Правополушарный человек. Что такое правополушарное мышление? Какие функции относятся к правополушарным


Мозг человека неспроста разделен на два полушария: левое и правое.

Каждое полушарие выполняет свои функции, отвечает за развитие и функционирование тех или иных способностей и систем организма.

Левое полушарие мозга отвечает за правую половину тела, а правое полушарие мозга – за левую.

С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления: абстрактно-логическое и пространственно-образное соответственно.

Существует три типа функциональной организации полушарий мозга:

  • Смешанный тип – отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий;
  • Доминирование левого полушария (словесно-логический мышление, склонность к абстрагированию и обобщению);
  • Доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение).

Правополушарные люди
Если доминирует правое полушарие, то преобладает конкретно-образное мышление, развито воображение, чувственное восприятие, хорошая ориентация в пространстве, творчество.

Наиболее подходящие методы проверки для правополушарных детей: закрытые вопросы, требующие развернутого ответа, устный опрос, задания с четким ограничение времени на их выполнение.

Особенности правополушарного интеллекта.

1) Образное, чувственно-эмоциональное, опосредованное мышление;

2) Творческое мышление;

3) Синтез;

4) Хорошая ориентация в пространстве.

Правополушарные люди чаще всего становятся художниками, артистами, певцами, писателями – это люди, относящиеся к творческой сфере. Правополушарные люди более интуитивны, поступают по велению чувств, а не логики и разума.

Лвополушарные люди

Если доминирует левое полушарие, то преобладает словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению.
Наиболее подходящие методы проверки для левополушарных детей: задачи, письменные опросы, отсутствие четких сроков выполнения, вопросы, требующие выбрать один из предложенных вариантов готовых ответов.

Особенности левополушарного интеллекта:

1) Интеллект речевой;

2) Логика, аналитика;

3) Стремление выявлять причинно-следственные связи;

4) Сильная воля, хорошие адаптивные механизмы;

5) Мыслит схемами, символами.

Левополушарные люди чаще всего становятся инженерами, философами, математиками. Этим людям свойственна рациональность, логика в принятии решений.

У равнополушарных людей все процессы уравновешены.

Типы учеников по М.Гриндеру.

Правополушарные

Левополушарные
Преуспевает в чтении, алгебре, языке

Преуспевает в геометрии

Любит информацию в письменной форме

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций

Любит проверять работу

Не любит проверять работу

Повторяет фактическую информацию

Любит самостоятельный выбор

Использует интуицию

Фокусирован вовнутрь

Фокусирован во внешнее

Анализирует от части к целому

Анализирует от целого к части

Предпочитает сначала чтение, потом фильм

Любит смотреть фильм до чтения книги

Сосредоточен

Отвлекается

Испытывает дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями

Реагирует на словесные замечания

Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании

Видит символы (слова, буквы)

Видит конкретные объекты

Определяем ведущее полушарие человека

Возьмите ручку и лист бумаги. Запишите 10 пар двухзначных чисе в два столбика. Причем первое число в паре обязательно должно быть больше второго числа в паре. Сложите числа первого столбика (n1), затем сложите числа второго столбика (n2). Далее разделите n1 на n2, полученный коэффициент обозначьте K.

Результат:

K = 1 – 1,2 – выраженный аналитик;

K = 1,2 – 1,5 – аналитик, ближе к синтетику;

K = 1,5 – 1,8 – синтетик;

K = более 1,8 – ярко выраженный синтетик, застревающий в синтезе;

K = менее 1 – ярко выраженный аналитик, застревающий в анализе.

Так сложилось, что система образования, учебники и задания в них ориентированы в основном на левополушарных детей (аналитиков) с использованием схем, таблиц, правил, алгоритмов.

Правополушарные дети при этом испытывают трудности на уроках и дома, выполняя подобные задания.

Существует ряд приемов, которые необходимо использовать для правополушарных детей:

  • Фантазирование;
  • Составление загадок, скороговорок, сочинений;
  • Написание сказок;
  • Прием изменения окраски (Посмотрите на картинку: что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы раскрасили эту картинку? Что бы вы добавили в картинку, убрали и нее и почему?);
  • Метод введения нового героя (Придумать героя, который мог бы помочь главным героям сказки спастись, как бы он это сделал и т.д.);
  • Прием «до сказки» (Придумать, что было до событий, описанных в сказке, художественном произведении);
  • Метод описания;
  • Прием оживления (Оживить неодушевленный предмет, описать его чувства и мысли);
  • Словесное рисование (Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д.);
  • Прием синтеза (Выводы после наблюдений);
  • Метод проб и ошибок;
  • Проблемные вопросы;
  • Метод дополнения (Продолжи за учителя, закончи мысль);
  • Метод звукового ощущения (Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы?);
  • Метод ассоциации.

Возникает логичный вопрос, как учитель с левополушарным типом мышления сможет учить детей с правополушарным типом?

Дело в том, что успешно обучать таких детей можно, не пытаясь изменить самих себя, достаточно с понимание относиться к особенностям людей другого типа мышления, знать и понимать их особенности, учитывать их в построении урока.

Создавать условия для успешного обучения и гармоничного развития личности с учетом психофизиологических особенностей детей – это и есть основная задача учителей и специалистов социально-психологической службы школы.

Оба больших полушария выполняют важные функции. Правое полушарие воспринимает мир таким, каков он есть, во всем многообразии, левое полушарие упрощает мир, чтобы его можно было изучать и как-то менять. Без правого полушария мы бы превратились в роботов, без левого - не смогли анализировать и действовать, мир превратился бы в хаос.

Левое полушарие из всего разнообразия связей и отношений, выбирает простые, непротиворечивые и на их основе создает однозначно понимаемый смысл, благодаря которому достигается полное взаимопонимание между людьми. Например, 2+2=4. Такая однозначность и определенность позволяет анализировать, делать логические выводы. При этом контекст, затрудняющий понимание смысла, конкретность, ясность картины, вносящий противоречие, беспощадно исключается. Например, логическому мышлению недоступно, как человека можно одновременно и любить, и ненавидеть.

Преобладание левополушарного мышления обедняет человека, лишает его сочности восприятия, понимания всей полноты неисчерпаемо богатого мира и радости от вовлеченности в него. В каждом случае решения внутренних или межличностных противоречий, есть различные нюансы, которые невозможно свести к общему знаменателю логики. Поэтому доминирование логического, формального мышления может приводить к тупиковым и неразрешимым умозаключениям.

Неполноценность образного («правополушарного») мышления создает постоянные конфликты со средой и с самим собой. Потому что логическое мышление по природе своей альтернативно, оно не признает полутонов, компромиссов между «да» и «нет». Образное же мышление находит непредсказуемые, незаурядные и оригинальные выходы в самых безнадежных условиях.

У правого полушария прямо противоположное левому назначение. Оно мгновенно воспринимает реальность во всем богатстве противоречивых, неопределенных и многозначных связей и образует многоликий смысл.

Правое полушарие все объединяет, создавая неповторимый сплав. Именно правое полушарие способно к созданию многозначных связей и выявлению новых, и соединению их с существующим опытом (что и составляет основу озарений).

Благодаря образному мышлению удается на иррациональном уровне разрешать внутренние конфликты, которые с логических позиций выглядят тупиковыми.

Неполноценность или неразвитость правополушарного мышления (образного) является проявлением не только психических и соматических (телесных) расстройств, но и важным звеном в механизме развития этих нарушений.

Кроме нашей сознательной (левополушарной) части психики существует значительная часть (правополушарная) - это наше бессознательное. Ее не контролирует сознание. В бессознательном хранится огромный пласт информации, опыта, который не имеет «прошлого» и «будущего». В бессознательном всегда настоящее. Это означает, что любые события и впечатления нашей жизни воспринимаются как настоящие. Они влияют на нас постоянно. Например, какие-либо неприятные впечатления детства или далекой юности живут в бессознательном и воспринимаются нами как происходящие сейчас. Бессознательное влияет на наше поведение и на все процессы в организме, причем это влияние редко нами осознается.

Уже на первом году жизни мы получаем опыт в символическом виде. Этот опыт запоминается психикой, и на его основе формируется представления о самом себе, об окружающем мире, об отношениях с ним. Эти представления существенно влияют на наше поведение, отношения и здоровье. И самое грустное, что эти представления нами могут не осознаваться, а значит и изменить то, что мы не знаем, трудно. Если эти представления негативные, то мы будем стремиться к соответствию внутреннего и внешнего - будем отказываться от успеха, здоровья, благополучной семьи и т.д.

Внутренние образы влияют на нас не менее активно, чем любой внешний предмет. Из психофизиологических исследований: образы жизненно важных событий и объектов могут вызывать такие же поведенческие реакции, как и восприятие этих же событий и объектов наяву.


Кустодиев Б.М. «Балаган»

Символический мир, мир культуры способен оказывать на наше развитие более существенное воздействие, чем самые серьезные реальные события.

Информация, попадая в правое полушарие (если по каким-то причинам не была вовремя осознана) хранится в закодированной форме и недоступна для левого полушария (сознания).

Внутренний мир сокровенен, в него не залезешь с микроскопом, это мир открывается только посредством образов.

Правое полушарие - источник бессознательной мотивации (желания действовать), оно автоматическое. Если там все в порядке - мы успешно достигаем своих целей, как на автопилоте. Но если там существуют убеждения противоположные нашим сознательным целям, то никакими уговорами, внушениями, изменением поведения исправить наши бессознательные установки невозможно.

Корни наших проблем спрятаны в бессознательных слоях психики и использование языка логики ничего не меняет, а ведет в тупик. Наши умные «левополушарные» мысли никак не влияют на решение «застойных» проблем. Если бы можно было запросто менять один образ мыслей на другой, все были бы богатыми, уверенными и любимыми, повторяя перед зеркалом: я богат, уверен и любим.

Проблема, которую мы гоняем по кругу своего мысленного лабиринта, не решается. Если мы, в ходе долгих усилий и анализа, поймем, что нас неправильно воспитали родители, мама нас не так пеленала - это ничего не изменит.

За счет чего происходят изменения при психотерапии? При психотерапии активизируется функция правого полушария мозга, которая была заблокирована из-за активности левого (мысленного анализа). И мы сходим с узкоколейной логики и расширяем свое понимание проблемы. Правополушарная способность к установлению разнообразных связей, к многозначному мышлению позволяет разрешать личные вопросы.

Чтобы активизировать функции правого полушария (бессознательного) необходимо побыть в диалоге с собой. Наше бессознательное подготавливает нам события, действия, идеи, но мы пока об этом не знаем, мы не видим весь этот процесс подготовки, пока оно нам не выдаст готовый, зрелый плод своей работы.

Утрата контакта с собственным внутренним миром приводит к скоплению проблем и «заталкиванию» их подальше от сознания.

В наш гоночный век, век информационного бума, бесконечных школ личностного роста так важно остановиться, остаться наедине с собой, побыть и послушать себя. И после регулярных таких «разговоров», у нас не будет другого пути, как личностно подрасти, и это произойдет естественно.

Неоправданные требования среды приводят к чрезмерному психоэмоциональному напряжению, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.

Во избежание массового удушья личностным ростом предлагаю простое человеческое развитие.

Нервная система требует отдыха, бесконечные стимулы истощают ее. Мозг необходимо беречь, постоянное напряжение ведет к сбою и нарушениям. Жить в постоянном ускорении и стрессе невозможно. Нужно находить время для себя, побыть с собой в диалоге и тогда, все, за чем мы гнались, само догонит нас.

В диалоге с собой происходит то же, что и в кабинете у психолога. Мы вступаем в диалог, и благодаря функции больших полушарий, находим в себе ответы на свои вопросы. И есть масса вопросов и задач, которые можно и нужно решать самостоятельно.

© Кириллова Л.С. , 2016
© Публикуется с любезного разрешения автора

Кто такие лево и правополушарные и в чём их отличие? Информированность каждого полушария строго ограничивается подчиненной ему половиной тела (левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое – левой). Правое полушарие отличный конструктор. Способность на основе части рисунка экстраполировать целое изображение – функция правого полушария. Правое полушарие уверенно обнаруживает абсолютно одинаковые рисунки. Левому полушарию, напротив, легче даются задания по поиску различий. Оно обрабатывает информацию по частям, соблюдая строгую очередность анализа деталей. Правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Левополушарные обладают чувством времени, мышечно выносливы. Правополушарные более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе. Алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом левополушарных учащихся. Правое полушарие не понимает знаков "отнять", "умножить", "разделить" и не способно выполнить эти действия. Разве что справится со сложением, и то, если задания будут наилегчайшими, вроде 1 + 2 или 2 + 3. Оно прекрасно справляется с различными заданиями на обобщение и систематизацию. Схватывание целостного образа изображения вместо его поэтапного дискретного анализа мешает правому полушарию овладеть чтением, что и объясняет неуспехи в обучении чтению левополушарными методами. Если у ребенка ведущий глаз левый (что является признаком правополушарности), он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда, как малышу надо помочь.

Способность к активному воспроизводству речи у правого полушария выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов. Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен. Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Правое полушарие совершенно не владеет грамматикой. А вот наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Вот насколько они разные! Хорошо об их различиях сказал Б. Белый: "Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные - за отдельными деревьями не видят леса". Созревание правого полушария идет более быстрыми темпами, чем левого, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9-10 лет ребенок является правополушарным существом. По некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам, то есть к началу школьного обучения. Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребенка сознания себя, это происходит в двухлетнем возрасте. В это же время максимально выражено упрямство.

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. И. Соньер (Франция) утверждал: "Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг". Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении. Таким образом, сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства левополушарной стратегии мышления является не только биологической функцией взросления, но и результатом культурных традиций, социальных влияний и обучения. Добиться такого доминирования можно только ценой больших усилий учителя, родителей и ученика. Но всегда ли оправданы эти усилия? Ещё немецкий педагог Гербард писал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить. Ведущий специалист в области нейропедагогики, например, профессор Н.Н.Трауготт говорит: "Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации". Профессор Т.П.Хризман тоже предупреждает: "Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию". С ними соглашается и профессор Д.В.Колесов: "Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно". Доказательством положительного воздействия развития правополушарности на общеинтеллектуальное развитие личности служат последние исследования американских, швейцарских и австрийских ученых, которыми были проведены эксперименты среди детей от пяти до пятнадцати лет. Контрольная группа обучалась по стандартной школьной программе, а в экспериментальной программе было увеличено количество уроков музыки за счет уменьшения часов занятий математики и языками. За три года дети не только не отстали от сверстников из контрольной группы, но даже показали лучшие результаты, особенно в изучении иностранных языков (вербально-аналитическое мышление).

Уже при рождении существуют предпосылки к функциональной асимметрии головного мозга. Но исследования подтвердили, что развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предопределенность к доминированию, связано с особенностями образования и развития. То есть врожденные предпосылки - это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Именно поэтому образование должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. А наиболее прогрессивно и целесообразно развитие обоих полушарий мозга. Так кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Виктория Юркевич считает, что нежесткое разделение полушарных функций способствует креативности (творческому мышлению), а жесткое - ее снижает. В книге А. Л. Сиротюк "Обучение детей с разным типом мышления" говорится о том, что чем больше усилий приложено в процессе воспитания к доминированию логико-знакового мышления (левополушарное образование), тем больше усилий потребуется в дальнейшем для преодоления его ограниченности. Иными словами, для того чтобы раскрепостить образное мышление и высвободить творческие силы, надо заняться переделкой того, что было заложено в детстве. А перевоспитывать, как известно, сложнее, чем воспитывать. Автор утверждает, что при неврозах и психосоматических заболеваниях происходит как бы частичное изъятие правополушарного вклада, в результате снижается способность к нестандартным решениям. Другими словами, если ребёнок часто болеет из-за постоянного перегруза и стресса, то образное, то есть творческое мышление у него развивается плохо. А так как способность к воображению в детском возрасте является предпосылкой мышления взрослого человека, то ребёнок не получает должного развития. Но взрослый думает, что если малыш опережает сверстников в знании и умении, то у него лучше развито и мышление. Что же происходит, когда такой ребёнок оканчивает школу, а затем и высшее учебное заведение и приходит на работу? К сожалению, всё чаще руководители различных сфер отмечают, что современные молодые специалисты с высшим образованием менее креативны и самостоятельны в своих решениях, чем их предыдущее поколение.

Марина Султанова

Если у вашего ребенка есть определенные предрасположенности к той или иной области, но знания и умения из других областей развиты незначительно – это не значит, что ребенка нужно заставлять из осваивать или переучивать его.

Нужно всего лишь разобраться в предрасположенности ребенка к той или иной области, а это часто регламентируется типом нервной системы и строением психики ребенка.

Но начнем с преамбулы о том, что раньше, когда появлялись дети — левши – их переучивали; хотя среди «леворучек» встречалось множество гениев. К сожалению (до 20 века включительно) таких детей старались переучить, так как бытовало мнение (особенно в религиозной среде), что леворукость является отклонением. Так вот, преобладание функциональности руки и другие качества человека определяются доминированием активности правого или левого полушария. Давайте разберемся с вами по поводу право- и левополушарных детей, и как сделать так, чтобы ваши дети сумели развить свои качества, которые уже заложены у них природой и сохранить баланс в том, чего у них от рождения меньше.

Рассмотрим, за какие качества и свойства отвечает правое и левое полушария у ребенка:

Такие дети любят искуство, музыку, творческие игры, танцевать, петь. Они восхищаются красотами природы, часто созерцают ее проявления, любят животных – например, могут бесконечно любоваться цветком или бабочкой. Такие дети часто являются эмпатами – очень тонко воспринимают чужие эмоции и чувства, легко ранимы. Часто они выносят неординарные и точные суждения. Такие дети непосредственны, доверчивы, часто любят уединение. Правополушарные отличаются очень подвижной мимикой и богатой эмоциональностью. Лучше всего себя чувствуют и развиваются в гуманитарных науках. Но иногда у них возникают ошибки в построении фраз, такие дети не всегда сильны в грамматике, что следует учитывать родителям. Правополушарные больше тянутся к матери.

Левосторонние дети являются очень рассудительными и прямолинейными. Не любят громких и подвижных игр, предпочитают играть в те игры, где необходимо проявлять логику (например, шахматы), любят что-то строить, с раннего детства могут интересоваться электронными игрушкам, проявляют способности в математике. Логика у таких детей более мужская, независимо от их гендерной принадлежности. Такие дети могут вырасти в хороших организаторов, бизнесменов или исследователей. Левополушарные больше тянутся к отцу.

Важно заметить, что принадлежность к тому или иному типу мышления у детей начинает вырисовывать примерно к 6-7 годам, когда ребенок начинает более — менее себя осознавать. Также, следует знать, что в средней школе, обычно, внимание акцентируется на левостороннем развитии, которое развивает аналитический ум, но делает неспособным человека к творчеству; а чтобы потом высвободить творческий потенциал – человеку придется долго себя переучивать. Но самое главное – все должно быть в балансе: и логика и интуиция, для этого детям нужно развивать также те качества, которые у них менее развиты, но так, чтобы они дополняли их таланты.

Кристина Фирсова

Видеогимнастика — упражнения для развития межполушарных связей головного мозга:

В истории физиологии сложилось так, что из двух полушарий мозга человека левое долгое время считалось преобладающим, доминантным.

При доминировании левого полушария ведущей, в большинстве случаев, оставалась правая рука.

Почему левое полушарие было главенствующим, да потому, что в нём сосредоточено управление важными психическими функциями сознания, контроля, речи и абстрактного мышления, а также ведущей правой руки.

Но развитие науки показало, что и правое полушарие, не освобождено от забот: подсознательные интегрирующие психические процессы, практически наглядная деятельность, интуиция, музыкальное и художественное творчество, образное мышление – всё это по его ведомству.

Правое полушарие обладает способностью регулировать биоритмы, «создавать» сновидения и вытеснять из сознания неприятные переживания, а также способность возбуждать активность левого полушария, определять продолжительность сна, внушаемость и подверженность гипнозу.

У каждого третьего человека вообще нет преобладания одного из полушарий. У остальных людей можно говорить об активности того или иного полушария.

Среди «левых» или «левопулашарных» много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко это люди подчёркнуто рациональны и рассудительны. Много и охотно пишут, свободно запоминают длинные тексты, владеют иностранными языками, речь их грамматически правильна. Характерны заострённое чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. «Левополушарные» подчёркнуто последовательны в действиях и поступках, хорошо прогнозируют будущее, критичны, склонны к язвительной иронии и сатире.

А каковы же «правополушарные», среди которых много художников, артистов, музыкантов, мастеров на все руки и экстрасенсов? Речь их эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией. В ней нет особой «выстроенности», возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки, проглатывание окончаний.

В начале обучения чтению и письму они могут читать или писать «наоборот» (справа налево, зеркально), пропускать буквы, не заканчивать слова, особенно в состоянии утомления. Им удобнее диктовать текст, чем писать, В то время как «левополушарным» легче писать, чем диктовать. Как правило, «правополушарные» целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы и внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, как впрочем, приходить в состояние гнева и ярости.

Но не стоит думать, что все изобретатели, исследователи, выдающиеся учёные – исключительно левополушарные. Гениальный Эйнштейн в возрасте 4-х лет ещё не умел говорить, в школе обнаруживал неважные способности по математике и физике. Зато потом он создал теорию относительности, всплеск гениальности, особого нетрадиционного видения мира и его законов.

И в жизни он не был «застёгнут на все пуговицы», слыл большим шутником, одевался как художник, играл на скрипке, вёл себя крайне непринуждённо, широко пользовался жестами и рисунками для выражения своих мыслей. При вскрытии его правое полушарие оказалось значительнее больше левого.

Даже среди композиторов-классиков, как показали специальные исследования музыковедов – есть правополушарные и левополушарные, несмотря, что музыкальный центр расположен преимущественно в правом полушарии.

К «правополушарным» отнесены Вагнер, Дебюсси, Скрябин, Чайковский, Шопен, Шумен, а к «левополушарным» – Бах, Гендель, Мендельсон, Прокофьев, Шестокович.

При рождении у человека оба полушария функционально одинаковы. Дифференциация их становится отчасти заметной к концу первого года жизни, когда ребёнок произносит первые слова – одно из полушарий начинает «леветь».

Следующим толчком к активизации левого полушария, или, точнее, её выражением, будет проявление у ребёнка чувства «Я» осознания себя. В это время, в 2 года, максимально выражено упрямство. Поскольку у мальчиков процесс разделения функций идёт сравнительно быстрее, чем у девочек, то и упрямство у них в этом возрасте заметнее.

Что из этого следует? А то, что 2 года – самое неподходящее время для борьбы с упрямством детей, их развивающимся чувством «Я». Ведь здесь упрямство имеет не только психологические, но и физиологические корни. Набраться терпения, одновременно необходимо представить больше возможностей, эмоционально двигательной разрядки негативных чувств в играх детей.

В последующие годы нарастание активности левого полушария происходит вместе с появлением сложных понятий, развитием абстрактного мышления, умением считать и писать. Здесь опять впереди – мальчики: уже к 6-ти годам левое полушарие у них может быть активнее, чем у девочек. Девочки же до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга, эквивалентность его половин.

Бывают случаи, когда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно-одарённых мальчиков дифференциация мозга идёт по такому же пути, как у девочек. У них дольше сохраняется «правополушарная» специализация мозга: и здесь любое чрезмерное давление родителей при раннем обучении чтению и письму может привести к перенапряжению ещё неокрепшего, а тем более не доминирующего левого полушария. Его утомление, в свою очередь, ещё больше затруднит усвоение правил грамматики, письма, чтения, таблицы умножения, и тех математических понятий, которые связаны с присущему левому полушарию функциями. А пока, до школы, особенно не допустимо раннее (тем более насильственное обучение тех детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни, или сейчас не выговаривают ряд звуков). Это означает, что у них, как у большинства тех, кто пользовался левой рукой, по-прежнему доминирует правое, неречевое полушарие. А родителям следует знать, что надо повременить со своими требованиями. А когда дойдёт дело до школы, не ругать и не наказывать детей, что, они «не так пишут», «не так читают и считают». От этого дети заниматься лучше не будут, зато опасность невроза станет намного реальнее. Не требовать нужно, а помогать, хвалить – пусть даже за небольшие успехи (которые появятся при бережном нашем отношении). Нужно не поддаваться и давлению некоторых не в меру ретивых («левополушарно» ориентированных учителей), которые требуют от родителей «нажать», «принять незамедлительные меры». Что нам дороже, наконец? Всё-таки психическое здоровье детей, школьные результаты, которых (даже при «правополушарной» направленности) непременно выправятся, если, конечно, мы не доведём дело до той стадии, когда «загнанная лошадь больше не тянет».

И зачем же множить число детей-невротиков?! Их и так более чем достаточно: это мы видим уже к концу первого, началу второго класса. ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ – В ВАШИХ РУКАХ. Это не метафора, а реальность, воодушевляющая или грозящая, в зависимости от того, как мы будем вести себя с детьми.