Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему. "мягкий знак после шипящих на конце наречий" Наречия с мягким знаком на конце после шипящих


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

Тема «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

Цель урока - формирование умений в употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Задачи:

образовательные:

Познакомить учащихся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий;

Выработать стойкие навыки написания мягкого знака после ши­пящих на конце наречий;

Систематизировать знания по теме «Буква Ь на конце слов разных частей речи»;

развивающие:

Формировать умение находить в словах данную орфограмму и учиться применять правило на практике;

Развивать внимание, восприятие, память, ассоциативное и ана­литическое мышление, творческие способности;

Развивать логически связную устную и письменную речь учащих­ся;

воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, волю, общительность, коммуни­кативность;

Воспитывать культуру речи;

Чувство коллективизма и ответственности при работе в парах, группах.

Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, экран, слайды, составленные учителем для показа на мультимедиа, плакат, электронный учебник-справочник, репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», музыкальное произведение в записи Л. Бетховена.

Тип урока: комбинированный с использованием современных информационных технологий (45 мин.).

Методика адаптивного обучения

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Повторение.

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

4. Создание проблемной ситуации. Объяснение нового материала.

5. Первичная проверка усвоения знания.

б. Первичное закрепление знаний.

7. Закрепление.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж его вьполнения.

Ход урока.

Организационный момент. Постановка цели урока.

Цель: создание работоспособной атмосферы на уроке, психологического комфорта, настроя на изучение темы.

Как настроение, ребята? Мы продолжаем изучение темы «Наречие», познакомимся се­годня с новой орфограммой.

2. Проверка домашнего задания (З мин.).

Цель: проверка умения отличать наречия от других частей речи.

Блиц - турнир. Задание было дано заранее. 1 группа задает, вторая - отвечает. Затем вторая задает, а первая отвечает.

1. На экране даны слова разных частей речи. Найдите среди них только наречия. Указать признаки наречия, похожие с деепричастием.

2. Даны предложения. Определить синтаксическую роль наречия.

Что общего и чем отличаются наречия от других частей речи?

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний (З мин.).

Цель: подготовка учащихся к восприятию темы. На экране - таблица.

Повторение правописания Ь в разных частях речи. Фронтальная работа.

Ь после шипящих

Ь пишется

сущ. 3-го скл. (рожь) №8

Ь не пишется

сущ. не 3-го скл.

(карандаш, рощ, дач)

крат.прил. (могуч) №20

глагол 2-го л.ед.ч. (–ешь) №22

Неопр.ф. (беречь)

Повел.накл. (отрежь) №47

наречия: настежь №63

наречия: после ж,

уж, замуж, невтерпеж – искл.

После ш и ч (вскачь)

Словарь: настежь - на «стеж» («крюк») - буквально «на дверном крюке», т.е. «открыто»

4.Создание проблемной ситуации. Часть таблицы с орф№бЗ закрыта.

Учитель. Ребята, наш давний знакомый, Петя Ошибкин, написал слова настеж_, вскач_ без Ь. (На экране высвечиваются слова). Он рассуждал так: «На конце слов после ши­пящих не пишется Ь, это я точно помню». Прав ли он? (Ребята пока не знают правописа­ния этих слов).

В словах какой части речи он написал Ь? Какой будет тема урока?

(Побуждение к формулированию проблемы)

Правописание мягкого знака на конце наречий. На экране - слайд.

5. Объяснение нового материала (5 мин.).

Цель: знакомство учащихся с правилом написания Ь на конце наречий.

Учитель. Давайте посмотрим, как пишутся наречия. На что обращаем внимание? После каких шипящих пишется (не пишется) Ь?

Ученики сами формулируют правило.

Правило первое. На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех слов-исключений: уж, замуж, невтерпеж.

Правило второе. На конце наречий мягкий знак после букв ш и ч пишется, а после бук­вы ж не пишется, кроме одного слова- исключения настежь.

Алгоритм рассуждения по применению правила:

1) Определить, какая это часть речи.

2) Если это наречие, найти шипящую и посмотреть, входит ли в состав исключений.

З) Если нет, пиши мягкий знак.

5. Первичная проверка усвоения знаний (2 мин.)

Цель: проверка уровеня знаний учащихся.

Работа с учебником. Читается материал параграфа 44. Правило заучивается наизусть. Организуется парная работа по проверке нового материала. Правило проверяется у двух учащихся, ответы оценивают сами учащиеся.

Вывод о написании мягкого знака на конце наречий.

А теперь поможем Пете Ошибкину в написании слов. (Ученики объясняют правило).

6. Первичное закрепление знаний (5 мин.).

Цель: закрепление необходимых знаний на уроке.

Словарная диктовка. 1) Закажи Балде службу,! Чтоб стало ему невмочь,! А требуй, что­бы он ее/ Исполнил точь-в-точь. (А.С. Пушкин). 2) Шалун уж заморозил пальчик. (А. С. Пушкин). З) Небо было сплошь покрьгго тучами. (М. Горький). Выполняется у доски. Списать, подчеркнуть изученную орфограмму.

Делается вывод о написании мягкого знака после шипящих на конце слов.

7. Закрепление (10 мин.).

Цель: закрепление умения находить данную орфограмму и применение правила на практи­ке.

1.Работа по группам. Дифференцированные задания.

Цель: закрепление знаний учащихся по изученной теме.

I группа. Работа по заданию учебника, упражнение 265. Помощь - таблица на слайде. Проверка консультантами.

2группа. Работа на компьютерах. Программированный диктант.

1) Матушка-рожь кормит всех сплошь.2) Землю вскачь не пашут. З) Для дорогого гостя и ворота настежь. 4) Вся пристань была сплошь уставлена подводами. 5) Через открытое настежь окно на пол падает солнечный луч. 6) По дорогам гремят тачанки, эскадроны проходят вскачь. 7) Ребята стремительно и бесшумно умчались прочь. 9) Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь.

2) Работа по карточке. Вставить пропущенные буквы.

Упасть навзнич_, ринуться проч_, ударить наотмаш_, вернуться заполноч_, ждать не­втерпеж_, сплош_ покрыться тучами, медленно теч_, копченый лещ, спряч_тесь от до­ждя, день хорош_, сделать шалаш_.

Определяет уровень знаний компьютерная программа.

3группа. Работа на компьютерах. Электронные пособия. «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», 7класс, РС СО-ОМ. Учащиеся работают по обучающей программе диска. Вьполнение тестовых заданий. Выполняя

задания на мониторе, учащиеся видят резуль­тат своей работы. Имеется режим выставления оценок.

Вывод о написании Ь на конце наречий.

2.Дидактическая игра . На экране проектора (2 мин.).

Цель: проверка умения отличать наречие от других частей речи.

Учитель . А теперь давайте немного поиграем: заполним кроссворд, вписав в него наречия.

    Проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;

    замуж, тягач, задач, могуч;

    прочь , страж, тягуч, льешь;

    наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;

    училищ, вскачь , толочь, помощь;

    Молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;

    Настежь , передач, блестящ, бородач.

«Агентство Шерлока Холмса»

Операция «Где спряталось наречие «уж»?»

Задание. Напишите существительные, в которых встречается « - уж – «

Подведение итогов игрового момента. Устное поощрение ответов учащихся.

3. Работа с разноуровневыми карточками (3 мин.)

Цель: проверка уровня усвоения темы.

Учитель. А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности. Сейчас мы сможем определить, как хорошо вы усвоили тему «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Задача очень проста: укажите количество слов, в которых необходим мягкий знак.

Уровень 3 Вариант 1

1)зелень пастбищ_(Р.п.мн.ч.);

2)нужно береч_(глагол);

З)установившаяся тиш_(ж.р.);

4)взять реванш_(м.р.);

5)воздух свеж_(кр.прил.);

6)радость встреч_(Р.п.мн.ч.);

7)проголодаеш_ся (глагол);

10)быстро учиш_(глагол);

11)интересный репортаж_(м.р.);

12)отреж_ кусочек (глагол); Слов с Ь ___ ?

Уровень 4 Вариант 1

1) зелень пастбищ_(сущ.);

2)нужно береч_(глагол);

З)установившаяся тиш_(сущ.);

4)взять реванш_(сущ.);

5)воздух свеж_(прил.);

6)радость встреч_(сущ.);

7)проголодаеш_ся (глагол);

10)быстро учиш_(глагол);

11)интересный репортаж_(сущ.);

12)отреж_ кусочек (глагол);

Слов с Ь ____ ?

Уровень 5 Вариант 1

1)зелень пастбищ_;

2)нужно береч_;

З)установившаяся тиш_;

4)взять реванш_;

5)воздух свеж_;

6)радость встреч_;

7)проголодаеш_ся;

10)быстро учиш_;

11)интересный репортаж_;

12)отреж_ кусочек;

Слов с Ь ____?

Уровень 3 Вариант 2

1) отвлеч_ внимание (глагол);

2) множество неудач_(Р.п.мн.ч);

З) военная мощ_(ж.р.);

4) удачный розыгрыш_(м.р.);

5) кактус колюч (кр.прил.);

б) зарево пожарищ_(Р.п.мн.ч.);

7) сумел увлеч_ся(глагол);

8) быстро уничтож_(глагол);

9) саванньгй пейзаж_(м.р.);

10) мчался вскач_(нареч.);

11) ужасно тощ_(кр.прил.);

Слов с Ь ___ ?

Уровень 4 Вариант 2

1) отвлеч_ внимание (глагол);

2) множество неудач_(сущ.);

З) военная мощ_(сущ.);

4) удачный розыгрыш_(сущ.);

5) кактус колюч(прил.);

б) зарево пожарищ_(сущ.);

7) сумел увлеч_ся(глагол);

8) быстро уничтож_(глагол);

9) саванньгй пейзаж_(сущ.);

10) мчался вскач_(нареч.);

11) ужасно тощ_(прил.);

12) ничего не помниш_(глагол);

Слов с Ь ___ ??

Уровень 5 Вариант 2

1) отвлеч_ внимание;

2) множество неудач_;

З) военная мощ_;

4) удачный розыгрыш_;

5) кактус колюч_;

б) зарево пожарищ_;

7) сумел увлеч_ся;

8) быстро уничтож_;

9) саванный пейзаж_;

10) мчался вскач_;

11) ужасно тощ_;

12) ничего не помниш_.

Слов с Ь? ?

Показ правильных ответов на слайдах.

Учащимися делается вывод об употреблении Ь в разных частях речи.

Проводится физминутка (звучит классическая музыка Бетховена для детей).

4. Работа с текстом по картине (10 мин.).

Цель: проверка уровеня речеведческих и правописных умений и навыков, развитие логически связной речи.

Учитель. Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Давайте познакомимся с текстом. (На экране высве­чивается репродукция картины. Текст на столах учеников).

Задания для работы.

Прочитайте текст (один ученик читает).

Докажите, что это текст.

Определите стиль текста (художественный).

Докажите свое мнение. Обратите внимание на образные средства языка.

Выполните задания: вставьте пропущенные буквы, расставьте занятые. Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ. Не пряч_тесь от природы выйдите на улицу. Ощутите как скрипуч_ снег проверьте скорость лыж_. Из-за туч_ все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч. Ему невтерпеж_ расто­пить лед на скатах крыш_ и увидеть как бьет из-под земли ключ. Это не блаж_. Ведь весна уже не мираж_а реальность. Нельзя пренебреч_

законами природы. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна соседних дач. Именно такими мыслями увлекаеш_ся, рассматривая картину К. Юона «Конец зимы. Полдень».

А какие мысли возникли у вас при рассматривании картины К. Юона? Составьте предложения по началу:

Глядя на картину К. Юона, я думаю... Звучит музыкальный фрагмент.

Учитель. «И забываю мир - и в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображень­ем, и пробуждается поэзия во мне...».

Ученики пишут мини-сочинение. Затем 2-З ученика читают. Работы анализируются, выставляют оценки сами учащиеся.

Учитель. Ваши работы становятся все интереснее, ярче, выразительнее. Какие слова классиков можно вспомнить? (Ученики вспоминают слова К. Паустовского и др.).

8. Рефлексия. Подведение итогов урока (1 мин.) Результат достижения цели.

Учитель. Сегодня мы с вами изучили тему «Мягкий знак после шипящих на конце на­речий». Какие цели мы ставили на уроке? На экране высвечиваются цели урока. Дос­тигли мы их? Давайте подведем итог с помощью сигнальных карточек. Я задаю вопрос, а вы подни­маете карточку с правильным ответом.

В словах какой части речи после шипящих

всегда пишется мягкий знак?

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

В словах какой части речи
после шипящих никогда не

пишется мягкий знак?

В словах какой части речи

мягкий знак после шипящих не пишется

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Олько в словах-исключениях?

В словах какой части речи написание мягкого

знака после шипящих зависит от рода,

числа и падежа?

К какой части речи относятся слова настежь,

навзничь, прочь?
Выставление оценок учителем и их мотивирование.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения

(1 мин.) Цель: развитие памяти, самодисциплины, целенаправленное усвоение знаний и умений, полученных на уроке.

Свободное домашнее задание.

1. Тесты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова «Русский язык» Е.М.Сергеева. Тестовые задания по русскому языку (тест 28, 29).

2. Написать сочинение-эссе с изученной орфограммой, ис­пользуя дополнительную литературу и ресурсы Интернет.

Учитель. На экране стихотворение, которое включает слова на изученную орфограм­му.

После уроков вскачь опасно

Спускаться со второго этажа.

Хотя и настежь двери,

Но не стоит спешить домой после звонка.

Совету моему уж внемли, школьник,

Точь-в-точь исполни ты его.

И маме не придется позже

Лечить ушибы тела твоего.

Благодарю вас!

Список использованных источников

Для учителя.

1. Барова Е.С.,Воронова Е.Н. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 7 класса Р.Н. Бунеева и др. М.: Баласс, 2008г. (Образовательная система «Школа 2100»

2. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 7 класс. Книга для учителя. М., «Просвещение». 1999г.

3. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. Ростов – на Дону. Издательство «Феникс» 2006г.

4. Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: к учебнику М.Т. Баранова и др. “Русский язык. (М.: Просвещение): 7-й класс». Издательство «Экзамен» М., 2010, УМК.

5. Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. Москва. «Просвещение». 2002г.

Для родителей.

    Ленская Т.С. , Угроватова Т.Ю. Русский язык. Орфография. В 4 ч. (Домашний репетитор). М.,: Айрис-пресс. 2003г.

Для учащихся.

    Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение». 1995г.

    Панов М.В. Занимательная орфография. Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. М., «Просвещение». 1984г.

    Реурсы Интернет.

4. PC CD-ROM “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс”, ООО “Кирилл и Мефодий”, www. KM.ru.

Работа представляет собой конспект урока, проводимого в форме презентации. На уроке использованы игровые технологии как средства, обеспечивающие высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся. В процессе ознакомления с новым материалом проводится сопутствующее закрепление пройденного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Цели урока: познакомить учащихся с орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».

Задачи:

I.Образовательные:

1.Формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

2.Повторение орфограмм, связанных с написанием мягкого знака после шипящих в различных частях речи.

3.Повторение орфограмм, связанных с дефисным, слитным написанием наречий.

4.Употребление наречий в тексте.

5.Активизация словаря учащихся.

6.Повторение фразеологизмов.

II.Воспитательные:

1.Воспитание любви к русскому языку.

2.Формирование навыков контроля и самоконтроля.

3.Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

III.Развивающие:

1.Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

2.Развитие умения аргументировать, доказывать.

3.Расширение кругозора, познавательного интереса.

4.Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока:

1.На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

2.Таблица «Буква Ь после шипящих на конце слова».

3.Портрет Царя, Царевны, Царевича (работы учащихся).

4.Материал для самостоятельной работы.

5.СD-ROM «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.7 класс.»

6.Презентация урока.

Структура урока:

I.Организационный этап.(2мин.)

2.Тренировочные упражнения:

Б) Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).

Д) Использование наречий в речи (3 мин.).

Е)Чтение «древней рукописи» (2 мин.)

3.Самостоятельная работа (3 мин.)

V.Подведение итогов урока, домашнее задание.(3 мин.)

I.Организационный этап. (2мин.)

Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы побываем в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в котором жил-был Царь. (Показать портрет Царя, нарисованный учащейся). Он очень любил свой язык, иногда сочинял стихи. Послушайте одно из них:

Открываешь настежь двери.

Прогоняешь скуку прочь.

Вскачь пускаешься и веришь,

Что напишешь всё точь- в – точь.

Так, как надо: вот шипящий,

Вот за ним есть настоящий,

Без подделки мягкий знак-

Без него нельзя никак.

Так в конце он засияет,

Что кому-то «пять» поставят.

Ребята, сегодня нам предстоит изучить новую тему: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Найдите в данном стихотворении наречия с мягким знаком на конце после шипящих (настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь). На уроке мы познакомимся с правописанием таких слов.

II.Этап проверки домашнего задания.(8 мин.)

Царь в тридевятом царстве, тридесятом государстве в свободное от чтения книг и сочинения стихов время любил ловить рыбу, да необычную. Сегодня нам придётся помочь Царю в этом деле. Проверяем домашнее задание. (Показать иллюстрацию). Вам необходимо поймать рыбу, положив её в ведро, где «Ь» написан и не написан «Ь». Объясните свой выбор. (Один из учеников объясняет правописание слова. Другие должны «поймать» рыбу на эту же орфограмму.)

Самостоятельно сформулируйте правила написания Ь после шипящих на конце слова.

(Во время проверки домашнего задания учащимися составляется таблица.)

Слова для «рыбной ловли».

1.Линюч, горяч, свеж, пахуч, хорош.

2.Дач, задач, туч, рощ.

3.Назначь, умножь, намажь.

4.Стричь, печь, жечь, уберечь.

5.Муж, пейзаж, камыш.

6.Мелочь, тишь, глушь.

7.Едешь, спишь, молчишь.

Когда пишется Ь после шипящих на конце имён существительных? (Ь пишется на конце имён существительных женского рода 3 склонения).

Когда пишется Ь на конце имён прилагательных и глаголов? (Ь пишется в неопределённой форме глагола, в окончании глаголов 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении. На конце имён прилагательных Ь не пишется.)

III.Объяснение нового материала.(5 мин.)

Молодцы, помогли столько много рыбы поймать на очень красивом озере, которое находится не так далеко от владений Царя. Но Царю пришлось спускаться с небольшой горы, а подниматься с тяжёлой ношей нелегко. И всегда, поднимаясь в гору, он вспоминает пословицу:

С горы вскачь, а в гору хоть плачь.

Объясните в данной пословице правописание слова «плачь». (Глагол повелительного наклонения, пишем Ь). В каком случае в данном слове не пишется Ь? (Если это будет существительное мужского рода.)

Скажите, ребята, какой частью речи является слово «вскачь»? (Наречие, обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?). Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке.

В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, нужно выучить любое из двух правил.

Первое. На конце наречий после шипящих пишется Ь, кроме трёх исключений: уж, замуж, невтерпёж. Предположим, нам надо решить, нужен или не нужен Ь на конце слова «вскачь». Мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений. Если нет – поставить Ь.

Рассуждение по второму правилу. Мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буквы Ш или Ч, то Ь нужен, если это буква Ж (кроме настежь), то не нужен.

Оба правила приводят к одному и тому же результату, давайте проверим.

IV.Закрепление нового материала:

1.Выполнение упражнения из учебника.(2 мин.)

- Ребята, сейчас мы выполним упражнение 263 на странице 120.

Найдите среди данных словосочетаний то, в котором есть наречие с лексическим значением

Распахнув совсем, до конца;

Целиком, без промежутков;

Скачками, очень быстро;

Стать чьей-нибудь женой;

Опрокинувшись на спину, вверх лицом;

Сильно размахнувшись.

Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.

Объясните орфограммы в словах мчатся (они), усыпано. Объясните лексическое значение слов «наотмашь» (сильно размахнувшись), «навзничь»(опрокинувшись на спину, вверх лицом ).

2.Тренировочные упражнения (18 мин.).

А) Запись слов в соответствующий столбик (5 мин.).

Царя дома с рыбалки ждала единственная дочь, которая выросла на его глазах и очень часто стала повторять отцу: «Уж, замуж, невтерпёж». (Показать портрет Царевны ). Он ждала приезда заморского Царевича, чтобы быстрее выйти за него замуж. Но Царь решил устроить Царевичу испытания, прежде чем тот станет мужем её дочери. Нам нужно будет помочь Царевичу, чтобы соединились любящие сердца.

Царевич отправил Царевне письмо, в котором сообщал о своём ближайшем приезде. Но Царь перепутал все конверты. Поможем Царевне разобрать конверты и прочитать письмо Царевича.

(Учащиеся заполняют таблицу в тетради).

Слова:

1.Тягуч, колюч, скрипуч.

2.Настежь, невмочь, уж, точь- в- точь.

3.Смерч, врач, брошь, полночь, сторож.

4.Срежь, уберечься, стеречь, удивляешь.

Ь пишется Ь не пишется

настежь тягуч

невмочь колюч

брошь скрипуч

полночь врач

срежь уж

стеречь смерч

точь-в-точь сторож

Б)Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).

Молодцы. Справились с заданием. Помогли Царевне найти письмо Царевича. А в конверте оказалось ещё и такое вот стихотворение:

Ты мне снишься в несбыточном сне

про весенний Париж:

по-кошачьи сидишь на окне

и по-рыбьи молчишь.(М.Алексеева)

Объясните орфограммы в данном стихотворении: снишься, несбыточном, по-кошачьи, по-рыбьи, молчишь. Царевна прочитала письмо Царевича.

В) Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (2 мин.).

- Какое было настроение у Царя, вы можете узнать, отгадав изображённые на рисунке фразеологизмы, в которых есть наречия:

1.Волосы встают дыбом – становится невыносимо страшно.

2.Голова идёт кругом – кто-либо теряет способность соображать от множества дел, забот, переживаний.

4.Жить припеваючи – вести беззаботный образ жизни.

Г) Включение в предложение нужного по смыслу наречия (2 мин.).

Даже ночью Царю снились кошмарные сны.

Царю приснилось, что он был Дон- Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понёсся по царству. Ему было невтерпёж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь .

Вставьте в предложение нужное по смыслу наречие. Кто такой Дон-Кихот? (Дон-Кихот –фантазёр, оторванный от жизни, вступающий в борьбу с кажущимся злом, не сознающий, что борьба бесполезна). Несчастен тот, в ком нет крупицы от Дон-Кихота.

Какое из данных слов несвойственно литературной речи, является просторечным выражением? (Невтерпёж).

Д) Использование наречий в речи (2 мин).

Царь был грустным, выдавал Царевну замуж, она должна была уехать заграницу (иностранное государство, зарубежные страны). Какой частью речи является слово «заграницу»? (Наречие .) Царевич примчался в тридевятое царство, чтобы просить руки Царевны у её отца.

Давайте послушаем разговор Царя и Царевича. Двое учащихся читают диалог. На голове одного из них корона, у другого – сабля. Как называется разговор двух лиц? (Диалог)

Как живёте?

Нормально.

А с царством как?

Нормально.

Вы, говорят, болели простудой? Теперь всё в порядке?

Нормально.

Хорошо, значит?

Ну, я же говорю - нормально.

Странно вы говорите…

Почему? Нормально.

Вы считаете – нормально?

Нормально.

«Да-а,- грустно подумал я. – Странно…А ведь когда- то был вполне нормальный человек.» (А.Шибаев)

Что значит слово «нормально»? (Нормально: соответствующий норме, обычный; психически здоровый). Почему его нельзя использовать так, как в диалоге Царя и Царевича?

Е ) Чтение «древней рукописи» (2 мин.).

После данного разговора Царь подумал, что Царевич плохо владеет русским языком. Царь решил отдать Царевну за Царевича при одном условии: если тот сможет найти в задании строчку, в которой во всех словах не пишется Ь, и прочитать текст «древней рукописи». Поможем Царевичу справиться с этим заданием.

Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь.

Мелестная девеж.. притясла комейный боромож..

Лусый морош.. увертал чуленую велоч..

Молодцы. Вот и сказке конец, а Царевич ведёт Царевну под венец. (Показать иллюстрацию).

3.Самостоятельная работа (2 мин.).

Найдите строчку, в которой все слова пишутся с Ь:

1.Извлеч.., багаж.., сплош.., отдаш..

2.Стереч.., кроиш.., врач.., навзнич..

3.Сжеч.., спешиш.., свеж.., вскач..

4.Сбереч.., несёш.., проч.., дрож..

V.Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.).

Поможет подвести итоги нашей работы на уроке тестирование на компьютере.

1.Какая часть речи в правиле написания Ь после шипящих имеет исключения? Наречие.

2.Какие согласные русского языка называются шипящими? Ш,Щ,Ч,Ж.

3.Почему в глаголах шипящая и Ь могут оказаться не на конце слова? Постфикс.

4.Сколько в русском языке частей речи, в которых на конце слова возможна шипящая? 6 частей речи: имя сущ., имя прил., глаг., нар., местоим., частица.

(Программа выставляет оценку учащимся).

И нет у нас иного достояния!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страдания,

Наш дар бессмертный – речь. (И.Бунин)

Дополнительно:

Развитие речи: подберите синонимы-наречия, оканчивающиеся на шипящие.

Очень быстро - вскачь.

Уйти в сторону - прочь.

Распахнуть - настежь.

Ударить с размаху – наотмашь.

Упасть вверх лицом – навзничь.

Открыть до конца – настежь.

Отсутствие терпения – невтерпёж.

Густо засыпать – сплошь.


Прочь, вскачь, навзничь, сплошь, наотмашь, настежь.

Уж, замуж, невтерпеж.

Роскошь, глушь, пустошь, тишь, залежь, дрожь, карандаш, экипаж, пейзаж, смерч.

Могуч, горяч, линюч, колюч, пахуч.

Пастбищ, сокровищ, училищ, радиопередач, полчищ.

Печь, лечь, стеречь, сечь, беречься.

Видишь, гонишь, клеишь, веешь, сеешь, моешься, борешься.

Отрежь, намажь, спрячься, подпояшься.

1. Едет царевич задумчиво прочь. (П.) 2. Лошади пустились вскачь. (Кат.) 3. Ложась спать, я зажгла свечу и отворила настежь свое окно. (Ч.) 4. Серебристо-черное небо сплошь осыпано августовскими звездами. (Кат.) 5. Ветер дул с нестерпимой силой, снег наотмашь бил по глазам. (Алд.-Сем.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите с основой на шипящий: 1) наречия; 2) глаголы; 3) краткие прилагательные; 4) существительные (ь и без ь).

1. Митя порывисто вскочил и большими шагами зашагал прочь. (Бун.) 2. А бывает, присядешь на опушке леса и влюбишься в какой-нибудь простейший цветок, вроде полевой незабудки, и думаешь, что никакой человек не создавал и не создаст такой живой красоты. (Пришв.) 3. Это была узкая щель в скале, сплошь заросшая шиповником. (Кат.) 4. Что посеешь, то и пожнешь. (Пог.) 5. Густо снег летел из туч, И вдруг зари багровый луч поверхность мглистую задел - сугроб в тиши зарозовел. (Сур.) 6. Старинным серебром отяжелели на бурых бревнах шапки крыш. (К. Некрасова.) 7. Дядя Степа утром рано быстро вскакивал с дивана, окна настежь открывал, душ холодный принимал. (Мих.) 8. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе, не боишься никого. (П.)

ЦЕНА ХЛЕБА

Непросто достается хлеб. Сто потов сойдет с земледельца, прежде чем зерно окажется в закромах, К сожалению, не все об этом помнят. Случается, что некоторые, не задумываясь, выбрасывают чуть зачерствевшую буханку хлеба. Бывает, и ребята бездумно бросают оставшийся кусочек. А ведь каждый брошенный ломоть - страшная обида всем хлеборобам. Надо не забывать, что хлеб нам нужен каждый день, значит, и беречь его нужно каждодневно и каждому. (По Л. Тереховой.) (66 сл.)

1. Не с разными частями речи.

2 -Тся и -ться в глаголах.

ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ

Присмотрись к живым существам в природе и обнаружишь столько тайн, секретов, ключ к которым искать и искать! В последнее время становится ясно, что еж, например, изучен недостаточно. Нам, преследуемым аллергиями, страдающим даже от некоторых лекарств, в пору позавидовать ходячим колючкам.

В действительности еж защищен мощнее, чем зримой своей оградой. Нет пока ответа на простой вопрос: что позволяет ежу безболезненно выдерживать, например, чудовищные дозы ядов? Гадюка укусит - пустяк. Расправится по-свойски со змеей, и хоть бы что. Для кого множественные укусы пчел гибельны, ежу все на здоровье. Раз при опытах ежа ужалили пятьдесят две пчелы. Лошади бы смерть неминучая, а ежик по-прежнему бодр и деловит.

И помни, пожалуйста: ежу совсем неплохо живется дома, в лесу, не стремится он к вам в городскую квартиру. (И. Полуянов.) (124 сл.)

1. Дефис между частями слова в наречиях.

2. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (е).

3. Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е).

Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели не спеша по мягкой, пыльной дороге. Скоро направо неясно обозначилась черная полоса неровного, обрывистого берега, пересеченная кое- где небольшими, глубокими оврагами и промоинами. Около оврагов ютились невысокие кусты, похожие на сидящих людей. Становилось жутко. Я подозрительно косился на берег, и уже шум моря и тишина поля неприятно пугали мое воображение. (А. Чехов.) (57 сл.)

1 Буквы а - о на конце наречий.

2. Не с разными частями речи.

3. Знаки препинания при однородных членах.

Сентябрь идет не втихомолку, и словно сброшена с плеча у кленов, вышедших к проселку, багрово-алая парча. А днями солнце, как бывало, целует землю горячо. Сентябрь идет парчою алой, на нем багрец через плечо. (А. Прокофьев.) (33 сл.)

Буквы о — е после шипящих в наречиях и существительных.

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. Замените выделенные слова наречиями с одной из приставок: в-, на-, за, до-, с.

Ребята вернулись в лагерь до наступления темноты . Книги возвращены в библиотеку полностью . Очень редко выпадали дожди. Саранча совершенно уничтожила посевы. Ребята хорошо наелись.

2. Замените выделенные слова наречиями на шипящий. Дверь открыта совсем . Дорожки парка все покрыты листьями. Лошадь пустилась во весь опор . Больному стало невмоготу . Спортсмен упал на спину.

3. От прилагательных образуйте, где можно, наречия, составьте с ними предложения.

Мужественный, соломенный, гусиный, юный, временный, утренний.

4. Образуйте наречия с приставкой по- и составьте с ними словосочетание.

Лисий, медвежий, добрый, твой, мой, наш, свой, всякий

5. Замените выделенные слова наречиями с суффиксами -то, -либо, -нибудь, приставкой кое-.

Ни одна обязанность не должна выполняться небрежно . На днях мы ходили в лес. Машины скрылись в неизвестном направлении . Неизвестно откуда появились мотоциклы.

6. В предложения вставьте подходящие по смыслу наречия с ни.

Спортсмен … не мог взять высоту. Товарищ … не получал телеграмм. Путникам … нельзя было достать воды. Такого обильного снегопада … в нашем городе не было.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

СКАЗКА ГОДА - ЗИМА

Светило отстояло вахту зимнего солнцестояния и повернулись на лето. Сначала они незаметно отобрало у долгой ночи всего одну минуту, потом другую. И как бы теперь ни лютовали морозы, световой день начал уверенно удлиняться.

Прилетели к нам снегири, и как-то сразу повеселело: точно погожая заря осветила зимний лес.

Вся природа окутана мудростью снежной тишины. Глубокие сугробы приносят земле целительный покой и сон.

Присмотришься в эту пору к лесу и заметишь, что повышается настроение у птиц. Первым об этом заявляет большой пестрый дятел… А где-то на верхушке сосны неподвижно, настороженно сидит, подкарауливая добычу, лесной разбойник серый сорокопут.

Сказка года - зимняя пора леса. (А. Марин.) (103 сл.)

1 Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-е).

2. Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е).

На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак : вскачь , наотмашь , настежь . Исключения : уж, замуж, невтерпёж.

2. Буквы а, о на конце наречий

Почему надо писать слева , но налево ? Правило очень простое: написание букв а и о на конце наречий зависит от приставки.

3. Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях

Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно .

Под ударением пишется не- : не́ где, не́ куда, не́ когда, не́ откуда .

Без ударения пишется ни- : ни гд е́, ни кудá, ни когдá, ни откуда .

4. Дефисное написание наречий:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

№54 Выпишите из предложений только наречия.

1. Лошадь сразу пошла вскачь.

2. Было далеко за полночь.

3. Утром она распахнула настежь окно.

4. Чёрные тучи, сплошь покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь.

5. Мимо прошёл последний вагон, и поезд покатился прочь.

6. Уж небо осенью дышало.

7. Терпели целый месяц его выходки, а потом стало невтерпёж.

8. Он споткнулся о камень и упал навзничь.

№55 Перепишите наречия в два столбика, выделите приставки.

На конце пишем -а На конце пишем -о

Налев…, направ…, слев…, издавн…, снов…, надолг…, запрост…, сызнов…, досыт…, изредк…, вправ…, влев…, засветл…, дотемн…, справ…

№56 Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Поставьте ударение в наречиях.

1. (не, ни)где (не)увид..л;

2. (не, ни)где встретит…ся;

3. (не, ни)куда пойти;

4. (не, ни)куда (не)пошёл;

5. (не, ни)когда (не)узнаеш…;

6. (не, ни)когда мне с вами разговаривать.

№57 Выпишите в один столбик словосочетания с наречиями, в другой

– с прилагательными. Обратите внимание на разницу в написании.

1. пахнет (по)весеннему – (по)весеннему льду;

2. (по)вашему совету – пусть будет (по)вашему;

3. (по)старинному преданию – одет (по)старинному;

4. соглашайтесь (по)хорошему – (по)хорошему покрытию;

5. по(летнему) расписанию – одет (по)летнему;

6. сделал (по)своему – (по)своему проекту;

7. (по)моему мнению – всё равно будет (по)моему.

Тема 13

Частицы

Частица – это служебная часть речи, которая передаёт оттенки значений и служит для образования форм слова.

Частицы делятся на три группы:

1. Смысловые (ли, разве, неужели, даже, именно, лишь, только, всё-таки, вон, вот, как раз, почти, хоть, едва ли, вряд ли ).

2. Формообразующие (бы, пусть, пускай, давай ).

3. Отрицательные (не, ни ).

Правила написания частиц:

Раздельно пишутся частицы бы (б), же, ли (ль) : посмотрел бы , смотри же , не поздно ли .

Через дефис пишутся частицы то, ка, таки (после глаголов и наречий): Яблок-то ! Посмотри-ка ! Придумал-таки !

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

№58 Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

Сидел я как(то) в воскресенье дома. Делать что(либо) мне было лень, и я подумал: «А схожу(ка) я к своему пр…ятелю Борьк…». Он хвалился, что ему отец купил(таки) компьютерную игру, но дальше треть… ур…вня ещё (не, ни)кто (не)проходил, а их там (аж)двенадцать. (Не)уже(ли) и я (не)доберусь хотя(бы) до десятого? За…вился я к Борьке будто(бы) с задачей разобрат…ся, а сам (не)взначай к компьютеру подошёл. Борька(таки) (не)выд…ржал и тут(же) начал про свою новую игру рассказывать. А я ему: «Позвольте(ка) взглянуть!» Пр…сидели мы с ним часов пять. Всё(таки) не наврал пр…ятель – дальше третьего ур…вня (так)и (не) добрались!

Раздел IV

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Вы говорите с приятелем, спорите с ним или спрашиваете о чем-нибудь. Свои мысли вы превращаете в предложения. Интонацией вы передаёте паузы, возмущение, вопрос. На письме интонация заменяется знаками препинания: пауза – запятая, тире или точка, возмущение – восклицательный знак, вопрос – вопросительный знак:

- Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли?

- Около двух лет.

- На ком?

- На Лариной.

- Татьяне!

- Ты ей знаком?

- Я им сосед.

- О, так пойдём же.

(Кстати, из какого литературного произведения этот отрывок?)

Синтаксис (от греческого syntakxis – составляю ) – раздел грамматики, изучающий предложение и текст.

Пунктуация (от латинского punktum – точка ) – это система знаков препинания и правил их употребления.

Цели урока:

I. Образовательные:

1. Формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

2. Повторение орфограмм, связанных с написанием мягкого знака после шипящих в различных частях речи.

3. Повторение орфограмм, связанных с дефисным, слитным написанием наречий.

4. Употребление наречий в тексте.

5. Активизация словаря учащихся.

6. Повторение фразеологизмов.

II. Воспитательные:

1. Воспитание любви к русскому языку.

2. Формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

III. Развивающие:

1. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

2. Развитие умения аргументировать, доказывать.

3. Расширение кругозора, познавательного интереса.

4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока:

1. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

2. Таблица "Буква Ь после шипящих на конце слова".

3. Портрет Царя, Царевны, Царевича (работы учащихся).

4. Материал для самостоятельной работы.

5. СD-ROM "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.7 класс."

6. Презентация урока.

Структура урока:

I. Организационный этап.(2мин.)

II. Этап проверки домашнего задания.(8 мин.)

1. Выполнение упражнения в учебнике (3 мин.)

2. Тренировочные упражнения:

В)Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (3 мин.).

Д) Использование наречий в речи (3 мин).

3. Самостоятельная работа (3 мин.)

V. Подведение итогов урока, домашнее задание.(3 мин.)

I. Организационный этап. (2 мин.)

Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы побываем в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в котором жил-был Царь. (Показать портрет Царя). Он очень любил свой язык, иногда сочинял стихи. Послушайте одно из них:

Открываешь настежь двери.
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Что напишешь всё точь-в-точь.
Так, как надо: вот шипящий,
Вот за ним есть настоящий,
Без подделки мягкий знак-
Без него нельзя никак.
Так в конце он засияет,
Что кому-то "пять" поставят.

Ребята, сегодня нам предстоит изучить новую тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий". Найдите в данном стихотворении наречия с мягким знаком на конце после шипящих (настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь). На уроке мы познакомимся с правописанием таких слов.

II. Этап проверки домашнего задания. (8 мин.)

Царь в тридевятом царстве, тридесятом государстве в свободное от чтения книг и сочинения стихов время любил ловить рыбу, да необычную. Сегодня нам придётся помочь Царю в этом деле. Проверяем домашнее задание. Вам необходимо поймать рыбу. Положив её в ведро, где написан "Ь" или не написан "Ь". Объясните свой выбор. (Один из учеников объясняет правописание слова. Другие должны "поймать" рыбу на эту же орфограмму.)

Самостоятельно сформулируйте правила написания Ь после шипящих на конце слова.

(Во время проверки домашнего задания учащимися составляется таблица.)

Слова для "рыбной ловли".

1. Линюч, горяч, свеж, пахуч, хорош.

2. Дач, задач, туч, рощ.

3. Назначь, умножь, намажь.

4. Стричь, печь, жечь, уберечь.

5. Муж, пейзаж, камыш.

6. Мелочь, тишь, глушь.

7. Едешь, спишь, молчишь.

Буква Ь после шипящих на конце слова

Часть речи

Не пишется

Имя существительное

женский род, единственное число, 3-е склонение: рож ь, ноч ь, глуш ь, вещ ь мужской род, единственное число: нож , врач , шалаш , товарищ
множественное число: много дач

Краткие имена прилагательные

свеж , пахуч, хорош
2-е лицо, единственное число: умываеш ь - умываеш ься ;
повелительное наклонение: спряч ь - спряч ьте ;
неопределенная форма: испеч ь, зажеч ь
настеж ь, навзнич ь, сплош ь уж , замуж , невтерпеж

Когда пишется Ь после шипящих на конце имён существительных? (Ь пишется на конце имён существительных женского рода 3 склонения).

Когда пишется Ь на конце имён прилагательных и глаголов? (Ь пишется в неопределённой форме глагола, в окончании глаголов 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении. На конце имён прилагательных Ь не пишется.)

III. Объяснение нового материала.(5 мин.)

Молодцы, помогли Царю столько много рыбы поймать на очень красивом озере, которое находится не так далеко от владений Царя. Но Царю пришлось спускаться с небольшой горы, а подниматься с тяжёлой ношей нелегко. И всегда, поднимаясь в гору, он вспоминает пословицу:

С горы вскачь, а в гору хоть плачь.

Объясните в данной пословице правописание слова "плачь". (Глагол повелительного наклонения, пишем Ь). В каком случае в данном слове не будет писаться Ь? (Если это будет существительное мужского рода.)

Скажите, ребята, какой частью речи является слово "вскачь"? (Наречие, обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?.) Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке.

В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, нужно выучить любое из двух правил.

Первое. На конце наречий после шипящих пишется Ь, кроме трёх исключений: уж, замуж, невтерпёж. Предположим, нам надо решить нужен или не нужен Ь на конце слова "вскачь". Мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений. Если нет - поставить Ь.

Рассуждение по второму правилу. Мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буквы Ш или Ч, то Ь нужен, если это буква Ж (кроме настежь), то не нужен.

Оба правила приводят к одному и тому же результату, давайте проверим.

IV. Закрепление нового материала:

1. Выполнение упражнения в учебнике.(2 мин.)

Ребята, сейчас мы выполним упражнение 263 на странице 120.

Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.

Объясните орфограммы в словах мчатся, усыпано. Объясните лексическое значение слов "наотмашь" (сильно размахнувшись), "навзничь"(опрокинувшись на спину, вверх лицом ).

2. Тренировочные упражнения (18 мин.).

А) Запись слов в соответствующий столбик (5 мин.).

Царя дома с рыбалки ждала единственная дочь, которая выросла на его глазах и очень часто стала повторять отцу: "Уж, замуж, невтерпёж". Он ждала приезда заморского царевича, чтобы побыстрее выйти за него замуж. Но Царь решил устроить Царевичу испытания, прежде чем тот станет мужем её дочери. Нам нужно будет помочь Царевичу, чтобы соединились любящие сердца.

Царевич отправил Царевне письмо, в котором сообщал о своём ближайшем приезде. Но Царь перепутал все конверты. Поможем Царевне разобрать конверты и прочитать письмо Царевича.

(Учащиеся заполняют таблицу в тетради).

1. Тягуч, колюч, скрипуч.

2. Настежь, невмочь, уж, точь- в- точь.

3. Смерч, врач, брошь, полночь, сторож.

4. Срежь, уберечься, стеречь, удивляешь.

Б) Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).

Молодцы. Справились с заданием. Помогли Царевне найти письмо Царевича. А в конверте оказалось ещё и такое вот стихотворение:

Ты мне снишься в несбыточном сне
про весенний Париж:
по-кошачьи сидишь на окне
и по-рыбьи молчишь.
(М.Алексеева)

Объясните орфограммы в данном стихотворении: снишься, несбыточном, по-кошачьи, по-рыбьи, молчишь. Царевна прочитала письмо Царевича.

В) Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (2 мин.).

Какое было настроение у Царя, вы можете узнать, отгадав изображённые на рисунке фразеологизмы, в которых есть наречия:

1. Волосы встают дыбом - становится невыносимо страшно.

2. Голова идёт кругом - кто-либо теряет способность соображать от множества дел, забот, переживаний.

4. Жить припеваючи - вести беззаботный образ жизни.

Г) Вставьте в предложение нужное по смыслу наречие (2 мин.).

Даже ночью Царю снились кошмарные сны.

Царю приснилось, что он был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понёсся по царству. Ему было невтерпёж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь .

Д) Использование наречий в речи (2 мин).

Царь был грустным, выдавал царевну замуж, она должна была уехать заграницу (иностранное государство, зарубежные страны). Какой частью речи является слово "заграницу"? (Наречие .) Царевич примчался в тридевятое царство, чтобы просить руки Царевны у её отца.

Давайте послушаем разговор Царя и Царевича. (Двое учащихся читают диалог. На голове одного из них корона, у другого - сабля.) Как называется разговор двух лиц? (Диалог)

Как живёте?

Нормально.

А с царством как?

Нормально.

Вы, говорят, болели простудой? Теперь всё в порядке?

Нормально.

Хорошо, значит?

Ну, я же говорю - нормально.

Странно вы говорите:

Почему? Нормально.

Вы считаете - нормально?

Нормально.

"Да-а,- грустно подумал я. - Странно:А ведь когда- то был вполне нормальный человек." (А.Шибаев)

Что значит слово "нормально"?(Нормально: соответствующий норме, обычный; психически здоровый). Почему его нельзя использовать так, как в диалоге Царя и Царевича?

3. Самостоятельная работа (3 мин.).

После данного разговора Царь подумал, что Царевич плохо владеет русским языком.Царь решил отдать Царевну за Царевича при одном условии: если тот сможет найти в задании строчку, в которой во всех словах пишется Ь и прочитать текст древней рукописи. Поможем Царевичу справиться с этим заданием.

Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь.

Мелестная девеж.. притясла комейный боромож..

Лусый морош.. увертал чуленую велоч..

Молодцы. Вот и сказке конец, а Царевич ведёт Царевну под венец.

V. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.).

Поможет подвести итоги нашей работы на уроке тестирование на компьютере.

1. Какая часть речи в правиле написания Ь после шипящих имеет исключения? Наречие.

2. Какие согласные русского языка называются шипящими? Ш,Щ,Ч,Ж.

3. Почему в глаголах шипящая и Ь могут оказаться не на конце слова? Постфикс.

4. Сколько в русском языке частей речи, в которых на конце слова возможна шипящая?6 частей речи: имя сущ., имя прил., глаг., нар., местоим., частица.

(Программа выставляет оценку учащимся).

И нет у нас иного достояния!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страдания,
Наш дар бессмертный - речь. (И.Бунин)