Какая тема произведения приключения гекльберри финна. Приключения Гекльберри Финна Марк Твен (Литература XIX века). «Приключения Гекльберри Финна» анализ


Главное произведение Марка Твена — роман "Приключения Гекльберри Финна" (1885). "Это наша лучшая книга, — писал Э. Хемингуэй, — вся американская литература вышла из нее". Он имел в виду широчайший аспект воздействия произведения: его демократизм и гуманность, его универсальность, а также новый для литературы язык, простой и максимально приближенный к разговорной речи. Все это стало свойствами американской словесности XX века.

Роман "Приключения Гекльберри Финна" примыкает к "Приключениям Тома Сойера": здесь те же герои и то же время действия. Но эта вещь обнаруживает более зрелую позицию автора, богаче охватывает все стороны человеческого опыта и имеет более глубокий обобщающий смысл. Чисто художественная эволюция писателя столь же очевидна. Стиль Твена, уже вполне сформировавшийся в "Приключениях Тома Сойера" как один из лучших в американской словесности, легкий, острый и чуткий к диалектным нюансам, теперь перешел в новое качество.

Писатель вернулся здесь к своей излюбленной и многократно апробированной форме повествования от первого лица и сделал героем-рассказчиком не Тома, мальчика из буржуазной семьи, а Гека, бездомного бродяжку, дитя народа. Это имело двойной эффект. Во-первых, мастерски воспроизведенный, крепкий и колоритный, истинно народный язык, которым написана книга, придает картине американской жизни особую пластическую выразительность, создает впечатление разговора "без посредника" — как будто собственным голосом заговорила о себе сама Америка. Во-вторых же, это позволило полнее и глубже раскрыть характер героя, лишь бегло очерченный в "Приключениях Тома Сойера", показать становление его личности.

Ум Гека свободен от романтических клише, а характер сформирован реальностью. У него нет никаких внешних показных добродетелей, зато он обладает всеми существенными достоинствами. Природа дала ему твердое верное сердце, открытое всем униженным и отвергающее наглую силу, в чем бы она не выражалась. Гек обладает чувством внутренней независимости, заставляющим его бежать от довольства и комфорта, которые предлагает ему вдова Дуглас, в широкий грозный мир. Его свободолюбие — это неприятие ханжества, мещанского благополучия и узаконенной лжи.

По сравнению с "Приключениями Тома Сойера", в характере Гека появляется новое, весьма значительное свойство — гражданское мужество. С первых же глав Твен делает Гека активным участником социального конфликта. Он защитник и укрыватель беглого раба. Причем, спасая Джима от работорговцев, он рискует потерять собственную свободу. Но Твен подчеркивает, что потребность борьбы за свободу Джима так же органично присуща Геку, как и ненависть ко всему, что стесняет его самого. Пусть не вполне осознанная, борьба Гека за общественную справедливость придает его бунтарству гораздо более глубокий, чем в "Приключениях Тома Сойера", социальный смысл.

Характер Гека дан в развитии, и это развитие убедительно мотивированно. Гек вырос на Юге, где рабовладение накладывает свою печать на мышление любого белого. Он долго и с превеликим трудом продирается сквозь чащу рабовладельческих предрассудков в собственном сознании, пока человек окончательно не побеждает в нем южанина, пока он окончательно не решает остаться верным Джиму. Твен ни на минуту не отрывает героя от среды, взрастившей его, и в то же время показывает его в состоянии непрестанной борьбы с предрассудками этой среды. Диалектическое противоречие, лежащее в основе образа, делает его особенно живым и динамичным, придает ему психологическую достоверность.

Симптоматично, что в романе Гек, пария общества, стоит в глазах окружающих все же на более высокой ступени социальной лестницы, чем негр. Но так же, как Гек превосходит Тома храбростью и душевными качествами, негр Джим превосходит Гека в верности и природном мужестве. Чтобы изобразить черного самым благородным человеком в романе, чтобы нарисовать картину дружбы между белым и негром, дружба, которая очень многое дала и тому и другому, — для этого в Америке 1880-х нужны были большая отвага и смелость.

Не меньшая отвага и смелость потребовались и от Твена-художника, чтобы ради жизненной правды так вызывающе нарушить общепринятые нормы литературного языка. О том, насколько новаторским было это произведение, свидетельствует бурная полемика, развернувшаяся вокруг романа по выходе его в свет. Ревнители изящной словесности, требовавшие безупречно гладкого слога, безупречно добродетельного героя и непременно "хороших манер", клеймили книгу как "непристойную, вульгарную и грубую". В Конкорде (штат Массачусетс) "Приключения Гекльберри Финна" были изъяты из городских библиотек как "мусор, пригодный лишь для свалки".

Писатели-реалисты же восприняли роман как произведение новаторское и высокохудожественное. Джоэль Ч. Гаррис определил сущность книги М. Твена кратко и многозначительно: "Это — жизнь".

В "Приключениях Гекльберри Финна" был преодолен, а точнее, "обойден" главный недостаток твеновской техники — композиционная непродуманность, оставшаяся у Твена с его репортерских времен. Практически все книги писателя отличаются свободной композицией, близкой к ассоциативному мышлению, с чем советовал ему бороться его друг У.Д. Хоуэллс. В "Приключениях Гекльберри Финна" данный недостаток обернулся ярким достоинством. Он оказался исключительно органичным авторскому замыслу: свободная композиция романа удивительно соответствует очень важному здесь образу великой реки, на фоне которой разворачиваются колоритные картины жизни, окрашенные юмором, выдумкой, мелодрамой, подлинным трагизмом.

Образ полноводной реки Миссисипи не только объединяет действие, но и по контрасту оттеняет мелочность и бессмысленность человеческих страстей и амбиций: картинки сменяют одна другую, а река продолжает медленно катить свои воды по необозримым просторам Америки. Река определяет состояние души Гека — уносит его тревоги, дает ему покой и мудрость. Образ великой реки воплощает свободу, к которой стремятся герои романа, — спасающийся от изверга-отца Гек и беглый негр Джим — и придает их стремлению вечное, вневременное значение.

Внутренней пружиной романа, движущей сюжет, является бегство Джима и Гека из рабовладельческих штатов и их путешествие на плоту по реке в поисках свободы. Это позволяет Твену раздвинуть рамки повествования, развернуть широкую картину американской действительности. Повествование раскрывает гораздо более темные стороны жизни, нежели случайные драмы в "Приключениях Тома Сойера": равнодушие и садизм белых бедняков, трусость толпы, собирающейся устроить суд Линча, мошенничества торговцев, бессмысленную вражду богатых землевладельцев.

За всем этим притаился страх; не только суеверная боязнь впечатлительного подростка или темного человека негра Джима. Это вполне реальный и обоснованный страх перед бесконечной запутанной цепью грабежей, избиений, утоплений, убийств. За каждым поворотом дороги, за каждым изгибом реки открывается опасность насильственной смерти. В этот жестокий мир оказывается выброшенными главные герои: бездомный мальчик-сирота и беглый негр Джим, которые, полагаясь единственно на верность друг друга, стараются не попасть под чудовищный пресс превосходства белых и взрослых.

Дружба белого и цветного американцев, в силу их свободолюбия одинаково оказавшихся изгоями "приличного общества" — это куперовское открытие, новаторски разработанное Твеном. Разный возраст героев, первоначальная "вынужденность" союза, полная (пусть даже мнимая) зависимость одного от другого (старшего от младшего) делают Гека и Джима самостоятельным парным архетипом литературы США ("Лесная арфа" Т. Капоте, "Убить пересмешника" Х. Ли и др.).

Рассказанная Твеном история о рабстве и свободе, о смерти и возрождении (чтобы ускользнуть от отца, Гек хитроумно инсценировал свою смерть) имеет не только конкретное, но и символическое значение. Речь в романе идет не единственно об узаконенном рабстве чернокожих американцев, но и о несвободе белого человека, закрепощенного социальными условностями и предрассудками среды, не только о "возрождении" героя после его мнимой смерти, но и о действительном рождении его личности, обретшей душевную широту. Стремление Гека и Джима к свободе — это и вечный порыв человека к духовному освобождению. Свобода связана с рекой (читай: состоянием духа), не с Севером или Югом.

Поколение Твена, Джеймса, Хоуэллса создало новый литературный язык, перекинуло мостик в Европу, теоретически определило дальнейшие пути развития американской словесности и, таким образом, подготовило появление их младших современников писателей-натуралистов: Норриса, Гарленда, Крейна, Лондона, Драйзера. С последнего из них начался отсчет в литературе США XX столетия.

Мир произведений этих писателей, в сущности, тот, из которого все они вышли, не был миром традиционной культуры или традиционных моральных норм, что поначалу ставилось в вину литературной молодежи 1890—1900-х. Это был мир фермеров и рабочих-иммигрантов, мелких торговцев и разочарованных священников, нищих художников и проституток.

«Приключения Гекльберри Финна» - роман американского писателя Марка Твена, продолжение книги «Приключения Тома Сойера», вышедшей в 1876 году. Твен работал над произведением около десяти лет. Впервые «Приключения Гекльберри Финна» были опубликованы в 1884 году в Великобритании. В 1885 году публичная библиотека Конкорда (штат Массачусетс) назвала роман «мусором, пригодным только для трущоб» и запретила. Твен отнесся к этому с иронией, написав своему издателю, что благодаря решению библиотеки удастся продать «еще 25 тысяч копий книги».

В середине XX века Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения обнаружила у романа расистские стороны и потребовала, чтобы «Приключения Гекльберри Финна» изъяли из нью-йоркских средних школ. Впоследствии у книги еще не раз возникали проблемы из-за якобы расистских высказываний.

Особенности языка произведения

Повествование ведется от лица Гекльберри Финна – малообразованного парнишки, который говорит на юго-западном диалекте. Роман написан колоритным народным языком, используются негритянские диалектизмы, просторечные выражения, сленг. Марк Твен решился на смелое обновление литературного языка. Не в последнюю очередь именно благодаря этому его «Приключения Гекльберри Финна» сыграли важнейшую роль в истории американской литературы. Недаром Эрнест Хемингуэй написал об этом романе: «Вся американская литература вышла из одной книги - “Гекльберри Финна” Марка Твена».

Основные персонажи романа

Главным героем книги Марк Твен сделал Гекльберри Финна – мальчишку-бродягу, относящегося к низшим слоям населения. Он сбегает из города Санкт-Петербурга от вдовы Дуглас, приютившей его. Ему претит жизнь, в которой нужно соблюдать огромное количество правил. Потом Гек сбегает от своего пьяницы-отца, часто проявляющего жестокость по отношению к ребенку. Встречая беглого негра Джима, он отправляется с ним в путешествие, во время которого переживает множество приключений. На страницах романа раскрывается борьба противоречивых тенденций в душе Гека. С одной стороны – мальчику не чуждо традиционное для Юга США отношение к рабству. С другой – во имя добра, дружбы с негром Джимом он готов пожертвовать многим. Гекльберри согласен даже гореть в аду – это для него не пустые слова. Гек искренне верит в существование преисподней.

Второй положительный персонаж романа – негр Джим, сбежавший от своей хозяйки мисс Уотсон, потому что та хотела его продать. Джим предстает перед читателями человеком с большим сердцем и благородной душой. Он предан Геку, но не как хозяину, а как другу. Джим мечтает о свободе, но готов пожертвовать своей мечтой ради Гека и его товарища Тома Сойера. Когда Тома ранят в ногу, Джим решает дождаться доктора, рискуя вновь попасть в рабство.

У Гека и Джима есть одна очень важная общая черта. Оба они отличаются естественным мироощущением. Эти персонажи изображены на страницах книги такими, какими их создала природа.

Композиция

Марк Твен проводит Гекльберри Финна через череду испытаний, которые даются по нарастающей, то есть по мере развития событий книги законы цивилизации все больше вторгаются в естественную жизнь Гека и негра Джима.

Первая часть – период идиллии. Гек и Джим плывут на плоту. Их жизнь на лоне природы вдалеке от цивилизации можно назвать идеальной. Во второй части Гекльберри приходится всеми силами беречь негра Джима от столкновения с цивилизацией. Опасен становится любой добропорядочный американец, но наибольшую опасность представляет пара мошенников – король и герцог. В этой части ярко показана борьба в душе Гека, о которой говорилось выше. Переломный момент – эпизод, когда Гекльберри и Джим потеряли друг друга в тумане. После того, как опасность миновала, мальчик решает разыграть доверчивого негра. Джим же проявляет трогательную заботу о своем друге: «А когда Джим проснулся и увидел Гека целым и невредимым, горячие слёзы потекли у него из глаз, и Джим хотел целовать твои ноги, так Джим был счастлив и рад. А ты, Гек, только и думал о том, как бы насмеяться над бедным старым Джимом, одурачить его, обмануть!». Геку становится стыдно, и он находит в себе силы попросить у Джима прощения.

В третьей части книги нравственная позиция Гекльберри четко обозначена. Он показан смелым мальчиком, который с особой находчивостью спасает негра Джима. При этом Гек не чурается использовать любые методы для достижения цели. В его противоречивом характере человечность сочетается с практицизмом. Гекльберри добр от природы, он жалеет даже жестоких бандитов, оставшихся на тонущем корабле. Несмотря на это, добрые люди для Гека – чудаки, которыми с удовольствием пользуются разного рода мошенники.

Ключевые темы

Марк Твен выступал против расизма, что нашло отражение на страницах «Приключений Гекльберри Финна». Примечательны строки из письма Твена, датированного 1901 годом, то есть написанного спустя много лет после выхода романа: «Одна из моих теорий состоит в том, что сердца людей одинаковы на всем свете, независимо от цвета кожи». В «Приключениях Гекльберри Финна» Марк Твен ратует за права и Гека, и негра Джима. Кроме того, писатель явно восхищается их добрыми сердцами.

«Приключения Гекльберри Финна» — роман М. Твена. Опубликован в 1885 г. Из этого произведения, по замечанию Э. Хемингуэя, «вышла вся современная американская литература».

Как продолжение «Приключений Тома Сойера» (1876 г.) роман был задуман сразу по завершении первого из романов, но осуществление замысла растянулось почти на десятилетие, в результате две знаменитые книги о мальчиках с берегов Миссисипи и похожи, и непохожи друг на друга.

При всем реализме деталей, «Том Сойер» — идиллия, расцвеченная юмором и чуть-чуть приправленная ностальгической сентиментальностью. Это отвоеванное искусством у времени остановленное мгновение — золотая пора детства с его безмятежной свободой, избытком сил и фантазии, бесконечностью игры, благодаря которым однообразие провинциальной жизни преобразуется в приключение, скудость — в богатство, проза — в поэзию. Книга о Томе, по позднейшему (в письме 1887 года) признанию Твена, это «просто гимн, который облечен в прозаическую форму для того, чтобы придать ему земной вид». Гимн прославляет не напыщенную, «благопристойную» социальную норму (отношения с которой самого Твена были весьма проблематичны), а обаяние жизни в ее стихийной, непобедимой, неподражаемой вненормативности.

В новом романе «Приключения Гекльберри Финна» Твен делает одного из своих юных героев повествователем: эффект транскрипционного письма (к сожалению, почти исчезающий в русском переводе) создает иллюзию наивного, вольного устного сказывания, благодатной непосредственности отношений рассказчика (Гека) и слушателя (читателя) в «забвении» этикетных, литературных и грамматических норм. Композиция романа, как почти всегда у Твена, аморфна, эпизоды нанизываются на нить путешествия, которое точнее было бы назвать бегством от цивилизации. Цель его условна, даже призрачна: Гек и неф Джим не столько движутся, сколько движимы могучим и капризным течением Миссисипи. Проскочив в тумане Каир, откуда Джим намеревался бежать на Север, к свободе (искусственность этого хода отмечалась всеми, писавшими о романе: для того, чтобы попасть в свободный штат Иллинойс путешественникам было достаточно переправиться через реку с острова Джексон), плот скользит по реке, все дальше к югу, в связи с чем риск разоблачения и новой неволи только увеличивается. Плот — единственный приют, убежище Гека и Джима, мальчика-сироты и беглого раба, которые оба бездомны, беззащитны и полагаться могут исключительно на верность друг другу. Любой контакт с другими людьми, любая вылазка на берег чреваты для них насилием, предательством или обманом. Картины жизни по берегам великой американской реки колоритны, но малопривлекательны, всюду одно и то же: грязь, скудоумие, отупляющая деревенская скука, привычные жестокость и страх, циничное жульничество. Вынужденно взаимодействуя с опасным миром взрослых, Гек защищается от него игрой. Он снова и снова меняет маски, не уступая в этом профессиональным лицедеям (например, Королю и Герцогу), а иной раз и превосходя, «переигрывая» их. В сравнении с его отчаянными импровизациями по преимуществу книжные игры Тома Сойера выглядят искусственными, даже выморочеными. Но, при всей своей преданности игре, Гек наделен и «недетской» чуткостью к чужой боли, его сочувствие распространяется даже на тех, кто, кажется, менее всего его способен вызвать. «Люди бывают очень жестоки друг к другу», — таков его комментарий, сдержанный и емкий, к сцене расправы над Королем и Герцогом — пройдохами, безусловно, заслужившими наказания.

Едва ли не самой знаменитой сценой во всей американской литературе является момент, ближе к концу романа «Приключения Гекльберри Финна», когда Гек делает выбор между совестью как социальным предписанием, интериоризированным голосом общественного мнения (он велит донести на Джима, вернуть беглую «собственность» законным хозяевам) и совестью как непосредственным нравственным инстинктом. Отчаянная решимость «гореть в аду», сознательно согрешив против первой, демонстрирует завидное здоровье второй.

Богатое, сложное звучание романа, в котором соединились элементы идиллии и пикарески, бытописательства и «дикого» юмора, романтического мифа и злой социальной сатиры обеспечили ему привилегированное место в творчестве Твена, в традиции американского реализма и в национальном литературном каноне, каким бы переоценкам он ни подвергался.

Время, когда Твен работал над романом «Приключения Гекльберри Финна», было сложным периодом в истории американского Юга. Уже после того как в результате победы Севера в гражданской войне рабство было отменено, бывшие рабовладельцы-плантаторы пытались снова ввести его в Южных штатах; они хотели снова главенствовать в стране, они создавали террористические организации, пытаясь в крови потопить борьбу черных и белых бедняков за свободу. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Приключения Гекльберри Финна Марк Твен. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Тогда и был создан сохранившийся до наших дней ку-клукс-клан, позорная слава которого облетела весь мир. Плантаторы линчевали негров, костры пылали по всему Югу, а победившая буржуазия Севера беззастенчиво грабила побежденные штаты и смотрела сквозь пальцы на террор ку-клукс-клана. Бедняки же - и белые и негры - боролись за искоренение рабства и его пережитков, за то, чтобы свободы, провозглашенные конституцией, не оставались только на бумаге. «Сорок акров земли, мул и гражданские права» - таковы были их незамысловатые требования.

К концу 70-х годов народная борьба была подавлена, буржуазия Севера пошла на сговор с плантаторами, увела с Юга последние войска,- на Юге победила реакция. «Замкнутость, заскорузлость, отсутствие свежего воздуха, какая-то тюрьма для освобожденных негров - вот что такое американский юг»,- писал об этом Ленин.

Американские писатели тех лет боролись с реакцией Юга различными способами. Многие писатели, такие, как А. Турже, описывали современные события. В их книгах негры после победы Севера в гражданской войне рвутся к труду, к образованию, они требуют не больше того, что им обещано законом. Но в ответ запылали костры и выросли виселицы ку-клукс-клана.

Марк Твен, как и некоторые другие писатели, боролся иными средствами: он рассказывал о недавнем прошлом.

В американской литературе в это время очень широко разрабатывалась тема Старого Юга - рабовладельческого Юга до гражданской войны. Те, кто защищал террор против освобожденных негров, рисовали в своих книгах счастливый, мирный, патриархально-рабовладельческий Юг; они создавали образы добрых плантаторов, которые по-отечески любили своих слуг, и преданных, самоотверженных рабов. Раб изображался этими писателями счастливым своим рабством, плантатор - его лучшим защитником. А уж если какой-нибудь негр взбунтуется и убежит - значит, его соблазнил с пути истинного «проклятый аболиционист» (аболиционисты - это люди, боровшиеся против рабства).

В «Приключениях Гекльберри Финна» перед читателем развертывается совсем иная картина жизни Старого Юга.

Когда мисс Уотсон, хозяйка Джима, решила продать его, живого человека, разлучить с семьей, Джим убежал. Реакционный писатель пытался бы доказать, что Джим - «дикарь», «неблагодарная тварь». Марк Твен доказывает обратное. Века угнетения не смогли убить в негритянском народе живую душу: несмотря на всю невежественность и предрассудки, Джим чувствует свое право жить по-человечески. Суеверный и неграмотный (рабовладельцы прекрасно представляли себе, как опасно для рабов образование), Джим сам не понимает значения своего бунта. Веками воспитывали в рабах самоуничижение, и Джим верит, что белый человек лучше и умнее черного уже потому, что он белый.

Но есть граница терпению - даже для такого терпеливого и доверчивого, доброго и преданного человека, как Джим. И не аболиционист подстрекает Джима к бегству; наоборот, Джим сам решил попросить помощи у аболициониста, когда начал меч тать о том, как он освободит свою семью. Так неудержимо рвется раб к свободе, если он сохранил человеческое достоинство. А Джим - настоящий человек; недаром Гек, раздумывая о людях, приходит к выводу, что этот презираемый всеми негр - «внутри белый», а столько белых вокруг него черны душой.

С каким беспощадным, уничтожающим смехом издевается Марк Твен над «цветом и гордостью» Старого Юга-богатыми плантаторами! Высмеивает Твен прежде всего то, что восхваляли - в жизни и в литературе - защитники старых порядков на Юге.

Гек попадает в дом к таким «джентльменам с головы до пят», превыше всего кичившимся древностью и знатностью своего рода. Еще бы! Ведь порода «для человека так же важна, как для лошади». Плантаторы никогда не пятнали себя каким-либо трудом; их «благородные» занятия - поединки и подвиги во имя личной и фамильной чести. Гек сталкивается с такими «подвигами». Сначала просто смешно читать, как его боятся впустить в дом, как трое взрослых мужчин в полном вооружении заставляют маленького мальчика, мокрого до нитки и дрожащего от холода, медленно подходить к крыльцу под наведенными на него дулами ружей, а затем при свете свечи, стоящей на полу, обыскивают его. Так ли доблестны и храбры эти джентльмены? - возникает первый, естественный вопрос. Когда же Гек ближе знакомится с хозяевами дома, когда на его глазах несколько вооруженных всадников во имя пресловутой фамильной чести совершают «подвиг» - добивают раненых мальчиков, тонущих в реке,- то Геку становится невыносимо «тошно и худо», и он бежит от этих джентльменов-дикарей на свой плот, к Джиму.

Но и сюда, на плот, куда спрятались от людей маленький оборвыш и беглый раб, врываются непрошеные гости - самозванцы герцог и король.

Твен высмеивает в этих образах то, что ненавидел всю свою жизнь страстной ненавистью: монархию и сословную знать. Гек думает, что два бессовестных самозванца - невинные барашки в сравнении с настоящими королями и герцогами.

При этом оказалось, что не только в какой-нибудь далекой европейской монархии, но и здесь, на Старом Юге, аристократические предрассудки настолько сильны, что, украсившись титулами, мошенники могут грабить безнаказанно.

Обосновавшись на плоту, эти бродяги нарушили весь уклад жизни Гека и Джима,- жизни, свободной от власти вещей и денег. Как в «Позолоченном веке», как в «Приключениях Тома Сойера», только гораздо острее, в этой книге возникает тема золота, погони за богатством. Герцог и король думают только о том, как бы обобрать кого-нибудь. Фантазия их не знает границ ни времени, ни расстояния. Умерший французский дофин, великий трагик, живший в XVIII веке, пират с Индийского океана,- как бы нелеп ни был обман, он служит им свою службу. На «кучи желтяков» они глядят облизываясь, голодными глазами, а добыв их, хватают руками, пропускают сквозь пальцы и со звоном роняют на пол, наслаждаясь уже одним прикосновением к холодному металлу. Золото заслоняет для них людское горе - они пытаются ограбить осиротевших девочек; ради денег они готовы продать Джима - человека, которому обязаны жизнью. Бескорыстие и верность - такова дружба Гека и Джима. Герцог и король тоже называли себя друзьями, но, когда отношения строятся на деньгах, не может быть речи даже о простом доверии; каждый из них по опыту знает, что надует и продаст «друга», если только в воздухе запахнет выгодной сделкой.

«Просто делалось стыдно за всех людей» - к такому печальному выводу приходит Гек, раздумывая о жизни.

Но совсем не уныние вызывает в читателе эта беспощадная книга. Марк Твен - мастер смеха. Не только уничтожающего, презрительного, но и бодрого, веселого, жизнерадостного.

Горький смех, доходящий до чувства глубокого отвращения, вызывают доблести «джентльменов с головы до пят». Презрительно смеемся мы над фантазиями авантюристов-проходимцев короля и герцога, обирающих своих ближних. Весело и смешно читать, как фантазирует, подражая любимым героям, Том Сойер. Смех, но и глубокое сочувствие вызывают наивные хитрости Гека Финна, когда он выпутывается из ловушек, которые расставляет ему жизнь; хотя в играх главенствует Том, в борьбе с жизненными обстоятельствами пальма первенства принадлежит Геку.

Гек тоже по-своему фантазирует, без запинки плетет свои небылицы, нагромождает выдумку на выдумку, сменяет одну басню другой. Молниеносно придумывает он выход, спасая Джима, и ошарашивает фермеров, преследующих беглого негра: мол, рядом, в лодке,- его отец, заболевший оспой. А помогая осиротевшим девочкам, он сплетает целую интригу. Гек выдумывает свои небылицы, когда он борется с несправедливостью, защищает обиженных, поэтому так сочувствуешь ему. А борется и побеждает он с помощью того оружия, которое ему по силам,- хитростью, так, как борется маленький Братец Кролик против господ леса, хищников, в любимых Марком Твеном народных негритянских сказках.

Многое из того, о чем вы прочли в этих двух произведениях, Марк Твен взял из воспоминаний своего собственного детства. Городишко Санкт-Петербург, в котором жили Том и Гек, похож на родной Твену городок Ганнибал, где он родился в 1835 году и где провел свое детство. Тетя Полли напоминает мать писателя, а друзья Тома - его детских товарищей. И что самое главное - Марк Твен рос в тех же условиях американского захолустного городка, что и его герои. Но жизнь и приключения Сэма Клеменса (таково было настоящее имя писателя, Марк Твен - это литературный псевдоним) были иными, чем у его героев.

Сэм родился в небогатой семье и после смерти отца, еще двенадцатилетним мальчиком, пошел «в люди» и стал сам зарабатывать себе на жизнь. Он сменил много профессий и побывал в самых разных уголках страны. В родном городке был учеником в типографии, затем стал бродячим наборщиком, кочуя из одного города в другой; был «старателем» на Дальнем Западе, пытался найти полезные ископаемые в неисследованных землях; потом стал журналистом. Когда Сэмюэль Клеменс был уже знаменитым писателем, больше всего он любил вспоминать о том, как он учеником лоцмана обучался водить пароходы по Миссисипи. И свой псевдоним «Марк Твен» он взял в честь этого тяжелого, но радостного труда, в память могучей, своенравной реки Миссисипи. «Марк Твен» в переводе значит «мерка - два»- глубина, достаточная для пароходов.

Источники:

    Твен М Приключения Тома Сойера. Пер. с англ. К. Чуковского.- Приключения Гекльберри Финна. Пер. с англ. Н. Дарузес. Послесл. Т. Ланиной. Рис. Г. Фитингофа. М., «Дет. лит.», 1977. 462 с. с ил. (Школьная б-ка).

    Аннотация: В романах о приключениях Тома Сойера и Гека Финна писатель с большим реалистическим мастерством нарисовал жизнь американского провинциального городка на Миссисипи, с его затхлой, мещанской атмосферой. Благодаря напряженному сюжету и блестящему юмору эти книги горячо любимы юными читателями всего мира.

М, "Терра", 1996 г.

Повесть "Приключения Гекльберри Финна" увидела свет в самом конце 1884 - в начале 1885 года. Твен собирался взяться за нее сразу же по окончании "Тома Сойера". Он даже написал первые главы, но потом отложил работу. Писателю необходимо было время, чтобы у него сложилось ясное представление о том, что за человек Гек Финн, которому предстояло вести рассказ и самому судить о событиях. Позднее в "Автобиографии" Твен писал: "В "Гекльберри Финне" я нарисовал точный портрет Тома Блэнкеншипа. Он был неграмотен, неумыт, вечно голоден, но сердце у него было золотое. Он пользовался ничем не ограниченной свободой и был единственным по-настоящему независимым человеком на всю округу,.. а мы все ему отчаянно завидовали... Он стал мировым судьей в одном из глухих поселков штата Монтана, считается прекрасным гражданином и пользуется всеобщим уважением". Гек "списан" не только с Тома Блэнкеншипа, но и с его брата - Бенсона, который, будучи рыбаком, прятал у себя беглого негра-раба. Сам этот поступок грозил ему жестокой расправой рабовладельцев и власти. В этом герое немало и от самого Твена, щедро поделившегося с Геком своими мыслями о человеческом достоинстве, мужестве, чести. Автор использует в повести свои детские воспоминания.
Печатая повесть "Приключения Гекльберри Финна", в 1885 году, Твен указал на титульной странице: "Время действия - сорок или пятьдесят лет тому назад". Самому Твену исполнилось пятьдесят - зрелый человек. И если события относятся к периоду детства Марка Твена, то мысли, выраженные в повести - это мысли опытного, много повидавшего человека, знающего цену человеческой честности и благородству.
Повесть о Геке Финне, двенадцати - тринадцати летнем подростке, гораздо более сложная и совсем не радостная, как "Приключения Тома Сойера". Это попытка автора выразить свое суждение об Америке, его не страшила горечь реальности. В этом произведении Твен пытается воплотить главную мысль всего своего творчества - о том, что источники душевного благородства никогда не иссякают, и сил человека достает совладать с самыми трудными ситуациями.
В 1882 году писатель совершил большое путешествие по Миссисипи, посетил свои родные места. Впечатлениями об этой поездке он поделился в очерках, составивших книгу "Жизнь на Миссисипи" (1883). Книга тесно связана с "Приключениями Гекльберри Финна". Очерки Твена вызвали обвинения критиков в том, что писатель не видит в американской жизни светлых сторон, жестоко высмеивает заведенные, и поддерживаемые законом, порядки, глумится над Америкой. После выхода "Приключений Гекльберри Финна", эти обвинения зазвучали еще громче, требовали даже запретить подросткам читать эту книгу. Однако читатели приняли повесть с восторгом.
В Америке и в Европе слава Марка Твена после выхода "Приключений Гекльберри Финна" Твена еще более выросла. В России повесть перевели в 1885 году. Много лет спустя выдающийся американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал, что вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется "Гекльберри Финн"... Ничего равного ей не создано с тех пор".
Перевод повести на русский язык Н. Дарузес, редакционная статья о написании книги А. Зверева.

Аудио повесть для детей Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 1 - Гек живет у вдовы Дуглас, глава 2 - Старшная клятва нашей шайки. Коротко, буквально несколько предложений о повести "Приключения Тома Сойера". Далее повествование продолжается с момента, когда Гек вернулся к вдове Дуглас, и она вновь принялась воспитывать "заблудшую...

Аудио повесть Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 3 - Засада на арабов, глава 4 - Гадание по шару. Мисс Уотсон относилась к Геку строже, чем миссис Дуглас. Наконец мальчик понял, "...что есть два бога: с богом вдовы несчастный грешник еще как-нибудь поладит, а уж если попадется в лапы богу мисс Уотсон, то спуску не жди... и решил,...

Аудио повесть американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", Глава 5 - Папаша, Глава 6 - Белая горячка. В повести появляется персонаж, о котором не раз упоминалось в повести о Геке Финне и в первой повести о Томе Сойере - папаша мальчика. "...Отцу было лет около пятидесяти и на вид не меньше того. Волосы, длинные, нечесаные...

Аудио повесть американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гикльберри Финна", глава 7 - Я удираю от папаши. Гек задумал убежать сразу от всех, и от пьяницы-папаши от и вдовы Дуглас. Для этого мальчик инсценировал ограбление хибарки и его убийство. Желание увести следствие по ложному пути было столь велико, что Гек исполнил всё...

Аудио повесть известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 8 - Беглый негр Джим. На острове Гек встретил своего знакомого негра мисс Уотсон - Джима. Джим заприметил работорговца, который зачастил в дом вдовы Дуглас. Мисс Уотсон обещала Джиму, что не продаст его на Юг. в Орлеан. Но однажды он услышал...

Аудио повесть Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 9 - Плавучий дом, пещера. "...Это был довольно длинный и крутой холм, или горка, футов в сорок высотой... Мы нашли хорошую, просторную пещеру... Пещера была большая, как две - три комнаты вместе, и Джим мог стоять в ней выпрямившись... Мы подплыли поближе к пещере и перетаскали...

Аудио повесть американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 11 - За нами гонятся. Переодетый в девичье платье Гек вошел в маленькую хибарку. За столом при свете свечи вязала женщина лет сорока. Она спросила как зовут девочку. Та назвалась Сарой Вильямс. Женщина принялась рассказывать ей о наболевшем, но наконец...

Аудио повесть для детей известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 12 - На плоту по Миссисипи. Беглецам пришлось несколько поменять свою жизнь. Теперь они ночами плыли на плоту, на котором Джим устроил шалаш и второй высокий пол, а днем спали, замаскировав плот зелеными ветвями. Перед ними встал вопрос...

Аудио повесть для детей американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 13 - Затонувший пароход "Вальтер Скотт", глава 14 - Был ли Соломон мудрецом? Гек и Джим обнаружили, что их плот унесло. Им пришлось найти лодку бандитов, чтобы воспользоваться ею. Воры бросили в лодку какой-то мешок, спрыгнули в неё сами, но потом...

Аудио повесть для детей американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 15 - Бедного Джима дурачат. "Мы думали, что за три ночи доберемся до Каира, на границе штата Иллинойс, где Огайо впадает в Миссисипи, - только этого мы и хотели. Плот мы продадим, сядем на пароход и поедем вверх по Огайо; там свободные...

Аудио повесть для детей известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 16 - Змеиная кожа делает свое дело. По мере приближения к американскому Каиру негр Джим все более открыто радовался скорой свободе. Американского белого гражданина все более мучила совесть о том, что он не выполнил свой долг и не сдал...

Аудио повесть для подростков известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 17 - У Грэнджерфордов. Гек оказался в доме Грэнджерфордов. Глава семьи - седовласый сухопарый высокий Саул, лет шестидесяти. Двое его сыновей лет по тридцати или больше - все трое видные, красивые. Их мать Рэчел - славная седенькая...

Аудио повесть для детей известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 18 - Кровная вражда. "Полковник Грэнджерфорд был настоящий джентльмен с головы до пяток, и вся его семья была такая же благородная... Полковник был очень высокого роста, очень худой, смуглый, но бледный, без единой капли румянца; каждое...

Аудио повесть американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 19 - Появление герцога и дофина. Прекрасное, поэтическое описание Миссисипи, ее берегов, отражения в воде, неба, пароходов, плавания на плоту, рассвета, утра, дня, заката, ночи. Джим и Гек из осторожности плыли ночью, а днем отдыхали. Однажды на...

Аудио повесть известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 20 - Герцог и дофин обработали Поквилл. Новые пассажиры плота интересовались почему плот на день прятали и избегали встреч с кем бы то ни было. Гек рассказал очередную легенду, по которой он жил в семье в округе Пайк штата Миссури. С отцом и...

Аудио повесть для подростков американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 21 - Происшествие в Арканзасе. Глава повествует о самосуде устроенном сильным белым гражданином штата Арканзас полковником Шербоном над другим белым гражданином Америки задиристым, но безобидным стариком Богсом. В главе приводится емкое,...

Аудио повесть для подростков американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 22 - Линчевание сорвалось. Цирк. Толпа направилась к дому полковника Шерборна, вопя и беснуясь, приводя в трепет обывателей, выглядывавших из-за своих заборов. "...Толпа сбилась в кучу перед забором Шерборна... Кто-то крикнул: - Ломайте забор!-...

Аудио повесть для подростков американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 23 - Все короли дрянь. Семья негра Джима. Представление, которое было предложено почтеннейшей публике захудалого американского провинциального городка, было сущим обманом. Вначале герцог сказал несколько предложений о трагедии и исполнителе...

Аудио повесть для подростков американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 24 - Король готовит новую аферу. На другой день, уже под вечер, мы пристали к заросшему ивняком островку посредине реки, а на том и на другом берегу стояли городишки, и герцог с королем начали раскидывать умом, как бы их обобрать..." Эти...

Аудио повесть для подростков известного американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 25 - Сплошные слезы. В погоне за наживой авантюристы поставили на карту свою свободу, здоровье, а возможно и жизнь. Высота ставки подстегнула их актерский талант, проявившийся в неслыханной степени. Поверили все. "...Скоро...

Аудио повесть знаменитого американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 26 - Я хочу передать золото наследницам. "...Заячья Губа начала меня расспрашивать про Англию... - Ты когда-нибудь видел короля?.. Что ты мелешь, ведь Шеффилд не на море!.. Скажи, - говорит, - "честное индейское", что ты не наврал мне с три короба...

Аудио повесть для подростков известного американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 27 - Золото в гробу. "Сначала я подкрался к дверям и прислушался: оба храпели. Тогда я на цыпочках пошел дальше и благополучно спустился вниз... все оставшиеся при гробе крепко спят, сидя на своих стульях. Дверь в гостиную,...

Аудио повесть известного американского писателя Марка Твена "Приключения Геккльберри Финна", глава 28 0 Гек открывает правду Мери Джейн. На рассвете Гек увидел плачущую Мери Джейн. Она плакала из-за того, что на аукционе семья негров была распродана поодиночке. "Подумать только, что они больше никогда друг с другом не увидятся!" Ей и в Англию...

Аудио повесть для подростков известного американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 29 - Бегство в грозу. На пароходе из Англии прибыли действительные дядюшки наследниц и братья умершего. Огромная толпа сопровождала новых претендентов на наследство. Король и герцог не испугались и не смутились. Смутился...

Аудио повесть Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 30 - Золото спасает мошенников, глава 31 - Джима вновь продали, теперь за 40 $. Когда вся лихая команда собралась на плоту, король набросился на мальчика, так как тот отплыл не дождавшись его с герцогом. Потом свою агрессию король перекинул на герцога - выясняли, кто подбросил...

Аудио повесть известного американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 34 - Мы ободряем Джима. В своей повести о Геке Марк Твен показал мировоззрение простых американцев, когда в порядке вещей держать на цепи человека, если у него цвет кожи черный. Гек чувствовал себя чуть ли не предателем всей нации,...

Аудио повесть американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 38 - Скорбные надписи, герб и змеи. "...Том сказал, что... не было ещё ни одного случая, чтобы государственный преступник не оставил на стене надписи и своего герба... Джим сказал, что ему целый год придётся возиться - выцарапывать столько всякой...

Аудио повесть американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 39 - Анонимные письма, глава 40 - Удачный побег. Уклад жизни на ферме Фелпсов был таков, что каждый выполнял свою работу, и потому взаимных претензий у хозяев и их рабов не было. Отсюда никто не обращал внимания на происходящее у арестованного негра....

Аудио повесть для подростков американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 41 - После побега на ферме Фелпсов. Доктор, приятный и добрый с виду старичок, под предлогом слабости челнока, поплыл к раненому на островок один. Гек остался на берегу. Ночью он спал на бревнах. А утром, когда пошел в город, столкнулся с дядей...

Аудио повесть Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", Глава 42 - Джим свободен, Том поправляется, Глава 43 - Гек богат и усыновлен. В дом Фелпсов вновь пришла толпа, принесли на носилках Тома, рядом шли старичок доктор и связанный в ситцевом платье Джим. Джима поместили в тот же сарайчик, но приковали сильнее и следили строже. Доктор...