Заяц: Символика животных и птицы в славянской мифологии. О символике зайца у славян Поделитесь в социальных сетях


Солнечный символ принадлежит к старинным славянским солнечным огненным мужским символам, характеризует обновление в жизни рода. Считалось, что если поясом с изображением Зайчика, опоясать свою супругу до зачатия, то она будет рожать только мальчиков - продолжателей рода. Символ Зайчик находится под покровительством всех Богов и Богинь плодородия славяно-арийского пантеона.

Зайчик – один из древнейших славянских символов, объединивший в себе несколько очень сильных знаков. Прежде всего, он относится к группе солярных символов, или символов солнца, несущих в себе животворящий свет, правду, мощь и силу славяно-арийского рода. Кроме того, в символе Зайчик присутствуют элементы символики Богини Матери сырой Земли, расцветающей под солнечным светом и дающей любовь, теплоту, защиту и процветание человеческому роду.

Славянский символ Зайчик является родовым оберегом. Он символизирует постоянное обновление рода, наследование мудрости новыми поколениями от предыдущих, и непрерывную связь с великими прародителями. Зайчик помогает появлению новой жизни, освящает всё созидающее и развивающееся. Магическое значение символа – непрерывность рода, оберегание и защита юной души, придание ей объединённой силы двух великих начал: Солнца и Матери сырой Земли, передача знаний и опыта от предыдущих поколений будущим.

Зайчик призван защищать детей, уже родившихся и ещё не рождённых. Детская душа особенно нуждается в свете, любви, защите и поддержке рода, его мудрости.

Символ Зайчик являлся непременным атрибутом одежды детей и беременных женщин. Его вышивали на воротниках, рукавах и подолах одежды, поясках детей. Им украшались ленты для волос. Вырезался он также на обережных колечках для детских пальчиков. Дети, независимо от пола, носили этот символ на одежде до вступления в отрочество. Зайчик оберегал их от болезней, дурного глаза, недостойных мыслей и поступков.

Считалось, что символ Зайчика, вышитый на одежде беременной женщины, поможет ей родить здоровых, умных и красивых детей, сбережёт её и ребёнка от сглаза, порчи и зависти. В любом случае, пояс с изображением этого символа помогал ребёнку просто родиться, защищал его от сил, враждебных человеческой природе, окутывал будущую мать и её малыша светлой солнечной энергией.

Беременные женщины, оказавшиеся под покровительством символа Зайчик, испытывают минимальные трудности при развитии беременности и при родах.

Будущие отцы тоже получают свою долю покровительства от символа Зайчик: мужское семя, посеянное в женское нутро, максимально совмещается с генетическим набором будущего наследника семейства.

Товары с этим символом

Поделитесь в социальных сетях!

Другие символы

Родимич символ вселенской силы Создателя, Рода - прародителя, сохраняющий во вселенной в изначальном виде закон преемственности познания мудрости рода, от старости к младости, от предков к потомкам. Символ-оберег, который надёжно сохраняет родовую память. Родимич подойдёт всем родителям, которые желают достигнуть успеха в воспитании и наставлении своего чада на истинный путь.

Колохорт символизирует двойственную систему мировосприятия: постоянное взаимосуществование света и тьмы, жизни и смерти, добра и зла, правды и кривды, мудрости и глупости. Сей символ использовали, когда просили Богов разрешить спор.

Заяц - животное, наделяемое в народных представлениях мужской эротической символикой и демоническими свойствами.
Заяц - ярко выраженный мужской образ. У вост. славян распространены хороводы. Участника хоровода, изображающего Зайца, просят свить венок, поцеловать девушку и т. д. В игровых песнях о Заяце к нему обращаются заюшка-батюшка. С Зайцем связаны ю.-слав, мужские танцы: зечко коло, заешка игра (болг.) В Перм. губ. говорят: «Пока черные пятна с ушей зайца не сойдут, бабам над мужиками не суживать». В укр. сказке у садовника, поделившегося с женой чудесным яблоком, унесенным Зайцем, родился сын по имени Заян (киев.). Зайко - мужское уличное имя у болгар. На с.-рус. свадьбе подруги невесты просят у жениха выкупить у них фигурку Зайца, представленного в травестированном виде - украшенного предметами девичьего туалета.

Любовно-брачная символика

Заяц проявляется в свадебном обряде и песнях. На свадьбе изображают скачущего Зайца, танцуют танец заяц со стеблями соломы в зубах наподобие заячьих усов. Как к Зайцу обращаются к жениху в рус. свадебных величаниях. В рус. хороводах Заяц - жених, выбирающий себе невесту. В бел. припевке бабе советуют: ты, баба старая, / Чаму не йдзеш замуж за зая». Мотив женитьбы Зайца на кунице или сове встречается в бел. и укр. шуточных песнях, в укр. сказках образ Зайца спешащего на свадьбу, - в рус. песнях прочие заячьи мотивы - в бел. и пол. песнях с любовно-брачной тематикой. Любовная символика определяет и представление о влиянии Зайца на красоту и привлекательность человека: «Кто кусочек мяса заячьего съест, будет красавцем»

Эротическая и фаллическая символика.

Прыгающий Заяц фигурирует в серб, эротических анекдотах. В рус. песенном фольклоре встречается мотив совокупления Зайца с девушкой: «Заюшка, с кем ты спал да ночевал? / - Спал я, спал я, пане мой, / Спал я, спал я, сердце мой, / У Катюхи - на руке, / У Марюхи - на грудях, / А у Дуньки вдовиной на всем животе» . Ср. в рус. загадке снег на озимом хлебе: «Заюшка беленький! полежи на мне; хоть тебе трудно, да мне хорошо». В обл. родственники невесты после брачной ночи приходят к молодым с чучелом Зайца на веревочке, подгоняя его хворостиной, как корову. Зайца ставят на стол и заставляют ряженую «молодую» доить зайца как корову, что сопровождается эротическими шутками. Мотив коитуса отражен в рус. и укр. сказках о обесчестившем лису или волчицу
В игровых песнях о Зайце упоминаются эротические символы: ключ и замок дырочка и В том же плане осмысляется мотив охоты на Зайца в пол. любовных песнях, напр. [Однажды поехал староста на зайцев. И повстречал трех девиц на зеленом лугу], далее - одна из них проводит с паничем ночь. Символом совокупления является также мотив залома капусты в в.-слав, песенных текстах. Такова же заячьего укуса, напр.: [Возле леса, возле леса она гналась за зайцем, он укусил ее за мизинец до боли], далее следует мотив утраты венка (потери девственности) и брака.

Заяц - олицетворение плодоносящего начала. Поэтому детям говорят, что их приносят Заяц (укр. кровь Зайца используется от бесплодия (серб.), его жиром роженице смазывают женские органы при трудных родах, пометом Зайца кормят кур, чтобы они лучше неслись болг.). В бел. сказке пан, чтобы обсеменить поле, покупает у мужика «севчика», которым оказывается убежавший из мешка Заяц. Сон о пойманном Зайце предвещает беременность и рождение сына. Рус. и укр. сонники толкуют сны о Зайце как предстоящую женитьбу, свадебный
сговор, блудодеиство. Ярко выраженную связь образа Зайца с фаллической символикой подтверждают, в частности, полес. обрядовые пожелания жениху и невесте: «Дарую зайца, штоб у мароз стаяли яйца» эпываю зайця, шчоб цилувала е яйця» (волын., ПА). та же символика - в укр. названии песта для выжимания постного масла заяць, в рус. поговорке «Хуевина на заячьем меху». Ср. также пол.-силез. песню: [Идет баба по лесу, я спросил, что она несет. Она ножку приподняла, показала, что несет. Несла она зайца за полтысячи]. У юж. славян та же символика реализуется в способе лечения сифилиса заячьим пометом.

Заяц и хлеб.

Брачная и фаллическая символика Зайца может выступать применительно к хлебу, в частности, к свадебному караваю. Для украшения каравая или отдельно из его теста пекут на свадьбе фигурки Зайцев. Часто песни о Зайцах приурочены к обряду печения каравая (или его дележа). Особую группу составляет зимнее обрядовое леченье с мотивами Зайца (серб., иол.); зайков ден (27.X) празднуется у болгар для того, чтобы Зайцы не объедали хлебную ниву, и т. д.

Заячьи яйца.

Бытующее у немцев представление о том, что на Пасху Заяц откладывает крашеные яйца, получило распространение у славян на западе, в первую очередь у лужичан. У кашубов, у поляков Поморья и зап. Галиции на Пасху дети находят на дворе или в саду под кустом крашеные яйца, куда накануне их украдкой родители.

Демонические свойства.

Заяц связан с миром нечистой силы. Он и другие животные и звери составляют скот лесных духов леший может нагнать или угнать проиграть их в карты соседнему лешему (с.-рус). Рыбацкий запрет упоминать Зайца на воде во время промысла объясняется тем, что Заяц находится в подчинении лешего и неподвластен водяному . Имеются некоторые общие названия для Зайца и черта (ср.: новг. косой "дьявол"). По укр. поверью, Заяц создан чертом и служит ему. В болг. сказке дьявол скачет верхом на Зайце. Часто Заяц оказывается оборотнем . Широко известны былички о черте в образе Зайца, иногда огромного, хромого трехногого, Заяц-оборотень бросается под ноги, перебегает дорогу, заманивает в чащу грозит охотнику лапой, преследует его; пойманный Заяц становится непомерно тяжелым а убитый внезапно оживает, его не берут пули, с каждым выстрелом он вырастает до величины сливового дерева и наконец исчезает с хохотом с шумом и зловонием обратившись в деготь или в ястреба.
Для оберега охотник должен иметь черную собаку без единого светлого пятна. С заячьим хвостом представляют иногда черта и ведьму (рус. тул.). Поверья о ведьмах и колдунах в облике Зайца изредка встречаются у украинцев, у белорусов Полесья. В Зайца обращается домовой и дух, приносящий хозяину
деньги. Людей с заячьей губой кашубы подозревают в способности обращаться в душащую людей по ночам нечисть.
Причастность Зайца к миру духов определяет отношение к нему не только как к вредному и опасному животному, но и как к существу магическому, способному уберечь человека от влияния демонических сил. Поэтому хвост и голова Зайца у юж. и сев. славян служат оберегом, используются как средство отвращения злых духов. Способность Зайца отгонять нечистую силу отразилась и в названии чертогона в загадке про Зайца: «Чертогон, чертогон, / Он и бегат как огонь».

Заяц - Облик души.

Образ Зайца как души умершего встречается в поверьях и похоронных причитаниях. Согласно кам, душа в виде Зайца появляется на кладбище и исчезает как призрак. В приметах смерть предвещает повстречавшийся Заяц, пробежавший под окном, забежавший во дворили приснившийся во сне.

Встреча с зайцем.

Примета о том, что Зайяц, перебежавший дорогу или встреченный на пути, сулит путнику несчастье, отмечена у славян повсеместно. Иногда считают, что Зайяц приносит несчастье лишь тогда, когда бежит под гору или перебегает дорогу «за пазуху» путнику. Чтобы отвратить несчастье, нужно вернуться с пути, подождать, чтобы кто-нибудь другой перешел через эту дорогу (или трижды перекувырнуться на том месте перекреститься крестообразно ударить плетью, три раза бросить горсть земли в направлении, противоположном бегу Зайца, выбросить из повозки клок сена, чтобы Заяц вернулся назад, переломить палку и бросить один конец туда, откуда выскочил Зайяц, а другой - туда, куда он побежал, и т. д.
Связь с огнем и пожаром обусловлена прыткостью Зайца (ср. в загадке: «Он и бегат как огонь»). Выражением зайка по жару бегает передается свечение синих огоньков на не вполне перегоревших углях. Слова заенька, зай, зойко употребляются по отношению к огню в языке детей или в разговоре с ними. По приметам, появление Зайца, возле жилья или в селе предвещает пожар. Признаки «маленький», «быстрый», «пушистый», «белый» используются в народной метеорологии. Признак «белый» актуализируется в рус. названиях снега и инея: зайцы "хлопия снега", "первый снег, снега, инея в местах проникновения теплого воздуха наружу или холодного воздуха в теплое ко - об изморози, инее в избе. В рус. охотничьем фольклоре Заяц сравнивается со льдом: «Бежит беленький зайка, ровно белый лед». По сходству признаков «белый», «пушистый» зайцем называют клуб белого пара, выходящего зимой из теплого помещения (перм., Оренбург.). Родственные названия, обозначающие поднимаемые ветром, имеются и у юж. славян: с.-х. zecovi маленькие белые волны на море, вызываемые восточным ветром". Сходной семантикой определяется и кашуб, zajc "внезапный сильный ветер на море.

Заяц и луна.

Упоминание Зайца в связи с месяцем у вост. славян отмечено лишь в детском фольклоре: в игровых песнях, закличках и считалках. Обычно эти образы соотносятся друг с другом метафорически: «Заяц-мисяць, де ты був? / - В лиси»; «Заяц-месяц / травку, / Положил под лавку» и т. п. Для указанных текстов характерен мотив растительности, которой питается заяц-месяц «вырвал «сорвал травку». Связь образов Зайца и месяца подтверждается и некоторыми параллелями. В болг. народном танце двое участников изображают зайцев, играющих при свете месяца. На границе Боснии и Корду на верят, что кость, оставленная от печеного рождественского зайца имеет целебную силу в первое воскресенье новолуния. Общей для Зайца и месяца (особенно молодого) является их мужская и женкая символика. Ср. пример сочетания обоих этих символов на свадебном каравае: верх его украшен фигурками месяца и шишек из теста (гомел.).

Глаза зайца и влияние его на сон.

Зайца называют косым: считается, что у него косые глаза, способные оказывать особое влияние на человека. Поэтому, беременным женщинам запрещается есть зайчатину, а также видеть иначе ребенок родится с косыми глазами. С магической силой заячьих глаз связано и использование мочи Зайца, для лечения глазных болезней. По поверью, Зайяц спит с открытыми глазами. Выражения «спать как заяц», «заячий сон» у всех используется для обозначения чуткого, легкого сна. Поэтому беременной нельзя есть (или видеть убитого) Зайца, чтобы будущий ребенок не спал с открытыми глазами (Зап. украинцы используют для Зайца табуистическое наименование - спюх, причем последствия нарушения табу объясняются по-разному: либо будешь спать с открытыми глазами, потеряешь сон либо нападет сонливость. Младенца не называют «зайчиком», когда укачивают (упоминают когда ребенок просыпается, иначе его сон будет краток, как у Зайца. Заяц может вызывать как сон, так и бессонницу. Так, кожу Зайца используют против сонливости (серб.), страдающему бессонни-цей не позволяют есть зайчатину (ровен.).
Напротив, в «Каталоге магии Рудольфа» XIII в. (Верхняя Силезия) осуждаются женщины, кладущие в колыбель ребенку уши Зайца для спокойного сна. Там же описан обычай: чтобы ребенок не плакал по ночам, его обносят вокруг очага и на вопрос идущего следом "Что несешь?" отвечают: "Рысь, волка и спящего Зайца."

Некоторые обычаи и поверья основаны на прыткости и быстроте бега Зайца. Считают, напр., что если Заяц пробежит перед беременной женщиной, то ее ребенок будет быстрым, как Заяц. С той же целью кормят детей мясом и мозгом Зайца. Кашубы, отведав шутят: zajc me veneka v pole» [Теперь у меня заяц выскочит в поле] .
Повсеместно Зайца является олицетворением трусости. Особенно полно эта символика отразилась в фразеологии: рус.
дрожать как заяц, заячья кровь;; болг. заяшко сърце [заячье сердце] и т. п. Это объясняют тем, что у него маленькое сердце. Бог вылепил ему слишком длинные уши, а на сердце глины не хватило. Тогда Бог оторвал ему хвост, оставив лишь короткий отросток, и сделал маленькое сердце.

ЗАЯЦ - его наиболее часто связывают с Луной, благодаря чему он символизирует плодовитость, желание, выведение потомства, циклическое возрождение, ловкость, быстроту, бдительность и магическую силу. Древние усматривали в пятнах на Луне скачущих зайцев или кроликов (их редко отличали друг от друга). Заячий лунный символизм подкрепляется также их играми при свете Луны.

Кроме того, заяц - символ излишней самоуверенности.

И в античных, и в кельтских мифах заяц - атрибут богинь Луны и охоты, в том числе греческой богини Афродиты (Венеры), богов Эроса (Купидона) и Гермеса (Меркурия) - в качестве быстроногого посланца.

Иногда заяц появляется в качестве жертвенной или спасительной фигуры, как в буддийской легенде о зайце, прыгнувшем в огонь, чтобы дать пищу голодному Будде (считается, что именно поэтому заяц поднялся на Луну и занял там почетное место).

В даосском искусстве лунный заяц изображается смешивающим в ступке эликсир долгожительства или бессмертия.

В императорском Китае заяц - олицетворение принципа инь и предвестник удачи; в Китае он также символизирует гомосексуализм.

В африканских, индейских, кельтских, буддийских, китайских, египетских, греческих, индуистских и тевтонских мифах заяц ассоциируется с женским циклом воспроизводства. Как плодовитых животных зайцев и кроликов часто связывают с магией и средствами от бесплодия и рассматривают как помощников при трудных родах (латинский поэт Плиний рекомендовал зайца в качестве талисмана). Древние ассоциации с плодовитостью в тевтонской и скандинавской традициях лежат в основе символизма Пасхального кролика или зайца. Считается, что именно заяц (или кролик) приносит пасхальные яйца.

Как божественное или полубожественное создание, заяц часто считается запретной пищей. Евреи считают зайца нечистым и похотливым животным, поэтому в христианстве он стал символом вожделения, хотя его способность быстро скакать по скалам сделала его также аллегорией верующего, ищущего прибежища во Христе. В христианском искусстве Дева Мария изображается иногда с белым зайцем у ног, символизируя победу над желаниями плоти.

Рыцарь, удирающий от робкого зайца, в средневековье олицетворял образ трусости.

Происхождение безумного Мартовского Зайца Льюиса Кэррола объясняется буйным поведением зайца во время весеннего гона. Кролик (заяц) символизирует также неорганизованные стремительные движения - метание от одного предмета к другому.

Зайцы воплощают невинный обман во многих традициях. Так, в африканском фольклоре и фольклоре американских негров Кролик - умный, хитрый и изворотливый положительный персонаж (например, в сказке, где заяц обманом заставляет бегемота и слона перетягивать канат, чтобы очистить для себя землю). Подобным образом в Японии белый заяц Оки пересекает море по крокодилам, которые вытягиваются в линию, морда к хвосту, когда он делает вид, что хочет их посчитать.

Некоторые североамериканские индейские племена возвели зайца в статус культового героя (алгонквины, например, рассматривали лунного зайца как сына великого Маниту и творца природных сил, поставившего их на службу человеку).

Существует поверье, что кроличья лапка (часть, которая имеет самый тесный контакт с источником жизни - землей) приносит ее обладателю удачу и процветание, а лапка проворного кролика или зайца - хорошее средство от подагры и ревматизма.

Заяц и кролики не различаются ни в символике, ни в народной вере. Во многих древних культурах заяц является «лунным зверем», так как темные пятна («моря») на диске полной луны напоминают скачущего зайца. У ацтеков код зайца (тохтли - или 8 - счастливый знак из 200 дневных символов) списан в U-образный иероглиф, обозначающий слово «Луна». В Древнем Китае лунный заяц толчет в ступке веточку корицы и символизирует долголетие. В индо-буддийском пространстве, у кельтов, готтентоттов и древних египтян заяц ассоциировался с луной. Издавна за символическое значение зайца отвечают истинные либо легендарные свойства, такие как, возможно, его чуткость: ему приходится спать с открытыми глазами, а мясо зайца приводит, по мнению средневековых врачей, к бессоннице (в античности это называлось «сделать наслаждение девятого дня красивым»); его трусливость («заячья стопа», в средневековой символике олицетворяет также бегущих впереди зайца ополченцев, трусов, подобно тому, как это описано в «семи швабах»); его сверхплодовитость и готовность к спариванию делают его символом похотливости. Белый же заяц, лежащий у ног Девы Марии, должен выражать победу над «телесным». «Пасхальный» заяц, связанный с символом плодородия - яйцом, играет в весенней традиции древней Центральной Европы важную роль.
Более значительная особенность зайца упомянута в раннехристианском «Физиологе» («Physiologus»). Благодаря своим коротким передним ногам он бежит быстрее всех и может в таком случае ускользнуть от своих преследователей. «Даже ты, человек, ищи скалу, когда тебя преследует злая собака или демон... и когда он (демон) понимает, что человек бежит под гору, неся в сердце земные и повседневные заботы... то ревностно приходит к нему, мысленно смутившись. Но когда он (демон) все же понимает, что он (человек) бежит по Божьей воле в поисках истинной скалы (см. Камень) нашего Господа Иисуса Христа и взбирается на вершину добродетели, а собака возвращается по слову Давида: нужно возвращаться посрамленным, кто ко мне недоброжелателен». Заяц весьма часто появляется в христианской иконографии. Его беззащитность олицетворяла людей, уповающих лишь на Бога. Зайцы, отдающие детям гроздья винограда, являются чувственными образами душ, взятых в рай, где они могут в полной безопасности вкушать плоды вечной жизни .
Вскользь встречаются представления о трех зайцах в круге, чьи уши образуют треугольник. Может быть, это указание на божественную тройственность либо скоротечность времени в его беге по кругу.
Древние представления приписывают зайцу, который также служит символическим зверем Иберии, преимущественно положительные свойства. Его скорость и чуткость, по Плутарху (46-120гг. н.э.), имеют «нечто божественное». Любимый зверь богини Афродиты, по Плинию (23^79 гг. н.э.), очень полезен женщинам: заячье мясо сделало бы бесплодных женщин плодовитыми, употребление большого количества заячьего мяса благоприятствовало бы зачатию детей. Волшебник Аполлон из Тьяны (I в. н.э.) предлагает трижды обносить вокруг детородного места зайца для облегчения родов. В Древнем Китае заяц - четвертый символический зверь круга зверей (см. Звезды). Изображение шести мальчиков вокруг человека с заячьей головой символизирует желание, связанное с надеждой на лунный праздник, когда дети семьи должны были дожить до свободного повышения на должность старшего управляющего. Из-за своей лунной ассоциации заяц является зверем Ни.
Его особая роль указана в буддийской притче, по которой сострадавший заяц, принося свою жизнь в жертву, прыгнул в огонь, чтобы накормить своим мясом голодающего Будду. Это вместе с тем являлось чувственным образом самостоятельного задания по вере в силу спасения.
В североамериканских индейских мифах заяц - это культовый герой, возможно, Глюскап либо Манабоцо, трансформировавшийся как создатель мира в противоположное состояние. В качестве «трюкача» он, благодаря своей хитрости, побеждает более крупных и сильнейших зверей, таких как медведи и буйволы. Для психологически ориентированных исследователей символизма ни заячья скорость, ни трусость не стоят на переднем плане, и это делает его сутью животного плодородия и горячей сексуальности.

На вопрос Что символизирует собой заяц (кролик)? заданный автором LAMBORGHINI DIABLO лучший ответ это Лунное животное и атрибут всех лунных божеств. Олицетворяет возрождение, возвращение юности, а также интуицию и свет во тьме. Очень часто заяц ассоциируется с жертвенным огнем и жизнью, прошедшей через смерть. Повсеместно заяц является символом плодовитости и олицетворяет женские менструальные циклы; это залог любви, робость, совращенность, житейская мудрость, быстрота, проворство. Заяц на Луне появляется в мифологии почти повсеместно и, будучи лунным животным, наряду с собакой и ящерицей, он служит посредником между человеком и лунными божествами. На Западе белый заяц символизирует снег, Мартовский заяц - безумие. Заячья лапка или голова служат талисманом против ведьм, но сам заяц часто вы ступает слугой или союзником ведьмы. В африканской мифологии у готтентотов заяц ассоциируется с луной. У американских индейцев Великий Заяц Манабозо - отец и хранитель, творец и трансформирующая сила, изменяющая звериную природу человека. Он играет роль Героя-Спасителя, Творца, Героя Рассвета, персонификации Света. Это Великий Маниту, живущий на Луне со своей бабушкой; податель всех вод, властелин ветров и брат снега. Поздняя трансформация его из хитреца в героя свидетельствует о формировании более цельной личности. Как хитрец он проявляет себя проворным и сообразительным, умея перехитрить тупую жестокую силу: он убил змею, или рыбу, пожирающую людей. В буддизме заяц был перенесен Буддой на Луну, что означало полное самопожертвование. Когда Будда был голоден, заяц предложил себя в качестве пищи и сам прыгнул в огонь. В кельтском эпосе заяц считается атрибутом лунных божеств и богов охоты, и последние часто изображаются держащими зайца в руках. В Китае заяц - это Луна, женская сила инь, супруга императора, долголетие, четвертый животное из Двенадцати Земных Ветвей символических животных Будды. Заяц на Луне с пестиком и ступкой составляет эликсир бессмертия. Заяц - хранитель диких животных. Белый заяц - это божество, красный - удача и успешное царствование. Для лунных празднеств изготовлялись фигуры белых кроликов. В христианстве заяц означает плодовитость и похоть. Белый заяц у ног Девы Марии означает триумф над похотью. Беззащитность зайца символизирует тех, кто положился на Христа. В Египте заяц олицетворяет рассвет, начало, открытие, подъем и периодичность. Является эмблемой Тота и ассоциируется с Луной. В европейской традиции пасхальный заяц, кролик или кроличек символизирует рассвет и новую жизнь, является атрибутом богини Луны с заячьей головой, повидимому, Оэстры (у тевтонов) или Эостры (у англо-саксов) , которая и дала имя пасхе Easter. По этой причине пасхальный заяц символизирует возрождение, воскресение так же, как и нарождение новой Луны. Пасхальный заяц откладывает пасхальное яйцо. В греко-римской символике пасхальный заяц символизирует плодовитость, распущенность. Заяц - животное-посланец и атрибут Гермеса (Меркурия) , а также Афродиты и Эроса. Купидон часто изображается с зайцами. У евреев заяц - нечистое животное. В индийском и буддийском искусстве заяц появляется с неполной луной. В скандинавской мифологии зайцы прислуживают Фрейе. У тевтонов богини Луны, Хольда и Харке, или Харфа, всегда появляются в сопровождении зайцев, несущих вслед за ними факелы.