.
Петр Петрович всегда пьет чай с Федор Федоровичем.
Федор Федорович пьет сейчас чай.
Пьет ли Петр Петрович сейчас чай?
Все металлы пропускают электрический ток.
Железо – металл.
Пропускает ли оно ток?
Композитор: песня = архитектор:7
Обобщение – мысленное объединение предметов и
явлений по их общим и существенным признакам
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
20

Словесно-логическое мышление
Три характеристики понятия как логической категории:
содержание понятия; объем; связи и отношения данного
понятия с другими.
Под содержанием понимают совокупность существенных
свойств класса предметов. По содержанию понятия бывают
простые и сложные.
Объем понятия – это количество объектов, охватываемых
данным понятием. Выделяют: единичные понятия (равные
единице), общие (более 1), категории (понятия широкой степени
общности, например: энергия, материя).
Связи и отношения понятия с другими: различают родовые
(понятия, отражающие существенные общие признаки класса
предметов и включающие другие понятия меньшей степени
общности) и видовые (понятия, подчиненные родовым).
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
21

Качества мышления
глубина
гибкость
самостоятельность
быстрота
критичность
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
22

Выделяют 4 уровня усвоения понятия (Н. А. Менчинская)

1-й уровень – диффузно-рассеянный. На этом уровне у
субъекта существует представление о том, что обозначает
понятие, но признаки, отличающие данное понятие от других, он
назвать не может.
2-й уровень – называются признаки, без дифференциации их
на существенные и второстепенные.
3-й уровень – усваиваются существенные признаки, называются вторичные, но все это связано с единичным образом,
который служил опорой при формировании понятия, например:
картинка, иллюстрация. Таким образом, понятие как будто
усвоено, но признаки не обобщаются.
4-й уровень – понятие усвоено полно и точно.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
23

Воображение, виды воображения

Воображение – форма психического отражения,
состоящая в создании образов на основе ранее
сформированных представлений.
Виды воображения:
● По степени субъектности: произвольное и
непроизвольное.
● По отношению к возможному будущему: мечты,
фантазии.
● По степени уникальности: репродуктивное,
творческое.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
24

Основные функции воображения
1. Представление действительности в образах и
составление возможности пользоваться ими, решая
задачи.
2. Регулирование эмоциональных отношений.
3. Формирование внутреннего плана человека.
4. Планирование и программирование деятельности.
5. Произвольная регуляция познавательных процессов
и состояний человека.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
25

Формы синтеза представлений в процессах
воображения
Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности
качеств, свойств, частей предмета.
Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета,
изменение качества его частей.
Заострение – подчеркивание каких-либо признаков.
Схематизация – сглаживание различий предметов и
выявление черт сходства между ними.
Типизация – выделение существенного, повторяющегося в
однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
26

Вопросы для самостоятельной работы

1. Объясните следующий факт: если человек впервые идет по незнакомой
местности, самостоятельно разыскивая дорогу, то он без труда находит ее
вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо
известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в
следующий раз. Почему?
2. Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений?»
3. Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим
понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое
мыслительное действие должен произвести ученик?
4. Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека?
5. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама
съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался
решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение
ребенка.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
27

Литература

1. Выготский Л. С. Психология воображения / Л. С. Выготский. – М., 1992.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М., 1960.
3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская.
– СПб., 1997.
4. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия /Р. Л.
Грегори. – М., 1979.
5. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. – М., 1987.
6. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М.,
1968.
7. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу по общей
психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
28

Литература

8. Лурия А. Р. Внимание. Память. Материалы к курсу по общей психологии
/ А. Р. Лурия. – М., 1975.
9. Петухов В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В.
В. Петухов. – М., 1987.
10. Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. – М., 1964.
11. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д.
Шадрикова. – М., 1990.
12. Психология ощущения и восприятия: хрестоматия: учебное пособие
для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б.
Михалевской. – М., 2002.
13. Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я.
Романова. – М., 2002.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Слайд 1

Лекция 3 Специфика познавательных процессов

Слайд 2

План лекции: Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Память, внимание, мышление, воображение, речь: сущность, классификация и особенности познавательных процессов.

Слайд 3

Список рекомендуемой литературы: Кумкин А. Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000 г.- раздел 1. Кумкин А. Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие. – Севастополь: СНИЯЭи П, 2005 г. Кумкин А. Н, Ерош И. Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭи П, 2000 г. Кумкин А. Н., Косцова М. В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно-методическое пособие. – Севастополь: СНУЯЭи П, 2008. Кумкин А. Н., Косцова М. В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭи П, 2011. – 124 с.: ил. Психологическая характеристика личности студента - метод. пособие. – Севастополь: СНУЯЭи П, 2013.- 72 с. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2016. – С.163 -354.

Слайд 4

Структура психики:

Слайд 5

II сигнальные системы I – образы, чувственные образы II – слова, вербально –символичная реальность

Слайд 6

1. Познавательные психические процессы Ощущение; Мышление; Восприятие; Воображение; Речь Представление; Память; Внимание.

Слайд 7

Ощущение - это отражение конкретных отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Анализатор – материальная основа ощущений.

Слайд 8

«Сенсорные образы» физика физиология психология

Слайд 9

Классификация ощущений: 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение - дистантные и контактные; 2) по месту расположения рецепторов: пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе); интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов); специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.

Слайд 10

Виды ощущений: 3) Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью

Слайд 11

Психофизиологические закономерности: Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией. Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. Адаптация к одним раздражителям происходит быстро, к другим – медленнее.

Слайд 12

Сенсибилизация Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией (от лат. sensibilis – чувствительный). 1) взаимодействием ощущений 2) физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А; 3) ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение раздражителей; 4) упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и мог даже определить, когда и где изготовлен продукт).

Слайд 13

Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других. Это явление называется десенсибилизацией

Слайд 14

Пороги ощущений – качественные показатели чувствительности анализатора Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. Пороги ощущений - качественные показатели чувствительности анализатора Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение - . нижним абсолютным порогом. Верхний абсолютный порог, т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

Слайд 15

Восприятие - это сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

Слайд 16

Четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация, опознание и объективизация

Слайд 17

Классификация основных видов восприятия По модальности: Зрительное; Слуховое; Осязательное; Обонятельное; Вкусовое восприятие; По форме существования материи: Восприятие пространства; Восприятие времени; Восприятие движения.

Слайд 18

Зрительные иллюзии Соотношение фигуры и фона

Слайд 19

Слайд 20

«..ек..и.ест.о»

Слайд 21

«эле...ич...во»

Слайд 22

Свойства восприятия: ОСМЫСЛЕННОСТЬ - человек осознаёт, понимает то, что воспринимается. ПРЕДМЕТНОСТЬ - психические образы человек осознаёт не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. ЦЕЛОСТНОСТЬ - в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости. СТРУКТУРНОСТЬ- человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений, он выделяет в данный момент лишь некоторые из них. КОНСТАНТНОСТЬ - одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных точек зрения, с разного расстояния и т.п.

Слайд 23

Апперцепция - зависимость восприятия от личности воспринимающего субъекта

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Слайд 27

Характеристики представления: Наглядность (чувственно-наглядные образы действительности) Фрагментарность; Неустойчивость и непостоянство. Обобщенные образы. И. П. Павлов: «Представление –является первыми сигналами, на основе которых человек осуществляет свою Со деятельность»

Слайд 28

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Запоминание Сохранение Воспроизведение и узнавание Забывание Амнезия Основные процессы памяти:

Слайд 29

Виды памяти: Краткосрочная (оперативная) Долгосрочная Произвольная (специально заучивается) Непроизвольная: информация заучивается сама собой

Слайд 30

125 000 000 мегабайтов Один нейрон может сохранить 105 битов 18 млн.диском CD-ROM

Слайд 31

Сколько слов Вы можете запомнить? Девять Обмен Камера Кольцо Жажда Штепсель Лампа Яблоко Стол Маятник Армия Банк Огонь Держатель Червяк Часы Лошадь Цвет Ребенок Меч Стол Держать Искать Скала Птица

Слайд 32

Аристотель: принцип ассоциации Аристотель, И. Сеченов, И. Павлов – «ассоциации – временная связь, возникающая в результате Действия или раздражителей» (И. Павлов)

Слайд 33

Экспериментальная кривая забывания, полученная немецким психологом Германом Эббингаузом (1850-1909). Основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием – в этот период теряется наибольший объем материала.

Слайд 34

Б. В. Зейгарник

Слайд 35

Теории памяти: А. Бине и К. Бюлер «Смысловая теория памяти» Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев:

Слайд 36

« Эффект края » - явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце стимульного ряда, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине; Заучивание в целом эффективнее заучивания по частям; Если испытуемый знает, что выученный материал пригодится, запоминается лучше. Трудность заучивания пропорциональна объему или длине стимульного ряда (например, ряду слогов); С увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее. ОСОБЕННОСТИ МНЕМОТЕХНИКИ (ЗАПОМИНАНИЯ):

Слайд 37

Внимание - это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального. Под направленностью понимается селективный, избирательный характер протекания познавательной деятельности. Под сосредоточенностью подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных объектов. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Слайд 38

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - непреднамеренное, пассивное, эмоциональное. Существует связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями человека. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ зависит не от особенностей объекта, а от поставленной личностью цели, задачи. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий.

Слайд 39

Свойства внимания: Сосредоточенность внимания (концентрация) внимания на одних объектах и его отвлечение от других Устойчивость внимания проявляется в способности в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Переключаемость внимания - перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объем внимания –определяется количеством информации, одновременно (одномоментно) сохранять в сфере повышенного внимания человека.

Слайд 40

Таблица Шульте ЭР (Т1 Т2 Т3 Т4 Т5) / 5 ,

Слайд 41

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР Т1 / ЭР Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ Т4 / ЭР Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Слайд 42

Мышление - это наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Важно отметить еще две особенности мышления: Связь с действием. Связь с речью. Человеческое мышление - это речевое мышление.

Слайд 43

Функция мышления - расширение границ познания путём выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

Слайд 44

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ По форме ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ ПО ХАРАКТЕРУ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ НАГЛЯДНО- ДЕЙСТВЕННОЕ Наглядно-образное Абстрактно-логическое Репродуктивное (воспроизводящее) Продуктивное (творческое) Теоретическое Практическое Дискурсивное интуитивное

Слайд 45

Виды мышления Наглядно-действенное мышление: Наглядно-образное мышление оперирование «действиями» Словесно-логическое (абстрактное) мышление оперирование образами Оперирование символами -

Слайд 46

Сравнение Основные мыслительные операции мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного Выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон Анализ Мыслительные операции Обобщение Абстракция Синтез

Слайд 47

Речь и ее функции: Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Слайд 48

Важно отличать язык от речи Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.


Цели :

  • подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение.

Профессия –

  • это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.

Типичные ошибки при выборе профессии

  • 1. незнание мира профессий
  • 2. незнание себя
  • 3.незнание правил выбора профессии

Тема урока: «Психические процессы»

Эта тема рассматривает такие способности человека как:

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Мышление

Ощущение -

это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

  • В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль

Перечислим наиболее важные ощущении которые помогают человеку ориентироваться в мире.

  • Зрительный – цвет, величина, расположение в пространстве;
  • Слуховые - речь, звук;
  • Обонятельный – запахи;
  • Вкусовые – сладкое, горькое, кислое;
  • Кожное – прикосновение, температура, боль;
  • Кинетическое – координация и контроль движения;
  • Вибрационное – колебание упругой среды;
  • Статистическое – положения тела в пространстве.

Восприятие -

это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.


Восприятие:

  • Зрительное;
  • Слуховое;
  • Осязательное;
  • Вкусовое;
  • Обонятельное.

В профессиональной деятельности человека ощущение и восприятие играют немаловажную роль :

  • Так, например, никакой прибор не может распознать вкус и аромат продукта (кофе, чая, духов и др.). Хорошее обонятельное ощущение – профессионально важное качество дегустатора, повара, парфюмера. Для летных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы).

Врожденное свойство человека не различать зеленый и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и мешает в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, шоферам, художникам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и др.

  • Слуховые ощущения являются главными для музыканта, настройщика инструментов, певца, токаря, механика по двигателям.
  • Осязательные ощущения должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников.
  • Двигательные ощущения являются профессионально важными для спортсменов, артистов цирка, каскадеров и др.

Представление -

наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения


Можно выделить следующие виды представлений:

  • Временные;
  • Пространственные;
  • Визуальные;
  • Абстрактно-логические.

Воображение -

психический процесс создания новых образцов на основе материала ощущений и представлений (фантазии).


Память -

  • способность к закреплению, сохранению последующему воспроизведению. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти характерный для него

Виды памяти можно разделить на:

  • произвольная, непроизвольная, оперативная, долговременная, слуховая, тактильная (осязательная), зрительная, эмоциональная, двигательная, словесная, образная.

Внимание

  • направленность и сосредоточение на определенном объекте.

  • Ученики пишут контрольную работу, в классе стоит тишина, вдруг за окном раздается громкий хлопок. Взгляды всех учеников направляются к окну. Это пример непроизвольного внимания.

По степени активности человека в организации внимания различают:

  • - непроизвольное;
  • - произвольное;
  • - послепроизвольное.
  • Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.

Мышление -

процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека

  • Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос возникший в сознании. По характеру решаемых задач выделяют мышление практическое (совершающееся в ходе практической деятельности) и теоретическое (направленное на решение теоретических задач, напрямую не связанных с практикой)

Приведите примеры, что может произойти из-за невнимательности

  • а) на уроке; б) на улице, на дороге; в) на производстве.

Наблюдательность:

  • Я демонстрирую изображение фигур, рассмотрите их внимательно в течение 1-2 секунд, затем я убираю (закрываю слайд) с изображением фигуры, ваша задача записать в тетрадь какие фигуры нарисованы, какие цифры были вписаны в каждую фигуру.

Посмотрите внимательно (1-2 сек)


А теперь пожалуйста, подсчитайте:

  • а) сколько фигур вы правильно запомнили?
  • б) сколько цифр вы правильно восприняли?
  • в) сколько цифр вы правильно вписали в фигуру?

  • Объем вашего внимания - а +б +в =
  • Вывод: Хороший объем вашего внимания равен 8-10.

Рефлексия:

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Что осталось непонятным?
  • Что понравилось?
  • Важно ли эти знания учитывать при выборе профессии?

Познавательные процессы – это
психические процессы, с помощью
которых человек получает знания
об окружающем мире и самом себе.

Ощущение

Ощущение -

элементарный
психический процесс,
состоящий в отражении отдельных
свойств, качеств, сторон предметов и
явлений окружающего мира и внутренних
состояний организма при
непосредственном воздействии
раздражителей на органы чувств.
Мономодальный процесс

Физиологическая основа ощущений

Нервный
процесс, возникающий
при воздействии раздражителя на
анализатор.
Анализатор – анатомофизиологический аппарат для
приема воздействий раздражителей
из внешней и внутренней среды и
переработки их в ощущения.

Возникновение ощущений

Возбуждение
Проводящие
пути
Центр в КГМ
раздражители
раздражение
Орган
ощущений
(рецептор)

Каждый анализатор состоит из трех частей:

Периферический
отдел (рецептор), где происходит
преобразование энергии внешнего воздействия в
нервные сигналы.
Афферентные (центростремительные)
проводящие пути, по которым возбуждение
передается в центральный отдел анализатора, и
эфферентные (центробежные) пути, по которым
передается ответная реакция (обратно к рецепторам).
Центральный
отдел анализатора (корковые
проекционные зоны) –участок коры головного мозга,
где происходит преобразование нервных импульсов,
приходящих из периферических отделов.

Роль органов чувств в возникновении ощущений

1.Информационная перегрузка
2.Сенсорная депривация -частичное или
полное лишение одного или более органов
чувств внешнего воздействия. Самые простые
устройства для депривации, такие как повязка на глаза
или затычки для ушей, уменьшают или убирают
воздействие на зрение и слух, в то время как более
сложные устройства могут «отключать» обоняние,
осязание, вкус, температурные рецепторы
и вестибулярный аппарат.

Свойства ощущений:

Модальность
(качество) –способность отражать
определенные состояния и формы материи (свет,
звук,
теплота),
к
воздействиям
которой
физиологически приспособлен данный анализатор.
Интенсивность–количественная
характеристика ощущения; зависит от силы
раздражителя, функционального состояния
анализатора, времени длительности
раздражителя.

Свойства ощущений:

Пространственная
локализация – пространственная
характеристика
ощущения,
позволяющая
точно
определить,
где
локализован
раздражитель
в
пространстве;
Длительность
– временная характеристика ощущения,
определяющая интервал времени, в течение которого
ощущение возникает, развивается и исчезает. Зависит от
времени действия, силы раздражителя,
функционального состояния анализатора.

Виды ощущений

Аристотель:
Вкусовые;
Зрительные;
Слуховые;
Обонятельные;
Осязательные.

По
характеру отражения
рецепторов выделяют:
и
месту
расположения
Интероцептивные ощущения.
Интерорецепторы расположены во внутренних органах
и тканях тела; объединяют сигналы, поступающие из
внутренней среды организма (самочувствие);
2.Экстероцептивные ощущения. Экстерорецепторы
расположены на поверхности тела, отражают
информацию, поступающую от внешних раздражителей.
Два вида: контактные (осязательные, вкусовые,
кожные, болевые) и дистантные (зрительные, слуховые,
обонятельные).
1.

Классификация ощущений (Ч. Шеррингтон)

3. Проприоцептивные.
Проприорецепторы расположены в
мышцах, сухожилиях, суставных сумках;
улавливают информацию о положении
тела в пространстве, обеспечивают
регуляцию наших движений.

Классификация ощущений Б.Г.Ананьева (по модальности)

1.Зрительные
2.Слуховые
3.Обонятельные
4.Вкусовые
5.Температурные
6.Тактильные (кожно-осязательные)
7.Мышечно-суставные (движения)
8.Болевые
9.Вестибулярные (положение тела в пространстве)
10.Статико-динамические (равновесие и ускорение)
11.Органические

Классификация ощущений Х.Хэда (по генетическому признаку)

Протопатические (более древние и
примитивные, менее
дифференцированные)
Эпикритические (более тонко
дифференцированные, представляют
собой более высокий уровень)

Основные характеристики ощущений

Чувствительность
Пороги
чувствительности
Диапазон
чувствительности

Чувствительность
– способность живых
организмов реагировать на изменения
окружающей и внутренней среды
проявлением
ощущений
(сенсорная
чувствительность).

Пороги чувствительности

Нижний
абсолютный порог чувствительности
– определяется минимальной величиной раздражителя,
при которой возникает едва заметное ощущение;
Верхний
абсолютный порог чувствительности –
определяется максимальной величиной раздражителя,
дальнейшее увеличение которой приводит к изменению
модальности ощущения (возникает болевое ощущение);
Диапазон чувствительности –интервал между верхним
и нижним порогами чувствительности

Органы
чувств
Величина абсолютного нижнего порога чувствительности
Зрение
Способность воспринимать ясной темной ночью пламя
свечи на расстоянии до 48 м от глаза
Слух
Различение тикания ручных часов в полной тишине на
расстоянии до 6 м
Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в
растворе, содержащем 8 л воды
Вкус
Запах
Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в
помещении, состоящем из 6 комнат
Осязание
Ощущение движения воздуха, производимого падением
крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см

1.Сенсорная адаптация
Повышение или понижение
чувствительности анализаторов в
результате непрерывного или
длительного воздействия раздражителей.

Формы приспособления к внешней среде

2. Сенсибилизация – повышение
чувствительности под влиянием
различных факторов.
3.Десенсибилизация – повышение
чувствительности одних анализаторов
при понижении чувствительности других

Нарушения ощущений

Анестезия- утрата способности различать
различные виды раздражений (например, при
истерии)
Гипостезия- снижение способности различать
различные виды раздражений (при
шизофрении, при психопатии)
Гиперстезия – повышение способности
различать различные виды раздражений (при
астеническом синдроме: зрительная слуховая)

ВОСПРИЯТИЕ

Перцептивный процесс

Восприятие – это результат деятельности системы
анализаторов. Возникает на основе ощущений.
В ходе восприятия происходит упорядочение и
объединение ощущений в целостные образы вещей и
событий

Свойства восприятия:

Предметность
– способность отражать объекты и
явления реального мира не в виде не связанных
друг с другом ощущений, а в форме отдельных
предметов,
обладающих
определенными
свойствами;
Целостность – восприятие есть всегда целостный
образ предмета, в котором отдельные части
объединены в единое целое;
Избирательность

преимущественное
выделение одних объектов перед другими в
процессе восприятия;

Константность – восприятие окружающих
предметов как относительно постоянных по
форме, цвету и величине вне зависимости от
меняющихся внешних условий.
Осмысленность
- указывает на связь
восприятия с мышлением, с пониманием
сущности предметов,их характеристик и
функций.
Структурность – способность воспроизводить
определенную структуру пространства
Апперцепция зависимость восприятия от
содержания психической жизни человека, от
особенностей его личности, его опыта, знаний,
интересов и установок.

Восприятие пространства

1.Восприятие объемности и удаленности
предметов.
2. Восприятие величины и формы.
Возможно благодаря:
а. совокупному действию различных
анализаторов
б. рефлекторной деятельности головного мозга
в. бинокулярному зрению

Восприятие движения

При восприятии движения важную роль
играет выделение фигуры из фона.
Воспринимается движение того объекта,
который является для человека фигурой,
а то, что воспринимается как фон,
остается неподвижным.

Восприятие времени

На субъективную оценку временных
интервалов влияют:
1.Окружающая среда
2.Задача,стоящая перед субъектом
3.Возраст
4.Мотивация

Иллюзии восприятия

Иллюзии восприятия

это
ложное
или
искаженное
восприятие
окружающей
действительности, которое заставляет
воспринимающего
испытывать
чувственные
впечатления,
не
соответствующие действительности, и
склоняет его к ошибочным суждениям
об объекте восприятия.

Причины возникновения иллюзий

ложные
суждения человека об окружающем
мире;
оптическое несовершенство нашего глаза;
эмоциональное состояние
затрудненные условия восприятия (не то слово
послышалось)
сам объект восприятия дает предпосылки для
появления иллюзий.

Классический пример соотношения фигуры и фона Можно увидеть как вазу, так и два лица

Иллюзии восприятия размера

Явление иррадиации.
Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?
Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном
фоне кажутся увеличенными, и как бы захватывают часть темного
фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне,
как бы раздвигаются границы этой поверхности, которая кажется
больше своих истинных геометрических размеров.

Иллюзия Эббингауза (1902)

Иллюзия Болдуина Какая линия больше А или Б?

Они одинаковые

Иллюзия Мюллера-Лайера (Franz Muller-Lyer, 1889) (перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части)

Иллюзия цветовосприятия

Иллюзия перспективы Какой из параллелепипедов больше?

Иллюзия перспективы

Иллюзия перспективы

ВНИМАНИЕ

«сквозной» процесс

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности

Функции внимания

Организация
познавательной
деятельности;
Ориентация в окружающем мире
(адаптация);
Компонент волевой деятельности.

Свойства внимания

Устойчивость
Концентрация
Распределение
Переключаемость
Объем

Свойства внимания

1. Устойчивость – длительность сосредоточения
на объекте или явлении или удержание требуемой
интенсивности внимания в течение длительного
времени
Устойчивость внимания определяется:

особенностями организма;
2) психическим состоянием;
3) мотивацией;

осуществлении деятельности

Способы повышения устойчивости внимания

1. Активное взаимодействие с предметом
2.Раскрытие в предмете новых сторон и
связей
3.Создание эмоциональной значимости
события или ситуации

Свойства внимания

2.Концентрация
внимания –степень
сосредоточения внимания на одном объекте, при
игнорировании других при наличии помех.
Концентрация внимания определяется:
1) индивидуальными физиологическими
особенностями организма;
2) психическим состоянием;
3) мотивацией;
4) внешними обстоятельствами при
осуществлении деятельности

Свойства внимания

3. Распределение внимания – возможность
одновременного выполнения человеком двух или
более видов деятельности.
Зависит:
от
психологического и физиологического состояния
человека (при утомлении область распределения
внимания резко сужается);
от того, насколько связаны между собой объекты
от того насколько автоматизированы, привычны
действия
от степени сложности действий

Свойства внимания

4. Переключаемость внимания – способность
быстро выключаться из одних видов
деятельности и включаться в новые,
соответствующие изменившимся условиям.
Может быть:
Полной и неполной
Между различными видами деятельности и
внутри одной
Зависит
от
интереса
к
последующей
деятельности и особенностей темперамента

Свойства внимания

5. Объем внимания – количество
объектов или элементов, которые могут
быть одновременно восприняты с
одинаковой степенью ясности и
отчетливости в один момент.
Формула объема внимания: 7 ± 2

Виды внимания

1. В зависимости от степени
активности личности:
Непроизвольное
(непреднамеренное)
Произвольное (преднамеренное)
Постпроизвольное
(послепроизвольное)

Признаки раздражителя, вызывающего непроизвольное внимание

Интенсивность
Новизна
Необычность
Динамичность
объектов

Произвольное внимание

активное, целенаправленное сосредоточение
сознания, поддержание уровня которого связано
с
определенными
волевыми
усилиями,
необходимыми для борьбы с внешними
воздействиями
Целенаправленность
Организованность
Повышенная устойчивость

Постпроизвольное внимание

Вид внимания, которое сохраняется после
прекращения действия раздражителя.

Виды внимания

2. В зависимости от количества
участников:
Индивидуальное
Коллективное
Групповое

Виды внимания

В зависимости от объектов, на которое
оно направлено:
Внешнее
Внутреннее