Законы, закономерности, принципы развития и размещения мировой экономики. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Цели национальной экономики


В пределах единой национальной экономической системы обычно:

  • участники рынка тесно взаимодействуют друг с другом. Основой такого взаимодействия выступает разделение труда;
  • существует общий центр (государственные органы власти), который осуществляет контроль над всеми экономическими игроками;
  • применяются законодательные документы и правовые нормы, принятые либо одобренные парламентом (законодательным органом), действуют единые кодексы (налоговый, гражданский и др.);
  • используется общая финансовая система и единая денежная единица.

Характеристики национальной экономики

Любая национальная экономическая система обладает:

  • Игроками-субъектами, которые осуществляют экономическую деятельность.
  • Территориями с определенными особенностями.
  • Ресурсами (человеческими, материальными, природными).
  • Разнообразными формами производства.

Субъекты национальной экономики

Игроками-субъектами нац. экономики являются:

  • отдельные лица, которые создают добавочный продукт (работают), участвуют в товарно-денежных отношениях — приобретают за заработанное то, что произвели другие игроки нац. экономики;
  • предприятия с различной формой собственности, чья главная цель — произвести и продать тот или иной продукт или услугу;
  • государство.

Влияние государственной «надстройки»

Без политической «надстройки» понятие «нац. экономика» теряет всякий смысл. Именно государство создает условия для любой экономической активности. Оно:

  • регулирует деятельность экономических субъектов. Госмашина создает «правила игры» и выступает в роли верховного арбитра, который неустанно следит за «игроками» и наказывает их за нарушение правил;
  • собирает налоги, чтобы создавать и поддерживать народные «блага» (медицину, образование и др.), а также «подтягивать» отстающих. К примеру, за счет крупных налогов, собранных с большого бизнеса, правительство может субсидировать малое предпринимательство;
  • обеспечивает стабильность денежной единицы и делает все возможное, чтобы экспорт и импорт были приблизительно равны (торговый баланс был близок к нулю);
  • борется с безработицей и пытается минимизировать инфляцию.

Территориальное деление национальной экономики

По территориальным особенностям национальную экономику принято подразделять на:

  • зоны, в которых созданы определенные «фискальные» условия для экономической деятельности. Это территории, частично свободные от налоговых сборов, или области, где разрешена (или запрещена) означенная деятельность (азартные игры, размещение вредных предприятий);
  • комплексы с определенной материально-производственной базой (в РФ это тот же Западно-Сибирский комплекс по добыче и транспортировке газа и нефти).

Ресурсы национальной экономики

Национальная экономика состоит из ресурсной базы. Она включает:

  • человеческие ресурсы. Они формируются из отдельных индивидуумов с определенной квалификацией, образованием и покупательной способностью;
  • капитал (различные материальные и нематериальные ликвидные активы: недвижимое и движимое имущество, акции, облигации, банковские счета);
  • природные ресурсы. К ним относятся полезные ископаемые, благоприятный климат, хорошие плодородные грунты.

Отрасли национальной экономики

Национальная экономика подразделяется на материальные и нематериальные составляющие:

Материальные составляющие

  • промышленное производство;
  • сельскохозяйственный сектор;
  • торговые отношения (купля-продажа, бартер);
  • транспортные средства, а также коммуникации (телефонная связь, интернет, воздушные, водные и прочие пути сообщения);
  • коммунальные услуги.

Нематериальные составляющие

  • предоставление различных услуг (например, юридическая помощь, индустрия развлечений);
  • система образования;
  • творческая и научная работа, а также спорт;
  • охрана здоровья (сеть поликлиник и больниц).

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:
1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.

Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:
1. Стабильного роста национального объема производства;
2. Высокого и стабильного уровня занятости;
3. Стабильного уровня цен;
4. Поддержание равновесного внешнего баланса.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.

Ими являются:
- фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
- денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);
- политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);
- внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов. В лекции об общественном производстве и его результатах эти показатели приводились (ВОП, НД, ВНП) и давалась характеристика каждому из них.

Общей закономерностью рыночной экономики является цикличность ее развития: от подъема к спаду, за ним следует застой в производстве и деловой жизни (депрессия), который сменяется оживлением и подъемом. Кризисы стали периодически повторяться начиная с 1825 г.

Цикличность рыночной экономики обусловлена объективными факторами. Материальной основой цикличности является физическое обновление основного капитала, хотя непосредственным толчком для кризиса могут быть самые разные причины, и прежде всего, денежно-кредитные потрясения.

Если периодичность обычных кризисов составляет - 7- 12 лет, коротких циклов - 3-4 года, то длинные волны измеряются 40-60 годами. Последние связаны со структурным обновлением технологического способа производства.

Кризисы сопровождаются безработицей, расстройством денежной системы, банкротствами, ухудшением жизни населения.

Наряду с теорией цикличности и в противовес ей существует теория экономического равновесия. Она получила развитие в трудах представителей классической науки (А. Смит, Д. Рикардо) и имеет многих приверженцев среди современных экономистов. По этой теории сам рыночный механизм обеспечивает восстановление экономического равновесия и его поддержание, взаимную сбалансированность спроса и предложения, накопления и потребления, а также между производством средств производства и производством предметов потребления. Главным механизмом самонастройки экономических связей считается механизм свободной конкуренции.

2. Сущность и функции финансов

Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене.

В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма. На периферии этого организма финансовые отношения прекращаются. Здесь деньги уже выступают в своих естественных функциях как средства обращения или платежа. Но прежде чем дойти до этого конечного звена, они формируются и обслуживают всю совокупность хозяйственных связей и экономических отношений.

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов. Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения.

Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.

В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага. Подробнее об этом шла речь в лекции "Об экономической роли и функциях современного государства". В Украине налоговая система находится еще в стадии становления.

Соотношение доходной и расходной части бюджета может быть сбалансированным, но может быть и неравным. Чаще всего государства сталкиваются с ситуацией, при которой расходы превышают доходы. Практика бюджетного дефицита широко развита в мире. Но всегда существует некоторый предел, за границей которого начинаются нежелательные явления в экономике. Страна начинает жить в долг перед своим населением, другими государствами, разбазаривает свое национальное достояние и ухудшает условия жизни для будущих поколений. По расчетам МВФ бюджетный дефицит не должен превышать 2% от ВНП. Дефицит бюджета Украины составляет 6-7% и покрывается за счет кредитов НБУ (23%), внутренних займов - 33%, внешних займов - 44%. Естественно, эти цифры нестабильны, но пока годовые отклонения от них незначительны.

3. Фискальная политика государства и ее влияние на объем национального производства

Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Государство сильно своими финансами. США завершило 1997 год с нулевым дефицитом бюджета, высокой занятостью населения, а, следовательно, и с высоким его платежным спросом, что в свою очередь обеспечивает экономический рост национальной экономики. И в основе этого динамизма лежит эффективная финансовая политика государства, которая всегда подвижна и нацелена на разрешение крупных экономических программ: стимулирование хозяйственной активности предпринимателей, мелкого бизнеса, на борьбу с безработицей, с инфляцией и т.п.

В развитых государствах через бюджеты распределяется примерно 1/5 валового национального продукта или 40-50 процентов годового национального дохода. Такие средства позволяют проводить структурную перестройку производства, осваивать новейшие технологии и разрабатывать крупномасштабные научно-технические программы.

Процесс становления фискальной политики в Украине идет в сложной противоречивой обстановке. На первых этапах перестройки государство утеряло контроль за хозяйственной деятельностью, ценообразованием, не создало правовую основу налоговой системы. С возрастанием ставок налогообложения прекратился приток инвестиции в сферу материального производства, капитал сосредоточился в торгово-посреднической сфере, которая приняла криминальный характер. Собираемость налогов составляет 50-55 процентов от запланированных по бюджету сумм. Проявилось действие За-кона Спроса: чем выше ставки налогов тем меньше поступает денег в кассу. Налоговая служба стала такой многочисленной, что начинает работать сама на себя. С 1997 года создается система Государственного реестра физических лиц и начинает осуществляться сплошное декларирование доходов граждан. Однако при этом надо учитывать два момента: психологию населения, непривычной к четкой записи своих доходов и расходов, а также старушек и инженеров, торгующих семечками в местах массового прохода и скопления людей. Они вышли в людные места гонимые нуждой и поставить около них налогового инспектора с государственной кружкой было бы кощунством.

В основу фискальной политики Украины предполагается ввести следующие принципы:
- основу всей системы налогообложения должны составить прямые налоги на землю, имущество, капитал, доходы физических и юридических лиц и прибыль юридических лиц;
- косвенные налоги должны применяться в форме акцизов с целью защиты собственного производителя, ограничения потребления отдельных видов товаров, а также на предметы роскоши и на доходы производителя-моноплиста;
- применение при налогообложении дифференцированных ставок в зависимости от величины получаемого дохода;
- ликвидация необоснованных льгот при налогообложении.

4. Влияние потребления и инвестиций на объем национального производства

Теоретическое обоснование фискальная политика получила в работах выдающегося английского ученого Дж. Кейнса и его последователей. В экономическую мысль эта теория вошла как теория государственного регулирования экономики, основными элементами которой являются потребление, сбережение, инвестиции, то есть модель совокупного спроса.

Совокупный спрос включает потребительский спрос и спрос инвестиционный (расходы на капиталовложения). Потребление измеряется количеством товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода времени. На общее количество ресурсов, расходуемых на потребление влияют объективные и субъективные (психологические) факторы. Потребление движется в том же направление что и доход. Выше доход - больше покупок. Психологически же человек склонен не только к увеличению потребления по мере роста доходов, но и к сбережению. В распределении доходов скрещиваются две линии: предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. При возрастании общего дохода часть его пойдет на прирост потребления, а другая часть на прирост сбережения. Сбережение доходов и прибыли экономисты рассматривают как основу инвестиций. Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объемы производства и национального дохода.

Сбережения и инвестиции могут осуществляться разными хозяйственными субъектами. Инвестор и тот, кто сберегает, совпадают в том случае, когда источником инвестиций являются накопления предприятий. Во второй половине ХХ столетия основным инвестором стало само населения, а источником их инвестирования являются его сбережения. Именно поэтому банки и другие кредитно-финансовые институты так активно охотятся за сберегаемой частью доходов населения.

Но сбережения и инвестиции зависят от разных факторов. Объем инвестиций зависит от нормы прибыли. Поставим перед собой вопрос. Если вложения капитала в электронную промышленность обещает 15% прибыли, а покупка Государственных ценных бумаг дает 35% годовых (как это сложилось в России и Украине), то куда пойдет поток средств фирм? Естественно на покупку ценных бумаг. А государство за счет этих средств будет выплачивать заработную плату бюджетни-кам и латать свои другие прорехи. Прироста национального производства в этом случае не будет.

Сбережения - это возрастающая функция процента, а по Кейнсу это функция дохода: чем выше уровень процента в банковских и сберегательных учреждениях на вклады населения, тем выше будет активность населения по сбережению части своего дохода.

Рост инвестиций ведет к росту производства и национального дохода, вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, увеличивается занятость, а с ней и доход и потребление. Суть теории (эффекта) мультипликатора и заключается в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций, то есть инвестиции вызывают цепную реакцию в виде роста доходов и занятости. Мультипликатор определяется как отношение прироста дохода к приращению занятости.

На макроуровне эффективность капитальных вложений определяется отношением прироста национального дохода к приросту капитальных вложений. Важным при установлении эффекта инвестирования является учет воздействия на окружающую среду, здоровье населения.

Рыночная экономика автоматически не регулирует инвестиционную активность и сбережения. В сложной развитой экономике это функция государства, при этом его вмешательство должно быть обсчитано как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, то есть научно обоснованно.

Вопросы для повторения:

1. Что вы понимаете под национальной экономикой?
2. Назовите основные признаки национальной экономики.
3. Каким путем может достигаться стабильность и эффективность в развитии национальной экономики?
4. Дайте характеристику общим и конечным результатам функционирования национальной экономики.
5. Что вы понимаете под цикличностью развития рыночной экономики и охарактеризуйте фазы цикла.
6. Чем определяется продолжительность краткосрочного и долгосрочного цикла?
7. Дайте определение финансам.
8. Перечислите составляющие звенья финансовой системы и дайте им характеристику.
9. Дайте определение государственному бюджету и раскройте структуру его доходной и расходной части.
10. Как вы понимаете бюджетный дефицит. Назовите источники его покрытия в Украине.
11. Что вы понимаете под фискальной политикой государства?
12. На каких принципах строится фискальная политика Украины?
13. Раскройте связь между потребление, сбережением и инвестициями.
14. Раскройте содержание теории эффекта мультипликатора.
Предыдущая

ТЕМА 1. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

План темы

1. Причины и предпосылки возникновения всемирного хозяйства и формирования мировой экономики.

2. Закономерности развития мировой экономики.

3. Показатели, характеризующие состояние и развитие мировой экономики.

4. Основные субъекты мировой экономики.

5. Перспективы мировой экономики и участия в ней России.

1.1. ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВСЕМИРНОГО ХОЗЯЙСТВА И ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Потребности человеческого общества имеют тенденцию неуклонного роста как по номенклатуре, так и объему. Как известно, они обеспечиваются в результате сочетания природных ресурсов и других факторов производства и подвержены не только природному, но и общественному регулированию. И еще, человек не ограничивается обеспечением только материальных потребностей, но и не в меньшей мере ощущает необходимость в удовлетворении своих духовных потребностей и разнообразных услуг. Удовлетворение насущных и всесторонних нужд человеческого общества в целом и каждого члена обеспечивается не только продуктами и предметами конечного (личного) потребления, но и средствами производственного потребления.

Номенклатура (типоразмеры) потребляемого населением нашей планеты результатов приложения человеческого труда к началу нового тысячелетия превысила за 20 миллионов. А это свидетельствует о том, что ни одна страна мира практически не в состоянии производить всю их гамму и в необходимых количествах. Такая невозможность обусловлена не только отсутствием или недостаточностью потребных ресурсов, но и экономической нецелесообразностью. Кроме того, возникающие перед человеческим сообществом проблемы реализации общепланетарных программ (экологические, космические и др.) в современных условиях, становятся неосуществимы из-за непосильности даже самой мощной и индустриально развитой страны осуществить колоссальные размеры затрат и использовать самые разнообразные ресурсы.


Таким образом, можно констатировать, что обеспечение жизнедеятельности населения как отдельного государства (пусть даже самого большого, тем более малого), так и всей планеты в современных условиях настоятельно требует международного объединения ресурсов, средств и усилий всех стран мира.

Указанный процесс, в настоящее время, интенсивно разворачивается, о чем свидетельствует расширение круга объектов международного обмена и перемещения: результатов научно-технического прогресса, информации, производственно-финансовых ресурсов, рабочей силы, услуг. По прогнозам специалистов, в первом десятилетии XXI века каждый пятый-шестой товар, приобретенный в той или иной стране, будет изготовлен за ее пределами.

Это означает, что мир становится единым, и полная экономическая изоляция любой из стран планеты становится уже невозможной. “Современное мировое хозяйство”, с одной стороны, является частью мироздания и потому функционирует по единым для всего мира законам и принципам, но с другой стороны, представляет самостоятельную единую систему с собственными законами и правилами, элементы которой находятся не в антагонизме , а во взаимосвязи не только друг с другом, но и с элементами других систем (политической, правовой, биологической, экологической и т. д.).

Вместе с тем, это вовсе не исключает серьезные противоречия, которые формируются в ходе становления целостной мировой экономической системы, а потому всемирное хозяйство – можно рассмотреть и как совокупность находящихся в постоянной динамике национальных хозяйств , обладающих растущими связями и взаимосвязями и соответственно сложнейшим взаимоотношением .

Всемирное хозяйство, как относительно целостная система, сформировалось лишь к концу XIX века, когда: завершилась эпоха географических открытий, все территории Земного шара закрепились за каким-либо национально-государственным образованием, которые стали признаваться мировым сообществом.

Однако целостность системы вовсе не означает ее гармоничность. Последняя может быть лишь гипотетической или, скорее всего, в идеале. Объективные причины, препятствующие гармонизации всемирного хозяйства, возникали и до наших дней, есть и сегодня, будут и в последующем (такова, к сожалению, природа человека).

В конце истекшего столетия произошли коренные политические изменения в Восточном полушарии, повлекшие за собой пересмотр стратегии и тактики вхождения суверенных государств в мировое сообщество. Идеологический фактор утратил свое значение, стали доминировать экономические интересы. Однако политическая составляющая мироздания не сходит с повестки дня и, пожалуй, вряд ли сойдет в обозримой перспективе.

Запад и, особенно США, пытаются установить свою гегемонию и стараются реализовать появившуюся после распада социалистической системы концепцию нового мирового порядка. В сложившимся за последние пятнадцать лет почти “однополюсном мире” США стали оказывать мощное влияние не только на политическом поприще, но и на экономическом. Однако это идет вразрез логике равноправного участия всех государств в становлении всемирного хозяйства и попирает интересы большинства стран планеты, особенно крупных и развитых. Последние придерживаются концепции “многополюсного мира” и предпринимают небезуспешные шаги для формирования такового (объединение усилий европейского, Азиатско-Тихоокеанского и арабского регионов, Латинской Америки, Африки).


Россия выступает за “многополюсный мир”. Однако, к сожалению, есть влиятельные силы, завуалировано, порой даже открыто, ставящие задачи подчинить Россию и другие страны СНГ Западу. Вместе с тем, к удовлетворению, есть и другие силы, реально оценивающие сложившуюся международную ситуацию и выступающие за новую политическую, экономическую и социальную интеграцию различных стран в глобальном, планетарном масштабе, сохраняя свою национально-государственную самобытность и понимая свои интересы. .

1.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Всемирное хозяйство формируется на основе крайне сложных, диалектически противоречивых отношений и процессов, взаимодействия различных стран. Мотивация вхождения национальных хозяйств в мировое экономическое сообщество зиждется на двух началах: взаимной заинтересованности в развитии мирового хозяйства и объективной необходимости межстрановых экономических связей. Процесс, естественно, не может протекать спонтанно, а должен регулироваться адекватными экономическими законами. Универсальным инструментом возведения конструкции мирового хозяйства являются следующие основополагающие экономические законы: стоимости (базовый для “выравнивания” национальных экономик), экономии времени и, непосредственно связанный с ним закон углубления разделения труда, а также закон соответствия спроса и предложения. .

Основными тенденциями формирования мирового хозяйства как всеобщей экономической целостности можно признать интернационализацию мировых производительных сил и глобализацию мировой экономики. Процессу интернационализации производства стали способствовать изменения характера экономических отношений между странами с рыночным и административно-плановым хозяйством за счет отказа последних от принципов изоляционизма и неполноценного участия в международных экономических отношениях. “Современное мировое развитие определяет тенденции к сотрудничеству и взаимопониманию , общее движение к единому, взаимосвязанному, взаимозависимому и в каждой своей части более развитому и социально справедливому миру. Сегодня мы являемся свидетелями появления глобальной тенденции постепенного становления единой гуманистической, ненасильственной общественно-экономической формации с сильно выраженными социально-ориентированными началами, развитыми демократическими институтами, в которой различные страны тесно сотрудничают между собой в области экономики, культуры, политического устройства мира, в человеческом общении”. .

В становлении мировой экономики существенную роль играют процессы разделения труда, которые являются и предпосылками и факторами ее развития.

Разделение труда, специализация и кооперирование развивались и складывались в рамках национальных экономик отдельных стран. Однако со временем разделение труда вышло за эти рамки и стало международным, что предопределило новое качество взаимодействия национальных экономик, их хозяйствующих субъектов. Именно этот процесс и стал основой интернационализации хозяйствования.

Основной тенденцией современной мировой экономики является ее глобализация, под которой понимаются возрастание объемов и разнообразия мирохозяйственных связей, сопровождающиеся нарастанием экономической взаимозависимости стран мира. Она, будучи логическим продолжением интернационализации, является решающим фактором нынешних международных экономических отношений.

Глобализация охватывает все сферы жизнедеятельности человека: научные исследования, производство, строительство, услуги, культуру, финансы и др. Опосредованной мерой масштаба глобализации могут служить объемы международной торговли , международных финансовых сделок, которые только на валютных рынках Нью-Йорка составляют ежедневно 1,3 трлн. долларов, а на международном рынке ценных бумаг – еще больше.

Глобализация мировой экономики обуславливается и сопровождается бурным развитием информационной технологии , информационных систем и услуг. Интернет интенсивно становится не только инструментом информационного, но и глобального торгового обмена (последний приобретет существенные масштабы с вводом Интернета второго поколения – широкополосной высокоскоростной связи).

Глобализация несет с собой более полное и рациональное использование ресурсов (в том числе и людских), ускорение их концентрации (особенно капиталов), расширение масштабов производственных комплексов мирового значения, выходящих за рамки отдельных государств. Выгода отдельной страны от глобализации во многом зависит от избранной ею стратегии. Вместе с тем, следует иметь в виду, что от глобализации мировой экономики выигрывают, прежде всего, индустриально развитые страны, а в рамках отдельных стран -–более развитые регионы. Данный факт свидетельствует о дальнейшем росте разрыва между богатыми и бедными странами .

Глобализация мировой экономики несет с собой не только позитивные, но и негативные последствия, однако, как признают специалисты, альтернативы ей нет.

Возникает резонный вопрос: выиграет ли мировое сообщество от глобализации экономики или же в итоге окажется в проигрыше? Ответ на данный вопрос в решающей мере зависит от характера мировой системы. Если мир будет охвачен конфликтами, то глобализация будет иметь абсолютно негативные последствия. Если же мир будет стремиться к взаимовыгодному сотрудничеству, то глобализация приведет лишь к положительным результатам. Задача состоит в том, чтобы создать такую мировую систему с новыми международными институтами, которая позволила бы извлечь из глобализации максимальный положительный эффект и снизить до минимума ее издержки.

Для достижения эффективности глобализации следует соблюдать определенные нормы международного поведения, для чего, в первую очередь, необходимо: достичь открытости и прозрачности информации, ее регулярного и полного предоставления; ликвидировать незаконную торговлю и покровительство с помощью скрытых связей (“блатной капитализм”); устранить легитимным путем все другие формы коррупции.

Разные системы и подсистемы мирового хозяйства всегда находились в диалектически сложном взаимодействии и взаимообусловленности. В наши дни стало однозначным и общепризнанным, что ни одна страна планеты не может развиваться изолированно от остальных стран мира, т. е. вне международных экономических отношений. Углубление и разворачивание последних зависит от двух факторов: естественных и приобретенных. К первым относятся природные, географические, демографические факторы, ко вторым – производственные, научно-технологические, информационные и т. п. Но, поскольку, процесс проистекает в реальном измерении, то на ход его развития существенное воздействие оказывают политические, национальные, этнические, социальные и нравственно-правовые факторы.

На сегодняшний день сложились следующие основные направления и сферы мирохозяйственной деятельности: международная торговля; международная специализация производства и научно-технических работ ; научно-техническое сотрудничество; информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами; международное перемещение капитала и рабочей силы; деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем. .

Во второй половине 80-х гг., с образованием суверенных государств на постсоциалистическом пространстве, характер мирохозяйственных связей между странами изменился, что потребовало нового подхода к их классификации. Такая попытка была предпринята Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) ООН, который подразделил страны мира на три основные группы: страны с развитой рыночной экономикой, страны с развивающейся или переходной рыночной экономикой и развивающиеся страны.

К первой группе относятся страны, которые традиционно называются промышленно развитыми. Ко второй - наиболее развитая часть нынешних развивающихся стран (или, как их называют “новые индустриальные страны”) и государства с переходной экономикой (бывшие соцстраны). К третьей группе относятся страны с неразвитой рыночной экономикой или, как их принято теперь называть “наименее развитые страны”.

1.3. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКУ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Состояние и динамика развития мировой экономики анализируется на основе ряда показателей, основным из которых является валовой мировой продукт (ВМП). ВМП – это общий объем товаров и услуг, произведенных на территории всех стран мира, независимо от национальной принадлежности действующих там предприятий в определенный период времени. При подсчете ВМП, так же как и ВВП, исключается повторный счет сырья, полуфабрикатов, других материалов, топлива, электроэнергии и услуг, использованных в процессе производства конечной продукции.

Этот показатель подсчитывается на основе ВВП стран мира. Источником этих данных является система национальных счетов (СНС). СНС – это учет всех видов хозяйственной деятельности государства и его экономических субъектов, на основе международно признанных правил. СНС можно сравнить с бухгалтерским учетом на предприятии или фирме, но только на общенациональном уровне. Отчетные данные СНС направляются в международные экономические организации, где они сводятся в единую мировую статистику. Таким образом, получают значение ВМП за определенный период, его отраслевую и страновую структуру, изучаются темпы роста и прироста мировой экономики.

Подсчет ВМП проводится в единой валюте – долларах США по текущим и неизменным курсам. Измерение ВМП по текущим курсам не может претендовать на точное количественное измерение в отдельных странах и регионах. Значительные краткосрочные отклонения в валютных курсах от средних и долгосрочных, крупные колебания в относительных стоимостях товаров и услуг понижают полезность подсчетов ВМП в единой валюте, а также анализа его динамики, распределения по отраслям и странам мира. Поэтому для большей точности измерения ВМП применяют различные поправочные коэффициенты, позволяющие вести подсчет по неизменным курсам. Однако и этот способ может занизить в долларовом выражении объем товаров и услуг, произведенных в странах с низким уровнем развития в связи с большими масштабами в них нетоварного сектора (бартерные сделки, производства домашних хозяйств, неформальный сектор, которые обычно не учитываются, и могут составлять до 40% ВВП в наименее развитых странах). В связи с этим, применяется еще один способ подсчета ВМП, который основывается на использовании коэффициентов покупательной способности валют.

Коэффициент покупательной способности валют определяется отношением цен набора (корзины) одинаковых товаров каждой страны. По методике ООН для определения паритета покупательной способности сопоставляются цены 600-800 основных потребительских товаров и услуг, 200-300 основных инвестиционных товаров и 10-20 типичных строительных объектов. Затем определяют, сколько стоит этот набор в национальной валюте и в долларах США.

Использование различных методов подсчета ВМП приводит к значительным расхождениям его значений до 20-40%. Например, в 1995г. на промышленно развитые страны приходилось 55% ВМП рассчитанного на по паритету покупательной способности и 75 – по текущим валютным курсам, а на развивающиеся страны – 43% и 19% соответственно. По этому методу подсчета меняется расположение отдельных стран в мировой иерархии. На первом месте остаются США – 21% ВМП (25,3% по текущему валютному курсу), далее: КНР – 12% (4,4%), Япония – 8,4% (15,7%), ФРГ – 5,0% (5,6%), Индия – 4,1% (1,5%), за ними следует Франция, Италия, Британия, Канада, Бразилия и т. д. Также наблюдается заметное различие в темпах роста ВМП.

Различия в оценках ВМП показывают, что нет единого показателя, который мог бы учитывать различные виды экономической деятельности в разных странах идентично. Пригодность каждого метода подсчета зависит от целей анализа. Использование текущих валютных курсов при оценке ВМП обеспечивает полезными данными при определении отраслевой структуры мировой экономики. ВМП, подсчитанный на основе текущих валютных курсов, необходим для анализа движения капитала между странами, уровней внешнего долга и платежей.

Помимо ВМП главнейшими показателями состояния и динамики мировой экономики является мировой товарооборот, мировой объем иностранных инвестиций и их структура, мировой объем трудовой миграции населения, общий размер задолженности и другие, которые будут рассмотрены в соответствующих главах учебного пособия .

Всю совокупность показателей, характеризующих развитие мировой экономики можно объединить в два блока показателей. Показатели первого блока позволяют оценить уровень глобализации всей мировой экономики, второго – уровень участия отдельной страны (или группы стран) в глобальных экономических процессах. Количественная оценка изучаемых явлений производится посредством применения абсолютных, относительных, удельных и синтетических показателей.

Уровень или степень происходящих в мировой экономике глобализационных процессов можно оценить по следующей системе показателей:

Объем интернационализированного (международного) производства товаров и услуг и темпы его роста в сравнении с объемом и темпами роста всего валового продукта на планете;

Объем и динамика прямых иностранных инвестиций в сравнении с объемами и динамикой всех (и международных и внутренних) инвестиций;

Объем и динамика международной концентрации капитала ;

Объем всей международной торговли товарами и услугами и темпы ее роста в сравнении с валовым внутренним продуктом, т. е. реального сектора;

Данные о международных операциях с патентами, лицензиями, ноу-хау;

Объем и динамика международных операций банков и других кредитных учреждений в сравнении с общим объемом и динамикой всех их операций;

Объем и динамика международных фондовых рынков (дифференцированно по сегментам – облигации, акции и т. п.) в сравнении с общими размерами этих рынков и темпами их роста;

Объем и динамика валютных рынков в сравнении с общими масштабами денежных рынков .

Для оценки, анализа и прогноза места и роли каждой страны (при необходимости и сообществ, и регионов) необходимо располагать кругом макроэкономических показателей. Экономическая теория и международная практика выработала такие показатели, которыми широко оперирует современная статистика.

Наиболее применительными в кругу абсолютных макроэкономических показателей являются:

Валовой внутренний продукт (ВВП);

Выпуск продукции и услуг базовых отраслей (промышленность, сельское хозяйство , строительство, транспорт, розничная торговля);

Объем промышленной продукции;

Продукция сельского хозяйства;

Инвестиции в основной капитал;

Реальные располагаемые денежные доходы;

Общая численность населения и безработных и др.

Для характеристики состояния и масштабов производственно-хозяйственной деятельности каждой отдельной страны и сообществ, применяются показатели, позволяющие оценить их долевое участие в мировой экономике по тому или иному параметру. Например, доля или удельный вес ВВП данной страны в объеме ВВП всего мирового хозяйства.

Наиболее наглядную и удобную для сопоставления картину характеризуют показатели, приведенные к удельному (единичному) выражению. Их применение позволяет избежать мысленных соизмерений размеров и масштабов изучаемых явлений и непосредственно соотносить характеризуемые их величины. К числу наиболее употребляемых в международной статистике удельных показателей можно отнести: объем ВВП на душу населения, объемы внешнеторгового оборота , иностранных инвестиций на душу населения, покупательная способность единицы национальной валюты и др.

Все перечисленные показатели, несмотря на свою универсальность, позволяют иметь представление о состоянии того или иного явления лишь на фиксированную дату, т. е. характеризуют его в статическом состоянии. Для оценки же степени развития экономики требуются и характеристики, позволяющие оценить ее во времени. Т. е. в динамике. Для этих целей в статистике оперируют индексами и темпами изменения изучаемых явлений. Например, индексы мировых цен на золото и нефть, индексы валютных курсов, темпы роста производства, экспорта и др.

В международной статистике наиболее часто употребляемыми показателями являются валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП). ВНП обобщающий показатель экономической деятельности и предназначен для характеристики взаимосвязанных аспектов экономического процесса производства материальных благ и оказания услуг, распределения доходов их конечного использования.

Модификацией ВНП является показатель внутреннего (отечественного) продукта (ВВП). В отличие от ВНП, характеризующего результаты экономической деятельности хозяйствующих субъектов данной страны, независимо от того, где они территориально расположены, ВВП отражает указанные результаты на территории данной страны.

ВВП рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (поминальный ВВП) и сопоставимых ценах (реальный ВВП).

В таблице 1 приводится ряд показателей, характеризующих сложившуюся во второй половине 90-х г. г. долю крупнейших стран мира, совокупный объем производства превышает 78% мирового ВВП.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что крупнейший экономической и финансовой державой мира по-прежнему является США. ВВП страны к 2000 г. достиг 93330 млрд. долл., что составляет почти четверть мирового ВВП. На их долю приходится примерно 14% мировой торговли, что в несколько раз превышает соответствующие показатели любого другого государства. Мировой финансовый кризис гг. привел к существенным сдвигам в глобальной экономике и, пожалуй, больше укрепит позиции США на мировом рынке.

Таблица 1.

Россия же в списке крупнейших стран мира, как по своим абсолютным, так и по удельным макроэкономическим показателям занимает более чем скромное и, пожалуй, недостойное место. Такое состояние можно объяснить проводимой с начала 90-х гг. неразумной экономической политикой, которая обеспечила “завидную” закономерность снижения темпов как промышленного производства, так и ВВП.

Приведенные данные должны насторожить российское общество, поскольку Российская Федерация уступает по основным показателям не только странам “большой семерки”, Индии и Китаю, но и Южной Корее, Мексике, Бразилии и Индонезии. По расчетам специалистов, уже в ближайшем десятилетии, если не произойдет коренных экономических перемен, Россию могут обогнать Турция, Иран, Аргентина и Австралия.

Обобщающим показателем, характеризующим не только уровень развития экономики данной страны, но и опосредовано качество жизни заселявшего ее народа, является величина произведенного ВВП на душу населения.

В таблице приводятся данные по отдельным регионам планеты по состоянию 2000 г.

Таблица 2.

Одной из характеристик формирования всемирного хозяйства и, как следствие, развития мирового рынка является степень и интенсивность взаимопроникновения на рынки отдельных государств, производимых товарных масс.* В этой связи представляют интерес сведения о товарной структуре мирового экспорта за последние 40 лет и прогнозные оценки на 2000 и 2015 г. г. Всемирной торговой организации на предстоящие 20 лет. В таблице 3 приводится указанная структура (в % к общему объему экспорта, в текущих ценах).

Таблица 3.

В кругу показателей, прямо или опосредовано характеризующих возможности и результаты вхождения национальных хозяйств в мировую экономику, приняты к использованию в международной статистике рейтинги стран: по размеру внешней торговли ; по индексу условий торговли (отношение индекса экспортных цен к индексу импортных цен); по степени диверсификации экспортных рынков (отношение доли стоимости экспорта в три основные страны к общему размеру вывоза).

Синтетическим показателем, который характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности, разработанный Мировым Экономическим Форумом.

Для определения рейтинга в мировых табелях о рангах используются многофакторные модели, в которых учитывается 381 показатель. Они сгруппированы в 8 агрегированных факторов: экономический потенциал, внешнеэкономические связи , государственное регулирование , кредитно-финансовая система , инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал и трудовые ресурсы.

Анализ проводится по 43 странам мира.

В первой десятке табеля о рангах (по данным 1998 г.) фигурировали: США, Финляндия, Норвегия, Швейцария, Дания, Люксембург, Канада, Ирландия, Великобритания, Новая Зеландия. Россия находилась на последней строчке.

Необходимость оценки и анализа происходящих в мировой экономике разнообразных и разноуровневых процессов требует приведения в сопоставимый вид статистической информации различных стран на основе общих методологических принципов. Такие системы разрабатываются международными и межправительственными организациями в виде стандартных и унифицированных классификаций международной экономической деятельности и номенклатур товаров и продуктов, участвующих в международном обмене.

В настоящее время разработаны и применяются в мировой практике следующие классификационные системы:

Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК);

Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК);

Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС);

Классификатор основных продуктов (КОП).

1.4. ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Мировая экономика – система, которая постоянно изменяется. Характер и направление этих изменений складываются во многом складывается под действием изменений количественного и качественного состава ее субъектов, то есть участников международной хозяйственной жизни. В качестве таковых выступают государства; международные организации, в том числе экономические (МЭОР); интеграционные экономические группировки государств; крупные частные компании, в том числе корпоративные ТНК, МНК, ТНБ, ФПГ и другие; средние и малые предприятия; физические лица.

Объектом в мировой экономике и международных экономических отношениях являются непосредственно товары, услуги, капитал, рабочая сила на мировых рынках, а также другие факторы производства, мирохозяйственные связи и их формы.

Деятельность всех субъектов МЭ является основной движущей силой мирового экономического развития и формирует объективные закономерности развития экономики какой-либо страны, региона и МЭ в целом. Страны мира являются основными субъектами МЭ, поскольку развитие экономики каждой из них влияет на динамику развития соседних стран и в итоге определяет направление и качество развития всей мировой экономики. По уровню экономического развития, скорости развития, степени интегрированности в МЭ, по социально-экономической структуре, характеру экономического развития и др. параметрам они значительно отличаются друг от друга. Эти различия положены в основу классификаций, применяемых различными международными институтами и организациями. Международный банк развития и реконструкции (МБРР) разделяет страны по уровню дохода на душу населения; Всемирная организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) группирует страны мира в зависимости от степени и темпов индустриального развития экономики (по доле добавленной стоимости в промышленности в ВВП); Международный валютный фонд (МВФ) – в зависимости от социально-экономического устройства государства и форм отношений с фондом (индустриальные (24 страны) и развивающиеся страны) и т. п.; Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) выделяет группы: развитых и развивающихся стран и стран с переходной экономикой [ 1 , p. 319-323].

В группу “развитых” входят страны, имеющие наивысший материальный уровень жизни, хотя в их составе могут быть большие районы, характеризующиеся крайней нищетой. В сфере производства этой группы стран значительную долю занимает сфера услуг наукоемкого характера сложного характера. Они являются центрами научных исследований и не прибегают к иностранной финансовой помощи, имеют высокий уровень производительности труда. Внутри группы выделяют крупнейшие промышленно развитые страны (страны «Большой семерки»), которые имеют наибольший объем ВВП в мире (Германия, Италия, Канада, Великобритания, США, Франция, Япония) и прочие развитые страны. В специальной экономической литературе их называют промышленно-развитыми (ПРС), развитыми странами с рыночной экономикой (РСРЭ), индустриальными странами.

Страны с переходной экономикой (СПЭ) включают в себя государства, экономика которых находится на стадии перехода от командно-административной системы к рыночной (транзитивная экономика). Реформы, проводимые в них в середине 80-х г. г., привели к тяжелым экономическим потрясениям, к значительному сокращению объема производства и ухудшению социально-экономических условий. По уровню развития национального хозяйства и его структуре могут быть сгруппированы в несколько групп. Но ЭКОСОС группирует их по регионам: - страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ - Болгария, Венгрия, Албания, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Словения и государства бывшей Югославии); бывшие республики, входившие в СССР и образовавшие Сообщество Независимых Государств (СНГ – 12 государств); прибалтийские страны (Латвия, Литва, Эстония).

Остальные страны мира отнесены к группе развивающихся стран и подразделяются по нескольким классификационным признакам:

по географическому положению различаются развивающиеся страны Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, Азии и Тихого океана (Западная Азия, Китай, Восточная и Южная Азия, включая тихоокеанские острова);

по уровню экономического развития выделяют: страны-экспортеры топлива , в которых внутреннее производство первичного коммерческого топлива (нефть, природный газ, уголь и лигнит) превышает внутреннее потребление на 20%; доля топлива в общем объеме экспорта составляет по меньшей мере 20% (Алжир, Ангола, Бахрейн, Боливия, Венесуэла, Вьетнам, Габон, Египет, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт и другие). Они не входят в состав наименее развитых стран; страны-импортеры топлива развивающиеся страны, не вошедшие в группы стран-экспортеров топлива и наименее развитых стран; страны-экспортеры промышленных товаров (Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Китайская провинция Тайвань, Таиланд, Индия, Аргентина, Чили, Мексика, Бразилия, Египет, Саудовская Аравия и др.). Эту группу стран обычно называют новыми индустриальными странами (НИС) . По критериям ООН к данной группе отнесены страны, у которых национальный доход (НД) на душу населения составляет не менее 1000 долл. в год; доля в промышленности в ВВП не менее одной трети; а доля готовой продукции в экспорте больше половины. Для них характерна гибкость экономики (способность осуществлять ее реконструкцию не более чем за 5 лет).

Наименее развитые страны (НРС) – это 48 стран с показателями ВВП на душу населения, индексом диверсификации экономики и «расширенного индекса реального качества жизни » ниже предельных.

ЭКОСОС классифицирует развивающиеся страны также по уровню финансовой стабильности выделяя среди них: страны чистые дебиторы (страны Африки к югу от Сахары) и страны чистые кредиторы (Кувейт, Объединенные Арабские Эмиры, Оман, Сингапур и другие).

Национальные экономики и мировая экономическая система, периодически испытывают кризисы, периоды рецессий и стагнации. Между отдельными ее субъектами и сферами возникают противоречия и конфликты. В разрешении, сглаживании, предупреждении противоречий и регулировании отношений между субъектами МЭ выполняют МЭОР.

Международная экономическая организация – это система образований различного вида, создаваемых на договорной основе государственными или хозяйственными органами заинтересованных стран для решения хозяйственных и политико-экономических вопросов или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники, отраслях производства.. Таким образом, МЭОр являются инструментом объединения усилий и средством аккумуляции материальных, финансовых, информационных, человеческих ресурсов в целях решения социально-экономических проблем, в том числе и глобальных.

По характеру деятельности различают МЭОР координирующие, оперативные и консультационные .

Координирующие МЭОР – это организации, обладающие собственными полномочиями и финансовыми средствами, на основе которых координируют международное, региональное, национальное финансовое и социально-экономическое развитие .

Оперативные МЭОР существуют в виде различных форумов, где высказывается точка зрения (требование) правительств стран мира и вырабатываются подходы и рекомендации по проведению экономической политики в отдельных странах и регионах.

Консультативные МЭОР занимаются исследовательской работой, на основе сбора и анализа статистической информации предоставляют отчеты и прогнозы развития стран, регионов и всей мировой экономики в целом.

По форме организации МЭОР могут быть неправительственными и межправительственными; по периоду деятельности – временными и постоянными; по масштабу деятельности - региональными и всемирными, по характеру рассматриваемых проблем – глобальными, универсальными, специализированными.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея ООН; Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный Совет ООН, Совет по Опеке ООН, Международный Суд ООН и Секретариат ООН.

Деятельность ООН имеет в большей степени социальную и экономическую направленность, и реализуется через деятельность специализированных органов и международных экономических организаций, главнейшим среди которых является ЭКОСОС. ЭКОСОС проводит исследования и готовит доклады и рекомендации по широкому перечню международных экономических, социальных, культурных и других вопросов. На данную организацию в системе органов ООН приходится 70% бюджета ООН. ЭКОСОС имеет сложную разветвленную структуру и решает свои основные вопросы с помощью специализированных организаций, таких как ЮНКТАД, ЮНИДО, группа Всемирного Банка, МВФ, Всемирная Торговая организация (ВТО) и другие.

1. Макроуровень экономики: проблемы и цели. Основные макроэкономические показатели. Роль УИС в функционировании национальной экономики.

2. Показатели объема национального производства и методика их расчета.

3. Система национальных счетов: функции и структура.

1. Макроэкономика - это раздел экономики, где изучаются закономерности функционирования национального хозяйства, причем экономика рассматривается как иерархическая система. Макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики и оперирует совокупными величинами, такими, как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос и др.

Основными проблемами, которые изучаются в макроэкономике, являются: экономический рост, экономический цикл, занятость и безработица, инфляция, денежное обращение, состояние государственного бюджета, состояние платежного баланса и валютный курс. Эти проблемы невозможно решить на уровне отдельного потребителя, отдельной фирмы и отдельной отрасли.

Важнейшим принципом макроэкономического анализа выступает агрегирование. Агрегирование – это объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат. Агрегирование позволяет выделить макроэкономических агентов (домохозяйства, фирмы, государство, иностранный сектор), макроэкономические рынки (рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок экономических ресурсов, валютный рынок), макроэкономические взаимосвязи и макроэкономические показатели.

Макроэкономические взаимосвязи позволяют исследовать закономерности поведения макроэкономических агентов на макроэкономических рынках, что делается с помощью модели кругооборота продукта, расходов и доходов. Исходя из этого, предмет макроэкономики можно определить так: макроэкономика изучает закономерности поведения макроэкономических агентов на макроэкономических рынках.

Все макроэкономические процессы изучаются на основе построения моделей. Модель позволяет выявить основные закономерности развития экономических процессов и разработать варианты решения сложных макроэкономических проблем, таких как инфляция, безработица и др.

Модели включают два вида переменных: экзогенные и эндогенные. Значения экзогенных переменных формируются вне модели, они являются в модели независимыми величинами, а их изменение называется автономным изменением. Эндогенные переменные - это переменные, значение которых формируется внутри модели, т.е. это зависимые переменные.

Макроэкономические переменные делятся также на две группы: показатели потоков и показатели запасов. Поток характеризует количество за определенный период времени. К показателям потоков относятся: совокупный выпуск, совокупный доход, потребление, инвестиции, дефицит (профицит) государственного бюджета, экспорт и др., так как они рассчитываются за год. Все показатели в модели кругооборота, являются потоками. Запас - это показатель, характеризующий количество на определенный момент. К показателям запасов относятся: национальное богатство, личное богатство, запас капитала, количество безработных, производственный потенциал, государственный долг и др.

2. ВВП это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, неважно - с помощью национальных или иностранных факторов производства в течение одного года. В стоимость ВВП включаются только официальные рыночные сделки. Поэтому в ВВП не включаются труд на себя (ремонт квартиры и т.п.), труд на безвозмездной основе, стоимость товаров и услуг, производимых теневой экономикой. Вся продукция, производимая экономикой, делится на конечную и промежуточную. Конечная продукция - это продукция, которая идет в конечное потребление любому экономическому агенту и не предназначена для дальнейшей переработки или перепродажи. Промежуточная продукция направляется в дальнейший процесс производства или перепродажу.

Включение в ВВП стоимости только конечной продукции позволяет избежать повторного счета. По этой же причине все перепродажи также не включаются в ВВП. Поскольку по внешнему виду невозможно определить, является ли данный товар конечной или промежуточной продукцией, то стоимость конечной продукции рассчитывают по добавленной стоимости. Метод основан на том, что совокупная стоимость конечной продукции равна совокупной добавленной стоимости. Стоимость, добавленная каждым производителем, равна разнице между выручкой от продаж и стоимостью сырья и материалов (промежуточной продукции), купленной им у других производителей. Все внутренние затраты фирмы, т.е. на выплату заработной платы, амортизацию, аренду капитала, аренду помещения и др. (не путать с внутренними издержками), а также прибыль фирмы включаются в добавленную стоимость.

Все платежи, которые производятся не в обмен на товары и услуги, не учитываются в стоимости ВВП. К ним относятся трансфертные платежи и финансовые сделки. Трансфертные платежи делятся на частные и государственные. Частные трансферты - это выплаты и дары, которые делают друг другу частные лица (например, родители - детям). Государственные трансферты - это выплаты государства домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий. К финансовым сделкам относится купля-продажа ценных бумаг.

ВНП (валовой национальный продукт) - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им (национальных) факторов производства, неважно - на территории данной страны или в других странах.

Для расчета ВВП может быть использовано три метода:

По расходам (метод конечного использования);

По доходам (распределительный метод);

По добавленной стоимости (производственный метод).

ВВП, подсчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов, включающий следующие группы расходов. Потребительские расходы - это расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг. Инвестиционные расходы - это расходы фирм на покупку инвестиционных товаров. Инвестиционные расходы включают инвестиции в основной капитал (на покупку оборудования и на промышленное строительство), инвестиции в жилищное строительство и инвестиции в товарно-материальные запасы (запасы сырья и материалов, необходимые для обеспечения непрерывности процесса производства, незавершенное производство, изменения запасов произведенной, но еще не проданной продукции в течение года). При подсчете ВВП по расходам инвестиции включают амортизацию.

Государственные закупки товаров и услуг включают, во-первых, расходы на содержание государственных учреждений и организаций, обеспечивающих регулирование экономики, безопасность и правопорядок, политическое управление, социальную и производственную инфраструктуру и, во-вторых, оплату услуг работников государственного сектора; инвестиционные расходы государственных предприятий.

Чистый экспорт представляет собой разницу между доходами от экспорта и расходами страны по импорту.

При подсчете ВВП по доходам, ВВП рассматривается как сумма доходов собственников экономических ресурсов (домохозяйств).

Национальные факторные доходы - это:

Заработная плата рабочих и жалование служащих частных, включающая все формы вознаграждения за труд;

Рентные платежи, включающие платежи, получаемые владельцами недвижимости;

Процентные платежи, или процент, включающий все выплаты, которые делают частные фирмы домохозяйствам за пользование капиталом;

Прибыль - это доход от фактора "предпринимательские способности". В соответствии с различиями в организационно-правовых формах фирм выделяют прибыль некорпоративного сектора экономики и прибыль корпоративного сектора экономики, основанного на акционерной форме собственности. Прибыль корпораций делится на три части: налог на прибыль корпораций, дивиденды акционеров и нераспределенную прибыль корпораций.

Кроме факторных доходов в ВВП, подсчитываемом по доходам, учитывают два элемента (включаемые в стоимость любого товара и поэтому в стоимость ВВП), которые не являются доходами собственников экономических ресурсов. Во-первых, это косвенные налоги на бизнес, которые оплачивает покупатель товара или услуги, а выплачивает государству фирма, которая их произвела. Во-вторых, это амортизация (стоимость потребленного основного капитала).

При методе измерения ВВП по добавленной стоимости, валовой внутренний продукт определяется суммированием добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) и чистый национальный продукт (ЧНП) отражают производственный потенциал экономики, так как они включают только чистые инвестиции (без амортизации), которую следует вычесть из ВВП и ВНП, чтобы получить соответственно ЧВП и ЧНП.

Национальный доход - НД - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов. Его можно получить вычтя из ЧНП косвенные налоги или просуммировав все факторные доходы.

Личный доход (ЛД) является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Для подсчета ЛД следует из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств (взносы на социальное страхование, налог на прибыль корпораций, нераспределенная прибыль корпораций, проценты, выплаченные домохозяйствами) и добавить все то, что увеличивает доходы домохозяйств, но не включается в НД (трансферты, проценты, выплаченные государством).

Располагаемый личный доход (РЛД) - это доход, используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых, прежде всего подоходных, налогов, а также личных процентных платежей по кредиту и т.п. Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на личное потребление и личные сбережения.

3. Основные макроэкономические показатели, отражающие результаты экономической деятельности за год, выражены в ценах данного года и поэтому являются номинальными. Номинальные показатели не позволяют проводить как сравнения уровней экономического развития в разных странах в один и тот же период времени, так и сравнения уровней экономического развития одной и той же страны в разные периоды времени. На величину номинальных показателей оказывает влияние изменение уровня цен. Такие сравнения можно делать только с помощью реальных показателей, выраженных в неизменных ценах.

На величину номинального ВВП влияют два фактора: изменение реального объема производства и изменение уровня цен. Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо "очистить" номинальный ВВП от воздействия на него изменения уровня цен. Реальный ВВП - это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года.

Реальный ВВП равен номинальному ВВП, деленному на индекс цен. Из множества видов индексов цен в макроэкономике наиболее часто используются индекс потребительских цен (ИПЦ), индекс цен производителей (ИЦП) и дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. Индекс цен производителей рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции).

Дефлятор ВВП рассчитывается на основе стоимости рыночной корзины всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года. Дефлятор ВВП равен номинальному ВВП, деленному на реальный ВВП и умноженному на 100%.

В зависимости от того, повысился или понизился общий уровень цен за рассматриваемый период времени, проводится операция дефлирования (снижения уровня цен текущего года до уровня цен базового года) или операция инфлирования (повышения уровня цен текущего года до уровня цен базового года).

Экономическая безопасность и понятия «устойчивость» и «развитие», равновесие в экономике. Устойчивость, развитие и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Категории национальной экономики. Структура национальной экономики как фактор экономической безопасности государства. Теории кризисов в экономике. Определение кризиса в экономике России и место экономической политики в антикризисном регулировании национальной экономики. Антикризисное регулирование и экономическая безопасность. Контуры механизма, обеспечивающего экономическую безопасность. Ключевые задачи и основные направления политики развития российской экономики Формирование макроэкономических условий устойчивого экономического роста.

Тема 3 Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности

Общая характеристика конкурентоспособности экономики России. Уровни конкурентных отношений. Конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Сравнительный анализ ключевых факторов успеха национальной экономики. Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики. Угрозы национальной конурентоспособности. Основные механизмы повышения конкурентоспособности экономики России.

Тема 4 Регулирование конкуренции на национальном и международном уровнях

Объект государственного регулирования (определенная сфера экономической деятельности, экономический процесс) конкуренции. Конкурентная политика государства и направления ее регулирования. Методы защиты конкуренции. Антимонопольное регулирование: сущность и методы. Анализ конкурентной среды в России и ее регулирование. Характерные особенности современного состояния национальной конкуренции. Влияние глобальных и региональных факторов на эволюцию современной конкуренции. Отраслевая зависимость методов и форм конкуренции, их зависимость от изменения производственной структуры. Этапы разработки программы повышения конкурентоспособности. Отечественный подход к обеспечению конкурентоспособности национальной экономики. Международный опыт реализации программ повышения конкурентоспособности.

Тема 5 Методология и опыт оценки внутренней конкурентоспособности регионов России

Цели и задачи оценки внутренней конкурентоспособности регионов России. Оценка уровня конкурентоспособности. Конкурентные преимущества региона Факторы экономического потенциала регионов России. Факторы конкурентоспособности, характеризующие экономический потенциал регионов. Структура валового регионального продукта и конкурентоспособность. Конкурентоспособность и экспортная активность.