Виды потребностей и их классификация. Подробная характеристика каждой потребности Личностные потребности и мотивация
В основу классификации потребностей человека положен принцип направленности личности на тот или иной объект, в соответствии с которым выделяют потребности физиологические, физические, психические, в общении, нравственные, духовные и др.
Физиологические потребности - в пище, воде, избегании вредного воздействия и т.д. задаются человеку самой природой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретные условия, в которых находятся люди, накладывают на них свой отпечаток. Степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений. Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой сегодня превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье.
Физические потребности - это внешние потребности по отношению к организму, например в тепле, жилье. Физические потребности включают в себя и чисто физиологические, в частности потребность в двигательной активности, сне и т.п. Они могут удовлетворяться и без участия материальных благ и услуг.
Психические потребности - это такие, как потребность в привязанности, любви, безопасности.
Потребность в общении выражает социальную природу человека и стимулирует развитие личности. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни. Общение с людьми обогащает личность интеллектуально и эмоционально, стимулирует обмен знаниями, опытом, мнениями. В результате общения, основанного на сотрудничестве и пересечении интересов, новый характер приобретает потребность человека в существе другого пола, которая становится потребностью человека в человеке. Потребность в общении порождает дружбу и любовь.
Нравственные потребности - это поведение, соответствующее моральным принципам общества, добро, истина.
Общественные потребности возникают в процессе развития общества в целом, социально-экономических групп населения, отдельных его членов; их можно разделить на две группы: О потребности общества, определяемые необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охране окружающей среды, обороне;
о личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека и выступают как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения между людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг. Личные потребности называют также потребностями населения. Личное потребление происходит не на производстве, а за его пределами и включает в себя потребление людьми пиши, одежды, жилища и т.д.
В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в ко- г торой проявляются личные потребности, выделяют две группы j этичных потребностей - материальные (экономические) и духовные.
Материальные потребности - основа жизнедеятельности i человека - пища, одежда, жилище. Они сформировались в процессе филогенетического (эволюционная история вида), общественно-исторического развития человека и составляют его род о вое свойство. Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т.п.). Материальные потребности - часть физических потребностей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т.д.).
Поступки людей определяются их интересами, прежде всего экономическими. Экономическая жизнь общества включает в себя производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью производства является потребление. Производство может быть нормальным только при условии нормального свободного потребления. Между производством и по-
2.4. Виды потребностей и их классификация
треблением - сложная, теоретически противоречивая связь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случае, если есть свободное потребление - цель и движущие мотивы производства, определяющие объем, структуру и качество общественного производства. Потребление материальных благ не однозначно: производительное потребление представляет собой процесс производства, где потребляются средства производства (орудия и предметы труда), а также сила человека, т.е. происходит расход его физической и духовной силы.
Если в производительном потреблении продукт создается, то в личном - уничтожается. В производстве потребляют средства производства, а люди потребляют предметы потребления. Связь между производством и потреблением взаимно обусловливается, т.е. производство определяет потребление, но в то же время потребление определяет производство. Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. создает импульс потребления. Можно сказать, что производство всегда ведет за собой потребление, определяющее в конечном счете его объем и многообразие, а потребление активно влияет на производство. Когда вещь не нужна для потребления, утратила свое значение как полезный продукт, производство ее прекращается. В то же время потребление каких-либо продуктов требует их создания и по мере удовлетворения старых потребностей побуждает и вызывает к жизни новые потребности людей.
Духовные потребности - высшие человеческие потребности, чувственная форма познания прекрасного, обращенная к созерцанию или воображению, эстетическому наслаждению. Они связаны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая другая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. Следовательно, духовные потребности шире интеллектуальных. В круг таких потребностей человека входят и потребность в пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живопись, концертно-исполнительскую деятельность и т.п.), и потребность в эстетическом наслаждении (которые могут удовлетворяться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря сло-
вами Энгельса, непреходящая потребность человеческого духа - преодолеть все противоречия.
Интеллектуальные потребности - рациональные мыслительные функции человеческой психики, познавательные процессы в целом - рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, в различных видах творческой деятельности (в том числе творческой самодеятельности). Эти потребности созданы обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности.
Потребность в познании - переменная личности, отражающая степень, в которой индивид получает удовольствие от познавательной деятельности, требующей приложения усилий. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке, познании мира как целого) и частные (страсть к познанию специфических явлений действительности).
Потребность в научном познании образуется на основе потребности в познании, когда познание становится не целью, а средством удовлетворения потребности в творчестве. Человек с высокой потребностью в познании жаждет информации, ему нравится анализировать сложные ситуации, он получает удовольствие от решения проблем, особенно трудных.
Потребность в эстетическом наслаждении занимает в жизни человека большое место. Испытывая эту потребность, человек стремится сделать свой быт, отдых, свою жизнь красивой.
Созерцание эстетических ценностей в действительности и искусстве облагораживает личность, возвышает ее.
Потребность в художественном творчестве проявляется в том, что человек не просто овладевает готовыми эстетическими ценностями, но создает их новые виды и формы.
Социальные потребности - потребности в достижении определенного статуса в обществе и развития своих социально-ценностных характеристик - возникают в связи с функционированием человека в обществе в процессе деятельности
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
человека как общественного субъекта. В отличие от физических потребностей они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т.д. Потребность в общественной деятельности вытекает из условий и образа жизни человека в обществе. У всесторонне развитого человека представлены все человеческие потребности при доминировании высоких социальных требований, предъявляемых кличности. Социальная группа, трудовой коллектив представляют для человека жизненное условие, без которого немыслимо удовлетворение многих других его потребностей и интересов. Человек испытывает глубокое удовлетворение, когда находит себе оптимальное место в коллективе и получает признание своей деятельности в организации, и чувствует глубокую неудовлетворенность, если по тем или иным причинам не признан коллективом.
Развитие базовых потребностей можно представить следующим образом:
О потребность в активности - от потребности в «разрядке энергии» до потребности в труде;
2.4. Виды потребностей и их классификация
о потребность в общении - от неопределенной надобности в другом человеке до высших форм привязанности к конкретной личности (группе людей);
О потребность в познании - от элементарного любопытства до страстного поиска истины;
о потребность в отдыхе - от надобности в релаксации и сне до временной изоляции от привычных форм общественной жизни.
По степени конкретизации все потребности подразделяются на две группы:
О общие потребности - потребности, вытекающие из какого-либо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т.д. Каждый вид общих потребностей может удовлетворяться различными наборами конкретных благ и услуг;
о конкретные потребности - потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги, например потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизоре, книгах и т.п.
Общие и конкретные потребности взаимосвязаны: каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, а набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.
По количественной определенности и возможности удовлетворения всю совокупность потребностей подразделяют на следующие группы:
о абсолютные потребности - выражают желание обладать товарами. Они не ограничены ни возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактны и характер, не связаны с конкретными предметами потребления;
О действительные потребности - формируются в рамках достигнутого уровня производства. Как и абсолютные, они не ограничены платежеспособными возможностями потребителей, но в отличие от них носят конкретный характер, т.е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям;
о платежеспособные потребности - определяются платежеспособными возможностями потребителей, что их отличает от абсолютных и действительных потребностей. В то же время они носят абстрактный характер, как и абсолютные потребно-
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
сти, т.е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром. Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса; о удовлетворенные потребности - потребности, которые фактически удовлетворяются благами и услугами в зависимости от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей. Платежеспособные потребности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке достаточно товаров и услуг, потребительские свойства которых соответствуют требованиям покупателей; в противном случае они остаются неудовлетворенными.
Все рассмотренные потребности взаимосвязаны. Так, абсолютная потребность под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную. Действительная потребность в результате распределения общественного продукта принимает форму платежеспособной, которая затем выносится на рынок и удовлетворяется благодаря приобретению и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения остается неудовлетворенной по разным причинам - из-за недостаточного уровня развития производительных сил, услуг, низкого уровня доходов потребителей. По мере развития общественного производства, совершенствования производственных отношений, роста доходов населения все большая часть неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются новые неудовлетворенные конкретные потребности.
По степени рациональности потребности разделяют на разумные и иррациональные.
Разумные (рациональные) потребности - потребности, соответствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, здоровом образе жизни человека, всестороннем гармоничном развитии личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей. Например, разумные потребности в питании складываются на основе знаний и достижений естественных наук - физиологии, биологии, медицины - и формируются наукой о питании. Разумные потребности - это
2.4. Виды потребностей и их классификация
общественно полезные потребности, удовлетворение которых обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека. Эти потребности можно определить с помощью рациональных норм и нормативов. Однако все эти нормы и нормативы (за исключением рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) весьма приблизительны и носят условный характер. Но поскольку не выработано ничего лучшего, они используются сейчас для определения границ разумных потребностей в отдельных товарах, а также для расчетов степени удовлетворения этих потребностей.
Иррациональные потребности выходят за рамки разумных, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы. Такие потребности называют негативными, и они связаны с присутствием чего-то, что мешает нормальной жизни. Бывает, что в мироощущении даже самых активных людей появляется желание избежать чего-то. Сегодня это ощущается многими и проявляется в охране окружающей среды, защите человека от внешних последствий развития техники. Иррациональные потребности могут складываться одновременно у довольно широкого круга людей. Наибольшее распространение иррациональные потребности получили в питании; с ними связаны ожирение, нарушение обмена веществ и появляющиеся по причине этого болезни. К иррациональным относятся и потребности в алкоголе, наркотиках и т.п.
Каждый человек характеризуется неповторимым сочетанием потребностей. Ценность личности определяется в первую очередь тем, какие потребности в ней преобладают и как они реализуются.
Существует тенденция рассматривать потребность как эквивалент влечения. Этот способ употребления расширяет базовые и биологические потребности. Приравнивание потребности к влечению наделяет состояние потребности мотива-ционными свойствами. Однако имеются потребности, для которых нет никаких влечений, например потребность в кислороде, так как то напряжение, которое человек чувствует, когда задерживает дыхание, - это не влечение к кислороду, но стремление снизить уровень содержания углекислого газа.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
К главе 1
\. В чем сущность природы человека?
2. От чего зависит выбор человеком ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом?
3. Можно ли выделить из предыстории человечества нечто существенное, определяющее человека?
4. Расскажите о внутренней противоречивости побудителей человеческой деятельности на примере размышлений античных мыслителей.
5. Как рассматривались естественные жизненные потребности в эпоху Средневековья?
6. Охарактеризуйте взгляды мыслителей Нового времени на природу человека и его потребностей.
7. Кто из философов утверждал, что происхождение и развитие человеческих потребностей связано с функционированием исторически конкретных способов производства?
8. Что отражали теории понимания человека и его потребностей в западной обществоведческой мысли середины XX в.?
К главе 2
1. Расскажите о пирамиде потребностей А. Маслоу.
2. Какие свойства и качества человека учитываются при оценке социально-ценностных характеристик личности?
3. Что побуждает человека к деятельности?
4. Что является источником развития потребностей?
5. Какое обстоятельство переводит потребности на собственно психологический уровень?
6. Какие потребности человека оказывают существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение?
7. Какой принцип положен в основу классификации потребностей человека?
8. Перечислите и охарактеризуйте основные потребности человека.
9. К какому виду потребностей относятся: чувственная форма познания прекрасного, созерцание природы, эстетическое наслаждение и т.д.?
10. Охарактеризуйте общие и конкретные потребности.
При изучении потребностно-мотивационной сферы личности важно учитывать, что основные, ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.
В западной, да и в отечественной психологии популярной является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу. Он выделяет несколько групп потребностей человека и выстраивает их в определенной иерархической системе в зависимости от степени социальной обусловленности соответствующих потребностей.
Принимая конструкцию системы потребностей А. Маслоу и беря ее за основу, в современных условиях жизнедеятельности нашего социума, общества можно выделить следующие потребности человека, играющие в целом особую роль в детерминации поведения и деятельности людей.
Основу жизнедеятельности человека составляют базовые, жизненные, основные естественные, природные, физиологические потребности, в воздухе, пище и другой энергетике, одежде, жилище, сексуальная потребность, потребности в отправлении естественных нужд и др. Формы и способы реализации этих потребностей имеют социальный, культурно окрашенный характер.
К числу других природно обусловленных потребностей, имеющих вполне конкретные социально-содержательное наполнение, формы, средства и способы реализации, относятся также потребность в безопасности, защищенности.
Эта потребность у значительной части наших граждан актуализирована и оказывает существенное влияние на их поведение, социальное и психическое состояние. Речь идет в первую очередь о физической и физиологической безопасности людей (криминогенность в обществе, правовой произвол, неподготовленность населения к встрече с природными катаклизмами, недоброкачественность продуктов питания, питьевой воды, воздушной атмосферы и т.п.), о недостаточной социальной защищенности людей в правовом отношении, в области здравоохранения, образования и т.п.; потребность в принадлежности (аффилиации) к конкретному социуму (семье, профессиональной социальной группе, этносу, обществу, стране и т.д.).
Исключительно большое значение в формировании и развитии психических функций человека, его личностных структур имеют потребности в общении и обособлении.
Потребность в общении с другими людьми является одной из основных, базовых потребностей человека. Через реализацию этой потребности происходит усвоение человеком социальных норм, правил, ценностей, овладение социальным опытом, осуществляются нравственная, политическая, правовая и другая социализация и профессионализация личности, формируется ее субъектность. Через общение человек научается познавать других людей и самого себя, наращивает свой коммуникативный потенциал, более успешно решает производственные и другие жизненно важные задачи.
Потребность в общении выступает одной из форм проявления общественной сущности человека. Эта потребность начинает функционировать с момента рождения человека и действует на протяжении всей его жизни. Она реализуется в различных формах: эмоционально-эмпатийное общение матери с ребенком, игровое, познавательное, педагогическое, профессиональное общение и т.д.
Наряду с потребностью в общении проявляет свое действие и потребность в обособлении, реализация которой создает дополнительные возможности для развития и саморазвития личности, ее становления и социализации.
Удовлетворение этой потребности происходит:
- 1) через обособление личности в референтной социальной группе (семья, дружеская компания и т.д.). В социальной психологии референтной принято считать группу, интересы, ценности, отношения, нормы, правила которой совпадают с личностными, и человек воспринимает их как свои личные. В референтной среде личность чувствует себя комфортно, ощущает свою защищенность, имеет возможность свободно проявлять свою индивидуальность, реализовывать свои значимые потребности;
- 2) через уединение, как обособление наедине с собой. Уединение личности обычно имеет две основные формы:
- а) умозрительное (теоретическое) уединение, когда человек хочет остаться наедине с собой для того, чтобы осмыслить происшедшие события, наметить программу действий, спрогнозировать результаты своего поведения и деятельности. Это и так называемые девичьи и юношеские грезы и т.п. В подростковом, юношеском (да и не только) возрасте такое уединение является сложным процессом внутренней интеллектуально и эмоционально насыщенной жизни человека. Умозрительное обособление играет исключительно большую роль в развитии и вообще в жизнедеятельности человека, формировании его самосознания, самооценки, притязаний, коррекции своих позиций, отношений, оценок, установок;
- б) в форме предметно-практической деятельности (чтение, вязание, рыбалка, охота и другое хобби).
Особую роль в жизнедеятельности человека и социума в целом играют этнические потребности человека, основу которых составляют три ведущие, биологически обусловленные потребности:
- - в самосохранении;
- - в продлении рода. Формой выражения этой потребности является сексуальное влечение;
- - в сохранении вида, формами выражения которой выступают материнский инстинкт защиты потомства, самопожертвование во имя других людей своего этноса и другие формы поведения.
Эти три потребности проявляются и у животных, обеспечивая существование того или иного вида. У человека эти потребности и содержательно, и по средствам, способам, формам реализации имеют социально-культурную окраску и наполнение.
При этом важно иметь в виду два следующих обстоятельства.
- 1. Лишь проявление, действие всех этих трех потребностей у людей обеспечивает существование и развитие социума, этноса. Разрушение, размывание хотя бы одной из них приводит к разрушению этноса.
- 2. Энергетический потенциал этих трех потребностей неодинаков. Например, энергетика третьей потребности примерно в 2,5 раза выше энергетики первой потребности1. Это означает, что если у человека, например, размыты или отсутствуют потребности в сохранении вида и продлении рода, то потребность в самосохранении не может обеспечить высокую энергетику (у престарелых людей, бомжей) его поведения, деятельности, а потому и достаточный уровень его жизни.
К числу основных личностных потребностей относятся потребность в самоопределении и самоактуализации, самоутверждении и признании окружающими, в первую очередь значимыми людьми.
Особое место занимает потребность в труде как источнике социальной жизни. Эта потребность облагораживает все другие потребности человека, наполняет их подлинно социальным смыслом, а личность в таком случае становится социально значимой, соответствующей интересам развития и совершенствования социума.
Важную роль в обеспечении нормальной, успешной жизни и деятельности человека играют потребности в познании и самопознании.
Потребность в познании жизни, объективного мира реализуется по следующим основным направлениям, путям.
Через науку, где целью познания является истина. Ведущая черта, особенность такого познания - объективность знаний. Целью научного познания является познание истины. Чем более близким к истине, научным является знание людей, тем более оно становится объективным, не зависящим от субъективных устремлений позиций, предпочтений человека.
Вполне очевидно, что такие знания расширяют возможности человека, делают его более защищенным, позволяют принимать более адекватные, правильные решения, успешнее прогнозировать свои действия и поступки.
Через искусство, в котором проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни. Цель такого познания состоит в познании правды жизни, в достоверности знаний.
Особенность такого знания состоит в его субъективности. В искусстве, во всех его видах и жанрах представлено субъективное видение социальной жизни, ее отдельных граней. Центральной проблемой искусства (литературы, поэзии, музыки, живописи и других видов) являются человек, его интересы, переживания, мысли, поступки, действия. В этой сфере деятельности участвует немало талантливых и творческих людей. Поэтому искусство выступает одним из источников познания психики людей.
Через религию, так как значительная (если не большая) часть населения планеты (и наша страна в этом отношении не является исключением) живет с религиозным мироощущением и миропониманием. И потому современный специалист должен владеть научной и религиозной картинами мира.
Через собственный социальный, этнический, профессиональный и другой жизненный опыт. Это в полной мере относится и к познанию психики, как других людей, так и своей собственной.
К числу сугубо социальных потребностей человека относятся идеологические потребности. Это потребности человека в идее, объяснении жизненных обстоятельств, проблем, понимании причин происходящих событий, явлений, факторов, потребность в концептуальном, системном видении картины мира. Реализация этих потребностей осуществляется:
- - через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, технических и других наук. В результате у человека складывается научная картина мира;
- - через усвоение человеком религиозных знаний, под влиянием которых у него формируется религиозная картина мира.
Характерно, что у многих людей под влиянием идеологических потребностей и в процессе их реализации нередко складывается многополюсная, мозаичная картина мира с преобладанием, как правило, научной картины мира у людей со светским воспитанием и религиозной у людей с религиозным воспитанием.
Одной из актуализированных и функционирующих в нашем социуме потребностей является потребность в справедливости, которая выражается в соотношении в сознании человека своих прав и обязанностей, в его взаимоотношениях с общественным окружением, во взаимодействии с социальной средой.
В этом плане человек может быть ориентирован:
- а) на отстаивание и расширение своих прав;
- б) на преимущественное исполнение своих обязанностей по отношению к другим людям, социальной среде в целом;
- в) на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при решении социальных и профессиональных задач.
В соответствии со своими преобладающими ориентациями, сообразно своему пониманию того, что является справедливым, а что несправедливым, человек и оценивает поведение, действия других людей.
Важную роль в жизнедеятельности человека играют эстетические потребности: в понимании канонов красоты, гармонии, в восприятии и осуществлении поведения, деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к безобразному, низменному, уродливому, нарушающему естественную и социальную гармонию.
К числу социальных потребностей человека, занимающих в иерархии потребностей личности высшую ступень, относятся потребности в развитии и саморазвитии, совершенствовании и самосовершенствовании. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т.п.
Па реализацию таких устремлений личности оказывают влияние не только внешние обстоятельства, условия жизни и деятельности человека, но и внутренние, личностные предпосылки (интересы, ценности, мотивы, способности, волевая подготовленность личности). При этом важную роль играет самооценочная деятельность личности, позволяющая ей выявлять и отслеживать уровень и динамику своего развития.
Таковы основные, ведущие потребности человека, оказывающие существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение в социуме. Эти потребности находятся в определенном иерархическом расположении их связей и отношений между собой, и их актуализация обусловлена как жизненными обстоятельствами, так и взаиморасположением в системе иерархических взаимосвязей. Так, например, в начале названные потребности требуют первостепенного удовлетворения по сравнению с последующими потребностями, которые начинают более активно и сильно действовать на человека после удовлетворения предыдущих потребностей. Способы удовлетворения потребностей более высокого уровня, разнообразнее, нежели способы удовлетворения потребностей низшего уровня. При этом человек всегда испытывает действие каких-либо потребностей, поскольку место реализованной потребности занимает другая актуализированная потребность, обычно также проявляющаяся в системе многих других (А. Маслоу).
Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности личности как сложном психическом свойстве личности, включающем в себя систему побуждений и целей, которая и определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности.
Потребности или нужда – это самый сильный фактор, определяющий целенаправленность активности любого субъекта, поскольку личностные потребности человека являются основной мотивацией, двигающей силой, побуждающей индивидуум на конкретные действия с целью их удовлетворения.
Можно также говорить о том, что потребности человека – это специфическое состояние личности, проявляющееся зависимостью от возможности в определенных условиях или событиях.
Активность личности находит свое проявление именно в удовлетворении появляющихся потребностей, которые формируются под влиянием условий воспитания и различных культурных, духовных ценностей.
Сугубо биологическая точка зрения рассматривает такое понятие как «надобность» в качестве специфического состояния организма, выражающее объективное желание в каком-либо материальном или духовном благе. Исходя из такого определения, можно говорить, что потребности полностью зависят от жизненного образа конкретного индивидуума. А также от сферы его обитания и условий, которые она ему задает.
В современном мире существует много различных возможностей, что приводит к наличию большого спектра потребностей каждого индивидуума. Не стоит также забывать, что на формирование желаний влияют особенности воспитания, культурный уровень, масса различных социальных условий. Создать единую систему, которая позволила бы максимально точно классифицировать все виды личностных потребностей практически нереально.
Сейчас уже предложена масса классификаций, распределяющих потребности в группы по тому или иному признаку. Простейшая из них подразделяет индивидуальные нужды на материальные и духовные. Материальные нужды также принято называть биологическими, подразумевая тот факт, что они реализуются как исключительно естественные потребности человека как существующего вида.
К биологическим потребностям относят, например, потребность в еде, отдыхе и сне, необходимость в тепле и одежде, наличие дома, личное пространство, сексуальные потребности. Другой же вид потребностей, которые принято называть духовными или идеальными, включает в себя такие стремления как потребность в своем социальном признании, дружбе, отношениях, общении, познании мира в целом.
Также популярной является концепция, выдвинутая А.Х. Маслоу. Согласно ей, иерархическая структура потребностей представляет собой определенное направление деятельности индивидуума в зависимости от того, какой «уровень» иерархии потребностей удовлетворен, а какой – нет. Сам Маслоу изображал ее в виде пирамиды, где каждый последующий сегмент заключал в себе определенную потребность, регулирующую поведение субъекта в зависимости от степени удовлетворения предыдущих сегментов.
Следует отметить тот неизменный факт, что у каждого индивидуума существует своя степень выраженности любых потребностей, так как эта черта является сугубо уникальной. Тем не менее, ни один человек не сможет полноценно существовать, скажем, без окружающего социума, поскольку его наличие делает возможным удовлетворение потребности в актуализации своего «Я».
Ведущие потребности личности
В психологии все чаще применяется выделенный ряд надобностей, которые представляют собой так называемые ведущие потребности личности или основные потребности. Наличие данного ряда потребностей не зависит от возраста или пола индивидуума, при этом они могу розниться не только по своему содержанию, но и по уровню их выраженности в окружающем социуме.
Подразумевается первичное соотношение одной потребности к другим, что обуславливает некоторую приоритетность. Это факт также подчеркивал создатель иерархической структуры потребностей Маслоу. При этом он называл потребности, вызванные отсутствием того или иного блага «дефицитными».
В случае «дефицитной» потребности индивидуум всячески концентрирует свои действия на восполнение данного дефицита, в то время как другие потребности становятся «вторичными». К примеру, если человек испытывает выраженное чувство жажды или голода, его уже мало беспокоит мнение соседа или близких людей о его внешнем виде или каком-то поступке.
Выделяют шесть общих групп ведущих потребностей:
- Физические потребности и нужды. Они включают в себя такие естественные и физиологические нужды как наличие воздуха, еды, питья, возможности отдыха и сна. Также к данной группе причисляют и социальные потребности в общении и интимных отношениях.
- Отдельным уровнем выделены эмоциональные потребности. Это может быть необходимость в постороннем доверии, признании, чувствах дружбы и любви.
- Общественная потребность – нужда в том, чтобы обладать определенной «нишей» в каком-либо обществе, дружеском коллективе, организации.
- Интеллектуальные потребности представляют собой необходимость находить ответы на возникающие вопросы, нужду в удовлетворении любопытства.
- Также выделяют ряд духовных потребностей. Они заключаются в необходимости веры в божество, высшее существование, определенную атрибутику. Подобные вещи помогают сохранить внутреннюю гармонию и переносить возникающие трудности.
- Творческая потребность, заключающаяся в необходимости самовыражения любым из доступных способов, творческой реализации.
Необходимо подчеркнуть, что удовлетворение личностных потребностей человека – это неотъемлемая часть его благосостояния. Выполнение всех основных нужд является залогом позитивного настроя и эмоциональной гармонии человека.
Личностные потребности и мотивация
Мотивационный процесс человека характерен тем, что он представляет собой совокупность различной направленности деятельности индивидуума. Она может заключаться как в стремлении достижения определенной цели, так и в попытках любым способом избежать ее, выражаться в решении вопроса о том, должно быть реализовано определенное действие или же нет.
Характерным является то, что данные сложные процессы в сознании сопровождаются определенным эмоциональным всплеском, который может найти свое проявление в возбуждении, волнении, радости или страха. Также мотивационные процессы нередко сопровождаются субъективным ощущением внезапного роста или упадка сил.
Можно утверждать, что личностные потребности и мотивация связаны между собой, поскольку именно она определяет целенаправленность действий индивидуума, являясь движущим механизмом в принятии решений, собранности, преодолении возникающих преград и трудностей. Дело в том, что под мотивацией подразумевают не только совокупность конкретных мотивов, подталкивающих к достижению целей.
Мотивация – это набор психофизиологических процессов, влияющих на целенаправленность действий и уровень внутренней энергии, которая является необходимой для выполнения этих самых действий.
Следует отметить, что мотивация является своеобразным следствием возникающих у индивидуума потребностей. По сути, она представляет собой своеобразный «посредник» между возникающей потребностью и реальными физическим активными действиями, выражаясь в виде психического «побуждения к движению». Этим также объясняется тот факт, что за, казалось бы, одинаковыми действиями разных индивидуумов, стоит совершенно разная мотивация и причина.
Если говорить о том, насколько сильно отличаются мужчины и женщины , то стоит отметить, что они буквально с разных планет. Часто мы друг друга не понимаем, ищем ответы на непонятные нам вопросы и стараемся найти что-то общее. То же самое стоит сказать о физических потребностях в отношениях. В один и тот же момент мужчина может изнемогать от желания, а женщина может быть настроена категорично. Что общего в физических потребностях мужчин и женщин? Чем они отличаются? Об этом вы узнаете в данной статье.
В первую очередь стоит отметить, что мужчины и женщины в принципе разные, поэтому не удивительно, что у них так много различий. Например, природа создала мужчину более активным, сильным, с выраженными мышцами. Это необходимо для того, чтоб он был добытчиком и защищал семью. Женщина в свою очередь хрупкая и слабая, ведь она должна не работать физически, а хранить семейный очаг и воспитывать детей. Мужчине необходимо больше калорийной пищи, чтоб обеспечить свою активность, также он по природе полигамен. Это значит, что при отсутствии регулярного секса с постоянной партнершей, он будет искать любовницу, женщины так поступают намного реже.
Многое зависит от возраста . Далеко не всегда физические потребности мужчин и женщин совпадают в силу того, что они отличаются своим возрастом. Например, многие юные девушки отдают предпочтение парням старше, поэтому студентка 18-ти летнего возраста и молодой человек лет 24-25 могут постоянно сталкиваться со сложностями. Суть в том, что женщина достигает пика сексуальной активности к 30-ти годам, а мужчины к этому возрасту уже немного остывают. Поэтому физическая потребность молодого мужчины высока, а юная девушка достаточно быстро может от такого повышенного внимания устать. Со временем повышенный "аппетит" мужчины может привести к расставанию, ведь далеко не каждая девушка готова заниматься сексом по 2-3 раза в день.
У женщин секс стоит не на первом месте . Она хочет ощущать любовь, ласку и внимание , постоянно нуждается в комплиментах и нежности. Женщина хочет знать, что она защищена, что также в безопасности ее потомство. Все это стоит на первом месте, а уже потом идет физическая потребность в близости. Многие мужчины об этом даже не задумываются, поэтому в итоге появляются разногласия и недопонимания. Женщина хочет быть уверенной в том, что завтра она проснется и у нее будет еда, теплый дом, счастливые дети и надежный тыл мужчины, только после этого она сможет расслабиться и насладиться сексом.
Мужчина при помощи секса себя реализовывает . Представители сильного пола стремятся к тому, чтоб доставить женщине как можно больше удовольствия в интимном плане. Они далеко не всегда знают о том, что в списке потребностей женщины секс стоит далеко не на первом месте. Ему важно сделать так, чтоб она от удовольствия не могла дышать, чтоб боготворила его и всегда хотела. Тогда он чувствует себя самодостаточным, сильным и состоявшимся. Порой сложно объяснить мужчине, что у женщины для близости нет желания и настроения, ведь ему кажется, что хотеть его она должна всегда. Многие считают, что причиной измен чаще всего становится неумение девушки доставить удовольствие своему любимому, но намного значимее отсутствие сексуального желания. Мужчина рано или поздно начинает считать, что он недостаточно хорош как любовник, поэтому идет на сторону, чтоб получить этому опровержение.
К чему приводит различия в физических потребностях мужчин и женщин? В первую очередь разногласия могут привести к такому неприятному явлению как измены. Если женщина хочет, чтоб любимый человек дарил ей удовольствие ночами напролет, а он не способен заниматься сексом достаточно долго или часто, то такая женщина может начать искать себе любовника. Это прекрасная возможность убедиться в том, что в мире есть такой человек, который может дать ей то, в чем она нуждается. Физические потребности мужчины в отношениях также меняются из-за возраста. Например, он становится менее активным в интимном плане после сорока лет, особенно, если с женой они не достаточно близки. В итоге он начинает искать любовниц, благодаря которым можно убедиться в том, что с его потенцией еще все хорошо.
Как это можно исправить? Для того чтоб физические потребности мужчин и женщин совпадали, важно постоянно над собой работать. Порой умение женщины своевременно доставить мужчине удовольствие может положительно отразиться на счастье из семьи. Если в какой-то момент перестать работать над собой и уйти от реальности, то в итоге такие отношения могут привести к ссорам и разводу. Иногда для секса может не быть настроения, времени или желания, но если приложить все усилия, то можно стать с партнером еще ближе. Безусловно, важно наличие взаимопонимания, уважения и любви, но без регулярного секса хороших отношений между мужчиной и женщиной не построить. Часто женщины в юном возрасте до свадьбы стараются во всем угодить своему возлюбленному, а после заключения брака расслабляются, считая, что теперь не стоит волноваться и пересиливать себя.
На самом деле отношения между мужчиной и женщиной - это всегда сложности и разногласия, ведь они настолько разные. Что делать, чтоб избежать конфликтов и спасти свою семью? В первую очередь научиться слушать и слышать своего партнера. Это необходимо для того, чтоб четко понимать, чего человеку не хватает и из-за чего он грустит. Многие проблемы в браке случаются из-за слепоты мужчины или женщины, из-за акцентирования внимания на своих проблемах. Физические потребности - это базовые особенности, на которые нельзя закрывать глаза, иначе это может привести к необратимым процессам.
Развитие человеческого организма происходит непрерывно, на протяжении всей жизни, и в процессе индивидуального развития человека, как и любого биологического организма, можно выделить ряд периодов, этапов возрастной биографии, каждый из которых имеет свои характерные черты. Продолжительность каждого из этих периодов определяется биологическими особенностями организмов данного вида, а также во многом зависит от действия экологических факторов. Помимо действия биологических и экологических факторов, на продолжительность того или иного периода развития человека, как существа биосоциального, оказывают влияние и общественные факторы (экономическое состояние среды обитания, степень интеллектуального развития, образ жизни).
Понятие периода жизни человека тесно связано с понятием «возраст». Под возрастом принято понимать:
1) период времени от рождения организма до настоящего или любого иного момента;
2) биологическую эволюцию организма, т.е. характеристику его жизни, отражающую момент рождения, рост, развитие, созревание и старение.
Различают хронологический (паспортный, календарный) и биологический (анатомо-физиологический) возраст.
Хронологический возраст - это период от рождения до момента его исчисления, т.е. разность между датой исследования и датой рождения.
Биологический возраст - совокупность признаков, характеризующих биологическое состояние организма, уровень его жизнеспособности и общего здоровья.
Хронологический возраст имеет четкие границы во времени - час, день, месяц, год. При этом биологические особенности данного конкретного организма не учитываются.
Биологический возраст определяется всей совокупностью обменных, анатомических, функциональных, регуляторных, психологических особенностей, приспособительными возможностями организма.
Биологический возраст может не соответствовать хронологическому. При некоторых патологических состояниях (например, при прогерии) биологический возраст опережает календарный, а при некоторых других - отстает от него (например, при инфантилизме).
Возрастные периоды - это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов, систем организма и всего организма в целом.
На протяжении жизненного цикла человека - от зачатия до смерти - можно выделить три основных периода:
Период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, половой, психологической зрелости;
Период относительной стабильности, зрелости функциональных систем организма;
Период угасания, ослабления и деструкции функциональных систем во время старения организма, наступающий после прекращения репродуктивной функции.
Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, и оно отражает прежде всего этапы созревания нервной системы, внутренних органов, жевательного аппарата, становление высшей нервной деятельности. Это объясняется тем, что именно в детстве качественно новые изменения протекают динамичнее.
В настоящее время в жизни взрослого человека выделяют следующие периоды:
1) юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 лет до 21 года у мужчин);
2) зрелый возраст (от 20 до 55 лет у женщин, от 21 года до 60 лет у мужчин). Он в свою очередь подразделяется на два подпериода:
а) от 20 до 35 лет у женщин, от 21 года до 35 лет у мужчин - I подпериод зрелого возраста;
б) от 35 до 55 лет у женщин, от 35 до 60 лет у мужчин -
II подпериод зрелого возраста.
Ряд исследователей выделяют в зрелом возрасте следующие группы:
а) молодой возраст - до 45 лет;
б) средний возраст - 45-60 лет.
На границе зрелого и пожилого возраста ввиду важности происходящих в организме процессов выделяют особый возрастной промежуток - климактерический период (от 45 до 60 лет у женщин, от 50 до 60 лет у мужчин);
3) пожилой возраст (от 55 до 75 лет у женщин, от 60 до 75 лет у мужчин);
4) старческий возраст (от 75 до 90 лет);
5) позднестарческий, или макробиотический, возраст (после 90 лет; таких людей называют долгожителями).
Возрастные границы этих периодов достаточно условны, особенно это касается старших возрастных групп. В мире общепринятого определения пожилого возраста не существует.
С понятиями «период жизни», «возрастной период», «биологический возраст» тесно связаны такие понятия, как «рост» и «развитие». На каждом этапе возрастной биографии имеются специфические черты, отражающие стадии роста и степень развития организма. Рост и развитие человека - это непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей его жизни, при котором простые количественные изменения ведут к коренным качественным сдвигам. Процессы роста и развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением числа и/или размеров клеток, размеров и массы органов, тканей, всего организма в целом, накопление определенного объема информации, умений, опыта и т.д.
Развитие подразумевает качественные изменения - морфологическая дифференцировка тканей и органов, их функциональное совершенствование, появление новых знаний, умений, навыков или их исчезновение, угасание со временем, т.е. развитие может идти по двум линиям - восходящей (прогресс) и нисходящей (регресс). Кроме того, различают две формы развития: эволюционную и революционную, скачкообразную.
Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, начиная от момента образования зиготы и заканчивая смертью; рост же (увеличение длины и нарастание массы тела) заканчивается в конце юношеского возраста, хотя происходит клеточный и тканевый рост (например, рост ногтей и волос продолжается даже в течение некоторого времени после биологической смерти организма).
Процессы роста и развития имеют ряд закономерностей, к которым можно отнести:
Генетическую предопределенность;
Стадийность;
Определенные морфофункциональные изменения, характерные для каждого периода жизни человека.
Основной закономерностью соотношения роста и развития является их несовпадение во времени или пространстве, т.е. они не происходят одномоментно: вначале наблюдаются количественные изменения, приводящие затем к качественным. Этим объясняются скачки роста в отдельные возрастные периоды, несоответствие сроков физического и психосоциального развития (особенно выраженное в подростковом периоде), снижение отдельных функций организма в определенные периоды жизни.
Процессы роста подчиняются определенным законам:
1. Закон неуклонного торможения энергии роста . Скорость роста наиболее высока во внутриутробный период, особенно с 8 до 25 нед гестации. Относительно небольшая интенсивность клеточного деления до 8 нед коррелирует с активной дифференцировкой и морфогенезом органов и систем. С 34 нед гестационного периода замедление роста идет на фоне существенных нарастаний массы тела.
К рождению малые прибавки в длине и массе тела объясняют феноменом «объемного торможения» вследствие ограниченного объема полости матки. Торможение энергии роста хорошо прослеживается в первые два года жизни ребенка. В последующем падение скорости роста носит прерывистый характер. Это находит свое отражение в следующем законе.
2. Закон неравномерности изменений скорости роста . Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и толщину. В периоды снижения скорости роста костной ткани в длину в организме ребенка преобладают прибавки массы тела. Таким образом, периоды «вытягивания» сменяются периодами «округления».
Период первой «полноты» или первого «округления» (turqor primus): с 1-го по 4-й годы жизни с преимущественными прибавками массы тела над длиной тела
Период первого «вытягивания» (proceritas prima): с 5-го по 7-й годы жизни. Отмечается преобладание роста длины тела по сравнению с его массой;
Период второй «полноты» или второго «округления» (turqor secunda): с 8-го по 10-й годы жизни;
Период второго «вытягивания» (proceritas secunda): с 11 до 15 лет;
Период очень замедленного роста: с 15 до 18–20 лет.
3. Закон аллометрического роста - непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов. Во внутриутробный период жизни, в силу особенностей кровоснабжения плода, отмечается преимущественный рост частей тела, расположенных ближе к голове и, прежде всего, самой головы. После рождения, наоборот, наиболее интенсивно растут части тела, расположенные дистально. Таким образом, в постнатальном периоде стопа вырастает больше, чем голень, последняя - больше, чем бедро и т. д. Благодаря этому у ребенка с возрастом происходят изменения пропорций тела и внешнего облика, которые постепенно приближаются к таковым у взрослого
4. Закон половой специфичности роста. Проявляется в том, что мальчики, в конечном итоге, имеют более высокие показатели конечного (дефинитивного) роста, хотя девочки относительно раньше (на 1–2 года) вступают в период пубертатного вытягивания, когда они обгоняют мальчиков по длине тела. Тем не менее, скорость созревания скелета после 2–3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем органам и системам.
Развитие человека, как существа биосоциального, происходит в различных сферах: физической, социальной, психоэмоциональной и связанной с ней познавательной.
Физическая сфера, или физическое развитие, включает в себя совокупность морфологических и функциональных свойств организма, соответствующих хронологическому и биологическому возрасту. В детском возрасте физическое развитие представляет собой динамический процесс роста - увеличение длины, массы, отдельных частей тела, органов и систем организма - и биологического созревания и становления зрелого организма. Так как в детском возрасте процессы физического развития протекают наиболее интенсивно, его оценку производят чаще, чем в другие возрастные периоды, когда физическое развитие, достигнув определенного уровня, стабилизируется. Наиболее просто физическое развитие можно оценить, используя антропометрические показатели, к которым относятся длина (рост), масса тела, окружности головы и груди.
Психоэмоциональное и социальное развитие представляет собой специфический аспект развития человека, связанный с его взаимодействием с окружающей средой и проявляющийся совокупностью душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.д.).
Уровень физического развития, скорость увеличения роста, нарастания массы тела, последовательность в увеличении различных частей тела определяются многими факторами, среди которых можно выделить:
Наследственные (длина и масса тела родителей, бабушек, дедушек);
Биологические (здоровье индивидуума, его психологическое, эмоциональное состояние, состояние здоровья его родителей);
Климатические и экологические;
Социально-экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, уровень общей культуры и образования родителей, уровень развития здравоохранения и медицинской культуры, профессиональные вредности);
Образ жизни (режим и стиль питания, двигательная активность, вредные привычки, взаимоотношения индивидуума с окружением).
Темпы роста и развития подвержены также половым (так, половое созревание у девочек и мальчиков начинается в разные сроки, основные антропометрические, функциональные показатели у мужчин остаются более высокими, чем у женщин) и индивидуальным различиям.
Факторы риска - факторы, оказывающих воздействие на рост, развитие, возникновение заболеваний у детей.