Страны с тираническим режимом. Механизм создания фашисткой диктатуры в германии. Тема «Механизм создания фашисткой диктатуры в Германии»


2.2 Деспотический режим и теократические политические режимы

Тиранический режим -- основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жестокой. Стремясь пода вить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластье обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создавать.

Деспотический peotcu (от греч. «despotia» -- неограниченная власть) характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминирует карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. государственная власть тоталитарный режим

Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию, Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америки, словом, в государствах «азиатского способа производств* рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их paзвития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществления или подавления противников режима и т. д.

Теократии обнаруживав много своеобразного в своих политико-правовых системах. Дословная теократия означает «божественное правление», власть Бога. Для клерикала и просто искренне верующего религия воплощает истину и справедливость. Поэтому вероятно ожидать от верующего человека, что, став политиком, он постарается утвердить религиозные нормы и ценности властью, силой государства.

Теократия - это режим, в котором политическая власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулятором общественных, в том числе политических, отношений являются предписания религиозного происхождения, каноны.

Носитель религиозной власти связан ответственностью, прежде всего, перед небесной инстанцией. Поэтому он приобретает свободу от политических обязательств перед единоверцами, от контроля с их стороны. Например, в исламе довольно широко распространена идея так-лида, т. е. беспрекословного повиновения религиозным авторитетам и доктринам. Мера добросовестности, характер власти зависят от личных нравственных и интеллектуальных качеств религиозных лидеров, а не от свободного политического выбора граждан .

Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества

Вторая группа политических режимов государства - недемократические режимы. Их существует несколько видов, отличающихся друг от друга по тем или иным признакам, но выделяют и общие для них признаки: 1. Отсутствие политического плюрализма...

Конституционное устройство Российской Федерации

Конституция - это нормативный правовой акт(совокупность нормативно правовых актов) обладающих высшей юр силой и регулирующие основы правоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти...

Льготы в финансовом праве

Также дискуссионным является вопрос о месте специальных налоговых режимов, а именно можно ли относить их к разновидностям налоговых льгот. Специальные налоговые режимы представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов...

Политический (государственный) режим и его виды

Антидемократический режим - такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан. Признаки антидемократического режима: 1...

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации...

Политический режим как элемент формы государства

Права, обязанности и имущественная ответственность супругов

Рабочее время: понятие, виды

Слово "режим" французского происхождения и означает точно установленный распорядок жизни, работы, отдыха, сна, питания и т.п., а также систему установленных правил, необходимых для достижения той или иной цели. Режим рабочего времени, т.е...

Субъекты международного частного права

Иностранные физические и юридические лица на территории принимающего государства обладают соответствующими правами и несут определенные обязанности. Условия предоставления прав отражают два вида режима, распространенных в мировой практике...

Форма (устройство) государства

Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. Неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом...

Форма государства

Политический режим - понятие многоплановое, имеющее широкий диапазон содержания и применения. В юридической литературе оно обычно означает такую форму государства, которая раскрывает методы осуществления государственной власти...

Форма государства

Политико-правовые режимы делятся на демократические и антидемократические, в свою очередь антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные. Тоталитарный режим - это политический режим...

Характеристика государства

Третьим компонентом формы государства является государственно-правовой режим. Данная характеристика государства является наиболее динамично меняющейся, из всех составляющих формы государства...

Характеристика государства

Недемократические режимы характеризуются следующими признаками: 1. приоритетом государственных интересов над всеми другими интересами и ценностями, в том числе правами человека; 2. полное отсутствие выборов или их фиктивность; 3...

Характеристика государства

Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения. Деспотизм является традиционным названием крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях...

Понятие "политический режим" связан не только с сущностью государства, но и с политической системой в целом.

Форма политического режима характеризует способы осуществления государственной власти, то есть дает ответ на вопрос, какие политические взаимоотношения существуют между властью и населением.

Классификация политических режимов

Все режимы делятся на демократические и недемократические (по другой терминологии - тоталитарные).

Демократический режим - это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются:

а) формирование органов власти выборным путем;

б) политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений и союзов;

в) государственное существование политических прав и свобод граждан.

Антидемократический режим характеризуют такие признаки, как:

а) формирование органов власти в результате псевдовыборов, путем фальсификации выборов либо без выборов;

б) наличие единой государственной идеологии и отсутствие политического плюрализма;

в) бесправие граждан и произвол властей при формальном провозглашении законности, прав и свобод граждан.

Сходную классификацию дает профессор А.И. Коваленко. Автор выделяет два политических режима: демократический и террористический.

Как бы ни называли недемократические режимы , все они относятся к авторитарным или тоталитарным.

а) деспотический режим, предполагающий полный произвол монарха;

б) тиранический режим, основанный на узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления;

в) тоталитарный, основу которого составляет всевластие государства, то есть полный контроль над обществом;

г) фашистский режим, идеологией которого является крайний шовинизм и бесчеловечность по отношению к врагам нации, прежде всего к евреям и коммунистам;

е) либерально-коммунистический режим, предполагающий осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами;

Демократические режимы подразделяются на три разновидности: демократический, либерально-демократический.

В Демократическом государстве компетенция, объем, пределы властных полномочий органов государства строго регламентируются законом. Действуют институты непосредственной демократии (референдум), принципы демократии: верховенства права, независимого правосудия, гарантированных государством и защищенных судом неотъемлемых прав и свобод человека.

Демократическое государство - государство, в котором органы власти имеют народный мандат. Центральное место среди них занимают органы, непосредственно избираемые народом (Президент, парламент и т. д.); компетенция, объем, пределы власти каждого органа строго регламентируются законом. Также может широко использоваться такой институт непосредственной демократии, как всенародное голосование (референдум). В обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие, все граждане имеют гарантированные государством и защищенные судом неотъемлемые права и свободы. В демократическом государстве гарантируются права и свободы, свобода слова и вероисповедания.



Авторитарное государство - государственная власть, не имеет непосредственного мандата народа, ограниченный круг властвующих органов и лиц с помощью административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений. Право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе. В недемократическом государстве и обществе, как правило, имеется официальная идеология.

Авторитарное государство - государство, в котором государственная власть, не имеющая непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом, но произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц с помощью прямого использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений. Право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе, их функции ограничены требованием соблюдения действующих норм и законов. В недемократическом, авторитарном государстве и обществе, как правило, имеется официальная идеология, которая проникает практически во все сферы жизни данного общества.

Тоталитарное государство - административное управление строится на началах всевластия; оно не определяется законом (подзаконные акты), общество находится под тотальным контролем государства и его подразделений: управленческого административного аппарата, вооруженных сил, карательных учреждений.

Тоталитарное государство - государство, в котором административное управление строится на началах всевластия; оно не определяется законом. Из жизни общества исключаются права человека и независимое правосудие; все общество попадает под тотальный контроль государства и его подразделений: управленческого административного аппарата, вооруженных сил, карательных учреждений. В обществе осуществляется беспрепятственное подавление личности. Исключается всякое инакомыслие, все общество вынуждено занимать ту позицию, которую предлагает официальная идеология и пропаганда.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства в одних руках, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР.

Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации.

При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму Фашистский режим является разновидностью тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими.

9. Форма административно-территориального устройства как пространственная характеристика государственной власти.

Под государственным режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления государственной власти.

Политический режим включает не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властных прерогатив негосударственных общественно-политических организаций – составных частей политической системы общества.

Государственный режим выступает как реальное проявление организационно-оформленной власти, как процесс ее функционирования.

В научной литературе существует несколько определений государственного режима и представлений о нем.

Наиболее распространенным представлением о Г.Р. в настоящее время является вышеназванное понимание его как совокупности средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти.

Есть и другие.

Государственный режим – «конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе».

Государственный режим – система или совокупность форм, методов, средств и способов властвования, «через которые государственная власть лигитимирует свое существование и функционирование».

Наряду с названными определениями, существуют и другие, далеко выходящие за рамки традиционных представлений. М. Ориу рассматривает государственный режим не как совокупность методов и способов осуществления государственной власти, а как «государственное» и «негосударственное» состояние общества.

По существу, он отождествляет государственный режим с самим государством.

Идентифицируя государственный режим с системой методов и способов осуществления государственной власти, исследователи рассматривают его как наиболее динамичную составную часть формы государства, чутко реагирующую на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде.

Г.Р. в значительной мере индивидуализирует форму государства.

Г.Р. не возникает спонтанно. Он складывается и развивается под воздействием целого ряда объективных и субъективных факторов.

Объективные:

* характер развития экономики (централизованная, плановая, рыночная и т.д.);

* уровень развития общества;

* уровень развития общей, правовой, политической культуры;

* тип и форма государства;

* соотношение социально-классовых сил;

Субъективные:

· особенности менталитета;

· политики, находящиеся у власти в конкретный период времени и т.д.

О характере режима могут свидетельствовать следующие факторы:

* способы и порядок формирования органов государственной власти;


* порядок распределения между различными органами компетенции и характер их взаимоотношений;

* степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан;

* роль права в жизни общества и в решении государственных дел;

* место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки и др.;

* степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством;

* основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.

Юридической науке известны различные варианты классификации политических режимов.

1) тип государства и права (в каждом типе выделяют «свои» режимы)

Рабовладельческий :

· деспотический;

· теократически-монархический;

· аристократический (олигархический);

· режим рабовладельческой демократии.

Феодальный строй:

· абсолютистский;

· феодально-демократический (для дворянства);

· клерикально-феодальный (в теократических монархиях);

· милитаристско-полицейский;

· режим «просвещенного абсолютизма».

Капиталистический строй:

· буржуазно-демократический (конституционный);

· бонапартистский;

· военно-полицейский;

· фашистский.

Социалистический:

· «последовательно-демократический».

2) Многие исследователи, не «привязывая» государственные режимы к отдельным типам государства и права, дают лишь общую их классификацию:

* развернуто-демократический;

* анархо-демократический.

3) Решая вопрос о классификации политических режимов и стремясь избежать путаницы, представляется целесообразным в сугубо учебных, академических целях исходить лишь из необходимости самой общей классификации политических режимов, а именно из подразделения их только на два вида – демократический и недемократический, или антидемократический, режимы .

Каждый из этих видов в зависимости от того или иного этапа развития общества, сущностных и содержательных характеристик государства и права, исторических, национальных и иных обычаев и традиций, а также множества других обстоятельств подразделяется на самые различные подвиды или разновидности.

Деспотический режим (от греческого – despotia – неограниченная власть. Встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, словом в странах «азиатского способа производства», рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Характерен для ранних этапов развития человеческого общества. Он характерен также для абсолютистских монархий.

Власть осуществляется исключительно одним лицом – деспотом. Деспот вынужден перепоручать некоторые управленческие дела лицу, пользующемуся у него особым доверием (на Востоке – визирь). За собой деспот оставляет карательную и налоговую функции.

Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя. Ш.Л. Монтескье: «…все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую длань государя». Жестоко подавляется любая самостоятельность и недовольство подвластных.

Санкции к подвластным потрясают воображение своей суровостью. Они не соответствуют содеянному, определяются произвольно. Власть осуществляет санкции наглядно с тем, чтобы посеять страх и обеспечить повиновение.

Полнейшее бесправие подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод.

Деспотия – это, в основном, историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.

Тиранический режим. Основан на единоличном правлении. Власть тирана жестокая. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Используется и превентивное принуждение.

Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над обычаями этого народа.

Тиранические режимы наблюдались в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, так как тиран не стремится их создать.

Тоталитарный режим (от познелатинского – totalitas – полнота, цельность; весь, целый). Термин появился в конце 20-х годов XX в., когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини (1925). Перед 2-й мировой войной в США состоялся специальный симпозиум, посвященный тоталитарному государству.

Политической реальностью стал лишь в XX веке.

Тоталитарные идеи подчинения части целому, индивида государству можно найти в сочинениях Гераклита, Платона, Т. Мора, Ж.Ж. Руссо, К. Маркса, Ф. Ницше, В. Ленина и др.

В художественной форме тоталитарные системы ярко изображены в романах Е. Замятина «Мы» (1920), О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932), Дж. Оруэлла «1984» (1948) и др.

Теория же тоталитаризма сложилась в 40-50-х гг. в работах Ф. Хайека, А. Аренд, К. Фридриха и З. Бжезинского.

Характерные черты:

1) наличие одной официальной идеологии;

2) допускает только одну правящую партию;

3) правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы;

4) сращивание партийного и государственного аппаратов;

5) демагогическая ориентация членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии;

6) монополия государства и правящей партии на информацию;

7) крайний центризм в управлении государством;

8) центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализуется;

9) всевластие номенклатуры, то есть должностных лиц;

10) возрастание дискреционных, т.е. законом не предусмотренных полномочий;

11) особая роль в государстве принадлежит армии, полиции, органам безопасности и т.д.;

12) широко применяется террор по отношению к населению;

13) устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Государство стремится буквально «слить» общество с собой, полностью его огосударствить;

14) в экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами;

15) формально политические права и свободы могут закрепляться в законе, но отсутствует механизм их реализации;

16) контролируется и личная жизнь граждан;

17) используется полицейский сыск, поощряется доносительство; поиск внутренних и внешних врагов;

18) милитаризация государства; ВПК, армия – основные опоры тоталитарного режима.

Какие социальные силы поддерживают этот режим?

· люмпенизированные слои общества;

· социальные слои, зараженные уравнительной идеологией, социальным иждивенчеством, идеями «равенства в нищете».

Государство при тоталитаризме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения развивается идеология и практика социального иждивенчества. Но социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери).

Фашистский режим – одна из крайних форм тоталитаризма. Характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими, крайней агрессивностью.

Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы.

Фашизм – человеконенавистнический и агрессивный режим.

Характерные черты:

· милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн;

· слияние государственного аппарата с монополиями;

· вождизм;

· разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей;

· упрощение карательных процедур;

· ужесточение санкций, вводятся превентивные меры;

· отрицание равноправия и политических свобод;

· крайняя нетерпимость к инакомыслию;

· откровенная ставка на силовые методы достижения целей.

Проявления этого режима можно увидеть в нацистской Германии, Италии 20-х – 30-х гг. XX в., франкистской Испании, Японии 30-40-х гг, при президенте Перроне (1943 – 1955) в Аргентине, в Греции конца 60-х гг., в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.

Фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;

2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

Соотношение элементов формы государства.

На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции

Форма государства - это внешняя характеристика сущности государства. Форма государства - это категория, показывающая взаимосвязь между различными органами государства. Она показывает, как организована государственная власть.

Политический режим влияет на иные элементы формы государства, причем влияет определяющим образом.

Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:

конкретные формы правления взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).

Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики - тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии - тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство.

Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления.

Таким образом, следует иметь в виду, что существует определенная взаимозависимость между различными элементами формы государства . Так, абсолютная монархия закономерно сочетается с авторитарными режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой централизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии.

Однако жесткой зависимости здесь все же нет. Можно говорить лишь об определенных тенденциях. Ведь те же федеративные, территориально большие государства вынуждены создавать обширный бюрократический аппарат управления, усиливать центральную власть как гаранта от возможного сепаратизма и распада, что обусловливает антидемократические начала управления. Кроме того, на соотношение элементов формы государства влияют национальные традиции, тип мышления (сравните, европейский – общинный и азиатский – единовластный), своеобразие культуры, религиозные приверженности населения и тому подобные объективные и субъективные обстоятельства.

К закономерностям сочетания элементов формы государства относятся:

· определяющая роль политического режима по отношению к форме правления и форме государственного устройства;

· частичное обратное воздействие последних двух элементов на политический режим;

· ограничительный по отношению к верховной власти характер парламентской формы правления и федеративной формы государственного устройства;

· национально-историческое своеобразие сочетания элементов формы конкретного государства.

Можно выделить следующие сочетания элементов формы государства:

1) централизованно-монократический тип – лидерская форма правления, унитарная форма государственного устройства и тоталитарный политический режим;

2) традиционно-автократический тип – лидерское правление, унитарное устройство и авторитарный режим;

3) простой (конституционный) тип – лидерское правление, унитарное устройство и демократический режим;

4) вертикально распределенный тип – лидерское правление, федеративное устройство и демократический режим;

5) горизонтально распределенный тип – парламентское правление, унитарное устройство и демократический режим;

6) сложно распределенный тип – парламентское правление, федеративное устройство и демократический режим.

Форма современного российского государства

Форма правления.

Статья 1 Конституции определяет Россию как республику. Обычно выделяют три основных вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную. Полномочия Президента РФ по формированию Правительства и контролю за ним являются решающими и позволяют считать Россию президентской республикой.

Точки зрения

1. Некоторые учёные счи­тают, что Россия является смешанной республикой, так как у Федерального собрания (Государственной Думы) имеются важ­ные полномочия в отношении правительства.

Во-первых, Го­сударственная Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103,111).

Во-вторых, Госу­дарственная Дума утверждает разработанный Правительством федеральный бюджет, а также отчёт Правительства о его ис­полнении (ст. 114).

В-третьих, самое важное - Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, в результате которого Правительство может быть отправлено в отставку (ст. 117).

2. Но есть и иная точка зрения, согласно которой Россия относится к президентским республикам, так как первые две особенности харак­терны для многих президентских республик. Например, в США Сенат даёт согласие на назначение всех глав исполнительных департаментов, но это не делает США смешанной республи­кой. Относительно третьего фактора, следует учитывать, что в этом случае Президент решает, отправлять ли Правительство в отставку. В случае если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Пре­зидент РФ объявляет об отставке Правительства либо распуска­ет Государственную Думу (ст.117).

Кроме того, Президент в соответствии со ст. 111 после трёхкратного отклонения представленных им кандидатур Пред­седателя РФ Государственной Думой назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назна­чает новые выборы.

В связи с этим пол­номочия российского парламента в отношении правительства являются ограниченными и фактически не выходят за рамки, обычно устанавливаемые в президентских республиках, како­вой и является Россия.

Форма государственного устройства.

Статья 1 Консти­туции России закрепляет федеративную форму её устройства. Российская Федерация состоит из 83 субъектов.

Основы конституционного строя в области государственного устройства Российской Федерации закреплены в статье 5 Конституции:

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Конституция устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти и между собой все субъекты равноправны.

В то же время нормы самой Конституции РФ закрепляет определённое неравенство.

Во-первых, республики имеют статус государства, тогда как другие субъекты - лишь государственные образова­ния.

Во-вторых, в республиках принимаются конституции, а в других субъектах - уставы.

В-третьих, республики вправе ус­танавливать свои государственные языки (наряду с русским).

В-четвёртых, ст. 11 Конституции устанавливает, что разграни­чение предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти Российской Федерации и её субъектов мо­жет осуществляться, в том числе, и договорами, а это означает возможность нарушения равноправия.

В силу изложенного многие характеризуют Россию как ассиметричную федерацию .

Федерация в России действует на основе ряда принци­пов: государственная целостность Российской Федерации, раз­граничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами го­сударственной власти её субъектов, равноправие и самоопреде­ление народов в Российской Федерации (ст.5).

Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ведения. В ведении Российской Федерации находят­ся наиболее важные вопросы, которые обеспечивают единство, целостность, суверенность России (ст.71). Выделяется также сфера совместного ведения Российской Федерации и её субъек­тов, в которой приоритет также отдан федерации в целом, её го­сударственным органам (ст. 72). Субъекты федерации наделены сферой ведения по остаточному принципу (ст. 73). Акты субъ­ектов федерации не могут противоречить федеральным актам, принятым по двум первым сферам, и, напротив, акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах ведения субъек­тов, имеют приоритет перед федеральными актами.

Конституционно-правовой статус России характеризует­ся тем, что она является суверенным государством, имеет свою Конституцию, единую правовую систему, обладает территори­альным единством, общими для всей Федерации органами го­сударственной власти, единым гражданством, единым экономи­ческим пространством, единой денежной единицей, собствен­ностью и т.д.

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации характеризуется тем, что они обладают своей терри­торией, входящей в территорию Российской Федерации; имеют право самостоятельно устанавливать систему органов государс­твенной власти на своей территории; формируют собственную систему законодательства, включающую принятые в пределах своего ведения законы и подзаконные акты; характеризуются собственным предметом ведения.

Политический режим.

Две точки зрения

1.Демократический

Политический режим современ­ного российского государства характеризуется переходом от тоталитарного прошлого к демократическим институтам. На сегодняшний день существует достаточно развитая правовая основа, позволяющая характеризовать Россию как демократи­ческое государство.

В самом начале Конституции, в ст. 1 указывается, что Рос­сия есть демократическое государство. Российское государство как демократическое характеризует, прежде всего, выборность высшего представительного органа государственной власти, осуществляющего законодательную власть в стране, а также выборность всей системы представительных законодательных органов власть. Выборы осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии.

Кроме того, в России, как и в других демократических го­сударствах, осуществляется разделение государственной влас­ти на законодательную, исполнительную и судебную.

Как демократическое государство Россию характеризу­ет отсутствие официальной обязательной для всех идеологии. Конституция закрепляет положение о том, что в России при­знаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обяза­тельной.

Для демократического государства характерно наличие в обществе множества создаваемых населением организаций. Наиболее распространённым политическим институтом в Рос­сии являются общественное объединение - добровольное, са­моуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Все они, как это уже вытекает из самого определения «общественного объединения», характери­зуются добровольностью создания, самоуправлением, неком­мерческим характером деятельности.

Деятельность общественных объединений должна спо­собствовать организации населения на основе интересов, вов­лечению населения в решении социально значимых задач.

Особую роль среди общественных объединений играют политические партии. Они призваны выражать политические интересы различных слоёв и групп общества. В условиях идео­логического многообразия, отсутствия государственного дикта­та политические парии в России действительно могут активно участвовать в политической жизни страны: свободно разраба­тывать и пропагандировать свои программы экономического, политического, социального развития страны, бороться за их реализацию на практике.

Было бы неправильно отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, прежде всего связанные с рядом таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, проведение референдумов, свобода слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т.п.

Но демократические институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии.

Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения находятся в большей мере в виртуальном, а не реальном мире. Часто общественное объединение представляет лишь самих лидеров да небольшую группу лиц.

В сегодняшней России есть парламент - Федеральное Собрание. Вместе с тем полномочия его палат (Государственной Думы РФ и Совета Федерации) весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В частности, у нынешнего парламента по Конституции контрольные функции явно занижены.

Точно так же можно квалифицировать и ситуацию по поводу установленного в Конституции РФ института импичмента. Осуществить его реально практически невозможно - слишком много на его пути законодательных и бюрократических препятствий.