Рассказы и наставления святых отцов о действии диавола на род человеческий. Кто такой, как выглядит и чем изгоняется бес — христианство, оккультизм, демонология


Из бесед архимандрита Бориса Холчева

Сущность начальника темных сил - сатаны или диавола - и его влияние на человечество вообще и на каждого человека в отдельности в нужной мере освещаются в беседах архимандрита Бориса Холчева «О молитве Господней». Ниже приводятся оттуда сокращенные выдержки на эту тему.

«О диаволе или "лукавом" многократно говорится во многих местах Св. Писания, начиная с первой книги Библии - книги Бытия, и кончая последней книгой - "Апокалипсисом".

Там говорится о диаволе как о величайшем противнике нашего спасения, как о том, кто создает величайшие препятствия на пути человека к Богу.

В 1-м. соборном послании ап. Петр, обращаясь к христианам, говорит: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как лев рыкающий, ища кого поглотить".

Замечательно место в послании ап. Павла к ефесянам: "Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф. 6,12).

Священное Писание открывает нам, что диавол вначале не был диаволом. Будучи создан Богом как один из великих ангелов, близких к Богу, он был наделен великими благодатными дарованиями.

Но в начале мировой истории произошла страшная катастрофа - этот светоносный ангел пал, и причиной этого падения была гордость. Он залюбовался на свои достоинства и те дары, которыми наделил его Бог, и у него возникла безумная мысль, что он сам является причиной этих даров.

У него возникла мысль, что он не нуждается в Боге. Эта безумная мысль и погубила его, он захотел быть равным Богу. Когда он возгордился, то он из светоносного ангела сделался диаволом. Все внутреннее его существо изменилось: вместо любви к Богу у него возникла хула; вместо радости Богообщения у него возникло стремление удалиться от Бога и существовать отдельно от Бога.

Этим безумием он заразил других ангелов и часть светлых ангелов стала темными силами. За этим первым преступлением последовало второе преступление.

Среди творений Божиих был человек. Человек был прекрасным творением Божиим. Он по своей душе был как ангел, он был близок к Богу и тоже был наделен многообразными дарованиями.

Дьявол, по своей вражде к Богу, решил заразить человека грехом, чтобы осквернить творение Божие и удалить его от Бога. Это было второе величайшее преступление дьявола.

Конечно, вина человека в некоторой мере была меньше, чем вина дьявола. Дьявол сам удалился от Бога, а человек удалился от Бога обманом, увлеченный дьяволом.

Когда человечество удалилось от Бога, то дьявол и темные силы приобрели большое влияние и на жизнь каждого человека и на жизнь человечества в целом.

Один великий угодник, прп. Антоний Великий, имел удивительное видение, полное глубокого смысла. Он увидел сети диавольские, которыми было охвачено все человечество. Они показались ему непреодолимыми.

Что же это за сети дьявольские?

Когда человек заразился грехом, то душа человека как бы открылась для влияния дьявола, и дьявол получил доступ сеять в душу человека всякое зло, и прежде всего он получил возможность сеять в душу человека гордость, греховные страстные мысли и стремления.

Дьявол оказывает действие не только на душу человека, но и на тело человека.

В Евангельском повествовании встречаются рассказы о бесноватых, о так называемых "одержимых". Это люди, у которых враг имеет влияние и власть не только над их душами, но и телами.

Если человек подчинен дьяволу, если исполняет во всем его волю, если творит грех и беззакония, то когда мы встречаемся с таким человеком, он может заразить нас своим внутренним греховным содержанием. Этот человек может быть как бы орудием дьявола, через которое он уловляет нас в свои сети.

Вот как многообразны, как страшны эти сети дьявольские, которые как бы распростерты над всем миром.

При. Антоний Великий, когда видел эти сети, ужаснулся и воскликнул: "Кто и как может избежать этих сетей?" - И он услышал ответ: "Только смирение может избежать сетей дьявольских".

В этом ответе, который услышал преп. Антоний Великий, заключается раскрытие великой тайны духовной жизни. Дьявол сделался из ангела дьяволом через гордость, поэтому самым сильным орудием против него является смирение.

Если человек несет величайший труд, величайший пост, величайший молитвенный подвиг, если человек полон самоотвержения по отношению к другим людям, но если нет смирения, он не может победить дьявола, он наверное будет жертвой дьявола и будет побежденным.

Когда мы произносим прошение: "Но избави нас от лукавого", то мы молим Бога, Отца Небесного, чтобы Он избавил нас от этих дьявольских сетей, чтобы нам не запутаться в этих сетях и не стать жертвой дьявола. Поэтому каждый из нас пусть старается победить в своей душе гордость, внимательно замечать и изучать свои грехи и недостатки и перестать гнушаться и презирать других людей».

А вот еще данные к характеристике темных сил - архиепископа Иоанна Шаховского: «Духи злые жестоко расправляются и со своими союзниками. Будучи мстительными и не имея возможности мстить своим врагам - Божьим людям, они всегда мстят своим друзьям... Допускается это обнаружение зла в мире, чтобы оттолкнулся от него человек. Неверующие в Бога, не верят и в совершеннейшее лукавство, в самоубийственность зла».

Проповедь

Уроки святости:
искусство войны с демонами

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня, в воскресный день, Святая Церковь предложила нам Евангелие от Матфея, в котором повествуется об изгнании беса из одного отрока Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом.

Это известное вам, надеюсь, повествование можно приложить к внутреннему человеку, если рассматривать конкретное историческое событие как образ для внутреннего делания.

Мф.17:
14 «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду»

Человек некий – это наше естество, которое осознало нужду в единственно способном исцелить нас Господе. Оно смиряется от обстоятельств, преклоняет колена пред Богом и смиренно умоляет об исцелении отрока, которым является наш беснующийся, тяжко страдающий дух, ибо он «часто бросается в огонь и часто в воду» . Огонь – это образ страстей, а вода – одолевающие нас во множестве греховные помыслы. Демон загоняет нас либо в обилие греховных мыслей, которые уносят нас как поток воды и мучают, либо в огонь разжения какой-либо конкретной страсти. Он пытается погубить нас тем либо иным способом.

Если мы усвоим это сейчас, то поймём и дальнейшее повествование: « 16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» . То есть человек этот приводил своего страдающего от беса отрока к ученикам Христовым – скажем, в храм к священникам или к другим христианам – в надежде получить исцеление. Почему же ничего не получалось? – Потому что человек пытался через внешние действия получить внутреннее исцеление, что невозможно.

« 17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда» . Исцеление нашего духа может быть произведено только в присутствии Господа и только Им Самим. Нужно было привести отрока именно туда, где реально находился Христос. И мы должны пригласить Господа к себе, чтобы Он исцелил нас. Ничто другое не поможет нам избавиться от бесовского воздействия. Именно отстранённость от Господа является основной причиной неверности и развращённости.

« 18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» . Вот что производит личное присутствие или участие Господа Иисуса Христа, Сына Божия – бесы подчиняются Ему и выходят, после чего исцеляется дух наш. Как же мы можем привлечь Господа Иисуса к нашему бедствующему духу? – Только непрестанным, покаянным, смиренным призыванием Его имени.

« 19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?» . Этот вопрос интересовал учеников Господа, ведь они же изгоняли других бесов – им дана была такая власть. Поэтому возникло недоумение и встал вопрос почему же им не удалось изгнать беса из этого конкретного отрока. Они не понимали ещё, что отрок этот служит прообразом нашего внутреннего состояния, – нашего повреждённого и беснующегося духа, – а не просто представляет собой очередной случай телесного беснования.

Господь, вразумляя их, отвечает: « 20 … по неверию вашему;…» , т.е. ученики Господа не смогли сделать это по своему неверию. Конечно же Господь говорит здесь не об отсутствии веры у Апостолов в то, что Он Всемогущий Бог. Естественно, они верили в это, более того, получили от Господа власть и силу бесов изгонять. Не об этом неверии здесь речь.

« 20 … ибо истинно говорю вам: – продолжает Он – если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;» . Вот о какой вере говорит Господь – не головной, не догматической, и даже не полученной из конкретного наблюдения или личного опыта, но глубоко духовной, внутренней вере – вере, происходящей от Божественного просвещения, от Божественного воздействия на человека, от великого дара ведения, благодаря которому человек опытно узнаёт силу Бога и то, как можно ею распоряжаться. Нет ничего невозможного для такого человека. По воле Божией он может творить всё, находясь в живом, реальном соединении с Богом, настолько неразрывном, что чего возжелает такой человек – того хочет Бог, и что Бог возжелает – начинает хотеть тот человек. Это великая совершенная вера, которую уже нельзя отделить от практического действия. И слово такого человека уже нельзя отделить от дела. Как слово, сказанное Богом немедленно становится делом, так и у человека, соединённого с Богом такой духовной верой, слова от дел неотделимы.

И завершает Господь Своё поучение и объяснение фразой: « 21 этот же род изгоняется только молитвою и постом» . Слова эти как раз и подчёркивают, что речь шла не просто о головной догматической вере, а об особого рода практике изгнания того вида демонов, которые держат наш дух в мёртвом, недееспособном состоянии.

В этих же словах указан единственный способ избавления от этого беса внутри нас. Нам не поможет никто из людей: ни Апостолы Христовы, ни епископы, ни священники, ни старцы, ни святые, чтобы изгнать его. В каком смысле не помогут? – В самом прямом: по их слову или молитве бес не выйдет из духа нашего. Из тела страдающего человека они могут изгнать беса, из духа – нет. Без нашего участия, без нашего собственного труда, усилий, скорбей, без нашего покаяния – это невозможно. Только постом и молитвой изгоняется бес из духа нашего. Под постом, конечно же, должно разуметь не только воздержание от определённых видов пищи, а прежде всего, наше сердечное сокрушение. Пост для ума – это очищение помыслов, а для сердца – сокрушение и плач – то единственное чувство, которое Бог только и принимает от кающегося человека. Именно о таком посте говорит Господь.

Прочитав это место из Святого Евангелия, приходится делать очень печальный для христиан нашего времени вывод. К сожалению, подавляющее большинство современных верующих во Христа людей или тех, кто считает себя таковыми, вспоминают о бесах только столкнувшись со страшными последствиями их деятельности, – когда кто-то из близких уже реально беснуется, например, – либо, видя их изображения на картинках или читая о них в Евангелии. И даже это воспоминание является поверхностным, отстранённым, не проникающим внутрь человека, будто это что-то внешнее, его самого не касающееся. Подавляющее большинство современных христиан живут как в реальном Богозабвении, так и в забвении факта действительного присутствия бесов. Закрыл человек книгу, отвернул глаза от картинки и забыл о существовании врагов рода человеческого. Прошёл случай беснования с кем-либо из его близких, – который первоначально произвёл на него такое впечатление, что он молиться даже стал по-другому – и всё: человек тут же угасает и опять начинает несерьёзно относится к одному из важнейших факторов, влияющих на нашу духовную жизнь и дело нашего спасения.

А промыслом Божиим и обстоятельствами, сложившимися после грехопадения, мы поставлены в такое положение, что демоны являются неотъемлемой частью нашей жизни. Независимо от того верим мы в это или нет, понимаем или нет, знаем об их существовании или нет, – они присутствуют в нашей жизни, воздействуя на неё самым злобным, погибельным, богоненавистническим способом. И великое их достижение состоит в том, что бесы уверили многих людей в своём полном отсутствии, – это, мол, только аллегория, а не реальность, – а на тех, которые по вере своей признают их бытие, наводят сонное забвение – это, мол, когда-то бесы свирепствовали, а сейчас, когда люди уверовали, они не имеют к ним никакого отношения. Этому способствует, в том числе, множество еретических мнений, учений, которые распространены сейчас среди людей, именующих себя христианами.

Например, все придерживающиеся протестантского убеждения, что каждый уверовавший уже спасён, никак не могут всерьёз относиться к бытию бесов, их реальному присутствию и воздействию на нас с целью погубления наших душ. Сама ложная установка (раз уверовал – уже спасён) не располагает считаться с бесами и принимать их в расчёт. Это погибельнейшее заблуждение.

Cреди именующих себя православными христианами, которые, по вере Церкви признают бытие бесов, распространена другая ложная установка: попал в какую-то церковную структуру – ты уже спасён только потому, что пребываешь в ней, выполняешь предписания, ходишь в храм, где есть священноначалие, которое там за тебя молится, – всё в порядке. Опять-таки, такой человек теоретически знает о бесах, читает даже жития святых, – как те с бесами боролись, – но он никак эти знания реально не прилагает к себе, к своей жизни, пока не произойдёт явное бесовское наваждение или нападение. Тогда человек вспоминает о прочитанном и бежит за одноразовой помощью. Как только наваждение проходит, человек опять забывается и начинает жить привычной жизнью, не думая о демоническом присутствии. И это является одним из важнейших факторов погубления современных христиан – они неправильно ведут себя в отношении демонов.

Мы должны чётко и ясно уяснить для себя, что с момента рождения мы вступаем в мир, наполненный злыми духами, которые не нуждаются ни в пищи, ни в питии, ни во сне, ни в отдохновении, единственным намерением которых является погубление как можно большего числа людей. Они только тем и занимаются, что строят планы и принимают все меры, какие только им будут попущены Богом, чтобы погубить каждого рождённого человека, независимо от его поведения, мнения, желания, верований и т.д. На каждого они находят свой метод воздействия: неверующего держат в его неверии, прелестника – в его прелести, еретика – в его ереси, верующего пытаются запутать и обмануть, создавая видимость полезности его действий и применяя все меры к тому, чтобы человек тот не следовал воле Божией: чтобы не той мерой, не тем весом или не вовремя выполнял он свои делания. У бесов множество оружий, средств и методов борьбы с нами.

Мы же не внимаем учению Святых Отцов о том, что должно вести конкретную каждодневную, ежечасную, ежеминутную борьбу с этими злыми духами. Мы призваны к войне с бесами. Из купели Крещения мы выходим не просто членами Церкви, а воинами Христовыми. В таинстве Крещения этот факт особенным образом подчёркивается. Кто такой воин? – Это человек, ставший членом воинства, противостоящего другому воинству. С кем же воюет христианин? – С демонами и с греховными страстями.

По учению Святых Отцов страсти – суть те же демоны. Мы понимаем, что за каждой греховной страстью стоит демон, который держит нас, будучи связан с нами через неё. Именно через страсти бесы, прежде всего, оказывают своё воздействие на нас. Греховные страсти насаждаются в нас через греховные помыслы, когда мы не контролируем свой ум.

Человек принимает помысел однажды, затем второй раз, третий – и в нём начинает насаждаться страсть. После безконтрольного принятия греховных помыслов одного страстного направления в человеке образуется страстный навык, страсть, которая становится уже тираном, поскольку человек попадает в полную зависимость от неё. И демоны потом через эту страсть – или через несколько страстей – крепко держат человека в своих погибельных объятиях, в плену, в рабстве у себя. В таком бедственном положении мы рождаемся.

Господь, Который пришёл на землю, чтобы разрушить дела дьявола, прежде всего, избавляет нас от прелести, т.е. ложного видения себя, которое не позволяет нам познать своё бедственное состояние. Он объясняет нам кем мы являемся, для чего пришли в этот мир и в каких условиях находимся. Господь Сам изгонял бесов и дал власть Апостолам изгонять их – это был Его первый духовный дар, в котором больше всего мы нуждаемся, учитывая наши условия и обстоятельства.

Поэтому и первым признаком истинно верующего человека Господь назвал изгнание бесов, прежде всего, из себя: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк.16,17) . Это первое, что должен сделать человек, действительно уверовавший в Господа.

Изгнавший бесов человек вступает в постоянную войну с ними, ибо демоны ему это не простят, не оставят его в покое. Мы знаем, что они приходили к Безгрешному, Святому Господу, искушая Его в течение жизни. Сам сатана искушал Его и в пустыне, и в Гефсиманском саду, и при Крестных страданиях. Мы знаем слова Господа: « ... идёт князь мира сего – т.е. сатана, – и во Мне не имеет ничего» (Ин.14,30) . Господь победил его. Дивным смирением Он победил сатану и всех бесов его. И этим, как Первенец, показал нам, последователям Его, что мы должны сделать.

И, читая Священное Писание, мы нигде не встретим такого указания, что уверовавшие во Христа, ходящие в храм, поющие церковные песнопения, постящиеся люди наследуют Царство Небесное, поскольку уже спасены, уже с Богом. Нет! Вышеперечисленные – это необходимые условия, но недостаточные.

А что же является самым главным условием наследования жизни вечной, примирения, соединения с Богом и получения от Него обетований и великих даров? – Писание прямо указывает – победа над злыми духами и греховными страстями: «Побеждающему дам сесть рядом со Мной» (Отк.3,21) , «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон» (Отк.3,13) . Поэтому важно не просто вступить в войну с демонами и стать одним из воинов Христовых, но выиграть свою личную битву, победить в личной войне с духами злобы и греховными страстями.

И война эта продолжается постоянно, в течение всей нашей земной жизни, в особенности с момента рождения в купели Крещения, когда мы плюём на сатану, дуем на него, отрекаемся от него и этим объявляем ему войну. Естественно, он этого не забудет. Поэтому после объявления войны, – конечно же если мы не забыли, что обещали в купели Крещения, – мы должны вступить в неё.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Войди в сердце своё и сотвори брань с древним змеем, призывая имя Иисуса Христа». Поэтому моление Иисусовой молитвой, призывание имени Господа нашего, является не просто каким-то внешним отстранённым деланием, а одним из видов самой решающей битвы внутри себя.

Почему так важно призывать имя Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа? – Потому что люди, желающие спастись и считающие себя верующими, церковными, должны понимать, что их победа зависит не только от их собственного желания, усилий и подвига, но, прежде всего, от Бога Иисуса Христа и Его помощи. Без Божественной помощи мы не можем вообще ничего делать, а, тем более, вступить в битву со злыми духами и победить их и греховные страсти, через которые демоны на нас воздействуют.

Поэтому христианин должен всегда заботиться о присутствии Божьей помощи. Он должен призывать её постоянно – ежедневно и даже ежечасно. И помощь эта должна проситься именно для борьбы против духов злобы поднебесных. «Наша брань – говорит Апостол Павел – не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6,12) . Вот с кем наша брань! И в этой брани мы, если нет помощи Божьей и покровительства святых Ангелов, заведомо проиграем. Потому что мы обложены тяжёлой плотью, которая нуждается во многих вещах: в пище, в питие, во сне, в отдохновении, в лечении и т.д. Мало того, что плоть сама по себе уступает лёгкости этих злых духов, так она ещё отягчена и всеми скорбными последствиями грехопадения, что не способствует обретению не только преимущества, но даже равенства в борьбе с духами злобы. Мы одержим сокрушительное поражение в битве даже с одним самым младшим из бесов, если не будет с нами Божьей помощи.

Поэтому, человек, серьёзно относящийся к своему спасению, должен проявлять это ежедневно в своей жизни и взывать в своих молитвах к Богу, к святым Ангелам, к святым людям о помощи именно против коварства демонов, против их ухищрений и нападок. Должна быть постоянная молитва для защиты от злых духов, входящая в наше утреннее и вечернее правило.

Теперь мы понимаем почему Святая Церковь благословляет призывать Ангела-хранителя. Ведь если он нам дарован, зачем просить: «Ангела мирна, верна хранителя, наставника душ и телес наших, даруй нам, Господи»? За каждым Богослужением мы просим об этом, кроме того, ещё утром и вечером обращаемся к Ангелу-хранителю.

Мы понимаем теперь, что это не формальное установление, а насущная необходимость для фронтовых, боевых условий. Осознание своей ничтожности, неспособности сопротивляться бесовскому воздействию приводит к истинному смирению. Из этого состояния человек говорит: «Я немощен. Господи! Помоги, защити меня от духов злобы – я не могу им противостоять. Пошли мне Ангела, – верного наставника, который бы хранил бы меня». От кого? – Прежде всего, от злых духов и всяческих их воздействий, напастей, коварств.

Затем и к Самому Богу обращаемся: «Господи! И Ты храни меня в путях моих!». Но чаще всего Господь сохраняет нас через Ангелов и только в особых случаях непосредственно участвует в защите от демонов и их напастей.

Это важнейшее делание для христианина, члена Церкви Христовой. Находясь на войне, мы должны дать трезвую, реальную оценку происходящему, а также собственным силам. Если сами по себе мы слабы, немощны, то должны компенсировать это молитвой, привлекая, тем самым, на свою сторону Того, Кто гораздо сильнее нашего противника – только тогда мы можем рассчитывать на победу. Более того, если будут успехи в этой войне, то мы будем уже не себе их приписывать, а Божьей помощи и покровительству святых Ангелов, понимая, что без помощи свыше мы бы никогда не одержали победу даже в самой небольшой локальной битве.

Для того, чтобы преуспеть в войне с духами злобы, нам необходимо очень хорошо изучить своего врага. Мы должны знать методы, которые он против нас используют, стратегию, тактику, все способы бесовского воздействия. Потому что, воюя с противником, которого не знаем, мы заведомо проиграем. Демоны имеют то преимущество, что они для нас, для нашего обыденного состояния невидимы и неуловимы.

Представьте себе такую ситуацию: выходят на состязание в единоборстве два борца, один из которых видимый, а другой – безтелесный невидимый дух, который, к тому же, несравненно сильнее видимого противника. И вот они выходят один на один. Каков будет результат? – Очевидно, что в таком единоборстве демон мгновенно победил бы любого самого сильного человека.

Само естество демонов даёт им преимущество. Они легко подвижные духи – злые, тёмные, но легко подвижные. Они невидимы обыкновенному нашему взору. Поэтому, прежде всего, мы должны прозреть, получить духовное зрение. Мы должны научиться их видеть. Способ видения демонов один – тот, о котором пишут Святые Отцы, – вести внимательную жизнь, наблюдать за своим умом, за помыслами. Ибо демоны, прежде всего и чаще всего, действуют через наши греховные помыслы и ощущения, которые они всевают в наше сердце, оказывая тонкое воздействие на наши нервы и кровь. И если мы научимся отслеживать эти воздействия, то через них будем наблюдать и демонов. Нам не нужно их видеть визуально. Они мерзкие, отвратительные, гнусные – кроме ужаса или погибели это видение ничего нам не даст. А вот духовно их видеть – очень важно для нас: как они к нам подходят, воздействуют на нас, устреляют нас, втягивают в грех. Нам необходимо это отслеживать, потому что именно здесь мы должны одержать победу.

И поэтому Господь сказал: «Царство Небесное нудится, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12) . Что Он назвал «Царством Небесным»? – Благодать Духа Святаго, которую, – хоть это и дар Божий, – мы не просто так получаем, а лишь употребляя усилие. Но между этим даром Божиим и нами стоит целое воинство злых духов. Всё небо занято полками демонов. И чтобы душа по смерти – после разлучения с телом – попала в Царство Небесное, она должна пройти так называемые воздушные мытарства, на которых всё это воинство истязает душу за грехи, соделанные в земной жизни. И это прохождение реального неба, которое отделяет землю от Царства Небесного, является одновременно и образом нашего внутреннего достижения Царства Божия в виде благодати Духа Святаго.

Между каждым из нас, – уверовавшим и желающим спастись, – и Царством Небесным, т.е. реальным достижением благодати Духа Святаго, находится то же самое полчище, которое потом, по смерти, будет уже в пространстве стоять. Сейчас оно стоит духовно, но точно так же воюет с нами, чтобы не допустить к соединению с Духом Святым, к полноте Царства, которое в нас может раскрыться. Ибо тогда бесам не будет места в нас и они проиграют. Поэтому наша задача – уже здесь, на земле, ещё до прохождения мытарств вступить в эту битву и победить в ней. Тогда по смерти нам нечего будет бояться. Мы, как победители, будем увенчаны и пройдём беспрепятственно.

В этой битве решается судьба и вечная участь каждого из нас. Поэтому, если мы хотим реально победить бесов, то должны принимать меры – призывать на помощь Бога, осознанно молиться Ангелу-хранителю, с пониманием, почему мы это делаем. И всегда, а особенно во время бесовских напастей, упреждать молитвой козни демонов, которые будут пытаться ввергнуть нас в прелесть, в ересь, в заблуждение или в любое страстное движение, чтобы уклонить от воли Божией, лишить нас мира, привести ко вражде по отношению к ближнему или к Богу и, таким образом, лишить нас Его помощи. Таким образом вся наша борьба сводится к тому, чтобы не лишиться помощи Божией. Потому что демоны знают, что самое главное – отсечь от нас Его помощь. Тогда они несомненно победят и смогут сделать с нами всё, что им только будет попущено Богом. Когда Бог лишает нас Своей помощи, Он как бы оставляет нас один на один с демонами, битву с которыми мы заведомо проиграем и погибнем.

Поэтому так важно постоянно подвизаться о помощи Бога и Его присутствии с нами. Это приводит нас к необходимости стяжания смирения. Ибо только смиренный, богобоязненный, кающийся, осознающий и свою греховность, и своё ничтожество, и великую силу противостоящих духов злобы, смиренноходящий пред Богом человек, который стяжал страх Божий, – что и есть выражение смирения пред Ним, – может рассчитывать на Божию помощь. Именно из осознания своего ничтожества – с одной стороны – и силы духов злобы – с другой, рождается смирение и благоговейный страх пред Богом: «Господи, если только Ты отнимешь Свою помощь – всё, меня разтерзают». Должна быть постоянная, каждодневная память о присутствии бесов и о том, что мы находимся на войне. Забыли – значит проиграли тот день или то время, пока мы были в беспамятстве. И опять-таки, необходимо тщательное изучение врага – лютых духов злобы.

Каким образом мы должны изучать своего врага? – Во-первых, теоретически, по письменным источникам, оставленных для нас Святыми Отцами Церкви, которые выиграли эту войну у духов злобы. Они оставили после себя очень много свидетельств об этой невидимой духовной брани. Они донесли до нас указания о том, как научиться видеть, различать врага, какие он использует методики против нас, какие нам применять средства в этой войне, как воевать и побеждать.

Но вы прекрасно понимаете, что одной теоретической подготовки недостаточно. Сколько ни читай книг, скажем, о боевых действиях в обычных наших современных условиях, сколько ни смотри картинок и фильмов о войне – это, конечно, может послужить источником информации, но не даст реальной подготовки к непосредственному вступлению с оружием в руках в битву и победе в ней.

Поэтому теоретическое усвоение – это необходимая база, от которой мы должны отталкиваться в своей каждодневной практической деятельности. Но нам нужно самим вступить в эту битву, вести её, стяжевая опыт борьбы с духами злобы в своей повседневной жизни.

Господь милостиво и очень премудро вводит нас в эту войну. Он не попускает испытаний сверх наших сил, иначе первый встречный бес сразу же растерзал бы нас. Он учитывает все наши немощи, наше неведение, нашу неспособность вести самостоятельные боевые действия. Всё, что у нас есть – это желание спастись и вера, которая движет нами, и Господь, кладя нашу веру в основание нашего же спасения, начинает нас образовывать. Тогда мы понимаем слова из Псалтири: «Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани» (Пс.143,1) , «Бог... научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук» (Пс. 17,35) . Как понимать слова « ... научающий... персты мои брани» ? Это значит, что Господь подготавливает нас к духовному бою, научая всем тонкостям искусства владения духовным мечом. И как в обычных битвах, во множестве происходивших на земле, от действий пальцев зависело очень многое – правильное владение копьём или луком со стрелами, например, – так и в духовной битве есть много тонкостей, которым Бог научает нас. Он всегда будет нам помогать.

Изучая Святых Отцов и применяя их учение в своей жизни, мы будем наблюдать как эта теория работает в нашей ежедневной практике. Вначале мы будем часто проигрывать. Но каждое падение, каждый проигрыш, каждое преткновение будет служить нам источником назидания и получения драгоценнейшего опыта.

Господь, научая нас, будет постоянно попускать смиряющие действия от демонов, которые будут нас повергать, вызывая недоумение и пытаясь довести нас до отчаяния. Но мы никогда не должны отчаиваться! Вступив в эту битву и ведя её, мы постоянно взираем и уповаем не на себя, а на того, Кто с нами – на Великого, Всемогущего Бога, Который обязательно победит. Лишь бы мы от Него не отпали, лишь бы мы не расстались с Ним и не изгнали Его своими не Богоугодными действиями. Если мы, находясь в покаянии, будем всё время приближаться к Богу и быть с Ним или Его приближать к себе, чтобы Он пребывал в нас, то, конечно же, победа будет за Богом – Он дарует нам её.

Очень важно учиться на практике искусству войны с демонами в каждом конкретном случае. Мы должны понимать, что всякий пришедший к нам человек, постучавшийся в двери, позвонивший или встретившийся нам на улице – это не просто случайное явление, но элемент нашей войны. Это проверка, испытание, искушение, как мы отнесёмся к нему, каким образом вступим в общение, что произойдёт. За развитием событий наблюдает Господь со святыми Ангелами, но за этим же наблюдают и демоны. И каждая из противоборствующих сил, со своей стороны, пытается нас привлечь либо к Богоугодному действию, либо наоборот, выставить нас врагами Божиими и презрителями Его заповедей. Если скорбное обстоятельство приходит – это тоже фрагмент невидимой битвы, потому что от нашего отношения к нему зависит исход. Мы победим в маленьком этом эпизоде, если отношение к нему будет Богоугодным, или проиграем, сдадим позиции, понесём урон и, может быть, только милостью Божией, вынесем опыт для последующих сражений.

Поэтому мы должны помнить, что всякое с нами случающееся событие обязательно внимательным образом разсматривается демонами. За всяким человеком стоит демон, следящий за каждым его действием. За всякой страстью, за каждым помыслом стоит демон. Он обязательно примешивается к каждому нашему действию, не только к явно греховному и не Богоугодному, но и к каждой попытке благочестивого действия. Он либо пытается отвести от Богоугодного, спасительного, либо, если видит, что не успевает в этом, то, хотя бы, по ходу действия извратить его, чтобы оно потеряло своё значение и ценность и, по возможности, превратилось в противоположное – в не Богоугодное. Если и это не удаётся, он пытается сделать его не Богоугодным через несвоевременность либо неправильный выбор меры или веса. Мы знаем, что для каждого человека есть своё ограничение в поднятии тяжестей. И бес знает эти ограничения в духовной сфере и пытается внушить человеку, что он может понести большее. Когда же человек – по внушению демона – берёт на себя сверх меры, – хоть и благого, как пост, число поклонов и т.д., – то этим он помогает бесу достичь погибельной цели, потому что человек заведомо обречён на поражение, поднимая вес, превышающий его возможности. Бесы знают это. Поэтому они очень лукаво и хитро поступают в ситуациях, когда нельзя человека ввести в явный грех, уловляя его на этих – казалось бы – деталях, тонкостях: «молись-молись, только не вовремя и не той мерой». И всё – человек проигрывает.

Существует огромное количество хитростей и тонкостей, которые сразу-то и постичь невозможно, не то что усвоить и правильно употребить в борьбе с демонами. Они лживые, лукавые, лицемерные, клеветнические духи, которые пользуются этим арсеналом постоянно – лгут, обманывают, клевещут на всех, даже на Бога, выдавая Его нам суровым, требовательным Судьёй, Который никогда, сколько бы мы не подвизались, нас не услышит, не помилует; поэтому нужно насладиться хоть этой жизнью, раз Блаженной Вечности нам всё равно не достигнуть. Если им не удаётся поймать человека на эти уловки и тот всё равно занимается своим спасением, тогда они начинают тешить его тщеславие, ублажая похвалами: «О, молодец! Смотри как пошёл! В наши времена!!! Да никто сейчас так не подвизается – ты вообще всех превзошёл!». Человек попадается на эту удочку и тут же теряет всё. В бесовском арсенале есть множество различных средств. И мы должны их все – по каждой страсти – изучить, чтобы знать какими способами они воздействуют конкретно на нас. Тогда мы сможем реально противостоять им.

Если мы будем вслепую, ничего не понимая и не зная, бороться – как же мы сможем победить? Даже в обыденной битве противников, располагающих приблизительно равными силами, употребляется либо хитрость, либо особое мужество, чтобы натиском пробить брешь в стане врага и преодолеть его. А если мы закроем глаза, бросим оружие и, вслепую, будем сражаться – как же мы можем рассчитывать на победу?

Поэтому посмотрите на свою духовную жизнь. Зрячи ли мы? Вооружены ли мы? Имеем ли мы сильнейшее оружие имени Божия и другие вспомоществующие средства? Не зря Апостол Павел часто сравнивает делание молитвы с воинской службой: « ... возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6,16-17) .

Перейдите к практической деятельности, отталкиваясь от познания, которое я донёс вам сегодня. Внесите его в свою жизнь и в молитву. Займитесь изучением врагов нашего спасения – их действий, хитростей, лукавств. Следите за их действиями именно по своей жизни. Она для того вам и дана, чтобы перевести её из греховной, бесозависимой в новое качество – Боголюбезное, Богоугодное, спасительное; чтобы примириться с Богом, и, имея Его своим Помощником, бороться с демонами до победного конца. Бог вменит вам эту победу и дарует побеждающему все те благие обетования, о которых мы знаем по слову Его.

И да будет это Его милостью и помощью с нами – с каждым, кто произволяет спастись в наше страшное время.

Если вас интересует, кто такой бес - христианство, славянские легенды и демонология ответят на все ваши вопросы. Узнайте, как выглядит и чего боится этот представитель нечистой силы, а также мнение священнослужителей о нем.

В статье:

Кто такой бес - христианство и демонология

Бес в христианстве происходит от падших ангелов или является одним из них. Черт, дьявол, злой дух, демон - это все синонимы этого слова, если речь идет о христианских источниках. Демонологи же считают чертей, бесов и демонов разными представителями демонической иерархии. Бес слабее демона, но сильнее и умнее черта. Изгнать или возможно, если узнать его имя, для беса же это не является обязательным условием.

Согласно Библии, стал жертвой гордыни. Он пожелал стать настолько же могущественным, как и Бог. Третья часть ангелов разделила взгляды Люцифера. За грех гордыни и зависти Люцифер и его последователи среди ангелов были низвергнуты с небес. Они и стали теми, кого мы знаем под определениями демоны, бесы и черти . Нечистая сила имеет такое же происхождение, что и ангелы, однако она добровольно сделала выбор в сторону зла. Покаяние также невозможно для бесов и демонов, как покаяние для умершего человека.

По христианской концепции, бесы ненавидят все Божьи творения, поскольку считают, что могли бы справиться с созданием мира гораздо лучше, чем Бог. Человек тоже относится к Божьим созданиям, и его нечистая сила ненавидит даже более остальных его творений. Соответственно, бес в православии всегда пытается обмануть, навредить, получить некую выгоду от человека. Во времена инквизиции его считали виновником эпидемий и плохого урожая.

Гадание, магия и оккультизм считаются греховными занятиями именно потому, что они были созданы бесами. Тайны колдовства первым магам нашего мира открывали именно представители нечистой силы. Доверять бесам и пытаться пользоваться их знаниями и подсказками крайне опасно - они способны на обман, и в сотрудничестве с человеком ищут выгоду в первую очередь для себя. Какова выгода беса? Это введение в грех чистой души человека, направление его против Божьей воли и, по сути, пополнение им армии нечистой силы в итоге или получение еще одной души грешника в аду.

Известно, что нечистая сила может вселяться в человека. Практически каждый знает о таком явлении, как , или беснование . Существуют надежные признаки вселения беса в человека, по которым можно определить суть проблемы, а также обряды его изгнания. Проблемой одержимости в православии занимают священнослужители.

Одержимость - зрелище не для слабонервных. Люди, тело которых находится во власти дьявола, богохульствуют, корчатся в судорогах или, напротив, страдают от временного паралича. Их голоса меняются до неузнаваемости, как и поведение. В этом случае бесы преследуют определенные цели, которые возможно узнать только если войти с ними в контакт. Как правило, они заключаются в попытках изменить созданный Богом мир на свой лад и склонении как можно большего количества Божьих творений ко тьме.

Каждый человек в какой-то степени одержим бесом. Однако ритуалы экзорцизма требуются только в самых тяжелых случаях. В остальных же поможет только смирение, сила воли и вера в Господа, а также молитва и пост. Бесы приходят только туда, где подготовлено все для этих «гостей». Они любят грешников, развратных людей, которые употребляют табак и алкоголь, а также не соблюдают пост и не ходят в церковь.

Известно, что бесы и демоны отлично знают Святое Писание. Принято считать, что им известно и будущее, однако лукавый всегда стремится обмануть человека, поэтому верить его пророчествам опасно. Бесы способны к телепатии и чтению мыслей – им известны все ваши секреты, о которых они охотно рассказывают во время сеансов экзорцизма. Существует множество разновидностей - блудный, полуденница, удача и другие.

Обманывая и соблазняя людей, нечистая сила может принимать совершенно разный облик. Это не только люди - знакомые и нет. Нечисть может явиться даже в облике ангела, которым он когда-то являлся. Кроме этого, лукавый может принять облик Божьей Матери, Иисуса Христа и даже креста. То есть, бес с легкостью принимает вид того, чего боится как огня. Истинный же внешний вид этого представителя нечистой силы - человекоподобный, но с пятачком вместо носа, копытами, рогами и хвостом. Внешне бес очень похож на черта, но крупнее.

Как и большинство представителей мира духов, он может быть бесплотным, проходя через закрытые двери и скрываясь от взглядов. Особенно чувствительные люди нередко ощущают присутствие нечистой силы рядом.

Существуют ли бесы - верить ли в существование сил тьмы

Многие люди сомневаются - существуют ли бесы, или это всего лишь выдумка оккультистов и церковнослужителей, нужная для запугивания людей в корыстных целях. Известные реальные случаи одержимости могут заставить прекратить сомневаться в существовании нечистой силы даже самого закоренелого атеиста.

Существует немало свидетельств явления нечистой силы. Интересно, что существует гипотеза о том, что галлюцинации, которые видят алкоголики и наркоманы - это следствие увеличения способности человека видеть нижние миры. Именно в них обитает нечистая сила. Курильщики, алкоголики, несоблюдающие пост и развратники - люди, возле которых всегда находятся бесы.

Священнослужители уверены, что неверие в Бога и существование темных сил - основная причина получения невиданной мощи последней. Невозможно опасаться того, во что даже не веришь. Демоны и бесы открыто пользуются неверием и материализмом людей. Среди того, что нужно знать о бесах - они не способны противостоять Богу, однако человек слаб и подвержен влиянию сил тьмы.

Чего боятся бесы и как прогнать их прочь

Кадр из фильма «Вий», 1967

Лучшая защита от бесов - это молитва. Они боятся священных слов и сразу же бросаются наутек, как только слышат молитвы. Подходят абсолютно любые тексты, например, «Отче наш » или молитва ангелу-хранителю. Можно молиться своими словами – главное здесь не текст, а его смысл, а также сила веры молящегося.

Если говорить о том, чего боятся бесы, то следует знать, что они не могут зайти в освященное помещение, где совершаются богоугодные деяния. Если вы верующий человек, который уделяет достаточно внимания духовной стороне жизни, вряд ли вам придется пострадать от происков злых сил. Демоны и бесы живут там, где есть для них место. Они любят грешников, а их в наше сложное время не так уж и мало. Некрещеные находятся в особой зоне риска, им следует как можно быстрее окреститься.

Борьба с бесами будет сложной, если вы не носите нательный крест. Это - ваш личный амулет против злых сил, никогда не снимайте его. Нательные иконки и ладанки также подходят в качестве оберега для православного человека, которого одолевает нечистая сила.

Как бороться с бесами, если вы не можете назвать себя праведником и не планируете отрекаться от магии и колдовства? Существуют мощные колдовские обряды , которые защищают от нечистой силы не хуже христианской символики. Для одного из них потребуется новый навесной замок. Его полагается окурить дымом полыни - антидемонического растения, которого боится все нечистая сила. Можно окропить замок святой водой, если это допустимо для вас. Колдуны, если их цель - защита от бесов, часто заменяют святую воду на дым полыни.

Встаньте на пороге дома, держа в руках замок и ключ от него, спиной к самому дому, лицом на выход из него. Поверните ключ в замке, открывая его, и скажите заговор от бесов:

Закрываю я, раб Божий (имя), свой дом с востока до запада, с севера до юга на семьдесят семь замков железных, на семьдесят семь замков золотых и на семьдесят семь замков серебряных. Закрываю я, раб Божий (имя), свой дом и его домочадцев (имена) от всех болезней телесных и душевных, от всех козней чертей и бесят, которые зло мне сделать хотят, но теперь не могут. Спаси и сохрани мой дом, Господи. Слова мои за губы, язык мой на замок, во веки веков. Аминь.

Теперь повесьте замок на дверную ручку или любую другую выступающую конструкцию, но только возле входной двери. Заприте замок на ключ. Ключ должен быть спрятан надежно, лучше носить его с собой. Когда замок проржавеет, следует поставить новую защиту - ржавчина является признаком истощения защитного барьера или воздействия на него злых сил.

Святые отцы о бесах - что должен знать каждый человек

Архиепископ Антоний

Святыми отцами церкви принято называть живших в разные времена выдающихся церковных деятелей, которые оставили великий след в развитии православия. Они имеют репутацию людей, который коснулся Святой Дух. Считается, что при жизни им были известны многие тайны, и среди православного общества принято искать истину в записях и цитатах святых отцов.

Святые отцы о бесах говорили немало, тема нечистой силы и ее влияния на людей занимала великие умы на протяжении многих столетий. Цитаты святых отцов о бесах затрагивают множество аспектов, связанных с этим вопросом. Так, например, Архиепископ Антоний указывал на важность Божественной благодати, без которой борьба с бесами невозможна:

Хитрость дьявола превосходит своей изощренностью ум человеческий, и потому невозможно и бесполезно человеку своими силами, бороться с дьяволом, действующим в сердце через страсти. Невозможно, доколе не получит человек от Бога власть и силу наступать на силу вражью. Но для этого нужно пройти всесторонний искус, стяжать опыт борьбы и победы над дьяволом через искушения, попускаемые благодатью Божьей.

Святитель Игнатий Брянчанинов описывал способы, с помощью которых бес может погубить человека:

Например, кто любит выпить, того бесы понуждают пить больше и больше, пытаются довести до запоя, драк, убийства и самоубийства и этим погубить навеки. Иного бесы приучают к воровству, иного очень тонко приводят к высокоумию, тщеславию, гордости, и, наконец, к духовной прелести и так стараются погубить. И многими другими путями ищут вечной погибели человеку.

Игумен Никон же многократно описывал власть, которую получают бесы после смерти грешного человека.

Мы то и дело слышим, мы постоянно читаем о духовных существах, совершенно несхожих с нами, людьми, но обладающих, как и мы, сознанием и свободной волей. О существах высших, предстоящих Творцу, сияющих Его отраженным светом и служащих Ему; и о существах низших, падших, неустанно творящих зло, преследующих единственную цель: поработить мир отцу их, сатане. А сатана был некогда прекраснейшим из Ангелов…

Но что мы знаем о тех и о других, а главное - что нам нужно о них знать? Об этом - наша очередная беседа с главным редактором нашего журнала игуменом Нектарием (Морозовым).

- На чем основывается вера христиан в Ангелов и бесов? Почему невозможно быть православным христианином, отрицая их существование?

Вера в Ангелов и бесов - это не совсем корректная постановка вопроса. Мы верим в Бога, а все остальное не предмет веры, а та реальность, с которой мы сталкиваемся. Мы просто признаем, что это есть. Нельзя же сказать, что наша вера в реальность атмосферных осадков основывается на том, что они периодически выпадают. И в Ветхом, и в Новом Завете содержится масса упоминаний и об ангельском, и о демонском мире. Мы не можем не верить Богу, голос Которого звучит на страницах Священного Писания. Кроме того, о наличии как светлых, так и темных сил постоянно говорят нам подвижники благочестия; многие из них видели и Ангелов, и демонов своими духовными очами. У нас нет оснований не верить этим людям, они жили по истине и по правде Божией, потому-то мы и почитаем их как святых. Наконец, в своей повседневной жизни мы неизбежно сталкиваемся с действием ангельских и демонских сил: либо с благотворным и спасительным, либо с разрушительным и губящим.

- Как же мы с ними сталкиваемся?

Духовная жизнь для человека, который к ней даже не приступал, являет собой область чрезвычайно таинственную, и зачастую человек не понимает, почему в какой-то момент в нем со страшной силой возгорается, например, страсть гнева. Почему страсть блуда, которая до сей поры таилась и при тех же раздражителях себя не проявляла, вдруг превращается в бурный поток, сметающий все плотины. Почему вдруг при тех же обстоятельствах, при которых человек ранее был здоров, бодр и работоспособен, он повергается - даже не просто в уныние, а в какое-то безысходное отчаяние. Если же человек живет духовной жизнью сознательно, он старается приобщиться к тому опыту духовной жизни, который сохраняется в Предании Церкви. Знакомясь с трудами подвижников благочестия, он начинает понимать, кто и зачем воздействует на него.

- Воздействует извне? Но почему мы именно это должны в подобных случаях предполагать? Ведь каждый из нас и сам по себе - существо грешное.

- Греховная страсть в человеке подобна тлеющему угольку. Для того чтобы этот уголек разгорелся в пожар, нужно, чтобы кто-то намеренно его раздувал. Страсти - это то, что принадлежит нам, это следствие испорченности человеческой природы грехом. Но вот раздуть этот уголек может именно враг, это в его интересах. И когда мы переживаем некое чрезвычайное восстание страстей, мы должны понимать, что где-то рядом находится враг, может быть, и не один.

- А почему это так важно знать?

Мы очень часто грешим именно потому, что считаем: то, что влечет нас ко греху,- наше; человеку сложно бороться с самим собой, противиться себе. Но бороться гораздо проще, если мы знаем: здесь, рядом - тот, кто хочет нашей смерти. Это он влечет нас к тому, чего нам как бы самим очень хочется. Враг - он действительно обманщик. Он похож на человека-афериста, который предлагает нам нечто невероятно заманчивое, например, сказочное обогащение без всяких трудозатрат, как пресловутые строители финансовых пирамид; но на деле это влечет за собой только огромные потери. И если мы смотрим на этого человека и видим, что он - просто жулик и не одного уже вкладчика вот так погубил, то мы, конечно, не согласимся на его предложения, как бы обольстительны они для нас ни были. Точно так же и в жизни духовной; мы должны знать: здесь стоит враг, лжец и человекоубийца искони. Там, где он, ничего хорошего быть не может. Понимая это, мы не допустим того, чего он хочет.

Преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице» рассказывал о том, что видел очами духовными во время общей молитвы братии монастыря. Одни демоны повисают на плечах у монахов, другие отягощают их веки, третьи заставляют их зевать… Любой человек, живший в монастыре, это подтвердит. Почему бывает так, что во время богослужения человеку страшно хочется спать, болят ноги, спина? Но вот служба кончилась, человек вышел на улицу, и с ним уже все в порядке: и спать не хочется, и спина не болит. То же нередко происходит и при домашней молитве. Почему? Потому что бесу не надо, чтоб человек молился. И если человек знает, что это бес действует, а не его собственное естество, то он не поддастся жалости к себе, не скажет: «Нет, я, похоже, слишком устал, зачем мне такое переутомление, пойду лягу».

- Значит, нам нужно изучать опыт отцов Церкви, именно он в данном случае для нас полезен?

Безусловно, полезен, как и во всех других случаях. Есть поговорка: предупрежден - значит вооружен, а бесы прекрасно вооружены, они воюют тысячи лет против человека, они изучают как человечество в целом, так и каждого из нас в отдельности буквально с рождения. А мы их не изучаем, у нас нет таких возможностей. Таким образом, мы с ними не в равных условиях. Но, когда мы читаем святых отцов-подвижников, мы можем соотнести то, что узнаем из их трудов, с собственным опытом и различить: вот это - я, а вот это - не я, это кто-то другой, и реагировать соответственно. Старец Ефрем Катунакский порой встречал врага смехом: почувствовав приближение искушения, ощутив, например, тщеславный помысел, он смеялся: «Что, опять?». Потому что бес ему сто раз это приносил, бес ведь каждый раз одно и то же притаскивает. И каждый раз это оборачивалось для беса стыдом и посмеянием. А если бы старец предполагал, что тщеславные помыслы исходят только от него самого, ему гораздо труднее было бы над ними смеяться.

Не случайно ведь единственная молитва, воспринятая современниками непосредственно от Спасителя, содержит прошение об избавлении от лукавого…

- Да, но слово «избавление» в данном случае не нужно воспринимать буквально. Пока существует этот мир, пока не настала жизнь будущего века, мы вполне от лукавого не избавимся, он так и будет спутником нашей жизни, каждого ее дня, каждого часа, спутником, желающим одного - нашей погибели. Но одновременно - уже не по его собственному желанию, а по Промыслу Божию - способствующим нашему спасению. Каким образом? Здесь надо вспомнить слова преподобного Марка Подвижника: содействует злое благому намерением неблагим. Когда враг нас искушает, когда он хочет нашего падения, он невольно нас «тренирует», закаляет, делает крепче. Брань - это тяжелое время, но это и время стяжания венцов. Разумеется, только в том случае, если мы боремся. Наша задача - доказать бесам, что мы не их. Что мы не с ними, что мы расторгаем с ними тот союз, который заключаем посредством греха. И мы просим Бога, чтоб Он не дал нам по нашей слабости, малодушию, немощи стать добычей лукавого. Избави нас от власти лукавого - именно в этом смысл прошения из молитвы Господней.

Молитвы об избавлении от лукавого содержатся и в чине Крещения, и в Великом покаянном каноне Андрея Критского, и в многочисленных церковных песнопениях, и всюду лукавый называется чужим, чуждым. Он чужд человеку. В Таинстве Крещения крещаемый или восприемник произносит: «Отрекаюся от сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его». Что значит - служения его? Служения ему. Потому что человек, совершающий грех, начинает служить воле, интересам, желаниям сатаны. Хотя тот человеку чужд, но в момент греха с этим чуждым нам существом происходит некое сроднение. Но мы не должны жить под властью чужого. Вот почему в Великом покаянном каноне Андрея Критского есть такое прошение: «Да не буду стяжание, ниже брашно чуждему. Спасе, Сам мя ущедри».

- Что такое одержимость бесами? Может быть, мы все в той или иной мере ими одержимы?

Нет, одержимость - это особое состояние, когда человек оказывается во власти страшного черного духа; настолько во власти, что проявления этого состояния напоминают танец марионетки - в такой степени человек не владеет собой. Однако если этого человека осмотрят врачи-психиатры, они могут сказать, что он совершенно здоров. Могут, правда, сказать и иное. Утрата психического здоровья может быть следствием беснования, которое, безусловно, разрушительно действует на психику; и, с другой стороны, психически больные люди гораздо более подвержены бесовскому влиянию, нежели здоровые.

- Но не каждый же пациент психиатров одержим бесом…

Не каждый, конечно, есть сколько угодно психически больных, у которых никакого беснования нет. Но больным человеком бесу гораздо проще играть, и вот почему. У нас есть защитные барьеры на пути наших врагов. Во-первых, наши грубые «кожаные ризы», наше плотское устроение, лишающее нас возможности непосредственно воспринимать духовный мир. Это благо для нас, потому что, как говорят святые отцы, если бы нам была оставлена способность первозданного человека общаться с миром духовным, мы в нашем падшем, греховном состоянии были бы куда способнее к общению с падшими духами, нежели с Ангелами. Второй защитный барьер - это разум. Конечно, разум может надмеваться, он может быть примитивным или, напротив, изощренным, извращенным, но если человеку присуща хотя бы минимальная трезвость, он по одному только здравому смыслу некоторых вещей, которые предлагает ему враг, делать не будет. Безусловно, самым надежным барьером на пути врага являются благочестие и страх Божий. Психически больной человек лишен этих защитных барьеров. Он не может трезво мыслить, он не может быть благочестивым и богобоязненным, и, что самое страшное,- истончается какая-то его телесная составляющая, он становится гораздо более способным к восприятию мира духовного. И, находясь в таком болезненном обостренном состоянии, опять же, не с Ангелами в общение вступает.

- В таком случае, как отличить психическую болезнь от одержимости? Современный врач, читая в Евангелии о бесноватом отроке или о гадаринском безумце, может сказать, что первый страдал эпилепсией, а второй - шизофренией.

Действительно, подчас не скажешь, что это - психическое расстройство, вызванное соматическими факторами - например, черепно-мозговой травмой,- или одержимость. Бывают случаи явные: когда абсолютно здоровый человек, сидя на стуле, вдруг начинает на нем подпрыгивать, словно мячик, но при этом не теряет ясности сознания. Или - когда двухлетняя девочка вдруг начинает говорить мужским басом, и такие вещи, которых она услышать нигде не могла. Я помню, как однажды ожидал исповеди у архимандрита Кирилла (Павлова). Нас было много, все были сосредоточены, каждый готовился к своей исповеди, и вдруг нас всех из этого состояния вывел… не крик, не плач, не стон, а такой звук, которому на земле названия нет, его определить невозможно, не с чем сравнить. Это было нечто леденящее душу. Этот звук издавал человек, стоявший на коленях перед отцом Кириллом. У всех было ощущение запредельного ужаса. Потому что никто из нас ничего подобного никогда не слышал.

Старец Паисий Святогорец использовал такой способ отличить одержимого от душевнобольного: он клал в воду частицу мощей и потом давал человеку эту воду выпить. Если с человеком ничего особенного не происходило, значит, это был просто больной человек. Одержимый же начинал биться, кричать, ругаться.

Но в целом, повторю еще раз: как одержимость разрушает психику, так и психически больной более подвержен бесовскому влиянию, нежели здоровый. Душевное заболевание имеет все-таки духовную основу. Да, иной психиатр будет говорить, что причина - биохимические изменения в коре головного мозга, но вряд ли он ответит на вопрос, из-за чего произошли эти изменения. Между тем можно заметить, что психическим отклонениям подвержены в первую очередь люди гордые. Смиренный человек может перенести любые потрясения и не заболеть, потому что он готов, он понимает, откуда это пришло. А гордый человек ломается. Безумие - один из самых странных, самых страшных, но все-таки - способов самосохранения человека. Человек не может с чем-то справиться и убегает в безумие. Безумие дает ему возможность как бы скорчившись, закрывшись существовать в этом мире.

- В одержимость бесами человек впадает по собственной вине?

Вообще, не бывает так, чтобы мы не были виноваты в том, что с нами произошло: как говорят святые отцы, крест каждого из нас сделан из дерева, выросшего на почве нашего сердца. Если же говорить о детях, то они всегда расплачиваются за грехи взрослых. Точнее - на них сказываются эти грехи, как сказывается пережитая родителями болезнь или облучение радиацией.

Почему нас призывают очень осторожно относиться к так называемым отчиткам одержимых? В Церкви нет о них единого мнения? Мне приходилось слышать, что большая часть людей, приезжающих на отчитки,- это либо корыстные симулянты, вошедшие в роль, либо психопаты, которым нужно любой ценой привлечь к себе внимание и которые начинают бессознательно в этом состязаться.

Единое мнение как раз есть. По благословению правящего архиерея хороший, праведной жизни священник назначается читать над мучимыми от нечистых духов определенные молитвы. И в тех случаях, когда действительно присутствует действие духов злобы, этим людям по молитве Церкви подается помощь. Жития святых и патерики полны такими случаями, когда бесы оставляли человека по молитвам святого. Относительно людей, просто нездоровых,- тем-то и страшны самочинные отчитки, проводимые без благословения священниками, не имеющими духовных прав и полномочий, что бес через этих священников обольщает людей. Они приезжают к нему просто больными, а уезжают порой уже бесноватыми. Действия этих священников напоминают о семерых сыновьях иудейского первосвященника Скевы, которые пытались изгнать нечистого духа, заклиная его Иисусом, Которого Павел проповедует . Злой дух ответил им тогда: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? (Деян. 19 , 13, 15), и они немало от одержимого им пострадали…

Жития святых, особенно монахов-пустынников, содержат рассказы об их борениях с бесами. Святые отцы видели их. Почему мы не видим? Потому что жизнь наша не такова, как у святых, молитва не такова, не представляем мы собою такой опасности для бесов, не бросаем такого вызова сатане, как святые?

Мы бесов не видим, потому что Господь, к нашему счастью, не дает нам их увидеть. Если бы мы их увидели, то неизвестно, перенесли бы мы это или нет. Бес, демон - синонимов много, но один из этих синонимов - дух злобы. Бес - это персонифицированное зло. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в одной из своих проповедей сказал, что в мире исполняется симфония зла. Автор ее скрывается, но он есть, и симфония эта по-своему гениальна. Мы знаем, как страшно зло на земле, видим, что люди делают друг с другом на протяжении веков; а теперь представьте, как страшен тот, кто все это производит. Вот почему Господь не дает нам его видеть - потому что мы к этому не готовы совершенно.

- Все-таки о природе бесов и о природе Ангелов. Бесы ведь - те самые ангелы, которые пали с Денницей, с сатаной?

- Да, это они. И коль скоро мы не можем ничего сказать о том, каковы Херувимы и Серафимы, предстоящие Богу, то и о том, каковы падшие Ангелы, мы тоже ничего не можем сказать. По Иоанну Дамаскину, Ангелы суть вторые светы умные, заимствующие свой свет от Первого и Безначального Света. Ангел - это вестник, посланник, который приходит, чтобы сообщить волю Божию или чтобы исполнить ее в отношении нас. Ангел приносит нам свет от Источника, от Того, Кто и есть Свет. Свет Ангела - отраженный, его можно сравнить с зеркалом, отражающим солнечный луч.

Ангелы обладают свободной волей, однако, по слову святителя Василия Великого, неудобопреклонны ко греху - в отличие от нас,- потому что непосредственно созерцают Бога и все вещи в нем. Но могла же часть из них когда-то пасть и превратиться в свою полную противоположность…

Относительно возможности падения Ангела - единого мнения среди учителей Церкви здесь нет, мы можем, вслед за святителем Василием, считать, что они всего лишь неудобопреклонны ко греху, или, вслед за другими отцами - что Ангелу вообще невозможно пасть. Искушение, которое постигло ангельский мир, было кратковременным, но колоссальным. Оно разделило Ангелов на два мира: мир тех, кто сохранил верность Богу, и мир ангелов падших, бесовский мир, и это разделение - навсегда. У нас нет никаких оснований считать, что Ангел, подобно грешному человеку, может падать и вновь подниматься. И нет оснований считать, что бес может вдруг покаяться.

Дело в том, что человек - духовное, но при том и телесное существо - имеет оправдание в своей бренной плоти, об этом писали святые отцы. Страх болезни, страх беды, потери, смерти - все это заставляет нас быть неверными от малодушия. А чего бояться демону? Или Ангелу? У них нет нашей немощи, слабости. Выбор духа - это выбор свободный и бесповоротный.

- Как понимать слова Христа: не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10)? Речь идет об Ангелах Хранителях, каждый из которых придан одному из людей?

Эти слова говорят прежде всего о высоком достоинстве человека. Мы, люди, склонны пренебрегать человеком, если он кажется нам малым и незначительным, если это убогий, калека, нищий… Но у этого человека есть Ангел, который печется о нем и который предстоит Лицу Божию. Таково попечение Бога об этом человеке.

Мы не обязаны считать, что к каждому из нас приставлен персональный Ангел или что персональный бес приставлен, чтобы искушать нас. Не исключено, что это именно так, мы встречаем указания на это в житиях и в творениях некоторых святых, но может быть и иначе. Что мы можем знать о происходящем в духовном мире? Нам достаточно знать, что Ангелы хранят нас, а бесы ищут, как погубить. А стремление уложить это в какую-то умопостигаемую систему вызвано гордостью человека, мыслью, что это для него возможно.

- Как сочетаются возможное воздействие на нас Ангела Хранителя и наша свободная воля?

А как сочетаются наша воля и наличие у нас добрых умных друзей, которых мы слушаем, от которых ждем совета и поддержки в трудную минуту? Есть, однако, очень важное различие в воздействии на нас бесов и в воздействии Ангелов. Бес не может знать мысли человека. Он может действовать, исходя из того, что известно ему о нас как великому психологу и великому аналитику. Наблюдая за нами, он догадывается, что в нас происходит. Ангел же действует Духом Святым и в Духе Святом,и мы для Ангела прозрачны.

Жития святых хранят немало рассказов о явлении Ангелов. Чаще всего их видят в образе прекрасных мужей или юношей в светоносных одеждах. Значит, у них есть-таки зримый облик?

Важно понимать, что святые видели Ангелов не телесными очами, но очами духовными - умным, необразным зрением. Нам трудно это себе представить: мы, земные люди, мыслим образами, за каждой нашей мыслью возникает вещественный образ. Но святые, когда на них нисходил Дух Святой, благословение Божие, видели явления иного мира, видели райское блаженство. Не в образах, а как оно есть. Нам очень трудно понять, что в той, другой жизни уже не будет привычных нам образов, что это будет жизнь совсем другая. Когда человеком овладевает духовная радость, он не может сказать, чему он, собственно, радуется, для этого нет слов. Апостол Павел был очень красноречивый человек, он мог выразить словами все, что ему было нужно выразить, но он не мог рассказать о том, что видел, когда был восхищен до третьего неба, потому что это нельзя на человеческом языке выразить, это совершенно разные области. Он слышал там неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12 , 4). Такие видения бывали у святых. Но бывают и иные видения - когда нам, как маленьким детям, показывают что-то в доступных для нас образах. Демон с черными перепончатыми крыльями, со страшными рогами, клыками - это очень подходящий образ для того, чтобы этот демон явился человеку, но ошибочно при этом думать, что у демона действительно есть такие крылья, рога. Что же касается Ангела - сущность его лучше отражает, наверное, не этот традиционный образ - прекрасный юноша, а наше понимание того, что коль скоро Бог есть любовь, то и служитель Его тоже есть любовь. Присутствие Ангела - это всегда мир, глубокая сердечная успокоенность и ощущение того, что тебя согревает любовь.

«И БЕСЫ ВЕРУЮТ, И ТРЕПЕЩУТ»

(Иак. 2, 19) .

У лет я пел в церковном хоре, старался соблюдать все заповеди Христа и уставы Церкви. По благословению я не вкушал мяса и ничего мясного, не пил вина, избегал общения с женщинами. На исповеди открывал священнику даже невольные помыслы свои, которых избежать труднее, чем греха делом и словом. Я исполнял свое молитвенное правило, знал наизусть утренние и вечерние молитвы, на память поминал сотни людей, живых и усопших. Упражнялся в непрестанной молитве, Иисусовой, и иногда она сама ночью действовала во мне. Кроме среды и пятницы постился еще и в понедельник. Первую еду вкушал в 15 часов дня, не ранее. Так что певческую, чтецкую службу в храме совершал натощак. Так поступали и многие наши певчие (кроме артистов, которые тоже пели в нашем храме, на другом клиросе, но не исполняли церковных правил). Просфору и освященную воду мы принимали до еды.

Все это говорю не в похвалу себег а для предостережения. Ибо я считал и считаю себя православным христианином, принадлежащим единой святой соборной и апостольской Церкви, которая истинно исповедует Отца и Сына и Святаго Духа, которая живет по Евангелию Иисуса, Христа и соблюдает правила святых апостолов, вселенских и поместных соборов и святых отцов. А все прочие (так называемые конфессии, точнее, лжеисповедания), католические и протестантские, неправославные церкви, церковки, молитвенные дома, толки, секты, отделения суть ереси и химеры (не говоря уже об иудаизме, исламе, язычестве и прочей тьме духовной).
Однажды вечером я лег отдохнуть после службы в храме и домашней молитвы. В комнате было полутемно. Пред иконой горела лампада.

Неожиданно явился бес В каком образе? Бесы не всегда являются в образе. Бесы безобразны и им более свойственно являться без образа. Впрочем, они могут принять любой образ или видимость образа. Явившийся бес сказал мне: «Ты - верующий, и я - верующий».

Я подумал: «Какой же он верующий?! Ведь он против Бога. Хотя... в Евангелии сказано, что бесы верят в Бога, «И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19). Но эта вера не спасает».
Я перекрестился и помолился Господу Богу моему Иисусу Христу со Отцом и Святым Духом об избавлении от искушения. Я знал, что бесы нападают и на святых и на грешников, и сами, и через людей. Я не испугался. Они и прежде досаждали мне, но всегда по молитве Бог прогонял их. Но этот бес отличался от других; он сказал:

Я знаю, что ты думаешь. Ты думаешь, что я не такой верующий, как ты. Ошибаешься:- Ты читал у святых отцов и слышал от знакомых батюшек, что бесы по темноте своей не могут читать мыслей в человеке. Можем, мы видим мысли и чувства. Потому что мы сами и внушаем эти мысли и чувства, строим образы, особенно в тех, кто любит пофантазировать.

Ты - православный, и я - православный.

«Какой же он православный? - подумал я. - Ведь бесы не исповедуют православного символа веры, не любят молитв и духовных песнопений, особенно «Отче наш» и «Живый в помощи Вышняго», не могут терпеть пения «Иже херувимы» и выбегают из храма при этом. А православный осмиконечный крест опаляет их как огнем».

Нет, ты ошибаешься, - продолжал бес. - Хочешь, я спою тебе «Отче наш» и символ веры?

Я не выразил желания. Но бес спел мне всю молитву «Отче наш», как поют ее в храме на литургии. Спел басом, красивым, но чуть охрипшим (голос беса был похож на голос похабного певца, артиста Высоцкого) . Потом он спел символ веры.

«Ну, уж «Иже херувимы» ему не спеть, - подумал я, продолжая мысленно творить молитву Иисусу Христу, - ведь отцы Церкви писали, что бесы не могут этого спеть и даже слышать».

Думаешь, не могу спеть херувимскую? - продолжал нечистый. - Да ведь мы в храме всегда поем ее, там наши артисты поют на правом клиросе.

Нужно пояснить, что у нас было два хора: левый, где пели верующие, и я в том числе; и правый, где пели наемные артисты, нецерковные люди, которых любил наш настоятель, но которые не исполняли церковных правил (курили, жили в блуде, вне брака, не соблюдали постов и прочего).

И бес спел «Иже херувимы» от начала до конца, не запнувшись нигде и не ошибившись. Спел всю литургию верных. Более того, он прочитал наизусть все мои вечерние молитвы, без единой ошибки. Признаюсь, я был внутренне удивлен, я никогда не ожидал этого. Во время этого явления я старался не общаться с бесом, не участвовать в разговоре, но он читал все мои мысли, как в книге.

Я подумал:

«Ну, произнести или пропеть чужой текст он может, - ведь всякий актер говорит чужой текст несвоим голосом; а вот изобразить крест, крестное знамение, он не может. Отцы говорят, что крест опаляет бесов».

Думаешь, не могу изобразить крестного знамения? - спросил лукавый. - На, смотри!

И он изобразил в воздухе, светлыми линиями, православный осмиконечный крест, одну из величайших святынь православной веры.

Не знаю, тогда или после пения «Иже херувимы», я подумал: «А не ангел ли это Божий, не чистый ли это дух, который только притворяется бесом? Ведь он явил столько православного...».

Нет, я не ангел Божий, - услышав мои мысли, отвечал бес и в доказательство скверно выругался.

Потом он сказал, что «есть бесы православные, бесы католики, бесы сектанты, бесы язычники (в зависимости от места работы)».

Разумеется, бесы не могут быть поистине православными, но они могут делать все православное, что делают люди. Ведь изображают же актеры святых, монахов, священников, апостолов, Матерь Божию, Иисуса Христа. Все, кто смотрели эти фильмы о Христе и Божией Матери, должны понять, что они видели работу бесов, бесов во плоти. Актеры курят, ругаются матом, блудят, прелюбодействуют, делают аборты и при этом изображают из себя Христа или Богородицу - это кощунство, поругание веры, насмешка сатаны над Богом. Так и антихриста, еврея из колена Данова, примут за Христа. Подмена уже совершилась.

Не напрасно святые отцы установили правило (оно есть в Номоканоне и в писаниях Иоанна Златоуста): если колдун, или волхв, то есть, маг, или обаятель (экстрасенс, говоря по-современному, или гипнотизер) при колдовстве употребляют имена святых мучеников, или Богородицы, или имя Святой Троицы, или крестное знамение наводят, то должно бежать от таковых и отвращаться. Слуги сатаны могут использовать святыню, но она не спасает их, а губит.

Святыня не освящает вора, укравшего ее, а будет ему в суд и осуждение.