Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании. Проект" модульно- компетентностный подход в профессиональном образовании" Модульно компетентностный подход в среднем профессиональном образовании


« Политехнический колледж»

Научно- исследовательский проект

Модульно - компетентностный подход в профессиональном образовании

Лопунова Валентина Михайловна,

преподаватель физики.

Светогорск, 2015

Содержание

Введение …………………………………………………………………1

1.1. Актуальность исследования

1.2.Пояснительная записка………………………………………………5

1.3.Технологическая карта проекта……………………………………...6

Глава І Модули в современном образовании…………………….. 7

1.1.Зарубежный опыт

1.2.Принцип образовательной системы России……………………… 9

Глава ІІ Модульно- компетентностный подход в ПО ………… 10

2.1. Сущность модульно- компетентностного подхода в профессиональном образовании……………………………………

2.2. Ключевые образовательные компетенции студентов и их содержание …………………………………………………….. 16

Заключение …………………………………………………… 20

Список литературы…………………………………………… 21

Введение

1.1 Актуальность исследования

Переход экономики России на рыночные отношения коснулся и сферы профессионального образования: наши выпускники испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда, так как не имеют достаточной профессиональной подготовки и опыта практической работы. Рыночные отношения развиваются и изменяются очень активными темпами и выпускникам не гарантировано постоянное рабочее место на длительный срок, поэтому им приходится приобретать новую профессию или дополнительно переучиваться. За последние десятилетия изменилось содержание всех профессий: какие-то остались невостребованными, появилось много новых, в которые внедряются автоматизированные системы управления производственными процессами. В настоящее время возникла необходимость для системы профессионального образования успевать за изменениями на рынке труда. Сейчас для эффективной профессиональной и личностной самореализации возникла потребность в получении не только профессиональных, но и социальных, экономических, коммуникативных компетенций в области информационных технологий, которые используются сегодня во всех видах профессиональной деятельности. Профессиональное образование должно быстро реагировать на изменения на рынке труда. Все это требует повысить степень гибкости системы профессионального образования, создания совершенно новых форм взаимодействия с работодателями, чтобы они тоже активно участвовали в ее развитии. В этих условиях складываются новые взаимоотношения между субъектами рыночных отношений. Поэтому процессы взаимодействия учреждений профессионального образования разного уровня с рынком труда должны учитывать прежде всего сбалансированность спроса и предложения рабочей силы и на этой основе обеспечивать оптимальные пропорции развития сети учебных заведений, рационализировать объемы и профили подготовки рабочих кадров и специалистов с учетом запросов личности и социума, требований экономики, производства и рынка труда. [ 1 2 ] . Предприятия ждут молодежь с творческими возможностями, аналитическими способностями, склонностью создания нового в своей рабочей среде. Это самые актуальные вопросы в системе профессионального образования. По сути это стратегическая кадровая политика, основные принципы трудовой деятельности которой заключаются в необходимости постоянного обновления знаний и освоение новых профессий и специальностей. В настоящее время для системы профессионального образования актуально и «взаимовыгодно» взаимодействие производства и образования: работодатели сами участвуют в разработке многих рабочих программ и готовы сотрудничать в этом и дальше, ведь кому- кому, а предприятиям необходимы определенные знания, умения, практический опыт, которые будут востребованы на производствах. Двухстороннее сотрудничество этому способствует и проектирование профессиональных образовательных программ идет в нужном направлении. Происходит интеграция профессионального образования и производства, а эта объективная тенденция развития профессионального образования на сегодняшний день. В качестве основной эффективной технологии, которая должна обеспечить студента необходимыми и профессиональными, и социальными, и коммуникативными, и многими другими компетенциями рассматривается модульно- компетентностный подход в профессиональном образовании. Этот подход является концепцией непрерывного образования и проблема исследования состоит в недостаточном теоретическом обосновании его в ПО.

1.2 Пояснительная записка

Цель проекта: обосновать теоретические и технологические основы применения модульно- компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Гипотеза исследования: технология модульно- компетентностного подхода в профессиональном образовании будет эффективной в ОУ СПО, если будет разработан структурированный набор учебных элементов, комплектуемый в виде пакетов учебных материалов в соответствии с потребностями обучения.

Объект исследования: учебно- воспитательный процесс в СПО.

Предмет исследования: процесс формирования ключевых образовательных компетенций (ценностно- смысловых и коммуникативных).

Задачи исследования:

    Уточнить теоретические основы модульно- компетентностного подхода;

    Уточнить цели образования с позиции модульно- компетентностного подхода;

    Способствовать внедрению данной технологии в образовательный процесс ОУ СПО

Практическая значимость исследования состоит: в разработке учебных элементов для учебы и практики студентов по специальностям СПО по технологии модульно- компетентностного подхода.

Этап проекта

1.Подготовительный

2. Проведение исследования

3.Заключительный

Цели и задачи

1.Собрать и обработать информацию по теме проекта

2.Планирование работы по выполнению исследовательской части проекта . Изучение различных методик оценки модульно- компетентностного подхода в ПО, теоретической сути

3.Подведение итогов работы над проектом. Выводы

Рефлексия

Деятельность:

1.Сбор научной литературы по теме: модульно- компетентностный подход в ПО, изучение материала

2.Выполнение исследовательской части проекта. Анализ, сравнение различных научных подходов для внедрения модульно- компетентностного подхода, выбор оптимального варианта

3.Подготовка к защите проекта. Презентация.

Анализ работы.

1.3 Технологическая карта проекта

ГлаваІ Модули в современном образовании

1.1 .Зарубежный опыт

Понятие модульного обучения впервые появилось в 60-х годах в США, когда С.Н. Постлезвайтт предложил концепцию единиц содержания обучения и интеграцию их в программу занятий в колледжах и университетах страны. Он сам их называл сначала «микрокурсами», а потом «миникурсами». Позже их стали называть

«модулями». Приведем примеры использования этого понятия в разных странах:

1. Образовательная система США , которая окончательно сформировалась лишь столетие назад, благодаря философии прагматизма (например, работ Дж. Дьюи о социальном контексте образования) меньше всех кардинально меняется: у них практически отсутствуют реформы, коррективы в подготовку специалистов вносятся по ходу возникновения проблем.

2. Британская образовательная традиция занимает промежуточное место между американской системой и «континентальными» образовательными системами, они консервативны, привержены к традиционным формам обучения, не стремятся особо к инновациям.

3. Континентальные европейские образовательные системы больше всех испытывают необходимость в структурных реформах, именно здесь Болонский процесс порождает споры далеко за пределами страны. Именно в Германии, Франции, Италии происходят дискуссии о модернизации образования, напоминающие российские. Особенно, в современной Германии, именно там понятие «модуль» можно встретить часто. Модульный принцип важен здесь уже на этапе создания новой образовательной программы. Факультет готовит пакет документов с описанием ее концепции, структуры учебного плана. Пакет документов рассматривают, в дальнейшем утверждают. Обязательно должна быть модульная структура и накопительная система зачетных единиц. Перечень дисциплин внутри модулей, их объём в часах, соотношение аудиторной и внеаудиторной нагрузки не регламентируется, а мотивируется в каждом отдельном случае. Это побуждает последовательно обосновывать то, что представляется целесообразным в рамках конкретной программы.

4. Великобритания активно использует понятие «модуль» в своих образовательных программах. Многие учебные заведения переходят на модульное обучение. Эта структура обеспечивает высокую гибкость при выборе учебных курсов и дальнейшем усвоении студентами материала. Каждый модуль оценивается индивидуально после его освоения. Методы оценки включают письменные и устные экзамены, курсовые работы, экзамены по практике. Несколько модулей являются обязательными для освоения, студенты могут сами выбирать другие курсы (по выбору или факультативные), чтобы за год набрать нужное число зачетных единиц. За каждый учебный год студенты обычно должны набрать по 120 зачетных единиц. Модули в понимании британцев- это самостоятельные, независимые обучающие единицы, срок освоения которых длится один семестр и оценивается в 10 зачетных единиц. Каталоги модулей по индивидуальным курсам у них обычно публикуются на студенческих вэб- сайтах и любой студент может ими воспользоваться. Индивидуальные курсы разнообразные: по иностранному языку, вычислительной технике, биологии, социологии, освоению Интернета и многие другие. Студентам есть, что выбрать и изучать при желании на том уровне, который они сами себе выберут.

1.2. Принцип образовательной системы в России

Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 году. Ныне Болонское соглашение поддерживают почти 40 государств. Суть его- создание общеевропейского образовательного пространства. Россия приняла на себя обязательства по переработке содержательных установок и формальных принципов подготовки специалистов со средним образованием и по существенному изменению подходов к формированию нормативных документов в области образования. Эти обязательства связывают:

    Изменение соотношения аудиторной и самостоятельной работы в сторону увеличения доли самообучения в образовательном процессе.

    Увеличение гибкости образовательных программ, возможность получения профессиональных навыков по рабочим профессиям в родственных областях деятельности.

Систему, которую мы вводим В Российском образовании, а в частности в профессиональном образовании правильнее именовать модульно- компетентностной , потому что модули и компетенции – это компоненты единого целого, они тесно взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга. Эта система побуждает нас внести большие изменения в организацию учебного процесса. Теперь должны поменяться отношения между преподавателем и студентом. Если в традиционной системе была главная связь: Госстандарт- учебный план- дисциплина-студент, то в новой системе модуль становится очень важной единицей, который регулирует и программу обучения, и деятельность преподавателей, и сам процесс обучения студентом, и оценку знаний студента до самого получения квалификации.

ГЛАВА ІІ Модульно- компетентностный подход в ПО

2.1. Сущность модульно- компетентностного подхода в профессиональном образовании

Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста СПО является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений является внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования нового поколения. Новый стандарт отличается тем, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для определенной профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, нужные для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях , наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют грамотного методического осмысления. Такое обучение в первую очередь должно быть в профессиональном образовании, потому что концепция долгосрочного социально- экономического развития России на период до 2020 года предусматривает опережающее развитие начального и среднего профессионального образования по вполне понятной причине: срочно необходимы специалисты среднего звена и высококвалифицированные рабочие.

Модульно- компетентностный подход в профессиональном образовании представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных и ключевых компетенций студента, в качестве средства её достижения – модульное построение содержания и структуры профессионального обучения. Слово модуль переводится как мера ( от латинского слова modulus ). Итак, модуль – относительно самостоятельная часть какой- либо системы, единство взаимозаменяемых частей чего-либо. Модульная система может применяться на разных уровнях:

Низший уровень - только для контроля знаний студентов

Средний уровень – по модульной системе связываются отдельные дисциплины

Высший уровень – модульная система обучения связывает все дисциплины учебного плана, т.е. обучение ведется по модульному учебному плану.

Модули могут быть представлены как логичные, последовательные компоненты программы обучения по конкретным областям или дисциплинам: описание целей и задач, относящихся к содержанию;

    описание результатов обучения (знания, навыки, переносимые компетенции);

    стратегии преподавания;

    процедуры оценивания;

    описание учебной нагрузки студентов;

    вступительные требования.

Модуль - это законченная единица образовательной программы, которая формирует одну или несколько определенных профессиональных компетенций , сопровождаемая контролем знаний и умений студентов на выходе. Соответственно, модульная образовательная программа – это совокупность и последовательность модулей , направленная на овладение определенными компетенциями , необходимыми для присвоения квалификации . Понятие компетенция « включает»:

знание и понимание, знание как действовать, знание как быть .

Иными словами, « компетенция или компетентность , есть некоторое качество субъекта, включающее в себя когнитивные, мотивационные, ценностные и практические аспекты, которое проявляется в успешных действиях в какой-либо области». Для того, чтобы вводить модульное обучение, необходимо следующее:

    перестроить учебный процесс

    предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих моментов

    разработка системы реализации профессиональных модулей

    обновление материально- технической, информационно- библиотечной базы учебного заведения

    повышение квалификации педагогических работников

    ведение административно- управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса.

Реализация модульно- компетентностного обучения предполагает разработку:

    структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплине учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем;

    учебных и методических материалов для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;

    системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов.

Структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить рекомендации (в виде критериев) по изучению дисциплины и прохождению оценки компетентности. При этом учебное занятие носит практикоориентированную форму. Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов СПО характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно- методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Все это позволит оптимизировать воспитательно- образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов учреждений СПО, модульная система обучения даёт гибкость и свободу в выборе форм и методов обучения, позволяет снизить затраты времени на практическую подготовку. Для модульного построения учебного процесса характерна интегрированная междисциплинарная связь и сочетание теоретического и практического обучения, что приводит к повышению мотивации студентов в их освоении.

Модульно-компетентностный подход в обучении:

    Имеет личностную направленность.

    Осуществляется в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия, анализируются их результаты и вводятся коррективы.

    Осуществляется на базе комплексного системного подхода, направленного на освоение компетенций.

Цель обучения – подготовка специалиста к эффективной профессиональной деятельности. Результат зависит от эффективности четырёх составляющих:

    Эффективная среда обучения.

    Эффективная организация обучения.

    Эффективная методика обучения.

    Эффективная методика оценки.

2.2 Ключевые образовательные компетенции студентов и их содержание

Образовательная компетенция , по мнению А.В. Хуторского, - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности студента, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к реальной действительности .

Следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Компетенции для студента - это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.

Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов.

Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.

К примеру, студент осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует её компоненты уже после окончания образовательного учреждения, поэтому во время учёбы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Чтобы обеспечить соотносимость компетенции с традиционными образовательными параметрами, А.В. Хуторской раскрывает содержание понятия «образовательные компетенции», перечислив структурные компоненты компетенции :

    название;

    тип в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная);

    круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;

    социально–практическая обусловленность и значимость (для чего она необходима в социуме);

    смысловые ориентации студента по отношению к объектам, личностная значимость компетенции (в чём и зачем студенту необходимо быть компетентным);

    знания о круге реальных объектов;

    умения и навыки, относящиеся к этому кругу реальных объектов;

    способы деятельности по отношению к ним;

    минимально необходимый опыт деятельности студента в сфере компетенции (по ступеням обучения);

    индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения) .

Определив понятие образовательных компетенций, следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:

    ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

    общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

    предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов .

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется А. В. Хуторским на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а так же основных видов деятельности студента, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

    Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения студента в ситуациях учебной или иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом.

    Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых студент должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

    Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Студент овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

    Информационная компетенция . При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности студента с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

    Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для студента каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

    Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Студент овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

    Компетенция личностного самосовершенствования направлена в тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам студент. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности .

Перечень ключевых компетенций дан А.В. Хуторским в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности. В конце следует сказать, что проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное модульно-компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Заключение

Реализация модульно-компетентностного подхода в образовательном процессе требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

Во-первых , целью обучения становится не процесс, а достижение студентами определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются так же и подходы к оценке - в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью студентов.

Во-вторых , меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу студентов в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности студентов и личной ответственности за принятие решений.

В связи с этим актуальным становится проблема постановки целей образования, решить которую можно с позиции модульно- компетентностного подхода: цель образования – формирование ключевых образовательных компетенций. Поэтому определение целей профессионального образования означает описание возможностей, которые могут приобрести студенты в результате образовательной деятельности.

Иерархия образовательных компетенций следующая – ключевые компетенции, общепредметные компетенции и предметные компетенции. К ключевым образовательным компетенциям относятся – ценностно-смысловые компетенции, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция и компетенция личностного совершенстовования.

Технология конструирования образовательных компетенций проходит ряд последовательных этапов - построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»; проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебниках.

Список литературы

    Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара "Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы". - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - с. 25-30.

    Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

    Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/Педагогика. 10. 2003. - с. 26.

    Гетманская А.А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет–журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–24.htm

    Доманский Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции // Интернет–журнал «Эйдос». - 2003. - 24 апреля. - .

    Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006, - с. 67.

    Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - 5. - 2003.- с. 22-27.

    Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. -

    Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2005 г.). - М, 2005. - с. 17-23.

    Лебелев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. - № 5 – с. 3-12

    Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. - 2, с.152-154.

    Топоровский В.П. Развитие профессинальной компетентности специалистов в условиях деятельности ресурсных центров. «Человек и образование», №4, 2014.

    Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756–р (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

    Тихоненко А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников // Начальная школа. - 2006. - №4. - С. 78–84.

    Фрумин И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Учительская газета. - 2002. - №36. - http://www.ug.ru/02.36/t24.htm

    Харламова Т. Компетентное обсуждение // Школьный психолог. - 2002. - №20.

    Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

    Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58–64.

    Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998.

Разделы: Общепедагогические технологии

Великая цель образования - это не знания, а действия.
Герберт Спенсер

Необходимость перехода к компетентностной парадигме обусловлена требованиями современного рынка труда, предъявляющего высокие требования к квалификации специалистов. Компетенции рассматриваются как феномен, отражающий существующий баланс интересов общества (в меньшей степени государства), образовательных учреждений, работодателей, а также потребителей услуг.

Понятие "компетенция" определено в существующих проектах стандартов, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Именно уровень соответствия индивидуальных показателей (результатов обучения) является основным показателем компетентности для работодателя и общества. Суть компетентностного подхода состоит в том, что в процессе образования у человека должно быть сформировано целостное социально - профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования, в основе которых лежат потребности рынка труда.

Ведущим понятием компетентностного подхода на сегодняшний день становится "образовательный модуль", при этом итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно - компетентностный. Наиболее примечательной особенностью модульно - компетентностного подхода оказывается авторство соответствующих моделей образовательных стандартов/программ: оно принадлежит не представителям образовательных ведомств, а ассоциациям, комитетам, федерациям, осуществляющим координацию профессионалов в соответствующих сферах профессиональной деятельности. Соответственно, сама проблема компетентностного подхода обретает иное выражение: речь идёт о системе, позволяющей достаточно объективно оценить пригодность каждого индивидуального соискателя - будущей деятельности, а также - выработать чёткие критерии качества этой деятельности, позволяющие будущим работникам осуществлять целенаправленную подготовку для получения признания в этой области.

Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда.

В условиях модульно-компетентностного подхода в пределах отдельного модуля (выступающего целостной единицей образовательного стандарта по специальности или образовательной программы учебного заведения) осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.

Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно - модульного подхода.

Для развития модульно-компетентностного подхода в современной российской теории и практике образования характерны следующие особенности:

Нацеленность на становление ключевых и профессиональных компетенций является перспективным направлением в науке и практике образования;

Идея развития компетенций наиболее интенсивно развивается в системе профессионального образования;

Компетентностный подход предполагает переход в конструировании содержания образования - от "знаний" к "способам деятельности", что должно быть отражено и уже находит своё отражение прежде всего в ФГОС;

Реализация компетентностного подхода требует выделения значительных ресурсов на подготовку кадров, способных работать в рамках данного подхода;

Противоречие между определением понятия "модуль" в различных системах профессионального образования ("профессиональный модуль" для НПО,СПО и "учебный модуль" для ВПО);

Модульно - компетентностный подход является результатом более глубокой технологической проработки компетентностного подхода применительно к системе профессионального образования, т.е. формой его реализации, максимально удобной для использования в системе НПО и СПО;

Работы по разработке образовательных программ, основанных на модульно - компетентностном подходе, обладающих необходимой логикой, последовательностью, прозрачностью, обеспечивающих преемственность с отечественной дидактической традицией, которая хорошо известна и широко используется в мировой практике, ведутся с 2005 года. Они представляют собой комплект документов, отражающий содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определёнными профессиональными и общими компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации по профессии или специальности.

Можнл выделить следующие основные слагаемые разработки таких программ:

Ориентация на потребности рынка труда;

Гибкость структуры образовательной программы по отношению к изменениям параметров внешней среды и внутренних условий организации процесса обучения;

Обеспечение "прозрачности" результатов обучения для обучающихся, педагогов, мастеров производственного обучения, руководителей образовательных учреждений, работодателей, общественности, представителей административных структур;

Необходимость организации субъект - субъекного взаимодействия участников педагогического процесса.

Следуя из этого, можно выявить и систематизировать принципы модульно - компетентностного подхода при разработке образовательных программ на основе ФГОС.

Эти принципы делятся на три группы:

Принципы формирования образовательной программы;

Принципы реализации образовательной программы;

Принципы контроля эффективности программы.

Совокупность этих принципов составляют основу построения образовательных программ адекватных текущим и перспективным потребностям бизнеса.

К принципам формирования образовательной программы относится следующее:

1. Необходимость участия работодателей впроведении образовательной политики.

2. Формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки квалифицированных кадров в целом и их разделов в виде компетенций, как в профессиональной области, так и социально - личностной деятельности.

3. Определение компетенций выпускников с учётом основных функций и видов профессиональной деятельности.

4. Выделение в структуре учебного плана модулей, позволяющих формировать у обучаемых определённые компетенции.

5. Формулировка задачи образования как развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности.

К принципам модульно- компетентностного подхода при реализации образовательной программы относится следующее:

Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникативных технологий.

Широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Организация в рамках учебных программ встреч с представителями компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классов экспертов и специалистов.

В рамках образовательного процесса создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.

К принципам модульно-компетентностного подхода при контроле эффективности реализации образовательной программы можно отнести следующее:

Обеспечение гарантии качества подготовки квалифицированного специалиста путём разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей, а также посредством регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей.

Создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и навыки, а также уровень приобретённых компетенций для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям образовательной программы.

Максимальное приближение программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что важной отличительной чертой модульно - компетентностного подхода является детально спланированная, диагностично заданная цель образования (обучения), с разработанными критериями оценки качества заданных образовательных результатов.

Проектирование образовательного процесса на основе требований ФГОС означает переход от проектирования содержания образования к проектированию результатов образования и системы организации управления процессом обучения, обеспечивающего высокий уровень качества образования выпускника.

Разделы: Общепедагогические технологии

Великая цель образования - это не знания, а действия.
Герберт Спенсер

Необходимость перехода к компетентностной парадигме обусловлена требованиями современного рынка труда, предъявляющего высокие требования к квалификации специалистов. Компетенции рассматриваются как феномен, отражающий существующий баланс интересов общества (в меньшей степени государства), образовательных учреждений, работодателей, а также потребителей услуг.

Понятие "компетенция" определено в существующих проектах стандартов, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Именно уровень соответствия индивидуальных показателей (результатов обучения) является основным показателем компетентности для работодателя и общества. Суть компетентностного подхода состоит в том, что в процессе образования у человека должно быть сформировано целостное социально - профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования, в основе которых лежат потребности рынка труда.

Ведущим понятием компетентностного подхода на сегодняшний день становится "образовательный модуль", при этом итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно - компетентностный. Наиболее примечательной особенностью модульно - компетентностного подхода оказывается авторство соответствующих моделей образовательных стандартов/программ: оно принадлежит не представителям образовательных ведомств, а ассоциациям, комитетам, федерациям, осуществляющим координацию профессионалов в соответствующих сферах профессиональной деятельности. Соответственно, сама проблема компетентностного подхода обретает иное выражение: речь идёт о системе, позволяющей достаточно объективно оценить пригодность каждого индивидуального соискателя - будущей деятельности, а также - выработать чёткие критерии качества этой деятельности, позволяющие будущим работникам осуществлять целенаправленную подготовку для получения признания в этой области.

Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда.

В условиях модульно-компетентностного подхода в пределах отдельного модуля (выступающего целостной единицей образовательного стандарта по специальности или образовательной программы учебного заведения) осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.

Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно - модульного подхода.

Для развития модульно-компетентностного подхода в современной российской теории и практике образования характерны следующие особенности:

Нацеленность на становление ключевых и профессиональных компетенций является перспективным направлением в науке и практике образования;

Идея развития компетенций наиболее интенсивно развивается в системе профессионального образования;

Компетентностный подход предполагает переход в конструировании содержания образования - от "знаний" к "способам деятельности", что должно быть отражено и уже находит своё отражение прежде всего в ФГОС;

Реализация компетентностного подхода требует выделения значительных ресурсов на подготовку кадров, способных работать в рамках данного подхода;

Противоречие между определением понятия "модуль" в различных системах профессионального образования ("профессиональный модуль" для НПО,СПО и "учебный модуль" для ВПО);

Модульно - компетентностный подход является результатом более глубокой технологической проработки компетентностного подхода применительно к системе профессионального образования, т.е. формой его реализации, максимально удобной для использования в системе НПО и СПО;

Работы по разработке образовательных программ, основанных на модульно - компетентностном подходе, обладающих необходимой логикой, последовательностью, прозрачностью, обеспечивающих преемственность с отечественной дидактической традицией, которая хорошо известна и широко используется в мировой практике, ведутся с 2005 года. Они представляют собой комплект документов, отражающий содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определёнными профессиональными и общими компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации по профессии или специальности.

Можнл выделить следующие основные слагаемые разработки таких программ:

Ориентация на потребности рынка труда;

Гибкость структуры образовательной программы по отношению к изменениям параметров внешней среды и внутренних условий организации процесса обучения;

Обеспечение "прозрачности" результатов обучения для обучающихся, педагогов, мастеров производственного обучения, руководителей образовательных учреждений, работодателей, общественности, представителей административных структур;

Необходимость организации субъект - субъекного взаимодействия участников педагогического процесса.

Следуя из этого, можно выявить и систематизировать принципы модульно - компетентностного подхода при разработке образовательных программ на основе ФГОС.

Эти принципы делятся на три группы:

Принципы формирования образовательной программы;

Принципы реализации образовательной программы;

Принципы контроля эффективности программы.

Совокупность этих принципов составляют основу построения образовательных программ адекватных текущим и перспективным потребностям бизнеса.

К принципам формирования образовательной программы относится следующее:

1. Необходимость участия работодателей впроведении образовательной политики.

2. Формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки квалифицированных кадров в целом и их разделов в виде компетенций, как в профессиональной области, так и социально - личностной деятельности.

3. Определение компетенций выпускников с учётом основных функций и видов профессиональной деятельности.

4. Выделение в структуре учебного плана модулей, позволяющих формировать у обучаемых определённые компетенции.

5. Формулировка задачи образования как развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности.

К принципам модульно- компетентностного подхода при реализации образовательной программы относится следующее:

Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникативных технологий.

Широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Организация в рамках учебных программ встреч с представителями компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классов экспертов и специалистов.

В рамках образовательного процесса создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.

К принципам модульно-компетентностного подхода при контроле эффективности реализации образовательной программы можно отнести следующее:

Обеспечение гарантии качества подготовки квалифицированного специалиста путём разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей, а также посредством регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей.

Создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и навыки, а также уровень приобретённых компетенций для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям образовательной программы.

Максимальное приближение программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что важной отличительной чертой модульно - компетентностного подхода является детально спланированная, диагностично заданная цель образования (обучения), с разработанными критериями оценки качества заданных образовательных результатов.

Проектирование образовательного процесса на основе требований ФГОС означает переход от проектирования содержания образования к проектированию результатов образования и системы организации управления процессом обучения, обеспечивающего высокий уровень качества образования выпускника.


2 Из материалов коллегии Минобрнауки России 15 ноября 2006 года Работа по организации разработки нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Российской Федерации осуществлялась в соответствии: с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года; Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы, (приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. 40).


3 Из материалов коллегии Минобрнауки России 15 ноября 2006 года Министерством привлечен к работам значительный ресурсный потенциал и широкая академическая общественность для решения поставленных задач в рамках проектов в годах Федеральной целевой программы развития образования и Аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы».


4 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 – 2010 Г.Г. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективы.


5 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 – 2010 Г.Г. Совершенствование содержания и технологий образования Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального и карьерного роста. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования.




7 Анализ структуры и содержания стандартов профессионального образования. 1. Отсутствие четкой структурно-содержательной взаимосвязи между разделами стандартов «требования к уровню подготовки» и «обязательный минимум содержания». 2. Текстовая избыточность стандартов (по нашей оценке для стандартов первого поколения - до 80%), являющаяся следствием необходимости повторения описания в каждом стандарте одних и тех же блоков «обязательного минимума содержания». 3. Серьезным структурным недостатком действующих образовательных стандартов является отсутствие ориентации на компьютерные средства их ведения и обработки. 4. Отсутствие связи между образовательным стандартом и конкретными ожидаемыми результатами обучения. Стандарт базируется на описание учебного материала по дисциплинам, а не на системе требований к ожидаемым достижениям обучения.


8 Анализ структуры и содержания стандартов профессионального образования (продолжение) 5. Отсутствии механизмов постоянного обновления образовательных программ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе (конкурс объявляет Правительство Р.Ф.) «не реже одного раза в десять лет». При этом текущее совершенствование содержания образования, ориентированное на перспективу развития современной технологии, вполне может быть истолковано как недопустимое отклонение от стандарта. 6. Отсутствие связи между понимаемым учебным заведением качеством подготовки специалистов и требованиями работодателей. 7. Отсутствие механизмов измерения качества подготовки квалифицированных специалистов. 8. Отсутствие преемственности, как интегрирующего фактора системы непрерывного профессионального образования, требующее определения функций каждой ступени в формировании личности и формулировании конечных результатов обучения.


9 Анализ структуры и содержания стандартов профессионального образования (продолжение) 9. Вызывает также сомнение и правомерность «периодично- циклического» подхода к обновлению образовательных стандартов по схеме: разработка (1-2 года) - использование (5-10 лет) - переработка (1-2 года). Перечисленные недостатки практически ставят под сомнение способность действующих стандартов выполнять их основные функции, и в частности такие, как «являться основой объективной оценки деятельности образовательных учреждений», «обеспечивать образовательную мобильность учащихся в рамках, выбранной ими или обусловленной жизненными обстоятельствами образовательной траектории» и др. Таким образом, необходимо радикальное обновление структуры и содержания существующих стандартов профессионального образования.


10 Компетентностностный подход, как основа обновления содержания профессионального образования Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Сегодня компетентность чаще определяют как сочетание умений самостоятельно, ответственно (действенная компетентность) и с умением выполнять определенные трудовые функции.


11 Компетентностностный подход, как основы обновления содержания профессионального образования (продолжение) Американская ассоциация промышленников так формулирует требования к эффективному (компетентному) работнику: правильный выбор оборудования; организация и ведение документации и базы данных; рациональное распределение времени и денег; общение с людьми с разным культурным опытом; умение осваивать новые профессиональные умения.


12 Компетентностностный подход, как основа обновления содержания профессионального образования (продолжение) По данным рейтинговых агентств, современный российский работодатель при наборе новых сотрудников обращает внимание прежде всего на: наличие диплома об образовании (преимущества имеют те, кто имеет не один диплом), при этом имеет значение, какой вуз окончил претендент; наличие сертификатов дополнительной подготовки; опыт работы; мотивация к труду и на занимаемую должность; корпоративная принадлежность, умения работать с коллективом; представления (резюме), составленное по определенной форме; результаты тестирования; умение решать прикладные (практические) задачи.


13 Компетентностностный подход, как основы обновления содержания профессионального образования (продолжение) При работе и решении о продвижении по карьерной лестнице, т.е. при делегировании неких элементарных управленческих функций работнику внутри компании, работодатель обращает внимание на следующие характеристики работника: готовность к карьерному росту; мотивация компетентности; инициатива; ответственность за собственные решения, умения прогнозировать последствия принятых решений и способность нести ответственность за последствия; аккуратность в работе с документами; продуктивность (умение вести несколько проектов); мобильность; готовность к увеличенным нагрузкам; опыт решения проблем в группе и опыт организации группы для решения проблем; умение планировать и прогнозировать; умение работать с информацией для себя и группы; умение эффективно представить результаты своей работы; способность к рациональным, аргументированным и рефлексивным решениям.


14 Компетентностностный подход, как основы обновления содержания профессионального образования (продолжение) Мотивация и ответственность – отличительные черты компетентного поведения работника от некомпетентного. Применительно к профессиональному образованию Э.Ф. Зеер констатирует, «что компетентность человека определяют его знания, умения и опыт». Характеристика человека как компетентного – это своеобразного рода социальное признание.


15 Компетентностностный подход, как основы обновления содержания профессионального образования (продолжение) Компетентностный подход – это подход акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Тип (набор) этих ситуаций зависит от типа (специфики) учебного заведения.


16 Компетентностностный подход, как основы обновления содержания профессионального образования (продолжение) Важно выделить, что компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.






19 Категории знания (американская модель) Первая категория знания - знание-описание - позволяет описывать окружающий мир и внутреннее состояние человека, эта категория универсальна, однако, актуальна в строго определенном контексте. Вторая категория знания - знание-объяснение - позволяет выйти на теоретический уровень. Третья категория знания позволяет синтезировать знания, чтобы они стали единым целым. Знание-предсказание или прогноз предшествуют знанию-intervention, которое предполагает активное вмешательство в процесс, что должно привести к позитивному результату. Контролирующее знание позволяет управлять процессом познания.


20 Второй компонент компетентности - умения, которые делятся Дж. Стретчем на восемь групп. Первая группа представлена - умениями мыслить критически. Вторая группа - кооперативные умения, то есть умения существовать в коллективе и работать в команде. Третья группа умений позволяет делать осознанный и правильный выбор. Четвертая группа умений - ценить разнообразие («разность»), допускать «иное». Пятая группа умений нацелена на то, чтобы раскрыть потенциал другого, добиваться от членов команды максимального вклада в общее дело. Шестая группа умений - это умение мыслить системно. Седьмая группа умений - это умение работать творчески, видеть новое, перенести привычное в новую плоскость. Восьмая группа умений – лидерские.


21 Третий компонент компетентностного образования – ценности: Личные, Групповые (семьи, друзей, профессиональной группы), Общественные (закон, мораль), Ценности самоуважения (быть тем, кто ты есть, и гордиться этим), Ценности непрерывного образования (быть всегда открытым новому знанию).


22 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Подход в реформировании обучения заключается в разработке и освоении таких форм обучения, когда «акцент обучения переносится с преподавательской активности преподавателя, который планирует, оценивает, задает вопросы, ставит задачи – преподает в широком смысле, на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учащихся».


23 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ Термин «ключевые компетенции» впервые появился в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» в 1992 г.. А в 1996 г. на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы», были выделены пять ключевых компетенций современных выпускников: 1.Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, регулировать конфликты ненасильственным путем). 2.Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе (принятие различий, уважение других, способность взаимодействовать с людьми других культур, языков, религий). 3.Компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке. 4.Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение новыми технологиями, понимание возможностей их применения, критическое отношение к информации, распространяемой средствами массовой информации и рекламы). 5.Способность учиться на протяжении всей жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте профессиональной подготовки.


24 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ Стратегия модернизации российского образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах». Все ключевые компетентности имеют ряд характерных признаков: 1.Ключевые компетентности многофункциональны. Компетентности относятся к ключевыми, если овладение ими позволяет решать проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. 2.Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в учебном заведении, но и на работе, в семье, в политической сфере и др. 3.Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного, критического мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. 4.Ключевые компетентности многомерны, то есть они включают в себя различные умственные процессы и интеллектуальные способности, коммуникативные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл.


25 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ (РОССИЙСКИЙ ВАРИАНТ) В структуре ключевых компетентностей, на наш взгляд, должны быть представлены: компетентность в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне учебных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).


26 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ Пример ключевых компетенций представленных в виде перечня, сделанного на базе списка компетенций, который явился результатом обсуждения этой проблемы на семинарах Совета Европы в рамках проекта «Среднее образование в Европе». Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением; запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.


27 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ Думать: организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; нанимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы. Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.


28 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых измений; показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.


29 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПТЕНЦИИ Профессиональная компетентность определяется как готовность и способность специалистов к реализации знаний, умений, навыков, опыта в реальных условиях профессиональной деятельности. Компетентности объединяют опыт, не сводимый только к набору знаний и умений, а целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к труду и получению нового продукта. А это требует принципиальной смены логики образовательного процесса и изменения его структуры и содержания. Соотношение целей образовательной деятельности и получение результата – подготовка компетентного специалиста, определяет качество образования. Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении некоторых профессиональных вопросов.


30 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Будем различать следующие виды профессиональной компетентности: специальная компетентность владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; социальная компетентность владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также социальная ответственность за результаты своего профессионального труда; личностная компетентность владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; индивидуальная компетентность владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил; Названные виды компетентности означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности.


31 ФУНКЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ 1.Подготовка обучаемых к учебному процессу: ориентация на цели и действия; выбор целей учения; уточнение значимости целей обучения; формирование мотивации к учению; планирование учебных действий; активизация внимания. 2. Выполнение учебных действий в соответствии с поставленной целью: понимание, запоминание материала; интеграция и применение выученного. 3 Управление учебными действиями: наблюдение за процессом обучения; оценка учебных действий; внесение коррективов в учебный процесс и методов обучения; осмысление хода учения. 4. Оценка результатов работы: отчет о процессе обучения и его результатах; оценка процесса обучения и его результатов. 5. Поддержка мотивации к обучению и концентрации внимания.


32 Концепции модульной технологии обучения: -предварительное проектирование учебного процесса; -центр внимания - учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности); -диагностика целесообразности и объективного контроля результатов; -целостность учебного процесса как педагогической системы. При модульном обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий.


33 Достоинствами модульного обучения являются: повышение качества обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков; компетенция определяет необходимые личностные качества; сокращение сроков обучения (иногда до 40%); реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения; быстрая адаптация учебно-методического материала к потребностям производства, запросам потребителя, гибкое реагирование.


34 ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Модульное построение обучения дает ряд преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса. К этим преимуществам относятся: 1.обеспечение системного подхода к построению курса и определению его содержания; 2.гибкость структуры модульного построения курса; 3.эффективный контроль за ходом учебного процесса, промежуточными и конечными результатами обучения; 4.исключение дублирования в содержании изучаемого предмета и возможность перераспределения учебного времени на расширение доли практических и лабораторных работ; 5.наглядное представление структуры курса способствует его совершенствованию и улучшению планирования работы преподавателей;


35 ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) 6. возможность лучшего удовлетворения потребности студентов в индивидуализации процесса обучения в части получения дополнительных специализаций и сокращения сроков изучения дисциплин; 7. усиление мотивации учения и заинтересованности студента в результатах обучения; 8. стимулирование активной повседневной систематической работы студентов; 9. улучшение атмосферы экзаменационных сессий за счет снятия значительной доли стрессовых ситуаций и случайностей; 10. обеспечение более объективной оценки деловых качеств студентов.


36 Проблемами модульного обучения можно считать следующее: длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование; наличие современной материально-технической базы: необходимо иметь современное оборудованные, оснащенные учебные места; некоторая сложность организации учебного процесса. Преодоление сложностей организации зависит в основном от способностей организаторов учебного процесса. наличие высококвалифицированных специалистов (для СПО - наличие у преподавателей педагогического и технического образований) при низкой тарифной сетке оплаты труда. психологическая и профессиональная незащищенность преподавателей в государственных учебных учреждениях нет практики работы по индивидуальным методикам, защищенным авторским правом.


37 ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Внедрение модульного обучения требует определенной организационной перестройки учебного процесса. Это касается планирования работы преподавателей, разработки соответствующего методического обеспечения, подготовки лабораторной базы к фронтальному проведению лабораторных работ, организации системы контроля знаний.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Майданченко С.В.

ГПОУ «Енакиевский Политехнический Техникум», г.Енакиево

Аннотация: в данной статье автором рассмотрены теоретические предпосылки компетентностного подхода в профессиональном образовании. Определено место компетентностного подхода в системе профессионального образования. Раскрыто соотношение понятий «компетентность» и «качество образования».

Ключевые слова : профессиональное образование, компетентностный подход, профессиональная компетентность, общие компетенции.

В современном обществе образование является одной из самых значимых сфер человеческой деятельности. Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Компетентностно-ориентированное профессиональное образование – объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту ряд новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий. Подобные требования одни авторы называют базовыми навыками (В.И. Байденко), другие – надпрофессиональными, базисными квалификациями (А.М. Новиков), третьи – ключевыми компетенциями .

В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах. Б.Д. Эльконин полагает, что «компетентность – мера включенности человека в деятельность» . С.Е. Шишов рассматривает категорию компетенции «как общую способность, основанную на знаниях, ценностях, склонностях, дающую возможность установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы» .

Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Поэтому компетенции «охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности. Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». По определению А.В. Хуторского компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним .

Что касается профессиональной компетентности, то анализ показывает наличие нескольких аспектов. Согласно первому аспекту «профессиональная компетентность – это интегративное понятие, включающее три слагаемых - мобильность знаний, вариативность метода и критичность мышления». В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах.

Анализ требований Государственного образовательного стандарта показал, что обучающиеся образовательных учреждений среднего профессионального образования должны обладать общими и профессиональными компетенциями. Общие компетенции – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами. Именно компетентность выпускника является основой конкурентоспособности работника. В связи с этим основной тенденцией развития среднего профессионального образования на сегодняшний день является реализация компетентностного подхода, направленного на развитие общих и профессиональных компетенций студентов техникума.

Компетентностный подход в практике профессионального образования обусловлен явным расхождением между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением, и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Это несоответствие имело место практически всегда и выражалось во фразе, которой часто встречали выпускников профессиональных учебных заведений, пришедших на производство: «теперь забудь то, чему тебя учили, и слушай меня!». В условиях рынка руководители предприятий и организаций стали предъявлять жесткие требования не только к уровню образования, но и к личностным, деловым, нравственным качествам специалистов, принимаемых на работу. Каждому руководителю необходимо получить специалиста, который начнет выполнять свои обязанности сразу и качественно.

Преимущества компетентностного подхода:

Формулируются цели и задачи программ обучения, соответствующие требованиям работодателей;

Повышается гибкость учебных программ;

Повышается мотивация получения профессии;

Повышается эффективность и качество профессиональной подготовки, уровень профессиональных компетенций;

Создаются стандартные, объективные и независимые условия оценки качества обучения;

Повышается уровень взаимодействия и взаимной ответственности обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения;

Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности осуществляется с учётом реальных производственных условий, за счёт чего ускоряется адаптация молодых специалистов на производстве;

Формируется производственная культура и уважение к выбранной профессии.

Для успешной реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании необходимо выполнение следующих условий:

1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции.

2. Определение конкретной цели обучения.

3. Определение конкретных способов достижения цели.

4. Формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций. Каждый преподаватель при разработке рабочих учебных программ ориентируется в первую очередь на требования стандарта.

5. Наличие в учебном заведении соответствующей среды обучения и квалифицированных в модульно-компетентностном обучении преподавателей.

Таким образом, повысить качество обучения в среднем профессиональном образовании позволяет реализация компетентностного подхода в условиях тесной взаимосвязи будущих работодателей, научно-методического содержания подготовки кадров и мотивации студентов к высокому уровню своей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Байденко В.И., Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. – С. 22–46.

2. Давидович В., Судьба философии на рубеже тысячелетий / В. Давидович // Вестник высшей школы. – 2003. – №3 – С. 4–15.

3. Ландшеер В., Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. – 1988. – №1.

4. Князева О.Г., Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ГОС СПО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 236–237.