Условия для трудового воспитания дошкольника в семье. Трудовое воспитание ребенка в семье. Какие средства являются основными для воспитания любви к труду у дошкольников


Для того, чтобы ребёнок получил полноценное воспитание, необходимы не только совместная деятельность со взрослым, двигательная активность и стремление к знаниям, но также важен и труд.
Трудолюбие прививается с младенчества. И тут необходим вклад не только воспитателей, но и родителей. Стремление к труду изначально прививается родителями. А уже в дальнейшем развивается в детском саду и школе.
Если ребёнок сам стремиться трудиться или выполнять трудовые поручения, то этим он воспитывает любовь к труду, чувство долга. У него воспитывается характер, умения и навыки в труде развиваются быстро и главное – с интересом для самого ребёнка.
Дети младшего дошкольного возраста учатся трудиться в основном через самообслуживание, помощь в бытовом труде. А дети постарше уже кроме самообслуживания и труда в быту выполняют учебный труд и труд общественный. Взрослым необходимо привлекать детей к бытовым поручениям как можно раньше, чтобы в дальнейшем ребятам было проще справляться со своими трудовыми обязанностями.
Каждому ребёнку нравится что-то своё, у него есть свои предпочтения и интерес к какой-то определённой деятельности. Но если не развивать этот интерес, то он может угаснуть. Родителям необходимо поддерживать эти предпочтения, но в то же время добавлять в них что-то, что будет способствовать и трудовому развитию. Можно совмещать любимое и полезное дело, усложняя их по мере взросления ребёнка. Это актуально в младшем возрасте дошкольника, когда всё познаётся через игру. И тогда ребёнку будет даваться всё очень легко, и он с интересом будет трудиться и помогать не только себе, но и окружающим.
Но во время труда детям необходим и отдых, поэтому можно и нужно давать передышку молодому организму – предложить как раз любимое занятие.
Выполняя трудовые поручения взрослых – воспитателей или родителей, ребёнок чувствует ответственность перед близкими, начинает контролировать свои действия самостоятельно, добивается необходимого результата.
Благоприятное развитие трудовая деятельность дошкольника получает как раз в коллективе. В семье – совместное приготовление обеда, сервировка стола, генеральная уборка, уход за домашними питомцами. В детском саду – полив цветов, подготовка к совместной с воспитателем деятельности, помощь младшему воспитателю.
Очень часто родители допускают ошибки, не давая маленькому ребёнку трудиться. Это неправильно. Нельзя делать всё за детей. Пусть и приходится зачастую мамам и папам исправлять за малышом огрехи, но лучше он сделает или попытается сделать это сам. Так же не стоит наказывать ребёнка трудом – этим самым можно отбить всё желание трудиться вообще. Если родители хотят, чтобы их ребёнок помогал им, то не стоит делать всё за него, не стоит наказывать трудом, так же не нужно давить, запугивать, принуждать, а необходимо просто просить о помощи.
Труд не только физически развивает ребёнка – ведь неоспорим двигательный момент в труде, но также развивается и интеллект. Ребёнок становится любознательным, инициативным, у него развивается память, сосредоточенность, наблюдательность. Необходимо во время трудового поручения объяснять ребёнку – для чего ему нужно выполнить именно это задание и какого результата вы ждёте. Тогда он может сравнить и сделать выводы по окончании работы – всё ли он сделал правильно и добился ли нужных результатов. Как было сначала, а как стало потом. Он сравнивает.
Вместе с трудовым воспитанием необходимо прививать ребёнку и бережное отношение к результатам труда взрослого человека, тем самым он равняется на взрослого, подражает ему, стремится сделать так же. В трудовом воспитании детей важен пример.
Успехом в воспитания трудолюбия можно назвать вырабатывание привычки у детей выполнять обязанности самостоятельно. Ребёнка необходимо научить тому, что его дела он должен делать сам, тогда у него будет развиваться чувство значимости. А наша обязанность – обязанность взрослых – развивать самостоятельность, трудолюбие и стремление к успеху.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

В программе «От рождения до школы» выделяются следующие виды труда:

1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей: самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка рабочего места; 5 – 7 лет – стирать свои мелкие вещи, убирать свою постель). Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по-разному. Во второй младшей группе она проводится часто – 1 раз в неделю, а по мере приобретения детьми навыков объем плановой рабаты уменьшается в средней, старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.

2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям. 5-7 лет самостоятельно подметать, очищать дорожки, поливать песок, убирать песок вокруг песочницы, заниматься стиркой, помощь малышам.

4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду: учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей, пересаживать комнатный растения, выращивать корм для птиц и животных, насыпать и раскладывать корм в кормушки; 5-7 лет – учатся очищать, мыть, убирать инвентарь, перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, выкапывать клубни и луковицы цветов, высевать семена, сажать корнеплоды, выращивать и высаживать рассаду, заниматься черенкованием растений, пересадка из грунта в горшки).

5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного материала; тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под руководством воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий, игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани).

Три основные формы организации труда детей:
1. Поручение
2. Дежурство
3. Коллективно - трудовая деятельность (старшая и выпускная группы)

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы

труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Известно, что детей увлекает игра, соревнования, секреты. Есть ли такие приемы, в которых все учтено, при организации трудовых дел с детьми? Конечно, есть. Приведем несколько примеров:
После прихода с прогулки воспитатель показывает детям Хрюшу. Обращает их внимание на грязь, на его пластмассовой мордочке
– Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости?
- Что ты Хрюша такой грязный? И таким грязнулей пришел к нам? Ну-ка, догадайся, что тебе нужно обязательно сейчас сделать?
Хрюша: Поцеловать вас в щечку! (тянется к воспитателю пятачком и к ребенку). Воспитатель: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу целоваться с таким грязнулей! Ребята, подскажите, Хрюше, что ему нужно делать? (ответы детей)

Перед мытьем рук воспитатель говорит:
-Сегодня Буратино пришел к вам учиться мыть руки. Он не верит мне, что дети могут мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа от грязи. Хочет убедиться в этом сам.

Дети любят не только игру, но и тайны и секреты. Например, такой вид труда, как уборка участка можно превратить в секрет для дворника (обыграть). «У дворника много работы – говорит воспитатель, - он устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет он к нам, а на нашей веранду и делать нечего – чисто. Пусть думает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему».

В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).

Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки - это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим. Труд воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье. Все действия так называемого самообслуживания (кормления, одевания и обувания, ухода за собой, своей комнатой и т. д.), участие в домашнем труде составляют важную сторону повседневной жизни ребенка в семье. Затем уже в специальных условиях общественного воспитания (детского сада, особенно школы) эта элементарная форма трудовой деятельности сочетается с разнообразными действиями общественно полезной работы, являющейся исключительно важным средством воспитания подрастающих поколений.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе - в пределах 5-7 мин, в средней - от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте - 15-25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Важно так организовать трудовую деятельность детей, чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников непосредственно к труду. А не вести просто беседы и не разглядывать красочные картинки. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем.

Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

ЕЛЕНА ШУМКИНА
Трудовое воспитание ребенка в семье

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться . Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда , не владея трудовыми навыками , он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду , привычки и желания трудиться , включаться в труд по собственному желанию, успешно его совершать.

Трудовые умения и навыки различны : труд по самообслуживанию , хозяйственно – бытовой труд , труд в природе , ручной труд . Трудовое воспитание детей в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания , т. к. в семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия . Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда , ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка . В семье , вместе со взрослыми ребенок быстрее овладеет трудовыми навыками . Труд вместе родителями доставляет ребенку радость .

Участие в хозяйственно – бытовом труде позволяет ребенку ощутить свою причастность к заботам семьи , это способствует воспитанию многих качеств личности : отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде . Это расширяет представление о труде взрослых , формирует интерес и уважение к нему.

У младших дошкольников большое внимание уделяется воспитанию навыков самообслуживания.

Прежде чем начинать приучать малыша к самостоятельности в самообслуживание, необходимо создать условия :

Отвести постоянное удобное место для игр и хранения игрушек, чтобы он мог сам их брать, а затем убирать;

Сделать вешалку на уровне его роста, чтобы он мог вешать полотенце или одежду;

Приобрести маленький стул, на котором ему было бы удобнее сидеть;

Учить расстегивать и застегивать свою одежду и т. д.

При этом нужно использовать объяснения и наглядный показ действия.

Всему нужно учить малышей постепенно, показывая каждое действие. Оказывать ребенку помощь следует только тогда, когда он в ней действительно нуждается. Надо стремиться к тому, чтобы малыш постарался преодолеть трудности . Проявившего настойчивость и добившегося результата ребенка следует обязательно похвалить, это побуждает его к проявлению большой самостоятельности.

Малыши любят играть. Умываясь, он играет с водой, одеваясь, превращает ботинок в автомобиль и т. д. Понимая детскую потребность играть, стремление превращать окружающие предметы в объекты для игры, в тоже время нужно учить ребенка отличать игру от труда , но настойчиво добиваться нужного результата. Игра способствует развитию у ребенка многих навыков , которые пригодятся ему в труде по самообслуживанию и при оказании помощи взрослым в домашнем хозяйстве. Играя с куклой, малыш одевает и раздевает ее, застилает кроватку, подметает свой уголок и т. д.

В младшем возрасте следует давать такие поручения ребенку , которые он сможет выполнить : поставить хлеб на стол, положить ложки, принести бабушке туфли т. д. Такие поручения доставляют ребенку радость , т. к. он осознает причастность свою к полезным делам.

Малыши проявляют большой интерес к тому, что делают взрослые дома, к их действиям, к результатам труда . Этот интерес следует поощрять. И если родители не отстраняют от дела интересующегося их работой ребенка , стараются удовлетворить его любознательность, вызывают у него чувство благодарности к тем, кто трудится , у него формируется уважение к труду окружающих , появляется желание трудиться . Взрослые должны пользоваться удобным случаем, чтобы поблагодарить за внимание. Все это способствует формированию у ребенка уважения к взрослым и их труду .

Особое значение для формирования личности имеет раннее трудовое воспитание дошкольников в семье . Интерес к труду у детей появляется очень рано. Даже очень маленькие дети с интересом смотрят, как мать готовит обед, как она шьет. Дети повседневно наблюдают труд взрослых и за пределами своей квартиры. Во время прогулок они видят, как в их районе строятся дома, озеленяются улицы и разбиваются скверы, как трудятся люди различных профессий: строители, шоферы, кондукторы, вагоновожатые, милиционеры, дворники, продавцы.

1. Знакомство с профессиями

О труде дети узнают из детских рассказов, стихов, картинок. Знакомство с какой-нибудь новой профессией - это для ребенка открытие целого мира, необычного и поэтому чрезвычайно занимательного.

2. Посильные поручения и помощь по дому

Мало-помалу у ребенка складывается представление о том, что трудятся все. Но если ваш ребенок будет только созерцать, как трудятся другие, то полноценный, действенный интерес к труду у него не будет воспитан. Так можно воспитать лишь пассивный интерес, барское отношение к труду. Пусть ребенок сам принимает в труде посильное участие.

Стремление действовать самому, подражая труду взрослого,- важная черта поведения дошкольника. Конечно, в отношении к труду у младшего и старшего дошкольника есть существенные различия. Если первого увлекает само обращение с простейшими орудиями труда и выполнение отдельных трудовых операций (малыш счастлив, когда ему разрешают повертеть ручку мясорубки или швейной машины), то второй больше интересуется результатом труда, а также теми изменениями, превращениями, которые происходят с вещами в процессе труда.

Дошкольники с большой охотой делают то, что им поручают взрослые. Но, к сожалению, нередко родители вообще отстраняют детей от всяких дел, даже от самообслуживания. В результате могут вырасти барчуки, которые живут на всем готовом, а сами ничего не хотят делать.

А ведь и помимо самообслуживания для ребенка можно найти посильные и интересные трудовые задания. Попробуйте поручить своему пяти-шестилетнему ребенку, скажем, выращивать овощи на грядке или ухаживать за комнатными цветами. Ему придется преодолеть немало препятствий - с тем большим интересом он будет ждать результатов своей работы. А когда он их увидит, его интерес к совершению полезных дел укрепится.

3. Похвала

Немаловажное значение имеет также моральная и эстетическая сторона трудового воспитания дошкольника в семье . Дайте почувствовать ребенку, что и его труд приносит окружающим облегчение, радость, вносит красоту в быт.

«Вот умница, как ты мне помогла! Посмотри, как у нас стало чисто, красиво, уютно» , - говорит мать пятилетней дочери, помогавшей ей в уборке. Пусть эта помощь пока условна, но мать вызвала у девочки радость, укрепила в ней интерес к работе и таким образом сделала шаг в воспитании трудолюбия у ребенка.

Анна Храмова
Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду

Дети будут ходить в детский сад , учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки .

А начинать надо с раннего детства , с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда сердце его открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь.

Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что трудовая жизнь в годы детства - одно из важных условий формирования гармоничного человека. Необходимо, чтобы, живя с детства в труде и с трудом , маленький человек чувствовал потребность в другом человеке именно для совместной работы, для творчества. Выдающийся педагог советовал не бояться затмить солнце золотого детства тем , что ребенку будет трудно , что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем казалось, может. Сделав более, ребенок впервые переживает гордость за себя, словно открывает в себе новые возможности, видит себя глазами других людей.

Итак, главная задача семьи - так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье , чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие .

Что значит подготовить ребенка к жизни?

В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем : главное - научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья.

Главными качествами, которые мы должны воспитывать у детей , должны быть любовь к труду , уважение к труженикам, готовность выполнять любую нужную для общества работу. Труд должен стать жизненной потребностью маленького гражданина.

Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет. В это время малыш активно осваивает окружающий мир. Ребенок этого возраста с огромным удовольствие подражает действиям взрослых. Поэтому ребенок стремится «помыть пол» , «приготовить обед» , «вымыть посуду» . Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если он на данном этапе мешает, а не помогает. Если в этом возрасте Вы не оттолкнете ребенке и не отправите его играть, вместо помощи по дому, то лет в 5 Ваша дочь сможет приготовить несложное блюдо, а четырехлетний малыш будет в состоянии пропылесосить комнату.

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда .

Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (туалетом, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

В детсаду - дежурство по столовой, в зеленом уголке т. д. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию . Терпеливо, напористо, постепенно. Принуждение к труду может вызвать у него протест. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

Хозяйственно-бытовой труд – Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания . Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели , стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т. д) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.

Обратите внимание, как, понаблюдав за мамой на кухне, девочки в игре начинают и сами «варить борщ» , а мальчики старательно «делают ремонт автомобиля» . Такая игра - первая школа приобретения трудовых умений и навыков , которые впоследствии будут усовершенствоваться.

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать , а вместе с ним приучаем заботиться о других людях, формируя благородные желания. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию.

Почтительность, доброе слово или поощрительная улыбка пробуждает в душах малышей внимательное и благодарное отношение к труду . Поэтому так важно позитивно оценивать даже незначительные успехи в определенной работе ребенка, показывать малышу эстетику труда .

Труд в природе – Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям , которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней . Любить природу - это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда .

Наряду с наблюдениями труда окружающих , большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. Детские сады имеют природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут освоить трудовые навыки . Дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. В уголках природы живут морские свинки, птички, имеются аквариумы с рыбками. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью животных и освоения навыков по уходу за ними.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде , как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.

Ручной труд – «Мастерство рук - это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». «Источник способностей и дарований детей - на кончиках их пальчиков.» «Чем больше мастерства в детской руке , тем умнее ребенок.» (Василий Сухомлинский)

Самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка. (Из пустых спичечных коробков, пачек из под конфет, из под чая можно сделать домики, шкатулки, машинки; обклеив их цветной или оберточной бумагой, фольгой и пр.).

Различные поделки из пластилина и глины. Разнообразие материала многообразно в наше время. В магазинах есть готовые наборы для творчества детей.

Значительный интерес и заинтересованность у старших дошкольников вызывает ажурное вырезание из бумаги. Дети с удовольствием учатся вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз, радуются созданным собственными руками салфеткам и снежинкам. С помощью специальных инструментов (ножницы с фигурными краями, дыроколы вырезающие готовые цветочки, листочки, фигурки и т. д.) можно сделать заготовки для аппликаций.

Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная наша цель - заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие) .

(Просмотр слайдов «Трудовое воспитание детей в детском саду » ).

Что же происходит у детей в процессе трудовой деятельности ?

1. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели.)

2. Участие в трудовой деятельности способствует общению детей со сверстниками и взрослыми, развиваются индивидуальные способности.

3. Проявляется уважение к труду и людям труда , трудолюбие необходимо воспитывать с детства .

В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младшем возрасте. Но большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца : одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и систематическом контролем за действиями детей со стороны взрослых. В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам.

Задачи трудового воспитания , родителей и воспитателей .

Ваше чадо не любит трудиться ?

Как приобщить ребёнка к труду .

Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями . Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.

Самые частые ошибки родителей :

– Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка . «Отойди, ты все испортишь» , – постоянно слышит малыш. Ирония и пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше

Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам.

– Приучение к труду силой . Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду .

– Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом» . Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.

Что делать?

1. Не запрещайте ребенку помогать вам.

Наоборот, выразите радость и дайте понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. Когда ребенок справится, обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так. Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку возможность ощутить свою полезность.

2. Превратите домашнюю работу в игру.

Если вы не хотите напрочь отбить желание ребенка вам помогать – не заставляйте его. А просто превратите домашнюю работу в игру. Вариантов много. Можно устроить соревнование : кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т. д. Можно приобщать к выполнению работы игрушки : мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку про мытье посуды или вытирание пыли. Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.

3. Еще одно очень важное правило – доверьте ребенку выполнять определенные вещи.

Пусть у каждого в семье будут распределены обязанности. Дайте малышу почувствовать себя полноценным помощником. Пусть в его обязанности будет входить уборка игрушек, полив цветов и т. д. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы.

4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.

Многие взрослые привыкли, что их понимают с полуслова. Не ждите этого от детей. Если вы тяжело вздыхаете и говорите, что вам тяжело одной все делать по дому, не ждите, что ребенок сам догадается вам помочь. Нужно четко сформулировать, какую помощь вы хотите получить от ребенка. Не ругайте ребенка, если он не понимает, что вы хотите. Попробуйте объяснить еще раз. Очень важно не повышать голос, не говорить приказным тоном, а спокойно просить ребенка о конкретной помощи. Очень хорошо, если вы предложите ребенку сделать что-то вместе. Можно предлагать ребенку выбор : «Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль?» Чтобы ребенок понимал обязательность домашней работы, но имел право выбора.

5. Самое главное – не забываем хвалить ребенка!

Многие родители совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения : вымоешь посуду – куплю мороженое, польешь цветы – пойдем на аттракционы.

Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение.

Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Он должен испытывать гордость за то, что может самостоятельно выполнять какое-то задание. Постарайтесь малышу давать задания, которые у него лучше получаются.

6. И последнее – не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.

Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду…. Я сомневаюсь, что ребенок захочет делать домашние дела, увидев, как они напрягают вас. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.

Знакомить с профессиями взрослых

Задачи трудового воспитания ребенка настолько разносторонни, что для их успешного решения необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и дошкольного учреждения , родителей и воспитателей .

Одним из путей духовного обогащения личности ребенка является ознакомление с трудом взрослых .

Именно в дошкольном возрасте формируется интерес к труду и желание делать полезное дело. Поэтому так важно, чтобы в этот период ребенок перевоплощался в строителя, учителя, доктора, архитектора … И, пожалуй, наилучший тот врач, который еще в детстве заботливо лечил котенка, птенца или дерево.

Открывая детям мир взрослых профессий, желательно формировать полноценные понятия о содержании, особенности, общественной значимости работы людей различных специальностей.

Например, рассматривая тему «Мой детский сад » , расскажите детям о профессии педагога, помощника воспитателя , повара, дворника, медсестры, прачки, отметьте : если кого-то из этих людей не будет, то и другие не смогут нормально выполнять свою работу, отметьте, что труд каждого человека тесно связан с работой других.

А при изучении темы в детском саду «Тихо осень ходит рощей» предоставьте детям сведения о профессиях сельского хозяйства - животновода, овощевода, земледельца, садовника, водителя, тракториста, комбайнера. Когда изучается тема «В мире транспорта» , дети узнают о профессии транспортников - автомобилистов, железнодорожников, авиаторов. При этом обращайте внимание на устойчивость, выносливость представителей этих профессий.

Накануне Новогодних праздников (тема «Новый год шагает по планете» , рассказывайте малышам о профессии работников почты - почтальонов, операторов, сортировщиков, телефонистов, подчеркивая, сколько радости люди получают от принесенных вовремя писем и телеграмм.

Тема «Золотые руки мастеров» знакомит с народными ремеслами - гончарство, вышивка, ткачество и соответствующие профессии. Дошкольники узнают , что народные ремесла чрезвычайно разнообразные, многогранные, и свидетельствуют о высокой духовной культуре народа, который изначально стремится к красоте.

Народные ремесла - это часть истории народа, доля тех традиций, которые передавались из поколения в поколения, и к которым мы должны привлекать наших детей. Одним из таких примеров для воспитанников будет рассказ об одном из традиционных ремесел - гончарство. Дети узнают, что гончары изготовляют разнообразную посуду для хранения, приготовления и подачи пищи - горшки, миски, кувшины, бочонки, а также декоративную посуду, детские игрушки , кирпичи, дымоходные трубы, скульптуру. Детей, конечно, повезти на гончарное производство сложно, а вот рассказать, показать характерные изделия и их изображения может каждый взрослый. При этом обращая внимание девочек и мальчиков на высокий профессионализм мастеров, на особенности формы изделий, цветовой гаммы, элементов и композиций узора.

Советуем родителям поддержать усилия педагогов и обсуждать дома с ребенком то, о чем он узнает в детсаду . А при случае показывать ему труд взрослых (в магазине, поликлинике, парикмахерских и т. д.) .

Во время ознакомления детей с трудом взрослых , применяются различные методы и приемы :

беседы о профессии;

чтение художественной литературы;

рассматривание картин, альбомов, наборов открыток о труде взрослых ;

встречи с людьми разных профессий;

экскурсии (на почту, библиотеку, школу, магазин, аптеку и т. д.) ;

изготовление подарков друзьям, родителям, знакомым;

изготовления коллективных работ по определенной тематике (для украшения коридоров, групповой комнаты, раздевалки) ;

придумывания узоров для украшения плоскостных изображений одежды, посуды и т. д. ;

изучение пословиц и поговорок о труде ;

проведения викторин вроде 2Что? Где? Когда?» (О труде взрослых , «Поле чудес» (о разных профессиях) ;

использование различных дидактических игр.

Дидактические игры

Для уточнения и закрепления представлений, полученных малышами в наблюдениях за трудовыми действиями представителей разных профессий, предлагаем родителям поиграть со своими детьми. Это можно сделать в транспорте или по дороге в детский сад , в магазине, или даже на кухне, готовя ужин или просто в любую свободную минуту.

«Что делает?»

Цель : Формировать понятия о действиях людей разных профессий.

Продавец что делает? (продает)

Воспитатель что делает (воспитывает )

Повар что делает (готовит еду)

«Домашние дела»

Цель : Формировать понятия ребенка о домашних обязанностях. Воспитывать ответственное отношение к труду .

С какой работой по дому папа лучше всех справляется (Повесить картину, наточить нож, выбить ковер)

Что у мамы получается лучше всех? (Приготовить еде, погладить белье)

Что ребенок делает лучше всех (Собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы)

«Кем работают?»

Цель : Знакомить детей с профессиями своих родных.

Кем работает мама? Папа? Бабушка? и т. д.

«Кто больше назовет?»

Цель : Закреплять названия профессий.

Присутствующие поочереди называют профессию, не повторяя за другими.

«Угадай кто это?»

Цель : формировать представления детей о многих профессиях, учить различать их. Определять, чем они полезны?

Сказала нить : «Могу Я сшить все, что душе угодно!

Могу - жилет, могу - пальто, могу - костюмчик модный!»

Иголка запротестовала : «И много б ты понашивала,

когда б тебя Я не таскала?

Ты только следуешь за Мной!»

С улыбкой слушал их … (Портной)

Еще до восхода просыпаться привык.

Первым встречает он солнце в дворе :

Чтоб наши улицы были чисты!

Трудится с утра … (Дворник)

Есть палочка у него в руках волшебная,

Через мгновение все машины остановит она!

Вот палочку вверх он быстро поднял

Сразу «Москвич» как вкопанный стал! (Регулировщик)

Где шла сотня косарей - вышло пять богатырей :

Косят, вяжут заодно и молотят на зерно. (Комбайнер)

«Угадай профессию»

Цель : расширять представление детей о профессии; выяснить о какой профессии идет речь.

Этот человек - хозяйка замечательного дворца книг. Каждому, кто приедет к ней в гости, она искренне рада. А главное, гости никогда не уйдут от нее с пустыми руками. Она дает им домой интересные книги. Прочитав, их можно обменять на другие. Она всегда поможет маленьким и взрослым читателям найти нужную книгу. (Библиотекарша) .

Когда вы голодны и прибегаете на обед в группу, там уже вкусно пахнет. Кто же это так потрудился ? Кто приготовил это вкусное и ароматное блюдо? Это ее любимое занятие, делает она это с большой любовью, потому и еда всем так нравится. Ибо то, что человек делает с удовольствием и любовью, приносит радость не только ей самой, но и всем остальным. Кто это? (Повар) .

А этот человек встречает улыбкой своего пациента, быстро прогоняет невыносимую боль, лечит всевозможные болезни. Когда-то в детстве этот человек приходил на помощь больным животным и близким, потому что очень их любил и старался отвергнуть боль. А потом понял, что без этого жить не может, поэтому долго учился и стал (врачом) .

Когда вы приходите в детский сад , кругом чистота, уют, свежий воздух. Нигде ни пылинки. Пол вымыт, стекло на окнах такое прозрачное, что его почти не видно. Этот человек очень любит чистоту и выполняет свою работу с удовольствием. У нее к этому большой талант. Чьих это рук работа? (Уборщицы, помощника воспитателя ) .

«Названия профессии от А до Я»

Цель : совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на заданный звук.

Например : А - агроном; Б – библиотекарь; В - водитель, воспитатель ; Д - дворник; М - музруководитель, массажист, медсестра; С - сторож, стюардесса, садовник и т. п.

«Что б случилось, если бы не работал (электрик, водитель, врач и др. ?»

Цель : подвести детей к пониманию ценностей любого труда людей .

«Что делают этим предметом?»

Цель : учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом действие и кто использует этот предмет :

Кисточкой - (что делают) - Рисуют, (кто) - Художники, дети.

Ножницами - (что делают) - Режут, (кто) - Закройщики, парикмахеры.

Иглой - (что делают) - Шьют, (кто) - Швеи, вышивальщицы.

Лопатой - (что делают) - Копают, (кто) - Садоводы.

Ручкой - (что делают) - Пишут, (кто) - Учителя, писатели, бухгалтеры.

Топором - (что делают) - Рубят (кто) - Плотники, лесники.

Термометром - (что делают) - Измеряют температуру, (кто) - Врачи, синоптики.

Линейкой - (что делают) - Измеряют, (кто) - Инженеры, конструкторы, школьники.

Веником - (что делают) - Заметают, (кто) - Дворники и др.

«Что предмет расскажет о себе?»

Цель : на основе знаний о содержании и особенностях работы взрослых, которые производят вещи и предметы повседневного обихода, учить оценивать ее результаты; воспитывать у детей чувство благодарности тем, кто создал такие необходимые вещи.

Правила игры. Ребенок берет соответствующий предмет и от имени предмета пытается интересно рассказать, что это, из чего сделан, кто его сделал, для чего этот предмет предназначен.

Уважаемые родители, помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.

Успехов Вам в воспитании ваших детей !

Как можно раньше, детей следует приобщать к труду. И в первую очередь это должно происходить с помощью самых близких малышу людей — его семьи. Зачем же нужно трудовое воспитание дошкольников в семье ? В первую очередь для того, чтобы личность ребёнка гармонично формировалась и приобреталось правильное отношение к труду. Именно труд помогает развивать у малыша сообразительность, внимание, память, умение концентрировать свое внимание, а также наблюдательность. Кроме того, с помощью трудового воспитание можно укрепить здоровье, как физическое, так и психологическое.

Как организовать трудовое воспитание дошкольников в семье

Основным принципом трудового воспитания ребёнка должна стать трудовая нагрузка, которая будет адекватна его возрасту, интересам и способностям. Малышу наверняка захочется помочь взрослому, если он регулярно наблюдает, как выполняются домашние хлопоты. Любовь к подражанию заставит его попытаться сделать то, чем занимаются мама, папа, или бабушка с дедушкой.

Всем наверняка в детстве хотелось подмести пол, как мама или слепить пирожок, как бабушка. Не отвергайте помощь малыша, если вы поручите ему «серьёзное» дело, он будет испытывать чувство гордости и стремиться не разочаровать вас. Конечно, если ребёнку дать немного постирать белье, вам придётся потом «постирать» и самого ребёнка, и белье, а за одно и помыть всю ванную комнату.

И тем не менее, не стоит отвергать искреннюю помощь малыша, ведь только таким образом можно пробудить в нем интерес к хозяйственно-бытовым делам и труду вообще. Помогите ему, терпеливо объясняя, каким образом лучше выполнить задание, чтобы получить хороший результат. Наблюдайте за работой ребёнка, для того, чтобы вовремя подсказать или помочь, но не делайте работу за него. После завершения, проверьте вместе с малышом его достижения, не обижая, оцените их. И, конечно, обязательно похвалите. Игровой момент, безусловно, может присутствовать при выполнении тех или иных поручений. Но не превращайте работу в игру полностью. Ребёнок должен понимать свою ответственность и быть заинтересованным в результате, особенно если это девочка, ведь ей вскоре предстоит .

Только трудовое воспитание дошкольника в семье, может привить уважение к труду окружающих и желание помочь. Развитие таких качеств личности, как ответственность, старательность, заботливость, интерес и желание трудиться закладывается в ребёнке с самого раннего возраста. Чем больше внимания будете уделять этому важному аспекту воспитания, тем лучше результат вас ожидает.