Бунтующее сердце образ базарова сочинение. Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова Так ли нигилистические взгляды правильны


В знаменитом романе выдающегося писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети» раскрывается проблема взаимопонимания поколений, тема разрыва связи между «отцами» и «детьми». Это происходит из-за различий мировоззрений людей разных возрастов. Как обычно бывает, здесь молодое поколение отрицает общепринятые устои, скептически ко всему относится. Старшее же поколение отличается консервативными взглядами.

Хотя это не является какой-то отличительной чертой.

Евгений Базаров – главный герой произведения «Отцы и дети», человек нового времени – нигилист. Его личность и отношение автора к нему неоднозначны. Он не признаёт никакие авторитеты, не склоняется ни перед какими жизненными принципами и чужим мнением.

Базаров – персонаж, который не отставит равнодушным никого. Им можно восхищаться или ненавидеть, возносить или порицать. Он не боится показаться глупым, быть отвергнутым, не отступает при угрозе непонимания или осуждения, открыто выступает со своими мыслями, открывает людям свои взгляды на вещи. Евгений честный, целеустремлённый, он лидер по своей натуре, обладает острым умом и широким кругозором. Но он не является идеалом «нового человека», он лишь его прототип, обречённый на непонимание.

Базаров отрицал искусство, считая одного учёного полезнее нескольких поэтов. Отрицал также чувства, ставил на первое место разум и рациональность, однако впоследствии влюбился в Одинцову. Он считает, что цель его поколения – очистить место для нового, убрать аристократию. Природу воспринимает как «мастерскую», где человек должен ставить эксперименты. Герой считает себя сильным человеком, способным менять мир. Однако же самым большим испытанием для него стала любовь, которая заставила его пересмотреть свои взгляды на жизнь и на самого себя.

Но смерть Евгения Базарова как бы говорит о том, что у таких людей вряд ли есть будущее, Тургенев этим разрушает нигилистические взгляды героя, намекая на то, что с таким мировоззрением невозможно принести пользу другим, даже не получится быть счастливым самому. Автор не представляет дальнейшую жизнь подобных людей. Перед лицом смерти Базаров изменился, он понял, что смерть отрицать нельзя, как и некоторые другие вещи в жизни: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» Качества, продвигавшие его по жизни, теперь ничего не значат. И в конце своей жизни он проявил несвойственные ему качества: герой беспокоился не о себе, а об Одинцовой и о родителях.

Но после его гибели люди продолжили жить по-прежнему, однако не забывают о нём. Возможно, общество всё-таки нуждается в таких «базаровых», хоть и не очень то любит подобного рода людей. Но именно они способны идти наперекор всему и вносить изменения в жизнь окружающих.

Бунтующее сердце (образ Е. Базарова).

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и глав­ный его герой - разночинец-демократ Базаров явились, по определению самого автора, «выраже­нием новейшей современности».

Роман создавался во время подготовки и про­ведения крестьянской реформы, в условиях обо­стрения борьбы между двумя силами общества - либералами и революционными демократами. Столкновение этих двух сил и отразилось в романе Тургенева «Отцы и дети».

Все те проблемы, вокруг которых возникали разногласия между либералами и демократами (отношение к реформе, вопросы науки, искусства, философии, истории и другие), явились предме­том горячих споров в романе. Тургенев стремился показать не только борьбу основных направлений общественной мысли 60-х годов, но и характерные особенности ее выражения.

Главный герой романа - разночинец-демо­крат, выступающий принципиальным противни­ком всего дворянства, всех понятий дворянского общества, в особенности же либерального, роман­тического идеализма. Писателю казалось, что люди, отрицающие эти понятия, тем самым уж ничего не признают и заслуживают названия «ни­гилистов». Но такое представление о мировоззре­нии демократов не помешало Тургеневу очень об­стоятельно и вдумчиво осмыслить характер своего главного героя. Ему хотелось найти в нем нечто привлекательное, поэтому писатель подчеркивает трезвость, утилитарную направленность мышле­ния и своеобразный скептицизм Базарова - скеп­тицизм практического деятеля, доверяющего только своему делу.

Изображая Базарова, Тургенев слегка намека­ет на какие-то революционные возможности, та­ившиеся в людях его типа: «от копеечной свечки Москва сгорела», «нас не так мало, как вы думае­те». Но никаких намеков на активную деятель­ность самого героя в романе все же нет.

Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он уверен, что либералы-обличители «ни­куда не годятся», что аристократы - «дрянь», что реформа «едва ли пойдет нам впрок», что народ полон грубых суеверий, что русские мужи­ки склонны к пьянству. Не видя созидательной силы ни в правительстве, ни в дворянстве, он не видит ее и в народной, крестьянской среде. Сло­вом, у Базарова нет последовательной социально-политической теории, явно выраженных идеалов. Он стремится сокрушить твердыню дворянского идеализма с помощью утилитарного, материалис­тического миропонимания, поэтому и не признает никаких авторитетов, никаких принципов, при­нятых на веру. Он ни во что не верит, кроме прак­тического опыта и научного эксперимента, поэто­му он так спокоен, холоден, трезв, иногда даже циничен.

Материалистические взгляды Базарова выяв­ляются в романе очень четко. Его материализм - естественнонаучный, физиологический, экспери­ментальный, стремящийся по-своему объяснить даже то, что выходит далеко за пределы физиоло­гии. Но материализм Базарова не кабинетный, не академический. Он имеет очень активную общест­венную направленность: материалистические убеждения заставляют Базарова объявить себя за­клятым врагом всей дворянской культуры и по­борником культуры демократической. Именно здесь он выступает активным проповедником новой демократической идеологии, которая опи­рается на естественнонаучные знания. Смысл ее - идейное и моральное раскрепощение русского общества.

С едкой иронией Базаров разоблачает иллюзии дворянского общества. Он отрицает преклонение перед красотой природы и не хочет видеть в ней «храм», он не признает искусства как служения красоте и принижает гениальных художников Ра­фаэля, Пушкина. Над романтической любовью, обожествляющей женщину, он прямо глумится. Но в своем отрицании Базаров не скептик, не «ни­гилист». Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные знания и научный эксперимент. Природу он понимает как «мастер­скую», в которой человек - «работник».

Видя в разночинце-демократе представителя чуждого себе мира, Тургенев тем не менее показал в нем такую трезвость и убежденность мысли, прямоту чувств, собранность воли, которые дела­ли его необычайным явлением в изображаемой со­циальной среде.

Осуждая в романе утилитарные убеждения де­мократа и противопоставляя им романтико-идеалистические убеждения либералов, Тургенев все же не нашел среди них никого, кто мог бы уверен­но и успешно переспорить «нигилиста», одержать над ним верх в идейных столкновениях. В семье Кирсановых Базаров сразу находит своих поклон­ников и идейных противников. Но это не стойкие поклонники и слабые противники.

Старший из Кирсановых - по существу, не­удачник и приживал. Тургенев подчеркивает ко­мичность его аристократических замашек и пре­тензий. Но все же именно его писатель делает главным противником Базарова в ссорах, а затем и на дуэли.

Николай Кирсанов также не в силах серьезно противостоять Базарову. Он либеральный поме­щик, который завел на своей земле «ферму», хо­зяйство, основанное на вольном, наемном труде. Он требует агрономических улучшений, для этого учится и старается «стать в уровень с современны­ми требованиями». Однако на деле Николай Пет­рович оказывается человеком недалеким. Самое большее, что от него можно ждать: ферма не про­горела и стала бы приносить доход. А в остальном ему вполне довольно Пушкина, виолончели и Фенички.

Таковы «отцы» в дворянстве 60-х годов, но и «дети» ни в чем не сильнее их. Молодого дворяни­на Аркадия автор изобразил робким учеником во­инствующего разночинца-демократа, человеком столь же недалеким, как и его отец, способным променять свои передовые идеи на любовь к де­вушке и счастливое прозябание в кругу семьи. И к Аркадию Базаров относится снисходительно, иронически. Таким образом, среди дворян у Ба­зарова нет ни достойных противников, ни нас­тоящих единомышленников. Последние у него, несомненно, должны были быть среди разночинно-демократической молодежи. Автор, конечно, понимал такую возможность, но не счел нужным ее раскрыть в сюжете романа. Ему хотелось показать Базарова одиночкой. Ведь даже когда он при­езжает в провинциальный город, он не встречает людей своего уровня и круга. Здесь перед ним за­искивают люди, извращающие передовые идеи эпохи, стремящиеся прикрыть свою духовную пустоту новейшими понятиями, модными слова­ми. И Базаров с презрением отворачивается от них. Сопоставив Базарова с Ситниковым и Кукшиной, писатель оттенил этим всю значитель­ность его характера, всю серьезность его идейных запросов. Но последующим развитием сюжета Тургенев попытался доказать несостоятельность материалистических взглядов своего героя. Испытанием его характера и его убеждений стали отношения с Одинцовой, благодаря которым он дол­жен был на собственном опыте убедиться в том, что существуют романтические чувства и что они бывают очень глубоки и сильны.

Однако привести Базарова на любовное свида­ние могла героиня, не похожая на прежних геро­инь Тургенева, юных девушек с наивностью и не­посредственностью переживаний. Одинцову писа­тель изобразил как человека незаурядного, умно­го, пытливого и в то же время как женщину при­влекательную, красивую, с аристократическими манерами. Такая женщина оказалась способной увлечь «нигилиста», возбудить в его душе неведо­мые до этого чувства; Поэтому так мучителен и трагичен для него отказ Анны Сергеевны. Куль­минацией этой сюжетной линии является призна­ние Базарова в любви. Но здесь нет авторской иро­нии, так как для Тургенева любовь всегда была проявлением высших человеческих качеств, кри­терием его нравственности, чести, добродетели. Базаров не только страдает от любовной неудачи, не только теряет былой оптимизм и уверенность, но и по-новому мыслит, по-новому относится к жизни. Он говорит Аркадию, что человеческая личность представляется ему теперь чем-то ни­чтожным в бесконечном пространстве и времени. Базаров долго хандрит в доме родителей, затем легкомысленно любезничает с Феничкой и прини­мает вызов Павла Петровича на дуэль, нелепость которой сам хорошо понимает. Вскоре мрачный скептицизм, подавленность приводят к небреж­ности при вскрытии трупа, он получает заражение крови и умирает в расцвете сил, назвав себя перед смертью ненужным для России человеком.

Такой конец главного героя глубоко символичен. Писатель не связывает с людьми типа База­рова обновления России, однако как замечатель­ный художник предвосхищает появление людей, способных на великие дела и благородные поступ­ки. На дуэли нравственное превосходство Базаро­ва над Кирсановым проявляется еще отчетливее, чем в их спорах. А свою случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой стойкостью, на какую не были способны его идейные противники и которая превращает гибель героя в его апофеоз.

Базаров завирается - это, к сожалению, справедливо.
Он сплеча отрицает вещи, которые не знает или не
понимает; поэзия, по его мнению, ерунда; читать
Пушкина - потерянное время; заниматься музыкой смешно;
Наслаждаться природой - нелепо… Выкраивать других
людей на одну мерку с собою значит впадать в узкий
умственный деспотизм…
Д.И. Писарев

События в произведении Тургенева «Отцы и дети» разворачиваются на протяжении полутора лет: с 20 мая 1859 по зиму 1860 г. Согласно историческим сводкам в этот период отмечался кризис крепостной системы, характеризующийся борьбой между демократами и либералами. Тогда началось зарождение новых идеалов. Идеалов, которые находили отражение в новом типе человеческого характера. Представители «новых» людей считались людьми дела, а не слова. Разночинцы-демократы позиционировали себя как люди, которые в первую очередь действуют, а не размышляют об абстрактном. Они были воодушевлены целью преображения общественного уклада в лучшую сторону.

Как виделось новое общество с точки зрения нового «человека»? В первую очередь это отрицание. Отрицание всего, что нельзя объяснить с помощью науки, материализма и рационализма. Все эти черты выявлены Тургеневым и отражены в характере Евгения Базарова , который становится центральным персонажем в романе.

Евгений Базаров - это «Новый человек», который не задумывается о том, как он выглядит: «Длинный балахон с кистями», «Висячие бакенбарды песочного цвету». Труд и способность трудиться для Базарова важнее, чем внешний вид и общественное положение. Не зря мы видим привыкшие к физической деятельности красные руки, которые не знали перчаток.

Но каким перед нами предстает Евгений Васильевич Базаров? В первую очередь он нигилист, материалист, атеист. Он принимает и понимает только то, что было проверено на основании его собственного опыта. На веру, не доказанную никакими научными фактами, он ничего не принимает.

Базаров - медик, который активно увлекает естественными науками. Поэтому ежедневно он трудится.

«Базаров встал очень рано и отправился версты за две, за три, не гулять - от прогулок без цели терпеть не мог, - а собирать травы».

Евгения Базарова, сидящим без дела, увидеть очень трудно. Наверное, именно эта черта позволяет ему быть всегда там, где его помощь и знания нужны больше всего: в Марьино и в родительском поместье он без устали помогает больным. Кроме того, Базаров считает, что именно труд сделал из него стоящего человека. И только трудясь, можно добиться поставленной цели.

«Только своим трудом можно добиться цели», - считает Базаров.

Но нельзя сказать, что Енюша (так называла его мама) состоит сплошь из одного положительного качества: трудолюбия - нет. В нем есть много отрицательных черт. И они проявлены в большей части в эстетических и философских взглядах. Например, Базаров не признает романтику природы, ее красоту, гармонию, отрицает искусство, литературу, поэзию.

«Порядочный химик в 20-ть раз полезнее всякого поэта… Искусство наживать деньги, или нет больше геморроя.»

Базаров признает только биологию, химию и физику, как естественные науки, которые можно доказать делом. Именно поэтому Базаров - истинное проявление своего времени, времени действующих людей.

Сам герой осознает, что его жизненный путь не будет легким, что он будет наполнен лишениями и жертвами. Евгений это понимает, принимает и идет дальше своей дорогой, не изменяя убеждений.

Помимо всего прочего Базаров не признает такое чувство, как любовь. Он не видит в ней ничего высокого, великого. Для него любовь - физическое влечение и ничего больше. Для Базарова-нигилиста, отвергающего все, этого чувства просто не существует. Но по мере развития сюжета романа мы увидим, что Евгений начинает осознавать, что он ошибался.

Базаров говорит, что «изящная сторона жизни ему недоступна», но чуть позже он начинает меняться: он признается в любви Анне Сергеевне Одинцовой. Именно этот надломный момент дает нам понять, что нигилизм - это отнюдь не естественная среда Базарова. Он намного шире и глубже «отрицания всего».

Чувства к Анне Сергеевне возрождают в Базарове духовную силу. Любовь становится для него испытанием. Испытанием, которое продолжается на всем протяжении нового для героя чувства. Чувство преломляет понимание мира Базаровым. Он полюбил женщину, которую счел бы незаурядной. Но под влиянием любви он видит ее ум, кругозор, необыкновенное восприятие мира.

Он меняется и возвышается в наших глазах. Базаров, общаясь с Анной Сергеевной, делится с любимой своими взглядами на мир и мыслями. Но в ходе разговора Базаров понимает, что Анна не готова пойти дорогой лишений, которой идет он сам. Понимая это, Базаров объясняется с ней. И Одинцова понимает, что Базаров ради дела пожертвует даже любовью. Любовь не выбивает его из колеи, но почти ломает и уничтожает его теорию.

Сломленная теория надламывает и самого Евгения. Он становится менее внимательным от этого и погибает. Но если бы он не умер, скорее всего Базаров возвысился над своей «слабостью»: любовью. Порыв Евгения - не проявление нигилизма, а порыв человека, отступившего от всех своих принципов. Он руководствуется влечением, инстинктами. Но, не смотря на смертельный исход, схватку с Одинцовой Евгений Базаров выигрывает, уйдя от искушения остаться у нее.

Стоит отметить, что Евгений Васильевич чрезмерно резок и категоричен в производимых оценках и высказываниях. Такие проявления как красота, наслаждение понимаются им как не существующие.

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

А такие члены общества, как Кирсанов П.П., воспринимаются им, как ненужные. Эта позиция объясняется его пониманием необходимости труда, а такие люди, как Кирсанов, не способны трудиться, так как им не известна тяга к своему народу.

Однако, даже не соглашаясь с взглядами Евгения Базарова, можно отдать ему дань почести за то, насколько крепка его сила духа. Его твердость, непреклонность, умение смотреть правде в глаза даже перед неминуемой смертью восхищает. Даже сам И.С. Тургенев в письмах к М. Еремину отмечал, что, заканчивая работу над романом, вместо неприязни к своему герою он чувствовал не неприязнь, а восхищение. Но, несмотря ни на что, Базаров - воплощение своего времени. Эпохи, в которой были часты и даже модны споры между людьми нового и старого века. И то, что ему приходится отстаивать свое мнение при условии постоянного время пребывания в чуждом мире, преследует его нещадно, и, сломав единственный допустимый для себя барьер: отрицание любви - он погибает.

Гибель главного героя - это одна из характерных черт, которая приписывалась произведениям И.С. Тургенева той поры. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена во времени и пространстве. Духовные стремления Базарова минутны, но ярки и стремительны, как в зарождении, так и угасании. Нигилист Базаров перед самой смертью прочувствовал всю силу любви.

Евгений Базаров - главный герой романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Мы знакомимся с ним, когда он вместе с Аркадием Кирсановым приезжает к последнему домой. Чуть позже из рассказа Аркадия мы узнаём, что Базаров - нигилист, то есть человек, который не признаёт ни осмысленности жизни, ни нравственных ценностей, словом, не имеет ничего святого. Взгляды Базарова построены на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем». Он отвергает все авторитеты, а заодно и искусство; ставит в один ряд такие понятия как романтизм, художество, гниль, чепуха. Но, сказав, что он отрицает авторитеты, не значит, что он отрицает всё, нет, он выступает за конкретные прикладные науки. Таким мы видим Базарова в начале романа. В имении Кирсановых Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым, полной своей противоположностью. Прежде всего, дядя Аркадия - аристократ, тогда как Евгений - человек незнатного происхождения. Их принципы и мировоззрение тоже кардинально различаются. Из-за этого они с самого начала невзлюбили друг друга. Но автор заставляет Базарова испытать ту же горечь безответной любви, что и Павла Петровича, а в конце Базарова ждёт ранняя смерть. Павел Петрович, как уже говорилось, противоположность Базарова. На почве несхожести во взглядах у них часто затевались споры об искусстве, науке, английском аристократизме. Если Базаров унижал искусство, Павел Петрович его защищал; Базаров ненавидел употребление английских слов в разговоре, а Павел Петрович, наоборот, часто употреблял их. Столкновение дяди Аркадия и Базарова - это не только столкновение разных поколений, но и столкновение разных жизненных позиций. Но, несмотря на неприязнь Павла Петровича к Базарову, простые люди, например, крестьяне, всей душой тянутся к Евгению, ведь они видят в нем не барина, а своего. Он не относится к ним как к слугам; можно сказать, что общается на равных, но всё-таки в его речах иногда сквозит превосходство. Позже мы видим, как наш герой знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, аристократкой, которую он впоследствии полюбил. Но, к несчастью, эта любовь безответна. Если для Евгения Базарова это истинное чувство, то для Одинцовой это вовсе не любовь, а всего лишь временное увлечение. Все очень просто: ей интересен образ Базарова, его взгляды на жизнь, вот она и сошлась с ним поближе. Одинцова во многом достойна Базарова. В разговорах с ней Базаров охотно высказывает ей свои принципы, он видит в ней интересного собеседника, равного себе. Изначально герой не хотел признавать очевидного - свою любовь к Анне Сергеевне. Он вымещал злость на природе, скрывал от окружающих внутренние изменения... Но, оставаясь наедине с собой, он постепенно начал замечать в себе романтика. После этой любви в образе Базарова происходят перемены. Он меняется, сам того не желая. В его речах начинает сквозить тот самый романтизм, столь яро отрицаемый им ранее. Это доказательство того, что романтик жил в нём всегда. В поместье Кирсановых он совершает поступок, который в прошлом не совершил бы никогда: соглашается на дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым. Эта дуэль и её последствия, доказывают, что главным в романе является не конфликт "отцов" и "детей", не политические взгляды, а конфликт теории и живой жизни. Желая разобраться в своих чувствах, Базаров соглашается на встречу с Одинцовой. Тогда он и понимает, что для девушки важнее социальное положение и, в придачу, солидный капитал, но не чувства. После расставания с Одинцовой, Базаров возвращается в родовое имение.Там, пытаясь сбежать от остатков своих чувств, он полностью уходит в работу. Смерть Базарова - ужасная, глупая случайность. Во время вскрытия тела умершего от тифа крестьянина, герой получил порез, из-за чего и заразился. Его смерть не была внезапной: напротив, ее приближение дало Базарову время для осознания того, чего он не успел, чего не совершил. Базаров - простой человек, не более того, но, в отличие от большинства, перед лицом смерти он на удивление спокоен и невозмутим, поэтому я испытываю к нему уважение. В последние дни жизни Евгений становится добрее, нежнее; делается более снисходительным к своим родителям, в душе понимая, что они занимали значительное место в его жизни. Всю свою жизнь главный герой стремился принести пользу стране, науке, и смерть для него - не просто прекращение существования, но и горькое осознание того, что он "видно, не нужен" России. Осознание этого приводит к окончательному разрушению его взглядов, и ускоряет его собственную гибель. Говоря о Базарове, нельзя не упомянуть главного: несмотря на все его положительные стороны, он одинок, в романе нет его единомышленников, только мнимые ученики. Он был одинок при жизни, и умирает в одиночестве... Только его родители, искренне любившие Евгения, остаются с ним до конца.

Краткое описание

В 50 – 60 годы в России появляются, так называемые, разночинцы. Это образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали дворянство и аристократизм. После чего в 1860 году у И.С. Тургенева появляется замысел романа «Отцы и дети», главным героем которого становится молодой человек по имени Евгений Базаров – юный нигилист, не признающий авторитетов.

Вложенные файлы: 1 файл

В 50 – 60 годы в России появляются, так называемые, разночинцы. Это образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали дворянство и аристократизм. После чего в 1860 году у И.С. Тургенева появляется замысел романа «Отцы и дети», главным героем которого становится молодой человек по имени Евгений Базаров – юный нигилист, не признающий авторитетов.

Евгений, действительно, был тем человеком, который выделяется из общей серой массы. Его незаурядная внешность отличала его от всех остальных. «Человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями» выглядел внушительно, но в то же время отталкивал. Родившись в семье бедного уездного лекаря, Базаров привык самостоятельности и труду. Он «отроду лишней копейки не взял» у своих родителей, которые сразу поняли, что их сын не такой и дали ему полную свободу. Его привязанность и интерес к делу поражали. Ни минуты он не терял зря, проводя время за поисками различных видов растений и насекомых, занимаясь различного рода исследованиями и практикой.

Но всё это лишь внешние факторы, которые играют не самую важную роль в создании образа Евгения Базарова. Наш герой – нигилист, то есть «человек, который ничего не признает», а если быть точным, то «человек, который ко всему относится с критической точки зрения». Его манера общения и манера поведения может сразу показаться несколько странной читателю. Ведь изначально нельзя понять, почему при знакомстве с Николаем Петровичем Базаров не сразу подает ему руку, почему медлит. Но разгадка кроется на поверхности. Возможно, с Евгением случалось и такое, что на протянутую руку человек просто не реагировал, что является знаком неуважения. Этот случай характеризует Евгения, как человека скрытного, замкнутого. Но по приезду в Марьино в поместье семьи Кирсановых нам представляется совсем другой Евгений Базаров.

К старшим представителям семьи Кирсановых он относился с некой иронией. А вот с прислугой и Фенечкой он очень хорошо сладил. Внешняя холодность и безразличие скрывала под собой мягкость и доброту. Он был свой среди обычных дворовых людей, он не отличался от них и общался на равных.

Его взгляды на жизнь, да и на мир в целом были непоколебимы и четко обозначены им самим с самого начала произведения. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил между тем Базаров, - подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Принципиальная неприязнь к аристократии и всему, что с ней, так или иначе связано, всплывало наружу. С первый дней прибывания в поместье у нашего героя завязывается некое противостояние с дядей Аркадия – Павлом Петровичем. Будучи аристократом и приверженцем старых взглядов и устоев, Павел Кирсанов категорически не хотел понимать и вникать в суть нигилизма. А Базаров в свою очередь не желал ему ничего доказывать. Но эта борьба переросла у них в нечто большее. И это «нечто большее» называется ненавистью.

Между ними происходило несколько дуэлей, но все это словесные распри, настоящая дуэль произошла позже. Причина этой дуэли – внезапный порыв чувств, который захлестнул Евгения, в этом порыве он поцеловал Фенечку. Свидетелем именно этого события стал Павел Кирсанов, это же событие и стало началом нового конфликта.

Отношение к дуэли у Евгения было двустороннее: «с теоретической точки зрения дуэль – нелепость; ну, а с практической точки зрения – это дело другое». Но чуть позже Базаров характеризует их с Павлом договоренность так: «фу ты, черт! Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали!» Возможно, Базаров считал дуэль издержкой прошлого, с нотками некого романтизма, что в его понимании было неприемлемо, но все же он соглашается.

Дуэль вносит ясность в отношения между мужчинами и является жирной точкой в их конфликте. Но изначально ни тот ни другой не правы. Имея поверхностные знания, судить о чем либо невозможно.

Но полная картина внутреннего мира Евгения Базарова открывается нам лишь тогда, когда он влюбляется в Анну Одинцову. Это чувство не знакомо и чуждо Базарову. Мало того, он еще недавно отвергал его и считал «белибердой». Незнакомые ощущения загоняют нашего героя в тупик, первое время он просто скрывает ото всех и от себя, в том числе, то, что творится у него на душе.

НО для самой Одинцовой Базаров был лишь человеком, которое внес разнообразие в ее скучную размеренную жизнь, человеком, чьи взгляды ее забавляли. Она сама выводила его на откровенный разговор и получила признание, которое так тяжело далось Базарову: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно…» Ответ ее удивил не только Евгения, но и многих читателей: «Вы меня не поняли…». Она испугалась, испугалась той страсти, которая горела в глазах Базарова, напора, боялась перемены в своей размеренной жизни.

И к сожалению наш герой не состоялся в любви. Но он до смерти хранил память о ней, думал о той, которая помогла почувствовать, что же все таки такое любовь. Возможно он бы еще долго жил и снова смог бы полюбить, но глупая, нелепая случайность оборвала его жизнь так рано.

Этот удивительный человек – Евгений Базаров. Человек с бунтующим сердцем. Разносторонний, удивительно умный и трудолюбивый. Он умер слишком рано, так и не осуществив свое призвание. Его сгубило то чувство, которое он так долго отвергал, но он умер как достойно, его смерть не может вызывать жалость, напротив, она вызывает уважение. И бунтующие сердце всегда будет биться в такт с нашими.