Признаки правильного мышления законы логики. Глава IV законы (принципы) правильного мышления. Основные законы мышления


В ходе рассуждений и споров внутреннюю взаимосвязь мыслей выражают именно законы мышления. Они берут активное участие в процессах логического мышления. Современная логика различает огромнейшее количество законов мышления. Тем не менее, базовых, которые представляют собой фундамент построения мыслительного процесса, существует всего четыре:

  • тождество;
  • противоречие;
  • исключение третьего;
  • достаточное основание.

Чтобы понять суть таких законов необходимо остановиться на каждом более детально.

Когда человек мыслит, опираясь на представленные выше законы, говорят, что он мыслит логически или, иными словами, правильно.

Из сказанного следует сделать вывод, что человеческое мышление является не только обоснованным и последовательным, но может быть логическим, определенным и непротиворечивым. После всего сказанного пришло время рассмотреть каждый закон мышления более подробно.

http://youtu.be/fjuil8wgrzk

Закон первый – тождество

Он объясняет основное мыслительное свойство – определенность. Этим законом утверждается, что в процессе рассуждения любая мысль просто обязана быть тождественна сама себе. Иными словами, в самой мысли заложено исключительно одно и только свое значение на протяжении всего разговора.

Теперь можно вывести главное правило, касающееся закона тождества, которое будет звучать следующим образом: мысли различного содержания не могут приниматься за тождественные. В итоге объяснение правила будет означать, что фраза должна формулироваться таким образом, чтобы употребляемые мысли не использовались в рассуждении во всей своей многогранности.

Если указанное выше правило будет нарушено, тогда нарушиться и сам закон в целом, и тогда само рассуждение будет подразумевать в себе логическую ошибку, которая называется «подмена понятий». Суть имеющей место ошибки будет состоять в том, что одно понятие будет заменено его иным смыслом.

Как правило, «подмена понятия» происходит из-за многозначности языка и имеет неосознанную природу возникновения.

Тем не менее, данная многозначность возможна исключительно в художественной литературе, где она просто необходима и присутствует в виде авторского приема.

Вкратце мы рассмотрели одну причину нарушения закона тождества, тем не менее, всего их существует четыре, а именно:

Закон второй – противоречие

В данном случае закон требует использования в процессе размышления определенной последовательности и непротиворечивости. Речь идет о том, что если в разговоре вы опираетесь на какие-либо мысли, как истинные, то в дальнейших своих рассуждениях уже не можете употребить иные, противоречащие первоначальным фразам.

Чтобы толкование закона было более понятным, нужно сказать, что два отрицательных суждения не могут быть истинными одновременно.

Данный закон будет действителен только тогда, когда в суждениях говорящего будет идти речь исключительно об одном предмете, рассматриваемом в одно время. В противном случае закон применить не удастся.

Закон третий – исключение третьего

Суть закона заключается в том, что среди двух высказываний, которые противоречат друг другу заведомо, лишь одно может быть истинным. Не все законы мышления можно понять, исходя из их научного толкования, поэтому народ придумал свое и намного лаконичнее «третьего не дано» .

Впрочем, парадокс состоит в том, что одновременно, употребляемые суждения не могут претендовать ни на истинное значение, ни на ложное.

Данный закон, как и второй, показывает последовательность, логичность и непротиворечивость рассуждений. Тем не менее, он подразумевает только однозначные вопросы и требует понятных и четких ответов на них в виде слов «Да» или «Нет».

Закон «Исключение третьего» гласит: если одна противоречащая мысль является ложной, тогда вторая должна быть обязательно истинной.

В данном случае утверждение необходимо понимать следующим образом. Если сказать, что Зюганов отдал свой голос за Путина, то мысль будет ложной. Противоречащей ей окажется иная: Зюганов не голосовал за Путина. Это и будет истиной.

Данный закон будет работать только тогда, когда выполняется закон тождества, то есть в случае присутствия в утверждениях однозначного смысла.

В качестве примера можно предложить кусочек диалога:
— Он успел сесть на поезд?
— Он не успел сесть на поезд.
В данном случае речь идет о разных людях, поездах, времени? Не известно, однако, мысли сами себе не противоречат и не отрицают друг друга. Они вполне совместимы несмотря на то, что ситуация непонятна, и уже сама по себе абсурдна. Разговор присутствует, но он ни о чем.

Закон четвертый – достаточное основание

Не все законы мышления требуют обоснованности и доказательства мысли, которая выражается. Собственно для четвертого – это условие необходимо. Суть закона состоит в том, что любое, но исключительно истинное высказывание должно в обязательном случае быть подтверждено иными высказываниями.

В данном случае мысли такого рода носят название «логическое основание» , а истинность их была доказана ранее.

Любые высказывания, которые могут доказываться с помощью представленного основания, будут называться логическим следствием.

Тем не менее, необходимо уметь различать не только логическую связь, но также и причинно-следственную.

В первом варианте подразумевается выражение отношений существующих между предметами мира материального. Во втором варианте – связь, присутствующая между высказываниями, уже обосновывается.

Закон достаточного основания играет архиважную роль не только в теории, но также и на практике. Применяя последний закон, становится возможным отделение истины от лжи. Иными словами, он помогает прийти человеку к правильным решениям и выводам. В частности, его неоценимая польза находит свое применение в юридической области.

В данном законе имеют место 4 правила:

  • Аргументы всегда должны быть только достоверными (доказанными).
  • Аргументы всегда должны быть только достаточными (вескими).
  • Аргументы должны доказываться исключительно без тезиса.
  • Аргументы, тезисы, посылки должны всегда между собой связываться логически.

При несоблюдении 4 пункта возникает в рассуждении логическая ошибка, которую можно показать на следующем примере:
– Аналитическим центром России было опрошено 1 000 респондентов.
– В итоге рейтинг Ельцина составил 60%.

Ошибка заключается в том, что опросили всего 1 000 человек, а разговор завели о всей стране.

Из сказанного можно сделать простой вывод: умение мыслить доброжелательно состоит из:

  • умения найти истину;
  • условия объединения людей;
  • возможности победить ложь.

Закон достаточного основания работает исключительно в случае выполнения закона тождества, но при условии присутствия в утверждениях однозначного смысла.

Подводя итоги

Итак, законы мышления представляют собой свод правил, которые основываются на правильных построениях мыслей. Основы такого рода формальных правил находят свое отражение в самых разнообразных, проводимых человеком, логических операциях, а также и доказательствах.

Из сказанного выходит утверждение, что соответствие высказываемых мыслей всем предъявленным требованиям логических законов ограждает человеческое мышление от возможных ошибок, а также обеспечивает гарантию достижения истины.

Закон тождества

Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления – его определенность – выражает закон тождества:

Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а = а, где под а понимается любая мысль).

Закон тождества может быть выражен формулой р?р (если р, то р), где р – любое высказывание, ? – знак импликации.

Из закона тождества следует: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные. Нарушение этого требования в процессе рассуждения нередко бывает связано с различным выражением одной и той же мысли в языке.

Например, два суждения: «Н совершил кражу» и «Н тайно похитил чужое имущество» – выражают одну и ту же мысль (если, разумеется, речь идет об одном и том же лице). Предикаты этих суждений – равнозначные понятия: кража и есть тайное хищение чужого имущества. Поэтому было бы ошибочным рассматривать эти мысли как нетождественные.

С другой стороны, употребление многозначных слов может привести к ошибочному отождествлению различных мыслей. Например, в уголовном праве словом «штраф» обозначают меру наказания, предусмотренную Уголовным кодексом, в гражданском праве этим словом обозначают меру административного воздействия. Очевидно, употреблять подобное слово в одном значении не следует.

Отождествление различных мыслей нередко связано с различиями в профессии, образовании и т. д. Так бывает в следственной практике, когда обвиняемый или свидетель, не зная точного смысла некоторых понятий, понимает их иначе, чем следователь. Это нередко приводит к путанице, неясности, затрудняет выяснение существа дела.

Отождествление различных понятий представляет собой логическую ошибку – подмену понятия, которая может быть как неосознанной, так и преднамеренной.

Соблюдение требований закона тождества имеет важное значение в работе юриста, требующей употребления понятий в их точном значении.

При разбирательстве любого дела важно выяснить точный смысл понятий, которыми пользуются обвиняемый или свидетели, и употреблять эти понятия в строго определенном смысле. В противном случае предмет мысли будет упущен, и вместо выяснения дела произойдет его запутывание.

Таким образом, закон тождества представляет закон человеческого мышления, гласящий, что в процессе рассуждения значение понятий и рассуждений изменять запрещается. Они должны оставаться тождественными сами себе, иначе свойства одного объекта незаметно окажутся приписанными совершенно другому объекту.

Данное требование является справедливым не только в русле логики, но и в других науках, поэтому данный закон носит всеобщий характер.

Из книги Этика свободы автора Ротбард Мюррей Ньютон

Из книги Логика автора Шадрин Д А

34. Закон тождества. Закон непротиворечия Закон тождества (a є a). Чтобы дать его характеристику, прежде необходимо понять, что же такое тождество вообще. В наиболее общем смысле под тождеством понимают равнозначность, одинаковость.Закон тождества означает, что в процессе

Из книги Феноменология духа автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

1. Закон сердца и закон действительности Этому сердцу противостоит некоторая действительность, ибо в сердце закон есть прежде всего лишь для себя, еще не претворенный в действительность, и, следовательно, он в то же время есть нечто иное, нежели понятие. Это «иное»

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей Тождество - это равенство объекта, одинаковость объекта с самим собой или равенство нескольких объектов. Про А и Б говорят, что они являются тождественными,

Из книги Об истине, жизни и поведении автора Толстой Лев Николаевич

Закон насилия и закон любви Христианину нельзя насильничать. Сказано так: «Если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Смысл этих слов тот, что если тебя ударили, то лучше, чем отдать удар за удар, подставь щеку. Таков закон Бога для христианина. Кто бы

Из книги Дух позитивной философии автора Конт Огюст

Закон Бога и закон мира сего

Из книги Учебник логики автора Челпанов Георгий Иванович

Глава первая Закон интеллектуальной эволюции человечества или закон трех стадий 2. Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые должны неизбежно пройти, последовательно три различные теоретические стадии, которые смогут быть

Из книги Семь духовных законов успеха автора Чопра Дипак

Закон тождества Закон звучит так: «В процессе суждения следует рассуждать об одном и том же предмете». Или, проще говоря, «Понятия на переправе не меняют».Как можно нарушить этот закон? Например, вот так. Во времена СССР не было очередей: у меня во дворе был гастроном, и я

Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

Первый духовный закон успеха – это Закон Чистой Потенциальности Этот закон основан на том, что мы, по самой своей сущности, есть чистое сознание. Чистое сознание – это чистая потенциальность, это поле всех возможностей и бесконечных творческих способностей. Чистое

Из книги Философия как духовное делание (сборник) автора Ильин Иван Александрович

Из книги Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов. автора Рузавин Георгий Иванович

§ 2. Закон тождества Сущность закона: каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о предмете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода.Записывается закон так:а есть а или а = а (для суждений)А

Из книги Логика в вопросах и ответах автора Лучков Николай Андреевич

[Лекция 5], часы 9, 10 Понятие. Закон тождества Понятие и суждение1) Я пытался [прошлый раз] вскрыть систематически основные свойства всякого смысла как такового.Смысл всякий и всегда: сверхвременен; сверхпространственен; сверхпсихичен; идеален; объективен; тождественен;

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

6.1. Закон тождества Нормативное требование этого закона обеспечивает определенность мышления. Закон гласит: Во всяком рассуждении необходимо, чтобы любое понятие и суждение оставались теми же самыми по своему содержанию или смыслу, т.е. тождественными самим себе. Хотя в

Из книги Логика. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Закон тождества Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления – его определенность – выражает закон тождества:Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а

Из книги автора

1. Закон тождества Объективный характер и сущность закона тождества. С действием этого закона связано такое коренное свойство правильного мышления, как его определенность.Что же послужило объективным основанием для возникновения и действия этого закона в мышлении? Как

Из книги автора

4.1. Что такое закон тождества? Как мы помним, логика – это наука о формах и законах правильного мышления. В предыдущих главах книги говорилось о формах мышления: понятии, суждении и умозаключении. После знакомства с ними перейдем к рассмотрению законов логики и их

Сущность закона: каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о пред мете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода. Записывается закон так:

а есть а или а = а (для суждений)

А есть А или А = А (для понятий)

Таким образом, закон тождества требует, чтобы в процессе определенного рассуждения всякая мысль была тождественной самой себе, а разные мысли никогда не отождествлялись

Вспомним, что тождество есть примерное равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. Например, все жидкости теплопроводны, упруги. В объективной реальности абсолютного тождества нет, оно существует в соотношении с различием. Однако при известных условиях (в определенных рамках) мы можем отвлечься от существующих различий и фиксировать свое внимание только на тождестве предметов или их свойств

Стало быть, все, что может быть предметом нашей мысли, обладает свойством определенности. Всякая, даже внутренне противоречивая вещь, пока она существует как данная вещь, обладает относительной устойчивостью, определенным качеством, в котором она тождественна сама себе, пока не перейдет в новое качество

Определенность предметного мира нашла свое отражение в одной из характерных черт правильного мышления - в свойстве человеческой мысли вычленять вещи из окружающего мира и рассматривать их раздельно, аналитически, с учетом выявления и обобщения их существенных признаков. Без этой способности человека было бы невозможно само наше мышление в форме понятий. Понятия, как известно, представляют обобщенное отражение вещей, в них фиксируется общее, устойчивое. Эта специфика понятий раскрывает реальное содержание закона тождества. До тех пор, пока вещь существует в своем качестве, мы должны и понятие о ней брать однозначно, в определенном смысле. Предметный мир не остается постоянным, вещи изменяются, но, изменяясь в некоторых свойствах и отношениях, они все же остаются в пределах своей меры, а следовательно, и понятия о них продолжают сохранять свою устойчивость и однозначность

В повседневной практике окружающие нас предметы каждый раз рассматриваются обычно с одной какой-либо стороны, в определенном отношении. Например, мы говорим о конкретном лице, о данном веществе или естественном процессе, невзирая на изменение их состояний и свойств; об исторически определенном периоде в развитии общества, несмотря на смену поколений и вечную текучесть материальных и духовных условий жизни. При этом возможно отождествление различных мыслей

В мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила (принципа). Он означает, что в ходе рассуждений нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Нельзя также тождественные мысли выдавать за противоположные, а противоположные за тождественные

Закон тождества предъявляет к мыслительному процессу человека следующие требования

Во-первых, в процессе рассуждения мысль должна быть тождественна самой себе (т.е. тождество предмета мысли). Отсюда следует, что двусмысленность предмета в ходе логических рассуждений недоступна. Вот почему весьма важно, чтобы в дискуссии, научной полемике понятия употреблялись в одном и том же смысле. В мышлении нарушение закона тождества проявляется тогда, когда человек дискутирует не по обсуждаемой теме, а произвольно подменяет один предмет обсуждения другим, употребляет понятия не в том смысле, в каком это принято. Нередко, например, в повседневной жизни материалистом считают человека прагматичного, тяготеющего к наживе, к личному обогащению, а идеалистом - человека, верящего в идеалы, живущего во имя высокой цели и т.д. Между тем, как известно, в философии материалистом принято считать тех людей, кто первичным считает материю, а вторичным сознание. Таким образом, мышление будет логичным и истинным при таком условии, когда в ходе рассуждения каждое понятие будет мыслиться в строго определенном значении

Зачастую в процессе дискуссий, обсуждений проблемы спор по существу подменяют споры о словах. Нередко люди говорят о различных вещах, полагая, что они имеют в виду один и тот же предмет или событие. Логическая ошибка нередко совершается при употреблении людьми омонимов, т.е. слов, имеющих двойное значение ("содержание", "пол", "следствие" и т.п.). Например: "студенты прослушали разъяснение преподавателя"; "Из-за рассеянности шашист не раз терял очки на спартакиаде"

Логические ошибки подобного рода, нередко встречающиеся при нарушении данного закона, принято называть подменой или смешением понятий. Подобные ошибки генетически имеют субъективные корни. Подмена понятий происходит часто из-за неточного знания или просто незнания содержания употребляемых понятий, кроме того, человеку нередко представляется, что между употребляемыми понятиями нет никакого различия, а в действительности они содержат различную смысловую нагрузку и не могут быть тождественны смыслу предлагаемого рассуждения

Во-вторых, в процессе рассуждения о каком-либо предмете, нельзя подменять этот предмет другим. Обратимся к примеру. Так, если мы обсуждаем вопрос о совершении уголовного преступления (допустим хищения) гражданином С., то мы должны глубоко и обстоятельно обсуждать именно это дело, именно деяние гражданина С., а не других соучастников (хищения). В ином же случае вряд ли можно дать объективную оценку именно данному деянию и определить квалифицированно действительную вину гражданина С

Необходимо отметить, что при нарушении закона тождества возникает нередко и другая ошибка, которую в логике принято характеризовать подменой тезиса. В процессе доказательства или опровержения выдвинутый тезис часто сознательно или несознательно подменяется другим. В научных спорах и творческих дискуссиях это проявляется в приписывании оппоненту того, чего он в действительности не говорил. Такие приемы ведения дискуссий недопустимы как с научной, так и с этической стороны

Вместе с тем следует подчеркнуть один важный аспект. Он связан с тем, что закон тождества позволяет в ходе рассуждения осуществлять не подмену, а замену предмета мысли. Это означает переход от обсуждения одной проблемы к другой. При этом переход к другому вопросу не должен подменять содержание предыдущего. Это положение имеет важное значение для практической деятельности людей, в том числе в сфере экономической и юридической

Закон тождества вовсе не требует, чтобы мир предметов и явлений оставался застывшим, неизменным. Он не может этого требовать в силу того, что по своей природе законы логики правомерны только в сфере мышления. Всякая же попытка распространить требования данного закона (как и других) формальной логики на внешний мир является искажением ее задач и законов мышления

Таким образом, в мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила. Реализуясь в нормах и принципах мыслительной деятельности, данный закон требует исключения в ходе рассуждений произвольного изменения предмета мысли, подмены мысли о предмете

Мышление как отражение объективного мира в сознании человека протекает не хаотично, не стихийно, а закономерно. Это означает, что мысли находятся в объективной закономерной взаимосвязи. Поэтому рассмотрение формально-логического закона следует начинать с определения понятия «закон» . Закон есть существенное, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их структуру, функционирование или развитие.

На основе этой общей дефиниции определим категорию «закон мышления», а затем «формально-логические законы».

Закон мышления- это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями.

Формально-логическими называются законы, структурно-смысловой связи элементов мысли между собой, придающие ей определенную форму, посредством которой выражается содержание мысли.

Наиболее простые связи между мыслями выражаются в основных логических законах: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти зако­ны называются основными, потому что выражают важные свойства правильного мышления: определенность, непроти­воречивость, последовательность и обоснованность.

Три первых закона были сформулированы Аристотелем, а закон достаточного основания – Г.В. Лейбницем в XVII-XVIII вв.

1. Закон тождества : В процессе определенного рассуждения одна и та же мысль должна быть тождественна самой себе. В логике высказываний этот закон записывается формулой: А É А (читается «если А, то А»). Тождество есть равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. Закон тождества предписывает, если вы начали рассуждать об определенной вещи (скажем, о логике или о тиграх), то на протяжении всего рассуждения вы должны вести речь именно о них, а не о литературе или поросятах. Или, если вы приняли мысль «Вчера шел дождь» за истину, то на протяжении всего разговора это суждение должно выступать у вас как истинное, а не ложное или вообще превратиться другое суждение, например, «Вчера шел снег». Другими словами, этот закон требует устойчивости, определенности мысли в рассуждении . Еще Аристотель писал, что невозможно ничего мыслить, “если не мыслишь (каждый раз) что-нибудь одно”. Нельзя в процессе рассуждения подменять одну мысль другой; нельзя выдавать различные мысли за тождественные, а тождественные - за различные.



В практике рассуждения требование закона зачастую нарушается. Этому, в частности, способствует многозначность слов естественного языка. Практически все слова многозначны., и это используется в различных жизненных ситуациях и в литературе. Слово приобретает точное значение в определенном контексте. Например, слово «хороший» в различных контекстах приобретает различное значение: в выражении «Павел Буре - хороший хоккеист» оно обозначает позитивное качество, а в выражении «Ну ты хорош гусь!» - негативное качество.

Правильное рассуждение подразумевает одинаковое использование слов, а в реальных рассуждениях часто имеет место незаметная подмена мысли, как в следующем примере:

Студенты разошлись в разные стороны.

Петров студент.

Следовательно, Петров разошелся в разные стороны.

В различных науках и специальных дисциплинах для того, чтобы добиться реализации требования тождества мысли, используется специальная терминология. Специальные термины вводятся через определения, в которых фиксируется смысл и значение термина и поэтому исключается неопределенное его понимание.

1) Закон непротиворечия. Закон непротиворечия утверждает, что высказывание и его отрицание вместе не являются истинными в одном и том же рассуждении. Записывается так:

ù (А Ù ù А) (читается как «неверно, что А и не-А).

Например, не могут быть одновременно истинными высказывания: «Этот шар – белый» и «Этот шар – не белый»; «Н. был на месте совершения преступления» и «Н. не был на месте совершения преступления»; “Кит млекопитающее» и «Кит не млекопитающее».

Закон говорит о противоречащих высказываниях, т.е. о высказываниях, одно из которых отрицает другое, и требует, чтобы рассуждения не содержали противоречия, чтобы одновременно не принимались за истину утверждение и отрицание одной и той же мысли.

Очевидно, что если два противоречащих высказывания не могут быть вместе истинными, то одно из них является ложным. Иногда, подчеркивая это обстоятельство, закон непротиворечия формулируют так: в одном и том же рассуждении из двух противоречащих друг другу высказы­ваний одно является ложным.

Как было сказано выше, закон непротиворечия действует относительно двух мыслей (высказываний), одна из которых является отрицанием другой. Чтобы проверить, подпадают ли два высказывания под действие закона непротиворечия следует установить, отвечают ли они указанным условиям?

3. Закон исключенного третьего . Закон исключенного третьего также имеет силу для противоречащих высказываний. В отличие от закона непротиворечия, в котором устанавливается, что одно из противоречащих высказываний будет ложным, в законе исключенного третьего определяется, что одно из этих высказываний является истинным. Закон исключенного третьего утверждает, что в одном и том же рассуждении истинно или само высказывание или его отрицание.

Символически закон исключенного третьего представляется формулой: «АÚù А»,

где Ú - знак дизъюнкции, выражаемой в русском языке союзом “или” (читается: А или не-А).

Само название закона выражает его смысл: истинно некоторое высказывание или отрицание этого высказывания, а “третьего не дано”. Действительно, если каждое высказывание может иметь два значения - истина или ложь, то утверждение и отрицание любого высказывания исчерпывают весь набор его значений. Так, если имеются два, противоречащих высказывания: “Все студенты 1-го курса знают логику”; “Неверно, что все студенты 1-го курса знают логику” - одно из двух обязательно будет истинным.

Подчеркнем значение закона для практики рассуждения. Закон предписывает: или высказывание, или его отрицание должно быть истинным. Нельзя одновременно отвергать высказывание и его отрицание, из двух взаимоисключающих положений нужно выбрать одно.

4. Закон достаточного основания. Сущность закона: всякая мысль может быть признана истиной, только тогда, когда она имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснованна.

Записывается законом достаточного основания так:

В есть потому, что есть А.

Здесь А - логическое основание, т.е. мысль, из которой вытекает другая мысль;

В – логическое следствие, т.е. мысль, которая вытекает из предыдущей мысли.

Закон достаточного основания является отражением всеобщей взаимосвязи, существующей между предметами, явлениями в окружающем мире. Таким образом, достаточное основание- это любая мысль, уже проверенная и признанная истиной, из которой с необходимостью вытекает истинность другой мысли.

Вопросы самоконтроля

ВВЕДЕНИЕ

К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, - горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности.
Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.

Существует мнение, что человек может правильно мыслить и не зная точных правил и законов логики, пользуясь ими лишь на интуитивном уровне.
Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными способами (методами). Систематическое изучение науки логики – один из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления.

Специфическим приемом развития мышления является решение логических задач.

1.Понятие логического закона.

Закон мышления - это необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями. Наиболее простые и необходимые связи между мыслями выражаются формально-логическими законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. Эти законы в логике играют особо важную роль, являются наиболее общими, лежат в основе различных логических операций с понятиями, суждениями и используются в ходе умозаключений и доказательств. Первые три закона были выявлены и сформулированы Аристотелем. Закон достаточного основания сформулирован
Лейбницем. Законы логики являются отражением в сознании человека определенных отношений между предметами объективного мира.

Формально-логические законы не могут быть отменены или заменены другими. Они имеют обще человеческий характер: они едины для всех люде различных рас, наций, классов, профессий. Эти законы сложились в результате много вековой практики человеческого познания при отражении таких обычных свойств вещей, как их устойчивость, определенность, несовместимость в одном и том же предмете одновременного наличия и отсутствия одних и тех же признаков. Законы логики – это законы правильного мышления, а не законы самих вещей или явлений мира.

Кроме этих четырех формально-логических законов, отражающих важные свойства правильного мышления, - определенность, непротиворечивость, четкость мышления выбор «или – или» в определенных «жестких» ситуациях, - существует много других формально-логических законов, которым должно подчиняться правильное мышление в процессе оперирования правильными отдельными формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями).

Законы логики функционируют в мышлении в качестве принципов правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений и теорий и опровержения не правильных теорий.

В математической логики несколько иной подход. Там законы, выраженные в виде формул, вступают как тождественно-истинные высказывания. Это означает, что формулы, в которых выражены логические законы, истинны при любых значениях их переменных. Среди тождественно-истинных формул особо выделяются такие, которые содержат одну переменную.

2.Закон тождества

Этот закон формулируется так: «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны сами себе».

В математической логики законы тождества выражаются такими формулами: а=а (в логике высказанной) и

А=А (в логике классов, в которой классы отождествляются с объектами понятий).

Тождество есть равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. В мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила
(принципа). Он означает, что нельзя в процессе рассуждения подменять одну мысль другой, одно понятие – другим. Нельзя тождественные мысли выдавать за различные, а различные – за тождественные.

Нарушение закона тождества приводит к двусмысленностям, что можно видеть, например, в следующих рассуждениях: « Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории» (Н.В. Гоголь). «стремись уплатить свой долг, и ты достигнешь двоякой цели, ибо тем самым его исполнишь» (Козьма Прутков).
Игра слов в этих примерах построена на употреблении омонимов.

В мышлении нарушение закона тождества проявляется тогда, когда человек выступает не по обсуждаемой теме, произвольно подменяет один предмет обсуждения другим, употребляет термины и понятия в другом смысле, чем принято, не предупреждая об этом. Например, идеалистом иногда считают человека, верящего в идеалы, живущего ради высокой цели, а материалистом – человека меркантильного, стремящегося к наживе, к личному обогащению и т.д.

Из-за нарушения закона тождества возникает и другая ошибка, называемая подменой тезиса. В ходе доказательства или опровержения выдвинутый тезис часто умышленно или неосознанно подменяется другим. В научных дискуссиях это проявляется в приписывании оппоненту того, чего он не говорил. Такие примеры ведения дискуссий недопустимы.

Отождествление широко используется в следственной практик, например, при опознании предметов, людей, отождествлений почерков, документов, подписей на документе, отождествление отпечатков пальцев.

3.Законы не противоречия

Если предмет А обладает определенным свойством, то в суждениях об А люди должны утверждать это свойство, а не отрицать его. Если же человек, утверждая что-либо, отрицает то же самое или утверждает что-то несовместимое с первым, налицо логическое противоречие. Формально- логические противоречия – это противоречия путаного, неправильного рассуждения. Такие противоречия затрудняют познание мира.

Древнегреческий философ и ученый Аристотель считал «…Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении». Эта формулировка указывает на необходимость для человека не допускать в своем мышлении и речи формально-противоречивые высказывания, в противном случае его мышление будет неисправимым.

Мысль противоречива, если мы об одном и том же предмете в одно и то же время и в одном и том же отношении нечто утверждаем и то же самое отрицаем.
Например: «Кама – приток Волги» и «Кама не является притоком Волги». Или:
«Лев Толстой – автор романа «Воскресенье» и «Лев Толстой не является автором романа «Воскресенье№».

Противоречия не будет, если мы говорим о разных предметах или об одном и том же предмете, взятом в разное время или в разном отношении.
Противоречия не будет, если мы скажем: «Осенью дождь полезен для грибов» и
«Осенью дождь не полезен для уборки урожая». Суждения «Этот букет роз свежий» и «Этот букет роз не является свежим» также не противоречат друг другу, ибо предметы мысли в этих суждениях берутся в разных отношениях или в разное время.

Чаще всего встречаются определение формально-логического противоречия как конъюнкции суждения и его отрицания (а и не-а). Но логическое противоречие может быть выражено и без отрицания: оно имеет место между несовместимыми утвердительными суждениями1. Закон непротиворечия не действует в логике «размытых» множеств, ибо в ней к «размытым» множествам и
«размытым» алгоритмам можно одновременно применять утверждение и отрицание
(например: «Этот мужчина пожилой» и «Этот мужчина еще не является пожилым», ибо понятие «пожилой мужчина» является «нечетким» понятием, не имеющем четко очерченного объема).

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что формально-логическое противоречие возникает тогда, когда пытаются считать истинными два или несколько утвердительных суждений, не совместимых между собой. Не менее распространенной в мышлении является форма логического противоречия, когда одновременно утверждается и отрицается одно и то же суждение, то есть допускается конъюнкция а и не-а. Таким образом, в традиционной формальной логике противоречием считается утверждение двух противоположных (как контрактных, так и контрадикаторных) суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. В исчислении высказываний классической двузначной логики закон непротиворечия записывается следующей формулой:

Закон непротиворечия читается так: «Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении».

И так, первичным выступает диалектическое противоречие, объективно возникающее в процессе познания, и именно оно служит движущей силой познания, а вторичным является способ фиксации диалектического противоречия виде конъюкции двух суждений а и не-а, то есть в форме формально- логического противоречия.

Разрешение обнаруженного диалектического противоречия способствует продвижению познания. Одним из примеров антиномий1 является формулировка познавательной задачи в первом томе «Капитала» К. Маркса, где он пишет: «…
Капитал не может возникнуть из обращения и так же не может возникнуть вне обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время не в обращении»2.

4.Закон исключения третьего

Онтологическим аналогом этого закона является то, что в предмете указанный признак присутствует или его нет, поэтому и в мышлении мы отражаем это обстоятельство в виде закона исключения третьего.

В книге «Метафизика» Аристотель сформулировал закон исключения третьего так: «Равным образом не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать»3.

В двузначной традиционной логике закон исключения третьего формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано». Противоречащими (контрадикторными) называются такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а в другом то же самое об этом предмете отрицается, поэтому они не могут быть оба одновременно истинными и оба ложными; одно из них истинно, а другое обязательно ложно. Такие суждения называются отрицающими друг друга. Так, из двух суждений: «Джеймс Фенимор Купер является автором серии романов о
Кожаном Чулке, создававшихся на протяжении почти 20 лет» и «Джеймс Фенимор
Купер не является автором серии романов о Кожаном Чулке, создававшихся на протяжении почти 20 лет» первое истинно, второе ложно, и третьего – промежуточного - суждения не может быть.

Различие в областях определения (т.е применения) этих законов в том, что по отношению противных (контрарных) суждений, которые оба не могут быть истинными, но оба могут быть ложными, распространяется действие лишь закона непротиворечия и не распространяется действие закона исключения третьего.
Итак, сфера действия содержательного закона непротиворечия шире, чем сфера действия содержательного закона исключения третьего. Действительно, истинно одно из двух суждений: «Все дома в данной деревне электрифицированы» или
«Некоторые дома в данной деревне не являются электрифицированными» и третьего не дано.

Закон исключения третьего и в содержательном, и в формализованном виде охватывает один и тот же круг суждений – противоречащие, то есть отрицающие друг друга.

В мышлении закон исключения третьего предполагает четкий выбор одной из двух взаимоисключающих альтернатив. Для корректного ведения дискуссии выполнение этого требования обязательно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К сожалению на сегодняшний день не все научные достижения ставятся на службу человеку. Однако хочется верить, что наступит время, когда добытое с таким трудом истинное знание будет использовано только на благо человеку.

Люди хотят знать не только законы природы и сущность общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в 17 веке английский философ
Ф. Бэкон говорил, что знание и могущество человека совпадают. Однако тернист путь к истине.

Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп и телескоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету, которые позволяют ему глубже и полнее познавать свойства природных и социальных явлений.

Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории вероятности, физический и биологический эксперименты и другие.

Чтобы эффективно пользоваться всеми этими методами и изобретениями, мышление человека должно быть безупречным, логически правильным. Законы развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, то есть логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов.

-----------------------
Аристотель. Метафизика // соч.: в 4-х т. М.,1976. Т. 1. С. 125.
1 Следует различать два аспекта: отношение противоречия между высказываниями (или суждениями) и противоречие как синоним тождественно- ложной формулы. Если два суждения (a и b) или несколько суждений не могут быть истинными одновременно, то эти суждения называются несовместимыми, или противоречащими.
1 Впервые антиномии мышления достаточно четко изложил И.Кант.