Первый чугунный мост – мировое историческое наследие. Первый чугунный мост – мировое историческое наследие Бар чугунный мост на пятницкой


Строительство чугунного моста знаменовало начало новой эпохи в мостостроении, когда в строительстве металл полностью заменил камень и дерево.

Использование камня и дерева в строительстве мостов не позволяло делать высокие пролёты, под которыми могли бы проплывать корабли. Возведение моста через реку означало прекращение судоходства по ней.

Ситуация в корне изменилась, когда в строительстве мостов начали использовать металл, позволяющий делать вышину пролёта пригодную для судоходства.

Первый чугунный мост был построен в Англии, близь города Колбруксдейл и пересекал реку Северн.

Как строили первый чугунный мост?

В 1773 году архитектор Томас Притчард презентовал сталепромышленнику Джону Уилкнсону идею строительства моста, целиком сделанного из чугуна.

Джон был человеком буквально влюблённым в металл, на столько, что имел прозвище Iron Mad (свихнувшейся на железе). Неудивительно, что идея возвести цельночугунный мост привела Уилкенсона в восторг.

Сталепромышленник подключил к этому проекту своего партнёра Джона Дерби, занимающегося литьём чугуна. Вот так началось строительство первого в мировой истории чугунного моста.

Партнёры на столько были воодушевлены идеей, что даже смерть архитектора Притчарда не остановила строительство. Исторические архивы свидетельствуют, что из проекта Томаса Притчарда был взят лишь внешний вид моста, а вот конструктивные особенности были разработаны инженерами мистера Дерби.

В 1777 году были отлиты первые чугунный детали, перекрытия и центральные арки. Каждая деталь отливалась отдельно и монтировалась уже на месте. В конструкции моста использовалось 12 типов деталей, количество которых составляло 800 штук.

Для крепления использовался старый плотницкий способ – «на заклёпки». И только арки в верхних точках соединялись болтами. Вес моста составляет 384 тонны, длина пролёта 34 метра.

Мост был достроен в 1779 году, а в 1881 году, после установки подъездных путей был открыт для всеобщего пользования.

Касаемо финансирования строительства есть два мнения. Одно свидетельствует о том, что Дербе был вынужден залезть в огромные долги, чтобы достроить мост, с которыми так и не расплатился. По другому мнению, ссуду он действительно был вынужден взять, но завершение проекта способствовало заключению множества новых контрактов по строительству чугунных мостов по всей Англии, что с лихвой перекрыло долг.

Почему до 1779 года в строительстве мостов не использовали чугун?

Использование металла в строительстве было слишком дорогим и не оправдывало расходы. Ситуация в корне изменилась с появлением доменных печей, которые позволяли лить чугун сравнительно быстро и в больших количествах.

Рядом с местом строительства первого чугунного моста находились доменные печи одного из руководителей проекта Джона Уилкнсона.

Первый чугунный мост сегодня

Сегодня первый чугунный мост – это исторический объект причисленный к всемирным достояниям Юнеско. Движение транспорта по мосту запрещено он предназначен только для пешеходов.

Рядом с мостом появился городок название которого дословно переводится «Чугунный мост»

С появление первого чугунного моста в Англии чугунные конструкции начали возводиться по всему миру в том числе и в России (О первых чугунных мостах в России можно прочитать в материале

), это вторая самостоятельная, без присутствия «Ресторанного синдиката», работа Зотова. В «Чугунном мосту» он также выступает и как бренд-шеф и как совладелец.

Шеф «Чугунного моста» - Иван Матылев, в прошлом су-шеф Зотова из ресторана «Антрекот». Остальная команда - новые повара. Сам Дмитрий бывает в бистро практически каждый день. Посадочных мест не много, но зато есть разные пространства: два зала внутри (30 мест наверху, где бар, и 40 внизу) и на улице (восемь у входа, на Пятницкой, и 25 во внутреннем дворе).

Еду, которую Дмитрий Зотов придумал для «Чугунного моста», как и в случае с недавно открывшимся кафе , можно назвать умной повседневной. В меню так же нет определённой географической отсылки, зато отчётливо виден авторский почерк. При этом никаких белых скатертей, простая еда на каждый день, к тому же недорогая еда по московским меркам.

Бистро «Чугунный мост»

Второй самостоятельный, без присутствия «Ресторанного синдиката», проект шеф-повара Дмитрия Зотова. Умная, но простая еда на каждый день, в меню нет определённой географической отсылки, зато отчётливо виден авторский почерк.

7 495 959 44 18

Время работы: 12:00–00:00




















Меню разделено на две части (с заголовками, написанными почему-то на английском языке): «Бар» и «Бистро». Бар - это формат тапас, то, что удобно есть руками и в компании: микробрускетты (особенно хороша с белыми грибами с домашним сыром и трюфелем), запечённые оливки с арахисом и розмарином, фирменный картофель фри в кукурузной панировке Зотова и нежный и сладкий попкорн из креветок с васаби-майонезом.

В разделе «Бистро» уже то, что точно удобнее есть ножом, вилкой и ложкой: борщ с уткой, паста с мясными фрикадельками, жареный морской гребешок с фуа-гра, мисо и кремом из цветной капусты, телячий язык в перечном соусе и луковый пирог со щёчками. Щёчки попробовать хотелось очень, но не удалось. «Пирог есть в обеденном меню, да и просто так его много заказывают, кончился» - так объяснил его отсутствие официант. Меню короткое, всего одна страница. Обещают, что скоро в меню появятся завтраки, готовить их будут с девяти утра.

Винную карту, действующую в бистро с открытия, составлял менеджер из винной компании, но сейчас за неё взялся сомелье Сергей Крылов, партнёр Зотова по другим проектам и шеф-сомелье «Ресторанного синдиката». Обещают карту усовершенстовать и даже сделать идеальной. Кстати, именно с Крыловым Зотов открывает свои следующие проекты: Haggis на месте «22.13» на Петровке и пиццерию Zotman Pizza Pie у Никитских ворот. Также в меню есть совсем небольшой, но толковый выбор пива (как мы знаем, с открытия Зотовым «Крылышка или ножки» к пиву повар относится с особым вниманием): редкий в Москве эль Barbar, стауты Schofferhofer и Belhaven, и «Хамовники». Вездесущий Magners тоже есть.











Нисуаз на палочках
190 рублей

Хрустящая мини-пицца с тунцом блюфин
360 рублей

Картофель фри в кукурузной
панировке c соусом чипотле
220 рублей

Камчатский краб с авокадо и томатами
520 рублей

Моцарелла буффало
с подвяленными томатами
430 рублей

Борщ с уткой
360 рублей

Куриная грудка с ризотто
и миндальным молоком
490 рублей

Телячий язык в перечном соусе
590 рублей

Пирог маракуйя
290 рублей

Фалафель из индейки с тахиной и овощами
290 рублей

Попкорн из аргентинской креветки
с васаби-майонезом
360 рублей

Хрустящие листья салата романо
с фермерским цыплёнком и соусом айоли
220 рублей

Тартар из говядины с корн фри 430 рублей

Салат из мини-шпината с артишоками, цукини, грецким орехом и трюфельным соусом
380 рублей

Фирменный чизбургер с сыром камбозола
и мармеладом из бекона
560 рублей

Паста с мясными фрикадельками,
двойными томатами и пекорино
490 рублей

Лосось с соусом терияки и пак-чой
650 рублей

Панакота из рикотты
350 рублей

Smorrebrod с тартаром
из копчёной макрели и юдзу
160 рублей

Запечённые оливки с арахисом
и розмарином
190 рублей

Печёная свёкла с инжиром и козьим сыром
350 рублей

Тартар из спелых томатов
с пшеницей и семенами льна
360 рублей

Луковый суп c запечённой камбозолой
360 рублей

Луковый пирог с телячьими
щеками и трюфелем
620 рублей

Жареный морской гребешок с фуа-гра,
мисо и кремом из цветной капусты
620 рублей

Спаржа запечённая с пармезаном
250 рублей

Аффогато
190 рублей

Фотографии: Михаил Лоскутов


Фото 1880-х гг. Вид на Чугунный мост и Балчуг.
Первый мост через Водоотводный канал, или как его называли раньше, Канаву, появился здесь в 1785 году. Мост был деревянный, но с чугунными перилами. От этих перил он и получил своё название. Через полвека, в 1835 году, на его месте был построен инженером П.Я. де Витте однопролётный мост с ездой понизу. Проезжая часть была подвешена на трёх чугунных арках, богато украшенных позолоченным орнаментом.




Фото кон. 1860 - 1870-х гг. Вид в сторону Кремля с колокольни церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором.
Чугунный мост виден справа.

Давно когда-то, за Москвой-рекой,
На Пятницкой, у самого канала,
Заросшего негодною травой...
М. Ю. Лермонтов

А ещё через полвека, в 1889 году, старый Чугунный мост был заменён трёхпролётным железным балочным мостом. Он прослужил дольше своих предшественников и был реконструирован только в 1966 году.


Фото 1900-х гг. Вид на Чугунный мост и Пятницкую улицу.


Фото нач. 1930-х гг. из архива ЦИГИ. Вид на Чугунный мост и Балчуг


Фото 1964-1965 гг. Вид на Чугунный мост и Пятницкую улицу


Фото 1965 г. Г. А. Тихомировой

Основные моменты

Айронбридж имеет длину 60 м и высоту 13,7 м. Центральный пролет протянулся на 30,5 м. Конструкция состоит из 800 деталей, для изготовления которых было использовано 379 тонн чугуна. Чугунный мост стал первым в своем роде, поэтому его собирали при помощи традиционных плотницких технологий. Для отдельных частей рамы применяли соединения типа «ласточкина хвоста» или «шип-паз», а половины ребер и верх арочного пролета скрепляли болтами.

Айронбридж стал образцом для новых мостовых конструкций в Англии. Используя наработанный опыт, в конце XVIII – начале XIX века в стране построили еще несколько мостов, причем для их возведения потребовалось уже меньше чугуна. В 1934 году было принято решение сохранить мост для истории. Движение по нему прекратили, и место было объявлено памятником индустриализации страны. В наши дни, недалеко от Чугунного моста, на правом берегу реки открыт музей «Iron Bridge Tollhouse», рассказывающий об истории промышленного освоения долины Северна в XVII-XIX веках.

История строительства Чугунного моста

В районе Чугунного моста берега Северна имеют характерный красноватый оттенок. Причина этого – богатые запасы гематита или красного железняка, из которого выплавляют чугун. Из-за обилия полезных ископаемых, начиная с XVII века, ландшафт в ущелье начал меняться, становясь все более индустриальным. В 1709 году в селении Колбрукдейл Абрахам Дарби I изобрел технологию промышленного использования кокса. Здесь было открыто несколько фабрик, и население района стремительно росло.

В начале XVIII века через реку Северн существовали только паромные переправы. Их было недостаточно для перевозок промышленных грузов, из-за чего остро встал вопрос о возведении нового моста, причем такого, который бы не мешал судоходству на реке. Инициатива строительства арочного моста исходила от английского архитектора Томаса Притчарда. С 1755 года в Шропшире находились доменные печи изобретателя и сталепромышленника Джона Уилкинсона, поэтому архитектор выступил с предложением отливать детали из дорогостоящего чугуна.

Основной проект сооружения был готов 1775 году, однако через два года, когда строительство Айронбриджа только началось, Притчард умер. Руководить всеми работами взялся владелец чугунолитейного завода Абрахам Дарби III. Дело было совершенно незнакомым, и чтобы изготовить крупные части мостовой конструкции, пришлось разрабатывать принципиально новые инженерные решения. Финансирование строительства обеспечили путем выпуска акций, а недостающие 3200 фунтов стерлингов добавил сам Дарби. Тем не менее итоговая стоимость проекта оказалось значительно выше расчетной, владелец завода имел большие убытки и много лет выплачивал долги.

Чугунный мост был собран летом 1779 года и начал эксплуатироваться к началу 1781 года. В начале XIX века было замечено, что Айронбридж покрыт трещинами, причинами которых стало напряжение металла, вызванное подвижками грунта и каменных опор. Мост стали ремонтировать, а в 1821 году опору на южной стороне заменили на более легкую, сделанную из чугуна.

Как добраться

Чугунный мост находится в 50 км к северо-западу от Бирмингема, а городе Телфорд, который удален от столицы Англии на 242 км. Дважды в день сюда ходят прямые поезда из Лондона. Кроме того, до Телфорда можно добраться на поездах, с пересадкой в Вулвергемптоне.