Анализ стихотворения «Узник» (Пушкин А. С.). Александр Пушкин, "Узник": анализ стихотворения Анализ стихотворения «Узник» Пушкина


«Узник» Александр Пушкин

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление. Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».

С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей . Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.

Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».

И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.

Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.

Россия хоть и признала Пушкина величайшим русским поэтом, но не вознесла его на мировой уровень, не отвоевала место рядом с Гомером, Шекспиром, Данте и Гете.

Жизнь и смерть поэта - самая горестная трагедия во всей истории России.

Обстоятельства, предшествовавшие написанию стихотворения

Стихотворение «Узник» Пушкин написал, будучи в Кишиневской ссылке. Немаловажную роль при этом сыграли жизненные обстоятельства, в которых оказался поэт.

1820 год. Коллежский секретарь А.С. Пушкин по надобности службы отправлен в Южный край России - так в подорожном листе, выданном поэту, значилась цель его поездки, на самом деле являвшейся ссылкой. За плечами остался Царскосельский лицей, служба в Коллегии иностранных дел и шумный Петербург с многочисленными друзьями. На новом месте Александр Пушкин служит мелким чиновником канцелярии и выполняет монотонную рутинную работу, угнетающую даже обычного человека, не говоря уже о такой выдающейся творческой личности, каковой являлся гениальный поэт.

Генерал Иван Никитич Инзов, его непосредственный начальник, понимал это и старался не сильно загружать поэта работой. Он относится к нему весьма благосклонно. Пушкина приняли и в аристократических кругах Кишинева. Иногда Александр Сергеевич позволял себе публично критиковать действия правительства и военных, но Инзов, по долгу службы вынужденный делать донесения на своих подчиненных, в докладах в Петербург указывал, что высказывания Пушкина носят подражательный характер и не являются его образом мышления. Было ли донесение такого характера следствием признания таланта и симпатии к А. С. Пушкну, или Инзов действительно так считал - останется тайной для потомков.

Политические взгляды поэта

Из учебника русской литературы, в котором производится анализ стихотворения «Узник» Пушкина, мы узнаем, что оно является воплощением свободолюбия великого поэта, проникшегося идеями декабристов. Александру Сергеевичу предписывают бунтарские и террористические мысли, которые он стал отстаивать всей душой и через аллегорические образы пытался донести до народа. Школьникам Пушкин преподносится в образе тайного революционера и политического страдальца.

Однако более глубокие исследования пушкинистов свидетельствуют о том, что увлечение политикой у поэта было поверхностным. Более того, с течением времени он искренне раскаивался в своих взглядах и считал их заблуждением молодости.

Узник обстоятельств

Безусловно, придать многогранности и разноречивости стихотворению в плане толкования мог только такой мастер слова, как Пушкин. «Узник» мог быть написан молодым поэтом и под влиянием жизненных обстоятельств. По дороге к месту ссылки в Кишинев Александр Сергеевич 3 недели прожил у своих знакомых - в семье Раевских, обосновавшихся на Южном берегу Крыма.

Этот период жизни запечатлелся в памяти поэта как самые счастливые дни, когда он мог в полной мере насладиться красотой крымского пейзажа и приятным общением с единомышленниками и друзьями. Кишинев после Крыма показался Пушкину унылым и неприглядным - его стала окружать выжженная солнцем степь, а вместо друзей общаться приходилось с заносчивыми и чванливыми молдавскими аристократами. Пушкин - узник обстоятельств, в которых вынужден был оказаться. Он действительно почувствовал себя пленником. Ощущение одиночества, однообразия и несвободы, зависимость от начальства, отсутствие друзей - все это трудно переносил свободолюбивый Пушкин. Узник - тема, навеянная самой жизнью 23 летнего молодого человека.

Стремление убежать от действительности

Существует еще одна версия того, что побудило А.С. Пушкина к написанию данного стихотворения. Находясь в ссылке, Пушкин имел возможность общаться с арестантами и сблизился с одним из каторжников, который поведал ему о своих намерениях совершить побег. Пушкина до глубины души затронула эта идея, и некоторые высказывания каторжника он облек в стихотворную форму. В «Узнике» он в метафорической и романтической форме отобразил свое стремление убежать от действительности.

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

Произведение условно можно разделить на две части, отличающиеся друг от друга по настрою и интонации. Первая часть, где все мрачно и грустно, противопоставлена второй - полной света и надежды. Из угнетающей тюремной коморки лирический герой мысленно хочет попасть в необъятное пространство вселенной. Мысль об окончании темного периода вселяет в него новые жизненные силы.

Унылое повествование о жизни в неволе в середине стихотворения перерастает в крик души с требованием свободы, достигает своего эмоционального пика и обрывается вновь словами одиночества - «лишь ветер… да я!..»

Нужно заметить, что стихотворение носит метафоричный характер, то есть основная мысль в нем завуалирована и доведена до читателя путем образного сравнения. Каждый человек в силу своего развитого воображения может домыслить то, что недосказал Пушкин. Узник - это лирический герой произведения, сидящий в «темнице сырой». Поэт уподобляет его вскормленному в неволе молодому орлу. Благодаря такому сравнению становится понятно, насколько чужд для лирического героя окружающий мир. Для человека ограничения свободы и навязанные условия существования, будь то ссылка или тюремная решетка, столь же губительны и неестественны, как и неволя для свободолюбивого орла.

Стихотворение «Узник» Пушкин пронзил идеей свободы, ни разу не употребив самого слова «свобода». Она слышится в крике орла, наделенного поэтом способностью мыслить по-человечески и испытывать чувства, присущие человеку. «Давай улетим», - хочет вымолвить гордая птица, призывая узника с собой «туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Главное - не быть узником и получить свободу, что само собой разумеющееся для всего живого.

Отношение Пушкина к своим произведениям

Отзыв на стихотворение Пушкина «Узник» мало беспокоит поэта. По сведениям хорошо знавших его людей, Александр Сергеевич всегда оставался недоволен написанными произведениями. Как-то в беседе с Александрой Осиповной Смирновой-Россет Пушкин признался, что самые прекрасные стихи к нему являются во сне, но он их не успевает запомнить.

Поэт очень тщательно подбирал каждое слово, работая над своим произведением, как огранщик, осторожно и бережно шлифующий грани драгоценных камней. Но когда доводил его до совершенства, мало заботился о том, как оценят его произведение. Кроме того, по воспоминаниям той же Смирновой-Россет, Пушкин абсолютно не умел читать свои сочинения. В его исполнении оценить красоту стиха было невозможно. Со стороны казалось, что свое произведение успело ему изрядно надоесть.

Таков был в глазах своих современников Александр Сергеевич Пушкин - узник судьбы и обстоятельств.

Всего двенадцать строк, а сколько в них вложено смысла, чувств и недосказанности…

Одним из самых ярких и запоминающихся литературных произведений Александра Сергеевича Пушкина считается стихотворение «Узник», написанное им в 1822 году.

В этот период поэт находился в своей первой ссылке - за вольнодумство (а также за постоянные дуэли и скандалы с участием женщин) он оказался в пыльном и душном Кишиневе (тогдашняя Бессарабия). После немного старомодного, но аристократичного лицея в Царском Селе, после блистательного успеха в Петербурге и Москве, где он жил в творческой богемной среде, Александр Сергеевич переехал в забытый Богом угол, где ему приходилось жить в доме, напоминающем каземат, что, несомненно, сказалось на его эмоциональном состоянии.

Но «нет худа без добра» - именно здесь была расположена одна из крупнейших тюрем царской России, поэтому поэт смог лично познакомиться с жизнью арестантов, среди которых было немало дворян и представителей творческой интеллигенции. Общение с ними спасло Пушкина - он познакомился с идеями декабристов и пылко поддержал освободительное движение, охватившее Балканы, выплеснув все свои эмоции и впечатления в 12 небольших строк, превратившихся в настоящий гимн во имя свободы.

Главная тема стихотворения

Стихотворение «Узник» критики и историки творчества Александра Сергеевича относят к романтическому направлению, что может показаться странным. Но, не удивляйтесь, несмотря на отсутствие взрывной юношеской и лирической подоплеки, стихотворение действительно несет мощный романтический заряд, характерный только бескомпромиссной юности, являясь тем самым горячим и необузданным романтизмом первых революционеров-декабристов, готовых во имя высокой цели расстаться с собственной жизнью.

Главной идеей «Узника» является борьба за свободу во всех ее проявлениях и уверенность в том, что волевого человека, верящего в справедливые идеалы не ограничат никакие рамки. Проведя параллель с жизнью поэта, можно утверждать, что в этом стихотворении он говорит и о своем творчестве, которое невозможно было сдержать рамками цензуры и критики.

Сюжет стихотворения состоит из трех посылов (жизнь в неволе, надежда на освобождение и наслаждение свободой), умело выстроенных на игре контрастов:

  • тюремная тоска - захватывающий полет;
  • сырая темница - безбрежное пространство;
  • закованный узник - вольная птица;
  • и, как итог, рабство и свобода.

Но, несмотря на контраст, героев объединяет общая ситуация и общие интересы - они оба стремятся к свободе и знают радость вольной жизни. Чтобы подчеркнуть ощущение «полета», поэт использует слова, невольно ассоциирующиеся с простором - море, ветер и горы, поэтому читая эти строфы, «картинка» постепенно «оживает», напоминая фильм в стиле 3D.

Кстати, «живость» сюжета достигается и благодаря невероятной динамике - поэт использует глаголы в настоящем времени и повелительное наклонение. Это превращает произведение в своеобразный призыв к действию, заставляя хотя бы на минуту задуматься о том, что свобода - это далеко не абстрактное, а вполне конкретное понятие.

Очень интересным является и переход от безысходности, даже, некой безучастности «зрителя» к эмоциональному накалу и активности, хотя, как всем понятно, ситуация для узника и орла не изменилась. Но ясно одно - свободолюбивого орла и его «товарища»-узника не остановят застенки царского каземата - едва дождавшись случая, они освободятся. Хотя, следует отметить, образ орла прорисован более четко, ведь именно он в этом тандеме является ведущим, подталкивая узника принять единственно возможное решение и пробуждая в нем желание оказаться на воле.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение, написанное амфибрахием, состоит из 3-х структурных частей по 4-е строки, объединенных парной, хорошо запоминающейся рифмой.

Если говорить об особенностях произведения, то к ним можно отнести:

  • обилие глаголов в настоящем времени («сижу», «клюет», «задумал», «смотрит» и пр.);
  • повторение наречий, на которых автор делает временной и пространственный акцент - «пора», «где» и «туда»;
  • наличие олицетворений («зовет меня взглядом», «вымолвить хочет»);
  • незримое присутствие слова «свобода» при его реальном отсутствии.

Как уже говорилось, стихотворение несет мощный энергетический посыл, который создается при помощи использованием простых слов и рифм:

  • «сырой - молодой»;
  • «крылом - окном»;
  • «окно - одно» и пр,

но именно благодаря этой простоте и лаконичности, произведение запоминается «на одном дыхании», без каких-либо усилий со стороны читателя.

Вывод

Подводя итог анализа, можно сделать однозначный вывод о том, что произведение А.С. Пушкина «Узник» - это действительно очень «сильная» вещь, написанная «от сердца» и выражающая самые сокровенные мысли и чувства поэта. С первых строк читателю понятно - автор сочинял ее под влиянием сильнейшего эмоционального впечатления от людей и мыслей, сформировавших его, как личность и как творца.

Несомненным достоинством «Узника» является его простота - легкие рифмы, лаконичные слова, отсутствие сложных оборотов, делают произведение ярким и динамичным, а эмоциональный накал подчеркивается юношеским задором и романтизмом. И, несмотря на то, что это литературное произведение было написано в самом начале творческой стези Поэта, оно может стать в один ряд с поэмами и стихотворениями эпохи «позднего Пушкина», не отличаясь от них своей глубиной, смысловым наполнением и потрясающей динамикой.

Написал в кишиневской ссылке в 1822 году. Молодой поэт был сослан за вольнодумство в отдаленную южную провинцию. Пыльные степи, жара, скука и однообразная работа в канцелярии сильно угнетали молодого человека. Окна в доме, где жил Пушкин, были забраны решетками, а губернатор Инзов, который присматривал за неблагонадежным поэтом, частенько сажал его под домашний арест. Впрочем, это делалось в интересах вспыльчивого Александра Сергеевича. Известно, что именно в Кишиневе произошло большинство дуэлей поэта.

Развлечений в городе практически не было, зато там находился огромный острог. Пушкин часто посещал его и беседовал с арестантами. Во дворе острога поэт видел двух молодых орлов, прикованных за лапы. Исследователи пушкинского творчества отмечают, что в это время Александр Сергеевич сблизился с будущими декабристами, идеи которых наверняка повлияли на мироощущение поэта. Пушкин горячо также приветствовал освободительное движение балканских народов от турецкого владычества, которое широко развернулось на юге. Все эти впечатления и вылились в удивительный по силе гимн свободе – стихотворение «Узник» .

Это произведение относится к романтическим стихотворениям Александра Сергеевича. Оно состоит всего из двенадцати строк, написанных амфибрахием с парными рифмами, и разделено на три части. Здесь нет привычного для Пушкина контраста между фрагментами, хотя произведение полностью построено на противопоставлении свободы и рабства. Сюжет развивается согласно схеме: тоска в темнице – надежда на освобождение – радость вольной жизни.

В первой строфе жизненное пространство героя ограничено тесной тюремной камерой и небольшой площадкой за ее окном. В заключительном четверостишии перед героем раскрывается весь мир: бескрайний морской простор и величественные горы, чьи вершины теряются в облаках. Вторая строфа является переходной. Обилие в ней глаголов (клюет, бросает, смотрит) усиливает мотив безысходности в начале стихотворения. Заканчивается «Узник» страстным призывом к воле.

Динамику сюжета подчеркивает глагольный ряд: «сижу» (в первой строфе), «давай улетим» (во второй строфе) и «гуляем» (третья строфа). В результате оптимистичная заключительная часть стихотворения резко отличается от его мрачного начала, хотя понятно, что свобода пока не стала реальной. Она существует лишь в воображении человека.

Герои произведения – узник и орел. Общность их стремлений неоднократно подчеркивается автором. Узник называет птицу «товарищем» и предполагает, что у них единый замысел – вырваться на волю. Орел призывает своего «брата» улететь на просторы и признает родство с узником – «мы вольные птицы» . Повышают эмоциональный накал текста олицетворения: орел зовет взглядом, «вымолвить хочет» .

Повторение слова «пора» в заключительном четверостишии усиливает призыв к освобождению. Последние строки стихотворения начинаются одним и тем же словом «туда» , которое еще больше подчеркивает стремление героев к вольной жизни. Интересно, что само слово «свобода» Пушкин здесь не использовал.

Стихотворение «Узник» пронизано символами свободы : орел, море, горы, ветер. Даже решетка и темница воспринимаются лишь как временные атрибуты. Ведь речь идет не только о заточении в тюрьме. Смысл произведения намного глубже. Пушкин показывает, что свободолюбивый дух человека (поэта) невозможно удержать в клетке условностей и запретов. Он вырвется на волю даже в том случае, если сам узник останется в камере.

Для создания гнетущей тюремной атмосферы поэт применяет единственный эпитет – «сырой» , но в сочетании со словом «темница» он дает сильный эффект. Читателю сразу представляется тесное, темное и сырое помещение тюремной камеры. Строка «вскормленный в неволе орел молодой» обладает не менее сильным воздействием. Ведь орлы – свободолюбивые птицы и очень тяжело переносят неволю. Их стремление вырваться из заточения – естественно. Орел не признает себя побежденным и копит силы, чтобы в подходящий момент освободиться из плена.

Во времена Пушкина и позже многие видели в «Узнике» призыв к свержению крепостного строя и даже самодержавия. Показательно, что стихотворение стало популярной народной песней – настолько его образы близки к фольклору.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

Стихотворение «Узник» было написано А.Пушкиным в 1822 году в Кишиневе во время южной ссылки. Известно, что поэт, прогуливаясь по городу, побывал в городской тюрьме. Больше всего его поразила картина тюремного двора, где цепью был прикован орел. Возможно, именно тогда и возникла мысль о сравнении судьбы поэта и орла.

На первый взгляд кажется, что название стихотворения «Узник» относится к лирическому герою, ведь первая строчка рисует тюремную камеру:

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Одно предложение, минимум деталей, но складывается целостная картина.

Мы легко представляем себе место, где находится герой: тесная камера, сырые стены. Даже кажется, что мы чувствуем запах сырости, которым пропитано все, не случайно инверсией поэт выделяет именно это слово – «сырой». А главное интонационное ударение – на слове «за решеткой». Именно решетка разделят мир на лирического героя на две части – темница, неволя и остальной мир, свобода. Что же он видит сквозь тюремную решетку?

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном…

Оказывается, главный герой лирической зарисовки – это тот самый орел, которого поэт наблюдает. Грустное настроение помогает почувствовать мужская рифма, которая еще больше как будто ограничивает пространство тюремного двора. Кажется неправильным, что орел, свободная и гордая птица, выросла в неволе. Именно неволя и сближает лирического героя и орла, поэтому и называет он птицу – «мой грустный товарищ». Грустный, потому что орел

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно…

Прием многосоюзия помогает понять, как много смысла в действиях орла. Это только на первый взгляд кажется, что он просто ест, на самом деле поглощение «кровавой пищи» - не главное его занятие. Орел как будто встречается взглядом с лирическим героем, он способен думать, размышлять, звать (это ощущение создается за счет широкого использования олицетворений):

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Вот и прозвучало то главное, что сближает их. И это не просто тюрьма, в которой находятся герои, но и желание свободы, жажда полета. И теперь уже герой становится вместе с орлом «птицей», способной перелететь через тюремные стены в необъятный мир:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

Мы как будто переносимся в тот мир, который так манит лирического героя и орла, ставших не просто товарищами, а братьями («пора, брат, пора!»). Тюрьма, заточение оказываются позади, а впереди - долгожданная свобода. Поэт раздвигает пространство – ввысь, до вершин величественных белых гор, и вдаль, где синеет бескрайнее море. Появляются яркие краски (белеет, синеют), помогающие почувствовать всю прелесть природы (тогда как в первой части красный цвет «кровавого» мяса лишь усиливал трагизм картины). Анафора не случайно выделяет слово «туда». Это как выдох, как крик героя, который разносится далеко-далеко, отдаваясь эхом благодаря женской рифме. Восклицательные предложения меняют тон лирического повествования. И совсем по-другому звучит четырехстопный амфибрахий, грустный в начале и торжественный в конце. И хотя свобода существует лишь в воображении лирического героя, мы забываем об этом, мысленно переносясь в мир, созданный поэтом.

Это стихотворение раскрывает тему «вольности святой», которой проникнуто все раннее творчество А. Пушкина. Мы понимаем, что лирическому герою, в котором угадывается сам поэт, было мучительно тяжело находиться в ссылке, в которой он чувствовал себя как в тюрьме. Жажда свободы ощущается в каждой строчке стихотворения. Образы, типичные для поэтов-романтиков (орел, море, горы, ветер), также усиливают свободолюбивые мотивы стихотворения. Кишинев ассоциируется у него с темницей, а сам поэт - с орлом, оказавшимся в неволе. Духовная свобода становится для Пушкина высшей ценностью – в этом главный смысл стихотворения.

Обновлено: 2017-10-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.