Анализ стихотворения Пушкина «Узник. Анализ стихотворения «Узник» Пушкина Обстоятельства, предшествовавшие написанию стихотворения


«Узник», должен каждый школьник. Текст входит в обязательную программу изучения. Но часто случается так, что анализ стихотворения становится нужен гораздо позднее. Чем объясняется такой интерес? Особенностями классики.

Ее идеи живут не один век, и не только то время, когда создается произведение. Идея стихотворения А.С.Пушкина «Узник» пережила не одно столетие, к ней будут возвращаться постоянно, желание свободы – естественно для человека.

Вконтакте

История создания

Стихотворение «Узник» появилось в годы пребывания поэта в Кишиневе. Мелкий чиновник, точнее, коллежский секретарь, Александр Сергеевич Пушкин был направлен для продолжения службы в Южный край. Так значилось в официальной бумаге.

Друзья остались далеко, общаться приходилось с аристократами Кишинева, людьми неинтересными, чванливыми и далекими от творчества. Поэт ощутил себя узником . Он зависит от властей, начальства, рутины, бессмысленного и безрезультатного труда.

История создания стихотворения «Узник» Пушкина – история судьбы талантливого поэта, одна из страниц его биографии. Талантливый человек оказался в плену неприятных ощущений:

  • одиночество;
  • покинутость;
  • оторванность от привычной жизни;
  • гнетущая скука;
  • смертельная тоска.

Чтобы отвлечься от тяжелых мыслей, Пушкин углубляется в самообразование . Он читает, перечитывает, ищет ответы на сложные вопросы. Но чувство плена остается с ним постоянно. Это становится толчком к созданию. Год написания Узника Пушкина — 1822.

Важно! Чтобы читателю было легче понять, о чем говорится в произведении, ему должна быть известна история создания стихотворения Узник Пушкина.

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году.

Композиция произведения

Стихотворение небольшое по объему. Можно сосчитать строки – их всего 12. Композиция стихотворения несложна для анализа. Произведение состоит из 3 строф . Все они соединены между собой одной сюжетной линией .

Орел, попавший в клетку, мечтает о свободе , которой пользуется его вольный товарищ. Речь и мысли орла меняются интонационно. В выразительности его слов слышится боль, тяга и стремление освободиться от оков.

Анализ стихотворения «Узник» А.С.Пушкина предлагает разделить весь текст на две части: первая – описание чувств героя поэтического произведения, вторая – призыв к освобождению . Композиция стихотворения не предполагает контраста, одна часть вытекает из другой.

Особенности текста:

  1. Интересно продуманы повторы: туда…, туда…, туда… Создается сходство с фольклором . Тройные повторы – излюбленный прием авторов сказок. Возможно, поэтому текст читается легко и непринужденно . Чтобы вникнуть в его суть, придется прочитать несколько раз. Сходство с фольклором услышали композиторы. Строки были положены на музыку , причем песенную основу увидел не один композитор, а девять. Призывом к освобождению от каторжного труда стала народная песня на основе поэтического текста. Есть на слова текста и романс.
  2. Главный прием композиции стихотворения «Узник» Пушкина – нарастание интонации , переходящей на все более высокие ноты.

Размеры стихотворения «Узник» – трехсложная стопа амфибрахий . Это редкий размер, но здесь он точно передает ударение на второй слог, создавая напевность.

Свобода « узника» в творчестве Пушкина. Узник.

Главный герой

Жанр стихотворения отвечает направлению поэзии пушкинской эпохи – романтизм . Здесь в основе лежит чувственность, открытость, страстность. Орел молодой – пленник темницы. Кто такой герой — узник? Есть несколько ответов на один простой вопрос:

  1. Преступник. Он оказался в темнице за противоправное действие. Но эта версия не очень убедительна . При чтении не создается впечатления, что человек – преступник. Его жаль, хочется освободить. Читатель полностью переходит на сторону невольника, значит, он не может быть преступником в обычном понимании этого слова.
  2. Несправедливо наказанный человек. Это объяснение так же не подтверждается текстом и интонацией.
  3. Герой, чувствующий себя как в темнице , находясь в мире людей. Эта версия наиболее приемлема.

Для романтического героя конфликт с окружением – главная проблема. Жанру стихотворения «Узник» удается показать реальную жизнь начала XIX века . Законы, правящие силы делали жизнь людей темницей. Свобода витала в умах, но не могла звучать вслух. Вырваться из темницы хотелось всем, но могли только те, кто не боялся заточения.

Литературные средства

Тема небольшого стихотворения «Узник» А.С.Пушкина – неволя, плен. Желание улететь, вырваться из клетки – основной лейтмотив.

Свобода, желание ее обрести скрыто за каждым словом, наружу прорываются лишь чувства. Само слово остается под запретом.

Олицетворение

Такие средства встречаются в конце: гуляет ветер. Можно ощутить дуновение свободного ветра, теплого и свежего, как дыхание природы. Вольный ветер как душа человека рвется туда, где ей комфортно и легко.

Сравнение

Такой способ позволяет увидеть противоречие: клетка – воля, решетка – свобода . «Вскормленный в неволе орел молодой» завидует тому, кто питается естественной пищей. Росли птицы по-разному, но желают одного: полета за тучи, за горы.

Эпитеты

Выражения помогают представить все состояние, которое стремится передать автор. Угрюмость, безрадостность существования подневольного человека , состояние ограничения в свободе. Эпитеты:

  • в темнице сырой;
  • кровавая пища;
  • орел молодой.

Птице нужна свобода, полет. Но и человек внутри птица. Он летает в мечтах, создает желания и невообразимые полеты мыслей.

Другими эпитетами в стихотворении «Узник»: «морские края» — передаются светлые мечты , создается контраст с кровью и грустью начальных строк.

Недосказанность

Многоточие встречается в конце: «лишь ветер… да я!». Сложно и в то же время легко представить себя одного среди пустующего синего неба, где ветер гонит облака, освобождая места для полета человеческих мыслей.

Средства выразительности А.С.Пушкина в «Узнике» помогают понять, какой силой обладает слово, как обычным выделением звука можно унести читателя за облака, отвлечь от тягостных мыслей , направить к мечте и исполнению желаний.

ОГЭ ЕГЭ Литература. А.С.Пушкин «Узник» (1822)

А.С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник».

Итог

Стих «Узник» кто написал? Ответ однозначен – Александр Сергеевич Пушкин. О чем говорится в стихотворении Узник? О желании вырваться из плена тягостного окружения. Тема стихотворения – свобода и огромное желание жить так, как хочет душа.

Лирическое стихотворение «Узник» написано М.Ю. Лермонтовым зимой в 1837 году, когда автор находился в тюрьме. Дело в том, что после смерти А.С.Пушкина М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», которое не одобрили высокопоставленные чиновники. За свое творчество автор попал под арест. Так как писать в тюре было не на чем, то Лермонтову приходилось икать подручные средства: спички, вино, сажа, кусочки серой бумаги от хлеба.

Стихотворение «Узник» написано четырехстопным хореем. Сюжет произведения условно можно разделить на три смысловые части. В первой части лирический герой оптимистичный, желает жить, он уверен, что воля близка. В душе арестанта есть надежда на спасение. Он представляет себя ветром в степи. И в то же время герой тоскует по черноокой девушке и смелому коню.

Во второй части стихотворения все надежды героя рухнут. Он начинает осознавать, что свобода далеко от него, на воле только его конь, который разгуливает по широким полям. В завершающей части говорится о безвыходности героя. Узник чувствует себя одиноким и никому не нужным. Кругом голые стены, лампа, которая скоро потухнет. А видит он только часового, который гуляет за его дверями. Часовой будто смерть поджидает узника. Сюжет произведения можно трактовать иначе: в юности человек строит планы и возлагает надежды на лучшее будущее, с годами начинает осознавать, что жизнь пролетела и финал уже близок, а в конце – каждый остается один на один со смертью.

Тема произведения – свобода и воля. Для узника она кажется неосуществимой мечтой.

В начале стихотворения М.Ю. Лермонтов использует перекрестную рифму, а в конце – парную. В произведении автор использует средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, метафоры.

Таким образом, узник стремится к свободе, но осознает, что это желание неосуществимо. У него не осталось сил бороться с несправедливостью, и он готов сдаться.

Вариант 2

Стихотворение Лермонтова написано в 1837 году, когда он оказался в заключении за свое творчество. Подобная ситуация позволяла поэту сконцентрироваться на творчестве и в заточении он создал ряд интересных пьес, но мотив потребности к освобождению, выходу из заточения также преобладал в творчестве и Узник является характерным тому примером.

Лирический герой тоскует по воле и стремится увидеть девицу-красавицу, сесть на коня и скакать по полю. Тем не менее, ситуация не позволяет ему вырваться на волю, он остается в одиночестве, в заточении, где только тускло светит луч лампады. За дверьми Лермонтов слышит часового, который своими шагами отмеряет срок заключения.

Нужно сказать стихотворение вполне соответствует общему настроению и вектору романтической лирике, которая была свойственна для Лермонтова. Мотив потребности вырваться из заключения является более чем распространенным.

Поэт-романтик вообще стремится освободится и оказаться в каком-то ином идеальном пространстве. Если он оказывается в городе, то гнетущим становится мир цивилизации, разврата и примитивных нравов, которые в свою очередь побуждают потребность наслаждаться естественностью, тяготеть к земле и нравственному совершенству. Более того, если такой герой оказывается там куда стремится описываемый Лермонтовым узник, то есть на коне в поле и объятьях черноглазой девицы, то и там может начать тяготиться сложившейся ситуацией и стремится к каким-то более высоким идеалам.

Таким образом, для поэта романтического склада, в целом, одним из превалирующих намерений является потребность выбраться к какому-то более высокому идеалу, который может рассматриваться в образах идеального общества в грядущем или возвращения к корням, например былинной юности человечества, когда земля была чиста и полна сильными людьми. В любом варианте образ тюрьмы и заточения в этом стихотворении может трактоваться в том числе и метафорически как некое программное рассуждение в рамках поэзии романтизма. При этом не следует отрицать и вполне банальную трактовку о грустном поэте, офицере, который оказался в застенках.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Узник» 9 класс

Михаил Лермонтов, наряду со многими поэтами своего времени, с рвением отстаивал свои права, вел борьбу с властью за справедливость и честность. Он не боялся острых высказываний в сторону правящей «верхушки». Так, стихотворение «Смерть поэта» стало для Лермонтова «билетом» в Петербургскую тюрьму. Но, как известно, талантливый поэт может творить в любом месте, даже в заточенье. Именно в это время, холодным февральским днем 1837 года, Михаил Юрьевич написал одно из своих знаменитых стихотворений «Узник». По словам современников, Лермонтов создавал это произведение на бумаге, в которую заворачивали хлеб, а вместо пера он использовал спички и сажу. Стоит заметить, что первая публикация этого стихотворения состоялась уже через три года – в 1840 году.

В некотором смысле стихотворение имеет автобиографические отголоски. Антитеза – это основной «строительный материал» произведения. Противопоставления встречаются в каждой строфе. Темница – как символ одиночества, а сияние дня – это свобода. Для него, узника – актуальна тюрьма, а для черноокой девы – светлый терем.

Автор предоставил читателю произведение из трех строф, композиция которых не типичная – каждая состоит из восьми строк. Первое так называемое «восьмистишие» наполнено оптимизмом и мечтами о воле. Автор мечтает о свободе, символами которой являются черноглазая деву, черногривый конь, степь и ветер.

Вторая строфа приближает читателя к реальным мыслям автора. Лермонтов понимает, что свобода – это мечта. Свои несбыточные желания он сменяет «трезвым» взглядом на вещи. Михаил Юрьевич понимает, что окна в темнице слишком высоко, да и замок на двери никуда не денется. Реальность в том, что девушка и конь – очень далеко. Хотя, в его душе еще теплится надежда. Автор до сих пор вспоминает о зеленых полях, о ветре. Наверное, в тот момент Лермонтов противопоставлял себя тому черногривому коню, который «без узды, один, по воле». А вот в третьей строфе в чувствах автора читается безнадежность. Об это становится понятно уже из первой строки. Лирический герой четко осознает свое одиночество, единственным его «сокамерником» остается тусклый свет лампады, который символизирует некий «свет в конце тоннеля», но он тоже угасал. Даже конвоир не посещает камеру автора, а звучно-мерными шагами ходит за дверями.

Четырехстопный хорей, дополненный пиррихием, четко подчеркивают драматизм ситуации и трагедию главного героя. Важно и то, что Лермонтов использует сложные предложения и большое количество многоточий. Все эпитеты и сравнения очень грамотно вписаны в текст. В любом случае, стихотворение очень динамичное. В нем очень много движений и действий. Даже то, как автор описывает переход от радости к унынию, не является статичным событием.

6, 7, 8, 9 класс

Анализ стихотворения Узник по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пускай мечтатели осмеяны давно Некрасова

    Основная часть любовной лирики Некрасова приходится на период середины его творчества и, конечно, жемчужиной среди всей этой лирики остается так называемый панаевский цикл, который представляет собой рассказ об амурных отношениях с Авдотьей Панаевой

  • Анализ стихотворения Сукин сын Есенина

    Творчество Есенина часто глубоко биографичное, подобно тому как скажет немного позже его соратник по литературной работе Хемингуэй – писать нужно честно, писать нужно об известном тебе

  • Анализ стихотворения Некрасова Тройка 5, 10 класс

    Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) «Тройка» было написано в 1846 году в жанре «гражданского лиризма», близком поэту

  • Анализ стихотворения Безнадежность Бунина

    На самом деле русская природа по большей части – природа севера. Конечно, в России есть и юные регионы, но если смотреть по основным параметрам, то Россия все-таки именно северная страна. Суровая и стойкая как сосна.

  • Анализ стихотворения Расстались мы, но твой портрет Лермонтова

    Произведение, входящее в сборник «Стихотворения», относится к любовной лирике поэта, созданным в стиле романтизма,и посвящается не угасшей любви к женщине, с которой пришлось расстаться.

Проблема свободы является одной из центральных тем в литературе и поэзии в частности. Каждый творец раскрывает ее по-своему. Это важно не только понять, но и прочувствовать. Вы когда-нибудь наверняка тоже задумывались о несвободе и ограничениях, существующих в жизни. Но Пушкин смотрит на это по-своему, с высоты птичьего полета…

«Узник» — стихотворение Пушкина, написанное в 1822году. В это время поэт находился в южной ссылке в Кишиневе. Он был сослан за вольнодумство вдаль от своих друзей. Изначально Александр I хотел отправить Пушкина в Сибирь, но влиятельным знакомым удалось изменить это решение.

Считается, что история создания данного стихотворения началась с поездок поэта в острог, где он увидел жизнь заключенных. Также на него произвели впечатление живущие там орлы. У них были обрезаны крылья. Птицы, олицетворяющие свободу, находились в таком же заключении, как и люди. В сумме все эти впечатления дали начало развитию идеи, которая потом нашла свое воплощение в стихотворении «Узник».

Жанр, размер, направление

Это лирическое стихотворение, в котором раскрываются внутренние переживания героя. Для передачи настроения писатель использует амфибрахий, трехсложный размер с ударением на втором слоге. «Узника» можно с уверенностью отнести к романтической поэзии. Герой — романтик – одинокая личность, противопоставленная всему миру.

Стихотворение состоит из трех катренов. В первой строфе дается описание ситуации. Во втором четверостишии увеличивается количество глаголов, что создает сюжетную динамику. А в конце описан идеал существования для лирического героя.

Композиция

Постепенному раскрытию темы способствует композиция. Настроение изменятся от строфы к строфе. Ближе к концу тон становится более напряженным и эмоциональным. В то время как в начале стихотворения дается пространное описание ситуации. Эта перемена также сопровождается сменой интонации.

Если первые строки написаны в описательной манере, то последующие переходят в глагольную форму.

Основные образы и их характеристики

В стихотворении два центральных образа: лирический герой и орел. Тема свободы связана с орлом. Птица обращается к герою и зовет его отправиться «туда», в далекие края, которые представляются идеалом. Орлу отождествлен образ лирического героя – узника, душа которого, несмотря на нахождение в неволе, не закрепощена. Он всеми силами рвется на волю.

Значимым также является наличие образов стихии: ветра и моря. В поэзии романтизма это традиционные образы, связанные со свободой и вольностью. Они появляются в последней строфе при описании идеального представления о независимости.

Темы и проблемы

Главной темой данного стихотворения является борьба свободы и заключения, раскрывающаяся при помощи образов и средств художественной выразительности. Орел, «вскормленный в неволе», находится в таком же заточении, как и герой. Но они стремятся к свободе. Это видно из яркого призыва, обращенного вольной птицей к человеку.

Также Пушкин поднимает проблему политического характера, ведь все происходящее в стихотворении – аллегория ситуации в царской России. Гордые, способные, сильные люди томятся в клетках, им не дают развернуться абсолютистские порядки, при которых роль гражданина сводится до второстепенной. Те, кто мог изменить страну к лучшему, не допускались до правления и становились жертвами режима, рассованными по ссылкам и каторгам. Так произошло и с поэтом, который примеряет на себя образ птицы с подрезанными крыльями и поднимает читателей на бунт против системы.

Идея

Идея стихотворения «Узник» напрямую связана с его темой. Лирический герой жаждет свободы. Сильнее всего этот настрой воплощается в словах: «Давай улетим!». Это восклицание является кульминацией произведения. Оно подчеркивает наивысшую степень необходимости свободы для лирического героя и определяет основную мысль стихотворения, которая довольно проста и логична: нет ничего лучше и дороже вольной жизни.

Независимость позволила бы вырваться из-под гнета творческой, интеллектуальной и деятельной силе народа, без которой страна чахнет. Но поэт хочет приблизить тот день, когда оковы спадут, и свободные люди наладят быт и нрав освобожденной России.

Средства художественной выразительности

Структура стихотворения призывает обратить внимание на организацию каждой строфы. Первой свойственна описательность, активно употребляются соответствующие тропы. Во второй строфе настроение изменяется, в тексте появляется довольно большое количество глаголов, создается динамичность. А в третьем катрене используется анафора, которая акцентирует внимание на идеале вольной жизни.

Всегда также при создании картины важную роль играют описательные конструкции. На удивление в стихотворении не часто встречаются эпитеты. Например, при описании темницы употребляется лишь один эпитет – «сырой». Значимо то, что Пушкин предпочитает использование распространенных описательных конструкций, что особенно заметно в последней строфе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии. Хоть это и не было лишением свободы, Пушкин воспринимал это именно так, для него было тяжко находиться там. Написано стихотворение было в 1822 году.

С самого начала чтения мы можем увидеть мотивы печали, поэт называет Кишинев темницей. Да, он несомненно мог делать то, что хочет сам, но у него не имелось возможности вернуться в Санкт-Петербург, поэтому для великого поэта это было сродни заточению, темнице сырой.

Что означает образ орла в стихотворении? Так как Пушкина раздражала его участь в городе, то с помощью такого образа он выражал свое собственное «я», как бы заявляя о том, что он гордая птица, его нельзя просто так запереть.

Вполне прямо поэт заявляет о том, что терпеть дальше он не будет, он летит туда, где «за тучей белеет гора», «синеет море». Пушкин действительно попал в будущем в те места, которые описывал, перевелся на службу в Одессу.

В конце поэт заявляет: «только ветер, да я!». Давая понять абсолютно всем, что он словно ветер, никому нельзя изменить его судьбу, он свободен. Свобода-это ключевое слово, которое описывает смысл стихотворения. Главная потребность любого человека-свобода.

Анализ стихотворения Узник Пушкина

Александр Пушкин написал произведения «Узник» в 1822 году. Этот год относится к годам южной ссылки поэта . Недаром, стихотворения так называется.

Пушкин – человек, как по характеру, очень свободолюбивый. Он, как птица орел, не может находится за «решеткой» и быть не на воле среди людей и природы, в «темнице темной и сырой». Именно потому в этом его произведении такой настрой – немного печальный и даже в какой-то смысле трагический. Ведь Пушкин за свое свободомыслие и сидит в «темнице». Царем был отправлен в ссылку. Где уже и был отправлен в город Кишинев, мрачноватый и скучный, как по мнению писателя, город. Князь относился к Пушкину снисходительно, а потому решил сделать ему добро. Он отправил его по назначению в канцелярию. Но это действие добродушного человека, Пушкин воспринял как оскорбление его личности, и как поэта.

А потому, именно в этом произведении, которое носит название «Узник», поэт описывает свои чувства, весьма оскорбленные и униженные. Поэту трудно привыкнуть к мрачному Кишиневу, да и вообще он начинает воспринимать всю действительность как будто бы он находиться в самой настоящей тюрьме. Пушкин – человек, который сам распоряжается своей судьбой. Именно потому, находясь в ссылке, он частенько игнорировал свои обязанности служебные. Ему было до этого все равно. Единственно, что ему не было безразлично – это его родной город Санкт-Петербург. Именно в этом городе Пушкину жилось радостно счастливо. Он писал своих творческие стихотворения, общался с друзьями.

В произведении явственно проскальзывают нотки униженного самолюбия, а также гордости. Также, то, что он был отправлен туда, куда ему не хотелось. Когда свободного человека отсылают в другую сторону света – это очень сильно делает депрессивным. Именно потому произведение показывает сильные чувства поэта, отправленного в то время в ссылку.

Анализ стихотворения Узник по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения На поле куликовом Блока

    по себе – глубоким человеком, который многое понимал и ценил. Александр Блок написал произведение

  • Анализ стихотворения Ты отстрадала, я еще страдаю Фета

    Стихотворение Ты отстрадала, я еще страдаю относится к лазичевскому циклу, который Фет написал на закате своего творческого пути. Этот цикл был посвящен Марии Лазич, трагически погибшей в 1950 году.

  • Анализ стихотворения Пушкина Сожженное письмо и история его создания

    Одесса – город любви, надежд, вдохновения. Именно сюда А.С.Пушкин переезжает из Кишинева. Поэт устраивается в канцелярию, которой заведовал граф Михаил Воронцов. Отношения между графом и поэтом складываются хорошо

  • Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3, 5 класс

    Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение «Чародейкою зимою» в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника

  • Анализ стихотворений Бунина

    Про стихи Бунина (сочинения и анализ)


Из названия видно, что во время написания произведения он находился в заточении. Это было в 1822 году во время Кишиневской ссылки. Именно там формировались взгляды поэта. Он знакомился с будущими декабристами, не раз ввязывался в дуэли и частенько был под домашним арестом.

Там всего двенадцать строк. Размер – амфибрахий. Все рифмы парные.

Сюжет делится на три логические части: грусть во время заточения, надежда на будущее и счастливое освобождение. Особое внимание привлекает контраст между заточением и свободой. Если в начале мы видим тюремную камеру с небольшим окном, то в конце перед лирическим героем открывается весь мир.

Динамику стиха Узник обеспечивают глаголы. Их особенно много во второй переходной части. Именно там все сосредоточено вокруг силы воли. Еще далеко до свободы, но главный герой уже верит в нее, он жаждет ее.

Кроме узника вторым героем выступает орел. Это товарищ узника, с которым у них общее видение. Они оба хотят быть свободными. Символизм подчеркивает решительность. Символами свободы считаются море, ветер, орел, горы. Тюрьма в этом произведении не является чем-то вечным. Это просто один из жизненных этапов.

Художественные средства здесь занимают малую часть, но они очень сильные. Например, эпитет «сырая темница» сразу сгущает краски.

Обновлено: 2017-07-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме