Что такое скриминг и гроулинг. Как гроулить под дэт метал. Гроул с хрюканьем


Гортанный гроул: что может лучше передать самые темные стороны человеческого существования, все его ужасы и хаос? Экстремальный вокал подходит для жестоких тем, однако не совсем годится для голосовых связок. Но если вы научитесь правильной технике, будете следить за здоровьем, разогревать связки и выталкивать воздух животом, тогда смерть станет тем, что ваш голос передаст, а не испытает.

Шаги

    Научитесь петь правильно. Начните с вибрирующего вокала (вибрато), как в классическом или прогрессивном роке. Самый важный прием при пении под дэт-метал – это контроль над дыханием, баланс между использованием силы диафрагмы и голосовых связок. Если будете гроулить только связками – точно повредите их. Для правильной техники вы должны задействовать диафрагму, выталкивая воздух из легких. Попрактикуйте с месяц обычное пение для начала. Это на самом деле разовьет мощь вашего голоса и потом вам будет легче гроулить.

    Пейте теплую воду или чай за час до выступления и между песнями. Это расслабит голосовые связки. Избегайте холодной воды: для них это шок, и в результате они «стянутся». Также не пейте горячую воду, так как она может ошпарить язык и горло.

    Разогрейте связки перед записью или выступлением. «Разогрев» может означать что угодно, от пения в среднем диапазоне до исполнения ваших вокальных партий чистым басом. Даже помычать пять минут какую-нибудь мелодию было бы гораздо лучше, чем не разогревать связки совсем.

    Наполните легкие воздухом, затем вытолкните его часть, при этом должны немного напрячься горло и миндалины. Делайте это все одновременно, но не проталкивайте воздух слишком сильно. Постарайтесь издать высокий гортанный звук, напоминающий умирающего старика. Он должен звучать, как дребезжащий блэк-метал вокал. Теперь снизьте тональность в горле точно так же, как при обычном пении. Поначалу у вас будет получаться не совсем то, что надо, но это дело времени и привычки.

    Представьте себе столб воздуха, поднимающийся от диафрагмы и проходящий сквозь грудь, а потом через небный свод (это купол над верхними зубами за носом). Гортань должна быть опущена и открыта. Эта техника не просто помогает усилить дэт-метал вокал, она еще предназначена для мелодичного пения. Единственная разница между ними в том, что при обычном исполнении песен звук получается на выходе из настоящих голосовых связок, а гроул – из фальшивых, или ложных (вместо того, чтобы вибрировать голосовыми связками, сосредоточьте свое рыканье под ними, в районе ключицы).

    Толкайте воздух животом. Вся сила вашего вокала исходит от диафрагмы. Получится лучше, если ваша спина будет все время выпрямлена. Не сутультесь и не расслабляйте мышцы вокруг позвоночника. Вдохните и выдайте глубокий рык, открыв голосовые связки. Для мощного гроулинга горло должно быть расслаблено.

    Издайте сердитый вздох. Представьте, что вы раздражены, и произнесите сильно напряженное «Уф!». Вы почувствуете низкую, слабую вибрацию на задней стенке горла. Это базовое звучание ложных голосовых связок. Практикуйте эту вибрацию, растягивая звук и добавляя в него все больше мощи с помощью диафрагмы. Вы обнаружите, что такое упражнение не вредит вам, если только вы пьете много воды и не слишком усердствуете. С практикой это начнет звучать брутально!

  1. Потренируйтесь лаять, как собака. Сделайте глубокий вдох и снова используйте диафрагму. С силой выдавите звук из глубин живота, имитируя настоящее лаянье. Потом растяните этот звук и попробуйте пролаять несколько слов. Пусть это звучит глупо, но дышите, как собака: такой прием поможет вам раскрыть горло и добавить гортанные звуки к лаянью. Начинайте с маленькой громкости и наращивайте ее постепенно, по мере того, как у вас начнет получаться.

    • Хороший способ попрактиковаться в таком гортанном лае – произносить звуки «а», «э», «ы», «о», «н», «у». Когда у вас станет получаться лучше, попробуйте увеличить скорость.
  2. Подберите песню, которую вам хотелось бы исполнить. Попробуйте выбрать из репертуара групп вроде Slayer, Metallica, Alice Cooper, AC/DC: они не гроулят, как в дэт-метале, и вам будет проще отрепетировать собственную манеру гроула. Попробуйте вначале спеть в обычной манере, потом постепенно добавляйте «огня» до тех пор, пока не почувствуете, как ваша диафрагма реально толкает воздух, и вам удается издавать то самое глубокое звучание, к которому вы и стремились. Если у вас не получается глубокий гортанный вокал, попробуйте петь дребезжащим голосом. Любому это под силу, и мужчине, и женщине .

    • Для практики в обычном вокале хорошо подходят эти медленные песни: “Black Sabbath” Black Sabbath, “Dead Skin Mask” Slayer, "Hard Rock Hallelujah" Lordi.
    • Вот песни дэт-метал в медленном темпе для оттачивания техники гроула: “Death Walking Terror”, "Festering in the Crypt" и “I Cum Blood” Cannibal Corpse, "The Jealous Sun" Novembers Doom, "Sarcophagus" Nile.
    • Для тренировки обычного вокала в быстром темпе отлично подойдут песни группы Slayer: “Aggressive Perfector”, “Dittohead”, “Jesus Saves” и “Necrophobic”.
    • Отрепетировать быстрый темп гроула помогут вещи жанра дэт-метал: “Disposal of the Body” Cannibal Corpse, “Homage for Satan” Deicide, “Post Mortal Ejaculation” Cannibal Corpse, “The Exorcist” Possessed, "The Optimist" Skinless, "4:20" Six Feet Under, "Stabwound" Necrophagist, "Egypt, the Red Earth" Necronomicon, "Buried By The Dead" Bloodbath, "Sick Salvation" Bloodbath, "Prometherion" Behemoth, "Scrolls of the Megilloth" Mortification, "Demon of the Fall" Opeth, "What Can Be Safely Written" Nile.
  3. После выступления под дэт-метал выпейте безалкогольный напиток, не раздражающий гортань, например, простую воду.

    • Если вы только что закончили долгое и брутальное выступление и ваши связки устали после гроула, то мед сотворит с ними чудеса.
    • Не опускайте руки, если вам и близко не удается звучать, как ваши любимые вокалисты: постарайтесь выработать собственный стиль и тональность. Вначале отличным способом будет гроулить одновременно с ними, включив записи. Попробуйте добавлять собственные оттенки в процессе.
    • Не курите. И если вы не можете без выпивки, принимайте алкоголь хотя бы в умеренных количествах. Курение может сделать ваш голос более глубоким, но одновременно сократит силу дыхания. Исполнение дэт-метала требует огромное количество энергии, и наркотики любого рода только подорвут ваши силы.
    • Грубый вокал станет более мощным с практикой, если вы будете все делать правильно.
    • Чтобы издавать более яростные звуки, поэкспериментируйте со слюной во рту. Ее можно задержать между языком и горлом – получится то самое бульканье, которое вы слышите во многих песнях. Открытое, расслабленное горло – вот ключ к успеху. Воздух должен выходить с легкостью. Тон можно менять, изменяя направление выталкиваемого воздуха языком. Это делается сворачиванием языка наверх или вниз, тогда получается более глубокий тон. Губами – второй метод. И вы никогда не должны менять тональность с помощью связок.
    • Вам может удастся издать поросячий визг, или бри-бри (еще его называют пигсквил, пигвойс или пигинг), если завернуть кончик языка прямо над передними верхними зубами – при этом он должен быть широко развернут – и протянуть гортанный звук «и».
    • Следите за тем, чтобы ваш вокал был разнообразным. Монотонный гроул вскоре надоест, какими бы впечатляющими ни были ваши вокальные данные.
    • Контролируйте дыхание и количество слизи во рту и горле.
    • Звук должен производиться на задней стенке горла. Положите два пальца на горло в самой высокой точке шеи, где она переходит в подбородок. Если вы чувствуете там вибрацию, то все делаете правильно. Если понимаете, что она исходит из глубины горла, значит, страдают голосовые связки и нужно поправить вашу технику.
    • Возможно, не стоит обхватывать микрофон руками так, чтобы получалась резонирующая чаша из ладоней. Многие вокалисты намеренно используют этот прием для усиления звучания голоса и эффекта более низкого тона, чем есть на самом деле, но в сообществе дэт-метал это осуждается как мошенническая практика. К тому же, это смажет четкость звука и очень вероятно, что вам будет тяжелее достигнуть желаемого уровня вокальной/тональной чистоты.
    • Если вам уже хорошо удается скрим, то освоить дэт-метал вокал будет очень просто.

    Предупреждения

    • Будьте готовы к изумленным лицам и жесткой критике, когда будете демонстрировать свой уникальный вокальный стиль семье или друзьям. Некоторые вовсе не считают гроул настоящим пением.
    • Гладкая мускулатура горла никогда не должна болеть во время исполнения дэт- или блэк-метала. Однако когда вы только начнете этим заниматься, внешние мышцы будут побаливать из-за необходимости держать горло в новом положении.
    • У новичка попытка выдать более мощный гроул при неправильной технике очень часто заканчивается серьезными повреждениями голосовых связок. Если вы чувствуете боль или дискомфорт, охрипли или вообще потеряли голос, значит, делаете что-то неправильно и вам необходимо усовершенствовать технику дэт-метал вокала.
    • В редких случаях новички настолько напористы, что их голосовые связки начинают кровоточить. Если появилась кровь, немедленно остановитесь и не пользуйтесь голосом до полного выздоровления. В серьезных случаях может потребоваться медицинская помощь, а голос будет испорчен навсегда, лишив вас вообще надежды когда-либо гроулить.
    • Любая манера пения в грубом стиле может навсегда отнять хороший певческий голос: пострадает его диапазон и есть большая вероятность возникновения других неприятностей, таких как узелковый ларингит или полипы голосовых связок – наросты на связках. Правильная техника может свести к минимуму эти последствия. Защитите свой голос так же, как гитарист поступает в отношении гитары: он покупает дорогую или сделанную на заказ, а не ту, что рассыплется в труху во время игры. Помните: гитарист всегда может купить новый инструмент, но с голосом вам дается один лишь шанс.
    • Если у вас заболевание горла – простуда или грипп с кашлем – дайте связкам отдохнуть неделю или две.
    • Гроул на вдохе не самая надежная техника пения под дэт-метал. Часто он звучит слишком высоко и является в какой-то степени мошенничеством. Хотя такая методика никак не может навредить вашему голосу, но вы рискуете потерять мелодию во время вдохов.
    • Не удивляйтесь, если вы звучите не похоже на вашего любимого гроул-вокалиста. У всех разные певческие голоса, даже во время гроулинга.

Если ты хочешь петь в какой-нибудь злой банде, ты должен уметь правильно «рычать». Такой вокал характерен для Death, Doom, Black. «Рык» по-научному называется «grawling», или «grawl vocal». Правильная постановка голоса здесь также важна , как и при пении clean vocal, ведь вы, видимо, хотите хорошо и громко рычать и при этом не выплюнуть свои связки в первые же пять минут пения. Я прописывал вокал к альбому MEMORIAL TO SUFFERING группы PAINFUL MEMORIES за один день — пришлось рычать около восьми часов подряд, но я нисколько не устал и нисколько не охрип. Правда, я периодически смачивал глотку жидкостью и в то время абсолютно не курил. Было время, когда мой grawling считался одним из лучших в Питере.

Сразу отмечу, что все байки о том, что перед тем, как рычать надо выкурить пачку беломора для получения хорошего звука — лажа. Курение моментально сажает дыхалку и раздражает связки , так что после пачки беломора ты не сможешь даже говорить, не только рычать. Если хочешь петь, лучше вообще бросить курить, хотя курение в разумных дозах при правильно поставленном голосе не оказывает существенного влияния на вокал.

У всех типов grawling"а есть общее в том, что практически все они представляют собой форсированный вокал , т.е. чтобы так петь, нужно поднапрячься. Но при этом распространенная ошибка начинающих гроулеров состоит в повышенном расходе воздуха при звукоизвлечении. Воздух нужно расходовать по возможности экономно : от того, что от тебя идет целый ураган, звук не всегда становится громче, но в него добавляются левые шипяще-свистящие призвуки, затрудняется артикуляция и управление высотой тона, также через некоторое время от гипервентиляции легких у вас подскочит давление и поедет крыша. Да, я не ошибся — рыком можно петь по нотам! Но не всяким рыком.

«Низкий» grawling

Существует несколько стилей низкого рыка, хотя для лоха рык везде кажется одинаковым. Сейчас мы рассмотрим основные:

Брутальный grawling
характерен для брутального Death metal. Звук как бы идет из самого нутра, из кишечника и т.д. Это — шумовой grawling, не имеющий определенной высоты тона. Базовый звук для получения такого рыка есть звук «У». Итак, наберите побольше воздуха в легкие и зарычите максимально низко, насколько вы можете — «У-У-У...». Но именно зарычите, а не замычите как корова, напрягитесь и не бойтесь испугать соседей — туда им и дорога... При этом старайтесь, чтобы воображаемая точка излучения звука находилась как можно ниже. Следите за расходом воздуха! Следите за артикуляцией — губы в трубочку! На самом деле это — грудной рык, т.е. вы поете на грудь. Поэтому при пении таким вокалом человек даже с небольшими вокальными данными может добиться достаточно низкого и сильного звука. Этот стиль гроулинга недостаточно выразителен и дает большую неразборчивость текста, но он имеет характерный подонческий окрас. Если у вас хорошие вокальные данные, то я порекомендую вам другие стили.

Гортанный grawling
характерен для Doom metal. Звук рождается в горле, пение идет в голову. При достаточном умении позволяет петь по нотам. Базовый звук — что-то среднее между «А» и «Э». Правильная артикуляция — рот открыт не широко, губы чуть втянуты внутрь. Важно найти правильное положение головы и гортани для получения максимального резонанса.

Горловой гроулинг
или гроулинг типа Barney Grinway — это на самом деле практически не рык, а хрип, но звучащий как рык. В значительной мере в его формировании участвует чистый голос, поэтому перед занятиями лучше распеться чистым голосом (отчасти это можно отнести и к гортанному гроулингу). Базовый звук — «A». Артикуляция — рот широко открыт. Для данного стиля характерна развитая артикуляция, движения челюстей имеют большую амплитуду, что требует наличие мощных челюстно-лицевых мускулов. При пении таким вокалом получается хорошая разборчивость текста.

Высокий гроулинг

Вокал типа Quorton
назван так по имени одного из основоположноков стиля, основателя группы BATHORY — характерен для BLACK METAL . Это типа достаточно высокое верещание. Собствено такой вокал применяют многие блэкстеры — это типа рык на миксте или даже на фальцете. Но вообще в BLACK вокал применяется различный — тут могут присутствовать также и рассмотренные выше стили низкого гроулинга, поэтому рассмотрим высокий гроулинг на ряде показательных примеров.

Речитативный высокий гроулинг
Банды IMMORTAL, SATYRICON и многие другие применяют в основном не слишком высокий скрипучий вокал. Он носит речитативный характер и не может применяться для пения по нотам — вокалист как бы злобно проговаривает свой текст так, что кажется, что он читает какие-то жуткие магические заклинания. По технике это — чисто гортанное пение. Это можно назвать речитативным высоким гроулингом. Как получить скрипучий звук? Объясню. Представьте, что вы какой-нибудь злобный лепрекон и исказите голос так, чтобы он звучал как голос небольшого и очень злобного существа. При этом происходит подъем гортани и появляются высокие обертона, голос начинает звучать неестественно, в его звуке появляется что-то магическое и нереальное, потустороннее и инфернальное...

Шведский гроулинг
Вокал, характерный для шведского BLACK/DEATH , соответственно применяют шведские банды, такие, как DARK TRANQUILLITY, IN FLAMES, DISSECTION и др., но, конечно, не только шведы могут так петь — и норвежцы, финны (CHILDREN OF BODOM например) и даже наши могут это делать ничуть не хуже. Такой вокал достаточно высок, он горловой и в нем часто подмешан чистый голос (например, у AT THE GATES). Свои особенности данный стиль вокала приобретает благодаря характерной артикуляции. Понять принципы артикуляции в этом стиле можно так: произнесите «вау!» А теперь крикните тоже самое погромче, больше задержавшись на «а» и проглотив «у». Чувствуете? На «а» рот открывается широко, на «у» — соответственно закрывается. Считайте, что вы произнесли один звук — «а», а окончание «у» придает ему как бы некоторую сиренообразность, что круто. Крикните теперь то же самое с усиленной артикуляцией (теперь вы знаете как) и представляя, что ваш рот — раструб мощного громкоговорителя. Круто? Но если все это делать на чистом голосе, то получается этакий рок-н-рольный вокал, применяемый также в метал-роке, преимущественно — не нордическом. Поэтому добавьте в голос distortion и повторите то же самое. Заметьте — «у» все равно звучит довольно чисто, что придает атмосферности, но «а» — это просто зло! Круто, да? Можно петь и по нотам и довольно высоко. Некоторые доводят эту высоту почти до коларотурного сопрано, например, аглицкие банды CRADLE OF FILTH и HECATE ENTHRONED.

  1. Периодически, но не часто, во время занятий вокалом глотку можно смачивать жидкостью. Старайтесь не применять для этого пиво, так как оно сушит (как ни странно). Лучше применять типа чай (я понимаю, насколько сложна для исполнения моя последняя рекомендация, ха-ха).
  2. Не употребляйте «минтон» и другой подобный shit часто, так как у вас может возникнуть привыкание к нему. Употребление таких средств допустимо только в экстренных случаях, например, если у тебя через пять минут концерт, а ты окончательно охрип от курева.
  3. Не старайтесь петь слишком громко, не перенапрягайтесь! Ведь есть же микрофоны и усилители.

Научиться гроулингу не так сложно, как кажется на первый взгляд. Его могут исполнять как представители сильного пола с низким природным голосом, а также молодые люди, у которых тембр голоса более высокий. И что удивительно, даже девушки!

Как научиться петь гроулингом?

Существует несколько видов и подвидов этого направления:

  • традиционный гроулинг;
  • смешанный;
  • похожий больше на хрюканье;
  • рычащий.

Все эти виды похожи между собой техникой выполнения звучания. Механизм исполнения ничем не отличается от обычной отрыжки. А это говорит о том, что нужно задействовать те же части горла, выдавая специфическое звукоизменение.

  1. Важно заниматься обычным вокалом . Правильно открывать рот и контролировать дыхание, поток воздуха, а после делать вибрирующие движения. Необходимо извлекать звук без повреждения голосовых связок, а потому обучаться только гроулингу небезопасно. Для этого важно прослушать песни известных исполнителей, как вокала, так и гроула, понять технику выполнения речи.
  2. Дыхание. Оно должно быть особым, то есть не грудью, а диафрагмой. Также следует держать правильную осанку, иначе задача усложниться и Вы не сможете добиться нужного результата.
  3. Во время занятий нужно пить много жидкости, используя обычную воду или зеленый чай. Главное, чтобы жидкость была не горячей или холодной, а комнатной температуры. Сок будет раздражать связки, молоко поспособствует выработки слизи, а газировка будет сушить горло. Что касается пива или другого алкоголя – то это также недопустимо во время пения гроулингом. Они сделают Ваш голос неконтролируемым, да и вряд ли Вы что-то запомните после такого «пьяного» урока.
  4. Обязательно делаем распевание! Не важно, как Вы будете репетировать, один, вдвоем, целой группой, а распевка – это важный элемент перед выходом каждого артиста на сцену. Таким образом, Ваш голос будет хорошо звучать и не будут нагружаться связки сильным давлением при произношении «тяжелых» звуков.
  5. Удачный репертуар. Важно не подражать публике и последнему слову моды в музыкальном мире гроулинга, а стараться выработать свой индивидуальный стиль, подобрать репертуар, который поможет раскрыть Ваши таланты. Главное, чтобы песня нравилась и была по душе. Тогда и учение будет намного увлекательнее и доступнее.

Основные упражнения от профессионалов


Сначала нужно набрать полные легкие воздуха, а потом не слишком резко начать выдавливать его диафрагмой. При этом пытаться создать гортанью определенные звуки, которые будут похожи на рычание или харканья. Получается тяжелый вздох, а на выходе высокий звук.

После нужно понизить тональность, пока звучание не перейдет на рык или ужасающий крик. Гортань должна быть расслабленной, Вам не должно быть тяжело или больно выполнять эти упражнения.

Теперь нужно представить поток воздуха, который выдыхается с помощью столба, идущего от диафрагмы через грудную клетку до неба. После этого следует начать делать рычание, оно должно исходить из гортани, на уровне ключиц, и не тревожить голосовые связки.

Внимание! Воздух будет заканчиваться очень быстро, а потому после таких уроков может кружиться голова и чувствоваться слабость во всем теле.

Теперь представьте себе, что вокруг Вас все бесит и сделайте злобное «уф», как старый пират, у которого украли любимое сокровище. При этом движении задняя стенка горла начнет вибрировать, могут появиться ощущения першения в горле. При этом движении нужно научиться выталкивать больше воздуха, чтобы рычание было более мощным.

При выполнении этой методики важна вибрация голосовых связок, здесь важно понять, как работает открытая гортань, это когда Вы зеваете, кадык уходит вниз, а горло становится шире. При таком положении наилучшим образом получается вибрация связок. Если добавить к этому звучанию еще звук «хрр», то получится гроул с расщеплением.

Тихо тренироваться у Вас не выйдет, важно проговаривать звуки на полном звучании, стоит экспериментировать, пока не получится необходимый результат.

Смешанный гроул

Гроул с хрюканьем

Это обыкновенный гроу, при котором нужно поднимать кадык как можно выше. При такой манере получится хрюканье, тренироваться лучше под звуки «уи». При этом губы должны быть вытянутые вперед.

  • Пейте все время много жидкости, дабы не повредить связки.
  • Регулярно проводите занятия, тогда рычание будет с каждым разом все брутальнее.
  • Практикуйте подобные занятия, когда никого не будет дома, ведь не все окружающие могут адекватно воспринять это занятие.
  • Не копируйте чей-то стиль, а попробуйте найти свой, индивидуальный.
  • Не злоупотребляйте вредными привычками, берегите свое здоровье и относитесь к этому стилю как к серьезному занятию, которое требует максимум концентрации и знаний вокала.
  • Делайте «открытую гортань» при пении расщепление, дабы не повредить связки.

Удачи Вам в этом стиле! Старайтесь, и все у Вас непременно получиться!

Сама по себе музыка является неизменным спутником человека вот уже многие тысячелетия. Возраст первых найденных инструментов (флейт из костей животных) - десятки тысяч лет. Вероятно, тяга к мелодии, пробуждающим эмоции звукам и упорядоченному ритму заложена в человеке на генетическом уровне. Впрочем, как и во многих других высокоразвитых животных. Сегодня мы с вами нырнём глубже в океан музыки: узнаем, что такое гроулинг. Кто впервые начал петь в такой манере? Можно ли ей научиться? Чем отличается скриминг и гроулинг? Ответы на эти вопросы также содержатся в этой публикации.

Музыка

В последние десятилетия среди музыкальных направлений появилось огромное количество новых жанров. Не все они стали популярны. Но большинство из них объединяет такая черта, как неформальность. Её можно считать яркой приметой времени. Достаточно сложная для восприятия, но относительно мягкая классическая инструментальная музыка больше не является основой и мейнстримом современной культуры. Теперь метал и их разновидности. В этих направлениях существует довольно много различных стилей вокала. Один из них - гроулинг. Что это такое? Каковы его отличия от иных похожих стилей пения? Можно ли ему научиться?

Определение

Гроул, или гроулинг, - это один из приёмов пения, который осуществляется с «расщеплением» голосовых связок, в результате чего получается своеобразное «рычание». Само собой, используют его лишь в тех стилях музыки, где такой вокальный эффект уместен. К примеру, в грайндкоре, дэткоре, блэк- и дум-метале. И хоть этот способ использования своего голоса известен давно, особую популярность он получил в последние годы. Гроулинг - это техника, к которой ради эксперимента прибегают многие рок- и метал-группы. Правда, не всегда удачно. Проще говоря, это грубое и агрессивное «рычание», которое любят далеко не все поклонники тяжёлых стилей музыки. С тем, что это такое, мы разобрались. Теперь же кратко расскажем историю появления этого вокального приёма.

История

Впервые подобным стилем пения своих поклонников обрадовала группа Hellhammer в 1982 году. Позже нечто подобное можно было встретить в ряде американских коллективов, выступающих в жанре готик-, дум- и дэт-метал. В двух последних всё чаще можно встретить своеобразный коктейль из грубого мужского гроулинга и чистого высокого женского вокала. Такое сочетание наиболее популярно. Хотя гроулинг - это приём, который в наше время можно услышать и в женском исполнении. Правда, довольно редко, в силу особенностей анатомии речевого аппарата. Поэтому женщины чаще используют другой «агрессивный» способ пения под названием «скриминг».

Если говорить о таких разновидностях метала, как блэк- и дэт-метал, то порой встречаются виртуозы, которые используют своеобразное сочетание скриминга и гроулинга. Также этот стиль часто используют как дополнение к иным агрессивным и экстремальным приёмам пения и игры на музыкальных инструментах. Тяжёлый, низкий, рычащий бас, за которым иногда сложно разобрать слова, - именно это и есть гроулинг. Как научиться ему, мы рассмотрим чуть ниже. Но сначала для правильного понимания предмета более подробно разберём технику гроулинга.

Техника

Если говорить о научном определении, то гроулинг можно назвать диафрагмальным басом. Такой вокальный приём в своей основе содержит извлечение звуков на опоре от диафрагмы во время сильного выдоха и дальнейший процесс расщепления голосовых связок. Именно сочетание всего этого и создаёт эффект грубого и страшного рычания. И кстати, довольно часто путают гроулинг и скриминг. Разница между ними, безусловно, есть. Так, скриминг - это очень высокий хрипящий вопль, в технике которого также используется метод расщепления голосовых связок. Но очень часто вокалисты используют его неправильно. В итоге получается обычный высокий визгливый крик. Ну а что такое гроулинг, мы уже знаем.

Безопасность

Также нельзя забывать и о том, что у всех, кто начинает практиковать скриминг, первое время наблюдается боль в горле. И порой очень сильная. Правда, со временем болезненные ощущения проходят. Главное - наладить технику исполнения. Но, если дискомфорт остаётся спустя долгое время, это верный признак того, что вы поёте неправильно. Также нужно следить за дыханием - при неправильной его постановке обязательно будет возникать сильное головокружение в результате А что касается негативного влияния этой вокальной техники на голос в целом, то доказательств этого факта нет, поскольку при правильном скриминге связки практически не участвуют в генерации звука.

Гроулинг: как научиться?

Научиться этому вокальному приёму могут практически все. И для этого вовсе необязательно от природы иметь низкий и грубый голос. Но, само собой, если таковой имеется, то гроулить с его помощью будет гораздо проще. И звук получится более насыщенным и сочным. Также на период занятий нужно исключить из рациона холодное питьё, равно как и слишком горячее.

И важно помнить - несмотря на то что можно отыскать массу роликов и статей с заголовком «Гроулинг для начинающих», действительно хорошую и безопасную для связок технику можно получить лишь на практических занятиях с тем человеком, который уже обладает этим умением. Но всё же мы рассмотрим одну из наиболее популярных методик:

  1. Для начала следует научиться технике обычного вибрирующего вокала. Подойдёт для этого стиль как обычного, так и прогрессивного рока или одной из разновидностей метала. На этом этапе наиболее важно научиться контролировать дыхание, соблюдать баланс между напряжением голосовых связок и диафрагмы. Если пытаться «рычать» именно связками, то ничем хорошим это точно не закончится. Для выталкивания воздуха нужно использовать по большей части диафрагму. А сами связки следует оставлять расслабленными.
  2. Перед тренировкой и после неё желательно пить что-то тёплое. Также делать это можно и между песнями. И лучше избегать алкоголя и молока.
  3. Всегда нужно «разогреваться». Не стоит пытаться гроулить без вокальной и отчасти даже общей разминки. Можно использовать для этой цели артикуляционную гимнастику, дыхательную методику Стрельниковой или упражнения других разработанных для вокалистов систем.
  4. Глубоко вздохните, а затем вытолкните из лёгких часть воздуха, напрягая миндалины и горло. Делать это нужно одновременно, но без сильного напряжения. Следует пытаться издавать гортанный и высокий звук, постепенно снижая тональность, возвращаясь к обычному стилю пения, а затем - наоборот.
  5. Представьте, будто от диафрагмы сквозь грудь и нёбо проходит мощный столб воздуха. При этом гортань нужно держать открытой и расслабленной. Подобная техника значительно улучшит уже наработанные навыки гроулинга и придаст им мелодичности.
  6. Воздух нужно толкать животом. В идеале гроулинг - это когда вся сила пения должна исходить исключительно от диафрагмы. Точно так же происходит и у оперных певцов. В этом помогает прямая спина и расслабленные мышцы вокруг позвоночного столба. Затем глубоко вдохните и мощно выдохните, издавая рычание с открытыми голосовыми связками.

Заключение

И самое главное - не стоит печалиться, если гроулить не получается. Это умение приходит со временем. Необходимо тщательно тренироваться. К тому же каждый певец использует свой стиль. Его нужно просто найти. Хорошим подспорьем будет также прослушивание профессионального гроулинга во время тренировок - так как нашему телу знакома своеобразная эмпатия, то организм будет пытаться принять то же положение, которое свойственно поющему «рядом». Это вместе с прямым сравнением звуков и их перениманием может сильно облегчить задачу. Итак, теперь мы знаем, как научиться этой технике и что для этого нужно. Кроме того, мы ответили на вопрос, чем отличаются друг от друга скрим и гроулинг.

Гроулинг (growling) или рычание - приём пришедший от копирования манеры рёва животных. Гроул - своего рода экспрессивная форма выражения гнева. Животные рычат когда злятся правильно? Люди собственно тоже. Но не обязательно всегда это так. Гроулинг впервые в музыке начали применять блюзовые и джазовые певцы ещё в 50-х.

Например Луи Армстронг. Поэтому нужно разделять разные виды гроула. Задача это непростая, но всё же можно попробовать провести параллель.

1) Блюзово-джазовый гроул - мягкий, ровный, певучий.

2) death growl (death grunt) - низкий, утробный, диафрагмальный грол характерный для групп исполняющих дэт-металл.

3) doom growl - практически тоже самое что и грол в дэт металле, только более легатный, низкий.

4) grind growl (grind grunt) - или грантинг. Своебразный и самый экстремальный, утробно-хрюкающий грол.

Итак как же воспроизвести грол? Это не так сложно. И совсем просто если вы уже умеет петь чисто. В джазовом гроле участвует много мышц, но основные это ложные связки + мягкое нёбо. В джазовом гроле важно интонирование, а не воспроизведение отдельных нот, поэтому и голосовые связки тоже смыкаются, но основная работа всё-таки лежит на ложных. В дэт-гроле важна утробность, низкий звук, объёмность. Проточность воздуха больше, поэтому в звуке больше воздуха. И контролировать дэт-грол на мой взгляд сложнее. Потеря опоры приводит тутже к потере объёма, утробности.

Итак для дэт-грола необходимы две вещи:

1) Пение на опоре от диафрагмы.

2) Умение использовать ложные связки вместо голосовых.

Первое в принципе является основой правильного пения вообще. Если вы этого не понимаете, не умеете, или ещё что, то на это надо обратить внимание в первую очередь. Опёртое пение позволяет вам не выдыхаться через каждое слово, а умело расходовать воздух, усилить подачу и громкость звука на порядок. И самое главное - не петь "не связках". Что есть самое главное.

Второе. Тут есть одно забавное упражнение как почувствовать эти самые ложные связки. Попробовать сымитировать собачий лай.

Встаньте прямо. Руки по швам. Расслабьтесь и расслабьте горло, язык и так далее. Теперь подпрыгиваете немного вверх, в прыжке хлопаете над собой в ладоши, выдыхаете воздух округлив губы трубочкой (как при букве О) со звуком "ВАФФФФ", "ВАФФФФФФ!" (можно ВУФФФФФ, ну или в других вариациях). Типа как собаки лают. При этом обратите внимание на гортань (кадык), она не должна лезть наверх, скорее она даже должна опуститься немного вниз. И вы не должны пытаться "сказать" это слово. Просто выдыхайте его при хлопке, пусть звук идёт такой, какой есть. Ни одна мыщца не должна быть напряжена. При правильном исполнении получится лёгкий рычащий звук. Который буду издавать ложные связки при вибрации за счёт потока воздуха.

Когда вы освоите звук можно переходить к его ужесточению и углублению. Ложные связки можно немного подсмыкать. Тем самым звук становится более резкий, контролируемый. Гортань следует опускать ниже, и дышать гораздо объёмнее (представьте надувающихся оперных певцов, может быть появятся нужные идеи), глубже. Грол сам по себе не так интенсивен и громок как обычный вокал с полным смыканием, так что тут основная нагрузка идёт на диафрагму.

Безусловно высота и глубина грола определяется не только технически правильным его исполнением, но и природными данными певца и высотой его голоса. Теноровый грол не так впечатлающь как баритональный грол, и уж тем более басовый... Так что будучи тенором с высоким голосом добится очень глубокого и утробного гроула не получится. Также как баритону с хорошим гролом не удастся добиться таким же полётных головных верхов как у тенора.

Женский грол тоже имеет право на существование. Анжела Госсоу из Arch Enemy тому хороший пример. Женский грол естественно куда выше и поверхностнее мужского, и зачастую высокий женский грол можно спутать со скримом.