Проверка орфографии и пунктуации онлайн, проверка правописания в тексте. Знаки препинания при однородных членах предложения Расставить пунктуацию в предложении


Сервис проверки орфографии и пунктуации онлайн - это уникальный бесплатный сервис поиска ошибок и опечаток.

Эффективный алгоритм сайт находит множество ошибок, среди которых:

  • непарные скобки и апострофы;
  • две запятые или точки подряд;
  • выделение запятыми вводных слов;
  • ошибки в согласовании;
  • грамматические и логические ошибки;
  • опечатки;
  • лишние пробелы;
  • повтор слов;
  • строчная буква в начале предложения;
  • правописание через дефис;
  • и многое другое.

На нашем сервисе вы сможете не только узнать уникальность текста, но и проверить его орфографию и пунктуацию. При проверке текста можно так же легко избавиться и от опечаток, которые не всегда заметны при быстром наборе. При использовании данного сервиса вы будете уверены в качестве текста.

Проверка текста на ошибки онлайн, исправление ошибок в тексте от сайт

Исправление ошибок в тексте онлайн, проверка орфографии и пунктуации позволят проверить грамотность текста.

Проверка ошибок онлайн поможет найти ошибки и опечатки в тексте. Проверка текста на ошибки пригодится при анализе любого текста, если вы хотите проверить его качество и найти имеющиеся ошибки. Если же у вас возникают трудности в первую очередь с пунктуацией, а не с орфографией, оцените возможность проверки запятых. Сервис укажет на проблемные места, где были найдены лишние или отсутствующие знаки препинания, например, несколько запятых подряд или непарные скобки.

Одной из ключевых особенностей бесплатной проверки на ошибки на сайт является возможность исправить их прямо в тексте. Алгоритм проверки прост.

  • Вставьте нужный текст в окно проверки орфографии и пунктуации.
  • Нажмите на кнопку «Проверить на ошибки».
  • Обратите внимание на подсвеченные контрастным цветом места и количество найденных ошибок под полем проверки.
  • Нажмите на выделенное слово и выберите верный вариант написания из открывшегося списка.

Разделы: Начальная школа

Педагогические задачи: создать условия для осуществления выбора языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи; создать условия для составления небольших текстов (объявлений).

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать предложения по цели высказывания, решать учебные и практические задачи - безошибочно списывать предложения, правильно писать словарные слова, определенные программой; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные - усвоение понятия объявление , осмысление структуры объявления, приобретение умения составлять тексты объявлений; применение практических навыков постановки знаков препинания в конце предложения; логические - осуществление сопоставительного анализа текстов объявлений, выявление неточностей в содержании приведенных объявлений.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить коррективы в действия; оценивать собственную речь и речь собеседника согласно грамматическим нормам.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, задавать вопросы, комментировать ответы других учащихся предложенным критериям и задания, формулировать простые выводы, выбирать правильную интонационную выразительность речи.

Личностные: овладеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; проявляют интерес к учебному материалу; выражают готовность к преодолению трудностей в освоении новых действий.

Ход урока: тема урока

1. Организационный момент

Ребята, сегодня чудесный весенний день, на улице светит солнце. Хочется, чтобы сегодня у всех было хорошее настроение. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас вы повернетесь к своему соседу и, назвав его по имени, скажите, что вы рады его видеть.

Тяжела для всех наука,
Если в школе сон и скука.
Если будет увлечение -
Станет радостным учение.

Ребята, вы хотите узнать, чем интересным мы будем заниматься на уроке? Попробуйте определить тему урока. А подсказкой вам послужит песня. Если вы правильно догадаетесь, что за текст был написан на листочке, то вы правильно определите тему урока. Итак, слушаем.

(Песня «Пропала собака)

О каком листочке идет речь в песне? Как может называться этот листок?

(Плакат, записка, объявление, письмо)

Выберите верный ответ.
- Докажите свое мнение. Почему это не письмо? Вы уже рисовали плакат? Что это?

Правильно, тема урока «Объявление».
- Ребята, вспомните и скажите, что вы знаете об объявлении? Какую роль в жизни людей играют объявления?

Целеполагание.

Ребята, подумайте над вопросом: чему мы должны научиться сегодня на уроке?
- Спасибо за ваши мысли. В ходе урока мы постараемся получить ответы на эти вопросы. А ваши ответы помогли нам в составлении плана урока, которого мы постараемся с вами придерживаться.

План

1. Что такое объявление.
2. О чем говорится в О.
3. Правила написания О.
4. Пишем О.

На Рисунках выносим тексты объявлений (упр.1 стр.82)

На какое объявление откликнется больше ребят? Объясните почему.

Пальчиковая гимнастика

Ребята, откройте тетради. К нам в гости пришел тигренок (тетр.№1) Давайте его дорисуем.
- На какую букву начинается слово объявление?

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

Пропишите строчку буквы о .

Прочитаем объявление.
- Ребята! Собираемся на репетицию концерта в нашем классе!
Как ты думаешь, почему никто не пришел на репетицию? Какую информацию требуется добавить в это объявление? Почему в тексте объявлений бывает много восклицательных знаков?

Словарное слово класс , придумаем предложение с восклицательным знаком. Запишем его в тетрадь.

О чем может говориться в объявлении?

О концерте и работе,
Об отложенном полете,
О покупке и продаже,
О находке и пропаже,
Об обмене и запрете,
В общем, обо всем на свете!

Ф.Кривин

Но прежде чем мы приступим к интересной работе, скажите, где вам раньше приходилось встречаться с объявлениями?
Доска объявлений, газеты, журналы, радио, телевидение.

Физминутка

Работа в группах

На каждую парту я выдаю набор карточек со словами и предлагаю выполнить следующее задание: внимательно прочитать слова и сложить из них тексты (объявления).
Ученики собирают объявления из слов, напечатанных на полосках и наклеивают их на лист А4..
- Где же можем разместить наши объявления? Правильно на доске объявлений.

ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

Известно: объявления
Нужны нам для того,
Чтобы знало население,
Читая объявления,
Что, где, когда, и почему,
Зачем и для кого.

Ребята, подведем итоги.

  1. В нашей группе работали все.
  2. Мы работали дружно.
  3. Нам нравится то, что мы сделали.

У вас у каждого лежит конверт со смайликами. Оцените работу вашей группы.

Спасибо всем за урок.

При написании различных текстов перед пользователем может возникнуть проблема пунктуации, то есть корректной расстановки в предложении знаков препинания. Не все правила пунктуации помнятся на должном уровне, а так называемая «интуитивная расстановка» может регулярно нас подводить. В таких случаях нам на помощь приходят онлайн-сервисы, которые помогут правильно расставить все необходимые запятые. В данном материале я расскажу о популярных сетевых сервисах, позволяющих выполнить проверку запятых онлайн, а также поясню, как с ними работать.

Расставляем запятые онлайн – особенности сервисов

В большинстве случаев все сервисы, которые я опишу ниже, работают в однотипном ключе. Вы переходите на такой ресурс, с помощью команд «Копировать» и «Вставить» вставляете в специальное окно нужный для проверки текст, а затем жмёте на соответствующую кнопку активации проверки. Сервис проверит ваш текст на грамматические, пунктуационные ошибки, и выдаст вам результат.

Обычно необходимость пропущенной (или лишней) запятой в тексте отмечается каким-либо цветом, или данный отрезок текста подчёркивается волнистой линией, как в MS Word. Также сервис может использовать текстовую подсказку, рекомендующую поставить требуемый знак препинания после соответствующего слова.

Если же, кроме пунктуации, вас также интересует проверка статьи на плагиат, рекомендую ознакомиться со статьёй « » на нашем сайте.


Сервисы позволяющие проверить пунктуацию в режиме онлайн

Перейдём к перечислению сервисов, позволяющих выполнить проверку верности расстановки запятых в Интернете онлайн.

Сервис text.ru

Данный сервис text.ru среди всего богатства своих возможностей обладает возможностью проверки орфографии и пунктуации онлайн, выполняемой абсолютно бесплатно. Алгоритм проверки включает обнаружение опечаток, повторов слов, лишних пробелов, двух запятых, ошибок в согласовании и других лингвистических ошибок, что значительно упрощает работу автора с текстом.

  1. Для проверки текста на пунктуационные ошибки перейдите на указанный ресурс text.ru .
  2. Вставьте текст для проверки в соответствующее окно, после чего нажмите на красную кнопку «Проверить орфографию».
  3. Текст будет проанализирован сервисом, после чего ошибки будут подсвечены красным фоном с указанием вверху сути найденной ошибки.
  4. Также справа будут выведены результаты SEO-анализа текста.

Ресурс languagetool.org

Другим сервисом для проверки пунктуации онлайн является ресурс languagetool.org . Кроме классической проверки грамматики, пунктуации и стиля. Ресурс также предлагает скачать бесплатное соответствующее расширение для браузеров Chrome и Firefox, расширив, тем самым, функционал данных браузеров.

  1. Для работы с ресурсом перейдите на него, вставьте требуемый текст в соответствующее окно, и нажмите на синюю кнопку «Проверить справа».
  2. Проблемные места в тексте будут подкрашены светло-красным фоном, кликнув на который вы сможете ознакомиться с сутью ошибки и вариантами её исправления.

Сервис textis.ru

Сервис textis.ru также позволяет выполнить проверку запятых бесплатно. Его функционал похож на уже описанные онлайн-сервисы – вы переходите на данный ресурс, вставляете в соответствующее окно ваш текст (в окно «Вставьте ваш текст сюда), а затем жмёте на кнопку «Проверить».

При этом качество проверки находится на довольно среднем уровне, существенно уступая уже упомянутым сервисам text.ru и languagetool.org.


Сайт online.orfo.ru

Это один из самых известных и популярных сервисов в Рунете, позволяющих выполнить анализ пунктуации онлайн.

  1. Работа с ним однотипна с уже описанными сервисами – переходите на сайт online.orfo.ru .
  2. Вставляете в соответствующее окно нужный вам текст, а затем жмёте на «Проверить».
  3. Проблемные места в вашем тексте будут подкрашены розовой кривой линией.

Инструмент grammarcheckforsentence.com

Для англоманов и любителей английского языка также могу порекомендовать сервис grammarcheckforsentence.com . Это один из наиболее популярных англоязычных инструментов для проверки грамматики и пунктуации, которые можно найти в сети.


Принцип его работы схож с другими сервисами описываемого мной ряда – вы переходите на ресурс, вставляете в соответствующее окно ваш англоязычный текст, а затем жмёте на кнопку «Check».

Заключение

Проверка запятых онлайн проводится с помощью сервисов, описанных мной выше. Алгоритм работы с ними довольно прост, и не вызовет у пользователя каких-либо затруднений. При этом также помните, что классический MS Word также позволяет проверить текст на пунктуацию, а при необходимости можно также воспользоваться сетевым аналогом MS Word – « », который вы можете легко найти в сети.

Пунктуация – это

1) система знаков препинания;

2) нормы и правила употребления знаков препинания, исторически сложившаяся в русской письменности;

3) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и пра­вила их употребления на письме.

Главное назначение пунктуации – способствовать пониманию читателем письменного текста, его структуры, синтаксической и смысловой. Текст, написанный без знаков препинания, читается в три-пять раз медленнее, чем текст оформленный. (Лекант)

В основе слова препинание лежит корень -пя-, от которого ведут свое начало такие слова, как запя­тая, пнутъ, препона и др. Все эти слова содержат в себе в той или иной степени значение препятствия, преграды, обстановки, задержки. Так и знаки препинания совпадают с остановками в речи, с интонацией, с переходом к новой мысли, к новому понятию.

ПУНКТУАЦИОННОЕ ПРАВИЛО

Пунктуационное правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора знака препинания (т. е. его употребление или неупотребление). Условия выбора знака препинания – это грамматические, смысловые и интонацион­ные особенности предложений и их частей.

Примечание. Место в предложении, где необходима поста­новка знаков препинания, можно найти по опознавательным признакам (приметам). Опознавательные признаки применения пунктуационных правил:

1) морфологические: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц;

2) синтаксические: наличие двух и более грамматических основ, обращений, вводных слов, обособленных членов предло­жения, однородных членов, чужой речи;

3) звуковые: произношение со звательной и другими видами интонаций;

4) смысловые: выражение причины и др.

(М.Т. Баранов, Т. Костяева… Справочник по русскому языку для учащихся)

ПРИНЦИПЫ ПУНКТУАЦИИ

1. Интонационный принцип . (Л.В. Щерба, А.М. Пешковский, Л. А. Булаховский) знаки препина­ния - показатели ритмики и мелодики речи. (Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопроси­тельный и восклицательный знаки, интонационное тире, в ряде случаев многоточие и т. д . (...)

Тёплый ветер, дувший с юга, стих.

Дувший с запада резкий ветер вдруг неожиданно стих.

2. Синтаксический (грамматический) принцип. (Я. К. Грот) знаки препинания делают наглядным синтаксический строй речи, выделяют отдельные предложения и их части. Это получило отражение в формулировке большей части пунктуационных пра­вил:

как точка, фиксирующие конец предложения; знаки на стыке частей сложного предложения (когда имеется в виду их отграничительная роль); знаки, выделяющие разнообразные конструкции, но грамматически с ним не связанные, т. е. не являющиеся его членами (вводные слова, сочетания слов и предложения; вставки, обращения; междометия); знаки при однородных членах предложения; знаки, выделяющие приложения, определения - причастные обороты и определения - прилагательные с зависимыми словами, стоящие непосредственно после определяемого слова или оторванные от него другими членами предложения (...)

3. Логический (смысловой) принцип. пунктуация обеспечивает пони­мание текста. (Но довольно часто случается так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное, т. е. конкретный смысл диктует и единственно возможную структуру.

Например: Трое перед фотографией, напряжены (И. Ильф).

Трое перед фотографией напряжены.

Смысловой принцип в расстановке знаков пре­пинания выявляется особенно наглядно при обособлении, а также при присоединительных членах предложения (...) Конкретные смысловые оттенки, фиксируемые в предложении, могут (...) варьироваться, и потому в пунктуации, покоящейся на таком принципе, всегда есть нечто субъективное, индивидуальное (...)

ВЫВОДЫ: все три принципа действуют в ней не разобщённо, а в единстве (...) Выделять же отдельно принципы сейчас можно лишь условно, для удобства изучения (...)

Таким образом, если учесть, что синтаксические единицы речи создают­ся для того, чтобы передавать мысли и эмоции, то станет оче­видным совмещение действия всех трёх принципов в единой пун­ктуационной системе. (Валгина)

Интонация и пунктуация – дети одного отца – смысла речи.

Некоторые случаи несовпадения интонации и пунктуации

1) Паузы нет, а запятая есть:

Он сделал несколько прыжков, но, поняв, что их не догнать, отстал.

Нам странно слышать, что, если человек заболел, он должен иметь деньги на врача.

Узнав, что случилось, они немедленно приехали.

Вывод: письмо «по слуху» - источник ошибок.

2) Пауза есть, а запятой нет.

Прорубленная через вековой сосновый лес _просека уходила далеко за горизонт.

Ещё осенью за связь с партизанами гитлеровцы сожгли деревню.

И плывя в края иные по морской воде, ты другой такой России не найдёшь нигде.

Знаки препинания и их функции.

11 знаков препинания:

точка (.), вопро­сительный знак (?), восклицательный знак (!),

многоточие (...), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:),

тире (-), скобки (круглые) (), кавычки (« ») абзац (красная строка)

Функции ЗП:

    Отделительная (точка, ?, !, ;, …, :, кр.строка) – отделяют отрезки текста друг от друга

    Выделительная (скобки, кавычи, одиночные тире и запятая)

Регламентированная пунктуация – ______________________________________________

Основные правила пунктуации имеют нормативный характер, они относительно устойчивы и одинаковы для разных типов письменной речи.

Но особенностью русской пунктуации является то, что один и тот же знак может быть использован с различным значением (многофункциональность знаков препинания), и в то же время разные знаки могут быть использованы для одной и той же цели (синонимия знаков препинания). Эти обстоятельства позволяют в условиях контекста выбирать знаки препинания, т.е. создают возможность факультативного их использования.

Общее понятие факультативности в употреблении знаков препинания, по мнению Д.Э. Розенталя (Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации: Словарь-справочник. – М., 1997. – С. 225), допускает выделение трех случаев:

1) знак собственно факультативный – по схеме «знак – нуль знака» (ставить // не ставить);

2) знак альтернативный – по схеме «или – или» (взаимоисключение знаков);

3) знак вариативный – по схеме «знак на выбор».

К собственнофакультативным можно, например, отнести:

1) знаки препинания при ограничительно-выделительных конструкциях (их обособление не обязательно): Вместо этой бесконечно однообразной равнины (,) хотелось увидеть что-нибудь живописное.

2) знаки препинания при уточняющих обстоятельствах: Встретимся завтра (,) в семь часов вечера.

3) тире для смыслового деления синтагм: Даже переписать – и то нет времени (постановка тире не обязательна, но допустима для выделения синтагм).

К альтернативным знакам можно, например, отнести:

1) запятую при сложных подчинительных союзах (она может расчленять союз или стоять перед всем союзом в зависимости от интонации, лексических условий, смысла):

Я готов с вами встретиться после того как освобожусь.

2) запятую на стыке двух союзов в СПП (она ставится или не ставится в зависимости от того, следует ли за придаточной частью вторая часть союза ТО, ТАК, НО):

Нам сообщили, что если погода не улучшится, экскурсия не состоится. - Нам сообщили, что если погода не улучшится, то экскурсия не состоится.

Альтернативными являются знаки препинания при так называемой синтаксическойомонимии (совпадение лексического состава двух предложений, но с разными смысловыми связями отдельных слов).

Он прочитал письмо молча отошел к окну. – Он прочитал письмо молча отошел к окну.

Он заявил что передал книгу и ждал ответа. – Он заявил что передал книгу и ждал ответа.

К вариативным относятся знаки препинания, заменяющие друг друга в одних и тех же конструкциях. Так, перед присоединительной конструкцией могут стоять и запятая, и тире, и точка, и многоточие.

Вариативными могут быть разные знаки. Например:

1) ____________________________________________________________________________

Там всё иное (?) язык, уклад жизни, круг людей (Коч.).

2) __________________________________________________________________________

Это свидетельствует о его дерзости (?) и только.

3) ___________________________________________________________________________

Полки ряды свои сомкнули (?) в кустах рассыпались стрелки (?) катятся ядра (?) свищут пули (?) нависли хладные штыки (П.).

4) __________________________________________________________________________

Один из гостей (?) имени его никто не знал (?) с беспокойством оглядывал присутствующих.

Нерегламентированная пунктуация – ____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

В целом нерегламентированная пунктуация (естественно, не принимается во внимание ошибочная пунктуация) объединяет разные явления:

1) ситуативные пунктуационные нормы (такие знаки препинания отражают стилистические свойства научных, официально-деловых, публицистических текстов);

2) отклонения от правил, отражающие общие современные тенденции (например, в последнее время на месте двоеточия часто употребляется тире); такого рода отклонения от правил постпенно готовят почву для изменения и уточнения самих правил;

3) отклонения под влиянием разговорной речи (использование многоточия для имитации прерывистой разговорной речи; использование тире как показателя затрудненности речи и т.д.);

1) особенности пунктуационного оформления текстов, носящие индивидуальный характер, присущие тому или иному писателю, в целом не противоречащие принятым в данный период правилам;

В первом значении этот термин отражает общие тенденции в развитии пунктуации, отмечается лишь специфика использования того или иного знака у отдельных авторов.

Так, М.Е. Салтыков-Щедрин (по наблюдениям А.И. Ефимова) широко использовал такой сравнительно редкий знак, как скобки. Для писателя-сатирика скобки были одним из наиболее эффективных средств создания выразительности: использовались для выделения синонимов, «эзоповских» слов, профессионализмов, для разъяснения устаревших слов, для комментариев к именам и фамилиям, включали остроты, анекдоты и т.д. (по подсчетам Ефимова, скобки у Салтыкова-Щедрина выполняли до 40 функций, в то время как в справочниках по пунктуации отмечены только 4-5).

Сознательное же отступление от действующих норм пунктуации отражает индивидуально-авторскую пунктуацию, при этом знаки препинания не связаны жесткими правилами расстановки и всецело зависят от воли пишущего, приобретают стилистическую значимость. Такая пунктуация, в отличие от пунктуации регламентированной, глубже и тоньше связана со смыслом, со стилистикой конкретного текста.

1. Тире .

Общеизвестно «пристрастие» к тире М. Горького: оно встречается у него и в тех случаях, когда этот знак препинания вообще не ставится или рекомендуется другой знак. Например, между подлежащим и сказуемым: Люди – победили (М.Г.). Я – устал, пойду к себе (М.Г.). В этих случаях тире усиливает значение главных членов. Народ идет, - красные флаги, - множество народу, - бессчётно, - разного звания (М.Г.) – запятая и тире для выражения градации.

Об особом значении авторского тире в поэзии А. Блока и М. Цветаевой пишет Н.С. Валгина (Стилистическая роль знаков препинания в поэзии М. Цветаевой // Русская речь. – 1978. - № 6; «Ни моря нет глубже, ни бездны темней…» (о пунктуации А. Блока) // Русская речь. – 1980. - № 6).

А. Блок употребляет тире для сжатого, резкого и контрастного выражения мыслей:

И вот – Она, и к ней – моя Осанна –

Венец трудов – превыше всех наград (Б.).

Или тире как отражение жестких пауз:

Скалит зубы – волк голодный –

Хвост поджал – не отстает –

Пес холодный – пес безродный … (Б.).

М. Цветаева использует тире для смыслового выделения последнего слова, для создания особой ритмомелодии стиха:

Июльский ветер мне метёт – путь,

И где-то музыка в окно – чуть.

Ах, нынче ветру до зари – дуть.

Сквозь стенки тонкие груди – в грудь.

Есть черный тополь, и в окне – свет,

И звон на башне, и в руке – цвет,

И шаг вот этот – никому – вслед,

И тень вот эта, а меня – нет. (Цв.).

По замечанию Н.С. Валгиной, возможности индивидуального использования тире особенно заметны у авторов, склонных к сжатости речи, скупых на словесные средства выражения (М. Цветаева, А. Блок, Б. Пастернак). Тире во многих случаях – отражение резких пауз:

Это – выжимки бессонниц.

Это – свеч кривых нагар.

Это – сотен белых звонниц

Первый утренний удар … (А. Ахматова).

2. Точка .

Авторская точка часто используется вместо запятой для расчленения высказывания на внутрифразовом уровне. В этом случае она приобретает выделительно-акцентирующее значение. Например, точка, занявшая позицию запятой (при перечислении однородных членов) в стихотворении А. Блока:

О жизни, догоревшей в хоре

На темном клиросе твоем.

О Деве с тайной в светлом взоре

Над осиянным алтарем.

О томных девушках у двери,

Где вечный сумрак и хвала.

О дальней Мэри, светлой Мэри,

В чьих взорах – свет, в чьих косах – мгла.

3. Многоточие .

У А. Блока многоточие ставится вместо тире между подлежащим и сказуемым (оно совмещает функцию разделительного тире и многоточия, передающего нечто недосказанное, «раздумчивое»):

Ах, дождь и солнце… странные собратья!

Один на мест, а другой без места…

1) полный или частичный отказ от знаков препинания (как особый литературный прием):

огромный оранжевый шар

мощью огня своего притягивает

горячие и холодные небесные тела

не дает им упасть друг на друга

и улететь прочь… (В. Куприянов).

2) преднамеренная перегрузка текста знаками препинания:

Я скучаю. Без. Тебя. Моя. Дорогая. (Это мой новый стиль – мне нравится рубить фразы, это модно и в духе времени) (Ю. Семенов).

Таким образом, индивидуальность в применении знаков препинания заключается не в нарушении пунктуационной системы, не в пренебрежении традиционными значениями знаков, а в усилении их значимости как дополнительных средств передачи мыслей и чувств в письменном тексте, в расширении границ их употребления. Комбинация знаков или нарочитое повторение одного из знаков могут проявлять себя как индивидуальный прием, найденный автором. Если пунктуация включается в систему литературных приемов, помогающих вскрыть сущность поэтической мысли, она становится мощным стилистическим средством.

Учебник «Современный русский язык» (М., 2007) под редакцией Павла Александровича Леканта.

Учебник «Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация» (М., 1987). Авторы – Бабайцева Вера Васильевна, Максимов Леонард Юрьевич.

Учебник «Современный русский язык. Синтаксис» (М., 2003). Автор - Валгина Нина Сергеевна.

Учебник «Современный русский язык» (М., 1981). Автор – Белошапкова Вера Арсеньевна.

Учебник «Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 ч. Ч. 2» под редакцией Елены Иннокентьевной Дибровой.

Раздел «Словосочетание» - Чиркина И.П.

Раздел «Простое предложение» - В.В. Бабайцева.

Раздел «Сложное предложение», «Сложное синтаксическое целое» - Николина Н.А.

Раздел «Чужая речь» - Инфантова Г.Г.

Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. Учебное пособие.

Грамматика русского языка. В 2 т. Т. II. Ч. 2. (М., 1954) под общей реакцией академика Виктора Владимировича Виноградова.

ПЕРСОНАЛИИ

Павел Александрович Лекант (род. в 1932 г.) - крупный специалист-языковед, основатель грамматической научной школы. Профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ, вице-президент МАНПО и академик-секретарь отделения русского языка. Работает в Московском государственном областном университете. Научные интересысосредоточены на вопросах грамматики русского языка: проблема частей речи, типы простого предложения, фундаментальные категории синтаксиса предложения.

Вера Васильевна Бабайцева (род. 13 октября 1925 года, СССР) - доктор филологических наук, профессор. Работает в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) на кафедре русского языка.

Максимов Леонард Юрьевич – (1924-1994). Доктор филологических наук, профессор. Леонард Юрьевич Максимов был одним из выдающихся языковедов России. По его учебникам учатся миллионы школьников и сотни тысяч студентов. Долгое время он был заведующим кафедры русского языка Московского государственного педагогического института (теперь университета), руководил творческим семинаром прозаиков на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького и в течение 30 лет являлся заместителем редактора журнала «Русский язык в школе». Докторская диссертация Л. Ю. Максимова была связана с проблемами синтаксиса сложного предложения. Классификация сложноподчиненных предложений, разработанная Л. Ю. Максимовым в ней, явилась новым этапом в исследовании данного вопроса.

Валгина Нина Сергеевна - профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой русского языка Московского государственного университета печати.

Светлышева Валентина Николаевна - кандидат филологических наук, профессор Российского нового университета.

Белошапкова Вера Арсеньевна (1917 - 1996) - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка МГУ. Занималась вопросами изучения словосочетания. Разработала общие принципы классификации русского сложного предложения, воплотившиеся в структурно-семантическую концепцию, впоследствии послужившую основой описания сложного предложения в академической грамматике. Занималась теорией простого предложения, уточнила многие традиционные понятия этой области синтаксиса и ввела новые. В написанном ею и изданном в 1977 г. учебнике по синтаксису реализован новый принцип преподавания науки о современном русском языке - не разрывая связь с традицией, знакомить студентов и с самыми актуальными, спорными вопросами современной науки. Этот же принцип положен в основу книги «Современный русский язык» - учебника по всему курсу русского языка, научным редактором которого она была и для которого написала раздел «Синтаксис».

Диброва Елена Иннокентьевна – доктор филол. наук, профессор, зав. кафедрой русского языка Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, директор центра Шолохова в МГГУ, автор проекта и главный редактор «Словаря языка Михаила Шолохова». Под ее редакцией издан учебник «Современный русский язык. Анализ языковых единиц» (и новое издание – «Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц»).

«Словосочетание» - Чиркина И.П.

«Простое предложение» - Бабайцева Вера Васильевна.

«Сложное предложение», «Сложное синтаксическое целое» - Николина Наталия Анатольевна - кандидат филол. наук, профессор Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Главный редактор журнала "Русский язык в школе" (Москва).

«Чужая речь» - Инфантова Галина Геннадиевна - доктор филол. наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и методики начального обучения Таганрогского государственного педагогического института (ТГПИ).

Ви́ктор Влади́мирович Виногра́дов (1895-1969) - русский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР, доктор филологических наук. Для его работ характерно внимательное отношение к конкретному языковому материалу, прежде всего русского языка и в особенности русского языка классической художественной литературы. Одна из самых интересных и оригинальных его работ - не вышедшая отдельным изданием при жизни «История слов», посвящённая истории возникновения и развития семантики русских слов, со множеством редких примеров. Виноградов был автором широко цитируемой книги «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (написанной в основном в 1930-х годах и в переработанном виде опубликованной в 1947), за которую ему и была присуждена Сталинская премия. Под его редакцией была подготовлена «Грамматика русского языка» (1952-1954), первая «академическая грамматика» русского языка, созданная в советский период. Виноградов - автор ряда заметных работ по истории русского языкознания. Свой анализ русской синтаксической традиции В. В. Виноградов изложил в книге «Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова)» (1958) и в статьях, посвященных грамматическим взглядам М. В. Ломоносова, А. Х. Востокова, А. А. Потебни, А. В. Добиаша, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского, Л. В. Щербы, И. И. Мещанинова, М. Н. Петерсона и других ученых. В. В. Виноградов напечатал широкий обзор работ по русскому литературному языку - «Русская наука о русском литературном языке» (1946). Посмертно вышел также сборник избранных работ В. В. Виноградова по истории русских лингвистических учений, рекомендуемый в качестве учебного пособия.