Библия онлайн. Большая христианская библиотека Введение к откровению иоанна


21:1-8 На фоне общего обновления мироздания происходит явление нового неба и новой земли - голос Божий возвещает о схождении свыше Нового Иерусалима. Бог есть Альфа, Начало всего (см. ком. к 1,8), Творец; Его намерения изначально были выражены в творении. Теперь Он проявляет Себя как Омега, Совершитель всего, доводящий Свои намерения до полного завершения. Видение престола (4,1-11) явило славу Божию, Его силу и красоту в глубинах небесных сфер. Теперь место обитания Бога расширяется и объемлет весь Его народ (21,3). Зло и болезни упраздняются, позади остались боль, страдания и борения. Теперь исполняются все обетования, данные побеждающим (см. ком. к 2,7).

Назначение этого видения - воодушевить христиан, особенно тех, кто испытывал преследования, хранить верность, упование и надежду. Хотя это видение относится к моменту завершения всего, во Христе верующие уже имеют залог своего будущего наследия (Еф. 1,14; Евр. 12,18-29).

Заключительные видения Откровения соединяют в один прекрасный образ многие библейские темы: творение (ст. 1), святой город Иерусалим (ст. 2), общение с Богом, выраженное в образах брака (ст. 2), место обитания Бога, а также святилище и храм (ст. 3; ком. к 4,1 - 5,14), святые как собственность Божия, Его народ (ст. 3), конец страданий и смерти (ст. 4), плоды спасения (ст. 5), истинность слов Божиих (ст. 5), живая вода (ст. 6), усыновление Богом (ст. 7), предупреждение неверным (ст. 8) и суд (ст. 8).

Этот текст рассматривают как одно целое с 21,9 - 22,5. Оба фрагмента представляют собой два аспекта последнего видения Нового Иерусалима. В ст. 1 -8 вводятся новые темы, которые получают дальнейшее развитие в 21,9 - 22,5. Здесь сообщается о новых реалиях; отрывок 21,9 - 22,5 содержит видения, описывающие эти реалии. Ст. 1-8 также тесно связаны с 20,11-15. Последний суд Божий имеет две стороны: осуждение грешников (20,11-15) и награждение праведников (ст. 1-8).

В заключение сообщения 20,11-15 упоминается о книге жизни (20,15). Таким образом, ст. 8 служит связующим звеном между описанием суда (20,11-15) и подробным описанием Нового Иерусалима (21,9 - 22,5).

21:1 увидел я новое небо и новую землю. Некоторые толкователи полагают, что новый мир будет совершенно иным, никак не связанным со старым. Но слово Божие (Ис. 65,17-25 и Рим. 8,21-23) указывает, что имеется в виду преображение старого мира, подобно тому, как наши старые тела преобразуются в новые (1 Кор. 15,35-37). Слова "творю все новое" (ст. 5) указывают на полноту и всеобъемлемость процесса преображения; результат его - искупление человечества, а не сотворение заново. См. статью "Небеса" .

21:6 воды живой. См. ком. к 22,1.

21:8 Это смерть вторая. См. ком. к 20,5.6.

21:9 - 22,5 Описание Нового Иерусалима. Последняя обитель святых - она же святой город Иерусалим (21,10), сад в Едеме (22,1-3), невеста Христа (21,9) и храм как местопребывание Бога (21,22.23). В центре всего находятся Бог и Агнец, Которые являются источником блаженства для обитателей города (21,22.23; 22,1-5). Заключительное откровение Бога доводит до кульминации все предшествовавшие откровения. Оно показывает завершение цели Бога: соединение всего под одною Главою - Христом (11,15; Еф. 1,10). Это согласуется с тем, что вначале все было создано Христом (1,17; 4,11; Кол. 1,15-17); потом через Христа пришло всеобщее искупление (5,9-14; Рим. 11,36; Кол. 1,18-20). Поскольку образы заключительного видения не четки, разумнее не проводить строгого различия между святыми, населяющими город, и самим городом.

21:9 покажу тебе Невесту. См. ком. к 19,1-10.

21:10 в духе. См. ком. к 1,20.

на... гору. Гора выделена как особое место встречи Бога с людьми. Ср. 14,1; Исх. 15,17; 19,1-25; Пс. 47,2.3; 67,16.17; Иез. 28,14; Мих. 4,1.2.

21:11 Он имеет славу Божию. Тесно связанная с образами света слава Божия представляет Его величие и красоту; Ему подобает благоговейное почитание. Слава, будучи главной темой повествования 21,9 - 22,5, ассоциируется с храмом и с явлениями Бога в Ветхом Завете (21,22.23; 22,5; 15,8; Исх. 16,10; 24,16.17; 40,34.35; Ис. 6,3; 40,4.5; 60,1.2.19.20; Авв. 2,14; Зах. 2,5). Великолепие, окружающее Бога на небесах, ранее описанное в 4,1-11, теперь наполняет новый мир.

21:16 длина... широта. Новый Иерусалим имеет форму совершенного куба, так же, как Святое Святых в святилище и храм.

21:17 сто сорок четыре локтя. Это число представляет собой двенадцать, умноженное на двенадцать. Размеры города символичны и говорят о его связи с двенадцатью коленами Израиля и с двенадцатью апостолами (21,12.14). Число "двенадцать" является символическим обозначением народа Божия.

21:19 всякими драгоценными камнями. Перечисленные здесь драгоценные камни подчеркивают красоту и великолепие города и то, что он является отображением красоты Самого Бога, Который наполняет его Своей славой (4,3). Перечисленные камни приблизительно соответствуют двенадцати драгоценным камням, имевшимся на наперснике Аарона (Исх. 28,15-21). Таким образом, прерогативы, некогда принадлежавшие исключительно первосвященнику, ныне распространяются на весь город.

21:22 Храма... не видел. См. ком. к 4,1 - 5,14.

21:23 город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне. Это - исполнение пророчества Исаии (60,19.20).

21:24 Спасенные народы. Т.е. искупленное человечество (5,9 и ком.; Ис. 60,3-12).

славу и честь. См. Ис. 60,3-5; Агг. 2,7-9.

21:25 Ворота его не будут запираться. В древности ворота городов приходилось запирать на случай нападения. Эти слова служат исполнению пророчества Исаии (60,11).

21:27 в книге жизни. См. ком. к 13,8.

Глава показывает период времени, начавшийся после тысячелетнего правления Христа (после Миллениума).
Как только Бог определится с тем, кто, по Его мнению, достоин войти в духовную семью вышних в качестве земных Его детей (кто сохранил верность Ему в последнем испытании дьяволом после тысячи лет) - откроется новая эпоха дня вечного, о котором говорил апостол Пётр (2Петра 3:18).

Об этом же дне Иегова сказал ещё в начале творения как о седьмом благословенном дне (Быт.2:3): о дне вечного покоя Божия, ибо, начиная с этого периода, никто больше в земном миропорядке не побеспокоит Бога своим непослушанием Ему и не нарушит справедливых принципов святости детей Божиих.
Наконец, на Земле будет вечно жить человек, созданный по образу и подобию святого Бога, как и было задумано изначально (Быт.1:26,27).
Об этом же периоде говорил апостол Павел, предсказывая передачу царственных полномочий Иисуса Христа после тысячелетнего правления – своему Отцу, Иегове Богу, достигнув с помощью своего небесного правительства того, чтобы Бог, наконец, стал всем во всех (1Кор.15:24-28).

То есть, с этой поры послушание Богу и соблюдение себя в святости и праведности истины Божией - станет смыслом жизни каждого жителя земного миропорядка во всей вечности: именно это станет гарантией вечной жизни для живущих в земном миропорядке . (см. отличие вечной жизни от бессмертия )
Но право уничтожить навеки любого ослушника (наказать смертью второй как ангелов, так и людей в любой точке мироздания) - у Бога будет всегда.
(о смерти второй см. также Откр.20:14 , * сноска)

21:1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
Иоанну показывают обновлённый земной миропорядок, в котором будет иное небесное правление (небо) и иное положение вещей на Земле. А прежний миропорядок (система вещей на земле) – миновали, то есть, ушли в прошлое.
В частности, в обновлённом миропорядке уже не будет «моря» в значении нечестивых Земли: как волнующееся море, все они не могли обрести покой Божий и «выбрасывали ил с грязью» не только в этом веке, но и в Миллениуме (Ис.57:20).
Всех не покорных Богу «обитателей моря» смерть вторая унесла навеки вместе с их вдохновителями на злые деяния: сатаной/ диаволом и ангелами его (Откр.20:9,10; Мтф.25:41). Поэтому в дне вечном останутся только святые дети Бога, жители обетованной долгожданной райской планеты.

(некоторые богословы полагают, что здесь показана совершенно новая Земля, а прежняя была уничтожена. Однако выражение «прежнее небо и прежняя земля миновали » иначе можно перефразировать так: прошли те времена на земле, когда на ней обитала несправедливость и неправедность. Отныне, как и предсказывал апостол Пётр, на Земле будет обитать правда и справедливость Божия вовеки веков, 2Петра 3:13)

21:2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
Судя по тому, что внимание Иоанна сосредоточили на "новом Иерусалиме", этот город является "центральной фигурой" нового миропорядка вечности, установленного на Земле.
Что он означает, если сходит с неба на землю?

Буквальный город, разумеется, не может так ни выглядеть, ни располагаться такими «ярусами», уходящими в небеса.
Хотя здесь показано некое совершенно новое земное мироустройство, однако, поскольку названо оно Иерусалимом, значит, и напоминать должно столицу народа Иеговы с нахождением в ней Бога (в Святом-Святых храма Иерусалима), царя, начальственного состава (соцарей, помощников царя), священников, первосвященника и жителей земли народа Бога, приходящих на поклонение в столицу.

До сих пор мы были знакомы с "вышним Иерусалимом" описанным в 4 главе Откровения или небесным Иерусалимом, градом Бога живого и тысяч ангелов (Гал.4:26, Евр.12:22). Также - с небесным правительством Христа, стоящим на небесном Сионе со Христом (Откр.14:1), также символизирующим Иерусалим, только временный, существующий тысячу лет в Миллениуме.

Теперь речь идёт о новом Иерусалиме, сходящем с небес на Землю. То есть, речь идёт о новом организационном устройстве небесного правительства, живущего в небесной "столице" во главе с Иеговой, куда земные подданные как-то смогут приходить на поклонения и для решения своих вопросов. Ниже выясним, как именно жители земли смогут "посещать" небесный Иерусалим, но пока что ясно одно:
до сих пор к небесному Иерусалиму были причастны лишь святые жители небес, однако, отныне, новый Иерусалим распространяется и на землю, где отныне будет жить святой народ Бога.
Не в буквальном смысле, конечно: небесный "Иерусалим" - это образное объяснение структуры небесного правления над землёй. Поэтому этот "город" будет сходить на Землю не в буквальном смысле, а через управление народом Земли - с небес.

По сути в этом периоде исполнится, наконец, обетование древности о том, что земля обетованная, на которой будет жить народ Бога, станет царством священников и народом святым(Исх.19:5,6).

(по обетованию вся земля, обещанная послушному народу Иеговы, должна стать царством священников и народом святым. Так и будет: благодаря умелому руководству небесных священников Бога в тысячелетнем правлении Христа (они же - и соправители Христа, Откр.20:6) все послушные Богу жители Земли (обетованного рая) станут святыми (народом святым)).

Как помним, Авраам ожидал города будущего, возведенного на крепком фундаменте, города, архитектором и строителем которого является сам Бог (Евр.11:10).
Об этом городе будущего, коему надлежит стоять на прочном основании во всей вечности - и пойдёт речь в этой главе.

приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего эти слова говорят о том, что Бог обустраивал, украшал, подбирал "строительный материал" и подготавливал этот город для принятия в него земных святых детей Своих - с таким же старанием и тщательностью, с какой невеста готовится ко встрече с женихом для бракосочетания.

Ниже выясним суть устройства нового города Иерусалима, узнаем, кто будет жить в нём постоянно, а кто будет приходить на поклонение или «трудиться на полях его», и помогут нам в этом фрагменты пророчества Иезекииля, описывающего устройство нового города с названием «Господь/Иегова там» (Иез.48:19,35)

21:3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
Картина схождения нового Иерусалима на Землю сопровождается словами о скинии Бога с человеками, живущими на Земле. Стало быть, «земная» часть нового Иерусалима ассоциируется со скинией Бога (храмом), куда после тысячелетия Христа сможет входить каждый житель райской земли для общения с Всевышним (" Иерусалим, сходящий с неба - вот скиния Бога с человеками " другими словами звучит так: " Иерусалим, сходящий с неба- это и есть скиния Бога с человеками " )

Если вспомнить картину скинии древности (земного жилища Бога), а позже -здания храма, то он располагался в особой части Иерусалима. То есть, если говорить о новом Иерусалиме, то вся земная его "часть" станет той самой особой частью (образной "скинией"), где Бог будет обитать и общаться со своим святым народом.

Далее. В помещении храма и внутреннем дворе храма древности имели право находиться только святые служители Бога: освящённое колено Левия, так как только его представители по требованию Бога проходили особый ритуальный обряд очищения, освящения и посвящения Богу (Исх.40:12-15; Чис.8:10-14).
Остальной народ из-за греховности не имел права находиться в скинии и внутреннем дворе: для "менее чистых" предназначался внешний двор скинии/храма, располагавшийся за пределами внутреннего двора (Иез.10:3-5; 42:14; 44:19; 46:20).

Теперь же, после тысячелетия Христа, в скинии (земной части нового Иерусалима) могут находиться все люди Земли. Почему? Потому, что все они стали чистыми: святыми. А внешний двор "скинии вечности" упразднён за ненадобностью: ведь на земле больше нет греховных потомков Адама, потому внешний двор в поклонении Иегове уже не нужен.

То есть, образно здесь показано, что отныне Творец может жить вместе с людьми, и Его душа не возгнушается новым святым обществом Земли, как и было предсказано для святого народа ещё в древности:
3 Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их,
4 то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой;…
11 и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами;
12 и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом.
(Лев.26:3,4,11,12).

Вспомним, что Иегова просил Израиль исполнять Его заповеди для того, чтобы по обетованию вся земля, обещанная послушному народу Иеговы, могла стать царством священников и народом святым. (Исх.19:5,6).
Так и будет: благодаря умелому руководству небесных священников Бога в тысячелетии Христа (они же - и соправители Христа, Откр.20:6) все послушные Богу жители обетованного земного рая станут народом святым.

В итоге Бог будет иметь земное царство (государство), за которым присматривают Его небесные священники, где святой народ живёт и поклоняется Богу в духовном храме/скинии (в земной части нового Иерусалима) - день и ночь (постоянно живёт по заповедям Бога), как было предсказано для достигших спасения людей второй группы (после 144 000 рабов Всевышнего):
Потому они перед престолом у Бога и служат Ему день и ночь в Его Храме,
а Сидящий на престоле раскинет над ними шатер Свой:
(Откр.7:15,В.Кузнецовой)

Итак, Иоанну было показано новое земное мироустройство, в котором показано присутствие Творца среди святого народа Земли. Образно оно показано на примере скинии/храма древности, расположенного в Иерусалиме. Жители всей Земли смогут поклоняться Иегове и общаться с Ним по своим потребностям (в образной "скинии"со Святым-Святых на небесах), обращаясь к Нему без посредничества первосвященника или священства (напрямую без ходатайства Христа за них пред Богом и без участия небесных священников).

Пророк Иезекииль, показывая картину будущего, частично разъяснил, как будет организована земля обетованная: она будет разделена на уделы всем жителям райской планеты, включая и Израиль по плоти (Иез.47:21-23); там будет святой участок для Святого -Святых (Иез.45:1-4), причём Святое-Святых будет располагаться на самой вершине горы (Иез.43:12); там же будет и город, куда все народы Земли будут иметь возможность приходить по желанию даже для работы, не только для общения с Богом (Иез.45:5,6; 48:15-19). Имя городу по Иезекиилю «Господь там», то есть, по Иоанну - это земная часть «нового Иерусалима», где Бог будет находиться вместе со своими святыми детьми так же, как находился с Адамом в Эдеме (Иез.48:35).

Причём, город, где народ земли сможет общаться с Богом, будет находиться за пределами Святого-Святых, предназначенного для Бога и его верных священников по типу верного Садока (небесных соправителей Христа, Иез.45:2-4; 44:15).
Описание будущего мироустройства Иезекиилем тоже говорит о том, что Святое-Святых нового Иерусалима будет находиться отдельно от земной части нового "Иерусалима" - от планеты Земля: оно будет располагаться на небе (в небесной "части нового Иерусалима").

Потому и сказано, что новый Иерусалим спускается с небес (от Святого -Святых, жилища Бога и небожителей) - на Землю (в скинию для святых людей) .
Иными словами - присутствие Бога в вечном миропорядке будет всеобъемлющим, распространяющимся с небес на райскую Землю.

21:4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
Как видим, всё, что приносило человечеству горе, скорбь и печаль (смерть и различные недуги) исчезнут окончательно и навеки на Земле - только после тысячелетия Христа: ни один святой житель Земли вовеки не столкнётся ни с одной неприятной проблемой (потому и думаем, что и на животных смерть больше действовать не будет). См. вставку

Некоторые б иблеисты учат, что смерть в Эдеме была показана Адаму на примере умершего животного. Но, во-первых, в совершенном парке Бог не стал бы омрачать картину совершенства мёртвыми животными: жить в раю и натыкаться на трупы животных - людям было бы крайне неприятно.
Во-вторых, мёртвые и последствия разложения трупов - мерзость в глазах Бога, Он не стал бы осквернять Своё жилище мерзостью мертвечины, в раю об этом не могло быть и речи.
В-третьих, в задании людям не прозвучало задание хоронить животных (Быт.1:28)

Поскольку ничто и никогда не омрачит жизнь человечества в вечном земном миропорядке, к тому же - ничто и никогда не осквернит ТАМ присутствие Бога - напрашивается вывод, что в Царстве Бога не будет смерти ни для кого: ни для людей, ни для животных.

То же самое по сути было сказано и для второй группы людей, искупленных Христом, одетых в белую одежду праведности святых Божиих и достигших, наконец, спасения от греха и смерти - после тысячи лет жизни на Земле:
16 Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной:
17 ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.
(Откр.7:9-17).

Этот текст приоткрывает тайну роли Христа в вечном миропорядке Бога: хотя он и передаст бразды правления Богу (1Кор.15:24, 28) – тем не менее, он не перестанет помогать Отцу в управлении делами Земли, как и его соправители. Но об этом рассмотрим в других текстах 21 и 22 глав.

Примечание : некоторые, опираясь на Откровение 21:4, считают, что все хорошие люди идут на небо и, что благословения, о которых говорится в этом стихе, относятся к жизни на небе. Как можно показать, что речь идёт о земле? Достаточно обратить внимание на одну деталь из этого стиха: «Смерти уже не будет ». Скорее всего, человек согласится, что, для того чтобы чего-то не стало , нужно, чтобы сначала это было . Затем можно подчеркнуть, что на небе никто не умирает, что смерть существует только на земле. Следовательно, в Откровении 21:4 говорится о будущих благословениях на земле (Пс. 36:29).

21:5 И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.
Иегова Бог объявил Иоанну о радикальном и благом изменении системы всего сущего словами «творю всё новое». С этого момента (после тысячелетия Иисуса Христа) в земном миропорядке устанавливается новый миропорядок, коему надлежит быть вечно: новый Иерусалим, сходящий с небес, станет оплотом райской вечности для стана святых жителей Земли.

21:6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.
В этот момент Бог будет Сам считать, что всё изначально задуманное Им о человечестве, наконец, сбылось: в Его имени Альфа и Омега есть иносказание начала и логического завершения задуманного. Поэтому упоминание Бога в качестве Альфы и Омеги (первой и последней буквы греческого алфавита) подчёркивает роль Бога в новом творении: Он начал исполнять замысел своего творения, Ему - и заканчивать его (доводить до логического завершения все этапы Своего творения на Земле). Собственно, Он запланировал дать жизнь вечную людям – Он и откроет им источник воды живой : даст доступ к источнику вечной жизни через общение с Собой.
В результате - в истории человечества, наконец, наступит благословенный «день» седьмой и вечный, где новый человек будет пребывать в праведности и святости истины, а Бог - в покое надёжного «тыла», навсегда обеспеченного послушанием Его небесной и земной духовной семьи.

21:7 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
Всех победителей власти греха над собой (последствий порочной сущности потомков Адама) – Бог признает Своими детьми и даст им в наследие не только жизнь вечную, но и райскую планету со всем её содержимым (всё, что было сотворено Богом для земного миропорядка изначально, Быт.1:28-30).

Первыми победителями греховной сущности, как помним, станут соправители Христа: они первыми уподобились сынам Бога, потому их наградили жизнью вечной на небесах, а Землю дали в качестве доверенного "имения" Бога, нуждающегося в мудром управлении (Мтф.24:47)
Во вторую очередь Адамову сущность победят в себе те, кто в глазах Бога достигнет состояния "стана святых": они тоже станут сынами Бога, только земными: им Земля будет дана для жительства.
И те и другие, тем не менее, будут иметь нечто общее: две группы станут духовными детьми Бога, соединённые в семейную и родственную общность- духовным единством, как и просил Христос о своих учениках:
да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, (Иоан.17:21)

Употребление здесь слова «сын» не означает, что в раю все будут сыновьями: у Бога будут и сыновья, и дочери, как написано:
16 .. так сказал Бог: "Я поселюсь у них, Я буду с ними жить, Я стану Богом их, они - Моим народом.
17 Поэтому покиньте их и отделитесь, говорит Господь, к нечистому не прикасайтесь - и Я приму вас
18 и стану вам Отцом, а вы - сынами Мне и дочерями. Так говорит Господь Вседержитель
(2Кор.6:17,18)

В Израиле считали только лиц мужского пола, ибо их считали крепостью и опорою общества (Быт46:26; Исх.12:37), поэтому и сказано здесь о сынах. В глазах Бога мужчины –это слава Бога, но при каждом мужчине - будет и жена его, слава мужа (1Кор.11:7), ибо так Бог устроил общество Земли, чтобы мужчина и женщина составляли семью (составляли одну плоть)- оплот общества райской Земли.

21:8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.
Перечень не угодных Богу качеств: люди, которые не избавятся от них, не будут жить в вечном миропорядке Бога (будут уничтожены навеки в геенне иди другими словами –смертью второй)
Боязливые– это нерешительные, сомневающиеся, не доверяющие Богу, маловеры, малодушные (недостаток мужества, твёрдости духа, веры и решительности).

Все остальные - известны, это: предающие Бога; люди, не победившие половую распущенность; всякую нечистоту в себе; скверные - преданные отвратительной аморальности; чародеи -имеющие желание волхвовать (заниматься спиритизмом, гаданием и проч.); любители находить себе кумиров и лгать в любом проявление (словесно и в поступках).
Впрочем, здесь перечислена практически вся категория лжецов: спиритизм - лжепророчествование, идолопоклонство -лжепоклонение, любодеяние - обман законных брачных спутников, неверные - обман Бога.

Участь таких людей - уничтожение навеки (смерть вторая или геенна, суть одно).

21:9 И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. (невесту, ставшую женой Агнца).
Иоанну предложено показать церковь первенцев (соправителей Христа).

21:10 И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.
Для того, чтобы Иоанн увидел жену Христа – ему снова показывают новый Иерусалим (здесь - святой), сходящий с неба на землю, открывая обзор этого города с высокой горы.
То есть, жена Агнца в вечном земном миропорядке Бога - это по сути «новый (святой) Иерусалим» и есть, только в образном смысле, как, например, Вышний Иерусалим - это духовная "жена" Бога или организация его небесных помощников, благодаря которым в этом веке появились на земле все будущие соправители Христа, «невеста» его, Гал.4:26).
Как помним, последних соправителей Христа Откровение и ранее называло образно «святым городом» (Откр.11:2).

В Откр. 21:3 мы говорили о том, что «новый Иерусалим», сходящий с неба к людям земли, покроет собою стан святых на земле - словно шатром. Потому и сказано об этом новом организационном устройстве как о скинии/шатре Бога с людьми. Схематично этот город может выглядеть, например, в виде конуса с основанием на Земле и вершиной на небесах, (шатёр Бога раскинут над людьми с "верхушкой" шатра - на небесах), где-то так:

Но если город - это «жена Христа», то как он может быть и шатром Бога с людьми?
Очень просто: новое небесное правление над землёй во главе с Иеговой (начиная с самой яркой «вершины») в составе Его помощников (небесного первосвященника и царя Иисуса Христа + 144 000 священников Бога и соцарей Иисуса) будет окутывать людей сиянием своей заботы, словно защитным покровом: под "куполом" небесного города, устроенного Богом (Евр.11:10), стан святых Божиих, собранный для общения с Богом в основании "купола" на земле , вовеки будет чувствовать себя безопасно.

Такой защитный "покров" для людей в Божьем мире был предсказан:

1 Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону;2 и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей . .(Ис.32:1,2)

То, что «город» (жена Христа /соправители) сходит с небес на Землю означает, что все руководящие указания, нормы, рекомендации, наставления, задания и т.д. для жителей Земли - будут, образно, как «сноп света» распространяться от самой яркой небесной вершины - на землю, поэтому и можно сказать, что народы земли будут вечно ходить во свете (под управлением) нового Иерусалима (Откр.21:24)

Пророк Иезекииль, описывая новое мироустройство для святого Израиля, частично разъяснил принцип храма или скинии Бога с людьми:
Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг - Святое Святых; вот закон храма! (Иез.43:12).

То есть, в самой «вершине» нового Иерусалима - на небесах - будет находиться обитель Иеговы, Он – самое яркое «светило» для всех святых неба и Земли, живущих в месте Его всеобъемлющего присутствия во всей вечности .
Эта же мысль отражена в следующем тексте:

21:11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.
Самая главная черта города (жены Христовой) - это слава Божья, светило для него особое, самосветящееся. Это Сам Господь Бог.
То есть, в своей деятельности церковь первенцев во всей вечности будет светить славой Бога: Его принципами святости, справедливости, любви, истины, милосердия, человеколюбия и т.д.

Что касается светила для города:
в древности слава Бога была представлена людям в виде временного светящегося облака, осеняющего некоторые территории в определённые моменты (при освящении храма, например,3 Цар.8:10,11; на горе Синай во время заключения В.З., Исх.24:16; скинию собрания, Исх.40:34).

В новом миропорядке слава Бога для города (церкви первенцев) будет непреходящим явлением: Бог будет всегда пребывать с соправителями Христа, находясь в их среде.

Потому-то они и будут "иметь" славу Бога.

21:12,13 Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:
13 с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.

Стена духовного «города, сходящего с небес» и охраняемая ангелами - подобно стене буквального Иерусалима со стражами у ворот - говорит о его прочной защите: духовность небесного правительства вечности будет защищена «бронёй» веры, подобной стенам недоступной крепости, и - могущественными ангелами. Такая высокая степень защиты гарантирует высшую степень духовной устойчивости и непорочности всех небесных помощников Бога.
Врата города показывают, что вход в «город» Бога - не свободный, для пропуска к Богу задействована пропускная «система врат», потому не каждый может войти в него (входите тесными вратами, Мтф.17:13)

Сообщение о надписи 12ти колен Израилевых на воротах города напоминает мысль из Откр. 7: 4, когда все соправители Христа (его невеста) собирались из всех колен Божьего народа Нового Завета. То есть, пропуском к Богу служит принадлежность к Божьему народу.

21:14 Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.
Двенадцать оснований стен города носят имена двенадцати апостолов Агнца

(об избрании 12тым апостолом Матфия вместо Искариота - см. Деян.1:23-26 )
Это можно соотнести с тем фактом, что своей деятельностью по распространению учения о Христе апостолы Христовы положили основание всему остальному собранию первенцев (будущих соправителей Христа) и христианству в принципе (всему Божьему народу Нового Завета или духовному Израилю, Еф. 2:20).
То есть, на 12ти апостолах как бы держится вся церковь первенцев (весь "город", жена Агнца,
см.Откр. 21:10). Они - столпы собрания всех соправителей Христовых, об этом говорил и апостол Павел (Гал.2:9). Поэтому в основание "крепости" небесного города ("жены" Агнца") - и "заложены" имена 12ти её основателей.

Ну и, чтобы не «запутаться» в наличии разных «Иерусалимов», кратко напомним о значении всех городов, упоминаемых в Писании - см. во вставке.

«Небесный Иерусалим» - это образное общее понятие небесного правления Бога и его правительственных помощников - в принципе над всем мирозданием, чтобы в земном Иерусалиме понимали, что это - город великого НЕБЕСНОГО Правителя (Мтф.5:35; Евр.12:22)

В небесном «Иерусалиме» образно есть сектор «Вышнего Иерусалима», отвечающего в этом веке правления дьявола за появление на земле помазанников (небесная организация Иеговы во главе с Ним, включая ангелов. Они не правят в этом веке, но рождают кандидатов для небесного правительства Христа).

В нём же будет организован и сектор «временного Иерусалима – временного небесного правительства над Землёй в тысячелетии Христа (144000 небесных соправителей во главе с Христом)

В нём же после тысячелетия Христа будет организован и сектор вечного правления над Землёй – «новый и святой Иерусалим», сходящий с неба на Землю (144000 во главе с Богом и Христом Его, Откр.22:22)

Всё это - НЕБЕСНАЯ система правления Бога, Его "Иерусалим".
Но в разные периоды времени - правление Бога и Его помощников над Землёй представляют разные по составу правительства.

Прежний земной Иерусалим (прежняя система правления над народом Бога древности) действовал в составе помощников Бога - земного первосвященника + земных священников + земного царя – миновал, будучи лишь прообразом или «тенью будущих благ» вечного Царства Бога (Евр.10:1)

После тысячелетия Христа над народом Бога, живущим на райской Земле, вечно будет править другой, новый и святой Иерусалим: помощниками Бога отныне будут небесный первосвященник Иисус + небесные священники и цари.

21:15,16 Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.
16 Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.
Хотя, как говорил Иезекииль, Святое-Святых находится на самой вершине горы (на небесах, Иез.43:12) - эта обитель имела в его видениях на горе -форму прямоугольника в окружении участка территории для священников, служащих Богу (Иез.45:1-4)

То есть, как гора Мориа в буквальном Иерусалиме имела ровную площадку для расположения храма на ней (обители Бога и священства), так и вершина небесного Сиона будет иметь некое пространство для нового «города» (для 144000 соправителей) :
Откр.14:1, как помним, как раз показывает такое место. На горе Сион Иисус Христос стоит со своими 144000 соправителей. То есть, небесная часть "города" расположена на вершине того самого «шатра» со светилом (города, см. схемку 21:10), который будет «спускаться с небес на Землю» (распространять славу Бога с небес к людям земли, покрывая их славой Бога, словно куполом/шатром/скинией).

Измерение «города» показывает, что с каждого соправителя Христа как бы «сняты мерки» и оказывается, что «город» в пространстве имеет форму огромного куба (с гранями, равными 2 200 км. каждая или 12 000 стадий), что нереально для буквального нового города Иерусалима, восстановить который мечтают иудейские раввины: его площадь в 14 раз превышает территорию совр. Израиля; в высоту он выступал бы в открытый космос на 560 км, а вся площадь святого города была бы равна 5 760 000 квадратным км. Раввины мечтают, что восстановленный город будет до самого Дамаска и займет всю Палестину. Но город с такой площадью, как у Иоанна, тянулся бы от Лондона до Нью-Йорка (из размышлений Баркли)

Итак, что показывают «мерки» соправителей Христа?

В античном мире кубическая форма считалась символом совершенства

Так же считали иудеи (Святое-Святых в храме Соломона, жертвенник всесожжения, жертвенник курения и наперсник первосвященника были выполнены в форме куба, 3 Цар. 6: 20; Исх. 27:1; 30:2; 28:16).

Пророк Иезекииль также описывает новый Иерусалим и новый храм в виде куба (Иез. 41:21; 43:16; 45:2; 48:20).

Т.о., во-первых, "мерки" соправителей Христа соответствуют "размерам" их совершенства. А во-вторых, сама по себе строго упорядоченная структура "города" показывает, что общество небесных правителей будет иметь некую организационную структуру (в небесной обители Бога невозможно себе представить анархию).
Все верховные небесные помощники Бога будут организованы в структуре своей по типу любого столичного "города" с распределением между ними прав, обязанностей и ответственности за определённые участки в жизнедеятельности народа Бога:
Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно (между собой и с Богом, Пс.121:3)

21:17 И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.
Стена города - с одной стороны, не что иное, как защитная «оболочка» соправителей: духовность небесного правительства вечности будет защищена «бронёй» веры, подобной представляемая крепостью их веры и непорочностью. (см.21:12)

С другой, она имеет высоту всего 144 локтя (примерно 70 м.) По сравнению с высотой городского пространства 12 000 стадий или 2 200 км) - стена города совсем мизерная: примерно в 30 000 раз меньше высоты городского пространства.

Если, к примеру, макет двора города равен кубу размером с 10ти этажный дом (350 м.), то заборчик возле этого двора будет высотой 12 мм. Практически его нет.

О чём это говорит? О том, что соправители Христа не будут отгораживаться высоким забором от жителей Земли: все они будут легкодоступны, как и сам Бог –светило и основа города.
В новом земном миропорядке мера человеческая будет равна мере ангелов, то есть, требования Бога к ангелам и людям в мире Бога - одинаковая.

Ну и о цифрах: если рассмотреть эти цифры, то можно увидеть соотношение 144000 соправителей, отобранных из 12 духовных колен "Израилевых" - по 12 000 от каждого колена (Откр.7:3-8) .

21:18 Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
Описание этих материалов кажется странными: стена, допустим, может иметь состав драгоценного камня, но сам город в буквальном смысле не может быть золотом, похожим на прозрачное стекло.

Но если учесть, что речь идёт о символическом описании организации соправителей Христа, то все они в глазах Бога - золото, очищенное огнём испытаний (Мал.3:3), а сердца их прозрачны и чисты, словно стекло, нет в них ни капли примеси помутнений.

(см.Откр.15:2 о тех, кто стоит на стеклянном море, смешанном с огнём).

21:19, 20 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,
20 пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист .

Двенадцать оснований города украшены двенадцатью драгоценными камнями, такими же, как и на нагруднике первосвященника. То есть, город, спускающийся с небес на землю, будет носить священнический характер: его основаниями (основой организации небесных священников) будет являться функция священников, не только служащих непосредственно пред Богом, но и наставляющих народ Бога в законе Его в качестве верных вестников Его (Мал.2:7)

Красота драгоценных камней в основании города лишь подчёркивает ослепительное великолепие небесного правительства Бога, созданного им для вечного земного миропорядка. Ведь в основании стены города - 12 имён апостолов (21:14), то есть - фундаментом церкви первенцев (соправителей Христа) являются апостолы, и каждый из них - как как драгоценный камень в глазах Бога, имеющий свою индивидуальную славу сокровища. Хотя эти духовные "камни" в основании небесного правительства разные - все они одинаково драгоценны в глазах Бога.

21:21 А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло.
Из Откр.21:12 помним, что на 12ти воротах написаны имена 12ти колен Израилевых, и каждое из них - жемчужина в воротах города.
Здесь – три ассоциации:
1) все соправители Христа (его невеста) собирались из всех колен Божьего народа Нового Завета (Откр. 7: 4).
2) каждый, кто был отобран в качестве невесты Христовой для небесного города, словно купец из притчи Иисуса о жемчужине – ради обладания жемчужиной (Царством Бога) оставил в этом мире всё, что имел (Мф. 13,45-46).
3) в этот город могут попасть и духовные "колена Израиля" Божьего: народ Иеговы, собранный в тысячелетии Христа из всех колен и народов, в том числе - и те из Израиля по плоти, кто смог принять Христа в Миллениуме.

Улицы города - чистое золото, как прозрачное стекло – повторение мысли из Откр. 21:18: все соправители Христа в глазах Бога - это золото, очищенное огнём испытаний (Мал.3:3), а сердца их прозрачны и чисты, словно стекло, нет в них ни капли примеси помутнений. По этим "улицам" если ходить - не заблудишься, все деяния соправителей Христа сиянием золота и прозрачно для взора, ничего здесь не утаивается и для своей корысти не припрятывается, каждый открыт взору судящих о них, но, каждый из них, подобно Самуилу, имеет дерзновение заявить о своей непорочности открыто без утайки (1Цар.12:3). Эти "улицы" никогда не будут наполнены убитыми пророками из-за несправедливого суда (Иез.11:6; Мтф.23:35; Откр.11:8): суд здесь всегда будет справедливый, и служащим Богу небесные правители будут приносить только пользу.

21:22 Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец.
Для невесты/жены Христовой (города) не нужен храм ни в качестве места присутствия Бога, ни в качестве устройства для поклонения Ему: соправители Христа живут вместе с Богом, они находятся непосредственно в самом месте и центре всеобъемлющего присутствия Бога и Его первосвященника Иисуса Христа - на небесах, в истинном Святом-Святых.
Находясь здесь, они и так ежедневно пребывают с Ним и Христом Его в максимально тесной связи, духовном общении и единении. Зачем же им ещё дополнительное место, куда надо было бы ходить в поисках присутствия Бога?

Напомним: для святых жителей Земли храм как место поклонения и общения с Богом - будет, и храмом для них станет земная часть небесного Иерусалима, которая в виде купола образно " спустится" на Землю с небес (с места присутствия Бога в Святом-Святых) и "покроет" стан святых жителей всей Земли (по Иезекиилю - на неком «священном участке», которым станет планета) - словно огромным шатром (скинией, см. Откр.21:10,3 )
То есть, о святых жителях земли и можно будет сказать, что все они поклоняются Богу в храме /скинии, чем будет вся Земля - со Святым-Святых на небесах, пребывая в общении с Ним и небесными священниками - всю вечность (Откр. 21:3;7:15 ). А о жителях небес сказано, что для них храмом является сам Бог и Христос Его.

21:23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец.
Город (жена Христа) во всякое время освещается светом Творца. То есть, небесные священники и соправители Христа всегда будут находиться во свете духовных истин Бога, потому вовеки и не столкнутся с духовной тьмой (не нуждаются не только в дневном, но и в ночном «светиле»).
А Иисус Христос будет служить им в качестве духовного ориентира, направляющего деятельность небесных правителей над Землёй во всей вечности.

21:24 Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.
Те, кто из жителей Миллениума на Земле достиг спасения (то есть, кто не умер смертью второй, кто достиг святости к концу тысячи лет и получил право войти в день вечный после Миллениума) - будут во всей вечности жить под руководством Нового Иерусалима (ходить во свете вечного небесного правительства во главе с Иеговой и Христом Его).

О народах, достигших спасения и потому шагнувших в день вечный - Иоанн также говорил ранее как о группе великого множества людей в белой одежде праведности святых Всевышнего, искупленных Христом и стоящих пред престолом Бога в таком несметном количестве, что никто не мог сосчитать его (Откр.7:9 )

цари земные о каких земных царях, прославляющих жену Христа (Новый Иерусалим) - может идти здесь речь?
Не о самой жене, по крайней мере: соправители Христа не могут сами себе принести свою славу и честь. О ком тогда речь?
Как помним из Псал.44:10-17 во время тысячелетнего правления кого-то из жителей Миллениума Иисус Христос назначит князьями по всей земле. Значит, общество святых жителей Земли будет организовано во всей вечности: на райской Земле за период Миллениума сформируется множество народа, упорядоченно «разбитого» по родам и семействам (см. Откр.20:3,7 о народах, ἔΘνος)

В итоге там будет жить много разных семейств (племён, родов, народов), жизнедеятельность которых нужно будет направлять в соответствии с дальнейшими замыслами Бога. Этим и будут заниматься «князья» или «цари земные», обученные небесным правительством.
(о том, что общество Земли после тысячи лет будет состоять из малых и великих - управителей и домоправителей (великих) , помогающих народу Земли (малым) - говорит и текст из Откр.20:12)

Своей мудрой и справедливой деятельностью эти цари земные прославят «Новый Иерусалим» (принесут в него славу и честь свою): они не станут присваивать себе славу мудрого правления, но признают, что единое мировое небесное правительство, «устроенное» Иеговой над всей планетой - самое лучшее и единственно возможное для формирования счастливого общества Земли во всей вечности.

21:25 Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.
В древнем Иерусалиме ворота запирались на ночь, на время тьмы и сна - в целях безопасности, чтобы никто не смог причинить вред его жителям и посетителям, пока все спят (пока не в состоянии здраво мыслить и защитить город от опасности).
Новый Иерусалим в этом смысле будет совершенно безопасен: во-первых, там никто никогда не погрузится в состояние «сна» или духовной «тьмы» (ночи там не будет ). Небесные правители всегда будут бодрствовать над устроением благодатной жизни для людей райской земли.

Во-вторых, ничто не будет угрожать "новому Иерусалиму" извне: соправителям Христа во всей вечности не придётся опасаться, что какое-то зло однажды «захватит» их и причинит им вред.
В-третьих, вход в «Новый Иерусалим» будет свободный: каждый житель земли в любое время сможет обратиться к всегда доступному небесному правительству - за помощью или по любому другому вопросу. В Откр.22:4 это отражено словами смогут "войти в город воротами" , то есть, -на законном основании, по праву победителей греха (через ворота войдут, не перелезут, как воры, Ин.10:1, 9,10).

О вратах небесного Иерусалима
: как помним, Иаков видел сон о вратах небесных, по котором сходили с небес и восходили на небеса ангелы Бога, и откуда Бог говорил с Иаковом (Быт.28:12-17). О возможности видеть ангелов сходящих и восходящих на небеса говорил также и Иисус Христос своим ученикам (Ин.1:51).
Как знать, возможно организация общения народа Земли с небесными правителями через "врата Иерусалима" будет выглядеть именно так: на Земле будут установлены некие особые места - "небесные врата" для возможности свободного общения людей с небожителями. Но это, конечно, лишь предположения. Смысл "врат" - в возможности святого общества Земли "попасть на приём" к Всевышнему и Его правительственным помощникам - Иисусу Христу и его соправителям.

У пророков тоже есть картина восхождения народа на гору Сион, чтобы Бог научил их Своим путям (Ис. 2:2-4) И есть сообщение о том, что однажды все народы Земли будут собраны в Иерусалим и назовут его престолом Господа и не будут более поступать по упорству злого сердца своего (Иер. 3:17).
Эти пророчества не исполнились в этом веке. Они исполнятся после тысячелетия Христова в условиях правления «Нового Иерусалима».

21:26 И принесут в него славу и честь народов.
В этот же город все народы Земли принесут свою славу и честь (некоторые переводы говорят о дарах):
счастливое человеческое общество земли также не станет присваивать себе славу счастья и благословенной жизни на земле, но всегда будет осознавать, что благословением вечной и счастливой жизни на земле - все они обязаны правлению «Нового Иерусалима» над землёй (единому мировому небесному правительству над землёй). И эту свою сердечную благодарность они не устанут выражать «Новому Иерусалиму» -вовеки веков.

21:27 И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
В этот «город» (к небесным правителям) смогут входить все, кто записан в книге жизни Иисуса Христа (только святые жители Земли смогут общаться с небесными правителями).
В его книгу жизни, как помним из Откр.13:8, в первую очередь и ещё в этом веке были записаны первая группа святых Всевышнего: первые победители власти греха над собой (соправители Христа).
Главная мысль записей Агнца в том, что внесённые в его книгу жизни первые победители - сразу по воскресении своём получили доступ к древу жизни и потому - жизнь вечную (Откр.2:7; 20:4,6).

Все остальные жители века сего, кого Бог пожелал видеть в Миллениуме - смогли стать победителями власти греха над собой к концу тысячелетия:
как помним, кто-то из них за грехи умирал по ходу тысячелетия (Ис.65:20), а кто-то поддался соблазну дьявола после тысячелетия (Откр.20:7-10).
Все, кто остался на земле после последнего испытания дьяволом - своей верностью Богу показали, что и они стали станом святых Божиих, только во вторую очередь .
Значит, и они теперь удостоились права быть вписанными в книгу жизни Агнца, в книгу вечно живущих святых духовных детей Божиих.

Р. Новое небо и новая земля (21:1 - 22:6)

1. СОТВОРЕНИЕ НОВОГО НЕБА И НОВОЙ ЗЕМЛИ (21:1)

Откр. 21:1 . В первых стихах 21 главы описывается сотворение нового неба и новой земли; хронологически оно последует за Тысячелетним царством, о котором говорится в 20 главе. 21 глава начинается знакомыми словами: "И увидел я", которые повторяются во 2 стих (сравните с "я не видел" в стихе 22). Итак, увиденное Иоанном было новым небом и новой землей. Подтверждение тому, что они были совершенно новыми, а не обновленными, находим во 2-ой части стих 1: ибо прежнее небо и прежняя земля миновали (также толкование на 20:11).

На удивление мало, однако, сказано об этих вновь сотворенных небе и земле, но в связи с ними сообщено нечто важное: и моря уже ист Следовательно, в отличие от нынешней земли, большая часть которой покрыта водою, на новой земле больших водоемов не будет. Библия не говорит ничего конкретного о новом небе.

Представляется, что под "новым небом" понимается здесь не место обитания Бога, а некий атмосферный слой, окружающий новую землю. Об особенностях новой земли тоже не сообщается никаких подробностей: ни о рельефе ее, ни о растительности. Думается, однако, что это место обитания спасенных тоже будет иметь форму шара. Кое-какие данные относительно новой земли можно почерпнуть в ряде других мест Священного Писания, например, в Ис. 65:17; 66:22; 2-Пет. 3:10-13.

Поскольку в некоторых из этих мест; говорится также и о Тысячелетнем царстве, богословы нередко ошибочно отождествляют с ним вечность. Однако для Библии вообще характерен принцип "сближения" событий, отдаленных друг от друга во времени. Так, например, пророк Исаия (Ис. 61:1-2; Лук. 4:17-19) одновременно говорит и о первом и о втором пришествии Христа, а Даниил (Дан. 12:2) "совмещает" воскресение праведных и неправедных, хотя из Откр. 20:5 следует, что эти события будут разделены промежутком в тысячу лет.

Порой мы сталкиваемся в Священном Писании и с хронологическими "перестановками", к примеру, в книге Исаии (65:17-25), где сначала говорится о новом небе и новой земле (стихи 17-19), а затем явно - о Тысячелетнем царстве (стихи 20-25). "Сближаются" и события последнего времени; так, Петр (2-Пет. 3:10-13) в четырех стихах говорит "одновременно" о начале и о конце дня Господня. И хотя мнения исследователей расходятся по этому пункту, непреложен принцип объяснения "темных" мест с помощью мест очевидных.

Пользуясь этим принципом, приходишь к выводу, что за вторым пришествием Христа последует Его тысячелетнее царствование на земле, которое, в свою очередь, будет предшествовать сотворению нового неба и новой земли - места вечного обитания святых. Нам не известны ее географические координаты, и известно, что моряна новой земле не будет, однако, и этого достаточно, чтобы предположить несходство ее с нынешней землей. Между прочим, в связи с Тысячелетним царством о море упоминается неоднократно (Пс. 71:8; Ис. 11:9,11; Иез. 47:8-20; 48:28; Зах. 9:10; 14:8). Итак, не следует отождествлять друг с другом Тысячелетнее царство и новые землю и небо.

2. ОПИСАНИЕ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА (21:2-8)

Откр. 21:2 . Внимание Иоанна было затем привлечено к некоему замечательному явлению; он пишет: И я, Иоанн, увядал святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Новый Иерусалим назван "святым городом" - в противоположность земному Иерусалиму (который духовно был приравнен Содому; Откр. 11:8).

Ранее, в 3:12, Иисус Христос говорит о Небесном Иерусалиме как о "граде Бога Моего, новом Иерусалиме, нисходящем с неба от Бога Моего". Тот факт, что новый Иерусалим сойдет на землю с неба, и что о сотворении его ничего не говорится, порождает вопрос о существовании его в период Тысячелетнего царства (дальнейший разбор этого вопроса в толковании на Откр. 21:9).

Многие богословы считают, что слова Христа, записанные в Иоан. 14:2 "Я иду приготовить место для вас" - относятся к небесному Иерусалиму. Высказывается предположение, что существование его в период Тысячелетнего царства может быть где-то в небесах - как места обитания воскресших и взятых с земли святых, в чьи задачи будут входить постоянные контакты с землей, поскольку им предстоит стать соучастниками в управлении ею. Дуайт Пентекост ссылается в этой связи на мнение ряда богословов, предполагающих, что новый Иерусалим явится своего рода городом-спутником земли в Тысячелетнее царство Христа. Во всяком случае, на землю он в то время не опустится, ибо на ней будет оставаться прежний Иерусалим и восстановленный на его территории земной храм (Иез. 40-48).

По прошествии тысячи лет новый Иерусалим, вероятно, будет удален от земли, обреченной на уничтожение, а затем, по сотворении новой земли, опустится на нее. Хотя большинство комментаторов Библии отвергают эту гипотезу, и она действительно может рассматриваться лишь как чистейшее предположение, именно с ее помощью может быть решена проблема общения между воскресшими и взятыми с земли святыми, с одной стороны, и теми, кто будут жить в обычных своих телах в земном Тысячелетнем царстве. "Рассуждая по-человечески", ни с какой другой позиции решить этот вопрос не представляется возможным.

В 21 главе новый Иерусалим описывается таким, каким он будет в вечности; о нем сказано, что он - "как невеста, украшенная для мужа своего". На том основании, что в Писании как о "невесте" говорится о Церкви (2-Кор. 11:2), некоторые богословы пытались отождествлять жителей нового Иерусалима со святыми "века Церкви", исключая из этого контингента святых других времен. Однако "брачная аллегория" довольно типична для Священного Писания и употребляется для выражения не только взаимоотношений Христа с Церковью, но и Иеговы с Израилем.

Несмотря на сравнение города с красиво одетой невестой, речь тут идет именно о городе, а не о какой-то личности или о группе личностей.

Откр. 21:3-4 . Вслед за этим первым откровением о Новом Иерусалиме Иоанн опять слышит громкий голос с неба. 20 раз упоминается о "громком голосе" в Откровении (начиная с 5:2) и в последний раз - здесь. Последнее небесное откровение звучало так: Се скиния Бога с человеками (по другим переводам - "и вот, совместное обитание Бога с человеками"), в Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. В вечности святые будут наслаждаться особой близостью с Богом, которая невозможна в мире греха и смерти. При новом порядке вещей горе и болезни перестанут быть уделом людей: И отрет Бог всякую слезу с очей их, - пишет Иоанн, - и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло.

Некоторые задаются вопросом, а не существуют ли "плач и болезни" в какой-то форме и на небе; может быть, навечно они исчезнут лишь с установлением нового порядка вещей во вселенной? Правильнее, думается, понимать эти стихи в том смысле, что небесному Иерусалиму не свойственно ничего из того, что присуще земле.

Откр. 21:5-6 . Исполненный драматизма поворот к новой системе всего сущего выражен в словах: Се, творю все новое. Слова эти, которые истинны и верны, Иоанн получает распоряжение записать.

Совершающий это радикальное и благое изменение во вселенной - Христос, Который говорит о Себе: Я есмь Алфа и Омега, начало и конец (сравните 1:8; 22:13). Жаждущему дам даром от источника воды живой - обещает Он. Очевидно, что не физическая жажда подразумевается тут, но жажда духовных благословений.

Откр. 21:7-8 . Побеждающий наследует все, продолжает Христос, - и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Тут подчеркивается особая близость взаимоотношений, которые будут связывать в вечности святых и Бога.

Но пораженные грехами безбожного мира не попадут в новый Иерусалим; они будут брошены в озеро, "горящее огнем и серою". Это смерть вторая, - подчеркивает Христос.

В стихе 8 перечисляются конкретные злые деяния грешников, но следует уяснить себе, что не спасение по добрым делам утверждается здесь; дела скорее выступают тут как показатель "спасенности" или "неспасенности". Очевидно, на небо попадут многие, кто до своего обращения были повинны и в грехах, перечисленных тут, но - в какой-то момент уверовали во Христа как в своего Спасителя, и это решило их судьбу.

3. НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ - НЕВЕСТА (21:9-11)

Откр. 21:9-11 . И пришел ко мне один из семи Ангелов, - читаем свидетельство Иоанна, - у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, а покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

У комментаторов возникает вопрос, не начинается, ли со стихом 9 некое новое откровение, касающееся небесного Иерусалима? Некоторые склонны видеть в этих стихах повторение, описывающее новый Иерусалим, как бы "зависший" над землей в период Тысячелетнего царства Христа. Более предпочтительной кажется иная точка зрения: здесь продолжается описание нового Иерусалима, каким он будет в вечности. Конечно, и в том и в другом случаях это, по-видимому, будет тот же самый город, но ряд моментов говорит в пользу того, что тут он скорее представлен был апостолу в вечном своем состоянии.

Судя по английскому переводу, не "светило его", а сам город уподобляет Иоанн гигантскому драгоценнейшему камню, который он называет ясписом кристалловидным. Так выражает апостол общее свое впечатление о невероятной красоте города, пытаясь подставить увиденное в образах, доступных пониманию его читателей. Очевидно, однако, что содержание этого откровения далеко выходит за пределы всякого человеческого опыта.

Камень "яспис" известен в наше время как непрозрачный полудрагоценный камень (4:3) нескольких расцветок. Представляется, что Иоанн обратился к этому сравнению, подразумевая не конкретные "достоинства" яшмы или "ясписа", а общую красоту этого камня. Если бы апостол жил в наше время, он, возможно, сравнил бы небесный город с прекрасным бриллиантом, но в первом веке обработанных алмазов в качестве драгоценностей еще не знали.

Как и в прежних сопоставлениях нового Иерусалима с "невестой", здесь опять-таки имеется в виду город, а не лицо и не группа людей. Это следует из дальнейших стихов.

4. НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ - ЭТО ГОРОД (21:12-27)

Откр. 21:12-13 . Апостол Иоанн увидел огромный город, расположенный "по квадрату" (стих 16) и окруженный большой и высокой стеной. Двенадцать ворот города несли на себе имена двенадцати колен сынов Израилевых. Все в этом городе "подчинялось" числу 12:12 ворот и 12 Ангелов на них (стих 12); 12 колен Израилевых (стих 12); 12 оснований стены (стих 14); 12 апостолов (стих 14); 12 жемчужин (стих 21); дерево жизни, плодоносящее 12 раз в году (22:2); стена толщиной 144 "локтя" (около 65 метров), т. е. 12x12 (21:17). Равные друг другу широта, высота и длина стен составляли 12 000 стадий (более 2 км.) - стих 16. Каждая из стен - северная, южная, восточная и западная - имели по трое ворот (всего 12), которые охранялись упомянутыми 12 Ангелами (стих 12).

Все это, конечно, отличается от "обстановки" земного Иерусалима, каким он будет в Тысячелетнее царство Христа. Но если имена на воротах небесного Иерусалима все-таки будут соответствовать таковым на воротах "тысячелетнего города", как даны они в книге пророка Иезекииля (48:31-34), то на северной стороне, с востока на запад, будут ворота Левия, Иуды и Рувима.

На западной стороне, с севера на юг, - ворота Неффалима, Асира и Гада. На южной стороне, с запада на восток, - Симеона, Иссахара и Завулона. И на восточной стороне, с севера на юг, - ворота Иосифа, Вениамина и Дана. Отметим, что это, в отличие от указанного в Откр. 7:5-8, где Дан опущен, а Иосиф и Манассия - "включены" (у Иезекииля упомянут Дан, а Манассия опущен).

Откр. 21:14-16 . Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов. Поскольку апостолы - это часть тела Христова, Церкви Его, имена их написаны на "основаниях" вечного города. Таким образом, и Церковь и Израиль будут в этом городе "представлены"; первая - именами 12 апостолов на 12 основаниях его, а последний - именами 12 колен Израилевых на 12 воротах города. Этим как бы подчеркивается различие между Израилем и Церковью, которое сохранится и в вечности.

Ангел, говоривший с Иоанном, измерил город золотой тростью (мерилом) длиною, как полагают, около 3 метров. Город, как мы знаем, имел в длину и в ширину по 12 тысяч стадий или более 2 км. Поразительно, что и высота его была такой же!

Одни комментаторы полагают, что город, увиденный апостолом, имел форму куба, другие - что форму пирамиды. Последних больше.

Откр. 21:17-18 . Громадный этот город был окружен стеной, толщина которой составляла 144 локтя или около 65 метров. Апостол уточняет, что Ангел, хоть и производил замеры золотой тростью неземного происхождения, переводил их на язык человеческих мер.

Иоанн говорит, что стена была построена из ясписа, а сам город - из чистого золота, частого, как стекло. Тут он, очевидно, прибегает к "языку внешнего впечатления", ибо и "яспис" и "золото", о которых он упоминает, едва ли соответствовали таковым в том виде, в каком они известны нам.

Откр. 21:19-21 . Основание стены (с написанными на них именами 12 апостолов) были украшены 12 видами разноцветных драгоценных камней. Цвет вешка не указан. Сапфир - голубого цвета; халкидон (или халцедон) - камень чаще голубого цвета с прожилками других цветов; смарагд (или изумруд) имеет ярко-зеленую окраску; сардоникс - красного и белого цветов; сардолик - обычно глубокого красного цвета, хотя порой бывает янтарной или "медовой" окраски.

Хризолиф (хризолит) имеет окраску золотистую; в наши дни чаще встречается бледно-зеленый хризолит. Вирилл (берил) - цвета морской волны. Топаз - прозрачного желто-зеленого цвета. Хрисопрас - тоже зеленого. Гиацинт - фиолетовый. Аметист - пурпурового цвета. Все вместе эти камни образовывали изумительную многоцветную гамму.

Каждые из ворот как бы были сделаны из одной огромной жемчужины, а улица города была чистое золото, как прозрачное стекло (сравните 21:18).

Красота небесного Иерусалима может, конечно, иметь символическое значение, но ключа к разгадке этой символики нам не дано. Поскольку есть все основания полагать, что в городе этом будут жить святые, лучше всего понимать это место Писания буквально, т. е. рассматривать Иерусалим, явленный Иоанну, как будущее место вечного обитания святых и ангелов.

Откр. 21:22-27 . Храма же я не видел в нем, - возвещает Иоанн, - ибо Господь Бог Вседержитель и Агнец (Сын Божий) образуют храм его. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, - продолжает апостол, - ибо слава Божия осветила его, в светильник его - Агнец.

Из слов Иоанна в стихе 24 и 26 о том, что в увиденном им городе будут обитать народы, т. е. "язычники", и это, как мы знаем, наряду с Израилем и Церковью, следует, что небесный Иерусалим будет "местом жительства" святых всех времен, ангелов и Самого Бога. При описании этого неземного города в послании к евреям (12:22-24) все они и перечисляются; под "духами праведников, достигших совершенства", там подразумеваются все святые вообще.

Иоанну стало известно, что ворота города не будут запираться днем, и что по причине постоянного сияния в нем Божией славы ночи там не будет. И принесут в него славу в честь народов, - сообщает он. - И ничему нечистому, лживому и мерзкому не будет туда доступа (сравните 21:8; 22:15), а только тем, которые написаны у Агнца в книге жизни.

Интересно отметить, что из шести упоминаний о "книге жизни" в Откровении только здесь о ней говорится как о "книге Агнца" (сравните 3:5; 13:8; 17:8; 20:12,15).

Хотя описание Иоанном небесного города и не дает ответа на все возникающие в связи с этим вопросы относительно вечности, открытое этому "любимому ученику Господа" свидетельствует: тех, кто доверятся живому Богу, ожидает прекрасное и светлое будущее.

Видение нового неба и новой земли как блаженного общения Бога с людьми (1–4) праведными, а не грешными (5–8); созерцание Иоанном нового святого города Иерусалима (9–10), описание его ворот, стен и улицы (11–21); условия жизни в нем спасенных народов (22–27).

Откр.21:1. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

Откр.21:2. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

Иоанн не описывает с положительной стороны ни нового неба, ни новой земли: все это описание заменяет лишь одно слово «новое». Будущие небо и земля должны быть противоположностью прежним, погибшим. «Как будет происходить самое изменение вселенной, сие должно быть изъято из предметов нашего любопытства», говорит св. Григорий Нисский. «В мировом пожаре, пишет блаж. Августин, уничтожатся совершенно от огня те свойства тленных стихий, которые соответствовали нашим тленным телам, и мир, обновившись к лучшему, получит полное приспособление к людям, обновившимся к лучшему и во плоти». Усиливая выражение об изменении прежнего мира, Иоанн добавляет, что моря уже нет. Прежнего моря не будет, ибо не будет в нем никакой нужды, но будет ли новое море и какое, об этом Апокалипсис совершенно умалчивает. Иоанн созерцает новый город, святой Иерусалим, сходящий с неба от Бога, как особое нарочитое создание Бож. благодати для обновленного человечества, как место общения с Богом.

Голос, исходивший от Бож. трона, от кого-либо из существ, окружавших трон, называет город скиниею Божиею, в чем заключается указание на самое тесное общение между Богом и людьми, при котором и Бог, и люди живут как бы в одном и том же месте при нераздельном единстве интересов. Тогда наступит полное блаженство, когда не будет никакой причины к слезам и горю, ибо в новой жизни не будет совсем греха.

Откр.21:4. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

Откр.21:5. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

Истина о творении всего нового столь важна, что Иоанну повелевается записать ее для утешения всего страждущего на земле человечества.

Откр.21:6. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

Слово совершилось означает то, что произошло все так, как это было угодно Господу Богу, Который есть Альфа и Омега, начало и конец (Откр.1:8), источник и цель всей жизни. Новому человечеству при этом обещается полная возможность удовлетворения духовной жажды, стремления к полноте бытия в единении с Богом («источник воды живой»). И это будет милостью Божиею («даром»), даром Его Бож. любви.

Откр.21:7. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

Откр.21:8. Боязливых жен и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

Сказав в утешение праведникам, Господь грозит грешникам страшными мучениями огненной геенны, причем перечисление грехов, за которые нечестивые лишаются блаженства, идет от более общего к частному. Участь всех грешников – вторая смерть, т. е. окончательное осуждение после последнего суда на вечные мучения. О месте мучения грешников и о свойстве огня их вечных мучений Иоанн совершенно умалчивает: нужно довольствоваться тем, что есть открытого.

Откр.21:9. И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.

Откр.21:10. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

Откр.21:11. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.

Откр.21:12. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:

Откр.21:13. с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.

Откр.21:14. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

Откр.21:15. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.

Откр.21:16. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.

Откр.21:17. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.

Откр.21:18. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.

Откр.21:19. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями; основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,

Откр.21:20. пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.

Откр.21:21. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло.

Откр.21:22. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец.

Откр.21:23. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец.

Употребление двойного названия «жена» и «невеста», по-видимому, несовместимого, указывается на характер высшей духовности того союза, который будет соединять Господа Бога и прославленное блаженное общество святых. – Замечание 10 ст., что вознесение совершилось в духе, дает понять, что во внешнем положении тайнозрителя не прошло никакой перемены. Хотя ему было обещано показать невесту, но показывается Иерусалим не почему другому, а именно потому, что в этом городе живет невеста: по городу можно и нужно судить о его обитателях. Самая первая черта города есть слава Божья, светило для него особое, самосветящееся. Это Сам Господь Бог. Город изображается вполне благоустроенным: с высокими стенами и многочисленными воротами, вместо обыкновенных защитников, с Ангелами. Имена 12 колен суть имена колен духовного Израиля, избранного народа Божия, образовавшегося из всех народов; а имена апостолов означают то, что апостолы Иисуса Христа, если их проповедь послужила основанием для совершенства духовного Израиля.

Для большей наглядности и очевидности обширности нового Иерусалима тайнозрителем сообщается в тысячах стадий занимаемое им пространство. Орудием измерения служит трость, которую имел в своей руке говоривший с Иоанном Ангел. Форма города – четыреугольный квадрат – есть указание на совершенство, устойчивость и постоянство. По обширности города мы должны судить о многочисленности его обитателей, а по планосоразмерности его устройства – о правильности, спокойствии и упорядоченности их жизни. От измерения города с 18 ст. Иоанн переходит к материалу, из которого построен город, и к изображению его необыкновенного великолепия. Так как новый Иерусалим будет действительно новым местом действительного присутствия Божия, то для него не будет нужды и в особенном храме. Прославленные праведники будут в таком тесном общении и единении с Богом, что о них можно будет сказать, что они всегда пребывают в Боге и Агнце, Иисусе Христе. Светить для Иерусалима будет не творный свет, но свет Бож. славы – Сам Бог, Который и есть Свет и Податель света.

Откр.21:24. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.

Откр.21:25. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.

Откр.21:26. И принесут в него славу и честь народов.

После подробного описания города Апокалипсис бросает взгляд и на его обитателей, которыми будут спасенные народы. Это все прославленные будущего блаженного царства, составившиеся из верующих всей вселенной, но не потерявшие своих отличительных народных особенностей. Каждый человек, вступая в город, вступая в общение с Господом и прославленными праведниками, будет при этом отказываться от всего того, что прежде составляло предмет его славы и гордости. Все преданные лжи и мерзости не войдут в город, хотя ворота его и открыты постоянно, ибо не могут войти, ибо их нет на новой земле, они в своем месте, где их пребывание вечно и постоянно.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter